Кто построил храмовую гору. Храмовая гора в иерусалиме. Ранний Мусульманский период, крестоносцы, мамлюки и османцы

История

Между X веком до н. э. и I веком н. э. на Храмовой горе стоял Иерусалимский храм , который служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу , а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на Песах , Шавуот и Суккот).

Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле - к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме - к Храмовой горе.

Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм , который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Также с Храмовой горой связано ожидание так называемого Страшного Суда .

В период Храма существовали различия в святости между разными частями Храмовой горы. Вход в Святая святых Храма был разрешён только первосвященнику , и только в Йом-Киппур для ведения службы. Внутрь Храма могли заходить лишь коэны . Тем, кто был ритуально нечист, запрещалось входить на территорию Храмовой площади, а согласно более строгой точке зрения, - вообще вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде.

Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида , святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Сегодня считается, что все евреи ритуально нечисты, и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору. Однако существует точка зрения, согласно которой этот запрет относится лишь к восхождению на территорию, где стоял Храм, тогда как вход на остальную часть Храмовой горы разрешён. Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать разрешённую зону.

Местоположение Храма

Другие полагают, что на этом камне во дворе Храма находился Жертвенник всесожжения . В таком случае, Храм располагался к западу от этого камня. Это мнение более вероятно, поскольку это соответствует пространственным отношениям на Храмовой площади и позволяет разместить ровную площадь достаточно больших размеров. .

Существуют и другие варианты локализации Храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети Скалы. По его расчетам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним «Куполом Духов» - небольшой мусульманской средневековой постройкой.

Противоположную, «южную» (по отношению к Куполу Скалы) локализацию Храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас.

Значение Храмовой горы в христианстве

Храмовая гора многократно упоминается в Пятикнижии , которое является основой Ветхого Завета , поэтому это место священно как для иудеев, так и для христиан . Кроме того, в Новом Завете утверждается, что Иисус является прямым потомком царя Давида (Мф. 1:17), сын которого, Соломон , основал Первый Храм на этой горе.

Тем не менее, среди многочисленных святых мест христианства в Иерусалиме, Храмовой горе особого значения не придавалось.

Значение Храмовой горы в исламе

Мечеть Скалы

Иерусалим и святыни, расположенные на Храмовой горе, признаются мусульманами третьими по значению после Мекки и Медины . Куббат ас-Сахра построена в самом центре Храмовой горы, и внутри неё находится выступающий из земли камень - это вершина горы, единственная её часть, которая возвышается над плоским плато. Согласно Корану , этот камень и есть та скала, с которой пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне.

Политическое значение Храмовой горы

В периоды мамелюкского, османского и британского правления Палестиной , евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - ВАКФ, так называемый Исламский совет (Muslim Council), который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы.

По окончании Войны за независимость Израиля в 1948 году , Храмовая гора вместе со всем Восточным Иерусалимом перешла под контроль Иордании . До 1967 года евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача , что являлось грубым нарушением соглашения о прекращении огня.

Во время Шестидневной войны , в ходе боёв за Иерусалим, израильские десантники установили контроль и над Храмовой горой, установив над ней израильский флаг, и командующий операцией, Мота Гур, объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Однако вскоре, по приказу министра обороны Моше Даяна , флаг был спущен, и полномочия ВАКФа вновь были официально подтверждены.

С 1967 года на Храмовую гору был открыт доступ всем желающим в отведённые дни и часы.

В г., после подписания соглашений в Осло , управление ВАКФом перешло от Иордании к Палестинской автономии . Работников этой организации обвиняют в том, что, под видом ремонтно-строительных работ, они систематически уничтожают археологические ценности - следы еврейского присутствия на Храмовой горе. В то же время, мусульманские проповедники беспрепятственно занимаются антиизраильской пропагандой, подстрекательствами к насилию и вообще отказываются признавать сам факт существования

Храмовая гора (ивр. ‏הַר הַבַּיִת‏‎, Ар а-Баит ) – это территория, на которой стоял , обнесенная стенами. Эта территория как в прошлом, так и в наше время обладает особой святостью.

Названия Храмовой горы

Источник названия «Храмовая гора» у пророка Йешаяѓу (2, 2): «И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина (всех) гор». В Танахе она называется Ар а-мория. Слово «Мориа» на иврите означает «Господь усмотрит». Об этом читайте в продолжении «Почему гора Мориа стала Храмовой горой?»

Площадь Храмовой горы

В Мишне сказано, что площадь Храмовой горы была 500 амот на 500 амот (примерно 250 на 250 метров).

Для чего служила Храмовая гора?

Помимо того, что на горе стоял Храм, на ней были дополнительные постройки с различными служебными целями.

Макет Храмовой горы во время Храма

Ворота

Пять ворот было у Храмовой горы. Двое ворот Хульды, с юга, которые служили для входа и выхода; ворота Кипонос с запада, которые также служили для входа и выхода; ворота Тади с севера – они служили для тайного выхода из Храмовой горы того, кто внезапно приобретал статус ритуальной нечистоты; восточные ворота – ворота Шушан, через них выходил , который сжигал , и все, помогающие ему при этом, выходили на Ма­сличную гору.

Святость Храмовой горы

Святость Храмовой горы выражается как в том, что не всем разрешен вход на нее, так и требованием к тому, как вести себя на Храмовой горе.

Кому запрещен вход на Храмовую гору?

Мужчина, у которого было извержение семени, и женщина, у который менструальный цикл, а также роженица считаются ритуально нечистыми до тех пор, пока не очистят себя, в соответствии с требованиями Ѓалахи . До этих пор им запрещено подниматься на Храмовую гору.

Каким образом необходимо себя вести на Храмовой горе?

ХРАМОВАЯ ГОРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Почему гора Мориа стала Храмовой горой?

Для религиозного еврея Храмовая гора - это самое святое место в мире. В галуте , молясь, евреи обращают лицо в сторону Святой Земли, в Израиле - в сторону Иерусалима, а в самом городе - в сторону Храмовой горы. Иерусалимский Храм веками был центром всей религиозной жизни евреев и объектом паломничества всего Израиля три раза в год (на Песах, Шавуот и Суккот).


Храмовая гора в 30-ых годах

В древности место Храмовой горы называлось гора Мориа. В Торе гора Мориа упоминается как основа всего мироздания. С камня этой горы Всевышний начал создавать Вселенную. На краеугольном камне горы Мориа в Иерусалиме держится весь мир. Великий еврейский мудрец Рамбам описывал гору Мориа, как место, на котором был создан Богом первый человек Адам. На горе Мориа Адам и его сыновья, Каин и Авель, приносили свои жертвы Всевышнему.

В Торе гора Мориа связана в первую очередь с жертвоприношением Ицхака (Акедат Ицхак ). На этой горе Авраам, по велению Творца, должен был принести в жертву своего любимого сына Ицхака. Когда он занес свой меч над связанным Ицхаком, лежащим на большом камне горы Мориа, Ангел Всевышнего отвел его руку от сына и направил взгляд отца на ягненка, запутавшегося в кустах неподалеку.

Слово «Мориа» на иврите означает «Господь усмотрит». Испытание веры в Бога Авраама и Ицхака впоследствии нашло свое отражение во многих полотнах всемирно известных живописцев. В память о жертвоприношении Ицхака, в праздники Рош ѓа-шана и Йом Кипур, евреи Израиля трубят в бараний рог (шофар).

Краеугольный Камень мироздания на горе Мориа, как описано в Торе, послужил изголовьем сыну Ицхака Яакову: здесь он увидел пророческий сон об ангелах, поднимающихся и спускающихся с неба – «лестница Яакова».


Внутри мечети Эль Акца находится камень. Есть такие, которые считают, что с этого камня был создан мир

Скрижали Завета, полученные Моше на горе Синай, также были вырезаны из камня мироздания горы Мориа.

Вот почему для возведения Первого и Второго Иерусалимского Храма иудеями было избрано место горы Мориа.

Храмовая гора после разрушения Храма

Под римским владычеством

В 361 г. на престол римской империи взошёл император-отступник от христианской веры – Юлиан (361–363 гг.). Он объявил о свободе отправления культа, возврате конфискованного имущества языческих храмов; обнародовал свой план восстановлении еврейского Храма в Иерусалиме. Желая лишить Церковь её еврейского основания, он решил публично продемонстрировать ложность пророчества о том, что от Храма «не останется камня на камне» и неверность утверждения об унаследовании иудаизма христианством.

Император без промедления приступил к набору мастеров и рабочих, заданиям для архитекторов и удалению развалин, находившихся на месте строительства. Однако 26 мая 363 г. на Храмовой горе возник пожар. А через месяц император Юлиан погиб в бою, и его место занял христианский полководец Иовиан, который отбросил прежние планы.

Храмовая гора в запустении: византийский период

Храмовая гора не играла осмысленной роли в христианской традиции и христианская церковь не догадалась придумать какие-то мифы, которые позволили бы ей сделать это место Святым для своей религии. Поэтому под стенами Храмовой горы устроили городскую свалку, и не осталось никаких заметок современников о сооружениях, находившихся на месте разрушенного Храма.

Новые “хозяева” Храмовой горы объявились?!

Ранний Мусульманский период, крестоносцы, мамлюки и османцы

В 638 г. Палестину захватили арабы. Их предводитель Халиф Умар посетил Иерусалим и лично молился на Храмовой горе. В 687–691 гг., по повелению Абдул аль-Малика, над Камнем основания, где до разрушения Храма находилась Святая Святых, был воздвигнут Купол Скалы, как отмечено, знаменитый сегодня своей позолоченной крышей.

В южной части Храмовой горы мусульманами была построена еще одна мечеть Аль-Акса. Первоначально это было деревянное здание, сооружение которого датируется не позже 679 г. Мечеть отстраивалась заново не менее 5 раз. Каменное здание, сохранившееся до нашего времени, было построено в 1035 г. Но в 1099 г. в результате Первого крестового похода мусульмане были разбиты, а город оказался под властью крестоносцев. Крестоносцы превратили Купол Скалы в Храм Господа (Templum Domini), а мечеть Аль-Акса в Храм Соломона (Templum Solomonis). Здесь был основан орден Тамплиеров, а Купол Скалы с крестом, установленным на его золотой крыше, стал символом нового Иерусалимского королевства, основанного крестоносцами. Другие здания, построенные крестоносцами на Храмовой горе, не сохранились до нашего времени. А власть крестоносцев над Иерусалимом продолжалась недолго.


Мечеть Эль-акса, построенная в южной стороне Храмовой горы

4 июля 1187 г. войска Салах ад-Дина разбили крестоносцев, и великий магистр ордена тамплиеров и другие руководители крестоносцев попали в плен. За год Салах ад-Дину удалось овладеть большей частью еврейской земли и, после недолгой осады, Иерусалимом. Почти все церкви города были обращены в мечети.

В 1291 г. Храмовая гора перешла к мамлюкам, которые в конце XIII в. свергли египетскую династию Айюбидов. Они построили на Храмовой горе арочные конструкции, окружающие возвышенность, на которой расположен Купол Скалы. Мамлюки проделали в стенах ворота, через которые верующие смогли подниматься на Храмовую гору. Эти ворота существуют и в наши дни.

В XVI–XIX вв. Земля Израиля находилась под властью Османской империи. Под руководством Сулеймана Первого (Великолепного) в Иерусалиме развернулось грандиозное строительство. Отстроили заново стены города и Храмовой горы. В 1552 г. стены Купола Скалы украсили керамикой.

Храмовая гора в XX веке

В ходе первой мировой войны Иерусалим оказывается под властью Британского мандата. При подстрекательстве прямого единомышленника Гитлера муфтия Иерусалима Амина аль-Хусейни, Храмовая гора была объявлена национальным символом мусульман. Угрозы в адрес евреев, произносимые по пятницам в мечетях на Храмовой горе, переполняли арабов ненавистью и были направлены как против Британского мандата, так и против евреев.

Мифические («религиозные») права арабов на Храмовую гору – исконную еврейскую святыню

В 638-м Палестину захватили арабы, а в конце этого столетия по повелению Абдул аль-Малика, над камнем фундамента, где до разрушения Храма находилась Святая Святых, был воздвигнут Купол Скалы, - уже описанная мечеть, знаменитая своей позолоченной в ХХ в. иорданскими монархами крышей. В южной части Храмовой горы была построена мечеть Аль-Акса, сначала, деревянная, а в конце 11-го века принявшая свой нынешний вид.

Мусульманские источники указывают камень горы Мориа, как место вознесения порока Мухаммеда ко Всевышнему. По преданию, Пророк Мухаммед на белоснежном крылатом скакуне Аль-Бураке, который имел человеческое лицо, перенесся ночью из Мекки на гору Мориа.

Его вознесение в Коране не упоминается, ибо оно было не буквальным, (не вживую, суры 21:35-36), а – символическим, (по признанию Кораном – в сновидении, сура 48:27).

На мифах об “отдаленной мечети” Аль-Акса, якобы «на земле в Иерусалиме», арабы основывают свои «религиозные права» на Храмовую гору – исконную еврейскую святыню, Иерусалим – древнюю еврейскую столицу, и “Палестину”-Землю Израиля, обетованную евреям Всевышним.

«Купол Скалы» («Куббат ас-Сахра») – НЕ МЕЧЕТЬ, так как в нем нет ниши в стене мечети, ориентированной на Черный Камень Каабы в Мекке. Возведен он над известняком, (который арабы почему-то называют ), который не упоминается ни в Танахе, ни в Коране. Мусульманских святынь в Иерусалиме НЕТ, так как проповедник новой веры Мухаммед (570-632) по Корану никогда не бывал в Иерусалиме, который в Коране ни разу не упоминается прямо, так как в 619 году - прямо из Мекки вознесся в рай к Аллаху.

В двух случаях, когда Иерусалим и Храмовая гора в Коране подразумеваются, то они подразумеваются как - СВЯТОЕ МЕСТО для «тех, которым дано Писание» - «их кибла», где некогда находились и были разрушены Храмы «сынов Исраилевых» (суры 2:139-140; суры 17:2-3, 4-7).

В периоды мамлюкского, османского и британского правления евреи на Храмовую гору не допускались. Британская администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе, который получил бесконтрольную власть над всей территорией Храмовой горы. По окончании Войны за Независимость Иордания сохранила это положение, евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Cтене плача. С 1948 года Храмовая гора оказалась под властью Иордании. В 1951 г. на пороге мечети Аль-Акса арабскими экстремистами был убит первый король Иордании Абдаллах ибн Хусейн.

“Храмовая гора наша”! Так ли это?

В результате Шестидневной войны Храмовая гора была захвачена израильской десантной бригадой под командованием Мордехая Гура, передавшего по рации слова, вошедшие в историю:

«Храмовая гора в наших руках! Повторяю - Храмовая гора в наших руках!» Но, освободив Старый город и Храмовую гору, Израиль упустил уникальный шанс вернуть полный израильский суверенитет на Храмовую гору!

Арабская община Иерусалима была уверена, что евреи поступят с мечетями на Храмовой горе так же, как поступили бы мусульмане с еврейскими святынями, окажись они на месте евреев, то есть - без лишних раздумий уничтожат мечети Аль-Акса и Купола. Они были готовы к самому жесткому решению.

Однако вскоре после подписания соглашения о прекращении огня, под давлением арабского мира, министр обороны Моше Даян, по согласованию с правительством Израиля, вернул ключи от ворот Храмовой горы в Иерусалиме представителям мусульманского ВАКФа – это Исламская наблюдательная комиссия, которая, по решению Израиля, с 1967 г. осуществляет административный контроль на территории Храмовой горы.

Сегодня арабы утверждают, что, согласно установившемуся статус-кво, именно они - полноправные хозяева на Храмовой горе. С передачей “ключей” от Храмовой горы ВАКФу - положение именно такое. И утверждение, что хозяин на Храмовой горе - Израиль, давно не соответствует действительности (благодарить за это израильтяне должны только собственных лидеров.)

Можно ли подниматься на Храмовую гору?

Храмовая Гора обладает святостью, несмотря на то, что в наше время Храм разрушен. По этой причине в наше время поднятие евреев на Храмовую Гору строго запрещен. Подробно об этом читайте отдельную .

Российские и израильские туроператоры предлагают разнообразные экскурсионные программы, тематически связанные с историей Иерусалима, культурой и святыми местами города. Эти экскурсии очень популярны и неизменно востребованы российскими и зарубежными туристами, посещающими Вечный город. Иерусалим всегда был интересен людям, независимо от их религиозной принадлежности, культурных традиций и профессионального статуса.

Основными мусульманскитми святынями в Иерусалиме являются:

  • Мечеть Аль-Акса

Загадки и тайны Иерусалима являются духовной пищей для ученых и тех, кто любит приключения. Иерусалим и его многочисленные храмы и монастыри - место ежегодного паломничества к святым местам не только христиан, но и представителей иудейской и мусульманской религий.

Сосредоточила несколько известнейших мечетей Иерусалима. Возвышающаяся над всеми городскими кварталами и обнесенная высокой стеной - она является иудейской святыней, где были возведены оба Храма, и как утверждает Тора, будет возведен и Третий.

Храмовая гора - центральное место, откуда со Стены Плача возносятся молитвы иудеев, приближающие пришествие Мессии. Храмовая гора известна и своими важнейшими мусульманскими святынями - здесь возвышаются купола мечетей Аль-Акса и Купол Скалы (Куббат ас-Сахра).

Архитектурные особенности

Ее архитектурные особенности, благодаря которым она получила статус одной из самых красивых в Старом Городе, указывают на ранний период исламской архитектуры (7 век нашей эры). Прямоугольную платформу Храмовой горы с центральным золотым куполом видно с самых отдаленных возвышенностей Иерусалима.

Одной из особенностей мечети является то, что это сооружение является единственным, которое не подверглось воздействию времени и реконструкциям и предстает сегодня почти в первозданном виде. Единственное изменение, коснувшееся мечети во времена Королевства крестоносцев, было связано с обращением ее, однако, не на длительный период, в христианский храм.

Саладин, который воцарился в Иерусалиме в конце 12 века, превратил в мечети все церковные постройки в Старом городе (за исключением ). В результате сильного землетрясения, которое произошло в 30-е годы прошлого столетия, мечеть претерпела некоторые разрушения.

Иерусалимское землетрясение 2008 года было настолько сильным, что стало причиной метрового углубления в земле рядом со стенами мечети.

Одна из концепций состоит в том, что здание мечети Купол Скалы в Иерусалиме построено там, где был возведен Первый, а затем и Второй Храм. Та же концепция отводит Краеугольному камню, который связан с сотворением мира в иудейской традиции, место под Куполом Скалы.

Мусульманское предание гласит, что этот камень был свидетелем вознесения на небеса пророка Мухаммеда. В наши дни в мечети Купол Скалы не проводятся богослужения, и, являясь памятником архитектуры, она оберегает исламскую святыню - Камень Основания. Входить в здание разрешено лишь мусульманам.

Основателем красивейшей мечети Купол Скалы исторически считается халиф Омар I, во времена правления которого Иерусалим был завоеван арабами. По его указу построили временную деревянную постройку, которая затем, во времена халифа Абд аль-Малика, была заменена новой, основательной.

В таком виде она и дошла до наших дней. Название "Мечеть Омара", которое иногда используют, говоря о Куполе Скалы, очевидно, связано с именем халифа Омара I.

Архитектурные особенности

Над зданием мечети, которое имеет форму октаэдра, возвышается величественный купол цилиндрического строения, в 1990 годы покрытый сусальным золотом, подаренным королем Иордании. В качестве облицовки половины наружных стен использован белый мрамор, а верхнюю часть украшает голубоватая плиточная мозаика.

Ее узоры выложены мрамором, золотом и перламутром и представлены геометрическим и растительным орнаментом с фрагментами арабских надписей. Величественный декор этой мечети является ярчайшим образцом исламского искусства и культурного наследия.

Площадь мечети Купол Скалы, расположенной в центре Храмовой горы, окружена восемью лестничными подъемами, над которыми возвышаются арки. Предание гласит, что в день, ознаменованный Великим Судом, на весах, установленных в этих арках, будут взвешиваться добрые и злые дела. Площадь вмещает единовременно до 300 тысяч молящихся.

Мечеть Аль-Акса

Одна из древнейших, Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, которую венчает неприметный серый купол, является третьей самой значимой исламской святыней и расположена к югу от центральной мечети Купол Скалы. Ее строительство, которое завершил халиф Аль-Валид, относится к восьмому веку.

По завершении очередных реставрационных работ после разрушительного землетрясения 40-х годов 1-го века н. э. она предстала в том виде, в каком мы можем видеть ее сегодня. Разрушительные землетрясения неоднократно являлись причиной восстановительных работ, проводимых в мечети.

Во времена Королевства крестоносцев ее использовали в качестве христианского храма. Серия же последних реконструкций и ремонтов проводилась при финансовой поддержке египетского и иорданского королей. Здание мечети имеет четырехугольную форму, причем опорой для одной из ее частей служит Западная Стена Храма.

Часто первостепенное значение приписывают мечети Купол Скалы, хотя это неверно, поскольку одна из самых значительных святынь мусульманской религии - это, именно мечеть Аль-Акса, расположенная немного южнее от центра Храмовой горы. Но надо отдать должное, обе мечети объединены единым архитектурным комплексом.

Неискушенные туристы допускают ошибку, когда приписывают этим двум святыням название иерусалимской мечети Омара. В Иерусалиме она располагается не на Храмовой горе, а в Христианском квартале.

С внутреннего двора Храма Гроба Господня хорошо видно эту Мечеть с 15-метровым минаретом. Месторасположения мечети знаменито тем, что здесь халиф Омар молился после того, как Иерусалим был взят его войском.

Мечеть Омара построил султан Саладин в 12-м столетии, причем строительство минарета было завершено в более поздний период, а его реставрация была проведена по приказу султана Абдула Хамида в 19-м столетии.

Туристический Иерусалим

В последующих годах тенденция популярности путешествий к святыням Вечного города будет возрастать. Главные иудейские, христианские и мусульманские Храмы Иерусалима - это не только культовые религиозные объекты, а еще и культурное наследие мирового значения.

Программа экскурсий по достопримечательностям Иерусалима предполагает не только посещение Старого города. В современном Иерусалиме - столице Израиля и крупнейшем городе страны множество туристических объектов представлены современными общественными и государственными учреждениями, культурными центрами.

В столице Израиля сосредоточены здания многих правительственных и других государственных учреждений, такие, как комплекс зданий Кнессета или израильского МИДа. Замечательные возможности, кроме того, предоставляют, например, и те туры в Египет, в программу которых включено посещение Иерусалима.

Стоимость номеров в отелях Тель-Авива колеблются от 41 до 166 $ с человека за один день проживания.

Знамениты своим безупречным сервисом и комфортным расположением вблизи пляжа.

Предоставляют туристам широкий выбор отельных номеров стоимостью в среднем 60-80$ с чел/сутки.

Храмовая гора находится в Иерусалиме, на востоке Старого города. Ее обнесенная высокими стенами территория примыкает сразу к двум кварталам — Мусульманскому и Еврейскому, и контролируется исключительно мусульманской стороной. Священная земля является предметом многовековых споров, военных и гражданских конфликтов между мусульманами и иудеями, которым долгое время не разрешалось даже ступить на нее. Сегодня путь к Храмовой горе открыт, но для немусульман — только в установленные часы и дни недели, а также при условии соблюдения определенных правил.

Размеры Храмовой горы:

  • длина (восток и запад) — 470-485 м;
  • ширина (юг и север) — 280-313 м;
  • абсолютная высота — 774 м;
  • относительная высота — около 20 м;
  • максимальная высота окружающей стены — 45 м.

Храмовая гора: значение

Прямоугольная площадь холма является священным местом у иудеев, исламистов и христиан.

В иудаизме Храмовая гора считается избранным Богом местом, поэтому относится к самому священному месту на Земле. Тут стоял Первый храм (Соломонов), затем был построен Второй храм (Иерусалимский), а после схождения Мессии, по преданиям, появился вечный Третий храм. Предполагается, что на Краеугольном камне горы Всевышний начал Сотворение мира. Тут был установлен жертвенник, Иакову приснился здесь сон, давший понять о «присутствии на месте сём Господа», а в Первом храме находился Ковчег Завета и Святая святых. Понятие святости места подтверждает тот факт, что иудеи в мольбе обращают свой взор к Израилю — Иерусалиму — Храмовой горе.

В пророческих писаниях есть упоминания других названий святыни — гора Мория, гора Храма (или Дома), гора Сион (до I века, ныне — другой холм).

В исламе Храмовая гора признается третьей по значимости, уступая две первые позиции находящимся в Саудовской Аравии Мекке и Медине. По приданию, это — одно из первых мест поклонения Аллаху. Именно отсюда пророк Мухаммед совершил Мирадж — вознесся к небесам вместе с ангелом Джабраилом.

У христиан Храмовая гора связана с введением 3-летней Марии, будущей Богородицы, в Святая святых, куда мог входить лишь раз в год первосвященник, и с ее воспитанием в благочестии при Иерусалимском храме до 12 лет.

Сегодня на огороженной территории присутствуют только исламские святыни и ни один проект «совмещения» их со святынями других религиозных конфессий даже не рассматривается.

Краеугольный камень

С точки зрения религиозных представлений, Камень Основания считается местом, где Бог начал процесс Сотворения мира и где в дальнейшем проводились обряды жертвоприношения. По мнению исследователей, Краеугольный камень изначально лежал в Святая святых Соломонова храма, а позже мусульмане накрыли его Куполом Скалы.

Сегодня Священный камень размером 17,7×13,5 м, поднимающийся на высоту до двух метров, во избежание прикосновений огорожен позолоченной решеткой и контролируется мусульманами. Однако истинность этого участка скалы ставится некоторыми исследователями под сомнение, так как в первом письменном тексте религиозных предписаний ортодоксального иудаизма Мишне упоминается о камне, поднимающемся над поверхностью лишь на три пальца.

Храмовая гора в Иерусалиме: посещение

Далеко не всем туристам удается побывать на Храмовой горе, так как доступ к ней жестко регламентируется по времени, дням и религиозным канонам. Сегодня на входе присутствует строгий контроль. Мусульман могут попросить прочесть наизусть самые важные выдержки из Корана, а тех, кто откажется по какой-либо причине, развернут в обратную сторону. Нескромно одетых посетителей ждет та же участь. С собой обязательно нужно иметь паспорт, так как требование предъявить документы звучит достаточно часто.

Евреям не разрешается брать с собой религиозную атрибутику, молитвенники и священные книги, а группы ортодоксальных иудеев, проходящих по периметру горы, сопровождаются усиленной охраной. Им строго запрещено произносить молитвы даже беззвучным шевелением губ и совершать поклоны, повернувшись лицом к Святая святых. За малейшее нарушение вся группа выдворяется за пределы территории.

Входить в мечети Храмовой горы разрешено только мусульманам.

Посетить религиозно-исторический комплекс «неверным» разрешается с понедельника по четверг в определенное время:

  • летом — с 08:30 до 11:30 и час после 13:30;
  • зимой — с 07:30 до 10:30 и час после 12:30.

В пятницу и субботу доступ отсутствует. Бывают случаи, когда в оговоренные часы посещения ворота остаются закрытыми, причем — без предварительного уведомления.

Вход для мусульман временными рамками не ограничивается.

В каждой из стен присутствует несколько ворот, часть из которых замурована. На сегодня насчитывается 11 действующих порталов, 10 из которых предназначены исключительно для входа мусульман. Ворота Муграби, расположенные в южной трети Западной стены со стороны Еврейского квартала , были открыты для немусульман в 1967 году. С 2016 года они переименованы в ворота Гигель.

Достопримечательности

На границах огороженного холма находится более 100 объектов, относящиеся к разным историческим периодам и стилям. Здесь сохранились постройки иродианской и греко-римской эпох, но основная часть сооружений возводилась в мамлюкские и османские времена. На Храмовой горе присутствуют мечети, памятники мусульманского зодчества, в числе которых — молитвенные беседки, несколько фонтанов, арки, купола-монументы и пр.

Мечети Храмовой горы

Главными объектами комплекса культовых сооружений Харам аль-Шариф являются два исламских святилища — мечети Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Аль-Акса , считающиеся одними из важнейших мусульманских святынь. В подземных помещениях Соломоновых конюшен есть, также, мечеть Эль-Марвана.

Исламский музей

Коллекция размещена в историческом здании, построенном крестоносцами в XII веке рядом с мечетью Аль-Акса, переоборудованной в тот период под штаб-квартиру ордена Тамплиеров. Музей открыт в 1927 году.

В коллекции представлены экспонаты, связанные с исламской историей нескольких мусульманских регионов, уникальные рукописи Корана, керамика, бронзовые изделия с характерной чеканкой, оружие, керамическая плитка и пр.

История

Первое упоминание о Храмовой горе уходит в X век до н. э. В нем говорится о покупке царем Давидом участка земли у местного жителя, сооружении жертвенника Богу Израиля и возведении Соломоном Первого Иерусалимского храма. Он простоял 410 лет и был разрушен в VI в. до н. э. нововавилонским царем Навуходоносором II вследствие подавления мятежа иудейского царя Седекия против Вавилона.

Второй храм, ставший центром общественной и духовной жизни еврейского народа, был построен спустя почти 70 лет. Он простоял более 400 лет, был реконструирован и расширен Иродом Великим и уничтожен римлянами в ходе Иудейской войны в 70 г. На горе колонизаторы воздвигли храм Юпитера, а над Святая святых установили конную статую императора Адриана.

В эпоху Византийского правления Иерусалимом Храмовая гора оставалась невостребованной и замусоренной. С приходом мусульман в VII веке, над Камнем Основания соорудили Купол Скалы и рядом возвели мечеть Аль-Акса. С 1099 году началась эпоха крестоносцев, освободивших Иерусалим от исламского присутствия и использовавших Купол Скалы в качестве основы для устройства Храма Господа. Однако власть тамплиеров продержалась недолго, всего до 1187 года. С этого времени начался многовековой период мусульманского правления.

После Первой мировой войны современную столицу Израиля отдали под патронат Британского мандата. Благодаря усилиям иерусалимского муфтия, святыня получила статус национального достояния палестинских арабов, а в 1948 г. перешла под иорданский контроль.

Вплоть до 1967 года иудеям запрещали посещать Храмовую гору. Послабления начались после событий Шестидневной войны, когда израильским десантникам удалось прорваться к святыне. Несмотря на то, что управление территорией передали исламскому ВАКФу, евреи получили частичный доступ на Храмовую гору.

По вопросу локализации Первого и Второго храма есть несколько версий. Кроме традиционного предположения о месте его нахождения под Куполом Скалы, исследователями разрабатываются версии — западнее, севернее и южнее мечети Куббат ас-Сахра.

Раскопки

Если не принимать во внимание усиленные поиски крестоносцами сокровищ царя Соломона в начале XII века, то масштабных раскопок на горе никогда не производилось. Незначительные археологические находки связаны с выполнением строительных работ или со случайными событиями. В частности, были обнаружены участки подпорных стен из камня, относящиеся к иродианскому периоду, а также несколько хозяйственных сооружений, в том числе Соломоновы конюшни. Предполагается, что часть найденных артефактов скрывается ВАКФ или сознательно уничтожается, но доказательств этому, как и опровержений, нет.

В XIX веке британскими исследователями, по предварительному разрешению османской стороны, вдоль Западной стены вне границ Храмовой горы осуществлялись раскопки, в ходе которых удалось сделать несколько находок, в том числе обнаружить древнюю каменную арку древнего моста. После получения Израилем доступа к Стене Плача в 1967 году, раскопки со стороны Еврейского квартала приобрели планомерный характер. Сегодня тоннель Западной стены открыт для посещений. Найденная в нем пещера, использовавшаяся когда-то в качестве синагоги по согласованию с мусульманами, считается самым близким к Краеугольному камню молитвенным местом.

Как добраться до Храмовой горы

Немусульмане могут посещать Храмовую гору через ворота Гигель, бывшие Муграби, или Марокканские ворота. После частичного обрушения стены, поддерживающей 800-летний пандус, к ним был пристроен временный пешеходный мост со стороны Еврейского квартала. Ближайший путь сюда лежит через Мусорные ворота в стенах Старого города Иерусалима. Доехать до них можно автобусами № 1, 3, 51. Остановка называется «Western Wall». Схемы, остановки и передвижение транспорта в онлайн режиме можно посмотреть на официальном сайте компании-перевозчика Egged .

Остальные ворота находятся в Мусульманском квартале. Добраться до него можно теми же автобусами № 1, 3, 51. Остановки:

  • «Rockefeller Muesum/Sultan Suleiman» — у Цветочных ворот (или ворот Ирода);
  • «Jericho Road/HaOfel Road» — у Львиных ворот.

При выборе поездки в иерусалимском такси следует учитывать, что к Еврейскому кварталу следуют машины белого цвета, а к Мусульманскому — желтые.

В столице Израиля работают популярные мобильные приложения такси — Uber, Gett, Yango и пр.

Храмовая гора: видео

Храмовая гора представляет собой возвышенность, которая находится в Старом городе в юго-восточной его части. Ее еще называют горой Морией, где, согласно библии Авраам принес в жертву Богу своего сына Исаака.

История возникновения

Храмовая гора в Иерусалиме имеет яркую разнообразную историю борьбы. Один храм здесь сменял другого в сравнительно малые периоды времени.
Согласно библейским сказаниям, на храмовой горе в незапамятные времена первоначально находилось гумно иевусеянина Аравны (Орны). Этот участок земли был куплен царем Давидом. Он соорудил здесь Жертвенник Богу Израильскому. На этом месте сын Давида Соломон воздвиг Первый храм. Он просуществовал до 586 года до нашей эры, после чего его разрушил Навуходоносор. Спустя семьдесят лет он был отстроен заново Царем Иродом.
Дело по перестройке и реконструкции Храма продолжили Агриппа I и Агриппа II - сыновья Ирода. Во время войны с иудеями в храме произошел пожар, а позже он был и вовсе разрушен.
После 117 года здесь было воздвигнуто римское Святилище Афродиты. Несколько попыток евреев восстановить Храм не увенчались успехом. Все следы их работы и пребывания в 135 году были уничтожены, а на этом месте воздвигнут языческий Храм Юпитера Капитолийского.
После провозглашения христианства в Римской империи этот языческий храм опустел и разрушился. На юге Горы была воздвигнута маленькая церковь святой Марии.
Император Рима Юлиан в 4 веке предпринимал попытки восстановить Первый храм. Однако после его гибели из-за пожара были уничтожены все начатое строительство.
В течение долгого времени здесь не проводилось никаких работ. Запустевшая гора использовалась как городская свалка, но евреи все равно приходили сюда для молитвы. Часть подпорной стены, которая осталась от еврейского храма, стала постоянным местом для этого. Ее начали называть «Стеной плача».
В 7 веке халифом Омаром ибн-ал-Хаттабом (арабский завоеватель), была расчищена местность храмовой горы от всего мусора, скопившегося в этом месте за века. Здесь была построена мечеть из дерева, которая в этом же веке была перестроена из камня Муавием I, халифом Иерусалима.
Это место застраивалось и дополнялось. А во времена завоевания его крестоносцами все мечети стали церквями. «Купол над скалой» был переименован в Храм Господень, а Ал-Акса стал Храмом Святого Соломона.
Сюда долго не разрешался вход для евреев. Лишь после 1993 года подписанным в Осло соглашением было разрешено посещение евреями Храмовой горы в определенные дни и часы.
Подниматься на гору нужно справа, а спускаться слева.

Архитектура

В стенах Храмовой горы в Иерусалиме есть несколько ворот. А на всей ее территории расположено до ста всевозможных строений разных периодов (мечети, храмы, беседки для молитв, арки, фонтаны и другие).
Все строения украшены колоннами с капителями. Отсюда открывается прекрасный вид на Старый город.

Туристу на заметку

Все основные достопримечательности, расположенные на Храмовой горе можно посетить каждый день, кроме пятницы и субботы. В эти, а также в дни мусульманских праздников здесь разрешен вход только мусульманам.
Войти сюда можно через Мавританские ворота - мусульманам, а всем остальным через любой контрольно-пропускной пункт у подножия Горы.
При посещении святынь запрещена фото-съемка, курение и обувь на ногах.

Окрестности

Недалеко от Храмовой горы в Иерусалиме находится музей исламского искусства.
Здесь расположено также множество других достопримечательностей: Башня Крестоносцев, Ворота Колен Израилевых, Женская мечеть, Купол Пророка, Фонтан Аль-Кас и другие.