Православное рождество служба. Во сколько начинается и заканчивается утренняя, вечерняя, субботняя, воскресная и ночная служба в церкви в будние и праздничные дни, Рождественская, на Крещение, Сретенье, Благовещенье, Вербное Воскресенье, Пасху, Радоницу,

Рождественская служба в 2019 году традиционно пройдёт с 6 на 7 января во всех православных храмах с торжественной божественной литургией. Она проводится согласно службам суточного круга и состоит из нескольких частей: утренняя, вечерняя, повечерие, полунощная, часы и сама рождественская Литургия.

Рождественская служба и телевидение

Рождественская служба 2019 года объединит утреннее и вечернее служение в молитву всенощного бдения. То есть в молитву, длящуюся всю ночь. Такое моление происходит только 2 раза в год, на Рождество и Праздник Праздников — Пасху.

Со времён возрождения православной веры, за последние 20-ть лет, в России сложилась традиция поздравительного телевизионного обращения Патриарха Всея Руси перед началом рождественской службы, так же будет и в 2019 году.

Патриаршая служба, со всенощным бдением, проводимая в храме Христа Спасителя в Москве транслируется по Первому каналу, России 1, а так же по православным каналам «Спас» и «Союз». Время проведения Рождественской службы в 2019 году — 23:00, 6 января.

Лучше всего конечно Рождество Христово встречать непосредственно на службе, а не у экрана телевизора. Эта трансляция, в большей степени, организованна для верующих, не имеющих физической возможности посетить праздничную Литургию. Но обстоятельства жизни таковы, что Слово Божье услышанное даже случайно, человеком неверующим, порой удивительно начинает менять его жизнь.

Паломничество в Рождество

По возможности Рождественскую службу в 2019 году можно провести в Псково – Печерском монастыре, знаменитой духовной обители, давшей много благочестивых старцев. В том числе и знаменитого духовного старца Иоанна Крестьянкина. Ежегодно в Рождество, из Москвы и Санкт – Петербурга (СПб) организуются паломнические туры для посещения праздничной Литургии.

Важно чтобы в храме верующие чувствовали божественную благодать

Но не так важно в большой духовной обители или небольшом храме встречать светлый праздник Рождества Христова. Важно чтобы в храме верующие чувствовали божественную благодать. Примером такого храма служит храм Сергия Радонежского в посёлке Октябрьский Пермской области. Сам посёлок имеет 80-ти летнюю историю, но храма своего не было.

Божьей милостью жители посёлка благоустроили территорию, на которой возник небольшой храмовый комплекс и в рождественский Сочельник 2006 года настоятель о. Андрей (Воробьёв) провёл первую Рождественскую службу. Место славно святым источником, на который из года в год приезжает всё большее число верующих.

Точное расписание распорядка проведения в 2019 году Рождественской службы составляется и заранее определяется настоятелем храма в соответствии с главными указаниями Патриаршей службы.

7 января Рождество Христово празднуют православные христиане, католики отмечают Рождество 25 декабря и для них в Рождественской службе 2019 года значимым является обращение королевы Англии Елизаветы 2.

Для королевской семьи рождественское обращение королевы является традиционным жестом, направленным, в большей степени, на организацию внешних атрибутов праздника, чем на духовное напутствие.

В воскресенье, 7 января, православные отмечают Рождество Христово. Праздник изначально считается церковным, но давно стал просто народным, ведь языческие традиции в этот день тесно переплетаются с установленными церковью правилами. Многие, кто не знаком с предписаниями, задаются вопросом — нужно ли идти в церковь на рождество и когда именно идти. Об этом и расскажем в нашем материале.

Сразу отвечаем на первый вопрос — в церковь на Рождество сходить нужно обязательно. В первую очередь это церковный праздник, почитающий дату Рождения Сына Божьего, а значит веселья и народные гулянья стоит отложить на потом и начать праздник с молитвы и прощения всех грехов.

В рождественскую ночь с 6 на 7 января совершается праздничная Божественная литургия. В сам день Рождества верующие празднуют и пируют — разговляются (теперь разрешено есть не только пост­ную, но и ­скоромную пищу). Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями, или святками.

Когда идти в церковь на Рождество

В Рождество Христово, как и на Пасху в церквях и храмах проходит служба всю ночь — с вечера 6 января и до утра 7 января. Присутствовать на службе верующим людям нужно обязательно — некоторые стоят на протяжении всего времени, а некоторые приходят после полуночи, встретив дома с близкими за постным ужином первую звезду, которая согласно библейской легенде и рассказала о рождении Христа, приведя к нему Волхвов с дарами.

Вечер накануне Рождества называется Сочельником и его необходимо провести либо в церкви либо дома — за молитвой, в кругу родных людей.

В праздник Рождества совершаются две литургии. Участие в них и считается основным элементом празднования Рождества Христова.

Причастие Святых Таин — главная радость и главное событие для тех, кто готовится к празднику сорокадневным Рождественским постом. Очень важно причаститься и 6 января, в день Рождественского сочельника, и быть на службе, если есть такая возможность, с самой Великой вечерни, чтобы услышать замечательные стихиры — высший образец церковной поэзии.

Если вы все же не пошли по уважительным причинам в церкви — помолиться можно и дома. Обязательно зажгите свечи, которые символизируют тепло, которым окутывает вера и благословение небес всех людей на земле.

Что нести с собой в церковь

В Рождество Христово в церкви не проводится освещение продуктов или воды, а потому ничего особо брать с собой не нужно. Важно иметь при себе чисты мысли, светлое предпраздничное настроение и понимание важности праздника в жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Многие берут с собой в церковь подношения — раздача милостыни считается основной традицией Сочельника и Рождества, ведь в праздник необходимо проявить все существующие христианские добродетели.

Накануне Рождества верующие не едят целый день — последний день Филипового поста, который длился долгих 40 дней, считается самым строгим. Ужинать можно только после восхода первой звезды на небе, но все блюда должны быть постными. Главным угощением в Рождество считается сочиво — зерна пшеницы или других злаковых, к которым добавляются всевозможные сладости (изюм, сухофрукты, мед, сироп из фруктов, орехи, мак и прочее).

Окончание поста начинается утром 7 января — после окончания церковный песнопений. Здесь уже запреты все снимаются и верующие разговляются мясом, сладостями, молочными продуктами и всем тем, что было запрещено.

Если вы держали пост, начинать питаться нормально стоит аккуратно — не переедайте в Рождество, так как это может быть вредно для вашего здоровья.

К слову, с едой в праздник связана интересная важная примета — в Сочельник стоит попробовать всех блюд понемногу, но нельзя наедаться и съедать приготовленное полностью, так как этом может принести в ваш дом пустоту и голод на весь последующий год.

Предпразднество Рождества

2 января начало предпразднества Рождества Христова, которое продолжается до 6 января.
В эти
последние дни поста - со 2 по 6 января пост усиливается: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье.

В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, обычай требует не есть до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова «сочиво» и происходит название этого дня - сочельник

Рождественский сочельник
Рождественские Колядки

6 января — Навечерие Рождества Христова , или Рождественский сочельник , — последний день Рождественского поста , канун Рождества Христова .

В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением.

Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову .

В сам же день Сочельника пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели Рождественского поста .

Служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Многие в этот день причащаются . Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания , помогающая и нам соблюсти меру.

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь - это уже тяжелый пост и подвиг . И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам.

Как правило, верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время - 5 вечера и утром.

Посетить ночную службу или утреннюю - это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью - конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Т оржественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.

Апостол Павел заповедовал нам «Всегда радуйтесь . Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа» (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими , потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.

Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу.

Сам день Рождества Христова во плоти, как важнейший и торжественнейший, в Богослужебных книгах Православной Церкви называется пасхою, праздником тридневным.

В этот день, по гласу Церкви, "всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели вей на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки".

Сочельник - вечерняя трапеза накануне Рождества , сопровождаемая многими традициями и обрядами.

Варили кутью из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя. Приправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость благ будущей блаженной жизни.

Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (селедка, рыба, салаты), затем красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни — жареные на конопляном масле мучные лепешки.

Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов (узвар), яблоки, орехи.

Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом.

Традиционные ритуальные и обрядовые блюда
КУТЬЯ

КУТЬЯ . Рецепты кутьи . Приготовление кутьи . ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ...

готовят большой семейный ужин. Всей семьей накрывают на стол.

На столе должна быть солома (или сено, в память о вертепе и яслях),

а на соломе - белоснежная скатерть.

Понятно, что в современные квартиры сено не принесешь, да и достать его в городах не так просто.

Но в последнее время в магазинах появились красивые рождественские скатерти с рисунками из еловых лап и колокольчиков.

Они тоже очень украсят ваш стол.

В центре ставится кутья.

Затем другие блюда: блины, рыба, заливное, студень, молочный поросенок, свиная голова с хреном, домашняя колбаса, жаркое, медовые пряники, ломанцы с маком и медом, узвар.

К этому набору прилагались еще и напитки, что уже зависело сугубо от вкуса и возможностей хозяина.

Кулинарные рецепты на Рождество , блюда, меню . Кулинар.ру - более 95...

За столом кутью нужно есть первой, т.е. начинать им свой ужин, каждый из присутствующих за столом должен съесть хотя бы одну ложку кутьи. Согласно легендам, тогда этот человек будет жить во здравии и благополучии весь наступающий год.


Рождественские Святки

С Рождества начинались святки - праздники, которые продолжались до Крещения (19 января). Все это время проходили святочные обряды, гадания, увеселения, хождение ряженых по дворам и улицам. В Рождество ранним утром, до рассвета, проводился обряд обсевания изб. Пастух ходил с торбой овса и, заходя в дом, бросал на все стороны (рассеивал) горсть зерна с приговором: "На живущих, на плодящих и на здоровье".

В Рождество девушки не гадали. Существовала примета: если в дом первой войдет чужая женщина, весь день в этой семье бабы хворать будут. Во избежание всяких неприятностей крестьяне соблюдали довольно строгие запреты. В день Рождества запрещалось заниматься хозяйственными делами. Нельзя было шить, иначе в семье кто-нибудь ослепнет. Нельзя плести лапти, иначе кривой будешь. А в лесу охотиться нельзя до самого Крещения, ибо с охотником случится тогда несчастье.

В полдень ходили всей семьей смотреть, как играет солнце. Если солнце играет - темные силы от него в щели прячутся. А если нечисть все-таки в дом забралась, то в этот день с ней короткая управа - кипятком углы обварить, да крапивным веником вымести.

Отец водил сына в амбар к сусекам с зерном. Перед тем наследника торжественно обряжали всем семейством. Овчинный полушубок опоясывали расшитым поясом, на голову надевали меховую шапку, на ноги - валенки. Над сусеками с зерном отец поднимал сына, желая вырасти ему быстрее да стать помощником в хозяйстве.

Второй день Рождества , который называется Собор Богородицы, посвящается прославлению Матери Христа, Пресвятой Деве Марии. Прославляя Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет. Оно было вызвано тем, что царь Ирод, узнав о Рождении Христа и поклонении ему волхвов, разгневался и повелел избить в Вифлееме всех младенцев, надеясь погубить и Спасителя. Но ангел явился Иосифу и повелел скрыться в Египте. После смерти Ирода Иосиф с Семейством возвратился и поселился в Назарете.

Девичьи гадания и хождение ряженых с этого дня продолжались до самого Крещения. Ряженые в вывороченных наизнанку шубах, в масках или с испачканными сажей лицами ходили по домам, распевая песни и разыгрывая различные преставления, сцены за соответствующее вознаграждение. Иногда водили с собой коня или быка.

А девушки гадали. Гадали всякий день по-разному, кто какие способы знал, тот так и гадал.

Третий день Рождества называли Степановым днем. По обычаю, в Степанов день затесывали колья, ставили их по углам двора, втыкая в снег, чтобы нечистую силу отпугнуть. Степан закален в опасности, потому и всякой нечисти не боится и кольями от нее в этот день как раз отгородиться. Степан ассоциируется с образом мужика-земледельца, а потому рожденный в этот день мальчик будет добрым, заботливым, рачительным и строгим хозяином. Еще в этот день всей деревней выбирали пастуха, заключали с ним договор, устраивали угощение.


Уже хорошо знают, что в этот праздник принято дарить подарки и поздравлять друг друга красивыми открытками. Некоторые слышали про особенный рождественский ужин с индейкой в странах Запада. Но существует еще один, очень важный и сугубо церковный ритуал, который непременно знаменует это событие - рождественская литургия. Смысл этого действа определяется как общим значением самого Рождества, так и литургическим церковным обрядом. Поэтому необходимо для начала поговорить о каждом из этих элементов в отдельности.

Рождество Христово - история, смысл и значение праздника

Как следует из названия, Рождество Христово - это день Вообще-то дата этого события несколько условна в церковном календаре, так как, во-первых, изначально в церкви это событие не праздновалось. Во-вторых, когда его все-таки приняли, то объединили вместе с крещением Христа и эпизодом посещения восточными волхвами младенца Иисуса вскоре после его появления на свет. Назывался этот объединенный праздник Теофанией, или, по-русски, Богоявлением. И праздновался он 6 января. Ну а в-третьих, чуть позже эти события все же разнесли по разным датам, в результате чего память о Рождестве стала приходиться на 25 декабря - день зимнего солнцестояния (в то время).

Это было не случайно, но и с событием рождения Христа никак не связано. Дело в том, что зимнее солнцестояние - крупный языческий праздник, в который почитались многие солярные божества самых различных пантеонов. Христианские власти империи, чтобы перекрыть древние языческие традиции, в целях евангелизации связали эту дату с рождением Христа - Солнцем правды, как его именуют христиане, очевидно, противопоставляя «ложным» с их точки зрения солнечным богам. С тех пор дата поменялась еще один раз - во время смены юлианского календаря григорианским. Тринадцать дней разницы между ними обуславливают то, что сегодня Рождество в России празднуется 7 января. Эта ситуация актуальна для тех церквей, которые в своей внутренней жизни придерживаются юлианского календаря.

Само по себе Рождество знаменует собой идею Боговоплощения. Христиане верят в то, что сам Бог стал человеком в лице Иисуса, и его рождение от земной женщины и при этом девственницы - великое чудо. Верующие усматривают в этом событии исполнение пророчеств о пришествии Мессии - божественного посланника, который спасет мир. Поэтому для них так важен.

Литургия - определение понятия

Само слово «литургия» с греческого языка переводится как «общее дело». В дохристианские времена им обозначались общественные служения и повинности аристократии на содержание нужд города. В христианской церкви этим термином стало называться главное богослужение, в ходе которого совершалось центральное таинство - Евхаристия. Лейтмотивом всей церемонии служила идея, согласно которой предложенные на алтаре хлеб и вино мистериальным образом пресуществлялись в плоть и кровь Христа (внешне оставаясь хлебом и вином), которыми затем причащались верующие. Это таинство было установлено самим Иисусом во время так называемой и им же было заповедано воспроизводить его во время собраний учеников, то есть христиан. Без участия в этом ритуале, как считается, невозможно обрести спасение, которое предлагает Бог во Христе. Вот почему регулярное служение и участие в литургии так важны для верующих.

Со временем в церквях выработалось огромное множество чинопоследований литургии. Некоторые из них уже не существуют. Другие, развившись, продолжают употребляться до нашего времени.

Чины литургии, используемые в РПЦ

Что касается практики современной Русской Церкви, то сегодня в ней общепринятыми являются три чина литургии: Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургия преждеосвященных даров, употребляющаяся только Великим постом. Наиболее частой, так сказать, повседневной, является литургия А чин Василия Великого идет в ход только десять раз в году. Рождественская литургия - в их числе. Но только в том случае, если навечерие, то есть канун самого праздника, приходится на субботу или воскресенье. В противном случае в день праздника служится рождественская литургия Иоанна Златоуста, а Василия Великого - в канун.

Особенности служения литургии на Рождество

Как и любая праздничная церемония, богослужение, приуроченное ко дню появления Иисуса Христа на свет, имеет свои особенности. Первое, чем отличается рождественская литургия - текст. Так, вместо повседневных псалмов на службе поются праздничные антифоны. Вместо так называемого Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия». Аналогично «Достойно есть» заменяется на «Величай, душе́… Любити убо нам… ». Последнее, чем отличается рождественская литургия - текст библейских чтений, то есть евангелия и апостольского послания, которые в этот день повествуют о поклонении волхвов и воплощении Бога соответственно. Масштаб праздника также подчеркивает время служения Евхаристии. Если во все прочие дни она отправляется рано утром, то в данном случае ночь - обычное время, когда служится рождественская литургия. Сколько длится она - вопрос сложный. Это зависит от пения, от количества причащающихся и от местных традиций. Если в некоторых приходах укладываются за два часа, то в ряде монастырей службу могут растянуть практически на всю ночь.

Рождество и рождественская литургия: 2015 год

Последнее, что стоит отметить, это даты празднования в текущем, 2015 году. Поскольку, как уже было сказано, одна часть церквей придерживается григорианского календаря, а другая - юлианского, то и получается, что одни уже отпраздновали Рождество в этом году 6 января. Для других же рождественская литургия будет отправляться в самом конце 2015 года - 25 декабря. Что касается Русской православной церкви, то она входит в число уже отпраздновавших церквей.

Рождество - особенный праздник. Подготовка длится весь пост, и в т.ч. последние несколько дней. Особенно важно суметь подготовится к службе в день самого праздника. Вернее, в ночь… Ведь во многих наших храмах служится именно в ночное время.

Как не испугаться трудностей настоящего «всенощного бдения» и ощутить радость праздника на длительной рождественской службе - об этом мы уже писали:

К ак подготовиться к , настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно, читайте советы архипастыря.

1. По возможности посетите все уставные праздничные богослужения.

Хочу подчеркнуть, что на праздничном всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками. , основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в . Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В афонских монастырях, в частности, в Дохиаре, игумен монастыря Дохиар архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные ручки. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически - до окончания Литургии.

Рождественская служба в Ионинском монастыре

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае, этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем, днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла - для меня загадка.

По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день - прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека приоритетнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» - «Ну, поют». - «А сейчас?» - «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Рождественская служба в Ионинском монастыре

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами.

Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

Рождественская служба в Ионинском монастыре

Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром.

В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00.

И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Рождественская служба в Ионинском монастыре

Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.

Сколько ребенок выдержит - столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

10. Причаститесь обязательно!

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении - внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.


Праздничная служба в монастыре Дохиар

И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, - те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас.

Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать - то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, - тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все.