Святые отцы бог не. Время и вечность в учении святых отцов о воплощении бога-слова. Православные иконы Пресвятой Троицы

, «отмечаемый» с размахом 14 февраля. Этот «праздник» странен не только потому, что его атрибуты - ярко-розовые сердечки и цветочки - почему-то оказались привязанными к имени мученика Валентина, обезглавленного язычниками, но прежде всего потому, что, прославляя как будто бы любовь, культивирует чувства, весьма далекие от истинной любви. Увы, современные люди часто не понимают, что такое любовь, заменяют ее взвинченными эмоциями и похотью. Любовь стали даже использовать для оправдания греха, мотивируя ею легализацию однополых браков, эвтаназию, аборты и т.д.

Так что же такое любовь? Об этом нам говорит через Священное Писание Сам Господь, названный в нем Любовью, а также отцы Церкви, подвижники и святые, опытно, а не умозрительно возлюбившие ближних своих.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ЛЮБВИ

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 4–8).

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 1–3).

«Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16: 14).

«Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (Прит. 10: 12).

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 43–45).

«Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12: 29–31).

«Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4: 8).

«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3: 16).

«Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3: 18).

«Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7–8).

«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4: 9–10).

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4: 18).

«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13: 10).

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25).

«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14).

«Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1: 5).

«Нет больше той любви, как если кто положит душу (т.е. жизнь - Ред .) свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ЛЮБВИ

«Имеющий любовь далек от всякого греха» (священномученик Поликарп Смирнский ).

«Любовь есть союз братства, основание мира, крепость и утверждение единства, она больше веры и надежды, она предшествует благотворению и мученичеству, она вечно пребудет вместе с нами у Бога в Царстве Небесном» (священномученик Киприан Карфагенский ).

«Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого. Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя» (святитель Василий Великий ).

«У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его» (святитель Василий Великий )

«Все совершенства, которые заключаются в понятии добродетели, произрастают от корня любви, так что имеющий ее и в прочих добродетелях не имеет недостатка» (святитель Григорий Нисский ).

«Любовь заключается не в пустых словах и не в простых приветствиях, но в явлении и совершении дел, например в том, чтобы избавлять от бедности, помогать больным, освобождать от опасностей, покровительствовать находящимся в затруднениях, плакать с плачущими и радоваться с радующимися» (святитель Иоанн Златоуст ).

«Любовь плотская - вина, а духовная - похвала; та есть ненавистная страсть души, а эта - радость, веселие и лучшее украшение души; та производит вражду в уме любящих, а эта уничтожает и существующую вражду и водворяет в любящих великий мир; от той не бывает никакой пользы, но еще великая трата денег и какие-то неразумные издержки, извращение жизни, всецелое расстройство домов, а от этой - великое богатство правых дел, великое изобилие добродетелей» (святитель Иоанн Златоуст ).

«Не говори мне о любви вульгарной и низкой, которая скорее болезнь, нежели любовь, но разумей любовь, которой требует Павел, которая имеет целью пользу любимых, и ты увидишь, что такие люди нежнее в любви самих отцов… Тот, кто питает к другому любовь, согласится лучше потерпеть тысячи бедствий, нежели видеть, чтобы любимый им потерпел вред» (святитель Иоанн Златоуст ).

«Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто - ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное. Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал тысячу поражений за свою любовь, не оставит ее. Кто любит за то, что его любят, тот, случись с ним неприятность, прервет любовь свою; а кто соединен тою любовью, никогда не оставит ее» (святитель Иоанн Златоуст ).

«Любовь есть корень, источник и матерь всего доброго. Всякое доброе дело есть плод любви» (святитель Иоанн Златоуст ).

«Любовь не делает зла ближнему; где господствует любовь, там не бывает Каина, убивающего брата» (святитель Иоанн Златоуст ).

«Кто любит, тот не разбирает внешнего вида; любовь не смотрит на безобразие, потому она и называется любовию, что часто любит и безобразное» (святитель Иоанн Златоуст ).

«Любовь представляет тебе ближнего как тебя самого и научает тебя радоваться его благополучию как твоему собственному и чувствовать его несчастья как твои собственные. Любовь соединяет многих в одно тело и делает души их жилищами Святого Духа, потому что не в разделенных друг от друга, но в соединенных по душе может обитать Дух мира. Любовь делает общими для всех блага каждого» (святитель Иоанн Златоуст ).

«Любящий желает не подчинять только, но и подчиняться и более радуется, подчиняясь, нежели начальствуя. Любящий желает лучше благодетельствовать, нежели получать благодеяния, потому что лучше желает иметь друга должником своим, нежели самому быть должным ему. Любящий желает благодетельствовать возлюбленному, но не хочет, чтобы видны были его благодеяния, желает быть первым в благодеяниях, но не хочет, чтобы он казался первым в благодеяниях» (святитель Иоанн Златоуст ).

«Дело любви - поучать друг друга страху Божию» (преподобный Ефрем Сирин ).

«В ком любовь, тот никем никогда не гнушается, малым и великим, славным и бесславным, бедным и богатым: напротив, тот сам всё покрывает, всё терпит (1 Кор. 13: 7). В ком любовь, тот ни перед кем не превозносится, не надмевается, ни на кого сам не наговаривает и от наговаривающих отвращает слух. В ком любовь, тот не льстит, брату ноги не запинает, не соперничает, не завидует, не радуется падению других, не чернит падшего, но соболезнует о нем и принимает в нем участие, не презирает ближнего в нужде, но заступается и готов умереть за него… В ком любовь, тот никогда ничего не присвояет себе… В ком любовь, тот никого не почитает себе чужим, но все ему свои. В ком любовь, тот не раздражается, не гордится, не воспламеняется гневом, не радуется о неправде, не коснит во лжи, никого не почитает своим врагом, кроме одного диавола. В ком любовь, тот вся терпит, милосердствует, долготерпит (1 Кор. 13: 4–7)» (преподобный Ефрем Сирин ).

«О безмерная сила любви! Ни на небе, ни на земле нет ничего драгоценнее любви. Она, божественная любовь, есть возглавление добродетелей; любовь - причина всех благ, любовь - соль добродетелей, любовь - конец закона… Она низвела к нам с небес Сына Божия. Любовию явлены нам все блага: разрушена смерть, пленен ад, воззван Адам; любовию составлена из Ангелов и человеков единая паства; любовию отверст рай, обещано нам Небесное Царство. Она умудряла рыбарей; она укрепляла мучеников; она пустыни преобразовала в общежития; она горы и вертепы наполнила псалмопениями; она мужей и жен научила идти узким и тесным путем… О блаженная любовь, подательница всех благ!» (преподобный Ефрем Сирин ).

«Любовь не ищет того, что полезно себе, но того, что полезно многим для спасения их» (преподобный Ефрем Сирин ).

«Любовь собственно ничего не имеет, кроме Бога, потому что Бог есть любовь» (преподобный Нил Синайский ).

«Любовь принадлежит исключительно Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божие» (преподобный Иоанн Кассиан ).

«Любовь свидетельствуется неосуждением ближних» (преподобный Исаия ).

«Больше любви никто не имеет, как если кто душу свою положит за друзей своих. Если кто услышит огорчительное слово и вместо того, чтобы ответить подобным же оскорблением, преодолеет себя и промолчит или, будучи обманутым, перенесет это и не отомстит обманщику - то он этим положит душу свою за ближнего» (авва Пимен ).

«Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится какой даже незначительный повод, очень легко испаряется. Любовь же духовная не такова: но, хотя случится потерпеть какое огорчение, в душе боголюбивой, состоящей под воздействием Божиим, союз любви не пресекается» (блаженный Диадох Фотикийский ).

«Если ты одних людей ненавидишь, к другим относишься равнодушно, а третьих очень сильно любишь, то заключи из этого, как ты еще далеко отстоишь от совершенной любви, которая побуждает одинаково любить всякого человека» ().

«Совершенная любовь не разделяет единого человеческого естества согласно нраву людей, но одинаково любит всех людей. Добрых любит как друзей, а недобрых как врагов (по заповеди), благодетельствуя им и терпеливо перенося все причиняемое ими, не только не воздавая им злом за зло, но даже при необходимости страдая за них, чтобы по возможности сделать их своими друзьями. Так и Господь наш и Бог Иисус Христос, являя Свою к нам любовь, пострадал за все человечество и дал одну для всех надежду воскресения. Впрочем, каждый человек сам себя делает достойным или славы, или адского мучения» (преподобный Максим Исповедник ).

«Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога» (преподобный Максим Исповедник ).

«Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых» (преподобный Максим Исповедник ).

«Любовь, возбуждаемая чем-нибудь, есть как малый светильник, питаемый елеем, которым и поддерживается свет его, или как наводняемый дождем поток, которого течение прекращается с оскудением составляющей его дождевой воды. Но любовь, которая имеет виновником Бога, есть то же, что бьющий из земли источник: потоки ее никогда не пресекаются (потому что один Бог есть источник любви), и питающее сию любовь не оскудевает» (преподобный Исаак Сирин ).

«Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что, любя ближнего, ты приобретаешь в себе Того, Кто драгоценнее всего в мире. Оставь малое, чтобы приобрести великое; пренебреги излишним и ничего не значащим, чтобы приобрести многоценное» (преподобный Исаак Сирин ).

«Любви не печаль принять тяжкую смерть за любящих» (преподобный Исаак Сирин ).

«Ничего нет более и совершеннее среди добродетелей, как любовь к ближнему. Признаком же ее служит не то только, чтобы не иметь вещи, в которой другой нуждается, но и смерть за него претерпеть с радостию, по заповеди Господней, и считать это своим долгом. Да и справедливо, ибо мы должны не по праву только природы любить ближнего до смерти, но и ради пролитой за нас Пречистой Крови заповедавшего то Христа» (священномученик Петр Дамаскин ).

«Что значит любить кого-либо? Значит желать ему блага и делать его, когда возможно» (святитель Димитрий Ростовский ).

«Если бы кто приступил ко мне с вопросами: должно ли любить кого-нибудь? должно ли с любовью делать что-нибудь? - то я не стал бы отвечать, а поспешил бы отступить от вопрошателя: потому что такие вопросы может предлагать только стоящий на пороге ада» .

«Представим себе любовь, заключенную в более или менее тесном круге родства, знакомства, взаимности, и посмотрим, каково ее достоинство. Отцу и матери нужен ли подвиг, чтобы любить свое дитя? Младенцу надобно ли учиться любить отца и мать? Если же в сей любви все делает природа, без подвига и почти без ведома человека, то где тут достоинство добродетели? Это просто естественное чувство, которое и в бессловесных примечаем. Нелюбление родителей или детей есть глубоко низкий порок, но любовь к родителям и детям не есть еще высокая добродетель, кроме особенных случаев, когда ее возвышает соединенное с нею самоотвержение и самопожертвование» (святитель Филарет (Дроздов)) .

«Понимаю только ту любовь, которая действует по священным велениям Евангелия, при его свете, которая сама - свет. Другой любви не понимаю, не признаю, не принимаю. Любовь, превозносимая миром, признаваемая человеками их собственностью, запечатленная падением, недостойна именоваться любовию: она - искажение любви. Потому-то она так враждебна любви святой, истинной… Любовь - свет, слепая любовь - не любовь» .

«Евангелие отвергает любовь, зависящую от движения крови, от чувств плотского сердца. Падение подчинило сердце владычеству крови и посредством крови владычеству миродержителя. Евангелие освобождает сердце из этого плена, из этого насилия, приводит под руководство Святого Духа. Святой Дух научает любить ближнего свято. Любовь, питаемая Святым Духом, - огонь. Этим огнем погашается огонь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением» (святитель Игнатий (Брянчанинов)) .

«В каких язвах наша любовь естественная! Какая тяжкая на ней язва - пристрастие! Обладаемое пристрастием сердце способно ко всякой несправедливости, ко всякому беззаконию, лишь бы удовлетворить болезненной любви своей» (святитель Игнатий (Брянчанинов)) .

«Естественная любовь доставляет любимому своему одно земное, о небесном она не думает. Она враждует против неба и Духа Святого, потому что Дух требует распятия плоти. Она враждует против неба и Духа Святого, потому что находится под управлением духа лукавого, духа нечистого и погибшего… Ощутивший любовь духовную с омерзением будет взирать на любовь плотскую как на уродливое искажение любви» (святитель Игнатий (Брянчанинов)) .

«Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог - предела и ограничения. Но любовь к ближним имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя. Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе. Делай все просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов» (преподобный Никодим Святогорец ).

«Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждою, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу» ().

«Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (см.: 1 Ин. 3: 15). Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению» (преподобный Амвросий Оптинский ).

«Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба - там гордыня» (преподобный Никон Оптинский ).

«Любить надо каждого, потому что каждый человек есть образ Божий, даже если он, то есть образ Божий, в человеке загрязнен, он может отмыться и быть опять чистым» (преподобный Никон Оптинский ).

«Любовь, прежде всего, простирается до самопожертвования… Второй признак истинной любви тот, что она вечна, никогда не прекращается… Третий признак истинной, небесной любви тот, что она исключает совершенную нелюбовь к кому-либо, то есть нельзя, например, одних любить, а других нет. Кто имеет святую любовь, тот весь переполнен ею. Я могу скорбеть, жалеть, что такой-то полонен страстями, привержен злу, худо поступает, но не любить человека, как Божие создание, я не могу и должен быть готов при всяком случае проявить к нему любовь. Четвертый признак истинной любви тот, что любовь эта в одно и то же время направляется к Богу и ближним, находясь в такой связи, что кто любит Бога, тот непременно любит и ближнего» (священномученик Арсений (Жадановский)) .

«Если любовь не в Боге и не от Бога, то это только чувственная страсть, которую люди употребляют как наркотик, чтобы этой малой бессмыслицей услаждать лишенную всякого смысла жизнь» (святитель Николай Сербский ).

«Любовь - это радость, а цена любви - жертва. Любовь - это жизнь, а цена любви - смерть» (святитель Николай Сербский ).

«Любовь не есть просто сердечное ощущение. Любовь - царица всех чувств, благородных и положительных. Воистину любовь есть наикратчайший путь в Царство Небесное. Любовь уничтожила разделение между Богом и человеком» (святитель Николай Сербский ).

«Когда душа любит тело - это не любовь, но желание, страсть. Когда душа любит душу не в Боге, то это либо восторг, либо жалость. Когда же душа в Боге любит душу, невзирая на внешность (красоту, уродство), это и есть любовь. Это - истинная любовь, дочь моя. А в любви - жизнь!» (святитель Николай Сербский )

«Бог дал людям слово «любовь», чтобы они именовали этим словом свои взаимоотношения с Ним. Когда люди, злоупотребив этим словом, начинают называть им свое отношение к земному, оно теряет свой смысл» (святитель Николай Сербский ).

«Любовь и похоть противоположны друг другу. Кто похоть называет любовью, тот заблуждается. Ибо любовь духовна, чиста и свята, а похоть телесна, нечиста и не свята. Любовь неотделима от истины, а похоть - от иллюзии и лжи. Истинная любовь, как правило, постоянно возрастает в силе и во вдохновении, несмотря на человеческую старость; похоть же быстро проходит, переходит в отвращение и часто доводит до отчаяния» (святитель Николай Сербский ).

«Любовь не имеет ничего общего с прелюбодеянием и блудом. Они над любовью глумятся» (святитель Николай Сербский ).

«Нетрудно, совсем нетрудно любить людей, любящих нас; нетрудно, нисколько нетрудно любить отца, или мать, или жену, или детей своих. Но велика ли цена этой любви? О нет, она не имеет почти никакой цены, ибо близких своих, детей своих любим по инстинкту любви, который вложен в нас природой. Какая мать не отдаст всей ласки, всего тепла сердца своего своему ребенку? Какая не отдаст даже жизни своей, если ему будет грозить гибель? Это, конечно, хорошо, но имеет ли высшую нравственную ценность? О нет, не имеет. Знаем мы, что если задумаем разорить птичье гнездо, то прилетит мать птенцов, будет виться над нами, будет бить нас по лицу крыльями и отчаянно пищать… Это та же самая любовь, любовь по инстинкту, вложенная в каждое живое существо. Разве медведица, разве волчица не защищают детенышей своих, не идут на человека, пришедшего с оружием?»

«Что значит подлинно любить человека? Все возвышенное трудно поддается логическому определению. Как сказать, что такое христианская жизнь в любви, если сила ее проявляется больше всего в терпении? Где любовь, там всегда доверие, где любовь, там всегда и надежда. Любовь все переносит, потому что сильна. Истинная любовь постоянна, не иссякает и некогда не перестает. Этот гимн любви прозвучал впервые в устах первых апостолов христианства» (святитель Лука (Войно-Ясенецкий)) .

«Именно любовь! Ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного - любви к человеку. Даже самое дорогое, что есть для христианина, - вечная жизнь - обусловливается тем, любил ли человек в жизни своей людей, как братьев своих» (святитель Лука (Войно-Ясенецкий)) .

«Есть взаимная любовь: любовь супругов, любовь родителей к детям, любовь к людям, достойным любви. Всякая любовь благословенна, благословенна и эта любовь, но это начальная, низшая форма любви, ибо от любви супружеской, путем научения в ней, должны мы возвыситься до гораздо более высокой любви ко всем людям, ко всем несчастным, к страдающим, от нее еще возвыситься до третьей степени любви - любви Божественной, любви к Самому Богу. Вот видите, пока не достигнут люди любви ко всем, любви Божественной, невелико значение и любви только к близким» (святитель Лука (Войно-Ясенецкий)) .

«Главнейшая обязанность человека - любить Бога и потом своего ближнего: каждого человека и более всего - своего врага. Если мы возлюбим Бога так, как нужно, то мы сохраним и все другие Его заповеди. Но мы не любим ни Бога, ни своих ближних. Кто же сегодня интересуется другим человеком? Все интересуются только самими собою, но не другими, а за это мы дадим ответ. Бог, Который весь есть Любовь, не простит нам этого равнодушия по отношению к ближним» ().

«Добрый христианин любит сначала Бога, а потом и человека. Избыточествующая любовь изливается и на животных, и на природу. То, что мы, современные люди, разрушаем окружающую среду, показывает, что мы не имеем избытка любви. Может быть, мы имеем любовь хотя бы к Богу? К сожалению, нет. Это показывает сама наша жизнь» (преподобный Паисий Святогорец ).

«Кто от чистой любви труждается ради своего ближнего, тому само утомление приносит отдых. Тот же, кто любит себя самого и ленится, утомляется от своего бездействия. Мы должны обратить внимание на то, что должно побуждать к делам любви, как нам указывает старец. Я должен трудиться ради другого от чистой любви, и ничего более не имею в виду. Многие проявляют свою любовь по отношению к некоторым людям и тут же делают их подвластными себе» (преподобный Паисий Святогорец ).

«В любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу. В нашем благоговении перед Богородицей и святыми снова сокрыто наше великое благоговение перед Христом. Этим сохраняется христианская любовь и качественно отличается от любви мирских людей» (преподобный Паисий Святогорец ).

«Любовь видна, когда человек дает, сам находясь в лишениях. Когда ты встречаешь нуждающегося, подумай: если бы на месте нищего был Сам Христос, то что бы ты дал Ему? Безусловно, самое лучшее… Господь говорит, что, делая что-то одному из несчастных, вы тем самым делаете это Мне» (преподобный Паисий Святогорец ).

«Просто любить кого-то - это еще мало. Надо любить человека больше, чем себя самого. Мать любит своих детей больше, чем себя. Для того чтобы накормить детей, она остается голодной. Однако радость, которую испытывает она, больше той радости, которую испытывают ее дети. Малыши питаются плотски, а мать - духовно. Они испытывают чувственный вкус пищи, тогда как она радуется духовным радованием» (преподобный Паисий Святогорец ).

«Настоящая любовь несвоекорыстна. Она не имеет в себе эгоистического пристрастия и отличается благоразумием» (преподобный Паисий Святогорец ).

«Готовность выпить чашу горести другого - есть любовь» (преподобный Паисий Святогорец ).

«Вопрос: Как я смогу понять, геронда, есть ли у меня истинная любовь? Ответ: Чтобы это понять, нужно испытать себя, любишь ли ты одинаково всех людей и считаешь ли всех лучшими себя» (преподобный Паисий Святогорец ).

«Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью - только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась» (митрополит Антоний Сурожский ).

«Когда мы начинаем вести христианскую жизнь, весь труд, весь наш подвиг направлен на то, чтобы с любовью воспринимать даже наших врагов. В этом и заключается мученическое свидетельство христианина» .

«Мы не думаем, как изменить мир своими силами. Мы стремимся получить силу от Бога, чтобы во всех случаях действовать с любовью» (архимандрит Софроний (Сахаров)) .

«Любовь к человечеству - словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, - дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью» (архимандрит Иоанн (Крестьянкин)) .

«Если любовь есть в сердце, то она от сердца изливается на всех окружающих и проявляется в жалости ко всем, в терпении их недостатков и грехов, в неосуждении их, в молитве за них, а когда необходимо, то и в материальной поддержке» (игумен Никон (Воробьев) ).

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЛЮБВИ

Совет да любовь - на этом свет стоит.

Где любовь, тут и Бог. Бог - любовь.

Милее всего, кто любит кого.

Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.

Где совет (союз, любовь), там и свет.

Любви, огня да кашля от людей не утаишь.

Полюби нас в черненьких, а в беленьких и всяк полюбит.

Любить друга - любить себя.

Люби да помни.

Любовь - кольцо, а у кольца нет конца.

Одежда Бога (о чём плакали святые отцы)
От пришедшего в храм на богослужение, не поклоны и даже не слова произносимых душой молитв принимает Господь, но принимает Дух Божий - нечто иное. Это иное необходимо уметь НЕПРЕРЫВНО отслеживать в себе самом.
Ведь слова молитв (как и всё прочтенное душой духовное) касаются лишь одежды Бога.
Касаясь одежды Бога, не нужно думать что ты касаешься Самого Бога.
Так что же нужно уметь видеть в себе самом во время своих молитв?
Важность этого вопроса заключёна не сколько в том что надо (честно) видеть в себе самом всегда, но более в том чем или, вернее, кем надо уметь видеть в себе самом всё.
Надо (в навыке) (по возможности) НЕПРЕРЫВНО уметь видеть себя самого {и вообще всегда всё в себе самом} не своим умом или же самоанализом, но духом болезненных покаянных молитв перед Богом.
Дух молитв может честно открыть перед душой великое её падение…. великое её бессилие во всём истинно Божием. Дух молитв может открыть уму и чувствам человека бесчисленно и бесконечно падшую гордую её природу, природу
УБИТУЮ грехом гордыни {чувства убитые грехом мнимой гордой самостоятельности} .
При надлежащем же терпении и при умении правильнее направлять внутренние усилия к Богу, у души может открыться Блаженная возможность открытого прямого общения с Ангелами, со святыми и с Богом.
КОГДА И КАК СВЯТЫЕ ОТВЕЧАЮТ НАМ
От падения бесконечного своего не отворачивайся если хочешь на молитве своей услышать ясный ответ от святых, от Ангелов и от Бога.
…….
При всяком и при каждом обращении к святым не поленись показать им БЕСЧИСЛЕННЫЕ свои язвы, и немощи. Проси ПОКАЯННЫМИ чувствами сердца прощения и исцеления. Проси чувствами, потому что в мире духов слова ничто.
Вглядывайся в сердце.
…….
Если чувства сердца твоего в то время когда ты читаешь: «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху» искренне не славят Господа, но молчат, то в ответ промолчат и святые….
Если в храме чтец, наспех читая слова: «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху» чувствами сердца неспособен искренне славить Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа…, поверь, он
безумно играет с одеждами Бога. Бог не услышит его, потому что чтец не слышит даже себя самого….
Не осуждай чтеца… и не убивай себя подражанием ему.
Молитвы прочтённые наспех опаснее молитв непрочитанных потому что наспех читающий {и наспех слушающий} могут обольщаться что они совершают нечто Богоугодное…. Ведь они же на службу пришли, они пришли в храм к Богу.
Или, может, они пришли лишь к одеждам Бога?
Не получит душа благословения от святых если она разрезана грехом на разрозненные части, если язык ума её говорит одно, а сердце наполнено другим.
Если мысли и чувства человека не соединены Духом в единое целое, если он убит нечувствием - он труп для Неба.
Кто станет разговаривать с трупом…?
Сам подумай…
Хочешь получить ответ от святых или от святого к которому обращаешься скажи ему (или им) прямо: «Я труп…, нуждаюсь в исцелении потому что не умею молиться». Скажи об этом не умом или вслух, но скажи это чувствами сердца и поверь мне…, НЕВОЗМОЖНО чтобы не услышал ты ответ от святых.
Сам увидишь, сколько света, сколь много Милосердия вольётся внутрь твоих мыслей и чувств, сколько Покоя, сколько Небесной Любви и Ласки получишь ты если не поленишься каяться (по возможности, непрерывно).
Ум твой успокоится.
Дух очистится от пустого и ненужного.
Тело почувствует Силу Неба и Любовь Бога войдёт в сокровенную глубину твоих мыслей так сильно, что сможешь ли ты устоять перед Силами Небесных Даров кающемуся?
Ответ святых ты получишь не в словах и не в видениях пришедших к тебе, но светом невидимым озарит дух твой и тело изнутри Бог.
Огонь Бога проникнет такие сокровенные глубины твои о которых ты прежде не подозревал даже.
КАК ПРАВИЛЬНО ВИДЕТЬ СЕБЯ
Хочешь правильно увидеть себя?
Слушай.
Правильно видеть себя просто и непросто одновременно.
Но слушай не себя и не свой ум, слушай не то что рождает твой убитый гордыней ум из прочтённого тобой в святых книгах о грехе и о природе греха, но сумей расслышать голос Бога внутри себя.
Если услышишь голос Духа Божия внутри себя…, если сумеешь понять Его Язык, тогда научит тебя Бог плакать о себе самом точно также непрестанно и бесконечно, как плакали
о себе самих величайшие из святых.
Нет к Богу иного пути кроме как через бесконечный (по возможности НЕПРЕРЫВНЫЙ) духовный плач о себе самом.
Молись с болезнью о всём своём к Богу и слушай не то что рождает в тебе твой ум, не твои (мнимо умные мысли о грехе твоём), но слушай те чувства что рождает в тебе сама покаянная молитва и ты увидишь {ясно почувствуешь внутри себя} нечто удивительное и особое.
…….
Чем сильнее, чем усерднее, чем искреннее, чем постояннее, чем яснее для себя самого ты будешь каяться перед Богом, тем всё более и более греховным себя будешь чувствовать.
Да, это ТОЛЬКО так и бывает.
Не очистившимся станешь ты видеть себя, не омытым, но носящим внутри себя такие бездны греха, о которых ты прежде - ДАЖЕ тенью мыслей своих не догадывался.
…….
Хочешь знать причину духовного неуспеха любого из людей?
Поверь, эта причина одна и она проста как мычание.
Причина духовного неуспеха ЛИШЬ от маловерия Христову Евангелию и от недостатка в покаянии.
ПОКАЯНИЕ РАСКРЫВАЕТ ДУШЕ ВСЁ БОЛЕЕ И БОЛЕЕ ГЛУБОКУЮ ГРЕХОВНОСТЬ ЕЁ
Вот…, ты удивляешься почему святые плакали о себе самих находясь в пустынях, в удалении от соблазнов и грехов…, почему они плакали день и ночь?
Почему они (имея дары чудотворения и воскрешения мёртвых) плакали до последнего своего земного вздоха?
А я удивляюсь почему мы, современные христиане, живя среди бездн греха не плачем о себе?
Как же дух покаяния действует в человеке?
Он действует просто и непросто одновременно.
Прислушайся сам к себе и ты увидишь в себе самом тайное , если Бог коснётся твоих чувств и мыслей.
Но… для того чтобы душа яснее могла услышать как касается её
чувств Бог, она должна смирить свой ум. Душа должна перестать слышать внутри себя свои бесконечные умничанья о Боге и о Путях Его.
ТАК О ЧЁМ ЖЕ ПЛАКАЛИ СВЯТЫЕ ОТЦЫ?
Святые отцы плакали о той БЕСКОНЕЧНОЙ немощи к добру истинному что видели в своей природе, в природе {по глубине греховности бесконечной} общей каждому и любому из нас.
Так почему же ты, ежедневно чувствуя личную немощь к Божиему, видя разделённой, обездоленной, неусыновлённой Богу душу свою - не плачешь и не ищешь покаяния о себе самом более глубокого нежели то что было у тебя прежде?
…….
На самом деле, путь правильного (а раз правильного, то значит неизменно ВСЕГДА покаянного о всём в себе самом) духовного развития очень и очень прост.
Путь правильного духовного развития не требует начитанности…, он требует лишь честности по отношению к самому себе.
Он требует
постоянства в молитве и в покаянии .
…….
Начитанность же…. она погубила и погубит ещё очень и очень многих.
Для тех же кто в теме, искреннее чтение своего молитвенного правила (пусть даже утреннего, вечернего и к Причастию) легко может заменить не только всё добротолюбие, но и почти все то что написано святыми отцами о молитве.
Нужен (по возможности непрерывный) молитвенный труд
не над другими , но лишь над самим собой только.
В настоящее же время, многие избирают не молитвенный покаянный ежедневный личный труд над самим собой, но слушать (и читать) бесконечные проповеди о Боге.
Проповеди (в определённые годы) они бывают нужны…, но молитва и покаяние много-много важнее любых (даже самых лучших) проповедей.
Молитве и покаянию нужно отдавать МНОГО более личного времени нежели чтению о духовном.
Тогда… тогда молитва САМА раскроет душе такие глубины Духа, которые не раскроет она ни чтением, ни просмотрами, ни обдумыванием всего прочтённого и просмотренного.
В этом важность правильного приближения к Богу.
Смирить свой разум, молитвой привлечь внутрь своих чувств Дух Божий и в Духе Бога обрести покаянный Покой Его.

А без веры угодить Богу невозможно: ибо приходящий к Богу должен уверовать, что Он есть и ищущим Его Он воздает. (Евр. 11;6)

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаём, что веки устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое.
(Евр. 11; 1-3)

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин.3;16)

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём. (Ин. 3; 36)

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. (Ин. 6; 47)

Один Господь, одна вера, одно крещение... (Еф. 4; 5)

Прп. Иоанн Дамаскин
Вера двояка. Есть вера от слышания (Рим. 10; 17). Слушая Божественное Писание, мы верим учению Святаго Духа. Эта вера приходит в совершенство через исполнение всего узаконенного Христом, то есть когда мы истинно веруем, живём благочестиво и соблюдаем заповеди обновившего нас. Ибо кто не верует согласно с преданием Кафолической Церкви или через дурные дела сообщается с диаволом, тот неверный. Есть ещё вера: осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр.11; 1), то есть твёрдая и несомненная надежда на данные нам от Бога обетования и на получение просимого нами.

Свт. Игнатий Брянчанинов.
Блажен тот плавец житейского моря, который часто устремляет взоры к небу... Взоры, для которых доступно небо, вера. Верой мы усматриваем духовное небо: учение Христово
Живая вера открывает взорам души Бога; слово Божие соеденияет душу с Богом. Узревший таким образом Бога, ощутивший таким образом Бога усматривает своё ничтожество, исполняется неизреченным благоговением к Богу, ко всем делам Его, ко всем велениям Его, ко всему учению Его, стяжает смиренномудрие.

Падшее человечество приступает к святой истине верой; другого пути к ней нет

Малодушие и смущение рождаются от неверия. Но как только подвижник прибегнет к вере - малодушие и смущение исчезают, как ночная тьма на восходе солнца

Вера во Христа - жизнь. Питающийся верою вкушает уже во время земного странствования вечную жизнь, назначенную праведникам по окончании этого странствования.
Прп. Исаак Сирин.
Слова, не постигаемые ведением, делаются понятными для нас при помощи веры. Для духовных тайн, которые выше ведения и которых не ощущают ни телесные чувства, ни разум, Бог дал веру

Свт. Иоанн Златоуст
Верой приобретается познание о Боге, а без веры невозможно познать Его... Ибо какое умствование убедит нас, например, в Воскресении?.. Какими умствованиями может быть постигнуто рождение Бога Слова? От веры зависит и общение в страданиях. Если бы мы не уверовали, что, пострадав со Христом, мы будем и царствовать с Ним, то не терпели бы страданий.
Как глаза не видят ничего умственного, так очи веры не видят ничего чувственного
.

Вера требует души бодрственной и юной, возвышающейся над всем чувственным и парящей выше немощных помыслов человеческих .

Вот признак веры истинной: когда обетования бывают выше человеческого понимания, а мы твёрдо уповаем на силу обещанного .

Помыслы обуревают наш ум, а вера надёжнее якоря избавляет его от крушения, приводя его к полному убеждению, как корабль в тихую пристань .

Нет пользы от здравой веры при развращенной жизни.(свт. Иоанн Златоуст)

С
вт. Василий Великий.
В рассуждении о сказанном Господом не нужно приходить в колебание и сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя бы в противном уверяла природа. Ибо в этом подвиг веры

Прп. Антонии Великий
Верой человек познает все видимое и умопредставляемое. Вера же есть свободное убеждение души в том, что возвещается от Бога.

Прп. Ефрем Сирин
Твердость веры твоей обнаруживается не тогда, когда тебе прислуживают и выслушиваешь ты льстивые вещи, но когда переносишь гонения.

Прп. Иоанн Лествичник
Вера — крыло молитвы. Не имея веры, сего крыла, молитва моя опять в недро мое возвратится.
Вера получает и то, чего не смеет надеяться, как показал пример благоразумного разбойника на кресте.
Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, чего просит.

Плод веры нашей христианской есть здравие души. Затем Бог соделался человеком, чтоб душа через Него могла воспринять здравие свое. Следовательно, у кого душа не здорова, тот еще не стал христианином настоящим. Здоровой же душа делается силой Божественной и светом благодати, даруемой Христом за веру.

Вера, дел не имеющая, не имеет Бога, животворящего ее, и мертва есть, как не стяжавшая того, о чем говорит Христос: любящий Меня заповеди соблюдает, и Я и Отец «придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23), чтоб воскресить из мертвых душу посещением Своим и оживотворить того, кто сподобился стяжать это. Вот почему мертва такая вера, мертвы те, которые имеют ее без дел.

Если Христос говорит, что даст Духа верующим в Него, то никакого нет сомнения, что не имеющие Духа не суть еще верующие от чистого сердца.

Прп. Симеон Новый Богослов
Вера во Христа есть не только, чтоб небречь о приятностях жизни, но и то, чтобы терпеливо и благодушно переносить всякое находящее искушение в печалях, скорбях и неприятных случайностях, пока возблаговолит Бог призреть на нас.

Прп. Марк Подвижник
Вера состоит не в том только, чтобы креститься во Христа, но чтобы и заповеди Его исполнять.

Прп. Макарий Великий
Основание веры — духовная нищета и безмерная любовь к Богу.

Малодушие и смущение рождаются от неверия. Но как только подвижник прибегнет к вере - малодушие и смущение исчезают, как ночная тьма на восходе солнца (свт. Игнатий Брянчанинов)

Вера во Христа - жизнь. Питающийся верою вкушает уже во время земного странствования вечную жизнь, назначенную праведникам по окончании этого странствования (свт. Игнатий Брянчанинов).

Свт. Филарет Московский
Зная, что Бог всемогущ, веруй в Него,-и будешь причастником благ Его. Если же ты унываешь и пребываешь в бездействии, то не веруешь.
Душа без веры - сосуд, закрытый для благодати, а душа верующая - открытый. Вера открывает душу для принятия благодати.

КО ДНЮ ПРАЗДНОВАНИЯ ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ - 27 СЕНТЯБРЯ. ПРОЧИТАЙТЕ!!! ОТКРОЙТЕ ВСЮ ТЕМУ, ДОРОГИЕ МОИ! КРЕСТ, ТВОРЯЩИЙ ЧУДЕСА Древнее распятие Иисуса Христа из села Годеново не горит в огне, его не рубит топор и не берет пила. А святотатцы, поднявшие руку на святыню, умирают страшной смертью. Специалисты из Русского музея, исследовавшие чудесный крест, пришли к выводу, что аналогов подобной реликвии в России нет. Монахини Свято-Никольского Переславского монастыря берегут Животворящий крест как величайшую ценность. Святыня хранится в скиту в семидесяти километрах от обители, среди лесов и болот. Рядом с местом, где он был впервые обретен пятьсот лет назад. - Увезти его невозможно, - рассказывает игуменья монастыря матушка Евстолия. – За пять веков многие пытались сделать это. Но даже приподнять не смогли. Крест сразу становится неподъемным, словно наливается свинцом. Это поразительное качество Животворящего креста зафиксировано в старинных хрониках. А чтобы перенести его в храме, хватает всего двух монахинь… ЧУДО ЯВЛЕНИЯ КРЕСТА В Ростовской летописи дата и обстоятельства явления Животворящего креста зафиксированы с документальной точностью. Это чудо случилось 11 июня 1423 года на Сахотском болоте, в 55 верстах от Ростова Великого. Пастухи увидели огненный столп – "явился с греческой стороны неизреченный свет, изливающийся с неба на землю". Преодолев страх, они подошли поближе. И увидели крест с изображением Иисуса Христа. Он словно парил в воздухе. А рядом в лучах сияла икона Николая угодника. Пастухи услышали глас, шедший от креста: "Будет на том месте Благодать Божия и дом Божий. И кто с верою придет помолиться – многие будут исцеления и чудеса от Животворящего креста, молитв ради Чудотворца Николая." Весть о чуде дошла до церковных властей. Архиерей отправил из Ростова Великого мастеров с наказом изваять храм на месте явления креста. Но зодчие не решились строить на топи. Заложили дубовые венцы церкви на сухом месте, в стороне. Ночью случилось новое чудо: сруб очутился среди болота. Именно там, где крест впервые явился пастухам. И опять в лучах света сияло распятие. Плотники услышали голос, шедший от креста: "На сем месте поставите церковь мою, и будет гора велика и чудеса многие произойдут с верою приходящим помолиться, и будут многие исцеления". В ту же ночь образовался посреди болота поток, который намыл песчаный холм. На нем поставили церковь, в которую поместили распятие. Приложиться к Животворящему кресту приходили со всей Руси. Исцелений было так много, что при храме стали вести летопись чудес. Через восемьдесят лет после обретения Креста случился пожар, который охватил весь храм. Иконы успели вынести, но распятие не смогли сдвинуть с места. Церковь сгорела дотла. Люди пришли на пожарище,чтобы собрать уцелевшую металлическую утварь. И в пепелище нашли Животворящий крест – невредимым! В начале 16 века на пожарище поставили новую церковь, в которую поместили крест. В 1776 году ее заменили на каменный храм. КРЕСТ В ГОДЫ ГОНЕНИЙ Не смогли уничтожить Животворящий крест и в годы гонений на веру. - Что только не делали с распятием святотатцы, - рассказывает монахиня Феофания, - Когда не получилось вынести его из церкви, впали в ярость. Жгли кислотой, рубили топором, пилой резали. Но соляная кислота была для креста словно вода. А топор отскакивал от древесины, оставляя едва заметные рубцы. Зубья вязли и ломались. Местный житель по фамилии Сорокин был ярым безбожником. Он заявился в храм с топором. В церкви было только несколько старушек. Они попытались остановить святотатца. Но Сорокин легко растолкал женщин. Крикнул: - Что вы перед истуканом поклоном бьете! Размахнулся – и ударил по распятию. Топор отскочил. Он бил еще и еще. Но остро заточенный топор не брал дерево! Святотатец не понимал, что происходит. Он, самый крепкий мужчина в селе, не мог сделать с крестом ничего. Изваянный из дерева Иисус Христос был крепче стали. Выбившийся из сил Сорокин еще раз оглядел крест. Дерево внизу показалось ему подгнившим. Сорокин приложил острие топора к мизинцу правой ноги Христа. Прицелился – и ударил со всего размаха. Лезвие отсекло лишь маленькую щепочку. - Изверг! Господь накажет! – закричали женщины. - Бога нет, - ухмыльнулся Сорокин. – Ваш Христос обычная деревяшка. …Умирая, он проклинал себя за хулу на Господа. - Кровоточащая ранка возникла у Сорокина на правом мизинце, - рассказывает монахиня Феофания. – Началась гангрена и он умер в страшных мучениях. Получилось, что рубил тогда не по Христу – по себе. ЯВЛЕНИЕ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА - НЕ ЛЕГЕНДА Ученые, исследовав удивительный крест из деревенской глуши, признали его византийским. И пришли к сенсационному выводу – изображение Спасителя во многом аналогично отпечатку тела Иисуса Христа с Туринской плащаницы. Село Годеново, где хранится реликвия, затерялось среди болот и лесов. А в 1423-м году, которым в летописях датируются первые сведения о Животворящем кресте, та местность и вовсе была дикой. В летописях говорится, что пастухи увидели распятие словно висящим в воздухе, от него шел "неизреченный свет от неба до земли". И что свет тот шел "из греческой стороны". Оказалось, что летописное предание о явлении Животворящего Креста – не легенда. - Крест явно византийской работы, - рассказывает реставратор Государственного Русского музея Михаил Бушуев. – Это видно не только по тому как изваян Спаситель. Частицы пигмента красок, которым прокрыт крест, характерны для поздней Византии. Аналогов подобных крестов в России нет. Он сотворен из двух цельных кусков дерева. Из какого именно – установить не удалось. Повреждения, которые нанесли святотатцы, пытавшиеся уничтожить крест, реставраторы заделали мастикой. Лик Спасителя оставили таким, как есть. И ступни не тронули. На них остались следы жидкостей, которыми борцы с религией пытались уничтожить крест. Когда не удалось уничтожить крест, ретивые атеисты смазали его отработанным трансформаторным маслом (его частицы реставраторы нашли в нижней части распятия). Но верующие все равно продолжали прикладываться к Животворящему кресту. И случилось чудо – распятие заблагоухало. Вместо резкого, противного запаха технического масла от креста пошел прекрасный аромат мира. Он чувствуется и сейчас. ЖИВОЕ РАСПЯТИЕ Мы просим разрешения приложится к кресту. Такое чувство, что губы целуют не дерево, а живое тело. Распятие теплое! - Многие чувствуют такое, - говорит монахиня Феофания. – Каждому по вере дается… __________________________________________________________________

У каждого человека в природе заложено чувство веры в Бога. Даже человек далекий от Церкви когда у него случается беда неосознанно восклицает: "О Боже".

Господь через Свой Промысел открыл человечеству всю полноту богопознания. Божественные истины открыты для нашего восприятия в той степени насколько мы способны своим человеческим разумом их осознать.

«Бог есть наивысшая красота, к Нему ты должен возводить ум и помыслы и не содержать в мысли ничего, кроме желания увидеть Его». Преп. Макарий Египетский

«Бог есть всякое благо и, вселяясь в душу, исполняет ее всяким благом, насколько это может вместить человеческое естество». Преп. Симеон Новый Богослов

Бог есть Совершенство

Господь по Своей природе есть совершенным и беспредельным. Для Господа все возможно. Ни одна тварь в мире материально и духовном не приближается по своей природе к Богу. Для всех тварных существ истинная природа Бога является непостижимой. Но это не означает, что у нас нет возможности общаться с Богом. Совсем наоборот. Господь сотворил нас, чтобы мы с Ним общались и от этого общения получали блаженство и счастье.

Общение с Богом осуществляется через Его Божественную благодать. Господь, природой Своей действительно запредельный нашему миру, Он не смешивается с тварной субстанцией, но присутствует везде во Вселенной через Свои благие действия. Пророк Давид восклицает: «Куда убегу от Лица Твоего, Если Ты везде присутствуешь?» (Пс. 138-й).

Бог есть Дух

По Своей природе Бог является духовным. То есть Он не материален. И даже ангелы у которых природа духовная по сравнению с Божественной природой тоже являются материальными существами.

В нашем понимании любовь - это свойство, черта характера, чувство и т.д. Мы привыкли воспринимать наши человеческие свойства, как нечто изменчивое. Например, сегодня у нас хорошее настроение, а завтра плохое. Мы можем любить человека, а потом, через некоторое время, выливать на него свою злобу и ненависть. Но когда мы говорим о Боге, то утверждаем, что Он является самой Любовь. Он и есть совершенная всецелая Любовь. Господь настолько любит нас, что вывел нас из небытия в бытие. Он сотворил мир и нас людей из ничего для того, чтобы мы были счастливы. Божественное Откровение подтверждает любовь Бога к своей твари. Господь настолько полюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного Господа Иисуса Христа на мучения и смерть.

Господь желает спасти каждую человеческую душу. Именно для этого Он иногда посылает в мир скорби и страдания, чтобы люди задумались над своей жизнью и покаялись. Собственно, в начале, когда Господь сотворил Адама и Еву в мире не было страданий и зла. Только после грехопадения прародителей, когда Адам и Ева преступили заповедь Божью, в мир вошли грех и все зло. После грехопадения страдания, болезни и смерть стали инструментами нашего вразумления.

Когда в жизни все хорошо, некоторые люди отдаляется от Бога. Думает, как хорошо отдохнуть на курорте, какую купить дорогую одежду, красивый автомобиль и т.д. В их жизни нет места для Бога. Душа таких людей погибает. Но что означает материальный мир по сравнению с вечностью. Это капля в море. Настоящая жизнь впереди после смерти. Именно поэтому Господь вразумляет таких людей скорбями. Это тоже самое как ребенок пытается сунуть пальцы в розетку. Любящий отец моментально ударит ребенка по руке, чтобы он остался жив. Также само нас всех любит Господь и каждому предоставляет возможность спасти душу для вечной жизни.

Бог есть Личность

Мы знаем, что Бог является совершенной Личностью. При этом Господь Триипостасный (слово ипостась с греческого языка означает личность). Другими словами, Божественная природа содержится в Трех Личностях: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Именно поэтому мы обращаемся с молитвой к Богу. У нас есть возможность непосредственно входить в общение с Ним через таинство молитвы. Мы общаемся с Богом, как с родными родителями. Рассказываем Ему свои радости и печали. Делимся с Ним самыми сокровенными мыслями.

Иногда святые Отцы, когда говорили о Боге, то употребляли метод отрицаний. Таким образом они пытались объяснить Его Божественную природу. То есть они говорили о Нем в терминах апофатических, сначала утверждали, чем не является Божественная природа и потом делали соответствующие выводы. В учении Церкви этот метод духовного размышления называется апофатическим богословием. Его основали святые Отцы: Святой Иоанн Златоуст, Святой Григорий Богослов и Святой Василий Великий.

Например, Отцы сначала говорили, что Бог не материален, что Его нельзя видеть, что Он не познаваемый. Отсюда делался вывод, что Бог нематериален. Значит Его природа совершенна и духовная.

Существуют также другие свойства Бога, которые лишь в небольшой степени открывают великую тайну о Боге сокрытую даже от ближайших к Нему ангелов – херувимов и серафимов.

Откуда мы знаем, что Бог существует?

Многие люди спрашивают: "Почему я должен верить в Бога если Его не вижу?". В основном такие вопросы задают люди, которые воспитывались в атеистическом духе, или в семье далекой от религии. Обратите внимание, что неверие часто появляется в человеке не только от плохого антирелигиозного воспитания. Главная причина неверия - это личные грехи человека, которые становятся преградой к познанию Бога.

Вообще вопрос: "Существует ли Бог на самом деле" задавали себе древние философы и мудрецы. Этот вопрос возникал от духовной пустоты и нежелания воспринимать истинное учение.

Свою уверенность и веру в существование Бога мы основываем на Божественном Откровении. Господь открыл Себя через созданный мир. Все ученные согласны с тем, что в мире существуют определенные законы. Эти законы логичны. Только Совершенный Разум мог создать такой целостный мир, где все гармонично и целесообразно. Атеисты говорят, что все появилось само собой, придерживаются учения об атомном взрыве. Говорят, что был маленький атом, который в определенный промежуток времени взорвался. Потом появилась первая материя некая огненная туманность, которая начала в определенных участках собираться в объекты. Эти объекты получали определенные формы, некоторые из них остывали от высокой температуры. Таким образом появлялись планеты.

Эта научная теория, да и другие научные теории, свидетельствуют о процессе появления мира. Но даже если принимать эту точку зрения, то почему никто не говорит, откуда появился первый атом, первая туманность, или первая какая-либо субстанция, или существо?

Наука не в силе объяснить появление Вселенной. Ученные материалисты не дают четкого ответа, что или Кто является первопричиной всего созданного.

Необходимо знать, что большинство настоящих ученых были людьми верующими. Вот что говорит ученый Исаак Ньютон: "Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего Существа. Вот мое первое и последнее слово".

Также более глубокие истины о Себе Господь предоставил всему человечеству через ветхозаветных пророков.

В книгах Ветхого Завета мы читаем как пророки и праведники общались с Богом. Как Господь охранял избранный израильский народ, чтобы сохранилась истинная вера на земле. Но наибольшую часть тайн о Себе Бог открыл Сам через Своего Сына Единородного Господа Иисуса Христа.

Божественный Учитель Сын Божий открыл нам, что Бог - это Троица Единосущная и Нераздельная.

Догмат о Пресвятой Троице

Говорить и размышлять о Боге - это своеобразное духовное святое созерцание и молитва. Господь Святой и Совершенный. Мы настолько грешны, что иногда теряем страх Божий. Размышлять о Боге значит стараться познать Его Личность и Любовь. А это возможно только для людей с чистой душой.

В Ветхом Завете люди даже в слух не произносили имени Божьего. Когда они хотели сказать, что-то о Боге, то преподносили свою ладонь к сердцу, или указывали на небо.

Учение о Пресвятой Троице открыл нам Господь Иисус Христос в Новом Завете.

Основные постулаты догмата о Пресвятой Троице.

  • Бог один, но Троичен в Лицах: Бог Отце, Бог Сын, Бог Дух Святой.
  • Бог Отец безначальный, Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца, Бог Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца

Троичный догмат - это высшее богословие. Православное учение о Боге постигается только путем молитвы и духовного созерцания. Святые Отцы говорят, что когда речь заходит о Боге человеческий разум должен молчать.

Учение о Боге мы воспринимаем верой. А вера у нас появляется от слушания Слова Божьего и постоянной молитвы. Если мы желаем приблизиться к Богу, то должны постоянно очищать свою душу от грехов через Таинство исповеди и борьбу с собственными пороками, часто молиться и причащаться, читать Святое Евангелие.

В Предании Церкви сохранилась удивительная история из жизни блаженного Августина. Однажды блаженный Августин прогуливался на берегу моря и размышлял о Боге. Вдруг он увидел мальчика, который ракушкой черпал воду моря и выливал ее в небольшую ямку в песке. Блаженного Августина заинтересовало такое странное поведение мальчика, и он спросил, почему мальчик так делает. На что малыш ему ответил: "Я хочу перелить все море вот в эту ямку". Духоносный блаженный Августин усмехнулся и ответил: "Но это не возможно". Мальчик сказал: "Почему же ты тогда пытаешься своим умом исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?". В этот же миг мальчик исчез. Предание гласит, что мальчик - это ангел Господний, который по воле Божьей сделал наставление для блаженного Августина.

Праздники в честь Святой Троицы

В Православии существуют два основных праздника, посвященных почитанию Триединого Бога - это Пятидесятница , или Троица и Богоявление, или Крещение Господне .

Первый праздник напоминает нам событие в Сионской горнице, когда на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков.

Третьего Лицо Святой Троицы Дух Святой является залогом святости и спасения. Святой Дух дарит нам спасающую и освящающую благодать.

Если говорить об участии Святой Троицы в деле нашего спасения, то православное богословие утверждает, что Бог Отец посылает в мир Сына Своего Единородного для спасения человеческого рода, который находился в бездне греха после грехопадения Адама и Евы. Сын Божий принимает наше естество и совершает спасение каждого человека через принятие человеческого естества и его исцеления в Себе. Сын Божий проходит все этапы нашей жизни до самой смерти, уничтожает смерть и ее причину - грех. Дух Святой дарит нам плоды спасительной Жертвы Христа. Святой Дух действует в Церкви, чтобы каждый благочестивый христианин шел путем спасения через стяжание благодати. То есть через духовные труды и подвиги.

Второй праздник вспоминает событие на реке Иордан, когда Христос принял крещение от Иоанна Крестителя. Дух Святой появился в виде голубя и раздавался голос Отца Небесного: "Сей есть Сын Мой". Это событие стало основой для начала Таинства Крещения . Каждый христианин в Крещении будто окунается в иорданские воды и принимает в свою душу Христа. Таким образом мы становимся христианами и принадлежащими к Церкви Христовой.

Именно эти евангельские события частично показывают, насколько это возможно для нашего восприятия, явление Святой Троицы в нашем материальном мире. В праздник Крещения - это голос с Неба и голубь. В день Пятидесятницы - это пламенный языки.

Господь показал Себя в материальных символах, хотя Он совершенный не материальный Дух.

Православные иконы Пресвятой Троицы

Каноническая икона Пресвятой Троицы

Неканоническая икона Бог Троица

Посмотрите интересное видео профессора Осипова: