Зачем нужна наука философия. Зачем философия современному человеку? Вопросы для самоконтроля

1. Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке.

2. Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни.

3. Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, то есть умению глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее.

4. Научить познанию будущего.

5. Обучить принципам «мудрой жизни», в том числе жизни без иллюзий.

6. Укрепить внутренний духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности.

7. Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое философия?

2. С постановки каких проблем начинается философия?

3. Чем характеризуется философское мировоззрение?

4. В чем заключается специфика философского знания и типа мировоззрения?

5. Определите объект и предмет научной философии?

6. Какова структура философии?

7. Сформулируйте основные функции философии и охарактеризуйте их.

8. В чем состоит значение философии для теоретической и практической деятельности человека?

9. Что такое «Основной вопрос философии»?

10. В чем специфика философской рефлексии?

11. Какова роль философии в развитии культуры?

Тема 3. Исторические типы философии

Учебные вопросы:

1. Древняя философия:

А. Философия Древней Индии и Китая

Б. Философия Древней Греции.

2. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

3. Философия Нового времени:

А. Западноевропейская философия ХУ11 века.

Б. Французский материализм ХУ111 века.

4. Немецкая классическая философия

5. Отечественная философская мысль

А. Становление неклассической философии ХХ века.

Б. Основные течения и школы в философии ХХ века.

Литература:

1. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2006. Раздел 1.

Цель: Изучение философии помогает человеку

А. Понять сущность и содержание тех важнейших проблем, которые ставились и по-разному решались в философии.

Б. понять, что все философские системы являются формой самосознания исторически конкретной эпохи.

В. Представить развитие философии как цельный и логически стройный процесс.



Г. Увидеть, что вся история развития философии характеризуется многообразием и различием существующих в ней типов и направлений, историческая деятельность которых и есть реальная картина развивающейся философии.

В многовековой истории философии выделяют следующие её исторические типы:

· Древняя философия;

· Философия периода средневековья;

· Философия эпохи Возрождения;

· Философия Нового времени;

· Немецкая классическая философия;

· Отечественная философия;

· Современная философская мысль.

Зарождение философии

· Разложение родовых отношений, переход к классовому рабовладельческому обществу;

· Отделение умственного труда от физического;

· Развитие языка и письменности.

Письменные источники, оказавшие влияние на становление и развитие философии

Древняя Индийская философия

· Брахманы

· Итихасы

· Араньяки

· Эпические поэмы

· Упанишады

Веды – сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний.

Философские школы Древней Индии

Ортодоксальные (астика)

· Санкхья (Капила)

· Йога (Патанджали)

· Веданта (Бадараяна)

· Ньяя (Готама)

· Вайшешиха (Канада)

· Миманса (Джаймини)

Неортодоксальные (настика)

· Джайнизм (Махавира)

· Буддизм (Будда)

· Чарвака (Брихаспати)

· Адживика (Макхали Госала)

Некоторые важные понятия философии Древней Индии

1. Атман – высшее субъективное духовное начало бытия; высшее духовное начало человека.

2. Брахман – высшая объективная реальность; безличное Абсолютное начало Бытия.

3. Джива – душа, монада, вселенское жизненное начало.

4. Дхарма – моральный закон, долг, духовное учение.

5. Карма – воздаяние; рок или судьба; закон причин и следствий.

7. Сансара – круговорот постоянных перевоплощений души в круге материальных и духовных миров.

8. Мокша (мукти) – освобождение от сансары и земной кармы.

9. Нирвана – высшее духовное состояние сознания, связанное с достижением сферы духовного бытия.

10. Пракрити – материальная природа; материальная субстанция.

11. Пуруша – духовная природа; духовная субстанция.

Буддизм и его основные идеи

Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии, Китае, странах Юго-Восточной Азии.

Основатель учения Гаутама Будда.

1. Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

«Средний путь» - путь знания, мудрости, роазумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать (блаженство).

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д.). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии. (Этот абзац — цитата из книги Л.Ретюнских, В.Бобах “Веселая мудрость”, М., 1994. С. 12).

2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.
Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.

3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).

Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.

Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.
Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».

6. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.

7. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.

8. Философия помогает людям вырабатывать убеждения и, если нужно, выправлять их.
Надо помнить: убеждения формируют личность. Без них человек подобен флюгеру — куда ветер подует, туда и он.

9. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек изб авляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.

Из учебника: Л.Е. Балашов. Философия. М., 2019. (В электронном виде см. на моем сайте

В настоящее время, во время компьютеризации и интернетизации, человек редко задается вопросами, волнующими всех еще 20 или 30 лет назад, потому что везде на все можно найти ответ. Тогда зачем же мне рассуждать или философствовать, спросит любой школьник или студент начального курса ВУЗа. В данной статье мы будем рассуждать о том, зачем нужна философия и нужна ли она вообще.

Для ответа на вопрос о необходимости такой науки, как философия, надо попытаться определить, что же это такое. А это и есть размышления о жизни, о вечном, об окружающей нас действительности. Мысли на эти темы никогда не теряют своей остроты.

Для чего необходима философия

  • Во-первых, эта наука помогает осмыслить все, что совершается человеком, потому что тем или иным образом мы задумываемся и пытаемся прийти к определенному пониманию происходящего.
  • Во-вторых, понимание того, зачем нужна философия, дает нам возможность понять прошедшие эпохи. Поскольку исторические события, имеющие место в то или иное время, были во многом охарактеризованы именно с философских позиций. Что очень облегчает нам сегодня их понимание.
  • В-третьих, философский путь мышления является объединяющим моментом целесообразности и непредвзятости сегодняшнего мира. Причем философия помогает классифицировать происходящее в полной мере.

Главные направления философии

Следует провести обзор того, что находится в поле зрения науки. Это поможет определить, для чего нужна философия и каковы её направления.

  • Воспитание. Эта научная функция направляет ум человека в сторону самопознания, определения жизненных ценностей, расширения кругозора.
  • Рефлексия. Помогает понять и объяснить мысли, определяющие существование цивилизации, методы её реализации и порядок жизнедеятельности.
  • Онтология. Отвечает за отыскивание конструктивных технологий реальности и применение основополагающих учений бытия.
  • Познание. Дает человеку возможность пользоваться указателями и качествами классического направления в отношении постижения подлинных сведений о мире, исключительно с помощью глубокого изучения познавательных задач.
  • Интеграция. Сводит воедино, восстанавливая и объединяя, все многообразие общественной жизни.
  • Прогностика. Помогает вырабатывать учения об основных направлениях формирования социума и определения места человека в нем.
  • Аксиология. Занимается определением потенциальных предпочтений морального, общественного, идейного, нравственного толка, а также чувства прекрасного.
  • Социология. Социологическая направленность философии собственно и объясняет, для чего нужна философия, т.к. она захватывает большинство социальных слоев общества, растолковывая при этом его способ организации и обстоятельства трансформации духовности.
  • Гуманизм. Помогает освоить и внедрить философскую направленность в жизнь отдельно взятого человека. А это, тем самым, ориентирует индивида на установление положительного порядка своей судьбы.
  • Формирование мировоззрения индивидуума в поиске важных для него указателей при определении жизненной позиции.
  • Формирование критичности индивидуума в отношении существующих реалий для того, чтобы верно установить их суть.

Таким образом, можно установить, что философия человеку нужна для определения его места в жизни, для успешного роста, как личности, так и части социума. Поскольку знания, которые черпаются из этой науке, выгодно отличают индивида от всех остальных.

В чем-то такие ответы похожи, а в чем-то нет, но каждый из них – частный случай. Не может быть универсального ответа на этот вопрос. Так что и мой ответ тоже не претендует быть универсальным, но зато вы сможете делать собственные выводы.

Вообще, я бы начал с того, что без философии вполне можно обойтись. Легко можно прожить целую жизнь, иногда неплохую, не прочитав, например, ни одной книги любого из философов. И даже – не прочитав никого из них. В джунглях Амазонки или Новой Гвинеи живут аборигены, которые на протяжении двух с половиной тысяч лет существования в остальном мире западной философии обходились без нее (а если считать восточную – то и еще больше). И они ничуть не стали менее людьми – наоборот, они вполне успешно выживали эти тысячелетия в очень неблагоприятной среде, передавали свои культуры из поколения в поколение. А сейчас вливаются в мировую цивилизацию, защищают свои права и образ жизни. Так что даже совсем без философии вполне можно выжить.

Но есть вещи, которые без философии точно оказались бы невозможны. Например, именно благодаря философии и ее развитию мировое сообщество преодолело колониализм и осознало, что уникальные культуры аборигенов, живущих в разных труднодоступных уголках мира, очень важны для всего человечества. Человечество осознало, что племена, беззащитные перед превосходящими технологиями, надо не эксплуатировать, а защищать их малые культуры, тратить ресурсы на их изучение и сохранение. Что нужно пытаться разрабатывать программы, которые позволили бы включать их в глобальную цивилизацию не разрушая. И эта история как раз один из возможных ответов на вопрос о том, зачем нужна философия. Она нужна, чтобы менять человека и через изменение каждого достигать общих изменений.

Когда вы изучаете философию – вы изменяете свое сознание.

Это значит, что вы меняетесь, ведь вы и есть ваше сознание. Именно поэтому, кстати, так трудно бывает сначала понять, зачем философия нужна. Пока вы сами не изменились, вы не видите конечного результата и вам не узнать, как философия на это повлияла. А обьяснить это заранее невозможно – никто же не знает, как вы в результате изменитесь и опыта этих изменений у вас тоже пока нет. Но они будут, поверьте.

Если же сделать еще один шаг в рассуждении, то можно проследить, как изменилось отношение к философии со времен первой научно-технической революции. После бурного скачка естественных наук Нового Времени у многих создалось впечатление, что философия, бывшая «колыбелью всех наук» на протяжении двух тысяч лет, больше не нужна – с любыми человеческими проблемами могут справиться вышедшие из нее практические или фундаментальные науки. Естественно, так думали не все и достаточно быстро выяснилось, что без философии таки не обойтись. Однако не это главное. Самое парадоксальное, что именно дальнейшее развитие самих естественных наук вернуло к новой жизни все ключевые вопросы философии.

Человечество сейчас на пороге новой эпохи, которую называют сингулярностью.

Нейронаука, биотехнологии, искусственный интеллект, квантовая физика и прочие дисциплины сплетаются в такой коктейль, что дух захватывает даже от ближайших перспектив. Но уже сейчас искусственный интеллект лучше обрабатывает массивы данных, чем вы. Лучше, чем вы, играет в шахматы, го и вообще в любую игру – если бы игровые алгоритмы искусственно не ослабляли, то у вас не было бы шансов даже в крестики-нолики. В ближайшей перспективе – работа ИК в сфере услуг, вождение транспорта, конструирование, офисная работа и даже написание текстов, картин, музыки или создание видео.

Нейросети смогут делать 90% человеческой работы в ближайшее время.

Стоит ли тут задуматься, а где ваше место в этом мире? Кто вы? Вот здесь-то возникают давние вопросы философии: в чем смысл нашего существования, что такое наш разум и наше сознание, что такое истина, можем ли мы чем-то превосходить разумные машины или искусственные организмы; есть ли у нас что-то, что все еще позволяет нам считать себя единственными и уникальными разумными существами? Возникают снова и с небывалой мощью.

Именно философия в ближайшем будущем и будет работать над тем, чтобы отличать человека от искусственного интеллекта и научить его ставить задачи ИК. Без философии, например – философии сознания или биоэтики, невозможно будет принять решение, вносить ли человеку изменения в свою природу и насколько серьезны они могут быть. Точно так же невозможен будет и ответ на вопрос о слиянии человеческого и машинного интеллекта.

Так что философия в современности, пожалуй, стала даже важнее для человечества, чем раньше. Как-то так. А вот нужна ли философия лично вам по всем этим поводам – уже личное дело и никого не касается.

Мировоззрение, познание всего сущего, развитие общества и личности невозможны без такой древней и знакомой всем науки под названием «философия».

Зачем нужна философия?

И нужна ли она вообще в сложных и запутанных жизненных коллизиях? Но человек – существо разумное, пытливое и любознательное, наделенное творческим воображением и мудростью, поэтому философия будет окружать его всю сознательную жизнь. Философские размышления дают ответы на вопросы, на которые не в силах пролить свет точные науки в школах или вузах. Что представляет собой наша Вселенная? Какова основа окружающего мира? В чем смысл существования человечества и каждого индивидуума в частности? Сколько стоит добро и зло? Зачем нужна жизнь? Ученые не знают точного и правильного ответа. Но разрешить их способны философские размышления, причем справиться с философскими вопросами в силу практически каждому мыслящему человеку.

Зачем нужна философия еще? Она дает понятия об определенной целостности мира. Философия не будет просто группировать доступные научные знания, а построит систему, которая логически упростит понимание нравственности, разума, отношения человека к миру и других архиважных вопросов. Сразу же становятся понятными взаимодействие частей и частиц Вселенной, смысл их существования, влияние на мировоззрение человека.

Школы и концепции философии

Философию можно условно конкретизировать по областям применения. Метафизика изучает задачи бытия и существования. Аксиология дает понимание моральных ценностей. А ответить на вопросы познания способна эпистемология. Немного обособленно стоят история философии и логика.

Так складывалось исторически, что пространственные и языковые барьеры повлияли на создание разных философских школ внутри конкретных народов. Понятно, что, к примеру, древнегреческая философия могла нести немного другой посыл, нежели китайская. Даже в наше время существуют некоторые отличия различных философских направлений. Современную философию можно разделить по континентальному принципу благодаря работам современных философов разных стран.

История философии

Формирование философского мышления началось задолго до нашей эры и происходило оно в разных концах мира. Жаль, что до наших дней не дошли философские работы древнейших цивилизаций, утративших сейчас свое существование. В разных регионах последователи определенных учений формировали философские школы.

Классическая греческая философия известна многим именами - Сократа, Платона и Аристотеля, которые сформировали очень важные направления философской науки, повлиявшие на мировую культуру. Их философские труды не утратили актуальность и в наши дни.

Греческая философия положила начало философии эллинистической, когда на первый план вышли неоплатонизм, стоицизм и скептическое отношение к возможности получения истинных знаний о мире.

Древнеиндийская философия уходит своими истоками в старинные тексты традиций индуизма.

Философия древнего Китая отличается практичностью, углубленным изучением этических и политических проблем.

Эпоха Возрождения поставила человека в центр философской системы. Философы тех времен отличались гуманистическими взглядами на жизнь, что часто шло в разрез с церковной философией того времени.

Христианская философия постепенно развивалась в регионах, где практиковали христианство. А на философию Ближнего Востока сильно оказал влияние ислам.

Период философии Нового времени берет начало в 17 веке, когда в мире появляется много новых концепций и подходов. Философская мысль стремительно движется дальше.

Философия современности

В современном обществе отношение к философам не всегда положительное. Нередко можно услышать недоуменный вопрос: «Зачем нужна философия ?» И не удивительно. Заботы большинства о «хлебе насущном» отодвинули понимание данной науки на задний план. Тем более что этому значительно способствуют не всегда правильно сформированные убеждения человека. Вместе с тем, влияние философии на общество происходит постоянно и имеет огромнейшее значение. Изучение этого предмета формирует ориентацию на истину и доброту, спасает от ограниченности взглядов, помогает находить общий язык с окружающими людьми, развивает мышление и логику. Изучая и анализируя философские труды, мы развиваем в себе познание абсолютного.