Презентация к уроку на тему "церковная реформа патриарха никона". Презентация к уроку "Церковный раскол XVII века" Изучал грамоту, читал книги




Патриарх Никон и Царь Алексей. Фрагмент иконы XVII века Инициаторами реформ, приведших к расколу Русской Церкви, были царь Алексей Михайлович () и его «собинный друг» патриарх Никон ().






У Елеазара Никита принял пострижение и принял в монашестве имя Никона. В 1639 году по неизвестным причинам Никон поссорился со своим наставником и покинул обитель, отправившись морем по направлению к устью Онеги. Второй и последний раз в своей жизни Никон посетил Соловки в 1652 году, когда он отправился туда за чудотворными мощами московского митрополита Филиппа. По возвращении в Москву Никон был поставлен в патриархи. Соловецкий монастырь


Патриарх Никон был единственным из русских иерархов, который имел свой герб. Стихотворная надпись сверху герба: «Егда печать сию вернию сматряем, Велика Пастыря всем уподобляем». Внизу приведено толкование герба: «Десницу, светильник, ключ, Евангелие, Образ Спосов, крест, жезл, началие». По сторонам герба расположены заглавные буквы титула Никона: Никон Милостию Божией Великий Государь Святейший Архиепископ Московский и Всея Великия и Малыя и Белыя России Патриарх.


Одна из подписей патриарха Никона: «Никон Божиею милостию архиепископ царствующаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя Росии Патриарх». В период своего наивысшего могущества Никон подписывался так: «Никон, Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго великого града Москвы и всеа Великия и Малыя и Белыя России и всеа Северныя страны и Помориа и многих государств патриарх».


Митра. Дар царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны патриарху Никону в гг. Будучи страстным поклонником всего греческого, Никон желал как можно более сблизить русскую богослужебную практику с новыми обрядами христианского Востока.


Патриарх Никон. Гроссе О. Для уничтожения исторически сложившегося обрядового различия и была начата реформа, приведшая к расколу. Патриарх мечтал о том, что после ее завершения Русская Церковь будет во всем подобна Греческой а он, Никон, станет вселенским патриархом, православным папой.








Великим постом 1653 года всероссийский патриарх Никон разослал по московским храмам свой указ («память») о введении крестного знамения тремя перстами и об отмене земных поклонов при богослужении, символом культа был объявлен четырехконечный крест вместо восьмиконечного и т.п. Значительная часть низшего русского духовенства, видя в нововведениях измену святоотеческой старине, выступила против реформ патриарха. Церковный раскол




Издание Деяния Московского Собора 1654 года. Для придания своим начинаниям большего авторитета Никон в 1654 году созвал в Москве церковный собор, который дал согласие на введение новых обрядов и справу русских богослужебных книг по современным греческим.


Единственным представителем высшего духовенства, открыто посмевшим выступить против реформ патриарха, был коломенский и каширский епископ Павел. Но он жестоко поплатился за свое несогласие с первоиерархом: Никон собственноручно избил непокорного епископа, бросил в темницу, а затем сослал на Онежское озеро в бедный Палеостровский монастырь, откуда епископ был переведен под более строгий надзор в нижегородский Хутынский монастырь, где в 1656 году его убили по велению патриарха.


Среди противников нововведений Никона была и братия прославленной Соловецкой лавры. В 1657 году, когда на Соловки привезли новые богослужебные книги, иноки, собравшись на собор, отказались служить по-новому. Соловецкий монастырь. Спасо-Преображенский собор


Соловецкий монастырь. Корожная башня С этого момента началось противостояние монастыря верховной светской и церковной власти. В обитель постоянно приезжали посланцы царя, призывая братию покориться и принять реформу. Однако иноки стойко держались отеческих преданий и предпочли смерть измене старине.


Соловецкий монастырь. Набережная Святого озера В 1668 году, при приближении царского войска, посланного на разорение обители, иноки затворились в монастыре: так началось знаменитое «соловецкое сидение». Стрельцы неоднократно пытались взять штурмом обитель, но все попытки оставались тщетными, пока в январе 1676 года монах- предатель Феоктист не показал осаждавшим потайной ход






В результате Раскола русский народ разделился на две конфессиональные группы: старообрядцев и новообрядцев. Обе группы создали обширную и своеобразную апологетическую литературу. Старообрядческие писатели в многочисленных трудах доказывали древность церковного обряда, упраздненного патриархом Никоном, и находили богословские обоснования своему сопротивлению новшествам. Их противники-новообрядцы, напротив, оправдывали реформы Никона и старались убедить староверов в еретичности и погрешительности их воззрений.


Книга «Трудов» Патриарха Никона: «возражение, или Разорение противо вопросов и ответов…», «Духовные наставления христианину», «Духовное завещание», переписка; описания его благотворных трудов в церковной, социальной и других сфер жизни, дел-чудес врачебных, религиозно- философских взглядов и системы богословия, архитектурного и художественного наследия Иверского Валдайского, Нового Иерусалима и Воскресенского монастырей, судного дела и др. Труды Никон, Патриарх М.: Изд-во Моск. ун- та, 2004.




Одно из первых изображений восточной части Патриарших палат с домовой церковью, построенной Никоном. Миниатюра 1673 года. Строптивость Никона приводила к странным выходкам в его поведении: он отказался от патриаршества, а затем заявил о своем возвращении: «Сшел я с престола никем не гоним, теперь пришел на престол никем не званный».






Бывший владыка был сослан в Ферапонтов монастырь. Несмотря на свой статус арестанта, Никон пользовался в монастыре относительной свободой. После смерти Алексея Михайловича в 1676 году Никон был переведен под более строгий надзор в Кирилло- Белозерский монастырь. Ферапонтов монастырь








В Кирилловом монастыре Никон пробыл несколько лет, пока царь Федор Алексеевич не позволил ему вернуться из ссылки.. Однако по пути в Москву Никон умер. Смерть застигла его в Ярославле 17 августа 1681 года в четыре часа пополудни. Кирилло-Белозерский монастырь








Аввакум родился в 1620 году в Нижегородском краю, в семье сельского священника и в возрасте 24 лет был поставлен в попы. Молодого батюшку, отличавшегося строгим благочестием и суровым характером, одни искренне любили, другие же люто ненавидели. Увидев в реформах Никона измену древнему православию, Аввакум выступил против нововведений и стал призывать народ не покоряться новинам.
За эту проповедь его неоднократно заключали в темницы, ссылали в Сибирь, где Аввакум вместе с семьею претерпевал нечеловеческие лишения и муки. Но ничто не могло сломить «протопопа-богатыря». В 1666 году Аввакум вместе с нексолькими ближайшими единомышленниками был сослан в заполярный городишко Пустозерск, где, сидя в земляной тюрьме (15 лет), написал свое знаменитое «Житие» - выдающийся памятник русской литературы.
Архитектурный ансамбль Воскресенского Ново- Иерусалимского монастыря был основан в 1656 году патриархом Никоном. Монастырь должен был стать центром Святых мест, создаваемых близ Москвы «в образ и подобие» Святых мест Палестины, связанных с событиями земной жизни Иисуса Христа. В соответствии с замыслом некоторые подмонастырские села, окрестные холмы и долины получили соответствующие наименования. В частности река Истра стала именоваться Иорданом. Почти на её берегу был построен для патриарха Скит () с церковью Богоявления. Новый Иерусалим


Воскресенский собор. Центральным сооружением всего комплекса «Подмосковной Палестины» является Воскресенский собор, задуманный и построенный как топографическая копия храма Гроба Господня в Иерусалиме. В грандиозным соборе воспроизведены основные христианские святыни: место казни Христа, место его погребения и Воскресения, место обретения Креста Господня.


Воскресенский собор. Ротонда. Воскресенский собор строился в два этапа. С 1658 по 1666 гг. строительными работами руководил сам основатель монастыря. В 1666 году строительные работы были прекращены в связи с опалой, постигшей патриарха Никона. Достраивался храм с 1679 по 1685 год. В 1681 году в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи под Голгофой был похоронен патриарх Никон. 50


Alb/image.asp? /.../ razdely/image351.htm gosudarstvo.voskres.ru/ moskva/images.htm gallery-landscape-03.htm Авторы: Ссылки: Краузе Анна Николаевна Путилова Мария Евгеньевна Учитель: Казаретина Оксана Васильевна

Слайд 2

2) Что такое Земские соборы? Почему Ивану Грозному требовалось созывать Земские соборы, а Алексею Михайловичу Тишайшему они стали не нужны? 3) Когда было принято Соборное Уложений Алексея Михайловича? Какое значение для развития Российского государства имели его положения.

Слайд 3

Церковный раскол

  • Слайд 4

    Церковь после Смуты

    с. 56. прочтите текст (пункты 1 и 2) и ответьте на вопросы: 1) Какое влияние на положение русской церкви оказало Смутное время? 2) Как изменилось положение церкви в период патриаршества Филарета?

    Слайд 5

    Раскол -

    отделение от русской православной церкви части верующих, не принявших церковные реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.)

    Слайд 6

    Причины реформы

    Неточности в церковных книгах. Стремление исправить неправильные обряды. Возмущение нравами, царящими в русской церкви.

    Слайд 7

    Никон

    В сер. 17 в. входил в кружок «ревнителей благочестия» (Никон, Аввакум и др.) 1652 г – избран патриархом.

    Слайд 8

    Никон представляет новые книги

  • Слайд 9

    1653 – 1656 – реформы Никона

    Исправление церковных книг по греческому образцу; Вместо Исус стали писать Иисус; Троеперстие вместо двоеперстия; Слово «Аллилуйя» стали произносить не 2 раза, а три; Во время крестного хода идти не по солнцу, а против него; Поясные поклоны вместо земных.

    Слайд 10

    Всех противников реформ Никона стали называть «старообрядцами» или «раскольниками».

    Слайд 11

    Лидер старообряд-цев – протопоп Аввакум. 1656 гг. старообрядцы были отлучены от церкви.


    Начало реформ Царь Алексей Михайлович мечтал сделать Москву центром вселенского православия.Многое в церковной жизни требовало решительных преобразований В конце 1640-х годов в Москве сложился кружок ревнителей древнего благочестия. Его возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев


    Причины реформ Образование единого Российского государства «Москва – третий Рим» Необходимость единообразия церковных обрядов и богослужебных книг Рукописный характер большинства церковных книг Множество разночтений, ошибок, искажений в церковной литературе Острые споры относительно того, по каким образцам исправлять тексты богослужебных книг и церковных обрядов




    Патриарх Никон В 20 лет женился и стал сельским священником В 30 лет ушел в Анзерский скит около Большого Соловецкого острова, пострижен в монахи под именем Никона Потом ушел в Кожеозерскую пустынь Был избран главой монастыря В 1646 г. царь Алексей Михайлович впервые увидел Никона, когда он прибыл в Москву для сбора пожертвований в пользу обители


    Патриарх Никон Никон был переведен в столицу игуменом Новоспасского монастыря Никон стал собинным другом царя В 1649 г. Никон был избран митрополитом Новгородским Отличался нищелюбием Зимой ездил в Москву и вел службы в придворной церкви Стал участником кружка «ревнителей древнего благочестия» В 1652 г. Никона после смерти патриарха Иосифа назначают патриархом ()


    Реформа патриарха Никона В 1652 г. старые обряды были заменены на новые Креститься следовало не двумя, а тремя перстами Петь «аллилуйя» не два, а три раза Во время крестного хода идти не по солнцу («посолонь»), а против него Совершать поклоны не земные, а поясные Иначе писать имя Христа – Иисус вместо прежнего Исус Отдельные слова богослужения были заменены новыми, «попрал» вместо «наступил», «дева» вместо «девица» Иконы и богослужебные книги переписывались, неисправленные подлежали уничтожению




    Протопоп Аввакум () В 1642 г. поставлен в дьяконы, а через два года – в высокий чин протопопа В 1651 г. с женой и сыном отправился в Москву В Москве стал служить в соборе Казанской Божией Матери Вошел в кружок «ревнителей древнего благочестия»


    Никон и Аввакум Никон в 1652 г. уже начал проведение реформ В 1654 и 1656 гг. добивается одобрения реформ на церковных соборах Аввакум отверг реформы Никона По решению церковного собора Аввакум был обвинен в расколе, отлучен от церкви и сослан с семьей в Сибирь


    Никон и Аввакум В 1664 г. – конфликт царя Алексея Михайловича и Никона В 1666 –1667 гг. на церковном соборе был осужден и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь В 1680 г. получил разрешение переехать в основанный им Воскресенский монастырь, но по дороге, в 1681 году - умер В 1664 г. Аввакума вернули в Москву, но он вновь стал обличать «ересь никонианскую» В 1664 г. – в ссылку на Мезень В 1666 г. привезен в Москву на церковный собор, расстрижен и проклят Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск 14 апреля 1682 г. сожжен на костре




    Старообрядцы Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654, 1656 годов, с тех пор его сторонники стали преследоваться официальной властью Старообрядцы вынуждены были скрываться в Заволжье, в глухих сибирских деревнях, уезжали целыми селами в Северную Америку- Канаду и США







    Слайд 2

    1.Филарет, ставший патриархом в 1619 году получил титул Великого патриарха Великого государя Великого монарха Великого князя

    Слайд 3

    2.Воспитателем царя Алексея Михайловича и его ближайшим помощником был боярин Стрешнин Морозов Милославский Нарышкин

    Слайд 4

    3.Последний Земский собор состоялся В 1555 В1653 В 1700 В 1658

    Слайд 5

    4.Весь 17 век власть царя в России превращалась из сословно-представительной в Ограниченную монархию Парламентскую монархию Абсолютную монархию Парламентскую республику

    Слайд 6

    28.04.2016 Церковный раскол в 17 веке. История Отечества Урок 7

    Слайд 7

    1.Церковь после Смуты.

    Смута привела к противоре-чиям среди священнослу-жителей-патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген-В.Шуйского,Фи-ларет-Лжедмитрия II. В 1619 г.Филарет возвратил-ся в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патри-архом всея Руси. Филарет стал фактически 2-м царем и смог укрепить государственную власть, но вопросы касавшиеся церкви решить не смог. Н.Тютрюмов. Портрет патриарха Филарета.

    Слайд 8

    2.Церковная реформа.

    В сер.17 в.в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок.Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам,а Алексей Михайлович–по ви-зантийским. В 1652 г. новым патриархом стал Никон,и он провел ре-форму:крещение не 2,а 3 пальцами,поясные поклоны вместо земных,книги и обряды исправлены по визан-тийским образцам. А.Иванов. Во времена раскола.

    Слайд 9

    3.Борьба светской и церковной власти.

    Получив власть над верую-щими Никон выступил с идеей первенства церков-ной власти и предложил поделить ее по примеру Михаила Федоровича и Фи ларета. Царь перестал посещать пат риарший Успенский Собор Обиженный патриарх отка-зал царю в благословении и заявив о сложении пат-риарших полномочий уда-лился в Новоиерусалимс-кий монастырь. Патриарх Никон.

    Слайд 10

    4.Церковный собор 1666-1667 гг.

    В 1666 г. царь пригласил в Москву 4-х восточных патри-архов и устроил суд над Никоном. Он был осужден,лишен сана и отправлен в заточение в монастырь. Собор осудил противников реформы и передали их ли-деров в руки светских властей. Это привело к Расколу русской православной церкви. Лишение Никона на Соборе Патриаршего сана. Неизвестный художник. (19 век).