Три ведьмы с одним глазом. Одноглазые герои. Зевс мечет молнию в Тифона

Которую 19 мая покажут и в Минске на фестивале кукол. Для Корняга «Сестры» - уже вторая работа с серьезным акцентом на мифологию. Почему в белорусском театре так много античности и нужно ли перечитывать мифы перед походом на спектакль? Спросили у режиссера.

«Интервью с ведьмами» - это сказки для взрослых, «Бетон» - визуальная поэзия. А «Сестры Грайи» ?

Трагедия тела. Это абсолютно визуальный спектакль, хотя «визуальной поэзией» я бы его не назвал, здесь немного другое. В Древней Греции существовал культ тела - то, чего у нас, по сути, вообще нет. У нас от этого открещиваются, эта тема табуирована. Меня интересовало совмещение пластического театра и театра объекта, хотелось больше наготы. Поэтому я выбрал такую форму сочетания театра кукол и тела.

Все, что мы знаем о премьерной постановке, - так это то, что в основе спектакля будут «мифы Древней Греции». Какие именно мифологические сюжеты вы использовали?

Спектакль начинается мифом о Гее и Уране, переходит в миф про Кроноса, Кронос - в Рею, Рея - в Зевса, потом появляются сестры Грайи, образ которых совмещен с образом Мойр. Следующий сюжет - Афина, ставшая Афиной-Палладой, потом Медуза Горгона, затем Даная и Персей, после опять возвращение к Медузе, к отношениям Зевса и Реи. Потом снова сестры Грайи.

В чем специфика образа самих сестер? Почему из всего калейдоскопа имен в название спектакля вы вынесли именно их?

Сестры Грайи - это три старухи, которые знают судьбу, у них один глаз на троих, и они передают его друг другу. Мойры - три богини судьбы, дочери Зевса, которых боятся даже боги. У меня возникло такое ощущение, что и сестры, и Мойры очень похожи, поэтому я совместил их образы. Мне не совсем понравилось, как звучит слово «Мойры», поэтому в названии остались сестры Грайи, но с полномочиями Мойр: одна прядет нить, вторая отмеряет, третья обрезает. Эта нить - линия жизни.

Когда мы только начали создавать постановку, меня очень привлек образ сестер Грай, мы стали его развивать, изучая мифы. И взяли из них то, что нам интересно показать, то, о чем любопытно говорить. Меня зацепило, что линию жизни режут люди с одним глазом, практически слепые. Это во многом объясняет, почему обращаться к богу с вопросами: «За что?» и «Почему?» - бессмысленно.

Вас не пугало, что вы работаете не с самыми известными представителями греческой мифологии?

Мне кажется, наоборот, с известными. Зевс, например.

Зевс - понятно, но есть же такие имена, которые по-хорошему нужно искать в «Википедии»…

Можно, конечно, вообще не знать, что происходит в спектакле: он наполнен метафорами, впечатлениями, эмоциями, визуальностью. Но если ты видишь, как девушка отдает мужчине камень, чтобы он его съел, и узнаешь в них Рею и пожирающего своих детей Кроноса, то спектакль становится ребусом.


Имеет ли смысл перечитывать мифы перед походом в театр?

Только не Николая Куна, а настоящие. Я начал изучать мифы в такой форме, как они звучали у греков, без цензуры. С помощью мифов греки пытались создать моральное поведение, объяснить, например, что такое инцест. У Куна этого нет - и это детская сказка, которая не имеет отношения к спектаклю. То же самое было, когда я ставил «Интервью с ведьмами» и брал сказки не адаптированные, а именно в том виде, в котором они были написаны - со всей жестокостью, со всей кровью, как в оригинале у братьев Гримм.

Какое общее настроение спектакля? Будет ли здесь черный юмор?

Главная эмоция - страх, и мне, наверное, это нравится. Юмор здесь есть, есть абсурд, есть нелепый юмор, но именно черного - не будет.

В «Бетоне» вы практически отказываетесь от слов на сцене, в «Интервью с ведьмами» куклы, можно сказать, становятся формальностью. В новом спектакле будут реплики и куклы?

Ни одного слова, никаких субтитров. А куклы будут. Вообще, это больше торсы, которые дополняют актеров - я делаю куклу из определенных частей тела. Сами актеры будут полностью белыми, как статуи. Здесь очень много женских персонажей, из мужских появляется только Зевс и Кронос. У Персея я заявил только руку, но, уверен, все поймут, что это он.

А если не поймут? Не боитесь остаться непонятым?

Мне скучно, потому что отовсюду одно и то же, и уже нет разницы, на какого режиссера ты идешь. Развели мизансцену - драма и драма, а какое отличие спектакля от кино? После «Бетона» ко мне подошла девушка со словами: «Вам надо быть проще, чтобы мы вас понимали». Есть другие театры - идите и понимайте. На «Бетон» некоторые ходят два раза, а то и больше, им интересно, их цепляет. То же - и с «Интервью с ведьмами».

Как работает этот спектакль, я пока вообще не понял. Я думаю, что найдутся люди, которые его поймут. Если нужно, перечитают мифы, вернутся, посмотрят еще раз и поймут.

Не могу не спросить о работе с пространством: как вы на этот раз будете с ним играть?

В «Бетоне» я увидел, что иногда кадрирование пространства дает мне больше информации: когда появляются только ноги, мой мозг додумывает, что там дальше. Когда я ехал в Молодечно, мне почему-то захотелось абсолютно обрезанного пространства. Я думал, что приеду в Молодечно и уменьшу театр, но приехал и понял, что, получается, я увеличил батлейку. (Смеется.) В основном, спектакль - про богов, и я поместил их в маленькое пространство, чтобы на контрастах была заметна их величина.

Будет ли у «Сестер» выход в современность?

Что такое выход в современность? Мобильных телефонов на сцене, понятно, не будет. Но здесь присутствует боль потери - наверное, в этом современность, потому что без потерь прожить нельзя.

В Минске сейчас можно посмотреть и , в Гомеле - , в Молодечно появились «Сестры Грайи» . Мода на античность - это новая театральная тенденция или так было всегда?

Было время, когда я понимал, что нужно ставить античную драматургию - еще когда учился в Москве, - потому что тогда никто ничего не ставил. А сейчас идет возвращение моды.

Я заразился мифами Древней Греции, работая над «Бетоном», хоть и не могу объяснить почему. Ты начинаешь копаться в теме, она тебя увлекает, ты понимаешь, что было бы интересно поработать еще с чем-то, но уже не в рамках этого спектакля - возможно, потом. После «Интервью с ведьмами» у меня было несколько идей, чтобы продолжить делать сказки для взрослых. Есть, например, проект «Сказки 18+», и, надеюсь, я его доделаю.

Правда, после «Сестер» мифы я больше трогать не буду. В перспективе у меня драматургия - Бабель в Одессе и, надеюсь, в Минске.





1. Кикимора.

Ведьма с очень забавным именем - Кикимора - это домашний дух, своего рода домовой, только женского пола. Ее присутствие можно распознать по мокрым следам ног на полу. Почему кикимору считают ведьмой, с которой лучше не иметь дела? На самом деле кикимора безобидна, но если ее не уважать, то она может перевернуть ваш дом верх дном: побить посуду, разбросать вещи. Поэтому, лучше уважайте эту ведьму.

2. Кирка, или Цирцея


Цирцея - один из знаменитых персонажей "Одиссеи" Гомера, была ведьмой, жившей на острове Ээя. Ее хобби было превращение проплывающих мимо рыбаков в различных животных - волков, львов и других. Перед этим она одурманивала их наркотиками. Когда Одиссей оказался на острове, Цирцея превратила его людей в свиней, самого же Одиссея она заколдовать не смогла, так как у него было магическое растение от богов. После этого он заставил Цирцею поклясться, что она не предаст его, и до своего возвращения в Итаку Одиссей и его люди были под защитой Цирцеи.

3. Фея Моргана


Мало кто знает героиню легенды о короле Артуре Фею Моргану. В мифах рассказывается, что она постоянно совершенствовала свою магию, чтобы уничтожить королеву Гвиневру, которая однажды прогнала ее со своего двора. Фея Моргана пыталась предать сэра Ланселота, любовника Гвиневры, и расстроить все планы короля Артура. В конце она все же мирится с королем Артуром и приносит его в Авалон после его последней битвы.

4. Аэндорская волшебница


Аэндорская волшебница, возможно, не была злой. Согласно легенде, царь Саул пришел к ней за советом, как победить филистимлян. Она призвала к помощи призрак пророка Самуила, который не дал ответа на этот вопрос, но сказал, что победа будет за царем, после чего он отправится на тот свет к своим троим покойным сыновьям. Раненый в бою Саул из страха убил себя сам. И хотя волшебница не заставляла Саула убивать себя, она была причастна к его смерти.

5. Дженни Гринтиз


Если вы были в Англии, то наверняка слышали про злую ведьму Джинни. Эта ведьма топила молодых и старых людей ради забавы. Согласно другим легендам, она ела детей и пожилых людей. А еще говорят, что она была настоящей садисткой, которая любила наслаждаться болью своих жертв. По описанию она имела зеленое лицо и острые зубы. Обычно ею пугали детей, чтобы они хорошо себя вели и не заходили далеко в воду.

6. Чедип


Чедип - это женщина, которая умерла при родах, либо покончила жизнь самоубийством. Она является индийским эквивалентом суккуба. Чедип ездит на тигре при лунном свете и, заходя в дом, никто не подозревает, что она здесь. Чедип высасывает жизнь из каждого человека через пальцы его ног и исчезает без следа.

7. «Вещие сёстры» или Три Ведьмы


Макбет" - одна из известнейших пьес Шекспира с потрясающими героями, наполненная магией, страхом, предательством. Первые ее персонажи, которые и запускают все в движение, это Вещие сестры. Они олицетворяют разрушительную силу, которая заставляет крутиться Макбет по спирали паранойи и коррупции, а затем отправиться на Шотландию на войну ради убийства одного человека. Другими словами - Сестры Судьбы являются олицетворением зла.

8. Ведьма семьи Белл


Ведьма семьи Белл - самая знаменитая ведьма в американском фольклоре. Именно ее историю все рассказывают около костра. Считается, что она была полтергейстом, который явился в дом Джона Белла старшего в 1817 году и начал нападать на членов его семьи. В итоге она отравила и самого Джона Белла ядом, замаскированным под лекарство.

9. Геката


Геката - дочь титана Перса, греческая богиня колдовства, ведьм, ядовитых растений. По сей день многие греческие политеисты поклоняются ей. Считается, что понятие сглаза пошло именно от нее. В ее честь нее было возведено много храмов. А одно из ее имен "Хтония" означает "из подземного мира". Почему ее считают такой устрашающей? Благодаря тому факту, что она ведьма. Если бы она существовала, то вряд ли одобрила бы сжигание ведьм на костре. Ведь многие их тех женщин были невинными.

10. Грайи\ Мораи


Грайи и Мораи - это троицы ведьм разных видов, очень часто их путают.
Мораи ткут полотно судьбы, и судьба каждого человека привязана к их полотну, даже судьбы бессмертных.
Грайи же - это три злобные сестры, родственницы Горгон, которые обладают познаниями о неизвестном и о судьбе, но они её не контролируют.

Нет, дорогие циклопы, как бы вы свирепы и одноглазо прекрасны не были, в этом ТОПЕ вас не будет. На вас отдельный составлять нужно.


20 Очень страшный пират (Голубой щенок)

19 Сестры грайи. У них вообще один глаз на троих (Персей) В диснеевском Геркулесе их почему-то сделали мойрами, но там и Геракл - сын Геры

и

18 Пятый (9)

17 Одноглазая ведьма (Крупная рыба)

16 Т - 800. Бульк, глаз в раковину. (Сами догадайтесь, из какого фильма)

15 Неповторимый Тим Рот в роли Мужчины в черном в совершенно дурацком фильме, весь сюжет которого Катрин Денев ходит с недоуменным лицом, не понимая, как она сюда попала (Мушкетер)

14 Капитан Рон, вызвавшийся перегнать яхту Кларка Гейбла для одной семьи (Капитан Рон)

13 Потерявший в бою глаз Дилиос. Хотя, кто помнит, кого там как звали. (300)

Ой, C3PO, ты что тут делаешь? Тебе глаз починят - брысь отсюда!

12 Какой злодей, да не одноглазый? Соратник генерала Байсона Сагат (Уличный боец)

11 Он почти убил Гитлера. Полковник Клаус фон Штауффенберг (Операция "Валькирия")

10 Король всех богов Один (Тор)

9 Кобра Змей Плискин.(Побеги из LA и NY)

8 Мракоборец Алистер Грюм (Гарри Поттер)

7 Красноглазый Кано (Мортал Комбат)

6 Сэмуэль Л Джексон из организации ЩИТ (Мстители и пр.)

5 Дэннис Хоппер (Водный мир)

4 Чарльз Дэнс в роли меняющего искусственный глаз гангстера Бенедикта (Последний киногерой)

Первую тройку оккупировали дамы. Они доказали, что даже с одним глазом можно и нужно оставаться прекрасными.
3 Третье место занимает Элль Драйвер (Убить Билла)

2 На втором месте Фрэнки (Небесный капитан или мир будущего). Она настолько прекрасна, что даже обоглазая Гвинет Пэлтроу застремалась.

1 Туранга Лила. Йо. (Футурама). Без неё на первом месте этот топ не имел бы права на существование

Сёстры горгон и гесперид).

Грайи были древними старухами, олицетворением старости, хотя Гесиод эвфемистически именовал их «прекрасноланитными» . Эсхил в «Прометее прикованном» говорит о них: «на вид как лебеди, но с общим глазом, и один-единственный у каждой зуб. Лучами никогда на них не смотрит солнце, месяц не глядит в ночи» . Грайи имели один глаз и один зуб на троих, а также с рождения обладали седыми волосами. Их посетила Ио

В литературе и искусстве

Действующие лица трагедий Эсхила «Форкиды» (фр.261 Радт, всё действие в Аиде ), Тимокла и неизвестного автора «Форкиды».

Под именем «Форкиады» Грайи появляются в «Фаусте » Гёте ; Мефистофель принимает облик одной из них.

Цитаты

«Граий прекрасноланитных от Форкия Кето родила.
Прямо седыми они родились. Потому и зовут их
Граями боги и люди. Их двое, - одета в изящный
Пеплос одна, Пемфредо, Энио же, другая, - в шафранный.»

Гесиод. Теогония. 270-273. Пер. В. Вересаева.

«Персей, руководимый Гермесом и Афиной, прибыл к дочерям Форка - Энио, Пефредо и Дино. Они происходили от Кето и Форка, были сестрами Горгон и старухами от рождения. На всех трех они имели один зуб и один глаз и обменивались ими поочередно. Персей овладел этим зубом и глазом и, когда те стали просить его, чтобы он отдал похищенное, пообещал, если они укажут ему дорогу, ведущую к нимфам. Эти нимфы имели крылатые сандалии и заплечную сумку под названием κιβισις; была у них и шапка. Когда дочери Форка привели его к нимфам, он отдал им глаз и зуб, а от нимф получил то, ради чего старался к ним проникнуть.»

«И повествует Персей, что лежит под холодным Атлантом
Место одно, а его защищает скалистая глыба,
И что в проходе к нему обитают тройничные сестры,
Форка дочери, глаз же один им служит, всем общий.
Как он, хитро, изловчась, при его передаче, тихонько
Руку подсунул свою, овладел тем глазом; и скалы,
Скрытые, смело пройдя с их страшным лесом трескучим,
К дому Горгон подступил…»

Литература

  • Роберт Грейвс. Мифы древней Греции.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Форкиады" в других словарях:

    Персей возвращает Грайам глаз, Генри Фюзели Грайи, Граи, Форкиады (др. греч … Википедия

    Грайи, Граи, Форкиады (Γραίες «седые», «старухи») три сестры, одна из нескольких троиц архаичных богинь древнегреческой мифологии , Форкиды (дочери Форкия и Кето, сёстры горгон и гесперид). По «Теогонии» Гесиода, их только две: Пемфредо и Энио … Википедия

    - (греч. старухи) в греческой мифологии две или три дочери Форкия и Кето, сестры горгон. Имели прекрасные ланиты и седые от рождения волосы. Согласились помочь Персею найти и убить горгону Медузу после того, как герой похитил у них единственный на… … Большой Энциклопедический словарь

    - (нем. Mephistopheles) центральный персонаж трагедии И. В.Гете «Фауст» (часть первая 1806, вторая завершена в 1831). М. Гете мало похож на дьявола народных легенд и тех кукольных представлений о докторе Фаусте, которые часто показывали в Германии… … Литературные герои

T. Khatib, A.D. Singh, H.S. Dua. The Graeae sisters: one eye for three // Br. J. Ophthalmol.– 2012.– Vol. 96.– P. 161.

Феномен отражения берет начало в нашей способности видеть предметы. Практически весь естественный свет исходит от звезд, включая Солнце. Свет, отраженный от предметов, фокусируется на сетчатке глаза, создавая зрительные образы, что позволяет видеть различные объекты. Свет, его отражение и способность глаза видеть объекты часто использовались в легендах и мифах. Одним из них является миф о Персее.

Дельфийский Оракул напророчил царю Аргоса Акрисию смерть от руки внука. Чтобы этого не случилось, он заточил дочь Данаю в темницу, где ей явился греческий бог Зевс в образе золотого дождя, после чего Даная родила мальчика, которого назвали Персей.

Узнав об этом, Акрисий посадил Данаю с ребенком в деревянный сундук и сбросил в море. Волнами сундук прибило к берегу острова Серифос, где женщину с сыном нашел рыбак по имени Диктис. Его братом был правитель острова Полидект. Спустя некоторое время он стал ухаживать за Данаей, но Персей относился к этому с настороженностью и старался держать правителя подальше от матери.

Тем временем Полидект вынашивал план, как удалить Персея с острова, унизив его. Для этого он устроил грандиозный праздник, якобы в честь своей помолвки с Гипподамией. По закону Персей был обязан преподнести правителю подарок, но поскольку у него ничего не было, юноша пообещал подарить Полидекту все, что он пожелает. Тот пожелал получить в качестве подарка голову Медузы Горгоны, существа, чей взгляд превращал человека в камень.

Богиня Афина, которая покровительствовала Персею, подарила ему до блеска отполированный щит и острый меч, а также посоветовала найти Гесперидов, которые знали, как победить Медузу. Афина проводила Персея к сестрам Грайи, знавшим, где отыскать нимф. У трех слепых сестер был только один глаз на всех, за обладание которым им постоянно приходилось бороться друг с другом. Упрямые сестры не захотели делиться информацией с Персеем, поэтому юноше пришлось украсть глаз в момент, когда они передавали его друг другу. Он пообещал вернуть глаз взамен на информацию о Гесперидах. Сестрам ничего не оставалось, как только направить Персея к нимфам. Те, в свою очередь, отдали молодому человеку шапку-невидимку, чтобы он смог скрыться от глаз сестер Медузы, пару сандалий для быстрого передвижения и сумку, в которой можно было безопасно хранить отсеченную голову Горгоны.

Попав в пещеру, где обитала Медуза, и увидев ее спящей, Персей использовал щит в качестве зеркала, в котором отражалась Горгона, чтобы она не смогла превратить его в камень. Обнажив меч, юноша отсек чудовищу голову и отправился на остров Серифос с трофеем.

Путь домой лежал через Эфиопию, где Персею удалось спасти от морского змея принцессу Андромеду, на которой он затем женился. Вернувшись на остров, молодой человек узнал, что в его отсутствие Полидект недостойно обращался с матерью. Войдя в комнату повелителя, Персей вынул голову Медузы Горгоны и превратил его в камень. n