Боги инков – пантеон богов инков. Солнце в религии инков, бог войны инков и другие могущественные существа. Главный бог инков Боги инков - многогранный олимп индейцев американского континента

А на небольшой площади перед аэровокзалом все пассажиры сразу же попали в плотное галдящее кольцо чумазых оборвышей. Все они настойчиво клянчили, а то и требовали дать им несколько американских центов или - на худой конец - хотя бы перуанскую монетку инти. Местные "гавроши" за эту мзду готовы были оказать любую мелкую услугу: поднести чемодан, проводить до стоянки такси, навести блеск на ботинки.

Несколько особняком суетились фотографы. Они щелкали затворами всякий раз, как только кто-то из приехавших попадал в поле зрения их объектива. Мелькнула мысль: не перепутали ли нас с какими-нибудь знаменитостями. Оказалось, что нет. Разгадка этого нехитрого трюка пришла на следующий день, когда началась туристическая программа. Вчерашние фотографы уже ожидали нас в ключевых пунктах отработанного годами маршрута. В руках у них были свежеотпечатанные соблазнительные снимки, и редко кто, увидев себя запечатленным на фоне аэровокзала, да еще на виньетке с видами города, отказывался приобрести на память совсем не плохую фотографию.

Еще в Лиме, нынешней столице Перу, меня предупреждали: первые сутки желательно помедленнее двигаться, дышать "неторопливо", постоянно помнить о том, что Куско расположен на высоте 3 400 метров над уровнем моря и воздух здесь разряженный. То же самое нам рекомендовали и в отеле, где мы остановились: сначала отдохнуть и ни в коем случае не спешить с выходом в город.

Но турист есть турист. По природе своей он одержим стремлением как можно быстрее окунуться в чужую жизнь, о которой столь наслышан. Не миновала эта страсть и меня, тем более что первое время чувствовал себя нормально. И, пренебрегая советами и рекомендациями, пулей вылетел на улицу. Но вскоре из-за сильной одышки пришлось признать, что с высотой действительно шутки плохи.

Куско насчитывает не одну тысячу лет. В некоторых его районах обнаружены руины, относящиеся еще к третьему веку до нашей эры. Однако ни археологам, ни историкам не удалось установить хотя бы приблизительную дату его основания, равно как и обстоятельства, при которых он появился. Его еще называют городом-музеем под открытым небом и "археологической столицей Южной Америки" - так много здесь древних храмов (правда, нередко полуразрушенных), различных исторических памятников, относящихся к эпохе инков, древних индейских племен, некогда населявших эти места.

Само же название города, как полагают, произошло от слова "коско", что на языке инков означает "центр четырех районов". И действительно, Куско был столицей огромного государства индейцев Таунтинсуйу (или "четыре соединенные между собой стороны света"), по своим размерам превосходившего Римскую империю в период ее расцвета. Оно охватывало территорию, занимавшую большую часть современных латиноамериканских стран: Эквадора, Перу, Боливии, Чили, Аргентины, некоторые районы Колумбии. В Куско сходились пути со всех обширных областей, завоеванных теми же инками.

Куско, наконец, был религиозным центром Таунтинсуйу. Его украшала Кориканча, что в переводе с индейского означает "Золотой двор". Это грандиозный ансамбль величественных храмов, посвященных Солнцу, Луне, Грому, другим индейским божествам. О гигантских размерах ансамбля можно судить хотя бы по сохранившейся полукруглой стене, поражающей своей мощью.

И не только. Стена дает представление о совершенстве строительной техники древних мастеров, которая и по сей день вызывает удивление. Стена возведена из плит, свободно положенных одна на другую и ничем не скрепленных. Отдельным камням была придана сложная геометрическая форма. Лицевая их сторона образовала многогранники, вплоть до двенадцатиугольников. Камни обработаны с такой точностью, что между ними не удается втиснуть ни иголку, ни самый тонкий лист бумаги.

С таким же совершенством были возведены и остальные сооружения инков, речь о которых пойдет чуть ниже. Во дворе одного из храмов нам показали камень, длина которого не превышала сорока сантиметров. Вдоль всего камня было просверлено отверстие правильной цилиндрической формы сантиметров шести в диаметре. Стенки его были совершенно гладкими. Остается только гадать, как это было достигнуто, если известно, что инки не знали, что такое железо или сталь.

Непонятно также и то, каким образом инки могли резать, перевозить, монтировать и подгонять чуть ли не до миллиметровой точности стыки каменных блоков невероятной твердости и поистине циклопических размеров. Могу засвидетельствовать, что одна такая плита-блок была длиной метров пятнадцать, шириной - четыре, а высотой три метра. При этом надо иметь в виду, что инки не пользовались не только сталью или железом, но и цементом и другими скрепляющими материалами.

Кстати, захватив Куско, испанцы уничтожали языческие храмы и возводили на их месте свои церкви. Был даже брошен своего рода клич: "Сколько дворцов и храмов у язычников-индейцев, столько же католических соборов" - явная заявка на свое духовное превосходство над народом завоеванной страны. Первой жертвой этого высокомерия стала Кориканча, в частности, храм Солнца. Выдержав не одно землетрясение, он не устоял под ударами заморских вандалов, уступив свое место собору Санто-Доминго.

Между тем храм Солнца представлял собой высшее достижение инкской архитектуры и изобразительного искусства. Лишь предания да редкие записи монаха, который сопровождал испанских завоевателей, дают некоторое представление о величественном каменном сооружении с позолоченными стенами и крышей, покрытой золотыми плитами. Под предлогом, что храм Солнца является порождением дьявола, вандалы, предводительствуемые Франсиско Писарро, разграбили святыню, в просторный двор которой выходили пять главных храмовых помещений. Стены одного из них были выложены толстыми плитами золота, а фасад украшал огромный диск из чистого золота, символ высшего божества и правителей империи.

Но время сыграло с конкистадорами злую шутку. В 1950 году Куско пережил незначительное по здешним меркам землетрясение - силой всего два-три балла. Тем не менее собор Санто-Доминго рухнул. От него осталась лишь стена Кориканчи. "Чудо" объяснялось просто. Как потом выяснилось, испанцы так и не смогли разрушить строение инков до основания. Убедившись в бесполезности затеи, они пошли на хитрость - на руинах надстроили стены будущего собора, отштукатурили их и закрасили. В те дни, когда мы были в Куско, продолжались работы, но не по восстановлению Санто-Доминго, а по возрождению Кориканчи. Побывав на месте стройки, мы увидели ее отдельные компоненты - храм Грома, храм Радуги. Заканчивалась реставрация помещения для жертвоприношений.

Об истории древней столицы инков рассказывают камни развалин и других храмов и крепостей как в самом городе, так и в его окрестностях, которые мы осматривали в сопровождении гида Марио Гонсалеса, несколько лет посвятившего изучению Куско и прекрасно знающего его. Влюбленный в этот город, он с таким упоением и эмоциональностью говорил о каждой достопримечательности, что они как бы оживали перед нами во всем великолепии, хотя от некоторых остались только развалины.

В период наивысшего расцвета империи инков в ее столице проживало двести тысяч человек. Так что Куско даже по нынешним понятиям был крупным городом. В те времена его главная площадь Plaza de dioses (Площадь богов) была священным местом. На него была свезена плодородная земля со всех концов страны. Тем самым символически утверждалось единство и равноправие всех регионов и людей огромной империи.

Характерно, что та же площадь и сегодня служит своеобразным символом. Правда, диаметрально противоположным, о чем можно судить по ее нынешнему названию - Plaza de armas (Площадь оружия), прославляющему воинственность покорителей континента. Примечательно, что так называются основные площади едва ли не всех латиноамерканских городов.

В течение дня мы осмотрели едва ли не все древние сооружения, расположенные в радиусе нескольких километров. Благо что в нашем распоряжении был додж, выделенный местным турагентством. Первым историческим памятником на нашем пути оказалась Колькампата - "Высокая житница" (или проще - "Зернохранилище"), основанная, по преданию, Манко Капаком, самым первым Верховным Инкой, правителем империи. Если быть более точным, то нам пришлось знакомиться с тем, что осталось от Колькампаты. Внушительных размеров руины находились неподалеку от смотровой площадки, с которой просматривался весь город. Здесь же и огромный амфитеатр Кхенеку, где устраивались церемонии в честь богини Ночи.

Поднимаемся еще выше в гору, и перед нами предстает Тампумачай, куда Верховный Инка приезжал со своим двором принимать ванны. Когда-то там существовал храм Воды. Инки обожествляли воду и придавали большое значение всему, что связано с ней. В частности, верили, что, омывая тело, они одновременно очищают и душу. Местные жители и поныне берут питьевую воду из проложенного здесь водопровода, сложенного восемь веков назад.

К северо-западу от Куско и выше его на триста метров находится монументальный археологический комплекс Саксайуман. Он представляет собой три параллельные зигзагообразные стены вокруг каменного "трона Инки" под охраной 21 бастиона. Над ними возвышаются мощные башни, каждая из которых способна укрыть до тысячи воинов. По преданию, во время осады города с одной из башен бросился вниз индейский вождь Кауиде, предпочтя смерть испанскому плену.

Как объяснил Марио Гонсалес, Саксайуман на языке индейцев кечуа означает "Хищная птица серокаменного цвета". И действительно, забравшись выше в горы, я убедился, что очертания Саксайумана напоминают контур птицы. Долгое время он считался крепостью, где Верховный правитель империи проводил смотр своих войск. Однако сейчас ученые стали склоняться к мысли, что этот комплекс имел прежде всего культовое назначение. Под землей немало переходов и помещений, которые, по всей видимости, использовались для жертвоприношений. Не исключено, что в этих переходах инки прятали часть своих богатств. Но, независимо от того, чем был Саксайуман в древние времена, он является прекрасным памятником архитектуры доколумбовой эпохи.

Имеется еще одно значение слова "коско". На языке индейского племени кальявойо - это самый богатый человек. Думается, что и такое происхождение названия столицы инков имеет право на существование. Трудно даже представить себе, какими богатствами, главным образом золотом, обладали правители империи инков. О золоте говорится и в одной из легенд о происхождении Куско. Появившись из пены озера Титикака и после долгих блужданий в поисках земли, указанной богом Солнца (Инти), его дети - брат и сестра Манка Капак и Мама Окльо - вышли к горе Уанакауре и у ее подножия воткнули золотой посох, объявив, что именно здесь они обоснуются.

С золотом связана и древняя легенда, рассказывающая о тайном входе в обширный лабиринт подземных галерей под рухнувшим зданием собора Санто-Доминго. Как свидетельствует испанский журнал "Мас алья", специализирующийся на описании всевозможных исторических загадок, легенда эта, в частности, повествует о том, что существуют гигантские по протяженности туннели, пересекающие обширную гористую территорию Перу и доходящие до Бразилии и Эквадора. На языке индейцев-кечуа они называются "чинкана", что дословно означает "лабиринт". В этих туннелях инки, якобы обманув испанских конкистадоров, спрятали значительную часть золотого богатства своей империи в виде художественных изделий больших размеров. Указывалась даже конкретная точка в Куско, где начинался этот лабиринт и где когда-то стоял храм Солнца.

Именно золото прославило Куско (здесь до сих пор действует единственный в мире музей, посвященный этому благородному металлу). Но оно же и погубило его. Испанские конкистадоры, покорившие город, разграбили храм Солнца, и все его богатства, включая золотые статуи в саду, погрузили на корабли и отправили в Испанию. Тогда же пошла и молва о существовании подземных залов и галерей, куда инки якобы спрятали часть ритуальных золотых изделий. Молва эта косвенно подтверждается хроникой испанского миссионера Фелипе де Помареса, который рассказал в XVII веке о судьбе принца инков, признавшегося своей жене-испанке Марии де Эскивель о миссии, "ниспосланной ему богами": сохранить самые ценные скоровища предков.

Завязав жене глаза, принц провел ее через один из дворцов в подземелье. После долгих переходов они оказались в огромном зале. Принц снял с глаз супруги повязку, и при слабом свете факела она увидела золотые статуи всех двенадцати царей инков, достигавшие в высоту роста подростка; множество золотой и серебряной посуды, фигурки птиц и зверей из золота. Как верная подданная короля и истовая католичка, Мария де Эскивель донесла на своего мужа испанским властям, в деталях рассказав о своем путешествии. Но принц, почуяв недоброе, исчез. Последняя нить, которая могла бы привести в подземный лабиринт инков, была оборвана.

В Куско мне не раз приходилось слышать фразу "Часы города остановились в 1533 году". Именно тогда, а точнее в ноябре того года, пала и была разграблена столица инков. Тогда же были уничтожены не только те храмы и сооружения, о которых речь шла выше, но и Интипампа, или "Солнечное поле", - внутренняя площадь Кориканчи. В Интипампе были установлены в натуральную величину фигуры пум, ягуаров, лам, оленей, змей, отлитых из золота и серебра. В ветвях золотистых деревьев сидели золотые птицы, а на цветах - бабочки.

Все это было переплавлено, в слитках вывезено в Испанию и превратилось там в звонкую монету. В XVI веке испанцы накопили у себя около 200 тонн золота и 16 тысяч тонн серебра, вывезенных из Южной Америки после открытия континента Христофором Колумбом. Это было в восемь раз больше запасов золота и серебра, находившихся в распоряжении остальных европейских государств. Характерно, что рентабельность первого путешествия Колумба (а всего он совершил четыре) составляла 17 тысяч процентов. То есть, по расчетам современников, доходы экспедиции превзошли ее расходы в 170 раз. Что и неудивительно, учитывая, что корабли генуэзца вернулись из Америки груженные драгоценным металлом, которого, как мы видели, на открытом им континенте оказалось более чем достаточно. Фантастически рентабельными были и последующие экспедиции, проводившиеся уже после кончины Великого адмирала.

Всего же за время господства над южноамериканскими колониями в испанскую казну поступило около двух триллионов долларов по нынешнему курсу. Сумма астрономическая, если иметь в виду объем экономики того периода. Испания имела столько золота, что один из советников короля Карлоса V (1516-1555) предложил монарху учредить единую валюту для всей Европы. Однако эта идея в силу различных причин не была реализована.

Но вернемся в Куско. Его история все же не остановилась в 1533 году, хотя город так и не смог воспрянуть и стать тем, чем был во времена империи инков. Единственно, в чем он сравнялся с Куско ХVI века, так это численностью населения. И сейчас это второй по величине город в Перу, в котором проживают, как и раньше, 200 тысяч человек.

В настоящее время Куско, некогда административный, культурный и религиозный центр страны с его величественными храмами, превратился в город мелких лавочек, уличных торговых рядов, импровизированных ярмарок. Большая часть их забита всевозможной церковной утварью, молитвенниками, четками, подсвечниками, дешевыми статуэтками, артесанией - поделками местных ремесленников. Особой популярностью в Куско пользуются воскресные базары, устраиваемые в районе железнодорожного вокзала или на площадях. Прямо на земле разложены горы юки или камоте (сладкий картофель), овощи, фрукты, головки овечьего сыра. Здесь же вытканные одеяла из шерсти ламы или викуньи, всевозможные пояса, сбруя, остроконечные шапки горцев с инкскими украшениями, пончо (традционный индейский наряд) из тончайшей или грубой шерсти. Зазывалы умоляют туристов приобрести сувениры, плетеные корзины, глиняную посуду, пичинчи (пастушья свирель) и много других колоритных изделий народных умельцев.

Кажется, что город ни на минуту не утихает: и днем, и ночью по его улицам фланируют не только туристы, но и индейцы, спустившиеся с гор из окрестных поселков. Босые или в сандалиях с подошвами из старых шин, в коротких холщовых штанах или шерстяных брюках, с непременными пончо, перекинутыми через плечо, в черных шляпах с узкими полями, они неторопливо и важно прогуливаются по городу. У некоторых индеанок за спиной мирно посапывают младенцы, удобно устроившиеся в специальных мешках-"кенгуру".

Пожалуй, самое интересное и впечатляющее зрелище в Куско - концерты, устраиваемые по вечерам в субботу и воскресенье. В эти дни, едва солнце скроется за горами, местные жители и туристы подтягиваются к площади Оружия, чтобы послушать выступление либо муниципального духового оркестра, ""либо музыкального коллектива полиции или местной воинской части. Собственно говоря, для индейцев этот концерт - единственное бесплатное развлечение, и вряд ли будет преувеличением сказать, что многие из них приходят в город только для того, чтобы послушать музыку. Они плотным кольцом обступают небольшой подиум, на котором располагаются артисты, и со всем вниманием, на которое только способны, слушают мелодию, стараясь не пропустить ни одного звука.

Право, я никогда не встречал столь благодарных меломанов. Обычно утомленные и безразличные ко всему, что их окружает, сосредоточенные и углубленные в себя, на площади индейцы преображаются. Не отрывая глаз от оркестра, одни внимательно следят за взмахами дирижерской палочки, другие в такт музыке шевелят губами, а кое-кто чуть ли не приплясывает в такт исполняемой народной песне.

Концерт, как правило, заканчивается за полночь. Но и после ухода музыкантов на площади царит оживление: все обмениваются впечатлениями.

Льюис Спенс

Мифы инков и майя

Предисловие

На протяжении большей части XIX столетия казалось, что по археологии Мексики уже сказано последнее слово. Недостаток раскопок и исследований ограничивал кругозор ученых, и им не над чем было работать, за исключением того, что уже было сделано в этом направлении до них. Авторы трудов о Центральной Америке, жившие в третьей четверти прошлого века, полагались на путешествия Стефенса и Нормана и, видимо, не считали необходимым заново исследовать страну или ее древности, по которым они специализировались, или снаряжать новые экспедиции, чтобы узнать, существуют ли еще памятники, относящиеся к культуре древних народов, которые воздвигали теокалли в Мехико и уака в Перу. Правда, в середине века не обошлось совсем без исследователей-американистов, но эти исследования проводились так поверхностно, что результаты их трудов добавили в науку совсем немногое.

Можно сказать, что современные археологические исследования Америки стали делом рук группы блестящих ученых, которые, работая порознь и не делая попыток к сотрудничеству, тем не менее сумели многого достичь. Среди них можно упомянуть французов Шарнэ и де Росни и американцев Бринтона, Х.Х. Бэнкрофта и Сквайера. Их преемниками стали немецкие ученые Селер, Шеллхас и Фёрстеман, американцы Уинсор, Старр, Севайл и Сайрус Томас, а также англичане Пейн и сэр Клементе Маркхэм. Этим людям, имевшим великолепное снаряжение для работы, все же мешала нехватка достоверных сведений, что позднее было возмещено отчасти их собственными раскопками и отчасти кропотливым трудом профессора Модслея, главы Международной коллегии по древностям в Мехико, который вместе со своей женой является автором наиболее точных графических репродукций со многих древних сооружений в Центральной Америке и Мексике.

Авторов в области мексиканских и перуанских мифов было мало. Первым рассмотрел этот предмет в свете современной науки по сравнительной религии Даниэль Гаррисон Бринтон, профессор университета в Филадельфии, занимавшийся археологией и языками Америки. За ним последовали Пейн, Шеллхас, Селер и Фёрстеман, но все они ограничились публикацией результатов своих исследований в виде отдельных статей в различных географических и научных журналах. Замечания специалистов в области мифологии, не являющихся при этом американистами, на тему мифов народов Америки нужно принимать с осторожностью.

Наверное, наиболее остро в современной археологии доколумбового периода стоит вопрос, связанный с алфавитами древней Америки. Но в этой области делаются большие успехи, и несколько ученых продолжают работать в тесном сотрудничестве, чтобы добиться окончательных результатов.

Чего добилась Великобритания в этой новой и захватывающей области науки? За исключением ценных трудов покойного сэра Клементса Маркхэма, которым он посвятил всю свою жизнь, почти ничего. Мы искренне надеемся, что публикация этой книги может направить многих английских ученых в изучении и анализе археологии Америки.

Остается романтика древней Америки. Интерес к американской средневековой истории, вероятно, всегда будет вертеться вокруг Мексики и Перу, этих золотых империй, единственных образцов ее цивилизации. И именно к книгам, посвященным характерным особенностям этих двух государств, мы должны обратиться, преследуя романтический интерес, такой же пытливый и всепоглощающий, как и интерес к истории Египта или Ассирии.

Если кто-то испытывает интерес к людям той эпохи, пусть обратится к повествованиям Гарсиласо де ла Вега Эль Инки и Иштлильшочитля, представителей последних потомков Перуанской и Тецкокской монархий, и прочтет в них страшный рассказ о кровавом пути к богатству Писарро и беспощадного Кортеса, о неимоверных жестокостях по отношению к населению с «дьявольским» цветом кожи, об ужасной лжи жаждавших золота пиратов, нагруженных сокровищами из дворцов, о разграблении храмов, сами кирпичи которых были золотыми, а водоотводные трубы – серебряными, о грабеже и попрании святынь, о богах из порфира, свергнутых вниз со склонов величественных пирамид теокалли, о принцессах, сброшенных со ступеней трона, – да, прочтите их, как самые поразительные рассказы, когда-либо написанные рукой человека, рассказы, рядом с которыми бледнеют арабские сказки, – эту историю столкновения миров, завоевание нового, отделенного от всего мира полушария.

Принято говорить об Америке как о «континенте без истории». Это чрезвычайно глупое утверждение, так как в течение веков до оккупации европейцами Центральная Америка была средоточием цивилизаций, которые гордились своей историей и полуисторической мифологией, богаче и интересней которых не было. И только потому, что источники этой истории неизвестны широкому читателю, существует такая уверенность в ее отсутствии.

Будем надеяться, что эта книга может помочь привлечь внимание многих читателей к истоку той реки, чьи притоки питают водой многие прекрасные равнины, которые не становятся менее прекрасными оттого, что они причудливы, и менее поражающими воображение оттого, что они несколько далеки от современности.

Цивилизация Мексики

Цивилизации Нового Света

В настоящее время не ставится под сомнение вопрос о местном происхождении цивилизаций Мексики, Центральной Америки и Перу, хотя ряд прежних представлений оказался ошибочным. Предками народов, которые населяли эти регионы, и культур, которые они создали независимо друг от друга, называли чуть ли не каждый цивилизованный или полуцивилизованный народ древности, и выдвигались произвольные, пусть даже и захватывающие, теории с намерением показать, что цивилизация на американской земле зародилась благодаря азиатскому или европейскому влиянию. Эти теории выдвигались, главным образом, людьми, имевшими лишь общее представление о среде, в которой возникла исконно американская цивилизация. Они были поражены внешними чертами сходства, несомненно существующими между американскими и азиатскими народами, обычаями и формами искусства, которые перестают быть очевидными для американиста, различающего в них только те схожие черты, которые неизбежно возникают в деятельности людей, живущих в схожих условиях окружающей среды и в схожих общественных и религиозных условиях.

Майя с полуострова Юкатан можно рассматривать как самый высокоразвитый народ, населявший американский континент до прибытия европейцев, и обычно нас стараются уверить в том, что это именно их культура берет свое начало в Азии. Нет необходимости подробно доказывать ложность этой теории, так как это уже было талантливо сделано г-ном Пейном в работе «Новый Свет под названием Америка» (Лондон, 1892–1899). Но можно заметить, что самое надежное доказательство чисто местного происхождения американской цивилизации лежит в уникальной природе американского искусства, которое явилось несомненным плодом многих и многих веков изоляции. Язык жителей Америки, система счета и отсчета времени также не несут никакого сходства с другими системами, европейскими или азиатскими. И мы можем быть уверены в том, что если бы какой-то цивилизованный народ попал на территорию Америки из Азии, то остался бы неизгладимый след на всех вещах, которые тесно связаны с жизнью народа, а также в искусстве, так как они в такой же степени являются продуктом культуры, как и умение возводить храмы.

Доказательства в животном и растительном мире

В этой связи невозможно не обратить внимания на доказательство в пользу самостоятельного развития, которое можно привести, если рассматривать сельское хозяйство Америки. Почти все одомашненные животные и культивируемые съедобные растения, найденные на этом континенте в период его открытия европейцами, совершенно отличались от тех, что были известны в Старом Свете. Кукуруза, какао, табак, картофель и целая группа полезных растений были неизвестны завоевателям-европейцам, а отсутствие таких знакомых животных, как лошадь, корова и овца, помимо множества менее крупных животных, является красноречивым доказательством длительной изоляции, в которой находился американский континент после первоначального заселения его человеком.

Происхождение человека на американском континенте

Азиатское происхождение допускается, конечно, для аборигенов Америки, но оно, без сомнения, уходит своими корнями назад, в ту далекую кайнозойскую эру, когда человек недалеко еще ушел от животного, а его язык либо еще не сформировался, либо, в лучшем случае, сформировался частично. Безусловно, были и более поздние переселенцы, но они, вероятно, прибыли через Берингов пролив, а не по сухопутному мосту, соединявшему Азию и Америку, по которому сюда попали первые поселенцы. В более поздний геологический период уровень североамериканского континента вообще был выше, чем в настоящее время, и с Азией его соединял широкий перешеек. В течение этого продолжительного периода возвышенного положения континента обширные прибрежные равнины, которые в настоящее время погрузились под воду, простирались от американского до азиатского побережья, предоставляя легкий путь для миграции тому представителю рода человеческого, от которого, возможно, произошли обе монгольские ветви. Но этот тип людей, недалеко ушедших от животных, как, без сомнения, оно и было, не принес с собой утонченных искусств или культуры. А если и встречается какое-либо сходство между формами искусства или государственным устройством их потомков в Азии и Америки, то оно возникло благодаря влиянию давнего общего происхождения, а не какому-либо более позднему притоку азиатской цивилизации к американским берегам.

На протяжении большей части XIX столетия казалось, что по археологии Мексики уже сказано последнее слово. Недостаток раскопок и исследований ограничивал кругозор ученых, и им не над чем было работать, за исключением того, что уже было сделано в этом направлении до них. Авторы трудов о Центральной Америке, жившие в третьей четверти прошлого века, полагались на путешествия Стефенса и Нормана и, видимо, не считали необходимым заново исследовать страну или ее древности, по которым они специализировались, или снаряжать новые экспедиции, чтобы узнать, существуют ли еще памятники, относящиеся к культуре древних народов, которые воздвигали теокалли в Мехико и уака в Перу. Правда, в середине века не обошлось совсем без исследователей-американистов, но эти исследования проводились так поверхностно, что результаты их трудов добавили в науку совсем немногое.

Можно сказать, что современные археологические исследования Америки стали делом рук группы блестящих ученых, которые, работая порознь и не делая попыток к сотрудничеству, тем не менее сумели многого достичь. Среди них можно упомянуть французов Шарнэ и де Росни и американцев Бринтона, Х.Х. Бэнкрофта и Сквайера. Их преемниками стали немецкие ученые Селер, Шеллхас и Фёрстеман, американцы Уинсор, Старр, Севайл и Сайрус Томас, а также англичане Пейн и сэр Клементс Маркхэм. Этим людям, имевшим великолепное снаряжение для работы, все же мешала нехватка достоверных сведений, что позднее было возмещено отчасти их собственными раскопками и отчасти кропотливым трудом профессора Модслея, главы Международной коллегии по древностям в Мехико, который вместе со своей женой является автором наиболее точных графических репродукций со многих древних сооружений в Центральной Америке и Мексике.

Авторов в области мексиканских и перуанских мифов было мало. Первым рассмотрел этот предмет в свете современной науки по сравнительной религии Даниэль Гаррисон Бринтон, профессор университета в Филадельфии, занимавшийся археологией и языками Америки. За ним последовали Пейн, Шеллхас, Селер и Фёрстеман, но все они ограничились публикацией результатов своих исследований в виде отдельных статей в различных географических и научных журналах. Замечания специалистов в области мифологии, не являющихся при этом американистами, на тему мифов народов Америки нужно принимать с осторожностью.

Наверное, наиболее остро в современной археологии доколумбового периода стоит вопрос, связанный с алфавитами древней Америки. Но в этой области делаются большие успехи, и несколько ученых продолжают работать в тесном сотрудничестве, чтобы добиться окончательных результатов.

Чего добилась Великобритания в этой новой и захватывающей области науки? За исключением ценных трудов покойного сэра Клементса Маркхэма, которым он посвятил всю свою жизнь, почти ничего. Мы искренне надеемся, что публикация этой книги может направить многих английских ученых в изучении и анализе археологии Америки.

Остается романтика древней Америки. Интерес к американской средневековой истории, вероятно, всегда будет вертеться вокруг Мексики и Перу, этих золотых империй, единственных образцов ее цивилизации. И именно к книгам, посвященным характерным особенностям этих двух государств, мы должны обратиться, преследуя романтический интерес, такой же пытливый и всепоглощающий, как и интерес к истории Египта или Ассирии.

Если кто-то испытывает интерес к людям той эпохи, пусть обратится к повествованиям Гарсиласо де ла Вега Эль Инки и Иштлильшочитля, представителей последних потомков Перуанской и Тецкокской монархий, и прочтет в них страшный рассказ о кровавом пути к богатству Писарро и беспощадного Кортеса, о неимоверных жестокостях по отношению к населению с «дьявольским» цветом кожи, об ужасной лжи жаждавших золота пиратов, нагруженных сокровищами из дворцов, о разграблении храмов, сами кирпичи которых были золотыми, а водоотводные трубы - серебряными, о грабеже и попрании святынь, о богах из порфира, свергнутых вниз со склонов величественных пирамид теокалли, о принцессах, сброшенных со ступеней трона, - да, прочтите их, как самые поразительные рассказы, когда-либо написанные рукой человека, рассказы, рядом с которыми бледнеют арабские сказки, - эту историю столкновения миров, завоевание нового, отделенного от всего мира полушария.

Принято говорить об Америке как о «континенте без истории». Это чрезвычайно глупое утверждение, так как в течение веков до оккупации европейцами Центральная Америка была средоточием цивилизаций, которые гордились своей историей и полуисторической мифологией, богаче и интересней которых не было. И только потому, что источники этой истории неизвестны широкому читателю, существует такая уверенность в ее отсутствии.

Будем надеяться, что эта книга может помочь привлечь внимание многих читателей к истоку той реки, чьи притоки питают водой многие прекрасные равнины, которые не становятся менее прекрасными оттого, что они причудливы, и менее поражающими воображение оттого, что они несколько далеки от современности.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ МЕКСИКИ

Цивилизации Нового Света

В настоящее время не ставится под сомнение вопрос о местном происхождении цивилизаций Мексики, Центральной Америки и Перу, хотя ряд прежних представлений оказался ошибочным. Предками народов, которые населяли эти регионы, и культур, которые они создали независимо друг от друга, называли чуть ли не каждый цивилизованный или полуцивилизованный народ древности, и выдвигались произвольные, пусть даже и захватывающие, теории с намерением показать, что цивилизация на американской земле зародилась благодаря азиатскому или европейскому влиянию. Эти теории выдвигались, главным образом, людьми, имевшими лишь общее представление о среде, в которой возникла исконно американская цивилизация. Они были поражены внешними чертами сходства, несомненно существующими между американскими и азиатскими народами, обычаями и формами искусства, которые перестают быть очевидными для американиста, различающего в них только те схожие черты, которые неизбежно возникают в деятельности людей, живущих в схожих условиях окружающей среды и в схожих общественных и религиозных условиях.

Майя с полуострова Юкатан можно рассматривать как самый высокоразвитый народ, населявший американский континент до прибытия европейцев, и обычно нас стараются уверить в том, что это именно их культура берет свое начало в Азии. Нет необходимости подробно доказывать ложность этой теории, так как это уже было талантливо сделано г-ном Пейном в работе «Новый Свет под названием Америка» (Лондон, 1892-1899). Но можно заметить, что самое надежное доказательство чисто местного происхождения американской цивилизации лежит в уникальной природе американского искусства, которое явилось несомненным плодом многих и многих веков изоляции. Язык жителей Америки, система счета и отсчета времени также не несут никакого сходства с другими системами, европейскими или азиатскими. И мы можем быть уверены в том, что если бы какой-то цивилизованный народ попал на территорию Америки из Азии, то остался бы неизгладимый след на всех вещах, которые тесно связаны с жизнью народа, а также в искусстве, так как они в такой же степени являются продуктом культуры, как и умение возводить храмы.

В Старом свете XII век ознаменовался успешным развитием религии, а его жители давно отошли от многобожия. В Западной Европе церковь тогда же разделилась на западную римско-католическую и восточную православную. Велись с десяток Крестовых походов за овладение Палестиной, прародиной Иисуса Христа.

В это время на Американском континенте еще верили в тотемы, фетиши и мумии и поклонялись десяткам божеств. На территории проживания перуанских племен находилось более десяти тысяч металлических, каменных и деревянных идолов. Из них полторы тысячи мумий умерших создателей родов и племен. Всем им инки продолжали поклоняться. При этом были созданы две уникальные человеческие цивилизации – инков и ацтеков.

Виракоча — великий бог-создатель у инков

Кто прервал историю доколумбовой цивилизации инков?

К сожалению, уникально развитые города и огромные культурные ландшафты инков просуществовали лишь пять веков до их уничтожения испанскими завоевателями. Эти цивилизации канули в Лету в 15-м столетии. Вслед за колонизаторами в горные Анды нагрянули католические миссионеры. «Просветители» сделали все для того, чтобы будущие поколения мало что знали об инках и их истории.

Индейцы в горном массиве Анды в Южной Америке не называли себя инками. Инком у них числился лишь император, а самоназвание племени звучало как «капак-куна» (в переводе с их языка — «великие», «прославленные»). В свою очередь Великий Инк существовал как сын Солнца и происходил от главного бога инков.

Главный бог инков — Солнце

У религий каждой страны существовали национальные или иные различия, но были схожести, независимо от континента. Все древние люди прошли периоды поклонения культам — форме дохристианской ранней религии. Это фетишизм и тотемизм, испытывавшие различные изменения. У инков это также проявилось. Но их религию называли солнечной.

Как и в Греции или Вавилоне, инки обожествляли природные явления, понять которые они не могли. Например, гром, молнии, землетрясения, затмения Солнца или Луны. У инков был свой бог, подобный Зевсу-Громовержцу, как в Древней Элладе. В Андах не было для людей ничего дороже Солнца. Но в особенностях поклонения этому божеству инки обошли все народы, даже соседних ацтеков. Они считали себя детьми Солнца.

К человечеству дошли изображения главного бога этих племен в виде золотого диска с человеческим лицом. Рассмотрев этот артефакт индейцев, убеждаешься в том, какое культовое значение ему придавалось. Археологическое открытие доказывает, как инки относились к своему божеству. Найден камень на вершине андской скалы. С языка кечуа его название переводится как место, к которому Солнце привязывалось во время зимнего солнцестояния.

Как и на греческом Олимпе богов, здесь существовал свой пантеон. Религиозная политика древних инков была толерантна. Захватывая другие народы, они не запрещали их богов и верования. А богов переносили в свой пантеон.

История инков берет свое начало в мифах и продолжается в легендах

Удивительно, но мы знаем о происхождении инков не больше, чем они сами рассказывают нам о себе в своей «запомненной» истории и мифологии. Эта «официальная» история включает в себя расплывчатую память, охватывающую легенды, но какая ее часть миф, какая – история, а какая – простая диалектика, мы не знаем. Кроме того, археология до сих пор еще не дает точного ответа. История, «хранящаяся в памяти», гласит, что инки ушли из окрестностей озера Титикака и отправились на север, где скитались между двумя горными цепями Анд, затем они пришли в долину Куско и там заложили основы своей империи. То, что инки и их империя на самом деле эволюционировали в долине Куско, было, по крайней мере, подтверждено археологией.

А что говорят мифы? Согласно им бог Солнца создал первого инку Манко Капака и его сестру на острове Солнца, расположенном в озере Титикака.

Бог Солнца повелел инкам отправиться к людям и нести ремесла и цивилизацию всем индейцам, которые тогда жили в дикости. Так начинается непрерывная череда Великих Инков, берущая начало от бога– создателя. Манко Капак несет золотой жезл; бог Солнца сказал ему, что, когда он достигнет таких плодородных краев, что жезл исчезнет из вида, будучи брошенным на землю, там он и должен построить свой город. Брат с сестрой отправились на север, встречая на своем пути, подобно мифологическим персонажам, всевозможные трудности, пока не пришли в долину Куско. Манко, взволнованный увиденным, бросает на землю золотой жезл; он уходит в почву – так рождается город Куско. На эту тему существуют вариации: живут четыре брата по прозвищу Аяр (зернышко дикой хины) и четыре сестры, которых называют «мама»; они живут в пещерах километрах в тридцати к юго-востоку от Куско. Они пускаются в путь, находят плодородную долину Куско, а затем три брата превращаются в камни или святыни, давая возможность Манко вместе с сестрами, образующими его гарем, основать Куско и положить начало племени и империи. Сказки такого рода придумывают о себе многие народы. Если бы христианские мифы получили краткое изложение в пяти строчках, то, наверное, оно было бы (во многом) таким же наивным.

Несомненно, легенды инков являются персонификацией небольшого племени (одного из многих, которые в те времена жили на плодородных землях вокруг озера Титикака), которое в поисках новых земель прокладывало себе путь на север, пока не пришло в долину Куско. Там инки нанесли поражение исконным обладателям этих плодородных земель в Андах. Точное время появления инков неизвестно. В это время все Анды были расколоты на «почти невероятное количество небольших политических единиц»; все они говорили на разных языках, и у каждой была своя мифология. В это время эти разные племена находились приблизительно на одном и том же уровне развития культуры, то есть выращивали одни и те же растения, возделывали почву одними и теми же способами, и у всех были одомашненные ламы. Так что история, которую рассказывают инки сами о себе, что будто бы они были специально избраны богом Солнца для того, чтобы вывести другие индейские племена из нецивилизованного состояния и дать им ремесла и культуру, не нашла поддержки у археологии.

Народ, который называли инками, начал – и именно это делает их историю такой захватывающей – с того же культурного уровня, что и другие индейцы, жившие в те времена в Андах.

«В 1000 году нашей эры, – писал Педро де Сьеса де Леон (с которым мы часто будем встречаться на этих страницах), – от имени Тики Виракочи, Солнца и остальных богов Манко Капак основал новый город. Куско начался с маленького дома из камня с соломенной крышей, который Манко Капак построил вместе со своими женами; он получил название «Кури-канча», что означало «золотая ограда».

Рис. 125. Индейцы с побережья занимаются рыбной ловлей с плота, построенного из полых стеблей камыша. На таком плоту, предназначенном для двух-трех людей, индейцы ловили рыбу в море. Перерисовано с вазы мочика, приблизительно 800 год

Это Педро де Сьеса де Леону рассказали в 1549 году «запоминатели» истории в Куско; это такое же достоверное и простое историческое допущение, как и любое другое.

Инки подчеркивают, что они развивались в пределах долины Куско, и раскопки доктора Джона Роу подтвердили это. «Достаточно было сделано для того, чтобы… показать, что цивилизация инков была продуктом длительного развития в самой долине Куско и, следовательно, нет необходимости искать культурные истоки этой цивилизации вдалеке».

Важно подчеркнуть это существенное археологическое доказательство, уравновешивающее современные утверждения, что родина инков находится в другом месте. Ведь начиная с XVI века инков считали то потомками «колен израиевых», то сыновьями хана Хубилая (1215–1294 гг., внук Чингисхана, с 1260 г. монгольский великий хан), то армянами, то египтянами, то китайцами, то даже англичанами. Сэр Уолтер Роли (Рэлей) услышал от кого-то, что имя первого Инки Манко Капака было на самом деле искажением слов «Ингасман (т. е. «англичанин») Копак», «кровожадный англичанин».

Самая последняя впечатляющая попытка доказать, что Полинезия была заселена богом-создателем Тики Виракочей, которая осуществлялась экспедицией на бальсовом плоту под названием «Кон-Тики» (знаменитое плавание Тура Хейердала в 1947 году – от Перу до Полинезии. – Ред.), также не находит поддержки ни у археологов, ни – что более важно – у ботаников. Перуанская цивилизация возникла на базе ранее существовавших культур американских индейцев, а не благодаря какому-то внешнему или дополнительному воздействию. Инки развивались в долине Куско, и вся их мифология не содержит ни малейшего намека на какие-либо перемещения их племени за пределы Анд.

Рис. 126. Карта завоеваний инков, вошедших в их государство. Из собрания доктора Джона Х. Роу

Они заняли долину, избавились от предыдущих ее обитателей (хотя археологам неясно, кого именно вытеснили отсюда инки) и положили начало своему полигамному обществу. У инков был – я это повторяю лишь для того, чтобы подчеркнуть, – тот же самый культурный багаж, что и у всех других народов Анд: резец из отшлифованного камня, в формах ведения сельского хозяйства использовались те же самые способы орошения, и была одомашненная лама (она была одомашнена за две тысячи лет до прихода инков). И наконец, основу их общества составляла земельная община, или айлью , в которой землей владели сообща.

Все это было в принципе характерно для Анд. И тем не менее у инков было нечто большее. Им было присуще внутреннее чувство организации. Война у инков больше не была затейливым (тщательно продуманным) фасадом для того, чтобы держать врага в благоговейном страхе; война должна была быть выиграна, а завоевание – организовано и доведено до конца. Сам дух инков появился в Куско, небольшом клочке земли в долине, в том самом Куско, который в обеих Америках дольше всего был непрерывно заселенным городом.

Инки расширяли свои владения, они делали это так, как делают все империи – путем завоеваний.

Века прошли, словно челнок в руке ткача. Народ инков, назовем их кечуа, так как их языком был язык кечуа, превратился в народ, живущий в Андах и подчиняющийся дисциплине. И эта дисциплина стала прочным фундаментом для людей, которые, будучи рожденными в таком обществе и процветая в нем, вели размеренную жизнь, занимаясь повседневными делами. Живя так, они создали империю.

На то, чтобы сформировать такой тип людей, ушло время, и это течение времени мы должны принять. Таким образом, мы подходим к такому периоду в истории Анд (между 1200 и 1438 годами), когда их правители, Инки, вытолкнули расширяющееся государство за узкие рамки их родной долины и установили свое владычество почти над всеми окружающими горами.

В этом тигле Анд выплавлялся характер народа инков.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Журнал "Компьютерра" №767 автора Журнал «Компьютерра»

РЫНКИ: "Федора" берет курс на Россию Автор: Григорий РудницкийВ самом конце года компания Red Hat представила проект Russian Fedora - дистрибутив Linux, предназначенный специально для российских пользователей. От обычной "Федоры" его отличает менее щепетильное отношение к

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги История московской войны автора Мархоцкий Николай

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

Из книги Завоевание империи инков. Проклятие исчезнувшей цивилизации автора Хемминг Джон

Из книги 100 великих тайн [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Короткоствольные револьверы автора Ловет Эд

Войско Сапеги и Гонсевского берет залог в уплату жалованья и покидает столицу Затем прибыл пан гетман и, встав под столицей, провел с москвитянами несколько не слишком удачных сражений. Когда же стали прижимать холода, нашим не хватило припасов. Для того, чтобы дать

Из книги Перерождение (история болезни). Книга первая. Восьмидесятые годы – 1992 год автора Кириллов Михаил Михайлович

Глава 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНКОВ: ИСТОРИЯ И ГЕОГРАФИЯ

Из книги Сто суток войны автора Симонов Константин Михайлович

Архитектура инков Архитектура инков, как и все великие архитектурные стили, развилась из простого крестьянского дома. Это было справедливо как для Древней Греции, так и для Перу. Постройки инков, внушающие самое большое благоговение, – исполинские стены из

Из книги 58-я. Неизъятое автора Рачева Елена

Из книги автора

Оборотни в легендах и в реальной жизни Оборотень – одна из центральных фигур древнейших суеверий. Вместе с вампирами, ведьмами, русалками, призраками и колдунами он существует уже тысячи лет, наводя ужас на взрослых и детей в больших городах и глухих местечках.Слово

Из книги автора

Из книги автора

Как услышу – за душу берет * * *Конец декабря. Очередь за молоком в 120 человек. Всё, в том числе молоко, подорожало. Очередь – школа социального воспитания. Мужики-рабочие говорят: «Пар из людей выпустили, теперь ярмо можно вешать». Встают заводы. Денег у людей нет. Но не у всех

Из книги автора

65 «История когда-нибудь рассудит наших современников и скажет свое слово об этих днях. Но тогда трудно было что-нибудь понять» Это недоумение относилось ко многому, но в данном случае оно было прежде всего связано с обстановкой на левом крыле Южного фронта, где

Из книги автора

«За плохого не хотелось, а хороший не берет» В тюрьме надо строго себя вести, мягкой не быть! Начальство специально учило: будь жесткой, с заключенными не разговаривай, глазки не строй. А я глазки и не умею… По характеру я твердая, настойчивая. Уходила на пенсию - начальник