Здоровье не купишь! Волнуют и поражают судьбы людей

Частные люди (то есть не состоящие на государственной службе) должны вести такой образ жизни: зимою они должны как можно больше есть, а пить как можно меньше; питьем пусть будет вино , возможно менее разбавленное, а пищею хлеб и все жареные блюда; но зелени в это время года должно употреблять как можно меньше. От такого образа жизни тело будет наиболее теплым и сухим. Но когда настанет весна, больше следует вводить в себя напитков, именно вина, разведенного большим количеством воды, и пить глотками, а кушанья должно употреблять более мягкие и поменьше; хлеб совсем устранить, а употреблять мазу (Маза – пресное тесто для выпечки ячменных лепешек или хлеба, замешенное на воде без закваски); также следует устранить мясо и всё жареное заменить вареным. Также и зеленью следует пользоваться уже немного, чтобы человек приготовился к лету, употребляя более мягкие кушанья; мясо вареное, овощи жаренные и сырые и напитки, как можно в большем количестве и как можно более разведенные; и это делать постепенно, чтобы не было сразу большой перемены. Летом же должно питаться как мягкой мазой, так и питьем обильным и разведенным и всеми овощами вареными; всем этим должно пользоваться летом, чтобы тело было влажное и мягкое, потому что это время года теплое и сухое и оно делает тела горячими и сухими. Поэтому и нужно охранять их от этого вот этим установленным образом жизни. Таким же точно образом, как то зимы к весне, должно переходить и от весны к лету, именно, уменьшая яства и увеличивая питье, и по этому же способу, делая обратное, от лета переходить к зиме. Осенью же яства должно употреблять в большем количестве и более сухие и так же точно рыбу и мясо, напитки же в меньшем количестве и менее разбавленные, чтобы зима была для человека хороша; и напитками пусть пользуется более чистыми и в меньшем количестве, а яствами как можно более обильными и сухими. В самом деле, от этого он будет и наиболее здоров, и меньше всего будет зябнуть, так как это время года очень холодное и влажное.

При телосложениях мясистых, мягких и красных большую часть года полезно употреблять сухой род пищи, потому что природа их влажная. Твердые же… должны употреблять во все время более влажный род пищи, так как тела их сухие. Более молодым телам полезен род пищи более мягкий и более влажный, ибо этот возраст сухой и тела их стянуты. Старым же должно проводить наибольшую часть времени в более сухом образе жизни, потому что в этом возрасте тела – влажные, мягкие и холодные. Итак, сообразно с возрастом, временем года, привычкой, страною, местностью, телосложением должно устраивать и образ жизни так, чтобы мы могли противостоять наступающим и жарам, и холодам, ибо только таким образом достигается наилучшее здоровье.

Затем зимою должно совершать прогулку быстро, а летом медленно, только не должно совершать пути в продолжении солнечного жара. Людям дородным полезно ходить скорее, а тощим медленнее. Ванны также должно употреблять летом часто, а зимой – пореже. Более полезно мыться худым, чем полным. Ещё: зимою следует надевать одежды чистые, а летом – напитанные оливковым маслом.

Глава 7 (отрывок)

Тем, которые занимаются гимнастикой, полезно зимой бегать и бороться, а летом – мало бороться и совсем не бегать, но много гулять в прохладе. Те, которые утомляются от бега, должны бороться, а которые утомляются борьбою, тем должно бегать, ибо таким образом какая – либо часть тела, утомленная от трудов, лучше всего может согреться, укрепиться и отдохнуть.

Данный текст взят из книги «Книга античности и Возрождения о временах года и здоровье»., Издательство «Книга»., Москва 1972

Проблема здоровья человека интересовала философов с древних времен. Размышляя о здоровье, о нормах и патологиях, философы античности заметили, что здоровье зависит от образа жизни и поведения человека. Изучение прошлого показывает, какое влияние на развитие представлений о здоровье и здоровом образе жизни оказывали различные философские направления.

В античную эпоху о происхождении болезней сформировались следующие концепции: реалистические (стихийно-материалисти-ческие), онтологические, анемические и божественные (демонические). Реалистические концепции причины заболеваний искали в природных факторах. В рамках онтологических представлений болезнь считалась внешним и враждебным человеку конкретным материальным живым существом, которое проникает, внедряется в тело человека извне и тем самым вызывает болезненное состояние. Суть анемических воззрений на происходящие заболевания состоит в представлении о духах, заселяющихся в тело больного, и связанных с этим способах исцеления. Идея божественного (демонического) происхождения болезней рассматривала их как следствие гнева богов, результат злых духов. Следовательно, излечение от болезней зависело лишь от сверхъестественных сил; отсюда распространение амулетов, заклинаний и заговоров, предохраняющих от злых сил .

Размышляли о здоровье и болезни уже в Древней Индии представители школы веданты. «Веданта» означает «окончание Вед», а «Веды» (конец II – начало I тыс. до н. э.) – собрание гимнов на религиозные темы. Основателем школы веданты считается древнеиндийский мыслитель Бадараяна, составитель «Брама-сутры». Он и представители других философских школ заметили, что здоровье зависит от образа жизни человека. В Древней Индии здоровье считалось результатом нормального состояния трех начал организма: воздушного, слизи и желчи. Три органических начала связывались с системами организма: рлунг (нервная), мкрихс и бадкан (гуморальная).

В Древнем Китае организм уподобляли миру в миниатюре, а все процессы в нем – взаимоотношению пяти первоэлементов: огня, земли, воды, дерева и металла. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась борьба двух полярных сил: Инь (женское) и Ян (мужское), здоровье и болезнь определялись их соотношением. Возникла чжень-цзю терапия – иглоукалывание и прижигание активных точек, которые облегчают передвижение особой жизненной энергии в организме и тем самым устраняют причину заболевания.

В ассиро-вавилонской медицине считали, что здоровье и болезнь зависят от злых и добрых духов, богов и дьяволов и могут направляться в своем течении влиянием небесных светил.

В Древнем Египте существовали представления о четырех основных элементах мира: воде, земле, огне и воздухе. В связи с этим возникли зачатки гуморального учения о четырех основных соках, носителях этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье и болезнь. Было создано учение о пневме – особом содержащемся в воздухе невидимом и невесомом веществе, при вдохе поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу.

Философы Древней Греции и Древнего Рима, размышляя о здоровье и болезнях человека, сформулировали большое количество жизненных правил и полезных истин, касающихся практик здорового образа жизни.

Согласно воззрениям Демокрита, каждый человек сможет прожить счастливую жизнь, если будет жить соответственно своей природе, соблюдая при помощи мудрости чувство меры, стремясь к справедливости и принимая на себя ответственность за свои поступки.

Некоторые высказывания его актуальны и для нашего современника:

Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.

Цель жизни – хорошее расположение духа (эвтимия), при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущаясь никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-нибудь страстью.

В чем действительно нуждается наше тело, то для всех легко, без особого труда и усилий достижимо. Все же то, что требует труда и большого напряжения и добывание чего отравляет нашу жизнь, телу не нужно, но есть предмет стремления извращенной мысли .

Сократ вошел в историю как автор и создатель диалектического метода исследования истины, при котором изучаемый предмет рассматривается одновременно с двух сторон – положительной и отрицательной. Его философские воззрения отличались сосредоточенностью на исследованиях самого себя и практик самосовершенствования. Нравственный рационализм Сократа ярко проявился в его размышлениях о здоровье и здоровом образе жизни в виде взаимосвязи между действиями человека в последовательности: разумные, нравственные, полезные для здоровья. Свидетельством тому могут служить следующие его афоризмы:

Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия, и все прочее.

Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего не может .

Однажды Сократа спросили, чем он отличается от других людей. Сократ ответил: «Я ем для того, чтобы жить, а другие живут для того, чтобы есть» .

Платон понимал тело живого существа как замкнутую систему микрокосмоса, состоящую из земли, огня, воды и воздуха, нарушение их взаимосвязи считал причиной болезни. Платон развил учение о пневме, божественной душе. Пневма проникает в тело человека, причем в мозгу сообщает ему способности мыслить и чувствовать, в сердце согревает и в течение жизни питает. Нарушение прохождения пневмы является источником многих болезней.

Платон считал, что для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятие всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

Аристотель болезнь и здоровье называл переходящими свойствами или состояниями организма, так как они легко поддаются колебаниям и быстро изменяются. Аристотель писал о том, что следует различать, что способствует здоровью и что является признаком здоровья. Здоровье города зависит от его географического положения, защищенности от ветров, качественного водоснабжения.

Среди многочисленных философских школ Древней Греции и Рима можно выделить два основных подхода к проблеме здоровья человека – оптимистический и пессимистический. Первый связан с философами, которые утверждали, что как бы ни были сильны удары судьбы, человек все-таки может быть здоровым и счастливым, если будет пытаться жить в согласии с природой и использовать для этого здравое рассуждение. Каждый человек свободен в выборе того стиля и образа жизни, который ему больше по душе. Но при этом он должен согласовывать его с собственными внутренними ресурсами, которые складываются из состояния его здоровья, особенностей темперамента, полученного от наставников образования и воспитания, материального благосостояния. На этой точке зрения основывали свои рассуждения о здоровье известные врачи древности.

Опираясь на материализм Демокрита и диалектику Гераклита при анализе медицинских явлений, Гиппократ создал учение о влиянии окружающей среды и условий жизни на здоровье. Основными причинами заболеваний Гиппократ считал времена года, температуру воздуха, климат, свойства почвы, эпидемии. Индивидуальными причинами – образ жизни, диету, возраст человека, его наследственность и наклонности. Он смотрел на болезнь как на изменяющееся явление, выделив три стадии заболевания: сытость (начало), сварение (середина), извержение (конец).

Врач древности Гален, основываясь на учениях Платона о пневме, Аристотеля о целесообразности, считал, что здоровье – гармония и равновесие четырех соков, болезнь – беспорядок, вторгнувшийся в равновесие плотных частей, соков и сил. Гален развил учение о четырех элементах и четырех качествах: сухость – сырость, холод – тепло, соответствующих воздуху, воде, земле и огню, связанных с кровью, флегмой, черной и желтой желчью.

Видный врач и мыслитель Средней Азии Авиценна (Абу Али Ибн-Сина) воспринял от греков учение о четырех соках. Здоровье Авиценна рассматривал как способность или состояние, благодаря которому функции организма оказываются безупречными.

Авиценна полагал, что бывает тело здоровое до предела; тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое и не больное, быстро воспринимающее здоровье; тело больное легким недугом; тело больное до предела. Он выделил причины здоровья и болезни: материальные – это заложенные в теле человека основы; действенные – это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным (воздух, еда, вода, напитки, телесные и душевные движения, покой, сон, переход из одного возраста в другой, бодрствование, различия по полу, привычка).

В философских воззрениях на здоровье в Новое время впервые появилась идея о здоровье как ценности, причем не только в индивидуальном измерении, но и в социальном плане.

Томас Мор считал, что прекрасное общественное здоровье является прямым следствием идеально организованного общества и замечательных условий жизни. Он рассматривал здоровье как великое удовольствие, основание и опору всего, что могут дать спокойные и желанные условия жизни.

Французский философ Монтень считал здоровье одной из важнейших индивидуальных ценностей, утверждая, что здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не пожалеть времени и сил.

Бэкон, продолжая и развивая тему здоровья как индивидуальной ценности, писал о том, что собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья. Один из рецептов долгой жизни – это пребывание в свободном и жизнерадостном настроении, избегании зависти, тревожных страхов, затаенного гнева, тонкого и путаного самоанализа, чрезмерных радостей и волнений. Он высказывал удивление по поводу того, что, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, мы пренебрегаем породой человеческой.

Подлинный исследовательский интерес к идее здоровья как социальной ценности и в связи с этим к различным практикам здорового образа жизни как социально необходимым и социально одобряемым действиям проявился в XX в. в рамках гуманистической социологии.

В работах Э. Дюркгейма большое значение придается социальному здоровью. Социальное здоровье, согласно мнению этого ученого, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь».

С точки зрения социального реализма Э. Дюркгейма социальная реальность выступает главенствующей по отношению к индивидуальной. Главным признается положение, согласно которому система коллективных представлений обусловливает любые формы индивидуального сознания и поведения.

Можно согласиться с Э. Дюркгеймом, писавшим, что «коллективное представление развивается не только в пространстве, но и во времени. Для их создания множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства, и длинные ряды поколений... накапливали свой опыт и свои знания» .

Ядро дюркгеймовской концепции – теория морали. Общественные функции морали Э. Дюркгейм связывал с воспитанием, цель которого – формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств личности, которые нужны обществу. Воспитание всегда отвечает социальным потребностям и выражает коллективные взгляды и чувства и, следовательно, должно формировать социально значимые практики здорового образа жизни.

Подобного подхода придерживался и М. Вебер. Анализируя человеческое поведение с присущими ему связями и регулярностью, он назвал общественными такие действия, которые, во-первых, осмысленно ориентированы на ожидание, во-вторых, целерациональны в соответствии с ожиданиями, в-третьих, содержат субъективно целенаправленную смысловую ориентацию индивидов. Будучи членами социальных групп, индивиды являются продуктом социальной организации. Идеи и поступки индивидов рассматриваются как отличительные черты той или иной организации: в них выражаются ценности и особенности образа жизни определенных социальных групп, из устремлений которых возникает динамика общества. Социально ожидаемое поведение индивида может быть ориентировано на несколько систем установлений, противоречащих друг другу, в их комбинациях возможны варианты «неправильного» поведения. М. Вебер особо подчеркивал социальную значимость здорового образа жизни, утверждая, что «действия индивида, влияющие на сохранность здоровья, мы относим к социальным» .

При такой исследовательской позиции наибольшее внимание уделяется таким социальным характеристикам личности, как статус, принадлежность к одной из страт общества, вовлеченность в коллективные действия и общественные процессы. Именно эти факторы влияют на выбор человеком определенной практики здорового образа жизни.

Идею о социальной детерминированности и множественности подобных практик продолжает развивать Т. Парсонс . Он отмечает, что устойчивость всякой социальной системы зависит от степени интеграции ряда общих ценностных стандартов с интериоризированной структурой потребностей – установок, составляющих структуру личностей. По Т. Парсонсу, процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интериоризации общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими».

В качестве специфического канала социализации личности Т. Парсонс рассматривает молодежную субкультуру. Идея Т. Парсонса о функциональном значении общения в «группах равных» для освоения общественных норм представлена в тесной связи с характеристикой закрытых сообществ со своей субкультурой . Между тем известно, что молодежные субкультуры зачастую отрицают здоровый образ жизни и выбирают в качестве приоритетных стратегий поведения, ограничивающие физические и духовные потребности личности.

В последнее время медики стали отмечать у практически здоровых людей так называемые информационные неврозы. В данном случае врачи вынуждены говорить о явлении информационного стресса, когда способный и трудолюбивый человек без отдыха поглощает разного рода информацию, не переключается на другие виды деятельности (главным образом физической) и получает невроз, расстройства деятельности высшей нервной системы. Эти феномены, наносящие урон здоровью современного человека, вновь обратили внимание ученых на телесность человека как исток его здоровья и дали толчок развитию психотерапевтического направления в психологии.

Основатель психотерапевтического направления Вильгельм Райх исходил из того, что источником и необходимым условием психического здоровья человека является его тело. Он первым указал на зависимость психики от состояния мускулатуры. Всякое наше переживание – гнев, печаль, радость, страх – находит свое выражение в характерных мышечных движениях, считал он. Отрицательные эмоции могут образовывать так называемый мышечный панцирь, цель которого – сдержать проявление отрицательного переживания и не дать ему распространиться. Снятие в процессе терапевтической работы всех мышечных панцирей восстанавливает у пациента способность к глубоким эмоциональным переживаниям .

Работы Райха в области телесной терапии были впоследствии предложены и развиты многими учеными, среди которых А. Лоуэн, И. Рольф, М. Александер, М. Фельденкрайз. Работы этих, как и многих других практических психологов, являются прекрасным доказательством известного положения, что «здоровое тело творит здоровый дух». Знаменитая танцовщица начала XX в. Айседора Дункан так говорила о тесной связи тела и духа: «Если вы научите человека вполне владеть своим телом, если вы при этом будете упражнять его в выражении высоких чувств, сделаете так, что движения его глаз, головы, рук, туловища, ног будут выражать спокойствие, глубокую мысль, любовь, ласку, дружбу или гордый жест величественного отказа от чего-нибудь презренного, враждебного и т. д., то это отразится на самом сознании воспитуемого, на его душе» .

Исследование причин преждевременной старости и смертности давно убедило ученых всего мира, что человек может жить значительно дольше, чем живет, если устранить социальные причины, сокращающие его жизнь в обществе. И. П. Павлов писал: «Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом» .

Здоровье человека представляет социальную ценность. Оно является мощным социальным, экономическим, трудовым, оборонным, демографическим, культурным и духовным потенциалом любого общества.

Проблема сохранения здоровья человека занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества. Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.

Культура человека представляет собой всю совокупность небиологических, то есть приобретенных, а не врожденных аспектов жизни человека, являющуюся чертой, которая отличает его от животных. С социологической точки зрения культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества. Аксиологический подход рассматривает культуру как мир ценностей, представляющих собой иерархию смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества.

Вряд ли можно оспорить мнение философов, что человек – это такое существо, которое самостоятельно ищет и находит представление о собственной сущности, строит свою жизнь в соответствии с идеалом. Будучи незавершенным природой, он осуществляет себя в культуре, где даже самые простейшие акты жизнедеятельности осуществляет не инстинктивно, а в соответствии с общественными образцами, чтобы создавать свою телесность, физическую культуру, создавать образ жизни, сохраняющий здоровье.

В целях гармонического развития человеческой личности, сохранения здоровья и, следовательно, творческого долголетия необходимо чередование умственной и физической деятельности. Эту плодотворность в чередовании характера труда признавали многие. К. Маркс писал: «Система труда, чередующаяся с школой, превращает каждое из этих двух занятий в отдохновение и освежение после другого, и, следовательно, она много пригоднее для ребенка, чем непрерывность одного из этих двух занятий» .

Выдающийся представитель русской материалистической философии Н. А. Добролюбов рассматривал человека как единство сторон его умственного и физического развития, которые между собой тесно связаны и постоянно взаимодействуют. Он считал, что организм человека может быть здоровым и работоспособным лишь в том случае, если эти стороны получают полное развитие в тесной органической связи. Он писал: «...тот организм, в котором развитие мозговых отправлений поглощает собою все другие, развивается ненормально, болезненно. Точно так же ненормально и развитие того организма, в котором усиленной деятельностью мускулов ограничивается и заглушается развитие нервной системы и особенно мозга» .

П. Ф. Лесгафт, основатель системы физического воспитания в России, считал, что умственная и физическая деятельность должны находиться в полном соответствии между собой. Он не допускал возможности сочетания развитой умственной деятельности с весьма слабым телом и указывал, что такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным – оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: «Мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике» . П. Ф. Лесгафт, указывая на взаимную связь между умственным и физическим развитием, писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического» . Особенно действенным является смена умственного труда на физические упражнения или подвижные игры с соответствующей развитию и возрасту физической нагрузкой, так как при этом в деятельность вовлекаются неработавшие области мозга (преимущественно моторные) и отдыхают ранее функционировавшие при умственном труде. П. Ф. Лесгафт создал научный фундамент физической культуры как средства формирования здоровья и основной практики здорового образа жизни современного человека.

Здоровье можно считать даром природы, но от человека и от общества зависит его сохранение на протяжении всего жизненного цикла. Незнание, а иногда и непонимание значимости здоровья для полноценной человеческой жизни – это не только признак низкой общей культуры, но и самый настоящий социальный инфантилизм.

Заблудский, П. Е., Крючок, Г. Р., Кузьмин, М. К., Левин, М. М. История медицины. – М., 1961; Мультановский, М. П. История медицины. – М., 1967.

Цит. по: Таранов, П. С. Философия изнутри. – М., 1996. – Т. 1. – с. 386–387; Древнеримские мыслители. – М., 1958. – С. 154.

См.: Таранов, П. С. Указ. соч. – Т. 1. – С. 298.

Иванов, В. Г. История этики Древнего мира. – Л., 1980. – С. 142.

Дюркгейм, Э. Социология и теория познания. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С. 218.

Лесгафт, П. Ф. Собр. пед. соч. – Т. 1. – Ч. 1. – М., 1951. – С. 57.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Кафедра: Безопасности производств

По дисциплине Безопасность жизнедеятельности

На тему: Роль Гиппократа в истории науки "Безопасность жизнедеятельности"

Санкт-Петербург 2013

Введение

Заключение

Введение

«Здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания»

Гиппократ

На протяжении всей своей истории человечество стремится сделать жизнь удобной. В человеческом стремлении к познанию очень часто средства вытесняют цель, человек становится придатком к созданному им же, а его творения представляют угрозу для него самого.

Можно привести немало примеров, которые, казалось бы, свидетельствуют о том, что благодаря приобретенным знаниям с развитием цивилизации уровень безопасности людей возрастает. Человечество преодолело эпидемии тифа, холеры, оспы, чумы, полиомиелита. Средняя продолжительность жизни в развитых странах мира уже приблизилась к 80 годам и продолжает расти. Эти результаты достигнуты благодаря развитию медицины, берущей своё начало со времен Гиппократа (460-370гг. н. э.), который реформировал античную медицину, и Аристотеля (384-322 гг. н. э.), который уже в те далекие времена изучал условия работы. Вообще, ученые с древних времен изучают условия труда и особенности обеспечения безопасности человека.

гиппократ школа умеренность сон

1. Краткая биография Гиппократа

Врачи острова Кос, на котором, по преданию, жил Асклепий, причисляли себя к его роду и назывались Асклепиадами. К их числу относился и великий греческий врач Гиппократ, который родился на острове Кос около 460 г. до н.э. Этот небольшой остров у берегов Малой Азии имел в те времена одну из самых оживленных морских гаваней, был центром торговли с Востоком, славился вином, шелковыми тканями и благовониями, но более всего -- храмом Асклепия, к которому отовсюду стекалось множество людей.

Достоверных сведений о жизни Гиппократа очень мало, так как его первые биографии были написаны через несколько столетий после смерти и поэтому носят отпечаток той легендарности, которой было окружено его имя. Его первым учителем был отец. После смерти родителей Гиппократ стал странствующим врачом, побывал во многих городах Греции и Малой Азии. Он занимался философией в Афинах, был военным врачом во время Пелопонесской войны, посетил Египет и Персию. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах, а на острове Кос, в том месте, где располагалась врачебная школа Гиппократа, был построен храм в его честь. Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе (Фессалия), где и умер, по одним источникам, на 83-м году жизни, по другим -- на 104-м.

2. Основные положения медицинской школы Гиппократа

Учение Гиппократа объединяет медицинские представления, которые сложились в Греции к IV в. до н.э. Вот основные положения основанной им на острове Кос медицинской школы:

Внимательное обследование больного. Каждый организм имеет свои особенности, лечить необходимо не болезнь, но больного. Большое значение придается целительным силам природы, способности человека к самоисцелению, которому должен помогать врач.

Зависимость здоровья человека от гармоничного сочетания в его организме четырёх жидкостей: крови, слизи, желчи и черной желчи, а также -- количества «прирождённой теплоты», которая поддерживается особым тонким веществом -- пневмой, постоянно циркулирующей в сосудах человека.

Диета, режим и гимнастика играли важную роль в профилактике болезней. Гиппократу приписывают выражение: «Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм».

Обычаи греков запрещали вскрывать трупы умерших, и анатомические знания врачей V--IV вв. до н.э. были основаны на вскрытии животных. В качестве лучшей школы для хирургов Гиппократ рекомендовал сопровождать войска в военных походах. Об анатомических знаниях греков того времени можно судить по сочинениям Аристотеля «История животных» и «О частях животных». Труды великого философа содержат множество точных наблюдений и первую классификацию животного царства. Аристотель не раз ссылался в своих сочинениях на рисунки в книгах «Анатомий», которые не дошли до нас. Считают, что это были настоящие атласы, которые содержали изображения и подробные описания как животных в целом, так и отдельных органов и их внутреннего строения. Более поздние авторы упоминают о существовании семи подобных сочинений значительного объема. Полагают, что при их составлении Аристотель пользовался всеми возможными в то время средствами детального и всестороннего исследования. Известно, что он исследовал трупы жертвенных и больных животных, анатомировал глаз крота. Представление о кровообращении в эпоху Аристотеля было весьма приблизительным. Например, согласно общепринятому мнению, вены человека были наполнены кровью, а артерии -- воздухом; нервы часто смешивали с сухожилиями.

Согласно учению Гиппократа, самые тяжелые болезни вызываются смешением холодной слизи и горячей желчи. Для лечения острых болезней часто применялся ячменный отвар, в качестве целебных напитков -- вода с медом, уксусом или вином. Рекомендовалось периодическое очищение организма с помощью рвотных и слабительных средств. В соответствии с гуморальной теорией, причиной многих болезней был избыток крови в организме человека, а потому распространенным средством их лечения и профилактики было кровопускание.

3. Здоровый образ жизни, умеренность во всем

Считалось, что лечение хронических болезней весьма полезно сочетать с бегом, занятиями музыкой и пением. Здоровый образ жизни, умеренность во всем -- вот непременные условия сохранения здоровья. Известны крылатые выражения греческих философов и врачей: «Все в меру», «Ничего сверх меры». Гиппократ писал в «Эпидемиях»: «Работа, пища, сон, любовь -- все должно быть умеренным».

Исторические параллели:

Представление о том, что умеренность, соблюдение меры способствуют сохранению здоровья, характерно и для медицины Древнего Востока. Речь идет не только об излишествах в еде и неумеренности в наслаждениях разного рода, но и о правильных соотношениях излишеств и недостатков в восприятии окружающего мира. Оригинально и образно рассказывает об этом тибетский медицинский трактат «Чжуд-ши»: если в течение долгого времени слушать только приятные речи и звуки, рассматривать только красивые картины и пейзажи, вдыхать ароматы -- это излишество, которое может спровоцировать болезнь.

И наоборот, если долго смотреть на устрашающие объекты, слушать раздражающие звуки, вдыхать дурные запахи -- это недостаток, способный также вызвать заболевание. Слишком много размышлять или разговаривать -- недостаток. Прилагать слишком много усилий для осуществления разных дел -- излишество, которое вредит здоровью.

Вот фрагмент «Поэмы о медицине» Авиценны (XI в.), содержащий рассуждения об умеренности в движении и покое:

О ДВИЖЕНИИ И ПОКОЕ

В гимнастике умеренность нужна,

Пусть будет главным правилом она.

Умеренность не изнуряет тела,

Но очищает организм всецело...

Опасны перегрузки в упражненье,

Которые ведут к изнеможенъю:

Сгорает тело, влаги лишено,

Им внешнее тепло поглощено.

Болезни мучат нервные жестоко, --

И человек стареет раньше срока.

Бесцельны долгий отдых и покой:

В излишествах нет пользы никакой.

Коль человек недвижен, вредный сок

Заполнит тело, и еда не впрок.

4. Влияние ароматов на организм человека

Европейские врачи эпохи Возрождения и Нового времени писали о дурном влиянии избытка ароматов на организм человека. Так, Рамаццини (1633-- 1714) в сочинении «О болезнях ремесленников» отмечает, что «весной некоторые фармацевты, изготовляя настойки из роз для сиропов, жалуются на сильные головные боли» и рассказывает следующую историю. Некий рыбак пришел продавать рыбу во дворец португальского короля, надышался там ароматами и впал в состояние такого глубокого обморока, что его сочли мертвым. Рыбака вернул к жизни врач, «приказав отнести его на берег моря и вывалять в морской траве и тине; таким путем он, к всеобщему удивлению, поправился, вывалявшись, как свинья в грязи». Ф. Бэкон в знаменитом сочинении «Новый органон» сообщал, что рабочие, которые выносят и разбирают ароматические вещества на складах, страдают воспалениями.

О вредном действии сильных цветочных ароматов и слишком концентрированных ароматических эссенций на организм говорит и современная медицина. В наше время влияние различных запахов и ароматов на здоровье человека изучает ароматерапия (от греч. «арома» -- душистое вещество).

5. Гуморальная теория Гиппократа - теория темпераментов

Наблюдая особенности поведения различных пациентов, Гиппократ и его ученики объясняли это с позиций созданной ими гуморальной теории, согласно которой живые тела состоят из сочетания четырех основных соков: крови, желчи, черной желчи и слизи. Преобладание одной из этих жидкостей в организме обусловливает различные темпераменты у людей (сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический), что учитывают в инженерной психологии при выяснении степени подверженности работников несчастным случаям и в наши дни.

В трудах Гиппократа содержится классическое изложение гуморальной теории. Посмотрим, как эти представления отражаются в его сочинении «О болезнях»:

«...Я хочу объяснить, как желчь, кровь, вода и слизь бывают в излишке или в недостатке; это происходит от действия пищи или питья следующим образом: желудок, будучи наполнен, является для тела источником всего, но когда он пуст, он пользуется сам за счет тела, которое расплавляется... Источник для крови есть сердце, для слизи -- голова, для воды -- селезенка, для желчи -- место, находящееся в печени...»

«...Я скажу, откуда в теле появляется слизь. Когда кто-либо поест сыра, либо какой другой острой пищи или съест или выпьет какого-нибудь другого слизистого вещества, тотчас же это притекает в рот и в ноздри, -- мы все свидетели этому. И вот в чем, без сомнения, причина. Я утверждаю, что -то, что есть слизистого в пище и питье, когда оно приходит в желудок, его частью влечет к себе тело, частью -- голова, которая, будучи полой и прилегая сверху подобно кровососной банке, притягивает к себе вязкую слизь...»

6. Влияние сна на здоровье и диагностику болезней

Гиппократ писал также о значении сновидений и обращения к богам. Вот фрагменты его сочинения «О сновидениях»:

«...Видеть во сне солнце, луну, небо и чистые, легко движущиеся звезды такими, как они должны быть, -- благоприятно; это обещает телу здоровье со стороны всего... Если то, что представляется во сне, кажется обращенным в бегство и быстро несущимся под преследованием другого, есть опасность для человека заболеть манией...Когда небесное тело -- чистое и влажное -- кажется опускающимся на тебя, -- это знак здоровья, ибо из эфира спускается на человека нечто чистое и душа человека созерцает его таким, каким оно сходит. Но если небесное тело черно и нечисто, непрозрачно, -- это указывает на болезнь... вследствие какого-то внешнего вмешательства. В этом случае подобает воспользоваться быстрым бегом с обручем, чтобы, с одной стороны, было наименьшее разжижение тела, а с другой стороны, чтобы то, что вошло, было изгнано в связи с учащенным дыханием. После бега с обручем -- быстрые прогулки; мягкая и легкая диета в течение четырех дней.

Если снится теплый дождь в тихую погоду,...это хорошо, ибо это признак, что дыхание вошло чистым и в надлежащей мере. Но если видят противное -- сильный дождь, бурю, ураган, излияние нечистой воды, -- это указывает на болезнь... Здесь применима та же диета; во всех случаях надо употреблять мало пищи. Таким образом, узнав о небесных знаках, нужно заранее позаботиться установить диету и молить богов: при хороших знаках -- Гелиоса... Гермеса и Аполлона; при обратных знаках -- богов, отвращающих зло: Гею и героев...»

Исторические параллели:

Природа сна и сновидений занимала человека во все времена.

У многих народов существовало представление о том, что во сне человека посещают души умерших предков и подают всевозможные знаки, дают советы. В истории медицины разных стран важную роль играл не только гипнотический сон, в который погружали больного жрецы в храмах, но и обыкновенные сновидения. Чисто это было связано с тем, что события сна воспринимались как реально существующие. Так, французский этнограф и психолог Л. Леви-Брюль пишет, что у индейцев чероки существовал обычай, согласно которому человек, видевший во сне, что он был укушен змеей, подвергался тому же лечению, которое применялось при действительном укусе змеи. При этом считалось, что его укусил «дух-змея».

Пифагорейцы населяли воздух душами, посылающими сновидения людям и животным. Платон считал сновидения проявлением деятельности души. Аристотель рассматривает проблему сна в трактате «О диете и сновидениях». По его мнению, сон свидетельствовал о концентрации и сгущении теплоты в глубине тела. Избыток теплоты воздействует на органы чувств, результатом этого воздействия и являются сновидения. Теофраст, ученик Аристотеля, был автором сочинения «О сне и сновидениях».

Современник Аристотеля и Теофраста, китайский врач Вэнъ Чжи, придавал большое значение спокойному сну. Вот как он об этом пишет: «Вэй Ван сказал: «... почему вы придаете такое значение сну?» Вэнъ Чжи ответил: «Сон -- не только лишь человеческая потребность. Все живые существа также нуждаются в нем. Все водяные птицы, большие гуси, змеи, цикады, черепахи и другие ползучие твари тоже нуждаются в нем. Все они только поглощая пищу, могут существовать и только периодически погружаясь в сон могут сохранять жизнь. Ведь сон также способствует усвоению пищи и во время сна лекарства легко рассасываются и распространяются по всему телу. Сон и пища соотносятся друг с другом как огонь и металл. Поэтому если не спать одну ночь, то и за сто дней не восстановишь потери. Если сон не спокоен, то и пища усваивается плохо. Она образует в животе как бы ком из кожи -- от этого рожаются печальные думы, и пути движения пищи запираются. От этого появляются болезни, ведущие к онемению конечностей и параличам. Поэтому все знающие Дао-Путь (пестования жизни) ценят сон».

Влияние сна на здоровье и диагностику болезней признавала тибетская медицина. «Чжудши» сообщает о том, что сновидения могут быть следствием шести причин: «видят во сне то, что видели наяву, то, что слышали, то, что имели, то, что чувствовали, то, что надеялись сделать, или, наконец, бывают сны, которые предвещают серьезное расстройство питания, т.е. заболевание». Гиппократ писал о том, что «...сновидения, передающие дневные действия или мысли... благоприятны для человека...Когда же сновидения противоречат дневным поступкам... это означает расстройство в теле».

Заключение

Школа Гиппократа продолжала развиваться в течение столетий после смерти своего основателя, приобретая со временем новые черты и особенности. К IV в. до н.э. в греческой медицине сформировалось стремление идти путем опыта, эксперимента. Прежде всего, это нашло отражение в развитии анатомии и физиологии, возникших в Греции еще на рубеже VI и V вв. Уже в школе Гиппократа не было единства, она разделилась на два направления -- «древнюю», основанную на гуморальной теории, и «новую», идущую по пути эксперимента и опыта. Вот фрагмент сочинения «О древней медицине»: «Есть врачи и философы, которые полагают, что нельзя понять врачебного искусства, не зная, что такое человек. Подобные речи имеют в виду философствования в духе Эмпедокла и других, писавших о природе и о том, что есть человек и как он возник... Я же думаю, что все написанное или сказанное в этом роде философом или врачом о природе относится скорее к области живописи, чем к врачебному искусству».

Разрыву между медициной и натурфилософией способствовало то, что некоторые врачи, сторонники Гиппократа, обращались лишь к философским основам его учения и рассуждениям о прогностике, забывая о других сторонах его врачебного искусства: хирургии, диете, внимании к образу жизни больного. Гиппократу все чаще приписывали лишь отвлеченные и пространные умозаключения, а его сторонников называли в эпиграммах «болтунами», которые лишь наблюдают со стороны течение болезни, целиком полагаясь на природу и рассчитывая дни кризисов.

Но никак нельзя отрицать особое влияние умозаключений и выводов, сделанных выдающимися учеными древнего мира, на развитие медицины, анатомии и физиологии человека, на гигиену труда и профессиональные дисциплины, на которых базируется безопасность жизнедеятельности. Не зря многие учения дошли да наших времен и применяются в различных областях жизнедеятельности человека - совокупности процессов, протекающих в живом организме, служащих поддержанию в нём жизни и являющихся проявлениями жизни.

Список использованной литературы

1. Медицина в зеркале истории.

2. Охрана труда и БЖД, Исторические сведения - [Электронный ресурс] - http://ohrana-bgd.narod.ru/proizv_2.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Влияние компьютера на здоровье человека, основные аспекты длительной работы за компьютером. Ультрафиолетовое излучение, благоприятное влияние излучения на организм, воздействие ультрафиолета на кожу, на глаза м иммунную систему. Влияние шума на здоровье.

    реферат , добавлен 20.03.2010

    Факторы, влияющие на формирование основ здорового образа жизни. Двигательная активность и здоровье. Резервные возможности организма. Ритмичный режим труда и отдыха. Основные показатели функционального состояния центральной нервной системы человека.

    контрольная работа , добавлен 01.09.2013

    Общественные экологические проблемы. Атмосфера и здоровье человека. Психологические свойства человека. Влияние электрического тока на его организм. Действия населения и правила поведения при авариях на АЭС. Первая помощь при ранениях и кровотечениях.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2010

    Характеристика основных видов здоровья. Позитивное влияние рационального режима труда и отдыха, физических нагрузок, правильного рациона питания на организм человека. Исследование стоимости здорового образа жизни и ее сопоставление с бюджетом студента.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2012

    Здоровый образ жизни как основные формы и способы повседневной активности. Основные составляющие ЗОЖ, ее ценность в качестве государственной концепции. Вред алкоголя и курения, неправильного питания. Влияние режима труда и отдыха на здоровье человека.

    реферат , добавлен 23.09.2016

    Понятия валеологии. Компоненты физической культуры. Основополагающие критерии здоровья. Влияние некоторых групп факторов на заболевания человека. Негативные стороны жизни студентов. Составляющие здорового образа жизни. Способы психологической разгрузки.

    презентация , добавлен 05.02.2016

    Формирование у учащихся знаний о пагубности для здоровья курения и употребления алкоголя. Действие никотина на организм человека при курении. Легкие здорового человека и курильщика. Влияние неоднократного употребления алкоголя на психику подростка.

    презентация , добавлен 16.12.2014

    Характеристика здорового образа жизни как системы разумного поведения человека фундаменте нравственно-религиозных и национальных традициях. История здорового образа жизни в России и основные правила его реализации. Основные правила здорового питания.

    презентация , добавлен 25.10.2011

    Индивидуальное и популяционное здоровье, основные принципы здорового образа жизни. Экология городских популяций, основные факторы, влияющие на самочувствие человека. Проблемы смертности городского населения от болезней и различных аварийных ситуаций.

    презентация , добавлен 30.01.2017

    Понятие и сущность здоровья человека. Классификация факторов, влияющих на здоровье человека. Современные факторы риска для здоровья человека. Пути формирования здорового образа жизни. Основные причины смерти населения России. Культура здоровья людей.

История представлений о здоровом образе жизни восходит к натурфилософским построениям врачей Косской школы, которую принято отождествлять с именем Гиппократа. Гиппократ и его школа ввели в медицину натурфилософское учение (учение о гуморальной патологии), основанное на аналогиях в строении окружающего мира (макрокосмос) и организма человека (микрокосмос). По существу, это был первый системный подход, позволивший, с одной стороны, создать целостную картину многочисленных взаимосвязей организма человека с окружающей средой, с другой - выделить четыре основных биотипа - знаменитые четыре темперамента.

Медико-гигиеническое понятие здоровый образ жизни возникает в трудах врачей школы Гиппократа как логическое продолжение , как некая гармония, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий.

Это понятие получает дальнейшее развитие в творчестве знаменитого врача из Пергама - Клавдия Галена, который, руководствуясь натурфилософскими построениями Гиппократа, стремился охватить гигиеническими мероприятиями почти все стороны человеческого бытия.

Выдающийся экспериментатор Гален делает важные практические выводы из медико-гигиенических представлений Гиппократа о здоровом образе жизни. В его трудах возникает практическое направление в формировании здоровья с раннего детского возраста до глубокой старости (старость получает свою специальную науку о сохранении здоровья - герокомию).

Трансформация представлений о здоровом образе жизни происходит далее в научных школах мусульманского Востока, который после заката культуры античного мира становится местом развития крупнейших научных центров раннего средневековья. Накопление происходит здесь в специальных школах-академиях (крупнейшая из них Гундишапурская), где труды Гиппократа, Галена и других известных мыслителей переводят с греческого и латинского на арабский язык - международный язык восточного Ренессанса. Это накопление происходило около четырех столетий (V-VIII вв.), затем по еще мало известному закону развития научной мысли количество идей переходит в новое качество.

Представления о здоровом образе жизни получают новое философское осмысление. Усложняется не только структура натурфилософских построений (теория о мизадже), углубляется индивидуально-типологическая концепция, намечается ее математическая трактовка. Сама же системность представлений о здоровом образе жизни становится органической частью обширной классификации медицинских знаний о здоровье и болезни человека, выполняя функции основной подсистемы.

Примером этому служит известное энциклопедическое произведение врача-философа из Бухары Ибн Сины «Канон врачебной науки».

В научной терминологиии того времени появляется новое философское понятие, умран (социальная жизнь), которое рассматривалось как совокупность двух образов жизни - бадва (сельский) и хадар (городской). об идеальных государствах, где: царит всеобщее благоденствие. Так, Ибн Сина указывал, что всеобщий труд и долголетие должны быть главными критериями идеального общественного устройства.. Таким образом, в эпоху восточного Ренессанса идея здорового образа жизни получает своеобразное социальное осмысление.

От Гиппократа до Ибн Сины складывалась сложная системная категория мышления - здоровый образ жизни, кумулирующая в себе огромный исторический опыт народов Запада и Востока. Углублялось ее медико-гигиеническое содержание. Возникали тенденции ее социального осмысления. Все эти усилия мысли и духа по сути своей были обращены к будущему, к достижению некоего идеала биосоциальной гармонии.

Здоровый образ жизни: восточные традиции и современность