Женщина с крыльями в египетской мифологии. Египетская мифология (Осирис, Сет, Гор и Исида). Исида в античной традиции

Богиня Исида - самая известная богиня древности, про которую говорили, что у нее тысяча имен. Она почиталась в Древнем Египте как покровительница плодородия и мореплавания, повелительница ветра, воды. Пред ней преклонялись как перед символом женственности и самозабвенной верности мужу.

Исида - самая почитаемая дохристианская богиня

Огромной любовью и уважением пользовалась в Древнем Египте богиня Исида, чего не скажешь о других прекрасных богинях. Она единственный из культов Египта, который вышел за пределы этой цивилизации. В период эллинизма, а позже и в Риме, ей поклонялись во всем Средиземноморье. Кроме этого, культ богини Исиды соперничал с ранним христианством. Она была внесена в пантеон богов - покровителей медицины.

В ранней мифологии Исида выступает как повелительница скорпионов. Древние веровали, что она подарила человечеству пчел и свадебные наряды. Дала женщинам умение прясть пряжу, ткать ткани, жать хлеб. Исида покровительствовала роженицам и предсказывала судьбу родившихся фараонов.

Интересно, что имя ее переводится как «трон». Исида, благодаря своему сыну, одухотворяла власть царя и почиталась в качестве небесной матери любого фараона, давшей ему трон.

Как и вавилонская Иштар, египетская богиня Исида вначале была злой и воевала даже со своим сыном. Но с течением времени она становится благодетельной правительницей, полной любви матерью и женой.

Рождение Исиды: миф

В мифологии Исида - дочь Геба и Нут, правнучка Ра, сестра-близнец Осириса и его любимая жена. Практически все мифы и сказания о ней тесно сплетаются со сказаниями об Осирисе. В мифологии различных народностей брак богов - братьев и сестер - был одним из показателей их божественной сущности.

Удивительно, но «владычица жизни», которой поклонялись древние египтяне, могла не родиться, из-за события, случившегося на самой заре времен. В то время, когда Ра образовывал мир, его дети - бог Шу (воздух) и (вода) - полюбили друг друга, и от этой прекрасной любви родились два бога - Геб (земля) и Нут (небо), которые также полюбили дуг друга.

Любовь была такой крепкой, что небо и Земля соединились! Солнце, воздух, вода застыли, их движение прекратилось. Ярости Ра не было предела, он повелел сыну Шу наказать непокорных влюбленных, из-за этого произошло несколько катастрофических землетрясений. Но было поздно, Нут уже вынашивала в чреве пятерых богов.

В их числе были богиня Египта Исида и Осирис. Взбешенный Ра определил, что эти дети не смогут появиться на свет ни в один из 12 месяцев года. На помощь пришел он выменял у Луны пять добавочных суток. Они были расположены после двенадцати месяцев. Нут родила Исиду в четвертый из дней.

Миф об Исиде и Осирисе

После убийства Сет скинул тело ненавистного брата в Нил, а древнеегипетская богиня Исида приложила немало сил, чтобы найти останки. В этом несчастной помогала ее сестра Нефтида. Две прекрасные богини, нашли Осириса и перепрятали его в болотистых местах Хеммиса.

Но Сет не прекратил своих попыток покончить с братом, отыскал тайник и разделил его останки на 14 частей, после чего разметал по всему Египту. И все-таки богиня не сдавалась. Собрав все части Осириса, она с помощью Анубиса создала из них самую первую мумию.

Исида изваяла из глины фаллос, который не смогли найти, так как, по легенде, его съели рыбы. После этого, она освятила его. И при помощи магических заклинаний прирастила к телу мужа. С помощью магии превратившаяся в самку коршуна, именуемую Хат, Исида, раскинула свои крылья на мумии мужа, прошептала магические слова и забеременела.

Культовые сооружения с изображением Исиды и Осириса

В храмах Хатхор в Дендре и Осириса в Абидосе до наших дней сохранились древнейшие рельефные композиции. В них изображен божественный акт, при котором был зачат сын богини, когда она приняла образ самки сокола, распластанной над мумией. По мифу, Осирис стал царем в загробном мире, а Исида родила сына - Гора. Это произошло в болотистых тростниках Хеммиса (Дельта).

И сейчас в Египте можно видеть бесчисленные статуи и барельефы, показывающие Исиду, кормящую грудью сына, который принял вид фараона. Вместе с сестрами Нут, Тефнут и Нефтидой, богиня Исида получила эпитет «прекрасная». Она всегда находилась рядом при появлении на свет фараонов.

Великий Ра и Исида: миф

В древних текстах об Исиде говорится, что у нее сердце более непокорное, чем у всех людей, и более умное, чем у всех богов. Исида считалась людьми колдуньей. Она опробовала свои умения на богах.

Так, с неукротимым желанием богиня хотела познать тайное имя бога Ра, сотворившего мир, а также небо и свет. Это дало бы ей власть над самым могущественным богом, а впоследствии - и над всеми богами. Для того чтобы узнать секрет главы пантеона богов Египта, богиня Исида применила хитрость. Она знала, что Ра стар и что когда он почивает, то с уголков его губ течет слюна и каплет под ноги.

Она соскребла эти капельки, перемешала их с дорожной пылью и вылепила змею. При помощи своих заклятий оживила и подбросила ее на дорогу, по которой должен был проходить Ра. Через некоторое время верховный бог был укушен змеей. Испугавшись, он кликнул на помощь детей и объяснил им, что его укусило что-то неизвестное, и сердце его трепещет, а члены исполнены холодом.

Исида, покорная его воле, тоже пришла к отцу и произнесла: «Открой мне имя свое, отец, ведь останется жить тот, чье имя будет упомянуто в заклинании!» Ра пришел в смятение - он знал об этом, но боялся. Он, притворяясь, что уступил дочери, зачитывал перечень случайных имен. Но Исиду не провести, и она настояла, чтобы отец произнес свое настоящее имя.

Ра, не в силах перенести жуткую боль, посвятил ее в ужасную тайну. После чего был исцелен дочерью. Интересно, что ни в одном из текстов, известных в настоящее время, это имя не было указано. В христианстве имя Бога также не знает никто.

Культ Исиды, центры почитания и символы

Культ богини плодородия Исиды с течением времени становится повсеместным. Ее почитали везде: от всех земель Древнего Египта до отдаленных римских провинций. У греков и римлян богиня Египта Исида, фото изображений которой вы можете видеть в статье, тоже была символом и пользовалась всеобщим вниманием. Птолемеи Египетские построили в ее честь много храмов. Так, на юге от Асуана было возведено святилище Дебод. А с закатом эпохи фараонов и с расцветом эпохи Рима храмы были построены и в Нубии. Примером может служить храм Калабша (античное - Талмис). Но больше всего известен храм Исиды, расположенный на о. Филе (Пилак).

Фараон Нектанеб I из ХХХ династии принял решение возвести величественный храм богини Исиды, который стал самым крупным культовым центром богини. Следующие фараоны и императоры Рима всячески содействовали поддержанию этого культа. Храм был закрыт в период распространения христианства в 537 году, по приказу императора Юстиниана. Все статуи были переправлены в Константинополь, а Гипостильный зал был переоборудован в церковь христиан, что еще раз подтвердило связь ее с Богородицей.

Символы Исиды

Главный символ описываемой богини - это царский трон. Его знак довольно часто располагается на ее голове. Исиды почиталась великая белая корова Гелиополя, которая была матерью священного Аписа.

Широко распространенным символом Исиды считается амулет Тет, носящий название «узел Исиды». Он изготавливается из красных минералов - яшмы и сердолика.

Небесный символ богини - это Сириус. С восходом этой звезды от слез богини, оплакивающей любимого мужа, разливается Нил.

Начнем.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.
Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.
Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.Миф:
Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.Миф:
Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.Миф:
Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.
Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.
По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.







Имя богини, вероятно, означает «сиденье», «трон» и идентично знаку, который она несет на своей голове. Таким образом, Изида, очевидно, была первоначально олицетворением тронного места и тем самым имела особое отношение к царю, чьей символической матерью она является. В мифе она нашла мертвого брата и мужа Озириса, от которого зачала сына Гора и которого похоронила и вместе со своей сестрой Иефтидой оплакивала. Сетующие богини изображались в символическом облике двух хищных птиц (коршунов). На стенках гроба она изображается в человеческом обличье и с распростертыми крыльями, чтобы обеспечить защиту умершим и подгонять к ним воздух жизни. Изида почиталась как «колдунья», которая могла защитить сына Гора - и вместе с ним также земных детей - от змей, хищных животных и других опасностей. В период Нового царства Изида тесно связывалась с Хатор, внешние признаки которой (коровьи рога с солнечным диском) она перенимает. У древних египтян богиня считалась «глазом Ра», Платон же, напротив, воспринимал ее как лунное божество. В эллинистический период Изида была защитницей мореплавателей и получила в качестве атрибута руль корабля.

Изида и Нефтида приветствуют священного быка Аписа, несущего мешок с частями тела Озириса.

Многоцветность есть знак жизненной силы. Символическая значимость пестрых одежд египетской Исиды с особой выразительностью передана Плутархом: "Что касается одежды, то у Исиды она пестрого цвета, ибо принадлежа к материи, энергия её становится всем и все в себе заключает: свет и тьму, день и ночь, огонь и воду, жизнь и смерть, начало и конец. Одеяние же Осириса не приемлет тень и пестроту и является одним чистым подобием света, ибо начало - беспримесно, и ни с чем не смешано первичное и сверхчувственное" (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 77). Пантеру и Исиду сближают не только пестрота внешнего вида. В каждой из них сосредоточена энергия космических рождений, и обе они источают волшебный запах. Согласно Плутарху, тело и волосы Исиды излучали удивительный аромат (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 15). То, что Плутарх далее говорит об Исиде, полностью приложимо к Пантере: "Исида есть женское начало природы и она вмещает в себя всякое порождение, почему Платон восхваляет её как "кормилицу" и как "всеобъемлющую", а большинство - как "многоименную" из-за того, что она принимает всяческие виды и формы, изменяясь по воле разумного начала" (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 53). Многоцветность пантеры соотносится с бесконечной чередой зачатий, - обстоятельством, умалчиваемым автором "Физиолога". Однако языческая полнота жизни оказалась не до конца скрытой под покрывалом христианского смирения. У Данте радужное многоцветие Ада тождественно греховной фантасмагории лжи. В семнадцатой песне Ада Данте встречает великана со змеиным телом "в узоре пятен и узлов цветистых", на чьем хребте путники сходят в глубину: таков Герион - "образ омерзительный обмана" (Ад. XVII. 13-18) . На миниатюрах средневековых бестиариев шкура пантеры разрисована яркими сочными красками. В этом можно видеть отражение глубинной памяти о сакральной пестроте. Рассмотрим различные аспекты обозначенной темы. Согласно Павсанию, бог-хранитель города Элиды был изображен в хламиде, усеянной звездами (Павсаний. VI. 25. 4). Откликаясь на разные слухи о мифологических персонажах и считая их ложью, Павсаний произносит не очень ясную фразу: "Слыхал я и многое другое, будто грифы в таких же пятнах, как и леопард" (Павсаний. VIII. 2. 7). Выше говорилось о Кибеле, в свиту которой входят грифоны. В басне Эзопа "Лисица и барс" эти звери спорят между собой, кто из них красивее. Барс на все лады хвастался своей испещренной шкурой. А лисица в ответ заявила, что у нее столь же изощрена душа (Басни Эзопа. 12; См.т.ж.: Плутарх. Пир семи мудрецов. 12). Из описания Иосифа Флавия известно, как выглядел занавес в Иерусалимском Храме. Храм имел два помещения; во внутреннее вели золотые двери в 50 локтей высоты и 16 ширины. "Перед дверьми висел, скрывая их, такой же величины занавес вавилонской работы, расшитый гиацинтом, виссоном*, багрецом и пурпуром**, - произведение, достойное всяческого удивления. Подобное смешение материалов не было случайным, но долженствовало служить подобием мироздания: багряница обозначала огонь, виссон - землю, гиацинт - воздух, а пурпур - море. Багряница и гиацинт были избраны для этой цели по сходству цвета, а два остальных - из-за своего происхождения, так как виссон происходит от земли, а пурпур - от моря. Шитье на занавесе представляло собой полный обзор неба, за исключением знаков зодиака" (Иосиф Флавий. Иудейская война. V. 5. 4). Пестрота смешанных красок выступает подобием мироздания, шкура пантеры также может быть уподоблена Космосу.

  • Виссон - лен; Павсаний (Описание Эллады. V. 5. 2) пишет: "Лен же в Элладе по своей тонкости не уступает еврейскому, но он не такой золотистый".
    • Пурпур, скорее всего, - ткань, окрашенная в красный цвет веществом, добываемым из морских раковин, см.: Павсаний. Описание Эллады. III. 21. 6.

Плутарх в "Застольных беседах", задавшись вопросом, каков бог у иудеев, рассуждение на эту тему вложил в уста афинянина Марагена - участника дионисийских таинств, который утверждает, что это Дионис. Мараген объясняет, что иудейские обряды напоминают дионисийские: первосвященник во время праздника носит на голове лидийскую митру, одет в оленью шкуру, шитую золотом, и длинный хитон, с одежды у него свешиваются колокольчики, как у вакхантов (Плутарх. Застольные беседы. IV. 6. 2). Согласно описанию Иосифа Флавия, одеяние первосвященника Иерусалимского Храма выглядело более впечатляюще: "Для совершения службы он надевал пояс, покрывавший ему бедра вплоть до чресел, и нижнюю одежду из льна, а сверху облекался в облегающую тело и спускающуюся до самых пят гиацинтовую одежду, обшитую кистями. На этих кистях висели, чередуясь друг с другом, золотые колокольчики и гранатовые яблоки: первые долженствовали служить символом грома, а вторые - молниями. Верхняя одежда прикреплялась к груди разноцветной повязкой, сплетенной из пяти лент тех же самых материалов - золота, пурпура, багряницы, виссона и гиацинта, - из которых, как мы уже рассказывали, были сотканы храмовые занавески. Из них же было сделано и наплечное одеяние, но золота в нем было больше, чем остальных материалов. [...] Голову покрывала тиара: она была из висона, а сверху увенчивалась гиацинтовой тканью; вокруг нее шел ещё один венец, золотой, с вырезанными в нем священными буквами, именно, четырьмя гласными. Однако это облачение он надевал не во всякое время (обыкновенно он носил более простые одежды), а лишь тогда, когда вступал в Святая Святых" (Иосиф Флавий. Иудейская война. V. 5. 7). Для нас важно следующее: пестрые одеяния и украшения первосвященника воспринимались сторонними наблюдателями как одежда из пестрой оленьей шкуры. Истинным гимном земным творениям звучат слова Иеронима Стридонского в "Письме к Фабиоле": "Итак, справедливо, что первосвященник Божий, нося на одеждах своих изображение всех тварей, показывал тем самым, что все нуждается в милосердии Бога; а когда приносил Ему жертвы, - жертвы эти были искупительными за весь мир; так что, и словом и одеждою, он молился не за детей, не за родных и близких, а за все творение" . Подобно тому, как мифическая пантера собирает вокруг себя всех животных, первосвященник облачается в одеяние, покрытое изображениями всех тварей. Разница лишь в том, что в ритуале символы животных сведены до уровня условных знаков. В апокрифическом "Завещании Авраама", популярном в Средние века, Бог посылает Смерть за Авраамом, предварительно повелев ей скрыть дикость, гниль и горечь и навлечь красоту, чтобы она своим появлением не испугала праведника. "Услышав сие, отошла Смерть от лица Всевышнего и навлекла на себя одежды блестящие, и сделала облик свой подобным Солнцу, и стала красива и прекрасна превыше всех сынов человеческих. [...] И вот, аромат благоуханный начал доходить до него и сияние света. Обернувшись же, увидел Авраам Смерть, идущую к нему во многой красе и славе". Авраам, не поверив тому, что перед ним Смерть, просит её явиться в истинном обличье. "Тогда совлекла с себя Смерть всю свою красоту и прелесть, и всю славу и вид солнцеподобный, который приняла, и облачилась в одежды тирана. И сделала лик свой мрачным - лютее, чем лик всевозможных зверей, и всяческой нечистоты не-чистее. И явила она Аврааму головы дракона огненные числом семь, и лики числом четырнадцать, дышащие огнем и великою лютостью: и темный лик, и мрачный лик ехиднин, и лик кручи ужаснейшей, и лик аспида лютый, и лик льва ужаснейшего, и лик змеи рогатой и василиска" Превращения в облике Смерти возвращают нас к теме противостояния благоухающей пантеры и зловонного дракона.

Исида - егип. ,s.t; греч. S.Іsis

В египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания (см. рис.). Культ И. пользовался широкой популярностью в Египте и далеко за его пределами, особенно со времени эллинизма. В греко-римском мире её называли «та, у которой тысяча имён». И. - дочь Геба и Нут, сестра Осириса (и его супруга), Нефтиды, Сета, мать Гора (см. рис.). Основные повествования об И. тесно переплетены с мифом об Осирисе. В мифах И. обычно выступает как верная и преданная супруга. После убийства Осириса Сетом она, отыскав тело мужа, погребла его и, зачав от мёртвого Осириса, родила сына Гора, который должен был отомстить Сету. В мифах подробно описывается жизнь И. в болотах дельты Нила, где она, спасаясь от преследований Сета, воспитала сына Гора. Однажды в её отсутствие ядовитая змея ужалила «прекрасного, золотого, невинного младенца. Его тело было неподвижно, его сердце было бессильно, не бились сосуды его тела» («Исида и Гор в болотах Дельты», текст т. н. стелы Меттерниха (см. рис.)). И. подняла крик, призывая на помощь богов и людей. Бог мудрости Тот успокоил несчастную мать и своими заклинаниями исцелил Гора. Когда Гор подрос, И. явилась с ним на суд эннеады (девятки богов) и стала требовать для него, как законного сына Осириса, царский престол. По настоянию Сета она была отстранена от участия в судебном разбирательстве. Боги-судьи собрались на Внутреннем острове и строго запретили перевозчику Немти доставлять туда И. Однако мудрая богиня перехитрила Сета. Приняв образ старухи, она подкупила перевозчика золотым кольцом, и он переправил её на заповедный остров. Там она превратилась в прекрасную девушку и рассказала Сету вымышленную историю о сыне пастуха, которого ограбил какой-то чужеземец, лишив его стад умершего отца. Сет возмутился незаконностью такого поступка и воскликнул, что чужеземца следует побить палкой. Этим он невольно осудил самого себя и признал, что наследство отца должно быть передано сыну.

В дальнейших спорах и столкновениях Гора с Сетом И. помогала своему сыну. Когда жизненная сила Сета проникла в руку Гора и наполнила её отравой, то И. оторвала руку и заменила её здоровой. Она добилась осуждения Сета и признания царём Египта своего сына. Имя И. упоминается почти во всех религиозно-магических текстах, посвящённых Осирису. О ней идёт речь в мифе о споре Гора с Сетом (сохранившемся на папирусе Честер Битти I). В некоторых вариантах мифов (миф о Ра и змее, сказка о фараоне Хуфу и чародеях) И. действует вполне самостоятельно и Осирис даже не упоминается. В магических текстах, написанных на т. н. стеле Меттерниха, об Осирисе упоминается лишь вскользь, а И. стоит на первом плане («Гор и Исида в болотах Дельты» и другие тексты). В мистериях, посвящённых смерти и воскресению Осириса, Осирис безмолвствовал (фигурировала его статуя, которую опускали, подымали и поворачивали), зато И. и её сестра-помощница Нефтида (их изображали жрецы) произносили длинные речи, оплакивая Осириса («Призывания И. и Нефтиды» (см. рис.). Отношение И. к Осирису и Гору считалось в Египте и затем в античном мире поучительным примером семейных добродетелей. Однако такая трактовка образа И. не являлась изначальной. Сохранилось глухое воспоминание об И., выступающей на стороне Сета, злейшего врага её мужа и сына. При этом даётся объяснение такого поведения. Когда она, заступившись за сына, вонзает свой гарпун в Сета, тот восклицает: «Что сделал я против тебя, сестра моя Исида? Позови свой гарпун, да отпустит он меня, ибо я брат твой по матери!». Потом он говорит, что Гор является для И. чужеземцем (то есть принадлежит не её роду, а роду своего отца). Смущённая этими речами, И. отзывает свой гарпун и разъярённый таким предательством Гор отрубает своей матери голову. Этот вариант мифа является глубоко архаическим. И. поступает здесь в соответствии с нормами материнского права, когда брат по материнской линии является самым близким человеком. Гор, как представитель нового поколения богов, действует уже по нормам отцовского права. Он теснее связан с отцом, а для матери менее дорог, чем родной брат. Этот древнейший вариант мифа был затем искусственно включён в свободное изложение мифа о споре Гора с Сетом, хотя он совершенно не вяжется с общей тенденцией повествования.

В мифе о Ра и змее И. выступает как злая волшебница. Она создает и насылает на верховного бога Ра ядовитую змею. Ужаленный бог молит «великую чарами» И. об исцелении, и она спасает его только после того, как он открывает ей свое настоящее имя. Затем И. получает магическую власть над царем богов.

Подобно вавилонской богине Иштар, И. постепенно превращается из злой богини, которая борется за власть с богом Ра и враждует даже со своим сыном Гором, в добрую и благодетельную владычицу. Создается классический образ И. - любящей жены и матери, защищающей права своего мужа и сына. Первоначально И. почиталась в северной части дельты Нила и центром ее культа был город Буто. Она, вероятно, олицетворяла небо, и само ее имя (егип. Исет, «трон», «место») намекало на рождение ею солнечного бога Гора. Почитателями И. в первую очередь были обитавшие в районе Буто рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось несчастье, то они первыми прибежали к ней на помощь («И. и Гор в болотах Дельты» (см. рис.). Как богиня неба И. изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове. В дальнейшем (после создания гелиопольского пантеона, т. н. Великой эннеады) владычицей неба признается мать И. богиня Нут, а сама И. выступает уже в классическом образе супруги и помощницы Осириса.

Почиталась И. и как богиня ветра, создавшая его взмахами своих крыльев; соответственно ее (как и сестру Нефтиду) изображали в виде соколицы или крылатой женщины. Вместе с той же Нефтидой, а также богиней Хекет И. выступает как покровительница рожениц, облегчающая роды и определяющая судьбу новорожденных царей («Сказка о Хуфу и чародеях»).

Как супруга Осириса , И. воспринимает порой его функции. По сообщению греческого историка Диодора Сицилийского (следовавшего египетской традиции), она научила людей жать, растирать зерна; греки отождествляли И. с богиней Деметрой. Однако, как правило, функции земледельца выполняет сам Осирис. Наряду с представлением о водах Нила, вытекающих из тела Осириса, существовало представление о разливе великой реки, переполненной слезами И., горюющей по супругу. Судя по античной традиции, И. была владычицей не только речных, но и морских вод и покровительницей моряков. Возможно, что это представление восходит к ранним египетским верованиям. Сохранились изображения И. с лодкой в руках.

Ни одно египетское божество (за исключением Сераписа) не получило такой широкой популярности в греко-римском мире, как И. В 4 в. до н. э. храм И. был построен в Пирее, во 2 в. до н. э. на острове Делос. Известны также святилища И. в Тифорее (близ Дельф), в Кенхрее (около Коринфа) и других местах Греции. В Италии культ И. распространяется начиная со 2 в. до н. э.; воздвигаются храмы И. в Риме, Помпеях, Беневеяте и других городах. Имеются памятники, свидетельствующие о культе И. в Галлии, Испании, Британии. Если сначала её культ связан с культом Осириса, то в греко-римскую эпоху он приобретает самостоятельное значение, и И. выдвигается на первый план, принимая на себя многие функции Осириса. Об И. писали многие античные авторы (с благоговением Плутарх и Апулей, с иронией Лукиан из Самосаты и Ювенал).

Культ И. повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу И. с младенцем Гором. Статуэтки И. сохранялись как реликвии в некоторых средневековых церквах (в Сен-Жермене, Кёльне).

Образ И. получил отражение в поэзии [напр., у О. Уайльда («Сфинкс»), В. Брюсова («Жрец Исиды», «Встреча») и др.].

Лит.: Коцейовский А., Иератическая часть Берлинского папируса 3008. Призывания Исиды и Нефтиды, «Записки классического отделения Русского археологического общества», 1913, т. 7, с. 133-87; Mоpэ А., Мистерии Изиды, в его кн.: Цари и боги Египта, пер. [с франц.], М., 1914, с. 171-225.

Д. Г. Редер

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Исида, С. 7 и далее. Мифы народов мира, С. 3431 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 571 Словарь)]

Девственница и Мать, целительница тела и Души

Глиф для Девы - буква «mem» из древнееврейского алфавита, символизирующая Девственницу с хвостом Рыбы (мистическая полярность знака Рыб), поднятым вверх. Этот магический глиф подходит Гермесу с исцеляющим кадуцеем. Исида также соответствует герольду — Гермесу, посланнику, посреднику между человеком и Богом. Подобно своему христианскому эквиваленту, Деве Марии, Примирительнице, Исида получает свою силу от мужского божества (Тот) и играет роль посланника — основная роль Девы. История Исиды — это история смирения, эффективности, трудолюбия и технического совершенствования. Она донесла до человечества тайны богов , чтобы оно исцелилось и было уверено в бессмертии.
Исида слыла очень образованной. Ее учил египетский Гермес, бог-наставник по имени Тот, писец бога Солнца, Ра. Тот учил ее наукам и искусству исцеления посредством лекарственных трав, заговоров, использования жуков, жаб, и камней и даже способностям поднимать мертвых силой Ра. Она была очень способным целителем и на ментальном, и на физическом уровнях. Надписи в ее святилищах и храмах гласят, что те, кто спал там, получали утешение от Исиды во снах и излечивались от эмоциональнмх проблем. Девственницы посвящали себя Исиде, давая обет безбрачия, когда они служили и учились в ее храмах. Ей давали символические имена: Мудрая, Чародейка, Богиня Исида, Та, чьи слова обладают силой. В церемонии, которая вполне могла бы быть астрологической, инициатов проводили по 12-ти залам Храма (Дома Исиды) и в каждом зале на него набрасывали новую накидку с капюшоном с изображением животного. Инициат молился, постился и выходил из последнего зала к Нилу, чтобы увидеть, как мимо проплывает Лодка Исиды и для того, чтобы ощутить покой Осириса. Затем инициата называли Завоевателем Семи Планет, что, вероятно, означало покоритель натальной карты, хозяин собственной индивидуальности.
Прежде чем мы изучим историю Исиды, давайте на минуту остановимся и посмотрим, в чем состоит потенциал знака Девы. Статуи культа считались наиболее мощными, когда Исида стояла не одна, а держала на руках своего ребенка, Гора. В искусстве образ матери с ребенком — один из наиболее значимых символов во всем мире. Такая статуя представляет реализацию (ребенок) потенциала (матка). Самодостаточная Дева, стоящая одна, независимо от того, насколько она мудра, не является полной. Полнота — это новая форма. Будь это ребенок, или книга, или основание Центра целостной медицины — каким бы ни было творческое создание — должна появиться любая реальная новая форма. Эта форма обычно требует длинной и болезненной беременности и родов, типа печальных родов Исиды, в результате которых появился Гор. Для Девы ученичество может подразумевать наличие наставника, который слишком долго держит ее на минимальной заработной плате в своем офисе, лаборатории или школе. Это может включать борьбу с финансовым положением и уверенностью в себе, сомнения относительно наставника, даже колебания в рассуждениях относительно ценности службы вообще. Но в конце, обычно после длинного периода беременности, эзотерический управитель Девы, Мать Формы, Луна , порождает свое новое создание.
Другой образец, который можно увидеть в истории Исиды и в жизни Дев — это сумеречный обман Гермеса, хитрость, которая окружает их вне зависимости от того, участвуют ли они в этом активно и сознательно или нет. Вещи — часто не те, какими кажутся. Страдания Исиды начались, когда ее сводный брат, Сет, обманул и убил ее мужа. Исида не знала наверняка, что муж был мертв, но с ранних стадий своей беременности она начала длинное, болезненное одинокое путешествие, скрывшись под личиной непритязательной няньки. Подумайте об Исиде, когда видите своих знакомых Дев, спрятавшихся за образами преподавателей и администраторов. Кем мог бы быть этот человек в прошлом? Затаившийся алхимик в одиноком путешествии по чужой земле? Преобразующая сила речи , которая также принадлежала богине Исиде, потенциально существует и у этих Дев, ведущих свой скромньїй образ жизни. Возможно, уважение к власти слова предостерегает их от письма и выступлений на людях, пока они не получат сообщения об этом. Эта длинная беременность или ученичество часто, кажется, наложено на себя самой Девой — перфекционистом.

Миф об Исиде
Исида и ее муж, Осирис, правили в дельте Нила в Египте как царица и царь. Они были счастливы, подданные любили их, но жизнь супругов была омрачена тем, что у них не было сына, который унаследовал бы царство.
Осирис известен тем, что принес в Египет искусство и ремесла. Он часто путешествовал за границей, чтобы учить менее счастливые народы. Когда он был в отьезде, Исида правила «мудро и хорошо». Она также следила за своим сводным братом, завистливым рыжебородым Сетом, который выжидал момент для захвата трона.
Однажды, во время путешествия Осириса, Сет и его друзья смастерили гроб, в точности подходящий Осирису. Он был сделан из прекрасного кедра и украшен золотом. Когда царь вернулся в дельту Нила, они устроили пир в его честь. (Исида в это время была далеко, в городе Коптос). После того как все было выпито, друзья Сета предложили каждому примерить на себя красивый гроб, подходящий царю. Все гости были либо низкорослыми, либо слишком высокими, кроме, конечно, Осириса. Как только он лег в гроб, Сет плотно захлопнул крышку, и его друзья запечатали гроб расплавленным свинцом. Они отнесли его к Нилу и столкнули в реку. Сет был счастлив, объявив себя новым правителем Египта. Осирис погиб в 28 лет, в день убывающей .
Находясь в Коптосе, Исида услышала о смерти Осириса, но она не смогла поверить этому. Она надела черную одежду и обрезала волосы. Исида пошла по берегу Нила, ища гроб среди тростников, куда его могло бы выбросить. Она плакала, поскольку только теперь поняла, как глубоко любила своего мужа. Какие-то посторонние люди сказали ей, что гроб вынесло на берег в Сирии и его прибило к стволу дерева тамариска. Царь Сирии Мелкарт, гуляя однажды днем вдоль реки, поразился, увидев дерево, и приказал срубить и сделать из него столб для дворца. Исида пришла во дворец, села на веранде и прижалась щекой к столбу. К ней подошли придворные женщины. Она научила их, как убирать волосы в прическу в египетском стиле. Царица Иштар, конечно, спросила служанок, кто сделал им прически и надушил благовониями. Они ответили, что их причесала простая египтянка в белой льняной одежде. Иштар послала за Исидой и сделала ее няней своего сына.
Исида, проведя долгое время во дворце, полюбила малыша. По ночам она держала его над огнем, чтобы выжечь из него смертные шлаки, и он смог стать бессмертным. Каждый раз, проделав эту процедуру, она превращалась в черную ласточку и летала вокруг гроба своего мужа в столбе света, страстно желая обнять Осириса и мечтая иметь собственного ребенка.
Однаждь ночью царица Иштар вошла в комнату, когда Исида держала младенца над огнем. Иштар в панике закричала и разрушила заклинание Исиды, таким образом лишив ее принца бессмертия. Исида была вынуждена сказать Иштар, кто она есть на самом деле — богиня Изобилия , царица Юга (загробного мира). Иштар встала на колени перед Исидой, а затем помогла ей извлечь тело Осириса из дерева тамариска. Две женщины обернули ствол белым полотном и поставили с почтением в храме для поклонения. Затем Исида положила тело Осириса в лодку и поплыла вниз по Нилу, прячась, она выполняла тайные обряды. С помощью Тота — Гермеса она смогла возродить Осириса на некоторое время, чтоби зачать столь долгожданного ею Божественного Ребенка, Гора. Ей поклонялись как Дому Гора или Храму Гора в память об удивительном волшебном зачатии.
Роды Исиды, однако, прошли не так, как было достойно богини и царицы. Она пряталась от Сета, бушевавшего и искавшего ее выше и ниже по течению Нила. До Сета дошел слух о том, что Исида утверждала, будто она беременна ребенком от умершего Осириса, но он отказывался верить в это чудесное зачатие. Он полагал, что ребенок Исиды будет незаконнорожденным, но не хотел рисковать. Исида знала, что он убьет ее и ребенка, если найдет их. Она села на корточки в тростниках и родила, как простая крестьянка. Несколько часов она была в агонии, находясь между жизнью и смертью, пока, наконец, не пришла подмога с амулетами из лягушек и камней, чтобы помочь ей: Ребенок родился на свет — Тот, Кого Долго Ждали, Гор, Мститель за Своего Отца, Гор, Ястреб Бога Солнца. Его рождение произошло в день весеннего равноденствия, когда Земля наиболее плодотворна.
Его отец, скрытый в своем гробу, иногда приходил к Гору и учил его. Они как мужчина с мужчиной обсуждали оружие и искусство войны, потому что знали, что когда-нибудь Гор будет вынужден бороться за трон с могущественним Сетом.
Однажды Осирис спросил ребенка: «Какое самое правое дело, которое может осуществить человек?»
«Отомстить за своего отца».
«Какое животное самое полезное?» — продолжал Осирис.
«Лошадь», — быстро ответил мальчик.
Осирис бил озадачен, потому что обычно самим значимым животным считался лев, который в виде созвездия находится над головой в пору, когда Нил начинает наполняться водой.
«Почему ты предпочитаешь лошадь?» — спросил отец сына.
«Потому что лошадь стремительнее и нужнее при перехвате и отсечении вражеских сил. Лев сильнее, но лошадь быстрее».
Однажды, когда Исида отправилась в город, чтоби пополнить запасы, оставив своего ребенка спать одного на циновке, приполз скорпион и ужалил Гора. Когда Исида вернулась, она увидела, что ее сын неподвижен и похолодел, его конечности отекли, а на губах выступила белая пена. Она испытала непередаваемый ужас, взяв своего ребенка на руки. Она и ее сестра воззвали к солнечному богу Ра с такой силой, что Диск остановился вверху на своей орбите. Путешествие Ра , длившееся миллионы лет, впервые было прервано. Тот, бог науки и писец Ра, наставник Исиды, прилетел к ней на помощь вниз с лодки Диска Солнца.
Тот имел энциклопедическую память и написал множество обьемных трактатов по магии, математике, астрономии и астрологии. Даже важнее, чем знание того, какие заклинания были подходящими для исцеления Гора, их необходимо было правильно произнести. Пока Исида рыдала над телом Гора, Тот — Гермес учил ее должным образом произносить слова. Рана открылась, и из нее вытек яд. Гор снова начал дишать!
«Гор жив! Гор жив!» — закричала толпа.
Тот вернулся на лодку солнечного диска, а богиня Исида получила новий титул — Владычица волшебства .
Исида передала волшебные заклинания, которым научил ее Тот, жрицам своего храма, чтобы ни один ребенок в Египте не умер от укуса скорпиона.
Тем временем до Сета дошла молва, что мальчик, сын Исиды, продолжает расти. Он слышал, что ребенок мастерски управлялся с оружием, и что магнетизм Гора привлекал даже собственных воинов Сета из его дворца.
Каждую ночь Сет выходил из дворца якобы поохотиться, но на самом деле, чтобы найти Гора и убить его. Он обыскивал все пещеры при свете Луны. Однажды в полнолуние он обнаружил гроб Осириса, вскрыл его и разрезал тело на 14 частей, а затем бросил их в Нил. На следующее утро Исида увидела, что саркофаг разорен. Она смастерила легкую лодку из папируса и отправилась вниз по реке искать части тела Осириса. Гор, тем временем, изучал черную и белую магию. Он сказал матери, что встретит ее в храме в Абидосе, где хранился деревянньїй гроб из тамариска. Исида должна была принести туда части тела, чтобы они при помощи ритуалов его снова восстановили.
Исида во время своего путешествия вниз по Нилу встречала множество жестоких крокодилов, но они имели такое уважение к ней, что не сьели ни одной части тела Осириса. С того времени крокодилы стали считаться в Египте священными животными. Исида нашла 13 частей, но рыбы сьели фаллос, и потому она принесла Гору тело, которое не было целым — не хватало одной очень важной части.
В храме Абидоса они собрали части тела и добавили к ним модель фаллоса, которую сделала сама Исида. Им пришлось совершить множество обрядов над телом в течение 14 дней цикла убывающей Луны . Только после того как ритуал был закончен, Гор смог отправиться на поиски своего дяди, чтобы вернуть себе свой трон.
Бог Тот спустился с Диска, чтобы выступить в роли посланника и арбитра, чтобы судить сражение между Сетом и Гором, между дядей и племянником. Некоторые источники говорят, что, возможно, он пришел, предвидя, что Исида будет нуждаться в нем.
Действительно ли Тот все знал заранее, но он, безусловно, был нужен Исиде. Сначала Сет и Гор боролись в течение трех дней подобно «большим медведям». Затем Гор смог победить и заковал дядю в цепи. Он привел Сета к матери, толкнул на пол, а затем поставил свою ногу на его большую рыжую голову. После, оставив царицу охранять своего пленника, Гор отправился распорядиться армией Сета.
Как только Гор ушел, Сет начал умолять Исиду, чтобы она его отпустила. «В тюрьме холодно и темно; это недостойное место для великого царя». «Конечно, земля восстановит свое изобилие быстрее, если ты освободишь меня». «Я, в конце концов, твой брат». Когда все эти доводы потерпели неудачу, Сет показал ей раны, которые нанес ему Гор. Его состояние, наконец, разжалобило Исиду, и она освободила его.
Гор, порывистый Овен, рожденный в день весеннего равноденствия, вернувшись, обнаружил, что мать простила и освободила человека, который дважды убивал его отца и его самого лишил законного трона. Измученный сражением и обезумев от этой новости,
Гор выхватил меч и в припадке ярости отсек голову своей матери. Тот, однако, стоял рядом и смог немедленно произнести правильные слова, чтобь спасти Исиду. Он заменил ее отрубленную голову головой Хатор, древней египетской богини-коровы. Тогда Исиду стали называть Хатор, старшей земной богиней, Покровительницей родов.
Мать и сын после этого вместе преследовали Сета. Они гнали его до берегов Красного моря. Он никогда больше не вернулся в Египет, а долина Нила вновь стала процветающей при царствии Гора и четырех его сыновей, которые правили последовательно справедливо и гармонично.
Исида и Осирис стали судьями мертвых в загробном мире. Там они встречают вновь прибывшие души и судят их согласно 42-м заповедям.
На первый взгляд эта история могла бы показаться скорее солнечным, чем лунным мифом. Солнечный Гор боролся, чтобы вернуть себе царство, захваченное злобным дядей. Но если мы посмотрим еще раз, то увидим, что на самом деле этот рассказ об Исиде и тонкой, магической силе Женского, то есть это Лунный миф. И все же, Исида — это не Великая Мать, которая собственной силой и властью осуществляет контроль над жизнью, смертью и возрождением, а Помогающая Дева — скромная Дева, дитя и ученица Гермеса — Тота.

Дева — более нежная осенняя богиня, она не обладает Шакти Великой Матери. Исида сообщает Иштар, что она — царица Юга, закатного Солнца — Шестой Дом, или область сумерек природного Зодиака . Мы понимаем роль Исиды как посредника, когда Плутарх говорит нам, что она является дочерью Гермеса. Она Девственница и Мать, проситель и посредница при передаче дара божественной милости и мудрости. Но она остается полностью зависимой от Тота, ее Божественного Наставника, когда приносит сознание человечеству. В этом мифе Исида ничего не делает сама, собственной властью. Она — скромное средство, Храм Гора, благодаря которому передаются методы исцеления.
Дева-Богиня учится, ждет, просит, верит (полярность знака Рыб) и эффективно и правильно действует в кризисной ситуации. Исида проявляет милосердие к Сету, которое появляется, как нам говорят, из «жалости ко всем его человеческим слабостям». Все же, в награду за все ее тихое смирение, Исида побеждает в итоге; солнечные фигуры не столь сильны, как она. Даже Сет изгнан из Египта благодаря ее терпеливим, постоянным усилиям.
Сын Исиды Гор, Божественний Ребенок Ра, бога Солнца, всем обязан своей матери — своим чудесным рождением от семени умершего отца, тем, что он выжил во время родов, тем, что был спрятан от воинов Сета в пещерах по берегам Нила, своим чудесным исцелением от укуса скорпиона, возможностью научиться магии у Исиды и искусству войны у Осириса и, таким образом, косвенно, даже своей победой над Сетом в борьбе за трон. Всем этим он обязан Женскому, своей скромной матери. Фактически, он слишком много задолжал собственному эго, и в конце он отсек матери голову, чтоби достичь собственной свободы и пространства для личного роста. Таким образом, Гор стал способен занять трон и править своей собственной властью.
В мифе об Исиде есть много характерных черт Девы: смирение, перфекционизм (магические слова должны быть произнесены абсолютно правильно), эффективные действия во время кризиса, применение приобретенных навыков и методов для решения проблемы, заступничество за других перед богами (многие Девы занимаются работой посредников при подборе персонала, детской психотерапией, менеджментом среднего звена в государственних структурах и т.д.), целительство (не повреждая тело). Целительство — другая черта, характерная для Девы, а также для поисков Исиды. Сначала она хранила тело Осириса неповрежденным, затем она спасла и возродила холодное тело Гора, и, наконец, в случае врага, Сета, Исида приняла решение освободить его. Она сделала это не для того, чтоби восстановить царство, и не потому, что он был ее родственником, а потому, что ему нанесли раны в сражении, и он не должен был оказаться в холодной, темной, сырой тюрьме. Ему необходим был солнечный свет и исцеление. Исида не могла допустить, чтобы даже враг испытывал физические страдания.
В «эзотерической астрологии» Алиса Бейли обращает внимание на то, что двойственность Гермеса выражает себя в знаке Девы как дихотомия души и тела. Полярность Рыб подчеркивает эту дилемму, потому что выделяет отказ от имущества, иногда даже включая необходимые для здоровья вещи типа витаминов, всякий раз, когда транзиты выступают в гороскопе против энергии Девы.
Таким образом, эзотерическая Дева может колебаться от акцента на тело к акценту на душу в зависимости от времени года — транзиты через середины Шестого — Двенадцатого Домов или оппозиция Солнца в Деве, восходящей Деве. Исцеление тела, сознания или души (психическое исцеление ) — естественный вид поисков людей этого архетипа , но у Девы бывают периоды сомнения. Должна ли она забыть о собственном теле и своем здоровье или отречься от всего этого и работать над развитием интуиции, воображения и способности Рыб к отречению? Больше медитировать? А может, поискать монашеского уединения?
Ожидание, скрытая жизнь, служение — это также характеристики Девы. Исида и Осирис долгое время ждали ребенка. Казалось, они думали, что впереди у них очень много времени, и, таким образом, Гор стал посмертным Божественним Ребенком Осириса. Многие Девы занимают выжидательную позицию подобно Исиде или Персефоне до середины жизни, прежде чем принять главное решение. Исида не понимала до смерти Осириса, насколько сильно она его любила. Многие Девы не отвечают на свои внутренние потребности и чувства вплоть до середины жизни или даже позже, до того момента, когда эзотерический управитель поворачивается к индивидуальности.
Тихая, скрытая жизнь Девы может быть проведена в обучении, больнице или на государственной службе в качестве низкооплачиваемого служащего, который на самом деле знает, что он обладает интеллектом и достаточно талантлив, чтоби двигаться вперед. Дева проводит долгий период ученичества, как Исида с Тотом, прежде чем она сама стала Богиней.
Часто Дева, восходящая Дева спрашивает: «Почему кажется, что я — поздний цветок?» Если задуматься о сущности Гермеса, у которого есть два мнения насчет возможности рискнуть и оставить свое безопасное, надежное ученичество, и о замечании Исиды о том, что до того, как Осирис умер, она не понимала, как сильно его любила и как хотела от него ребенка. До трагедии с Осирисом жизнь для нее была просто возможностью учиться. В конечном счете, она родила собственного Божественного Ребенка, но только после того, как сначала помогла Иштар воспитывать ее младенца.
Таким образом, Дева часто дает жизнь собственным творческим проектам после того, как сыграет поддерживающую (лунную) роль в создании творческого предприятия другого.

Древнеегипетские боги уже много столетий притягивают внимание, а фантастические мифы, подкрепленные реальными событиями и людьми, затягивают и погружают в атмосферу прошлого времени. Исида не является исключением. В она была очень известна, и ее слава дошла и до наших дней.

Кто такая богиня Исида в древнем Египте?

Она была очень добрым и положительным персонажем и всегда становилась на сторону добра. Исида оказывала помощь любому нуждающемуся, тяжело переживала беды и несчастья смертных. Многие мифы гласят, что большей частью своих умений, она поделилась со своим сыном Гором и наказала ему заботиться о людях. Сын был настоящим достоинством богини, и любила она его больше своей жизни.

Древнеегипетская богиня Исида была очень мудрой женщиной. Пройдя через нереальные для человека препятствия, она смогла найти в себе силы и все же стать матерью, поэтому ее и стали именовать как богиню домашнего очага и верности. Исида очень долго и мучительно переживала смерть мужа, и в нынешнее время ее облик представляют как хрупкую деву с птичьим крылом, склонившуюся над упокоенным супругом.

Чему покровительствовала Исида?

Великая богиня древнего Египта Исида была настоящим олицетворением женственности. Все девушки и женщины молились и подражали ей, дабы показать свое совершенство, любовь и верность. Богиня Исида имела власть над стихиями воды и ветра. Многие считали ее богом плодородия и достатка в доме. Все цели, к которым шла эта уверенная и добрая женщина обязательно достигались, но, к сожалению, как и у других , у Исиды была сложная и трудная судьба, со множеством предательств.

Как выглядела богиня Исида?

Мифология Египта представляет несколько обликов богини. По некоторым описаниям она имеет красивые птичьи крылья, которыми как бы закрывает своего мертвого мужа от внешнего мира. Некоторые считают, что Исида могла превращаться в орла и летать в небесах, рассматривая людей. Современники видят ее сидящей на коленях либо кормящей грудью своего сына Гора.

Практически всегда на голове у нее находится трон, или же коровьи рога, держащие на своих концах солнце или ореол. Второе ее представление относится к более поздним временам, когда уже люди окрестили ее как богиню плодородия. Само по себе ее имя произошло от слова «исет» - что в переводе означает царский трон, и этот трон считается ее основным признаком на всех изображениях.

Как почитали богиню Исиду?

Люди древнего Египта почитали ее как главную покровительницу рожениц. При каждом появлении на свет нового человека, присутствующие обязаны были молиться ей, а после удачных родов приносить дары. Богиня Исида давала людям веру в магию исцеления, поднимала жизненные силы тех, кто в этом нуждался, но самая главная ее заслуга – это сохранение семейного очага. В Египте ей подражали многие женщины, тая в себе нежность, доброту и красоту. В древности считалось, что, если жена посмеет изменить мужу, Исида обязательно ее покарает за совершенный грех.

Легенда об Осирисе и Исиде

Этот миф известен многим и его трагичность может затронуть сердце любого. Исида была верной супругой Осириса, но его родной брат убил его, чтобы завладеть его замком и властью. И настолько был зол Осириса брат, что приказал разрубить его тело на мелкие кусочки, и не предавать земле, дабы люди не могли прийти на его могилу поклониться ему. Долго скиталась Исида, но все же собрала тело мужа и вдохнула в него на мгновение жизненные силы, для зачатия сына.

У богини получилось забеременеть, и она родила прекрасного сына Гора, которому впоследствии и передала все свои магические знания. Любила она его, как любила мужа своего, ведь он был его точной копией, его подобием. Наверное, из-за такой трагической судьбы Исида и стала богиней домашнего очага. Потеряв свое счастье, она помогала обрести его другим, поддерживая в тяжелые жизненные моменты.

Странствования Исиды

После смерти мужа Исида не побоялась остаться в замке и посмотреть в глаза своему злейшему врагу. Все же не было ей там больше места и ее прогнали. Жестокое убийство заставило бедную женщину скитаться по всему Египту и собирать по кусочкам своего упруга, дабы сделать из него мумию. На тот момент это была самая первая попытка изготовления мумий, по примеру которой стали отправлять на покой фараонов.


Странствия и волшебство Исиды привели ее в город Библа, к берегу Зеленого моря. Именно там она попала в дом к царице, так как в ее замке в колонне из дерева был замурован сундук с телом ее мужа. Долгое время Исида была там служанкой и заботливо нянчила сына царицы, втайне делая его бессмертным. Но сама царица замка все испортила, обвинив богиню в колдовстве над ребенком. Обозлившись, Исида разломила колонну и увидев тело мужа громко закричала, и своим криком убила сына царицы, наказав ее этим.