Бог отдал Своего Сына. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную Разве бог отдал сына своего

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

От Иоанна 3:16-21

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Ин.3:16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного,

Любовь Бога к миру велика и до того простерлась, что Он отдал не ангела, не пророка, но Сына Своего, и притом Единородного (1Ин. 4, 9). Если бы Он отдал и ангела, то и это дело было бы не мало. Почему? Потому, что ангел – верный и покорный Его служитель, а мы – враги и отступники. Теперь же, когда отдал Сына, какое превосходство любви показал Он?! Опять, если бы Он имел много сыновей и отдал одного, то и это было бы очень великое дело. А теперь Он отдал Единородного. Можно ли же достойно воспеть Его благость?

Ариане говорят, что Единородным Сын называется потому, что Он один только произведен и сотворен Богом, а все прочее уже Им сотворено. Ответ им простой. Если бы Он назван был Единородным без слова «Сын», то ваша тонкая выдумка имела бы основание. Но теперь, когда Он называется Единородным и Сыном, слово «Единородный» нельзя понимать так, как вы, но так, что Он один только рожден от Отца.

Заметь, прошу тебя, то, что как выше Он сказал, что Сын Человеческий сшел с неба, хотя плоть не сошла с неба, но принадлежащее Богу приложил к человеку по причине единства Лица и единства Ипостаси, так и здесь опять принадлежащее человеку прилагает к Богу Слову. «Отдал, – говорит, – Бог Сына Своего на смерть». Хотя Бог пребыл бесстрастен, но поелику по Ипостаси Один и Тот же был и Бог Слово, и Человек, подлежащий страданиям, то и говорится, что отдается на смерть Сын, который действительно и страдал в собственной плоти.

дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Какая польза от того, что отдан Сын? Великая и недомыслимая для человека – та, чтобы всякий верующий в Него получил два блага: одно, чтобы не погиб; другое, чтобы имел жизнь, и притом вечную. Ветхий Завет тем, кои в нем благоугождали Богу, обещал долголетнюю жизнь, а Евангелие награждает таких жизнью не временною, но вечною и неразрушимою.

Ин.3:17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Поелику два пришествия Христовы, одно уже бывшее, а другое – будущее, то о первом пришествии говорит, что Сын не послан, чтобы судить мир (потому что, если бы Он для сего пришел, то все были бы осуждены, так как все согрешили, как и Павел говорит (Рим. 3, 23), но преимущественно для того пришел, чтобы спасти мир. Таковая была цель у Него. Но на деле вышло, что осуждает тех, кои не уверовали. Моисеев закон пришел преимущественно для обличения греха (Рим. 3, 20) и осуждения преступников. Ибо он никому не прощал, но как находил согрешающего в чем-нибудь, в то же время налагал и наказание. Итак, первое пришествие не имело целью судить, кроме тех, которые на деле не уверовали, ибо они уже осуждены; а второе пришествие будет решительно для того, чтобы судить всех и воздать каждому по делам его.

Ин.3:18. Верующий в Него не судится,

Что значит «верующий в Сына не судится»? Неужели не судится, если жизнь его нечиста? Весьма судится. Ибо таких и Павел не называет искренно верующими. «Показывают, – говорит, – что они знают Бога, делами же отрекаются Его» (Тит. 1, 16). Впрочем, здесь говорит о том, что не судится по тому самому, что уверовал: хотя в злых делах отдаст самый строгий отчет, но за неверие не наказывается, потому что за один раз уверовал.

а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

«А неверующий уже осужден». Как? Во-первых, потому, что и самое неверие есть осуждение; ибо быть вне света – одно только это – величайшее наказание. Потом, хотя здесь не отдается еще в геенну, но здесь соединил все, что доводит до будущего наказания; подобно тому, как и убийца, хотя бы не был приговорен к наказанию приговором судьи, осужден сущностью дела. И Адам умер в тот же день, в который вкусил от запрещенного дерева; хотя он был жив, но по приговору и по существу дела был мертв. Итак, всякий неверующий уже здесь осужден, как несомненно подлежащий наказанию и не имеющий прийти на суд, по сказанному: «не воскреснут нечестивии на суд» (Пс. 1, 5). Ибо от нечестивых не потребуется отчет, как и от диавола: они воскреснут не на суд, а на осуждение. Так и в Евангелии Господь говорит, что князь мира сего уже осужден (Ин. 16, 11), как потому, что сам не уверовал, так и потому, что Иуду сделал предателем и прочим приготовил погибель. Если же в притчах (Мф, 23, 14–32; Лк. 19, 11–27) Господь вводит и подлежащих наказанию дающими отчет, то не удивляйся, во-первых, потому, что говоримое есть притча, а говоримое в притчах не нужно принимать все, как законы и правила. Ибо в день тот каждый, имея непогрешимого судью в совести, не потребует другого обличения, но пойдет связанный сам от себя; во-вторых, потому, что Господь вводит дающими отчет не неверующих, а верующих, но несострадательных и немилостивых. Мы же говорим о нечестивых и неверующих; а иное – нечестивый и неверующий и иное – немилосердый и грешный.

Ин.3:19. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир;

Здесь неверующих показывает лишенными всякого оправдания. «В том, – говорит, – состоит суд, что свет пришел к ним, а они не устремились к нему». Не тем только они согрешили, что сами не искали света, но, что всего хуже, тем, что он пришел к ним, и они, однако же, не приняли. Посему-то они и осуждены. Если бы свет не пришел, то люди могли бы сослаться на незнание добра. А когда Бог Слово пришел и предал Свое учение, чтобы просветить их, и они не приняли, тогда они уже лишились всякого оправдания.

но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

Чтобы кто-нибудь не сказал, что никто не предпочтет тьму свету, выставляет и причину, по которой люди обратились к тьме: «Потому что, – говорит, – дела их были злы». Так как христианство требует не только правого образа мыслей, но и жизни честной, а они пожелали валяться в грязи греха, то посему делающие худые дела не пожелали идти к свету христианства и подчиниться Моим законам.

Ин.3:20. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
Ин.3:21. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

«А поступающий по правде», то есть ведущий жизнь честную и богоугодную, стремится к христианству, как к свету, чтобы еще более преуспеть в добре и дабы явны были дела его по Боге. Ибо таковой, правильно веруя и проводя честную жизнь, светит всем людям, и Бог прославляется в нем. Посему причиною неверия язычников была нечистота их жизни.

Быть может, скажет иной: «Что же, разве нет христиан порочных и язычников одобрительных по жизни?» Что есть христиане порочные, я и сам это скажу; но чтоб нашлись язычники добрые, не могу сказать решительно. Некоторые могут найтись «от природы» кроткими и добрыми, но это – не добродетель, а добрым «от подвига» и упражнения в добре – никто. Если же некоторые казались добрыми, то все делали из-за славы; делающий же для славы, а не для самого добра, с охотою предастся злому пожеланию, когда найдет к тому случай. Ибо если у нас и угроза геенною, и всякое иное попечение, и примеры бесчисленных святых едва удерживают людей в добродетели, то бредни и гнусности язычников тем менее удержат их в добре. Велико и то, если не сделают их совершенно злыми.

Вконтакте

Все знают историю о том, как Адам согрешил. Плотской человек видит только то, что Бог выгнал Адама из Эдемского сада, и пошел Адам в никуда, отвергнутый Им, а греха никто не видит. Но то, что произошло с Адамом, – это последствия именно греха, это то, что принес грех в мир. Ни дома нет, ни шалаша нет, ни крыши над головой – ничегошеньки нет, только шкурки кровавые на человеке, и все. Вот это любовь, казалось бы, безусловная. Только люди по-разному смотрят на нее. Богу пришлось изгнать человека из рая, чтобы он не вкусил плода от дерева Жизни и не стал жить вечно, как и Бог, чтобы зло не стало вечным. Потому что сатана уже Адаму эту мысль дал, и Адам начал подумывать над тем, что надо бы скорее вкусить от дерева Жизни. Потому что он испугался, когда услышал: «Смертью умрешь». Он понял, что не вечно теперь жить ему, и захотел сам решить свою проблему, чтобы смертью не умереть: «Вот сейчас пойду быстренько, пока Бога нет, съем плод с дерева Жизни и буду жить вечно».

Я думаю, что он прекрасно осознавал, что произошло, потому что изменился взгляд, все изменилось. Господь пришел вовремя, спросив: «Адам, где ты?» Потому что тот уже сидел и думал о том, что пора бы идти к дереву Жизни и как-то решать свои проблемы. Человек сам захотел решить проблему. Отсюда всё началось. Как только он познал добро и зло, то сразу же задумался: «А верно ли сказал Бог? И какой Он тогда, этот Бог? Не прячет ли Он что-то от нас?» И люди поверили, что Бог хитрый, что Он обманщик. В мозгах катастрофа произошла, потому что разочарование в Боге произошло. Ведь Он же не сказал, что не нужно есть с дерева Жизни. Но дерево Жизни не привлекало своим видом, а вот плоды с дерева познания добра и зла были поинтереснее. А древо Жизни как-то неаппетитно выглядело.

Господь пришел для того, чтобы спасти погибшее. И любовь Его заключается в том, что Он спасает. Любовь – это спасение, прежде всего, для человека. Потому что любовь всегда равна спасению. Та любовь, которую нам дает Господь здесь, на земле, связана всегда со спасением. Эта любовь дается не для того, чтобы мы погибали, чтобы она нас развращала. Почему она людям не понятна? Она не понятна лишь только потому, что посылается в виде спасения, когда Господь спасает нас здесь, на земле. Люди на земле нуждаются прежде всего в спасении. Поэтому любовь, которая дарована Господом человеку здесь, на земле, называется СПАСЕНИЕ. Потому и Писание говорит:

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16).

Это Слово говорит именно о спасении. Какая она, любовь Божья? Мы еще узнаем это, потому что мы знаем только отчасти – настолько, насколько нужно знать, познать любовь Бога к человеку, живущему на земле, где царствует грех, но где может царствовать и святость. Где идет битва за человеческие жизни, где идет битва за человеческий выбор, человеческий путь, который он выберет. И именно любовь Божья, которую мы сейчас познаем, называется «Я вас спасаю». Как это выглядит? Это может выглядеть по-разному. Бывает так, что Господь может забрать человека из жизни, чтобы спасти его, и в этом тоже Его любовь. А люди думают, что Он лишил жизни человека, не дал возможности ему спастись. Какая же это любовь? А Он спасает, потому что Его любовь здесь, на земле, направлена на спасение, всё ведет к этому, всё Господь делает именно для этого. Но мы узнаем эту любовь еще больше, когда мы будем там. И вот тогда мы познаем любовь такой, какая она воистину есть, потому что мы сейчас пока частично знаем, частично понимаем и имеем ее частично. Потому что это только часть, короткий отрезок нашей жизни здесь, на земле.

Имя Иисуса Христа что означает? Мессия, Спаситель. Само имя Его говорит об этом. Это то самое имя, которое мы знаем. И Он есть любовь. Но мы здесь, на земле, познаем имена Бога, связанные исключительно со спасением. Это всё, что нам необходимо. Потому что остальные имена Господа мы познаем во всей полноте, когда придем на Небо. Для нас это будет новым, непонятным, неизведанным и вызывающим восторг, когда нам будет открыто, кто Он. Потому что здесь мы только частично понимаем и знаем Его. Мы пока только знаем Его как Спасителя, потому что единственное, в чем мы нуждаемся здесь, на земле, – это спасение. Поэтому любовь, которую мы познаем, находится в совокупности со словами «спасение», «Мессия», «Спаситель».

Бог прислал спасение к нам в лице Иисуса Христа, Своего Сына, Своей части, которую Он отделил от Себя. Послал Свое Слово, Он просто сказал Слово, и родился Иисус. Слово сказано, и оно действует.

Люди думают о том, какое оно, сердце Божье. Мы созданы только по образу и подобию Божьему, и сердце Бога может выглядеть не так, как у нас. Есть ли у Него печень? Есть ли у Него сердце? Есть ли у Него селезенка, поджелудочная железа? Потому что человек не полная копия Божья, он – подобие. Он тот, кто создан из праха земного, тот, кто был слеплен из глины, из земли. Все было слеплено для того, чтобы человек мог жить здесь, на земле. Но Бог обитает на Небе. Он сделал выдох, выдохнул жизнь, выдохнул Свое сердце, и человек вдохнул в себя эту жизнь.

Многие продолжают жить, как жили, просто уповая на то, на что уповали: едят, пьют, женятся, замуж выходят, забывая о том, что на эту землю пришел однажды Спаситель. Пришел не просто любить в понимании этого мира, даже в понимании церкви. Господь спасал, спасает и будет спасать, потому что Он был, есть и будет Тот же вовеки, и Он не изменяется.

Человек же, со времен Адама, всегда нуждался в Боге. А после согрешения – в спасении.

От Иоанна 3:1-16«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»

Бог сотворил небеса и землю. Он сотворил человека и даровал ему благословения рая. Но человек согрешил и отошел от Бога. Бог, однако, не уничтожил человека, но обещал послать Спасителя. Этот Спаситель — Иисус Христос. Сегодня мы узнаем, какую любовь даровал нам Бог, что отдал Своего единородного Сына, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Пусть Бог благословит каждого из нас принять Его слово с верой и обрести спасение. Аминь.

Часть 1. «Должно вам родиться свыше» (1-11)

Посмотрите на стихи 1,2. «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Здесь написано, что Никодим был «фарисеем, одним из начальников Иудейских». Быть фарисеем означало быть религиозным лидером и учителем Библии для многих людей. Быть начальником иудейским означало быть членом синедриона, который принимал судьбоносные решения для всего Израиля. Это символ большого успеха в жизни. В наше время Никодим мог бы стать депутатом парламента, крупным бизнесменом или членом Академии наук. Зачем такой человек пришел к Иисусу? Автор Евангелия обращает внимание на то, что Никодим пришел ночью. Может быть, днем он был очень занят. Но, скорее всего, это некоторое указание на состояние души Никодима. В душе Никодима была тьма, в его душе был поиск. Несмотря на все свои достижения, он не мог сказать, что добился того, чего искал. Посмотрите на слова Никодима, обращенные к Иисусу. «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Никодим видел, что Иисус творит чудеса. Никодим видел, что с Иисусом явно есть Бог. Про себя же Никодим не мог так сказать.

Как Иисус принял Никодима? Давайте прочитаем стих 3. «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Обратите внимание на то, что Никодим еще ничего не спросил у Иисуса. Но Иисус как опытный духовный врач сразу понял проблему Никодима и выписал лекарство. Иисус понял, что Никодим хочет увидеть Бога, Который работает в жизни Иисуса. Что же ответил ему Иисус? «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Здесь в русском языке стоит выражение «родиться свыше», но по дальнейшему тексту будет видно, что это означает также «родиться снова». Иисус сказал Никодиму, что человек сможет увидеть Царство Бога только если он родится снова.

Посмотрите на стих 4. «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Никодим не понял ответ Иисуса. Как это родиться снова? Во-первых, ему уже поздно начинать новую жизнь. Во-вторых, само выражение «родиться» предполагает, что это произойдет с санкции кого-то другого, а не самого Никодима. Дети ведь не рождаются по собственному желанию. Никодим привык прилагать усилия, чему-то учиться, что-то преодолевать, постоянно прогрессировать по жизни. Но Иисус говорит, что всё это не поможет. Своими словами Иисус как бы перечеркнул все дела Никодима, сказав, что нужно нечто совсем другое. Иисус сказал, что Никодим не увидит Царства Божия, если он не получит новое рождение.

Давайте прочитаем стих 5. «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Чтобы помочь Никодиму, Иисус использовал известный Никодиму образ, «от воды и Духа». В 10-м стихе Иисус сказал, что Никодим учитель Израилев и должен был понять всё это. В Ветхом Завете через пророка Иезекииля Бог говорил Своему народу, что хотя они отошли от Него, Он Сам соберет их. Бог омоет их чистой водой и вложит в них новый дух, так что они станут способны ходить по Его заповедям (Иез.36:23-28). Родиться «от воды и Духа» означает заново родиться от Бога. Это когда не человек прилагает какие-то усилия, а Бог делает то, что ни один человек никогда не сможет сделать.

В 6-м стихе Иисус объясняет причину такой неспособности человека: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». От наших родителей мы унаследовали только физическое тело, эмоции, душу, разум. Таким образом мы вошли в физический мир. Но для того чтобы войти в Божий духовный мир необходимо рождение духовное, рождение от Божьего Духа. Этот принцип вполне очевиден, поэтому Иисус сказал Никодиму: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (7). Всё, что человек может сделать, это принять слова Иисуса как есть, принять Его слова как истину, принять их с верой в Иисуса (Иоан.6:29). Евангелист Иоанн писал в первой главе: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан.1:12,13).

В наше время многие считают, что стать христианином — обыденное дело, ведь христианство самая распространенная в мире религия. Но стать христианином это не значит приобщиться к какой-то культурной традиции, это не значит стать, скажем, настоящим русским человеком. Нет, но с точки зрения Библии, человек по-настоящему христианин когда он рождается свыше. Подумайте вот о чем. Рожденный свыше человек сталкивается с некоторым Объектом, Которого он всю предыдущую жизнь не знал, а именно с Богом. Из его предыдущей жизни, до этой встречи, нет ничего подобного. Ничто не может вместить всё то, с чем он познакомился. Для понимания всего того, что произошло, в человеке должно измениться всё: сердце, разум, эмоции, поведение. И это дает Бог. Бог дает нам Свое слово истины. Это есть вода, которой Он очищает наш разум от лжи и наше сердце от заблуждений (Иоан.15:3, 17:17). Одновременно Святой Дух как ветер производит в нас невидимую работу, в результате которой меняется всё восприятие мира, чувства, эмоции и поведение (8).

Никодим пришел к Иисусу из-за чудес. Но он еще не видел главного чуда. Рождение свыше это чудо, которое Бог творит, причем не где-то вокруг или рядом, а в самом человеке. При том, что внешне человек не сразу и не сильно меняется, внутри он становится совершенно другим: теперь у него новые цели, новые мотивы, новые источники жизненной силы. Рождение свыше часто сравнивают с превращением гусеницы в бабочку. Хотя и говорят, что «рожденный ползать летать не может», но бабочка зарождается именно из гусеницы. Гусеница день за днем жует листья в своем маленьком уголке мира. Но из нее чудом вырастает совершенно другое насекомое, которое может летать, видеть мир с высоты полета, видеть весь красочный мир, как он есть, и при этом быть полезным, опыляя цветы и поддерживая красоту мира. Так бывает, когда человек рождается свыше, когда из грешника превращается в чадо Бога. Апостол Павел поэтому говорит: «Кто во Христе, тот новое творение — древнее прошло, теперь всё новое» (2Кор.5:17).

Посмотрите на стих 9. «Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?» Ему пока еще были непонятны слова Иисуса. Наверное, он мог даже сказать, что пришел к Иисусу не за этим. Однако, с точки зрения Иисуса была еще одна более важная причина, по которой Иисус так подчеркивал нужду в рождении свыше и так желал этого для Никодима. Иисус стал открывать Никодиму Божий план спасения.

Часть 2. Божий план спасения (12-15).

Иисус сказал в стихе 12. «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?» Здесь Он переходит к новой теме, которая была вселенской, космической важности. Давайте прочитаем стихи 13-15. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». О чем здесь говорит Иисус? Во-первых, что Он пришел с неба, от Бога. Во-вторых, что Он будет вознесен на крест, то есть распят. В-третьих, что Он послан в мир, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Здесь открывается Божий небесный взгляд на наш мир. Наш мир погибает, и люди гибнут вместе с этим миром. Но Бог приготовил план спасения, чтобы те, кто поверят, не погибли, но имели вечную жизнь.

Чтобы проиллюстрировать эту мысль, Иисус напомнил Никодиму ветхозаветную историю с Моисеем и бронзовым змеем (Чис.21:4-9). Когда шедший из Египта израильский народ возроптал на Бога, в наказание Бог послал ядовитых змей, которые жалили людей. В страхе люди стали просить Моисея помолиться Богу. Тогда Бог приказал Моисею выставить на жезле бронзового змея, чтобы тот, кто будет смотреть на змея, пусть даже он уже ужален, остался жив. Посмотреть на змея было поступком веры, веры в слово Бога. Ведь ощущения были другие. Вокруг земля кишела змеями. И если ядовитая змея уже укусила человека, то яд распространялся по его телу с огромной скоростью. Что мог решить простой взгляд на бронзового змея? Инстинктивно, люди смотрели только вниз, под ноги. Тем не менее, те, кто поверили слову Бога и посмотрели на змея, остались живы.

Божий план спасения состоит в том, что хотя вместе с Адамом и Евой все люди заслужили справедливое наказание за грех, Бог также предусмотрел спасение для верующих. Те, кто поверят, будут спасены. Мы должны признать, что ужалены ядовитыми змеями греха. Гордость отравляет нашу жизнь. Похоть плоти разрушает нас. Жажда денег или власти делает нас несчастными. Ненависть убивает как других, так и нас самих. Хуже всего, грех делает нас врагами Богу. Чтобы спастись, нам нужна такая вера, что несмотря на наши грехи, несмотря на то, что греховный яд уже распространился по всему телу, мы можем посмотреть на Иисуса Христа, Который был распят на кресте за грехи мира. Каждый, кто с верой смотрит на Него, исцеляется (1Пет.2:24). Иисус говорит: «Так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб». Здесь Иисус пророчествует Никодиму о том, что Он будет вознесен на крест для спасения грешников. Он будет поднят как тот бронзовый змей, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но был спасен.

Часть 3. «Ибо так возлюбил Бог мир» (16)

Давайте прочитаем вместе стих 16. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Эти слова являются кульминацией в речи Иисуса. В этих словах есть картина вселенского масштаба: Бог и мир, Который Он возлюбил. Здесь есть выражение Божьей любви, а именно Божий Сын, Которого Бог отдал в жертву, и дар вечной жизни, которую Он дарует тем, кто примет Божью любовь. Над этими словами можно размышлять всю жизнь и насыщаться от них. Мы попробуем сегодня рассмотреть их под следующими углами.

Во-первых, Бог возлюбил мир. Говоря о Божьей любви, мы должны понимать, что это любовь особого вида. Ее характер и масштабы существенно отличаются от того, с чем мы обычно сталкиваемся. Древние греки, говоря о любви, выделили следующие четыре вида: «сторгэ», любовь родителей к детям; «филия», любовь между друзьями; «эрос», любовь между мужчиной и женщиной; и наконец, «агапе», некоторую высокую, необъяснимую любовь. Любовь Бога описывается в Библии именно этим словом «агапе». Когда мы любим кого-то, мы обычно видим в человеке нечто заслуживающее любви. Но Бог возлюбил Своих врагов. Бог возлюбил тех, которые недостойны были Его любви. Его любовь это любовь Творца к Своим падшим творениям, которые Ему не безразличны, которым Он хочет помочь. Мы, люди, тоже творим, и мы тоже любим свои творения, но наша любовь ограничена. Как программист я могу сказать, что многие «творцы» относятся к своим творениям очень и очень небрежно. Если что-то пойдет не так, они скорее сделают что-то новое, чем будут исправлять проблему. Но Бог не таков. Он по-настоящему любит нас.

Первая часть 16-го стиха гласит: «Ибо так возлюбил Бог мир». В оригинале слово «так» означает не степень любви, а способ, который Бог избрал, чтобы выразить Свою любовь. Слово «так» здесь имеет смысл: «таким путем, таким образом». Это что-то говорит о нас. Почему-то Богу пришлось таким образом выразить Свою любовь к нам. В райском саду Бог окружил Свое любимое творение, человека, разными благословениями, но теперь что-то изменилось. Теперь Бог в первую очередь не благословляет верующих, а приносит жертву искупления, жертву очищения.

Часто люди задают Богу вопрос: «Почему Ты меня не любишь? Почему Ты не дашь мне то, о чем я прошу? Где же Твоя любовь?» Но слова Иисуса говорят, что Бог уже выразил нам Свою любовь. Слова Иисуса также показывают, что нас в первую очередь нужно спасать, а не благословлять. Мы испорченные грешники, которых сначала надо омыть водой, и в которых надо вложить новое сердце и новый дух. Иначе мы никогда не сможем вернуться к Богу. Иначе нас ждет только погибель. По этой причине, самое первое и самое важное Божье выражение любви к нам это то дело спасения, которое Он совершил через Иисуса Христа. Апостол Павел написал об этом так: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8).

Более того, это не только первое выражение любви, но это является основным выражением любви Бога к нам. Всё остальное — лишь следствие этого. Посмотрите, как апостол Павел рассуждал о Божьей любви: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32) В этой Божьей любви Павел нашел всё необходимое, чтобы много трудиться и страдать ради Иисуса и Евангелия.

Во-вторых, Бог отдал Своего единородного Сына. Мы должны обратить внимание на то, что Бог отдает вечного, единородного Своего Сына. Почему Богу нужно было отдавать Своего Сына ради грешников? Казалось бы, Ему достаточно было просто простить нас и окружить нас благами. Казалось бы, человеку совсем мало нужно для счастья. Но Бог отдал нам Сына Своего. Может быть, кто-то скажет, что мы слишком много согрешили, поэтому Богу нужно принести такую большую жертву. Но за всё время существования мира было всего лишь ограниченное, счётное количество людей, а Иисус — вечный. Бог отдает несоизмеримо больше, чем то, что Он приобретает в виде нас. Как мы можем это понять?

Есть следующая иллюстрация Божьей необъяснимой любви. В 12-й главе Евангелия от Марка Иисус рассказал притчу о недобросовестных, злых виноградарях, которые захватили виноградник своего хозяина и не хотели отдавать ему урожай. Хозяин послал к ним одного слугу, которого побили. Хозяин посылал еще и еще. Одних слуг побивали, других убивали. Далее в притче говорится: «Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего» (Мк.12:6). Но виноградари убили и сына хозяина. Подобным постыдным образом убили и Сына Божьего, Который не сделал никакого зла. На первый взгляд, эта притча говорит о злых людях. Но она также хорошо показывает, как удивителен Бог, Хозяин этого мира, Который отдает Своего Сына, посылая Его к злым людям. Бог отдает слишком много. Один проповедник сказал: «Когда мы смотрим на крест Иисуса Христа, мы чуть ли не думаем, что Бог возлюбил нас больше Своего Сына».

Как можно объяснить этот масштаб Божьей любви, что Он отдает Сына Своего? Возможно, один из ответов таков: Бог отдает Своего Сына как максимальное выражение Своей любви, чтобы мы могли поверить в Божью любовь и возжелать именно ее, ни с чем не сравнимую любовь. Ведь, живя во грехе, мы довольствуемся даже крошками счастья, и не знаем, что греховное счастье может только отравлять душу и еще больше ускорить нашу погибель. Бог же отдает нам совершенного, самого прекрасного Иисуса, чтобы мы могли возжелать Его и ничего другого, чтобы мы приняли Его, Божий дар (Иоан.4:10, Рим.6:23).

Мы должны также понимать, что Иисус не говорил о каком-то другом Сыне Божьем, но Он говорил о Себе. Иисус знал, чего это Ему будет стоить. На кресте Иисус будет испытывать оставленность Богом (Мк.15:34). Он будет вкушать смерть и ад, наказание и суд, и всё это вместо нас (Ис.53:4-10). Иисус добровольно отдавал Себя в жертву, как старший Брат, как добрый Пастырь, как Друг, как Спаситель и Искупитель (Евр.2:10,11; Иоан.10:11,17; Иоан.15:13; Мк.10:45). Разве Он не любит нас?

Такая любовь Бога взывает к нашему ответу. В Евангелии мы можем узнать, как ученики Иисуса отвечали на Его любовь. Например, Мария, сестра Лазаря, принесла драгоценное миро и помазала им ноги Иисуса, не обращая внимания на ворчание окружающих (Иоан.12:1-8). Или Иоанн, когда писал это Евангелие, всегда называл себя «учеником, которого любил Иисус». Это огромная сила — знание того, что Иисус любит нас. Это самое важное открытие в жизни.

Каждый верующий должен спросить себя: «Разве недостаточно мне Иисуса? Есть ли что-то другое, чем я сейчас наслаждаюсь вместо того, чтобы наслаждаться Иисусом Христом?» Когда я думаю об этом, то снова и снова учусь говорить вместе с автором одного псалма: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек» (Пс.72:25,26). Когда я пытаюсь получить любовь от людей, или когда пытаюсь полюбить самого себя, меня очень быстро настигает разочарование. Но Бог по-настоящему любит меня.

Каждый из нас, кто пока является неверующим, должен понять, что Иисус есть Божье последнее слово — большего уже ничего не будет. Стоя перед Богом никто не сможет сказать, что Бог недостаточно любит их или что Бог не справедлив (Иоан.3:17-19). Бог ожидает, чтобы каждый сейчас принял Его любовь. Ради этого Он отдал Своего Сына.

В-третьих, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». В третьей части 16-го стиха есть как отрицание «дабы не погиб», так и утверждение «но имел жизнь вечную». И это по сути двойное подтверждение Божьей любви.

«Дабы всякий, верующий в Него, не погиб ». Любовь Божья еще больше открывается нам, когда мы размышляем о своей предстоящей смерти и о погибели, которая ожидает неверующих грешников. Погибель это не просто физическая смерть. Писание говорит о некоторой второй смерти, смерти духовного характера. В книге Откровения написано: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.20:12-15).

Есть история об одной английской принцессе, которая после воскресной проповеди спросила у служителя церкви: «Ваше преосвященство, это правда, что есть такое место как ад?» На что священник ответил: «Да, ваше благородие. Священное Писание говорит об этом, христиане верят в это и Церковь Англии исповедует так». Тогда принцесса в некотором шоке сказала: «Тогда, Бога ради, почему же Вы нам об этом не напоминаете?»

Это было совсем недавно, в ХХ веке, а не в каком-нибудь Средневековье. Мы, современные люди, должны думать об аде. Каждый из нас когда-нибудь умрет — и что же нас ожидает впереди? Спасение или погибель? Рай или ад? Ад часто становился предметом шуток и насмешек. Но Библия открывает нам, что ад страшнее, чем всё самое страшное, что мы можем встретить в этом мире (Лук.12:4,5). Более того, в этом мире мы пока еще встречаем добрых людей, видим различные добрые поступки, здесь мы имеем утешение, имеем свет Божий, который льется на нас через творение и разных людей. Но в аду будет кромешная тьма, отсутствие милости и благодати Божьей, которая пока еще доступна людям.

Именно по этой причине, а именно будущей погибели неверующих, Иисус так настойчиво, с настоящей любовью и заботой, с пониманием срочности говорил Никодиму о рождении свыше и о Божьем спасении. Никодим, хотя и не сразу, но всё же поверил этим словам Иисуса. В 7-й главе Евангелия от Иоанна Никодим защищал Иисуса перед синедрионом, а в 19-й главе он уже шел ко кресту вместе с Иосифом из Аримафеи, чтобы забрать тело Иисуса и похоронить Его. Никодим наконец понял слова Иисуса. Его глаза открылись. Он родился свыше (1Пет.1:23, Иак.1:18). Никодим посмотрел на крест Иисуса Христа с верой в Божье спасение. Никодим стал новым, спасенным человеком.

Давайте еще раз прочитаем третью часть 16-го стиха. «Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ». Бог не только возлюбил недостойных грешников, но Он также отдал Своего Сына. Бог не только отдал Своего Сына, но вместе с Ним даровал нам вечную жизнь. Вечная жизнь это возвращение к Богу уже сейчас и вечное пребывание с Ним в Царстве Бога (Иоан.17:3,24). Иисус говорит в другом месте Евангелия: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан.5:24).

Подумайте снова о такой любви вечного Бога. Ищете ли вы того, кто мог бы проявить вам достаточное внимание? Бог вечен и может уделить каждому из нас пристальное внимание. Ищете ли вы продолжительные отношения? Они есть в вечном Боге. Ищете ли вы бескорыстную, взаимную любовь? Бог ни в чем не нуждается и Он первый возлюбил нас. Настоящая любовь также не скрывает истины, поэтому Бог заранее сказал нам о погибели грешников, чтобы мы могли спастись в Нем. Разве мы можем найти другую любовь в этом мире, которая могла бы сравниться с Божьей? Разве мы можем найти другого, кто не разочаровал бы нас, кто был бы более достоин нашей любви, чем Иисус Христос?

Пусть Бог поможет каждому из нас сегодня принять Божью любовь, принять Его единородного Сына, Иисуса Христа, чтобы спастись, чтобы вернуться к Богу, чтобы сейчас и в вечности наслаждаться Богом и Его любовью. Аминь.

Иоанна 3:16

Истинная любовь не бывает без даяния. Отдавая любовь, которая является вашей жизнью, вашим дыханием, вы взамен получаете жизнь. Нельзя вдыхать воздух, не выдыхая его. Это приведёт к смерти. Поэтому мы вдыхаем и обязательно выдыхаем.

Любовь без отдачи - это смерть. Вот почему, любя Бога, нельзя не отдать Ему свою жизнь и все, что есть в ней. Говоря о любви к людям, мы также должны быть готовы отдать им все: время, одежду, деньги, совет, энергию, и для нас это долж­но быть естественно только потому, что мы любим их. Лю­бовь выражается через даяние. Даяние - это язык выражения любви.

Бог очень ярко и многогранно выразил Свою любовь к человеку:

В начале сотворил Бог небо и землю.

Бытие 1:1


Первым Бог создал Адама. Еву Он создал не потому, что Адам нуждался в женщине. Адаму нужен был "объект даяния и деления". Интересно, что, создавая Еву, Бог сотворил чело­века, "соответственного" Адаму. Говоря другими словами, Ева также нуждалась в "объекте даяния и деления", которым был Адам. Бог не создавал Еву домохозяйкой или прислугой, не планировал, что она будет готовить, стирать и убирать. Он создал её как "объект любви", который может при­нимать и отдавать любовь, делиться ею. Адам был создан по подобию Бо­жьему, поэтому его природа требова­ла, чтобы он делился с кем-то своей любовью, иначе он не имел бы вкуса жизни.

Человек не сможет иметь вкус жизни, пока не начнёт жить жизнью даяния, жизнью любви. Факт создания Евы не является фактом создания женщины как человека противопо­ложного Адаму пола. Это факт создания человека, с которым можно делиться любовью.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощни­ка, соответственного ему.

Бытие 2:18

Обратите внимание, Бог не говорит, что нехорошо муж­чине быть без женщины. Речь идёт о том, что нехорошо быть человеку одному, это противоестественно. Нет выхода его любви.

Если вы не женаты или не замужем, это вовсе не означает, что вы должны быть несчастны. Конечно, нехорошо вам жить одному. Вы должны быть среди людей, чтобы отдавать свои таланты, способности и дары, которые Бог заложил в вас, де­литься тем, что имеете, с кем-то другим. В даянии - суть люб­ви! Любовь должна делиться, любовь должна отдавать.

Бог создал каждого человека уникальным, наделив его особыми талантами, способностями и дарованиями. Мы отличаемся друг от друга и потому нуждаемся друг в друге, что­бы, выражая Его любовь, отдавать то, что заложил в нас Бог. Даяние это действительно язык выражения любви. Понимая это, мы сможем возлюбить ближнего, как самого себя.

Я делюсь с кем-то своим опытом, своим знанием, чтобы чья-то жизнь улучшилась, а другой человек своими знаниями и способностями делится со мной, и в результате моя жизнь также улучшается.

Вот так Бог создал мир по Своему замыслу любви, и в этом сокрыта Его великая заповедь, великий закон любви.

Даяние открывает для нас новые Божьи благословения. Оно подобно колодцу. Если колодец закрыт и им никто не пользуется, вода в нем заста­ивается и всегда отдаёт гнилью. Но открытый для всех коло­дец всегда напояет людей кристально чистой водой, которая никогда не иссякает.

Плоды даяния - удовлетворение и радость

Принцип, о котором мы говорили выше, действует в жиз­ни каждого человека. Тот, кто живёт для себя, самоуничтожается. Чтобы жить в радости, начните делиться с кем-то хотя бы малым, которое у вас есть.

Наша семья живёт именно так. Мы отдаём Богу и людям своё время, силы, финансы - всю свою жизнь. Мы даём деся­тину Богу, это обязательно. Мы даём пожертвование на раз­личные нужды церкви, а потом выделяем определённые сум­мы для благословения разных людей. Так мы живём и получа­ем от жизни неиссякаемую радость. Это и есть великая тайна жизни - любить Бога и любить людей всем своим сердцем, чтобы жить полноценной, счастливой и радостной жизнью. Мы уже говорили о том, что даяние - это выражение любви.

Чем больше делится человек тем, что имеет, тем больше Бог даёт ему. Эту истину подтверждает Слово Божье:

Иной сыплет щедро, и ему ещё прибав­ляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.

Благотворительная душа будет насы­щена, и кто напояет других , тот и сам на­поен будет.

Притчи 11:24,25

Бог не против бережливости, но Его "вердикт" однозна­чен: то, чем вы не пользуетесь сами и не даёте пользоваться другим, совершенно бесполезно и бессмысленно, поэтому будет уничтожено. К примеру, деньги не производят деньги, если они лежат "под подушкой". Если у вас дома есть одежда, которую вы не носите, подарите её кому-то, чтобы она приносила пользу. Делитесь всем, что имеете, потому что только так вы выражаете свою любовь и только этим вы открываете дверь для новых Божьих благо­словений в своей жизни.

Бог дал нам любовь как источник удовлетворения и ис­точник радости. Все, что Он создал, было весьма хорошо. То, чем Он поделился с человеком, принесло Ему радость и удов­летворение. Если вы начнёте проявлять свою любовь даяни­ем, ваша жизнь наполнится чувством радости и полного удовлетворения. Сработает Божий принцип любви. Больше всегда радуется тот, кто даёт, а не тот, кто получает. Даяние всегда приносит плоды - плоды удовлетворения и радости. Любовь, которую вы начнёте проявлять к людям, будет стори­цей восполнена Божьей любовью, чтобы вы могли благослов­лять людей все больше и больше.

Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памято­вать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели при­нимать.

Деяния 20:35

Наш менталитет должен измениться. Оказывается, нужно работать не только для того, чтобы кормить себя, жену и де­тей. Мы должны работать так, чтобы иметь возможность кому-то явить свою любовь. Когда мы "сеем" в других, мы улучшаем свою жизнь, улучшаем её качество. Работайте не только для удовлетворения своих нужд - работайте, чтобы кому-то принести радость, удовлетворение, хорошее настро­ение. Поступайте так - и будете жить.

Кто постоянно думает о том, как просуществовать, тот будет всю жизнь бороться за существование. Кто старается жить, чтобы выжить, тот будет вести постоянную борьбу за выживание. Только любовь даёт жизнь - любовь к Богу и любовь к ближнему. Начните думать не о себе, а о других: как прокормить соседа, как благословить людей в церкви, как больше помочь людям. Начните так мыслить - и вы забудете о своих нуждах!

Пока вы не начнёте жить для других, вы не познаете ис­тинной любви, не познаете вкуса жизни. Жизнь для других даст вам удовлетворение, счастье и радость. Это и есть жизнь по любви - любви к Богу и любви к ближнему.

Золотые истины

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3,16).

По разным причинам мы рады начать нашу серию доказательств этими памятными словами. Сначала они могут вызвать трудности при восприятии их взволнованным читателем - трудности, основанные на том, что это высказывание, взятое из Рим. 8,31, очевидно относится прежде всего к верующим и только к таковым, как и все другие Послания.

Но, благословен Бог, такие затруднения не должны возникать в отношении к этим всеобъемлющим и ободряющим словам Того, Кто говорил, как никто из людей. Когда мы слышим из уст Самого нашего благословенного Господа, извечного Сына Божия:

"Бог так возлюбил мир", - -

то у нас нет никаких причин сомневаться в их приложении ко всем и каждому, кто попадает под значение емкого слова "мир". Прежде чем доказывать, что свободная любовь Бога к тебе не относится, нужно сначала доказать, что ты образуешь не часть мира, но принадлежишь к какой-то иной сфере бытия. Если бы наш Господь и в самом деле сказал: "Бог так возлюбил определенную часть мира..." (называйте ее как хотите) - тогда действительно было бы абсолютно необходимо доказать, что мы принадлежим к той особенной части или классу, прежде чем мы попытаемся приложить Его слова к самим себе. Если бы Он сказал, что Бог возлюбил предопределенных, избранных или призванных, тогда мы должны были бы попытаться узнать свое место среди числа таковых, прежде чем отнести к себе драгоценное уверение в любви Божией, доказанной принесением в дар Его Сына.

Но наш Господь не ставит таких ограничений. Он обращается к тому, кто, научаемый с самого детства, привык слишком узко рассматривать благорасположение и милость Бога. Никодима приучили думать, будто мощный поток милости, доброты и милосердия Иеговы может течь только через узкие шлюзы иудейской системы и нации. Мысль о том, что все это может хлынуть в самый широкий мир - мы можем с уверенностью это утверждать, - никогда бы не пришла в голову человека, воспитанного под влиянием иудейской богословской системы. Поэтому ему было странно слышать об "учителе, пришедшем от Бога", выражающем тот великий факт, что Бог возлюбил не один только еврейский народ и не особую часть человеческого рода, но мир. Когда горизонты мира затянуты самыми черными тучами, вера блаженствует в солнечном сиянии божественного благоволения и верности.

Вот почему Даниил и его товарищи смогли преодолеть особенные трудности своего времени. По их суждениям, не было ничего, что могло бы помешать им наслаждаться в Вавилоне таким возвышенным духом назорейства, который вряд ли когда-нибудь был известен в Иерусалиме, и они судили правильно. Их суждение было суждением чистой веры на прочном основании. Это было то же самое суждение, по которому действовали Вараки, Гедеоны, Иеффаи и Самсоны прежних времен. Это было суждение, которое выразил Ионафан, сказав: "для Господа нетрудно спасти чрез многих, или немногих" (1 Цар. 14,6). Это было суждение Давида в долине дуба, когда он назвал несчастное дрожащее войско Израиля "воинством Бога живого" (1 Цар. 17,36). Это было суждение Илии на горе Кармил, когда он воздвиг там жертвенник с "двенадцатью камнями, по числу колен сынов Иакова" (3 Цар. 18,31). Это было суждение самого Даниила, когда на следующем этапе своей жизни он открыл окно и молился в направлении Иерусалима (глава 6). Это было суждение Павла, когда ввиду надвигающегося потока отступничества и разврата он увещевал своего сына Тимофея "держаться образца здравого учения". Это было суждение Петра, когда перед лицом развала всего им построенного он побуждает верующих "потщиться явиться пред Ним не оскверненными и непорочными в мире" (2 Пет. 3,14). Это было суждение Иоанна, когда посреди действительной ломки всего церковного он увещевает возлюбленного Гаия "не подражать злу, но добру" (3 Иоан. 11). И это было суждение Иуды, когда перед лицом самого ужасного порока он побуждает остаток верных "назидать себя на святейшей вере их, молясь Духом Святым, сохранять себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни" (Иуд. 20-21). Одним словом, это было суждение Святого Духа, а потому суждение веры.

Итак, все это придает огромную ценность и интерес решению Даниила, как сказано в первой главе этой книги: "Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему" (стих 8). Он мог бы - и это вполне естественно - сказать себе: "Что пользы бедному и слабому пленнику упорствовать в отделении? Все рухнуло. Невозможно выдержать истинный дух назорейства посреди такого безнадежного падения и гибели. Лучше я приспособлюсь к окружающему".

Но нет, Даниил был выше всего этого. Он знал, что это его право - жить во дворцах Навуходоносора так же близко к Богу, как и в Иерусалиме.

Он знал, что, каким бы ни было внешнее положение народа Божьего, для отдельного святого всегда открыт путь чистоты и преданности, по которому он может идти независимо ни от чего.

И разве мы не вправе сказать, что назорейство Вавилона настолько же полно обладает очарованием и притягательностью, что и назорейство Ханаана! Мы можем без опасений утверждать, что, пока сияют в записях Бога эти яркие и славные слова: "Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" (Отк. 22,17), -ни один сын или дочь Адама не может сказать: "Я желал спастись, но не мог. Я жаждал живой воды, но не мог ее достичь. Колодец был глубок, и у меня нечем было достать ее". Нет! Таким языком никто не будет говорить, такое обвинение не выдвинет никто из погибших всех званий. Когда люди придут в вечность, они с ужасающей ясностью увидят, что то, что теперь им нравится думать, темно и запутанно, а именно: они увидят совершенное согласие высшей избирательной благодати Бога со свободным предложением спасения всем - полнейшая гармония между божественной властью и человеческой ответственностью.

Мы готовы поверить, что читатель видит это даже теперь. Наконец, очень важно поддержать в душе равновесие истины позволить лучам божественного откровения всей своей силой воздействовать на сердце и сознание без помех со стороны туманной атмосферы чисто человеческой теологии. Есть непосредственная опасность в восприятии некоторого количества абстрактных истин и превращения их в систему. Мы хотим организующей силы всей истины. Росту и практическому освящению души способствует не какая-то истина, но Истина во всей ее полноте, как она воплощена в личности Христа и изложена в Священном Писании Духом Святым. Мы должны полностью избавиться от всех наших предвзятых понятий, от всех чисто теологических взглядов и мнений и припасть, как маленький ребенок, к стопам Иисуса, чтобы научиться от Его Духа и от Его священного слова. Только так мы отдохнем от противоречащих друг другу догм. Так будут рассеяны все тяжелые облака и туманы человеческих мнений, и наши освобожденные души будут наслаждаться в ясном солнечном сиянии полного божественного откровения.

Теперь мы продолжим наши доказательства. Второй факт, который мы представим в доказательство того, что Бог за нас, обнаруживается в

Смерти Его Сына.

Для нашей настоящей цели необходимо рассмотреть лишь одну особенность искупительной смерти Христа, но эта особенность самая существенная. Мы обращаемся к чудесному факту, изложенному Духом Святым через пророка Исаии: "Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению" (глава 53,10).

Наш благословенный Господь мог прийти в этот мир греха и скорби. Он мог стать человеком. Он мог креститься в Иордане, помазанный Духом Святым, искушаемый сатаной в пустыне. Он мог прийти делать добро. Он мог жить и трудиться, плакать и молиться и, наконец, уйти обратно на небеса, оставив нас, таким образом, в еще большем мраке, чем когда-либо. Он мог бы, как священник и левит в притче, прийти, посмотреть на нас в наших язвах и несчастьях и пройти по другой стороне, вернуться в одиночестве в то место, из которого пришел.

И что, если бы Он так сделал? Что, читатель кроме пламени вечного огня для тебя и меня? Ибо - это нужно хорошо запомнить - все живое дело Сына Божия, Его изумительное служение, дни Его трудов и ночи молитвы, Его слезы, Его вздохи, Его стоны, весь труд Его жизни от яслей до креста - все это не смогло бы стереть ни одного пятнышка вины с человеческой совести. "Без пролития крови не бывает прощения". Несомненно, извечный Сын должен был стать человеком, чтобы Он мог умереть, но воплощение не снимает вину. В самом деле, жизнь Христа как человека на этой земле лишь доказывает еще большую виновность человеческого рода. "Если бы Я не пришел и не говорил им, не имели бы греха". Свет, который светит Своим божественным путем, только открывает нравственную тьму человека, Израиля, мира. Следовательно, если бы Он просто пришел, жил и трудился здесь в течение тридцати трех лет и ушел обратно на небеса, то наша вина и нравственная тьма были бы полностью доказаны, но искупление бы не совершилось. "Мы имеем искупление Кровию Его". "Без пролития крови не бывает прощения" (Евр. 9,22).

Это великая фундаментальная истина христианства, ее следует постоянно утверждать и твердо придерживаться. В ней огромная нравственная сила. Если верно, что все труды Сына Божия, Его молитвы, Его стоны, Его вздохи - все это взятое вместе не могло снять одного-единственного пятнышка вины, тогда, в самом деле, мы не вправе спрашивать о возможной ценности нашей работы, наших слез, наших молитв, нашего религиозного служения, наших установлений, таинств и церемоний - всего спектра религиозной деятельности и нравственной реформы. Может ли все это способствовать снятию наших грехов и дать нам праведность перед Богом? Эта мысль совершенно чудовищна. Если бы это или часть этого могли помочь, тогда зачем искупительная смерть Христа? Зачем невыразимая и бесценная жертва, если бы что-то другое могло заменить ее?

Но, может быть, скажут, что, хотя ничто из перечисленного не могло помочь без искупительной смерти Христа, это все же должно быть добавлено к ней. Для чего? Чтобы эта бесподобная смерть, эта драгоценная кровь, - эта бесценная жертва полностью подействовали? Так ли это? Можно ли бросить на весы мелкие человеческие дела, праведность человека, чтобы придать больше веса жертве Христа в суде Божьем? Сама мысль об этом антирелигиозна и совершенно богохульна.

Но разве не бывает добрых дел? Конечно, бывают, но какие они? Являются ли они набожными поступками, религиозными устремлениями, нравственной деятельностью невозрожденного, необращенного, неверующего существа? Нет. Чем же тогда? Что такое добрые дела христианина? Это живые, а не мертвые дела. Это драгоценные плоды приобретенной жизни - жизни Христа в истинно верующем. Под сводом небесным нет ничего, что Бог принял бы за доброе дело, кроме плода благодати Христа в верующем. Самое слабое выражение жизни Христа в повседневной жизни христианина благоуханно и драгоценно для Бога. Но самые великолепные и обширные труды неверующего по божественному счету лишь "мертвые дела".

Все это, однако, отступление от нашей основной темы, к которой мы должны теперь вернуться.

Мы сказали, что для нашей настоящей цели мы обратимся лишь к одному моменту в смерти Христа, а именно: что Господу угодно было поразить Его. В этом заключается поразительное и смиряющее душу доказательство того, что Бог за нас. "Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас", не просто предал Его, но поразил Его, - и все это за нас. Это беспорочное, святое, совершенное существо, единственный совершенный человек, который когда-либо ступал по этой земле, тот, Кто всегда делал то, что приятно Его Отцу, чья вся жизнь с яслей до креста была благовонным курением, поднимающимся к престолу и сердцу Бога, чье каждое движение, каждое слово, каждый взгляд, каждая мысль были благоугодны Богу, чья одна великая цель от начала и до конца была прославлять Бога и завершить Его дело, - это благословенное существо было послано по извечному плану и предзнанию Бога, было пригвождено к проклятому дереву и вынесло там праведный гнев ненавидящего грех Бога. И все это потому, что Бог был за нас - даже за нас.

Какая чудесная и несравненная здесь благодать! Праведный поражен за неправедных - безгрешный, непорочный, святой Иисус, пораженный рукой бесконечной справедливости для того, чтобы виновные отступники спаслись, и не только спаслись, но пришли в состояние и отношения сыновства, в положение сынов и дочерей Всемогущего Господа, наследников Бога и сонаследников со Христом.

Это, конечно же, благодать - обильная, свободная, высшая благодать, благодать, изобилующая для самого отпетого из грешников, благодать, ведущая через праведность в вечную жизнь с помощью Иисуса Христа. Кто бы не поверил этой благодати? Кто может смотреть на крест и сомневаться, что Бог за грешников, за любого грешника, за него, за читателя этих строк? Кто бы не доверился той любви, что сияет на кресте? Кто может смотреть на крест и не видеть, что Бог не желает смерти ни одного грешника? Почему Он не позволяет нам погибнуть в нашей вине, низринуться в вечный огонь, который мы с избытком заслужили из-за наших грехов? Почему Он отдал Своего единородного Сына? Почему поразил Его на том позорном кресте? Почему укрыл Свое лицо от единственного совершенного человека, который когда-либо жил, а ведь этот человек - Его собственный извечный Сын? Почему все это, читатель? Конечно, потому что Бог за нас, несмотря на всю нашу вину и греховное возмущение. Да, благословенно Его имя, Он за бедного грешника, губящего самого себя и заслуживающего ада, кем бы или чем ни был этот грешник; и я умоляю каждого, кто пробегает глазами эти строки, прийти и довериться той любви, которая из самого сердца отдала нам Иисуса и поразила Его на кресте.

О возлюбленный читатель! Прейди же прямо сейчас. Не откладывай! Не колебайся! Не раздумывай! Не слушай сатану! Не прислушивайся к внушениям и фантазиям своего собственного сердца, но слушай то Слово, которое уверяет тебя, что Бог за тебя, и ту любовь, которая сияет в даре и смерти Его Сына.

В продолжение того, что мы поистине можем назвать золотой цепью свидетельств в доказательство того, что Бог за нас, мы должны остановиться на двух драгоценных фактах: принесение в дар Своего Сына и Его смерти. Мы прошлись из самых недр до креста по тому таинственному и чудесному пути, который отмечен следами божественной и вечной любви. Мы увидели, что Благословенный не только отдал Своего единородного Сына из самого сердца, но действительно поразил Его за нас, сделав Его незапятнанную душу предложением за грех, низринув Его в прах смерти, превратив Его в грех за нас, судя Его на нашем месте, предоставив нам, таким образом, самое неоспоримое свидетельство того, что Он за нас, что Его сердце обращено к нам, что Он страстно желает нашего спасения, ибо Он не удержал Своего Сына, Своего единственного Сына, от нас, но отдал Его а всех нас.

Теперь мы перейдем к нашему третьему доказательству, которое заключается в