Типичный памятник ярославского зодчества. Типичный памятник ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка — представляет собой (1) хорошо освещенный (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями. Храм главной городской площади

Появление первого варианта монастыря относят к 1186 году. Духовный центр Ярославля превратился в каменное строение при поддержке Ростовского князя Константина. На его территории вырос величественный каменный Спасо-Преображенский Собор. Старинный храм XVI века вошел в списки всемирного наследия. В библиотеке собора хранились старинные рукописи. Среди них было найдено «Слово о полку Игореве».

Сейчас полная информация о книге, способе её создания предоставляется интересной экспозицией музея при Соборе. Но пожар уничтожил и эту постройку. Сейчас существует, возведённый на остатках фундамента, новый Собор. В архитектурный комплекс города входят Священные ворота, Трапезная палата, Келейный корпус, Архиерейский дом, колокол «Благовестник». В Соборе хранятся священные реликвии, иконы Богоматери Владимирской, Смоленской, Преображения Господне. Основная часть выполнена в стиле барокко.

Находится на Богоявленской площади, рядом с Московским мостом над рекой Которосль. Ориентировочная цена входного билета составляет 180 руб. для взрослых, 70 руб. школьникам, пенсионерам,100 руб. студентам.

Действующий собор (в нём проходили богослужения в тяжёлые советские времена) является важнейшей святыней православия, великолепным памятником русской архитектуры. После возвращения храма во владение церкви Кафедральный собор называют и церковью Федоровской иконы Божией Матери. Её появления связано с интересными легендами об исцелении от болезни посадского Плешкова. В 1683 году началось возведение первого здания собора.

Всё внутреннее убранство храма (фрески, иконы, иконостас) сохранились в первоначальном виде. Историческую ценность представляют большая дидактическая икона с изображением Святой Троицы, царские врата, древний серебряный ковш для освящения водой. Высокорасположенные луковицы церкви, яркие купола придают ей особую грандиозность, величие. Это один из любимых храмов местного населения, многочисленных российских паломников. Находится собор по адресу Большая Федоровская улица, 72.

Красивый памятник зодчества на Руси считается одним из самых древних каменных соборов Ярославля. Он был заложен в 1215 году, освящён в 1219 году. В первоначальном виде собор простоял до пожара 1501, уничтожившего храм. При разборе руин храма после пожара были обнаружены мощи ярославских князей, живших в XIII столетии (Василия и Константина Всеволодовичей).

Сейчас это главная реликвия восстановленного собора. Ежедневно в соборе проходят богослужения. Божественная литургия проходит в праздничные, воскресные дни дважды. В 7.0 и 9.30 часов утра. Находится церковь на Которосльной набережной,2.

Церкви и храмы Ярославля на карте

«Если на Москве храмов много, то в Ярославле их сравнительно ещё больше, и
они поражают глаз, как блестящее осенение города», – так описывал свои
впечатления в 1884 году писатель Константин Случевский. К сожалению,
далеко не все из тех церквей, которыми любовались люди в XIX веке, дошли до
наших дней.

По некоторым данным, до революции в Ярославле насчитывалось около
100 храмов. Но во время белогвардейского восстания в 1918 году многие из них
были повреждены или разрушены, другие были взорваны в период воинствующего
атеизма 30-х годов. Сейчас в Ярославле насчитывается около 30-ти действующих
православных храмов.

Среди них Успенский собор — самая древняя каменная постройка города. Он
расположился на возвышении рядом со Стрелкой. Храм был заложен еще в 1215 году
по воле ростовского князя Константина (был похоронен в этом соборе) – старшего
сына Всеволода Большое Гнездо. Посвящен он был Успению Пресвятой
Богородицы, и много веков являлся главным храмом Ярославля.

Прекрасно виден со Стрелки и храмовый ансамбль в Коровниках – лучший образец
архитектурных ансамблей. Это композиционно законченный памятник, который
строился на протяжении многих десятков лет. Над ним трудились талантливейшие
зодчие Ярославля. В состав храмовой композиции входят две крупные церкви —
церковь Владимирской иконы Божьей Матери и церковь Иоанна Златоуста,
колокольня и Святые ворота. Все эти элементы строились и украшались
постепенно.

Летняя церковь Иоанна Златоуста была построена первой. Строилась она в
течение пяти лет (1649 — 1654 годы) кропотливой работы каменщиков, керамистов,
строителей. Деньги на строительство были выделены ярославскими богачами Иваном и
Фёдором Неждановскими (позже оба жертвователя обрели вечный покой в южном
приделе храма). В дальнейшем новое поколение внесло свои изменения в облик
храма: в четверике появились широкие окна, украшенные красивыми наличниками.

Второй по значимости Храм Владимирской иконы Божией матери формой и размером
постройки напоминают первый. Он был построен в 1669 году и предназначался для
проведения зимних служб.

Композиционный центр комплекса — колокольня с собственным именем –
Ярославская свеча, прозванная так за свою высоту (37 метров) и стройность.
Расположенная на равном расстоянии от обоих храмов, она связала их воедино.
Законченный характер всему комплексу придают Святые ворота рубежа 17-18 веков,
оформленные в стиле нарышкинского барокко. Сегодня красивейший храмовый
комплекс в Коровниках принадлежит старообрядцам.

На левом берегу Волги стоит знаменитый Толгский монастырь. Он славится
чудотворной Толгской иконой Богоматери, исцеляющей людей. В числе прочих иконе
приписывают такие чудеса, как выздоровление от болезни ног Ивана Грозного (в
благодарность по указу царя в Толгском монастыре возвели каменный собор) и даже
воскрешение мёртвого ребёнка, привезённого в монастырь для погребения.

После длительного перерыва, возвращаюсь к Ярославлю.

Посреди Советской площади стоит ц. Ильи Пророка . Церковь была построена в 1647-1650 гг. на месте двух деревянных храмов на средства богатейших местных купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных. Возведенная первоначально на территории усадьбы храмоздателей, после реконструкции Ярославля по плану 1778 г., Ильинская церковь стала центром административной площади, одним из главных архитектурных сооружений города. С 1920 г. храм работает как музей (с 10 до 17-30, кр. понед.). Билет стоит 70р, разрешение на фотографирование около 150, но внутри никто его не проверяет.
Ранним утром площадь была пуста и туристов еще не было.
1.


2.

Подобно другим храмам раннего периода ярославского зодчества, Ильинская церковь с двух сторон обстроена двухъярусными закрытыми галереями, на которые ведут массивные крыльца на ползучих арках. К северо-западному углу паперти примыкает четырехъярусная шатровая колокольня, а с северной стороны композиция храма осложнена небольшим шатровым приделом, состоящим из нескольких ярусов кокошников. Вскоре после освящения церкви из Москвы была прислана в Ярославль высокочтимая святыня - частица ризы Христовой. Специально для ее хранения к западной галерее был пристроен новый придел, Ризоположенский, завершен он был стройным глухим шатром, удачно перекликающимся с шатром колокольни. Сложная композиция Ильинского храма, таким образом, была уравновешена по приципу коромысла: с запада (т.е. спереди) храм воспринимается как симметричный.

3. А это уже вид днем.

4. У входа в храм лежат камни с полустертыми письменами

5. Стены снаружи украшают изразцы с геральдическими орлами

Внутри все стены расписаны фресками.
6. Это Страшный суд

Фрески созданы в 1680г артелью из 15 мастеров и с тех пор ни разу не переписывались. Особенностью их является ""обмирщение"" сюжетов.
7.

8.

9.

10. Патриаршье место

11.Иконостасы

12.

13.

Между ул. Первомайской и Трефолева стоит Казанский монастырь . Основан в 1610 году на месте сгоревшего во время осады поляков в 1609 году старого монастыря. Святыней монастыря стал список с образа Казанской Божьей Матери, приобретенный в XVI веке. Нынче действующий женский монастырь.

В 1835-45 годах в центре монастырского ансамбля возводится новый, грандиозный собор Казанской Богоматери . Это типичный памятник позднего классицизма, с присущей этому стилю строгостью, сухостью монотонного ритма колоннад.
14.

15.

16.

17.Также на территории монастыря есть ц. Сретения Господня , 1878-1881.

В ц. Покрова Пресвятой Богородицы , 1820-1830гг, также принадлежавшей монастырю ныне размещается планетарий, а также находится общеобразовательная школа "Провинциальный колледж".
18.

19.

На ул. Андропова и перпендикулярным к ней, находится множество кафешек - от пафосных до вполне скромных.
Здесь же - часовня св. благоверного князя Александра Невского .
20.

Возведена в 1892 году по проекту Поздеева на территории, где в то время находился Мытный рынок. Представляет собой тип постройки "восьмерик на четверике", крытый невысоким шатром. С западной стороны - восстановленное в 1982 году крыльцо на кубышках, также с шатровым завершением. Ныне здесь размещается подворье Толгского монастыря.

21.

Неподалеку находится Cретенский храм ,1891-1895.
22.

Этот шатровый храм в псевдорусском стиле, с часовней и оградой, возведен по проекту ярославского архитектора Поздеева в 1891-95 на средства табачного фабриканта Дунаева. Ее высокий шатер, возведенный на месте церкви 17 века, по сей день доминирует над историческим центром города. В советское время использовалась для производственных нужд. В настоящее время церковь действующая.

23.

На одной из центральных улиц Ярославля - Первомайской, находится Знаменская церковь , 1897г.
24.

Церковь пристроена к восточной стороне Власьевской (Знаменской) проездной башни городских укреплений XVII в. В средневековье над воротами каждой башни висела икона; иногда она была написана прямо на стене. На Власьевской башне висел образ Знамение Богоматери, перед которым в 1 пол. XVIII в. поставили деревянную часовню. Новый храм построен по проекту архитектора А.А. Никифорова в «древнерусском стиле».

25.

Чуть левее приземистое здание Ротонды с ионическими колоннами по фасаду
26.

Правее от Знаменской церкви - театр им. Волкова .
27.

Продолжение следует...

Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом - в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Современный каменный храм построен в 1647-1650 годах на месте двух деревянных храмов - старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля. Изредка от неё отделяли частицы и посылали в дар в знак особого расположения, пока это не было запрещено. В честь получения святыни был сооружён шатровый Ризоположенский придел.

Во время городского пожара 1658 года церковь хотя и обгорела снаружи, но внутри, в отличие от большинства других, не пострадала. Расписана она знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами в 1680 году (артель из 15 мастеров работала неполных три месяца) при наследнице Скрипиных - вдове Вонифатия, Иулите Макаровне. Первоначально храм стоял на подворье Скрипиных, рядом с их жилыми и хозяйственными постройками (девять представителей этого семейства были похоронены у церкви) и примыкал к торговым улицам Пробойной и Соколовской только западным и северным фасадами.

Гладкие, скупые фасады церкви были расписаны крупными цветами, т. н. травами. Сейчас эта роспись утрачена, и восстановлена лишь старинная побелка. Все главы были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце. В XVIII веке черепицу сменило изобретённое в Ярославле чешуйчатое покрытие.

Когда Ярославль в 1778 году получил регулярный план застройки, церковь Ильи Пророка стала центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг неё была создана Ильинская площадь (ныне Советская), на которой разместился ряд административных учреждений.

Ограда вокруг церкви была выполнена в 1896 году по рисунку академика А. М. Павлинова. Церковь ремонтировалась в 1898-1904 годах на средства городского головы И. А. Вахрамеева.

В 1920 году здание передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса. В 1938-1941 годах в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей; под куполом был подвешен маятник Фуко.

Реставрация проводилась в 1955-1956, 1960, 1983 годах. В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы. Музей открыт для посещения с мая по октябрь.

Современное состояние

Церковь Ильи Пророка - четырёхстолпный многообъёмный храм с самостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединёнными галереей. Роспись содержит много бытовых сцен. Внутреннее убранство храма дополняют золочёный резной иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь. На фронтоне западного крыльца помещена живописная композиция «Распятие», которую обновляли при каждом ремонте.

Храм стоит на высоком подклете. Первоначально он был перекрыт по закомарам. Зелёные главы увенчаны золотыми крестами, из которых особенного внимания заслуживает крест центральной главы. Вместе с нарядным подзором из позолоченного железа, идущим по всему карнизу, этот крест - выдающееся произведение ярославских ковалей XVII века. Храм весь обстроен галереями и приделами. Особенно интересная галерея, соединяющая колокольню от придела Положения риз и включающая в себя западное крыло, сейчас - единственный вход в здание.

Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста-реставратора А. А. Егорова.

Всего приделов в храме три: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии - частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага).

Находится в ведении Ярославского музея-заповедника и доступен для посещения как памятник архитектуры с мая по октябрь. Службы проводятся Кирилло-Афанасиевским мужским монастырем г. Ярославля.

История создания храма

Церковь Пророка Ильи по легенде была самой первой церковью в городе Ярославль. Есть даже интересное литературное произведение тех лет под названием «Сказание о построении града Ярославского», в котором довольно подробно ведется летопись того временного периода. Вообще семнадцатый век был богат на разнообразные исторические события. Вспомнить хотя бы период правления Иоанна Грозного с его системой опричнины и начало Смутного времени. Тогда намечался и существенный церковный раскол. Церковь Ильи Пророка была создана на месте двух деревянных старинных храмов, возведенных по приказу князя Ярослава Мудрого в честь его легендарной победе над медведем. К слову сказать, благодаря этой победе и оказался медведь на гербе Ярославля.

Строительство церкви было начато в 1647 году на месте церкви Покрова Богоматери и церкви Ильи Пророка. Здание постепенно возводилось на денежные средства купцов Скрипиных, которые в то время считались одними из самых богатых и влиятельных купцов на Руси. Строительство велось относительно недолго благодаря посильной помощи купцов Скрипкиных и по завершению строительного процесса братья Скрипины были одарены частицой ризы Иисуса Христа, которую им вручил патриарх Иосиф в честь этого знаменательного события. Церковь Ильи Пророка перенесла даже и серьезный пожар в далеком 1658 году. Она обгорела снаружи, но не пострадала при этом внутри. Особенную роль играет роспись стен церкви, выполненная в лучших традициях ярославской школы иконописи. Роспись осуществляли известные на то время художники из Костромы Сила Савин и Гурий Никитин. Работали художники со своими мастерами и подмастерьями. Пятнадцать человек расписывали стены церкви Ильи Пророка чуть более трех месяцев. И то что вышло из под пера великих мастеров по-настоящему поражало воображение простого обывателя.

Архитектура церкви

Отдельно стоит сказать и об архитектурных особенностях этого замечательного здания. В семнадцатом веке фасады церквей были скуповатые, гладкие и белые. Но художники из Костромы расписали фасады яркими цветами и образами святых. К сожалению, сейчас эта уникальная роспись утрачена. Реставраторам удалось лишь сохранить старинную побелку самого здания. Но внешне церковь практически не изменилась, даже издалека можно заметить сверкающую и переливающуюся зеленую черепицу на главах храма.

Примерно в 1778 году Ярославль получил регулярный план застройки города. Церковь Пророка Ильи стала одним из центров радиально-кольцевой планировки Ярославля. Вокруг церкви расположилась Ильинская площадь, которая сейчас называется привычно Советской. А вот рядом с церковью Ильи Пророка имеются еще и административные здания города Ярославля. Ограда вокруг храма была создана в 1896 году. Многие жители и туристы отмечают, что она отлично гармонирует с остальным церковным ансамблем. Ограда была спроектирована по наброску академика Павлинова. Еще до революции церковь ремонтировалась на денежные средства И.А. Вахрамеева, который в то время являлся главой города Ярославля. Несмотря на революционные волнения и приход советской власти церковь Ильи Пророка выстояла. В 1920 году она была передана Ярославскому музею-заповеднику, и именно благодаря этому ее удалось фактически чудом уберечь от сноса. Позднее в здании проводились разнообразные реставрационные работы.

Внутреннее убранство церкви Пророка Ильи в Ярославле

Церковь Ильи Пророка является многообъемным храмом, стоящим прямо на четырех столпах. Есть шатровая колокольня и шатровые приделы, соединенные галереей. Особенно радует роспись на стенах здания, она содержит в себе много бытовых сцен, каждая деталь прорисована с особым умением и любовью. На росписные стены храма можно любоваться буквально бесконечно. В храме есть уникальный резной и позолоченный иконостас. На нем расположены древнейшие произведения иконописи. Если обратить свой взор на фронтон западного крыльца храма, то можно увидеть замечательную композицию «Распятие». Эта композиция тщательно обновлялась при каждой реставрации храма.

Церковь Ильи Пророка стоит на подклете. Зеленые главы храма увенчаны золотыми крестами, которые видно даже издалека. Нельзя не сказать и о главном кресте храма, который был выкован из высококачественного железа.

Это изделие является выдающимся произведением ковалей города Ярославля. Работа настолько уникальная, шедевральная, что не верится тому, что в начале семнадцатого века возможным было применение подобных технологий художественной ковки.

Вся церковь состоит из приделов и галерей. Искусствоведы отмечают, что особой самобытностью и красотой отличается галерея, которая соединяет колокольню прямиком до придела Положения риз. Большая светлая колокольня покрыта прочной черепицей, созданной по старинным эскизам русских мастеров. Посещение церкви Ильи Пророка входит в обязательную программу тура по Золотому Кольцу России, ведь это еще и исторический памятник России, настоящее наследие семнадцатого века. Храм является одной из визитных карточек Ярославля, и сложно представить этот великий русский город без церкви Ильи Пророка. В церкви проходят службы, этот храм действующий на сегодняшний момент.

Адрес: Советская площадь 7

Материалы, похожие на работу «О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове»

История русской Архитектуры- Реферат

АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию …
ХрамПокрова на Нерли близ Владимира (1165 г.)-наиболее совершенное творение владимирских зодчих в его композиции пластика стен выразительно подчеркивает конструктивную систему не …
Постройкасобора началась в 1472 г. С весны стали заготовлять камень, а в апреле копать рвы для фундамента….

Похожие работы

Русская архитектура XVII века- Реферат

Средняя школа № 12 РЕФЕРАТ Русская архитектура XVII века г. Оренбург 2004 Введение. XVII век явился веком потрясений и огромных изменений в России …
Типичный памятник ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка в Ярославле — представляет обширный, хорошо освещенный внутри четырехстопный храм, окруженный крытыми галереями.
Они вошли в сокровищницу нашего древнего искусства и занимают место в ряду с прославленными памятникамизодчества Москвы, Ярославля, Углича, Ростова, Костромы, Рязани и других … …

Похожие работы

Соборы и церкви московского Кремля- Реферат

Соборы и церкви Кремля (Соборная площадь. Кремль) Красота города создана человеком и одухотворена им. Открывая для себя эту красоту, человек приходит …
Архитектурным чудом, подлинным памятником века, произведением, сконцентрировавшим в себе не только высшие достижения архитектурной мысли эпохи, но и как бы определившим дальнейший …
Добавленные в конце XVI века десятый придел над могилой юродивого Василия Блаженного, а в XVII столетии колокольня и великолепные шатровые крыльца усилили силуэт этого сложного по … …

Похожие работы

Храмы Живоначальной Троицы в Москве- Реферат

Храмы Живоначальной Троицы в Москве Валентина Шарова Почитание Святой Троицы в Русской земле началось со святой равноапостольной княгини Ольги …
Одновременно с этим храмом сооружался на Красной площади храм-памятникПокрова на Рву.
В конце XVI в. Борис Годунов в своей вотчине в селе Хорошеве построил храм Троицы Живоначальной по образцу Малого собора Донского монастыря….

Похожие работы

Царские усадьбы XVII в. и их место в истории русской архитектуры- Реферат

Царские усадьбы XVII в. и их место в истории русской архитектуры Бусева-Давыдова И. Л. Вряд ли можно найти фундаментальную работу по истории …
Большинство городских московских храмов XVII в. возводилось на средства посадского населения, и хотя царь финансировал постройку отдельных церквей на посаде, они не могли …
Аналогичные по решению внутреннего пространства памятники получили определенное распространение в русском зодчестве конца XVII в.; среди них можно назвать городской Успенский собор … …

Похожие работы

Культура эпохи средневековья- Реферат

Саратовский Государственный Технический Университет Кафедра истории отечества и культуры Реферат на тему: Культура эпохи средневековья Выполнил …
Рост Русского государства и национального самосознания после свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятникахXVI в.
Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и … …

Похожие работы

Русское зодчество- Реферат

Содержание Введение 2 1. Музей-заповедник «Кижи» 3 2. Обонежье 13 Литература 21 Введение Что же такое зодчество? Энциклопедия «Кирилла и Мефодия …

И именно прионежские мастера и плотники, работавшие в Петербурге, первыми привнесли в народное деревянное зодчество Олонецкого края новые моти-вы декоративной обработки церквей и … …

Похожие работы

Московский Кремль- Реферат

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Кремль. 2. Стены и башни Кремля. 2.1. Водовзводная башня. 2.2. Боровицкая башня. 2.3. Комендантская башня. 2.4. Оружейная башня. 2.5 …
В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над г лереями собора и две ложные — таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение.
В начале XVI века его из-за тесноты pазобpали и освободили место для постpойки более обшиpного хpама….

Похожие работы

Каменное зодчество Литвы XIII — XVIII веков- Реферат

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ Санкт-Петербургская Государственная Академия Культуры Факультет: «История мировой культуры» ТЕМА: КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО …
В конце XIV — первой половине XV века на литовские храмы стали оказывать влияние замковая архитектура и готические храмы Францисканского ордена и
С первых десятилетий XVI века ренессансный стиль в литовской архитектуре развивается под влиянием итальянского, а позже нидерландского и немецкого зодчества, сохраняя вместе с тем … …

Похожие работы

Деревянное зодчество. Кижи, Обонежъе- Реферат

Реферат на тему: Деревянное зодчество, Кижи, Обонежье Обонежье Широко и далеко разнеслась по земле слава Кижского погоста. Величаво его многоглавие …
В лучших памятниках шатрового зодчества во всю силу звучит героическая тема русской народной архитектуры.
Петербурге, первыми привнесли в народное деревянное зодчество Олонецкого края новые мотивы декоративной обработки церквей и крестьянских изб — барочные иконостасы и фигурные … …

Похожие работы

Православные храмы Сибири и творчество итальянских архитекторов- Реферат

Православные храмы Сибири и творчество итальянских архитекторов. Майничева А. Ю. Архитектура России прошла долгий путь развития. Сменялись эпохи …
Влияние же работ итальянских архитекторов на сибирское православное церковное зодчество не столь очевидно, но анализ некоторых построек позволяет выделить некоторые основные мотивы …
Баландин С.Н. Каменный Софийский (Успенский) собор — памятникархитектуры Тобольска // Памятники истории и архитектуры Сибири….

Похожие работы

Монастыри по кремлёвскому типу- Реферат

Из истории Московского Кремля В конце XV века, во времена правления Ивана Грозного, Москва из главного города одного из многочисленных государств …
Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и …
Какой бы архаичный и скромной ни показалась архитектура Малого собора в сравнении с Успенским собором Аристотеля Фиораванти, Архангельским Алевиза Нового и с шедеврами каменного … …

Похожие работы

Историография русского церковного искусства- Реферат

Историография русского церковного искусства Квливидзе Н. В. История изучения русского церковного искусства имеет ряд особенностей, отличающих ее от …
С 1846 г. начинается издание выпусков «Русской старины в памятниках церковного и гражданского зодчества» (1846-1855), в которых публиковались памятники древнерусской архитектуры.
Такой подход к анализу памятниковзодчества, их пространственных форм и характера декора, позволил объяснить наблюдающиеся стилистические тенденции не столько эволюцией … …

Похожие работы

Казанский собор- Реферат

Казанский собор — неотъемлемая часть Санкт-Петербурга Есть много зданий и архитектурных ансамблей, без которых невозможно представить себе облик …
К концу XVIII века в церковно-правительственных кругах возникло решение о необходимости постройки нового храма, который своим внешним видом соответствовал бы значению «чудотворной …
Казанский собор — один из первых памятниковархитектуры классицизма, в оформлении фасадов которого большое место занимают произведения скульптуры….

Похожие работы

Барокко в русской архитектуре- Реферат

Барокко в русской архитектуре Реферат по дисциплине «Культурология» выполнил студент 2-го курса гр.

3212 Кирсанов Эдуард Александрович Московский …
Самым значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких …
Дальнейшее развитие подобного типа посадского храма, восходящего к московской церкви в Никитниках, особенно ярко проявилось в постройках конца ХVII — начала XVIII в., обычно … …

Похожие работы

Андреевский Собор- Реферат

Похожие работы

Проект областного бюджета Ярославской области- Реферат

смотреть на рефераты похожие на «Проект областного бюджета Ярославской области» Справочник Ярославская область: официальная и деловая Содержание …
Собор объединяет собой пятиглавый храм, колокольню, шатровый придел и бесстолпный придел.
Из сохранившихся построек наибольший интерес представляют Никитский собор (XVI в.), церковь…

Похожие работы

… на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга- Реферат

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена Кафедра эстетического воспитания факультета начального обучения. Выпускная …
Наибольшей схематичностью и разрозненностью отличались знания и представления детей о Православии, архитектуре, о времени начала строительства церквей и храмов в нашем городе, о …
Преображенский, Никольский соборы и Спас-на-Крови), и было дано задание отличить храмы и соборы от других архитектурных построек….

Похожие работы

Духовная культура древней Руси в поисках святости- Курсовая работа

Духовная культура древней Руси в поисках святости Скворцова А. Н. Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу.. А. С. Пушкин Древняя …
Архитектурные детали построек, декор как воплощение единой храмовой идеи.
Храм — памятникархитектуры или нечто большее?…

Похожие работы

История Москвы X-XX века- Реферат

История Москвы X-XX века Кому незнакомо имя Кремля — древней твердыни Москвы? Здесь то ядро, в котором зародилась Россия, вокруг которого она …
Зубчатые стены со стрельницами, окруженные глубокими рвами, придавали Кремлю грозный, величественный и красивый вид, который еще с большей яркостью обрисовывался на темном грунте …
Несмотря на то, что этот дворец каменный, по своему устройству и расположению он вполне представляет собой тип деревянных жилых хором и является чрезвычайно интересным памятником … …

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Типичный памятник ярославского зодчества - церковь Ильи Пророка - представляет собой (1) хорошо освещенный (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Типичный памятник ярославского зодчества - церковь Ильи Пророка -представляет собой хорошо освещенный изнутри храм , окружённый крытыми галереями .

Запятая 4 выделяет причастный оборот «окружённый крытыми галереями».

Причастный оборот «хорошо освещенный изнутри» НЕ обособляется, так как стоит перед определяемым словом.

Схема: ПО+ГС+ПО.

Запятая должна стоять на месте 4.

Ответ: 4

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Правило: Задание 17. Обособление определений и обстоятельств

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В за­да­нии 16 от уча­щих­ся требуется уме­ние видеть обособ­лен­ные и не­обособ­лен­ные второстепенные члены пред­ло­же­ния и рас­став­лять запятые в пред­ло­же­ни­ях с обособлением. При том, что обособ­лять­ся могут все вто­ро­сте­пен­ные члены, в дан­ное задание вклю­че­ны лишь слу­чаи обособления/необособления опре­де­ле­ний и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)

16.1 Обособленные определения. Основные понятия.

Обособленные определения - это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения.

Следовательно, необособленные - не выделенные запятыми и интонацией .

Вы­ра­жа­ют­ся как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения чаще всего* полными фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно со­гла­су­ет­ся в роде, числе и па­де­же со своим глав­ным сло­вом (= ГС) . Как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения обозначают при­знак предмета (главного слова).

*Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.

Если у опре­де­ле­ния нет зависимых слов, то это одиночное определение .

Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, его на­зы­ва­ют распространённым . Самый яркий при­мер распространённого определения- при­част­ный обо­рот (=|ПО|) .

Пример 1 . Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успе­ла при­влечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? - к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.

Пример 2 . Точно так же бы­ва­ют обо­ро­ты при имени прилагательном: На стек­ле (ГС) каком?, |се­реб­ря­ном от инея| , мороз на­ри­со­вал узоры . От при­ла­га­тель­но­го «серебряном» ста­вит­ся во­прос от чего? к «от инея», следовательно, при­ла­га­тель­ное и за­ви­си­мое слово со­став­ля­ют определительный оборот(=|ОО|).

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном предложения - определением.

Если опре­де­ле­ний несколько, то они могут быть однородными , если они от­но­сят­ся к од­но­му члену пред­ло­же­ния и между ними есть (или можно вста­вить) союз И или есть запятые;

и неоднородными , если от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния и между ними нет или нель­зя вста­вить союз И или нет запятых.

Приведём при­ме­ры распространённых од­но­род­ных определений, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми оборотами:

Пример 3 : Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.

К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова

Схема: ГС +(ПО и ПО) .

Как видите, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ставится, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных членах, соединённых оди­ноч­ным со­ю­зом И .

Пример 4 : В сле­ду­ю­щем при­ме­ре распространённые определения не яв­ля­ют­ся однородными, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам предложения:

Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим - сосед.

Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если вы­бро­сить оба оборота, пред­ло­же­ние не сломается: Маль­чиш­ка и сосед ока­за­лись папой и сыном . За­пя­тая под но­ме­ром 1, таким образом, нужна не для од­но­род­ных определений, а для гра­ни­цы пер­во­го при­част­но­го оборота.

16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособ­ле­ния определений

Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.

Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?

Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.

Причастный (определительный) обо­рот всегда обособляется, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.

Пример 5 : Человек , |не пом­ня­щий прошлого| , ли­ша­ет себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.

Пример 6 : Были слыш­ны звуки , |похожие на стоны деревьев| . Схема: ГС+ОО.

Обособился определительный обо­рот, стоящий после после глав­но­го слова

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС в приведённых предложениях:

Пример 7 .|Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего . Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

Пример 8 . Были слыш­ны |похожие на стоны деревьев| звуки . Обособления нет. Схема: ОО+ГС

Обратите внимание: Нет такого правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.

16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособ­ле­ния определений

Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.

1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед опре­де­ля­е­мым словом , если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки .

Пример 9 : |Измученная мно­го­днев­ной засухой| , земля жадно уто­ля­ла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была из­му­че­на засухой.) Схема: ПО+ГС.

Пример 10 : |Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.

Пример 11 : Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.

Схема: ПО+ГС.

Если зна­че­ния причины нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным . (Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет, действует базовое правило.)

2.Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.

Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.

Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбе­жал в комнату.

Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.

Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:

Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой - главное слово-личное местоимение.

Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.

Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.

3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой), стоящие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Пример 16 Мартовская ночь , об­лач­ная и туманная , оку­та­ла землю.

Пример 17 Весенний дух , весёлый и беспутный , ходил повсюду.

Обращаем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся предложения с двумя−тремя при­част­ны­ми (определительными) оборотами, что услож­ня­ет процесс вы­де­ле­ния их границ. При этом может получиться, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за другом, либо встра­и­ва­ют­ся один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.

Приведём при­ме­ры разбора наи­бо­лее трудных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИМЕР 1. Из­да­ли он уви­дел дом , |не­по­хо­жий на дру­гие| , |по­стро­ен­ный каким-то ита­льян­ским ар­хи­тек­то­ром| .

ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо , уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами .

16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия

Обособленные об­сто­я­тель­ства - это оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты . Де­е­при­ча­стие - осо­бая форма глагола, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сделав?, от­но­сит­ся всегда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет добавочное дей­ствие по от­но­ше­нию к основному. Например, в пред­ло­же­нии Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке , Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы , сел, ожи­дая две­на­дца­ти. вы­де­лен­ные слова - деепричастия, подчёркнуты как об­сто­я­тель­ства вместе с за­ви­си­мы­ми от них словами, то есть де­е­при­част­ны­ми оборотами (=ДО)

16.2.1 Основное пра­ви­ло обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных оборотов, оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты вы­де­ля­ют­ся запятыми всегда, не­за­ви­си­мо от места их расположения .

Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.

16.2.2 Особые случаи. По­ста­нов­ка запятых при не­сколь­ких сказуемых или не­сколь­ких оборотах (одиночных деепричастиях).

Сложность за­да­ний состоит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные комбинации со­че­та­ний обособленных об­сто­я­тельств и сказуемых. Например, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты подробнее.

1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.

Пример 1. В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и, осторожно стрях­нув его со­дер­жи­мое в руку , завернул тол­стую неуклюжую цигарку .

В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных сказуемых, ДО от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му «завернул». Де­е­при­част­ный оборот, на­хо­дя­щий­ся после союза И , от­де­ля­ет­ся от него за­пя­той (союзы не вклю­ча­ют­ся в де­е­при­част­ный оборот). Заметим, что ДО легко ис­клю­ча­ет­ся из предложения, если гра­ни­цы оборота вы­де­ле­ны верно, то пред­ло­же­ние не сломается: В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

2. Если к од­но­му сказуемому от­но­сит­ся несколько ДО , то есть при со­че­та­нии деепричастных оборотов, знаки пре­пи­на­ния между ними рас­став­ля­ют­ся так же, как и при од­но­род­ных членах предложения:

Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все под­дер­жи­вая голову ла­до­нью левой руки , а правой тихо дер­гая свой бурый ус . В пред­ло­же­нии три од­но­род­ных обособленых обстоятельства, от­но­ся­щих­ся к одному сказуемому, за­пя­тые перед И и перед А стоят/не стоят по пра­ви­лу однородных членов.

3. Де­е­при­част­ные обороты, от­но­ся­щи­е­ся к разным глаголам-сказуемым, вы­де­ля­ют­ся по отдельности:

Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , мед­лен­но направился к груде угля и, аккуратно под­сте­лив полу шинели , сел на боль­шой кусок антрацита. Ска­зу­е­мых два, к каж­до­му относится свой де­е­при­част­ный оборот.

Если рядом сто­я­щие деепричастные обо­ро­ты относятся к раз­ным глаголам-сказуемым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их состав, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся отдельно:

Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде ци­би­ков чая , и, бесцельно по­гля­ды­вая вокруг себя , барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте . Извлечём ДО, чтобы убе­дить­ся в вер­ной постановке зна­ков препинания. Он стоял и барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте.