Что понималось под материей в древней философии. Античная философия. Цель данной работы - исследование античных представлений о неживой природе

1. Философские школы Древней Греции.

2. Сократ.

3. Платон.

4. Аристотель.

5. Философия киников и стоиков.

1. Возникновение, становление и развитие философских учений представляет собой противоречивый, но в целом поступательный процесс, в котором было немало опережающих свое время гениальных идей и стремительных спадов. Порой движение вперед в одном отношении сопровождалось поворотом назад в другом, что порождало самые различные, порой противоречивые философские учения. К примеру, объединить многочисленные древнегреческие школы и направления, существовавшие до Сократа, позволяет их единая натурфилософская направленность, особый интерес к происхождению мира и его целостной сущности.

Философия античности наивысшего расцвета достигла в Древней Греции и Риме. В отличие от мифологии, античная философия не ограничивается при столкновении с грозными и непонятными явлениями отсылкой к богам, она ищет доступные познанию причины этих явлений, истинные первоосновы мира.

К наиболее известным философским школам Древней Греции относятся:

Милетская (ионийская) – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит;

Пифагорейская – Пифагор и его ученики;

Школа Гераклита Эфесского;

Элейская – Парменид, Зенон;

Атомисты – Левкипп, Демокрит;

Софисты – Протагор, Продик, Гиппий, Горгий и другие.

Философы большинства этих школ выступали с материалистических позиций. Например, основатель милетской школы Фалес первоначалом всего сущего считал воду, Анаксимандр – «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию; Левкипп и Демокрит – атомы, Гераклит – огонь.

По мнению Гераклита (конец VI – начало V вв. до н.э.), мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, вмеру воспламеняющимся и вмеру угасающим. Такую закономерность он определил как логос. Одновременно утверждал, что все в этом мире состоит из противоположностей, все происходит через борьбу, затем все изменяется, движется. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил он, «поскольку каждый раз тебя окружают новые волны, новая стихия». Гераклит из Эфеса вывел закон диалектики, считал, что движущей силой всех процессов является борьба. Диалектика Гераклита – концепция непрерывного изменения. Он особое внимание уделял на причины изменения и развития, на проблемы повторяемости и круговорота. Философия Гераклита пытается раскрыть идеи единства и борьбы противоположностей, совпадения абсолютного и относительного. Но у него остаются в тени проблемы поступательности развития, скачкообразности процесса развития вещей и явлений, перехода одного качества в другое, в свою противоположность.


Гераклит считал, что мудрость есть познание разума, логоса, быть мудрым – значит склониться перед этим разумом, подчиниться ему. Человек, познав этот мир, становится мудрым, подчиняясь законам разума, приобретает душевное спокойствие

Пифагор и его последователи (конец VI – начало V вв. до н.э.) первопричиной всего считали число, принимая единицу за мельчайшую частицу всего. Они выступали за познание мира через число, считая число промежуточным в познании между чувственным и идеалистическим сознанием.

Крупными представителями элейской школы были Парменид (конец VII – начало VI вв. до н.э.) и Зенон (490 – 430 до н.э.), которые возглавили следующий этап на пути рационализации философского знания. Основная категория их учения – «бытие». Парменид утверждал, что бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать. Он сущее раскрывает при помощи мышления и установления истины, тогда как чувственное восприятие есть только мнение. Парменид считал, что Вселенная не имеет недостатков, как и сущее в его цельности: сущее не может быть «ни чуточку больше, ни чуточку меньше».

Зенон Элейский – видный философ, талантливый ученик и последователь Парменида, высоко ценил умственные способности человека и всю жизнь вел борьбу за истину и справедливость. Он развивал логику как диалектику. Известны апории Зенона, которые вызывают интерес и сегодня. В апории «Ахиллес» Зенон утверждает, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, так как для того, чтобы пройти определенный путь, надо сначала пройти его половину, а чтобы ее пройти, надо пройти четверть пути, далее – одну восьмую пути и так до бесконечности. Пока Ахиллес пройдет определенную часть пути, черепаха тоже преодолевает часть пути, которую тоже нужно пройти Ахиллесу. Математики утверждают, что в континууме между двумя точками всегда имеется третья точка, что утруждает попадание в соседнюю точку. Если движение невозможно, то быстроногий Ахиллес не сможет догнать черепаху.

Философы элейской школы поставили проблему соотношения единого и множественного, непрерывного и прерывного, движения и покоя, бытия и небытия. Особенно апории Зенона обнажают проблему возникновения движения из неподвижности.

В гносеологии представители элейской школы главную роль отводили мышлению. Бытие они понимали как непрерывное, неизмененное, нераздельное, присущее каждому элементу действительности. Единое бытие исключает любую множественность вещей в их движении.

Левкипп (V в. до н.э.) и Демокрит (460-370 до н.э.) считали, что мир как единое целое состоит из бесчисленного множества мельчайших частиц – атомов, движущихся в пустоте. Атомы, по мнению Демокрита, неделимы, постоянно находятся в движении, и душа человека состоит из тончайших, круглых, подвижных атомов.

Философы – атомисты открывали новые методы разрешения философских проблем: с чем бы мы ни имели дело – с теорией, с общественным явлением, - всегда есть элементарное: атом – в химии, материальная точка – в механике, человек – в обществе, понятие – в познании и т.д. Элементарное является как неизменное.

Рассматривая Вселенную, атомисты утверждали, что существуют космические вихри, порождающие множество миров. Пустота так же реальна, как и атомы, является необходимым условием их движения. Атомы по форме различны, движутся они в пустоте благодаря их соединению и разъединению, поэтому вещи и миры возникают, развиваются и приходят к гибели. Все происходит согласно необходимости, случайности нет.

2. Особое направление имела школа софистов – своей ориентацией на человека, на социальные вопросы, практические действия. Софисты – просветители древнегреческого общества – уделяли достаточно внимания проблемам языка, логики, красноречию. Интерес софистов к человеку символично выразил Протагор: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Протагор подчеркивает относительность всего существующего, в том числе и относительность истины в наших знаниях.

Среди философов этой эпохи особое место занимал Сократ (469 – 399 до н.э.). Выдающийся философ, педагог, полемист, мудрец, он применял майевтику – искусство определять понятия с помощью наводящих вопросов. Благодаря логическим приемам и искусно задаваемым вопросам, он подводил собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократовский метод спора заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях учеников и приведения их к истине. Его философское кредо: «Познай самого себя». В споре Сократ был неподражаем, причем он скромно отмечал: «Я знаю, что я ничего не знаю», призывая и своих учеников к смелому поиску истины посредством самопознания.

Философия Сократа основана на нравственности. Нравственное можно познать и усвоить, а отсюда, по мнению философа, каждый человек должен жить в соответствии с этими знаниями. Он пытался внушить своим ученикам понятия об истинно нравственном. Его философия содержит иронию в виде спора, диалога и майевтики, т.е. рождения мысли. Первостепенное значение он уделял человеку, который является существом познающим, разумным, имеющим душу. А душа человека – это способность осознавать, проявлять активную мыслительную деятельность, быть совестливым и моральным. Он готовил своих учеников к добродетели, чтобы они знали и проявляли во всем мудрость, справедливость, умеренность. Только тогда каждый может достичь гармонии души, стать свободным, в чем и состоит счастье человека.

Сократ вел свои философские беседы на площадях, рынках в форме диалога. Письменных работ не оставил, но о нем нам известно из сочинений Платона и Ксенофонта. Сократ в своих спорах критиковал все формы политического правления: тиранию, монархию, аристократию, плутократию, демократию, если власти проявляли несправедливость к народу. Но основными темами его бесед были такие, которые актуальны и сейчас: добро и зло, честность и добродетель.

Официальные власти не захотели понять философа, его приняли за обычного софиста, подрывающего устои общества, сбивающего с толку молодежь и не уважающего богов. В 399 г. до н.э. он был приговорен к смерти, принял чащу с ядом. Смерть Сократа – общечеловеческая трагедия, когда убита правда, и убит праведник за решимость исполнить нравственный долг до конца.

3. Крупнейшим философом Древней Греции, учеником Сократа, основателем собственной школы – Академии, основоположником объективного идеализма был Платон (427 – 347 до н.э.). Великий мыслитель оставил после себя ряд фундаментальных работ: «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство его работ написано в форме диалога. По Платону, мир по природе своей двойственен: в нем есть видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельный конь может состариться, умрет, а идея коня – вечна. Причем, идеи трактовались им как некие вечные божественные сущности. В этом отношении основными положениями его учения являются следующие:

Все материальные вещи и предметы изменчивы, они возникают, развиваются, прекращают свое существование;

Окружающий нас мир временен, непостоянен;

Идеи вечны, реально существуют, постоянны. Весь мир – отображение чистых идей.

В гносеологии Платон исходит из идеалистической картины мира: если материальный мир является лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны быть «чистые идеи». «Чистые идеи» невозможно познавать чувственно (чувственное познание дает только мнение), а можно лишь разумом, причем высшей духовной деятельностью могут заниматься только интеллектуалы, философы (люди образованные, подготовленные). Платон подробно рассматривал диалектику единого и множественного, движения и покоя. Он же предположил целую систему философских категорий: сущее, движение, покой, тождество, различие.

В философии Платона много внимания уделено происхождению общества и государства. Им было выделено семь типов государства: шесть типов существующих и один тип идеального – «государства будущего». Согласно его учению в идеальном «государстве будущего» философы управляют государством, познают мир и учат других. Воины занимаются физическими упражнениями, поддерживают порядок и в необходимых случаях участвуют в военных действиях. А работники (крестьяне и ремесленники) занимаются физическим трудом, создают материальные блага. Идеальное государство должно заботиться о воспитании в гражданах благочестия, поддерживать религию.

Принципами устройства идеального государства являются фундаментальные античные ценности: мудрость, мужество, умеренность. Их гармоничное единство позволяет достичь блага государства – справедливости. Лучшими формами государственной власти Платон считал аристократическую республику и аристократическую монархию, к худшим формам государственного устройства он относил тимократию, олигархию, демографию, тиранию.

Вся философия Платона затрагивает этические проблемы: высшее благо и жизнь человека, добродетель и счастье, прекрасное и полезное, доброе и приятное. По мнению философа, высшее благо (а идея блага превыше всего) пребывает вне мира. Поэтому и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Если душа свое начало получила в высшем мире, то человек всю свою жизнь стремиться к возвышенному, хотя в земной плоти человеческая душа встречается и со злом, падшим, нечистым.

Академия Платона – религиозно-философская школа (387 до н.э.-529 н.э.) – просуществовала около 1000 лет. Известными воспитанниками этой Академии были: Аристотель, Ксенокрит, Клитомах Карфагенский, Филон (учитель Цицерона). Платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

4. Вершиной философской мысли Древней Греции является философское учение Аристотеля (384-322 до н.э.), ученика Платона, воспитателя Александра Македонского. Ученый- энциклопедист, он основал собственную философскую школу-лицей, оставил фундаментальные труды: «Органон», «Физика», «Механика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Поэтика» и др. Свои философские взгляды Аристотель начал разрабатывать в противоположность идеализму Платона (ему приписывается изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!»). Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой, неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, но материя, по мнению философа, инертна. Она содержит возможность возникновения многих вещей. Но чтобы эта возможность превратилась в действительность, материи нужно придать соответствующую форму. Форма и материя, по мнению Аристотеля, неразрывно связаны между собой. Мир представляет собой множество форм, тесно связанных между собой. А высшим двигателем мира и создания форм является Бог. При этом в философии Аристотеля особую роль играл принцип развития сущего, органически связанный с категориями пространства и времени. Основными категориями он считал «сущность» или «субстанция», «состояние», «отношение», «возможность» и «действительность». По его мнению, Бог есть чистая форма и первая сущность. А душа человека вечна, бессмертна, она представляет собой отражение актуальной действительности всемирного Разума. Память, эмоции, по мнению философа, являются «частями» души. Человек в процессе познания отталкивается от ощущений к общему восприятию, от восприятия - представлению; от мнения, освоив понятия, человеческая мысль идет к знанию, разуму. Научное знание только с помощью ощущений приобрести невозможно. Формами научного знания являются понятия, суждения, умозаключения. Он разработал классификацию форм и методов рационального мышления.

По мнению Аристотеля, носителем сознания является душа, которая осуществляет контроль над функциями организма. Он считал, что человек является одним из видов высокоорганизованных животных, но отличается от них наличием мышления и разума, имеет склонность жить в коллективе. Человек – «общественное животное», в сферу жизни которого входят семья, общество и государство. Счастье человека в добродетели, т.е. в сочетании щедрости и умеренности.

Особый интерес вызвали у Аристотеля проблемы возникновения различных социальных групп в обществе. Философ выделил такие группы: зажиточные, бедные и средние. Зажиточные всю жизнь стремятся к наживу, при этом они нарушают традиции закона общества. Богатые стремятся к власти, высокомерны и надменны. Симпатия Аристотеля на стороне среднего слоя, где в основном труженики, стремящиеся к совершенству. Он выделял также типы государств: монархия, тирания, аристократия, олигархия, полития, демократия. В основе всех социально-политических событий лежит имущественное неравенство. Отношения между богатыми и бедными – это не просто разные отношения, а противоположности, противоречия, причем непримиримые. Наилучшим государством Аристотель считал такое государство, где средний социальный слой составляет большую часть населения, чем богатые и бедные вместе. Если нищих и бедных в государстве слишком много, то это может привести к социальным взрывам. Ни один государственный деятель, по мнению Аристотеля, не должен ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен разумно управлять людьми, заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи.

5. Киники – философская школа древней Греции, которая обосновывала идею свободы вне общества. Основателем этого направления является Антисфен (450–360 до н.э.), а его последователем был Диоген Синопский (400-325 до н.э.). Антисфен чаще общался с простыми людьми, проповедовал умеренность во всем. Его философское учение было близко к идеям Сократа, т.е. человек должен иметь самообладание, быть скромным в еде и одежде, быть ближе к природе. Киники утверждали, что не должно быть ни правителей, ни богатства, ни брака, осуждали рабство, презирали роскошь и стремление к наслаждению.

Философия киников отражала глубокий кризис греческого общества, ее поддержали толпы нищих и те, кто не нашел в жизни достойного места.

Философские учения стоиков, основанных Зеноном Китийским (не Зенон Энейский, автор «апорий» - парадоксов!), стали ответом на распространение идей киников. Основная идея стоиков – освобождение человека от влияния внешнего мира путем постоянного самосовершенствования, восприятия лучших достижений культуры, мудрости. Идеалом стоиков является мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своим глубоким знаниям, добродетели, самодостаточности.

Стоики проповедовали, что собственно философское начало коренится в самом человеке. Представителями поздней стои (I в. до н.э.–III в. н.э.) были Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, чьи произведения дошли до нас. Сенека (4 до н.э.– 65 н.э.) – великий мыслитель, писатель, государственный деятель утверждал, что свободный человек вынослив, стойко переносит все жизненные невзгоды, не сопротивляется злу, не возмутим и спокоен, а философию принимал как практическое руководство в управлении государством.

В античной философии были и такие идейные течения, как скептицизм эпикуреизм. Скептицизм – философское существование какого-либо надежного критерия истины. Эпикуреизм – учение древнегреческого философа – материалиста Эпикура (341 – 270 до н.э.), просветителя древности; его этическое учение основано на разумном стремлении человека к счастью.

Марк Аврелий (121 – 180 н.э.) – римский император, философ, в своем труде «Наедине с собой» хвалит ту власть, которая уважительно относится к людям труда, представляет равные права и свободу слова. В период его правления Римской империей было значительно улучшено положение женщин и рабов. Особое внимание уделялось ораторскому мастерству, были тонкими знатоками филологии, диалектика понималась в тесной связи с риторикой. Именно стоики окончательно разграничили философию на логику, физику, этику, хотя об этом писал еще Аристотель. Стоики признавали добродетель высшим благом, а порок - единственным злом, призывали к жизни в гармонии с природой и Вселенским Разумом. Во времена Римской империи философские идеи стоиков превратились в государственную идеологию.

Античная философия имеет ряд особенностей: во-первых, расцвет философии был связан с экономическим подъемом греческих полисов; во-вторых, философы были независимы от производства и физического труда, они действительно являлись «мозгом» греческого общества и претендовали на духовное руководство обществом; в-третьих, философы допускали существование богов, которые были близки к человеку, а человека признавали частью общества.

Античная философия, представители которой разрабатывали самые разные учения, явилась основой европейской философии. Главной идеей являлся космоцентризм (преклонение перед Космосом, интерес к проблемам происхождения материального мира). Именно в античной философии были заложены два направления – идеалистическое (линия Платона) и материалистическое (линия Демокрита).

Материя

В античной философии под материей понималось первовещество, из которого возникают и во что превращаются все вещи (лат. - вещество, материал). Таким началом считал ее считал воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь. Анаксимандр пришел к выводу, что первоначалом не может быть одна из существующих «стихий» или их сочетания; им является гипотетическое неопределенное вещество - апейрон. Другой древнегреческий философ - Анаксагор полагал, что бытие состоит из бесконечно разнообразных вечных и неизменных «семян вещей» - гомеомерий. В учении античных атомистов все существующее состоит из мельчайших неделимых частичек - атомов и пустоты. Эта гипотеза, предвосхитившая естественно-научное представление о строении материи, объясняла бесконечное многообразие мира из единого материального начала, лежащего в основе материального и духовного мира (душа, по Демокриту, также состоит из атомов).

Атомистическая картина мира, сформировавшаяся еще в IV в. до н.э. и просуществовавшая до конца XIX в., основывалась на понимании материи как вещества, строительным материалом которого являются атомы, наделенного вечными неизменными свойствами: протяженностью, непроницаемостью, постоянством массы, тяжестью, перемещением и др. Это понимание материи послужило основой для формирования ряда научных теорий и открытия законов природы, в том числе молекулярно-кинетической теории теплоты, закона всемирного тяготения, основных законов динамики, закона сохранения вещества, периодической системы элементов.

Но на рубеже XIX- XX вв. в понимании материи был совершен переворот, вызванный рядом научных открытий.

В 1869 г. были открыты катодные лучи, которые стали рассматриваться как поток отрицательно заряженных частиц почти в 2000 раз легче атома водорода. В результате была выдвинута гипотеза о существовании атома электричества - электрона. В 1897 г. электрон был открыт. Он был обнаружен не только в катодных лучах, но также в тепловых и световых излучениях, в химических процессах.

Исследование электрона показало, что его масса не является постоянной, она зависит от скорости его движения. Физики были вынуждены пересмотреть механическое понятие массы и заменить его понятием электромагнитной массы. Рухнуло представление об одном «неизменном» свойстве материи - постоянстве массы. Электрон стал рассматриваться не как материальная частица, а как энергия (сгусток электричества). Исследование катодных лучей привело к открытию К. Рентгеном лучей X, названных затем его именем. Эти лучи, воспринимаемые глазом, обладают свойством проникать через прозрачные тела и действовать на фотографическую пластинку. В 1896 г. А.А. Беккерель также открыл лучи, проникающие через непрозрачные предметы. Эти лучи самопроизвольно испускались некоторыми веществами. Открытие этого явления, впоследствии названного радиоактивностью, имело исключительно важное значение. Через некоторое время супруги Мария и Клод Кюри открывают радий - одно из замечательных радиоактивных веществ. Эти открытия подорвали представление о другом неизменном свойстве материи - непроницаемости. Кроме того, в свойстве радиоактивности - постоянно испускать энергию - некоторые физики увидели крушение принципа хранения материи: материя превращается в энергию. Были сделаны и другие открытия.

Этот, по словам французского физика Пуанкаре, «всеобщий разгром принципов» привел к тому, что многие ученые пришли отрицанию материи (материя исчезла, осталась только энергия), к признанию энергии единственной основой мира, его субстанцией. В начале XX в. в книге «Энергия и ее превращения» немецкий физик и химик В. Оствальд писал: «...Мы можем приять энергию за совершенный аналог весомой материи и имеем право назвать ее субстанцией».

Эта точка зрения была поддержана и в более позднее время рядом крупных физиков. В книге «Философские проблемы атомной физики» (1953) один из создателей квантовой механики Гейзенберг писал: «Мы теперь знаем то, что надеялись найти еще древние греки, а именно, что действительно существует только одна субстанция, из которой и состоит все существующее. Если давать этой субстанции наименование, то ее можно назвать не иначе, как «энергия».

Материя как субстанция: античные представления

Одними из первых проблему материи поставили древние греки. Как у многих народов, впервые освоивших металлургию и таким образом получивших первые наглядные представления о фазовых состояниях вещества, здесь возникает идея четырех основных состояний материи – твердого, жидкого, газообразного, огневого (земля, вода, воздух, огонь) и впервые ставится проблема, из чего все вещи состоят , из чего, как из первого, возникают и во что, как в последнее, они уничтожаются. Постановку этой проблемы традиционно приписывают Фалесу (первая половина VI в. до н. э.). Фалес считал, что началом вещей, их субстанцией (то, из чего возникают все вещи и во что они в конечном счете превращаются) является вода. По мнению Анаксимен, субстанцией мира является воздух. Все возникает из воздуха через ᴇᴦο разряжение и сгущение. Разряжаясь, воздух становится огнем, а сгущаясь – ветром, облаками, водой, землей, камнем.

Демокрит считал, что бытие – это атомы, движущиеся в пустоте. Атом – неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, невоспринимаемая чувствами (вследствие своей малой величины), самостоятельная частица вещества. Атомы никогда не возникают и не погибают, но бывают разной формы – шарообразные, угловатые, крючкообразные, вогнутые, выпуклые и т.д. В процессе движения в пустоте атомы сталкиваются друг с другом, сцепляются и разъединяются. Так возникновение и уничтожение вещей. Свойства вещей зависят от формы, величины, взаимного расположения составляющих их атомов.

Таким образом, в античности возник вопрос о единстве или множественности субстанций . Проблема состоит в том, приписать ли бытие некой единои̌ базе всего существующего, тому, что, изменяясь чувственном уровне, остается неизменным на сущностном уровне, либо описывать материю через качества, характеризующие сами вещи. В соответствии с этим вопрос о материи принимает характер споров о монизме первоначал (ʼʼводаʼʼ Фалеса, ʼʼвоздухʼʼ Анаксимена) или их плюрализме (атомы Демокрита).

Первое порождало трудноразрешимую проблему умножения сущего (если все – только вода, то как воду превратить в огонь), второе – влекло за собой беспредел размножения сущностей (если атомов столько, сколько у вещи качеств, то какой смысл в атомах).

Для нас сейчас не важно, как конкретно решили в античности, что есть субстанция. Важен сам факт постановки проблемы единства мира.

Следует заметить, что представления античных философов о материи в целом носят довольно наивный характер.
Размещено на реф.рф
Навыки абстрактного мышления ещё только складываются в ту эпоху˸ теоретическое мышление основывалось на базе очевидности обыденного опыта. Поэтому мышлению первых философов присуща метафоричность, стремление оперировать готовым набором устойчивых образов и преставлении.

Материя как субстанция: античные представления - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Материя как субстанция: античные представления" 2015, 2017-2018.

Термин «античный » (лат. – «древний») употребляется для обозначения истории, культуры, философии Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия возникла в Древней Греции в середине I тысячелетия до н.э. (VII – Vi вв. до н.э.).

В развитии античной философии можно выделить несколько этапов:

1)становление древнегреческой философии (натурфилософский, или досократовский этап) В центре внимания философии данного периода проблемы природы, космоса в целом;

2)классическая греческая философия (учения Сократа, Платона, Аристотеля) – Главное внимание здесь уделяется проблеме человека, его познавательных возможностей;

3)философия эпохи эллинизма – В центре внимания мыслителей этические и социально-политические проблемы.

Ранняя античная философия.

Первой философской школой в европейской цивилизации стала Милетская школа (VI в. до н.э., г. Милет). В центре их внимания вопрос о первооснове бытия, которую они видели в различных видах вещества.

Наиболее яркий представитель Милетской школы – Фалес. Он считал, что первоначалом бытия является вода : все сущее происходит из воды путем ее затвердевания или испарения и в воду возвращается. Согласно рассуждениям Фалеса, все живое происходит из семени, а семя влажное; кроме того, живое без воды погибает. Человек, по Фалесу, тоже состоит из воды. По мнению Фалеса, все в мире, даже неживые предметы, имеет душу. Душа – источник движения. Божественная сила приводит воду в движение, т.е. вселяет в мир душу. Бог в его представлении – «ум космоса», это то, что не имеет ни начала, ни конца.

Анаксимандр , последователь Фалеса. Он считал, что в основе мира лежит особая субстанция – единая, бесконечная, вечная, неизменная – апейрон . Апейрон является источником, из которого все возникает, и в него же все возвращается после гибели. Апейрон не поддается чувственному восприятию, поэтому, в отличие от Фалеса, который считал, что знание о мире должно сводиться только к чувственному познанию, Анаксимандр утверждал, что знание должно выходить за рамки непосредственного наблюдения, нуждается в рациональном объяснении мира. Все изменения в мире, по мнению Анаксимандра, происходят из борьбы теплого и холодного, примером чему является смена времен года (первые наивно-диалектические представления).

Анаксимен . Первоосновой бытия он считал воздух . Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, превращается сначала в воду, потом в землю, камни. Все многообразие стихий он объясняет степенью сгущения воздуха. Воздух, по мнению Анаксимена, является источником и тела, и души, и всего Космоса, и даже боги сотворены из воздуха (а не, наоборот, воздух – богами).

Основная заслуга философов Милетской школы заключается в попытке дать целостную картину мира. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия в его создании сверхъестественных сил.

Вслед за Милетской школой в Др.Греции возникает ряд других философских центров. Один из наиболее значительных – школа пифагора (VI в. до н.э.). Именно Пифагор впервые употребил термин «философия». Философские взгляды Пифагора во многом обусловлены математическими представлениями. Он уделял большое значение числу , говорил, что число является сутью любой вещи (число без мира может существовать, а мир без числа - нет. Т.е. в понимании мира он выделял только одну сторону – его измеряемость числовым выражением. По мнению Пифагора, объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, т.к. они вечны. Таким образом, Пифагора можно назвать первым представителем философского идеализма .

Гераклит (сер. VI – нач. V вв. до н.э.). Первоосновой мира он считал огонь . По мнению Гераклита, мир находится в постоянном изменении, а из всех природных веществ наиболее изменчив огонь. Видоизменяясь, он переходит в различные вещества, которые путем последовательных превращений вновь становятся огнем. Следовательно, все в мире взаимосвязано, природа едина, но в то же время состоит из противоположностей. Борьба противоположностей как причина всех изменений – главный закон мироздания. Таким образом, в учении Гераклита получили развитие диалектические взгляды . Широко известны его высказывания: «все течет, все изменяется»; «нельзя войти в одну и ту же реку дважды».

Элейская (г.Элеи) – VI – V вв. до н.э. Ее основные представители: Ксенофан , Парменид , Зенон . Элеаты считаются родоначальниками рационализма. Они впервые стали анализировать мир человеческого мышления. Процесс познания они представляли как переход от чувств к разуму, но рассматривали эти ступени познания обособленно друг от друга, считали, что чувства не могут дать истинного знания, истина открывается лишь разуму.

4.Атомистический материализм Демокрита.

В V в. до н.э. возникает новая форма материализма – атомистический материализм , наиболее ярким представителем которого является Демокрит .

Согласно представлениям Демокрита, первоосновой мира является атом – мельчайшая неделимая частица вещества. Каждый атом объят пустотой. Атомы парят в пустоте, как пылинки в луче света. Сталкиваясь друг с другом, они меняют направление движения. Многообразные соединения атомов образуют вещи, тела. Душа, по мнению Демокрита, тоже состоит из атомов. Т.е. он не разделяет материальное и идеальное как полностью противоположные сущности.

Демокрит впервые сделал попытку рационального объяснения причинности в мире. Он утверждал, что все в мире имеет свою причину, случайных событий не бывает. Причинность он связывал с движением атомов, с изменениями в их движении и выявление причин происходящего считал главной целью познания.

Значение учения Демокрита:

Во-первых, в качестве первоосновы мира он выдвигает не конкретное вещество, а элементарную частицу – атом, что является шагом вперед в создании материальной картины мира;

Во-вторых, указав на то, что атомы находятся в вечном движении, Демокрит впервые рассмотрел движение как способ существования материи.

5.Классический период античной философии. Сократ.

В это время появляются платные учителя риторики – искусства красноречия. Они преподавали не только знания в области политики и права, но и общие мировоззренческие вопросы. Их называли софистами , т.е. мудрецами. Самый знаменитый из них – Протагор («Человек есть мера всех вещей»). В центре внимания софистов был человек и его познавательные возможности. Т.обр., софисты направили философскую мысль с проблем космоса, окружающего мира на проблему человека.

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) Он считал, что лучшая форма философствования – это живая беседа в форме диалога (письменность он называл мертвым знанием, говорил, что не любит книги потому, что им нельзя задавать вопросы).

В центре внимания Сократа – человек и его познавательные возможности. Познание мира, считает философ, невозможно без познания самого себя. Познать себя для Сократа означает осмыслить себя как существо общественное и нравственное, как личность. Первичным для Сократа является дух, сознание человека, а вторичным – природа. Главной задачей философии он считает познание человеческой души, а по отношению к материальному миру выступает агностиком. Главным средством постижения истины Сократ считает диалог. Сущность диалога он видит в том, чтобы, последовательно задавая вопросы, раскрывать противоречия в ответах собеседника, тем самым заставляя задуматься о природе спора. Истину он понимал как объективное, независимое от мнения людей знание. К философии Сократа восходит понятие «диалектика » как искусство диалога, ведения беседы.

6.Философия Платона.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Основное значение философии Платона заключается в том, что он является создателем системы объективного идеализма , суть которого состоит в том, что мир идей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей.

Платон говорит о существовании двух миров :

1) мир вещей – изменчивый, преходящий – воспринимается органами чувств;

2) мир идей – вечный, бесконечный и неизменный – постигается только умом.

Идеи – идеальный прообраз вещей, их совершенный образец. Вещи – лишь несовершенные копии идей. Материальный мир создается Творцом (Демиургом) по идеальным образцам (идеям). Этим Демиургом является разум, творческий ум, а исходный материал для создания мира вещей – материя. (Демиург не творит ни материю, ни идеи, он только оформляет материю по идеальным образам). Мир идей, по Платону, это иерархически организованная система. На вершине =- самая общая идея – Благо , которая проявляется в прекрасном и истинном. Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, которые он «припоминает» в процессе своего развития. При этом чувственный опыт является лишь толчком к воспоминанию, а основным средством воспоминания является диалог, беседа.

Важное место в философии Платона занимает проблема человека. Человек, по Платону, - единство души и тела, которые в то же время противоположны. Основу человека составляет его душа, которая бессмертна и возвращается в мир много раз. Смертное тело – только тюрьма для души, оно источник страданий, причина всех зол; душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих страстей.

Платон делит души людей на три разновидности в зависимости от того, какое начало в них преобладает: душа разумная (разум), воинственная (воля), страждущая (вожделение). Обладатели разумной души – мудрецы, философы. Их функция – познание истины, написание законов и управление государством. Душа воинственная принадлежит воинам, стражникам. Их функция – охранять государство и обеспечивать соблюдение законов. Третий тип души – страждущая – стремится к материальным, чувственным благам. Этой душой обладают крестьяне, торговцы, ремесленники, функция которых – обеспечение материальных потребностей людей. Таким образом, Платон предложил структуру идеального государства , где три сословия в зависимости от типа души выполняют присущие только им функции.

7.Учение Аристотеля.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Он отказывается от представления об отдельном существовании мира идей. По его мнению, первичной реальностью, которая ничем не определена, является природный, материальный мир. Однако материя пассивна, бесформенна и представляет собой только возможность вещи, материал для нее. Возможность (материя ) превращается в действительность (конкретную вещь ) под воздействием внутренней активной причины, которую Аристотель называет формой . Форма идеальна, т.е. идея вещи находится в ней самой. (Аристотель приводит пример с медным шаром, который есть единство материи – меди – и формы – шаровидности. Медь – это только возможность вещи, без формы не может быть реально существующей вещи). Форма не существует сама по себе, она оформляет материю и тогда становится сущностью реальной вещи. Формообразующим началом Аристотель считает Ум – активный, деятельный перводвигатель, который содержит в себе план мира. «Формой форм», по аристотелю, является Бог – это абстрактное понятие, понимаемое как причина мира, образец совершенства и гармонии.

По Аристотелю, любой живой организм состоит из тела (материя) и души (форма). Душа – это принцип единства организма, энергия его движения. Аристотель выделяет три вида души:

1) вегетативная (растительная), ее основные функции – рождение, питание, рост;

2) чувственная – ощущения и движение;

3) разумная – мышление, познание, выбор.

8. Философия эпохи эллинизма, ее основные направления.

Стоицизм. Стоики считали, что весь мир одушевлен. Материя пассивна и сотворена Богом. Истинное бестелесно и существует только в виде понятий (время, бесконечность и др.).Стоики развивали представление о всеобщей предопределенности . Жизнь – это цепь необходимых причин, ничего нельзя изменить.Счастье человека – в свободе от страстей, в спокойствии духа. Главные добродетели – умеренность, благоразумие, мужество и справедливость.

Скептицизм – Скептики говорили об относительности человеческого познания, о его зависимости от различных условий (*состояния органов чувств, влияния традиций и т.д.). Т.к. познать истину невозможно, следует воздерживаться от любых суждений. Принцип «воздержания от суждений » – основное положение скептицизма. Это поможет достичь невозмутимости (апатии) и безмятежности (атараксии) – двух наивысших ценностей.

Эпикуреизм . Основатель этого направления – Эпикур (341 – 271 гг. до н.э.) – развивал атомистическое учение Демокрита. По мнению Эпикура, космос состоит из неделимых частиц – атомов, которые движутся в пустом пространстве. Их движение непрерывно. У Эпикура нет идеи Бога-творца. Он считает, что, кроме материи, из которой все состоит, ничего нет. Он признает существование богов, но утверждает, что они не вмешиваются в дела мира. Для того чтобы чувствовать себя уверенно, надо изучать законы природы, а не обращаться к богам. Душа – «состоящее из тонких частиц тело, рассеянное по всему организму.».Душа не может быть бестелесной и после смерти человека рассеивается. Функция души – обеспечить человека чувствами.

Широкую известность получило этическое учение Эпикура, в основе которого лежит понятие «удовольствие». Счастье человека – в получении удовольствия, однако не всякое удовольствие – благо. «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо», - считал Эпикур. Смысл удовольствия не телесное удовлетворение, а наслаждение духа. Наивысшая форма блаженства – состояние душевного покоя. Эпикур стал основоположником социальной психологии.

Неоплатонизм. Неоплатонизм получил распространение в период, когда античный способ философствования уступал место философии, основанной на христианской догматике. Это последняя попытка решить задачу создания целостного философского учения в рамках дохристианской философии. В основе этого направления – идеи Платона. Его наиболее известный представитель – Плотин. В основе учения неоплатонизма – 4 категории:-Единое (Бог), -Ум; -Мировая Душа, Космос. Единое – вершина иерархии идей, это творческая сила, потенциал всех вещей. Приобретая форму, Единое превращается в Ум. Ум становится Душой, которая вносит в материю движение. Душа создает Космос как единство материального и духовного. Главное отличие от философии Платона заключается в том, что мир идей Платона – это неподвижный, безличный образец мира, а в неоплатонизме появляется активное мыслящее начало – Ум.

1. Понятие материи в античной философии

В начале греческой философии стоит дилемма «единого» и «многого». Мы знаем: нашим чувствам открывается многообразный, постоянно изменяющийся мир явлений. Тем не менее мы уверены, что должна существовать по меньшей мере возможность каким-то образом свести его к единому принципу. Пытаясь понять явления, мы замечаем, что всякое понимание начинается с восприятия их сходных черт и закономерных связей. Отдельные закономерности познаются затем как особые случаи того, что является общим для различных явлений и что может быть поэтому названо основополагающим принципом. Таким образом, всякое стремление понять изменчивое многообразие явлений с необходимостью приводит к поискам основополагающего принципа. Характерной особенностью древнегреческого мышления было то, что первые философы искали «материальную причину» всех вещей. На первый взгляд это представляется совершенно естественной отправной точкой для объяснения нашего материального мира. Но, идя но этому пути, мы сразу же сталкиваемся с дилеммой, а именно с необходимостью ответить на вопрос, следует ли отождествить материальную причину всего происходящего с одной из существующих форм материи, например с «водой» в философии Фалеса или «огнем» в учении Гераклита, или же надо принять такую «первосубстанцию», по отношению к которой всякая реальная материя представляет собой только преходящую форму. В античной философии были разработаны оба направления, но здесь мы не станем их подробно обсуждать.

Двигаясь далее, мы связываем основополагающий принцип, т. е. нашу надежду на простоту, лежащую в основе явлений, с некой «первосубстанцией». Тогда возникает вопрос, в чем заключается простота первосубстанции или что в ее свойствах позволяет охарактеризовать ее как простую. Ведь ее простоту нельзя усмотреть непосредственно в явлениях. Вода может превратиться в лед или помочь прорастанию цветов из земли. Но мельчайшие частицы воды одинаковые, по-видимому, во льду, в паре или цветах - вот что, наверное, и есть простое. Их поведение, может быть, подчиняется простым законам, поддающимся определенной формулировке.

Таким образом, если внимание направлено в первую очередь на материю, на материальную причину вещей, естественным следствием стремления к простоте оказывается понятие мельчайших частиц материи.

С другой стороны, понятие мельчайших частиц материи, подчиняющихся простым для понимания законам, сразу же приводит к известным трудностям, связанным с понятием бесконечности. Кусок вещества можно разделить на части, эти части можно разделить на еще более мелкие кусочки, которые в свою очередь расщепляются на еще более мелкие, и т. д. Однако нам уже довольно трудно представить себе процесс деления, идущий до бесконечности. Нам более естественно предположить, что существуют самые малые, далее уже неделимые частицы. Хотя, с другой стороны, мы не можем представить себе и того, чтобы дальнейшее деление этих мельчайших частиц было принципиально невозможно. Мы можем - по крайней мере мысленно - вообразить еще более мелкие частицы, представив, что при сильном уменьшении масштабов отношения остаются теми же. Наша способность воображения, видимо, сбивает нас с толку, когда мы стремимся представить процесс бесконечно продолжающегося деления. Греческая философия тоже осознала эту трудность и атомистическую гипотезу; представление о мельчайших, далее неделимых частицах можно считать первым и естественным выходом из подобных затруднений.

Основатели атомистического учения Левкипп и Демокрит попытались избежать этой трудности, допустив, что атом вечен и неразрушим, т. е. что он есть подлинно сущее. Все другие вещи существуют лишь постольку, поскольку они состоят из атомов. Принятая в философии Парменида антитеза «бытия» и «небытия» огрубляется здесь до антитезы «полного» и «пустого». Бытие не просто едино, оно может воспроизводиться до бесконечности. Бытие неразрушимо, поэтому и атом неразрушим. Пустота, пустое пространство между атомами обусловливает расположение и движение атомов, обусловливает и индивидуальные свойства атомов, тогда как чистое бытие, так сказать, по определению не может иметь иных свойств, кроме самого существования.

Данная часть учения Левкиппа и Демокрита составляет одновременно его силу и его слабость. С одной стороны, здесь дается прямое объяснение различных агрегатных состояний материи, таких, как лед, вода, пар, ибо атомы могут быть плотно упакованы и располагаться в определенном порядке, или находиться в состоянии неупорядоченного движения, или, наконец, рассеиваться в пространстве на достаточно далеких друг от друга расстояниях. Именно эта часть атомистической гипотезы оказалась впоследствии весьма продуктивной. С другой стороны, атом оказывается в конце концов всего лишь составной частью материи. Его свойства, положение и движение в пространстве делают его чем-то совершенно иным по сравнению с тем, что первоначально обозначалось понятием «бытие». Атомы могут даже иметь конечную протяженность, в результате чего теряет силу единственно убедительный аргумент в пользу их неделимости. Если атом обладает пространственными характеристиками, то почему, собственно, его нельзя разделить? Свойство неделимости оказывается тогда всего лишь физическим, а не фундаментальным свойством. В таком случае можно вновь поставить вопрос о структуре атома, рискуя при этом утратить ту самую простоту, которую мы надеялись обрести с помощью понятия мельчайших частиц материи. Создается впечатление, что атомистическая гипотеза - в ее первоначальной форме - еще недостаточно тонка, чтобы объяснить то, что в действительности стремились понять философы: простое начало в явлениях и материальных структурах.

Все же атомистическая гипотеза делает большой шаг в нужном направлении. Все многообразие различных явлений, множество наблюдаемых свойств материального мира можно свести к положению и движению атомов. Атомы не обладают такими свойствами, как запах или вкус. Эти свойства возникают как косвенные следствия положения и движения атомов. Положение и движение - понятия, как кажется, гораздо более простые, чем эмпирические качества вроде вкуса, запаха или цвета. Но остается неясным вопрос о том, чем же определяется положение и движение атомов. Греческие философы не пытались найти и сформулировать единый закон природы, и современное понятие такого закона не соответствует их образу мысли. Тем не менее они говорили о необходимости, причине и действии, некоторым образом, видимо, задумываясь все же над причинным описанием и детерминизмом.

Атомистическая гипотеза имела целью указать путь от «многого» к «единому», сформулировать основополагающий принцип, материальную причину, исходя из которой можно было бы понять все явления. В атомах можно было видеть материальную причину, но роль основополагающего принципа мог бы играть только общий закон, определяющий их положение и скорость. Вместе с тем, когда греческие философы говорили о закономерностях природы, они мысленно ориентировались на статичные формы, на геометрическую симметрию, а не на процессы, протекающие в пространстве и времени. Круговые орбиты планет, правильные геометрические тела казались им неизменными структурами мира. Новоевропейская идея о том, что положение и скорость атомов в данный момент времени могут быть однозначно, с помощью математически формулируемого закона определены, исходя из их положения и скорости в какой-то предшествующий момент времени, не соответствовала способу мышления античности, поскольку нуждалась в понятии времени, сложившемся лишь в гораздо более позднюю эпоху.

Когда Платон занялся проблемами, выдвинутыми Левкиппом и Демокритом, он заимствовал их представление о мельчайших частицах материи. Но он со всей определенностью противостоял тенденции атомистической философии считать атомы первоосновой сущего, единственным реально существующим материальным объектом. Платоновские атомы, по существу, не были материальными, они мыслились им как геометрические формы, как правильные тела в математическом смысле. В полном согласии с исходным принципом его идеалистической философии тела эти были для него своего рода идеями, лежащими в основе материальных структур и характеризующими физические свойства тех элементов, которым они соответствуют. Куб, например, согласно Платону, - мельчайшая частица земли как элементарной стихии и символизирует стабильность земли. Тетраэдр, с его острыми вершинами, изображает мельчайшие частицы огненной стихии. Икосаэдр, из правильные тел наиболее близкий к шару, представляет собой подвижную водную стихию. Таким образом, правильные тела могли служить символами определенных особенностей физических характеристик материи.

Но по сути дела, это были уже не атомы, не неделимые первичные единицы в смысле материалистической философии. Платон считал их составленными из треугольников, образующих поверхности соответствующих элементарных тел. Путем перестройки треугольников эти мельчайшие частицы могли поэтому превращаться друг в друга. Например, два атома воздуха и один атом огня могли составить один атом воды. Так Платону удалось обойти проблему бесконечной делимости материи; ведь треугольники, двумерные поверхности - уже не тела, не материя, и можно было поэтому считать, что материя не делится до бесконечности. Это значило, что понятие материи на нижнем пределе, т. е. в сфере наименьших измерений пространства, трансформируется в понятие математической формы. Эта форма имеет решающее значение для характеристики прежде всего мельчайших частиц материи, а затем и материи как таковой. В известном смысле она заменяет закон природы позднейшей физики, потому что, хотя явно и не указывает на временное течение событий, но характеризует тенденции материальных процессов. Можно, пожалуй, сказать, что основные тенденции поведения представлены тут геометрическими формами мельчайших единиц, а более тонкие детали этих тенденций нашли свое выражение в понятиях взаиморасположения и скорости этих единиц.

Все это довольно точно соответствует главным представлениям идеалистической философии Платона. Лежащая в основе явлений структура дана не в материальных объектах, каковыми были атомы Демокрита, а в форме, определяющей материальные объекты. Идеи фундаментальнее объектов. А поскольку мельчайшие части материи должны быть объектами, позволяющими понять простоту мира, приближающими нас к «единому», «единству» мира, идеи могут быть описаны математически, они попросту суть математические формы. Выражение «Бог - математик» связано именно с этим моментом платоновской философии, хотя в такой форме оно относится к более позднему периоду в истории философии.

Значение этого шага в философском мышлении вряд ли можно переоценить. Его можно считать бесспорным началом математического естествознания, и тем самым на него можно возложить также и ответственность за позднейшие технические применения, изменившие облик всего мира. Вместе с этим шагом впервые устанавливается и значение слова «понимание». Среди всех возможных форм понимания одна, а именно принятая в математике, избирается в качестве «подлинной» формы понимания. Хотя любой язык, любое искусство, любая поэзия несут с собой то или иное понимание, к истинному пониманию, говорит платоновская философия, можно прийти, только применяя точный, логически замкнутый язык, поддающийся настолько строгой формализации, что возникает возможность строгого доказательства как единственного пути к истинному пониманию. Легко вообразить, какое сильное впечатление произвела на греческую философию убедительность логических и математических аргументов. Она была просто подавлена силой этой убедительности но капитулировала она, пожалуй, слишком рано.

Из книги Хрестоматия по философии [Часть 2] автора Радугин А. А.

11.2. Понятие материи. Диалектико-материалистическая картина мироздания. Что же касается уничтожения и возникновения [материи], то в одном смысле она им подвержена, в другом нет. Рассматривая как то, в чем (заключена личность), она уничтожается сама по себе (так как

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

2. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Если софисты своей деятельностью заложили предпосылки классического этапа развития философии античности, то с именем Сократа связывают ее первые шаги.Сократ завершает натурфилософию и открывает первые страницы философии

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

7. Космоцентризм античной философии. Начала античной диалектики Античная философия - совокупность учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII в. до н. э. и древнеримском рабовладельческом обществе со II в. до н. э. вплоть до начала VI в.

Из книги История философии. Античная и средневековая философия автора Татаркевич Владислав

Из книги Античная и средневековая философия автора Татаркевич Владислав

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

Из книги Духовные упражнения и античная философия автора Адо Пьер

ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (IIV вв. н. э.)1. Философия на основе религии. В конце античного периода произошел переворот в мышлении: от земных забот оно обратилось к вечным проблемам. Люди, пресыщенные и разочарованные благами этого мира, стали в ином мире искать

Из книги Лекции по античной философии автора Мамардашвили Мераб Константинович

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (до V в. до н. э.)1. Для первого периода развития античной философии характерно, что это был период становления и развития. Сфера распространения философии была достаточно ограниченной. Этот период начался с очень скромных оснований, с

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

ВТОРОЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В V в. центр духовной жизни Греции переместился из колоний на территорию метрополии: Афины стали столицей греческой культуры. Это был золотой век культуры, век Перикла, время мира и богатства, расцвета цивилизации, искусства и науки, время

Из книги автора

ТРЕТИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 1. Эллинизм. Греческая культура, которая длительное время развивалась обособленно и независимо от чужеземных влияний, во времена Александра Великого столкнулась с чужой культурой и частично ее восприняла. Поэтому из эллинской культуры

Из книги автора

ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (IIV вв. н. э.)1. Философия на основе религии. В конце античного периода произошел переворот в мышлении: от земных забот оно обратилось к вечным проблемам. Люди, пресыщенные и разочарованные благами этого мира, стали в ином мире искать цель

Из книги автора

8. Понятие материи. Учение о космосе Анализ учения о бытии будет неполным, если не рассмотреть понятие материи, игравшее важную роль в представлениях Платона, Аристотеля и других философов.Впервые понятие материи (hyle) было введено Платоном, который хотел с его помощью

Из книги автора

1. Понятие материи В многовековой истории развития материалистического мировоззрения можно выделить два основных, хотя и взаимосвязанных, но все-таки достаточно четко различающихся между собой подхода к определению понятия материи. Один из них, получивший широкое

Из книги автора

Уроки античной философии

Из книги автора

Лекции по античной философии Истина давно обретена и соединила высокую общину духовных умов. Ее ищи себе усвоить, эту старую

Из книги автора

2. Интеллектуалистический характер античной философии и античной эстетики. а) Как мы хорошо знаем, античная мысль возникает на основе чисто телесных интуиций. Целесообразно действующие тела в рабовладельческой формации оформляются извне для получения целесообразного