Что бессмертно в человеке. Е. П. Блаватская: учение о перевоплощении. Духовные учителя Человечества XIX-XX века В чем суть учения блаватской

Годы странствий .

Следующий период жизни Е.П.Блаватской в точной хронологической последовательности никем не описан, так как сама она дневников не вела, и никого из близких, кто мог бы рассказать о ней, рядом не было.
Н.А.Фадеева писала, что один только отец знал, где находится его дочь, и периодически высылал ей деньги.

Известно, что в Каире Е.П.Блаватская встретила американца Алберта Росона (впоследствии - доктора богословия и доктора права в Оксфорде ). Блаватская рассказала ему о своём участии в работе, которая когда-нибудь послужит раскрепощению человеческой мысли.
Росон отмечал:"Её отношение к своей миссии было в высшей степени безличностное, ибо она часто повторяла: "Не мой это труд, но пославшего меня"".

Немек на какого-то бога? Изображала из себя нового Христа? (Своего будущего "Учителя" она тогда еще не знала).

Покинув Ближний Восток, Блаватская вместе со своим отцом, как она сама сообщала, отправилась в путешествие по Европе. Известно, что в это время она брала уроки игры на фортепиано у Игнаца Мошелеса, известного композитора и пианиста-виртуоза, а позже, зарабатывая на жизнь, дала несколько концертов в Англии и других странах.

Теософы также считают Кут Хуми одним из членов Духовной иерархии, которая следит за развитием человеческой расы этой планеты к более высокому уровню сознания.

Согласно представлениям теософии, Кут Хуми принадлежит группе высоко развитых людей, известной как Великое Белое Братство . Известен также как Махатма .

Некоторые специалисты указывают, что имя Кут Хуми не является личным именем Учителя, а происходит от названия секты тибетского буддизма Кутхумпа. Возможно, его настоящее имя - Ниси Канта Чаттопадхьяя , поскольку именно под этим именем он (если это был он) обучался, по крайней мере, в одном европейском университете (каком?).

Покинув Англию, Е.П.Блаватская отправилась в Канаду , затем в Мексику , Центральную и Южную Америку, а оттуда направилась в Индию , куда прибыла в 1852 году. Елена Петровна вспоминала, что "Пробыла там около двух лет, путешествуя и каждый месяц получая деньги - понятия не имея, от кого (ой ли! ); и добросовестно следовала по маршруту, который мне указывали. Я получала письма от этого индуса, но ни разу не видела его за два эти года".

Как-то не очень правдоподобно. Особенно, насчет денег от неизвестного отправителя.

Прежде чем покинуть Индию, она попыталась проникнуть через Непал в Тибет , но вмешательство британского представителя расстроило её планы.

Из Индии Е.П.Блаватская снова вернулась в Лондон , где, как сообщает В.П.Желиховская, "приобретя известность своим музыкальным талантом, … была членом филармонического общества". Здесь же, в Лондоне, как утверждала сама Елена Петровна, она в очередной раз встретилась со своим Учителем.

После этой встречи она направилась в Нью-Йорк . Там возобновила знакомство с А.Росоном.
Из Нью-Йорка Блаватская отправилась сначала в Чикаго ,… а потом - на Дальний Запад и через Скалистые горы с караванами переселенцев, пока, наконец, не остановилась на некоторое время в Сан-Франциско .

Из Америки в 1855 или 1856 году Блаватская отплыла через Тихий океан на Дальний Восток. Через Японию и Сингапур достигла Калькутты .

Воспоминания Е.П.Блаватской о пребывании в Индии в 1856 году были опубликованы в книге "Из пещер и дебрей Индостана", в написании которой Блаватская проявила крупный литературный талант.
Книга составлена из очерков, написанных ею в период с 1879 по 1886 год под псевдонимом "Радда-Бай " и впервые появившихся в российской газете "Московские ведомости". В 1892 году эта книга была частично, а в 1975 году полностью переведена на английский язык.

Из Индии через Кашмир Блаватская во второй раз попыталась попасть в Тибет , но получила указания от своего Учителя и на голландском судне отплыла из Мадраса на Яву (Индонезия). Затем она вернулась в Европу.

Е.П.Блаватская провела несколько месяцев во Франции и Германии , а затем направилась в... Псков к родственникам, куда прибыла в рождественскую ночь конца 1858 года. Как сообщает Желиховская, Блаватская возвратилась из своих странствий "человеком, одаренным исключительными свойствами и силами, поражавшими всех ее окружающих". В России Е.П.Блаватская устраивала спиритические сеансы.

В мае 1859 года семья переехала в село Ругодево, где Е.П.Блаватская прожила почти год. Ее пребывание там закончилось сильной болезнью, оправившись от которой, весной 1860 года она вместе с сестрой отправилась на Кавказ в гости к деду и бабушке. Как сообщает В.П.Желиховская, по дороге на Кавказ, в Задонске Е.П.Блаватская встречалась с бывшим экзархом Грузии Исидором , впоследствии ставшим митрополитом Киевским , а затем Новгородским , Санкт-Петербургским и Финляндским , от которого получила благословение.

Из России Блаватская снова отправилась в путешествие. Хотя дальнейший маршрут достоверно не установлен, но кроме Персии , Сирии , Ливана и Палестины (Иерусалима), по всей вероятности, она еще не раз побывала в Египте, Греции и Италии.

В 1867 году она несколько месяцев путешествует по Венгрии и Балканам , посетила Венецию и Флоренцию .

Согласно биографии ЕПБ, составленной Н.Фодором, она, переодетая в мужчину, 3 ноября 1867 года участвовала в битве при Ментане на стороне гарибальдийцев. Её левая рука была дважды перебита в бою ударами сабли, кроме того, она получила два тяжелых пулевых ранения в правое плечо и в ногу. Сначала её сочли убитой, но впоследствии подобрали на поле боя. Блаватская рассказывала Олкотту, что была в Ментане добровольцем наряду с другими европейскими женщинами.

Достоверность последней истории вызывает большое сомнение автора данного сайта.

В начале 1868 года, оправившись от ранений, Е.П.Блаватская снова прибыла во Флоренцию . Затем отправилась через Северную Италию и Балканы, а оттуда в Константинополь и далее в Индию и Тибет .

В Тибете Е.П.Блаватская несколько лет обучалась в монастыре Ташилумпо и хорошо знала Панчен-ламу VIII Тенпай Вангчуга .
В наши дни этот монастырь выглядит почти так же, как и 150 лет назад:

Источник фото: http://foto.rambler.ru/users/tyapnitsa/albums/50399145/

Последний период своего пребывания в Тибете Блаватская, как отмечают биографы, провелав доме своего Учителя К.Х. и с его помощью получила доступ в несколько ламаистских монастырей, которые никогда ранее не посещал ни один европеец. Именно во время этого пребывания в Тибете Е. П. Блаватская начала изучать тексты, вошедшие в одну из главных ее работ - "Голос Безмолвия ".

После почти трехлетнего пребывания в Тибете Е. П. Блаватская отправилась в путешествие по Ближнему Востоку. Была на Кипре и в Греции .

В 1871 году во время путешествия из порта Пирей в Египет на пароходе "Эвномия" произошёл взрыв порохового погреба, и корабль был разрушен. 30 пассажиров погибли. Блаватская избежала ранения, но осталась без багажа и денег.

В 1871 году Блаватская прибыла в Каир , где организовала Спиритическое общество (Societe Spirite) для исследования и изучения психических явлений. Вскоре общество оказалось в центре финансового скандала (вот так!) и было распущено.

После отъезда из Каира Блаватская через Сирию , Палестину и Константинополь в июле 1872 года добралась до Одессы и провела там девять месяцев.

Из Одессы в апреле 1873 года Е.П.Блаватская направилась в Бухарест , а затем в Париж , где остановилась у своего двоюродного брата Николая Гана . В конце июня того же года взяла билет до Нью-Йорка .

Г.С.Олкотт (будущий коллега) и графиня К.Вахтмейстер сообщают, что Блаватская, увидев бедную женщину с двумя детьми, которые не могли заплатить за проезд, обменяла свой билет первого класса на четыре билета третьего и отправилась в двухнедельное плавание через океан третьим классом.

Теория о происхождении человечества по трудам Е.Блаватской.

Эта теория окончательно сформировалась к октябрю 1888 года.
Эта теория разрабатывалась на основе Эзотерического Буддизма, древнеиндийских, древнекитайских, древнеегипетских, древнегреческих мифов и легенд, кроме этого использовались мифы и легенды многих стран. Использовались христианские и иудейские религиозные книги. Это самый большой эзотерический труд, который связал все мировоззрения в одно единое. При этом Е.Блаватсякая полностью отрицает теорию Дарвина, что человек произошел от обезьяны. И наоборот впервые провозгласил, что в создании (появлении) обезьян и других животных участвовали первые дрение люди.
В своей книге «Тайная доктрина» Блаватская поясняет, что все события во Вселенной
Происходят по воле Всевышнего (Высшего Разума, имя у него в разных легендах разные).
Первые люди на Земле – первая раса были потомством «Лунных предков» (разумных существ, посланных на Землю с Луны). Она считает, что формы жизни во Вселенной разнообращны, жизнь есть не только на Земле, но и на Луне, Солнце, Венере, Марсе, Меркурии и других планетах Вселенной. И все эти формы жизни связаны с Высшими
Существами и Высшим Разумом. Первая раса людей была бестелесна (без физических тел). Первая Раса родила вторую расу (тоже бестелесную) путем почкования (выделения из себя). Третья раса людей также возникла из второй расы путем выделения из нее (почкованием, выделением).
Постепенно третья раса стала становиться все плотнее, эфирные тела людей третьей расы стали плотнее (у людей стали появляться физические тела). Люди третьей расы стали походить немного на современных людей, но были очень высокими (до 50 метров вымотой). Эта раса сначала была бесполой, но к 18 млн.лет днэ люди этой расы разделились на мужчин и женщин. К этому времени люди этой расы (их Блаватская называет лемурийцами, хотя иногда и применяется название асуры). Лемурийцы жили на большом материке Лемурия. Лемурийцы
Высший Разум (Брама) с помощью своих помошников создал на Земле четыре категории существ – богов, демонов, прародителей и людей. Боги (суры) – это первые расы людей на Земле (бестелесные расы), демоны (асуры) – это треья раса людей (тоже бестелесные), прародители – это третья раса (с физическими телами – лемурийцы) и четверная раса (атланты). Люди – это пятая раса – потомки лемурийцев и атлантов, которые живут и в настоящее время. Кроме этого у Блаватской упоминаются различные другие формы разумной жизни на Земле – змеи, драконы, падшие ангелы и т.д.
Блаватскя утверждает, что лемурийцы, а особенно атланты имели разный цвет кожи – желтый, красный, коричневый. Лемурийцы получили знания (разум) от Сынов Мудрости (Сынов Солнца) и жили сначала совместно с ними. Сыны Мудрости стали первыми божественными династиями, руководившими жизнью лемурийцев и атлантов.
В книге Блаватской говорится, что лемурийцы тяготели с Северному Полюсу – к Гиперборейскому Материку, а атланты – к южному полюсу. В книге говорится, что Ману не был человеком, а был представителем первых человеческих рас. Самые ранние представители четвертой расы не были атлантами, как и не были они человеческими Асурами и Ракшасами (это разные ветви лемурийцев),. После гибели Лемурии от подземных огней (уход Лемурии под воду), лемурийцы и атланты стали непрестанно уменьшаться в росте. Самое большое наводнение 850000 лет тму назад потопило большую часть Атлантиды и остатки Лемурии. Это наводнение сохранилось в памяти арийцев (так названы люди пятой, современной расы).
Наши расы, свидетельствуют о том же, что они произошли от Божественных Рас, каким бы именем последние не назывались. Кроме лемурийцев к третьей расе людей применялись и названия другие – Титаны, Кабиры, Дэвы. В книге Блаватской говорится, что наша пятая раса уже существовала около 1000000 лет назад, на основе потомков гиперборейцев и атлантов.
По ее вычислениям Третья Раса уже был в течение Триасовой эпохи, так как в это время уже существовали несколько млекопитающихся. В Эоценскую, Миоценскую, Плиоценскую эпохи Третья Раса теперь почти совсем исчезла, унесенная ужасающим катаклизмом Вторичной Эпохи, оставив после себя лишь несколько смешанных рас.
Четвертая, рожденная миллионы лет до указанной катастрофы, погибла во время Миоценского периода когда Пятая (наша Арийская Раса) уже насчитывала миллион лет независимого существования.

Я длительное время изучал (и изучаю труды Блаватской) и считаю эту теорию наиболее правильной (хотя есть некоторые моменты и трактовки которые мне не нравятся). Но на основании этой теории можно вполне понятно объяснить наличие многих непонятных академической науке фактов (археологических находок возрастом 500-200 млн.лет)
П этой теории не человек произошел от обезьяны, а наоборот – появление на Земле обезьян – итог деятельности во времена существования древнейших человеческих цивилизаций.

Книги Елены Блаватской пользуются популярностью по сей день, среди наших современников. Идеи, изложенные в них, не потеряли своей актуальности, несмотря на то, что знания Елены Петровны Блаватской были добыты ей больше сотни лет назад.

В статье:

Елена Блаватская - книги и идеи

Основными источниками Елены Блаватской стали древние религиозные тексты и пересказанные устно тезисы Махатмы Мориа, тибетских монахов и других встреченных во время путешествий учителей.

Елена Блаватская

Крайне насыщенна. Созданное Блаватской Теософское общество пользовалось немалой популярностью в Индии, Европе и Америке. Среди поклонников ее творчества оказались и члены семьи Рерих , широко известные философы, востоковеды и эзотерики.

Елена Блаватская стала одной из первых авторов, которые доступно объяснили реинкарнацию и теорию перевоплощений. Она стремилась показать, что все мировые религиозные течения имеют единые корни и одинаковое происхождение. Первоначальный источник един для всех религий. Блаватская пыталась направить человечество к саморазвитию и доказывала необходимость изучения тайн мироздания.

Елена Блаватская - «Тайная доктрина»

«Тайная доктрина » Блаватской состоит из трех томов. Кроме них имеется сборник комментариев к этим трудам. Последний представляет собой записи с обсуждения материалов, представленных в «Тайной доктрине» членами Ложи Блаватской , или Теософского общества . Эти материалы рекомендуется изучать при возникновении вопросов при прочтении трехтомника.

«Тайную доктрину» считают самым масштабным и значимым произведением Елены Блаватской. Своей целью при его написании автор ставила спасение архаичных знаний путем передачи их человечеству. Она пыталась доказать, что природа не является только случайным сочетанием атомов.

С помощью трудов Блаватской можно разобраться в том, что является основой для всех мировых религий. Она считала, что источник их - един. Книга «Тайна доктрина» знакомит читателя и с оккультной стороной природы, которая, как считает автор, не будет доступна для научного обоснования еще несколько веков.

Источники, которыми пользовалась Елена Петровна при создании этого произведения - это писания Азиатских религиозных учений, а также ранние европейские легенды, мифы и другой фольклор. Елена Блаватская уделила внимание скрытым с помощью иероглифов и символов тайные знания, которыми обладали люди несколько сотен и даже тысяч лет назад. С помощью этого трехтомника она попыталась объединить знания разных культур в одно целое, а также найти ответы на вопросы о том, что ожидает людей после смерти, для чего они приходят в этот мир и каков смысл бытия.

Елена Блаватская - «Разоблаченная Изида»

«Разоблаченная Изида» Блаватской четко и понятно указывает на связь между существовавшими в 19 веке оккультными практиками и древними школами философии. Автор поможет каждому читателю отследить эту связь и понять, для чего это вообще нужно и каким образом поможет человеку, который изучает эзотерику.

Теории Блаватской подкреплены множеством доказательств, которые представляет в своей книге автор. Книгу считают одним из самых доступных для понимания произведений Елены Блаватской. Она была написана во время одного из первых путешествий в Египет. Книга раскрывает также утерянные поколениями 19 века таинственные знания, найденные в этой стране.

Книга Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана»

Книга «Из пещер и дебрей Индостана» посвящена восточному мистицизму, в частности, традициям и культуре Индии глазами Елены Блаватской. Книга была написана во время путешествий по этой загадочной и яркой стране.

Эта книга разъяснит читателю, как выглядит индуизм и буддизм в понимании автора. С ее помощью можно познакомиться с эзотерикой и философией восточных народов. Книга понравится любому ценителю восточной философии.

Известно, что эзотерическая писательница часто отталкивалась в своих трудах от знаний, полученных во время путешествий по странам Востока. С помощью этой книги читатель сможет познакомиться с идеями, из которых впоследствии были сформированы более поздние труды Блаватской.

Труды Блаватской - «Ключ к теософии»

«Ключ к теософии» Блаватской ошибочно называют учебником по теософии. Эту книгу нельзя назвать полным сборником теософских знаний, однако, она станет настоящим ключом, который подойдет к замку на двери, за которой скрываются эти знания. Если вы заинтересовались теософией и идеями Елены Блаватской, изучение стоит начать именно с этого источника.

С помощью этой книги можно познакомиться с религиозными идеями автора. Известно, что она пыталась объединить все религии, которые существуют в странах нашего мира. Возможно проследить общее направление этой идеи и понять, в чем она заключается.

Духовное развитие - это дело, которым каждый человек должен заниматься самостоятельно. С помощью книги Блаватской «Ключ к теософии» можно попробовать разобраться в различных религиозных течениях и понять их единство, несмотря на то, что ее считают одной из самых сложных для понимания трудов этого автора. Так автор говорит о своих идеях:

Религия Мудрости в древности была единой, и тождество изначальной религиозной философии доказывается идентичными доктринами, передаваемыми посвящённым во время мистерий - учреждения, некогда распространенного повсеместно. Все древние культы указывают на существование предшествовавшей им единственной теософии. Ключ, открывающий одно, должен открывать всё, иначе он не может быть верным ключом.

Елена Блаватская - «Голос безмолвия»

Книга Блаватской «Голос безмолвия» составлена на основе древних тибетских манускриптов, переводом которых автор занималась во время пребывания в Тибете вместе с учителем Махатма Мориа. Ей были использованы и отрывки из индусской этической литературы.

В этой книге читатель найдет простые и доступные разъяснения смысла всех эзотерических течений, которые распространены и в наше время. Речь идет о Каббале, зороастризме, алхимии и некоторых других направлениях. В «Голос безмолвия» автор раскрывает также тайный смысл буддизма. Эти знания до появления на свет Елены Петровны не были доступны европейцам.

Эта книга сможет стать первым этапом духовных и философских поисков смысла жизни. Они будут полезны в изучении теории магии, а также помогут каждому человеку приоткрыть завесу над тайнами природы. Читателя книги Блаватской ожидает сложный и долгий путь к познанию:

Долог и утомителен путь перед тобой, о ученик. Единая мысль об оставленном прошлом потянет тебя вниз, и сызнова придется начинать тебе подъем. Убей в себе все воспоминания о прежних переживаниях. Не оглядывайся назад, иначе ты пропал.

«Загадочные племена на Голубых горах» Блаватской

Книга под названием «Загадочные племена на Голубых горах» способна рассказать читателю о самых разнообразных чудесах Востока, которые были замечены автором во время путешествий по Индии, Тибету, Японии и другим восточным странам.

С помощью этой книги можно познакомиться с миром магии и волшебства в представлении Елены Петровны Блаватской. Материал прояснит ваше понимание о сверхъестественных способностях человека, связи каждого из людей с потусторонним миром, о магии и колдовстве. Автор рассказывает и о сущностях, которые обитают в иных мирах.

Из названия книги понятно, что речь пойдет о загадочных племенах Востока, которые являются носителями таинственных эзотерических знаний. Из нее читатель узнает о жизни , магов и шаманов из далеких стран. Они на протяжении нескольких поколений передают сакральные знания, которые до недавнего времени не были доступны европейцам. Елена Блаватская стала одной из первых жителей Европы, которой были открыты эти знания.

Книга «Загадочные племена на Голубых горах» будет полезна не только людям, которые увлекаются эзотерикой, философией и культурой Востока. Она посвящена также истории некоторых восточных стран и этнической психологии.

Другие книги Елены Блаватской, ее письма и статьи

Елена Блаватская оставила богатое наследие. Общее количество написанных ею трудов - более сорока. Все они имеют схожее направление и посвящены теософии в той или иной степени. Например, книга «Заколдованная жизнь» рассказывает о тайнах снов, работе с подсознанием, раскрытии природного дара, паранормальных способностях, а также парапсихологии.


Сохранился также сборник инструкций для учеников Теософского общества. Именно этими правилами пользовались во времена жизни Елены Петровны члены ее общества. «Кармические видения» - сборник очерков и путевых заметок Блаватской, которые были сделаны во время путешествия по Индии.

Политика Теософического общества

Спрашивающий. Во времена Аммония существовало несколько древних великих религий, и в одних только в Египте и Палестине было множество сект. Как мог он их примирить?

Теософ. Делая то, что мы снова стараемся делать сейчас. Неоплатоники составляли большую группу и принадлежали к различным религиозным философиям; так же и наши теософы. В те дни иудей Аристобул утверждал, что этика Аристотеля представляет собой эзотерические учения Закона Моисея; Филон Иудей пытался примирить Пятикнижие с пифагорейской и платоновской философией; а Иосиф доказал, что ессеи Кармела были лишь последователями египетских терапевтов (целителей) и просто их копировали. Так же и в наши дни. Мы можем показать путь происхождения каждой христианской конфессии, каждой, даже самой маленькой, секты. Последние – это веточки или побеги, выросшие на более крупных ветвях; но побеги и ветви берут начало от одного и того же ствола – РЕЛИГИИ МУДРОСТИ. Доказать это и было целью Аммония, который старался убедить язычников и христиан, иудеев и идолопоклонников отбросить свои споры и борьбу, помня лишь, что они владеют одной и той же истиной, только облачённой в разные одежды только, и что все они – дети одной матери. Такова же и цель теософии.

Теософ. Почти бесчисленным множеством хорошо известных авторов. Мосхайм, один из них, говорит:

«Аммоний учил, что религия народа шла рука об руку с философией и вместе с ней разделила судьбу быть постепенно искаженной и затемненной простым человеческим тщеславием, предрассудками и ложью; что поэтому её нужно вернуть к первоначальной чистоте путём удаления этих загрязнений и изъяснения её на философских принципах; и всё, что намеревался сделать Христос – это восстановить мудрость древних и вернуть её к своей первобытной целостности, уменьшить до определённых пределов преобладающую повсюду власть предрассудков, и частью исправить, а частью и искоренить различные ошибки, которые проникли в различные народные религии».

Это опять в точности то, что говорят современные теософы. Но тогда как как великого филалета поддерживали двое Отцов Церкви, Климент и Афинагор, все учёные раввины Синагоги, Академия и «роща», помогая ему в проводимой политике, и в то время, как он учил общей доктрине для всех, мы, продолжатели его линии, не получаем никакого признания, а наоборот, подвергаемся оскорблениям и преследованиям. Таким образом, оказывается, что 1500 лет назад люди были более терпимыми, чем сейчас в этой просвещенной стране.

Также называемые аналогетиками. Как объяснил в своей «Эклектической Философии» профессор А. Уайлдер (член Теософического Общества), их называли так из-за практики интерпретации всех священных легенд и повествований, мифов и мистерий по принципу аналогии и соответствия: так что события, о которых рассказывалось, как о случившихся во внешнем мире, рассматривались, как выражающие действия и опыт человеческой души. Их также называли неоплатониками. Хотя теософию, или эклектическую теософическую систему, обычно относят к третьему веку, всё же, если можно доверять Диогену Лаэртскому, её источник значительно древнее, поскольку он приписывал эту систему египетскому жрецу Пот-Амуну, жившему в ранний период династии Птолемея. Тот же автор сообщает нам, что название это коптское и обозначает то, что посвящено Амуну, богу мудрости. Теософия является эквивалентом брахма-видьи, божественного знания.

Эклектическая теософия подразделялась на три составные части: 1) Вера в единое абсолютное, непостижимое и высшее Божество или бесконечную сущность, корень всей природы и всего сущего – видимого и невидимого. 2) Вера в вечную бессмертную природу человека, которая в силу того, что является излучением Всеобщей Души, единосущна ей. 3) Теургия, «божественная работа», или выполнение работы богов; от qeoi, «боги», и ergein – «работа». Термин этот очень стар, но поскольку он принадлежит к словарю мистерий, он не был общеупотребительным. Существовала мистическая вера – практически доказанная посвященными адептами и жрецами – что, сделавшись столь же чистым, как и бестелесные существа – то есть вернувшись к изначальной чистоте природы – человек может побудить богов передать ему знание божественных тайн, а иногда даже сделать их видимыми – субъективно или объективно. Это было высшим аспектом того, что сейчас называют спиритуализмом; но, но в силу злоупотреблений и непонимания его в народе, он стал рассматриваться некоторыми как некромантия и в общем был запрещён. Искаженная практика теургии Ямблиха всё ещё сохраняется в церемониальной магии некоторых современных каббалистов. Современная теософия избегает обоих этих видов магии и «некромантии», и отвергает их, как очень опасные. Настоящая божественная теургия требует почти сверхчеловеческой чистоты и святости жизни; иначе она вырождается в медиумизм или чёрную магию. Непосредственные ученики Аммония Сакка, которых называли теодидактосами, «богом наученными», – такие как Плотин и его последователь Порфирий – поначалу отвергали теургию, но затем примирились с ней благодаря Ямблиху, написавшему труд, посвященный этому явлению, озаглавленный «Мистерии», под именем своего учителя, знаменитого египетского жреца Абаммона. Аммоний Сакк был сыном родителей-христиан, и, поскольку с самого детства его отталкивало догматическое христианство, стал неоплатоником. Говорят, что ему, как Якобу Бёме и другим великим провидцам и мистикам, в снах и видениях открылась божественная мудрость. Отсюда и его имя – Теодидактос. Он решил примирить все религиозные системы, и показав их общий источник, установить одно всеобщее вероучение, основанное на этике. Его жизнь была столь безупречной и чистой, а учение – столь глубоким и обширным, что несколько отцов церкви стали его тайными учениками. Климент Александрийский был о нём очень высокого мнения. Плотин, «святой Иоанн» Аммония, также был всеми уважаемым и почитаемым, человеком самой глубочайшей учёности и порядочности. В возрасте 39 лет он сопровождал римского императора Гордиана и его армию в походе на Восток, чтобы получить наставления от мудрецов Бактрии и Индии. У него была школа философии в Риме. Его ученик Порфирий, настоящее имя которого было Малек (эллинизированный иудей), собрал все труды своего Учителя. Он сам был великим писателем и дал аллегорическую интерпретацию некоторым частям сочинений Гомера. Система медитации, к которой прибегали филалеты, была экстатической, родственной практике индийской йоги. Тем, что известно об Эклектической Школе, мы обязаны Оригену, Лонгину и Плотину, непосредственным ученикам Аммония. (Смотри «Эклектическую философию» А. Уайлдера).

Елена Блаватская

(по материалам докладов Н.Д. Спириной и очерка Е.П. Писаревой )

Есть люди, которые приходят в мир с ярко выраженной миссией. Эта миссия служения Общему Благу делает их жизнь мученичеством и подвигом, но благодаря им ускоряется эволюция человечества.

Такой была миссия Елены Петровны Блаватской. Более ста лет прошло с тех пор, когда в один из майских дней перестало биться сердце нашей великой соотечественницы. И только теперь мы начинаем осмысливать подвиг её жизни.

Е. П. Блаватская родилась в 1831 г., 12 августа, на Украине, в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), в аристократической семье, совместив в себе физическую наследственность трёх наций Европы (по материнской линии - потомственные князья Долгорукие и француз-эмигрант Бандре-дю-Плесси; по отцовской - она происходила от обрусевшей ветви князей Мекленбургских).

Мать Блаватской Елена Андреевна Ган была талантливой писательницей, которую Белинский назвал «русской Жорж-Занд». Она ушла из жизни рано, не достигнув 25 лет, оставив двух малолетних дочерей.

Походная жизнь отца Елены Петровны, офицера-артиллериста, лишала его возможности самому воспитывать дочерей, и воспитание их взяла на себя бабушка по матери, княжна Елена Павловна Долгорукая, в замужестве Фадеева. Она была замечательно доброй, глубоко образованной женщиной, владела в совершенстве пятью иностранными языками, углублённо занималась естественными науками, прекрасно рисовала.

Светлое детство Елены Петровны прошло в кругу любящих и умных людей: в раннем детстве в общении с природой Украины, потом - в средней России, а затем на Кавказе.

Елена Петровна с детства имела Высокого Покровителя. Он являлся ей в сновидениях, она знала и любила эти зовущие куда-то глаза. В детские годы в момент опасности для жизни появлялась невидимая помощь. Она чувствовала предназначение и понимала, что узнать о сущности его сможет при встрече с Учителем. Для этого она оставила родной дом, неожиданно меняла места жительства, что не даёт возможности проследить внутренний смысл жизни этого периода: о её жизни в эти годы известно как о цепи путешествий.

Первая встреча её с Учителем состоялась в Лондоне в 1851 году. Через всю жизнь Елена Петровна пронесла преданность своему Учителю. Тайна, окутывающая эту сторону её жизни, понятна тому, кто знаком с философией Востока и Теософией.

Скептические западные умы с большим трудом воспринимают существование в малодоступных областях Гималаев Братства Учителей Мудрости (Махатм), помогающих человечеству; на Востоке к этому отношение другое. В 1886 г., подтверждая публикации Е. П. Блаватской, семьдесят пандитов (учёных, знатоков древних религиозных учений Индии) подписали заявление, в котором утверждали существование Махатм.

Чтобы стать принятым учеником Великих Учителей, требуются большой труд не одной жизни, испытания и переполняющая сердце любовь к людям. Только эти условия позволяют получить груз знаний, крупицами которых, «крохами со стола», пользуются маги и экстрасенсы, удивляющие нас своими феноменами. Этими знаниями творил свои чудеса и исцеления Иисус Христос. Но тот, кто может оживить, тот может и убить. Поэтому только всеобъемлющая космическая любовь, которая дала силы умирающему на кресте Иисусу Христу просить за распявших его: «Господи, прости их, они не ведают, что творят», позволяет овладеть ими. Вот почему такие преграды стоят на пути к этим космическим знаниям.

Переездом в Америку в 1873 г. начался третий период жизни Е. П. Блаватской - период творчества (1873-1878 гг. - Америка, 1878-1884 гг. - Индия и 1884-1891 гг. - Европа).

Седьмого сентября 1875 года состоялось открытие Теософического Общества. Это произошло в квартире Е. П. Блаватской, где собралось 17 человек, председателем его стал полковник Г. Олькотт - преданный сотрудник Елены Петровны, а сама она заняла скромную должность «секретаря для связи с корреспондентами». Впоследствии Общество было переведено в Индию, где продолжает функционировать по настоящее время, став Всемирным Теософическим обществом, имеющим филиалы во всём мире.

В Америке Елена Петровна пишет, вернее, записывает своё первое капитальное произведение «Разоблачённая Изида» в 2 частях, около полутора тысяч страниц. Начата книга в 1876 году, издана - в 1877 году. Уровень знаний, представленный в произведениях Елены Петровны, носил всеобъемлющий характер, которого она не имела, несмотря на свою высокую образованность. Очевидцы отмечали в её записях, иногда на одной странице, четыре разных почерка и стиля изложения. Сведения получались ею от Учителей; реже общение носило физический характер, чаще связи были письменные, ясновидяще-психические, астральные. Общение Елены Петровны с Великими Учителями достигало отчётливости и непрерывности, представляло собой нечто подобное беспроволочному телеграфу.

Сущностью сведений, даваемых человечеству через Е. П. Блаватскую в «Разоблачённой Изиде», а затем и в продолжающей её «Тайной Доктрине», является откровение о Великом Созидающем Начале Космоса, творении Космоса и Человека (микрокосма), о вечности и периодичности Бытия, об основных Космических Законах, которыми живёт Вселенная. Изида символизирует собой Природу, Материю, Матерь Мира. Частичное приподнятие покрова (разоблачение Изиды), который нас отделяет от её сокровенных тайн, и дано было свыше через Е. П. Блаватскую для ускорения продвижения человечества по пути эволюции.

«Тайная Доктрина» - труд в 3 томах, около тысячи страниц в каждом; писала его Елена Петровна с 1884 по 1891 г. Первый том приоткрывает нам часть загадок о сотворении Космоса, второй об эволюции человека, третий об истории религий; он был отредактирован и издан её учениками.

Оглядываясь на прошлое человечества, можно проследить закономерность неприятия открытий и откровений, опережающих свой век. Труды Елены Петровны встретили одинаковое сопротивление как Церквей, священные книги которых полны откровений, расшифрованных в «Тайной Доктрине», так и ортодоксальной науки. Первым и самым мощным оружием сил регресса является клевета, направленная на автора, что дискредитирует и его творения. В Учении Живой Этики говорится: «...Пусть факелы клеветы освещают путь неуклонного подвига. Называя наших послов шарлатанами, люди выдают им свидетельства необычности».

«Факелы клеветы» очень ярко освещали путь Е. П. Блаватской - клеветники и невежды-биографы, фальсифицированные судебные процессы, подделка личных писем, предательство облагодетельствованных ею людей - всё пришлось перенести этой «женщине-мученице», как она названа в Учении Живой Этики.

После переезда в Индию Елена Петровна вела большую работу, стараясь возбудить у местных жителей интерес к мудрости древнеиндусских верований, поднять дух народа воспоминанием о его былой славе.

В 1879 г. был основан журнал «Теософист», в котором публиковались выдающиеся работы Блаватской, написанные при помощи Учителей.

Влажный климат Бомбея, а затем и Адьяра, где было приобретено поместье для Общества, оказался вредным для здоровья Елены Петровны, и в 1884 г. ей пришлось окончательно переехать в Европу. Во время нескольких кризисных состояний здоровья Еленой Петровной описаны случаи чудесной помощи, исцелений, которые приходили от Учителя.

По приезде в Европу Елена Петровна избрала местом жительства тихий Вюрцбург, потом Остенд, а с 1888 до 1891 г. она жила в Лондоне. Жизнь её после отъезда из Индии полностью была посвящена работе над «Тайной Доктриной», которую она считала делом своей жизни.

Пять лет жизни, последовавших за этим, были цепью физических страданий, мученичеством, но несмотря на это работала она по 12 часов в сутки, не давая себе отдыха среди дня. А по вечерам была окружена посетителями, среди которых были и литераторы, и ученые.

8 мая 1891 года Е.П. Блаватская ушла из земной жизни, сидя за рабочим столом - как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь.

По словам Е.И.Рерих, если бы не злоба и зависть окружавших её, «она написала бы ещё два тома ""Тайной Доктрины"", в которые вошли бы страницы из жизни Великих Учителей человечества. Но люди предпочли убить её...»

Многие учёные и деятели искусства проявляли интерес к «Тайной Доктрине». Так, на рабочем столе А.Эйнштейна всегда лежала эта книга. Выдающийся композитор А.Скрябин утверждал, что идеи Блаватской помогли ему в его творчестве.

Е.И. Рерих перевела два тома «Тайной Доктрины» с английского языка на русский. Она писала: «...Е.П.Блаватская была огненной посланницей Белого Братства. Именно она была носительницей доверенного ей знания. Именно, из всех теософов лишь Е.П. Блаватская имела счастье получить учение непосредственно от Великих Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мёртвых тенётах догм и устремлявшемуся в тупик атеизма. Именно, только через Е.П. Блаватскую можно было приблизиться к Белому Братству, ибо она была звеном в Иерархической Цепи». «Утверждаю, что Е.П. Блаватская была единственной посланницей Белого Братства, и она одна ЗНАЛА». «Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П.Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!».

В 1924 году Н.К.Рерих написал картину «Вестник». Передавая её в дар Теософскому обществу в Адьяре (Индия), он сказал: «В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвящённую Е.П. Блаватской. Пусть положит она начало будущему музею Блаватской, девизом которого будет: ""Красота - одеяние Истины""». На картине изображена женщина в буддийском храме, отворяющая двери Вестнику.

З.Г. Фосдик, ближайшая сотрудница Рерихов в Америке, поясняла, что женщина на картине символизирует человечество, а в Вестнике, возникшем на пороге храма на фоне сверкающих молний приближающейся Новой Огненной Эпохи, художник воплотил образ Е.П. Блаватской. Учителя человечества в Учении Живой Этики, обращаясь к нам, пишут: «Могут спросить, в каком соотношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите - каждое столетие даётся, после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает «Тайную Доктрину» Блаватской. То же было, когда Христианство кульминировало мировую мудрость классического мира, и Заповеди Моисея кульминировали древний Египет и Вавилон. Только нужно понимать значение узловых Учений («Мир Огненный» ч. 1, § 79).

Труды Елены Блаватской и книги о ней

Фотографии

Статьи из журнала «Восход» о Елене Петровне Блаватской

30.11.2015

"...Если нынешняя попытка, которая приняла форму нашего Общества, увенчается бо"льшим успехом, чем предшествующие, то к тому моменту, когда придёт время для попытки двадцатого века, оно уже будет организованной, живой и здоровой структурой..." (Е.П. Б.)

28.08.2018

Теософия и Теософское Общество. Смысл названия
Рабочая система Теософского Общества. Цели Общества
Отношение Теософского Общества к Теософии. О самосовершенствовании

04.10.2017

Август богат днями рождения великих людей, озаривших нашу планету своим несказуемым сиянием и немеркнущим Светом. В этом месяце мы вспоминаем преподобного Серафима Саровского, Е.П.Блаватскую, Ю.Н.Рериха и Б.Н.Абрамова.

04.10.2014

Ввиду сильного и настойчиво выраженного желания сотрудников Е.П. Блаватской основать общество для ознакомления продвинутых сознаний с эзотерическим учением всех религий и философий, Махатма К. Х. согласился руководить таким обществом, и было приступлено к этому опыту при содействии Е.П. Блаватской, полковника Г. Олькотта, Джаджа и ещё несколько лиц. Всё это, впоследствии, вылилось в существующее ныне теософическое движение. (...) Учение, принесённое Е.П. Блаватской, сделало своё великое дело, именно, по всему миру оно пробудило и сдвинуло с мёртвой точки многочисленные единицы сознания...

25.08.2013

В XIX веке в России Елена Петровна Блаватская (урождённая Ган) была более известна под литературным псевдонимом Радда-Бай, под которым выходили её талантливо написанные очерки об Индии. О её общественной деятельности и теософских трудах, публиковавшихся в английских и французских изданиях, на родине почти ничего не знали. Её сестра Вера Петровна Желиховская писала о философских трудах Елены Петровны: «Для нас, русских людей, они представляют лишь внешний интерес, как замечательное умственное движение, возбуждённое во всём мире русской женщиной, без всяких на то средств, кроме своего ум...

30.08.2012

Е.П. Блаватская утверждала, что «теософия предстала пред миром для того, чтобы влить в современное мышление свежую струю идей и стремлений, иными словами, чтобы подвести логическое обоснование под более возвышенную мораль, создать науку и философию, соответствующую знаниям нынешнего дня. (...) Лишь постепенное усвоение человечеством великих духовных истин способно омолодить лицо цивилизации...»

01.07.2012

Елена Петровна Блаватская явила яркий пример для подражания своим жертвенным служением людям. Мы видим её бесстрашие, решимость достичь цели, безграничную любовь к Старшим, преодоление физических страданий, самозабвенный труд, готовность как к подвигу, так и к поношениям, бескорыстие. Ярко проявилось в её характере отсутствие властолюбия, честолюбия, тщеславия.

26.11.2011

Выставка была подготовлена в 2006 году сотрудниками Исследовательского Фонда Рерихов (Санкт-Петербург) и Культурно-просветительского центра «Адамант» (г. Ломоносов) к 175-летию со дня рождения нашей соотечественницы, выдающейся женщины, писательницы, патриотки, путешественницы, основательницы современного теософского движения Елены Петровны Блаватской. Проходила выставка в Музее-квартире Н.А. Некрасова и называлась «Елена Блаватская: судьбы и лица...». К этому событию Исследовательский Фонд выпустил книгу с таким же названием, её презентация успешно прошла во время проведения э...

20.09.2011

О Елене Петровне Блаватской написано немало книг - исследований, биографических очерков, воспоминаний современников - свидетелей её жизни и духовного подвига. Особенно подробно описаны её последние годы, когда она, работая над фундаментальным произведением «Тайная Доктрина», практически не оставалась одна.
Конечно, очень важно изучать записи тех, кто находился рядом с этим великим духом. И особенно ценны слова, сказанные самой Е.П. Блаватской о себе. В основном мы находим их в письмах друзьям, родным, сотрудникам, а также в некоторых статьях, написанных для различных периодических изд...

20.09.2011

Елена Петровна Блаватская принесла миру идеи теософии. Именно она была выбрана для титанической работы - дать сдвиг сознанию человечества. Махатмы писали: «...Е.П.Б... обладала совершенно чудесными и исключительными дарованиями. ...Не было никого из живущих, кто мог бы сравниться с ней по степени пригодности для этой работы».

20.09.2011

В начале ХІХ столетия в Екатеринославе (Днепропетровске), на улице Петербургской (ныне Ленинградская, 11), была создана усадьба, которой было предопределено судьбой прославиться благодаря семье, три поколения членов которой - государственные и общественные деятели, учёные и писатели - уникальное явление в отечественной культуре, а одна из её представителей - личность планетарного масштаба. Усадьба эта, пережившая в течение первого своего века нескольких владельцев, а в течение второго - целый ряд учреждений, вошла в историю и останется в ней как усадьба Фадеевых, где в 1831 год...

Елена Петровна Блаватская возвращается на Родину. Это - один из знаков наступления Новой эпохи. Сегодня мы снова встречаемся с ней. Каждая мысль о ком-то есть встреча с ним на мысленном плане, который так же реален, как и земной, но в другом измерении. И если результаты таких встреч материально не очевидны, то их ментальные последствия не могут быть по-земному учтены и переоценены. Такие встречи питают нас, ими мы растём, незаметно, но неуклонно. Важно только, чтобы мы сердцем приобщились к ним и к тому, с кем мы встречаемся.

27.08.2011

Мужество, решимость, динамика наступления - черты героического духа. Проникновение в глубины тайн. Она дала только часть того, что знала. Многое унесла с собой. Нельзя представить, как неимоверно трудно было давать, встречая натиск отпора, тупого и злобного сопротивления. Явление столь необычное, что у многих подходило только под рубрику шарлатанства. Не было других мер у трёхмерных людей. Она жила в четвёртом и утверждала его законы и тайны. Не могли понять, что не новое приносила, но очищала и давала основы знания, не старого и не нового, но вечно даваемого и вечно искажаемого...

27.08.2011

К 180-летнему юбилею Е.П. Блаватской Издательским центром СибРО «Россазия» выпущен в свет сборник, в который вошли главы из книги «Ключ к Теософии» и очерки из журналов Теософского общества, выходивших под редакцией Е.П. Блаватской в 1880-е годы. В этих работах раскрывается значение понятия «теософия», затрагиваются темы роста духа, кармы, перевоплощения и др. В книгу вошло Слово Н.Д. Спириной «Вестник Огненный», посвящённое основным вехам жизни Е.П. Блаватской - великой подвижницы, имя которой, по словам Е.И. Рерих, «будет поставлено на должную высоту почитания». Предлагаем читателям нескольк...

27.08.2011

1870-е годы для Елены Петровны Блаватской были «началом её общественной деятельности» в Америке. Она писала: «В эту страну я послана моей Ложей в интересах Правды о современном Спиритуализме. Моя священная обязанность открывать эту Правду и разоблачать ложь. Возможно, я приехала сюда на сотню лет раньше, чем нужно. Боюсь, что это так, учитывая современное состояние умов... С каждым днём людей всё больше волнуют деньги и всё меньше правда».

27.08.2011

2011 год богат юбилеями тружеников Общего Блага. В этом году мы отмечаем 180 лет со дня рождения и 120 лет со дня ухода Е.П. Блаватской, 100 лет со дня рождения Н.Д. Спириной, 100 лет со дня рождения П.Ф. Беликова. Пусть это сообщение поможет нам приблизиться к прекрасным Обликам Служителей Света. Обратимся к событиям 20-летней давности. Вспомним, как утверждалось имя Елены Петровны Блаватской в Новосибирске и кто стоял у истоков этого.

27.08.2011

«Насколько же красивы и одухотворённы могут быть человеческие лица» - вот первая мысль, которая ложится на сердце, когда входишь в Каминный зал Музея Н.К. Рериха, где размещена выставка фотографий Е.П. Блаватской и её ближайших спо­движников. А потом, разглядывая пожелтевшие от времени страницы изданий конца XIX века, невольно проникаешься тем же трепетом, который испытывал столетие назад кто-то незнакомый, впервые открывая для себя на этих страницах мир теософии. В мире, полном войн, противоречий, духовных тупиков и окаменелых остатков когда-то живых истин, внезапно появился хрустально-чистый...