Учение о бесконечности вселенной бруно. Жизненная философия джордано бруно. Дуалистический взгляд на причины или начала

В чем суть рассуждений Дж. Бруно о бесконечности миров?

Джордано Бруно (1548 - 1600) родился в г. Нола, при рождении получил имя Филиппе. Проходил службу в войсках неаполитанского вице-короля. В 1562 г. был слушателем лекций в Неаполитанском университете. Когда вступал в доминиканский орден, взял себе имя Джордано. После того как он выразил сомнения в догмате Троицы, началось инквизиционное расследование. В попытках оправдаться Бруно пришлось бежать в Рим, а затем, он сбросил монашеское одеяние и бежал в Северную Италию, потом в Женеву. Франция, Англия, Германия, Чехия - все эти страны увидел Дж. Бруно пока скрывался от инквизиции. После своего возвращения в Италию, он поступил на службу в Венеции домашним учителем в доме патриция Джованни Мочениго, который требовал открыть ему "тайные науки". Мочениго не преуспел в познании наук и выдал Бруно инквизиции. С 1592 г. Бруно пребывал в тюрьме, затем по приговору инквизиции его сожгли в Риме.

Из этого можно сделать два вывода:

) человек, являясь индивидуальным миром, в то же время является единством всеобщего и индивидуального, так как он бесконечен, неисчерпаем и имеет потенциальную возможность завладеть всеми модусами бытия;

) желание обладать данными модусами может реализовываться только с помощью процесса познания.

Идея о бесконечности Вселенной влечет за собой вывод о том, что познание бесконечно, неисчерпаемо относительно Вселенной и каждого индивидуального мира, который является тождеством максимума и минимума, что и есть Богом. Исходя из этого, становится очевидным то, что идея Средневековья о причастии всего к Всеобщему субъекту теряет смысл. Задача познать частных равноправных субъектов-индивидов, в качестве вселенных становится реальной. С одной стороны, формируется нововременное представление о природе, в соответствии с которым она совершенно противоположна субъекту познания, имеет бесконечное множество образов и выражается бесконечности ее познания субъектом, а с другой стороны - утверждается идея всеобщей одушевленности - панпсихизма, так как материя, которая наполнена жизнью и красками, наделяется субъектностью. Это объединяет познающего субъекта с познаваемым объектом и позволяет исследовать внешний мир в качестве самопознания индивида ("О героическом энтузиазме").

Результатом познания, которое является любовью, становится то, что чем больше предмет становиться "своим", тем больше выявляется его чуждость и бездонность. Исходя из этого, познание не может являться спокойным созерцанием. Оно требует большой активности познающей личности ("энтузиаста"), и в итоге становиться познанием самой себя ("мои же мысли, на меня бросаясь, несут мне смерть. "). Новые функции и характеристики мышления проявляются в интеллекте, воле, чувствах, взаимодействие воли и интеллекта. Мышление, согласно Дж. Бруно - не является всего лишь "всеохватывающей точкой", как у Николая Кузанского, оно является мышлением личности, происходящем в процессе спора двух логических начал - спора интеллекта и воли. Интеллект постигает вещи умом, согласно свойственным ему характеристикам, а воля постигает их натурально, в соответствии с их собственным значениям. Мышление обнаруживает свою амбивалентность. Деятельностью интеллекта является его активность. Но сама деятельность обнаруживает в интеллекте то, что он уже знает, тем самым показывает мнимость активности. Чтобы реализовать познание, необходимо самого себя превратить в предмет познания. А здесь и начинает действовать воля, которая отделяет предмет от субъекта. Истинное познание, согласно Дж. Бруно, возможно лишь в взаимодействии интеллекта и воли.

В феврале 1600 года, на площади Цветов города Рима был приговорен к смерти инквизицией через сожжение итальянский мыслитель Джордано Бруно. Личность Бруно настолько неоднозначна, что о его роли в мировой науке и философии спорят до сих пор. Джордано развил теорию о строении Вселенной, уверяя, что звезды представляют собой движущиеся небесные тела, а Вселенная бесконечна во времени и пространстве. Но даже с его гелиоцентрической картиной мира инквизиция наказала лишь арестом. За что же сожгли Бруно?

Ситуация интересна еще и тем, что за последние несколько десятков лет католическая церковь пересмотрела ряд решений инквизиции касательно ученых и философов, но Джордано Бруно в их число не вошел. Более того, церковь поддерживает решение инквизиции. Так за что же так невзлюбили Джордано служители церкви? Было ли дело в его научных взглядах или причина кроется гораздо глубже?

Детство и юность

Филипп Бруно родился в 1548 году, в городке Нола неподалеку от Неаполя, в семье наемного солдата Джованни и бедной крестьянки. В 1559 году мальчик отправился в Неаполь с целью учиться наукам, в том числе диалектике, литературе и логике. Спустя четыре года Филиппа отправили в монастырь, где он провел 10 лет. Там мальчик получил второе имя, под которым стал известен миру – Джордано.

При монастыре Филипп детально изучил книгу Коперника «О вращении небесных сфер» и выступил против традиционных убеждений и , указывая на их несоответствие данным практических наблюдений. В 24 года Джордано стал священником и провел первую службу. Основываясь на смелых высказываниях юного брата Джордано, священнослужители заподозрили его в ереси.


Это заставило молодого монаха пуститься в бега. Он покинул территорию Италии в 1574 году и 17 лет блуждал по территории Европы. За эти годы Бруно посетил Швейцарию, Англию, Францию, Германию. В 1577 году, приехав в Тулузу (Франция), Бруно читал лекции о науке и философии Аристотеля. Еще через два года Джордано, уже в Париже, рассказывал публике о работах философа, теолога Луллия, мировоззрение которого разделял и он сам.

Но спустя пять лет у бывшего служителя церкви возник конфликт со сторонниками учения Аристотеля и он вынужден покинуть Париж, отправившись в Лондон. В Англии Джордано плодотворно работал и написал ряд философских трактатов. В 1586 году мыслитель уехал в Германию, однако читать лекции в Марбурге ему запретили. Тогда Бруно занялся преподаванием в Виттенберге.

Наука

Джордано Бруно писал философские трактаты, выступал на диспутах, читал лекции, но везде в итоге его вынуждали прекратить пропагандировать свои идеи. Сановник, который позднее участвовал в вынесении смертного приговора мыслителю, писал о том, что Джордано – это выдающийся ум, философ незаурядных знаний и начитанности.

Бруно решительно выступал против католической церкви и вообще против любой существующей на тот момент религии, называя их наиболее серьезным препятствием, которое предстоит преодолеть науке на пути своего развития. В 1584 году вышла в свет его работа «О бесконечности, вселенной и мирах».


Эту его работу иногда рассматривают как основу современного материалистического природоведения, включая учение о материальном единстве мира и пространственной и временной бесконечности Вселенной.

В тот же период вышла работа «Пир на пепле», состоящая из пяти диалогов, посвященных пропаганде астрономических теорий Коперника. Наряду с ними автор высказывает свои идеи о бесконечности Вселенной и множественности миров. В этой работе впервые проявляется та вера в себя как сверхчеловека, мессию, которую часто приписывают философу современные исследователи.

Продвигая идеи Коперника о вращении Земли и других планет по орбитам вокруг Солнца, Бруно не достиг успеха даже у просвещенных умов вроде и . Разочаровавшись в государствах центральной Европы, Бруно отправился в Прагу. Там вышли в свет еще несколько книг, посвященных магии.

В целом, философия Бруно основывалась на неоплатонизме – он полагал, что есть некое единое начало, давшее продолжение всему во Вселенной. Но не только первоначало называл мыслитель богом, а и природу, и даже человека – этого-то церковь стерпеть и не смогла.


Сегодня исследователи утверждают, что существенного научного значения идеи Бруно не имели, поскольку лишь продолжали учение Коперника, расширяя его, но не подтверждая доказательной базой. Все основные идеи и открытия Джордано лежали в плоскости мистики или психологии, а вовсе не астрономии.

Однако полностью отрицать значение открытий Бруно для современной науки неверно: философ первым выдвинул гипотезу о движении континентов, наличии далеких планет, невидимых человеку и т.д.

Личная жизнь

О личной жизни Бруно практически ничего не известно. Джордано не был женат, не имел детей, и даже учеников и последователей у мыслителя не было. Некоторые биографы допускают предположение о гомосексуальных наклонностях философа. Впрочем, это не удивительно для нравов средневековья и, в частности, для служителей церкви.


Самое известное изображение Джордано Бруно

На фото сохранившихся портретов Джордано предстает хрупким молодым человеком с задумчивым выражением лица. Эта задумчивость, увлеченность науками и мистикой заменила мужчине прелести светской жизни и плотских утех в объятиях женщин.

Смерть

Вернувшись из странствий по Европе обратно в Италию, Джордано Бруно тут же попал в руки инквизиции. По мнению ряда биографов, философ мог бы избежать смертного приговора, если бы не его выступления против монастырских прибылей и имений и не требования об их конфискации. Другие исследователи считают, что высказывания мыслителя о множественности миров и бесконечности Вселенной стали основной причиной, вызвавшей гнев инквизиции.


Но ведь и теории Галилея явно противоречили церковным доктринам, почему же к нему инквизиция отнеслась гораздо мягче и терпимей? По мнению исследователей, ответ на этот вопрос кроется в методах, которыми пользовались мыслители. Галилео был классическим ученым, использовавшим математический инструментарий в разработке теорий. А Джордано, скорее, мистик, мыслитель, применявший вместо научных методов магию там, где не хватало аргументов.

Ряд биографов говорит о том, что казнь Джордано Бруно стала результатом не столько борьбы с наукой и просвещением, сколько борьбы за власть. Бруно был невероятно убедителен в своих учениях, а основные идеи его заключались в отвержении религии как таковой, что было довольно опасным вольнодумием в эпоху средневековья. Арестовали Бруно после доноса некоего Мочениго, обвинившего философа в ереси. Судебный процесс длился шесть лет, которые философ провел в заточении в римской тюрьме.


Ряд исследователей считает, что инквизиция дала возможность бывшему священнику отречься от ереси и остаться в живых, но тот отказался. Текст приговора, который вынесла инквизиция в отношении еретика Джордано, был утерян, известно лишь, что вина заключалась вовсе не в научных теориях, а в богохульстве бывшего служителя церкви. Именно угроза церковной власти стала основной причиной казни непокорного и упрямого философа.

Личность Джордано Бруно настолько неординарна, что мифов о нем ходит больше, чем фактов реальной биографии. Связано это с неоднозначным отношением исследователей к его теориям и учениям. И действительно, ряд интересных фактов имел место в жизни мыслителя. Так, еще в период жизни при монастыре брат Джордано высказывал сомнения в непорочности зачатия Девой Марией, приводя в ужас святых отцов. Этот факт потом часто припоминала инквизиция во время судебного процесса.

Длительная работа во Франции, несмотря на неприятие местными служителями церкви идей философа, объясняется феноменальной памятью. На нее обратил внимание Генрих III и просил научить его мнемонике. С той же просьбой позднее обратился к Бруно аристократ из Венеции, однако позднее именно Мочениго написал донос на своего учителя, обвиняя его в еретических высказываниях.

По словам вельможи, Джордано считал Иисуса магом и утверждал, что смерть его была случайной, а вовсе не искупала грехи человечества, а человеческие души не бессмертны в том смысле, которое вкладывают в это понятие христиане, а подвергаются реинкарнации после смерти физического тела.


Приговор, вынесенный в итоге философу, звучал как «казнь без пролития крови», что означало смерть на костре. А труды Джордано Бруно значились в списке литературы, запрещенной католической церковью, вплоть до середины ХХ столетия.

Сейчас же на площади Цветов в Риме стоит памятник мыслителю, считавшему себя мучеником. Но даже открытие памятника прошло со скандалом и антикатолической демонстрацией. Еще один интересный факт заключается в том, что, вопреки желанию церкви, спустя столетия светское общество реабилитировало философа: в 1973 году в Италии даже вышел фильм с одноименным названием, и даже кратер на Луне носит имя Джордано Бруно.

Библиография

  • 1582 – «О тенях идей»
  • 1582 – «Искусство памяти»
  • 1582 – «Песнь Цирцеи»
  • 1582 – «О сокращенном построении и дополнении искусства Луллия»
  • 1583 – «Искусство запоминания», или «Искусство вспоминания»
  • 1583 – «Печать печатей»
  • 1584 – «Пир на пепле»
  • 1584 – «О причине, начале и едином»
  • 1584 – «О бесконечности, вселенной и мирах»
  • 1585 – «Килленский осёл»
  • 1586 – «О толковании снов»
  • 1588 – «Тезисы против математиков»
  • 1595 – «Свод метафизических терминов»

Диалог первый Собеседники: Эльпин, Филотей, Фракасторий, Буркий

Буркий. Начните скорей рассуждать, Филотей, потому что мне доставит развлечение выслушать эти бас­ни или эти фантазии.

Фракасторий. Будь скромней, Буркий; что ты скажешь, если истина в конце победит тебя?

Буркий. Я не желаю верить, чтобы это оказалось истиной; ибо невозможно, чтобы моя голова поняла эту бесконечность, а мой желудок переварил ее [...]

Эльпин. Конечно, Филотей, если мы хотим сде­лать чувство судьею или уступить ему то, что ему подоба­ет, а именно, что всякое познание берет начало от него, то мы найдем, что нелегко найти средство доказать то, что ты говоришь, а скорее наоборот. Но, пожалуйста, при­ступите к объяснению.

Филотей. Чувство не видит бесконечности, и от чувства нельзя требовать этого заключения; ибо бесконеч­ное не может быть объектом чувства; и поэтому тот, кто желает познавать бесконечность посредстдом чувств, подо­бен тому, кто пожелал бы видеть очами субстанцию и сущность; и кто отрицал бы эти вещи потому, что они не­чувственны или невидимы, тот должен был бы отрицать собственную субстанцию и бытие. Поэтому должно быть известное правило относительно того, чего можно требо­вать от свидетельства чувств; мы их допускаем только, в чувственных вещах и то не без подозрения, если только они не входят в суждение, соединенное с разумом. Ин­теллекту подобает судить и отдавать отчет об отсутствую­щих вещах и отдаленных от нас как по времени, так и по пространству. А относительно их мы имеем достаточно убедительные свидетельства чувства, которое неспособно противоречить разуму и, кроме того, очевидно сознается в своей слабости и неспособности судить о них ввиду ог­раниченности своего горизонта, в образовании которого чувство признает себя непостоянным. И вот, поскольку мы знаем по опыту, что оно нас обманывает относитель­но поверхности этого шара, на котором мы находимся, то тем более мы должны относиться к нему с подозрением, когда вопрос идет о пределе этого звездного свода.

Эльпин. К чему же нам служат чувства? Скажите.

Филотей. Только для того, чтобы возбуждать ра­зум; они могут обвинять, доносить, а отчасти и свидетель­ствовать перед ним, но они не могут быть полноценными свидетелями, а тем более не могут судить или выносить окончательное решение. Ибо чувства, какими бы совершенными они ни были, не бывают без некоторой мутной примеси. Вот почему истина происходит от чувства толь­ко в малой степени, как от слабого начала, но она не зак­лючается в них.

Эльпин. А в чем же?

Филотей. Истина заключается в чувственном объек-; те, как в зеркале, в разуме - посредством аргументов и рассуждений, в интеллекте - посредством принципов и зак­лючений, в духе - в собственной и живой форме.

Эльпин. Изложите нам ваши основания.

Филотей. Я это сделаю. Если бы мир был ко­нечным, а вне мира не было ничего, то я спрашиваю: где же мир? где вселенная? Аристотель отвечает: мир в себе са­мом. Выпуклость первого неба есть место вселенной; а оно, как первое объемлющее не заключается в другом объемлющем, ибо место есть не что иное, как поверхность и край объемлющего тела; вот почему то, что не заклю­чается в объемлющем его теле, не имеет места. Но что ты хочешь сказать, Аристотель, говоря об этом "месте в са­мом себе"? Что подразумеваешь под "вещью вне мира"? Если ты скажешь, что там нет ничего, тогда небо, мир, конечно, не находятся ни в в какой части.

Филотей. Вы говорите очень хорошо, но не ка­саясь самой сути моих рассуждений; ибо я настаиваю на бесконечном пространстве, и сама природа имеет беско­нечное пространство не вследствие достоинства своих из­мерений или телесного объема, но вследствие достоинства самой природы и видов тел; ибо бесконечное превосходство несравненно лучше представляется в бесчисленных индиви­дуумах, чем в тех, которые исчислимы и конечны. По­этому необходимо, чтобы существовало бесконечное подо­бие недоступного Божественного лика, в каковом подобии находились бы как бесконечные члены бесчисленные миры, каковые суть другие миры. Поэтому ввиду бесчис­ленных степеней совершенства, в которых разворачивает­ся в телесном виде божественное бестелесное превосход­ство, должны быть бесчисленные индивидуумы, каковыми являются эти громадные живые существа (одно из ко­торых эта земля, божественная мать, которая родила и питает нас и примет нас обратно), и для содержания этих бесчисленных миров требуется бесконечное пространство: Подобно тому, следовательно, как хорошо то, что мoжet существовать и существует этот мир, не менее хорошо и то, что могли, и могут быть, и существуют бесчисленные миры, подобные этому.

8. Галилео Галилей Отречение (1633 год)

Я, Галилео Галилей, сын покойного Винченцо Галилея из Флоренции, семидесяти лет от роду, лично предстоя перед судом, преклонив колени перед вашими высокопре­восходительствами, достопочтенными кардиналами, гене­ральными инквизиторами против еретического зла во все­ленской христианской республике, имея перед очами Свя­тое Евангелие, которого касаюсь собственными руками, клянусь, что всегда верил и ныне верю и, при помощи Божьей, впредь буду верить во все, что считает истинным, проповедует и чему учит святая католическая и апостоль­ская Церковь.

Но так как этим святым судилищем мне давно уже было объявлено формальное повеление совершенно дезертировать от ложного мнения, что Солнце - центр мира и непод­вижно, Земля же - не центр мира и движется, его не придерживаться, защищать или преподавать каким бы то ни было образом, ни устно, ни письменно, и сделано указание, что вышеназванное учение противоречит Святому Писанию, я же сочинил и напечатал книгу, в которой трактую об этом осужденном учении и привожу в его пользу сильные доводы, не приводя заключительного оп­ровержения, вследствие чего признан сим святым судили­щем сильно подозрительным в ереси, что придерживаюсь и верю, будто Солнце есть центр мира и неподвижно, Земля же не есть центр мира и движется.

А посему, желая изгнать из мыслей ваших высокопре­восходительств, равно как и из ума всякого католического христианина это сильное подозрение, законно против меня возбужденное, - от чистого сердца и с непритвор­ной верой отрекаюсь, проклинаю, объявляю ненавистны­ми вышеуказанные заблуждения и вообще всякие против­ные вышеназванной святой Церкви заблуждения и сектант­ские мнения.

Клянусь впредь никогда не говорить и не утверждать ни устно, ни письменно о чем бы то ни было, что может со­здать против меня подобного рода подозрение; когда же узнаю кого-либо, одержимого ересью или подозреваемого в ереси, то обязуюсь донести об этом сему св. судилищу или же инквизитору, или ординарию того места, где на­хожусь. Кроме того, клянусь и обещаю уважать и строго исполнять все покаяния, которые наложило или наложит на меня сие св. судилище. В случае, если я нарушу, да хранит меня Бог, какие-либо из названных мной обеща­ний, протестов и клятв, пусть подвергнусь всем наказани­ям и казням, которые установлены и объявлены св. кано­нами и другими общими и частными кодексами против провинившихся таким образом. В этом да поможет мне Господь и это его Святое Евангелие, которого касаюсь соб­ственными руками.

Я, вышеуказанный Галилео Галилей, отрекся, покаялся и обязался, как указано выше, и в подтверждение соб­ственноручно подписываю подлинник моего отречения, который я во всеуслышание прочел от слова до слова.

Я, Галилео Галилей отрекся, как выше указано, собствен­ной рукой.


Мануил Хрисолор (около 1350-1415) - происходил из знатной константинопольской семьи, породненной с Палеологами, выполнял дипломатические поручения византийского императора. С его лекций в 1397 г. в Италии началось систематическое изучение древнегречес­кой словесности и культуры западными гуманистами.

Луиджи Марсильи (первые десятилетия XIV в. - 1394 г.) - августинский монах, богослов, один из зачинателей гуманистического движения во Флоренции. В своей келье в монастыре Санто Спири-то устраивал занятия по античной литературе и философии.

Леонардо Бруни Аретино (1374-1444) - один из виднейших гу­манистов первой половины XV в., переводчик сочинений Платона, Аристотеля, Плутарха, Ксенофонта, Демосфена, автор этико-политических трактатов, "Истории флорентийского народа", жизнеописа­ний Аристотеля, Цицерона, Данте, Петрарки; в течение многих лет занимал пост канцлера Флорентийской республики.

Амброджо Траверсари (1386-1439) - гуманист, богослов, с 1431 г. Генерал* камальдуленского ордена; выполнял церковные и диплома­тические поручения папы; автор оригинальных трудов и переводов с греческого. Карло Марсуппини (1398-1453) - флорентийский гума­нист, был учителем в семье Медичи, преподавал в Университете; пос­ле смерти Бруни стал канцлером Флорентийской республики.

Козимо Медичи (1389-1464) - глава крупнейшей банкирско-купеческой семьи, с 1434 г. фактический правитель Флоренции, покро­витель многих гуманистов и людей искусства.

Сан Марко - доминиканский монастырь во Флоренции.

Тертуллиан (160-222) - раннецерковный писатель, один из соз­дателей христианской латинской литературы.

Аммиан Марцеллин (около 325 - около 398) - его "Деяния" - это история Римской империи с 96 по 378 г.; первые 13 книг (из 31) сочинения до нас не дошли.

Филиппо-Мария Висконти, миланский герцог с 1412 по 1447 г.

Оддоне Колонна - папа римский Мартин V с 1417 по 1431 г.

Речь идет о "Естественной истории" Плиния Старшего (около 23-79 гг.)

Подеста - наместник-правитель, приглашаемый на год обычно из чужеземцев; выполнял функции военачальника, судьи, главы город­ской администрации.

Филиппе Брунеллески (1377-1446) - флорентийский архитектор и инженер, по его проекту сооружен знаменитый купол собора Сайта Мария дель Фьоре.

Лоренцо Медичи, младший брат Козимо (1449-1492).

Халцедон - минерал, разновидность кварца, употребляется в ювелирных изделиях.

Поликлет - греческий скульптор и архитектор, расцвет его твор­чества приходится на 452-412 гг. до н.э.

Габриеле Кондульмер - папа римский Евгений IV с 1431 по 1447 г.

Пьетро Барбо - папа римский Павел II с 1464 по 1471 г.

Асклепий, 6.

Пико имеет в виду прежде всего Марсилио Фичино.

Платон. Тимей. 41 и след.

См.: Lucillius. Satyrarum Lib. VI (22).

В древнегреческой мифологии Протей - вещее морское божество, обладавшее даром преображения.

Имеется в виду иудейское апокрифическое сочинение "Книга Еноха".

Калипсо - нимфа острова Огигия, на котором Одиссей провел семь лет.

Пс. 81, 6; Ин. 10, 34.

Фердинанде II (1458-1494), неаполитанский король, внебрачный сын Альфонсо I (1416-1458).

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. II, 68.

Владислав - наследник чешского короля Альберта II. Ко време­ни написания трактата (1450 г.) ему было 11 лет.

Квинтилиан. Наставление оратору. I. 1.1.

Квинтилиан. Наставление оратору. I. 1.2.

Там же. И. 3.3.

Псевдо-Плутарх. О воспитании детей. 7.

Ювенал. Сат. 7, 210-211 (пер. Д. Недовича и Ф. Петровско­го).

Квинтилиан. Указ. соч. I. 3.4.

Квинтилиан. Наставление оратору. 1.10.2.

Вергилий. Энеида. 9, 603-606 (пер. С. Ошерова).

Псевдо-Плутарх. Указ. Соч. 8.

Аристотель. Политика.

В гл. XV Макиавелли перечисляет "истинные свойства государей": щедрость/скаредность, расточительность/алчность, жестокость/состра­дательность, честность/вероломство, изнеженность и малодушие/твер­дость духа и смелость, снисходительность/надменность, распутство/це­ломудрие, лукавство/прямодушие, упрямство/покладистость, легко­мыслие/степенность, набожность/нечестивость.

Молодо царство у нас, велика опасность; лишь это / Бдительно так рубежи охранять меня заставляет (Вергилий. Энеида. Кн. I. / 563-564 (пер. С. А. Ошерова).

Под именем Филотея Бруно изображает самого себя.

Продолжателем дела Коперника был Джордано Бруно (1548-1600).

Джордано Бруно развил и углубил философские идеи Коперника:

  • - Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;
  • - Вселенная не имеет центра и бесконечна;
  • - Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
  • - Звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
  • - Число миров во Вселенной бесконечно;
  • - Все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;
  • - Не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое.

Отправляясь от открытия Коперника, Бруно идет дальше: на месте гелиоцентризма он ставит учение о бесконечной, лишенной центра вселенной и бесконечных мирах.

В семнадцать лет он стал послушником монастыря доминиканцев. Монахи владели прекрасной библиотекой, в которой он провел буквально всю свою молодость. Даже враги Ноланца признавали его человеком высочайших знаний, и все эти знания он приобрел в юности.

Бруно, развивая идеи Коперника, разбил купола небесных сфер с закрепленными на них навечно звездами и первым из людей не устрашился беспредельности космоса. Вообще говоря, идею о бесконечности миров тоже первым высказал не Бруно. Еще 1277 году парижский епископ Этьен Темпье, исполняя волю папы Иоанна XXI, предал анафеме догмат о существовании только одного мира. Он доказывал, что астрономические открытия лишь подтверждают вездесущность и беспредельность божественных сил. И сама идея о множественности миров не преследовалась церковью до конца XVI века. Бруно вызвал ненависть церковников не тем, что он утверждал, что миров много - да будет славен господь в неутомимых трудах своих! Его казнили за идею подобия этих миров земному миру, за покушение на исключительность человеческого существа, за низведение Земли в разряд рядового, ничем не замечательного небесного тела.

Он поднимал руку на догматы, лежавшие в основе религии. Его наука угрожала самому ее существованию, а раз так, наука эта подлежала немедленному уничтожению.

При всей пестроте биографии Джордано Бруно каждый эпизод его жизни определяется двумя непременными составляющими: пропаганда собственных философских и научных взглядов - гонения и преследования, вызванные этой пропагандой. Так было, когда в 28 лет он бежал из Рима. Так было в Женеве, где он попал в лапы кальвинистов и угодил в тюрьму. Так было в Тулузе, где науськанные ревнителями веры студенты чуть не избили его. В Париже он был в чести, давал уроки королю, казалось, притерпелся, одумался, а он пишет комедию, и снова невиданный скандал, и снова надо в дорогу, благо его имущество не требовало долгих сборов.

Он только собирается в Англию, а сэр Кэбхем, английский посол в Париже, уже доносит в Лондон: «Джордано Бруно, итальянский профессор философии, намерен отправиться в Англию. Взглядов его я не могу одобрить...» А потом новый скандал в Оксфорде и диспут с учеными мужами в доме шталмейстера королевы Елизаветы. Он снова возвращается во Францию и снова с непоколебимым упорством, забыв о всех печальных уроках своей жизни, добивается нового диспута, и снова кричат ему, что он суетный бахвал, оболгавший Аристотеля, и снова разъяренная толпа беснуется вокруг него. Уезжает в Германию - и все то же. Спираль гонений все быстрее вращает его. Наконец он стал учителем знатного венецианца Джованни Мочениго, который донес на Джорадно Бруно из чистой подлости: считал, что тот знает бесовские секреты достижения славы и богатства, но скрывает их от него. В 1592 году Джордано Бруно был арестован и сидел в тюрьме 8 лет. Наконец лицемерные церковники приговорили его к смертной казни «без пролития крови» - то есть путем сожжения на костре. Когда в ему зачитали смертный приговор, он сказал: «Вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его!». Джордано Бруно сожгли на площади Цветов в Риме 17 февраля 1600 года. Последнее, что видела толпа, прежде чем заволокло его дымом, как дернул головой Джордано и отвернулся, когда протянули на длинном шесте распятие к его губам. Он органически не мог кривить душой, предательство своих убеждений было для него страшнее смерти, и, когда он был поставлен перед дилеммой: отречение или смерть, он после тяжких раздумий выбрал все-таки смерть. Выбрал не из гордости, не из фанатичного упрямства, а лишь из убеждений, что покаяние перечеркнет все труды его жизни, что отречение - это тоже гибель, но гибель уже бессмысленная. Ведь он сам писал, что «смерть в одном столетии дарует жизнь во всех грядущих веках». И оказался прав: на площади Цветов люди поставили памятник, на котором написано: «Джордано Бруно от века, который он предвидел».

Философия природы Бруно – по месту своего рождения он называл се Полянской – знаменует решительный шаг в направлении онтологического "выравнивания" мира. Иерархия средневекового мировидения со свойственными ей уровнями бытия и степенями совершенства преобразуется Бруно в бескачественное, однородное, лишенное внутренних пределов и мер бытие Универсума. Мир, вселенная перестает осознаваться как творение всемогущего Бога, но в пантеистическом духе трактуется как его обнаружение, проявление, манифестация в бесконечном многообразии существующего. Вселенная для Бруно есть все, чем она может быть, возможность совпадает в ней с действительностью абсолютным образом. Бесконечность Вселенной – неизбежное следствие могущества и полноты бесконечной действующей причины. Ноланец характеризует ее так: "Вселенная есть бесконечная субстанция, бесконечное тело в бесконечном пространстве, т.е. пустой и в то же время наполненной бесконечности. Поэтому вселенная одна, миры же бесчисленны. Хотя отдельные тела обладают конечной величиной, численность их бесконечна" . Для ее описания Бруно вслед за Н. Кузанским использовал образ бесконечной сферы, чей центр повсюду, а поверхность нигде. В этой сфере длина и ширина, правое и левое, верх и низ тождественны. Опираясь на астрономические открытия Н. Коперника и Т. Браге, Бруно разрушает "кристаллическую сферу неподвижных звезд", на которой строилась космология Аристотеля – Птолемея. Бесчисленные "сияющие миры", рассеянные в бесконечном пространстве, возникли из единой материи как из "порождающего лона" и, возможно, имеют разумных обитателей. Ведь несотворенная и вечная материя есть первооснова всего, "божественное бытие в вещах" (итал. essere divino nelle cose).

В вопросе строения материи Бруно выступает, с одной стороны, последователем атомистической традиции Демокрита, Эпикура и Лукреция, с другой – развивает учение Кузанского о минимуме и пределе. Продвижение в направлении неделимости первых начал должно объединить физические и математические явления, чтобы отразить внутреннее строение мироздания. Бруно различает родовой минимум – наименьшее в определенном ряду явлений и абсолютный минимум – предел, совпадающий в области материальных существований с атомом, а в сфере метафизических идей – с монадой. Атомы как "первичные частицы", из которых состоят все тела, тождественны в силу свойственной всем телесным вещам материи. Различия вещей создаются соединением, сочетанием и расположением атомов. Переходя от физики к геометрии, Бруно указывал на предел делимости: линия оказывается движущейся точкой, поверхность – движущейся линией, тело – движущейся поверхностью. Вывод Ноланца: подвижная точка есть субстанция всех геометрических фигур, а неподвижная точка есть все. Значит, как и у Кузанского, минимум, или монада, совпадает с максимумом и целым. Абсолютное совпадение противоположностей не означает абсолютного покоя. Бруно разделяет античный принцип "всеобщей одушевленности": Вселенная полна жизни, порядка, обмена и движения. Бесчисленные одушевленные миры – эти "великие животные" (итал. grandi animali) – существуют нс в пустоте как у атомистов, а в среде, которая их "охватывает, хранит, движет и производит". Бруно называет ее эфиром.

Для ориентации в мире Бруно вполне традиционно выделяет 4 уровня познания: чувство (лат. sensus ), воображение (лат. imaginalia ), рассудок (лат. ratio ) и интеллект (лат. intellectus ). Процесс познания мыслится им как непрерывное целое, в котором рассудок преодолевает ошибочность чувств, а интеллект, или ум (лат. mens ), – ограниченность рассудка. В процессе восхождения к высшему созерцанию "ноланская философия" обращается к магии с целью использования тайн природы путем подражания ей и достижения 5-й ступени познания – интуитивного постижения единства божества. Посредством "натуральной магии", исходящей из всеобщей связанности вещей, которую выражает древний принцип "все во всем", оказывается возможным установить связи со стихиями, демонами, светилами или душой мира для управления вселенной. Совершенный маг является одновременно художником, поэтом и философом, он владеет искусством памяти и, поднявшись к созерцанию истины, "не чувствует ужаса смерти". Самоотверженность, подвижничество, аскетизм и любовь к божественному составляют суть героического энтузиазма Бруно. Наследие Бруно обнаруживает парадокс "архаиста-новатора". Широта и бесстрашие философских горизонтов Ноланца устремлены в Новое время со свойственной ему научной строгостью; буйная фантазия, склонность к герметизму и натуральной магии связывают Бруно с донаучной мифологизирующей архаикой. Самос точное определение своей философии дал сам мыслитель, назвав ее "философией рассвета".