Село красное - храм преображения господня. Маршрут выходного дня. Село Красное Тверской области Преображенская церковь в селе красное

Как то была немало удивлена увидев на фотографиях вельми похожую на Чесменскую церковь в Санкт-Петербурге, но в другом пейзаже.

Эта в Петербурге

А эта в Тверской области

Село Красное - некогда богатая усадьба Полторацких, близких знакомых А. С. Пушкина. От усадьбы сохранились Диковинный храм Преображения Господня, хозяйственные постройки, остатки пейзажного парка, спускающегося к речке Холохольне.
Находятся они все рядом, на одной улице. Полуразрушенный, истерзанный главный дом в своём строгом убранстве кажется слишком простым, по сравнению с царственно-роскошным усадебным храмом. Прототипом для этой культовой постройки послужила церковь Чесменского дворца в Петербурге, сооружённая известным архитектором Ю.М. Фельтеном. Проект оказался настолько удачным, что получил ещё одно воплощение - в усадьбе Ланского, на Псковщине.
Это уникальный для тверского края псевдоготический памятник с необычной четырёхлепестковой композицией, в отделке которого белый камень использован гораздо шире, чем в оригинале, вплоть до скульптур над порталом.

Преображенская церковь, построенная Полторацкими в своей усадьбе в 1790 году, - авторское повторение знаменитой церкви уже упомянутой Чесменской - вместо обветшавшей деревянной церкви Воскресения Словущего, возведённой по проекту известного русского зодчего Ю. М. Фельтена близ Петербурга. Еще одна аналогичная постройка появилась в усадьбе А. Д. Ланского в селе Посадниково Псковской губернии. Создание трёх одинаковых сооружений по одному проекту свидетельствует о высокой оценке авторского замысла современниками. Постройка - одно из редчайших на Тверской земле псевдоготических сооружений XVIII века.
Здание сложено из кирпича с применением белого старицкого камня в декоре, в плане представляет собой «четырехлистник», отделка фасадов храма отличается своеобразием и произвольной трактовкой готических мотивов. Поверхность стен, обработанных узкими вертикальными тягами и стрельчатыми арочками, прорезают высокие стрельчатые окна. Над входом - круглое окно типа "готическая роза", В композицию портала входят скульптурные изображения ангелов. Стены, словно короной, увенчаны низким губчатым парапетом с характерными для готики острыми башенками-пинаклями. Башенками с острыми готическими шпилями завершены главный и четыре малых купола церкви. Все здесь говорит о неудержимом стремлении ввысь. Постройка словно соткана из ажурного кружева, полна утонченного изящества.

Бросив от церкви взгляд на усадьбу, невольно поражаешься простоте и приземлённости построек. Двухэтажное (не считая полуподвального этажа) почти квадратное в плане здание лишено богатой отделки.


Однако нельзя сказать, что усадьба лишена своего очарования и некоторого благородства линий. Главный фасад несколько суховат или скучноват.
(C)фото Елены Теркель и Дмитрия Теркеля
Парковый фасад главного дома выглядит интереснее. Видно, что и здесь многое утрачено. В некоторых источниках говорится, что это был дом с мезонином. Местоположение главного дома на высоком берегу Холохольни позволяло любоваться дальними пейзажами, пока парковые аллеи не заросли и вековые деревья не стали падать.

Сейчас можно спуститься вниз к запруженной речке по старой аллее. Немного грустно.

Интересна история этого рода: Федор Филиппович Полторацкий в начале XVIII века поселился в Соснице Черниговской губернии и стал священником. В 1929 году у него родился сын - Марк, определённый отцом на учёбу вначале в Черниговскую "латинскую школу", а затем в Киево-Могилянскую духовную академию. Мальчик обладал хорошим голосом и пел в академическом хоре. В 1744 году его пение услышал Алексей Григорьевич Разумовский, сопровождавший в путешествии по Украине императрицу Елизавету Петровну. Пение юноши понравилось графу и он взял Полторацкого в Петербург для певческой службы при дворе. С этого момента жизнь молодого Марка Федоровича круто изменилась. В 1750 году он был зачислен в Петербургскую итальянскую оперную труппу, где получил сценический псевдоним «Марко Портурацкий». В 1753 - стал регентом Придворной певческой капеллы, где его пениерегулярно слышала императрица, не раз посылая отбирать лучших певцов на Украину (кстати, в 1790 году среди отобранных был 9-летний Дмитрий Бортнянский, будущий великий композитор). Но вернемся к карьере М.Ф.Полторацкого. В 1754 он становится полковником, в 1763 - получает дворянское звание. Семейная жизнь его была благополучной. Женатый на Агафоклее Александровне Шишковой, он стал отцом 22 детей. Конечно, появились и имения в Тверской и Курской губерниях. Среди них - Красное. Уже в 1783 году Марк Федорович подал первое ходатайство о строительстве в Красном каменного храма взамен обветшавшего деревянного, разрешение было получено в 1785 году - после повторного прошения. Но лишь в 1790 году Преображенская церковь была построена, а освящение состоялось в 1803 году уже после смерти М.Ф.Полторацкого (умер в 1795). Храм был возведён по проекту архитектора Ю.М.Фельтена, в основных чертах - это авторское повторение знаменитой Петербургской Чесменской церкви (1774-1780).Четырехлепестковое в плане здание обильно украшено готическими элементами. Церковь хорошо сохранилась,несмотря на то, что в 1930-е годы в ней разместили колхозный склад. В 1979-1982 была проведена консервация здания. Ныне церковь отреставрирована и действует. Меньше повезло усадебным постройкам. О старых мы просто ничего не знаем, а нынешние были возведены по всей вероятности во второй половине XIX века при потомках М.Ф.Полторацкого. Интересно, что Марк Фёдорович приходился дедушкой Анне Петровне Керн. Кстати в Красном бывал у Алексея Павловича Полторацкого, ставшего владельцем имения в 1826 году, и сам А.С.Пушкин. Далее Красное оставалось в семье Полторацких до начала ХХ века, когда владельцем усадьбы стал врач Борис Борисович Костылёв, проживший здесь до революции. Главный дом усадьбы и парк ещё долго служили людям. Пока в здании располагалась школа - все было хорошо: крышу ремонтировали, за парком следили дети. Но школа переехала в новое здание. Результат - усадьба никому не нужна, хотя и числится на учёте в Областном комитете по охране памятников. В начале 1990-х её вроде бы даже приобрела Патриархия, о чём писал в воспоминаниях Н.А.Полторацкий:"В состоявшемся на сей раз разговоре владыка Питирим нам сказал, что он недавно купил в Тверской губернии родовое имение Полторацких, в селе Красное, и, ... предложил нам совершить на предоставленной им машине поездку в это имение, дом которого сохранился без перепланировки и который владыка Питирим желает оборудовать под какое-то богоугодное заведение". Увы не вышло что-то с богоугодным заведением, и ныне по дому гуляет ветер...

Ну и в качестве бонуса несколько фотографий обеих церквей.

Зима скоро сдаст свои позиции, а значит, самое время порадовать вас еще одной порцией красивых зимних пейзажей. Сегодня закончу , которую мы предприняли на позапрошлой неделе. В первой части речь шла о том, как добраться до живописного городка Старица. Затем - в этом же населенном пункте, ради которого, собственно, все и стремятся сюда.

И так, путь наш из Старицы лежит на Красное Старицкого района. Ехать сюда - всего 25 км по вполне приличной асфальтовой дороге.

По пути останавливаемся в Братково, и фоткаем церковь Спаса Нерукотворного Образа. В 1804 году была построена на средства помещицы Анны Николаевны Ермолаевой. Здесь же была расположена усадьба Ивановское-Ермолаевых.

Сворачиваем направо на Красное. На подступах к деревне наблюдаем необычное розовое строение. Ничего подобного я еще не видел.

Минут через 15 после нашего приезда на парковке появилось еще несколько авто с такими же как мы стихийными экскурсантами.

Наверное, только в России могут такой роскошный архитектурный ансамбль обезобразить забором из профлиста. Просто нет слов...

Видимо, соседняя территория является частной собственностью. Вот фото сверху с sobory.ru

Еще несколько лет назад здание церкви было в плачевном состоянии. Фото - travelask.ru.

Сейчас и фасад, и внутренне убранство привели в соответствие с историческим обликом.

Из открытых источников: Храм Преображения Господня является репликой знаменитой петербургской Чесменской церкви. Построен в 1790 году по заказу оперного певца, дворянина М. Ф. Полторацкого, у которого было имение в Красном. Храм построили в модном тогда псевдоготическом стиле. Во время строительства мастера допустили ряд вольностей, что и отличает этот храм от оригинала в Санкт-Петербурге. Например, над главным входом установлены фигуры ангелочков, а «стрельчатые» формы снабдили витиеватыми дополнениями. Примечательно, что в декоре использовали не гипс, а белый камень, добываемый в окрестностях Старицы. С виду храм напоминает сказочный домик, выкрашенный в бело-красную полоску. Однако внутреннее убранство храма после закрытия в 1930-е годы оказалось полностью утрачено. Приходская жизнь возобновлена в 1999 году, с этого времени храм реставрируют собственными силами. Кстати, у Чесменской церкви был и еще один двойник, которую построили еще раньше, чем в Тверской губернии. Это Никольская церковь в селе Посадникове Новоржевского уезда Псковской губернии. Ее возвели по заказу фаворита Екатерины II А.Д. Ланского в 1781-1784 гг.. Однако церковь была утрачена в 1920-е годы. Немногочисленные фотографии можно найти на просторах Интернета. Вот одна из них.

Вот так выглядит Чесменская церковь в Питере. Без забора из профлиста. Фото - kudago.com.

Нас попросили не фотографировать иконы. Так что вот несколько изображений сводов церкви.

В церкви отличная акустика.

Ну а мы следуем на Святой источник живой и мертвой воды, что расположен в деревне Маслово Старицкого района. Расстояние от села Красное, где находится Храм Преображения Господня, составляет 4 километра.

Источник с живой водой. Считается, что ежедневные умывания «мертвой водой» восстанавливают зрение подобно оперативному вмешательству, но пить эту воду не рекомендуется. А вода из источника с живой водой решает проблемы пищеварения.

Купели для братьев и сестер.

Источник с мертвой водой и его убранство.

Ну и финальной точкой нашего маршрута, откуда нам предстояло ехать домой почти 400 км, стала усадьба Вульфов в Берново, где неоднократно гостил Пушкин и писал свои выдающиеся произведения - в частности, «Евгения Онегина».

Берново когда-то был одним из пограничных пунктов между владениями Твери и Новгорода и принадлежал он боярам Берновым (отсюда название). Через деревню пролегал торговый путь. Населенный пункт в разные годы менял хозяев. Так, в 1537 году здесь стоял с войском перед походом на Новгород князь Андрей Старицкий. После 1569 года Берново поступило в опричнину, в начале XVII века отдано стольнику Калитину, а затем перешло бригадиру П. Г. Вульфу.

Именно с его потомком, Иваном Ивановичем Вульфов и связан пушкинский период усадьбы. Поэт часто бывал здесь и писал свои произведения. В 1971 году в бывшем усадебном доме Вульфов открыт музей Пушкина и в том же году в Берново проведен первый областной праздник поэзии, ставший традиционным.


Мы немного прогулялись по парку и зашли внутрь дома-музея.

В Бернове, в имении своего деда Ивана Петровича, воспитывалась до 12 лет Анечка Полторацкая - будущая Анна Петровна Керн, которой посвящено знаменитое стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Александр Сергеевич Пушкин впервые приехал на Старицкую землю по приглашению хозяйки усадьбы Малинники П.А. Осиповой-Вульф. Во время всех трех приездов - в 1828, 1829 и 1833 годах - он бывал в Бернове, хотя и недолго. Анне Ивановне Вульф, дочери хозяина, поэт посвятил шутливое четверостишие.

По преданию, именно в Бернове Пушкин услышал сюжет для своей драмы в стихах «Русалка». Здесь ему рассказали историю любви дочери мельника и барского камердинера, отданного барином в солдаты. Девушка от безысходности утопилась в омуте за мельничной плотиной. Пушкину показывали омут, где произошла трагедия. Это же место запечатлено на картине «У омута» И.И. Левитаном, жившим в конце XIX века на соседнем хуторе Затишье. (

Усадьба Красное, расположенная в Старицком районе Тверской области, отмечена в путеводителях и ценится знатоками архитектуры и просто любознательными туристами. Дело в том, что на территории дворянского гнезда расположен Храм Преображения Господня. Он практически полностью повторяет архитектуру Чесменской церкви в Петербурге.

Как такое чудо архитектуры появилось здесь, в отдалении от столиц? Чье внимание хотели привлечь владельцы усадьбы в Красном столь оригинальным храмом? По проекту какого зодчего была построена Преображенская церковь? Что связывало владельцев усадьбы Красное с Пушкиным? Кем приходилась Полторацким муза поэта Анна Керн? Как выглядели другие усадебные постройки в Красном? Что стало с поместьем и знаменитым храмом после революции? И как складывается судьба Преображенского храма в наши дни?

А вы видели вживую церковь в Красном? Знали о существовании "близнеца" Чесменской церкви? Кстати: если вы хотите увидеть этот храм, усадьбу Полторацких, а также - попасть на территорию усадьбы , потанцевать в усадьбе Берново, насладиться видами Торжка, Старицы и увидеть море других красивых объектов - то присоединяйтесь к нашей насыщенной двухдневной экскурсии по . Забронировать билеты в тур . Поспешите: осталось всего несколько мест!

Владели усадьбой дворяне Полторацкие. Основателями рода считаются Марк Федорович Полторацкий (1729-1795 гг) и его супруга Агафоклея Александровна (1737-1822). В юности, будучи студентом Киево-Могилянской академии, Марк пел в академическом хоре. В год, когда юноше исполнялось 15 лет, его, как обладателя чудесного баритона, приметил граф Алексей Разумовский. Граф, сам в юности бывший певчим, разглядел в парне талант. Уже через год Полторацкий перебрался из Киева в Санкт-Петербург, чтобы служить в придворном императорском хоре.

3.

Карьера молодого таланта шла в гору: Марк Федорович возглавил Придворную певческую капеллу, тогда же получил потомственное дворянство, дослужился до должности статского советника, что приравнивалось к генеральскому чину.

5.

К моменту знакомства с Агафоклей Александровной Марк Федорович уже овдовел. Девочке не исполнилось и 15 лет, когда ее сосватали за перспективного молодого певца. Агафоклея довольно быстро и без особого труда сменила свои девичьи забавы на управление хозяйством. Супруга Марка Федоровича имела железный характер и предпринимательскую жилку. Она отлично справлялась не только с поместьями, но и с купленными заводами. Женщина умела зарабатывать деньги, при этом была глубоко верующим человеком. Никогда не скупилась на помощь монастырям, строила храмы.

7.


Фото В. В. Лелецкого.

Между тем количество детей в семье Полторацких росло. За годы брака супруги родили 22 детей. Постепенно появлялись новые имения, в том числе и Красное в Тверской области.

9.

Кстати, Полторацкие были близкими знакомыми Александра Сергеевича Пушкина. Так, внучка Марка Федоровича Анна Петровна Керн стала музой великого поэта. Именно ей он посвятил свое стихотворение «К***», известное по первой строке «Я помню чудное мгновенье...».

11.

Малая часть усадебного комплекса сохранилась до наших дней. Приехав в Красное, можно найти руины господского двухэтажного дома, давно лишенного богатой отделки, и действующий по сей день Храм Преображения Господня, построенный в псевдоготическом стиле. Мысль, которая посещает туриста, увидевшего эту церковь впервые - я уже где-то это видел. И правда, храм в Красном построен по проекту знаменитой Чесменской церкви. Оригинал был возведен в Петербурге по приказу императрицы Екатерины II после победы русского флота над турецким при Чесме. Доподлинно неизвестно, почему Полторацкие решили возвести копию именно это церкви. Одна из версий гласит: Агафоклея Александровна так восхищалась правительницей, что решила возвести в своем имении копию полюбившейся императрице церкви. Дворянка полагала, что таким образом ей удастся привлечь внимание Екатерины II и надеяться, что однажды венценосная особа посетит ее имение.

13.

Оригинальная церковь в Петербурге было построена архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном. Его проекты были использованы при строительстве церкви в Красном. Имена мастеров, возводивших храм сегодня не известны. Однако столичный зодчий точно не участвовал в строительстве. До этого в селе стояла полуразрушенная деревянная церковь. Для того, чтобы построить на ее месте новую каменную в 1785 году глава семьи Марк Федорович обратился к епископу Тверскому с просьбой разрешить строительство. Когда храмоздательная грамота была получена, Полторацкие приступили к строительству.


15.

На протяжении пяти лет строительство шло под контролем Агафоклеи Александровны. Работы были завершены в 1790 году, однако храм освятили только через 13 лет — летом 1803 года. Марк Федорович не дожил до этого дня.

17.

Сегодня церковь, разрушенная в годы революции отреставрирована. К сожалению, все богатство внутреннего убранства было утеряно. Однако сохранились данные описи 1848 года, которые помогают хотя бы в воображении воссоздать облик храма.

19.

Это каменная крестообразно-круглая церковь. Стены снаружи были частично желтыми, а цоколь, пилястры, фигурные камерные карнизы выбелены. Стены внутри были бело-голубыми с лепниной на арках и куполе, пол каменный некрашеный.

21.

У церкви одна глава, вокруг которой расположено четыре башни, а по периметру всей церкви — 16 белых каменных фигурных столбов. На главе и башнях медные восьмиконечные резные кресты с полумесяцем в основании. Железная крыша была покрашена черной краской. В церкви не было специальной колокольни, а четыре колокола висели в западной и северной башнях. Заходя в церковь, прихожане видели изображения ангелов — одного с трубой, другого с крестом в руках.

23.

В церкви находился дубовый престол с желтым атласным антиминсом. На Горнем месте (напротив престола) было нанесено изображение Иисуса Христа, окруженного девятью ангелами, выше художники изобразили господа Саваофа. Иконостас был деревянным позолоченным.

25.

У дверей храма находилась богато украшенная плащаница, рядом икона святого Иоанна Предтечи в позолоченной ризе. Когда строительство было завершено, Агафоклея Александровна отправила в дар храму две ризы, два Евангелия и два литургических набора. В начале 19 столетия с вдовой Полторацкой произошло несчастье: ее экипаж опрокинулся по дороге в Москву. Барыня выжила, но на всю жизнь осталась прикованной к постели. Потеря контроля над собственными ногами и руками совсем не значила потерю контроля над крестьянами. Полторацкая осталась сильной и властной главой семьи. Правда, в Красное она больше не приезжала, безвыездно жила в Грузинах, усадьбе, которую она получила в приданое от родителей.

27.

После смерти матери в 1822 году усадьбу унаследовал ее сын Александр Маркович — управляющий Петербургским монетным двором. Он поселился в родовом имении еще в 1810 году, когда оставил службу. Он внес свой вклад в строительство храма в Красном: обнес его каменным ограждением с деревянной решеткой. Следующей хозяйкой имения стала дочь Александра Полторацкого — Прасковья. Она крайне редко выбиралась в провинцию из Москвы, где жила в собственном доме. Всеми делами в Красном ведал управляющий. Ничего толкового из этого не вышло, и Прасковья Александровна приняла решение продать усадьбу. Покупатель — отставной коллежский советник Борис Васильевич Костылев — владел дворянским гнездом до 1871 года.


28.

Позже Красное унаследовал его сын — Борис Борисович. Врач после отставки начал принимать пациентов у себя дома. Для этого на первом этаже господского дома он устроил рабочий кабинет. В годы Первой мировой войны второй этаж дома был превращен в госпиталь на 50 коек. Для нужд пострадавших были отданы кухня и прачечная. Госпиталь работал до 1918 года. Самого Костылева в 1917 году арестовали. Врач был освобожден, но в Красное больше не вернулся.


29.

Постепенно господский дом начал разрушаться. Постройку забросили и забыли. Сейчас она находится в плачевном состоянии. Намного лучше дело обстоит с храмом. Несмотря на то, что в тридцатые года в нем разместился колхозный склад, здание не пришло в окончательный упадок, его удалось реставрировать. Сейчас это действующий храм со своим приходом.

Экскурсии по усадьбам на сайте

Как то была немало удивлена увидев на фотографиях вельми похожую на Чесменскую церковь в Санкт-Петербурге, но в другом пейзаже.
Эта в Петербурге

А эта в Тверской области

Село Красное - некогда богатая усадьба Полторацких, близких знакомых А. С. Пушкина. От усадьбы сохранились Диковинный храм Преображения Господня, хозяйственные постройки, остатки пейзажного парка, спускающегося к речке Холохольне.
Находятся они все рядом, на одной улице. Полуразрушенный, истерзанный главный дом в своём строгом убранстве кажется слишком простым, по сравнению с царственно-роскошным усадебным храмом. Прототипом для этой культовой постройки послужила церковь Чесменского дворца в Петербурге, сооружённая известным архитектором Ю.М. Фельтеном. Проект оказался настолько удачным, что получил ещё одно воплощение - в усадьбе Ланского, на Псковщине.
Это уникальный для тверского края псевдоготический памятник с необычной четырёхлепестковой композицией, в отделке которого белый камень использован гораздо шире, чем в оригинале, вплоть до скульптур над порталом.

Преображенская церковь, построенная Полторацкими в своей усадьбе в 1790 году, - авторское повторение знаменитой церкви уже упомянутой Чесменской - вместо обветшавшей деревянной церкви Воскресения Словущего, возведённой по проекту известного русского зодчего Ю. М. Фельтена близ Петербурга. Еще одна аналогичная постройка появилась в усадьбе А. Д. Ланского в селе Посадниково Псковской губернии. Создание трёх одинаковых сооружений по одному проекту свидетельствует о высокой оценке авторского замысла современниками. Постройка - одно из редчайших на Тверской земле псевдоготических сооружений XVIII века.
Здание сложено из кирпича с применением белого старицкого камня в декоре, в плане представляет собой «четырехлистник», отделка фасадов храма отличается своеобразием и произвольной трактовкой готических мотивов. Поверхность стен, обработанных узкими вертикальными тягами и стрельчатыми арочками, прорезают высокие стрельчатые окна. Над входом - круглое окно типа "готическая роза", В композицию портала входят скульптурные изображения ангелов. Стены, словно короной, увенчаны низким губчатым парапетом с характерными для готики острыми башенками-пинаклями. Башенками с острыми готическими шпилями завершены главный и четыре малых купола церкви. Все здесь говорит о неудержимом стремлении ввысь. Постройка словно соткана из ажурного кружева, полна утонченного изящества.

Бросив от церкви взгляд на усадьбу, невольно поражаешься простоте и приземлённости построек. Двухэтажное (не считая полуподвального этажа) почти квадратное в плане здание лишено богатой отделки.


Однако нельзя сказать, что усадьба лишена своего очарования и некоторого благородства линий. Главный фасад несколько суховат или скучноват.
(C)фото Елены Теркель и Дмитрия Теркеля
Парковый фасад главного дома выглядит интереснее. Видно, что и здесь многое утрачено. В некоторых источниках говорится, что это был дом с мезонином. Местоположение главного дома на высоком берегу Холохольни позволяло любоваться дальними пейзажами, пока парковые аллеи не заросли и вековые деревья не стали падать.

Сейчас можно спуститься вниз к запруженной речке по старой аллее. Немного грустно.

Интересна история этого рода: Федор Филиппович Полторацкий в начале XVIII века поселился в Соснице Черниговской губернии и стал священником. В 1929 году у него родился сын - Марк, определённый отцом на учёбу вначале в Черниговскую "латинскую школу", а затем в Киево-Могилянскую духовную академию. Мальчик обладал хорошим голосом и пел в академическом хоре. В 1744 году его пение услышал Алексей Григорьевич Разумовский, сопровождавший в путешествии по Украине императрицу Елизавету Петровну. Пение юноши понравилось графу и он взял Полторацкого в Петербург для певческой службы при дворе. С этого момента жизнь молодого Марка Федоровича круто изменилась. В 1750 году он был зачислен в Петербургскую итальянскую оперную труппу, где получил сценический псевдоним «Марко Портурацкий». В 1753 - стал регентом Придворной певческой капеллы, где его пениерегулярно слышала императрица, не раз посылая отбирать лучших певцов на Украину (кстати, в 1790 году среди отобранных был 9-летний Дмитрий Бортнянский, будущий великий композитор). Но вернемся к карьере М.Ф.Полторацкого. В 1754 он становится полковником, в 1763 - получает дворянское звание. Семейная жизнь его была благополучной. Женатый на Агафоклее Александровне Шишковой, он стал отцом 22 детей. Конечно, появились и имения в Тверской и Курской губерниях. Среди них - Красное. Уже в 1783 году Марк Федорович подал первое ходатайство о строительстве в Красном каменного храма взамен обветшавшего деревянного, разрешение было получено в 1785 году - после повторного прошения. Но лишь в 1790 году Преображенская церковь была построена, а освящение состоялось в 1803 году уже после смерти М.Ф.Полторацкого (умер в 1795). Храм был возведён по проекту архитектора Ю.М.Фельтена, в основных чертах - это авторское повторение знаменитой Петербургской Чесменской церкви (1774-1780).Четырехлепестковое в плане здание обильно украшено готическими элементами. Церковь хорошо сохранилась,несмотря на то, что в 1930-е годы в ней разместили колхозный склад. В 1979-1982 была проведена консервация здания. Ныне церковь отреставрирована и действует. Меньше повезло усадебным постройкам. О старых мы просто ничего не знаем, а нынешние были возведены по всей вероятности во второй половине XIX века при потомках М.Ф.Полторацкого. Интересно, что Марк Фёдорович приходился дедушкой Анне Петровне Керн. Кстати в Красном бывал у Алексея Павловича Полторацкого, ставшего владельцем имения в 1826 году, и сам А.С.Пушкин. Далее Красное оставалось в семье Полторацких до начала ХХ века, когда владельцем усадьбы стал врач Борис Борисович Костылёв, проживший здесь до революции. Главный дом усадьбы и парк ещё долго служили людям. Пока в здании располагалась школа - все было хорошо: крышу ремонтировали, за парком следили дети. Но школа переехала в новое здание. Результат - усадьба никому не нужна, хотя и числится на учёте в Областном комитете по охране памятников. В начале 1990-х её вроде бы даже приобрела Патриархия, о чём писал в воспоминаниях Н.А.Полторацкий:"В состоявшемся на сей раз разговоре владыка Питирим нам сказал, что он недавно купил в Тверской губернии родовое имение Полторацких, в селе Красное, и, ... предложил нам совершить на предоставленной им машине поездку в это имение, дом которого сохранился без перепланировки и который владыка Питирим желает оборудовать под какое-то богоугодное заведение". Увы не вышло что-то с богоугодным заведением, и ныне по дому гуляет ветер...

Ну и в качестве бонуса несколько фотографий обеих церквей.

Усадьба Красное расположена в Старицком районе в 15 км от города Старицы, на берегу речки Холохольни С XIV века село Красное как населенный пункт входит в состав древнего Тверского княжества. В начале XVIII века владельцем «вотчины села Красного» был секретарь Иностранной коллегии «Сергей Ильин сын Семенов», а во второй половине XVIII века земли переходят к действительному статскому советнику Марку Федоровичу Полторацкому и его жене Агафоклее Александровне, в девичестве Шишковой.

В конце XVIII века значительная по площади усадьба расположена на развилке дорог Старица - Торжок, Старица - Осташков, на естественной террасе, в излучине запруженной речки Холохольни. В это время господский дом стоял на развилке дорог и был деревянным, а точно по оси дома располагалась деревянная церковь Воскресения Христова.

В 1790-х годах на территории усадьбы Марк Федорович строит по проекту архитектора Ю.М. Фельтена каменную церковь Преображения Господня.

Появление такого необычного для этих мест храма многие годы не дает покоя исследователям. По одной из версий, косвенной причиной такого выбора - строительства в русской глубинке точной авторской копии церкви Чесменского дворца в Санкт-Петербурге, выстроенной в честь блистательной победы русской эскадры над турецким флотом в Чесменской бухте Эгейского моря, - было уязвленное самолюбие Марка Федоровича. Сын соборного протоиерея Черниговской губернии Федора Филипповича, благодаря своим музыкальным способностям он был приближен к императорскому двору. В 25 лет получил звание полковника, а в 34 года возведен в потомственное дворянство. Такое быстрое возвышение и переход в среду высокородных вельмож вызывало зависть и раздражение. При дворе Марка Федоровича не очень любили. Возможно, выбором столичного архитектора и повтором образа храма, освящение которого торжественно отмечала вся Россия, Марк Федорович подчеркивал свое место при императорском дворе и значение своей личности.

В 1795 году существует господский дом «каменный с плодовым садом..» После смерти Агафоклеи Александровны в 1822 году (Марк Федорович скончался в 1795-м) поместье переходит к сыну Александру Марковичу, который всерьез занимается переустройством всего усадебного хозяйства.

Во второй половине XIX века усадьба переходит в род Вульфов, затем - дворянам Костылевым. Перед революцией усадьба принадлежала доктору медицины Борису Борисовичу Костылеву. С начала I мировой войны вплоть до революции в имении существовал госпиталь для раненых воинов.

На территории усадьбы Красное сегодня сохранились церковь, разрушенный главный дом, ряд хозяйственных построек и террасный парк.


Шагала сюда не напрасно я,
глотая дорожную пыль, -
бел-камень и крыша двускатная
во прах обращенная быль...
Дом с окнами на колоколенку,
на храм (что всегда - на восток),
на воды реки Холохоленки,
на чей-то фамильный исток..
Шагала сюда не напрасно я -
сквозь близкие всполохи гроз,
жемчужиной светится Красное
в простом ожерелье берез.
Красиво прекрасное старится.
Не дайте красе одряхлеть:
пожалуйте, гости, во Старицу,
чтоб медью на храм позвенеть...

Тамара Карякина