Проблема философии жизни в пьесе на. На дне - философская драма. Другие сочинения по этому произведению

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Пьеса Горького "На Дне" написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на "дно жизни", с другой - он старается подробно изучить эту проблему и, возможно, найти её решение. В драме разворачиваются два конфликта. Первый, социальный - между хозяевами ночлежки и босяками, другой - философский, затрагивающий основные вопросы бытия разворачивается между обитателями ночлежки. Он-то и является основным.

Человек -- вот правда! Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе "На дне" Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды "бывших людей", обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво. Драма "На дне" ставит и решает философские вопросы: что есть правда? Нужна ли она людям? Можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни?

Выброшенные из активной жизни, обитатели "дна" между тем не отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь "всплыть" на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир "настоящих людей". Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода "со дна" нет -- это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. максим горький драма философский

Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них. Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел. Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: "Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо!". Сатин убежден в следующем - необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. " Всё в человеке, все для человека". "Существует только Человек, все остальное - дело его рук, его мозга". "Человек! Это звучит гордо!".

Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. "Есть ложь утешительная, ложь примиряющая..." Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло?

Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы "На дне" Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему.

В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил "вторую жизнь", стал почти положительным героем. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало.

Пьеса "На дне" относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям.

Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться под них.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Этой пьесой Горький продолжает, переосмысливает и завершает тему босячества, но в то же время автор ищет ответы и на философские вопросы, главный из которых является вопрос: "Что лучше: сострадание или истина? Что нужнее" .

    сочинение , добавлен 23.11.2002

    Основной вопрос, поставленный в произведении, Горький сформулировал так: что лучше – истина или сострадание? Что нужнее людям? А, может быть, нам нужна вера? Вера в нас самих?

    топик , добавлен 25.07.2003

    Максим Горький как провозвестник обновления жизни. Особенности образов героев и композиция повествования его произведений раннего романтического периода. Отличие реализма Горького от реализма XIX века. Мир художественных образов в период революции.

    сочинение , добавлен 17.05.2010

    В пьесе М. Горького "На дне" обнаруживаются все пороки современного общества. Автор описывает жизнь людей, попавших на дно общества. Эти люди, однажды оступились в жизни или разорились и оказались в ночлежке, где все равны, и нет надежды выбраться.

    сочинение , добавлен 24.02.2008

    Ознакомление с творчеством М. Горького. Рассмотрение особенностей описания беспощадной правды о жизни социальных низов в пьесе "На дне". Изучение проблемы добра, сострадания, социальной справедливости. Философский взгляд автора на ложь во спасение.

    реферат , добавлен 26.10.2015

    Анализ идейных, нравственных исканий писателя, оценка сложности его пути. Философский сюжет в драме "На дне". Герои романа "Мать". Тема человеческой свободы или несвободы в творчестве Горького. "Маленький человек" Горького в рассказах "о босяках".

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Происхождение, образование и мировоззрение Алексея Максимовича Пешкова. Первый рассказ под псевдонимом М. Горького. Расхождения между тем, что писала критика, и тем, что желал видеть рядовой читатель. Горький как организатор литературного процесса.

    презентация , добавлен 09.03.2011

    Анализ мировоззрения Луки, дарящего сострадание и утешение обитателям ночлежки. Разделение жителей подвала на два лагеря: "мечтателей" и "скептиков". Значение имени "Лука". Отношение критиков к образу пожилого странника, изображенного в пьесе М. Горького.

    презентация , добавлен 11.10.2013

    Детские и юношеские годы М. Горького - русского писателя, прозаика, драматурга, одного из самых популярных авторов рубежа XIX-XX в., прославившегося изображением романтизированного деклассированного персонажа ("босяка"). Годы эмиграции, этапы творчества.

    презентация , добавлен 05.03.2014

    Происхождение Алексея Максимовича Пешкова. Беспросветная жизнь в молодости. Странствия Горького по России, с целью лучше узнать ее и ближе познакомиться с жизнью народа. Первые публикации. Участие в революционных событиях. Литературная деятельность.

Поднимая социальные проблемы, драма “На дне” одновременно ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье в реальной жизни? В пьесе можно обнаружить два конфликта. Первый - социальный: между хозяевами ночлежки и босяками, второй - философский, затрагивающий основные вопросы бытия, - разворачивается между обитателями ночлежки. Он-то и является основным.

Мир ночлежки - это мир “бывших людей”. Раньше они принадлежали к разным слоям общества: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка, и вор. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь “всплыть” на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир “настоящих людей”. Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода “со дна” нет - это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. И все равно в этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы. Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств-открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смириться? Вот это три основные позиции, которых придерживаются персонажи пьесы.

Самый мрачный мыслитель в ночлежке - Бубнов. Он неприятен Горькому, потому что в его репликах отражена циничная правда факта. Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить. “Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру, и ты. Чего жалеть?” Мечты для него - стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон, “у всех людей - души серенькие, все подрумяниться желают”. Философия Бубнова - философия безысходности, царящей “на дне”.

В пьесе «На дне» М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов - трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.

Первая правда - правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле - лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда - жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.

Правда Луки - правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актеру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. « Все ищут люди, все хотят - как лучше, дай им, Господи, терпенья!» - искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет - найдет… Помогать только надо им…» Лука несет людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать… »

Третья правда - правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и состра-дании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» - спрашивает он Клеща.. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит - гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, - о человеко боге.

Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому - и одновременно момент столкновения разных правд - монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек - тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ - сомнителен, а если отрицательный - то как же быть с тем, что «существует только человек? Значит, Сатин, говорящий этот монолог, - не существует? Получается, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого - это ведь тоже правда.

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.

В самом начале нашего века писатель, которому было суждено стать основоположником нового направления мировой литературы - социалистического реализма, создал пьесу, замечательную не только по экзотически-яркому житейскому колориту, виртуозной отточенности и «крылатости» языка, но и по сложности, даже известной загадочности идейного содержания.

В пьесе «На дне» авторская мысль как бы спряталась в глубины подтекста, да и вряд ли она геометрически ясно откристаллизовалась в сознании тогда еще очень молодого Горького, что-то, наверное, было просто угадано, продиктовано стихийным вдохновением, мощным стихийным потоком жизненных впечатлений. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Пьеса На дне философы Сатин и Бубнов. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Сложность состоит и в том, что перед нами разыгрывается сразу несколько драм, и в том, что среди участников этих драм нет, кажется, ни одного человека, которому можно было бы дать однолинейную, однозначную характеристику.

Жена Костылева, Василиса, в своем неукротимом злодействе как будто бы вполне ясна и однозначна. Но вот итальянка Элеонора Дузе, одна из величайших трагических актрис, в 1905 году выступила в роли Василисы на подмостках французского театра. В образе, который она создала, французскую критику «поразило многоцветие красок. Тут была и «затаенная скорбь»... несчастной женщины, и, несомненно, свойственная ее натуре жестокость, и глубокое презрение к обитателям ночлежки, и мучительная страсть к Пеплу, и «бешеная ревность» к Наташе, и внезапное, судорожное «опьянение местью», когда она доносила на своего возлюбленного... Дузе играла в спектакле трагическую тему поздней любви, и ее Василиса «была, в первую очередь, глубоко несчастной женщиной». Но тут не было однозначности...». Великая актриса не фантазировала, она просто извлекла из образа то, что было в нем заложено русским писателем. А ведь образ далеко не самый сложный в пьесе «На дне».

Пьеса была создана накануне первой русской революции.

Идейно-художественный эффект пьесы заключался прежде всего в своеобразной, отнюдь не прямолинейной и потому особенно действенной критике изжившего себя социального устройства. Но к этому основному пафосу присоединялся и пафос революционной народной самокритики, который нельзя игнорировать при оценке пьесы, да и всего творчества Горького.

Писатель обнажил противоестественность и бесчеловечность социальных отношений, делающих неизбежным возникновение «дна». В то же время он выявил в концентрированной, заостренной почти до гротеска форме и те слабости и иллюзии, пассивность и безволие, а также равнодушие, холодный скептицизм невежества, которые еще были свойственны какой-то части народа и мешали ему выйти на простор самостоятельного исторического деяния. Но едва ли не самое замечательное в пьесе Горького - это луч надежды и бодрости, сперва приглушенный, почти незаметный, а потом все более упрямо и ярко пробивающийся сквозь мрак изображенного подвального бытия...

Выше мы сказали о критическом пафосе горьковской пьесы. Социальная критика основана здесь на очень своеобразном, как будто бы не типичном жизненном материале, но от этого она не становится менее убедительной и едкой, скорее наоборот.

Перед нами не просто трущобная экзотика. Дом Костылевых с его хозяевами и его подвальными жителями - своеобразная социальная структура, отражающая чрезвычайно выразительно, наглядно, без всяких прикрас и мистических покровов, структуру всего общества, основанного на частной собственности. Это своего рода чертеж, разрез старого мира: вся «механика» буржуазного общества выступает в обнаженном виде.

И прежде всего писатель с беспощадной рельефностью показывает бесправие низов, попрание их человеческого достоинства. Атмосфера униженности человека остро ощущается уже в первых сценах - в издевательских, хотя и сладеньких, будто смазанных лампадным маслом тирадах Костылева, христиански возлюбившего «несчастную, никудышную, пропащую» братию, то есть жильцов своих, и думающего, как бы «накинуть» на них «полтинничек»; в резких, отрывистых, властных репликах его супруги, угрожающей выгнать вон всех обитателей костылевской трущобы...

Даже неумный, нелепый полицейский Медведев считает себя вправе разговаривать с обитателями ночлежки «строго». А глупость Медведева невольно обнажает «принципы», которыми руководствуются власти в своем отношении к простому народу: «Теперь запрещено жен бить... теперь во всем - строгость и закон-порядок! Никого нельзя зря бить... бьют.- для порядку...»

Отголоски морали социальных верхов, отголоски их отношения к низам принесены в ночлежку и опустившимся дворянином, которого тут с добродушной иронией прозвали Бароном. У Барона все в прошлом, но иногда прошлое вдруг всколыхнется в нем, и он начинает разговаривать надменно и презрительно: «Ты кто, кикимора?» - обращается он к Луке.

Об изжитости, несостоятельности господствующего социального порядка красноречиво говорит и самый факт существования «дна». Горький вовсе не снимал личной ответственности с обитателей ночлежки за свою судьбу, но не видеть их горестной зависимости от социальных условий, от царящего неравенства, от пренебрежения хозяев к человеческому достоинству рабов могли только люди, совсем уж ослепленные буржуазным эгоизмом и мыслящие на уровне охранника Митрофанова из романа «Жизнь Клима Самгина», - Митрофанов считал, что в пьесе «На дне» показаны «заслуженно несчастные люди». Между тем вся логика пьесы возбуждала вопрос: а почему же все-таки общество не нашло применения этим людям, среди которых, несомненно, есть и одаренные (например, Сатин)? И какой честный и разумный человек решился бы назвать «заслуженно несчастными» умирающую Анну или славную девушку Наташу!

Замечательная особенность Горького-художника состояла в том, что он с самых первых шагов воспринимал народ не только как страдающий и бедствующий. Войдя в литературу на волне революционных настроений и духовных исканий рабочего класса и впитывая энергию этого класса, его весеннюю бодрость, его исторический оптимизм. Горький изображал народ - прежде всего! - размышляющим, философствующим, как бы заново оглядывающимся на мир, который ему предстояло переделать.

В пьесе «На дне» изображены представители той части народа, которая оказалась сломлена жизнью или была далека от идей революционной активности. Но вот что знаменательно: и здесь, в костылевском зловещем подвале, духовная жизнь не замерла, эпоха ворвалась и сюда - и заставила людей думать, спорить, мечтать. Здесь возникают свои концепции жизни, иногда проникнутые грустью и отчаянием, иногда - надеждой, нередко скепсисом, анархизмом и т. п.

Главные философы ночлежки Сатин и Бубнов. Философия Сатина - веселый цинизм, восприятие Жизни как игры. Философия Бубнова - цинизм тяжелый, спокойный, самоуверенный, восприятие жизни как чего-то на веки вечные определившегося, достаточно скучного и, лишенного красоты и глубокого смысла.

Системы того и другого, излагаемые обоими не только в решительной форме, но и с известным блеском, обладают некоторым сходством. Но Сатин гораздо сложнее Бубнова. Сатин - человек с причудами и неожиданностями, мысль его способна вырваться из антигуманистических рамок. Впрочем, и Бубнову знакомы некие порывы - порывы широкой, поверхностной, неразборчивой, пьяной доброты.

Пьеса Горького "На Дне" написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на "дно жизни", с другой - он старается подробно изучить эту проблему и, возможно, найти её решение. В драме разворачиваются два конфликта. Первый, социальный - между хозяевами ночлежки и босяками, другой - философский, затрагивающий основные вопросы бытия разворачивается между обитателями ночлежки. Он-то и является основным.

Человек -- вот правда! Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе "На дне" Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды "бывших людей", обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво. Драма "На дне" ставит и решает философские вопросы: что есть правда? Нужна ли она людям? Можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни?

Выброшенные из активной жизни, обитатели "дна" между тем не отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь "всплыть" на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир "настоящих людей". Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода "со дна" нет -- это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. максим горький на дне

Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них. Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел.Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: "Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо!". Сатин убежден в следующем - необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. " Всё в человеке, все для человека". "Существует только Человек, все остальное - дело его рук, его мозга". "Человек! Это звучит гордо!".

Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. "Есть ложь утешительная, ложь примиряющая..." Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло?

Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы "На дне" Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему.

В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил "вторую жизнь", стал почти положительным героем. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало.

Пьеса "На дне" относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям.

Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться под них.