Башни нотр дам. Собор Парижской Богоматери: история и трагедия культового сооружения. Интересные факты о соборе Нотр Дам

Итак, мы в Париже! Для нас сбылась вековая мечта многих россиян: культурная столица мира, собрание музеев, памятников и парков – у ног нашей тургруппы. С чего начать путешествие по городу, где вы никогда не почувствуете себя чужим?

– Мы будем жить в гостинице, которая расположена в десятом округе. Куда там посоветуешь пойти? – спросил меня однажды друг, впервые устроивший парижские каникулы себе и своей возлюбленной.

– Выходите из гостиницы и идите к центру города. На каждом шагу встретите что-то такое, о чем читали, слышали, что видели в кино.

Где центр Парижа? Конечно, на острове Ситэ (Île de la Cité,в переводе – обжитое место), где, собственно, и зародилось первое поселение кельтского племени паризиев, позже, за полвека до нашей эры, превратившееся в римский город Лютеция. Ну а центр Ситэ – это, конечно, Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris).

История. Луч света из мрачного Средневековья

Христианские храмы, как правило, строились на месте «языческих капищ». В случае с Нотр-Дам все еще интересней: сначала тут возвели римский храм Юпитера, затем древнехристианскую церковь, потом базилику Святого Стефана, самого первого христианского мученика, погибшего за веру всего двумя годами позже распятия и воскресения Иисуса Христа, после, во время правления каролингов, – собор, а на его месте – романский кафедральный собор. И уже его камни легли в фундамент собора во имя Божией Матери Парижской. Строительство храма началось в 1163 году повелением короля Людовика VII Французского, а закончилось спустя без малого два века – в 1345-м.

Как и все готические соборы, Нотр-Дам легко узнать по витражу-розе (на снимке вверху), шпилю и двум башням (одну из которых, если верить роману Франсуа Рабле, использовал в качестве кафедры великан Гаргантюа). Над тремя величественными порталами (слева – портал Богоматери, справа – святой Анны, в центре – портал Страшного суда) – они на фото внизу – расположена галерея с 28-ю статуями библейских царей. Много лет они наблюдали сверху за венчанием королей и королев, коронациями и помпезными похоронами монархов, а в 1302 году – за самым первым заседанием Генеральных Штатов, как назывался тогда парламент Франции.

Но в 1789-м грянула Великая французская революция и не пощадила монархов – ни живых, ни каменных: мало было отрубить головы королю Людовику XVI и королеве Марии-Антуанетте – Робеспьер приказал обезглавить еще и «каменных королей, украшающих церкви». И 28 царей иудейских были низвергнуты с фасада Нотр-Дам, а сам собор объявлен «Храмом Разума».

Лишь в 1802 году, с приходом к власти Наполеона Бонапарта, собор вернули церкви и вновь освятили. В середине XIX века Нотр-Дам отреставрировали, галерею королей в том числе. А в 1977 году часть статуй нашлась под жилым домом. В бурные революционные годы некий парижанин выкупил их как камни для фундамента своего нового дома, а на самом деле просто спрятал. Но, видно, не дожил до лучших для собора времен…

Во время реставрации собору не только вернули утраченное. Он получил даже то, чего у него никогда раньше не было: вокруг нового дубового 96-метрового шпиля, покрытого свинцом, появились бронзовые статуи четырех евангелистов и их символов – Марк со львом, Матфей с ангелом, Лука с тельцом, Иоанн с орлом. Помимо устрашающих гаргулий, и прежде украшавших концы балок и водосточных труб, на крыше собора появились химеры – полулюди-полуживотные, полуптицы-полузвери.

Французские писатели помогли сохранить Нотр-Дам в том виде, в каком мы видим его сегодня. Виктор Гюго написал свой роман «Собор Парижской Богоматери» с одной целью – защитить храм, судьба которого в конце 1820-х годов только решалась: одни предлагали кардинально осовременить его, а другие – и вовсе снести. Роман Гюго словно разбудил всех не равнодушных к собственной истории и культуре французов, и собор отстояли.

Уже позже, когда началась реставрация, другой писатель – Проспер Мериме – добился, чтобы витражи огромных окон собора выполнили из цветных стекол, как то было раньше, а не из белых. Может быть, оттого внутри собора всегда царит сумрак, а порой не видно даже сводов, зато ощущение, что ты попал в Средневековье, - полное. Только почему-то так светло при этом на душе.

Как добраться

Но, прежде чем попасть в Средневековье, надо попасть на остров Ситэ.

Даже если мне достается гостиница в нескольких километрах от Собора Парижской Богоматери, я все равно не могу отказать себе в удовольствии дойти до него пешком – не торопясь, по старым улицам и зеленым бульварам, мимо исторических зданий и памятников, знакомых еще по школьным учебникам французского.

Конечно, если вы в Париже в первый раз или приехали с группой, то придется забраться в автобус и ехать «как все». Но Париж не любит тех, кто любит быть как все, и потому, поглядывая из окна автобуса, с городом не перейдешь на «ты». Ну ладно, всякое бывает: вы и вправду боитесь потеряться на незнакомых улицах, или вам просто трудно долго ходить пешком.

Есть хитрый промежуточный вариант – метро: вы то идете, то едете. Ситэ, Нотр-Дам – это еще и нервный узел Парижского метрополитена. Здесь сходятся сразу пять линий метро, а значит, можно без проблем приехать сюда из любого округа Парижа. На самом острове вас ждет станция, естественно, «Ситэ» («Cité»), на левом берегу Сены – «Сен-Мишель» («Saint-Michel», она на снимке внизу), «Клюни – Ля Сорбонн» («Cluny – La Sorbonne»), «Мобер – Мютюалитэ» («Maubert – Mutualité»), на правом – «Пон Мари» («Pont Marie»), «Отель дё Виль» («Hôtel de Ville») и, конечно, крупнейшая пересадочная станция «Шатле» («Châtelet»).

Если решите добираться на метро самостоятельно, без франкоговорящего гида, при этом не зная языка, напомню: во всех французских словах ударение всегда ставится на последний слог. Если будете покупать билет не в автомате, а у кассира, или, чего доброго, заблудитесь «в переходах подземных станций», вам надо будет сказать, куда вы едете. Вот тут-то, произнося название станции, не забудьте про ударение, иначе вас просто не поймут.

Можно войти?

Приехали. Или все же пришли? Не важно. Главное – мы стоим возле потрясающего, величественного Собора Парижской Богоматери. Конечно, сначала хочется полюбоваться его архитектурными изысками снаружи, а уж потом окунаться во мрак почти тысячелетней истории.

Любуйтесь на здоровье, только сперва займите очередь. Или две: одну – собственно в собор, а другую – на крышу. Вход в сам Нотр-Дам без гида – бесплатный, но наверх даром не пускают. Подняться на крышу с экскурсоводом стоит 15 евро за право полтора часа любоваться видами Парижа, без экскурсовода – 8,5 евро за 45 минут. Группам – скидка 2 евро на человека (то есть со скидкой выходит 6,5 на душу), детям и подросткам до 18 лет – бесплатно, если они с родителями. Каждое первое воскресенье месяца с ноября по март за вход наверх денег не берут. Очередь желающих попасть именно в собор упирается в правый портал (святой Анны), а жаждущие воспарить над парижской суетой выстраиваются вдоль левой стены Норт-Дам.

Оставьте в очереди товарища и гуляйте себе, любуйтесь. Только менять своего постового не забывайте – все же счастливого мгновения у входа в собор иногда приходится ждать часа полтора, а у выхода на крышу – даже два. Конечно, можно сделать вид, что вы инвалид, и попросить друзей взять вас под руки, чтобы пройти всем троим без очереди, либо с папкой под мышкой сыграть роль вечно спешащего чиновника французского минкульта, либо и вовсе прикинуться жителем экзотической страны, который не понимает никакого языка, кроме родного, - и вперед! Но ведь могут и разоблачить. Хотя второй вариант у меня однажды сработал…

Сразу надо сказать покорителям высот Собора Парижской Богоматери: стоит заранее подумать, выдержите ли вы подъем в 422 ступени по узкой винтовой лестнице, на которой нет пути назад, ибо его преграждают такие же отчаянно смелые люди, как вы. И еще: лифтов и туалетов тут не предусмотрено – храм все-таки.

Собор открыт ежедневно: с 1 октября по 31 марта – с 10.00 до 17.30, с 1 апреля по 30 сентября – с 10.00 до 18.30. В июле и августе по пятницам и субботам Нотр-Дам работает до 23.00. Но в любой день посетителей прекращают пускать за 45 минут до закрытия, а при большом наплыве народа это время может быть увеличено. В плохую погоду на крышу могут и не пустить ради вашей же безопасности. В праздники – 1 января, 1 мая и 25 декабря – собор закрыт.

Почему Париж стоит мессы

Наверное, нет смысла рассказывать, что именно вы увидите внутри и наверху. На это надо посмотреть своими глазами, только тогда вы поймете смысл фразы короля Генриха IV «Париж стоит мессы». Анри знал, о чем говорил, когда переходил из протестантов в католики, чтобы занять французский престол.

Кстати о мессе. Однажды нам с другом довелось попасть в Нотр-Дам во время богослужения. В листовке-программке, обнаруженной у входа в собор, мы прочли, что сегодня мессу проводит не кто-нибудь, а сам архиепископ парижский кардинал Люстиже (ныне, увы, покойный). В тиаре и белом облачении, сопровождаемый служкой с кадилом, он прошествовал по проходу между скамьями и плетеными стульями к кафедре. Служка снял с архиепископа тиару, под которой вдруг обнаружилась знаменитая кардинальская шапочка красного шелка.

Братья и сестры, - неожиданно спокойным и теплым голосом сказал глава французских католиков, - сегодня мы собрались здесь, чтобы почтить память нашего брата во Христе кардинала NN, который посвятил себя обращению во христову веру новооткрытых племен Амазонии. Недавно он ушел из жизни. Помолимся за него.

Все, кто был в соборе, встали и начали читать общую молитву. Оказывается, здесь не осталось ни одного туриста, кроме нас. И мы с другом, по рождению православные, тихонько покинули собор, потому что молиться в те давние годы были еще не обучены, тем более на французском... Может быть, однажды и вам повезет, и вы попадете на мессу, чтобы понять, что же имел в виду король Анри четвертый.

Когда же вы вновь окажетесь на площади перед Собором Парижской Богоматери, унося с собой незабываемые впечатления на всю оставшуюся жизнь, сделайте еще несколько шагов прямо от выхода из храма. Вы увидите, как люди, приехавшие из самых разных стран, толкутся у вделанного в мостовую металлического пятачка размером с блюдце. Это нулевая точка дорог Франции, там так и написано на чистом французском. Отсюда вы можете пойти в любую сторону, и если успели полюбить Париж, то вам будет интересно в любой его точке.

Например, в расположенном совсем неподалеку – некогда крепости, затем дворце, а теперь музее.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) – это один из шедевров мировой готической архитектуры, который возвышается над островом Сите как огромный корабль, поставленный на якорь при помощи мощных контрфорсов.

Время посещения собора: понедельник-суббота с 8.00 до 19.00, а также в воскресенье, 8.00-12.30, 14.00-17.00; вход свободный; метро St-Michel/Cite.

Вы можете и не узнать об существовании контрфорсов, если не подойдете к этому удивительному сооружению в виде буквы «Н».

Эта наиболее впечатляющая архитектурная особенность внешнего оформления собора заключается в том, что его вертикальные опоры уравновешиваются горизонтальной линией фриза и галереи, которые центрированы относительно окна-розы.

Собор Нотр-Дам-де-Пари представляет собой массивное строение, результат продуманного архитектурного замысла, реализующего в какой-то степени традиции романского стиля. Собор Парижской Богоматери был построен на месте старого собора Сент-Этьен, который, в свою очередь, был возведён на месте галло-римского храма, посвященного Юпитеру.

Строительство данного собора началось еще в 1160 году под покровительством архиепископа Парижа Мориса де Сюлли, а завершилось приблизительно в 1345 году. Семинарии Нотр-Дама фактически стали сосредоточением духовной власти, в период ХIII-ХIV столетия. Из их стен вышло шесть епископов, однако впоследствии собор частично утратил свое превосходство, уступив олимп первенства таким епархиям, как соборы в Реймсе и Сен-Дени.

Проходили столетия, и собор постепенно приходил в упадок. Особенно большой ущерб был нанесен ему во времена Французской революции , когда наиболее яростные приверженцы революционной идеи принялись разрушать статуи иудейских царей на западном фасаде собора, приняв их по невежеству и необразованности за французских монархов.

Значимость собора немного возросла после того, как в 1804 году Наполеон Бонапарт короновался здесь как император, однако к этому времени стены собора настолько обветшали, что для создания величественной обстановки коронации их пришлось даже задрапировать.

Долгожданная реставрация собора Парижской Богоматери началась лишь в 20-х годах XIX столетия во многом благодаря ходатайству Виктора Гюго, который привлек внимание широких кругов общественности к этой проблеме в своем романе «Собор Парижской Богоматери», в котором он детально описал плачевное состояние собора.

Виктор Гюго, как и другие писатели романтического жанра, с благоговением относился к готической архитектуре, всерьёз считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим пристанищем для «измученных душ».

Реставрация собора была поручена архитектору Виолле-ле-Дюку, который провел весьма объёмные и тщательные восстановительные работы, по мнению некоторых специалистов, даже через чур тщательные.

Была восстановлена большая часть утраченных статуй фасада (их оригиналы ныне хранятся в Национальном музее Средневековья), добавлен шпиль, а также установлены мрачные горгульи (рыльца водосточных труб в виде фантастических фигур).

Их вы сможете увидеть с близкого расстояния, если отважитесь подняться на башни собора (время посещения ежедневно, апрель-сентябрь, понедельник-четверг с 9.00 до 19.30, пятница-воскресенье 9.00-21.00; октябрь-март, 10.00-17.00; стоимость 7 евро). К началу нового тысячелетия фасад собора качественно отмыли, удалив с него глубоко въевшуюся грязь, после чего стала отчетливо видна изумительная по своей красоте резьба на порталах собора.

Пожалуй, прежде всего, взгляд останавливается на центральном портале, представляющем «Судный день». Нижний фриз - это сплошное движение усопших, восстающих из своих могил, тогда как в верхней части восседает Христос, который и вершит Страшный суд. Людей, находящихся по его правую руку, он отправляет в рай, тогда как грешники, находящиеся по левую руку обречены на страшные муки в аду.

Любопытно, что среди изображённых грешников присутствуют люди, похожие на епископов и монархов, из чего следует, что средневековые мастера имели возможность критиковать сильных мира сего. Мастерам было присуще также и чувство юмора: вокруг арки портала изображены резвые шаловливые ангелы, моделями для которых, как говорят, выступали мальчики из церковного хора.

На левом портале изображена Дева Мария, которую венчает Христос; нижний фриз портала представляет сцены из ее жизни. На правом портале Дева Мария на троне, ниже можно увидеть сцены из жизни Святой Анны (матери Марии) и Христа.

В этих сценах используются визуальные средства и символика, помогающие понять их не как отдельные эпизоды, а как нечто единое целое. Так, например, в сцене рождения Христа младенец расположен выше Марии, что указывает на его более высокий статус, при этом он лежит не в колыбели, а на алтаре, что, как полагают историки, содержит намек на его будущую роль жертвы.

Внутри собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) вас, несомненно, поразит удивительный контраст между мраком центрального нефа и светом, падающим на первую большую колонну хора, - этим как бы подчеркивается святость алтаря.

Этот свет попадает в Нотр-Дам через дальние стены трансептов, которые на две трети состоят из стекла, включая великолепные пурпурные окна-розы. Все это, включая свод и парящие колонны, достигающие начала сводов, типично готические архитектурные элементы, тогда как простор вокруг колонн нефа и общее стремление к квадратному пространству характерно для романского стиля.

Сокровищница собора Парижской Богоматери

Сокровищница собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), трезор (время посещения ежедневно с 9.30 до 18.00; стоимость 3 евро) содержит в основном богато украшенные дароносицы и потиры XIX века, но в общем ценность коллекции вряд ли заслуживает указанной входной платы.

В соборе проводятся бесплатные экскурсии; сбор при входе у экскурсионного стола. Можно также объединить осмотр интерьера с органными концертами (вход свободный), которые проходят каждое воскресенье в 16.00 или 17.00. Орган собора считается одним из лучших во всей Франции. Он был создан великим мастером XIX столетии, Аристидом Кавалье-Колем и насчитывает более шести тысяч труб.

Прежде чем покинуть Нотр-Дам-де-Пари, посетите садик у восточной части собора, чтобы посмотреть на арочные контрфорсы, поддерживающие клирос, а затем прогуляйтесь вдоль реки под южным трансептом. Здесь вы можете немного посидеть весной под опадающими белыми лепестками цветущих вишен.

К северу, на другой стороне собора, расположены улицы Шануанесс, Юрзен и Коломб, три улицы из тех немногих, которые барон Осман обошел своим вниманием. В них нет ничего особенного, кроме старых зданий, по которым можно судить о том, как прежде выглядел остров Сите .

Нулевой километр и Крипта собора Нотр-Дам

Нотр-Дам - символический центр не только Парижа, но и всей страны: здесь, на паперти около собора находится знак (отмеченный бронзовой звездой) так называемого «нулевого километра» точки, от которой исчисляются протяженностью всех основных дорог Франции.

Напротив собора, в конце площади, есть ступеньки, которые ведут в освещенную дневным светом Крипту собора Нотр-Дам (время посещения вторник-воскресенье с 10.00 до 18.00, цена 3,50 евро), которую стоит посетить, если вы интересуетесь историей острова.

На этом большом пространстве, расположенном под папертью собора и представляющем собой результат археологических раскопок, можно увидеть остатки старого собора, а также улиц и домов, когда-то окружавших Нотр-Дам-де-Пари.

Большая их часть относится к эпохе Средневековья , но некоторые к галло-римским временам и представляют собой фрагменты римской отопительной системы под полом (она называется «гипокауст»).

    Официальный сайт: www.notredamedeparis.fr

Больше фотографий Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) тут: Фотогалерея

Собор Парижской Богоматери воздвигнут на острове Сите на месте древнеримского алтаря, который посвящен Юпитеру (1 век). Эта достопримечательность отличается строгостью своего облика, в отличие от других храмов Франции в готическом стиле. По красоте и пропорциям этот собор является уникальным явлением. Глядя на его гармоничный ансамбль, нельзя поверить, что он строился практически двести лет и при этом много раз переделывался и капитально реставрировался.

Общая информация о Соборе Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) является географическим и духовным «сердцем» Парижа и располагается на месте базилики Святого Стефана, являющегося первой христианской церкви Парижа, и была воздвигнута в свое время на месте галло-римского храма, посвященного Юпитеру.

В соборе соединены два стиля архитектуры. Заметно, с одной стороны, присутствие готического стиля, в котором используются новаторские достижения в архитектуре, создающие определенную простоту вертикальной конструкции. С другой стороны, можно рассмотреть романский стиль, которому присуще плотное и мощное единство. Выразительно отображают наличие этих стилей различные по высоте башни и западная часть собора.

Терновый венец Иисуса Христа является основной реликвией христианства и хранится в соборе. До 11 века венец находился в Иерусалиме, а затем был привезен на хранение во дворец византийских императоров в Константинополе.

История Собора Парижской Богоматери

Строительство собора было начато в 12-м веке (1163 год) во время правления Людовика VII Французского. В вопросе, кто заложил первый камень, историки расходятся в своих суждениях. Основными претендентами являются: папа Александр III и епископ Морис де Сюлли. Основной алтарь освящен в 1182 году, а к 1196 году неф здания был практически завершен, но на главном фасаде работы еще велись полным ходом и, в основном, завершены к 1250 году, а к 1315 году была закончена вся внутренняя отделка.

Главными создателями собора принято считать двух архитекторов — Жан де Шель, выполнявший контроль за работами в период 1250 — 1265 годов, и Пьер де Монтрей (период 1250 — 1267 гг.). В связи с тем, что в строительстве Нотр-Дама принимало участие много различных архитекторов, западная сторона и башни значительно отличаются по стилям. Так, башни были завершены в 1245, а полностью собор — в 1345 году.

Величественный и мощный фасад разделен: на три части пилястрами по вертикали, на три яруса галереями по горизонтали. Нижний ярус, при этом, имеет три глубоких портала (Страшного суда, Богородицы и св. Анны). Прямо над ними находится аркада под названием «Галерея Королей» со статуями (28 штук), которые представляют царей древней Иудеи.

Собор, благодаря своему неповторимому внутреннему убранству, на протяжении многих веков служил местом проведения особых торжеств, королевских бракосочетаний, коронаций и похорон. В нем впервые собрался парламент Франции (1302 год). Здесь отслужил молебен благодарности Карл VII, который был коронован в Реймсе. В этом соборе была отпразднована свадьба Генриха IV, ставшего в последствии королем Наварры, и Маргариты де Валуа.

Характерной чертой готического собора является отсутствие настенной живописи, а единственным источником света является большое количество витражей высоких стрельчатых окон. За время правления Людовика XIV в конце 17-го века собор переживал определенные перемены, при которых и витражи, и могилы были разрушены.

После Великой Французской революции в конце 18-го века собор был объявлен Храмом Разума, и возвращен церкви был только в 1802 году при Наполеоне. Виктором Гюго в 1831 году был опубликован роман с одноименным названием «Собор Парижской Богоматери».

В 1841 году началась реставрация под руководством архитектора Виоле-ле-Дюка, который известен реставрацией Амьенского собора, готической церкви Сен-Шапель и крепости Каркассон в южной части Франции. Реконструкция и восстановление скульптур и здания длилось более двадцати лет. Этому архитектору также принадлежит идея создания галереи химер на фасаде собора. Эти статуи установлены у подножия башен на верхней площадке. В это же время были разрушены примыкавшие к собору постройки, и образовалась существовавшая и поныне площадь.

Находящийся в соборе Терновый венец Иисуса Христа является великой христианской реликвией. До 1063 года находился в Иерусалиме, далее перевезенный в Константинополь. В последствии, последний император Латинской империи Балдуин де Куртенэ в связи с тяжелым материальным положением заложил реликвию в Венеции. На протяжении десяти лет (1238 — 1248 года) венец преодолел расстояние от Византии до Парижа. Вначале он хранился в Святой часовне Сент-Шапель, а после Французской революции был передан в Нотр-Дам де Пари.

Архитектурные достопримечательности Собора Парижской Богоматери

На главном фасаде собора расположено три двери, над одной из которых находится скульптурное панно с различными эпизодами из Евангелия. Изображение Страшного суда расположено над центральным входом. Арки входа поддерживают семь статуй. А двери украшены кованными рельефами. В нижней части панно изображены мертвецы, которые встали из могил, пробужденные двумя ангелами с трубами. Среди мертвецов можно увидеть короля, папу, воинов и женщин. Это, своего рода, символ присутствия на Страшном суде всего человечества. В верхней части — Христос и два ангела с обеих сторон.

Крыша собора сделана из плиток 5 мм толщиной из свинца, которые выложены внахлест. Поэтому общий вес крыши составляет около 210 тонн. В верхней части собора присутствуют изображения химер и гаргулий. Шпиль собора имеет дубовую основу и покрыт свинцом, общая высота его 96 метров. У основания шпиль окружен четырьмя группами бронзовых статуй апостолов работы Жоффруа Дешоме.

Возле каждой группы находится свое животное, символизирующее евангелиста: бык — символ Луки, лев — Марка, ангел — Матфея и орел — Иоанна. Все статуи обращены в сторону Парижа.

Основная часть витражей была сделана в середине 19-го века. Роза над входом в собор (главный витраж) частично сохранившаяся со Средних веков, а в центре ее Богоматерь, вокруг расположены знаки зодиака, грехи и достоинства. На южном и северном фасадах собора находятся две боковые розы. Во время реставрации витражи окон розы предполагалось выполнить в белом цвете, но Проспером Мериме было предложено выполнение роз в средневековом стиле.

Большой колокол звучит очень редко, а остальные — звонят в 8 и 19 часов. У каждого есть свое собственное имя и тональность. Внутри собора поперечные нефы (трансепты), пересекаясь с продольным, образуют крест. По центру самого длинного нефа расположена последовательная серия скульптур, изображавшая Евангелие. В правой части собора расположены часовни, украшенные картинами и скульптурами различных художников. Эти изображения искусства по многовековой традиции были преподнесены ежегодно в дар собору в первый день мая.

Люстра собора выполнена из посеребренной бронзы, выполненная по рисунку Виолле-ле-Дюка вместо переплавленного в 1792 году, а в 2007 году была отреставрирована. Галерея королей представлена каменными фигурами, выстроенными в ряд. Оставшиеся из созданных в 19-м веке изображают царей из Ветхого Завета. Ранее на этом месте находились статуи французских королей Средних веков, которые во время Французской революции были обезглавлены и разбиты.

Достопримечательности Собора Парижской Богоматери

Одной из основных достопримечательностей собора является большой орган, установленный в соборе в 1402 году. Предыдущий был помещен в готический корпус. На протяжении многих лет орган несколько раз реконструировался и достраивался. Самыми основательными считаются проведенные работы в 1733 году и 1788 году. В 1992 году благодаря сотрудничеству с «Синаптелью» удалось полностью компьютеризировать орган.

Со времен реставрации орган состоял из 46 регистров, расположенные на пяти мануалах. Во время его строительства использовалась определенная часть труб неповторимого инструмента, двенадцать из которых сохранились и по сей день. Инструмент имеет корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.

Сегодня орган имеет 8 тысяч труб и 111 регистров. Около 900 труб сохранились с времен Тьерри и Клико. Среди современных инструментов орган остается самым большим по числу регистров.

Заключение

Посещение Собора Парижской Богоматери поможет любознательному туристу окунуться в атмосферу Средних веков и французских королей.

Каждый более-менее крупный город в странах, где основной религией является христианство (и не только в них), может похвастаться собором и, порой, не одним.

Пожалуй, самым известным, самым завораживающим и необыкновенным, впитавшим в себя множество легенд, является собор Парижской Богоматери, или Нотр-Дам-де-Пари (Notre-Dame de Paris) . Его можно назвать сердцем Франции.

На площади перед собором установлена табличка «нулевой километр», именно из этой точки ведут отсчет все дороги страны.

Построен он на острове Сите, который еще называют «колыбелью Парижа». Когда-то на этом месте находился древний храм Юпитера, а потом первая христианская церковь Парижа — базилика Святого Стефана.

История возникновения Нотр-Дам де Пари

История собора начинается с момента назначения парижским епископом Мориса де Сюлли , который и стал главным инициатором постройки самого примечательного храма всей Франции. На церемонии закладки первого камня в 1163 году присутствовал папа римский Александр III, что дало повод историкам предполагать, что он лично положил этот камень.

Строительство здания продолжалось без малого 170 лет, хотя основная часть собора была фактически закончена в 1196 году, когда был достроен неф здания. Через несколько дней после окончания работ в нефе умер Морис де Сголли, которому было уже далеко за семьдесят. А полностью собор был закончен в 1330 году.

Из-за такого продолжительного строительства в здании собора присутствуют черты и романского, и готического стилей, что придает ему одновременно и монументальность, и изящество. На юге и востоке собора находятся две башни-колокольни, высота которых 69 метров.

Особенности внутреннего дизайна собора

Поскольку отделка завершалась в эпоху господства готического стиля, то внутри отсутствуют какие-либо фрески, и единственным источником цвета служат гигантские витражи в стрельчатых окнах.

К сожалению, из первоначальных витражей до нашего времени сохранилась только часть в южном окне-«розе». Там изображен Христос в окружении Девы Марии, святых и 12 апостолов.

В XVII-XVIII веках собор был частично перестроен, внутри был снесен амвон и гробницы, а часть оригинальных витражей — заменена обычным стеклом.

Но настоящие бедствия обрушились на собор в эпоху Великой французской революции .

Сначала он был разграблен и частично разрушен, затем превращен в «храм Разума», после чего и вовсе стал винным складом.

При Наполеоне Бонапарте собор был вновь освящен, но после возвращения Бурбонов — заброшен и находился под угрозой сноса.

В 1841 году началась реставрация, продолжавшаяся 23 года. Ремонтными работами руководил Виолле-ле-Дюк, которому и принадлежит идея создания знаменитых статуй химер у подножия башен.

Богоматерь с двумя ангелами расположена в центре основного витража-розы, диаметр которого составляет 9, 6 метров, а слева и справа, в качестве напоминания о первородном прегрешении, находятся Адам и Ева.

Кованое железо причудливым узором придаёт красоту створкам входных дверей в Собор.

Северный и Южный порталы имеют свои имена, северный — в честь Девы Марии , а южный — в честь Святой Анны .

Сцены Страшного Суда располагаются на центральном портале. Выступы же славятся изображенными на них фигурами: на левом — Святой Дионисий, первый епископ, на правом — Святой Этьен, дьякон.

Освещение в Нотр-Даме естественное, но очень скудное, так как свет проникает только в высокие, стрельчатые окна, застеклённые витражами.

Как свойственно всем католическим храмам, в отличие от православных, на стенах Собора совершенно нет живописи. И только вокруг главного алтаря стены покрыты рельефами, рассказывающими о жизни Иисуса Христа.

Основной, самый большой колокол, чей тон фа-диез, звучит довольно редко. Все остальные колокола, имеющие свои имена, звонят в восемь часов утра и семь часов вечера.

Имена колоколов:

  1. Angelique Francoise, вес составляет 1765 кг, тон до-диез.
  2. Antoinette Charlotte, вес составляет 1158 кг, тон ре-диез.
  3. Hyacinthe Jeanne, вес составляет 813 кг, тон фа.
  4. Denise David, вес составляет 670 кг, тон фа-диез.

Верующим дают возможность поклониться святыням в первую пятницу каждого месяца, а также в Страстную Пятницу католического поста. Именно в эти дни для поклонения становятся доступны Терновый венец, частица Креста Господня и Гроздь от Креста.

Но очередь огромная, приходить и занимать место нужно пораньше, задолго до начала церемоний.

Слушая поразительное звучание шеститонного колокола, нельзя не вспомнить бессмертное произведение Виктора Гюго и его главных героев — горбуна Квазимодо, красавицу Эсмеральду, красавца Феба… Ведь именно этому колоколу несчастный Квазимодо поверял все свои беды и страдания.

А каждое воскресенье в Соборе проходит месса, на которую допускаются все желающие. На мессе можно насладиться звуками самого большого органа в стране. Вход в эти дни свободный.

Нотр-Дам де Пари по популярности уступает разве что Эйфелевой башне и Лувру, туристы миллионами приходят сюда.

За века существования Собора там собралась огромная коллекция церемониальных вещей и религиозных святынь, таких как кусок креста и гвоздь от распятия Иисуса Христа, разные рукописи, священные чаши, одеяния.

Во время экскурсии вы подниметесь по 422 ступеням винтовой лестницы, выйдете на смотровую площадку и будете наслаждаться прекрасным видом на остров Сите.

Именно здесь вы увидите тринадцатитонный колокол по имени Эммануэль , который звучит только в особых случаях — во время больших церковных праздников и после страшных катастроф, когда все народы соединяются в общем горе и сострадании, например, так случилось после трагедии башен-близнецов в Америке.

Дальнейший путь пролегает также через Галерею Химер , созданную только в девятнадцатом веке.

Чтобы приобрести билеты и попасть на экскурсию, вам нужно найти подножие Северной башни со стороны улицы Монастыря (адрес: Rue du cloitre Notr-Dame) , купить билеты и наслаждаться погружением в историю.

Детям тоже, бесспорно, стоит посетить эту одну из главных достопримечательностей Парижа.

Но, чтобы им было интересней, предварительно покажите им диснеевский мультфильм «Горбун из Нотр-Дама». Тогда детвора не будет зевать и мечтать поскорее уйти, а станет разглядывать всё вокруг и пытаться сопоставить увиденное в мультфильме с реальностью.

Адрес Собора Нотр-Дам

  • 6 pl. du Parvis Notre-Dame
  • Метро: Cite или St-Michel RER: St-Michel

Время работы Собора

  • 8.00 — 18.45 (суббота и воскресенье: до 19.15)

Время работы башен и Галлереи химер (может отличаться от времени работы самого Собора)

  • 1 октября — 31 марта: 10.00 — 17.30
  • 1 апреля — 30 сентября: 10.00 — 18.30 (по субботам и воскресеньям в июне, июле и августе до 23.00)
  • Вход прекращается за четверть часа до закрытия
  • Собор закрыт: 1 января, 1 мая и 25 декабря

Вход в собор бесплатный. В башни — платный для взрослых, до 18 лет бесплатно.

Адрес: Cathédrale Notre-Dame de Paris 6 Parvis Notre Dame - Place Jean-Paul II, 75004 Paris, France. Как добраться: станция метро "Cité". Стоимость посещение: посещение собора бесплатное; Стоимость посещение сокровещницы собора: взрослые - 3 € , студенты - 2 €, дети до 12 лет - 1 €. Время работы сбора: понедельник - пятница с 08:00 до 18:45, выходные дни с 08:00 до 19:15. Время работы сокровещницы: понедельник - пятница с 09:30 до 18:00, суббота с 09:30 до 18:30, воскресенье с 13:30 до 18:30.

Собор Парижской Богоматери - духовный центр Парижа

Вселенная держится на гармонии, любви и взаимопонимании. Созданный Творцом мир уникален, прекрасен, непостижим. Человек - венец творения, находится в центре всего сущего на Земле, но далеко не всегда осознает свое предназначение. Часто не благодаря любви к окружающему, а через горечь, страдания, боль идет тернистой дорогой к Богу, моля о защите, прося помощи. Ищет посредника, умеющего возвести мосты понимания между ним и Отцом Небесным. И тогда самой близкой, дорогой становится женщина, мать, сумевшая объять необъятное, вместить невместимое, преподнести неоценимый подарок человечеству - родить сына Господа. Не зря по всей планете выстроены храмы в ее честь. И один из них, овеянный таинственностью и романтикой, располагается в Париже - собор Парижской Богоматери , привлекающий к себе потоки верующих и неверующих, праведников и грешников.

Нелегкая судьба кафедрального собора

Окутанный изысканными каменными кружевами, из-под которых выглядывают жутко-фантастические фигуры химер, насмешливо наблюдающие за толпами паломников и туристов, гордо возвышается на острове Сите легендарный собор Богоматери - сакральное сердце Парижа.
Во времена Римской империи там стоял храм Юпитера. На его месте возвели две базилики, посвященные Пречистой и Св. Стефану, но в XII ст. они обветшали, как и скромная часовенка Архангела Михаила (в ее честь нарекли проспект Сен-Мишель). В ней в 1165 г. епископ Морис окрестил будущего французского монарха Филиппа-Дьедоне-Августа, сделавшего все возможное, чтобы Париж стал столицей.
Выходец из очень бедной семьи Морис де Сюлли, глубоко верующий человек, ведя праведную жизнь, добился назначения в 1160 г. сана епископа. Этот пост он занимал 36 лет. Глядя на удручающий вид церквей в центре города, задумал вместо них воздвигнуть дом Божий, превышающий величием все святыни, построенные до этого. Он понимал, что на осуществление грандиозного плана потребуется не одно столетие, и ему не доведется увидеть результат, но это не пугало, ведь хотелось установить его во славу Пресвятой Девы. Пригласили десятки архитекторов, но история упоминает нескольких, внесших наибольший вклад в великое дело: Жана де Шеля, Жана Рави и Пьера де Монтрея. План строения в форме латинского креста выбран не случайно, он служит напоминанием о том, что распятый на кресте Иисус избавил человечество от власти дьявола. В 1163 г. в столицу приехал папа римский Александр III для заложения с самодержцем Людовиком VII первого камня в фундамент будущего величественного строения.
Деньги собирали всем людом, их жертвовали даже местные куртизанки, попросив разрешения у духовных лиц. Люди, не имевшие возможности помочь финансово, принимали непосредственное участие, трудясь столярами, плотниками, каменотесами. Работали по 12 часов, только в зимнее время рабочий день сокращался до 9.
Могущественные сооружения, как высокие горы - творения веков. На строительство, завершившееся в 1345 г., ушло практически 2 столетия. Пятинефная церковь, вмещающая до 9 тыс. человек, возведенная в стиле готики, где вертикальные линии преобладают над горизонтальными, была наибольшей постройкой того времени.
Если бы камни умели говорить, они бы поведали о великих событиях и множественных потрясениях, переживших собором за свою многовековую историю. Его стены помнят крестоносцев, взывающих молитвой к Богу перед отбытием на священную войну, коленопреклоненных королей и озверевших бунтарей, видели похороны, блестящие свадьбы. В 1422 г. здесь венчался Франциск II с Марией Стюарт, а через полтора века (1572 г.) - Генрих Наваррский с Маргаритой Валуа, восходил на трон Генрих VI.
Нотр-Дам всегда был в гуще всех событий Франции. Никакие природные катаклизмы не действуют настолько разрушительно, как человеческая злоба и ненависть. Здание сильно пострадало в 1789 г. во время французской революции. Обезумевшие от вдохновленных речей революционеров парижане, ворвавшись в храм, громили все на своем пути. Полетели головы статуй библейских царей, которых приняли за французских королей, разноцветными слезами осколков разлетались витражи, опустела сокровищница. Бунтовщики хотели взорвать Божью обитель, но, очевидно, высшие силы не допустили: у мятежников закончился запас пороха. Растерявшись, затем, поостыв немного, оставили затею взрыва, решив обустроить здесь склад для хранения провиантов.

Лишь при Наполеоне в1812 г. церковь возвратили приходу, освятив повторно. 2 декабря 1804 г. здесь короновался Наполеон Бонапарт. Находящийся в Лувре огромный холст Давида знакомит с коронацией Жозефины, проводимой Бонапартом. Но все течет и меняется. Спустя несколько лет произошло торжественное бракосочетание императора с Марией-Луизой, подарившей ему в 1811 г. сына - наследника престола.
Развернувшееся строительство в наполеоновский период не помогло Нотр-Даму, он выглядел запущенным и жалким. Разоренная революцией страна не имела средств на его возрождение. Написанный 28-летним прозаиком Гюго замечательный роман "Собор Парижской Богоматери" задел струны души тысячи людей. Молодой писатель хотел замечательным произведением вызвать у народа любовь к своей архитектуре, о чем писал он в предисловии. И это получилось. В 1832 г. власти создали комиссию по реставрации, поручив ее талантливому архитектору Виолле-ле-Дюку. Возрождение длилось на протяжении 23 лет. За эти годы заменили уничтоженные скульптуры, возвели высокий шпиль, полностью восстановили разбитые витражи. Расчистив территорию от примыкающих строений, выложили небольшую площадь перед центральным входом. На верхней площадке в знаменитой галерее поселили химер.

Впечатление от внешнего облика

Вызывает трепет в душе уникальность архитектуры здания, не зря его ежегодно посещают порядка 14 млн. человек, не иссякает сюда поток паломников. Внушительное, громоздкое сооружение одновременно кажется невероятно воздушным, легким, напоминая, по словам Гюго, "огромную каменную симфонию". И это, действительно, так. Оно, подобно египетским пирамидам или Парфенону в Афинах, своим величием открыло новые изумительные странички в культуре французской нации. Глядя на это чудо, начинаешь невольно верить в причастность к его созданию потусторонних сил. Чего стоят одни только створки ворот, находящихся перед входом, сложно поверить, что этот шедевр - результат творения рук человеческих.

Загадка, ушедшая с мастером

Легенда гласит, что ворота поручили выполнить кузнецу Бискорне. Они должны были по красоте соответствовать величию постройки. Взявшись за столь ответственное задание, он с ужасом понял, что для его реализации недостаточно одного имеющегося мастерства. И тогда в отчаянии он обратился за помощью к сверхъестественным силам.
Каноник, пришедший проверить утром, как продвигается дело, застал его лежащим в кузнице без чувств. Увидев готовую работу, человек не мог поверить глазам: филигранная тонкая работа из витиеватых замысловатых орнаментов представляла собой нереальную, сказочную композицию. Очнувшийся автор отказался от объяснений, только стал мрачнее тучи, ушел в себя.
Неладное заподозрили лишь после установки. Закрепив ворота на замки, оказалось, что никому не под силу их открыть. Не смог справиться с этим даже Бискорне. Служители, испугавшись, окропили их святой водой. Тогда они смогли зайти в храм. А сотворивший их гений, лишившись речи, вскоре умер, навеки унеся с собой тайну.

Величественная архитектура собора

Величавый западный фасад шириной 41 м, смотрящий на площадь, по вертикальной линии разграничен пилястрами. По горизонтали разделен на три части. Вверху - башни в форме прямоугольника, возвышающиеся на 69 м. Средний ярус сделан в виде галереи с 28 изваяниями иудейских царей высотой более 3 м и окон-розеток (XIII в.). Нижний состоит из 3 разных порталов. Скульптурное оформление центрального входа изображает картину Страшного Суда. На престоле восседает Иисус, под ним - град небесный. Справа - праведники и Архангел Михаил. Слева - безбожники, направляемые чертями в пекло к последнему возмездию. Внизу - сцена Воскресения. С обеих сторон окружают Господа ангелы с орудиями Страстей и Пречистая с Иоанном Крестителем, молящиеся за грешников. Выступ, разделяющий створки двери, декорирован статуей Христа, по бокам - по 6 апостолов. Под ними - медальоны с человеческими пороками.
Левая часть портала посвящена Св. Деве. Ее украшают скульптуры XII - XIII вв. В центре - Мадонна с младенцем на руках. Здесь можно познакомиться с завершением ее земного пути. Возле умирающей женщины стоят 12 апостолов. Показана сцена коронации после воскресения. Боковые пилястры отделаны символическими фигурами 12-ти месяцев.
Правая сторона, посвященная матери Богородицы, отображает жизнь Анны и Иоакима. Родительница восседает на троне в окружении Св. Мориса и коленопреклоненного императора Людовика VII. Его склоненная фигура подчеркивает превосходство небесного над земным.
Находясь здесь, вспоминается сюжет из замечательного романа Гюго. Невольно перед глазами всплывают ясла, стоящие у входа, куда нерадивые мамочки подбрасывали нежеланных рожденных детей. Именно в них Клод Фролло, заметив, подобрал подкидыша - горбатого, кривоногого уродца, названного Квазимодо, которого сложно было назвать человеком, хотя человечности в изуродованном теле оказалось больше, чем у многих других.
Ярким цветом привлекают внимание красные врата, позволяющие быстро проходить в собор каноникам и хористам, их восстановили в 2012 г. Над ними видится картина коронования Марии, которую наблюдают монарх Людовик IX и королева Маргарет Прованская. Здесь же воспроизведены детские годы Творца. На дуге, обрамляющей арочный проем, - чудеса, происходившие с Марселем и Феофилом.
В южном направлении, смотрящем на Сену, - портал великомученика Св. Стефана, защитника собора, некогда стоявшего на этом месте. Пройдя мимо заступника, можно было легко попасть в резиденцию епископа. На тимпане - жизненные страдания праведника: его проповеди христианской морали, избиение камнями, суд, похороны.
Основание остроконечного шпиля, устремленного ввысь на 90 м, украшены изваяниями божьих посланников, которые будто бы спускаются с небесной обители на грешную землю, пристально всматриваясь в нее. Только один обернулся в направлении небес.

Чудо-окна

Установленный с юга оконный проем диаметром 13 м напоминает розу, состоящую из 84 лепестков. На них можно разглядеть эпизоды Нового и Ветхого Заветов, 20 ангелочков с венками и свечками, Христа, окруженного святыми, великомучениками. По центру - сюжет второго пришествия. Цветок лежит на поясе, оформленном стрельчатыми окошечками (автор Альфред Жерент 1861 г.).
В северной части фасада, поднятый на высоту 21 м, расположен настоящий готический шедевр - окно-розетка диаметром 13 м, сохранившее после перенесенных бед 85% мозаичных рисунков. По центру - юная Мария с новорожденным, слугами Божьими, судьями, пророками, королями, написанными на многочисленных медальонах. Лиловый и фиолетовый тон, преобладающий в цветовой гамме, говорит о тревоге в ожидании рождения Мессии.
Центральное витражное окно со скульптурой Девы с маленьким сыном в окружении серафимов, самое старинное(1220 г.), находится с запада. Хоть оно и кажется громадным, но его диаметр всего 9, 6 м. Состоит из трех кругов. В ближайшем от центральной части - 12 пророков, далее показаны сезонные виды сельскохозяйственных работ, соответствующие зодиакальным знакам. За ними располагаются воины-добродетели с копьями, выступающие против пороков.

Внутреннее убранство

Зайдя в собор, захватывает дух от грандиозности размеров (130 х 50 х 35 м). Цилиндрические колонны 5-ти метрового диаметра, поддерживающие свод, облегчены резными капителями с лиственным орнаментом, напоминающим Эдемский сад. Они делят церковное пространство на 5 нефов. Помещение освещается бронзовыми люстрами, через витражные окна проникают солнечные лучи, посылая серым стенам радугу оттенков, горят свечи, но и этого не вполне достаточно для такой громадной территории. Присутствующий внутри полумрак придает ощущение таинственности.
В глубине главного нефа обустроен алтарь с целой цепочкой резных фигурок, представляющих некую перегородку, отделяющую хоры от нефа (работа Жана Рави). 9 сцен из Библии (XIV в.), разделенных между собой столбиками, представлены на южной стороне. На них изображено явление воскресшего Иисуса пред Марией Магдалиной, женами-мироносицами, Петром, Иоанном, Фомой, встреча с последователями на Тивериадском озере.
В северной преграде - 14 резных картин (XIII в.), подробно рассказывающих о жизни сына Божьего от рождения, не включая трагические события, происшедшие после окончания Тайной вечери. Это 50-ти летний труд гениальных резчиков: Жана Рави, непревзойденного Пьера де Шеля, талантливого Жана Ле Бутейлера.
Невозможно пропустить уникальное творение, принадлежащее Н. Кусту - "Пьету". Резной цоколь делал Франсуа Жирардон. На руках Богоматери лежит бездыханное тело ее единственного ребенка - сына, снятого с креста. В материнских глазах застыла нечеловеческая боль.
Ее взгляд направлен в небеса, ища там поддержку, надежду на воскрешение, обещанное высшими силами. Рядом стоят два самодержца - Людовик XIII, предлагающий королевские регалии, и его наследник. Их окружают 6 вылитых из бронзы ангелов, удерживающих орудия, которыми убили Христа.
Страстно мечтавший о продолжении рода Людовик XIII взывал молитвой к Деве, послать ему наследника, обещая в благодарность произвести украшение Пьеты. Молитвы были услышаны. В 1635 г. родился его первенец. Однако, через 5 лет монарх скончался, не успев исполнить обещанное. Прошло 60 лет, прежде чем преемник смог исполнить волю отца. .

Основная сокровищница

Толпы паломников прибывают сюда преклонить колени перед святынями, находящимися в капелле рыцарей Гроба Господнего: священного венца из веток терновника, лежащего ныне в хрустальном кольце с золотой оправой, одного из гвоздей, пронзившего тело Спасителя. В период соблюдения Великого поста (по пятницам) их выносят к верующим, чтобы те имели возможность поклониться. Реликварий расположен в сердце прославленного костела, открыт официально в 2009 г. Позади него - изваяние Девы Марии, держащей гвозди, изранившие ее сына.

Музыка, проникающая в душу

Кого оставляют равнодушным звуки органа, наполняющие все естество возвышенными чувствами? Он состоит из нескольких клавиатур, мануалов. Их количество зависит от величины инструмента. Первый орган установили в 1402 г. Не единожды его перестраивали, реконструировали. Нынешний снабжен целым рядом рычагов и 5-тью мануалами. Его полностью компьютеризировали в 1992г. Сегодня служба сопровождается видеоэффектами: на прозрачном экране появляется молитвенный текст на английском и французском, проплывают медленно библейские сюжеты, через которые просматриваются изумительные витражи. Все это сопровождается чарующими звуками наибольшего во Франции органа.

Необыкновенный голос Нотр-Дама

Ежедневно утром и вечером разрывает тишину колокольный перезвон, зовущий к службе. Сначала соборные башни вмещали 4 колокола, в честь 850-летия костела к ним прибавились еще 9. Каждый колокол звучит своим неповторимым голосом, имеет собственное имя. Самый старинный из них - Белль (1631 г.), наибольший наречен Эммануэлем. Вес его составляет 13 т, язык весит 500 кг. Огромнейшее везение услышать его прекрасный звон, раздающийся только в особо торжественных случаях. Раскачать его не так просто, нужна немалая сила. Романтик Гюго описывает, как легко справлялся с этим Квазимодо. Он до безумия любил все колокола, относясь к ним трепетно и нежно, а ведь именно они сделали его глухим. Но звучание главного он все же слышал, обожая его больше всех. Горбун наполнялся неистовым восторгом, когда надо было его разбудить. Минутку он с благоговением на него смотрел, что-то шептал, нежно поглаживая. Когда раздавался удар медного языка о могучие стенки, его тело начинало вибрировать в унисон с гигантским колоколом. Звонарь купался в этом звуке, подобно птице в ласковых лучах солнца.

Молчаливые стражники храма

Никому не удается избежать соблазна побывать на галерее, преодолев при этом 387 ступеней. Мистические существа, прописавшиеся здесь, притягивают посетителей невероятной силой. Автор наделил их туловищем обезьяны, крыльями летучей мыши, змеиной головой. Страшно и интересно, хочется понять, зачем они здесь, от кого охраняют, кого отпугивают. Заселили их сюда в разное время, наделив различным предназначением.
Сначала, еще в Средневековье, появились горгульи - стражи тьмы, похожие на драконов, означающие в переводе с французского желоб. В их обязанность входит извергать из чудовищных пастей потоки воды во время дождя, уберегая таким способом от разрушения фундамент и стены здания.
А вот присутствие химер на христианском храме вызывает удивление. Но все объяснимо, ведь еще в старину люди были уверены, что всякую нечисть может отпугнуть лишь подобное. Вот и поселились здесь эти необычные каменные создания, но гораздо позже горгулий, при реконструкции, проводимой Виоллем-ле-Дюком для воссоздания загадочной атмосферы средних веков.
При входе в галерею, обращает на себя внимание фигура химеры, которая как бы задумалась о чем-то. Опершись головой на лапы, наблюдает за переменчивой столицей, вечно суматошной толпой, удивляясь людской суете.
Особый интерес вызывает ночной крылатый демон Стрикс - полуженщина-полуптица. Согласно преданию, основной ее пищей есть кровь новорожденных, которых она похищает, унося в лапах с длинными когтями. Древнеримским писателем-эрудитом Плинием Старшим в "Естественной истории" описан миф об этих монстрах, отравлявших младенцев во время кормления, ибо молоко их было ядовито. Римлянам, боявшимся этих чудовищ, они напоминали вампиров.
Находясь наверху, поражаешься, как одно и то же место могло соединить в себе несочетаемые вещи: добро со злом, святость с пороком, святую обитель со злыми духами на колокольне. И все это, сливаясь в единой архитектурной симфонии, представляет застывшую в камне музыку.
Оказавшись здесь, теряешься, не понимая, чему отдать предпочтение: каменным чудовищам или расстилающейся внизу ошеломительно красивой панораме Парижа, представшего во всем великолепии. Отсюда прекрасно просматривается Гревская площадь, где, по описанию Гюго, на брошенном под ноги персидском ковре танцевала под бубен юная цыганочка ангельской внешности. Огненный, взрывной, безудержный и в то же время такой грациозный танец завораживал. Разинув рты, смотрела на уличную плясунью восхищенная толпа. Не отрывая взгляд, с разных сторон наблюдали за ней три пары глаз, принадлежащих мужчинам, готовым продать душу дьяволу за ночь, проведенную с ней, но только один из них любил ее больше жизни.
Пронизанный тишиной столетий собор обладает неземной энергетической силой великой женщины, Богоматери, не дрогнувшей перед тяжелейшими испытаниями, посланными ей Небесами. Поклонитесь ей, от всего человечества попросите прошения. И пусть ее божественная искра разгорится в вашем сердце огнем любви ко всему сущему на земле.