Евгений Болховитинов — митрополит киевский, знаменитый ученый. Великий охранитель (Евгений Болховитинов, митрополит Киевский и Галицкий) Евгений болховитинов биография

Евфимий Алексеевич Болховитинов

Болховитинов Евфимий Алексеевич (в монашестве Евгений) (1767-1837) - митрополит Киевский и Галицкий, историк. Род. в Воронеже в семье священника. Учился в Воронежской духовной семинарии (1778-1784). Во время учебы служил дом. учителем у графа Д. П. Бутурлина, который впоследствии помогал его карьере. Окончил Славяно-греко-латинскую академию (1788), одновременно посещал лекции в Моск. ун-те, подрабатывал на жизнь корректором в типографии П. М. Пономарева. Сблизился с кружком известного литератора, издателя сатирических журналов Н. И. Новикова, под влиянием которого начал свою лит. деятельность. В 1789 вернулся в Воронеж, работал преподавателем, библиотекарем, затем стал ректором Воронежской духовной семинарии Занимался лит. трудом, переводами, изучением истории. После смерти жены и детей в 1799 переехал в Петербург и принял монашество. С 1800 - учитель философии, высшего красноречия и префект [Префект - высшее должностное лицо.] Александро-Невской духовной академии. Впоследствии занимал высокие церковные должности в Новгороде (1804-1808), Вологде (1808-1813), Калуге (1813-1816), Пскове (1816-1822). С 1822 - митрополит Киевский и Галицкий, член Синода. 14 дек. 1825 "по поручению высочайшему" на Сенатской площади призывал восставших к покорности, потом принял участие в суде над ними. Состоял членом Имп. АН, Общества истории и древностей российских, был почетным членом ряда науч. об-в и ун-тов. Активно работал в "румянцевском кружке" ["Румянцевский кружок" - круг историков (Е. А. Болховитинов, А. X. Востоков, К. Ф. Калайдович, П. М. Строев и др.), группировавшихся вокруг известного коллекционера древностей графа Н. П. Румянцева.], обследовал архивы и библиотеки церквей и монастырей. Будучи епископом в Вологде (1808-1813), написал ряд работ по истории края и епархии. Трудом всей жизни Б. было создание "Словаря русских писателей", который он издал только частично (Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина... СПб., 1818. Т. 1-2); полный текст "Словаря" издал позднее М. П. Погодин.

Перепечатывается с сайта http://www.booksite.ru/ .

Болховитинов Евфимий Алексеевич (в монашестве - Евгений) (1767 - 23.II.1837) - русский историк, археограф и библиограф. В дореволюционной литературе обычно значится как "митрополит Евгений". В 1822-1837 годы - митрополит киевский. Научная деятельность Болховитинова связана с кружком графа Н. П. Румянцева, объединявшим виднейших специалистов русской истории, и Московским обществом истории и древностей российских. Собрал и опубликовал огромное количество архивных материалов. Исторические и историко-краеведческие работы Болховитинова, многообразие тематики которых (в основном местного значения) связано с его перемещениями по службе, сохранили ценность и поныне благодаря обильному фактическому материалу. К ним относятся: "Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии" (1800, возникло в связи с анкетой Вольного экономического общества и занимает особое место в трудах Б.), "Историческое изображение Грузии" (СПБ, 1802), "Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода" (1808), "История княжества Псковского" (ч. 1-4, 1881). Болховитинов - автор капитальных биобиблиографических трудов: "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви" (1818, 2 изд., 1827), "Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших о России" (т. 1-2, 1845). В Киеве руководил археологическими раскопками, приведшими к открытию фундамента Десятинной церкви, Золотых ворот и др.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература: Шмурло Е., Митрополит Евгений как ученый, СПБ, 1888; Здобнов Н. В., История рус. библиографии до нач. XX в., 3 изд., М., 1955.

Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) (18(29). 12.1767, Воронеж - 23.02(7.03). 1837, Киев) - православный церковный деятель, историк, археограф, библиограф. Получил образование в Воронежской духовной семинарии (1778-1884) и Московской Славяно-греко-латинской академии (1784-1788). С 1789 года - преподаватель, затем ректор Воронежской духовной семинарии. В 1800 году принял монашество, став учителем философии, красноречия и префектом Александро-Невской духовной семинарии в Петербурге. Последовательно занимал пост викария Новгородского (с 1804), епископа Вологодского (с 1808), Калужского (с 1813), Псковского (с 1816), митрополита Киевского (с 1822), был членом Российской Академии и «Общества истории и древностей российских». До посвящения в монахи Евгений увлекался западноевропейскими просветителями, в частности перевел кн. Ф. Фенелона «Краткое описание жизни древних философов». В его взглядах содержались упования на всемогущество человеческого разума. Однако под влиянием своих учителей Платона (Левшина) и Тихона Задонского Евгений уже в одной из первых своих работ - в предисловии к книге Л. Кокле «Похвальное слово чему-нибудь» (1787) прямо признает Божественное «ничто», исходя из апофатической традиции православной философии. В 90-е годы он применяет выдвинутый Платоном метод анагогии к гуманитарным наукам, особенно к истории. Его герменевтический курс отмечен пристальным вниманием к «способности проникаться духом предмета» и «отыскиванию таинственного смысла в отдельных словах и сочетаниях слов». После принятия монашества (в результате смерти жены и троих детей) главной темой писаний Евгения становится синергический (см. Синергизм) «гений» или «дух» как «способность природная», не приобретаемая ни «опытом», ни «прилежанием». Наиболее ярко этот подход выражен в его оценках творчества лиц, включенных им в главный свой труд - «Словарь духовных писателей России» (1805-1827). Напр., в статье о своем учителе он подчеркивает «возвышение и плодовитость собственных мыслей», которые были присущи молодому Платону, а затем - зависимость его произв. от «Слова Божиего». Его исторические изыскания характеризуются большой эмпирической насыщенностью без попытки создать общую системообразующую идею. Тем самым соблюдалась анагогическая осторожность по отношению к «читательскому духу» - без навязывания ему какой-либо концепций, лишающих его возможности иных толкований. Эта позиция определила и консервативные убеждения Е. с его последовательным неприятием всяких «новизнолюбовных» общественных теорий, которые, с его точки зрения, стремились прежде всего подавить творческий потенциал человека и подчинить его «букве» нового учения.

П. В. Калитин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, 182.

Сочинения: Словарь исторический о бывших в России писателях духовною чина греко-российской церкви // Друг просвещения. 1805 (отд. изд. 1818, 1827, 1995); Словарь русских светских писателей. М., 1845. Т. 1-2; Собрание поучительных слов в разные времена... Ч. 1-4, Киев, 1834.

Литература: Грот Я. К. Переписка Евгения с Державиным. Спб., 1868; Бычков А. Ф, О словарях российских писателей митрополита Евгения. Спб., 1868; Сперанский Д. Ученая деятельность Евгения // Русский вестник. 1885. № 4-6; Шмурло Е. Ф. Митрополит Евгений как ученый. Ранние годы жизни. 1767-1804; Спб., 1888; Полетаев Н. И. Труды митрополита Киевского Евгения Болховитинова по истории русской церкви. Казань, 1889; Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в первой половине текущего столетия. Спб., 1894.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник ХРОНОСа).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)

Литература:

Ивановский А. Высокопреосвященный Евгений, митрополит Киевский и Галицкий: Сб. материалов для биографии митрополита Евгения. СПб, 1871;

Кононко Е. Н. Болховитинов Евфимий Алексеевич // Словарь русских писателей XVIII в. Вып. 1. Л., 1988. С. 119-121;

Жуковская Л. П. Болховитинов Евфимий Алексеевич // Славяноведение в дореволюционной России. М., 1979. С. 81-82;

Шмурло Е., Митрополит Евгений как ученый, СПБ, 1888; Здобнов Н. В., История рус. библиографии до нач. XX в., 3 изд., М., 1955.

  • Историк, археограф, духовный писатель владыка Евгений обследовал древние церкви, их библиотеки и архивы, публиковал и комментировал исторические документы и литературные памятники ("Хождение игумена Даниила в Святую землю", "Сказание о Борисе и Глебе"). В Киеве руководил раскопками древних памятников, в т. ч. Десятинной церкви, Золотых ворот. Во время пребывания раба Божия Евфимия в Москве, произошло его знакомство с известным ученым Н.Н. Бантыш-Каменским, и проявился интерес к занятиям русской церковной историей.
  • По окончании Академии он принимает священнический чин и состоит префектом Воронежской духовной семинарии. В 1799 году, овдовев, принимает монашество и назначается префектом Александро-Невской Академии.
  • С 11 (24) марта 1800 г. - Архимандрит Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. С августа 1800 г. и весь 1801 г. исполнял череду священнослужения в Санкт-Петербурге.
  • 27 января (9 февраля) 1802 г. переведен в Сергиеву пустынь.
  • 17 (30) января 1804 г. хиротонисан в Епископа Старорусского, викария Новгородского и Санкт-Петербургского Митрополита.
  • 1805 г. избран почетным членом Московского университета
  • 1806 г. - избран действительным членом Российской Академии.
  • С 24 января (6 февраля) 1808 г. - Епископ Вологодский. В этом же году избран членом Санкт-Петербургской медико-хирургической Академии.
  • В 1810 г. избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств.
  • В 1811 г. - почетным членом и соревнователем Санкт-Петербургской беседы русского языка.
  • С 19 июля (2 августа) 1813 г. - Епископ Калужский, и с этого года - почетный член
  • Общества истории и древностей при Московском университете.
  • С 1814 г. - член Санкт-Петербургской духовной Академии; с 1815 г. - Московского общества врачебных и физических наук.
  • 7 (20) февраля 1816 г. возведен в чин Архиепископа и назначен во Псков. Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете.
  • С 1817 г. - член Харьковского и Казанского университетов; в 1818 г. - член Комиссии составления законов.
  • С 24 января (6 февраля) 1822 г. - Архиепископ Киевский.
  • 16 (29) марта того же года возведен в чин Митрополита Киевского и Галицкого, назначен членом Святейшего Синода и избран членом Виленского университета.
  • С 1823 г. - член Киевской духовной Академии; с 1826 г. - почетный член Академии наук.
  • С 1827 г. - доктор философии Дерптского университета.
  • С 1829 г. - член Санкт-Петербургского университета.
  • В 1834 г. избран членом Королевского Копенгагенского общества северных антиквариев.
  • С 1835 г. - корреспондент статистического отделения совета Министерства внутренних дел.
  • Во всех епархиях, где преосвященный Евгений нес Архиерейское служение, он проявлял себя как церковный историк края. Так, по поручению Митрополита Новгородского Амвросия Епископом Евгением было составлено "предначертание" устройства духовных училищ, легшее в основу реформы системы духовного образования в России. Важной особенностью этого проекта было предложение сделать из духовных Академий не только высшие богословские учебные заведения, но и церковно-научные центры, наделенные издательскими функциями.
  • Митрополит Евгений был почетным и действительным членом многих ученых обществ: Московского, Казанского, Виленского, Киевского, Харьковского университетов, Российской Академии наук, Медико-хирургической Академии, Общества истории и древностей российских, Московского общества любителей российской словесности, Комиссии по составлению законов Российской Империи и ряда других.
  • Митрополит Евгений оставил потомкам большое литературное наследие. Его труды по русской церковной истории имели большое значение для своего времени. Главный труд Митрополита Евгения - "Словарь русских писателей" (1818 г.), содержавший сведения о жизни и деятельности около 720 светских и духовных писателей от зарождения русской книжности до начала XIX века. Среди других работ владыки большое значение имеют труды по истории Церкви и описания храмов и монастырей.
  • Во время бунта декабристов-масонов на Сенатской площади Митрополит Евгений мужественно вышел перед бунтовщиками, увещевая их склонить оружие перед Русской властью: Монархом и Отечеством.
  • Умер 23 февраля (8 марта) 1837 года. По завещанию он погребен в Софийском соборе города Киева.
Митрополит Евгений прославился как ученый иерарх, оставивший после себя много научных трудов. Его научные исследования включали в себя область археологии, русской истории и церковно-исторических древностей.

Митрополит Евгений отличался исключительным трудолюбием. Он дорожил каждой минутой и в письмах изливал свое неудовольствие о потерянном времени.

"Нельзя не удивляться тому, - говорит Преосвященный Филарет Киевский, - какое множество перебрал он старинных рукописей, актов и книг и каким обладал трудолюбием и ученостью".

По отзыву М. Погодина, "это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории".

Он много времени уделял научной деятельности, но это не мешало ему быть неутомимым проповедником Слова Божия.

Преосвященный обличал суемудрие раскольников, строго относился к лицам, неблагоговейно стоящим в Храме Божием. Проповеди Митрополита отличались живостью и глубиной мысли.

По характеру своему Митрополит Евгений был скромен и прост. Вот как рассказывает о нем Н.Н. Мурзакевич: "Давно зная имя Митрополита Евгения Болховитинова, как доказанного знатока русских древностей, я полагал, что он, как и многие его собраты, недоступен или невнимателен к мелким людям. Ключарю я откровенно сказал свое мнение. "В доказательство противного отвечал ключарь, - вы теперь же можете видеть Высокопреосвященного". Любопытство видеть ученую личность одолело нерешительность. На вопрос могу ли видеть Митрополита, последовал ответ: "Пожалуйста". Отворились двери в залу. Келейный доложил хозяину, и убеленный сединою старец, среднего роста, довольно сухощавый, по летам свежий, но бледный, в простенькой поношенной ряске и такой же камилавке, явился предо мною. Простой прием и завязавшийся разговор, вообще о русской старине, продолжались до прибытия новых лиц".

Сочинения:

  • Исторический словарь русских светских писателей, изданный после его смерти профессором Снегиревым.
  • Рассуждения о московских приказах, о старинных членах в России.
  • История Княжества Псковского.
  • О вологодских и зырянских древностях.
  • О первом посольстве в Японии.
  • О присягах славяноруссов.
  • Три исторических разговора (о древностях Новгорода).
  • О чинах Греко-российской Церкви.
  • Рассуждение о книге Петра Могилы "Православное исповедание веры".
  • О соборном деянии 1157 г.
  • О Российских Соборах.
  • Историческое изображение Грузии.
  • Описание Воронежской губернии.
  • Об алтарных украшениях.
  • Рассуждение о древнехристианском богослужебном пении и о пении в Российской Церкви.
  • Полное жизнеописание Тихона Воронежского.
  • Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825 г.
  • Словарь историч. о писат. духовного чина, в 2-х частях. Санкт-Петербург, 1827 г.
  • Вольтеровы заблуждения, обнаруженные аббатом Нонотом, в 2-х томах. Москва, 1793 г.
  • Парнасская история (студенческая работа). Москва, 1788 г.

БОЛХОВИТИНОВ Евфимий Алексеевич

БОЛХОВИ́ТИНОВ Евфимий Алексеевич (в монашестве - Евгений) , российский историк, археограф, библиограф.
Родился в семье священника. В 1778-84 гг. учился в семинарии, в 1784-88 гг. - одновременно в Славяно-греко-латинской академии и Московском университете. Во время учебы входил в состав литературного кружка, созданного издателем-просветителем Н. И. Новиковым (см. НОВИКОВ Николай Иванович) ; в то время в кружок входили также В. А. Левшин (см. ЛЕВШИН Василий Алексеевич) , Н. М. Карамзин (см. КАРАМЗИН Николай Михайлович) .
С 1789 Болховитинов стал преподавателем и библиотекарем в Воронежской духовной семинарии, затем занял там же должности префекта и ректора. В то время он занимался переводами на русский язык сочинений зарубежных авторов, в том числе философской поэмы А. Попа (см. ПОП Александр) «Опыт о человеке». Был одним из инициаторов создания в Воронеже типографии, открытой в 1798.
В 1800 принял монашество, был префектом и преподавателем философии и красноречия Александро-Невской духовной академии. Входил в состав кружка, членами которого были виднейшие специалисты по русской истории, объединенные графом Н. П. Румянцевым (см. РУМЯНЦЕВ Николай Петрович) ; состоял также членом Московского общества истории и древностей российских. С 1822 - митрополит киевский.
Подготовил ряд исторических и историко-краеведческих работ, в том числе «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (1800) «Историческое изображение Грузии» (1802), «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода» (1808), «История княжества Псковского» (ч. 1-4, 1831) и др. Автор капитальных биобиблиографических трудов: «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви» (1818), «Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших о России» (т. 1- 2, 1845), книговедческой работы «О славяно-русских типографиях» (1813). В Киеве руководил археологическими раскопками, приведшими к открытию фундамента Десятинной церкви, Золотых ворот и др.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "БОЛХОВИТИНОВ Евфимий Алексеевич" в других словарях:

    Болховитинов Евфимий Алексеевич - (в монашестве – Евгений) . Сын священника. Учился в Воронежской дух. семинарии (1778–1784), в Славяно греко лат. академии (1784–1788), одновременно посещал лекции в Моск. ун те, подрабатывал… … Словарь русского языка XVIII века

    - (в монашестве Евгений) (1767 1837) российский историк, археограф, библиограф. С 1822 митрополит киевский. Исторические, историко краеведческие и биобиблиографические труды … Большой Энциклопедический словарь

    - (в монашестве Евгений) , русский историк, археограф и библиограф. В дореволюционной литературе значится как «митрополит Евгений». В 1822 37 митрополит киевский. Научная деятельность Б. связана с… … Большая советская энциклопедия

    - (в монашестве Евгений; 1767 1837) русский историк. По окончании Московской духовной академии, был преподавателем общей и церковной истории в Воронеже, после смерти жены и детей принял монашество, поднялся до архиерейства и был в конце концов… … Большая биографическая энциклопедия

    ЕВГЕНИЙ (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) - (18(29). 12. 1767, Воронеж 23. 02(7. 03). 1837, Киев) православный церковный деятель, историк, археограф, библиограф. Получил образование в Воронежской духовной семинарии (1778 1884) и Московской Славяно греко латинской академии (1784 1788). С… … Русская философия: словарь

    Болховитинов русская фамилия. Известные носители: Болховитинов, Виктор Николаевич (1912 1980) советский физик, журналист, главный редактор журнала «Наука и жизнь». Болховитинов, Виктор Фёдорович (1899 1970) советский… … Википедия

    Евфимий Алексеевич (в монашестве Евгений) (1767 23.II.1837) рус. историк, археограф и библиограф. В дореволюц. лит ре обычно значится как митрополит Евгений. В 1822 1837 митрополит киевский. Науч. деятельность Б. связана с кружком гр. Н. П.… … Советская историческая энциклопедия

    Евгений, митрополит киевский (в миру Евфимий Алексеевич) (18(29) XII 1767, Воронеж 23 II(7 III) 1837, Киев) рус. историк церк. музыки, библиограф. Чл. Российской академии наук. В 1789 окончил Моск. духовную академию и Моск. ун т. Был… … Музыкальная энциклопедия

Запись:619383

События

4 ноябрь 1793 брак : Анна Антоновна Расторгуева [Расторгуевы ] р. 1777 ум. 21 август 1799

26 август 1794 рождение ребёнка: Андриан Ефимович Болховитинов [Болховитиновы ] р. 26 август 1794 ум. 25 март 1795

9 март 1797 рождение ребёнка: Николай Ефимович Болховитинов [Болховитиновы ] р. 9 март 1797 ум. 3 август 1799

3 август 1798 рождение ребёнка: Пульхерия Ефимовна Болховитинова [Болховитиновы ] р. 3 август 1798 ум. 9 июль 1799

Заметки

Митрополит Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болхови́тинов; 18 (29) декабря 1767, Воронеж - 23 февраля (7 марта) 1837, Киев) - епископ Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий, церковный историк, археограф и библиограф.

Родился 18 декабря 1767 года в семье приходского священника Воронежской епархии. Его отец Алексей Андреевич служил в Ильинском храме Воронежа со дня его постройки, до своей кончины в 1776 году. С 10 лет Евфимий - сирота. 15 октября 1777 года был зачислен во второй синтаксический класс Воронежской духовной семинарии, с августа 1782 года до июня 1784 года - в риторический класс семинарии, с сентября 1784 года он - певчий архиерейского хора Благовещенского собора и семинарист в философском классе в слободе Бедогорье в Павловском уезде.

1785 году по разрешению Воронежского епископа Тихона (III) уехал на учёбу в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. В 1789 году окончил обучение в академии (окончил философский и богословский классы, обучался греческому и французскому языкам), во время обучения в духовной академии также слушал лекции по всеобщей философии и политике, опытной физике и французскому красноречию в Московском университете, тогда же он познакомился с учёным Н. Н. Бантыш-Каменским. По окончании обучения, с января 1789 был года учителем риторики и французского языка, с августа - вице-префектом духовной семинарии, а с сентября - заведующий библиотекой. С сентября 1790 года - префект семинарии, а также преподаватель богословия и философии. 4 ноября 1793 года женился на Анне Антоновне Расторгуевой. В марте 1795 года умер его первый сын - Андриан. В 1796 году рукоположён в протоиереи города Павловска в Воронежской губернии.

В Воронеже он начал работать над «Российской историей». Там же написаны работы «Надгробное слово над гробом епископа Иннокентия, с присовокуплением краткого летописца преосвященных воронежских» (1794), «Полное описание жизни преосвященного Тихона» и «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», под его руководством была написана «История воронежской семинарии».

В 1799 году, 9 июля умерла его дочь - Пульхерия, 3 августа Евфимий Алексеевич похоронил второго сына Николая, 21 августа - умерла его жена. В 1800 году переехал в Санкт-Петербург, где стал префектом Александро-Невской академии (3 марта) и принял монашество (9 марта), также там был учителем философии и красноречия. 11 марта 1800 года рукоположён в архимандриты Троицкого Зеленецкого монастыря. 27 января 1802 г. поименован архимандритом Сергиевой пустыни. В Санкт-Петербурге им написано «Историческое изображение Грузии» (как результат общения с грузинским епископом Варлаамом и грузинскими князьями Баграрой, Иоанном и Михаилом), «Каноническое исследование о папской власти в христианской церкви» (по поводу предложений иезуита Грубера Павлу I по воссоединению католической и православной церкви), «Записка с двумя духоборцами» и др.

За несколько лет здесь возникло семейное кладбище Болховитиновых. На нем были погребены сыновья Евфимия Алексеевича, Адриан и Николай, умершие во младенчестве. За главным алтарем находилась могила жены историка и будущего митрополита Евгения, Анны Антоновны и дочери Пульхерии. В 1870-е годы был возобновлен памятник им, на котором выбили текст, составленный безутешным вдовцом:

«Здесь погребены Анна и Пульхерия, Супруга и дщерь Болховитиновы, скончавшиеся первая на 22-м году жизни августа 21 дня 1799 года, вторая на 1-ом году от рождения июля 9-го того же года, которым супруг и отец от скорби сердца, с надгробным рыданием взывает вечную память». На другой грани - четверостишие:

Покойтесь, милые,

До вечного свиданья.

Болезней где уж нет,

Ни скорби, ни вздыханья.

В конце 1880-х годов памятник исчез, потерялась и сама могила.

В начале ХIХ века Богучарский край посетил Ефимий Алексеевич Болховитинов. Осуждая грубую, беспардонную политику чиновников, помещиков, купцов в издавна заселенном украинцами Богучарском уезде, он писал: «Дивлюсь я, что некогда бывший благославленный край Богучарский сделался ныне уездом адских ябед и волнений. Да, правда, они ныне видно, уже ныне нигде нет. А все москали».

Летом 1791 г. вместе со своим младшим братом Алексеем, подканцеляристом Воронежской казенной палаты, Е. А. Болховитинов подал прошение на имя губернского предводителя дворянства Михаила Алексеевича Маслова о причислении их к дворянскому сословию. Для этого имелись все данные: «Жительствуем мы в городе Воронеже собственным домом не в разделе, состоящим по крепости за Ефимом, и, кроме того, имеем родовую наследственную землю в Коротояцкой округе, - писал префект Воронежской духовной семинарии. - От роду нам: Ефиму - 23 года, Алексею - 16 лет, имеем сестру Ефросинью - 26 лет. И как происходим мы от роду верстанного сына боярского Федосея Болховитинова, коего родной правнук, а наш внучатый дядя Коротояцкой округи канцелярист Семен Родионов сын Болховитинов, внесенный в дворянскую родословную показанной губернии книгу в VI часть, и что мы его действительно родные и состоим ему внучатыми племянниками».

Дядя, 4 (17) августа 1791 г., прислал в Воронеж письменное подтверждение их родственных связей и полную роспись рода Болховитиновых. На ней будущий историк и церковный деятель 5 (18) августа 1791 г. начертал: «К сей поколенной росписи Воронежской семинарии префект Евфимий Болховитинов руку приложил».

По этим документам Е. А. Болховитинов причислен был к дворянскому званию, о чем свидетельствует грамота от 20 декабря (2 января) 1795 г., хранящаяся ныне в Центральном государственном историческом архиве города Киева.

Все Болховитиновы - Ефим, Алексей и Ефросинья внесены были в Дворянский родословник, часть VI, отделение 85. 2. По этому поводу им было рекомендовано внести в государственную казну по 20 руб.

C 1816 по 1822 год в Пскове жил Евфимий Алексеевич Болховитинов, один из самых высокопоставленных иерархов церкви, образованнейший человек своего времени, литератор, историк, археолог, всю жизнь посвятивший собиранию, изучению и сохранению памятников отечественной культуры.
Родился Болховитинов 18 декабря 1767 года в Воронеже, в семье священника. Учеба в Воронежской духовной семинарии, затем в Московском университете, близкое знакомство с деятельностью кружка известного просветителя Н.И.Новикова - все это развило в молодом человеке интерес к отечественной истории, к историческим исследованиям и литературной деятельности.
По окончании академического курса Болховитинов вернулся в родной город, стал преподавателем, а затем и ректором духовной семинарии. В Воронеже он увлекался театром, стоял во главе литературного кружка, где велись горячие споры не только литературного, но и политического характера, переводил с французского литературно-философские сочинения, вел краеведческую работу.
В 1799 г., после смерти жены и троих детей, Болховитинов решил посвятить свою жизнь церковному служению и науке. Он переехал в Петербург и принял монашество, получив имя Евгений и архиерейское звание. В Петербурге он стал префектом духовной академии, в которой преподавал философию и красноречие, читал лекции по богословию и истории. Впоследствии он занимал высокие церковные должности в Новгороде, Вологде, Калуге, не прекращая научных изысканий. Неслучайно в 1810 г. он был избран почетным членом Санкт-Петербургского Общества любителей науки, словесности и художеств, а в 1811 - членом сразу двух обществ: "Петербургской беседы любителей русского слова" и "Общества истории и древностей российских" при Московском университете.

В 1816 г. Евгений был назначен архиепископом Пскова и Курляндии. Псковской его резиденцией стал монастырь на Снятной горе, где он и прожил почти шесть лет, проводя обширные исторические исследования. Болховитинов разыскивал заброшенные архивы, организовывал их разбор, посещал древлехранилища гражданских учреждений, церквей, монастырей, частных поместий, библиотеки, составлял описи, производил многочисленные выписки из древних законодательных актов, писцовых книг, летописей, старался почерпнуть исторические сведения из былин и легенд, из топонимики. Он осматривал старинные здания, разбирал древние надписи, производил обмеры развалин и доступные его силам раскопки. В частности, при земляных работах им были открыты древние псковские мостовые, что давало основания для суждений о характере планировки и застройки древнего периода.
Евгением Болховитиновым был написан ряд работ, посвященных псковскому краю. До 1822 г. он подготовил свод Псковских летописей, список псковских грамот, летопись древнего княжеского города Изборска, начал работу по составлению "Истории княжества Псковского" , для чего были привлечены не только русские летописи, но и Лифляндские, Эстляндские и Курляндские, а также полученные с помощью графа Н.П.Румянцева немецкие источники. Завершенная вчерне уже к 1818 г. "История" была издана лишь в 1831 г., в Киеве. В первой ее части - общая характеристика истории княжества Псковского и города Пскова, во второй - сведения о псковских князьях, наместниках, посадниках, губернских начальниках, в третьей - история псковской церковной епархии, в четвертой - текст сокращенной Псковской летописи. В рукописях Евгения сохранилось также краткое жизнеописание псковского князя Всеволода-Гавриила. В 1821 г. в Дерпте было издано "Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря" и - отдельными брошюрами - описания Снетогорского, Крипецкого, Святогорского, Иоанно-Предтеченского и Никандровой пустыни монастырей.
Сегодня трудно переоценить значение работы ученого для современных научных исследований. Болховитинов был первым серьезным автором, занявшимся изучением прошлого Пскова. Поколения дореволюционных ученых обращались к его трудам как к наиболее полному и подробному изложению псковской истории. Все его работы в этой области проникнуты неподдельной симпатией к древнему городу, к его героическому прошлому.
В Пскове архиепископ стремился восстановить древние обычаи, возбудить благоговение к местным святыням. Так, он распорядился в Кафедральном соборе совершать службу в дни кончины местно чтимых угодников - князя Довмонта-Тимофея и блаженного Николая (Салоса) , учредил крестный ход вокруг собора с почти забытой в Пскове иконой Божьей матери, известной под именем "Псковской" или "Чирской" . В одном из своих писем он говорил:"Бедный Псков для меня милее богатой столицы". Раз навсегда полюбив Псковщину, он и впоследствии, находясь в Киеве, куда был назначен в 1822 г. митрополитом, не терял связи с псковским духовенством, немало делал для благоустройства псковских храмов и монастырей.
Трудом всей жизни Болховитинова было создание "Словаря русских писателей" , увидевшего свет лишь в 1845 г. Словарь он рассматривал как большое патриотическое дело, имеющее целью запечатлеть историю русской словесности. Составляя его, Евгений вел обширную переписку, стараясь собрать и зафиксировать возможно больше имен и фактов. Работа над словарем способствовала личному знакомству и многолетней дружбе Болховитинова с Г.Р.Державиным . Знаменитый поэт посвятил своему другу несколько стихотворений, из которых самое замечательное - "Евгению. Жизнь Званская", написанное в 1807 г., когда Евгений гостил у Державина.
В 1824 г., после пятнадцатилетней службы в Киеве, Болховитинов был вызван в Петербург, где более года занимался в Священном Синоде делами церковного управления. 14 декабря 1825 г. он вместе с митрополитом Петербургским выезжал на Сенатскую площадь и призывал восставших прекратить выступление.
Судьба и труды Евгения Болховитинова должны быть достойно оценены потомками, ведь сам митрополит в одном из сочинений очень точно заметил:"Недостаточно образованы те, которые не знают своего родного; не следует пренебрегать малым, без которого великое не может быть совершенно".

Использованная литература:

  • Берков П.Н. Евгений / П.Н. Берков // Краткая литературная энциклопедия. – М., 1964. – Т.2. – С. 847.
  • Болховитинов Ефвимий Алексеевич (в монашестве Евгений) // Большая советская энциклопедия: в 30 т. – М., 1970. – Т. 3. – С. 525, 1562-1563.
  • Болховитинов Ефвимий Алексеевич (Евгений) // Псковская энциклопедия. - Псков, 2003. - С. 93-94: портр.
  • Казакова Л.А. Ефвимий Алексеевич Болховитинов / Л.А. Казакова // Псковский край в литературе / [под ред. Н.Л. Вершининой]. – Псков, 2003. – С. 117-120: портр.

Митрополит Евгений (Болховитинов)

История княжества Псковского /Сост. Н.Ф.Левин, Т.В.Круглова. - Псков: обл.типогр., 2009. - 416 с. - (Псковская историческая библиотека).

Фундаментальная книга псковского архиерея Евгения (Болховитинова) "История княжества Псковского" многие годы была основным источником сведений для местных историков и краеведов. Благодаря осуществляемому переизданию она станет доступной и современным исследователям, и любителям псковской старины.

Переиздание приурочено к юбилеям двух знаменательных событий, ярко освещенных в "Истории княжества Псковского", - 500-летию вхождения Пскова в состав Русского централизованного государства (1510) и 420-летию Псковской епархии (основана в 1589 году).