История папства. Кто такой Папа Римский и каковы пределы его власти? Папа римский история папства

Были времена, когда не существовало церковной организации, культа, догматов, не было должностных лиц. Из массы рядовых верующих выходили пророки и проповедники, учителя и апостолы. Именно они заменяли священников. Считалось, что они наделены силой и способны к учительству, пророчеству, вершат чудеса, даже исцеляют. Харизматиком назваться мог всякий приверженец христианской веры. Такой человек часто даже заправлял делами общины, если к нему присоединялось определенное число единомышленников. Лишь к середине II века епископы постепенно стали руководить всеми делами христианских общин.

Имя «Папа» (от греческого слова - отец, наставник) появилось в V веке. Тогда же, согласно эдикту императора Рима, папскому суду подчинены оказались все епископы.

Вершиной могущества папской власти стал документ, который появился в 1075 году, под названием «Диктат Папы».

Папство в разные периоды своей истории пережило зависимость от императоров, а также их наместников, от королей французских, даже от варваров, раскол церкви, навсегда поделивший всех приверженцев христианства на православных и католиков, усиление власти и возвышение папства, крестовые походы.

Кто удостоился такого высокого звания "Папа Римский"? Список этих людей представлен вашему вниманию в статье.

Светская власть Папы

До 1870 года включительно Папы являлись владыками множественных территорий Италии, которая именовалась папской областью.

Ватикан стал Резиденцией Святого Престола. Сегодня нет в мире государства меньше, и оно полностью расположилось в черте Рима.

Возглавляет Святой Престол, а следовательно, и Ватикан, Римский). Он на пожизненный срок избирается конклавом (коллегия кардиналов).

Власть Папы в Церкви

В католической церкви понтифик располагает всей полнотой власти. Он не зависит от влияния какого-либо человека.

Он вправе издавать законы, именуемые канонами, которые обязательны для церкви, толковать и изменять их, даже отменять. Они объединяются в кодексы Первый - 451-го года.

В церкви у Папы также и апостольская власть. Он контролирует чистоту вероучения, осуществляет распространение веры. Он полномочен созвать провести его заседание и утвердить принятые им решения, перенести либо распустить собор.

Понтифику в церкви принадлежит судебная власть. Он рассматривает дела в качестве первой инстанции. Обжаловать папин приговор в светском суде запрещено.

И, наконец, как высшая исполнительная власть, он вправе учредить епископства и ликвидировать их, назначить и сместить епископов. Он в святые посвящает и в блаженные.

Суверенна папская власть. И это очень важно, поскольку законность позволяет соблюсти и поддержать порядок.

Папа Римский: список

Самый древний из списков приводится в трактате Иринея Лионского «Против ересей» и оканчивается 189 годом, когда умер Папа Элевтерий. Достоверным он признан большинством исследователей.

В списке Евсевия, который доведен до 304 года, когда завершил свой земной путь Папа Марцеллин, содержится информация о времени восшествия каждого из понтификов на престол с продолжительностью их понтификатов.

Так кто же удостоился звания "Папа Римский"? Список с исправлениями в римской редакции составлен Папой Либерием и появился в его Каталоге. И здесь кроме имен каждого епископа, начиная со Святого Петра, и продолжительности понтификатов с максимально возможной точностью (до дня), имеются и иные подробности, типа, даты консульств, имя императора, что правил в эти сроки. Сам же Либерий скончался в 366 году.

Исследователи отмечают, что хронология папских правлений до 235 года получена, в большинстве своем, вычислениями, а поэтому их историческая ценность вызывает сомнения.

К более авторитетному из списков долгое время относили Книгу Пап, что содержит описания до Папы Гонория включительно, умершего в 1130 году. Но, справедливости ради, стоит отметить, что Каталог Папы Либерия стал источником информации о Папах ранних периодов.

Есть ли точный перечень людей, удостоившихся звания "Папа Римский"? Список составляли многие историки. На них свое влияние оказывала развивающаяся история, а также авторская точка зрения на каноническую легитимность того или иного избрания или низложения. Тем более, что понтификаты пап древности обычно начинали отсчет с момента, когда свершалось их рукоположение в епископы. С возникшим позднее и существовавшим до девятого века обычаем, когда Пап короновали, период правления стал исчисляться с момента коронации. А позже, с понтификата Григория VII - с избрания, то есть с момента, когда Папа получал сан. Были понтифики, что избирались, а то и провозгласили себя таковыми в пику тем, что избраны канонически.

Папы Римские - нечестивцы

В истории Ватикана, насчитывающей более 2000 лет, найдутся не только белые чистые страницы, а Папы - далеко не всегда и не все эталоны добродетели и праведники. Ватикан узнал понтификов - воров, развратников, узурпаторов, разжигателей войн.

Во все времена ни один Папа не имел права оставаться в стороне от политики европейских стран. Возможно, именно потому отдельные из них пользовались ее методами, часто довольно жестокими, и как самые нечестивые, остались в памяти своих современников.

  • Стефан VI (VII - в отдельных источниках).

Говорят, что он не просто «наследил». По его инициативе в 897 году состоялся суд, который позже был назван «трупным синодом». Он отдал приказ об эксгумации и предал суду труп Папы Формоза, который был не просто его предшественником, а и идейным противником. Обвиняемый, а точнее, труп понтифика, уже полуразложившийся, был усажен на трон и допрошен. Это было жуткое заседание суда. Папе Формозу было предъявлено обвинение в вероломстве, а также недействительным было признано его избрание. И даже этого святотатства понтифику показалось мало, и у обвиняемого отрубили пальцы, а затем тащили по городским улицам. Захоронен он был в могиле с чужеземцами.

Между прочим, в это самое время случилось землетрясение, римляне восприняли как знак к свержению Папы, данный им свыше.

  • Иоанн XII.

Список обвинений впечатляет: прелюбодеяния, продажа земель, принадлежащих церкви, и привилегий.

Факт его прелюбодейства с множеством разных женщин, среди них сожительница отца и собственная племянница, зафиксирован в хрониках Лиутпранда Кремонского. Даже жизни был лишен мужем женщины, заставшим его в постели с ней.

  • Бенедикт IX.

Оказался наиболее циничным понтификом без всякой морали, «дьявол из ада в обличье священника». В далеко не полном перечне его деяний изнасилования, содомия, организация оргий.

Известно также о попытках Папы продать престол, после которых он снова мечтал о власти и планировал вернуться к ней.

  • Урбан VI.

Он стал инициатором Раскола в Римско-католической церкви в 1378 году. Почти сорок лет враждовали те, кто боролся за престол. Жестокий он был человек, настоящий деспот.

  • Иоанн XXII.

Именно он решил, что на отпущении грехов можно хорошо заработать. Прощение за более тяжкие грехи стоило дороже.

  • Лев X.

Прямой последователь дела, начатого Иоанном XXII. «Тарифы» он посчитал низковатыми и требующими повышения. Теперь достаточно оказалось отвалить большую сумму, и с легкостью отпускались грехи убийцы или того, кто совершил инцест.

  • Александр VI.

Человек, имеющий репутацию самого безнравственного и скандального Папы. Такую славу он заслужил распутством и кумовством. Его называли отравителем и прелюбодеем, даже обвиняли в инцесте. Говорят, что даже место Папы он получил при помощи подкупа.

Справедливости ради следует отметить, что вокруг его имени хватает и необоснованных слухов.

Папы, которых жестоко убили

История церкви богата кровопролитиями. Жертвами жестоких убийств стало немало служителей католической церкви.

  • Октябрь 64 г. Святой Петр.

Святой Петр, как гласит легенда, предпочел умереть смертью мученика, как учитель его Иисус. Он выразил желание быть распятым на кресте, только головой вниз, а это, несомненно, усилило страдания. И уже после смерти он стал почитаем в качестве первого Папы Римского.

  • Святой Климент I.

(с 88 г. по 99 г.)

Существует предание, по которому он, находясь в ссылке в каменоломнях, при помощи молитвы практически сотворил чудо. Там, где заключенные страдали от нестерпимой жары и жажды, из ниоткуда появился ягненок, и из-под земли в этом самом месте забил источник. Ряды христиан пополнились теми, кто стал свидетелями чуда, среди них каторжники, местные жители. А Климентия казнили стражники, к шее привязали якорь и труп выбросили в море.

  • Святой Стефан I.

Всего 3 года он пробыл понтификом, когда ему пришлось пасть жертвой раздора, которым была охвачена католическая церковь. Прямо посреди проповеди его обезглавили солдаты, служившие императору Валериану, преследовавшему христиан. Трон, что залит был его кровью, церковь хранила до XVIII века.

  • Сикст II.

Он повторил судьбу своего предшественника, Стефана I.

  • Иоанн VII.

Кстати, он оказался первым среди Пап, рожденным в знатной семье. Его забил до смерти муж женщины, когда застал их в постели.

  • Иоанн VIII.

Его считают чуть ли не величайшим деятелем церкви в истории. Его имя историки связывают, прежде всего, с большим числом политических интриг. И не удивительно, что сам он стал их жертвой. Известно, что он был отравлен и получил молотом сильный удар по голове. Так и осталось тайной, какой была истинная причина его убийства.

  • Стефан VII.

(с мая 896 г. по август 897 г.)

Получил скандальную известность судом над Папой Формозом. «Трупный синод» явно не получил одобрения сторонников католицизма. В конце концов, он оказался заключенным в тюрьму, где позднее его казнили.

  • Иоанн XII.

Папой он стал в восемнадцать. И для большинства был лидером, вдохновляющим и благочестивым. При этом он не брезговал воровством и инцестом, был игроком. Ему приписывают даже причастность к политическим убийствам. А сам погиб от руки ревнивца-супруга, в доме своем заставшего его с женой в постели.

  • Иоанн XXI.

Этот понтифик известен миру также как ученый и философ. Из-под его пера вышли философские и медицинские трактаты. Он погиб через некоторое время после обрушения крыши в новом крыле его дворца в Италии, в собственной постели, от полученных травм.

О некоторых представителях папства

Ему пришлось возглавить церковь в годы Второй мировой войны. Им была избрана очень осторожная позиция по отношению к гитлеризму. Но по его распоряжению католические церкви укрывали евреев. А сколько представителей Ватикана помогали евреям спастись от концлагерей, выдавая им новые паспорта. Папа использовал для этих целей все возможные средства дипломатии.

Пий XII никогда не скрывал своего антисоветизма. В сердцах католиков он останется папой, провозгласившим догмат о Вознесении Богоматери.

Понтификат Пия XII завершает «эпоху Пиев».

Первый Папа Римский с двойным именем

Первый в истории Папа, выбравший для себя двойное имя, которое составил из имен двух своих предшественников. Иоанн Павел I простодушно признавал, что нет в нем образованности одного и мудрости другого. Но он хотел их дело продолжить.

Его прозвали «Веселым папой Курия», за то, что постоянно улыбался, даже раскованно смеялся, что было даже непривычно. Особенно после серьезного и хмурого предшественника.

Протокольный этикет стал практически непосильным бременем для него. Он даже в самые торжественные моменты очень просто изъяснялся. Задушевно прошла даже его интронизация. От тиатры он отказался, пешком шел к алтарю, в чесаторию не стал садиться, а пушечный грохот заменили звуки хора.

Всего 33 дня продлился его понтификат, пока его не настиг инфаркт миокарда.

Папа Римский Франциск

(с 2013 г. по сей день)

Первый понтифик из Нового Света. Эта весть была радостно принята католиками во всем мире. Приобрел известность в качестве блестящего оратора и талантливого руководителя. Папа Франциск умен и глубоко образован. Его волнуют самые разные вопросы: от возможности начала третьей мировой войны до внебрачных детей, от межнациональных отношений до секс-меньшинств. Папа Франциск - человек очень скромный. Он отказывается от роскошных апартаментов, также от личного повара, даже «папамобилем» не пользуется.

Папа-пилигрим

Папа, последний из рожденных в XIX веке, и последний, который был коронован тиарой. Позже эту традицию отменили. Им учрежден Синод епископов.

За то, что им осуждались контрацепция и искусственный контроль над рождаемостью, он был обвинен в консерватизме и ретроградстве. Именно в его правление священники получили право лицом к народу совершать мессу.

А прозван «папой-пилигримом» за то, что каждый из пяти континентов посетил лично.

Создатель движения «Католическое действие»

Папа восстановил старую традицию, когда с балкона дворца он обращался к верующим с благословением. Это стало первым деянием понтифика. Он стал создателем движения «Католическое действие», призванного приводить в жизнь принципы католицизма. Им был установлен праздник Христа-Царя и определены принципы учения о семье и браке. Он не осуждал демократию, как многие его предшественники. Именно по Латеранским соглашениям, подписанным Папой в феврале 1929 года, у Святого Престола появился суверенитет над территорией в 44 гектара, известной по сей день как Ватикан, город-государство со всеми его атрибутами: гербом и флагом, банками и валютой, телеграфом, радио, газетой, тюрьмой и т.п.

Папа не раз выступал с осуждением фашизма. Только смерть помешала ему в очередной раз выступить с гневной речью.

Консервативный понтифик

Его считают консервативным понтификом. Он категорически не приемлет гомосексуализм, контрацепцию и аборты, генетические эксперименты. Он был против рукоположения женщин в священники, гомосексуалистов и женатых мужчин. Он настроил против себя мусульман, неуважительно высказавшись о пророке Мухаммеде. И хоть позже он принес за свои слова извинения, массовых акций протеста среди мусульман избежать не удалось.

Первый Папа объединенной Италии

Человек он был разносторонний и образованный. Данте по памяти цитировал, на латыни писал стихи. Он первый открыл для тех, кто учится в католических учебных заведениях, доступ к некоторым архивам, но при этом оставил под личным контролем результаты проведенных исследований, их публикацию и содержание.

Он стал первым в объединенной Италии. Он умер в тот же год, когда отметил четверть века с момента своего избрания. Долгожитель среди пап прожил 93 года.

Григорий XVI

Ему пришлось вступить на трон, когда в Италии возникло и нарастало революционное движение, которое возглавлял Папа очень негативно отнесся к доктрине либерализма, пропагандировавшейся в то время во Франции, выступил с осуждением декабрьского восстания в Польше. Он умер от рака.

О том, что резиденция Папы Римского находится в Риме, знают все. Но так было не всегда. Король Франции Филипп Красивый, конфликтовавший с духовенством, предоставил в распоряжение пап в 1309 году в Авиньоне новую резиденцию. Около семидесяти лет продолжалось «Авиньонское пленение». Семеро понтификов сменилось за это время. В Рим папство возвращается лишь к 1377 году.

Папа всегда стремился к улучшению взаимоотношений христианства с исламом и известен всем своими активными действиями в этом направлении. Мечеть он посетил первым из Пап, и даже молился в ней. А завершив молитву, он поцеловал Коран. Это случилось в 2001 году в Дамаске.

На традиционных христианских иконах над головами святых изображены круглые нимбы. Но существуют полотна, на которых нимбы других форм. Как например, треугольной - у Бога-отца, символизирующий Троицу. А головы еще не умерших римских Пап украшают прямоугольными нимбами.

На телебашне в Берлине имеется шар из стали нержавеющей. В ярких лучах солнца на нем отражается крест. Этот факт послужил поводом для появления нескольких остроумных прозвищ, а «месть Папы» - одно из них.

На троне Папы Римского изображен крест, но перевернутый. Известно, что таким символом пользуются сатанисты, он встречается и у блэк-метал групп. Но католики знают его в качестве Ведь как раз на перевернутом кресте пожелал он быть распятым, посчитав недостойным для себя умереть, как Учитель его.

Пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке» в России знают все, взрослые и дети. Но всем ли известно, что существует еще одна, которая называется «Рыбак и его жена» и создали ее известные сказочники братья Гримм. У русского поэта старуха вернулась к разбитому корыту, когда пожелала стать морской владычицей. А вот у Гримм она стала Папой Римским. Когда пожелала Богом стать, ни с чем осталась.

После того, как в Константинополе в 381 году прошёл второй Вселенский собор, в христианском мире образовалась пентархия - пять главных епископских кафедр. Уже тогда епископ Рима был первым среди равных: это объяснялось представлением о примате престола апостола Петра над всеми остальными. Впоследствии тройка епископских кафедр вообще вышла из соревновательный гонки, так как их территории были завоёваны арабами. Теперь между собой стали соперничать Рим и Константинополь. К чему это привело, все мы знаем, и плоды данного соперничества вынуждены пожинать до сих пор.

Но вернёмся к Римской кафедре. Со второй половины V века - во время нашествия варваров - папы принимали активное участие в делах светского политического управления, защищая народ. Лев I, кстати говоря, прославился как настоящий дипломат, сумев договориться сначала с Атиллой, а затем с Гейзерихом не проливать кровь невинных жителей и не грабить Рим. Таким образом, отсутствие в Италии стабильной верховной власти вынуждало пап выполнять светские функции. При Григории Великом влияние папы стало расти и распространилось на Великобританию, которая приняла христианство из Рима.

В 728 году папа Григорий II и король лангобардов заключают договор о даровании Рима апостолам Петру и Павлу, что становится основой для формирования папского светского государства. Затем всё развивается ещё быстрее: Пипин Короткий дарит папе земли, отвоёванные у лангобардов, и уже в 800 году Лев III коронует Карла Великого как императора. Таким образом, император становится помазанником папы.

Примерно к этому же времени относится создание так называемого «Константинового дара». До сих пор историки спорят о датировке этого документа, однако для настоящего вопроса это не имеет решающего значения. В документе говорится, будто бы папа римский Сильвестр крещением излечил императора Константина от страшного недуга - слепоты, и, поразившись этому чуду, Константин признал превосходство папской власти над императорской, а кроме того вручил ему права на управление Римом.

К IX веку, когда борьба между империей и папством только-только зарождалась, папы стали ссылаться на этот документ. Тогда же стала развиваться так называемая «теория двух мечей» - концепция, обосновывающая верховенство власти папы римского над светскими государями. В чём она заключается? Согласно этой теории, существует два меча: духовный и светский. Оба меча принадлежат церкви, но духовный меч она держит рукой духовенства, а светский - рукой императора. Светская власть подчинена духовной, но папа не может держать светский меч.

В XIII веке можно говорить о победе папства над светскими государями. Воцаряется папская теократия, главный представитель которой - Иннокентий III (тот самый, при котором произошёл захват Константинополя крестоносцами; а ещё он дал добро на основание францисканского ордена) - сосредоточил в своих руках огромную власть и считался на тот момент самым могущественным человеком в Европе. К счастью или сожалению, после смерти Иннокентия III стало понятно, что папству не повторить такого головокружительного успеха. Римские епископы стали стремительно терять свои позиции.

Кризис XIV века отразился и на папстве. В 1302 году на первом собрании Генеральных штатов во Франции папа римский Бонифаций VIII был осуждён, а затем взят под арест. На папский престол взошёл Климент V, ставленник французского короля. А потом и вовсе началась неразбериха: Авиньонское пленение пап, Западная схизма, как последствие всего этого - набирающее обороты движение концилиаризма, которое провозгласило примат вселенского собора над папой. Пожалуй, снова заявить о себе папы смогли только в период Контрреформации, ловко орудуя новооснованным орденом иезуитов в своих целях и участвуя в политических интригах.

Папа, Епископ Рима и Преемник св.Петра – постоянное и видимое начало и основа единства Церкви, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле. Должность Папы является пожизненной, однако есть возможность добровольно отречься от нее, как это было в случае с , который 28 февраля сего года отрекся от должности св. Петра. После смерти или отречения Папы созывается Конклав - собрание кардиналов Святой Римской Церкви для избрания нового Папы.

Слово «Папа» означает Епископ Рима, который является высшим руководителем Католической Церкви. Каждый избранный Папа, как епископ, является преемником святого Петра. Ему подчиняется духовенство всего католического мира. Папа является наместником самого Бога и обладает высшей властью во всей Католической Церкви. Она носит название примата - первенства во всем.

Библейские основания власти Римского Епископа

Епископы Рима основывают свое первенство на апостольской преемственности. Они утверждают, что первым Епископом Рима был апостол Петр, который должен был умереть как мученик. Петр был учеником Иисуса, от которого получил особую власть. Этой доктрине особо сопротивлялись патриархи и епископы греческие, которые принимали только почетное первенство Епископа Рима. Спор о первенстве епископов Рима привел в 1054 году к разделению христианства на католицизм и православие.

Как библейские доказательства особой позиции Римского Епископа католические богословы приводят следующие тексты:

Евангелие от Матфея (Мф 16, 18-19)

И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ».

Евангелие от Луки (Лк 22, 31-32)

И сказал Господь: Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих».

Евангелие от Иоанна (Ин 21, 15-17)

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Власть Папы

В Католической Церкви власть Папы носит исключительный характер. Словами догматической конституции Pastor aeternus 1870 года ее можно определить следующим образом: «высшая и полная власть юрисдикции над Вселенской Церковью одинаково как в делах веры и нравственности, так и в делах дисциплины и управления», а также власть «истинно епископская, обычная и непосредственная над каждой без исключения Церковью и над каждым без исключения священником и верующим, независимо от какой-либо человеческой власти »(Кан. 218, № 1-2).

В вопросах вероучения и нравственности Папа не может заблуждаться, и его . Свою власть Папа осуществляет через , которая имеет право на решение особо сложных дел.

Привилегией Папы является созыв Вселенских Соборов - собрание епископата Католической Церкви. Папа ведёт заседания Соборов (лично или посредством уполномоченных лиц), утверждает принятые решения, переносит или распускает Соборы.

Епископы, пребывающие в общении с Папой, образуют Учительство Церкви, на которое возложен долг верно и авторитетно возвещать Евангелие, поскольку они – подлинные свидетели апостольской веры, облеченные властью Христовой.

Папе принадлежит высшая судебная власть в Церкви. Он рассматривает споры, касающиеся действительности брака, монашеских обетов, права на преподавание католической теологии в школах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного Папой.

Светская власть папы

Титулы Папы

Официальные титулы Папы Римского: Епископ Рима, Викарий Христа, Преемник Князя Апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, Великий Понтифик, [Патриарх Запада], Примас Италии, Архиепископ и митрополит Римской провинции, Суверен города-государства Ватикан, раб рабов Божьих.

Вышеперечисленные титулы отражают многообразность значения и сферы деятельности Папы. В некоторых папских документах выступают все упомянутые титулы. Обычно, под подписью Папы находится титул, который применяется к соответствующему содержанию документа. Так, если документ касается только территории Ватикана, то Папа подписывается как Суверен города-государства Ватикан. Если же содержание документа касается дел веры и нравственности, Папа подписывается как Викарий Христа.

Символы папской власти

Пасторал - папский посох, служит одним из символов Преемника святого Петра, изготовлен из драгоценного металла и увенчан крестом.

Пиуска (пилеолус) - маленькая круглая шапочка белого цвета, которую Папа налагает на середину головы.

Паллий (омофор) - является символом папской апостольской власти, который надевают на арнат во время проведения литургии. Палий представляет собой ленту из беленой шерсти двух агнцев, благословлённых Папой в день праздника святой Агнессы, который приходится на 21 января.

Перстень Рыбака – папский перстень призванный напоминать о том, что Понтифик является наследником апостола Петра, который был рыбаком. На нем изображен сам апостол, забрасывающий с лодки в воду рыбацкую сеть, а вокруг этого образа выгравировано имя Папы. Папа получает перстень Рыбака от декана Коллегии кардиналов во время торжественной Святой Мессы, которою начинается понтификат. Вручение перстня рыбака символизирует обручение Папы со своей Церковью. После подтверждения смерти правящего Папы или его отречения от должности папский кардинал-камерленго в присутствии трех кардиналов ломает перстень, что является знаком того, что данный понтификат достиг конца.

Папа единственный, кто вне литургии носит белую сутану, белый пояс с вышитым гербом.

Римский Папа номер один - святой апостол Пётр. Мы знаем про него много, мы знаем про него мало.

Симон, сын Ионы (или Иоанна), происходил из Вифсаиды, города на берегу Галилейского моря (Ин 1,44). Вместе с братом своим Андреем он переселился в Капернаум, где вступил в брак и жил в доме тёщи (Мк 1,29-31; ср. 1 Кор 9,5). Его жена, возможно, сопровождала его позднее в его миссионерских поездках (1 Кор 9,5).

По профессии он был рыбаком (Мк 1,16). В Капернауме Симон сблизился с семьёй рыбака Зеведея, особенно с его сыновьями Иаковом и Иоанном (Мф 4,21; Лк 5,7-10), которые из-за крутого нрава носили также данное Христом прозвище Воанергес - сыновья грома. Все четверо отправились на Иордан слушать проповедь Иоанна Крестителя (Ин 1,28 сл), где впервые встретили Иисуса. По иной версии, они уже были учениками последнего пророка Ветхого Завета.

У евангелистов Матфея (4,18-22) и Марка (1,16-20) говорится, что Иисус проходил мимо моря Галилейского, увидел рыбаков и призвал их идти за Собой - Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Оба апостола подчёркивают, что сыновья Зеведеевы оставили отца в лодке и беспрекословно пошли за Иисусом.

У евангелиста Луки история призвания рыбаков показана несколько иначе: Иисус проповедует на берегу Геннисаретского озера (того же самого Галилейского моря), и не все Его слышат, тогда Он садится в лодку и говорит из неё. А после проповеди велит Симону отплыть на глубину и забросить сети. Симон, наверняка уставший после ночной безуспешной работы, выражает сомнение, но закидывает сети. И ловит столько рыбы, что рвутся сети, а лодки зачерпывают бортами воду. Испугался Симон и пал к ногам Иисуса, и страшно было не только ему, но и брату его и друзьям их, Иакову с Иоанном. После этого чуда они следуют за Христом (Лк 5,1-11). Но, что интересно, по версии Луки Христос уже знаком с Симоном - Он недавно исцелял его тёщу от сильной горячки (Лк 4,38-39); у других евангелистов рассказ об этом чуде следует позже (Мф 8,16-17; Мк 1,32-34).

Апостол Иоанн Богослов тоже описывает призвание рыбаков по-другому (Ин 1,35-42): Иоанн Креститель стоит с двумя учениками (один из них Андрей, а другой, возможно, сам Иоанн Богослов), мимо проходит Христос, Креститель произносит «Вот Агнец Божий», и его ученики идут за Иисусом, заговаривают с Ним и проводят около Него весь день, после чего Андрей спешит рассказать Симону о том, что явился Мессия, и приводит брата к Нему.

Вот тут-то Христос и называет Симона Петром: Кифа или Кефа по-арамейски значит "скала", по-гречески же это звучит как "Пётр" (петрос - камень). Вероятно, чудесный улов рыбы случился несколько позже, а до того Симон-Пётр был учеником Христа и рыболовом одновременно.

Господь поселился в доме Петра, пользовался его лодкой, в списках 12 апостолов Пётр всюду назван первым. Ему действительно принадлежало некое старшинство: он говорил от лица апостолов, принимал за них решения. После отказа Христа от царского звания и после проповеди о Хлебе Небесном многие покинули Его. Иисус спросил Двенадцать: не хотят ли и они отойти от Него? В ответ Симон-Пётр засвидетельствовал верность учеников и их готовность следовать за Ним (Ин 6,68-69). Близ Кесарии Филипповой Пётр исповедовал веру в Иисуса как в Христа, Сына Бога Живого (Мф 16,16 сл), а Господь, раскрывая смысл имени Пётр, сказал, что на этом камне созиждет Церковь Свою. Но когда апостол узнал, что Иисуса ждут страдания и смерть, он не смог примириться с этим, за что и получил суровый упрёк Учителя (Мф 16,22-23). Вместе с двумя другими ближайшими учениками Господа Иоанном и Иаковом Пётр был свидетелем Преображения Христа и воскрешения дочери Иаира (Мф 17,1 сл; Мк 5,22 сл).

На Тайной Вечери Пётр пытался воспротивиться тому, чтобы Учитель омыл его ноги (Ин 13,6-9), и через Иоанна узнал, кто из Двенадцати предатель (Ин 13,23 сл). Он заверял Господа, что не оставит Его даже в смертельной опасности, но услышал предсказание о своём отречении. Впрочем, он был утешен повелением в будущем "утвердить братьев своих" (Лк 22,31-34). Пётр был рядом с Иисусом во время Его Гефсиманской молитвы (снова вместе с сыновьями Зеведеевыми, Мф 26,37), но не нашёл в себе сил бодрствовать в эту ночь (Мк 14,37). Он был единственным учеником, пытавшимся защитить Учителя в момент взятия Его под стражу (Ин 18,10). Только Пётр и Иоанн последовали за Христом в дом первосвященника, где Пётр, узнанный слугами, в страхе отрёкся от Иисуса. Совершив этот проступок, он горько плакал и каялся, вспоминая слова Спасителя (Мф 26,69 сл; Мк 14,66 сл; Лк 22,54 сл; Ин 18,15 сл).

Пётр - единственный из Двенадцати, кому явился Воскресший (1 Кор 15,5). На Галилейском море Господь дал Симону-Петру повеление пасти Его овец и предсказал ему мученическую кончину (Ин 21).

По предложению Петра был избран апостол на место Иуды (Деян 1,15 сл); Пётр говорил к народу от лица учеников в день Пятидесятницы (Деян 2,14 сл), исцелял именем Иисуса (Деян 3,1 сл), испытал первые преследования за веру (Деян 4,1 сл; 5,17 сл), обличал недостойных членов Церкви (Деян 5,1 сл; 8,20 сл). После гибели св. Стефана апостол начал проповедь среди самарян (Деян 8,14 сл) и крестил первого язычника (Деян 10,1 сл).

В 44 г. Пётр был арестован в Иерусалиме по приказу царя Агриппы I, но спасся чудесным образом (Деян 12). После этого апостол покинул город и стал странствующим проповедником. В 49 г. он был в Иерусалиме на «апостольском соборе» (Деян 15), где поддержал апостола Павла, с которым познакомился в первые годы после его обращения (Гал 1,18). В Антиохии Пётр проявил некоторые колебания, уступив консерваторам, в чём его упрекал апостол Павел (Гал 2,11 сл; Деян 11,2 сл). Пётр проповедовал главным образом в Малой Азии, Антиохии и, быть может, в Коринфе (ср 1 Кор 1,12).

По общецерковному преданию, засвидетельствованному древними источниками (Климент Римский, Папий, Гаий, Евсевий), к концу жизни Пётр прибыл в Рим, где был распят на кресте вниз головой (он не посчитал себя достойным такой же смерти, как Спаситель). Его прибытие можно отнести к 63 году, а казнь к 64 или 67 году, когда безумный император Нерон замучил много христиан.

Существует легенда о том, что христиане Рима уговорили апостола покинуть город, спастись ради будущего Церкви; и на Аппиевой дороге Петру встретился Христос, после чего Пётр вернулся в Рим и принял мученическую смерть. Эта легенда очень подробно и красиво описана в романе Генрика Сенкевича «Quo vadis» и оригинально показана в последней экранизации романа (прикреплённый видеофайл); на предполагаемом месте легендарной встречи выстроена небольшая церковь.

Апостол Пётр был погребён на Ватиканском холме близ места его распятия. Остатки его древней гробницы (II век) были найдены археологами под алтарём базилики святого Петра в Ватикане.

Подробнее о раскопках под собором святого Петра:

Любопытные дополнения можно почерпнуть из Католической энциклопедии:

«...Даже служители храма обращаются к нему по поводу дани Иисуса на храм (Мт ф. 17, 24). Он отличался практичностью, поэтому Иисус посылает его вместе с Иоанном на поиски помещения для пасхальной трапезы и для подготовки к ней. В его спонтанной натуре заключались также черты неустойчивости и опрометчивости. Когда он по воде хотел подойти к Иисусу, то испугался и начал утопать (Мт ф. 14, 28). Однажды он вынудил Иисуса даже обругать его сатаной (Мк 8, 32). Еще по дороге в Гефсиманский сад он собирался самоуверенно отдать жизнь за Иисуса (Мк 14, 31), а во время ареста Иисуса вслепую ударил Малха (Ин 18, 10). Однако немного позднее он вследствие своего трехкратного отречения от Иисуса пережил глубочайшие, им лично болезненно пережитое унижение (Мт ф. 26, 29-75). Его неустойчивый темперамент проявился также позднее, в Антиохии, где Павел имел с ним серьезный спор из-за его уступчивой позиции в отношении язычников, обращенных им в христианство (Гал 2, 11). Иисус знал эти слабости Петра, однако также знал, что он к нему расположен и испытывает к нему сердечную и страстную привязанность. Поэтому он сделал его главой коллегии апостолов. Многие места в Библии имеют в этом плане основополагающее значение:. а) В Кесарии Филипповой Иисус сделал ему предсказание: "и Я говорю тебе, ты - Петр (Камень), и на сем камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи царства Небесного, и что будет связано тобою на земле, то будет связано и на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено и на небесах" (Мт 16, 18). Кто владеет ключами, тот имеет высшую власть над всем зданием, "связывать" и "разрешать" было также у раввинов привычной метафорой обладания высшей властью. Когда Иисус Симона нарек впервые Kepha - Кифа (Петр, камень), однозначно не явствует из Библии. У Иоанна он называет его так уже при первой встрече (Ин 1, 42), у Марка в связи с избранием 12 (Мк 3, 16), у Матфея в Кесарии Филипповой, когда его публичная жизнь уже приближалась к концу (Мт 16, 18). б) После Воскресения Христос облекает Петра после троекратного признания в любви торжественным образом верховной пастырской властью посредством троекрактного "паси агнцев моих - паси овец моих" (Ин 21, 15-17). Согласно тогдашнему правовому обычаю, заявление, трижды при свидетелях сделанное, имело юридическую силу договора или поручения. Поразительно то, что Иисус оба раза, в Кесарии Филипповой и также здесь снова, ожидает от Петра личного признания и предсказывает ему после этого "должность камня", а также официально ее ему предлагает».

Апостол Пётр оставил два соборных послания. По всей вероятности, они были записаны по-гречески Силуаном/Силой (Деян 5,22 сл; 18,5; 2 Кор 1,19; 1 Фес 1,1).

Церковь очень рано признала 1 послание Петра боговдохновенным писанием. Первые ссылки на него встречались во II в. у Поликарпа Смирнского и у Иринея Лионского (Против ересей, IV, 9, 2). Климент Александрийский, Ориген, св. Киприан, св. Афанасий Великий и другие Отцы и Учители цитируют 1 Петр как каноническую книгу.

2-е же послание Петра может быть записью проповедей апостола, сделанной в конце I века, уже после его смерти, с использованием текстов из послания апостола Иуды (Фаддея). Ещё Ориген (III в.), Евсевий (IV в.), св. Кирилл (IV в.) и блаж. Иероним (IV в.) ставили под сомнение авторство Петра, ведь в этом послании отражено время, когда мысль о скором конце мира перестала быть общей для всех христиан; по-видимому, на эту перемену повлияло разрушение Иерусалима (70 г.), с которым связывали сроки последнего Суда.

Будучи старшим среди апостолов и наречённый камнем, на котором будет основана Церковь, несомненно принявший мученическую смерть в Риме, святой Пётр признан первым Папой Римским.

Перстень рыбака, непременный атрибут римского Понтифика с XIII века, назван так именно в честь апостола Петра. Этот перстень новоизбранный Папа получает во время коронации (до Иоанна Павла I) или инаугурации (после Иоанна Павла I), на нём изображён святой и указано имя владельца перстня. Прежде перстнем рыбака Папы пользовались как печатью, сейчас это по своему функционалу просто епископский перстень, означающий обручение с епархией (в данном случае - со всей Католической Церковью) - как печать используется второй специальный экземпляр (). Приветствуя Папу, католики преклоняют колено и целуют перстень рыбака. Непосредственно после смерти Папы кардинал-камерленго в присутствии своего заместителя и помощников разбивает перстень (этот момент довольно неплохо показан в фильме «Ангелы и демоны» по содержащему массу ошибок роману Дэна Брауна), чтобы никто не смог незаконно воспользоваться им в период Sede Vacante.

Папством называют религиозно-политический центр католической церкви во главе с папой римским. Папская власть начала складываться в условиях кризиса Римской империи, когда церковь выступала объединяющей силой в борьбе с варварами (см. Древний Рим). С 4 в. получило широкое распространение представление о том, что римскую католическую общину основал апостол Петр и он был ее первым епископом. Этим утверждали главенствующую роль римской церкви и ее епископа в христианском мире. Римские первосвященники присвоили себе титул «папа римский» (великий понтифик). В середине 8 в., стремясь сохранить земельные богатства и влияние, папство стало искать поддержку Франкского королевства. В 756 г. Пипин Короткий за помощь в получении короны Франкского государства передал во владение папе Стефану III территорию в центре Италии. Так возникло светское государство пап - Папская область, или Вотчина святого Петра. В период своего расцвета оно включало около 1/3 итальянских земель.

Папа - глава католической церкви и светского государства избирается пожизненно. С 1274 г. папу избирает собрание кардиналов - конклав большинством в 2/3 плюс 1 голос. Конклав собирается в Риме, с 15 в., в помещении Сикстинской Капеллы через 18 дней после смерти предшественника при закрытых дверях (лат. cum clave означает «запертые на ключ»). Об избрании нового папы свидетельствует белый дым, выходящий из трубы. Триединство духовной, светской и государственной власти папы символизирует тройная корона - тиара, которую надевает вновь избранный понтифик. Однако последние два папы (Иоанн Павел I и Иоанн Павел II) не надевали тиары, заменив обряд коронации торжественным богослужением в знак того, что церковь строит свой авторитет на моральной основе («папство без тиары»). Официальный реестр включает имена 263 пап, из которых 167 - итальянцы. С 1523 по 1978 г. на папский престол избирались только итальянцы.

Папская область как монархическое светское государство пап просуществовала более 11 веков. Оно было ликвидировано в 1870 г. в процессе объединения Италии, когда Рим был включен в состав Итальянского государства и стал его столицей (см. Рисорджименто).

Папа Пий IX, лишенный светской власти, в знак протеста объявил себя «узником Ватикана». Возник так называемый «Римский вопрос» - конфликт между Ватиканом и Итальянским государством из-за владений папы. Конфликт был урегулирован лишь в 1929 г. «Латеранскими соглашениями», предусматривавшими образование на территории Рима суверенного государства Ватикан. Папа вновь становился светским правителем.

Город-государство Ватикан расположен на холме Монте-Ватикано, имеет площадь 44 га и насчитывает около 1 тыс. подданных, в основном служителей культа. Ватикан имеет свое правительство (курию), государственную символику (свой гимн и флаг), Академию наук, издательство, одну из мощнейших радиостанций мира, собственную газету «Оссерваторе Романо». Это государство обладает огромными богатствами, истинные размеры которых сохраняются в тайне. Оно имеет официальные дипломатические отношения со 100 странами мира. Его церковные здания строили и украшали Микеланджело, Рафаэль и многие другие великие архитекторы, скульпторы, художники. К числу архитектурных шедевров Ватикана относятся собор святого Петра, вмещающий 10 тыс. человек, колоннада Бернини, обрамляющая площадь святого Петра. Резиденция папы - апостолический дворец, в ансамбль которого входит Сикстинская Капелла. В библиотеке Ватикана, оснащенной самой современной техникой, хранится около 1,5 млн. книг.

Время наивысшего могущества папства и католической церкви - средневековье. Но и в ту эпоху авторитет папства не раз претерпевал взлеты и падения под воздействием внутрицерковных разногласий и политических устремлений европейских монархов. Так, в 10-11 вв., когда папа Иоанн XII в борьбе против собственных непокорных вассалов и римских аристократов обратился за помощью к германскому королю Оттону I, папство фактически попало в зависимость от Германской империи. После победоносного вступления войск Оттона I в Рим он получил от папы императорскую корону и право контроля над избранием папы, но гарантировал неприкосновенность папского государства. В 1054 г. папство потеряло власть над восточными церковными областями (епархиями) в результате раскола единой христианской церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную).

Укреплению авторитета католической церкви и папства послужили реформы Григория VII (1073-1085). Ему пришлось вести упорную борьбу с германским императором Генрихом IV за независимость церкви от светской власти и доходы с церковных земель. Наиболее драматическим моментом их противоборства стало свидание в Каноссе (замок в Северной Италии) в 1077 г., когда низложенный, отлученный от церкви и униженный император смирился перед папой. Григорий VII выдвинул программу папской теократии («Папский диктат» 1075 г.), согласно которой власть папы выше власти светских королей и церковных соборов. По его словам, «не настолько золото ценнее свинца, насколько священническая власть выше царской».

Самым деятельным поборником этой идеи стал папа Иннокентий III (1198-1216). Ему принадлежит новая трактовка титула папы - «наместник Иисуса Христа на земле». Короли Англии, Арагона, Португалии признали себя его вассалами. Он был инициатором 4-го крестового похода на Восток (см. Крестовые походы), крестового похода немецких рыцарей против пруссов и северофранцузских рыцарей против альбигойцев, санкционировал создание ордена Меченосцев (1202) для завоевания Ливонии. В борьбе за искоренение церковного инакомыслия оружием папства стала инквизиция - ордены нищенствующих монахов - францисканцев и доминиканцев.

В 14 в. первый серьезный урон авторитету папства был нанесен королем Филиппом IV Красивым, когда сама резиденция пап была перенесена во французский город Авиньон («Авиньонское пленение пап», 1309-1377). Затем последовал «великий раскол», когда в течение 40 лет (1378-1418) не было единого церковного центра и одновременно действовали 2, а то и 3 папы. После преодоления раскола Святой престол окончательно возвратился в Рим, но авторитет папства продолжал падать, сталкиваясь с интересами сильных феодальных монархов централизованных государств Европы и подвергаясь решительной критике со стороны народных еретических движений и нарождавшегося класса буржуазии, что в итоге привело в 16 в. к Реформации и появлению третьего, главного направления христианства - протестантизма. В борьбе против Реформации (Контрреформация) папство широко использовало инквизиционные трибуны, его оружием стал орден Иезуитов («Общество Иисуса»), созданный в 1540 г. Игнатием Лойолой. Тридентский собор (1545-1563) утвердил непререкаемость авторитета папы, была введена строжайшая папская цензура («Индекс запрещенных книг»). Религиозные войны этого периода (см. Религиозные войны во Франции) привели к массовому уничтожению как протестантов, так и католиков, к разрушению городов.

Со 2-й половины 19 в. папство включилось в активную борьбу с революционным рабочим движением. После второй мировой войны оно обращается к социальным проблемам современности, выступает против гонки вооружения, за запрещение атомного оружия (см. Разоружение). Важнейшим этапом на пути обновления политики папства стал Второй Ватиканский собор (1962-1965), в решениях которого отражено новое отношение церкви к рабочему и национально-освободительному движению, научно-техническому прогрессу, другим религиям, намечены пути обновления церковной догматики, организации, политики. Изменив практике папского затворничества в Ватикане, Павел VI (1963-1978) посетил многие страны с миссией мира, провозгласил 1 мая Международным днем мира. Ватикан подписал международный договор о нераспространении ядерного оружия, Заключительный акт совещания в Хельсинки, осудил войну во Вьетнаме и израильскую агрессию, высказался в защиту прав палестинского народа (см. Хельсинкский процесс).

В октябре 1978 г. вопреки многовековой традиции замещения Святого престола итальянцами папой был избран польский кардинал, архиепископ Кракова Кароль Войтыла, принявший имя Иоанна Павла II. За первые 10 лет своего понтификата он побывал в 78 странах мира, совершил 75 поездок по Италии. Во внешнеполитической деятельности Ватикана основное внимание уделяется правам человека и народов, отношениям стран развитого Севера и развивающегося Юга, миру между Востоком и Западом.