Кто такая аполлон в древней греции. Древнегреческий бог аполлон - история, особенности и интересные факты. Любовь и дружба

Прекрасные мифы Древней Греции и ее языческая религия оказали громадное влияние на развитие мировой культуры. Среди двенадцати бессмертных божеств, восседающих на Олимпе, одним из самых почитаемых и любимых среди людей был и остается бог Аполлон. В его честь возводились величественные храмы и создавались скульптуры. В нем как будто воплотилась вся бессмертная красота, царящая в музыке и поэзии. Солнцеподобное златокудрое божество по сей день является для нас олицетворением молодости, ума, таланта и изящества.

Аполлон - бог Солнца

Вершина греческого пантеона принадлежит могучему и громоподобному Зевсу, а вот вторым после него является Аполлон - его возлюбленный сын. Древние греки считали его и искусств, среди которых главную роль занимала музыка. Покровительствовал солнцеподобный юноша также прорицательству и искусству стрельбы из лука. Он был одновременно законодателем и карателем, защитником пастухов и законных порядков. Покровитель медицины, Аполлон в то же время мог насылать болезни. В римской мифологии, как и в греческой, этот бог звался Аполлоном, но еще и Фебом, что означало "сияющий", "яркий", "чистый".

Аполлон - бог Греции - чаще всего изображался в виде идущего либо стоящего безбородого прекрасного юноши с золотистыми волосами, развевающимися по ветру и увенчанными В руках он держит свои неизменные атрибуты - лиру и лук, фигура его сильная и мужественная. Символ Аполлона - Солнце.

Рождение прекрасного бога

Согласно мифам, бог Аполлон был сыном Зевса и титаниды Лето (она был дочерью титана). Прежде чем будущий бог появился на свет, Лето пришлось долго скитаться, чтобы укрыться от гнева - законной супруги Зевса. Мать Аполлона нигде не могла найти кров. И только когда уже настала пора рожать, ее приютил пустынный остров Делос. Мучительные роды продолжались долгие девять дней и ночей. Мстительная Гера не позволила Илифии - богине деторождения - оказать Лето помощь.

Наконец божественный младенец появился на свет. Случилось это в седьмой день месяца, под пальмой. Именно поэтому семерка стала впоследствии числом священным, а к древней пальме, росшей на Делосе, в античные времена стремились многие паломники, прибывающие туда поклониться месту рождения Аполлона.

Аполлон и Артемида

Но древнегреческий бог Аполлон был рожден не один, а с сестрой-близнецом - Артемидой, которая известна нам как богиня охоты. Брат и сестра были искусными лучниками. Лук и стрелы Аполлона - из золота, а оружие Артемиды - серебряное. Девочка родилась раньше. И, как пишет Гомер, именно она научила впоследствии своего брата стрельбе из лука.

Оба близнеца всегда без промаха поражали цель, смерть от их стрел была легкой и безболезненной. Брат и сестра обладали поразительной способностью бесследно исчезать из вида (девушка растворялась среди лесных деревьев, а юноша удалялся в Гиперборею). Обоих чтили за их особую чистоту.

Несчастная любовь

Это звучит странно, но лучезарный бог Аполлон не был счастлив в любви. Хотя отчасти он виноват в этом сам. Не нужно было смеяться над Эротом, говоря, что тому не достает меткости при стрельбе из лука. В отместку насмешнику Аполлону бог любви поразил золотой стрелой сердце, другую стрелу (отвращающую любовь) Эрот выпустил в сердце нимфы Дафны.

Аполлон, опьяненный своей любовью, начал преследовать девушку, но Дафна в ужасе бросилась к речному богу - своему отцу. И тот обратил дочь в лавровое деревце. Даже после этого любовь безутешного юноши не прошла. Отныне лавр стал его священным деревом, а венок, сплетенный из его листьев, навеки украсил голову бога.

На этом любовные злоключения Аполлона не закончились. Однажды он пленился красавицей Кассандрой - дочерью Приама (царя Трои) и Гекубы. Аполлон одарил девушку даром прорицательства, но взял с нее слово, что взамен она подарит ему свою любовь. Кассандра обманула бога, и тот отомстил ей, сделав так, что люди не верили в ее предсказания, считая пророчицу безумной. Несчастная девица во время Троянской войны изо всех сил пыталась предупредить жителей Трои об опасности, которая им угрожает, но те так и не поверили ей. И Троя была захвачена врагами.

Сын Аполлона

Свято почитаемый людьми Асклепий (Эскулап в римской версии) считается сыном Аполлона. Рожденный смертным, он получил впоследствии дар бессмертия за свое непревзойденное умение врачевать людей. Воспитывался Асклепий у мудрого кентавра Хирона, именно тот обучил его целительству. Но очень скоро ученик превзошел своего наставника.

Сын Аполлона был настолько талантливым врачом, что смог даже воскрешать умерших людей. Боги разгневались на него за это. Ведь, воскрешая смертных, Асклепий нарушал закон, установленный богами Олимпа. Зевс поразил его своей молнией. Греческий бог Аполлон расквитался за смерть сына тем, что убил циклопов, которые, по преданию, выковали перуны (громы и молнии, которые метал Зевс). Однако Асклепий был помилован и возвращен из царства мертвых по воле Ему было даровано бессмертие и титул бога врачевания и медицины.

Бог-музыкант

Аполлон - бог Солнца - всегда ассоциируется у нас с этими струнными атрибутами: луком и лирой. Один из них позволяет ему искусно выпускать стрелы в цель, другая - создавать прекрасную музыку. Интересно, что греки считали, что между двумя этими искусствами существует родство. Ведь в обоих случаях имеет место полет к какой-то цели. Песня тоже прямо летит к людским сердцам и душам, как и стрела к мишени.

Музыка Аполлона чистая и ясная, как и он сам. Этот повелитель мелодий ценит прозрачность звука и чистоту нот. Его музыкальное искусство поднимает человеческий дух, дарит людям духовное прозрение и является полной противоположностью музыке Диониса, которая несет в себе экстаз, буйство и страсть.

На горе Парнас

По легенде, когда на землю приходит весна, греческий бог Аполлон отправляется на рядом с которой журчит Кастальский родник. Там он водит хороводы с вечно молодыми музами - дочерями Зевса: Талией, Мельпоменой, Эвтерпой, Эрато, Клио, Терпсихорой, Уранией, Каллиопой и Полигимнией. Все они являются покровительницами различных искусств.

Бог Аполлон и музы вместе составляют божественный ансамбль, в котором девушки поют, а он сопровождает их пение игрой на своей золотой лире. В те минуты, когда слышен их хор, природа замолкает, чтобы насладиться божественными звуками. Сам Зевс в это время становится кротким, и молнии в его руках угасают, а кровавый бог Арес забывает о войне. Мир и спокойствие воцаряются тогда на Олимпе.

Основание Дельфийского оракула

Когда бог Аполлон еще находился во чреве, его мать по приказу Геры везде преследовал свирепый дракон Пифон. И вот, когда юный бог появился на свет, он вскоре захотел отомстить за все мучения, выпавшие на долю Лето. Аполлон нашел мрачное ущелье в окрестностях Дельф - обиталище Пифона. И на его зов дракон явился. Вид его был ужасен: громадное чешуйчатое тело извивалось бесчисленными кольцами между скал. Вся земля дрожала от его тяжелой поступи, а горы рушились в море. Все живое в ужасе бежало прочь.

Когда Пифон разинул свою огнедышащую пасть, то казалось, что еще мгновение, и он поглотит Аполлона. Но в следующий миг раздался звон золотых стрел, которые вонзились в тело чудища, и дракон упал поверженный. В честь своей победы над Пифоном Аполлон основал в Дельфах оракул, чтобы в нем оглашалась людям воля Зевса.

Но, хотя Аполлона и считают богом предсказаний и пророчеств, сам лично он никогда этим не занимался. Ответы на многочисленные вопросы людей давала жрица-пифия. Приходя в состояние исступления, она начинала громко выкрикивать бессвязные слова, которые тут же записывались жрецами. Они же трактовали предсказания Пифии и передавали их вопрошавшим.

Искупление вины

После того как бог Аполлон пролил кровь Пифона, по решению Зевса он должен был очиститься от этого греха и искупить его. Юноша был изгнан в Фессалию, царем которой в то время был Адмет. Аполлону надлежало стать пастухом, чтобы простым тяжким трудом добиться искупления. Он со смирением пас царские стада и иногда, прямо средь пастбища, развлекался игрой на простой тростниковой флейте.

Музыка его была так чудесна, что даже дикие звери выходили из леса для того, чтобы ее послушать. Когда Аполлон - бог древней Греции - музицировал, свирепые львы и хищные пантеры мирно ходили среди его стада вместе с оленями и сернами. Вокруг царили радость и мир. В дом царя Адмета вселилось благоденствие. Его кони и сады стали самыми лучшими в Фессалии. Помог Аполлон Адмету и в любви. Он наделил царя огромной силой, благодаря которой тот смог запрячь в колесницу льва. Такое условие было поставлено отцом возлюбленной Адмета - Алкесты. Восемь лет Аполлон прослужил пастухом. Искупив полностью свой грех, он возвратился в Дельфы.

Дельфийский храм

Аполлон - бог древней Греции, который, как и другие почитаемые Олимпийские божества, был увековечен. И не только в и легендах. В его честь греки возводили многочисленные храмы. Считается, что самый первый храм, посвященный богу Солнца, был сооружен именно в Дельфах, у подножия Оракула. Предание гласит, что он был весь полностью построен из ветвей лаврового дерева. Конечно постройка из такого хрупкого материала не могла стоять долго, и вскоре на этом месте появилось новое культовое сооружение.

Каким по счету является храм Аполлона в Дельфах, развалины которого сохранились до нашего времени, теперь уже сказать трудно, но и сегодня видно, сколь великолепен был когда-то этот Дельфийский храм. Историки-искусствоведы рассказывают, что над входом в святилище была выбита надпись с двумя главными заповедями бога, которые гласили: "Познай себя" и "Знай меру".

Самая знаменитая статуя бога

Аполлон - древний бог, который вдохновлял многих художников и скульпторов на создание прекрасных произведений искусства. В мире имеется немало его скульптурных изображений. Но самая совершенная статуя, в которой запечатлен облик одного из самых почитаемых греческих богов - это мраморная скульптура "Аполлон Бельведерский". Статуя эта является копией, снятой неизвестным римским мастером с бронзовой Леохара, служившего при дворе Александра Македонского. Оригинал, к сожалению, не сохранился.

Мраморную копию нашли на вилле императора Нерона. Точная дата обнаружения неизвестна, это случилось примерно между 1484 и 1492 гг. В 1506 г. бесценное произведение искусства было привезено в Ватикан и установлено в Бельведерском саду. Какой же он, бог Аполлон? Картинки и фотографии, увы, могут дать лишь общее представление о том, каким видели его древние греки. Но одно можно сказать с уверенностью: Аполлон даже в наше время может считаться символом мужской красоты.

Аполлон греческий бог солнца - сын Зевса и титаниды Лето, был в древней Греции богом искусств, врачевания и предсказаний.

Появился на свет на острове Делос, и все, вокруг этого острова сразу же залилось солнечными лучами. Бог был рожден на седьмой день месяца семимесячным, именно поэтому цифра семь в древней Греции считалась священной. У Апполона есть сестра-близнец прекрасная Артемида, богиня охоты. Как раз она и научила своего брата стрельбе. И Апполон и Артемида прекрасно владели луком и стрелами, они всегда поражали свою цель, попадая с первого раза. Также брат и сестра обладали еще одной общей способностью: могли исчезнуть без следа, словно растворяясь в воздухе.

Апполон уже в детстве совершал поступки, которые прославили его. Будучи ребенком, он убил змея Пифона, которого Гера наслала на Лето, желая отомстить. За это он был сослан Зевсом на служение людям. Какое-то время он был обычным пастухом у царя Адмета во Фессалии.

Апполона греческого бога знают не только, как отличного стрелка, но и как прекрасного музыканта. Играя на своей кифаре, он извлекал по истине великолепные чистые звуки. Нередко к Апполону присоединялись музы, девушки пели и танцевали, а юноша подыгрывал им. И в такие благодатные минуты даже сам Зевс прекращал метать гневные молнии.

Апполона изображают как невероятно красивого златокудрого юношу с луком и лирой в руках. И, несмотря на свое божественное происхождение и прекрасный облик, ему не везло в сердечных делах. Отчасти в этом есть и его вина. Первая любовь настигла его благодаря богу Эроту. Апполон позволил себе посмеяться над меткостью его стрел, и, желая отомстить, бог любви поразил стрелой сердце юноши, попутно пустив другую стрелу, ту, что способнв оттолкнуть любовь,вызвать отвращение, в сердце юной Дафны.

Апполон, не в силах справится со своими чувствами побежал за своей возлюбленной, а та пришла в ужас, и обратилась за помощью к своему отцу. Тот откликнулся на зов своей дочери, и превратил ее в прекрасный лавр, и когда Апполон нагнал ее, вместо нимфы застал лишь дерево. С тех пор его голову украшает лавровый венок. Второй любовный опыт с Кассандрой, дочерью царя Трои, тоже закончился печально. Юноша подарил ей дар прорицания, а взамен ему нужна была лишь ее любовь. Та обманула Апполона, и тогда он сделал так, что никто из людей больше не верил ее предсказаниям.

Местом, где более всего воспевали величие Апполона, является Дельфиский храм с оракулом. Хотя в целом бога солнца любили во всей древней Греции и неустанно восхищались им.

Брат-близнец Артемиды, по матери внук титанов Кея и Фебы . Родился на острове Делос , куда, гонимая ревнивой богиней Герой , его мать Лето попала случайно, ведь Гера запретила ей вступать на твердую землю.

Нигде не могла Лето найти себе приюта. Преследуемая драконом Пифоном , посланным Герой, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, в те времена носившемся по волнах бурного моря. Лишь только вступила на Делос Лето, как поднялись громадные столбы из морской пучины и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где и до сих пор стоит. Вокруг Делоса шумело море. Здесь и родился бог света Аполлон, и всюду на прежде унылом острове разлились потоки яркого света. Но древнегреческий бог Аполлон был рожден не один, а с сестрой-близнецом - Артемидой, которая известна нам как богиня охоты

Лето грудью их не кормила: Фемида кормила их нектаром и амброзией. Гефест принес в подарок ему и Артемиде стрелы. Оба близнеца всегда без промаха поражали цель, смерть от их стрел была легкой и безболезненной.

Златокудрый Аполлон решил отомстить дракону Пифону за все зло, которое тот причинил его матери.

И вот достиг Аполлон мрачного ущелья, жилища Пифона. Из своего логовища выполз ужасный Пифон. Меж скал бесчисленными кольцами извивалось громадное тело его, покрытое чешуей. Раскрыл Пифон свою ужасную пасть и уже был готов поглотить златокудрого Аполлона. Но тут раздался звон тетивы серебряного лука, и золотые стрелы дождем посыпались на Пифона. Бездыханный, дракон упал на землю. Аполлон зарыл тело Пифона в землю там, где стоят священные Дельфы , и основал в Дельфах святилище и оракул , чтобы людям в нем прорицать волю отца своего Зевса.

С высокого берега Аполлон увидел далеко в море корабль критских моряков. Бросился он под видом дельфина в синее море, настиг корабль и взлетел из морских волн лучезарной звездой на корму его. Аполлон привел корабль к пристани и повел критских моряков через плодородную долину, играя на золотой кифаре, в Дельфы. Златокудрый бог сделал их первыми жрецами своего святилища.

После убийства Пифона Аполлон должен был очиститься от греха пролитой крови. Он ведь и сам очищает людей, совершивших убийство. По решению Зевса златокудрый бог удалился в Фессалию к прекрасному и благородному царю Адмету . Там он пас стада царя и искупал этой службой свой грех. В этот период благоденствие вселилось в дом Адмета; не было ни у кого таких плодов, его стада и кони были лучшими во всей Фессалии. Аполлон помог Адмету получить руку Алкесты – дочери царя Иолка Пелия. Отец Алкесты обещал отдать ее в жены лишь тому, кто будет в силах запрячь в свою колесницу и льва. Тогда наделил Аполлон своего любимца Адмета непоборимой силой, и он исполнил эту задачу Пелия. У царя Адмета Аполлон служил восемь лет и, окончив срок своей искупающей грех службы, вернулся в Дельфы.

Теперь Аполлон весну и лето живет в Дельфах, а осенью на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, уносится в страну гипербореев, не знающую зимы, в страну вечной весны. Всю зиму он живет у гипербореев. А весной вновь возвращается на лебедях своих в Дельфы прорицать людям волю громовержца Зевса.

Лучезарный бог красавец Аполлон не был счастлив в любви. Всё началось с того, как он посмеялся над Эротом , говоря, что тому не достает меткости при стрельбе из лука. В отместку бог любви поразил золотой стрелой сердце Аполлона, а в сердце нимфы Дафны Эрот выпустил другую стрелу (отвращающую любовь).

Опьяненный своей любовью, Аполлон начал преследовать девушку, но Дафна в ужасе бросилась к своему отцу – речному богу Ладону . И тот обратил дочь в лавровое деревце. Отныне лавр стал о священным деревом Аполлона, а сплетенный из его листьев венок, навеки украсил голову бога. Спустя время он влюбился в красавицу Кассандру – дочь Приама (царя Трои). Аполлон одарил любимую девушку даром прорицательства, но взял с нее слово, что она подарит ему взамен свою любовь. Кассандра обманула, и Аполлон отомстил ей, сделав так, что люди в её предсказания не верили, считая пророчицу безумной. Во время Троянской войны Кассандра изо всех сил пыталась предупредить жителей Трои об опасности, которая им угрожает, но тей так и не поверили. И Троя была захвачена ахейцами.

Аполлон - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен. Он победил на Олимпийских играх Гермеса в беге, а Ареса одолел в кулачном бою.

Об отношениях Аполлона и муз.

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, -- постоянные спутницы Аполлона.

Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа -- муза эпической поэзии, Эвтерпа -- муза лирики, Эрато -- муза любовных песен, Мельпомена -- муза трагедии, Талия -- муза комедии, Терпсихора -- муза танцев, Клио -- муза истории, Урания -- муза астрономии и Полигимния -- муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом -- все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлон а.

Миф об Аполлоне и Дафне по Овидию в пересказе Георга Штоля:

(Овидий. Метаморфозы. I, 452–567)

Первой любовью Аполлона была нимфа Дафна, дочь бога фессалийской реки Пенея. Не случайно полюбил Аполлон красавицу нимфу: мстил ему гневный Эрот. Могучий бог только что умертвил своей стрелой страшного дракона Пифона и, еще гордый своей победой, стал издеваться над Эротом и сказал ему: «Ну к чему тебе, веселый шалун, такое воинственное оружие? Носить лук мне впору: я вот, недавно еще, своими стрелами умертвил чудовище Пифона. Довольствовался бы ты своим светильником и не тягался бы со мною». Уязвленный Эрот отвечал: «Пусть твои стрелы, Феб, властны над всем живым: моя стрела будет властна и над тобой; пусть все живое подлежит твоей власти: слава твоя все же меньше моей». С этими словами взмахнул он крыльями и поднялся высоко над вершиной Парнаса. Там вынул он из своего колчана две стрелы, обладавшие совершенно различными свойствами: одна стрела отгоняла любовь, другая - ее зарождала; одна была тупая, свинцовая, другая - золотая, с блестящим острием. Золотой поразил Эрот Аполлона, свинцовой - Дафну. В тот же миг объят был любовью Аполлон, Дафна же стала избегать его и одиноко, подобно девственной Артемиде, бродила и охотилась по лесам и горам. Много юношей искало руки прекрасной девы, но она отвергала всех искателей; часто просил ее отец вступить в брак и подарить ему внука - она оставалась непреклонной и, ласкаясь к отцу, упрашивала его дозволить ей обречь себя на вечное девство. Отец был не прочь согласиться; но краса нимфы готовила ей иную судьбу.

Увидел ее Аполлон и горячо полюбил ее; нимфа же, увидав бога, понеслась от него, словно гонимая ветром, и не внимала его мольбам. «Постой, дева Пенея! - взывал он и спешил вслед за нею. - Не со злым умыслом преследую я тебя, остановись, о нимфа! Так спасается агнец от волка, голубь от орла - от врагов своих. Меня же преследовать тебя заставляет любовь. Ты оцарапаешь свои ноги о шипы терновника, и я буду считать себя тогда причиной твоих страданий; земля, по которой бежишь ты, не ровна - беги же тише, и я тише буду следовать за тобою. Спроси, кому ты нравишься: ведь я не грубый горный пастух: мне служат Дельфы, и Делос, и Кларос; отец мой - Зевс, я изобретатель лиры и лука, и мир называет меня целителем и спасителем. Только против любви моей не могу я найти никакой целительной травы!» Еще многое хотел сказать Аполлон, но дева ускорила свои шаги, и еще шибче пришлось ему бежать за нею. Быстро неслись они: один - окрыляемый надеждой, другая - гонимая страхом; Аполлон, на крыльях Эрота, неутомимо преследовал Дафну и не давал ей отдохнуть ни на мгновение. Вот уже настигает он ее, нимфа уже чувствует его горячее дыхание; силы ее ослабели, она побледнела, утомленная напряженным бегом. Взглянув на волны Пенея, воскликнула она: «Если твои воды, отец, имеют божественную силу, то помоги мне. Расступись, земля, и поглоти меня или совлеки с меня образ, приносящий оскорбления!»

Только что кончила она свое моление, тяжелое оцепенение оковывает ее члены. Нежная кора облекает ее молодую грудь, волосы ее превращаются в зеленую листву, руки же - в ветви; корнями врастают в землю ее, еще недавно быстрые, ноги. Но и в этом виде остается она красавицей, и в этом образе все еще любит ее Феб. Обняв рукой ствол, он чувствует, как под корой еще трепещет ее грудь. Нежно охватывает он руками дерево и покрывает его поцелуями. Но и превратясь в дерево, она уклоняется от его поцелуев. «Ты не могла быть моей супругой, так будь, по крайней мере, моим деревом. Отныне ты, драгоценный лавр, будешь обвивать мою голову, лиру и колчан; и как с моей головы постоянно ниспадают вьющиеся кудри, так и твоя вершина пусть будет украшена вечно юной зеленью». Так говорил Аполлон. В ответ на эти речи лавр взмахнул своими свежими ветвями и задвигал вершиной, словно кивая головой.

Гиацинт

(Овидий. Метаморфозы. X, 16- 219)

в пересказе Георга Штоля

Никого так не любил бог Аполлон, как прекрасного отрока Гиацинта, сына лаконского царя Амиклы. Часто, покинув дельфийское жилище, приходил он в долину Эврота, забавлялся охотой и играми с юным своим любимцем. Однажды в жаркий полуденный час оба они сняли с себя одежды, члены свои умастили маслом и стали играть в диск. Мощной рукой первым взял тяжелый медный диск Аполлон и бросил его вверх так высоко, что он потерялся из виду.

Но вот диск падает обратно на землю. Отрок спешит к нему, желая поскорее выказать свое искусство в метании, и в это время упавший на землю диск отскакивает и попадает Гиацинту в лицо.

Пораженный насмерть, побледнел отрок.

Объятый ужасом, бледный, спешит к нему бог и поднимает упавшего отрока. Согревает он его, и оттирает потоком льющуюся из раны кровь, и целебные травы прикладывает к ране: все напрасно! Как фиалка, как лилия, сорванная в саду, опускает свои нежные листья и приникает к земле увядающей головкой, так, умирая, наклонил голову к земле прекрасный отрок, и отлетел дух его.

Объятый глубокою скорбью стоит Аполлон перед бездыханным своим любимцем и жалеет, что не может умереть вместе с ним; но чтобы не безвозвратно погиб Гиацинт, чтобы не навсегда разлучиться с ним, из павшей на землю крови его Аполлон вызвал к жизни лилейно-белый, с кроваво-красными пятнами цветок гиацинт. На лепестках его как бы начертаны те слова, что так часто, исполненный грусти, повторял Аполлон. Каждую весну в память об отроке с новым блеском расцветает цветок гиацинт, а в жаркую летнюю пору в честь бога Аполлона и отрока в Спарте и Амиклах совершается великое празднество: начинается оно сетованиями о рано погибшем отроке и заключается ликованиями о его возрождении.

Лебедя стали воспринимать как символ поэзии и музыки, которые олицетворял Аполлон .

Из морских животных в мифах об Аполлоне фигурирует дельфин . Культ Аполлона Дельфиния был широко распространён среди ионян . Ящерица, лягушка и жаба фигурируют в мифах об Аполлоне в связи с их мантическим и хтоническим значениями. Образ Аполлона Савроктона («Ящеробойцы») свидетельствует о борьбе героизма с хтонизмом в конце архаического - начале классического периода древнегреческой истории. Это прослеживается в мифах об убийстве Пифона, гигантов и циклопов .

Эпитет Сминфей («мышиный») упоминается в самом начале «Илиады» Гомера. В зависимости от контекста Аполлона представляли либо как уничтожителя, либо как повелителя этих грызунов .

С развитием сельского хозяйства в греческой мифологии появилось божество плодородия Карн , которое затем стали отождествлять с Аполлоном, получившим эпитет Карнейского. Этот культ получил распространение на Пелопоннесе , Родосе и Крите .

Архаическая стихийно-материальная сущность Аполлона предполагала и определённые его функции. Связь с землёй и сельским хозяйством находит отображение в мифах об Аполлоне-пастухе . Связь Аполлона Агрея с охотой в классический период игнорируют. Она уходит в те времена, когда охота была одним из основных средств существования человека. Впоследствии, когда она стала лишь одним из занятий, то её богиней почитали сестру Аполлона Артемиду . Лук и стрелы у Аполлона являются рудиментами охотничьей архаики, преобразованными впоследствии в украшение и героический атрибут .

Аполлона часто представляли в качестве бога-целителя и одновременно бога-губителя . О первой ипостаси свидетельствуют такие эпитеты, как Алексикакос («Отвратитель зла»), Апотропей («Отвратитель»), Простат («Предстатель», или «Заступник»), Иатромант («Врачегадатель», врач), Акесий («Целитель»), и факт отцовства Асклепия , бога врачевания . О второй, губительной, говорят часто встречаемые эпитеты, связанные со стрельбой из лука: Гекат, Гекаэрг , Гекатебол и другие, а также Ликеген («Потрясатель народов») . Его власть также простиралась на море, сушу и космические явления. С одной стороны, он являлся богом Солнца, одновременно морским божеством с эпитетом Дельфиний, покровителем мореплавания, а также богом берегов и прибрежных скал . Одновременно Аполлон - бог света, в связи с чем и получил свой наиболее распространённый эпитет Феб («Лучезарный», «Сияющий») .

Классическая Греция

Из всех олимпийских божеств Аполлон известен нам преимущественно на той стадии развития общества, когда стали выделять человеческую личность из окружающей её действительности . Он представляет классический героизм, противопоставляемый периоду, когда человек был слишком слаб, чтобы противостоять силам стихии. В этот период Аполлон становится божеством различных племён и колонизации как таковой . Каллимах приписывал ему основание множества городов . Его именем назвали колонии-поселения выходцев из Эллады, такие как, к примеру, Аполлония Иллирийская , Аполлония Понтийская , Аполлония Киренская и другие. Одновременно он бог юности, различного рода гимнастических состязаний, музыки, танца и искусства как такового . К его окружению стали причислять богинь веселья и радости жизни харит , а также покровительниц искусств и наук муз . Один из его эпитетов, Мусагет, означает «предводитель муз» . Также ему свойственны прикладные ремёсла . В представлениях об Аполлоне нашли отображение тенденции к соединению воедино морали, искусства и религии. Так, к примеру, пифагорейцы , связывающие своё учение с Аполлоном, проповедовали особый аскетизм, физические тренировки в сочетании с занятиями музыкой и научными изысканиями. Гармония физического и духовного развития человека представляет в понимании философов О. Шпенглера и Ф. Ницше т. н. «аполлоновского человека» .

На той почве в Элладе даже сформировался миф о Гиперборее , которую периодически посещает Аполлон. Эта страна являлась своего рода родиной идеального общества, чья жизнь основана на моральных нормах, связанных с этим олимпийским богом. Гипербореи заняты преимущественно музыкой, танцами, пирами, весельем и молитвами .

Одновременно с приданием новых функций быстро развивающегося древнегреческого общества Аполлон сохранил и свои архаические черты. Наиболее отчётливо это прослеживается в придании ему функции вещать веления Зевса и Земли в Дельфийском оракуле .

Эллинистическая Греция, Средиземноморье и Азия

Культ Аполлона проник и в другие города и государства Средиземноморья. Так, в трудах древнеримского историка Курция Руфа приведены сведения об особом почитании этого бога в финикийском городе Тире . Согласно Геродоту египтяне отождествляли с Аполлоном сына Исиды Гора , а согласно Клавдию Элиану (170 - после 222) он уже почитается в Египте под своим именем, и ему посвящают воронов и ястребов .

Особое покровительство культу Аполлона оказывал полководец Александра Македонского и основатель государства Селевкидов Селевк I Никатор . Этот правитель даже объявил себя сыном Аполлона. В оракул Дидимы возвратили статую бога, которую персы перевезли в Сузы во время Ионийского восстания 499-493 годов до н. э. В дальнейшем его почитали своим покровителем все последующие Селевкиды .

Статуи Аполлона, привезённые войсками Александра Македонского в Гандхару , стали прототипами изображений Будды. Греческие художники и скульпторы стремились изобразить идеальное обнажённое тело божества. Буддийские художники, взяв за основу образ Аполлона, который почитался правителями Греко-Бактрийского и Индо-Греческого царств , существенно его видоизменили. Они намеренно «округлили» мускулистое тело, дополнили образ своего бога «слоновьими ушами» и рядом других анималистических признаков, в результате чего и получилось классическое изображение Будды .

Древний Рим

Мнения антиковедов относительно того, откуда в Рим проникло представление об Аполлоне, расходятся. Среди возможных источников культа Аполлона в Риме называют Кумы , этрусские города , в которых существовал родственный Аполлону культ бога-пастуха и врачевателя Аплу, а также Дельфы . Первое его святилище построили на Фламиниевом лугу на Марсовом поле , так как культовые сооружения чужеземным богам можно было возводить исключительно вне померия . В 433 году до н. э. в городе разразилась эпидемия чумы . Дуумвиры , корпевшие над трактовкой сивиллиных книг , пришли к выводу, что для спасения Рима необходимо построить храм Аполлону. Здание возвели на месте первого святилища в 431 году до н. э. Оно стало местом, где специальная жреческая коллегия занималась трактовкой книг пророчеств кумской сивиллы . Первый храм Аполлона Врачевателя («Medica») оставался единственным, посвящённым данному богу в Риме, вплоть до правления Октавиана Августа . После череды загадочных смертей известных римлян в 180 году до н. э. в столице установили позолоченные статуи Аполлона, Эскулапа и Здоровья (Салюс) .

Переосмысление роли Аполлона в Древнем Риме произошло во времена Октавиана Августа и было тесно связано с официальной политикой. Олимпийский бог стал покровителем императора, а впоследствии ему даже стали приписывать отцовство Августа . Религиозные реформы в начале правления Августа были построены вокруг культа Аполлона и сивиллиных пророчеств . На государственном уровне пропагандировали идею наступления «золотого века» и царства Аполлона, гарантами которых выступали олимпийский бог и император. Эта теория сочеталась с моральной добродетелью пиетас , предполагавшей почтение к богам, стране, родителям и предкам, а также лично к Августу как отцу отечества («Pater Patriae»). В данном случае функцией Аполлона стало объединение римского общества и примирение религиозных, политических и социальных антагонизмов. Близкие Аполлону патрицианские культы богов

Его отвергли? Охранитель света, наук и искусств, бог-врачеватель, покровитель муз, путников и мореходов, предсказатель будущего служил обычным пастухом…и побеждал титанов.

Аполлон, Феб («лучезарный») - в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего, также Аполлон очищал людей , совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну).

Аполлон был прекрасным музыкантом; кифару он получил от Гермеса в обмен на своих же коров. Бог являлся покровителем певцов, был предводителем муз и жестоко наказывал тех, кто пытался соперничать с ним. Однажды Аполлон победил в музыкальном состязании сатира Марсия. Но после состязания Аполлон, взбешенный злословием и дерзостью Марсия, живьем содрал с несчастного кожу. Он поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, и циклопов, ковавших молнии для Зевса ; участвовал он и в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.

Культ Аполлона был широко распространен в Греции, а главным центром его почитания считался Дельфийский храм с оракулом. В древности в Дельфах проводились пышные празднества и состязания, немногим уступавшие славным Олимпийским играм . Весной и летом жил в Дельфах , осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето. На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою. Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды. Превращался в ястреба и льва. Наряду с губительными действиями, Аполлону присущи и целительные; он врач и целитель, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. Первым стал врачевать глаза.

В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлон - Фоебус - указывает на чистоту, блеск, прорицание. Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Дионисия, хотя это и божества-антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой - темного и слепого экстаза; но после 7 в. до н.э. образы этих богов стали сближаться - в Дельфах , им обоим устраивали оргии на Парнасе , сам Аполлон нередко почитался как Дионисий и носил отличительный знак Дионисия - плющ. Участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).

В честь самого Аполлона был построен первый в Греции храм по проекту самого Аполлона: чудесные пчелы принесли слепленный из воска образец и он долго витал в воздухе, пока люди не поняли замысел: основную красоту должны были создавать стройные колонны с прекрасными капителями в коринфском стиле. Тысячи людей со всех концов Древней Греции стекались в Дельфы , к подножию горы Парнас , месту обитания Аполлона и муз, чтобы спросить бога о своем будущем и будущем городов-государств, расположенных в Элладе . Жрица, пифия, так она называлась по имени змея Пифона, останки которого тлели в ущелье, вступала во внутреннюю часть храма Аполлона, она садилась на треножник и впадала в забытье от паров газа, который вырывался из расщелины скалы, находившейся под храмом.

Артемида была влюблена в Ориона. Однажды он плавал в море, а ревнивый Аполлон указал на «точку» далеко в волнах и сказал, что сестра не попадет в нее стрелой. Артемида выстрелила, а когда поняла, что наделала, - было поздно. Она оплакала возлюбленного и вознесла на небо, сделав созвездием.

Жрец подходил к затвору, за которым находилась пифия, и передавал вопрос очередного паломника. Слова едва доносились до ее сознания. Она отвечала отрывистыми, бессвязными фразами. Жрец слушал их, записывал, придавая им связность и объявлял вопрошавшему. Кроме оракула греков привлекали светлые и радостные службы богу. Огромное количество гимнов слагали и исполняли кифареды (играющие на кифаре) и хоры мальчиков и юношей. Вокруг храма произрастала красивая лавровая роща, которая нравилась паломникам. Лавровым венком был украшен Аполлон и те греки , которые побеждали в исполнении гимнов и в олимпийских играх , ведь в лавр превратилась прекрасная Дафна, которую полюбил Аполлон.

Его прославляли и собственные знаменитые дети: Асклепий - искусством врачевания и Орфей- замечательным пением. На острове Делос, родине Аполлона, один раз в четыре года устраивали празднества, в которых участвовали представители всех городов Эллады. Во время этих празднеств не разрешались войны и казни. Аполлону воздавали почести не только греки , но и римляне. В Риме был выстроен храм его имени и были учреждены гимнастические и артистические состязания, вековые игры, проводившиеся в Риме раз в 100 лет, которые длились 3 дня и 3 ночи.