Нетленный монах в Бурятии — феномен жизни после смерти. Загадка нетленных тел тибетских монахов Бурятский монах 75 лет медитировал в могиле

Иволгинский дацан находится в Бурятии, в 30 км западней города Улан-Удэ. Здесь, на пяти гектарах долины, комплекс буддийских храмов (дуганов), монастырь, с 1991 года — буддийский университет “Даши Чойнхорлин”.

Учащиеся в нём юноши живут вместе с ламами в избах. Всюду печи, быт аскетичен, одежды лам и студентов отличаются лишь шапками.

2

3. Избы лам

По мнению буддийских монахов, три чуть ли не самых страшных вещи, которые могут произойти с человеком, — это красота, слава и богатство.

Итигэлов говорил, что буддизм — это не религия, не наука и не философия. Это — свобода. Вот они и рвутся из нашего мира страданий и вещей.

4

С 1937 года в Забайкалье не было официально действующих буддийских религиозных центров. Благодаря усилиям вернувшихся к 1945 году из ссылок и лагерей старых лам, в декабре 1945 года было разрешено открыть «Хамбинское Сумэ» в селении Верхняя Иволга Республики Бурятия. Дацану было дано называние «Тvгэс Баясхалантай Улзы Номой Хvрдын Хийд» (Монастырь, основанный в месте, где вращается Колесо Учения, приносящее Счастье и преисполненное Радости). С той поры Иволгинский дацан являлся единственным буддийским религиозным центром на территории Бурятии.

Заходя в дацан, вы обходите его по движению Солнца (по часовой стрелке, если угодно), крутите барабаны с начертаными на них мантрами, кладёте мелкие монетки. Обход совершается 3, 7, 21, 108 раз. Это так называемые "круглые" ритуальные числа.

5

6 Молитвенные барабаны "хурдэ"

7 Знать бы ещё, что тут начертано...

8

9

Ступы. Считается, что они способствуют сохранению мира и оказывают положительное влияние на пространство. Люди, принимающие участие в их строительстве, а так же живущие по близости воспринимают их позитивное воздействие.

9

10

11

Внутри дугана вы движетесь так же. Вокруг очищающего костра, который как раз жгли. И, как в детской игре, нельзя оборачиваться на костер.

12

Главный храм Иволгинского дацана - Сокшон дуган.

13

14

Главный дуган Иволгинского дацана вообще напоминает внутри большую детскую комнату — манерами местного иконописания, ликами божеств, их особой пластикой. Орнаментами, сочными красками. Если это зеленая — то насыщенная, живая зеленая, если синяя — то теплая, глубокая.

15

16


Дворец Хамбо Ламы Итигелова


18

19

20

21 Загадаю желание, чего уж там...)

22

23

24


25 Недалеко от дацана есть источник с холодной и очень вкусной водой. Ничего такого необычного с ним не связано (а может, просто мне не рассказали, монетки-то и в него набросаны щедро), а выпить свежей водицы приятно.

26

Возвращение ХII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова

27

Самое совершенное в людях то, что они однажды умирают. Самое главное достижение человечества — осознание смертности человека...
И вот является Итигэлов. Со своими, шокирующими нас, отношениями со смертью. Похоронен в 1927 году. В 2002-м его откопали. За 75 лет его тело даже не тронул тлен. В этом году будет десять лет, как Итигэлов с нами. Здесь. Он не меняется. У него не по-старчески теплые руки, многодневная щетина. Он потеет. В его теле протекают физиологические процессы. Он сидит ничем и никем не поддерживаемый и, вопреки всем законам биологии и физики, физиологии и гравитации, с прямой спиной, в позе лотоса.

28

Ученые свидетельствуют: по многим параметрам оно производит впечатление тела живого человека. Объяснения этому нет, его существование взрывает основы современной науки. Принято считать, что существуют три состояния тела после физической смерти. Первое - мумификация, когда тело совершенно обезвожено. Второе - состояние торфяного дубления, когда тело человека, попадая в болото, приобретает красный цвет и лишается жидкости. Третье состояние - жиро-воска. Ученые называют феномен Итигэлова «четвертым состоянием смерти». Чудо не истолковать. На то оно и чудо.

29

Дело в том, что Итигэлов находился 75 лет на глубине 2,5 м в деревянном коробе (кедровом ящике), окруженном солью.

Если бы Итигэлов был в состоянии человека, умершего обычной физической смертью, то соль должна была бы разъесть все содержимое. Но когда Итигэлова подняли, кедровый короб (бумхан) и тело, прекрасно сохранились. Причем патологоанатомы были уверены в том, что после подъема тела оно через три-четыре часа превратится в тлен. Ведь обычно резкие изменения внешних условий приводят именно к таким последствиям. Но с Итигэловым этого не произошло. Как человек, находившись в соли 75 лет, сохранился неизменным?

Сейчас Итигэлов в течение почти пяти лет находится в Иволгинском дацане. Поза лотоса, в которой он находился 75 лет в кедровом коробе, после извлечения из него сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Хотя летом жара в Бурятии достигает 40 градусов и никаких холодильных установок нет, тело Итигэлова не подвергается гниению или разложению. Доступа света, искусственного освещения в помещении нет, - проникает лишь тусклый свет с первого этажа.

Спектральный анализ волос, ногтей и кусочка кожи Хамбо Ламы Итигэлова никаких разрушительных изменений не выявил. Органический состав тканей Хамбо Ламы соответствует органическому составу тканей обычного человека. Внутренние органы целы. Согласно двум актам судмедэкспертизы, никаких следов бальзамирования на теле ламы не выявлено. Не похоже это и на процессы мумификации или дубления. Состояние летаргического сна ученые также исключают. Ни одного официально зарегистрированного факта подобного рода в мире больше нет.

15 июня 1927 года в возрасте 75 лет ХП Пандито Хамбо Лама Итигэлов в присутствии лам Янгажинского дацана попросил прочитать для него молитву «Благопожелание уходящему» (Нуга Намши). Ламы не могли решиться и тогда он начал ее читать сам. Ламы присоединились к чтению молитвы и после окончания обряда, и в соответствии с завещанием Д.Д.Итигэлова поместили его в позе лотоса в бумхан (саркофаг) и оставили в захоронении в местности Хухэ Зурхэн (в Иволгинском районе Республики Бурятия).

В 1955 году, в соответствии с завещанием Итигэлова ХVII Пандито Хамбо Лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли саркофаг с телом ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и убедившись в неизменности его тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо Лама Жамбал Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и, убедившись в его сохранности, поместили в бумхан.

10 сентября 2002 года ХХIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и др.) вскрыли бумхан Хамбо Ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан.

Феномен обретения тела Учителя вызвал активность и интерес буддистов не только в России, но и за её пределами. Он ведь делал это осознанно, специально — о том, что происходит с ним сегодня, он написал, уходя, 85 лет назад.

В дни встреч Итигэлова с народом он покрывается потом и прибавляет в весе на 100 граммов.

В 2002-м к Итигэлову пришли 3 тыс людей, в 2003-м — 20 тыс, на следующий год снова на порядок больше — 200 тыс, в 2005-м — 350 тыс, в 2006 году их было уже больше полумиллиона. Очередь растягивается в долину на километр.

В связи с большим количеством паломников, Итигэлова решили прикрыть стеклом, и люди, ища благословения, притрагиваются уже не к телу, а к хадакам из его рук, выпущенным за стекло.

30

Дни поклонения 2012г. - 21 февраля; 31 марта; 6 мая; 4 июня; 23 июля; 19 сентября; 6 ноября; 8 декабря

У Итигэлова есть внучатая племянница — Янжима Васильева. Ее прабабушка была старшей сестрой ламы. Янжима в 2002 году создала информационный центр “Вместе с Итигэловым”, а в 2004-м — Институт Итигэлова. Улыбчивая и энергичная, рассказывая о своем родственнике, говорит, что больше всего “боится зомбировать людей”, поэтому принципиально ни на чем не настаивает. Она пугается того, что Итигэлов превращается в бренд. Но, понятно, отсутствие пиара этого бренда — самый лучший пиар. Ответ, кем она считает Хамбо ламу Итигэлова: “Мы в силу своей скромности не говорим, что Будда пришел”. Что до иволгинских лам — молчат, как партизаны. Или меняют тему…

31

По сохранившейся родословной Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы-Добо (юго-восточный берег озера Сагаан Нур, ныне территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия). У его отца Мантагарай Этигэла были 3 сына и дочь. Лишившись родителей, Итигэлову рано пришлось начать работать. С детства он отличался целеустремленным и независимым характером.

С середины 60-х годов 19 века более 20 лет Итигэлов обучался в Анинском дацане - крупном духовном, философском и культурном центре, находящемся в трехстах километрах от его родины. Настоятелем дацана в этот период был Хойто Ламхай Аюшин Галдан. Он определил Итигэлову стипендию за счёт жителей сел Ойбонт, Тохорюкта, Нурэй и Могой. Поскольку Итигэлов был казачьего сословия и должен был нести службу, жители этих сёл также выплачивали отступные от службы в течении 20 лет.

Годы учебы Итигэлова пришлись на сложное время для иноверцев. Это был период принудительного крещения бурят и других народов Сибири и Дальнего Востока, что сопровождалось и подкупом (за крещение платили немалые деньги, освобождали от налогов и пр.), и ограничением духовных связей с Монголией и Тибетом. Итигэлов после обучения в Анинском дацане защитил высокие духовные звания гэбши, затем габжи и достиг в науках высокого совершенства. После окончания учебы в Анинском дацане и службы в разных дацанах Итигэлов снова начал в 1895 году обучение на медицинском факультете в Тамчинском дацане.

В 1898 г. Итигэлов вернулся в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы.

С началом русско-японской войны (1904 г.) прихожане Янгажинского дацана казаки Янгажинской станицы призываются и направляются на фронт. Ширээтэ Итигэлов проводит обряды по защите уходящих на фронт земляков.

В период военных действий, в целях совершения добродетели для воинов, погибших и пострадавших во время войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана, под руководством Ширээтэ Итигэлова строится Чойра-дуган и Дэважин-дуган, прилагаются большие усилия для просветительской деятельности среди верующих и мирян. За усердие и верноподаничество Ширээтэ Янгажинского дацана Итигэлов царскими указами награждается шейной и нагрудной медалями.

Весной 1910 года XI Пандито Хамбо лама Иролтуев наносит визит в Янгажинский дацан и предлагает Д.Д.Итигэлову выставить на выборы свою кандидатуру на пост Пандито Хамбо Ламы, в связи с предполагаемой собственной отставкой. Через год (19 марта 1911 г.), пройдя непростую процедуру выборов в Резиденции Пандито Хамбо ламы (Тамчинский дацан) Д.Д.Итигэлов был избран и приведен к присяге в сане ХII Пандито Хамбо Ламы Ламайского духовенства Восточной Сибири.

В начале февраля 1913 года ХII Пандито Хамбо лама Итигэлов приглашается на празднование 300-летия дома Романовых в столицу Российской империи Санкт-Петербург. Делегация ламаистского духовенства была принята в Департаменте по религиозным делам Министерства Внутренних дел. 19 февраля Пандито Хамба Лама Итигэлов провел торжественный молебен за здравие и благоденствие Императора и всего царского дома в Санкт-Петербурском буддийском храме «Гунзечойнэй». Он присутствовал на торжественном обеде в честь 300-летия дома Романовых и от имени всех бурят, духовных и светских, произнес поздравительную речь. Затем делегация была удостоена личной аудиенции Императора, на которой Пандито Хамбе Ламе Итигэлову был пожалован «За отличное усердие» Орден Святого Станислава III степени.

Вскоре, после возвращения делегации из Санкт-Петербурга, началась Первая Мировая война. По инициативе Пандито Хамбо Ламы Итигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Главной задачей нового общества было привлечение населения к оказанию финансовой и материальной помощи государству. Благодаря деятельности этого общества было собрано 130000 рублей, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности и установлен в прифронтовой полосе лазарет.

В 1915 году Пандито Хамба Лама Итигэлов с Дамби Хэшэктуевым объехал все дацаны. На собранные деньги они приобрели одежду, обувь, полотенца, табачные изделия, ягоды, сахар, товары повседневной потребности и отправили к Пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме этого, в прифронтовые госпитали для оказания помощи и лечения раненых были направлены эмчи-ламы во главе с Кенсур Хамбо Ламой Иролтуевым. За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненных и павших Император Николай Второй пожаловал Пандито Хамбо Ламе Итигэлову орден Святой Анны II степени и медаль.

Д.Д.Итигэлов был Председателем II Общебурятского сьезда, который прошел в июле 1917 года в Тамчинском дацане. Вскоре после этого он в связи с болезнью сложил с себя полномочия Пандито Хамбо Ламы и вернулся в Янгажинский дацан, где занимался просветительской деятельностью и лечебной практикой. Он создал труды по буддийской философии (их более 50), написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам.

Не могу обойти вниманием ещё один посещенный мной совсем ещё новый дацан, находящийся в Улан-Удэ:

32

33

34

35

36

37 Вовсю идёт строительство.

38 Колокол Четырёх Печатей. Первый в России буддийский колокол таких размеров. Отлит на заводе под Екатеринбургом, вес 700 кг. Звук колокола разноситься очень далеко. Красиво!

39

В этом дацане разрешили фотографировать внутри, когда небыло службы.

Статуя золотого Будды. Высота 6 метров, выполнен по спецзаказу дацана в Китае из бронзы и покрыт сусальным золотом.

40

Статуя заполнена священными реликвиями, специально переданными Его Святейшеством Далай Ламой.

41

43

44

ВСЕ ФОТО

Перед кончиной Даша-Доржо Итигилов завещал извлечь его тело из земли примерно через 30 лет. С тех пор эксгумация проводилась трижды: в 1955, 1973 и 2002 годах - причем неизменно оказывалось, что тело ламы не тронуто тлением
www.eg.ru

11 сентября 2002 года в Бурятии состоялось вскрытие саркофага с прахом Хамбо-ламы Даша-Доржо Итигилова , тело которого в течение 75 лет захоронения не подверглось никакому тлению.

Тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии - в той самой позе лотоса, которую принял Итигилов, когда, медитируя, уходил из жизни в 1928 году. Внешне тело ламы ничем не напоминало умершего человека. Как заявила руководитель проекта по изучению феномена Итигилова, доктор исторических наук, профессор РГГУ Галина Ершова, "его суставы сгибаются, мягкие ткани продавливаются как у живого, а после вскрытия короба, в котором тело ламы покоилось 75 лет, оттуда стало исходить благоухание".

Год назад российские ученые привезли из Бурятии в Москву для исследования частички его тела. И теперь в смятении вынуждены признать, что тело буддийского ламы до сих пор живо.

Как подчеркивает сегодня газета "Версия" , получается, что последние 75 лет своей жизни лама провел в могиле, поскольку даже предварительные результаты анализа биоматериала показали, что наука впервые столкнулась с феноменом "бессмертия" давно почившего человека.

Перед кончиной Даша-Доржо Итигилов завещал извлечь его тело из земли примерно через 30 лет. С тех пор эксгумация проводилась трижды: в 1955, 1973 и 2002 годах - причем неизменно оказывалось, что тело ламы не тронуто тлением. После последней эксгумации тело Итигилова решили изучить медики.

Врачи признают, что опыта работы с таким материалом у них нет, хотя феномен сохранности тела после смерти хорошо известен в медицине. Это происходит при бальмазировании, а также при захоронении тела в почве определенного типа или в условиях вечной мерзлоты. Но как только в могилу попадает кислород, мертвые ткани разлагаются за несколько часов. Вопреки ожиданиям ученых, ничего подобного не произошло с телом буддийского ламы.

Интересно, что момента смерти ламы никто не видел, так как он попросил заключить себя в куб из кедровых досок. Это открывает простор для психофизиологических гипотез. Что если, подобно йогам, лама умел управлять жизненными процессами своего организма?

Даша-Доржо Итигилов был главой буддистов Восточной Сибири с 1911 по 1917 год. Получил известность как философ и врач. Всю жизнь он провел в Бурятии и лишь один раз выезжал за пределы Сибири — на празднование 300-летия дома Романовых. В годы Первой мировой войны организовывал госпитали и получил несколько правительственных наград. Вокруг его имени уже при жизни ходили легенды. Одна из них гласит, что монах мог, как Христос, ходить по воде.

Обстоятельства смерти и погребения Хамбо-ламы в 1927 году очень нетрадиционны для буддизма . Окруженный учениками, Даша-Доржо Итигилов сел в позу лотоса и приказал извлечь его тело из могилы через некоторое время, пообещав вернуться живым. Потом начал читать сам по себе молитву сопровождения умершего и погрузился в глубокую медитацию. Когда ученики сочли, что налицо все признаки смерти, тело ламы в той же позе лотоса поместили в кедровый саркофаг и похоронили на сельском кладбище.

Авторитет учителя был непререкаем. Ученики навещали Даша-Доржо с тех пор дважды: в 1955 и 1973 году. Они убеждались в нетленности тела, переодевали Итигилова и вновь опускали в могилу. В сентябре 2002 года тело Итигилова эксгумировали, изъяв из саркофага с соблюдением всех юридических процедур. Судмедэксперты составили акт, в котором отметили целостность кожного покрова, ногтей, волос, мягкость и эластичность тканей, подвижность суставов Хамбо-ламы. Стало понятно, это не мумификация, не бальзамирование, не дубление и даже не результат сохранения тела в условиях вечной мерзлоты, а некое иное, до сих пор никому не известное состояние.

"Когда научная группа прибыла в Бурятию, нынешний Хамбо-лама Дамба Аюшеев, на наше счастье, предоставил нам необходимый биологический материал - пять волосков и срез ногтя, - рассказала корреспонденту газеты "Версия" профессор Галина Ершова. - А также несколько частичек кожи, которая отпала, когда монахи переодевали Итигилова. Сейчас мы завершили серию возможных анализов предоставленных образцов. В лаборатории судебно-медицинской экспертизы их проводил доктор медицинских наук, профессор Виктор Звягин - величина мирового масштаба в такого рода экспертизах. В частности, он исследовал останки членов царской семьи".

Изначально предполагалось, что органика, живые белковые соединения в теле ламы будут разрушены, а ткани консолидированы за счет неорганики, как это бывает в мумиях. Оказалось, совершенно наоборот! Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции клеток Итигилова имеют прижизненные характеристики. Профессор Звягин, человек с огромным опытом, был поражен.

На прямой вопрос корреспондента, жив Хамбо-лама или мертв, Галина Ершова ответила не сразу:
"Я опасаюсь задеть чувства верующих. Сейчас Итигилов, понятно, не жив - он ведь не может подняться и пойти. Но, уходя в иной мир в состоянии медитации, он погрузился не в смерть, а в другое состояние. Результаты исследований позволяют предположить, что лама искусственно ввел себя в анабиоз. Это то, что происходит с некоторыми видами живых организмов в услових стресса. Но как достичь этого состояния? Остановить дыхание, кислородный обмен? Если нет кислорода, в организме начинается цепная реакция разрушения. Или Итигилов использовал какое-то поверхностное, как йоги называют, "легкое дыхание", которое продолжалось десятилетия? Кстати, в завещании ламы указана ключевая для буддистов цифра - 75 лет. Она привязана к этапам просветления Будды".

То есть его хоронили живым?
- Безусловно.
- Получается, все это время в могиле он тоже был живой?
- Да, я полагаю, что это было именно так. Состояние Хамбо-ламы Итигилова изменилось уже после того, как его извлекли из могилы, практически у нас на глазах. Просто тогда не обратили внимания на некоторые очевидные признаки. Есть такое явление: в момент смерти организм резко теряет влагу. А у Итигилова, когда он был извлечен из могилы и находился вне короба, начался резкий исход влаги из тела. Стеклянный куб, в который его посадили монахи в монастыре, вдруг запотел. Это и был момент окончательного ухода великого учителя. И одновременно триумф. Он ведь вернулся живым, как обещал!

Именно такая была у ламы задумка. Я не знаю, верил ли он, что сможет заставить тело вновь повиноваться себе: ожить, встать. Вряд ли. Даша-Доржо был врачом и прекрасно понимал, что такое атрофия мышц без движения - восстановить их функциональность практически невозможно. Но он рассчитывал оставаться в состоянии медитации-спячки до тех пор, пока его не извлекут из саркофага. Итигилов вошел в состояние анабиоза, чтобы доказать беспредельность духовной силы. Он знал, что выдержит оговоренный срок. Я им искренне восхищаюсь.

Сейчас Галина Ершова занимается поиском аналогов "феномена Итигилова" в буддийском юго-восточном религиозном пространстве. Есть версия, что высохшие фигуры медитирующих лам, покрытые либо лаком, либо золотом, могли быть явлениями этого порядка - живыми людьми, находящимися в трансе.

"Уникальное явление наводит на мысль: не с этим ли связана буддийская практика "медитировать на учителя", - продолжает профессор. - Видимо, эти люди были навечно связаны с информационным пространством, или, выражаясь буддийскими понятиями, с пустотой. Но были не мертвыми, а телесно и духовно принадлежащими еще нашему миру. Они становились своеобразными резонаторами, которые помогали монахам в трансе войти в общее информационное поле, прикоснуться к пониманию космоса. "Медитировать на кого-то" - это значит полностью отождествиться с неким духовно сильным человеком, и уж он потом переносит ищущего в другие миры и пространства.

Тела этих подвижников можно видеть в храмах Тибета и Юго-Восточной Азии. Вероятно, на заре истории они проделали тот же духовный путь, что и Итигилов, перед тем как уйти в физическую смерть. Впрочем, достоверных свидетельств нет. Итигилов - единственное явление из научно описанных. Как считает Ершова, он реализовал свою задачу. Это был человек, активно живший интересами своего народа, наверное, в этом и надо искать и причину его последнего удивительного деяния. Предсказывая изменения в стране в новом тысячелетии, он оставил свое тело в качестве жертвенного послания, которое человечество не вправе потерять.

Как это ему удалось сделать, по-прежнему остается загадкой. Сейчас готовится вторая экспедиция, финансируемая проектом "Неизвестная планета", уже в Тибет и Юго-Восточную Азию, чтобы на месте изучить вопросы психофизиологии - медитацию, практику управления собственным телом, технику йоги, дыхание. Специалисты считают, что надо, по крайней мере, попытаться понять заложенные в человеке способности, которые приводят к такому состоянию тела, какое наблюдается у Итигилова, и выразить их в научных терминах. Одновременно будет изучаться почва и геология региона. Уже есть договоренность и с НАСА - американцы предоставят космические снимки местности в разных диапазонах. Для чистоты исследования необходимо знать, нет ли в районе бывшего захоронения хамбо-ламы каких-то излучений и почвенных аномалий.

Рассказ Галины Ершовой заставляет задуматься о феномене "мальчика-Будды" из Непала , о котором недавно сообщили СМИ.

15-летний Рама Бахадура Банджана из южнонепальского округа Бара провел без еды и воды в джунглях на юге страны полгода. Он сидит под деревом в позе "лотоса", глаза его закрыты, а лицо не выражает никаких эмоций.

Тысячи людей отправившихся в джунгли, чтобы увидеть его, считают мальчика реинкарнацией (перевоплощением) Сиддхартхи Гаутамы, принца-отшельника, который 2,5 тысячи лет назад достиг просветления под деревом бодхи, после чего и стал "Буддой" - "просветленным знанием", "нашедшим истинный путь".

Мальчик находится в состоянии глубоко погружения в медитацию, как минимум, с мая нынешнего года.

По ночам к нему никого не допускают - с заходом солнца дерево окружается плотным кольцом охраны.

В настоящее время тело Даша-Доржо Итигилова находится в Иволгинском дацане — центре российских буддистов, в 30 километрах от Улан-Удэ. "Для нас феномен Итигилова в том, что он атеистов заставил сомневаться в своем неверии, у сомневавшихся убрал колебания в их правоте, верующих укрепил в силе духа. Он оставил послание, не сказав при этом ни слова", - считает нынешний глава Буддийской традиционной сангхи России Хамбо-лама Дамба Аюшеев.

Буддисты по-прежнему относятся к Итигилову как к живому человеку, находящемуся в особом состоянии сознания и телесности. Они считают, что ни знания, ни острый ум не могут сделать человека подобным Даша-Доржо. Для этого нужно испытывать великое сострадание ко всем живым существам, стать бодхисаттвой — "идеальным существом, которое исполнено сострадания ко всему сущему, но не хочет вкусить свободы до тех пор, пока несвободны все остальные...".

И несмотря на то что официальная Буддистская Сангха отрицает возможность возвращения души ламы в тело, монахи считают, что Даша-Доржо при желании может ожить. Такой же точки зрения придерживается и глава буддистов Тибета Далай-лама XIV .

Вот как описываются события, связанные со вскрытием саркофага с прахом Даши-Доржо Итигилова на сайте Nervana.nm.ru .

"11 сентября 2002 года тело Д.-Д. Итигилова было изъято из бумхана - места захоронения ламы в местности Хухэ-Зурхэн в присутствии руководства и священнослужителей Буддийской традиционной Сангхи России. Всеобщее удивление вызвало то, что спустя 75 лет с момента захоронения тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии - в той самой позе лотоса, которую принял Итигилов, когда, медитируя, уходил из жизни.

Даже среди очень продвинутых буддийских практиков достижение нетленного тела - редчайший случай, считают представители Буддийской традиционной Сангхи России. Только великие Учителя, уходя из жизни, могут войти в состояние медитации-самадхи и очистить свое тело так, что после смерти оно сохраняется. Это происходит потому, что процесс смерти - угасание жизненных функций тела - находится под сознательным контролем. Но не всякое тело может сохраниться нетленным, утверждает старейший бурятский Гэлэк-Балбар-лама. Можно только предположить, что Хамбо-лама Даши-Доржо Итигилов был практиком величайшего уровня, который достиг прямого постижения Пустоты - Великой реальности всех явлений. "С раннего детства я слышал от стариков и родственников о Хамбо-ламе Итигилове, - рассказывает Унзад-лама, ведущий молитвенных чтений, Бимба Доржиев, который служит в Иволгинском дацане с 1988 года (родом он из Хурамши - села, располагающегося недалеко от бывшего Янгажинского дацана, где служил Итигилов. - Прим. ред. ). - Запомнилась история о том, как прихожане Цонгольского дацана обратились к Хамбо-ламе Итигилову с просьбой определить новое место для постройки дацана, так как прежнее заливало водой во время наводнений.

Итигилов указал место, сказав, что там зарыты колокольчик и ваджра первого Хамбо-ламы Дамбы Доржи Заяева. И там действительно обнаружили эти предметы и впоследствии построили новый дуган Хилгантуйского (Цонгольского) дацана. Верующие приняли Итигилова за перерожденца Хамбо-ламы Заяева", удостоверились в сохранности его тела согласно завещанию. В самом деле, в 1955 году группа лам во главе с Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым вскрыла саркофаг с телом, привела его в порядок и вернула в бумхан. Скорее всего, это было сделано втайне от властей, и, конечно же, в те годы не могло быть и речи о возвращении тела в дацан. "В уме я все время держал мысль, что нынешнему поколению буддийских священнослужителей необходимо вновь найти саркофаг Хамбо ламы и проверить состояние его тела, - продолжает лама Бимба Доржиев. - Даже во сне я видел, как мы открываем саркофаг, и еще больше утвердился в вере, что если сделать нетленное тело Хамбо ламы Итигилова объектом почитания верующих, то это станет самым большим благом".

Доржиев нашел человека, который знал о месте захоронения Учителя, - дедушку Амгалана Дабаева, 1914 года рождения. Он видел Итигилова при жизни, а его тесть участвовал в 1955 году во вскрытии саркофага. Бимба-лама и группа верующих обратились к Хамбо-ламе Дамбе Аюшееву с просьбой организовать раскопки. И 10 сентября с группой лам и родственниками Хамбо-лама Аюшеев выехал на место захоронения. С помощью дедушки Амгалана было определено точное место захоронения. "Наш рациональный ум говорит, что сохранение в более или менее хорошем состоянии умершего тела невозможно. Все-таки прошло 75 лет после ухода Хамбо-ламы, - говорит Дамба Аюшеев. - Я попросил всех в самый ответственный момент отойти от саркофага. К нему подошел медицинский эксперт Э. Мандарханов и, когда спустя некоторое время он подтвердил, что тело находится в сохранности, я испытал огромное облегчение и радость. Но одновременно почувствовал груз ответственности за дальнейшую судьбу этого драгоценного для нас тела".

Вечером 10 сентября при большом скоплении верующих саркофаг был встречен в дацане с почестями высшего буддийского иерарха. Под чтение молитв и звуки ритуальных инструментов его поместили в Диважин-дугане, где находится макет рая - чистой земли Будды Амитабхи, а также мандалы высших божеств. Волнение, сомнения, чувство сопричастности к историческому событию - эти эмоции испытывал каждый из присутствовавших при вскрытии саркофага. Эксперты И.А. Вологдин и Д.А.Горин сличают прижизненную фотографию Хамбо-ламы Д.-Д. Итигилова с эксгумированным телом, одетым в желтый тэрлиг, и с уверенностью говорят: "Это он".

С рассвета до ночи в Диважин-дугане ламы и хувараки ежедневно читают специальную молитву - "Дэмбрэл додбо" - "Хвала взаимозависимому происхождению" - коренной текст по пустотности всех явлений. Центральным духовным управлением Сангхи России решено соорудить специальный саркофаг из стеклопакета, создать все условия для дальнейшей сохранности драгоценной реликвии. Ответственным за "Собрание драгоценного тела Учителя" назначен один из главных инициаторов вскрытия места захоронения Хамбо-ламы Д.-Д. Итигилова унзад лама Иволгинского дацана Бимба Доржиев. Поклонение телу йогина может принести великое благо всем верующим, считает уважаемый Гэлэк-Балбар-лама. Со времен учеников Цзонхавы, основателя школы Гелукпа (ХV век), были попытки сохранения тела Учителя, но далеко не все оказались удачными. Но буддистам Бурятии несказанно повезло, они могут воочию лицезреть чудо. Великий Учитель смог через 75 лет явить свое нетленное тело взору своих последователей, чтобы напомнить о нашей бренности, о непостоянстве и смерти, о великой силе Учения Будды".

Между тем, как некоторое время назад сообщали "Вести-Бурятия", в институте Хамбо-ламы продолжается изучение наследия виднейшего представителя буддизма Бурятии. Феномен Итигилова исследуется не только в религиозном плане, но и в естественнонаучном. И здесь вопросов больше чем ответов, после долгих исследований ученые признались, что не в состоянии объяснить феномен "нетленного тела". Многочисленные анализы только усложнили ситуацию. О том, к каким выводам пришли именитые московские ученые на встрече с журналистами рассказали представители Буддийской традиционной сангхи и Института Хамбо-ламы Итигилова.

Директор института Хамбо-ламы Итигилова Янжима Васильева пояснила, что сейчас проходит исследование образцов ткани "нетленного тела" ядерно-резонансным методом, и на этом научное изучение феномена Итигилова завершаются. Ученые так и не смогли объяснить загадку буддийского священнослужителя, чье тело было извлечено из земли спустя 75 лет после погребения. Они единодушны только в одном: феномен Итигилова - это сенсация не только в истории буддизма, но и человечества вообще. Руководил исследованиями заведующий отделом идентификации личности центра судмедэкспертизы Минздрава России профессор Виктор Звягин. Он заявил, что исследования свидетельствуют, что тело Хамбо Ламы соответствует телу человека, умершего 12 часов назад, в то же время, когда одна из ученых подошла к нему, она явно чувствовала горячие руки.

Звягин и его коллеги с разрешения буддийского духовенства изучали образцы тканей "нетленного тела": волосы, упавшие с головы ламы, чешуйки кожи и срез ногтя. Их сравнили с образцами живых людей, в том числе и самого профессора Звягина. По результатам был сделан вывод, что белковая структура не нарушена, соответствует живому человеку. Ошеломили и результаты исследования химического состава тела. Ученые не смогли объяснить тот факт, что у Итигилова отсутствуют или ничтожно мало количество химических элементов.

Тело Хамбо-ламы Итигилова уже два года является объектом поклонения буддистов Бурятии, России, мира. Оно находится в Иволгинском дацане, в помещении без специального оборудования, в стеклянном саркофаге, который скорее защищает от пыли, чем от времени. Ему тело ламы не подвластно - никаких изменений за 2 года. Практически постоянно около учителя находится его главный смотритель Бимбо-лама. Через определенное время, по сезону, он меняет ему одежду, и к этому периоду суставы становятся более подвижными. Бимбо-лама отметил, что при переодевании от тела учителя исходит благоухание.

Ламы рассказывают о многих чудесах, происходящих вокруг "Драгоценного тела". В том числе и о волшебных исцелениях людей, которым удалось увидеть Хамбо-ламу Итигилова. В 2005 году Сангха назвала лишь 7 дней, когда можно будет поклониться его телу.

В это трудно поверить, а представить просто невозможно, то что по мнению ученых недавно найденная мумия тибетского монаха, которой уже более 200 лет, все еще «живая».

Ученым в Улан-Баторе в руки попала 200-летняя мумия тибетского монаха, которая была обнаружена в провинции Сонгинохаирхан.

Мумия находится в сидячем положении в позе «лотоса-ваджра», то есть ладонь левой руки открыта, а правая ладонь повернута вниз и зажата, символизируя проповедь Сутры. По древним традициям буддийских лам это состояние человека говорит о том, что монах не умер, а находится в глубоком состоянии медитации, и чем дольше он прибывает в столь необычном забытье, тем ближе он к Будде.

При подробном исследовании мумии и после проведенных ряда различных экспертиз ученые сделали однозначный вывод, что белковые функции организма мумии имеют прижизненное состояние, и «монах все еще жив», просто находится в очень длительном и глубоком трансе.

По мнению ученых во главе с профессором Монгольского института буддийского искусства Гэнхугиюн Пуревбата, такой транс в который вошел монах называется «тукдам», а сам монах является учителем ламы Даши-Доржо Итигэлова, который по собственной воле сел в такую же позу лотоса и прочитав посмертную молитву, умер. Произошло это событие в 15 июне 1927 года.

Перед тем как сесть и умереть Итигэлов готовил себя морально и физически почти десять лет, и завещал своим ученикам чтобы его нетронутым в сидячем положении, так и захоронили. Затем через 30 лет пришли откопали и посмотрели на него вновь, а окончательно его вернули только через 75 лет. Так его учениками все было и исполнено. Был сооружен кедровый короб, в который поместили сидячего ламу и засыпали обычной каменной солью, а затем со всеми почестями захоронили в землю. Через 30 лет (в 1957 году) Итигэлова вновь откопали. Присутствующие были поражены увиденным - монах как живой сидел все в том же положении, только не дышал. Ему сменили халат, прочитали необходимые молитвы, и импровизированный тот же саркофаг с монахом вновь захоронили, и вновь откопали лишь в 2002 году.

По сути лама вернулся в наш мир, как он и того хотел через 75 лет. Судмедэкспертиза города Бурятии документально подтвердили тот факт, что естественного разложения тела нет, даже гнилостный запах отсутствует. Мягкие ткани эластичны, суставы гнутся и сохранили свою подвижность, на теле нет никаких признаков какого-либо бальзамирования или применения каких-либо масел. Даже оранжевый халат ламы не потерял своей прочности и яркости красок.

Кстати, Даши-Доржо Итигэлов (Пардито Хамбо-лама XII) – религиозный бурятский деятель, и в 1911-1917 годы являлся главой буддистов Сибири.

До сих пор лама восседает на подиуме, в своей торжественной позе лотоса, в специально выстроенного для него Иволгинском монастыре. Его тело можно сказать нетленно, вот уже 88 лет оно находится все в том же состоянии и не подвергнуто ни гниению, ни разложению. Многие верят, что лама жив и мог бы вернуться в наш мир, только если бы его тело откопали чуть раньше. Или попросту возрождение ламы не происходит потому, что в живых уже нет тех кому он давал обещание вернуться.

Но как бы то ни было на самом деле нам уже точно этого не узнать, но этими примерами «живых» мумий можно точно констатировать тот факт, что сила веры просто всемогущая и необъятная, и во многом человеку пока что не дано этого не понять, не объяснить.

Если вы до сих пор не верите в чудеса, вам пора побывать в Бурятии: там, в Иволгинском дацане в 40 минутах езды от Улан-Удэ, под стеклянным колпаком сидит человек, который скончался ещё 86 лет назад.

Сидит в позе лотоса с прямой спиной, никем и ничем не поддерживаемый. Ученые невдомек, почему тело не только не разлагается, но и почему-то источает благоухание. А главное, почему любой, даже самый последний скептик, находясь подле испытывает трепет и вместе с тем чувствует огромный прилив душевных сил. Буддисты знают, что Даши-Доржо Итигэлов - их любимый Хамбо-лама, как и обещал когда-то, вернулся в мир живых и вновь принялся творить чудеса.

Одна из главных святынь Иволгинского дацана - дерево «бодхи», или баньяновое дерево, которое чтится всеми буддистами – по легенде, именно под ним Будда достиг полного просвещения. Для этого дерева в монастыре даже построена специальная оранжерея. Любой человек может обрести здесь исцеление, духовное или физическое - монахи лечат прихожан с помощью лекарств тибетской медицины, проводят обрядовые ритуалы.

Бытуют слухи, что дацан может подарить и исцеление – говорят, что таким чудодейственным даром обладает нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова, которому можно поклониться в Иволгинском дацане. Оно хранится в храме Чистой земли, который притягивает к себе буддистов со всего света. Как гласит легенда, Лама Даша Доржо Итигэлов, будучи уже глубоким старцем, сел в позу лотоса и покинул свое тело в начале прошлого века, повелев своим ученикам, чтобы они похоронили его, но достали из могилы, когда минет 70 лет. Ученики выполнили его наставления и сегодня, спустя более восьмидесяти лет после «смерти», Лама Итигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса в главном дугане (храме) Иволгинского дацана.

Нетленное тело бывшего Главы буддистов России Ламы Даша Доржо Итигэлова, умершего 80 лет назад – это один из случаев энергоинформационной трансформации высочайшего уровня практики саморазвития Духа. Исследования экспертов демонстрируют потрясающие результаты: Итигэлова все признаки живого человека – мягкая кожа, подвижные суставы, отмечается и слабая активность мозга. Раз в полгода Лама даже прибавляет или теряет до полу-килограмма веса.

В строго определенные дни к ламе, «восседающему» под стеклянным колпаком, выстраиваются длинные очереди желающих прикоснуться к святыне, по слухам, здесь не редкость исцеления и исполнения желаний.

Благословение ламы.

Кто такой Лама Итигэлов? В 1911-1917 гг. этот человек был главой всех буддистов Бурятии. Но на прием к нему шли люди самых разных конфессий, в том числе - сам Николай II с семейством: слава о целительских способностях Даши-Доржо Итигэлова достигла блестящего Санкт-Петербурга. Но рассказывать государю о том, какой страшный конец уготован ему самому и всей его семье Хамбо-лама не стал. Зачем? От судьбы не уйдешь… Он знал наперед, какие времена грядут, к чему готовиться. Увещевал других лам покидать Россию - спасаться. При этом сам никуда уезжать не торопился, пребывая в абсолютном спокойствии: «Меня они взять не успеют». Он вообще очень многое знал и умел, этот необычный лама. Написал великое множество трудов по буддизму. Досконально изучил тибетскую медицину и оставил огромный трактат по фармакологии. За его благословением охотилась вся Бурятия. Оно и понятно - как могло быть иначе, когда все солдаты, что получили благословение Итигэлова перед уходом на русско-японскую войну, вернулись домой целыми и невредимыми? А еще он мог ходить по воде, перемещаться в пространстве и предсказывать грядущие события. Но самое главное, он сумел подчинить себе время!

Благопожелание уходящему

В 1917 году он сложил с себя полномочия главы буддистов России и на протяжении 10 лет совершенствовал свой дух. 15 июня 1927 года он созвал всех своих учеников и сказал им: «Приходите ко мне через 30 лет - посмотрите на мое тело. А через 75 лет я к вам вернусь». Растерянные стояли ученики круг учителя. Еще больше удивились они, когда тот сел в позу лотоса и попросил их прочитать буддийскую молитву «Благопожелание уходящему». Те отказались - ведь эту молитву читают лишь покойникам. Тогда Итигэлов сам произнес ее и в ту же секунду перестал дышать. Тело ламы поместили в кедровый гроб и предали земле. А откопали через 30 лет - в тайне от властей. Монахи убедились, что тело осталось нетленным, произвели необходимые обряды, сменили одежды и вновь погребли. Второй раз монахи убедились в сохранности тела в 1973 году, но извлекли Итигэлова из-под земли лишь 10 сентября 2002 года - ровно через 75 лет после смерти - в соответствии с волей учителя. Тут-то и началось самое интересное - для людей, далеких от буддизма, разумеется. Судмедэксперт, присутствовавший на эксгумации, осмотрел тело и попросил созвать комиссию: раньше он такого никогда не видел! Ведь лама был не просто узнаваем внешне - он сохранил все признаки живого существа: оставался теплым и у него по-прежнему была мягкая, эластичная кожа. У человека, 75 лет пробывшего в гробу, на месте были уши, глаза, пальцы, зубы, ресницы с бровями! У него гнулись все без исключения суставы! Итигэлова перенесли в Иволгинский дацан, специально построенный для него, переодели в новые одежды и посадили под стеклянный колпак, который если от чего и защищает, то только от пыли. Никаких других ухищрений для сохранения ламы буддисты не предпринимали. Но с тех самых пор тело не претерпело практически никаких изменений - разве кожа стала чуть грубее. Лама Итигэлов все также сидит в позе лотоса и даже время от времени набирает вес - до 2 кг в год, а потом худеет. Лама не экспонат, буддисты относятся к нему как к живому, а потому на «растерзание» ученых попали лишь опавшие волосы Итигэлова, чешуйки кожи и крошечный фрагмент ногтя. Исследователям из Российского центра судмедэкспертизы Минздрава РФ хватило и этого, чтобы признать невероятное: «Состояние тканей таково, что оно вполне соответствует прижизненной характеристике. Нам не известны случаи такой сохранности, это некая научная загадка… По многим параметрам тело Хамба-ламы производит впечатление тела живого человека…»

В разделе

Год назад российские учёные привезли из Бурятии в Москву уникальные частички тела хамбо-ламы Даша-Доржо Итигелова. Сам нетленный великий учитель находится в Иволгинском монастыре, под Улан-Удэ. А до этого 75 лет своей жизни лама провёл в могиле. Именно так - своей жизни. Уже предварительные результаты анализа биоматериала показали, что наука впервые столкнулась с феноменом «бессмертия» давно почившего человека. К сожалению, глава Буддийской традиционной сангхи России вскоре запретил биомедицинские исследования тела монаха. Однако анализ полученных прежде результатов продолжился. Сейчас у московских экспертов появились первые выводы, которые смело можно назвать сенсационными. Ими они поделились с корреспондентом «Версии».

По словам учёных, занимающихся исследованием феномена, для начала нужно понять, как стало возможным, что частички тела хамбо-ламы оказалось в их руках. Ведь буряты не раскапывают могилы и даже посещение кладбища для них крайне тягостная процедура. Но Итигелов оставил ясное завещание, которое монахи и выполнили. Значит, лама был уверен, что завершит свою миссию. Но какую? Для этого нужно обратиться к его биографии.

Одна из легенд гласит, что лама мог ходить по воде

Даша-Доржо Итигелов был главой буддистов Восточной Сибири с 1911 по 1917 год. Получил известность как философ и врач. Всю жизнь он провёл в Бурятии и лишь один раз выезжал за пределы Сибири - на празднование 300-летия дома Романовых. В годы Первой мировой войны организовывал госпитали и получил несколько правительственных наград. Вокруг его имени уже при жизни ходили легенды. Одна из них гласит, что монах мог, как Христос, ходить по воде.

Обстоятельства смерти и погребения хамбо-ламы в 1927 году очень нетрадиционны для буддизма. Окружённый учениками, Даша-Доржо Итигелов сел в позу лотоса и приказал извлечь его тело из могилы через некоторое время, пообещав вернуться живым. Потом начал читать сам по себе молитву сопровождения умершего и погрузился в глубокую медитацию. Когда ученики сочли, что налицо все признаки смерти, тело ламы в той же позе лотоса поместили в кедровый саркофаг и похоронили на сельском кладбище.

Авторитет учителя был непререкаем. Ученики навещали Даша-Доржо с тех пор дважды: в 1955 и 1973 году. Они убеждались в нетленности тела, переодевали Итигелова и вновь опускали в могилу. В сентябре 2002 года тело Итигелова эксгумировали, изъяв из саркофага с соблюдением всех юридических процедур. Судмедэксперты составили акт, в котором отметили целостность кожного покрова, ногтей, волос, мягкость и эластичность тканей, подвижность суставов хамбо-ламы. Стало понятно, это не мумификация, не бальзамирование, не дубление и даже не результат сохранения тела в условиях вечной мерзлоты, а некое иное, до сих пор никому не известное состояние.

Лабораторный анализ подтвердил, что тело монаха живёт

«Когда научная группа прибыла в Бурятию, нынешний хамбо-лама Дамба Аюшеев, на наше счастье, предоставил нам необходимый биологический материал - пять волосков и срез ногтя, - рассказывает руководитель проекта по изучению феномена Итигелова, доктор исторических наук, профессор РГГУ Галина Ершова. - А также несколько частичек кожи, которая отпала, когда монахи переодевали Итигелова. Сейчас мы завершили серию возможных анализов предоставленных образцов. В лаборатории судебно-медицинской экспертизы их проводил доктор медицинских наук, профессор Виктор Звягин - величина мирового масштаба в такого рода экспертизах. В частности, он исследовал останки членов царской семьи».

Изначально предполагалось, что органика, живые белковые соединения в теле ламы будут разрушены, а ткани консолидированы за счёт неорганики, как это бывает в мумиях. Оказалось, совершенно наоборот! Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции клеток Итигелова имеют прижизненные характеристики. Профессор Звягин, человек с огромным опытом, был поражён.

На прямой вопрос корреспондента, жив хамбо-лама или мёртв, Галина Ершова ответила не сразу.

Я опасаюсь задеть чувства верующих. Сейчас Итигелов, понятно, не жив - он ведь не может подняться и пойти. Но, уходя в иной мир в состоянии медитации, он погрузился не в смерть, а в другое состояние. Результаты исследований позволяют предположить, что лама искусственно ввёл себя в анабиоз. Это то, что происходит с некоторыми видами живых организмов в услових стресса. Но как достичь этого состояния? Остановить дыхание, кислородный обмен? Если нет кислорода, в организме начинается цепная реакция разрушения. Или Итигелов использовал какое-то поверхностное, как йоги называют, «лёгкое дыхание», которое продолжалось десятилетия? Кстати, в завещании ламы указана ключевая для буддистов цифра - 75 лет. Она привязана к этапам просветления Будды».

То есть его хоронили живым?

Безусловно.

Получается, всё это время в могиле он тоже был живой?

Да, я полагаю, что это было именно так. Состояние хамбо-ламы Итигелова изменилось уже после того, как его извлекли из могилы, практически у нас на глазах. Просто тогда не обратили внимания на некоторые очевидные признаки. Есть такое явление: в момент смерти организм резко теряет влагу. А у Итигелова, когда он был извлечён из могилы и находился вне короба, начался резкий исход влаги из тела. Стеклянный куб, в который его посадили монахи в монастыре, вдруг запотел. Это и был момент окончательного ухода великого учителя. И одновременно триумф. Он ведь вернулся живым, как обещал!

Именно такая была у ламы задумка. Я не знаю, верил ли он, что сможет заставить тело вновь повиноваться себе: ожить, встать. Вряд ли. Даша-Доржо был врачом и прекрасно понимал, что такое атрофия мышц без движения - восстановить их функциональность практически невозможно. Но он рассчитывал оставаться в состоянии медитации-спячки до тех пор, пока его не извлекут из саркофага. Итигелов вошёл в состояние анабиоза, чтобы доказать беспредельность духовной силы. Он знал, что выдержит оговорённый срок. Я им искренне восхищаюсь.

«Золотые подвижники» не редкость в Тибете

Сейчас Галина Ершова занимается поиском аналогов «феномена Итигелова» в буддийском юго-восточном религиозном пространстве. Есть версия, что высохшие фигуры медитирующих лам, покрытые либо лаком, либо золотом, могли быть явлениями этого порядка - живыми людьми, находящимися в трансе.

Уникальное явление наводит на мысль: не с этим ли связана буддийская практика «медитировать на учителя», - продолжает профессор. - Видимо, эти люди были навечно связаны с информационным пространством, или, выражаясь буддийскими понятиями, с пустотой. Но были не мёртвыми, а телесно и духовно принадлежащими ещё нашему миру. Они становились своеобразными резонаторами, которые помогали монахам в трансе войти в общее информационное поле, прикоснуться к пониманию космоса. «Медитировать на кого-то» - это значит полностью отождествиться с неким духовно сильным человеком, и уж он потом переносит ищущего в другие миры и пространства.

Тела этих подвижников можно видеть в храмах Тибета и Юго-Восточной Азии. Вероятно, на заре истории они проделали тот же духовный путь, что и Итигелов, перед тем как уйти в физическую смерть. Впрочем, достоверных свидетельств нет. Итигелов - единственное явление из научно описанных. Как считает Ершова, он реализовал свою задачу. Это был человек, активно живший интересами своего народа, наверное, в этом и надо искать и причину его последнего удивительного деяния. Предсказывая изменения в стране в новом тысячелетии, он оставил своё тело в качестве жертвенного послания, которое человечество не вправе потерять.

Как это ему удалось сделать, по-прежнему остаётся загадкой. Сейчас готовится вторая экспедиция, финансируемая проектом «Неизвестная планета», уже в Тибет и Юго-Восточную Азию, чтобы на месте изучить вопросы психофизиологии - медитацию, практику управления собственным телом, технику йоги, дыхание. Специалисты считают, что надо по крайней мере попытаться понять заложенные в человеке способности, которые приводят к такому состоянию тела, какое наблюдается у Итигелова, и выразить их в научных терминах. Одновременно будет изучаться почва и геология региона. Уже есть договорённость и с НАСА - американцы предоставят космические снимки местности в разных диапазонах. Для чистоты исследования необходимо знать, нет ли в районе бывшего захоронения хамбо-ламы каких-то излучений и почвенных аномалий.

Итигелов может вернуть душу в тело

В настоящее время тело Даша-Доржо Итигелова находится в Иволгинском дацане - центре российских буддистов, в 30 километрах от Улан-Удэ. «Для нас феномен Итигелова в том, что он атеистов заставил сомневаться в своём неверии, у сомневавшихся убрал колебания в их правоте, верующих укрепил в силе духа. Он оставил послание, не сказав при этом ни слова», - считает нынешний глава Буддийской традиционной сангхи России хамбо-лама Дамба Аюшеев.

Буддисты по-прежнему относятся к Итигелову как к живому человеку, находящемуся в особом состоянии сознания и телесности. Они считают, что ни знания, ни острый ум не могут сделать человека подобным Даша-Доржо. Для этого нужно испытывать великое сострадание ко всем живым существам, стать бодхисаттвой - «идеальным существом, которое исполнено сострадания ко всему сущему, но не хочет вкусить свободы до тех пор, пока несвободны все остальные...».

И несмотря на то что официальная буддистская церковь отрицает возможность возвращения души ламы в тело, монахи считают, что Даша-Доржо при желании может ожить. Такой же