Евангельские проповеди на рождество. Eвангельские проповеди. Рождество — это праздник устроенный для всех

Сейчас мы празднуем Рождество. По сути, мы всю жизнь его празднуем и благодарим Бога за то, что некогда в городе Давидовом родился нам Спаситель, Христос Господь. Эти дни с особой силой говорят нам о важности славословия Иисуса Христа и поклонения Ему. Почему? Потому что поклонение и славословие были особенно высоки в те древние Рождественские дни. Ангелы славили, волхвы поклонялись , пастухи поклонялись . Все радовались, что на землю пришёл Спаситель-Господь, Христос. Сам Бог-Творец неба и земли сошел в эту юдоль земную, стал человеком, жил на этой земле для того, чтобы своей жизнью принести нам благодать, спасение, искупление и вечную жизнь! Настоящее поклонение, настоящая хвала всегда на устах, но она рождается в сердце. Имя Христово должно быть высоко поднято в нашей жизни и всегда оставаться на этой высоте. Нам просто это делать, когда нам легко. Но бывают моменты, когда не знаешь, как дальше идти, что-то кажется несправедливым, когда, может быть, хочется сказать: «Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших. И уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце моё» (Пс.142:3-4). Многие из нас сказали бы: конец! Но псалмопевец сказал другое: «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих...» (ст.5).

И в это время имя Божие высоко. И для нас это важно. Рождество очень о многом говорит нам, говорит о величии имени Божия, явленном в Иисусе Христе, о высоком Имени Иисуса Христа, которое, по сути, является началом нашей духовной жизни, основанием её, продолжением и завершением. Как написано об Иисусе Христе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр.1:8).

Хочу обратиться к слову Господню и прочитать место, которое вы все хорошо знаете: «И внезапно явилось с Ангелом, многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:13-14). Вот такая песнь была спета не людьми, не царями, ни вообще проспали Рождение Иисуса Христа! И когда позже пришли волхвы, Ирод выяснил, что он даже представления не имеет, что на земле родился Царь Иудейский. Это был голос Божьей благодати, это был голос с неба, это пели Ангелы. Но они пели для того, чтобы в нас рождалась вера и правильное отношение к Тому, Кто тогда явился на этой земле крошечным младенцем, а сегодня мы знаем Его, как Спасителя, совершившего подвиг души Своей, искупившего нас кровью Своей, запечатлевшего нас Духом Своим Святым, являющегося нашим первосвященником на небесах и ведущего нас по этой жизни в небо.

Слава Богу! Я хотел бы, чтобы мы на это обращали внимание, и обратили внимание ещё на что-то. Слова этого гимна очень простые, и вы все их знаете, но жизнь веры то не как у афинян: что-то новое. Жизнь веры то в обновлении духа смотреть на Иисуса Христа, и тогда то, что кажется старым, давно знакомым, становится силой, обновляющей нашу жизнь, обновляющейся постоянно. Написано, что милость Господня обновляется каждое утро. Слава Богу нашему! Ангелы пели: лава в вышних Богу! то же особенного в этой песне? Богу-то всегда в вышних слава была. Когда не было её Тому, Кто живёт в неприступном свете и Кого не вмещают небеса небес? Он всегда пребывает во славе Своей и никогда не был и не будет неславен. В этой песне было нечто особенно е. Слава, которая принадлежит Богу, святому Израиля, Который живёт среди славословий Израиля, в ту ночь воздавалась с земли как никогда. Земля в тот момент, как никогда со времени грехопадения, принесла славу Богу. И дело не в том, что Он мог что-то сделать. Он был ещё слабым младенцем, как все младенцы беспомощным. Но с земли возносилась слава. Лютер написал однажды такие слова:

«Не в золоте постель Твоя,
Лишь стены здесь вокруг Тебя,
Но Ты, Небесный Царь, на нём,
Во всём величии Твоём »

Это величие Божьей любви, святости, правды, явленной в Иисусе Христе. Это величие Его Духа, потому что на земле, с того момента, когда все согрешили, появился Кто-то, в Ком дьявол не имел никакой части, и это было местом славы Божьей. На земле, недалеко от Вифлеема, тогда появился Некто, в чьём Духе не было греха, лукавства, зла. На Его устах играла не просто улыбка, напоминающая любовь, на его устах играла улыбка, говорящая о любви неба. Это действительно была слава Бога. И если мы будем глазами веры смотреть на Него, поймём, что наша жизнь, наше служение начинается с обновления нашего духа, с Того, Кем для нас является Иисус Христос. Он принёс на землю любовь, милосердие, то Его качества. Он хочет, чтобы мы приняли это верой и поняли, что Он сделал это для нас, чтобы мы, признавая Его Господом, смотрели на Него, чтили Его, слушались Его. Чтобы в наших сердцах звучали слова: Дорогой мой Господь, я Тебе принадлежу, веди меня, как хочешь, делай со мной, что хочешь. Я знаю, что только тогда, когда я в Тебе, да будет Тебе слава! Только тогда я что-то могу, когда я стараюсь подражать Тебе, как чадо возлюбленное.

Он ещё лежал крохотным Младенцем, Он ничего ещё вроде бы не сделал, но уже тогда на этой земле произошло то, о чем заранее сказал о Нём пророк Исаия: «Младенец родился нам, Сын дан нам, владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века» (Ис.9:6-7). Мы видим, сегодня действует то, что было положено в этом Младенце, в этом новом Адаме, родоначальнике нового человечества. Это действует во мне и в тебе, чтобы мы в этом жили, чтобы понимали, что умножению владычества Его нет предела. Мы это пережили, не правда ли? Когда нас гнали, когда нам было трудно, мы видели это каждый раз, чем дальше мы шли за ним.

Действительно, богатство его благодати, сила Его любви и слово наставления Его, Оно заполняет нас всё больше и больше, оно распространено по всему миру. Умножению владычества Его и Мира Его нет предела. Слава Богу за эту жизнь! Слава Господу за Его милосердие! Очень важно, чтобы имя Иисуса всегда было высоко в наших глазах. Когда мы здесь еще жили, то как раз в эти дни, 7 января, на Рождество у нас умер сын. Это было очень тяжёлое испытание для нас с Надей. Это была кошмарная, тяжёлая ночь, была милиция, скорая помощь. Потом я вернулся домой, мне казалось, что пол уходит из-под моих ног, а свет светит в моём доме. Я поднял к нему глаза и сказал: ты видишь, как мне тяжело, у меня может быть десять детей, но этого ребенка мне никто не заменит, но он в руках Твоих, и я спокоен. Слава Богу! Мы можем быть спокойны, потому что ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе. Слава Господу! Это дано нам.

Написано: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение». Иисус принёс мир земле. Веруя в Него, мы получили прощение в Иисусе Христе. Ни в ком другом. В Нём наш мир с Богом.

Тебе трудно, тяжело, хочется что-то изменить. Может быть, трудно в церкви или что-то непонятно. Такие вещи тоже бывают. Мир сердцу дает Христос. Найди Его на правильном месте. Там, где Имя Иисуса высоко, там будет мир. Он даёт этот мир. Этот мир не сам собой приходит в нашу жизнь, как какое-то волшебство. Он приходит в наше сердце тогда, когда мы восходим на Голгофу и не забываем, что там произошло. Там Бог меня простил и дал мне великое сокровище: на жертвенник моего сердца легла кровь не агнцев, не тельцов, не козлов, но Сына Божьего. Это великое сокровище, святыня, которую мы должны совершать в страхе Божьем и пронести по своей жизни. Если ты правильно встал перед крестом, то в сердце пришёл мир, пришло смирение. Смирение это не то, как мы иногда понимаем: стиснув зубы идти за Христом, стараясь делать всё, что надо.

Настоящее смирение рождается тогда, когда я падаю к ногам Христа, распятого на Кресте, понимая сколько Он для меня сделал. Остальное уже не имеет решающего значения, и потому во всех трудностях моей жизни я могу сказать: не очень тяжело, а могло быть хуже. Ты меня спас. Тогда благодарное сердце умеет смиряться, умеет бороться, умеет плакать, умеет находить мир и нести его другим людям.

Сегодня многие спрашивают, где тот, кто благословит нас в том, в чём мы нуждаемся? Он там лежал в яслях а сене, соломе, в величии неба. Слава Господу! Он на кресте Голгофском явил свою любовь и силу, победив ненависть любовью, злобу терпением, высокомерные насмешки смирением. И сегодня это принадлежит мне и тебе, хотя не всегда бывает легко и просто. Это не так, что я помолился, и все скорби ушли. Но я в Твоих руках, поэтому я спокоен. Ты меня не оставишь, Ты мне поможешь, Ты меня научишь. Пока у меня есть Ты, мне ничего не страшно. Во Христе Божие благоволение к нам. Бог прощает нас. Бог любит нас. Он крестит нас Духом Святым. К Нему можно прийти, ибо он Пастырь добрый и Первосвященник по чину Мелхиседека. И не где-то Его надо искать: Он в святилище у Отца на небе. Идя за Ним мы получаем благословение, получаем Духа Святого, получаем свободу для Духа.

Если мы Его ученики, то познаем истину, и она сделает нас свободными. Какая свобода у духовного человека? Не делать же, что я хочу? Но пребыть в Господе и любить как Он любит. Он сделает нас свободными. Когда мы смотрим на Него, Дух Святой начинает обретать свободу в нашей жизни, потому что Христос сказал: «От Моего возьмёт и возвестит вам» (Ин.16:14).

Христос дал Свободу Духу Святому прославить Его, наставить нас на всякую истину, в скорби утешить нас тем утешением, которым мы сможем других утешать. В Нем благоволение к каждому из нас.

Когда-то, в 1982 году, приехал сюда Виктор Иванович, собрал нас, молодых служителей, тогда я был еще дьяконом, рассказывал нам какие-то вещи, а потом он встал, протянул руку и сказал: молодые служители, посмотрите на свои церкви. В них есть сёстры, которые отдали жизнь свою Богу, поэтому они остались без семей. Сегодня они уже не молодые, и им трудно. У них много искушений, они знают, что такое одиночество. Им кажется, что их жизнь не принесла того плода, который надо. Они думают, что они негодные для Бога. Пойдите, и скажите им: блажен человек, который переносит искушение. Эти слова меня очень сильно коснулись, и я помню их уже двадцать лет. В Иисусе Бог благоволит к нам, если мы уповаем на Его милость, ходим в страхе Господнем, если мы верим в Иисуса Христа. Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение! Слава Господу! Жизнь всегда будет трудной, если мы идём за Господом, но Тот Кто однажды перед вечерей Своей сказал ученикам: «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (Лк.22:28-29). Однажды, придя на эту землю, Он скажет тем, которые с Ним страдали: войдите в радость Господина Своего (см. Мф.25:21). Когда-то, когда мы только пришли в церковь, к нам приехал сосуд. Пророчество было многим людям. Он подошёл к одной старенькой сестре, взял её за руку и сказал: прекрасная ты Моя, так говорит тебе Господь. В Иисусе Христе к нам есть благоволение. Эта сестричка не была особо заметной, не была активной, но я знаю, что, когда мы придем в небеса, в короне Небесного Царя будет сиять красота каждого, кто с Ним терпел и в Него верил, кто был запечатлён Его Духом и устремлён к Нему в ожидании Грядущего с небес. Стоит трудиться, стоит бороться, стоит за это жизнь всю отдать! Пусть Бог благословит всех нас. Я счастлив, что Бог нашёл нас на этой земле, омыл нас кровью Своей, поставил на Свой узкий путь и вложил в наши сердца великую истину, что Иисус Господь наш, Иисус спаситель наш. В Нём утешение наших сердец, в Нём сила для нашей жизни. В Его любви смысл нашей жизни. В Нём благоволение Божие к нам, мир с Богом и будущность.

Ричард Циммерман ,

епископ, Германия

Мир и благодать вам святые и возлюбленные братья и сёстры во Христе!

Поздравляю вас радостным праздником Рождества Христова.

Святой апостол Павел явление Господа в мир, определяет как «Благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога » Тит. 3:4.

Святой апостол Иоанн, подобным же образом восторженно констатирует: «Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам». 1Иоан.1:2.

Я поздравляю вас, драгоценные служители Бога живого с явлением жизни в рождённом Младенце Иисусе Христе.

«И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе ». 1Тим.3:16.

Я поздравляю вас, благословенные проповедники Евангелия, с даром благодати и человеколюбия Бога, явившегося в наш погибающий от жестокости мир в лице Иисуса Христа.

Я поздравляю вас, матери и отцы, с восхитительным, невероятным, непостижимым по своей силе явлением Бога в рождённом Иисусе Христе. Исполнилось древнейшее пророчество. Подвиг материнства освящён рождением Святого Младенца.

Я поздравляю вас, страдальцы за веру, гонимые, отверженные и униженные, с манифестом мира, прощения, любви и благодати дарованной нам в явлении Иисуса Христа. Ваш путь как других, не украшен цветами,..Но ваш труд не тщетен пред Господом. И велика ваша награда на небесах! Так пусть ваши слёзы зажигаются звёздами в судьбах спасённых. Пусть мир свыше и благоволение Бога Отца возрождает новые и новые сердца.

«И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение »! Лук.2:13,14.

Я поздравляю вас, дети, огорчённые своими отцами, и отцов, не исполнивших свой святой родительский долг, ибо Христос соединяет собою разрушенные семьи, даруя прощения всем грешникам, и даруя любовь самым ожесточённым сердцам. Он есть мир наш! Так пусть забудутся обиды. Пусть матери прижмут к груди своих детей. Пусть не будет сирот. Да исполнится пророческое слово о Господе нашем Иисусе Христе.

« И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием ». Мал.4:5,6.

Я поздравляю вас, утомлённые грехом, узники страстей плоти, ибо с рождением Младенца Иисуса Христа, есть у вас сила, способная разорвать самые страшные оковы, и отпустить измученных на свободу.

«Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» . Гал.4:4,5.

Здоровья вам, благополучия, сил духовных, радости и мира в сердца ваши.

Пусть Его благодать сделает вас счастливыми, и духовно богатыми.

«В Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» . Кол.2:9,10.

С братской любовью Ю. Сипко раб ничего не стоящий.

«Вдруг предстал им ангел Господен, и слава Господня осияла их; и объял их страх великий. И сказал им ангел: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Лук.2:9-11.

С Рождеством Христовым, земля.

Поздравляю вас, возлюбленные Господом братья и сёстры, с праздником Рождества Христова.

Слово праздник у каждого вызывает позитивные эмоции. Праздник – это встреча с любимыми. Праздник – это радостное приобретение. Праздник — это взятая высота. Праздник – это достижение цели, исполнение желаний. Праздник – победа.

Поздравляю вас с днём рождения Иисуса Христа, Сына Божьего. Это праздник всех народов Земли! Это праздник Неба. Это праздник поколений живших в далёком прошлом. Это праздник ныне живущих людей! Это праздник тех, кто завтра придёт на землю. Ибо мы празднуем явление ЖИЗНИ! «Ибо жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам эту вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам». 1Иоан.1:2.

Народ Божий жил ожиданием явления Бога. Пророк Исайя видел это чудо, он говорил об этом совершено определённо, уверенно, хотя окружающий мир был занят собой.

«Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам: владычество на плечах Его. И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Ис.9:6.

  • Он Чудный!

Рождение Иисуса Христа – это праздник исполненного Божьего обещания. Он пришёл в мир, как Чудный, не от мира сего. Он не земной. Он человек, но Он Бог! Он принёс с Собой чудо, открыв доступ к Отцу, дав нам право называться и быть детьми Божьими. Истинный Сын человеческий. Истинный Бог. «Бог, явился во плоти»! «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, – Он явил». Иоан.1:18. Чудо! «Я и Отец – одно». Иоан.10:30. Он Чудный! Обладая всем, Он отдал Себя в выкуп за человека. Сотворив всё, Он уподобился творению, и от творения претерпел смерть. Смерть не могла удержать Его. Христос воскрес из мёртвых! Он Чудный. Его жизнь есть Чудо. Его смерть есть чудо. Его воскресенье есть и чудо и победа! Он чудный. Ибо Он есть Любовь!

  • Он Советник!

Он пришёл в мир, Советник, знающий боли каждого, желающий помочь каждому. Он пришёл послужить. Мы празднуем Рождество того, кто искушён во всём, кто знает, как искушаемым помочь! Мы празднуем рождество Иисуса Христа, который и ныне зовёт к себе каждого, обещая разрешить все проблемы. «Придите ко Мне, все измученные и обремененные, и Я успокою вас». Матф.11:28.

  • Он Бог крепкий!

Исайя называет Иисуса, идущего в мир «Бог Крепкий». Как ободряюще, как величественно это ожидание пророка. Христос Иисус, показал свою крепость. Он победил дьявола в искушении в пустыне. Он до конца исполнил порученное ему Отцом. Он действительно Бог крепкий. Он воскрес из мёртвых. Он создал церковь. Все силы ада бессильны против Христа. Потому, что Он «Восшед на высоту, пленил плен и дал дары людям». Еф.4:8. Праздник Рождества — это праздник победы! «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную величия на высоте». Евр.1:3.

  • Он Отец вечности!

Мы празднуем Рождество Иисуса, названного Отцом вечности! Это потрясающее звание, Имя, которое носит Иисус, есть бесконечность. Им создано всё. Всё Им стоит. «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Иоан.1:3. Это не просто констатация факта. Это явление для нас, «вам родился Спаситель!», вот почему это праздник наш. «Ибо жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам эту вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам». 1Иоан.1:2. Поздравляю Вас, с явлением ЖИЗНИ!

  • Он Князь Мира!

Мы празднуем Рождение в мир Иисуса Христа, который назван Князем Мира! Война, начавшаяся в Эдемском саду, разрушила мир Адама с Евой. Эта война привела к тому, что Каин, восстал на брата своего Авеля и убил его! Это война разрушила мир между человеком и Богом. Это война разрушила мир в сердце Адама. С тех пор тьма объяла сердце человека, наполнив его страхом. И доныне, в сердцах людей царствует разрушительная, смертоносная сила греха. Ни власть, ни богатство, ни образование не в силах дать мир измученному сердцу человека. Только Христос! Он есть мир наш!

Христос властелин мира. Он стал жертвой умилостивления, примирив Собою человека с Богом. Христос примирил Собою человека с человеком. Он восстановил человека, освободив его от рабства греху, и дав свободу, освятив человека Собою. «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми, и непорочными, и неповинными пред Собою». Кол.1:21,22.

«А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки кровью Христа. Ибо Он – мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотью Своею, а закон заповедей – учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, созидая мир». Еф.2:13-15.

Поздравляю вас, благословенные Господом братья и сёстры с праздником Рождества Христа Иисуса.

Праздник бывает кратким. Только миг. А потом серые будни. Холод. Мрак. Страх. Но если Иисуса Христа, из праздника позвать в свою жизнь, то вся жизнь превратится в праздник.

Ваша жизнь, из обыденной превратится в чудо, если Христос будет вашим Богом.

Ваша жизнь будет жизнью счастья, если Советник Христос, будет вашим Богом!

Ваша жизнь будет жизнью победы, если Христос, Бог крепкий, будет вашим Богом.

Ваша жизнь будет жизнью вечной, если Христос, Отец вечности, будет вашим Богом.

Ваша жизнь будет жизнь мира, если Христос, Князь мира будет вашим Богом.

Издревле Израиль ожидал пришествия Спасителя Мессию, который должен принести Своему избранному народу процветание и свободу, благоденствие и правление над миром. Во 2 Цар.7:12-13 сказано:
12 Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его.
13 Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки.

Многие древние пророки говорили о приходе Мессии – Вечном Боге, который должен был посетить и спасти Свой избранный народ. Известен был год его явления и место Его появления . «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена». (Дан.9:25) Иудеи ветхозаветного времени свято верили, что "около этого времени некто из их страны станет правителем обитаемой земли". (Иосиф Флавий: "Иудейские войны" 6,5.4).

Древние мудрецы, философы и пророки рассуждали, каким же будет пришествие Бога на землю. Пророк Исайя, ожидавший этого момента, говорил:
1 О, если бы Ты расторг небеса [и] сошел! горы растаяли бы от лица Твоего,
2 как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы. (Ис.64:1,2).

И в то же время Господь ему открывает тайну Своего пришествия.
«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». (Ис.7:14)
И далее: «Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира».(Ис.9:6)
Что думал пророк в тот момент, когда писал это? Разве мог Святой Вечный Бог родиться простым человеческим ребенком, от простой земной девушки? Да Исайя и представить этого себе не мог. И сегодня рождение Иисуса Христа остается для всех загадкой.

Слово «дева» имеет значение «молодая непорочная девушка, не вступившая в брачные отношения» . Толкователи, которые перевели Ветхий Завет на греческий язык, так и написали: «девственница, без вмешательства мужчины, при Божием вмешательстве, особым образом зачнёт святое Дитя».

Удивительно, что даже родословная Иисуса Христа в Евангелие от Матфея отражает чудо рождения Мессии.
Если взглянуть на древние родословные Израиля, то мы увидим, что в них записывались только одни мужчины: за одним отцом всегда шёл другой (муж родил мужа). Таков порядок. Матфей же нарушает этот порядок, показывая уникальность и святость Христа: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос». (Матф.1:16). Не от мужа (Иосифа), а от Марии, молодой девушки, девственницы, не познавшей мужчины.

Давайте прочитаем удивительную историю рождения Спасителя, написанную евангелистом Лукой.
6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. (Лук.2:6-18)

Итак, Бог пришёл в мир, и ничего особенного не произошло: не сдвинулись горы, не поколебалась и не растаяла земля. Бог, Царь неба и земли, родился простым человеческим ребенком не в царских палатах, не в богатом тереме и даже не в гостинице... Мария родила своего первого малыша в хлеву и положила его в кормушку для скота, потому что не было у нее не люльки, ни кроватки.
И вдруг в хлев заходят пастухи. Как они узнали о рождении Христа? Что их подвигло ночью прийти к незнакомым людям? Зачем они пришли?
Конечно же, о рождении Спасителя им сообщил Отец Небесный через Своих посланников - ангелов. Желание увидеть долгожданного Господа и поклониться Ему привело их ночью в хлев. Так была открыта тайна древних пророчеств.

В момент рождения Иисуса Христа весь мир переживал странное чувство. О пришествии великого Царя знали даже языческие народы. Так, римский историк Светоний Транквилл писал: "На востоке распространено было давнее и твердое мнение, что судьбой предназначено в эту пору выходцам из Иудеи завладеть миром". (Светоний Транквилл: "Жизнь Веспасиана" 4,5). Римский историк Тацит тоже говорит, что "было твердое убеждение... что в это самое время восток станет могучим, и правители, по происхождению из Иудеи, захватят мировое господство". (Тацит: "Истории" 5,13).

И вот обещанный Царь родился, и у Его колыбели стоят мудрецы, пришедшие с востока. Это были знатные люди из языческих народов; знатоки философии, медицины и естественных наук, астрономии, толкователи снов. В Писании они названы волхвами.
В древности все люди верили в астрологию. Верили, что по звездам можно предсказать будущее, и что судьба человека определяется звездой, под которой он родился. Как возникли такие поверья? Испокон веков люди наблюдали за таинственным звездным небом, пытались понять, что происходит в глубинах вселенной. Они видели, что звезды, светила, их движение имеют закономерный порядок. Если вдруг появлялась на небосводе новая звезда, или что-то необычное нарушало неизменный порядок, люди говорили, что Сам великий Создатель нарушил установленный Им порядок, чтобы возвестить миру нечто особенное.
Так произошло и в день рождения Христа. Волхвы увидели новую яркую звезду и сразу поняли, что случилось что-то значимое и необычное. Сравнив древние пророчества со временем появления звезды, они пошли поклониться и принести дары родившемуся Царю.

Матфей так говорит об этом:
1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. (Матф.2:1,2)

Благодаря Божественной мудрости и проведению, эти люди смогли найти новорожденного Царя, поклониться Ему и принести дары. Волхвы посетили Бога, и это была Его воля.

К Младенцу Иисусу пришли мудрецы и пастухи : два рода людей, которые олицетворяют собой языческие народы и Израиль, мудрость и простоту, богатство и бедность.
Христос принимает всякого, кто захочет прийти к Нему, признать Его своим Господом и Спасителем, поклониться Ему и принести в дар свое сокрушенное сердце и душу.
Если к Великому Святому Богу могли приходить только священники, служащие в храме, то к Иисусу может прийти каждый человек на земле, независимо от его статуса и положения. Христос открывает путь к Небесному Отцу. Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его». (Иоан.14:6,7)

В Младенце Христе исполнились древние пророчества. Вечный Господь, Создатель мира пришел на грешную землю как простой смертный человек, оставив Свой престол и Своё небесной царство.
Небеса, все воинство небесное ликовало и возвещало: «… не бойтесь; мы возвещаем вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь…»

В чем же состоит эта великая радость? Какова спасительная миссия Иисуса Христа на земле?
С приходом Христа грешный мир увидел истинный Свет, надежду, мир, покой, милость, благодать, прощение, спасение, жизнь вечную и любовь.
Писание говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Ин.3:16.
Вот она Благая весть, вот та великая радость, о которой сообщили всем народам ангелы!

Проповедь
Рождество Иисуса Христа и волхвы. Мф.2:1-12

Восточные мудрецы, маги, волхвы, о которых рассказывается в рождественской истории, – это язычники, пришедшие со стороны восхода солнца, то есть с востока. На востоке от Израиля в древние времена находилась Персия, в наше время там находится Ирак.
Восточная Персия и Израиль тесно связаны между собой. Именно Персидским царём Артаксерксом когда-то был отпущен пророк Неемия с письмом о восстановлении Иерусалима. И именно оттуда к Иисусу пришли волхвы.

На востоке верили, что звёзды – это цари. Появление новой звезды на небосводе знаменовало рождение нового царя. Персы верили, что их царь Артаксеркс был потомком бога Вила и богини Астарты, так или иначе, связанных со звездами. Поэтому звездное небо так интересовало древних мудрецов. Вера в происходящие события в небесной глубине отражались в жизни Персии, иначе бы волхвы не двинулись бы на поиски новорожденного Царя, когда появилась на небе новая удивительная звезда. По крайней мере, никто из других народов не придал столь большое значение этому событию.

Более того, волхвы, скорее всего, были знакомы с пророчествами Даниила о рождении Мессии. "На востоке, - пишет Светоний Транквилл, - распространено было давнее и твердое мнение, что судьбой предназначено в эту пору выходцам из Иудеи завладеть миром". Римский историк Тацит тоже говорил, что в то время "было твердое убеждение... что в это самое время восток станет могучим, и правители, по происхождению из Иудеи, захватят мировое господство".

Итак, маги имели знания об астрономии, и ждали появление звезды, о которой в ветхозаветной книге Чисел написано:

«Я вижу того, чего ещё нет, вижу то, что ещё вдали! Вот восходит звезда от Иакова, жезл вздымается от Израиля!» (Числ.24:17)

Почему Господь выбрал именно этих людей, язычников, для поклонения новорожденному Христу?
Скорее всего, эти мудрецы могли быть приверженцами религии зороастризма, в основе учения которой стоял свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих дел. В древности и в раннем средневековье зороастризм был широко распространен на территории Персии.

Волхвы не только знали о веровании Иудеев, но также старались соблюдать нравственные законы. И Бог избирает их и отправляет в путь для поклонения Младенцу Христу, тем самым, как бы делая вызов еврейскому народу в том, что язычники придут поклониться Господу вперёд мудрейших Израиля. Псалмопевец так говорит об этом:

Пс.71:10-12
10 цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары;
11 и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему;
12 ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника.

Итак, волхвы видят на небосклоне удивительное явления – появившуюся новую звезду, понимают, что она исполняет предсказанное пророчествами, собираются в путь и приходят к самому правителю Иудеи – Ироду, в самое логово сатаны, ведь в своём стремлении к власти, царь убил многих соперников, включая сыновей и жену.

«Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». (Матф.2:2)

Почему же волхвы не пошли дальше за звездой, а пришли в Иерусалим к его правителю? Скорее всего, они рассуждали так, что новый царь должен был обязательно родиться у правителя. Но у Ирода никто не родился! Возникает вопрос: где родившийся новый царь? Они проделали трудный путь, в расстояние более 1000 километров, через пустыни и зря? Мало того, Ирод сам ничего об этом не знал.
Правитель Иудеи не на шутку встревоженный, зовёт книжников и фарисеев и задает им вопрос:

«Где должен родиться царь Иудейский, который есть Мессия?» , - и узнаёт, что пророченный Царь Израилев должен родиться в Вифлееме.
От волхвов он узнаёт и о времени появления звезды, то есть о примерном возрасте Младенца. Хитрый и коварный Ирод говорит им:
«Идите и поклонитесь младенцу царю, но после прейдите, скажите мне, где Он, я также поклонюсь ему».
Мудрецы пошли дальше. Теперь они знали и о месте пребывания нового Царя. И самое удивительное, что сама звезда указывала им путь и вела их, пока не остановилась над тем хлевом, где находился Младенец Иисус и его родители.

Знали ли книжники и фарисеи Израиля о рождении Мессии? Знали. Знали ли о времени и месте Его рождения? Знали. Они знали даже, у кого будет рожден Спаситель: у девушки, девственницы.
Первое упоминание об этом великом событии написано уже в первой книге Библии Бытие: «

И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». (Быт.3:15) Бог сотворит спасение из семени жены (только жены, без содействия мужчины). И, зная все признаки пришествия Мессии, иудеи не пошли поклониться Младенцу вместе с волхвами. Сам Христос однажды скажет им: «вы исследуете писания и думаете иметь через них жизнь вечную, а они свидетельствуют обо Мне». Ин.5:39

Волхвы же, найдя Младенца в хлеву, весьма возрадовались, ибо Тот, ради Которого затеялась дорога с непредсказуемыми последствиями, трудностями, верой в предания и удивительную звезду, сбылись! Они поклонились новорожденному Царю и преподнесли Ему достойные подарки: золото, ладан и смирну. А это очень дорогие дары, даже по современным меркам. Каждый дар имел свое значение:
Золото – знак царского происхождения;
Ладан – знак помазания на священническое служение;
Смирна- символ погребения.

По всей видимости, волхвы пришли они не одни. Их дорога проходила через безлюдные места, где действовали грабители и разбойники. Караван навьюченных верблюдов сопровождался множеством рабов, которые его охраняли. И все это ради одного крошечного Младенца – рожденного Царя, посланного в грешный мир Небесным Отцом для спасения всего человечества.

Даже будучи ребенком в руках матери, Бог уже начал акт спасения в лице Персидских мудрецов. Явившись волхвам во сне, Он позаботился о них, дав понять, чтобы они не возвращались к Ироду, но шли домой другим путём. Тем самым утверждая их в том, что происходящие события имеют весьма важный характер.

Господь – Создатель всего: вселенной, земного мира, человечества – Сам стал человеком. Но Он не просто пришёл пожить и, насладившись жизнью, умереть, а чтобы однажды испить чашу страданий за нас и в последние часы жизни так сильно страдать, что даже перед тем, как его схватят, говорить: «

Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». (Матф.26:39)

Пройдут года, и Мария увидит своего любимого Сына висящим на кресте, и тогда она вспомнит слова старца Симона:
«Этот ребёнок станет причиной тому, что многие в Израиле упадут и поднимутся, Он будет знамением, которому люди будут противится; более того меч пронзит и твоё сердце. Всё это случиться, чтобы сделать явными сокровенные мысли многих людей». Лк.2:34-35 Не зря Иисус сказал когда-то: «Я пришёл, чтобы вы имели удивительную жизнь». Ин.10:10
И эта удивительная жизнь - жизнь с Богом. Бог пришёл в мир, чтобы вернуть отношения с нами. Господь желает, чтобы мы искали Его, радовались Ему, жили с Ним и любили Его, чтобы наш поиск проходил через веру в невозможное, подобно удивительной вере волхвов.
«Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. "Вот Я! вот Я!" говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим». (Ис.65:1)

С этих удивительных событий прошло почти 2000 лет. И что же нам сегодня дает рождество Христово?

Если мы не знаем, зачем оно нам, то мы подобны тем людям, которые жили в момент рождения Христа в Вифлееме. В ту ночь они спокойно спали, и им не было дела до родившегося Спасителя. Следовательно, пропустили важнейшее событие, хотя были совсем рядом, так как не ждали Бога! Напротив, язычники со своими лже учениями нашли Его, потому что поверили в новую звезду на небосводе. Видя их веру, Господь благословил их ожидания.

Можно верить в Бога, но не искать Его. Можно говорить о Нём, но не желать жить с Ним. Так живут сегодня многие религиозные люди. Но Бог говорит:

«Ищите Меня и найдёте, если взыщите всем сердцем своим». Иер.29:13 Открытое сердце волхвов помогло им открыть Истинного Бога. Он даже звезду остановил над хлевом в Вифлееме, чтобы помочь им найти Того, к Кому они шли.

До того дня, когда мы пришли ко Христу, признали Его своим Господом и Спасителем, мы имели свои верования, порой основанные на нелепых приданиях и суевериях, а может кто-то их и сейчас еще имеет. Наш мир был ненадёжным и полным страха перед смертью. Все мы успели наделать много глупостей и грехов. Но, не смотря на всё это, Бог вёл нас Своими путями, подобными дороге волхвов, чтобы однажды мы воздали славу Иисусу Христу – Господу и Спасителю.

Он пришёл, чтобы победить грех, смерть и Диавола! Если бы не Божий замысел нашего спасения, мы просто не имели бы надежды на продолжение жизни. Но Бог любит нас, любит каждого здесь присутствующего! Он пришёл в этот мир, в этот грязный хлев, в семью бедняков, чтобы стать человеком и спасти нас от греха и смерти, и привести в Своё вечное царство любви, покоя и мира!

Хочешь ли ты войти в Его царство? Хочешь ли иметь прощение своих грехов? Хочешь ли иметь жизнь вечную? Тогда прими Христа!

Если мы признаём Его Царём, если исповедуем Ему свои грехи, то можем быть уверенным в Его милости, в Его прощении и спасении от суда.
Веруйте в рождённого Девой Марией Христа, и тогда Он однажды впустит вас, уверовавших в Него, в Свое Царство.
Да благословит нас Бог!

Святое дело на Рождество или достойное рождественское занятие

“Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было”. Евангелие от Луки 2:17-20

Для каждого времени – свой плод: летом яблоки, на Рождество ягоды остролиста1 . Земля плодоносит в соответствии с порой года, и у человека для всякого дела под небом свое время. Сегодня мир поздравляет сам себя с рождеством и высказывает себе наилучшие пожелания. А мне бы хотелось предложить вам более серьезное занятие. Размышляя сегодня о рождении Спасителя, давайте устремимся к моменту рождения Спасителя в наших сердцах так, чтобы, если “Христос в вас, упование славы” (Кол. 1:27), то нам желать “обновиться духом ума” (Еф. 4:23). Давайте попытаемся посетить Вифлеем своего духовного рождения, насладимся любовью и общением с Иисусом, как в святые, радостные, небесные дни медового месяца нашей христианской жизни. Давайте обратимся к Иисусу с тем юношеским восторгом, который так отчетливо проявился в нас, когда мы впервые увидели Его. Давайте вновь возложим царственный венец на Его чело, пусть Он будет коронован нами, ибо Он по-прежнему украшен свежестью юности, и “вчера и сегодня и во веки Тот же” (Евр. 13:8).

Жители Дурхама, расположенного близ границы с Шотландией, часто подвергались нападениям со стороны шотландцев, но, несмотря на это они были освобождены от воинской службы. В городе был собор, и они были определены епископом для особого служения, их называли “святорабочим людом”. И мы, жители нового Иерусалима, посреди которого Господь Иисус, можем освободить себя от обычного празднования этого дня и, помня о том, что мы тоже “святорабочий люд”, отметить его совсем не так, как это делают другие люди. Мы проведем наше время в святых размышлениях и блаженном служении милостивому Богу, который дал нам бесценный дар – новорожденного Царя.

Я избрал стихи из Евангелия от Луки для нашего размышления потому, что, как мне кажется, они раскрывают разные пути служения Богу, разные возможности выполнять святую работу и практиковаться в христианском мышлении. Каждый стих открывает особый путь для святого служения. Одни люди, как следует из текста, распространяли благую весть, рассказывая другим, о том, что они видели и слышали; другие удивлялись услышанному со святым изумлением и восхищением. По крайней мере один человек, судя по третьему из стихов, размышлял над этим событием. Третьи прославляли Бога и возносили Ему хвалу. Я не знаю, кто из них лучше послужил Богу, но думаю, что если бы мы сумели объединить внутренние переживания с конкретными действиями, то можно было бы поручиться, что мы послужили Богу самым благочестивым и богоугодным способом.

I. В первую очередь отметим, что некоторые люди РАСПРОСТРАНЯЛИ НОВОСТЬ, рассказывая другим о том, что видели и слышали. И воистину им было что рассказать. То, чего ожидали цари и пророки, наконец-то свершилось. Они нашли ответ на постоянно мучившую их загадку, и, кажется, могли бы вместе с древним философом пробежать по улицам с криком: “Эврика! Эврика!”, ибо их открытие было еще более выдающимся. Они нашли решение не задачи по физике и не надуманной философской проблемы, их открытию не было равных среди всех величайших открытий истории, ибо оно, подобно листьям дерева жизни, несло исцеление народам и, словно вода реки жизни, веселило град Божий. Они видели ангелов; слышали их прекрасную новую песнь. Они видели больше, чем ангелов, – они видели Царя ангелов, Ангела завета, в котором наша радость. Они слышали небесную музыку, а когда приблизились к вифлеемскому хлеву, ухом веры смогли различить музыку надежды, которой полнилась земля, которая не смолкнет в веках – торжественную, но ласковую музыку сердец, настроенных на прославление Господа. Это была славная мелодия объединенной радости Бога и человека. Они видели воплощенного Бога. Такое зрелище заставит говорить любого человека, если только неописуемое изумление не лишит его дара речи.

Подождите секундочку, помолчите, пока они смотрят на это чудо! Невероятно! Пастухи, выйдя из хлева, поспешат сообщить благую весть первому встречному. До самой ночи, не чувствуя усталости, они возглашали: “Придите и поклонитесь! Придите и поклонитесь Христу, новорожденному Царю!” А мы, возлюбленные? Есть ли в нас та радость, которая рвется наружу? Благая весть может поистине заставить говорить даже спящего, говорить о тайне воплотившегося ради нас Бога, Бога, спускающегося с небес, чтобы мы могли вознестись, Бога, истекающего кровью и умирающего ради того, чтобы мы не истекали кровью и не умирали. Бога, завернутого в пеленки, ради того, чтобы мы могли развернуть и сбросить спеленавший нас саван греха. Благая весть полезна слушающим ее. Человек, часто повторяющий ее, поступает праведно, а тот, кто редко пересказывает ее, имеет основания обвинить себя в греховном молчании.

Им было что сказать, и это что-то содержало в себе неповторимое сочетание, служившее и тайным знаком, и царской печатью, которые подтверждали божественность вести о Спасителе: неповторимое соединение возвышенного и простого. Ангелы поют! Они поют пастухам! Небо сияет славой! Оно сияет ночью! Бог – младенец! Бесконечный и в то же время в пядь длиной! Что может быть проще яслей, плотника, его жены и ребенка? Что возвышенней “воинства небесного”, пробуждающего ночь радостным пением, и Самого Бога, явившегося в человеческой плоти? Увидеть ребенка – не событие; но что за чудо увидеть Слово, которое “вначале было у Бога … и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца”. Братья, нам надо рассказать историю настолько же простую, насколько и возвышенную. Что проще? “Веруй и живи”. Что более возвышенно? “Бог во Христе примирил с Собою мир!” Путь спасения настолько удивителен, что даже ангелы, размышляя над ним, не могут не прийти в изумление; и в то же время он настолько прост, что дети в храме могут достойно воспеть его: “Осанна! Благословен грядущий во имя Господне”. Какое поразительное сочетание возвышенного и простого мы видим в великой жертве умилостивления, принесенной вочеловечившимся Спасителем! О, поведайте всем людям об этой спасительной истине!

Пастухи с радостью возвещали о рождении Спасителя, ибо то, что они возвещали, они приняли с небес. Радостная весть пришла к ним не от оракула, не через философские исследования, не из поэзии и не из писаний древних, в которые она вплетена особой тайнописью. Эта весть была открыта им Всемогущим проповедником Евангелия, возглавлявшим ангельское воинство, который сказал: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь”. Когда небо вверяет человеку откровение о милости, то человеку не остается ничего другого, кроме как принять ее и передать другим. Как можно, самому наслаждаясь благой вестью, делать из нее тайну? Для чего было посылать ангелов, если их весть не распространится? Наш возлюбленный Господь учит, чтобы мы не молчали: “Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях” (Мтф. 10:27). Возлюбленные, вы слышали голос с небес, вы, дважды рожденные люди, возрожденные для живой надежды, вы слышали, как Дух Божий свидетельствовал вам об истине Божьей и учил вас небесным откровениям. Поэтому вы должны отметить это Рождество, рассказывая ближним, что Духу Божьему было угодно открыть вам.

Пастухи рассказывали не только о том, что они услышали с неба, они говорили также о том, что видели на земле. Те истины, которые были сначала даны им в откровении, стали для них близкими и понятными благодаря тому, что они увидели Младенца. Никто не добьется успеха, возвещая истины Божьи, пока увиденное в книге он не откроет в сердце. Полученное откровение нам необходимо пропустить через себя, необходимо, чтобы Святой Дух научил нас и дал ощутить его реальное воздействие на сердце и совесть. Мои братья, Евангелие, которое мы проповедуем, открыто нам Господом, но, кроме этого, наши сердца испытали и проверили его истинность и силу. Если даже мы и не постигли его глубины и высоты, тем не менее, все же почувствовали его сверхъестественную силу в наших сердцах и душах. Евангелие открыло нам нашу греховную суть, но оно открыло и прощение. Оно истребило власть греха, царствовавшего над нами, и отдало нас Христу, чтобы Он воцарился в нас, предоставив наши тела Святому Духу, чтобы Он обитал в них, как в храме. Поэтому мы должны говорить. Я не призываю никого из вас просто пересказывать те места из Библии, которые посвящены Иисусу. Если вы будете так делать, ваша проповедь окажется неубедительной. Но я прошу проповедовать об Иисусе тех, чьи сердца знают Его могучее влияние, тех, кто не только слышал о Младенце, но и видел Его в яслях, брал Его на руки и принял Его как рожденного лично для вас, как своего Спасителя, Христа, помазанного для вас, Иисуса, спасающего вас от ваших грехов. Возлюбленные, можете ли вы не рассказывать о том, что видели и слышали? Бог дал вам вкусить благого слова жизни, прикоснуться к нему, и вы не сможете, вы не осмелитесь молчать, ибо вы должны рассказать своим друзьям и соседям о своих переживаниях.

Пастухи не читали книг, не знали ни одной буквы. Они были пастухами, но проповедовали хорошо; и, мои братья, что бы ни говорили иные люди, проповедовать могут не только те, кто получил ученые степени в Оксфорде, Кембридже или в каком-нибудь еще колледже или университете. Конечно, ученость не мешает благодати и может оказаться хорошим оружием в умелых руках, но очень часто благодать Божия прославляется простотой, позволяющей неграмотным людям понять и проповедовать Евангелие. Я бы не побоялся попросить весь мир отыскать ныне живущего магистра гуманитарных наук, который обратил к Богу больше людей, чем Ричард Уивер. Все епископы, вместе взятые, не сделали и десятой части того, что сделал он, если говорить о числе людей, обратившихся к Богу. Воздадим всю славу Богу, но не станем отрицать, что спасенный грешник, только что вылезший из шахты, с грубым акцентом углекопа рассказывает по Божьей благодати историю о кресте так, что их преосвященства смиренно сидят у его ног, чтобы научиться проникать в людские сердца и смягчать упрямые души.

Правда, необразованные братья годятся не для всякого служения, у них свой круг деятельности, но они вполне способны рассказать, что видели и слышали, и, как мне кажется, каждый человек способен на это в определенной мере. Если вы видели Иисуса и слышали Его спасительный голос, если вы приняли истину от Господа, ощущая Его великую силу, и если сила этой истины изменила ваш дух, то тогда вы уверенно можете рассказать, что Бог запечатлел внутри вас. И если вы не можете проникнуть в более глубокие тайны, не можете разобраться в тонкостях, ну, и ладно. Есть люди, которые могут это сделать, и вам нечего беспокоиться об этом. Вы можете открыть первые, основные истины, которые намного важнее. Если вы не можете говорить с кафедры, потому что ваши щеки заливаются краской и язык отказывается повиноваться перед большой аудиторией, то вспомните о своих детях: вы не можете стыдиться говорить перед ними. Рождественским вечером несколько человек собираются вокруг домашнего очага, в мастерской тоже собираются люди, да и в других местах вы находите слушателей, которым вы можете рассказать о любви Иисуса к потерянным грешникам. Не говорите больше, чем вы знаете, не рассказывайте о том, чего вы на самом деле не пережили, потому что скоро не будете знать, что сказать, начнете путаться в словах и окончательно собьете с толку своих слушателей. Идите настолько далеко, насколько вам хватает знаний; и коль скоро вы знаете, что вы грешник, а Иисус – Спаситель, при чем великий, то рассказывайте об этом и принесете много добра. Возлюбленные, пусть каждый из вас, кто бы он ни был, расскажет о том, что видел и слышал, распространит эту весть среди сынов человеческих.

Были ли они уполномочены? Большое дело быть уполномоченным! Неуполномоченные проповедники – это бесстыдные самозванцы! О, какой ужас, когда нерукоположенный человек, не имеющий апостольской преемственности, становится за кафедру! Это поистине страшно! Люди, подобные Эдуарду Пузе (один из отцов либерального оксфордского движения середины XIX века. – Прим. пер.), просто не в состоянии перенести весь ужас того, что неуполномоченный человек может проповедовать, осмеливается учить о спасении. Для меня этот ужас похож на страх школьника перед домовым, которого создало его собственное воображение. Когда я, видя, что человек попал в полынью, помогаю ему, то, мне кажется, нет ничего ужасного в том, что я послужил средством его спасения, хотя и не являюсь членом Красного Креста. Если я во время пожара услышу, как с верхнего этажа кричит несчастная женщина, которая может сгореть заживо, и подкачу к окну пожарную лестницу, тем самым сохранив ей жизнь, то не думаю, что я поступлю плохо, хотя и не работаю в пожарной охране. Если отряд смельчаков прогонит врага из своего графства, в то время, как наемники не выполняют своей задачи, подчиняясь какому-нибудь важному военному договору, то я не думаю, что это кого-нибудь шокирует.

Знайте, что пастухи и подобные им люди обладают апостольской преемственностью и уполномочены божественным рукоположением, ибо каждый человек, слышащий Евангелие, уполномочен передать его другим. Вы хотите подтверждения моим словам? Вот, пожалуйста, само святое Писание говорит об этом: “И слышавший да скажет: прииди…” (Откр. 22:17). Пусть каждый человек, по-настоящему слышащий Евангелие, зовет других пить воду жизни. Вот и все необходимые полномочия для того, чтобы проповедовать Евангелие в меру своих способностей.

Не каждый человек может проповедовать Слово, и не каждого человека мы бы хотели увидеть проповедующим в большом собрании, ибо если бы все были устами, то Церковь была бы большой пустотой. И все же каждый христианин так ли, иначе ли, но должен передавать Благую весть. Наш мудрый Бог устроил все так, чтобы свобода пророчествовать не привела к появлению митингующей толпы, и поэтому Он дал не многим людям дары пастора и проповедника, но все-таки пусть каждый человек в соответствии со своими способностями проповедует. Пусть каждый из вас, хотя и не за кафедрой, а на скамье, в мастерской, где-нибудь, когда-нибудь распространяет благоухание Господа Иисуса Христа. Пусть это наделит вас полномочиями: “И слышавший да скажет: приди!” Я никогда не спрашивал ни у кого разрешения кричать “Пожар!”, когда я видел горящий дом. Мне и в голову не приходило искать особых полномочий для того, чтобы делать все, от меня зависящее, для спасения ближнего. И я не собираюсь жить по-иному! Полномочия, которые нужны вам, вы получите не у прелатов, украшенных батистовыми лентами, а прямо у великого Главы Церкви, Который дает право каждому человеку, слышавшему Евангелие, учить ему своего ближнего, говоря: “Познайте Господа”.

Вот, мои братья, один из способов отпраздновать святое и в каком-то смысле веселое Рождество. Подражайте этим простым людям, о которых сказано: “Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем”.

II. А теперь обратимся к другому способу отметить Рождество: СВЯТОМУ УДИВЛЕНИЮ, ВОСХИЩЕНИЮ И ПОКЛОНЕНИЮ. “И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи”. Сложно сказать что-нибудь хорошее о людях, которые только удивляются и ничего больше не делают. Многих людей Евангелие заставляет удивляться. И эти люди довольны тем, что слышат его, им этого вполне достаточно. Голос проповедника для них как звук, помогающий задать правильный тон инструменту. Они рады слушать. Они не скептики, не критики, они не пытаются возражать, они просто думают про себя: “Какое прекрасное Евангелие, какой замечательный план спасения. Это пример самой поразительной любви, самого невероятного снисхождения”. Иногда такие люди удивляются тому, что истину о Младенце им сообщили пастухи. Они не могут постичь, как неграмотные люди могли говорить об этом, как такие идеи могли проникнуть в пастушьи головы, где они этому научились. Почему их сердца горят огнем и какую операцию им сделали, что они могут так говорить. Люди в недоумении разводят руками и открывают в изумлении рты. Потом первый восторг проходит, и они продолжают жить, как жили, не вспоминая больше об этом.

Некоторые из вас удивляются каждый раз, когда видят, как Бог действует в нашем округе. Вы слышите об обращении ужасного грешника и говорите: “Это удивительно!” Происходит пробуждение; вам доводится присутствовать на собрании, где Дух Святой работает на славу, и вы говорите: “Да, это очень необычно! Просто поразительно!” Даже газеты иногда помещают сообщения о великих и необычных делах Бога Святого Духа. Но дальше эмоций дело не идет: удивление, и ничего больше. Но я верю, что это не о нас с вами. Мы не будем думать о Спасителе и о принесенном Им учении только лишь с удивлением и изумлением, ибо от этого нам не будет никакой пользы.

Но, с другой стороны, есть иной вид удивления. Он очень близок к поклонению и, возможно, им и является. Мне кажется, очень сложно провести грань между святым удивлением и настоящим поклонением, ибо когда душа поражена величием Божьей славы, то даже если она не выражает свое состояние в песне и не произносит смиренной молитвы со склоненной головой, она все равно поклоняется, но поклоняется в тиши. Я склонен считать, что удивление, которое иногда овладевает человеческим разумом при воспоминании о величии и благости Бога, является, возможно, чистейшим поклонением, которое может исходить от человека по отношению к Всевышнему. Такое удивление я рекомендую тем из вас, кто из-за уединенного образа жизни едва ли способен, подобно пастухам, рассказывать историю о рождении Спасителя другим людям: вы можете, по крайней мере, встать в круг поклоняющихся пред престолом, удивляясь тому, что совершил Бог.

Позвольте заметить, что святое удивление, вызванное тем, что совершил Бог, очень естественно для людей. Ведь действительно удивительно, что Бог обратил внимание на падшее творение и вместо того, чтобы стереть грешников с лица земли, Он придумал прекрасный план искупления и Сам стал Искупителем человека, чтобы заплатить необходимую цену! Возможно, самое большое удивление у вас вызывает то, что это произошло с вами, что вы были искуплены Его кровью, что Бог оставил престол и славу, чтобы в позоре страдать за вас. Если вы знаете себя, то вы никогда не отыщите в себе ни одной достойной причины, которая могла бы побудить Бога пойти на это. “Почему Он проявил такую любовь ко мне?” – спросите вы. И если Давид в свое время мог сказать только одно: “…кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил!” (2Цар. 7:18), то что должны сказать мы с вами? Даже если бы все мы были самыми выдающимися людьми и постоянно исполняли все заповеди Господа, то и тогда мы не заслужили бы такой бесценной награды – Боговоплощения. Но мы, грешники, преступники, восставшие против Бога и бежавшие от Него далеко. Что мы можем сказать о воплотившемся Боге, умершем за нас, кроме как: “В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас…” (1Ин. 4:10). Пусть вашу душу охватит удивление, ибо удивление, друзья, в этом отношении самое действенное чувство. Святое удивление приведет вас к благодарному преклонению перед Богом. Пораженные тем, что совершил Бог, вы будете изливать душу в песне удивления перед золотым престолом: “Сидящему на престоле благословение и честь, и слава, и держава за то, что Он сделал для меня”. Исполненные удивления, вы будете благочестиво бодрствовать, вам будет страшно согрешить против такой любви. Ощущая присутствие могущественного Бога в даре Его возлюбленного Сына, вы снимите обувь с ног ваших, ибо место, на котором вы стоите, свято. И в то же время у вас появится славная надежда. Если Иисус отдал Себя вам, если Он совершил это великое дело для вас, тогда вы почувствуете, что нет ничего зазорного в том, чтобы желать целого неба, что реки наслаждения по правую руку Бога, как бы сладки и глубоки они ни были, предназначены для того, чтобы вы пили из них. Чем еще можно удивить человека, однажды пораженного удивлением у яслей и у креста? Есть ли в этом мире что-нибудь более удивительное для того, кто видел Спасителя? Семь чудес света, – скажут некоторые. Но вы можете уместить их в ореховой скорлупе, потому что современная техника и современное искусство превосходят их все. Рождение же Иисуса – это чудо не только земное, это чудо и земли, и неба, и даже самого ада. Это чудо не принадлежит прошлому, это чудо на все времена, вечное чудо. Тот, кто видел человеческие чудеса несколько раз, со временем перестает удивляться. Величественнейшее здание, сооруженное великим зодчим, в конце концов перестает впечатлять наблюдателя. Совсем иное дело – этот чудесный храм вочеловечившегося Божества: чем больше мы смотрим, – тем больше удивляемся, чем больше мы привыкаем к Нему, – тем больше в нас растет чувство непревзойденной красоты, любви и благодати. Лучше всего Бога можно разглядеть не в сияющих над нами звездах, не в глубоких водах океана, не на величественных горных вершинах, не на бескрайних равнинах, не в хранилищах жизни и не в обрывах смерти, а в яслях и на кресте. Поэтому давайте проведем несколько праздничных часов в святом удивлении, порождающем благодарность, поклонение, любовь и доверие.

III. Третье дело, которым может заняться “святорабочий люд”, – это СОЗЕРЦАНИЕ ИСТИНЫ И СОХРАНЕНИЕ ЕЕ В СЕРДЦЕ.

Лука записал в Евангелии так: “А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем”. Ее память и чувства, и разум запечатлели все то, что она видела и слышала. Мы радуемся, видя такое поведение Марии, и не находим в нем ничего удивительного, ведь изо всех людей на земле происходящее касалось в первую очередь ее, потому что от нее родился Иисус Христос. Тот, кто рядом с Иисусом, кто общается с Ним, тот и будет больше других увлечен Им. Когда ваше знание о Нем достигнет определенного предела, тогда любовь к Нему будет превосходить разумение. Когда вы постигнете высоту и глубину, и широту, и долготу Его любви, тогда и вашу любовь нельзя будет измерить ни в высоту, ни в глубину, ни в ширину, ни в длину. Рождение ребенка очень заботило Марию. И заметьте, как проявилась ее забота. Марию как женщину украшала не смелость (это мужская добродетель), красота женщины – в скромности и нежности. Мария не распространяла новости, она размышляла над ними. Она молчаливо сидела в доме. Она действовала, но действовала непосредственно для Него, Который был радостью и утешением ее сердца. Как и любой ребенок, святой Младенец нуждался в заботе материнского сердца и ласк материнских рук. Она была полностью поглощена Им. О, благословенное увлечение! Сладкая забота! Не почитайте неугодным то служение, которое сосредоточено на Иисусе, а не на Его учениках или блуждающих овцах. Когда женщина разбила сосуд с алавастровым благовонием и помазала Иисуса, то Сам Иисус услышал упрек от Иуды и остальные ученики посчитали, что нищие очень много потеряли. Но Спаситель сказал: “Она доброе дело сделала для Меня” (Мтф. 26:10).

Я хочу сказать вам следующее: если вы настолько застенчивы, что в эти праздничные дни не можете говорить другим об Иисусе, если вам не предоставляется для этого удобного случая, если у вас нет необходимого дара, то вы можете тихо сидеть рядом с Иисусом и в уединении прославлять Его. Мария держала Господа на руках. О, если бы вы могли взять Его на руки! Она служила Ему. Подражайте ей. Вы можете любить Его, благословлять Его, прославлять Его, созерцать Его, постигать Его характер, изучать древние символы, которые проливают свет на Его личность, и подражать Его жизни. И тогда, хотя ваше поклонение не будет замечено окружающими и едва ли принесет им какую-нибудь практическую пользу, как другие служения, но ваши действия будут и вам полезны, и Господу угодны. Возлюбленные, запоминайте то, что вы слышали о Христе и о Его делах для вас; сделайте свое сердце золотой чашей и наливайте в нее воспоминания о Его прошлых милостях, собирайте манну, храните в сердце небесный хлеб, которым питались святые ушедших дней. Пусть ваша память сберегает все, что вы когда-либо слышали о Христе, все, что вы чувствовали и знали о Нем, и пусть ваша любовь не выпускает Его из своих объятий. Любите Его! Разбейте алавастровый сосуд своего сердца, и пусть драгоценные потоки ваших чувств текут рекой к Его ногам. Если вы не можете сделать это в радости, сделайте это в печали, оботрите его ноги слезами, отрите их волосами своей головы; любите Его, любите благословенного Сына Божьего, вашего вечного нежного Друга. Пусть ваш интеллект развивается ради Господа Христа. Вновь и вновь мысленно возвращайтесь к тому, что вы прочли. Не будьте буквоедами, не останавливайтесь на поверхности прочитанного, ныряйте в глубину. Не будьте ласточкой, задевающей крылом ручей, а будьте глубоководной рыбой. Пейте любовь залпом; не уходите после первого глотка, но живите у колодца так, как это сделал Исаак, поселившись при Беэр-лахай-рои. Пребывайте с вашим Господом: да не будет Он у вас странником, остановившимся на одну ночь, задержите Его просьбой: “…вот, дню скоро конец, ночуй здесь…” (Суд 19:9). Удержите Его и не позвольте уйти, слагайте слова Его в вашем сердце, как это делала Мария. “Слагать”, как вы знаете, значит взвешивать. (Здесь игра английских слов. – Прим. пер.). Приготовьте весы! Но где те весы, на которых можно взвесить Господа Христа? “Вот, острова как порошинку поднимает Он” (Ис. 40:15). Кто же поднимет Его? Он “…взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы” (Ис. 42:12). На каких весах мы взвесим Его? Если ваш разум не может Его постичь, то пусть ваши чувства объемлют Его. И если ваш дух не может обвить Господа Христа руками понимания, то пусть ваши чувства откроют свои широкие объятия. О, возлюбленные, вот благословенное рождественское дело для вас: подобно Марии, слагайте все это в сердце и созерцайте.

IV. А теперь поговорим о последнем святом рождественском деле. “И возвратились пастухи, – читаем мы в двадцатом стихе, – СЛАВЯ И ХВАЛЯ БОГА за все то, что слышали и видели, как им сказано было”. Возвратились куда? Возвратились на поля, чтобы опять пасти овец. Они вернулись к своему делу. И если мы хотим прославлять Бога, нам нет нужды бросать свою обычную работу.

Некоторые люди почему-то считают, что единственный способ жить для Бога – быть проповедниками и миссионерами. Увы! Многие из нас были бы лишены возможности служить Всевышнему, если бы это было так. Пастухи вернулись к стадам, славя и хваля Бога. Возлюбленные, дело не в занимаемой должности, а в искренности, не пост, а благодать

дает нам силы для прославления Бога. Бог замечательно прославляется в сапожной мастерской, когда благочестивый труженик шьет обувь, напевая при этом слова о любви Спасителя. Да Он даже лучше прославляется там, чем в местах, специально предназначенных для этого, где официальная религиозность отправляет свои обряды. Иной извозчик, направляющий своих лошадей и благословляющий своего Бога или беседующий со своими попутчиками по дороге, прославляет имя Христа так же хорошо, как и служитель, гремящий, подобно Воанергес, проповедуя Евангелие в округе. Занимаясь своим делом честно, мы тем самым прославляем Бога. Будьте осторожны, не сойдите с тропы христианских обязанностей, оставляя свою работу, и постарайтесь не обесчестить свою профессию. Не мните о себе много, но и не принижайте своего призвания. Нет такого ремесла, которое не было бы освящено Евангелием. Если вы обратитесь к Библии, то обнаружите, что выполнение самой черной работы порой было связано с героическими проявлениями веры, и выдающиеся люди не пренебрегали ею заниматься. Держись своего призвания, брат, держитесь все своего призвания! К чему бы Бог ни призывал тебя, занимайся этим делом до тех пор, пока ты не будешь совершенно уверен, я повторяю, пока ты не будешь абсолютно уверен в том, что Он призывает тебя делать что-то другое. Пастухи прославляли Бога, возвращаясь к своему повседневному труду.

Они прославляли Бога, хотя были пастухами. Мы уже говорили, что они не были образованными людьми, но они славили Бога. Это лишает права кого бы то ни было говорить: “Я не ученый. Я никогда не учился. Я даже не ходил в воскресную школу. Я не могу прославлять Бога”. Нет, если ваше сердце право перед Богом, то вы можете прославлять Его. Ничего страшного, Сарра, не унывай из-за того, что ты знаешь так мало; научись большему, если можешь, но используй мудро то, что ты уже знаешь. Ничего страшного, Джон, действительно очень жаль, что ты так рано начал работать, что не получил и элементарных знаний; но не думай, что ты не можешь прославлять Бога. Если хотите прославлять Бога, – живите свято. Вы можете делать это по Его благодати, и ученые степени вам не нужны. Если хотите делать добро людям, – будьте добрыми. Этот путь открыт и для неграмотных, и для самых просвещенных людей. Выше голову! Пастухи прославляли Бога, и вы можете это делать. Помните о том, что у них было одно преимущество перед мудрецами с Востока. Мудрецам нужна была звезда, которая бы вела их, а пастухам – нет. Мудрецы заплутали даже со звездой и оказались в Иерусалиме, пастухи пошли прямо в Вифлеем. Простые люди находят прославленного Христа там, где ученые головы, отягощенные знаниями, не замечают Его. Один достойный ученый любил повторять: “Смотрите, эти простаки вошли в Царство, пока мы, ученые мужи, подбирали к нему ключи”. Так часто бывает, поэтому утешайтесь и радуйтесь, простые умом.

Нам стоит обратить внимание на то, что пастухи, почитая Бога, восхваляли Его. Подумайте о святых песнопениях, они намного важнее, чем мы иногда думаем. Когда тысячи голосов сливаются в едином пении в этом зале, то некоторые воспринимают его как шум, не более того. Но многие искренние сердца, тронутые любовью Христа, вкладывают в песню душу, и для Бога это вовсе не шум. В пении есть сладкая мелодия, доставляющая Ему радость. Какова окончательная цель всех усилий христиан? Как-то утром на этом месте я проповедовал Евангелие. Мой разум был полностью занят проблемой приобретения душ для Христа, но во время проповеди я понял, что приобретение душ не конечная цель. Конечная цель заключается в том, чтобы прославлять Бога, и даже к спасению душ мы стремимся, если все правильно понимаем, ради этой великой цели. Я подумал: “Если мы по-настоящему прославляем Бога, когда поем псалмы и гимны, то мы делаем ничуть не меньше, чем читая и слушая проповеди, потому что не стремимся к промежуточным целям, которые прославят Бога, а уже прославляем Его”. Если мы хвалим Бога и сердцем, и устами, то мы прославляем Его самым лучшим образом. “Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня…” (Пс. 49:23), – говорит Господь. Поэтому пойте, братья мои! Пойте вместе, пойте, когда вы одни. Облегчите свой труд гимнами, псалмами и духовными песнопениями. Дарите семье радость священной музыкой. Мы поем слишком мало, я уверен, а ведь становление веры всегда сопровождалось пробуждением христианского пения. Перевод псалмов Лютером сослужил такую же добрую службу, как его диспуты и споры. Гимны Чарльза Весли, Топлади, Ньютона, Купера так же помогли духовному пробуждению Англии, как и проповеди Джона Весли и Джорджа Витфилда. Мы должны больше петь. Пойте больше и меньше ропщите, пойте больше и меньше сплетничайте, пойте больше и меньше придирайтесь, пойте больше и меньше плачьте. Да поможет нам Бог сегодня, подобно тем пастухам, прославить Его, восхваляя Его.

За что пастухи хвалили Бога? Как видно из слов Евангелия, они восхваляли Бога за то, что слышали. Если подумать, то, оказывается, всякий раз, когда мы слышим евангельскую проповедь, мы должны благодарить Бога. Чего бы души в аду не отдали за возможность еще раз услышать проповедь и оказаться в таком положении, когда еще возможно получить спасение по благодати! С чем бы умирающие люди только не расстались ради того, чтобы еще раз посетить дом Божий и услышать еще одно предупреждение, получить еще одно приглашение! Братья мои, отрезанные от собрания болезнью, вы не отрезаны от возможности хвалить Господа. Хвалите Бога за то, что слышите. Вы замечаете недостатки проповедника, но он несет вам весть о Христе, благодарите ли вы за это Бога? Практически любая проповедь заставит вас петь, если вы в должном расположении духа. Джордж Герберт говорил: “Цель проповеди – молитва”. Да, это верно. Но и восхваление тоже является целью проповеди. Хвалите Бога за то, что вы слышите, что есть Спаситель! Хвалите Бога за то, что вы слышите, что путь спасения очень прост! Хвалите Бога за то, что у вас есть Спаситель вашей души! Хвалите Бога за то, что вы прощены, за то, что вы спасены! Хвалите Бога за то, что слышали, но не забывайте, что пастухи хвалили его и за то, что видели. Прочитайте двадцатый стих: “…слышали и видели…”. Самая прекрасная музыка это та, которую мы сопережили, которую мы восприняли сердцем и сделали своей. Которую мы увидели глазами веры. Дорогие друзья, вы, видящие данным Богом зрением, я молю вас, да не будут ваши уста сомкнуты в греховном молчании. Пусть они громко хвалят всевластную благодать Бога. Восстань слава, восстаньте арфа и гусли. Одна из причин, по которой пастухи восхваляли Бога, заключалась в том, что между тем, что они видели и слышали, было согласие. Обратите внимание на последнюю фразу: “…как им сказано было”. Разве Евангелие не действует в вашей жизни именно так, как об этом говорит Библия? Иисус сказал, что даст вам благодать, – разве ее у вас нет? Он пообещал покой – разве вы его не получили? Он сказал, что у вас будут радость, утешение и жизнь через веру в Него – разве у вас нет всего этого? И разве на Его путях вы не находите успокоение и мир? Конечно же, вместе с царицей Савской вы можете сказать: “…мне и в половину не сказано…” (3 Цар. 10:7). Я обнаружил, что Христос прекраснее, чем Его описывают служители Его. Я посмотрел на их художества, и они оказались примитивной схемой по сравнении с Ним Самим. Я слышал о земле доброй, но на самом деле в ней течет намного больше молока и меда, чем я слышал от людей. То, что мы видели, совпадает с тем, что мы слышали. Поэтому давайте будем славить и хвалить Бога за то, что Он сделал.

Скажу еще несколько слов тем, кто не обратился, и закончу. Я не думаю, что вы можете начать с семнадцатого стиха, но я желал бы, чтобы вы начали с восемнадцатого. Вы не можете начать с семнадцатого: вы не можете рассказывать другим о том, чего вы не чувствовали; не пытайтесь делать это. Не вздумайте преподавать в воскресной школе или проповедовать, если вы не обратились. Нечестивым Бог говорит: “Кто ты такой, чтобы возвещать Мои уставы?” Но да поможет вам Бог начать с восемнадцатого стиха, который выражает удивление! Удивляйтесь тому, что на вас милость Божья и вы еще не в аду, удивляйтесь, что Его Дух все еще влечет первых из грешников. Удивляйтесь тому, что после долгих лет отвержения вами Благой вести и совершения бесчисленного количества грехов против Бога, в Евангелии находится слово для вас. Я бы очень хотел, чтобы вы начали с этого стиха. Я надеюсь, что вы перейдете и к следующему стиху и будете не только удивляться, но и созерцать. О грешник, как бы я желал, чтобы ты созерцал учение о кресте! Подумай о своем грехе, о Божьем гневе, суде, об аде и крови твоего Спасителя, о Божьей любви, прощении, небесах – думай об этих истинах. Перейди от удивления к созерцанию. А затем я буду молить Бога, чтобы ты смог перейти и к следующему стиху, перейти от созерцания к прославлению. Прими Христа, воззри на Него, доверься Ему. А затем воспой: “От греха я спасен, в Божий Храм водворен” и иди путем прощенного грешника, а значит спасенного грешника, омытого в крови, очищенного. А потом вернись к семнадцатому стиху и начни рассказывать об этом другим.

Что же касается вас, христиане, я хочу, чтобы вы начали сегодня чтение Библии с семнадцатого стиха. А когда день подойдет к концу, отправляйтесь домой и удивляйтесь, восхищайтесь, поклоняйтесь. Проведите полчаса, как Мария, в созерцании и сохранении того, что за день услышало сердце ваше. Закончите тем, что само никогда не должно закончиться – и сегодня вечером, и завтра, и во все дни своей жизни славьте и хвалите Бога за все то, что вы видели и слышали. И да благословит вас Господь ради Иисуса Христа.