Богиня исида - легенда о самой почитаемой богине древнего египта. Египетская мифология (Осирис, Сет, Гор и Исида) Кто такой осирис и исида бог чего

Египетская богиня Исида служит образцом для понимания древнего идеала женщины. Это один из немногих культов, вышедших за пределы Египта. В эпоху эллинизма, а затем и в римское время её почитали на территории всего Средиземноморья. Мало того, этот культ был серьезным соперником раннего христианства.

В древнем Египте Исида была известна как богиня плодородия, ветра, воды и мореплавания. Она считалась символом супружеской верности и женственности. Египтяне верили, что, если жена изменит мужу, Исида обязательно покарает её. Кроме того, названная богиня входила в перечень божеств, покровительствующих медицине. В некоторых описаниях она также представлена как владычица скорпионов. В мифах Изида фигурирует как дочь Геба и Нут, правнучка Ра, а также сестра и супруга Осириса.

Древние египтяне верили, что эта богиня подарила людям пчел, создала свадебные наряды и научила женщин жать, ткать и прясть. Кроме того, она была покровительницей рожениц и определяла судьбу новорожденных царей. Считалось, что богиня присутствует при родах будущего правителя, помогая царице облегчиться от беремени.

Греки и римляне называли её «та, у которой тысяча имен». Что касается значения имени богини, то буквально оно переводится как «трон». Исида олицетворяла власть фараона и считалась небесной матерью действующего правителя, предоставившей ему трон. Интересно, что Изида, подобно вавилонской Иштар, изначально была злой богиней, враждующей даже со своим сыном. Но со временем она превращается в благодетельную владычицу, любящую жену и мать.

Как изображали Исиду?

Чаще всего богиня выступает в антропоморфном облике, то есть выглядит как обычная женщина. Больше всего египтян привлекал образ Исиды как «божественной матери». Сохранилось огромное количество статуй и рисунков, представляющих ее матерью, кормящей младенца грудью.

Символом богини был царский трон, поэтому его часто помещали на её голове. Иногда она выглядела как Хатхор, которая была известна убором, обрамленным рогами коровы. Небесным проявлением Исиды была звезда Сириус. Поскольку она покровительствовала морякам, сохранились её изображения с лодкой в руках. Стоит упомянуть и о покрывале Изиды – покрове, олицетворяющим её жизненную силу.

Исиду, как и её сестру Нефтиду, нередко изображали в виде соколицы или женщины с крыльями. Считалось, что взмахами своих крыльев она создает ветер. В образе соколицы она оплакивала погибшего Осириса, поэтому её часто изображали на саркофагах как защитницу умершего. Коленопреклоненное изображение богини указывает на то, что она оплакивает каждого усопшего так, как когда-то оплакивала своего любимо супруга Осириса. Исида и Осирис всегда были для египтян примером отношений между мужем и женой.

Как почитали Исиду?

Поскольку Исида была покровительницей рожениц, при появлении на свет младенца, присутствующие возносили молитвы именно к ней, а позже приносили дары. Эту богиню призывали в беде, её имя произносили, чтобы защитить детей и семью. «Книга мертвых» содержит гимны Исиды. Самым распространенным символов богини был амулет тет, так же известный как «узел Исиды». Обычно его выполняли из минералов красного цвета.

Древнейший культовый центр богини обнаружен в северной части Дельты Нила, а конкретнее в городе Буто. Храмы Исиды располагались во многих египетских городах, но больше всего её почитали в Коптосе, Абидосе, Дендере и на острове Филе. В последней местности богиню почитали вплоть до 6 века н.э. Ещё в 4-м веке н.э. римский император Диоклетиан посещал это место, надеясь узнать будущее. Разрушил известное культовое сооружение византийский император Юстиниан I.

Мифы об Исиде

Мифы об Осирисе и Исиде . Большинство повествований об Исиде тесно переплетены с легендами об Осирисе, её муже и брате. Обычно она выступает в качестве преданной супруги. В частности, после того как убил Осириса она, отыскав мертвое тело супруга, зачала от него сына Гора. Существовало представление, что Нил разливался из-за слез Исиды, горюющей по супругу. Именно эта богиня воскресила Осириса при помощи магического заклинания. По одной из версий знаменитый египетский крест анкх – это комбинация символов Озириса и Изиды.

Мифы об Исиде и Горе. Сын Осириса и Исиды появился в тростниковом гнезде в болотах Дельты Нила. Египетская мифология подробно описывает время, когда Исида воспитывала Гора. Когда сын вырос, она яростно защищала его права на царский престол и, в конце концов, добилась своего. Она всегда помогала Гору в его столкновениях с Сетом. Хотя мифологическая биография богини содержит упоминание о том, как однажды она выступила на стороне Сета. Гор не простил предательства и отрубил матери голову.

Как в Египте, так и во всем античном мире, отношение Исиды к Осирису и Гору считалось примером семейных добродетелей. В то же время на примере Исиды четко видно, какое высокое положение в Египте занимала женщина. К примеру, когда Осирис отправился странствовать по миру, жена мудро правила страной.

Роль культа Исиды в истории

Ни одно божество Древнего Египта, за исключение разве что Сераписа, не было так широко известно в греко-римском мире, как Исида. Задолго до нашей эры её храмы существовали во многих греческих городах, а позже в Риме и Помпеях. Сам Плутарх писал о ней с великим благоговением. В античном мире египетскую богиню отождествляли с Афиной, Персефоной и Селеной.

Мистерии Изиды были известны в Испании, Галлии, и Британии. Правда, в упомянутых краях культ богини приобрел безнравственную форму. Самое удивительное, что описанный культ имел немалое значение для формирования христианской догматики. Образ богоматери с младенцем на руках, почитаемый большинством христианских конфессий, восходит к образу Исиды с младенцем Гором.

Исида была египетской Богиней Магии. Первоначально она была связана с престолом Египта, который обладал магической силой, потому что он мог превратить князя в короля.

Позже, Исида «поглотила атрибуты большинства других богинь и богов и стала верховным божеством, известным своими исцеляющими и искупительными способностями.

Она была сестрой и женой Осириса. В Древнем Египте, кровосмешение считалось нормальным в жизни египетских богов, поскольку оно поддерживало священный родословный божественный образ. Египетская богиня Исида была наделена всем тем, что древние египтяне больше всего уважали в женском образе. После смерти мужа она стала защитником мертвых. В своей любви и преданности Осирису, Исида стала символом любящей жены, а после того, как он отошел в мир мертвых, она стала символом Матери в своей защите и преданности к единственному сыну Хорусу.

Перед ее добротой и мягкостью преклонялись все, независимо от сословия: ей молились рабы и «грешники». Она также поддерживала дворян, богатых людей, королевскую знать. Она была союзником каждого...

Богиня Исида олицетворяла плодородие и любовь ко всему окружающему. Будучи богиней магии, она отображала смерть, исцеления и рождение. Исида использовала свои магические знания и связь с природой, чтобы помогать другим. Ей довелось стать первым ребёнком Бога Земли - Геба, и небесной богини Ореха.

Исида в магии

  • Значение: плодородие, вода, ветер, верность, супружество, магические искусства
  • Изображение: трон, солнечный диск, на руках богини - крылья.
  • Цвета: зеленый, красный, синий, черный
  • День - пн.
  • Атрибуты: молоко, вино, кедр, роза, рог, лазурит, полумесяц, змея.
  • Камни: обсидиан, золото, серебро, сердолик, лазурит.

Другие имена Исиды

Название «Исида», которое мы используем сегодня, происходит от греческой «Исиды», которую мы произносим как «глаз-сис», хотя греки говорили бы это скорее как «эс-эс». «Эсис», «Исия», «Иси» и «Эсия» - другие греческие вариации. На латинском языке ее имя стало «Исидой» и «Изидой».

И греческая и латинская формы, в свою очередь, происходят из древнеегипетских вариаций, «Асет» также пишутся как «Аусет» и «Аст». Окончательный «т» - традиционный женский суффикс в древнем Египте. В более поздние периоды его иногда отбрасывали в произношении. Все имена богини имели отношение к слову «трон».


Защитница мертвых

Важной ролью богини Исиды была роль защитника мертвых. Ей молились и просили помочь душе пройти долгий путь. Она является одним из хранителей саркофагов от злых духов. Исида охраняла сосуды, в которых содержались внутренние органы покойных. Она была связана с кайт-ястребом, который был замечен пролетая над мертвыми телами, и древние египтяне рассматривали его как форму защиты мертвых.

Великая любовная интрига

Миф об Исиде и Осирисе, возможно, является величайшим любовным романами древних времён. Осирис, брат и муж египетской богини Исиды, должен был наследовать мир и быть царем людей. Когда он был жив, он правил Египтом в своём человеческом обличье и считался великим и добрым правителем. Его любили как смертные, так и боги... кроме одного... ее младшего брата Сета. Сет был недоволен этим и начал испытывать большую зависть к мужу сестры.

В какой-то момент Осирис покинул Египет, чтобы распространить цивилизацию на другие земли, и Исида осталась ответственной за управление страной, а бог Тот был назначен ее помощником. Она прекрасно справлялась с новой миссией, но вот настало время для возвращения ее мужа. Но Сет обманул доверие Осириса, загнал в ловушку и убил его.

Когда Исиде стало известно о том, что натворил её брат ради наследства, она не могла смириться со смертью мужа и решила вернуть его. Сет, убив Осириса, разодрал его тело на множество мелких кусочков и разбросал его по всей египетской земле. На помощь Исиде пришел Анубис (внебрачный ребенок Осириса и ее сестры Нефтиды, которого Исида усыновила и воспитывала как родного). Вместе, Исида и Анубис собрали по кусочкам тело Осириса и сотворили первую египетскую мумию. Исида, приняв образ самки сокола, села на мужа и прикрыла его своим оперением, тихо пропела заклинание и зачала первенца (Хоруса) от мертвого мужа. К сожалению, никакая магия не была на столько сильной, чтобы вернуть мужа на трон, и он спустился царствовать в подземный мир, став Богом Преисподней.

Родив сына Хоруса, Исида вынужденна скрываться в восточной части реки Нил, чтобы защитить своего ребёнка от Сета. Она растила и воспитывала его до того момента, как он будучи взрослым смог получить законное наследство. На божественном суде Исида заставила Сета признаться в вероломном убийстве Осириса и передать наследство Хорусу. Очень долгое время Исида была рядом с сыном и помогала ему в борьбе с Сетом. Ей было известно, что Хорус станет не только мстителем за отца, в один день он придёт и по праву завоюет трон Египта.

Изображение Исиды

Существует два самых распространенных изображения Исиды, которые появляются в скульптурах, фресках и на саркофагах. Первое изображение - где она стоит на коленях или парит с распростертыми зелеными (когда цветными) крыльями. Иногда на этих изображениях ее кожа имеет синий оттенок. Второе изображение - где она носит головной убор из рогов коровы и солнечный диск, а также пояс, связанный с титом, волшебным узлом, который дает жизнь. В этом изображении она обычно сидит на троне и кормит Хоруса, или она стоит держа в руке систрумом (музыкальная погремушка).

На первом изображении крылья, головной убор, используемые цвета и изображенные жесты имеют символический смысл. Крылья Исиды символизируют либо соколов или воздушных змеев, которые являются хищными птицами. Они кричат звуками «напоминающие крики обезумевших женщин». Таким образом, крылья представляют собой как силу, так и траур. Они также символизируют воскрешающую силу Исиды, которая через оперение пытается дать дыхание мертвому мужу.

Время от времени крылья окрашиваются зеленым цветом, так как зеленый символизирует жизнь и воскрешение в египетском искусстве. Они также символизируют безопасность, потому что они изображены как распростертые, что является защитным жестом для египтян.

Ее головной убор - египетский иероглиф для престола, который также является иероглифом и для ее имени. Как иероглиф для престола, он представляет ее магические силы, потому что, как полагали, трон обладает магической властью. В дополнение к этому трон представляет собой «первичный порядок начала», потому что «в его формах лежит первоначальный холм», который «впервые появился из вод, как пригодная для жилья земля». Трон связан с кругом Исиды на голове, и благодаря этому головной убор усиливает веру в то, что сила короля зависит от нее. Головной убор часто изображается как синий, символизируя небеса и первобытный поток (и в связи с этим, жизнь и возрождение). Таким образом, головной убор указывает на способность Изиды дарить жизнь королю силой трона. Тот факт, что кожа Исиды иногда изображается в синем цвете, усиливает веру в ее силы над жизнью и смертью и ее значение для всех людей.

Осирис — царь Египта. Были это очень давно, уже после того как покинул бог Ра землю и вознесся на небо. Не умели ещё египтяне разводить скот, возделывать поля, собирать урожай, не знали, как лечить самые простые болезни. Люди враждовали, между ними то и дело случались кровопролитные схватки.

Но вот царем Египта стал Осирис. Он призвал бога мудрости Тота и с его помощью научил египтян сеять злаки, разводить виноград, выпекать хлеб, готовить пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото, лечить болезни, строить жилища, дворцы, храмы, читать и писать, заниматься астрономией (изучением звезд), математикой и другими науками. Он научил людей законам и справедливости. Это было счастливое время, «золотой» век в жизни Египта.

Саркофаг Сета. Осирис был старшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба. Потом у них родился второй сын — Сет, злой бог пустыни. Осирис как старший стал правителем Египта, чему Сет очень завидовал. Он сам так сильно хотел править страной и людьми, что задумал хитростью погубить старшего брата. Замыслили он против Осириса заговор, и помогали ему в этом 72 демона. Как-то Осирис вернулся после удачного военного похода и решил устроить пир в честь своей победы. Сет сумел воспользоваться случаем. Тайком измерив тело Осириса, он приказал по этой мерке изготовить саркофаг, украсить его золотом, серебром, драгоценными камнями. Этот саркофаг Сет принес на пир богов. Все пришли в восторг от такой замечательной вещи; каждому захотелось стать ее обладателем.

Сет приводит злой замысел в исполнение. Сет, как бы в шутку, предложил участникам пира по очереди лечь в саркофаг — кому он придется впору, тому и достанется. Все начали примериваться, но саркофаг никому не подходил. Осирис, ни о чем не подозревая, наблюдал за происходящим. Богатство его не интересовало, и он вряд ли стал бы ложиться в саркофаг только для того, чтобы его заполучить. Однако Осирису не хотелось обидеть брата. Он подошел к саркофагу, лег в него, а Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку, задвинули засов, залили свинцом и бросили саркофаг в воды Нила. Унесло саркофаг течением Нила в море, а там волны отнесли его к городу Библ и там выбросили его на берег рядом с кустом вереска. Быстро вереск разросся и скрыл саркофаг внутри своего ствола. А потом этот ствол срубили по приказу царя Библа и сделали из него колонну для царского дворца.

Исида ищет тело мужа. Исида, преданная и верная жена Осириса, отправилась на поиски мужа. Плакала она и причитала:

«Сливается небо с землею, тень на земле сегодня, Сердце мое пылает от долгой разлуки с тобой. О владыка, отошедший в края безмолвия, Вернись к нам в прежнем твоем облике».


Мумия Осириса, приготовленная
к погребению Анубисом

Обезумев от горя, она шла и шла, расспрашивая всех, кого встречала, не видели ли они Осириса и, наконец, узнала, что саркофаг с телом ее мужа прибило к морскому берегу у города Библа. Исида отправилась туда. Никто в Библе не узнал, что она богиня и пошла она во дворец работать служанкою. Служила она царице Библа, нянчила ее маленького сына. А по ночам, когда все спали, клала она царского сына в огонь и произносила заклинания, чтобы сделать его бессмертным. Но однажды увидела это царица Библа и закричала от страха. Разрушил этот крик чары Исиды, и не смогла она сделать царевича бессмертным. Назвала Исида свое настоящее имя, разрубила колонну, достала из нее саркофаг с телом Осириса и вернулась с ним в Египет. Там спрятала она саркофаг в дельте Нила и, прикрыв его ветками так, чтобы не было видно, пошла к своей сестре, вместе с которой хотела оплакать Осириса и похоронить с почестями.

Богиня Исида
и бог Гор

Тем временем на охоту вышел Сет. Любил он охотиться по ночам при луне. Злодей наткнулся на саркофаг, удивился, увидев тело своего несчастного брата, разрубил его на куски и разбросал их по всему Египту. Вскоре вернулись сестры, открыли саркофаг, а он — пуст. Горю Исиды не было предела, двенадцать дней она искала останки своего мужа, пока не нашла их и не похоронила. А там, где находила она части тела Осирис, ставила она каменную стелу, и от этого пошло в Египте почитание Осириса.

У Исиды рождается Гор, будущий мститель. Потом Исида ушла в болота дельты, чтобы скрыться от преследований коварного Сета. Там у нее родился сын Гор. Ей удалось вскормить и спасти младенца. Однажды, когда Гор остался один, его укусила ядовитая змея. Вернувшись, Исида увидела бездыханное тело своего маленького сына. Несчастная мать подняла страшный крик, умоляя богов и людей прийти ей на помощь. Бог мудрости Тот успокоил ее и своими чудодейственными заклинаниями исцелил малыша.

Гор вырос, возмужал и решил отомстить за смерть отца.

После того, как мудрый Тот выиграл у Луны пять дней и присоединил их к солнечному году, богиня Нут обрела возможность рожать по одному ребёнку в каждый из пяти предновогодних дней.

В первый день она родила Осириса. Когда младенец появился на свет, он так громко заплакал, что это могло означать только одно: в мир явился величайший из богов! В то же мгновение голос свыше возвестил:

Люди и боги! В мир пришёл Властелин Всего!

Во второй день родился Хор Бехдетский. Хор и Осирис были сыновьями Ра.

В третий день родился Сет (сын Геба), бог в виде человека со звериной мордой, с красными глазами и красными волосами (цвет песка), повелитель стихийных бедствий и войн, бог мёртвой пустыни. Он появился из бока матери Нут раньше положенного срока.

В четвёртый день родилась Исида (егип. Исет), дочь Тота, богиня супружеской верности, материнства и любви, защитница умерших на Загробном Суде. Своего брата и мужа Осириса Исида любила ещё до рождения, когда пребывала во чреве богини Нут.

В пятый день родилась дочь Геба, сестра и жена Сета Нефтида (егип. Небтот), которой суждено было стать, как и Исиде, покровительницей умерших.

Когда Осирис повзрослел, он унаследовал трон Геба и стал земным владыкой. Египтяне в те времена были ещё варварами и людоедами, поэтому Осирис занялся их обучением. Он разъяснил им, что можно есть и что нельзя, с помощью Тота установил законы, научил строить ирригационные каналы, орошать поля, выращивать урожай и поклоняться богам.

Мудрый Тот помогал Осирису в этой благородной деятельности: он дал людям язык и письменность, придумал для них имена, а для вещей - названия; обучил египтян ремёслам, зодчеству и искусствам.

Осирис и Тот правили в Египте без всякого насилия в отношении людей и ни разу не допустили кровопролития. Это были лучшие времена Золотого века!

Когда все жители Египта стали грамотными и по всей стране установился угодный богам порядок, Осирис решил отправиться в миссионерское путешествие по соседним странам, поскольку остальные народы всё ещё пребывали в состоянии варварства. Оставив трон на попечение своей жены и сестры Исиды, он в сопровождении певцов, музыкантов и свиты младших божеств отправился в путь.

Бог и его свита ходили по земле, распевая гимны, и после долгих странствий преобразовали весь мир так же, как некогда преобразовали Египет. Ни разу не применив силу, покоряя людей только красноречием и благородными делами, Осирис вскоре подчинил себе все соседние народы и племена.

Покуда бог путешествовал, Исида оставалась в Египте и правила страной. Поэтому Исида считается воплощением трона Осириса.

Исида и Тот обучили людей магии, медицине, священным заклинаниям, научили собирать лекарственные травы. Богиня передала женщинам своё умение вести домашнее хозяйство и заботиться о семье.

После того, как Осирис возвратился из миссионерского путешествия, Сет, тайно влюблённый в Исиду, задумал убить Осириса и захватить земной престол. Он вошёл в сговор с царицей Эфиопии Асо, поддержавшей его умысел, и к ним присоединились ещё 72 демона, недовольных правлением Осириса.

Сет тайком измерил рост Осириса и по снятой мерке изготовил сундук, украшенный золотом и узорами из поделочных камней. Когда сундук был готов, Сет и остальные заговорщики устроили званый пир, на который пригласили и Осириса.

В разгар празднества Сет принёс сундук в зал. Гости наперебой стали выражать восхищение великолепным изделием. Тогда Сет, как бы в шутку, сказал:

Ложитесь по очереди в сундук! Кому он придётся впору, тот и получит его в подарок.

Пьяные гости стали забираться в сундук, но для одних он оказывался слишком велик, для других - чересчур мал, для третьих - слишком широк или слишком узок. Наконец подошла очередь Осириса. Ни о чём не подозревая, бог улёгся в сундук. В тот же миг заговорщики захлопнули крышку, обвязали сундук ремнями, отнесли его к Реке и бросили в воды Танисского устья. С тех пор это устье считалось у египтян ненавистным и проклятым.

Произошло это на двадцать восьмом году правления Осириса в семнадцатый день месяца Атир.

Узнав о том, что произошло, Исида остригла волосы, облачилась в траурные одежды и отправилась искать сундук с телом Осириса. Вне себя от горя, богиня причитала.

Плача, Исида ходила из края в край и спрашивала каждого встречного, не видел ли он сундук. Но никто не мог сказать убитой горем богине ничего утешительного. Много дорог исходила Исида, много обошла селений и городов, многих расспросила людей, прежде чем встретила тех, кто помог ей, - шумную ватагу ребятишек, которые видели как сундук плыл по реке к морю.

Поблагодарив детишек, Исида произнесла волшебное заклинание, которому её научил отец, мудрый бог Тот, и сразу догадалась, что сундук надо искать на побережье Уадж-Ур, в финикийском городе Гебале (Библ), куда его прибило течением.

Речные волны вынесли сундук с трупом Осириса к берегам Гебала, выбросили его на сушу, и сундук остался лежать на молодом ростке вереска. Покуда Исида странствовала, вереск успел разрастись, стал высоким, окружил сундук и сокрыл его внутри своего ствола. А через некоторое время царь Гебала Малакавдр, прогуливаясь, увидел прекрасное дерево и повелел его срубить и сделать из него колонну для своего дворца.

Когда Исида, придя в Гебал, узнала об этом, она в изнеможении села у родника и заплакала от безысходного отчаяния.

В это время к источнику пришли служанки Астарты, царицы Гебала. Они услышали плач богини, подошли к ней и спросили, почему она плачет. Исида вступила с ними в разговор. Девушки оказались добрыми и отзывчивыми, они понравились богине, и она, желая сделать для них что-нибудь приятное, заплела им волосы и пропитала их кожу божественным ароматом.

Когда девушки вернулись во дворец и рассказали обо всём Астарте, царица загорелась желанием увидеть чужестранку, чьи волосы и кожа благоухают как амброзия. Послали за Исидой, и богиня в сопровождении царских слуг вскоре пришла во дворец.

Она очень понравилась Астарте, и царица Гебала назначила её главной нянькой и кормилицей своего недавно родившегося сына.

Исида полюбила царского сынах и решила даровать младенцу бессмертие. Она кормила его не грудью, а давала сосать палец своей божественной руки; по ночам же она опускала маленького царевича в волшебное пламя, которое разводила в очаге, и огонь сжигал смертные части его тела. Пока ребёнок лежал в огне, Исида, превратившись в ласточку, с плачем летала вокруг вересковой колонны.

Так продолжалось много ночей подряд. Но однажды царице Астарте захотелось посмотреть, как чужестранка ухаживает за её ребёнком. Подкравшись к покоям, где находился маленький царевич, Астарта приоткрыла дверь, осторожно заглянула внутрь и, увидав, что её любимое дитя объято пламенем, издала душераздирающий крик. Этот крик разрушил волшебные чары Исиды, и возможность даровать ребёнку бессмертие была утрачена навсегда.

Разгневанная царица потребовала от Исиды немедленных объяснений, и богине ничего не оставалось делать, как открыться Астарте.

Несчастная! - воскликнула Исида. - Зачем ты помешала мне? Знай: я - Исида, великая богиня магии, чар и колдовства. Я хотела сделать твоего сына бессмертным; горе тебе! Из-за тебя мои чары потеряли силу, и твой сын, как все люди, состарится и умрёт.

А теперь отдай мне колонну, что украшает твой дворец, и я покину Гебал.

Насмерть перепуганная царица пала ниц перед богиней. Исида без труда вырвала вересковую колонну из земли, разрубила древесину и извлекла сундук. Она припала к нему лицом и так пронзительно закричала, что младший царский сын не вынес её крика и тут же умер.

Так Астарта была наказана за то, что помешала богине.

Разрубленный вересковый ствол Исида полила сладким маслом, покрыла льном и отдала Малакандру и Астарте. С тех пор деревянный столб Джед является символом Осириса.

Царь Малакандр снарядил для Исиды корабль и послал своего старшего сына сопровождать богиню в плавании. Когда корабль отчалил от берега, Исида открыла сундук и, увидев мёртвого Осириса, разрыдалась. Сын Малакандра из любопытства приблизился к богине: он хотел посмотреть, что лежит в сундуке. Исида повернулась к царевичу и устремил на него такой гневный взгляд, что юноша тут же рухнул замертво.

По возвращении в Египет Исида спрятала сундук с телом Осириса в Дельте Нила, в зарослях камыша.

Ещё до того, как Сет убил своего брата, жена Сета, Нефтида, полюбила Осириса. Приняв облик Исиды, она пришла ночью на его ложе, и от этой связи родился великий бог Дуата Анубис (егип. Инпу).

Опасаясь, что Сет отомстит ей за измену и убьёт малыша Анубиса, Нефтида обманула мужа, уверив его, что отцом Анубиса является он, Сет.

Когда Сет убил Осириса, Нефтида бежала от него и присоединилась к Исиде.

Однажды Сет отправился на ночную охоту в Дельту Нила и там, бродя по камышам, случайно наткнулся на сундук, спрятанный Исидой. Он развязал ремни, откинул крышку и, увидев мёртвого Осириса, пришёл в ярость. Изрыгая проклятия, злодей выхватил меч, разрубил тело брата на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту.

Узнав о новой беде, Исида отправилась на поиски останков любимого супруга. Она смастерила папирусную ладью и поплыла в ней по рекам и болотам. Исиде во всем помогала Нефтида, бежавшая от Сета.

Поиски частей тела Осириса продолжались двенадцать дней. На каждом месте, где Исида находила какую-либо из частей, она ставила надгробную стелу, чтобы Сет думал, будто Осирис похоронен, и чтобы культ Осириса распространился по всему Египту.

Единственной частью тела, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы - лепидот, оксиринх и фраг. С тех пор египтяне презирают этих рыб и брезгуют ими.

Исида вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному телу Осириса.
Затем Исида смазала труп Осириса божественными маслами, тем самым предохранив его от тления. В создании этой первой на земле мумии Исиде помогали Нефтида, Тот и Анубис - знаток секретов бальзамирования.

Через 70 дней мумия была изготовлена. Исида и Нефтида стали оплакивать любимого супруга и брата.

Исида очень горевала из-за того, что при жизни Осириса не успела родить ему сына. Но, зная магию и тайны колдовства, она смогла зачать ребёнка и от мёртвого мужа. Превратившись в самку коршуна - птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела.

Узнав, что Исида предала останки Осириса погребению, Сет пришёл в неистовство и приказал заточить её в темницу. Даже сама мысль, что Осирису оказали погребальные почести, была невыносима для злодея, но он и не подозревал, что тело Осириса восстановлено.

С помощью Тота Исиде удалось бежать из-под стражи. Она спряталась в болотах Дельты Великой Реки и там вынашивала Хора, законного наследника трона Осириса.

Литература: Рак И.В. "Мифы Древнего Египта", СПб.: Издательство "Петро-РИФ", 1993. Переводы фрагментов древнеегипетских текстов - Матье М.Э. и Павлова О.И.

Стандартное толкование:
Я, Изида, древняя египетская богиня Неба, создающая ветер своими крыльями. Первые египетские мистерии были посвящены мне и моему супругу Осирису и легли в основу всех последующих религиозных культов. Я - покровительница оккультного знания и волшебства.
Я - тайна, интуиция и женское сознание.

Изида - греческая транскрипция имени древнеегипетской богини Исе(т) (этимология неизвестна), первоначально местной покровительницы Буто в Дельте, затем, по сопоставлении с богом соседних Бузириса и Мендеса - Озирисом - женское дополнение, сестра и супруга последнего, чему соответствовала и искусственная иероглифическая орфография обоих имен.
Подобно Озирису, Изида дочь Неба (Нут) и Земли (Кеба), олицетворение долины, оплодотворяемой Озирисом - Нилом.

Известен миф об убиении последнего Сетом, поисках его тела, плаче над ним Изиды, погребении его и воспитании её сына Гора в болотах Дельты.
Другой миф представляет её премудрейшей из людей, богов и духов и рассказывает, как ей удалось перехитрить владыку Ра, выпытав у него его сокровенное имя.
Как в древнеегипетской литературе, так и уклассиков (например, у Галена), Изиде приписывалось изобретение различных медицинских средств, магических формул (отсюда её эпитет "великая волшебством"), знание сокровенных вещей и т. п.

Культ её из Буто, потом Мендеса и Бузириса, благодаря илиопольской богословской системе, в которую она вошла, распространился по всему Египту, причем особенно привился в Мемфисе, Копте, где совершались мистерии, Филе, где был оракул её, действовавший еще в V веке по Р. X.
Во время преобладания культа Озирисова цикла в позднейшие времена Египта, с Изидой были сопоставлены женские божества других циклов и номов: Гатор, Баст, Мут, Нейт.
Во время эллинистического синкретизма дело пошло еще дальше, сопоставив с Изидой Астарту и Деметру и др. соответствующие иностранные женские божества.

Но скоро сделан был последний шаг и Изида стала почитаться за пределами Египта под своим именем. В Греции она имела храмы: в Тифорее Фокидской, Мегаре, Коринфе и др.; в Италию культ её проник еще в III в. до Р. X., но особенно привился во время империи, в эпоху увлечения восточными религиями.

Посвящены Изиде были: созвездие Сириус, дерево Персея и 4-й день из пяти вставочных, когда праздновалось её рождение.

Почитатели культа Исиды - рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось неприятность, они первыми прибежали на помощь.

Как богиня неба, она изображалась в виде коровы или красивой женщины с коровьими рогами на голове. Впоследствии владычицей неба становится мать Исиды Нут, а сама Исида принимает привычный образ помощницы и жены Осириса.

Почитали Исиду также и как богиню ветра, которая создает его своими крыльями, соответственно её изображали как соколицу или женщину с крыльями. Вместе с Нефтидой и богиней Хекет Исида выступает покровительницей рожениц - богиня облегчающая роды и определяющую всю судьбу новорожденных.

Как жена Осириса, Исида периодически принимает его функции. Согласно Диодору Сицилийскому, она научила людей растить зерна и жать их. Греки отождествляли Исиду со своей богиней-матерью Деметрой. Однако, чаще всего, функции земледельца исполнял сам Осирис. Вместе с мифами о том, что вода Нила вытекает из его чрева, существовало представление о том, что река разливается от слез Исиды, которая горюет по супругу. По традициям античности, Исида властвовала не только над реками, но и над морями и покровительствовала морякам.

Ни один из богов египетской мифологии (за исключением Сераписа) не получил столь широкой популярности в античности, как Исида. В IV веке до н.э. храм Исиды был сооружен в Пирее на острове Делос. Известны также святилища, посвященные ей в Тифорее, Кенхрее и других греческих городах.

В Италии ее культ распространяется, начиная со II века до н.э., ей воздвигаются храмы в Помпеях, Риме, Беневенте и других городах. Существуют памятники, которые свидетельствуют о культе богини Исиды в Британии, Галлии и Испании. Первоначально её культ связывался с культом Осириса, но в греко-римскую эпоху она становится самостоятельной и выдвигается на первый план, принимая на себя все больше функций супруга Осириса. Об Исиде много писали авторы античности. Культ Исиды также очень сильно повлиял на христианство. Образ богоматери с ребенком на руках восходит еще к образу Исиды с ребёнком Гором. Статуэтки богини остались как реликвии в некоторых средневековых церквях.

Говоря об Исиде, невозможно не упомянуть о самом мифе, рассказывающем историю борьбы Осириса и Сета, ибо это самая основа египетской культуры:

Миф об Осирисе, Исиде, Горе и Сете

Существует несколько вариантов этой легенды. Один из самых распространенных гласит, что Осирис и Исида, брат и сестра, полюбили друг друга еще в чреве матери. Старший брат, Осирис, стал царем и заботился о своем народе, а Исида была его любимой женой. Именно Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы, научил почитать богов. Он ввел обработку злаков, положил начало сбору плодов с деревьев и виноградарству. Он много путешествовал по миру, распространяя тайны земледелия, и восхищенные народы отвечали ему преданностью и любовью.

Однако его родной брат, Сет, завидовавший Осирису, возглавил заговор против него. Он и 72 его единомышленника убили Осириса, тело положили в сундук, а затем выбросили его в море. Волны отнесли сундук на берег Финикии, и произошло чудо: из него выросло великолепное дерево. Прибывшая Исида освободила останки царя и, по одному варианту легенды, оживила Осириса и зачала от него сына, а по другому - доставила тело в Египет и укрыла его в болотах.

Но Сет добрался и туда, извлек тело и, расчленив его на 14 частей, разбросал по всей стране. Безутешная Исида разыскала все части тела и каждую похоронила отдельно - отсюда множество захоронений Осириса.
По другой версии, когда Исида нашла тело своего царя, она вместе с Нефтидой исполнила поминальный плач, который теперь является традиционной частью похорон в Египте.
Они пели: «Приди в свой дом, о прекрасный юноша, чтобы увидеть меня. Я возлюбленная сестра твоя, ты навеки неотделим от меня. Я не вижу тебя, но мое сердце томится по тебе, и мои глаза желают тебя. Приди к возлюбленной своей, приди Уннефер (благостный)! Боги и люди обратили свои лица к тебе и вместе оплакивают тебя … Я зову тебя и плачу так, что меня слышат боги на небесах, но ты не слышишь голоса моего. Но я сестра твоя, я снова и снова скорблю о тебе и зову тебя! … ».

Этот плач о прекрасном юноше (или девушке, если речь идет, например, о Персефоне) - неизменная часть календарного мифа, посвященного смене времен года, в основе которого рассказ об умирающем и воскресающем боге, где за трагической и безвременной смертью следует воскрешение. Слезы и стенания сестер были услышаны на небесах, и сам Ра послал на землю Анубиса, чтобы именно он (ему в этом помогали Исида, Нефтида, Хор и Тот) составил из кусков тело мертвого бога, спеленал его полотняными повязками и совершил все те обряды, которые впоследствии стали проводить египтяне во время похорон.

Анубис (греческий вариант имени, египетский - Инпу), согласно одной из версий, сын Нефтиды и Осириса. Новорожденного мать прятала на болотах дельты Нила от своего мужа Сета; там юного бога нашла Исида и воспитала его. Анубис изображался в образе черного шакала или дикой собаки Саб, а также человека с головой шакала или собаки. Анубис-Саб считался судьей богов, центром его культа был город Каса (греч. Кинополь - город собаки), однако его главной функцией долгое время был трон царства мертвых (там он считал сердца пришедших в его царство), в то время как Осирис олицетворял умершего фараона. Впоследствии функции царя мертвых переходят к Осирису, а Анубис становится богом, ответственным за проведение бальзамирование тела, и участвует в мистериях Осириса.

Итак, после мумифицирования тела с помощью Анубиса Исида взмахнула своими крыльями, и Осирис ожил. Как известно, оказавшись в царстве мертвых он со временем получил его трон и стал носить титулы Господина Подземного Мира и Хозяина Вечности. Миф об Осирисе лежит в основе неколебимой веры египтян в воскрешение после смерти. Итак, если провести все манипуляции, которые совершили над телом Осириса, а в первую очередь, уподобить тело мумии, как это было с Осирисом, любой человек воскреснет - получит новую жизнь в ином мире, где правит любимый бог египтян.

Описанные события - заговор против царя - произошли на 28 году его царствования. В легенде об Осирисе и Исиде значительная роль уделяется их сыну Хору. С ним связана еще одна версия воскрешения Осириса.
Выросший и возмужавший Хор жаждал мести и восстановления справедливости. Когда он победил в поединке своего дядю Сета, то отобрал у него магический глаз («око Хора») и дал проглотить мертвому отцу. Осирис воскрес, но, не захотев царствовать на земле, оставил трон сыну, а сам вернулся на престол подземного мира.

В Древнейшую эпоху, когда возник культ Осириса, он воспринимался как бог производительных сил природы. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой в руках. Считалось, что, подобно всему растительному миру, он ежегодно умирает и возрождается. Сначала Осирис отождествлялся только с умершим царем, но затем каждый умерший египтянин уподоблялся в молитвах Осирису. Называя Осириса богом земных глубин, египтяне считали, что на его плечах покоится вселенная. Как бог мертвых и царь загробного мира, он воспринимался великим судьей. Считалось, что когда перед ним предстает покойный, его сердце взвешивается на весах для оправдания или наказания.

С конца Нового царства Осириса отождествляли с богом Ра и изображали с солнечным диском на голове. В эллинистический период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа, и новый бог получил имя Сераписа. В Греко-римскую эпоху культ Осириса получил распространение в Европе и западной Азии.

Священные растения Исиды - лотос, кедр, сикомор и роза, которая стала связываться с Исидой в эллинистическую эпоху, вероятно, в результате слияния образа Исиды с образом Афродиты и её символами.
Интересно, что потребность в розах для обрядов и ритуалов была настолько велика, что создалась целая индустрия по выращиванию роз, поскольку это приносило хорошую прибыль. Венок из роз оставляли на могиле как символ Исиды.

С Осирисом и Исидой связывали звезду Сириус (он появлялся накануне разлива Нила, предвещая плодородную почву, богатый урожай и уменьшение угрозы голода), а также Луну и лунный цикл (когда Луна умирает и возрождается). Когда Исида слилась с образами Афродиты и Астарты в римские времена, с ней также стали связывать планету Венеру.

Кроме того, есть узел Исиды, называемый Тиет (Тет), что можно перевести как "благополучие" или "жизнь". Очевидно, что он очень похож на Анкх. Возможно, узел являлся частью одеяния божества, а может быть, и её жриц. Использовался также как погребальный амулет:


Мой немного вольный перевод

Исида - это преданность и упорство, готовность перенести любые испытания ради любимого мужа. Магия для неё вовсе не цель, а всего лишь средство воскресить того, кого любишь. Она даже идёт на шантаж бога солнца Ра, чтобы заполучить то, что ей нужно для воскресения Осириса.
Она настолько любит мужа, что принимает его сына от Нефтиды, жены Сета.
В общем, идеал любящей и верной супруги. Богородица.
И какая тут нафик Верховная Жрица???

UPD Кстати, если кто не в курсе, есть довольно обоснованное мнение, что Богородица – это Исида "под псевдонимом". Поскольку в христианстве, в отличие от язычества, не было женского образа богини, то его просто перенесли на единственную женщину, которая подходила для этой цели – Богородицу.
Тем более, что Исида считается как женой, так и матерью верховного мужского божества.
Вот, сравните канонические изображения Исиды и Богоматери: