Страницы истории. Темы Тема Раздел I. Что такое философия? Основные положения теории демографического детерминизма сформулировал

Детерминизм демографический столь же односторонен, как и географический, и потому неприемлем. Признание этого, однако, не означает полного отрицания влияния демографии на исторический процесс. Убедительными выглядят предположения, связывающие социальные и экономические явления с ростом плотности населения, которая в свою очередь находилась в тесной связи с территориальной экспансией. Например, изменение форм землевладения, вероятно, до некоторой степени обусловливалось плотностью населения. А.А. Кауфман, изучавший эту проблему на примере Сибири, установил, что при наличии фонда свободных, «ничейных» земель господствовало «захватное», индивидуальное землевладение, - каждое хозяйство захватывало столько земли, сколько было в состоянии обработать.

Исчерпание свободных земель побуждало земледельцев искать тот или иной способ закрепления земли за хозяйствами, что могло произойти в форме частной или коллективной собственности. Но для появления частного землевладения требовался ряд дополнительных условий - развитость рыночных отношений, превращение земли в товар, личная свобода, индивидуалистический менталитет и т. д., которые в центральных регионах европейской части России в момент исчерпания фонда свободных земель, в X V-X VI вв., отсутствовали. В Сибири важным фактором перехода от захватного к передельно-общинному землевладению служили традиции, принесенные переселенцами из Европейской России, а также склонность коронной администрации поддерживать общинно-передельные порядки как более удобные для управления крестьянами. Таким образом, не якобы присущая русским людям солидарность, не континентальный климат и частые стихийные бедствия, а ряд экономических, юридических и социальных факторов способствовал утверждению в России коллективного землевладения, а наличие свободного фонда земель лишь задерживало переход от коллективной к частной форме землевладения. Резонно предположить, что низкая плотность населения оказывала некоторое влияние также на возраст вступления в брак (это были очень молодые люди) и количество детей (семьи были многодетными). Благодаря наличию большого фонда свободной земли при возможности ее колонизации у крестьянского населения России вплоть до середины XIX в. не было серьезных стимулов откладывать вступление в брак или вообще от него отказываться, а также регулировать рождаемость.

Рост плотности населения постоянно тол кал крестьянство не только к колонизации, но и к интенсификации земледелия. Но до 1861 г. этот процесс развивался очень слабо, что следует из того, что урожайность в течение XVI-первой половины XIX в. была стабильна либо имела тенденцию снижаться. С отменой крепостного права интенсификация в Европейской России стала проходить более быстрыми темпами под влиянием сильного аграрного перенаселения. В 1861-1913 гг. за 52 года урожайность на крестьянских землях выросла на 69 % - больше, чем за предшествовавшие 350 лет. Одновременно вследствие роста сельского населения величина земельного надела на душу мужского пола с 1861-1870 по 1891- 1900 гг. сократилась в среднем по Европейской России с 5,3 до 2,8 га. В результате возникло относительное аграрное перенаселение: по разным оценкам его величина к 1900 г. составляла от 22 до 52 % от общего числа работников.

Интенсификации производства предшествовало или ее сопровождало снижение жизненного уровня. С середины XIX в. до 1870-х гг. в целом наблюдалось ухудшение качества питания низших и средних слоев деревни и низших слоев городского населения, т. е. большинства населения России; параллельно этому происходило уменьшение роста новобранцев и увеличение доли тех из них, которые забраковывались по медицинским показателям для службы в армии.

Связь между падением жизненного уровня и интенсификацией производства не была специфически российским явлением. Обычно именно снижение качества жизни вследствие возросшей плотности населения заставляет людей осознать кризис данной системы земледелия и перейти к другой, более интенсивной системе. До тех пор, пока крестьянство находило альтернативу интенсивности в колонизации, оно прежде всего использовало миграцию как наиболее легкий и дешевый способ борьбы с перенаселением и лишь во вторую очередь - интенсификацию земледелия как более дорогой и трудный способ борьбы с ним. Когда колонизация перестала решать проблему перенаселения, крестьяне в первую очередь обратились к интенсификации и во вторую очередь - к другим средствам, включая переселения. Эта зависимость объясняет, почему российское крестьянство до 1861 г. предпочитало колонизацию, а после нее - интенсификацию или, по крайне мере, сочетание интенсификации с колонизацией. К середине XIX в. фонд свободных земель в Европейской России был в значительной степени исчерпан, а переселение в Сибирь само по себе требовало больших средств и являлось несравненно более тяжелым предприятием, чем колонизация в пределах Европейской России, как в экономическом, так и в психологическом отношении.

Совпадение в пореформенной России перехода к более интенсивной системе земледелия с кризисом старой системы земледелия, аграрным перенаселением и падением жизненного уровня крестьянства является серьезным аргументом в пользу того, что давление роста населения способствовало интенсификации сельского хозяйства. Однако рост плотности населения не являлся решающим фактором. Если в качестве показателя степени интенсификации земледелия взять чистый доход с гектара земли, а в качестве показателя плотности населения - величину земельного надела на душу сельского населения, то связь между этими показателями для 50 губерний Европейской Росси в 1900 г., оцененная с помощью коэффициента корреляции, составляла 0,60. Это означает, что плотность населения могла обусловливать интенсификацию земледелия не более чем на 36 % (квадрат коэффициента корреляции).

Таким образом, социально-экономические процессы в России, как и в других странах, испытывали многоплановое воздействие демографического фактора. Однако нет оснований возлагать на него всю ответственность за своеобразие национальных социальных и политических институтов, что всегда и везде было делом рук человеческих, а не стихийных сил природы. Некоторые исследователи полагают, что если бы за Уралом плескался океан, то россияне оказались бы в «золотом миллиарде», что означает признание решающей роли демографического давления на экономические и культурные успехи народа. Представим, что было бы с Россией, останься она в границах 1646 г. Если бы все русские люди в 1897 г., которых насчитывалось 55,7 млн, оставались на территории европейской части страны в границах 1646 г., то к 1897 г. плотность населения здесь увеличилась бы примерно в 8 раз и составила около 14-16 человек на 1 кв. км, как в Англии и Франции в XI в., в Германии и других западноевропейских странах в XVII в. Такой плотности населения обычно соответствует трехпольная система земледелия без активного использования удобрения. Между тем фактически в 1897 г. на территории в границах 1646 г. проживало 50 млн - всего на 11 % меньше контрфактического расчета, а плотность населения составляла 12-14 человек на 1 кв. км. В целом же в европейской части страны без Финляндии фактическая плотность населения в 1897 г. в два раза выше - 24 человека на 1 кв. км, а применение удобрения в сельском хозяйстве конца XIX в. стало почти всеобщим явлением. Следовательно, территориальная экспансия приводила к росту плотности населения и не препятствовала экономическому развитию России, так как она инкорпорировала не только пустующие земли, но и густонаселенные районы с более развитой, чем на собственно русской территории, экономикой.

Увеличение плотности населения постоянно заставляло людей искать способы борьбы с относительным перенаселением. Различные народы выбирали разные пути в зависимости от природных условий, политических и социальных институтов, менталитета, традиций, обычаев и закона: сокращение рождаемости, или уменьшение числа детей в семье, сначала через увеличение возраста вступления в брак, затем с помощью различных методов контрацепции; переключение населения из сельского хозяйства в промышленность, ремесло и торговлю; эмиграции; экспансия и колонизация. Россия долгое время предпочитала колонизацию, и этот способ борьбы с перенаселением являлся оптимальным для населения, не имеющего капитала, но богатого рабочими руками и землей.

«Историю делают люди» - в этом тезисе заключена возможность

формулировки отдельной теоретической проблемы, значимой

для понимания любой эпохи человеческой истории. Термин «демография» появился приблизительно в середине XIX в.

В 1877 г. в популярной французской энциклопедии П.Ла-

связано с определением ее предмета и задач, что предполагало

выявление роли демографического фактора в развитии истории. Одним из первых среди поставивших эту проблему мыслителей

был представитель французского Просвещения К. А. Гельвеций.

Высказанные им идеи имели концептуальное значение. Согласно

представлениям К.А.Гельвеция, рост численности населения

лежит в основе всех перемен в развитии общества. Теория К.А.Гельвеция - это концепция демографического

детерминизма, относящаяся к истории в целом, вследствие чего,

очевидно, мыслитель был нимало не озабочен ни временными,

ни территориальными особенностями развития. Т. Р. Мальтуса

(1766-1834). Ее суть такова. Людям присуще постоянное

стремление к размножению, инстинкт.- Это закон роста народонаселения,

являющийся одним из законов природы. В материалистическом понимании истории, начавшем формироваться

в первой половине XIX в., человеческий фактор был

изначально отнесен к числу фундаментальных. К. Маркса: «...бытие людей есть результат того предшествующего процесса, через который прошла органическая

жизнь. Только на известной стадии этого процесса человек становится

человеком. В XX в. самая значительная попытка анализа проблемы демографического

фактора была предпринята историками школы «Анналов

», которые высказали идею о фундаментальном значении

численности населения и ее динамики. П.Шоню (1923 - 2002)2. Концепция «серийной

истории» складывалась во многом под влиянием взглядов Ф. Броделя,

хотя ее суть значительно отличается от источника влияния.

Развитие «серийного подхода» к истории предполагает ориентацию

на изучение повторяемости в истории с применением к ее

анализу количественных методов в противовес «событийной» истории.

В центре внимания П. Шоню экономическая история, однако

общий смысл концепции заключается во взаимодействии

ряда наук о человеке - демографии, антропологии и этнологии.

Историческая демография, по мнению историка, находится в

центре всего: экономики, производства, биологии, а также жизни,

смерти, любви. Таким образом, развитие исторического познания привело к

возникновению относительно самостоятельной области знаний -



демографии. Демографический

фактор является предпосылкой и условием дальнейшего развития

общества только в качестве продукта и результата общественного

развития. Он является не внешней, а внутренней составляющей

всех общественных процессов и структур. Демографический фактор, динамика численности населения

не сводится к какой-либо одной причине, скажем, материальным

отношениям. Демографический взрыв на планете во второй

половине XX в. (2,5 млрд в середине XX в. и более 6 млрд в начале

XXI в.) ученые объясняют улучшением качества жизни, снижением

смертности. Развитие общества - это, согласно 3. Фрейду,

процесс обуздания полового инстинкта и использования его

для решения разного рода социальных проблем. Фундаментальное значение материальных отношений в истории заключается в том, что они являются важным условием человеческого бытия, следовательно, в разной мере основой всех сфер

человеческой деятельности.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ, один из осн. методологич. принципов бурж. обществ. науки, сводящийся к абсолютизации роли фактора населения в развитии общества. Идея определяющей роли нас. в обществ. развитии выдвинута в 18 в. К. Гельвецией, А. Барнавом и др.; в своеобразной форме интерпретировалась Т. Р. Мальтусом, к-рый рассматривал рост народонас. как фактор, препятствующий прогрессу общества, приводящий к социальным бедствиям (нищете и т. п.) и революциям. Наибольшее обоснование принцип Д. д. получил в работах представителей демографической школы в бурж. социологии, а также ряда бурж. социологов-позитивистов (Г. Спенсер, м м Ковалевский). В бурж. демографии широко используется теоретиком т. н. морфологич. революции Ф. Хаузером и неомальтузианцами. Наряду с однофакторным подходом к оценке роли роста нас., основанным на принципе Д. д., большое распространение в бурж. обществ. науке, особенно в 1970-х гг., получил многофакторный подход в связи с широким применением метода глобального моделирования развития общества.

Г. М. Коростелев.


Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Главный редактор Д.И. Валентей . 1985 .

Смотреть что такое "ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ" в других словарях:

    В бурж. социологии, изучает проблемы соотношения демографич. процессов с динамикой социальной структуры, рассматривает народонас. как определяющий фактор развития общества. Сформировалась в кон. 19 в. под воздействием идей О. Конта, Г. Спенсера,… …

    Семенов, Юрий Иванович - (р. 05.09.1929) спец. по филос. истории, этнологии, истории первобытного об ва, теории познания; канд. филос. наук, д р ист. наук, проф. Род. в Свердловске. Окончил ист. ф т Красноярского пед. ин та (1951), отделение филос. курсов преп. обществ.… … Большая биографическая энциклопедия

    Мальтузианство - Мальтузианство демографическая теория, созданная в конце XVIII века английским ученым Томасом Мальтусом. Согласно этой теории рост населения значительно превышает рост производства продуктов питания, вследствие чего неконтролируемый рост… … Википедия

    Рисмен - Рисмен, Дэвид Дэвид Рисмен (родился в Филадельфии штат Пенсильвания 22 сентября 1909, умер в Бингемтоне Нью Йорк 10 мая 2002) американский социолог и юрист. Рисмена назвали в честь отца Дэвидом. Рисмен старший был известным врачом и… … Википедия

    МАЛЬТУЗИАНСТВО, бурж. теория народонас., система антинауч. воззрений на воспроиз во нас. и его роль в обществ. развитии, отрицающая историч. характер законов народонас. Получила название по имени англ. бурж. экономиста Т. Р. Мальтуса, к рый в… … Демографический энциклопедический словарь

    Грядущее - Будущее часть линии времени, состоящая из событий, которые ещё не произошли, но произойдут. Ввиду того, что события характеризуются как временем, так и местом, будущее занимает область пространственно временного континуума. Содержание 1… … Википедия

    ГЕОПОЛИТИКА - (гр. ge земля poli tike политика) наука, изучающая совокупность физических и социальных, материальных и моральных ресурсов государства, составляющих тот потенциал, использование которого (а в некоторых случаях даже просто его наличие) позволяет… … Политология: словарь-справочник

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ, один из осн. методологич. принципов бурж. обществ. науки, сводящийся к абсолютизации роли фактора населения в развитии общества. Идея определяющей роли нас. в обществ. развитии выдвинута в 18 в. К. Гельвецией, А. Барнавом и др.; в своеобразной форме интерпретировалась Т. Р. Мальтусом, к-рый рассматривал рост народонас. как фактор, препятствующий прогрессу общества, приводящий к социальным бедствиям (нищете и т. п.) и революциям. Наибольшее обоснование принцип Д. д. получил в работах представителей демографической школы в бурж. социологии, а также ряда бурж. социологов-позитивистов (Г. Спенсер, м м Ковалевский). В бурж. демографии широко используется теоретиком т. н. морфологич. революции Ф. Хаузером и неомальтузианцами. Наряду с однофакторным подходом к оценке роли роста нас., основанным на принципе Д. д., большое распространение в бурж. обществ. науке, особенно в 1970-х гг., получил многофакторный подход в связи с широким применением метода глобального моделирования развития общества.


Постиндустриальное (информационное) общество
Белл Даниел
Тоффлер Олвин
Хантингтон Самюэль
...
Полное содержание Подобный материал:
  • Тесты для самопроверки знаний раздел I. Что такое философия? Тема Философия в системе , 1997.45kb.
  • Философия науки , 1477.04kb.
  • Вопросы к экзамену канд минимума 2004 , 504.75kb.
  • Тематический план 2011-2012 уч год 1-й семестр Что такое философия? (4 часа) , 13.07kb.
  • Лекция что такое философия? , 223.59kb.
  • Программа курса история западноевропейской философии раздел III. Философия Возрождения. , 197.54kb.
  • Тема: Что такое вич? Что такое вич- инфекция? Что такое спид? , 31.26kb.
  • Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? , 2230.34kb.
  • Т. П. Возможно ли «объективистское» религиоведение? , 75.66kb.
  • Темы рефератов для магистрантов раздел: Философия техники , 13.14kb.

Тема 24. Проблема развития общества

Осевое время – опорная в современной исторической мысли категория, введенная К. Ясперсом как средство осмысления начала и продолжения единой мировой истории. Осевое время – это период с 800 по 200 гг. до н.э., связанный с возникновением мощных духовных движений (в Китае – Конфуций и Лао-цзы; в Индии – создатели "Упанишад" и Будда; в Иране – Заратустра, в Палестине – пророки, в Греции – философы и мудрецы), имевших огромное значение для всего человечества, поскольку они сформировали тот тип человека, который существует поныне.

Прогрессирующее общество – общество, в котором люди выделяют себя из окружающего мира и стремятся покорить силы природы, изменить мир, преобразовать свою жизнь, сделать будущее лучше настоящего.

Общественный (социальный) прогресс – основополагающая категория социальной философии, характеризующая совершенствование человечества в историческом развитии, его движение от примитивных форм общежития к высокоорганизованным. Идея общественного прогресса в явном виде была сформулирована в философии Просвещения (XVIII в.). По Марксу, общественный прогресс есть последовательная смена общественно-экономических формаций; по Гегелю – закономерный процесс освобождения человека, осознания им собственной свободы. Согласно наиболее распространенным современным концепциям общественного прогресса, в его основе лежит поступательная эволюция техники, экономики, форм духовной жизни, прогресс культуры, социальной организации.

Нигилизм (лат. nihil – ничто) – отрицание преемственности с предыдущим этапом развития, общественного прогресса, общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной и государственной жизни.

Социальный детерминизм – теории общественного развития, согласно которым развитие общества обусловлено действием различных факторов. Виды социального детерминизма: географический, демографический, экономический, технологический.

Географический детерминизм – теория, утверждающая, что развитие народов и обществ полностью или почти полностью обусловлено их географическим положением, климатом и другими природными условиями (Ш. Монтескье, И. Гердер, Т. Бокль, П.Н. Савицкий, Д. Боден, Г.В. Плеханов, Э. Ханингтон и др.).

Демографический детерминизм – концепция, объясняющая развитие общества действием демографического фактора – динамикой народонаселения общества (Дж. Вико, Морелли, Гельвеций, Барнава и др.).

Экономический детерминизм – концепция, объясняющая развитие общества изменениями, происходящими в способе производства, производственных отношениях и распределении общественных благ (Р. Джонс, К. Маркс, В. Шулятинов).

Технологический детерминизм – теория, объясняющая изменения в обществе развитием технологий производства (концепции постиндустриального общества Д. Белла, Р. Арона, О. Тоффлера и др.).

Теория факторов – теория, объясняющая развитие общества воздействием ряда различных условий (факторов): экономических, технических, культурных, природных и т.п.

Теория элит – теория, утверждающая, что историю творит привилегированное меньшинство, поскольку необходимые составные части социальной структуры любого общества – это (1) элита, т.е. высшие, привилегированные слои или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры и (2) остальная, пассивная масса людей (Платон, Н. Макиавелли, Т. Карлейль, В. Парето, Г. Моска и др.).

История – область единичных событий, в которой существуют и через которую проявляются общие и особенные черты социальной организации, реальные отношения, сходства и различия конкретных человеческих обществ.

Формационный подход к исследованию истории общества – концепция общественного развития в марксизме, согласно которой общество развивается как единое целое и в своем прогрессивном развитии проходит определенные универсальные этапы – общественно-экономические формации (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую). Согласно этому подходу существует некий главный ("магистральный", однолинейный) путь развития общества, при котором в ходе развития и смены способов материального производства более развитая формация посредством социальной революции уничтожает менее развитую (европоцентризм).

Общественно-экономическая формация – в марксизме – конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу производства; исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся: а) свойственным только ей способом производства, который определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений ("базис"); б) обусловленными этим способом производства социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией ("надстройка"). Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Цивилизационный подход к исследованию истории общества – концепция общественного развития, согласно которой общество развивается путем множества равноценных по уровню достигнутой зрелости цивилизаций (культур, культурно-исторических типов). Каждая цивилизация, проходит определенные циклы: рождения, расцвета, старения и гибели. Этот подход утверждает многолиненость, многовариантость исторического развития, он ориентирован на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов. Сторонники цивилизационного подхода: М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев и др.

Цивилизация (лат. civilis – гражданский) – многозначное понятие, могущее обозначать: синоним культуры; культурно-историческую общность (систему); этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену "первобытному варварству" (Морган). Характерные черты современного этапа развития нашей цивилизации: неравномерность и нелинейность социальных изменений; нарушение баланса интересов развитых и развивающихся стран; угроза термоядерной войны; поиск гармонии в развитии отношений природы и общества.

Концепция постиндустриального общества – теория, опирающаяся на идеи А. Кумарасвами, Д. Белла, Э. Тоффлера и др., согласно которой развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономи-ческих систем – доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. Эти три общественные системы различаются по основным факторам производства, ведущим сферам экономики и главенствующим социальным группам. Границами общественных систем являются социально-технологические революции: неолитическая революция (6-8 тыс. лет назад) создала предпосылки для развития доиндустриальных эксплуататорских обществ, промышленная революция (XVIII-XIX вв.) отделяет индустриальное общество от доиндустриаль-ного, а научно-техническая революция (со второй половины XX в.) знаменует переход от индустриального к постиндустриальному обществу.

Традиционное (доиндустриальное, аграрное) общество – доиндустриальные общества, характеризующиеся преобладанием сельскохозяйственного производства, натурального хозяйства, незначительным развитием (либо его фактическим отсутствием) промышленности, слабой социальной дифференциацией и сословной иерархией; стабильностью структуры; социокультурной регуляции всей жизни, основанной на традициях.

Индустриальное общество – тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью экономики является промышленность. Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы.

Постиндустриальное (информационное) общество – общество, в котором сфера услуг, образования и науки имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В постиндустриальном обществе ведущим фактором развития общества становится наука; продуктами производства являются информация и знания; возрастает численность людей – носителей знания, занятых в сфере услуг образования и науки; формируются новые элиты (технократы, ученые, менеджеры); создается глобальное информационное пространство. Положительные социальные последствия постиндустриального общества: производство приобретает инновационный характер; обусловленность экономики развитием социальных и культурных сфер; возрастающая роль образования и знания. Негативные последствия постиндустриального общества: усиление социального неравенства, размывание и распад социальных связей.

Белл Даниел (р. в 1919) – американский философ, социолог, один из разработчиков концепции постиндустриального общества. В постиндустриальную (информационную) эпоху, по Беллу, основным источником богатства и власти выступает знание, интеллектуальные технологии; непомерно возрастает уровень требований к человеку ("революция растущих ожиданий"), что нарушает порядок в обществе, порождает конфликты, нестабильность.

Тоффлер Олвин (р. в 1928) – американский социолог, философ, автор футурологической концепции постиндустриальной цивилизации как "третьей волны" (сельсхохозяйственное общество – индустриальное – постиндустриальное). Из столкновения Третьей волны со Второй проистекает "шок будущего" – экономический кризис, вызванный хищническим отношением к природе с губительными последствиями для человечества, опасность "электронного смога", информационное загрязнение, борьба за интеллектуальные ресурсы ("инфовойны"), распространение психических заболеваний.

Хантингтон Самюэль (1927-1982) – американский философ, политолог, футуролог, выдвинувший сценарий "столкновения цивилизаций" в ХХI веке по которому в нарождающемся мире преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой, а не идеологией или экономикой.

Тема 25. Глобальные проблемы современности

Глобализация (от фр. global – всеобщий) – современная общемировая ситуация растущей взаимосвязи, взаимозависимости и открытости различных стран, регионов; экономическая и культурная интеграция человечества. Процессы глобализации наблюдаются в нескольких сферах: а) в экономической – формирование единого мирового рынка (рынков) без национальных барьеров, экономическая экспансия транснациональных (глобальных) корпораций; б) в политической – создание международных организаций и союзов (ООН, НАТО, ВТО и т.п.), значительное ослабление национального государственного суверенитета; в) в культурной – распространение массовой культуры, формирование глобального потребителя, "гражданина мира"; г) в информационно-коммуникационной –телекоммуникации, спутниковое TV, Internet и т.п. Негативными последствиями глобализации являются рост международной преступности, финансовая взаимозависимость разных стран (к примеру, мировой экономический кризис 2009 г.), нивелирование самобытности различных культур.

Глобальные проблемы – проблемы и ситуации, наиболее четко проявившие себя во второй половине ХХ в., которые охватывают многие страны, затрагивают все население, атмосферу Земли, Мировой океан и околоземное космическое пространство. К глобальным проблемам современности относятся: 1) группа экологических глобальных проблем – экологический, энергетический и сырьевой кризисы; исчерпание природных ресурсов, проблема использования Мирового океана; 2) группа глобальных проблем, связанных со сферой международных и межгосударственных отношений: проблемы сохранения мира, предотвращения мировой ядерной войны, мирного освоения космоса, отсталости развивающихся стран, голода и нищеты (продовольственная проблема), перенаселения планеты (демографическая проблема), международного терроризма (стала особо актуальной в XXI веке). Глобальные проблемы не могут быть решены силами одной страны, необходимы объединенные усилия всех стран по изменению потребительского отношения к природе, регулированию темпов роста народонаселения; необходимо формирование идеологии "нового экологического аскетизма", совместная выработка положения об охране окружающей среды, согласованная экономическая политика, помощь отсталым странам и т.п.

Глобалистика – система научных знаний о генезисе и современном состоянии глобальных проблем, классификация этих проблем и обоснование практических путей их разрешения.

Демографическая проблема – глобальная проблема человечества, связанная с продолжающимся значительным приростом населения Земли, опережающим рост экономического благосостояния, в результате чего обостряются продовольственная и другие проблемы, угрожающие жизни населения в этих странах.

Проблема использования Мирового океана – глобальная проблема, состоящая в том, что с развертыванием хозяйственной деятельности и освоением новых морских транспортных путей воды Мирового океана все больше загрязняются с опасными последствиями для всего живого.

Проблема мирного освоения космоса – глобальная проблема, состоящая в предотвращении военной угрозы из космоса для одних стран со стороны других стран.

Проблема предотвращения мировой ядерной войны – глобальная проблема человечества, порожденная техногенной цивилизацией, связанная с выживанием человечества в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения, представляющего угрозу миру на Земле в целом.

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран – глобальная проблема человечества, сочетающая в себе демографическую, экологическую, продовольственную проблемы.

Продовольственная проблема – глобальная проблема, состоящая в нехватке калорийного и рационального питания, которым, по данным ООН, обеспечена лишь 1/3 часть населения Земли. Продовольственная проблема тесно связана с демографической проблемой. Для решения продовольственной проблемы существует два пути: 1) экстенсивный путь, состоящий в освоении новых сельскохозяйственных и рыбопромысловых угодий и требующий значительных технических затрат и рациональных программ; 2) интенсивный путь, состоящий в повышении продуктивности уже имеющихся угодий.

Экологическая проблема – глобальная проблема человечества, возникшая с началом индустриальной деятельности человечества, ядерными испытаниями; особенно обострилась во второй половине ХХ века. К экологическим проблемам относятся: энергетическая и сырьевая проблема; сокращение площади лесов; опустынивание территорий в результате нерациональной хозяйственной деятельности; уменьшение биологического разнообразия растений и животных Земли и др. Для преодоления глобального экологического кризиса необходимо, прежде всего, изменить потребительское отношение человечества к природе, жить в согласии с принципом коэволюции – совместного и согласованного сосуществования общества и природы.

Энергетическая и сырьевая проблема – глобальная проблема обеспечения человечества топливом и сырьем. Проблема вызвана: истощением разрабатываемых месторождений угля, нефти, железных и других руд; ограниченностью разведанных запасов нефти и природного газа; открытием и добычей полезных ископаемых в худших по сравнению с прежними условиях; увеличением территориального разрыва между районами добычи и потребления полезных ископаемых и др. Решение этой проблемы состоит в ресурсосбережении и в поисках новых технологий, позволяющих использовать прежде малодоступные источники сырья и энергии.

Международный терроризм – глобальная проблема, проявившая себя в XXI в., которая получает все более широкое распространение в планетарном масштабе и угрожает безопасности всего мирового сообщества. Виды международного терроризма: политический, националистический, религиозный, криминальный, экологический.

Римский клуб – международная неправительственная организация, созданная в 1968 г. А. Печчеи, объединяющая ученых, политических и общественных деятелей многих стран. Деятельность Римского клуба направлена на анализ наиболее острых проблем современности, выработку тактики и стратегии разрешения глобальных проблем.

Глобальные прогнозы – прогнозы развития человечества в свете существования глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в двух основных направлениях: 1) пессимистическом, предсказывающем в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический и продовольственный кризис и предлагающем выход, состоящий в сокращении населения и производства; 2) оптимистическом, исходящем из того, что: недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества.