Катастрофические вопросы. Почему Господь не останавливает насилие на земле? Почему бог не остановит войны

Почему Бог допускает страдание невинных? Есть ли в этом смысл? Как можно совместить веру во всесильного, любящего Бога и такую вопиющую несправедливость?

Размышляет епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Страдания переполняют землю

Когда встречаешься с людьми, которые пережили страшную трагедию, говорить о страданиях трудно. Если бы я сейчас смотрел в глаза матери, у которой погиб ребенок, мужу, у которого погибла жена, сыну, у которого погибла мать, я не знаю, что бы я сказал… Хотя я сам пережил подобное и понимаю, как это тяжело. У меня умерла жена, умерло трое моих внуков в младенчестве. Мир становится черно-белым вместо цветного. Еда теряет свой вкус, когда ты рядом с близким человеком переживаешь опыт умирания. Хотелось бы, чтобы страданий не было, чтобы все жили счастливо, весело, радостно, чтобы никто не болел раком, рассеянным склерозом, чтобы люди никогда не попадали в автокатастрофы, чтобы не разбивались самолеты. Но тем не менее страданий и скорби никому не миновать. Они есть в жизни. Как к ним относиться?

Недавно ко мне пришел один человек - очень хороший, очень верующий. Он рассказал, что не может больше молиться, не может заходить в храм. С ним произошла страшная история. У него была знакомая двадцати лет, которую он знал с детства. У этой бедной девушки были долгие периоды депрессий, она была психически тяжело больна. Они с мамой были некрещеные, неверующие. Однажды эта девушка пропала. Ее долго не могли найти. Но по телефону смогли определить, что она пошла в лес, туда, где были вышки, с которых летом можно прыгать вниз на резиновом канате - такой аттракцион. Когда мой друг искал ее, он очень горячо молился. Ему казалось, что Бог его слышит и что она обязательно останется жива. Но он сам ее нашел. Она была мертва. Девушка покончила собой, спрыгнув с вышки. Это было страшно. И он не смог принять то, что Бог допустил смерть этой девочки. Ясно, что мир несовершенен. Но как всесильный Бог, который сотворил этот мир, как Он мог это допустить? И как можно верить в Бога, когда такое происходит на земле?

Заслуженное страдание легче принять

Наверное, легче умирать за высокую идею, может быть, радостно умирать во имя любви, можно спокойно пойти на смерть, если ты совершил тяжелое преступление и понимаешь, что достоин наказания. Бывает, преступники сами хотят, чтобы их наказали. В житиях святых есть рассказ про одного разбойника, который убил многих людей, в том числе и детей. В те времена преступники иногда скрывались от правосудия в монастырях. Монахи жили отдельно, носили особую одежду, за которой можно было спрятаться. Этот разбойник тоже ушел в монастырь и был принят монахами. Сначала он обманывал их, но потом покаялся и получил прощение от Бога - всякий грешник получает прощение от Бога, если он искренне кается в своих грехах (среди святых есть один, убивший 400 человек). Но уже получив прощение, он все равно решил сдаться властям, и был казнен. Хотя никто его из монастыря не выгонял, никто не требовал, чтобы он сдался, - священник, которому он покаялся, не мог бы его выдать, иначе бы он нарушил тайну исповеди. Но сам этот разбойник, подходя к Чаше, видел одного из убитых им младенцев и сильно мучился. Пробудившаяся совесть не давала ему спокойно жить, он хотел понести наказание.

Если человек знает, что терпит за свои грехи, то он это страдание принимает. Благоразумный разбойник, который был распят со Христом, сказал: мы принимаем достойное по нашим грехам. Недавно я прочитал рассказ об одной женщине, которая взяла на себя грех сына. Муж сильно издевался над ней, и взрослый сын, не выдержав, убил его, а эта женщина взяла вину сына на себя и села вместо него в тюрьму. Она говорила своим сокамерницам: «Я знаю, за что сижу, и каждый день радуюсь, что отбываю срок за сына, а он живет на воле». Так бывает, если человек понимает, за что он страдает. Но если он не понимает?

Человечество - единый организм

Нужно вспомнить, дорогие друзья, что, когда был создан этот мир, в нем не было страданий. Бог страданий не сотворил. Как тогда они появились? Некоторые говорят: «Бог же знал, что Адам согрешит. Почему же Он не создал Адама таким, чтобы он не совершил греха?» Ответ простой: Бог создал нас свободными. Мы не запрограммированы, как машины, на добро. Мы сами решаем, куда пойти, что сделать, как поступить, как жить. Мы даже можем решить, верить нам в Бога или нет - такая величайшая свобода нам дана. Бог есть, а некоторые люди абсолютно убеждены, что Его нет.

Начало страданий, начало греха заключается именно в том, что человек в своей свободе может выбирать путь зла. Животные, птицы - они имеют относительную свободу, но не выбирают между добром и злом. Волка можно, конечно, застрелить за то, что он задрал овец, медведя-людоеда можно убить, но все-таки нельзя посадить его в тюрьму и дать ему срок за то, что он сделал. Он не понимает, что делает. А человек понимает.

Но почему же мы-то страдаем от того, что Адам неправильно воспользовался данной ему Богом свободой? Мы ведь не ели от древа познания добра и зла? Хотя некоторые, наверное, уже ели… Ну, младенцы точно не ели. Почему же тогда рождаются детки с сердечными патологиями, с уродствами, несовместимыми с жизнью? Разве младенцы в чем-то виноваты?

Мы созданы Богом как единый организм. Грех или святость одного отражаются на всех остальных. Это только кажется, что мы отделены друг от друга пространством, у нас разный интеллект, разный внешний вид, разный цвет кожи, разные пристрастия. На самом деле человечество - это единый организм, созданный Богом по Своему образу - образу Пресвятой Троицы, единой в Любви. То есть мы все личности единой человеческой природы и связаны очень тесно. Мы все родственники, мы с вами братья и сестры. И те, которые жили, и те, которые будут жить, и те, которые сейчас живут по всей земле, - мы все одно. И поэтому то, что нарушается в одном, оказывает влияние на других. Поскольку Адам - наш общий праотец, его поступок как некая генетическая болезнь передается из рода в род, из поколения в поколение.

Почему Бог не наводит порядок?

Но тогда можно сказать: «А почему Бог, в конце концов, не наведет порядок? Ведь он знает, кто больше грешит, а кто меньше. Среди нас, возможно, находятся будущие преступники, которые совершат тяжкие преступления. Так может быть, лучше сразу их ликвидировать, чтобы они не мешали другим?» Мы этого не знаем, но Бог-то знает. Почему же Он допускает этим людям жить?

Дело в том, что мы с вами живем во времени, которое является путем в Вечность. Жизнь, которой мы сейчас живем, это не та настоящая жизнь, для которой мы созданы Богом. В этот мир, где мы с вами находимся, мы были изгнаны из рая после совершения греха. И наше пребывание здесь временно. Это не то место, где мы можем хорошо устроиться, купить себе красивую мебель, дачу, машину, найти замечательную жену или мужа, устроиться навечно и пользоваться всеми этими благами.

Жизнь - это дорога, где нам нельзя собирать много вещей, это дорога, которая однажды кончится. Бог ждет конца истории, чтобы подвести некую черту. Ведь если прямо сейчас начинать разбираться, кто прав, кто виноват, боюсь, всем нам не поздоровится. У каждого из нас есть грехи, и я далеко не святой. Если человек священник или ходит в церковь, это не значит, что он святой, как некоторые думают. Чтобы совершить суд, нужно закончить с этим миром вовсе, остановить время и разбираться с каждым, кто жил и кто еще живет. И это произойдет обязательно, но Бог ждет, когда покаются люди, которые пока еще не пришли в сознание греха.

Некоторые даже думают, что Бог как бы завел некие часы, и мы теперь тикаем здесь сами по себе, а Он сверху смотрит и не вмешивается. Но как Он терпит столько зла? Почему он не вмешивается? Какой-то жестокий получается Бог, скажете вы. Куда же Он смотрит? Где Он? И тут мы подходим к самому главному.

Бог на кресте

Один мудрый батюшка, когда его спросили, где же Бог, очень просто сказал: Бог на Кресте. Бог приходит на землю, становится человеком и проживает человеческую жизнь со всеми ее трудностями, приняв на себя даже последствия первородного греха, хотя Он чище и безгрешнее, чем новорожденный младенец. Безгрешному человеку жить среди нас, грешных, очень тяжело. Вы читали «Идиота» Достоевского? Это была попытка показать образ святого человека в нашем грешном мире. И чем кончилось? Герой просто сошел с ума.

Когда Господь был на земле, Он так уставал, что спал на корме лодки, которая буквально тонула в волнах. Перед тем как принять на Себя грехи всего мира, перед крестным страданием, Господь так горячо молился в Гефсиманском саду, что пот его был, как капли крови.

Он принял на себя страшную мучительную смерть. Пережил многие унижения. Люди, которых Он исцелял - а ни один человек не отходил от Него без помощи, - кричали: «Распни, распни Его!» Хотя эти люди могли Его освободить, но они освободили разбойника.

Смерть на кресте - страшная смерть, смерть-пытка. Когда человека прибивают гвоздями ко кресту, он вынужден опираться на раны на руках или на прибитые гвоздями ноги. Распятый человек умирает от удушья. Это страшное истязание, страшное мучение. Проводили даже такой эксперимент: люди долго стояли просто с поднятыми руками - они начинали задыхаться от того, что грудная клетка поднята вверх. А у креста стояла толпа людей, они смеялись и кричали: «Спаси себя, если ты - Бог». Как известно по современным исследованиям плащаницы, Христа секли страшными бичами со свинцовыми наконечниками, сдирающими кожу. На плащанице видно, что вся спина Его была исполосована ими.

Он был так избит, что Сам не мог нести крест, Ему помогал Симон Киринейский. Когда Он нес верхнюю перекладину, которая была привязана к Его рукам, и когда, обессиленный, спотыкался по пути на Голгофу - Он падал лицом в пыль, частички этой пыли были найдены на плащанице. На главу Его надели терновый венец с острыми шипами, они впивались в кожу, и струи крови текли по Его лицу.

Физическое страдание усугублялось еще и нравственным, духовным страданием, которое непостижимо для нас - Он произнес на кресте фразу, которая всегда приводит меня лично в состояние внутреннего содрогания, на кресте Бог-Сын обращается к Богу-Отцу: «Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил?»

Что-то похожее переживает и мой друг, который думает, что Бог оставил эту девочку. Это невыносимо тяжкое страдание, и оно было пережито самим Богом. Это страдание и есть то, что сделал Бог, чтобы победить зло, чтобы уничтожить само страдание. Вот путь избавления от страдания. Страдание исцеляется страданием. Смерть убивается смертью. Умирая на кресте, претерпевая страдание, Он уничтожает его силу. Теперь каждый, кто страдает, может обратиться ко Христу, и быть с Ним, и получить от Него помощь. Такая помощь приходит. Потому что теперь страдание не имеет такой силы, которая была до Христа. Теперь страдание имеет смысл. И каждый страдающий теперь приносит себя в жертву и страдает со Христом.

Нельзя смиряться со злом

Когда мы столкнемся с несправедливостью, со старостью, со смертью, мы можем обратиться с молитвой ко Христу, вспомнить Его страдание за нас, и помощь придет, хотя, может быть, и не сразу.

Это не значит, что страдание мгновенно кончится. Оно попущено Богом, чтобы очистить нас от греха. Наша душа, оскверненная грехом, иначе очиститься не может. Как нельзя без щетки вычистить въевшуюся грязь, так и страдание очищает въевшуюся в душу грязь греха, оно имеет для нас очистительный смысл, оно делает человека совершенным. Ведь когда человек страдает, он являет свою любовь, и это еще один смысл страдания.

Я закончу рассказом об одной книге, которая раскрывает тайну страдания. Это книга Иова: в ней рассказывается о том, как жил на земле один праведник, он был богат и у него было много детей - его звали Иов. И дьявол сказал Богу: «Иов Тебя любит, потому что у него все есть, отними у него богатство, посмотрим, как он будет Тебя любить». И вот у Иова все рушится, гибнут дети. Жена говорит ему: «Похули Бога!» А Иов отвечает ей: «Бог дал, Бог взял». Потом он заболел тяжелой болезнью. Жена ему говорит: «Похули Бога и умри». А он говорит: «Надо все принимать от Бога, хорошее и плохое». Пришли к Иову его друзья и говорят: «Это тебе все за грехи, ты покайся, и все пройдет». Но Иов не знал за собой греха. Он принял свою судьбу, свое страдание, и в конце Бог явил ему Себя и открыл некую тайну. Тайна примирения с Богом открывается человеку непостижимым образом.

Нельзя смиряться со злом, нужно обязательно стараться, чтобы в мире было меньше страдания, нельзя отойти в сторону, нужно помогать людям. У нас молодые люди - добровольцы ходят помогать в областную детскую больницу. Там есть дети из детских домов, и их никто не навещает. Добровольцы ходят к ним каждый день, играют, берут на руки, заботятся о них.

Если человек не соглашается с тем, что в мире есть страдание, то он должен стараться, чтобы страдания в мире стало меньше, а любви стало больше. Нужно не просто размышлять, а самому начать над этим трудиться, молиться и состраданием, помощью другим умножать в мире любовь. В этом делании и в молитве ко Христу, распятому и воскресшему, и открывается тайна страдания.

Споры между теистами-брахманами и буддистами-атеистами нешуточно разгорались еще за полтысячелетия до Христа. Ведь вера в любящего Вишну управляющего миром или в Брахму — творца мироздания, существовала уже тогда. Главным аргументом буддистов против брахманов в этой теме был как раз этот. Благой творец не мог создать мир полный страданий. Согласно буддизму сама жизнь — есть страдание. Всякие разговры про то, что дескать это грешные люди данной им свободой выбора злоупотребляют, не выдерживает критики, и тут как минимум две причины: во-первых, бог должен был предусмотреть границы допустимой свободы человека, и сам же его создал таким, с его наклонностями жестокими, иначе он не всемогущий. За что тогда обвинять человека, если он сам создал его таким? Во-вторых, это касается не только человека. Потому что любое животное гораздо более жестокое существо, чем человек. Товарищи ноющие про единение с природой как-то забывают, что животные вообще лишены жалости и убивают друг друга часто…

«В мире столько безумия, что извинить Бога может лишь то, что он не существует» — сказал когда-то Стендаль. Вся история человечества – это история страданий. Испокон веков людей преследуют бесконечные войны, насилие, притеснения и издевательства, жуткие преступления, жесточайшие казни, вопиющее к Небу торжество несправедливости. Даже в мирное время землян терзают и истребляют болезни, голод и всевозможные природные катаклизмы. И, казалось бы, действительно – ну почему Господь так и не навёл на Земле порядок, допускает столько зла и позволяет своим созданиям так мучиться?

Искушение Адама и Евы

Если Бога нет, то всё земное безумие можно объяснить исключительно человеческой дуростью, естественным отбором, вечной борьбой за место под солнцем и нелепыми случайностями. Но в таком случае само существование людей и их страдания, по сути, становятся безсмысленными и безысходными. С точки же зрения православных христиан — всё в мире имеет глубокий смысл и может быть объяснено….

Страдание – это боль, неизвестность, одиночество, отверженность, болезни, немощи, страхи. И все мы имеем страдания в какой-либо сфере жизни: духовной, душевной, физической, материальной, личной. Почему же мы страдаем?

Сотворенный Богом мир не был предназначен для страданий, но в результате грехопадения первых людей дьявол принес страдания на землю.
Дьявол сбил с толку первых людей. Он посеял в их сердца сомнения по отношению к Богу. И по сей день, используя разные ситуации, дьявол делает все, чтобы мы перестали верить Богу.

ХРИСТОС НЕ ОТМЕНИЛ СТРАДАНИЯ

Интересно, что Христос, придя на землю, не отменил страдания, но Сам испытал все, что мы с вами переносим на этой земле. Более того, Он добровольно взял нашу боль на Себя. Об этом написано в 53-й главе книги пророка Исайи: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и…

Дэвид Поусон – известнейший английский богослов наших дней. Перу Дэвида Поусона принадлежат десятки богословских книг, его учения записываются на аудио и видеокассеты, что позволяет миллионам людей понять великие тайны Писания и помочь многим ответить на насущные жизненные проблемы.

Множество людей задают мне вопрос о страданиях. Мне знакомо это чувство – я пережил личную трагедию в кругу семьи. Но я спрашиваю себя: почему я не страдал больше? Множество христиан чувствуют то же самое, их вопрос не в том, почему они страдают, а почему они не страдают больше, принимая во внимание все то, что мы сделали Богу. Меня изумляет, что мы до сих пор живы. Как служитель, я видел очень много страданий. Я думаю, служителя занимают второе место после докторов и медсестер в этом плане, перед их глазами проходит столько же людей, переносящих страдания и боль. Я обращался к Богу, чтобы получить успокоение души, потому что мой разум задавал мне один и тот же вопрос: “Почему,…

Ответы Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского на вопросы телезрителей православной телекомпании «Союз».

– «В программе «Новости» показали детский дом. В нем очень жестоко обращались с детьми: старшие дети били младших (дети – школьники 7-8 лет). Как же Господь Бог допускает, чтобы маленькие дети так страдали? Они и так наказаны».

– Мы свои грехи перекладываем на Бога. Господь тут не при чем, что детей бьют или оскорбляют. Господь дал каждому человеку свободную волю. Человек должен как разумное существо поступать по правде Божией, по правилам жизни на земле, которые установил человеку Господь. Но поскольку люди отступили от Бога, от правды Божией, от нравственной жизни, то они нарушают закон, и за это получают от Бога наказание.

Нам необходимо больше усилий и стараний приложить, чтобы воспитывать людей в нравственности, духовности, в страхе Божием, чтобы они не были злыми и свою злобу не…

Более серьезной, чем вопросы о чудесах или отношениях между наукой и Библией, является мучительная проблема, почему ни в чем не повинные страдают, почему дети рождаются слепыми, почему многообещающая жизнь рушится в самом расцвете или почему существует социальная несправедливость. Почему все время вспыхивают войны, в которых погибают тысячи невинных людей, заживо сгорают дети, и многие на всю жизнь превращаются в калек?

В классической постановке эта проблема звучит так: либо Бог всемогущ, но не добр и не желает положить конец злу, либо Бог добр, но не всемогущ, если Он не может остановить зло.

Существует общая тенденция винить Бога за зло и страдания и возлагать на Него всю ответственность за них.

На этот сложный вопрос нет простого ответа. К этому вопросу нельзя отнестись легко или схоластически. Как говорится в известном выражении, «шрамов нет у тех, кто не имел ран». Но в данном вопросе следует помнить о некоторых факторах.

Мы никогда не должны…

Maximillian DeVille Высший разум (101421) 7 лет назад Грустно это всё…
Особенно, если задуматься о том, что, как правило, не пишут на могилах.
О причинах смерти.
О да, конечно, хочется верить, что это была быстрая безболезненная смерть.
Ребёнок засыпает.. . а просыпается уже в Раю, пото, что Добрый Боженька увидел такого вот земного ангелочка и решил его сделать ангелочком небесным.
Но так не бывает.. . Так не всегда бывает.
Это могли быть какие-то страшные и неприятные травмы.. .
Слышал как-то новость про изнасилованную 2-хлетнюю девочку.. .
Это могли быть тяжёлые врождённые заболевания, от которых ребёнок мучительно умирает в течение нескольких месяцев, а то и лет.. .

Варианты, что Бог решил перенести лучшее, что есть на Земле на Небо, отвергаются.. .
Ибо, почему такими способами?
Кара родителям?
Интересная интерпретация Бога. . карающего родителей, насылая мучения на ни в чём не…

Почему Бог допускает войны?

П. И. РОГОЗИН

ПОЧЕМУ БОГ ДОПУСКАЕТ ВОЙНЫ?

Скачать WinZip (Word 97)

“Безрассудно ты поступил теперь.
За то отныне будут у тебя войны” (2 Пар. 16:9)

Почему Бог допускает подобные зверства?», «Почему Бог не сделает так, чтобы не было войны?» Эти вопросы были у всех на устах и буквально висели в воздухе во время двух мировых войн. Теперь, когда в мире опять сгущаются зловещие тучи взаимного истребления, вопрос: «Почему Бог допускает войны?» - вновь становится жизненно важным и актуальным.

Для исторического этапа, нами переживаемого, нет более острой темы, чем «неизбежное столкновение» двух взаимоисключающих лагерей… Каждый задается вопросами: «Что день грядущий нам готовит?» и «Чем все это кончится?».

Как избежать войны - главная проблема нашего поколения. Все другие проблемы отошли на задний план.

В своем многовековом отступничестве от Бога человек дошел до таких пределов, когда он должен или…

Ждет ли нас в будущем еще что-то, подобное Всемирному потопу? Почему добрый Бог допускает массовую гибель и страдание людей? Правильно ли бояться катастроф христианину и как можно победить этот страх?

За что Бог посылает людям бедствия, подобные потопу, землетрясению и т. п.?

Сама подобная постановка вопроса - «за что?» - с христианской точки зрения неверна. Когда речь заходит о страдании целого народа во время стихийного бедствия, объяснять эту катастрофу действием рассердившегося Бога можно только с позиции языческих религий, но никак не из тех представлений о Боге, которые открыты в Евангелии. Правда, и в Ветхом Завете тоже можно найти упоминания о гневающемся на людей Боге, о Боге - мстителе за зло, о Боге - погубителе грешников. Но ветхозаветное Откровение было дано одному, вполне конкретному народу, исходя из его уровня интеллектуального, нравственного и общекультурного развития. А в те времена этот уровень у народа Израиля мало чем отличался от культуры…

Почему Бог допускает зло?

Природа зла — область сокрытого знания

Наш разум — не есть разум Господа или даже ангелов, поэтому ряд категорий бытия просто в силу природы нашего сознания являются непознаваемыми. Помимо этого, как далеко не ушла бы наука, есть часть знаний, которая никогда не станет достоянием человечества в силу своей «секретности». В Библии об этом говорится, например, в книге Второзакония (29:29): «Сокрытое знание принадлежит Господу, а открытое (т.е, которое может быть открыто научным путем) — нам и сынам нашим до века».

Догадки о первоначальном происхождении зла можно строить бесконечно. Ни у кого нет исчерпывающего ответа, т.к. этот вопрос относится к категории «сокрытого знания». Мы лишь имеем дело с аксиомой реального существования зла, с которым вынуждены сражаться. Для успеха в этом деле необходимо четко представлять …

ЭТОТ ВОПРОС - самый распространенный из всех, что люди задают о Боге. Если Бог всех любит, то почему злые люди процветают, а невинные погибают? Почему бы Богу не вмешаться: помог бы им, спас, избавил от их бед.
… Миллионы людей погибли во время Второй мировой войны. Невинные люди гибнут и сегодня по всей земле. Дети рождаются неполноценными, подростки получают увечья, взрослые становятся инвалидами, пожилые люди — парализованными. Куда ни посмотри — повсюду убивают, обманывают, крадут, грабят. И кто же жертвы? В основном беззащитные, невинные люди — дети, старики.
Вы спросите: куда же смотрит Бог? Разве Он не любит людей? Разве не Он сотворил человека? Почему Он тогда не помогает? Почему допускает всё это? Ведь всё же в Его власти! Чтобы разобраться в этом и выяснить, можно ли решить проблемы, стоящие сегодня перед человечеством,надо вернуться к самому началу.

1. БИТВА ДВУХ ЦАРСТВ
Как повествует Библия, ещё до сотворения человека, Люцифер, главный из…

Почему Бог допускает такие страдания?

Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи.
Заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи. Обладая силою, Ты судишь снисходительно и управляешь нами с великою милостью, ибо могущество Твое всегда в Твоей воле.

(Прем. 11, 27; 12, 2, 18).

Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.

(Ис. 55, 8-9).

Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

(1 Кор. 11, 31-32).

Бог бы и не хотел давать нам скорбей, но беда наша в том, что без скорбей мы не умеем спасаться!

Священник Дионисий.

Потому она (земля) и называется юдоль плача; но люди одни плачут, а другие скачут, но последним…

Человеческая история – это есть самая настоящая история мучений и страданий. Во все времена людей преследовали войны, насилие, унижения, жестокие преступления и казни. Даже сейчас, когда нет войны (по крайней мере, у нас) людей всё равно истребляют смертельные болезни, голод и различные природные катаклизмы. Почему же наш Создатель никак не наведёт порядок на Земле, зачем позволяет злу править миром и допускает страдания своим созданиям? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти, прочитав эту статью целиком.

Зачем Адаму показали яблоко?Первые, живущие на Земле люди, пребывали в счастье, ведь они жили не просто на Земле, а в раю. Но вдруг Адам и Ева поступили легкомысленно: они послушали змия-искусителяи тем самым нарушили единственную Божью заповедь. Стоило им только вкусить запретное яблоко с дерева познания добра и зла, как весь мир моментально был атакован злом, а природа всего живого была исковеркана: многие животные стали хищными, появились вредные насекомые,…

В качестве ответа на вопрос - «Почему Бог допускает страдания?», мы приводим интервью с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом. В своем интервью владыка отвечает и на другие не менее важные вопросы.
- «В программе «Новости» показали детский дом. В нем очень жестоко обращались с детьми: старшие дети били младших (дети – школьники 7-8 лет). Как же Господь Бог допускает, чтобы маленькие дети так страдали? Они и так наказаны».
- Мы свои грехи перекладываем на Бога. Господь тут не при чем,что детей бьют или оскорбляют. Господь дал каждому человеку свободную волю. Человек должен как разумное существо поступать по правде Божией, по правилам жизни на земле, которые установил человеку Господь. Но поскольку люди отступили от Бога, от правды Божией, от нравственной жизни, то они нарушают закон, и за это получают от Бога наказание.
Винить в этом Бога не надо. Винить надо самих себя.

Нам необходимо больше усилий и стараний приложить, чтобы воспитывать…

Почему Бог допускает страдание невинных? Есть ли в этом смысл? Как можно совместить веру во всесильного, любящего Бога и такую вопиющую несправедливость? Размышляет епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН. Снова бомбежка. 1941 год. Фото Б. Ярославцева

Заслуженное страдание легче принять

Наверное, легче умирать за высокую идею, может быть, радостно умирать во имя любви, можно спокойно пойти на смерть, если ты совершил тяжелое преступление и понимаешь, что достоин наказания. Бывает, преступники сами хотят, чтобы их наказали. В житиях святых есть рассказ про одного разбойника, который убил многих людей, в том числе и детей. В те времена преступники иногда скрывались от правосудия в монастырях. Монахи жили отдельно, носили особую одежду, за которой можно было спрятаться. Этот разбойник тоже ушел в монастырь и был принят монахами. Сначала он обманывал их, но потом покаялся и получил прощение от Бога - всякий грешник получает прощение от Бога, если он искренне кается в…

Этот урок целиком посвящён проблеме теодицеи, то есть учения, которое согласовывает веру в Бога с наличием в мире страданий, различных бедствий, зла. Хотя этот термин и был введён в XVII в., но сама проблема известна с древних времён. Если Бог является всемогущим и бесконечно благим (т. е. добрым) Существом, то почему в мире происходят различные стихийные бедствия, войны, болезни и смерть? Каждый день приходят известия о новых страшных событиях. Казалось бы, если Бог существует, желает всем всеобщего добра и достаточно могущественен, чтобы достичь всего, чего желает, то ничего из перечисленного не должно быть! Но ежедневно мы сталкиваемся в мире со злом и страданиями, а значит, либо Бог желает существования всего этого (т. е. Он не всеблагой), либо Он не достигает всего, чего желает (т. е. не всемогущ), либо Бога не существует вообще. В религиях мира данный непростой вопрос разрешается по-разному. Например, древний политеизм просто заменил всемогущего Бога множеством мелких…

Если к единичным случаям смерти мы привыкли, то массовая гибель людей, особенно соотечественников, шокирует всё общество. Так было и с рейсом А-321 из Египта, и с погибшими во время теракта в Париже. А до этого были Беслан, Норд-ост, башни-близнецы... Периодически мы слышим об очередных техногенных катастрофах. Снова мир стоит на грани войны: слишком усилилось противостояние интересов разных групп государств.

Мы знаем и верим, что Бог, сотворивший мир, наш Небесный Отец, есть само Благо, сама Любовь, сама Истина. Так почему же Он допускает эти смерти, эти страдания, почему попускает злым людям совершать их злодеяния? Почему допускает стихийные бедствия, не связанные, кажется, с греховной человеческой волей, в результате которых гибнут сотни и тысячи людей? И как нам реагировать на эти бедствия, как не поддаться панике?

Об этом мы поговорим в ближайших материалах.

М. Молотников

«Если не покаетесь...»

В Евангелии от Луки есть такой отрывок. Христос спрашивает слушающих Его: Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все… погибнете (Лк. 13, 4–5).

Погибли восемнадцать человек, на которых рухнуло здание. Но почему именно эти восемнадцать? Что, они были грешнее других? Нет. Господь говорит, что такой вопрос вообще неправомерен. А какой же урок нам надо извлечь из этой смерти, вообще из любой катастрофы и массовой гибели людей, из смерти наших близких? Ключевые слова – «если не покаетесь». Надо понять, что причиной всякого зла, совершающегося на земле, является человеческий грех, греховная воля человека. А что значит покаяться? – Это значит увидеть, почувствовать как величайшую беду, что наши души смертельно больны грехом; «ухватиться» за Того, Кто от этой тяжкой, смертельной болезни может освободить, исцелить; постараться жить так, как Он учил. Если же не можем так каяться, то хотя бы вздохнуть, перебрав в памяти то, в чём обжигает совесть, и прошептать от сердца: «Господи, прости!» А еще, хоть иногда, перед тем, как что-то сказать или сделать, подумать: «А угодно ли это будет Ему?»

М. Молотников

Иконография чрезвычайных ситуаций. Часть 1

Общими особенностями всех чрезвычайных ситуаций является радикально или внезапно изменившаяся обстановка и связанные с этим особо неблагоприятные, угрожающие факторы для жизнедеятельности человека; катастрофические или разрушительные изменения в жизни людей. Поскольку универсальным признаком любой чрезвычайной ситуации во все времена является непосредственная угроза для здоровья и жизни людей либо угроза срыва их деятельности, направленной на решение жизненно важных задач, то во все времена люди старались не только найти выход из таких ситуаций в момент их наступления, но и иметь определенный алгоритм действий в случае их возникновения. Выход люди всегда искали и, с помощью Божией, нередко находили.


Иконография чрезвычайных ситуаций. Часть 2
Автор: Епископ Николай Погребняк
А вот наводнений у нас случалось немало. Даже в относительно спокойном бассейне Москвы-реки происходили наводнения с катастрофическими последствиями. Летописно засвидетельствованы наводнения в Москве 1496 г., когда после лютой морозной и снежной зимы случилась "великая паводь", причинившая столице большой урон с человеческими жертвами. В июле 1518 г. и августе 1566 г. наводнения случились после "безведрия" - долгих непрерывных дождей, а в 1655 г. весеннее половодье уничтожило множество домов и даже повредило южную стену Кремля.
Вода поднималась порой очень высоко; при наводнениях 1788, 1806, 1828 и 1856 гг. были сделаны отметки на башне Новодевичьего монастыря. Но одно из самых больших наводнений было в 1908 г. - вода поднялась на 9 метров выше постоянного летнего уровня; слой воды у стены Кремля (!) составлял 2,3 м.; последнее крупное наводнение в Москве было в 1931 г. - вода поднялась почти на 7 метров. Летописные свидетельства о чрезвычайных ситуациях в лицевых рукописях сопровождаются лаконичными, но очень выразительными миниатюрами.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Добрый день, дорогие наши посетители!

Почему в мире так много зла и почему Бог не останавливает насилие? И если Бог есть, то почему Он не исполняет наши просьбы?

Отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«В одной книге описан такой эпизод.

Однажды собрались люди, вышли в поле и бросили вызов Богу.

«Если Ты, Бог, есть, – сказали они, – то почему в мире царит такая жестокость, почему столько войн, убийств, насилий, грабежей?»

Бог спросил:

— А вам это нравится?

— Нет, конечно!

— Я вам дал свободную волю, зачем же тогда вы воюете, насилуете, грабите?

Господь зло не создает. Люди сами творят его. Одежда порождает моль, и моль поедает одежду. Железо рождает ржавчину, и ржавчина поедает железо.

Зла, как такового, нет. Человек рождает зло, и это зло пожирает его душу. Когда человек грешит и не кается в грехах (грешит делом, словом, мыслию), тогда он излучает огромный поток отрицательной энергии.

Представьте теперь, что грешен не один человек, а многие, какое великое количество собирается отрицательной энергии – целые океаны! От этого происходят всякие земные катаклизмы: землетрясения, наводнения, смерчи, войны.

Почему же Бог, спрашивают многие, если Он Всемогущ, не сделает так, чтобы на земле не было зла? Почему не заставит людей быть добрыми, жить в мире и любви?

Представьте себе, что Вы гипнотизер и хотите, чтобы ваши дети слушались и любили вас. Для этого Вы приводите их в сомнамбулическое состояние, в котором они не способны ни к какому разумному выбору, и приказываете: «Сидите здесь, пока я не вернусь. «Ешьте!» «Перестаньте есть!» «Пожелайте мне спокойной ночи!»

Дети, как во сне, повинуются вам: бесчувственные руки обвиваются вокруг вашей шеи, немые губы прижимаются к вашему лицу… Понравилось бы Вам такое послушание, порадовала бы Вас такая любовь? Вряд ли. Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети сами, по своей воле слушались и почитали Вас, желая им только добра. Вы хотите, однако, чтобы у них была свобода выбора.

Вот таких детей желает иметь и Бог: Он дал нам, созданию Своему, свободную волю, чтобы мы сами выбирали между добром и злом.

Когда человек свое «я» ставит на место Бога, тогда он начинает ждать, что Бог будет исполнять все его капризы. А если Он не исполняет их, тогда человек и говорит, что Бога нет.

Для тебя Его нет! Потому, что твоя душа нечистая, оскверненная грехами, в такой душе Он не может жить. А в ком Бог есть, те люди говорят, что Он есть.

А как Его увидеть? Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят!» (Мф.5:8). Потому, когда мы очистим свое сердце, тогда и войдет в него Господь.

Святитель Игнатий Богоносец постоянно молился Господу, молитва все время звучала в его сердце. Он призывал имя «Иисус» – читал молитву Иисусову. Его спрашивали: «Почему ты постоянно молишься?» Он отвечал: «В моем сердце Иисус».

Когда святителя вместе с христианами вывели на арену, а затем пустили на них диких зверей, звери разорвали их. В песке нашли сердце святителя – оно осталось невредимым, и все увидели, что внутри сердца золотыми буквами было начертано — «Иисус». Потому и называют святителя Игнатия «Богоносец», он имя Божие носил в сердце своем».

Обсуждение: 2 комментария

    Добрый день. Но, батюшка, как тогда объяснить, что злой человек причиняет зло доброму и хорошему, а почему Бог не защищает хорошего? Ведь добрый выбрал правильно, он не делает зла. А получается именно он страдает, между тем как негодяй и убийца как правило еще и живет долго, словно нарочно. Особенно непонятно с братьями меньшими. Они-то чем грешны? Почему садист и живодер убивает их, а Бог позволяет им так страдать, ведь они бессловесны, беспомощны. Не поверите, батюшка, за свои обиды от злых людей можно смолчать, ибо сама грешна. Но за них..они-то чем перед Господом виноваты? Если живодер имеет выбор: быть ему таким или нет, то у хвостиков нет такого выбора, они беспомощны против человека. Верите, батюшка, столько страданий приносит человек животным, что я уже спокойно отношусь к страданиям человека. Последний может сделать выбор, дети страдают за родителей..Но когда мучают и истязают кошек или другую животину, в меня словно бес вселяется, кажется, что убить готова. Знаю, что грех, но ни о каком смирении в этот момент и речи не идет. Меня Бог наказал и сильно, хотя по мои грехам мне еще молиться надо, что помиловал. Не иначе святая моя вымолила проявить милость ко мне. Не спрашиваю за что, не ропщу. И что детей нет — сама виновата. Хоть здорова и могу, а нет их. Знаю за что..По сути, собирая с улиц кошек, они мне становятся как дети. Покалеченных, больных и каждый перенес страдания от человека. Поему Бог дает вершиться такому, это же несправедливо.
    И второй вопрос: если мы все дети Господа, почему везде в молитвах поминается как Рабы Божьи? Разве дети могут быть рабами, батюшка?

    Ответить

    1. Здравствуйте, Екатерина! Христос Воскресе!
      Мир вокруг нас зависит в первую очередь от нас самих же. Вы сами сказали, что не знаете, что на Вас находит. Становитесь злой – здесь и ответ. Мир весь исказился, когда в него вошел грех. Вместе с человеком страдает весь мир, потому что человек венец творения. Все люди вместе – это живой организм, и если страдает один, то это отражается на другом. И даже на животных. Мы все злые и от этой злости страдает все окружающее нас пространство: и природа, и животные, и люди. Начните с себя, а лучше посмотрите на себя. Рядом со святыми людьми окружающий мир меняется, как бы возвращается в состояния рая, где был мир между всеми существами. И животные начинают служить человеку, в житии святых мы видим, что дикие львы помогали человеку.
      Господь видит зло, и знает, что оно есть. Но человека прежде всего отличает от животных свобода, которой наделил нас Господь. Поэтому зло или добро – это свободный выбор человека. И каждому за свой выбор придется отвечать.
      Человек творящий, исполняющий заповеди Божии является чадом Божьим, безусловно. И поэтому он отходит от рабства греха, и хочет быть рабом любви, любви Божьей. Называя себя рабами Божьими, мы и сыновство свое не упраздняем, а подчеркиваем желание отречься от дьявола, от греха, хотим приобщиться Божьему, Божьей любви и стать верными рабами Божьими, а не рабами греха. С Богом!

      Ответить