Приметы и суеверия: верить ли в приметы и околоцерковные суеверия? Почему нельзя? Околоцерковные суеверия и приметы

В повседневности люди привыкли верить в приметы и суеверия. Но угодно ли это Богу? Узнайте ответ на этот вопрос на страницах портала «Православие и мир».

Должны ли мы верить приметам, которые сопровождают нашу повседневную жизнь? Насколько россияне склонны верить в приметы? Какие существуют околоцерковные приметы и суеверия? Предлагаем Вам избранные статьи по теме «Приметы и суеверия», которые дадут ответы на эти вопросы.

Околоцерковные суеверия и приметы

Диакон Константин Горбунов. Методы изучения и классификации околоцерковных суеверий

Околоцерковные суеверия чрезвычайно вредны, так как они уводят людей от истинного богопознания, а также от благочестивого образа жизни и правильного участия в Православном Богослужении. Следовательно, с суевериями необходимо вести бескомпромиссную борьбу. Для этого, в частности, необходимо изучение существующих суеверий. Всякое изучение группы явлений или фактов требует их классификации. Таким образом, перед нами встает нелегкая задача найти методику классификации суеверий при всей их многочисленности и при этом абсурдности, нелогичности, бессмысленности.

Информацию о суевериях, распространенных среди людей, можно получать следующими способами:

  1. На основании вопросов, которые люди задают священнослужителям.
  2. Путем анализа вопросов, задаваемых сотрудникам службы консультантов в храме (ведется журнал учета вопросов).
  3. Путем опроса образованных постоянных прихожан храма об известных им распространенных в народе суевериях.
  4. Путем критического анализа публикаций и выступлений в околоцерковных и псевдоцерковных средствах массовой информации, а также светских СМИ на церковные темы.

Возможны также и другие методы выявления суеверий.

Существуют немногочисленные суеверия, связанные с вероучением. Их немногочисленность объясняется тем, что суеверные люди, как правило, не знают Православного вероучения. Пример: “Троица – это Иисус Христос, Божия Матерь и Святитель Николай”.

Суеверия, связанные с особенностями годового круга богослужений.

  • Пасха: благоговейное отношение к скорлупе от пасхальных яиц; в случае пожара нужно перебрасывать пасхальное яйцо через горящий дом и др.
  • Родительские субботы, Радоница: можно поминать самоубийц; на кладбище нужно идти до 12:00 дня т.к. после этого времени души усопших уже не присутствуют на кладбище; продукты, принесенные на парастас, получают усопшие и др.
  • Пятидесятница: в этот день нужно ходить на кладбище.
  • День св. пророка Илии: нельзя купаться после этого дня.
  • Преображение: грехопадение Адама и Евы заключалось в том, что они съели неосвященное яблочко до Преображения; весь смысл праздника люди видят только в освящении плодов.
  • Покров Пресвятой Богородицы: если не заклеить окна до Покрова то в доме не будет тепла.
  • Воздвижение: сдвижение – осень к зиме сдвигается.
  • Богоявление: святая вода, освященная накануне праздника (в сочельник), “сильнее”, чем освященная в сам праздник (или наоборот).
  • Сретение: зима с летом встречается.

Суеверия, связанные с церковными Таинствами.

  • Крещение. Суеверные побуждения к Таинству: “чтобы грыжа зажила; чтоб ребенок меньше плакал; чтобы не сглазили”. Просят назвать крещаемого другим именем (тайным), чтобы не сглазили. Если воск с постриженными волосами утонет в купели, то это плохо.
  • Миропомазание. Многие прихожане думают, что елеопомазание на Всенощном Бдении это и есть миропомазание.
  • Исповедь. Люди рассказывают не о грехах, а о проблемах, считая, что проблема должна разрешиться. Люди перечисляют грехи без покаяния. Просят порвать листок со списком грехов, воспринимая это как священнодействие. В продаже появляются нелепые руководства для подготовки к исповеди, например, “1000 и один грех” или “10000 грехов”.
  • Евхаристия. Причащают детей, чтобы животик не болел, взрослые причащаются для поднятия гемоглобина. Некоторые понимают Причащение как “прочищение”, например, организма. Считают, что нельзя после Причастия и запивки целовать никого и ничего, т.к. благодать перейдет на целуемый предмет.
  • Соборование. Люди воспринимают соборование как последнее (предсмертное) помазание, если же человек не умер после Соборования, то ему нельзя есть мясо и вступать в брак, вести супружескую жизнь. Имеет место суеверное отношение к остающимся после таинства рису и елею.
  • Венчание. Просто красивый торжественный обряд. Гарантия того, что муж не уйдет или жена не уйдет.
  • Священство. Многие люди уверены, что священнослужителем человек становится в силу самого факта окончания духовной семинарии. Ввиду редкости таинства хиротонии особых суеверий, связанных с самим совершением таинства не выявлено, но имеет место суеверное отношение к духовенству и монашеству. Примеры: люди обращаются с духовными вопросами к простым монахам, не имеющим священного сана, и зачастую неукоснительно следуют их порой нелепым советам; люди боятся обращаться к священнику с какими-либо вопросами, воспринимая его лишь как колдуна или мага, совершающего ритуалы.

Примечание: ряд примеров для данного раздела заимствован из доклада священника Александра Дягилева.

Суеверия, связанные с обрядами.

  • Погребение. Отпевать можно даже неверующего, лишь бы был крещеным. Родственникам нельзя нести гроб с телом усопшего. Кладут в гроб различные посторонние бытовые предметы (деньги, мобильные телефоны). На могиле устраивается языческая тризна.
  • Освящение автомобилей. Считается, что дается гарантия безопасности.

Суеверия, связанные со святынями.

  • Магическое отношение к святыням.
  • Использование святынь для колдовства.
  • Неправильное почитание икон. (Какая икона лучше Казанская или Владимирская?)
  • Неправильное отношение к Св. Кресту. (Дарить крестик это не грех? Боязнь подобрать найденный на улице крестик)
  • Многочисленные заблуждения связаны со свечами и правилами их постановки перед иконами. Люди, загадав желание, ждут пока свеча догорит, для того чтобы оно исполнилось.
  • Суеверное отношение к святой воде (смешивают св. воду, взятую в разных храмах, считая, что смесь “сильнее”, чем вода, взятая в одном храме)
  • Известны также многочисленные суеверия, связанные с пасхальным артосом и просфорами.

Суеверия, связанные с поминальными записками.

  • Магическое отношение к сорокоустам.
  • Вопросы: какая записка лучше (проскомидийная, обеденная, заказная, молебен?)
  • Указание в записках лиц, поминовение которых запрещено церковными канонами, в полной уверенности, что данное поминовение поможет этим лицам.
  • Поминовение живых за упокой, с целью навредить этим лицам.

Вот далеко не полный перечень суеверий, распространенных в церковной и околоцерковной среде. Можно заметить, что значительная часть суеверных методик выражает стремление людей к достижению телесного здоровья и земного благополучия. В стремлении к чисто земным благам люди зачастую обращаются к колдунам, экстрасенсам, целителям и от них получают различные указания суеверного характера.

Важным методом борьбы со всякими суевериями является духовное просвещение мирян через церковно-приходские школы, различные богословские курсы, через церковные СМИ. Также необходима катехизация людей, желающих принять Таинство Святого Крещения и лиц, готовящихся стать крестными.

а не приимеши слуха суетна,
да не приложишися с неправедным
быти свидетель неправеден.
Исход XXIII, 1

Что говорят о приметах и суевериях отцы Церкви? Почему верить в приметы — значит показать свое недоверие Богу? Есть ли приметы, которые «действительно работают»? Предлагаем вашему вниманию Святоотеческие наставления о приметах и суевериях.

Святоотеческие наставления, предостерегающие от суеверий

Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие, или суетная вера, вера ни на чем не основанная, недостойная истинных христиан.

Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида:

1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;

2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,

3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.

Стоит ли бояться примет? Действительно ли с точки зрения Церкви приметы так опасны? Почему приметы и суеверия не стоят вашего внимания?

«Многим из христиан, – говорит святой Василий Великий, – кажется делом безвредным слушать истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: и это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда – все это помеха. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный порок.

Но слушай: отвержен народ, предавшийся сему. Еще древле, по закону Моисееву, очарования, волхвования, ворожба, птицегадания отринуты как изобретения демонов. Сказано: Не вражите, и ни сряща смотрите от птиц (Лев. XIX, 26); языцы бо, которых потребит… Господь Бог от лица твоего… сии чарований и волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой (Втор. XVIII, 12, 14).

Кто может советоваться с оправданиями Божиими, тому при рассуждении, чего не должно делать, не прилично брать себе в советники, даже не в советники, но в учители и законодатели, существу неразумные. Птица не знает собственной своей опасности, которая уже перед глазами; а тебе предвещает она будущее . Вылетев из гнезда, чтобы принести птенцам пищу, нередко возвращалась она ни с чем; а для тебя стала она нелживым предвещанием, и напрасное движение птицы обратилось в откровение будущего! Ежели по действию демонов птицы летают для твоего обольщения; то не сиди и не смотри с отверстым ртом на демонские обаяния, и не отдавай себя под влияние диавола. Он, если однажды уловит душу, легко увлекаемую в погибель, не выпустит ее из рук, а употребит ее на всякое злое дело. Но и каркающий ворон, и кружащийся орел по недостатку лова приводят в страх суеверное сердце. Враг до того издевается над человеком, что, если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отворотится, не раз зажмурит глаза. Что бедственнее такой жизни – все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?»
В одном из огласительных слов святого Иоанна Златоустого мы читаем: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

Что говорил о приметах, гаданиях и суевериях святой Иоанн Златоуст? Можно ли верить в приметы?

Предостережения от гаданий

В слове на новолетие святой Златоуст говорит: «Более всего огорчают меня игры, которые сегодня происходят… и которые преисполнены распутства и нечестия, потому что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день года удастся им провести в веселии и удовольствии, то и во весь год будет совершенно то же. Но год будет для тебя счастлив во всем не тогда, когда ты напьешься пьян в первый день, но когда и в первый и в прочие дни будешь делать то, что угодно Богу. Если же, вознерадев о добродетели, будешь ожидать себе счастья от начала месяца и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго. Замечать дни не сообразно с христианскою мудростию. Это дело еллинского заблуждения».


Обличая суеверие, по которому некоторые дни считают счастливыми, а другие несчастными, святой Иоанн Златоуст говорит: «Диавол, стараясь пресечь наши подвиги добродетели и погасить в нас доброе произволение души, внушает нам приписывать успехи и неудачи в делах дням. Если кто верит, что день бывает счастлив или несчастлив, тот в несчастливый день не будет стараться о добрых делах, думая, что по неблагоприятности дня напрасно станет трудиться и ни в чем не успеет. Так, напротив, и в счастливый день он ничего не будет делать, надеясь, что по причине счастливого дня ему не повредит собственное его нерадение. Таким образом, то и другое вредит его спасению. Иногда безрассудно, а иногда как бы безнадежно поступая, он проводит жизнь свою в праздности и зле. Итак, мы должны избегать козней диавола, отбросить сокрушение духа и не наблюдать дней, ненавидя один и любя другой».


Блаженный Августин также строго осуждает гадания. «Последствия их, – говорит он, – большей частью сообразны с мыслями и предубеждениями каждого. Ибо злые духи, желая содержать человека в обмане, льстят ему показом того, что, как они видят, сообразно с его ожиданием и желанием». «Вообще, – замечает он, – на мнения людей о важности некоторых гадательных знаков, установленных предубеждением человеческим, не иначе надобно смотреть, как на некоторый договор и условие с злыми духами. Люди, пристрастившиеся к пагубной науке гадать, которая, собственно, есть только наука издеваться над другими и обманывать их , за такое пристрастие свое, по некоему тайному суду Божию, подпадают нередко влиянию падших ангелов, которым попускается иногда иметь некоторое влияние на низшую часть мира. От этих насмешек и обманов злых духов происходит то, что суеверное и гибельное искусство прорицания иногда действительно открывает прорицателям нечто из прошедшего и будущего и говорит им немало такого, что впоследствии отчасти оправдывается событиями. Такие небольшие удачи возбуждают и питают любопытство, из-за чего они все более и более запутываются и запутывают других в сети зловредного заблуждения… Даже верность подобных предсказаний нисколько не оправдывает науки предсказывать. Поэтому святотатственное искусство, при помощи которого вызвана была тень умершего Самуила, достойно всякого отвращения и проклятия, хотя тень эта, будучи показана царю Саулу, и предрекла ему истину».

Приметы, как средство исцеления от болезней. Работают ли они?

Предостережения от употребления суеверных средств для исцеления болезней

Резкие обличения против амулетов и суеверных действий для предохранения от болезней и несчастий мы встречаем в беседах святого Иоанна Златоуста на Первое послание к Коринфянам: «После брака, – говорит он, если родится дитя, мы видим множество символических действий, достойных смеха : говорить ли о перевязках, о погремушках, о красной пряже и многом другом, доказывающем великое безумие, тогда как не следует возлагать на младенца ничего другого, кроме спасительного креста. Между тем ныне крест, обративший всю вселенную, поразивший диавола и ниспровергший всю силу его, остается в пренебрежении; а ткани, пряже и другим подобным привескам вверяется безопасность младенца. Не стыдно ли вам? Скажите мне: поймете ли вы когда-нибудь, как диавол с раннего возраста человека мало-помалу раскидывает свои сети и употребляет свои хитрые меры? Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно, а когда поклоняющиеся кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, – это достойно многих слез». «Что сказать, – говорит в другом месте святой Златоуст, – о тех, которые привязывают к ногам и голове медные монеты Александра Македонского? Скажи мне: это ли наши надежды? Как после креста и смерти Господней ты возлагаешь надежду спасения на изображения языческого царя?»

После тех обличений суеверия, которые находятся в писаниях древних святых отцов и учителей Церкви, напомним, что в книге «Православное исповедание веры» в ответе на вопрос: «Кто грешит против Первой заповеди и каким образом» – читается следующее: «Против сей заповеди грешат волшебники и подражающие их делам, например, те, которые носят привески и значки для предохранения себя от вреда; те, которые прилепляются к суеверным обычаям и им верят; равно и те, которые в болезнях пользуются нашептыванием старух и других суеверий держатся; наконец, те, которые из всякого случая выводят предзнаменования».

Недействительная вера

Приметы и суеверия как недействительная вера

Существует мнение, что всякая вера – это . Даже есть выражение – «религиозные суеверия». И под это определение подходит буквально всё! Любая религиозная мысль, любая церковь, любое исповедание – все это, как иногда люди говорят, «суеверие».

Но так ли это, объективно говоря? это очень определённо объясняет. Слово «всуе» значит «по-пустому», то есть – «нет этого вообще». Если есть приставка «суе» – то вера недействительная. Но отрицательное обозначение говорит о том, что есть что-то положительное, правда? Суеверие – это пустая вера, стало быть, есть и не пустая вера.


Это надо помнить, когда мы вообще говорим о вере. Вера тогда не пустая, когда она полна , когда исходит из человеческой интуиции, а не просто из фантазии блуждающего ума. Потому что вот это и есть опасность – блуждающий ум. Он и создаёт в человеке разные фантазии. Человек эти фантазии принимает за реальность, не проверяет вообще ничего, и начинает верить в них.

Много сейчас таких есть разных, пустых вер, много есть разных суеверий – когда люди фантазируют, не учитывая того, что всякого рода мысли человеческие, если они не имеют в себе конкретной связи с божественной реальностью и с реальностью божественного творения, как Господь его сотворил, является плодом того, что НЕ ЕСТЬ.

Суета сует

Приметы и суеверия — ненужная суета

Слово суеверие или «всуе» связано с другим словом от того же корня – суета, или суетность.

Об этом очень хорошо говорит : природа покорилась суете не добровольно, не сама по себе, а по воле человека. Именно человек вверг всю природу в суету.

Что же апостол подразумевает под словом «суета»?

Суета – это значит отсутствие стабильности, гармонии. Хаотическое состояние, в котором идет борьба частей друг с другом и всех частей с целым.

В человеческой жизни, мы знаем, есть очень много суетного. Когда человек старается и туда, и сюда успеть, и нет у него концентрации, и он в этом теряет себя – разбрасывается, раскидывается. И вот это разбрасывание и раскидывание – состояние, которого не было в творении по Божьему замыслу. Вот что такое суета!

В этом смысле суеверие – это вера в то, что мечется. В то, что не является действительно существенным, подлинным, гармоничным, красивым, истинным и полным любви.

Это я говорю, конечно, с точки зрения Христианской веры. Потому что говорить о вере вообще нет смысла, веры есть на земле разные. Но я сейчас говорю о той вере, которая определяет нашу жизнь в Боге, нашу жизнь в Богоообщении, нашу жизнь друг с другом. Она не суетна и не смеет быть суетной, потому что суетность – это и есть , которая отвлекает нас от подлинного.

Христианство - вера определенная, установившаяся, спокойная. Говоря опять словами Апостола Павла, это вера, действующая любовью и базирующаяся на надежде. Она стабильна, конкретна, чиста. В ней нет этой суетной грязи – пыли, которая мечется во все стороны и застит свет, облаком заходит в душу.

И, что самое главное, вера осуществляется только тогда, когда есть с одной стороны , как сказал Христос, а с другой стороны – . Как раз суетность, которая тесно связана со всякого рода беснованием, изгоняется только молитвой и постом. Почему именно так? Потому что молитва нас соединяет с источником истины, с источником жизни, с подлинной реальностью, с основной вечности. А пост ограничивает нас самих в том, что является слишком большим соблазном, – в жадности, эгоизме, всякого рода .

Другими словами, суеверие - это то, что базируется на грехе человеческом, и этот грех человеческий таким образом затемняет истину, что истина становится непонятной. А вера, наоборот, – очищает и освящает, потому что она ведёт к источнику, который есть чистота, святость и любовь.

Суеверие прогресса

Как отличить приметы и суеверия от истиной веры?

Как же нам все-таки различить веру и суеверие в жизни? Потому что одно дело – в теории, а другое дело – на практике.

Знаете, очень просто. Посмотрите на хороший храм, посмотрите на другие плоды культуры и человеческой истории, на многое из того, что дали нам наши предки, которые строили верой глубокой, ясной, чистой, утверждённой и совершенно определённой. Результаты их труда видны нам и сейчас, они ценятся во всем человечестве.

А вот плоды суеверия выглядят иначе. Они - результат суетности нашей современной жизни.

Может быть, в некотором отношении, достижения цивилизации дают нам возможность существовать легче, чем нашим предкам. Тем не менее именно эта цивилизация подарила нам невероятную спешку во всех отношениях, безостановочность, иногда даже и какую-то беззастенчивость. И, как следствие, - сумасбродство и отход от целеустремлённости человеческой жизни.

У нас в Америке особенно ясно видна ненужная суета, которая, как ни печально, – результат огромных достижений. Технический прогресс, который многими воспринимается однозначно положительно, - это ядерная бомба, которая разрывает цельность ядра для того, чтобы уничтожить все вокруг. Как в своё время один из философов русских сказал – «суеверие ». Очень хорошее выражение, которое говорит нам: если поверить в прогресс как в нечто самобытное или самоопределяющееся, этот прогресс превратится в суеверие. Почему? Потому что он бесцельный, он идёт без всякой серьёзной цели. Когда есть цель, и хорошая цель – тогда другое дело.

Когда я оцениваю историю России и её культуры, то совершенно ясно вижу, что та культура, которая и доныне ценится, основана на цельности, а не на суетности. Её главное устремление было – именно побороть суетность, и дать смысл жизни. И потому она достигла таких огромных исторических результатов и создала такое целостное государство. А сейчас что мы видим? Распад, развал. И это есть плод суеты, плод самого настоящего суеверия, если хотите – суеверия прогресса.

Дай Бог нам всем от этого избавиться. И укрепиться, и углубиться в то, что нам дали наши предки. Дай Господь всем вам всего доброго и хорошего, и да хранит Он вас в этой цельности!

– Что же такое суеверие?

Иерей Алексий Колосов: – Суеверие можно охарактеризовать как веру в пустое, суетное, сиюминутное – как доверие тому, что недостойно доверия.

Иерей Михаил Михайлов: — Суеверие – это суррогат, эрзац веры. Одно из распространенных суеверий – если вам встретился священник – это к несчастью. Это очень показательное суеверие, проливающее свет и на саму природу суеверий. Это отголосок язычества: священника боялись, потому что он приводил людей к вере, разрушая идолов. Вторая причина таких суеверий – это стыд человека, забывшего дорогу в храм. Грешащий человек стремится спрятаться от Бога, избегает встречи с тем, что может ему напомнить о необходимости покаяния. Именно поэтому это суеверие настолько сильно в сельской местности, где священник намного лучше знает своих прихожан. Когда я служил на селе, у нас в храме был один прихожанин, который одну неделю пил, вторую неделю выходил из запоя, а затем усиленно работал, чтобы выработать нужное количество трудодней. Поэтому в храм он не ходил месяцами, а когда мы встречались на улице, то стыдился. От суеверия рождается безверие. Суеверия уводят человека с пути спасения. Человек верит не в Промысл Божий, а в приметы. Отсюда идет вера в предсказания, в гадания, в астрологию.

– Почему православный человек не должен быть суеверным?

Иерей Алексий Колосов: – Суть нашей веры – доверие Богу: открывая Ему свои сердца, мы твердо веруем, что Он ведет нас прямым путем, путем свободным от какой-либо двойственности, от механистических, магических закономерностей. «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3, 17) – эту свободу нам и дает вера, суеверие же лишает нас ее, порабощая «стихиям мира» (Кол.2,8), порабощая праху. Поэтому вера и суеверие несовместимы – нельзя служить двум господам, свободе и рабству. Эта проблема шире, чем «черная кошка» или «пустые ведра»: речь о том, что каждый из нас стоит перед выбором: либо жизнь по Евангелию, либо по закону греха, возмездие за который – (Рим.6, 23). Третьего не дано.

— Но ведь нередко суеверия сбываются, не случайно же они возникли?

Иерей Алексий Колосов: – Факты сами по себе мало что значат – важна их трактовка: «чистому все чисто» (Тит. 1,15), а пораженный грехом и не имеющий доверия Богу обманывается своим «Я» и видит «закономерности» там, где их нет. Беда в том, что эти закономерности востребованы – человеку страшна Библейская картина миробытия: Сотворение мира, долгий путь к спасению, Благовестие, Искупление, Церковь, Второе Пришествие и Страшный Суд – все это пугает. Мы боимся ответственности за свою вечную жизнь, той ответственности, что идет рука об руку с Евангелием. Нам хочется чего-нибудь попроще, такого, что щадило бы греховное «Я». Проще уцепиться за эти «закономерности», нежели жить по Христу.

Иерей Михаил Михайлов: — Тут все очень просто: вероятность совпадения велика – либо сбудется, либо нет. Вот кошка перебежала дорогу. Кто знает, что случится за этот день. Но при чем тут кошка? А если бы она не перебежала дорогу, что, не случилось бы? Человек от безверия находит объяснения своим несчастиям, своим неприятностям и своим удачам и неудачам. Важно и то, что если мы посмотрим на приметы разных народов, то увидим, что одни и те же явления имеют абсолютно разный смысл! Например, во Франции влетевшая в окно птица – предвестник счастья!

– С чем, на Ваш взгляд, связано большое количество околоцерковных суеверий?

Иерей Алексий Колосов: – Человек не приходит в Церковь зрелым христианином. У человека множество вопросов, нешуточная внутренняя борьба. Даже войдя в Церковь, он не становится совершенным в мгновение – это лишь начало долгого пути к Небу. Пока же реальностью является борьба ветхого и нового начал: ветхое, греховное не умирает в Крещении совершенно – оно лишается власти над человеком. Это дает возможность семени новой жизни, посеянному в Крещении прорасти, укорениться и принести «плод мног» (Мк.4, 1-9).

Но повторюсь: это долгий процесс, который часто охватывает весь отпущенный нам срок земной жизни, и пока ветхое еще живо, оно будет стремиться давать свои ответы на те вопросы, с которыми человек приходит к Церкви. Эти ответы приятнее, проще для человека – духовное еще слишком «заумно», в какие-то моменты соблазнительно… Страшно, в конце-концов, – а ну как в останешься в дураках?! Никто не хочет обмануться, каждому хочется чего-то твердого, доказуемого, очевидного: для «обыкновенного» человека этими качествами как раз и обладают механистические «закономерности», которые мы называем суевериями.

Поэтому именно «околоцерковная» среда, состоящая из едва начавших воцерковление или «всегда учащихся, но не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3,7) и является благоприятной почвой для суеверий. Те, кто имеет решимость веровать, имеет решимость последовать Господу, тот преодолевает этот опасный период легко. Тот же, кто стремиться и с Бога получить нечто и мирского не потерять, легко может завязнуть в этой тине – почему и говорит нам Спаситель: «не можете служить Богу и мамоне!» (Лк.16,13).

– Мы знаем, что гадать грешно, особенно если гадать на Библии. Но во многих жизнеописаниях именно так тянули жребий – открывали наугад главу из Священного писания….

Иерей Алексий Колосов: – Почему грешно любое гадание? Потому что за ним стоит не решимость последовать откровению, а интерес, пытливость – «а вот как оно там?» Гадание – это попытка заглянуть в «зазеркалье», этакий духовный кураж, за которым скрывается слабость. Ну, покуражится человек перед грядущим, а потом все равно поступит так, как подсказывает мелочное «Я». Святые же, прибегая в крайних случаях к такому методу познания воли Божией, имели твердую решимость поступать по откровенному несмотря ни на что – даже на смерть.

– Как отличить благочестивую традицию от суеверия? Например, когда священник выходит на полиелей, нельзя проходить между ним и царскими вратами?

Иерей Михаил Михайлов: —Священник стоит всегда перед престолом. В алтаре никто не пройдет между священником и престолом Господним. Никогда, ни при каких обстоятельствах. Это не примета, а устроение церковное, которое нельзя нарушать и которое можно объяснить.

Иерей Алексий Колосов: – Благочестивая традиция разумна, в некотором смысле даже рациональна – она имеет твердое богословское и историческое обоснование. Ее начало можно проследить в истории, она открыта и динамична в том смысле, что здесь нет никакой нерушимой магической зависимости. Она всегда учитывает внутренний духовный мир человека, не нависая над ним «дамокловым мечем», но давая духовный простор.

Благочестивая традиция не подавляет человека, не карает его – она помогает ему удерживаться на пути спасения. Суеверие же, как правило, «вещь в себе» – это закономерность, не зависящая ни от духовного состояния, ни от Евангелия. Это данность: «так положено», «так делается». Почему? Никто не в состоянии объяснить – просто если поступишь так, то будет хорошо, а если нет, то плохо. Хочешь «плохо»? Нет? Тогда делай как все – поступай по принципу «то Евангелие, а то – жизнь»! Но ведь душу-то свою так не спасешь – об этом забывается напрочь… – Какие самые распространенные церковные суеверия? Опасны ли они?

Большая часть церковных суеверий связана с церковной свечой, со святыней и погребением. В разных областях господствуют разные суеверия. Приведу лишь то, с чем приходилось встречаться лично. К примеру, некоторые считают опасным зажигать свечу от другой свечи – можно взять на себя чужие грехи: так и будет ходить человек по храму, тыкая свечой во все лампадки и гася их одну за другой (по этой же причине боятся и найденных нательных крестиков: поднимешь чужую беду!). Другие боятся передавать свечу через левое плечо.

Люди молятся за обидчиков, «чтобы Господь им отомстил». Иногда задают вопрос: можно ли до сорокового дня наводить порядок в доме? Про бросание в могилу денег я уже и не говорю – это чистейшее язычество, исходящее из того, что за гробом покойный будет вести жизнь, подобную этой (другой пример такого рода – втыкание в могилы сигарет: «любил покойничек подымить!»).

Впрочем, как-то слышал, что этими монетками покойный, якобы, поделится на входе в Царство Небесное. До истерик и скандала доходит, если вдруг вспомнят, что у покойного связаны ноги – как же он пойдет на Небо?! Слышал, что нельзя ставить на могилах каменные памятники – после общего Воскресения покойному будет не под силу идти с этим камнем на Страшный Суд (очевидно, предполагается, что на этот Суд усопшие будут отправляться со сборных пунктов, куда надо будет явиться с «удостоверением личности»).

Очень много страхов «потерять благодать после Причастия» – и никого не интересует вопрос: а зачем вообще нужна такая немощная благодать, которая улетучится, если ты поцелуешь икону? По совету «бабушек и тетушек» освящают квартиры свечкой. Сколько суеверий вокруг Богоявленской воды… Опасно ли все это? Это добровольное отравление своей души! Другой большой пласт суеверий связан с так называемыми «порчей» и «сглазом». Люди разных возрастов и образования бегут в храм со словами «мне/моей дочери/ внуку сделали!!! Как быть?!»

Я умолчу о том, что верующий Богу православный христианин не должен бояться этих «бабьих басен» – это должен понимать каждый! «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо в этом все для человека» (Эккл.12,13) – не колдуна, а Бога бойся и Ему, а не своему страху служи! Удивительно другое – нежелание видеть корень проблемы в себе.

Конечно, тяжело признать, что ты мало внимания уделяла дочери и пропустила развитие заболевания. Или признать, что дала ей такое воспитание, которое не позволяет найти покой в семье, не привила ей нравственных ценностей, сама не хотела и дочку не научила терпеть. Нелегко признать, что и твоя вина в том, что дети находят утешение в водке или наркотиках. Гораздо проще объяснить взвинченный характер внука сглазом, нежели избалованностью – ведь кто баловал-то? Боишься соседки? А кто обострил отношения хуже некуда? «Порча» и «сглаз» очень легко нас извиняют: мы ведь хорошие, добрые, это ближние наши плохи – вот, хотят нас со свету сжить… Где здесь вера?! Где благочестие?! Нет и в помине.

– Как оградиться от суеверий?

Иерей Алексий Колосов: - Суеверия – тьма. Тьма есть недостаток света. Соответственно, свет рассеивает тьму – подобно этому и суеверия разрушаются истинной верой, которая есть доверие Богу, и настоящим благочестием. Если мы Ему доверяем, то мало того, что нам ничто не вредит – наоборот: «любящим Бога, призванным по Его произволению, все способствует ко благу» (Рим.8,28).

Все – и радости и скорби, и прибыток и лишения, и здоровье и болезнь. Все! Это доверие свидетельствует о любви к Богу, а «совершенная любовь изгоняет страх»(1Ин.4,18). Не надо «ограждаться» от суеверий – не надо бороться с тьмой: надо просто «включить» евангельский свет и тьма суеверий исчезнет сама собой. Однако, это труд…

Что касается силы Креста, то от начала Церковь ограждается ей: Крест – хранитель всей Вселенной.

– Острая январская тема – Крещенская и Богоявленская вода…

Иерей Михаил Михайлов: -– Да, это больной вопрос! Вода – это вообще больной вопрос: например, у нас в храме сейчас небольшой бак для воды и ее хватает на день-два. Приходят люди и стараются набрать как можно больше. Мы забываем, что капля святой воды освящает любое количество воды: «капля море освящает».

Помню, когда я служил в сельской местности, на молебен мы принесли 10 бидонов воды. А израсходовали только один бидон: люди брали воды понемногу и дома уже доливали святую воду в большие емкости. Крещенская и Богоявленская вода…

В чем отличие? Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского Патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее.

А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы. Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.

– Как не обращать внимания на суеверия? Умом понимаешь, а внутри–то, в душе, все равно страшно…

Иерей Алексий Колосов: – Повторю еще раз – «совершенная любовь изгоняет страх»(1Ин.4,18): надо стремиться к совершенству в вере, учиться доверять Богу и тогда все встанет на свои места. Благодать и вера – лучшее лекарство от болезни страха.

Иерей Михаил Михайлов: — Как относиться к суевериям? А как относиться к язычеству? Если мы верим суевериям, то мы – язычники. Мы, христиане, должны помнить о силе Креста Господня – Хранителя Вселенной, чтобы не было так, что крестное знамение для нас второстепенно, а вот кошка черная имеет большое значение. Если мы христиане, то должны помнить, что христианину не страшны вещи и намного более опасные, чем просыпанная соль или черная кошка: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19)

Статистика о приметах и суевериях

Верим ли мы в приметы и суеверия? Как много суеверных людей в России?

Только каждый четвертый россиянин не суеверен, в то время как остальные могут быть отнесены к суеверным или среднесуеверным. К таким выводам пришла социологическая служба Среда в результате всероссийского опроса . 14% россиян являются суеверными, 24% - несуеверны, 63% - среднесуеверны.

Чаще всех суеверными оказываются россияне, которые верят в Бога, но конкретной религии не исповедуют. Христиане, принадлежащие к РПЦ, так же как и мусульмане, чаще попадают в число среднесуеверных.

Результаты опроса комментирует кандидат исторических наук, заведующий Отделом этнографии русского народа Российского Этнографического музея Дмитрий Баранов.

Большая часть этнографов выступает против термина «суеверие», «пережитки». Какие же это пережитки, если они существуют десятилетиями, столетиями, и даже тысячелетиями? Если они все время переживаются, существуют, значит – имеют свою прагматику. Просто она для нас не всегда очевидна. А прагматика имеется, в том числе в психологическом плане. Что такое суеверие, вера в приметы? В обычной спокойной ситуации мы не вспомним ни о каких-то приметах, но как только предстоит какое-то важное, решающее событие в нашей жизни, мы все начинаем по-другому к этому относиться, воспринимать окружающий мир, как текст. Мы пытаемся считать некую информацию и действовать согласно правилам, которые мы знаем от бабушек, от дедушек, из книг. Вероятно, это помогает. Не в магическом, естественно, плане, а в чисто психологическом. Психологи говорят, что если человек уверен в своих силах, это передается и окружающим.

С одной стороны суеверие делает людей несвободными, с другой – есть такое понятие – мифологическое программирование жизни. Его употребляют этнографы и фольклористы в отношении, например, русской культуры. Оно характеризует жизнь человека и не является предметом рефлексии. Ряд действий, вроде бы магического значения, производились людьми прошлого механически, по привычке. И это позволяло им чувствовать себя комфортно, делало любую ситуацию знакомой, давало возможность освоить новый неожиданный поворот жизни. Другое дело, что сейчас традиционная культура разрушена, как система и иногда, конечно, странное впечатление производит современный человек, когда вдруг у него пробивается мифологическое мышление.

Согласно результатам опроса немало суеверных людей среди медицинских работников и людей, занимающихся торговлей. Это те области, которые связанны с неопределенностью, с непредсказуемостью результатов, когда человек прибегает к дополнительным ресурсам, чтобы добиться желаемого результата. И здесь опять возможна психологическая помощь от суеверий.

Суеверность молодых людей, я думаю, связана и с каким-то моментом моды и с отсутствием материалистической идеологии, кризисом позитивизма, когда человек все чаще видит, что в мире много непонятного.

Результаты опроса прокомментировал писатель, публицист, телеведущий Александр Архангельский.

Чем больше люди вовлечены в активную социально - экономическую деятельность, тем меньше у них времени остается на размышление о всякого рода случайностях, страхах и совпадениях. С другой стороны, чем человек глубже погружен в ответственную религиозную жизнь (в данном случае неважно, к какой конфессии он принадлежит), тем меньше шансов, что он будет придавать серьезное значение бытовым и природным «знакам» и «предзнаменованиям» - он должен быть духовно трезв, и скорее «пропустит» реальное чудо, чем будет уповать на мнимое. Но здесь нужно говорить и о связи религиозности и образовательного уровня. Встречая в церковной среде суеверных, мы видим, что по большей части их суеверность связана с недостатком образования, а не с религиозностью как таковой. Религия наоборот, как раз старается вывести человека из этого состояния. Я помню, как в редакцию, где я работал, пришел в гости покойный патриарх Алексий Второй и поздравил нашего главного редактора с завтрашним днем рождения, добавив: «мы же не суеверные, чтобы бояться поздравлений накануне».

То, что среди суеверных больше сторонников Путина и «Единой России» - вовсе не говорит о какой-либо «суеверности» Путина и его партии. Их странная демократия – суверенная, а не суеверная; хотя среди так называемых элит приходится слышать суеверное «Путин – фартовый». Просто слой, на который он сознательно опирается – это пассивное большинство, люди, полностью не готовые отвечать за свою судьбу, всегда нуждающиеся в умном, усталом, но ласковом, в конечно счете, лидере. А среди такой аудитории суеверия цветут пышным цветом. Идеи Медведева перекликаются с идеями Путина, но разница в ориентирах все-таки есть. Потому и суеверных среди его приверженцев чуть меньше.

То, что несуеверные чаще желают смены лидеров, связано с их активностью и самостоятельностью. Активность и самостоятельность исключают чрезмерное внимание к суеверию. Человек выбирает либо судьбу, либо знаки судьбы. То есть либо сам пытается строить эту судьбу, либо считает, что судьба строится кем-то – не важно, внешними природными силами или мудрыми политиками. Повторяю, настоящая религиозность не имеет к этому никакого отношения: религиозный человек убежден, что он строит свою судьбу вместе с Богом, как бы в соавторстве. И поэтому он сознает свою личную ответственность за совершенный жизненный выбор.

Что касается большей суеверности молодежи, я бы все таки хотел понять – какая это молодежь, как накладываются друг на друга характеристики возраста, социального положения, географического местоположения. Мне кажется, что «низовая» молодежь часто отвечает «по приколу», а не по существу. И как раз молодежные опросы менее достоверны в этом смысле. Я не думаю, что на самом деле уровень суеверность молодежи принципиально отличается от уровня суеверности среднего и старшего поколений. Образованные и верующие – менее суеверны, необразованные и (или) неверующие – более. Так было всегда, так и будет.

Результаты опроса комментирует кандидат филологических наук, редактор и издатель журнала «Альфа и Омега» Марина Журинская.

Опрос не показывает, насколько суеверны люди в нашей стране, поскольку в нем заужено само понятие «суеверие», ограниченное лишь тремя показателями. И если бы опрос был выстроен более грамотно и подробно, то цифры были бы гораздо катастрофичнее.
Надо понимать, что суеверие – это анимизм, неверно называемый первобытным. Он никогда не умирал и вполне комфортно чувствует себя в наше время, и многие продолжают воспринимать окружающий мир как пространство, населенное злыми духами. Даже те люди, которые ходят в церковь. Другой вопрос – для чего они это делают? Сколько людей приходит в храм, потому что гадалки посоветовали им какой-то ритуал, для которого, скажем, нужна освященная свеча. И всевозможных магических ритуалов множество. Назвать таких людей православными нельзя, как бы они себя сами ни определяли. Православные – это люди, которые правильно славят Бога. Нельзя одновременно верить в Бога и еще во что-то магическое.
Подавляющее большинство «православных» считает, что им нужно регулярно совершать определенные механические действия, и все у них будет хорошо. А это и есть яркий показатель суеверия. Я писала, что у нас все духовные глаголы заменены глаголами физического действия - в церковь ходят, на службе стоят, вместо того, чтобы молиться, - вычитывают правило. При этом люди уверены, если все делается – совершается хождение, стояние и вычитывание, - то вне этого можно себя вести как угодно.
Коммунистическая религия старательно готовила народ к тому языческому состоянию, в котором он сейчас по большей части находится. Борьбы с суевериями не было, была борьба с христианством. А на фоне отсутствия христианства, естественно, суеверия разгорались пышным цветом. В результате мы имеем то, что имеем. В том числе академиков, которые выступают против религии, но не знают, что такое религия, не видят разницы между религией и суевериями. И мы, христиане, им эту разницу не показываем. Православное просвещение сейчас практически отсутствует.
Несмотря на коммунистическую идеологию, в советское время в школах и в вузах давалось более приличное образование, что и объясняет большое число несуеверных людей среди россиян старше 65 лет. Тем более что во времена их детства не было на каждом шагу магических салонов. Современная суеверная молодежь взрослела среди этих салонов, среди реклам чуть ли не в каждой газете, призывающих снять порчу и сглаз, среди телевизионных программ, посвященных экстрасенсам, астрологии…

Приметам, гороскопам и гаданию доверяют около 40% россиян

Вера в сверхъестественное свойственна 40% россиян, свидетельствуют данные Всероссийского центра изучения общественного мнения, опубликованные сегодня.

В особенности респонденты склонны, как и прежде, доверять приметам (22%) и гороскопам (21%).

Меньше тех, кто верит в гадание по руке, привороты (по 8%), инопланетян (6%) и зомби (2%). 57% опрошенных, по собственному признанию, ни во что из перечисленного не верят.

Женщины в целом более склонны верить в сверхъестественное. Так, приметам доверяют 30% женщин и 14% мужчин, гороскопам - 29 и 12% соответственно.

Последователи религиозных течений верят в приметы, гороскопы и пр. чаще, чем атеисты. Среди православных и тех, кто исповедует другие религии, астропрогнозам доверяют 21-22%, среди тех, кто считает себя неверующим - только 7%.

Вера в приметы особенно характерна для православных россиян (26%), в то время как среди последователей других религий на них обращают внимание 13%, а среди атеистов - лишь 7%.

Вы прочитали статью . Обратите внимание на следующие материалы.

Существование народных примет и суеверий длится с зарождения человечества. И сопровождают они нас на протяжении всей жизни. Их истоки уходят в далекие глубины древности. В этом помогли абсолютные и неоспоримые значения, которыми обладают общепринятые приметы и суеверия про жизнь. Существуя в самых разнообразных формах и проявлениях, нередко народные знамения и сигналы содержат точное отображение сути процессов, что происходят с нами практически ежедневно.

Толкование может различаться

Народные приметы и суеверия про жизнь представляют собой наблюдения человека, которые передаются из уст в уста на протяжении нескольких тысячелетий. Очень часто происходят такие ситуации, когда толкование одних и тех же символов и знамений среди представителей различных народов совершенно отличается друг от друга. К примеру, русский человек воспринимает черную кошку, которая перебегает дорогу, как очень негативную примету, в то время как египтянин, независимо от цвета, воспринимает это животное с позиции знака предстоящей удачи.

Знамения играли важную роль

В древности общепринятые приметы и суеверия про жизнь сопровождали людей не только в личной жизни, но и при принятии решений на государственном уровне. Нередкими были случаи, когда исход войны определялся лишь тем, с какой ноги поутру поднялся главенствующий. Народными приметами и суевериями принято считать те, что уже вышли из обихода, но продолжают оказывать воздействие на совершение наших поступков.

Очень часто в разнообразных знамениях как нельзя лучше отображается истинная сущность того, что происходит с человеком. Но необходимо при этом помнить, что народные приметы и суеверия про жизнь содержат также большое количество ложных предположений и заблуждений, давая объяснение почти любому таинству в виде проявления сил сверхъестественного, мистического характера. Именно поэтому не следует воспринимать разнообразные встречающиеся на каждом шагу знамения как исключительно верные объяснения событий, что происходят с нами. Это может быть всего лишь напутствие на принятие внутреннего решения.

Какими могут быть знамения

Существует огромное количество народных примет и суеверий, но так уж повелось, что в большинстве случаев человек запоминает и придает большего значения плохим знамениями. Поэтому нет ничего удивительного, что самые известные и популярные поверья в значительном объеме ничего хорошего нам не сулят. Хорошие народные приметы и суеверия попадаются гораздо реже.

Общепринятые знамения касаемо нашей жизни связаны с повседневным проявлением бытовой деятельности, важными событиями, которые происходят регулярно. Следует более подробно рассмотреть те народные приметы и суеверия, которые могут быть связаны с нашей повседневной деятельностью.

Поверья, которые могут сопровождать людей в быту

Плохие и на современном этапе многими не замечаются. И происходит это до того момента, пока что-нибудь не произойдет. Это связано с тем, что мы просто игнорируем суеверия. Из всех знамений многие говорят о неудачах в делах либо начинаниях. И именно они привлекали большее внимание, так как негативный результат в решении проблем всегда откладывается в памяти. К тому же плохих примет гораздо больше.

В наиболее известных отрицательным суевериям следует отнести то, которое утверждает, что если дорогу вам перебежала черная кошка, то ничего хорошего произойти после этого просто не может. А если разобьется тарелка, то надо ждать счастья. Но о хорошем такая примета будет говорить только в том случае, если все произойдет случайно.

Популярные суеверия

Следует выделить некоторые приметы.

  1. Если вы оставляете тапочки, в которых ходите дома, в перекрещенном положении, то таким образом накликаете беду.
  2. Сыреющая соль предвещает ненастье.
  3. Выметание пыли из собственного дома означает выметание удачи из своей семьи.
  4. Ни в коем случае не кладите на стол шапку, поскольку это ведет к безденежью.
  5. Нехорошим знаком является обмен бокалами во время приема пищи.
  6. Несчастье сулит выбегающая каша из кастрюли.
  7. Для того чтобы вас не постигло несчастье, необходимо возвращать нож, который был взят с целью разрезания яблока или прочего фрукта. Делать это надо «с улыбкой».
  8. На перемену погоды указывает поскрипывающая и потрескивающая мебель в доме.
  9. Какие еще есть приметы и суеверия про жизнь? Зеркало, которое упало и разбилось, обладает негативным значением. Это говорит о скорой смерти близкого человека.
  10. Передача во время трапезы кому-то соли за столом предвещает ссору с этим человеком. Чтобы это предотвратить, необходимо засмеяться, когда передаете этот продукт.
  11. Если вы возвращаете взятое ранее ведро, корзину, сумку, тарелку, банку, необходимо что-то в них положить. Не стоит эти предметы отдавать пустыми. Тогда и у вас будет прибавляться.
  12. Считается, что смех за столом способствует тому, что бес нагадит в еду.
  13. Недоеденная еда и недопитое питье считается оставленным злом.
  14. Оставление ключей на столе - к отсутствию денег в доме.
  15. Если первым в одежде вы надеваете левый рукав - ожидайте беды.

Что нам пытаются сказать птицы?

Есть приметы и суеверия про птиц. Еще в давние времена многие народы пернатых использовали в мистических обрядах, творя заклинания или простоя гадая. Птица символизировала человеческую душу. И подобная ассоциация сохранилась. На сегодняшний день имеются не только хорошие, но и и суеверия про жизнь. Птицы в них выступают в главной роли. И стоит отметить, что некоторые знамения удалось научно обосновать.

Среди проверенных наблюдений следует выделить поверье относительно ласточек, которые летают низко. Это говорит о том, что скоро пойдет дождь. Правдивость данного знамения очень легко объяснить. Перед дождями происходит снижение атмосферного давления. Соответственно, насекомые, которых ловят ласточки, начинают летать совсем низко.

Большое количество народных примет связано с воронами, курицами и воробьями. Например, существует поверье, что если начнут кудахтать сразу все наседки, то произойдет ссора в семье. Если курица начнет кукарекать, как петух, то надо ждать беды.

Героем как плохих, так и хороших примет является синица. Если она вдруг залетит в окно или будет в него стучать, жди беды. Есть и другие толкования, объясняющие поведение птички. Ее прилет говорит о том, что в скором времени следует ждать добро. Это связано с тем, что синица у некоторых народов считается представителем светлых сил. И в народных легендах она нередко приравнивается к Синей Птице, которая символизирует счастье.

Несколько примет с птицами

Какие еще стоит выделить приметы и суеверия? Птицы нередко своим поведением заставляют людей нервничать. Следует привести в качестве примера некоторые суеверия:

  1. Если птица залетит в дом через окно и сразу же вылетит, то это говорит о том, что скоро придет послание. В некоторых поверьях это символизирует, что в скором времени кто-то умрет.
  2. Аист свил гнездо на трубе? Это к богатству и к счастью.
  3. Если птица залетела в трубу камина, это к чьей-либо смерти.
  4. О болезни говорит ворон, который каркает над домом.
  5. Если птица сядет на окно, то владельца дома будут ожидать материальные затраты.
  6. Если дятел начнет стучать в крышу дома, то стоит ждать беду.
  7. Если утром в день свадьбы в клетке умрет птица, то брак будет несчастным.
  8. Если аист начинает удаляться от определенного места раньше положенного времени, то на этом участке произойдет несчастье.
  9. Когда птица парит над домом или вокруг него, это говорит о том, что в скором времени кто-то заболеет.
  10. Троекратное карканье вороны, летающей над домом, говорит о смерти.
  11. Полет хищной птицы вокруг дома символизирует предательство.
  12. Когда ласточка, построив себе гнездо, покидает его, произойдет беда.
  13. Неожиданная смена направления полета говорит о приближении опасности.
  14. Если петух начнет важно ходить у дверей и кричать при этом, то надо ждать прихода в гости незнакомца.
  15. Об удаче будет говорить полет птицы на вас. Если они будут улетать от вас - это дурное знамение.

Может, птицы и не пытаются нас предупреждать?

Если анализировать поведение птиц и разбираться в нем, то оно не имеет каких-либо знамений. Влияние на них может оказать погода, хищные животные, отсутствие корма. Хорошие и плохие приметы и суеверия в данном случае не играют какой-либо роли. В окно стучать птицы могут, если холодно. Их привлекает еда и свет. Не надо думать, что синица зовет к вам беду, она всего лишь голодна.

Можно ли уберечься от плохих примет?

Если вы интересуетесь приметами, то принимайте во внимание не только их толкование. Надо позаботиться и о том, как уберечься от последствий, если поверье плохое. Например, если возвращаетесь домой с половины пути, то это говорит о плохих событиях, которые произойдут в будущем. Чтобы исправить подобную ситуацию, надо взглянуть в зеркало перед тем, как уйти повторно. Этим можно обезопасить себя.

Соль рассыпалась? Это плохое знамение. Согласно толкованиям, такая неосторожность в действиях приведет к ссоре. Но и этого можно избежать. Надо только рассмеяться, и обещанные разногласия и размолвки не произойдут. А если и случатся, то уже не по вине соли. В окно залетела птица? Это тоже плохая примета. Постарайтесь как можно быстрее выпустить ее из дома. И надо постараться провести несколько ночей, например, у друзей.

О чем могут говорить насекомые?

Приметы могут быть связаны не только с погодой, одеждой, деньгами и вещами. В них могут быть затронуты животные или птицы. Но и насекомые не остаются в стороны. Следует привести некоторые суеверия, в главной роли в которых выступают пауки и мухи:

  1. Если вы убили светляка, то была убита и ваша любовь. А может и вовсе умереть любимый человек.
  2. Что еще говорят приметы и суеверия про жизнь? Паук, а точнее, его падение на лицо с потолка, сулит приятные последствия.
  3. Если над постелью будет гнездиться белый паук - ждите счастья. Если черный - последствия будут не очень приятными.
  4. Падение мухи в стакан, из которого вы собираетесь пить или уже это делает - к успеху в делах.
  5. Спуск маленького паука перед глазами - к посланию, письму.
  6. Муравьи в доме символизируют счастье.
  7. Какие можно выделить еще приметы и суеверия про жизнь? Мухи, попадающие в еду, сулят подарок.
  8. Если вы нашли паука на платье, то следует ждать прибыли.
  9. Убили божью коровку? Ждите беды. Убили жука? Результат будет точно таким же. Убили паука? Будет прощено 40 грехов и следует ждать несчастье.
  10. В доме летает жук? Это говорит о беде.
  11. Нехорошие вести надо ждать в том случае, если вы увидели паука и испугались. А если не испугали, все будет хорошо.

Не всегда следует искать двойной смысл в увиденном

Приметы и суеверия не имеют однозначного толкования. Да и люди к ним относятся достаточно противоречиво. Кто-то убежден, что это всего лишь предрассудки, и внимания они не стоят. Другие верят в знамения вне зависимости от того, плохие они или хорошие. Вы сами выбираете, как относиться к суевериям. Порой они могут сбываться. Но иногда не следует искать в них каких-либо знамений, так как их можно объяснить достаточно просто.

Приметы пользуются спросом в народе с времен седой древности. Существует большое количество разных классификаций поверий, но в конечном итоге все их можно поделить на отрицательные и положительные. Часто люди игнорируют знаки судьбы только из-за того, что опасаются верить в плохое. Но, к счастью, отнюдь не все суеверия отличаются плохим толкованием, известны различные хорошие приметы, трактующие обретение счастья, прибыли, любви, здоровья, семейного благополучия.

Список популярных хороших примет

Предлагаем вашему вниманию перечень позитивных толкований:

Нужно помнить о том, что приметы и суеверия будут работать только в той ситуации, если вы в них верите. Для ярых скептиков они вряд ли смогут привлечь как хорошие, так и плохие события в жизнь. А на какой стороне быть — это уже ваше личное право.

Если судить объективно, то хороших примет существует намного больше, чем плохих. Плюс это количество регулярно обновляется. Несмотря на технический и научный прогресс, никто не отменит веру в древние суеверия, тщательно разрабатываемые нашими далекими предками и бережно хранящиеся в течение длительного периода времени. Да и видеть во всем положительную, светлую сторону намного выгоднее и куда более продуктивно для жизни, чем разрушать себя негативными эмоциями.

Половину своей жизни человек проводит в своем доме. Поэтому неудивительно, что с домом, семейными делами, с предметами домашнего обихода связано столько примет.

Дверь

В косяк двери нужно воткнуть острием большой нож, тогда колдун не сможет пойти в дом.

Если внезапно заскрипит дверь — к несчастью.

Хорошим оберегом дома от колдовских чар и сглаза считается крушина. Будучи подвешена на двери и окна, крушина разрушает козни колдунов и демонов.

Замок

Для того чтобы в дом не проникла нечистая сила и чтобы избежать сглаза, в дверной замок вставляют простые булавки острым концом на- ружу.

Занавеска

Порвалась занавеска — к ссоре между подругами.

Зола

Золу рассыпать — к ссоре.

Икона

Если в доме происходит что-то непристойное — образа закрывают.

Икона упала — к смерти.

Картина

Картина упала — к несчастью.

Книга

Книги нужно хранить в закрытом шкафу, иначе голова будет болеть.

Комнатные цветы

Комнатные цветы по-разному влияют на обстановку в семье: фикус приносит благополучие и семейное счастье; вьющиеся растения (плющ, лиана) ведут к раздору.

Держать в доме пальму не следует — к большому несчастью, к болезни.

Растение с узкими листьями с белой прожилкой посередине (хлорофитум) называется в народе «Мужчина, вон из дома!», провоцирует разводы.

Герань защищает дом от насекомых (моли, клопов). Лист герани, положенный в ухо, снимает головную и ушную боль.

Хорошо посадить дома кустик можжевельника или хранить какую-нибудь вещь, сделанную из можжевелового дерева. Это растение изгоняет злых духов из жилищ и предохраняет от всяких волшебных наговоров.

Если раскололся цветочный горшок — быть беде.

Цветы в доме растут хорошо в семье мир: цветы вянут — в доме неспокойно.

Кровать

Аршин (или линейку, сантиметр) на кровать не класть — к покойнику.

Чеснок, повешенный в изголовье кровати, помогает от головной боли и нечистой силы.

Лопата

В доме не следует держать огородный инструмент (лопату, тяпку) — может случиться пожар

Мыло

Мыло за пазухой спасает от порчи. На мыло наговаривают любовные разговоры: «Как мыло к телу льнет, так бы и муж к жене льнул».

Ножницы

Ножнички, которые упали так, что лезвия воткнулись в пол, предвещают ссору. Если подобный случай повторяется два или больше раз в течение месяца — в семье возможен развод или супружеская измена.

Одеяло

Одеяло упало — добрый гость торопится.

Окно

Через окно нельзя плевать, выбрасывать мусор, выливать помои — под окном стоит ангел- хранитель.

На поминках вывешивают из окна полотенце или кусок ткани, а на подоконник ставят сосуд с водой, чтобы душа умершего приходила умываться.

Случайно увидеть свет в окне своего дома — к удаче.

До утренней зари не гляди в окно — нечистого увидишь.

Печка

Если кто несет дрова для печи и одно полено упадет — быть гостям, то же если головня сама по себе вывалится из печки. Если вывалится горящий уголек — к сердитому гостю.

Осиновые дрова уничтожают печную сажу.

Плевать в огонь нельзя — на языке вскочат волдыри.

Пока в печи печется хлеб, на печь не садись — хлеб худой будет.

Кирпич из печи выпал — не к добру.

Если печь отпотевает — к слезам хозяйки.

В печной трубе гудит — чья-то душа мучается.

Если в трубе какой-то шорох или звон — будет суд из-за пустяка.

Порог

Через порог нельзя ни здороваться, ни прощаться, ни передавать что-либо — к ссоре или убытку.

Если молодой парень сидит на пороге, то ни одна девка за него замуж не пойдет — так холостяком и умрет.

Свеча

Если церковная свеча горит в доме неровно, оставляет много нагара — в доме нечисто.

Дуть на огонь свечки не следует — на языке вскочат прыщи, нужно гасить свечку, послюнив пальцы

Пламя с копотью — к несчастью. Когда в церкви ставишь свечку, а она долго не горит, наклоняется или тухнет — к несчастью.

Стол

Ключи на стол не клади — не к добру. Шапка и ключи на столе — к ссоре.

Чернильница и нож — тоже к ссоре.

Стряхиваешь крошки со стола рукой — денег не будет.

Сидеть на обеденном столе нельзя — умрет кто-то из родителей. v Часы

Настенные часы упадут — к смерти хозяина дома. Сами по себе остановятся — к перемене жизни. После смерти хозяина часы останавливаются или их нужно остановить специально. 8

Часы бьют не вовремя — к беде.

Шуба

Шуба упала — к большой ссоре в семье.

Счастливые приметы

Нечаянно рассыпать коробок спичек (кстати, собирать их нужно по одной и браться только за «ножку» спички, а не за «головку» — так по копеечке, по рублику вы соберете богатство в дом);

Разлить вино во время тоста — Судьба оценит ваш широкий жест и возместит пролитое сторицей (только, конечно же, проливать вино нужно нечаянно).

Несчастливые приметы

Если кто-то пойдет в дом с открытым зонтом — только и осталось ждать несчастья;

Уронить сырое яйцо (все равно куда, на пол или мягкий стул). Если оно при этом останется целым — неудачи будут сопутствовать тебе целый день.

Приметы на счастье и удачу

Ниточка с иголочкой

Купите иголку в понедельник, а в четверг воткните ее с ниткой в кофточку на груди, так ходите — будет добро.

Если шьешь и нитка путается — жить будешь долго.

Перед свадьбой жениху и невесте надо булавки в одежду воткнуть — чтобы не сглазили.

Булавка на одежде и иголка с ниткой над дверью жилища берегут от сглаза.

Деньги

Не узнаешь знакомого человека — быть ему богатым.

Берите деньги левой рукой, а отдавайте правой — водиться будут всегда.

Если, продав первую вещь из всех, предназначенных к продаже, прикоснетесь к ней деньгами, то весь товар сбудете легко.

За столом

Кто черствый хлеб ест, тот хорошо плавает и молний не боится.

Лишний хлеб скормите птицам — к счастью и достатку.

В начале и конце обеда съесть кусочек хлеба с солью — к счастью.

Яблоко со стола упало — к встрече с возлюбленным.

Чаинка в стакане плавает — к подарку.

Если хлеб да соль подносят, чем больше кусок откусишь, тем больше удачи.

Сядешь меж людьми с одинаковыми именами — желание загадай. Сбудется.

Приметы - правила

Мети не к порогу, а от порога, не то богатство разметешь.

Пересаливает женщина еду — значит, влюбилась.

Веник нужно держать ручкой вниз — будут водиться деньги и дом обережется от несчастий.

Подметайте дом веником из полыни — нечистая не заведется.

Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси, чтобы доброго домового с собой унести.

Не размешивай кофе или чай в чашке партнера или родственника — «намешаешь» ссору.

Разбилось что-то — не расстраивайтесь, к счастью. На свадьбах вообще рекомендуется бить посуду, чтобы у супругов жизнь была счастливой.

Найти подкову — к счастью. Повесить найденную над дверью — к долгому счастью.

Никогда не наливай кипяток в пустую чашку или стакан (сперва насыпь туда чай, кофе или хотя бы сахар) — накличешь себе нищету.

Оставлять ножницы открытыми — к ссоре.

На подоконнике не сиди — замуж не выйдешь.

Некоторые события в жизни происходят настолько часто, что связанные с ними приметы и поверья с годами становятся пословицами и поговорками.

Примета «не узнали – богатым будешь» именно к таким и относится. Ведь каждый из нас хотя бы один раз, но не узнавал кого-то из знакомых, и любой человек хоть однажды, но сталкивался с ситуацией, когда его не узнавали близкие или приятели.

Когда по какой-то причине человек не узнает своего собеседника, ему становится неловко за свою ошибку, и чтобы хоть как-то загладить свою невнимательность и не обидеть знакомого, и произносят фразу: «Не узнал – богатым будешь» .

Так говорят, даже не задумываясь о смысле поговорки, тем более, что самая известная и популярная в народе версия этой приметы предсказывает тому, кого не узнали знакомые, коллеги или приятели , деньги, богатство и достаток.

Не узнали, богатым будешь – откуда пошла примета

Примета «не узнали – будешь богатым» появилась много столетий тому назад, а сама эта фраза у наших предков являлась своеобразным защитным оберегом и относилась к так называемым «обманным» поверьям, которых у древних славян было множество.

Так, например, хлеб обязательно сеяли на голодный желудок: пусть зерно знает, что людям есть нечего, а поэтому сжалится и даст богатый урожай.

К этим «обманам» относилась и традиция не называть детей до определенного возраста настоящим именем, чтобы не привлекать к ним внимания злых духов.

Вот и в том случае, когда по какой-то причине не узнавали хорошо знакомого человека, считали, что, возможно, Судьба сулит ему что-то плохое, а потому и предсказывали богатство, чтобы случайно не привлечь несчастья и беду.

Еще одна версия происхождения приметы «не узнали – богатым будешь» опирается на понятие, что все, происходящее в жизни, когда-то компенсируется. Если человека не узнали сейчас, то спустя какое-то время, он станет известен многим. Другими словами, станет богатым и известным большому количеству людей.

Существует и еще один вариант появления приметы: под словом «богатство» подразумевалось духовное развитие, а не материальное благосостояние. А когда человек растет духовно, он меняется не только внутренне, но и внешне, а потому его и перестают узнавать окружающие. Вот и произносили фразу «не узнал – богатым будешь» , имея в виду, что человек уже начал расти духовно, начал меняться, обретая духовное богатство.

И, наконец, еще одна версия происхождения приметы, когда не узнают и сулят богатство, связана с тем, что в старину (впрочем, как и сейчас) люди, внезапно разбогатевшие, зачастую менялись не только внешне, – менялся и их характер, внутреннее содержание. Они переставали «узнавать» прежних друзей и уезжали подальше от родных мест.

Вот и говорили неузнавшие: мол, если уже сейчас тебя не узнали, – значит, скоро разбогатеешь и тоже перестанешь нас узнавать.

Если обознались и приняли за другого человека – приметы

Совсем другое значение и толкование имеет примета, когда человека принимают за другого , или сам человек обознался и принял незнакомца за своего приятеля, соседа, знакомого, бывшего сослуживца или одноклассника, – когда происходят «обознатушки».

Эта примета толкуется по-разному для обознавшегося и для того, кто стал объектом нечаянной ошибки.

Если вы сами обознались и приняли незнакомого человека за кого-то другого, то примета сулит вам скорые перемены в жизни, а предстоящий жизненный этап будет для вас радостным и удачным.

Иногда поверья предвещают обознавшемуся человеку скорую свадьбу.

А вот если вас приняли за другого человека, то здесь приметы не столь благоприятны и сулят потери, разочарования, необходимость расплачиваться за чужие грехи.

Иногда народные поверья предвещают объекту «обознатушек» скорое участие в похоронах.

Если вас перепутали с другим человеком и обознались, приняв за другого, от плохой приметы можно защититься. Для этого нужно скрестить указательный и средний палец на левой руке и про себя произнести три раза слова заговора: «Двойник, уходи, свое плохое с собой забери. Мне оставь все мое хорошее» .