Январь — Янус. Двуликий Янус – кто это такой? Двуликий мифология

Вначале был хаос. Но потом изменения начали систематизироваться и упорядочиваться. Месяц начал сменяться месяцем, на смену одному году приходил другой, за началом чего-либо неизбежно следовало изменение и окончание: зерно становилось колосом, потом снова зерном, человек, начав путь младенцем, становился юношей, потом мужчиной, его жизненный путь неумолимо заканчивался, но на смену ему приходили дети. Естественно, эту важную сферу жизни - переходы, перемены, границы, начало и окончание, а в узком смысле - двери, дверные проемы и проходы - человеку древности совершенно немыслимо было оставить без божественного пригляда. Таким божеством у римлян был двуликий бог Янус. Это в его честь первый месяц года назван январем - ведь он открывает год. Есть предположение, что и город Генуя назван в честь бога Януса.

Многоликий Янус

Двуликий Янус единственный из богов римского пантеона не имел четкого аналога в греческой мифологии. Он был богом всего, что было связано с началом и окончанием - дверей, границ, источников. Одно время римляне ставили его даже выше Юпитера. Считалось, что именно он научил людей летосчислению, земледелию, ремеслам. Открытая дверь - граница между двумя пространствами, поэтому богу, ответственному за границы и двери, мало одного лица. Обычно Янус изображался с двумя ликами. Одно лицо было лицом молодого юноши, а другое - умудренного жизнью мужчины. «Янус двуликий» - фразеологизм, прочно вошедший в языки народов мира. Но есть изображения Януса с тремя и даже четырьмя ликами! Действительно, ведь любой перекресток дорог - это сразу четыре пути, да и перекресток трех дорог совсем не редкость. Атрибутом, с которым обычно изображался Янус, были ключи, что вполне логично для бога дверей и границ.

Храм бога Януса

Храм в Риме представлял собой двойную арку, над которой изображался именно двуликий Янус. Тот Янус, которому был поставлен храм, имел четкую «специализацию» - он определял границу между миром и войной, жизнью и смертью. Вторая дверь этого храма, «дверь войны», открывалась, когда Рим начинал военный действия. Через двойную арку храма шествовали уходящие на битву воины. Когда заключался мир, то «дверь войны» запиралась. По свидетельству Плутарха и Светония, храм за тысячелетнюю историю Рима запирался пять раз - трижды в период до нашей эры и два раза после ее начала. Суммарно эти периоды не составят и ста лет. Это определенным образом характеризует великую Римскую империю. На рынках и холмах Рима были алтари, на которых поклонялись менее воинственной ипостаси Януса. В Велабруме, одном из римских кварталов, двуликий Янус был удостоен арки, сохранившейся до сих пор, которая символизирует, по иронии судьбы, четыре его лика. В начале года Янусу приносили в жертву белого быка. В остальное в

ремя он довольствовался фруктами, медовыми пирогами и вином.

Личная жизнь бога

Двуликий Янус, как и положено богу римского пантеона, имел довольно запутанную личную жизнь. Ему приписывают сразу три жены, правда, не параллельно, а последовательно. Первая из них - царица Лациума Камиса. Детей у них было много, один из них - Тиберинус, бог реки Тибр. Следующей упоминают Ютурну, нимфу источника. От нее двуликий Янус имел сына Фонта, бога источников, что вполне логично, учитывая сферу деятельности родителей. Третьей его женой называют Венилию, древнюю богиню моря, дарившую счастливое возвращение из морского путешествия. Правда, по некоторым данным, Венилия была супругой Нептуна. От Венилии у Януса была дочь Канента, нимфа с трагической судьбой, олицетворявшая песню.

Двуликий Янус

Янус, бог прошлого, настоящего и будущего, дверей, входов, войны и мира и покровитель всех начинаний, был одним из самых главных богов Рима, но его тоже совершенно не знали греки.

Согласно некоторым мифам, он был сыном Аполлона. Он родился в Фессалии, но еще в юности приехал в Италию, где основал город на Тибре, который назвал Яникулум. Здесь к нему присоединился удалившийся в изгнание Сатурн, с которым он великодушно разделил свой трон. Вместе они приобщили к цивилизации дикое население Италии. Люди во времена их правления жили так богато, что эти годы часто потом называли золотым веком.

Первым пришел к ним Сатурн с высот эфирных Олимпа,

Царства лишен своего, устрашен оружием сына.

Он дикарей, что по горным лесам в одиночку скитались,

Слил в единый народ, и законы им дал, и Латинской землею

Назвал, в которой он встарь укрылся надежно.

Век, когда правил Сатурн, золотым именуется ныне.

Вергилий

Януса обычно изображали с двумя лицами, смотревшими в разные стороны, поскольку он хорошо знал не только настоящее, но и прошлое и будущее. Кроме того, его считали символом солнца, которое, поднимаясь, начинает новый день, а опускаясь, завершает его.

Были статуи с одним лицом, причем некоторые изображали старцев с седыми волосами и бородой, другие – юношей. Были и такие скульптуры, где Янус имел три или даже четыре головы.

Я – Янус, старший из владык,

Гляжу назад я и вперед,

Считая, как патрон ворот,

Года, что через них прошли.

Я снегом заношу пути,

Сгоняю птиц с замерзших вод,

Скрываю реки подо льдом

И зажигаю очаги.

Лонгфелло

Начало всякого года, месяца и дня посвящалось Янусу, и в это время на его алтарь приносили специальные жертвы и читали особые молитвы. Он был также покровителем всех дверей и дорог; считалось, что только с его помощью молитвы доходят до ушей богов, поэтому во время всех религиозных церемоний его имя произносилось первым. Его часто изображали с ключами в правой руке и прутиком – в левой. Когда он представлял собой покровителя года, то в одной руке держал цифру 300, а в другой – 65.

Считалось также, что он наблюдает за войной и миром. Янусу было посвящено множество храмов по всей Италии. Один из самых знаменитых его храмов назывался Янус Квадрифронт, поскольку он был квадратным. В каждой стене храма была одна дверь и три окна. Эти отверстия имели символический смысл – двери олицетворяли четыре времени года, а окна – двенадцать месяцев года.

Во времена войны двери храма были широко открыты, ибо люди, искавшие помощи или утешения, стремились в храм и приносили жертвы Янусу; но, когда наступал мир, двери тут же закрывались, поскольку помощь бога была больше не нужна. Впрочем, римляне были таким воинственным народом, что двери храма закрывались всего лишь три раза за семь веков, и то ненадолго.

Празднества в честь Януса проводились в первый день нового года. Один месяц – январь – носил его имя и считался посвященным ему. В первый день этого месяца люди ходили в гости к друзьям и родственникам, желали им добра и дарили подарки – этот римский обычай сохранился до наших дней.

Янус – не единственный среди греческих и римских богов, чье имя было присвоено месяцу или дню недели. По-латыни названия дней недели были такими: dies Solis (день Солнца), dies Lunoe (день Луны), dies Martis (день Марса), dies Mercurii (день Меркурия), dies Jovis (день Юпитера), dies Veneris (день Венеры), dies Saturni (день Сатурна). Эти названия до сих пор используются в законодательных и юридических актах. В Англии дни недели назывались именами соответствующих саксонских богов.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как выглядел древнеримский бог Янус? В римской мифологии Янус – бог входов и выходов, дверей, ворот и всякого начала (первого месяца года, первого дня месяца, начала дня, начала жизни человека). Изображали Януса с ключами, 365 пальцами (по числу дней в году, который он начинал)

Из книги Мифы Греции и Рима автора Гербер Хелен

Глава 16 Янус Двуликий Янус Янус, бог прошлого, настоящего и будущего, дверей, входов, войны и мира и покровитель всех начинаний, был одним из самых главных богов Рима, но его тоже совершенно не знали греки.Согласно некоторым мифам, он был сыном Аполлона. Он родился в

Из книги Том 4. Дионис, Логос, Судьба [Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра] автора Мень Александр

Глава пятнадцатая ДВУЛИКИЙ ФИЛОСОФ Афины, вторая половина V в. Философия Сократа представляет собой единое целое с его жизнью. Гегель В дохристианском мире немного найдется личностей столь обаятельных и своеобразных, как Сократ, сын Софрониска. Трудно сказать, что имело

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Пантеон древних богов символичен и разнообразен. Каждая эпоха привносила в культуру наших предков обычаи, традиции и верования, дошедшие до людей XXI века в виде мифов и легенд. Греческая мифология отличается от римской. Римские божества располагают двойниками в греческих преданиях. Бог Янус дублирует функции сразу нескольких представителей Олимпа. Чем же был необычен Янус, какими способностями обладал?

История появления

Многоликий Янус – герой римской мифологии. Персонаж являлся правителем Лациума, располагавшегося на территории древней Италии, там, где сегодня стоит Рим. Миф гласит, что бог жил во дворце на холме под названием Яникуле, на правом берегу реки Тибр. Януса сместил Юпитер, чьи полномочия в римской мифологии схожи с функционалом греческого бога .

По легенде, Сатурн потерял трон и добирался до Лациума на корабле. Янус приветливо и дружелюбно встретил его, сумев угодить незваному гостю. Всемогущий Сатурн наделил подопечного даром, который позволял богу направлять взор одновременно в будущее и прошлое.

Скульптура "Янус"

Легендарный персонаж считался покровителем времени, властителем всевозможных входов и выходов, а, соответственно, начала и конца. Одно из толкований имени Януса – бог Хаоса. Понятие Хаос в этом варианте этимологии проявляет изначальную природу бога.

Римский бог не славился подвигами или особенными делами, но в его власти было время и дневное солнцестояние. Имя Янус переводится с латинского как «дверь». Мифического персонажа часто изображали в образе ключника, держащего в руке отпирающий двери ключ.

Двуликий бог

Януса изображают с двумя лицами, которые направлены в противоположные стороны. В народе двуликого бога называли двулобым, многоликим. Лицо, направленное в сторону будущего, было молодым, а то, что оглядывалось в прошлое, – взрослым. Янус объединяет, помимо прошлого и будущего, два других начала: плохое и хорошее, поэтому изображение двух лиц подходит для характеристики образа в нескольких направлениях.


Ученые задавались вопросом, почему Янус изображается всего с двумя лицами, ведь без внимания остается третья категория – настоящее. Со временем исследователи пришли к выводу, что текущий момент в конкретную секунду нельзя запечатлеть. Передать его визуально невозможно, поэтому третьего лика Януса не видно.

Бог покровительствовал римлянам в нескольких сферах. Он помогал воинам, поэтому в честь Януса на территории нынешнего Рима построили храм, доступный для посещения только во время войны. Римская империя постоянно вела какие-либо военные действия, поэтому воротам храма случалось быть закрытыми три раза за историю существования. Янус способствовал своим подопечным в кораблестроении, благоволил к земледельцам, аграриям и тем, кто занимался вычислениями. Кроме того, бог располагал склонностью к ясновидению, что было актуальным из-за взаимоотношений с материей времени.


Внимательный человек, знакомясь с изображением бога Януса, заметит, что на правой руке у него римскими цифрами изображена надпись 300, а на левой – 65. Считается, что это цифры, имеющие отношение к исчислению времени. Янус тесно связан с летоисчислением, которым мы пользуемся сегодня. В его честь назван месяц январь, по латыни – януарий. Девятого января римляне справляли праздник Агоний, посвященный любимому божеству.

Персонаж не располагал специфическими качествами, присущими богам. Он не отличался красотой или особыми силами. Власть его несравнима со способностями верховных богов пантеона. Уважение среди людей божеству помогла завоевать способность управлять природными явлениями. По утрам Янус отпирал небесные врата, выпуская солнце на горизонт, а по вечерам закрывал, заводя светило восвояси и предоставляя небосвод в распоряжение звезд и луны.

  • Сегодня «двуликий Янус» – фразеологизм, который используют при описании лицемерного человека, демонстрирующего двуличие и неискренность. В римской мифологии характеристика бога не носила отрицательной окраски, но люди воспринимали изображение дословно и выстроили ассоциативный ряд. Янус совмещал в одной личности два начала: хорошее и плохое, настоящее и прошлое. Противоположности определили восприятие потомками.

  • Мифология всегда вдохновляла скульпторов и художников. Статуи, воплощающие облик Януса, расположены в Ватикане, на Бычьем форуме в Риме. Картины, описывающие античные сюжеты, принадлежат кисти Николы Пуссена и других живописцев.
  • Когда повелел изменить русский календарь и перенес празднование Нового года на первое января, недовольство бояр было спровоцировано не нововведением, а тем, что праздник символизировал торжество в честь языческого божества.
  • Титан Эпиметей, взявший в жены , присланную ему Зевсом, не пересекается в мифах с Янусом. Но эти мифологические персонажи встретились в астрономии – их именами назвали два спутника планеты Сатурн, расположенных всего в 50 километрах друг от друга.

Достаточно вспомнить упоминание Плутарха, что ворота храма бога Януса в Риме, которые открывались, когда Римская империя вела какую-либо войну, не закрывались со времен царя Нумы Помпилия (второй царь после легендарного основателя Рима Ромула, VIII в. до Р.Х.) до времен цезаря Августа Октавиана (63 г.до Р.Х.-14 г.), то есть в течение 700 лет, практически весь период существования Римской империи. Военные обозы отправлялись от священного Храма врат (Janus geminus) на римском Форуме. 12 января 29 до н.э. по решению римского сената закрываются двери храма Януса в Риме в знак окончания продолжавшихся почти сто лет гражданских войн. Храм Януса находился на римском Форуме и представлял собой две большие крытые бонзой арки, соединенные поперечными стенами и опиравшимися на колонны, с двумя воротами, находившимися друг против друга. Он был воздвигнут по преданию царем Нумой Помпилием. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица, обращенных в противоположные стороны (одно - в прошлое, другое - в будущее)и имел два входа. Когда принималось решение объявить войну какому-либо государству, главное в государстве лицо, будь то царь или консул, отпирал ключом двойные двери храма и перед ликами Януса под арками проходили вооруженные воины, отправлявшиеся в поход, а также юноши, впервые взявшиеся за оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми. Когда же заключался мир, то вооруженные войска вновь проходили перед статуей бога, возвращаясь из победоносного похода, и тяжелые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, вновь запирались на ключ. На удивление современникам и потомкам врата его были закрыты на протяжении 43 лет. Праздник Януса, агонии, справлялся 9 января в жилище самого царя. Жрецом Януса был заместитель царя по этим вопросам, возглавлявший всех римских жрецов. Богу Янусу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов. Люди желали друг другу счастья, дарили сладости как символ того, чтобы весь наступивший год проходил под знаком счастливого (и сладкого) удовлетворения всех желаний. Ссоры и раздоры с криком и шумом были запрещены законом, чтобы не омрачить ими доброжелательное отношение Януса, который, разгневавшись, мог ниспослать дурной год для всех. В этот знаменательный день жрецы приносили Янусу в жертву белого быка в присутствии всех должностных лиц и возносили молитвы о благополучии римского государства.

Изображение Януса (Диануса) часто использовалось на монетах в эпоху Республики, но в период Империи встречается очень редко. Двуликий Янус встречается на аверсах всех римских ассов со времени появления римских медных монет до начала 1 в. до н.э.

Двуликий Янус - бог порога, входа и выхода, дверей и всякого начала. Все ворота считались находящимися под его священным началом, так же как и начало любого деяния и прохождения всех входов. Среди божеств древних римлян считался одним из самых всеведущих и был наиболее популярен. В греческом пантеоне соответствия не имеет. Одно его лицо обращено в прошлое, другое - в будущее. Он охраняет дом, отпугивает чужаков и демонов и приглашает приятных гостей. В календаре его именем назван первый месяц года, его открывающий, – январь. Январь посвящался Янусу, богу небесного свода, покровителю путешественников и моряков. Он сопутствовал и счастью и бедам. При обращении к богам имя Януса призывалось первым. По преданию, Янус был первым царем Лация. Он научил людей земледелию, кораблестроению и покровительствовал морякам. Янус считался также богом договоров и союзов. государственного благоустройства, золотого века. Две головы означают его способность предвидеть будущее и помнить прошедшее. Две короны - управление двумя царствами (мог видеть оба пути одновременно). Посох обозначает то, что он первый ввел правильные дороги и рассчитал расстояние. Ключ - знак того, что он ввел устройство дверей и запоров, а также отпирал им небесные врата. Поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам и годам, то на его правой руке (на пальцах) было начертано число300 (латинские цифры = CCC), а на левой - 365 (латинские цифры - LXV), что означало число дней в году. Его голова венчалась античным римским "термином" (terminus - предел, граница) - колонной, отмечающей границы собственности. Как божество врат, вступления (лат. Janua) он считался также стражем входа в дом и изображался с жезлом привратника и ключом в качестве атрибутов. Он обозначал посредника в познаниях по агрономии и упорядоченному ведению жизни.

Янус был прежде Юпитера божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил свое место, владыке неба Юпитеру, а сам занял не менее почетное - владыки всех начал и начинаний во времени. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле еще до Сатурна и всем навыкам обработки земли, знаниям ремесел и исчислению времени люди обязаны этому благожелательному и справедливому божеству. Женой Януса была нимфа вод Ютурна, покровительница источников, а сын их Фонс почитался как бог фонтанов и бьющих из-под земли родников. В честь Фонса в октябре устраивались празднества - фонтиналии. Колодцы окружали гирляндами цветов, а в источники бросали венки. Потому и Янусу, отцу Фонса, приписывали создание всех рек и ручьев. В своей книге «Золотая ветвь» Дж.Фрейзер узнает в Янусе прообраз бога леса и вегетации. Под именем Дианус его чтили в дубровах рощах Неми. Ему служил жрец, который был приравнен к королевскому достоинству. Жрец должен был днем и ночью охранять посвященный его культу дуб - ведь тот, кому удавалось отломить ветку дуба, приобретал право убить жреца и занять его место. Согласно древней италийской мифологии, однажды имело место святое обручение Диануса и Дианы - богини леса и плодородия. Поскольку Янусу, как и Юпитеру, посвящен дуб, Фрейзер полагает, что эти боги идентичны, как идентичные женские богини Юнона и Диана. Нет ничего удивительного, что патриархальный Рим представлял Януса почти всегда с лицом мужчины, ведь отец семейства был безраздельным хозяином дома. В то же время народы, жившие на полуострове Италия, в мифологии которых говорилось об обручении Диануса и Дианы, видели в этом боге как мужское, так и женское начало. В искусном художественном изображении удается представить оба полюса в их единстве, и тогда голова двуполого Диануса оказывается символом такого социального и психического состояния, которое уже не связано только с матриархальной или только с патриархальной формой сознания общества. И в то же время изображение не лишено, подчеркнуто характерных черт мужчины и женщины, пластика представляет собой поле вибрации, где разделение сливается в единство, чтобы затем вновь отъединиться друг от друга. Эта двуполость напоминает божество нового Зона, о котором говорит Кроули в "Книге Тота", а в картах Тарот так рисуют дурака. Лицо Януса не имеет демонических черт, как у многих других стражей ворот, оно выражает, с одной стороны, силу и решительность, с другой - дружелюбие и мудрость. Его значение как стража ворот и его двойной лик известны и в других культурах, особенно в африканских. Можно видеть параллель ему в двухголовом божестве, которого бушмены Суринама всегда ставят при въезде в деревню. Ритуальное убийство жреца этого бога в Неми и его почитание как бога природы включают это божество в длинную череду культов вегетации, главная идея которых - победа юного бога весны над зимой. Здесь же и основа многочисленных мистерий, культов Диониса, Аттиса, Адониса, Осириса. Согласно Фрейзеру, это общее выражение религиозной магии превращения природы, которое заключается в смерти и приходящего ей на смену воскресения. Совершенно независимо от этого романского символа в Центральной Африке встречаются накладные маски из дерева со сдвоенными обличьями, из которых одно черное (негроидное), а другое - белое.

В эпоху Ренессанса Янус превратился в символ прошлого и будущего (ср. благоразумие) - в аллегориях Времени. В этом смысле представлен Пуссеном как граница. В начале пространной аллегории человеческой жизни, передаёт Мойрам горсть шерсти (Джордано, палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция). Его атрибут - змея, свернувшаяся кольцом, - античный символ вечности. У.Шекспир в «Венецианском купце» называет Януса двуличным, тем самым давая ему отрицательную оценку.

Изображение бога с двумя головами позволяет трактовать этого бога самым различным образом. Он становится символом любого противоречия: внешнее и внутреннее, душа и тело, миф и разум, правое и левое, консервативное и прогрессивное, материя и антиматерия, одним словом, вся диалектика находит в этом боге свое пластическое синтезированное воплощение. Выражение "двуликий Янус" символизирует сегодня все двузначное, двусмысленное, двойственное, амбивалентное - позитивный и негативный аспекты одного и того же действия или вещи.

Янус - самая загадочная фигура бога Древнего Рима. Его называют созидателем, богом богов, предтечей всего божественного ареопага. Янус бог богов" в древних гимнах Салии (большой Сатурн), от которого якобы берут начало все остальные боги заявляет следующее: "древность зовет меня Хаос" В мифах о Янусе прослеживаются истоки древнейших верований, где Янус представал как первобытный Хаос, из которого возник весь мир. «Ты, из богов древнейший, скажи, прошу тебя, Янус» (Ювенал, Сатира шестая, 394). В этом процессе становления Янус превращается в бога-блюстителя мирового порядка, вращающего ось мира. Это напоминает нам индийского бога Вайю, которого также при перечислении называют первым, и иранского Ваю, которого представляют в виде двойной фигуры - Добра и Зла. Как богу начала и конца ему приписывали большое мистическое значение, ведь для римлян первый шаг имел решающее значение для успеха всего задуманного, первый шаг определял все остальные. Если человек начинает что-то новое, он проходит в ворота и попадает в другое пространство. Это касается как перемещения человека во времени и пространстве, так и перемещения душ. По одной из версий, одно из имен ветхозаветного бога- Янус.

Различия в богах. Уже появление рядом с Юпитером и Юноной богини Минервы выглядит немного неожиданным, если мы вспомним, какие боги считались старшими у греков. Но на этом различие в положении и старшинстве греческих и римских богов не заканчивается. Следующими по значению за Капитолийской триадой (а иногда даже важнее нее) у римлян оказываются богиня Веста (греческая Гестия) и бог Янус.

Двуликий Янус. Бога, подобного Янусу, у греков не было, но в Италии он чтился издавна. Самым священным местом в доме римляне считали очаг, которому покровительствовала Веста, и двери. Ведь именно двери связывают любой дом с внешним миром, и двери же отгораживают дом от него. Двери по-латински назывались «януа», а Янус был их богом. Но всякая дверь имеет две стороны: одна обращена внутрь помещения, другая — наружу. Вот и Януса изображали с двумя лицами. Иногда одно из этих лиц делали молодым, а другое — старым; одно из них смотрит вперед, другое — назад, одно на восток, другое — на запад, одно видит прошлое, другое — будущее. Из-за этих двух лиц Януса называли «Двойной», «Двулобый», [а мы называем «двуликим Янусом» лицемерного человека, хотя, конечно же, лицемерие не относится к качествам этого римского бога.]

Покровитель всех начинающих. Постепенно Янус стал не просто богом дверей, а богом всякого входа и выхода, а затем — покровителем всех начал и начинаний, а также завершения любого дела. Считалось, что Янус каждое утро начинает новый день, отпирая небесные врата и выпуская на небосклон светила, а каждый вечер вновь эти врата запирает. Поэтому каждое утро было посвящено Янусу, и ему возносилась первая молитва с просьбой, чтобы день был удачным. Ему были посвящены и календы каждого месяца, а так как месяцев в году двенадцать, то алтарей у Януса в Риме было тоже двенадцать.

«Януариус». Но двенадцать месяцев — это год, поэтому начало и конец года тоже были посвящены Янусу. Его именем был назван первый месяц года — «януариус». В первый день этого месяца в храме Януса ему приносили в жертву белого быка и молились о благополучии римского государства в новом году, а все римляне приносили в дар Янусу медовые пироги, вино, плоды. Они желали друг другу счастья и дарили вкусные вещи, чтобы наступивший год оказался «сладким», счастливым. Был даже принят особый закон, запрещавший в первый день года брань и ссоры: римляне боялись, что Янус, рассерженный тем, что его праздник испорчен по вине одного, нашлет дурной год на всех.

Так как Янус был покровителем всего года, его часто описывали имеющим 365 пальцев на руках, 300 на одной и 65 на другой. Но одно дело описать, а другое изобразить — попробуй-ка нарисовать или сделать у статуи столько пальцев! Римляне нашли выход — число 365 было начертано на руках статуи Януса, стоявшей в его храме.

Храм Януса. Римляне верили, что Янус влияет и на их военные успехи — ведь каждая война имеет начало и конец, и для ее благополучного завершения милость двуликого бога очень важна. Они построили необычный храм, в нем было двое ворот: одни против других. Когда римляне объявляли войну, двойные двери храма (они назывались «двери войны») отпирались и под арками храма мимо статуи бога Януса проходили выступавшие в поход воины. В течение всей войны храм стоял открытым, а когда война заканчивалась, и войска с победой возвращались из похода, вооруженные воины вновь проходили перед статуей бога — и тяжелые дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, закрывались за ними на ключ.

Но римляне воевали постоянно, отправляя свои армии в походы против соседних народов, поэтому за 600 с лишним лет, прошедших со времени его сооружения при втором римском царе Нуме Помпилии до того, как Римом стал править император Август, храм Януса был закрыт всего два раза. Август же, который гордился своим миролюбием, за сорок лет своего правления закрывал храм Януса целых три раза — больше, чем за всю историю Рима до его правления!


Богиня домашнего очага. Как и Гестия, Веста — богиня домашнего очага и огня, горевшего в нем. Если Янусу были посвящены двери, то Весте — переднее помещение, находившееся за дверями. Оно называлось «вестибулум», и от этого слова происходит наше «вестибюль». Однако в отличие от греческой богини, почитаемой, но не игравшей особой роли ни в мифах, ни в государственном почитании богов, Веста была не только домашней богиней, но и богиней всего Римского государства. В Риме ей был посвящен всего один храм, в котором пылал вечный и негасимый огонь; римляне верили, что пока он не погаснет — не погибнет и их государство.

Храм Весты. Храм Весты находился в центре города, на Форуме — главной площади Рима. Говорят, что построили его в глубокой древности, при втором римском царе Нуме Помпилии. Храм имел круглую форму. Почему? На это было два ответа. Римляне думали, что Вселенная имеет форму шара, а в центре ее находится негаснущий огонь. Храм Весты с ее огнем и должен был изображать Вселенную. А может быть, все было проще — ведь круглую форму имел домашний очаг, в котором тоже горел огонь Весты. Может быть, храм сделали круглым в подражание очагу.


Храм Весты в Риме

«Чистый огонь». В отличие от других римских храмов, в которых стояли изображения богов, в храме Весты не было статуи этой богини. Символом ее образа был огонь, который горел в храме. Этот огонь поддерживался постоянно, а если вдруг он по каким-нибудь причинам потухал, его нельзя было зажечь обычным способом. Делалось это обязательно при помощи трения друг об друга дощечек «счастливого дерева» или от солнца, при помощи зеркала, которым солнечные лучи направлялись на дрова в очаге. Только такой огонь считался «чистым», достойным гореть в очаге богини.

Обновление огня. Огонь в храме Весты тушили только раз в году — при наступлении нового года. Ведь в этот день все должно обновляться, быть молодым. Поэтому обновляли и огонь Весты. Его тушили, а потом разжигали снова одним из описанных способов. Когда римлянин переселялся из Рима, он обязательно брал с собой огонь из очага Весты для того, чтобы от него зажечь очаг в своем доме на новой родине.

Тайное хранилище Весты. Кроме очага в храме Весты находилось хранилище, в которое непосвященным людям вход был запрещен. Все знали, что там хранятся некие священные предметы, но не видел их никто. Говорили, что там находится палладий — деревянное изображение Афины Паллады, которое некогда упало с неба в Трое и которое Эней привез с собой в Италию. Римляне верили, что палладий дает их городу неприкосновенность и пока он здесь, ни один враг не вступит в Вечный город. Кроме палладия, здесь же хранились изображения троянских домашних богов, пенатов, которые тоже прибыли в Италию вместе с Энеем.