Философская позиция в решении проблемы познания. Познание, как философская проблема. Вебер выделяет четыре типа социального действия

, языкознание , семиотика , история культуры и другие. Однако они не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают его отдельные стороны. Особая роль в исследовании познания принадлежит философии.

Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, называется теорией познания, или гносеологией (от греч. слов gnosis - знание и logos - учение). Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности, к процессу постижения истины. При этом философская теория познания опирается на специ-ально-научное знание о познавательном процессе (психологическое, физиологическое, филоло-гическое, историко-культурное и иное).

Категориальную систему гносеологии составляют ее основные понятия: познание и практика, субъект и объект познания, знание и вера, эмпиризм и рационализм, творчество и интуиция, метод и факт, гипотеза и теория, проблема, заблуждение, ложь и другие. В системе категорий гносеологии центральной является истина.

Одним из первых вопросов, с которым сталкивается гносеология, является вопрос о самой возможности познания субъектом бытия. Вопрос о том, познава-ем ли мир, в философии познания имеет следующие формули-ровки: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление позна-вать материальный и идеальный мир? Можем ли мы в наших представле-ниях и понятиях о материальном мире составлять верное его отражение? и др.

По-разному отвечая на эти вопросы, в истории философии сложились две позиции: познавательно-реалистическая и агностическая.

Представители познавательно-реалистической позиции по-ложительно решают вопрос познания мира, утверждая, что человек располагает способностями и достаточными средствами, по-зволяющими познавать окружающий мир. Сторонники агностицизма отрицают не саму познаваемость вещей, а возможность достоверного познания сущности материальных систем.

Основу познавательно-реалистического понимания сущ-ности процесса познания составляет идея о всеобщности свойства отражения. Смысл данной идеи состоит в том, что нельзя приписывать мышление всей материи, но вместе с тем нельзя и отрывать его от материи. В самой материи нужно видеть свойство, способное через ряд ступеней развиться до уровня сознания. Таким объективным всеобщим свойством материи является свойство отражения.


Отражение, в широком смысле слова, есть процесс и результат взаимодействия, способность материальных объек-тов воспроизводить в своей структуре особенности других объектов, сохранять следы их воздействий.

Свойство отражения имеет разнообразные формы проявле-ния и качественно изменяется при переходе от низших ступеней в развитии материи к более высоким. На социальном уровне развития материи оно становится специфически чело-веческой, идеальной формой. Отражение человеком внешнего материального мира и своих собственных состояний осуществляется на основе физических, химических и биологических форм. Но ведущей формой является сознание.

Таким образом, в свойстве отражения и надо искать ис-токи удивительной способности человека к познанию. Исходя из этого, процесс познания предстает именно как отражение, а его результаты - как образы действительности. Но это не обычное отражение, которое мы наблюдаем в не-живой природе, и не те, более сложные формы отражения, ко-торые присущи живым организмам. Это высшая, человеческая, социальная форма отражения, которая является не пассивным созерцанием действительности, а активным процессом, не простым получением готовых знаний, а творческим их форми-рованием на основе осознания целей, установок и содержания практического воздействия на объект.

Познание - это высшая форма отражения человеком объектив-ной действительности на основе сознания и мышления, представляющая собой бесконечный процесс приближения образов сознания к познаваемому объекту, движение мысли от незнания к знанию, от знания неполного, несовершенного к знанию более полному, совершенному.

В познании существуют разные уровни : чувственное поз-нание и логическое; эмпирическое и теоретическое. Наря-ду с этим выделяют различные формы познания: познание, направленное на получение знания, неотделимого от индиви-дуального субъекта (ощущение, восприятие, представление), и позна-ние, направленное на получение объективированного знания, существующего вне индивида (например, в виде научных те-кстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Различают также виды познания: экологическое, экономическое, политическое, правовое, нравственное, информационное и др. Имеются и другие подходы к классификации познания.

Познание, таким образом, представляет собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний.

Знания - это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, суждениях, теориях) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков. Знание определенным образом соот-носится с верой. Вера - это знание, принятое без достаточной критической проверки, под влиянием чужого мнения, собственного интереса, традиций, внушения и т.д. Так, например, формируются религиозные верования, где тоже говорят об «истине», но здесь она не доказывается, а просто «открывается» тому, кто уверо-вал в религиозные догматы.

Характеризуя основные элементы, составляющие процесс познания, выделим:

1) субъект познания;

2) объект познания;

3) процесс гносеологического взаимодействия между субъ-ектом и объектом, который протекает в определенных формах чувственного и логического отражения действительности.

Субъект познания - это носитель познавательной дея-тельности, источник активности, направленной на объект. Субъектом познания является прежде всего человек, а также социальная группа, слой, класс, этническая общность, общество в целом и др.

Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Объектом позна-ния выступают предметы, процессы и явления ма-териального мира (первичный объект познания). Признающиеся объективными идеальные явления, а также сознание человека, духовные процессы в обществе выступают вторичными объектами познания. Наконец, объектом познания мо-гут быть теоретические модели, которые специально соз-дает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности (третичные объекты познания).

Условия познания опосредуют отношения субъекта и объек-та. Такое опосредование может ориентировать либо на большую степень адек-ватности познания, либо, наоборот, на искажение сущнос-ти изучаемого объекта. В процессе взаимодействия субъекта и объекта возникают гносеологические отношения: отражения (от объекта к субъекту), выражения (внутри субъекта, в сознании) и обозначения (от субъекта к объекту).

Познание, таким образом, это взаимодействие субъек-та и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе объективное - то, что определяется самим объектом, а также субъективное, что зависит от субъекта. В процессе отражения объект познания распредмечивается в сознании субъекта, получает дру-гое свое «бытие» - в форме мысленного образа.

Он как бы переносится в человеческую голову, преобразовывается в ней и становится идеальным объектом в сознании субъекта. Мысленный образ объекта, благодаря способности человека к абстракциям, может заменять в определенных случаях дейст-вительный объект в мыслительной и практической деятельно-сти субъекта. Он оформляется в сознании, ему дается «имя». Выраженный именем (понятием) в мышлении, образ объекта познания «возвращается» человеком к объекту познания. Происходит обозначение объекта познания с целью его обособления или типизации, проверки полученных знаний.

Процесс познания всегда противоречив по гносеологическим отношениям субъекта и объекта, по мере адекватности объекта познания и знаний о нем, по характеру самих знаний и возможностей их использования на практике. Сложность, противоречивость процесса познания обусловливают его диалектичес-кий характер.

Способ существования человека - это деятельность, ибо только в деятельности и посредством деятельности человек создает необходимые для своего существования условия. Объектом этой деятельности выступает не только природная среда, но и общество, а целью - осмысленное преобразование природного и социального мира и удовлетворение на этой основе разнообразных потребностей. Достижение этой цели невозможно без широкой системы знаний о мире и обществе. Вот почему познавательное отношение человека к действительности является необходимым элементом всей системы его отношений к миру. Познание - это социально-исторический процесс организованной духовной деятельности человека, направленной на отображение и осмысление объективной реальности в форме знаний.

Уже это определение познания приводит нас к заключению о том, что познание для своего осуществления требует развитого сознания и культуры, содержащей социально значимые схемы деятельности и поведения человека. А это означает, что содержание познания, формы и способы его осуществления зависят от особенностей конкретно-исторических этапов развития общества и культуры. На ранних этапах антропосоциогенеза познание непосредственно включено в предметно-практическую деятельность человека, осуществляется в чувственно-образной форме и направлено на обобщение и осмысление непосредственного жизненного опыта. Это духовно-практическая форма познавательной деятельности, которая воплощается в обыденном познании или здравом смысле. На более поздних и развитых этапах исторического развития познание выделяется из структур практической деятельности в качестве самостоятельного вида духовного производства и приобретает духовно-теоретическую форму. На этом основании можно выделить мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное, философское и научное познание. В реальном процессе познания в качестве предмета познания выступали и выступают явления природы; социальный мир; человек, его внутренний мир.

Познавательную деятельность нельзя сводить только к акту мышления. В познавательном процессе участвует все сознание: чувства, память, воля, воображение. В познавательном отношении проявляется духовная активность человека, в нем присутствуют убеждения, вера, ошибки и иллюзии. Это является основанием для разнообразных, часто противоречивых, интерпретаций познания. Но как бы ни отличались друг от друга различные концепции познания, общим для всех их был вопрос о том, возможно ли познание, способен ли человек к содержательному и объективно значимому познанию. В этом вопросе - специфика философского подхода к проблеме познания, воплощенном в теории познания или гносеологии - специальном разделе философии, ориентированном на исследование познания. В рамках гносеологии рассматриваются также другие вопросы, тесно связанные с проблемой о познаваемости мира: проблема субъекта и объекта познания, проблема структуры познавательного процесса, проблема взаимоотношения чувственного и рационального в процессе познания, проблема истины и ее критериев.

Познавательная проблематика присутствует так или иначе в любом философском учении, хотя и проявляется в разной мере. В самом общем смысле можно выделить классическую и неклассическую теорию познания.

Для классической теории познания характерно:

Критически обостренное отношение к знанию в обыденном смысле, к знанию, сформированному в предшествующую эпоху и в других философских системах;

Особо высокий статус научного знания;

Особо привилегированное положение субъекта познания, который рассматривается как несомненный и неоспоримый фундамент при построении системы знания.

Основные черты неклассической теории познания:

Особая трактовка критического отношения к традициям, учитывающая тот факт, что познание индивида опирается на предшествующий опыт и вписывается в него. Предполагается, что в коллективно выработанном знании может иметься такое знание, которое не осознается до определенного момента коллективным сообществом;

Происходит пересмотр привилегированного статуса научного знания; пристальное внимание уделяется также до- и вненаучным формам и типам знания, взаимоотношению обыденного и научного знания;

Пересматривается понимание статуса познающего субъекта, который понимается в качестве изначально помещенного в реальный мир; отсюда акцентируется проблем а раскрытия механизмов генезиса индивидуального сознания, оформления его субъективности, комбинированного подхода к пониманию индивидуального сознания и познания.

В зависимости от ответа на фундаментальный вопрос о познаваемости мира и адекватности полученных знаний объектам реальности в истории философии выделяются позиции гносеологического оптимизма, скептицизма и агностицизма.

Сторонники первой позиции признают принципиальную познаваемость мира, наличие у человека необходимых и достаточных для этого способностей и средств и считают, что полученные в процессе познания знания адекватно отображают свойства объектов внешнего мира. На позиции гносеологического оптимизма стояли Аристотель, Бэкон, Декарт, Спиноза, Гегель, Маркс.

Скептицизм: не отрицается способность познания, но ставится под сомнение. Причины: сложность познавательного процесса, специфика субъективных способностей человека и неоднозначность полученных результатов познания. У человека, по мнению скептиков, нет никаких средств, с помощью которых можно было бы установить наличие связи между нашими знаниями и предметами внешнего мира. На таких позициях стояли Пиррон, Секст Эмпирик, а в Новое время скептицизма придерживались Гассенди, Бейль, но, прежде всего, Юм, разработавший аргументированную систему скептицизма.

Идея скептицизма становится основанием, на котором возникает агностицизм - учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания действительности. Сторонники его (Беркли, Кант) отрицают способность человека к объективно содержательному познанию и сводят познание к сумме субъективных переживаний либо априорных конструкций, не связанных с объектами действительности.

Так в истории философии ставилась проблема познания, способы и средства решения которой образуют проблемное поле гносеологии, направленной на выявление статуса субъекта в познании, анализ структуры познавательного отношения, разработку форм и методов познания, исследование условий истинности полученных знаний. Как же эта проблема решалась в историко-философском процессе?

познание истина неклассический

Познание – процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования такого раздела философии, как теория познания.

Проблема познания : Познаваем ли мир в принципе – вот основной вопрос философии, который ищет ответа в рамках этой проблемы. Для философии вопрос о природе познания и формах его проявления является фундаментальным и традиционным. Сложность и важность проблемы обусловлена тем, что в познании раскрывается природа человека, и гносеологическое исследование оказывается неотделимым от антропологического. Учение о познании есть, по сути, органическая часть философского учения о человеке.

Проблема познания в истории философии имеет большое значение. Наибольший вклад в ее изучение внесли такие мыслители, как Юнг и Кант. С познанием так или иначе связана любая деятельность человека. Именно способность к нему сделала нас такими, какими мы есть сейчас.

Проблемы познания в философии

Стоит начать с того, что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. В ходе данного процесса выявляются неизвестные ранее грани бытия, исследованию подвергается не только внешняя, но и внутренняя сторона вещей. Проблема познания в философии важна также и по той причине, что человек может быть не только субъектом, но и его объектом. То есть часто люди изучают самих себя.

В процессе познания становятся известны определенные истины. Эти истины могут быть доступны не только субъекту познания, но и кому-то другому, включая последующие поколения. Передача происходит преимущественно при помощи различного рода материальных носителей. Например, при помощи книг.

Проблема познания в философии основывается на том, что человек может познавать мир не только непосредственно, но и опосредованно, изучая чьи-либо труды, работы и так далее. Обучение последующих поколений – важная задача всего общества.

Проблема познания в философии рассматривается с различных точек зрения. Речь идет об агностицизме и гностицизме. Гностики на познание, а также на его будущее смотрят довольно-таки оптимистично. Они считают, что человеческий разум рано или поздно будет готов к тому, чтобы познать все истины этого мира, который сам по себе является познаваемым. Границ разума не существует. Проблема познания в философии может быть рассмотрена и с другой точки зрения. Речь об агностицизме. Агностиками в большинстве своем бывают идеалистами. Их размышления основываются на вере в то, что либо мир слишком сложен и изменчив, чтобы его можно было познать, либо на том, что человеческий разум слаб и ограничен. Эта ограниченность приводит к тому, что многие истины никогда не будут открыты. Нет смысла стремиться познать все вокруг, так как это просто-напросто невозможно.

Сама по себе наука о познании называется гносеологией. По большей части она базируется именно на позициях гностицизма. Принципы у нее следующие:

Историзма. Все явления и предметы рассматриваются в контексте их становления. А также непосредственного возникновения;

Активности творческого отображения;

Конкретности истины. Суть в том, что истину можно искать только в конкретных условиях;

Практики. Практика – это та деятельность, которая помогает менять человеку и мир, и самого себя;

Диалектики. Речь идет об использовании ее категорий, законов и так далее.

Как уже говорилось, в познании субъектом является человек, то есть существо, которое наделено достаточным разумом, способное осваивать и пользоваться арсеналом средств, подготовленным предыдущими поколениями. Субъектом познания можно назвать и само общество в целом. Стоит отметить, что полноценной познавательная деятельность человека может быть лишь в рамках общества.

В качестве объекта познания выступает окружающий мир, а точнее та его часть, на которую направлен интерес познающего. Истиной называется идентичное и адекватное отражение объекта познания. В том случае, если отражение будет неадекватным, познающий получит не истину, а заблуждение.

Само познание может быть чувственным либо рациональным. Чувственное познание основывается непосредственно на органах чувств (зрение осязание и так далее), а рациональное - на мышлении. Иногда выделяют также познание интуитивное. О нем говорят тогда, когда удается постичь истину на бессознательном уровне.

Вопрос №25 . Проблема истины в философии. Основные характеристики истины. Критерий истины.

При характеристике знания возникает проблема его истинности. в гносеологии существует несколько трактовок истины, например:

1. истина – это соответствие знаний действительности корреспондентская теория истины.

2. истина – это свойство самосогласованности знаний когерентная концепция истины.

3. истина – это полезность знания, его эффективность прагматическая концепция.

4. истина – это соглашение конвенционалистская концепция.

5. истина – это опытная подтверждаемость знаний позитивистская концепция.

Концепция, согласно которой истина есть соответствие знаний действительности, называется классической. классическая концепция столкнулась с рядом проблем:

Какова природа познаваемой реальности – материальная или идеальная

Каков характер соответствия мыслей реальности: простое ли это копирование или сложный
процесс отражения реальности

Может ли быть в человеческих представлениях такое содержание, которое не зависит от субъекта может ли быть истина объективной

Возможна ли абсолютная истина или истина всегда лишь относительна
вопрос об объективности истины достаточно сложный, поскольку мы знаем, что содержание знания зависит не только от объекта, но и от субъекта. объективность истины понимается с учетом следующих моментов:

1. первичность материального, которое объект представляет, по отношению к знанию как
идеальному, в котором материальное представляется.

2. истина всегда относится к направленному отношению субъект – объект, из которого объект никогда не может быть элиминирован изгнан.

3. субъективные моменты, которые представлены в оценке истинности, составляют не столько личные качества познающего субъекта, сколько качества исторического коллективного субъекта – общества. эти качества уже закрепились в данной культуре, в том числе и в способах взаимодействия субъекта и объекта.. вопрос об абсолютности истины имеет еще более проблематичный характер. абсолютная истина понимается как завершенное полное знание. возможно ли такое поскольку истина определяется через культуру общества, в зависимости от типов и способов деятельности, которые всегда существуют в определенной конкретно-исторической форме, постольку истина всегда относительна, так как существует в отношении того конкретного способа деятельности, через который формируется знание. поэтому абсолютность истины возникает лишь в системах жесткого закрепления за результатами познания тех способов деятельности, посредством которых они были получены, например, в математике, формальной логике. употребление абсолютных истин по отношению к внешнему миру должно носить весьма осторожный характер: эти истины могут применяться лишь там, где субъектом уже проделана предварительная работа по определению четких условий закрепления способов получения и применения этих истин. способ применения должен находиться всегда в соответствии со способом получения знания. почему же мы так часто склонны приписывать значения абсолютной истины тем или иным знаниям, которые на самом деле таковыми не являются ответ прост: когда способы получения знания и способы оценки его на истинность совпадают, то мы характеризуем это знание как истинное. к тому же если не знаем другой альтернативы и не можем выйти за рамки принятого образца познавательной деятельности, то придаем этому знанию значение абсолютной истины. из сказанного следует, что истина всегда конкретна в зависимости от конкретных связей и взаимодействий, присущих явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. с истиной связано такое понятие, как заблуждение.

заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

причины заблуждения многообразны. с гносеологической точки зрения оно возможно в силу того, что поиск истины всегда связан с догадками и предположениями : субъект накладывает на область неизвестного свои предварительные представления, основанные уже на известном. это не всегда оправданно в получении нового знания. кроме того, многогранность объектов изучения и их одностороннее изучение приводят к заблуждению.

сами предположения не могут быть истинными или ложными – одни более достоверны, другие – менее. сам субъект в силу тех или иных причин возводит их в ряд истинных. роль заблуждений в познании неоднозначна. они уводят в сторону от истины, мешают познанию. но могут и создавать проблемные ситуации, которые способствуют дальнейшему развитию познания. так, алхимия, оказавшаяся в целом заблуждением, развила ряд идей, оказавшихся истинными.

Истинность – это всегда результат сравнения предположения с неким эталоном. Критерием истины является положительный результат такого сравнения в случае, если вообще возможно сравнение. Т.о. истинно то утверждение в том числе предполагаемое – которое дает положительный результат сравнения его и того, что получается в реальности, а ложное – отрицательный.

Вопрос №26 Научное познание, его особенности. Основные формы и уровни научного познания.

Одним из самых верных способов сделать происходящее в мире понятным и открытым является научное познание .

Самая первая особенность , которой обладает научное познание – это его объективность. Другое отличие научного познания – это направленность его результатов в будущее.

Научное и ненаучное познание всегда находились в противоборстве и это определило еще одну особенность научного познания. Оно обязательно проходит такие этапы , как наблюдение, классификация, описание, эксперимент и объяснение изучаемых естественных явлений. Другим видам эти этапы не присущи вовсе или же они присутствуют в них разрозненно.

Научное познание и научное знание имеют два уровня : эмпирический и теоретический.

Эмпирическое научное познание заключается в исследовании фактов и законов, устанавливаемых путем обобщения и систематизации тех результатов, которые получаются путем наблюдений и экспериментов.

Эмпирическим способом выявлены, например, закон Шарля о зависимости давления газа и его температуры, закон Гей-Люссака о зависимости объема газа и его температуры, закон Ома о зависимости силы ток от его напряжения и сопротивления.

А теоретическое научное познание более абстрактно рассматривает естественные явления, потому что имеет дело с объектами, которые в обычных условиях наблюдать и изучать невозможно.

Таким путем были открыты: закон о всемирном тяготении, о превращении одного вида энергии в другую и его сохранении. Так развивается электронная и генная инженерия. Этот вид познания основан на построении в тесной связи друг с другом принципов, понятий, теоретических схем и логических следствий, вытекающих из исходных утверждений.

Вопрос №27 .Понятие общества. Структура общества. Основные сферы жизни общества. Основные социально-философские концепции общества.

Жизнедеятельность человека протекает во взаимосвязи с другими людьми. Даже если какое-либо проявление его жизни непосредственно не выступает в форме коллективного совершаемого совместно с другими людьми, тем не менее является проявлением и утверждением его общественной сущности. Только в связях и отношениях человек формируется как таковой. В самом широком смысле общество можно определить как социум, сферу надорганической реальности. В более узком смысле общество понимается как социокультурная реальность, поскольку складывается на основе определенных историческими условиями и особенностями культуры отношений. Специфический способ существования этой реальности в отличие от природной – человеческая деятельность: все, что включено в деятельность, и есть общественное, социальное. Люди как субъекты и основные компоненты общественной жизни наделены сознанием, определяют свою деятельность постановкой целей и задач, поэтому сложность существования общества состоит в диалектике материального и идеального, объективного и субъективного условия жизни, в том числе и природные, состояние
материального производства, материальные потребности, отношения и т.п., с одной стороны, и взгляды, идеалы, отношение к обществу, воля людей – с другой. Наличие субъективного вносит особый признак в существование общественной системы.

Общество можно понимать как объединение людей, создавшееся благодаря целенаправленной и разумно организованной их совместной деятельности.

Системообразующим основанием общества служат связи и отношения между людьми, группами людей в процессе их жизнедеятельности. Но философское понятие общества включает не все разнообразие связей, а лишь постоянные, устойчивые и существенные взаимосвязи, которые получили название общественные отношения. В этом смысле общество есть система общественных отношений. Отношения возникают самого различного характера: материальные, социальные в узком смысле, политические, духовные. Общество – это открытая система. Происходящие в нем явления и процессы строятся с учетом условий, в которых оно возникает и которые определяют его жизнь. Различают природные, экономические и культурные условия, они в совокупности создают возможность существования и развития общества и оказывают влияние на происходящие в нем процессы. Так, биологические особенности человеческого организма, географические условия и демографические процессы составляют необходимую основу общественной жизни: они определяют ее общие рамки, ее возможности и границы. Но не определяют однозначно и неотвратимо, общество выделяет себя из природы и имеет относительную самостоятельность хотя бы за счет субъективного фактора.

Строение общества можно выделить по различным основаниям в зависимости от носителя системообразюущих связей. Например: 1 по видам деятельности человека для удовлетворения тех или иных потребностей

2 по характеру общественных отношений; 3 по форме субъектов деятельности.
Поэтому следует рассмотреть их основные положения во
взглядах на общество. М. Вебер 1864-1920 гг., немецкий социолог, философ и историк, занимаясь анализом хозяйственной жизни общества, формированием материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания, выдвинул идею понимающей социологии. Оценивая, она понимает социальные действия, тем самым стремится объяснить его причину. Основные категории этой концепции: поведение, действие и социальное действие.

Поведение -всеобщая категория деятельности. Оно признается действием, когда и поскольку действующий связывает с ним субъективный смысл. Социальное действие – это когда смысл соотносится с поведением другого человека и ориентируется на него. При этом имеет в виду субъективно переживаемый самим действующим индивидом смысл действующим индивидом смысл действия. Сочетание человеческих действий порождают устойчивые смысловые связи поведения.

Вебер выделяет четыре типа социального действия:

Целерациональное – когда предметы внешнего мира и другие люди воспринимаются как
условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей

Ценностно-рациональное – определяется осознанной верой в ценность определенного способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности

Аффективное – определяется непосредственно чувством, эмоциями

Традиционное – побуждается усвоенной привычкой, традицией.

Категорией более высокого порядка является социальное отношение, под которым понимается устойчивая связь взаимоориентированных социальных действий борьба, враждебность, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т.д.. Социальные отношения, поскольку они воспринимаются индивидами как обязательные, обретают статус легитимного порядка. В соответствии с членением социальных действий выделяются четыре типа легитимного порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный. В своей социологии Вебер разработал еще учение об идеальном типе, которое диктовалось необходимостью выработки понятийных конструкций, помогающих исследователю ориентироваться в многообразии исторического материала. В идеальном типе фиксируется культурный смысл того или иного явления, который помогает систематизировать эмпирический материал и определить его близость к идеально-типическому образу.
Таким образом, у Вебера социальные объекты рассматриваются как результаты целенаправленного и осмысленного человеческого поведения или как образованные им. Схема такова: индивид общество. Общество им понимается как совокупность людей, не существующая как реальность, отличная от индивидуальной деятельности. Поэтому концепция М. Вебера характеризуется как концепция социального атомизма, или волюнтаризм. Э. Дюркегейм 1858-1917 гг. делает упор на социальную группу. Ключевые понятия его концепции коллективное сознание, органическая против механической солидарности и т.д., получают смысл от их связи с идеей коллективной природы социальных явлений. По его мнению, устойчивые отношения должны быть воссозданы из коллективных явлений. В отличие от Вебера социальные объекты видятся здесь как обладающие своей собственной жизнью, внешней и принудительной к индивиду.

Схема : общество индивид. Общество Дюркгейм понимает как особый коллектив, образующий внеиндивидуальную и надиндивидуальную реальность. Эту концепцию называют субъективной.
Теория К. Маркса характеризуется как реляционная, поскольку понимает общество не как сумму индивидов или групп, коллективов, а сумму связей и отношений, в которых эти индивиды, группы находятся друг к другу. Такие отношения субъекты могут осознавать или не осознавать. Если, по Дюркгейму, устойчивые отношения воссоздаются из коллективных явлений, то с позиции реля103 ционной точки зрения, коллективные явления рассматриваются главным образом как выражение устойчивых отношений. Общество есть и условие материальная причина, и непрерывный
воспроизводимый результат человеческой деятельности. процесс, т.е.
в основе общественной жизни лежат объективные законы, движение ее осуществляется по отдельным ступеням – формациям. Способ производства строго детерминирует все остальные стороны общества, распределяет связь индивидов и групп со средствами производства и ресурсами, функции и роли этих индивидов и групп например в разделении труда.

Познавательное отношение к действительности вытекает из деятельностной сущности человека. Его жизнедеятельность осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого себя. Характер и направленность этой деятельности определяется потребностями и интересами человека. Поскольку деятельность человека – сознательная, направленная на реализацию выработанных идей, на преобразование действительности и его самого, то познание помогает ему ориентироваться в мире, оно возникает как необходимая сторона его жизнедеятельности.

В ходе становления человека освоение действительности основывалось первоначально на обыденном опыте, затем по мере расширения и углубления сферы воздействия на окружающий мир познавательное отношение становится особой стороной его жизнедеятельности, возникает потребность во всё большем количестве и многообразии знаний для обеспечения своего существования.

В философии исследованием познания занимается особый раздел – гносеология . Главная задача гносеологии : открыть законы познания с тем, чтобы можно было ими воспользоваться, зная сущность процесса познания. Гносеология или теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность – повседневная или специализированная, профессиональная. Основная проблема гносеологии, «познаваем ли мир?», осмысливается, исходя из следующих вопросов: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир? Можно ли раскрыть сущность предметов и т. д.

В истории философии две основные позиции: агностическая и познавательно – реалистическая. Особенность агностицизма заключается в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем, их закономерностей. Ещё Протагор (ок.490 – ок.420 г.г. до н.э.) замечал, что «Человек есть мера всех вещей». Поскольку разным людям свойственны разные знания и разные оценки одних и тех явлений. Поэтому не возможно достоверное, т.е. общезначимое знание существа окружающих явлений. Основатель античного скептицизма Пиррон (ок.365 – 275 г.г. до н.э.) считал достоверными чувственные восприятия (если нечто кажется горьким или сладким, то это утверждение будет истинным), заблуждение возникает, когда от явления мы пытаемся перейти к сущности – его основе. Всякому утверждению о предмете (его сущности) может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Это акцент был усилен агностицизмом в новоевропейской философии уже на базе достижений науки. Например, английский философ Д.Юм, основываясь на том, что следствие отличается от причины, говорил о невозможности выявления последней. Следовательно, по его мнению, доказательство наличия причинно-следственных связей невозможно, есть только одна причинность – наша привычка ожидания одного явления в связи с другим, за пределы психических связей мы проникнуть не можем, схватывая лишь немногие поверхностные качества объектов. Сущность вещей для нас недосягаема.



Родоначальник немецкой классической философии И.Кант не отрицал существование вне сознания реальных «вещей самих по себе», но считал их в принципе непознаваемыми. Воздействуя на человека, вещи вызывают в нём множество разнообразных ощущений, которые оказываются упорядоченными посредством априорных (до опытных) форм живого созерцания, а затем с помощью категорий рассудка. Познаём мы лишь мир явлений, «вещь -в- себе» для познания неуловима.

На рубеже XIX – XX в.в. сложилась ещё одна разновидность агностицизма – конвенционализм . Возросшая теоретизация науки, усиление роли научных понятий и теорий в качестве средств познания расширили возможность конвенций (соглашений) в научном сообществе и создали представление о независимости теории от объекта. Суть конвенционализма как концепции в том, что научные теории и понятия представляются в качестве результата соглашения между учёными, а не отражением объективного мира.

Познавательно – реалистическое направление в гносеологии, не отбрасывая всех сложностей процесса познания, положительно решает вопрос о возможности познания сущности вещей, хотя сам процесс и природа познания понимались неоднозначно. Так, в философии нового времени сформировались сенсуализм и рационализм. Обычно выделяют две стороны познания: чувственную и рациональную. Их роль и значение в процессе познания определялись в зависимости от позиции того или иного направления.

Сторонники сенсуализма признавали решающую роль чувств в познании. Основная формула сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сама по себе эта формула не вызывает особого возражения, так как наше мышление оперирует материалом, полученным из органов чувств. Но радикальный сенсуализм принижает роль разума, сводя её к простому суммированию чувственных данных. Это приводит как не пониманию специфики чувственного и рационального познания, так и к не пониманию диалектики соотношения между ними. Виднейшим представителем сенсуализма Дж.Локком (XVII в.) была предпринята попытка, вывести из чувственного опыта всё содержание человеческого сознания. По Локку человек рождается с сознанием, подобным чистой доске (tabula rasa ). По мере воздействия внешней среды на сознание (органы чувств) на этой доске появляются знаки, которые складываются и вычитываются мышлением.

Слабые стороны сенсуализма были подвергнуты критике со стороны рационализма (Б.Спиноза, Р.Декарт и др.). Рационализм, наоборот, отводил решающую роль в познании разуму и впадал в другую крайность, утверждая, что разум помимо чувств способен давать знание о действительности. Для объяснения этой способности рационализм чаще всего обращался к теории «врождённых идей», которая утверждала, что человеку врождено некоторое знание, и дело разума раскрыть его. Так же использовалось обращение к «рациональной интуиции», «предустановленной гармонии».

Однако в реальном процессе индивидуального познания чувственное и рациональное выступают как взаимосвязанные стороны познания: чувственное познание направляется и стимулируется рациональным, а рациональные понятия всегда оперируют чувственным материалом.

Чувственное познание состоит в непосредственной, конкретной координации внешнего поведения человека с его внутренним состоянием . Оно имеет три формы: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение выступает субъективным идеальным образом предмета, т.к. преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. В ощущении фиксируется единичное свойство предмета (боль, холод, жар и т.п.), но вместе с тем через связь субъекта с предметом отражается объективная система отношений, в которые реально вступает и реально включен человек.

Восприятие – целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Ощущения отдельно друг от друга не существуют. Они представлены как целостное образное отражение того или иного предмета или явления.

Более сложная форма чувственного восприятия – представление. Это – целостный образ предмета, сохраненный в нашей памяти и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам в ощущениях.

Чувственное познание всегда эмоционально окрашено. Эмоции являются активным, четким выражением отношения человека к тому или иному явлению. Такое отношение всегда в явной или скрытой форме содержит в себе оценку (плохое,хорошее, интересное, красивое и т.п.).

В человеческом чувственном восприятии есть еще один важный элемент, который присущ только человеку. Человек способен охватить взглядом, наглядно представить себе не только то, что видел собственными глазами. Значительная часть его чувственного опыта включает образы, которые взяты из описаний, сделанных другими людьми. В этом проявляется исключительная роль языка с его возможностью передавать информацию

Рациональное познание осуществляется у человека в виде процессов мышления. Мышление – это процессуальная сторона человеческого сознания, состоящая в опосредованной, отвлечённой, обобщённой, знаковой координации внешнего поведения человека с его внутренним состоянием. Оно представлено в трёх формах: понятии, суждении, умозаключении.

Понятие – форма мышления, в которой объект мышления задан в его общих и существенных признаках. Понятия в сокращенной форме аккумулируют и используют итоги многовекового практического опыта человечества. Помимо понятий, которые фиксируют объективные существенные свойства вещей, есть понятия, запечатлевающие отношения между вещами, например, цвет – оттенок. Такие понятия фиксируют общие отношения вещей и явлений. Эти отношения являются идеальными обобщенными объектами познания.

Суждение – форма мышления, в которой отражаются отношения между объектами и их признаками посредством утверждения или отрицания: «этот стол – зеленый».

Умозаключение – процесс мышления, в котором из одних суждений выводятся другие. Например, на основании суждений:

Всеметаллы – электропроводны

Железо – металл

выводится умозаключение: Железо – электропроводно.

Важное место в процессе познания занимает интуиция . Луи де Бройль, например, отмечал, что теории развиваются и часто меняются коренным образом, что было невозможно, если бы основы науки были чисто рациональными, большую роль в этом играют воображение и интуиция. Человек как бы предчувствует, что это и есть правильное решение через «озарение», «наитие». Но интуиция – это не область инстинктов или автоматизма поступков. Существенная черта интуиции – непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) называют такое, которое не опирается на логическое доказательство. Интуиция как новое знание в момент выдвижения не следует с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теоретических построений.

Интуиция – это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Другие черты интуиции: внезапность и неосознанность. Открытие происходит всегда неожиданно, случайно. Интуитивное «видение» совершается без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату. Иногда неосознанным остаётся и сам результат. Особое значение имеет эвристическая (творческая) интуиция, которая отличается от стандартизированной тем, что всегда рождает новое – знание, образ.

Литература.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000. Разд. II, гл. VII.

2. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. V, гл. 1.

3. Философия / Под ред. А.Ф. Зотова и др. – М., 2003. Разд. 4, гл. 4, п. 1.

Занимает особое место. Строго говоря, само познание человеком окружающей действительности стало рассматриваться и анализироваться нашими предками еще задолго до того момента, как философия получила свое научное обоснование. Еще в рамках обыденного и мифологического мировоззрений человек пытался понять, как же происходит формирование его представлений и суждений о себе самом и обо всем том, что его окружает. Однако именно в рамках философии проблема познания приобрела истинно научное звучание.

Основные аспекты

Проблема познания в философии, которой, к слову, посвящен целый раздел этой науки (гносеология), имеет сразу несколько аспектов. Во-первых, это определение данного понятия. Как и по поводу многих других явлений и процессов в этой научной дисциплине, среди ученых нет единодушного мнения по поводу того, что следует считать познанием. Чаще всего этим термином обозначают процесс усвоения сведений о человеке, обществе и окружающем мире, конечной целью которого является истина. Во-вторых, проблема познания в философии подразумевает анализ структуры этого процесса. С самых древнейших времен ученые выделяли такие разновидности познавательной активности человека, как чувственное, обыденное, рациональное и научное познание.

Кроме того, некоторые философы, стремясь показать, что данное явление носит более разноплановый характер, выделяют также интуитивное и художественное познание. Следующей важной составляющей проблемы познания в философии является рассмотрение этого процесса как системы, как единого механизма, каждая деталь которого выполняет определенную, свойственную только ей функцию. С этой точки зрения знание представляет собой не просто перечень определенных фактов, полученных опытно-логическим путем, а комплекс взаимосвязанных элементов, выступающих в роли социальной памяти, в рамках которой полученные сведения передаются от поколения к поколению. Наконец, проблема познания в философии немыслима без ее теоретического осмысления. Теория познания - важнейшая составная часть гносеологии, которая включает в себя, с одной стороны, основные концепции, касающиеся различных подходов к этой проблеме, а с другой - критику этих концепций, в которых ученые рассматривают те или иные теории с точки зрения вновь появившихся фактов и открытых законов и закономерностей.

Объекты исследования

Таким образом, проблема познания в философии имеет давнюю и насыщенную историю. Рассматриваемые в рамках данной науки основные аспекты этого процесса постоянно наполняются новым содержанием и обретают новую форму.