Исповедание грехов повседневное толкование. Что говорить на исповеди священнику пример женщине. Полная исповедь грехов

Исповедь - это одно из христианских таинств, когда христианин перед священником раскаивается в своих прегрешениях. Но мало кто из православных знает, как правильно исповедоваться, и что происходит после этого таинства. Священники считают покаяние вторым крещением: при исповедовании человек полностью очищается от грехов.

Греховные деяния в христианстве

Перед покаянием следует знать перечень действий, которые в христианстве считаются греховными. Грехи разделяют по таким критериям:

  • Против Бога.
  • Против себя.
  • Против ближних своих.

Грехи против Господа

Основные прегрешения против Господа должен знать каждый православный человек .

Грехи против самого себя

Можно подумать что грехи против самого себя не так уж важны, это заблуждение, ведь все мы частичка Господа. Мы должны очень бережно относиться к себе , своим мыслям, своему телу. Основные прегрешения против самого себя:

Грехи против ближних своих

Прегрешения против близких людей караются особо сильно. Мы должны относиться к ближним так, как хотим, чтобы относились к нам.

Главные грехи против другого человека:

К верующим женщинам в православной вере особые требования, ведь именно женщина растит детей и она должна привить им любовь к Богу на своём примере. Есть отдельный список грехов для исповеди женщин:

Подготовка к исповеди

Перед тем как идти в церковь, нужно знать как подготовится к исповеди и причастию. Для начала нужно осознать свои грехи и раскаяться в них искренне, иметь большое желание оставить свой грех позади и идти дальше с верой в Господа.

Вы должны понимать, что настоящее исповедование - это больше, чем просто перечислить свои грехи перед священником. Господь и так знает все ваши прегрешения, он ждёт, когда вы сами осознаете свои грехи и искренне пожелаете от них избавиться. Только после истинного раскаяния можно ожидать, что на душе после исповеди станет легче .

Можно взять листок и написать все свои грехи, которые тяготят душу. Исписанный листок можно отдать для прочистки духовному наставнику, но об особо тяжких грехах следует рассказать вслух.

Раскаяние должно быть кратким, не нужно рассказывать всю историю вашей ссоры с близкими, расскажите только о том, как вы осуждали близких или родственников, вашу злость или зависть. Очень хорошая практика каждый вечер перед вечерней молитвой, анализировать прожитый день и приносить покаяние перед иконой.

Чтобы исповедаться нужно предварительно узнать, когда в церкви происходит таинство исповеди. В больших храмах таинство исповеди проводится ежедневно. В тех храмах, где нет ежедневной службы, необходимо ознакомиться с расписанием.

Если после исповеди вам так и не стало легче, вы недостаточно уверовали в Бога, благодать, которая исходит на православного верующего после искреннего раскаяния, вам пока недоступна.

Церковь всегда рада всем людям, которые приходят на исповедь. Даже самые большие грешники имеют право верить в Бога и принести покаяние в своих грехах. Священники обычно очень радушно относятся к прихожанам и помогают им в процессе, подталкивая их на правильные слова и выводы.

Исповедь проводится либо утром, либо вечером. Нельзя опаздывать на таинство, так как оно начинается с молитвы, в которой должен участвовать каждый кающийся. В процессе молебна священник обращается ко всем пришедшим с просьбой назвать своё имя. Женщинам нельзя присутствовать на таинстве во время месячных.

Как правильно исповедоваться, что говорить батюшке, вы можете узнать у своих верующих родителей, которые проходили это таинство не раз. Вы должны знать, хороший духовник всегда поможет и направит вас. Грехи нужно называть кратко, важно назвать все грехи, нельзя произнести одни, а о других умолчать. Если в предыдущем Таинстве вам уже были отпущены грехи, называть их в этот раз не нужно. Всегда исповедуйтесь у одного и того же священника , не стоит искать другого из чувства собственного стыда, поступая так, вы пытаетесь обмануть Бога и самого себя.

В больших храмах, когда очень много желающих исповедаться и нет возможности уделить время каждому, священник может проводить «общую исповедь». Духовник перечисляет самые распространённые грехи и стоящие перед ним каются в этих грехах. Если вы никогда ранее не исповедовались или прошло уже много времени с последнего покаяния, не кайтесь на общей исповеди, дождитесь, когда все разойдутся и попросите его выслушать вас. При индивидуальном отпущении грехов, священник положит вам на голову епитрахиль, которая внешне напоминает шарф, после отпущения грехов он её снимет.

Во время таинства Батюшка может задать вам вопросы, не нужно смущаться, отвечайте спокойно. Вопросы может задавать и прихожанин, не стоит этого стыдиться, ведь исповедь для того и существует, чтобы человек нашёл праведный путь к Богу. После покаяния священник читает молитву об отпущении грехов, а каждый прихожанин целует крест и Евангелие. Если человек готовился заранее к исповеди, священник даёт разрешение на причащение.

Выбирать одежду стоит очень внимательно, мужчины должны быть одеты в брюки и рубашку с длинным рукавом. Женщинам тоже нужно одеваться скромно, верхняя одежда должна закрывать плечи, зону декольте, на голову наденьте платок. Женщинам нельзя краситься на исповедь, не рекомендуется обувать туфли на высоком каблуке, выстоять службу в них будет сложно .

Как подготовиться к исповеди ребёнку

Дети до семи лет считаются младенцами, они могут причащаться без исповеди. Постарайтесь за несколько дней настроить младенца на причастие, читайте Священное Писание или детскую православную литературу. При подготовке уменьшите время просмотра телевизора или компьютера, помогайте малышу молиться. Если ребёнок совершает плохие поступки или сквернословит, нужно его пристыдить.

После семи лет детей можно исповедовать наравне со взрослыми, в церкви есть определённые попущения к детским грехам, так как они могут совершать перечисленные выше грехи случайно.

Как подготовиться к причастию

После исповеди происходит таинство причастия, это может быть проведено в тот же день. Перед причастием нужно три дня соблюдать пост, а неделю перед этим читать акафисты святым и Богородице. Перед причастием нельзя пить и есть, утром после пробуждения нужно прочесть молитвы. На исповеди священник обязательно спросит вас об этом.

Приготовление к причастию также подразумевает отказ от курения, алкоголя и близости с партнёром. Перед этим священным таинством нельзя сквернословить, это очень важно, ведь вы собираетесь принять кровь и тело Господа. Стоя перед Чашей Христовой нужно держать руки скрестно на груди, перед употреблением хлеба и вина нужно произнести своё имя.

В церковной лавке есть много специальной литературы, которая поможет приготовиться к причастию правильно и подготовить к исповеди своего ребёнка.

Помните, что исповедь и причастие должны войти в вашу духовную жизнь. Духовники рекомендуют ходить на таинство исповеди раз в полгода. Как часто это делать решать только вам, но после такого таинства вам станет намного легче и вы освободитесь от мыслей, которые вас тяготят.

Простые правила для исповеди

Исповедь, особенно, если она связана с постом, милостыней, усердной молитвой, возвращает человека в состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время. Исповедующийся должен быть крещёным, членом Православной церкви, признающим все основы православного вероучения и раскаивающимся в своих грехах.

При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила — нужны вера и покаяние. Однако рекомендуется почитать покаянные молитвы, возможен и пост.

Кающийся должен исповедать свои грехи. Нужно показать общее осознание своей греховности, особо выделяя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и тому подобное); а также назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые наиболее тяготят совесть.

ВОСЕМЬ ГЛАВНЫХ СТРАСТЕЙ

(подумай: не отягощают ли тебя эти грехи)

1 . Чревообъядение: Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности Богу, Церкви, добро-детели и людям.

2. Любодеяние: Блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и серд-ца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Не-хранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляю-щая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие: Любление денег, вообще любление имущества движимого и не-движимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обо-гащению. Мечтание о богатстве. Опасение старости, нечаянной ни-щеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысл. Пристрастия или болезненная, из-лишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу сво-боды. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. При-своение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев: Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и от-мщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума; непри-стойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль: Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обето-ваниях Божиих, неблагодарение Бога за все случающееся, малоду-шие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6. Уныние: Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непре-станной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспеш-ность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излиш-нее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехожде-ние с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и про-чих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточе-ние. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие: Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, прият-ности голоса и прочим качествам тела. Расположение к гибнущим наукам и искусствам сего века, искание успеть в них для приобрете-ния временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Сокры-тие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость: Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омра-чение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, раз-вратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души. Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Краткий перечень грехов.

  • Нужно каяться в грехах, совершенных делом, словом, в помыслах.
  • Вспоминайте грехи за время, прошедшее после предыдущей исповеди или, если никогда не исповедовались, за время, прошедшее после крещения.
  • Если вас крестили во младенчестве, старайтесь вспоминать лет с шести.
  • «Поминутно» и в подробностях вспоминать и рассказывать не нужно. Достаточно сказать, что такой-то грех, так или иначе, случался в жизни. Делом, словом, в помыслах.
  • На исповеди не оправдывайтесь, а только кайтесь.
  • Исповедуясь, старайтесь говорить по делу, не отвлекаясь на посторонние темы.
  • Не утаивайте грехов. Это делает исповедь не действительной и удваивает греховную тяжесть на душе.
  • Не пытайтесь «быстро отделаться» сказав: «Грешен во всём!» . Нужно обязательно разобраться, в чём именно, чтобы выявить свои духовные болезни - причины жизненных проблем, и осознанно начать их врачевание.
  • Пост, в смысле приёма пищи, перед исповедью не обязателен.
  • Если вы уже исповедовали какой-то грех и более его не совершали, повторяться не надо.
  • Грешно продолжать терзаться о том, в чём вы уже покаялись на исповеди. Это проявление маловерия.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Не соблюдение Закона Божия.
  • Обида на Бога.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Забота только о земной жизни.
  • Несоблюдение молитвенного правила, постов и других церковных установлений.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Некрещение детей. Воспитание детей вне православной веры.
  • Неисполнение обещаний, данных Богу.
  • Работа в воскресенье и в дни больших церковных праздников.
  • Неоказание молитвенной помощи ближним. Живым и усопшим.
  • Неприобщение или редкое приобщение к таинствам покаяния, причащения, соборования.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Недостаток добрых дел. Неоказание посильной помощи Церкви.
  • Совершение уголовных преступлений.
  • Человекоубийство, аборты. Покушение на убийство или самоубийство.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Зависть . Злоба, ненависть.
  • Ложь, обман.
  • Злословие, сплетни. Ругань, сквернословие. Причинение вреда, ущерба. Оскорбление, нанесение обид.
  • Неисполнение родительского долга. Неисполнение долга перед родителями
  • Любая недобросовестность.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.

Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.

  • Расточительность.
  • Ошибочные суждения о жизни, распространение своих заблуждений.
  • Соблазнение на любой грех. Приобщение, в любой форме, к заблуждениям и лжеучениям:

разные философские системы; расколы, ереси и секты в христианстве;

другие верования — иудаизм, ислам, буддизм, индуизм и их ответвления;

про. секты - сатанизм, дианетика (сайентология), мармоны, свидетели Иеговы, йога, медитация, и т.п., «оздоровительные» системы, ложные направления в психологии и

- Суеверие. Вера в приметы, толкование снов, соблюдение языческих обрядов и праздников.

  • Вступление в прямое общение с нечистой силой. Гадания, колдовство, заговоры, привороты, магия.
  • Любые игры и действия с картами.
  • Пьянство, наркомания, курение.
  • Блуд. (Удовлетворение половой потребности незаконно, то есть, вне брака или в извращенной форме.)
  • Несохранение брака. Развод.
  • Уныние, печаль. Чревоугодие. Лень. Самооправдание.
  • Нежелание трудиться для своего спасения.

По окончании исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

Боже! Милостив буди мне грешному (грешной)

Протоиерей Игорь Прекуп

«Ох, – сетовал на социальную категорию „бабки“ в конце 80-х один знакомый священник, вспоминая начало своего пастырского служения, – они-то ведь даже не умеют…» Я, в ту пору начинающий церковно- (пока еще не священно-) служитель, как раз намеревавшийся подавать документы в ЛДС, слушал его не то чтобы недоверчиво, а с некоторым недоумением: как это человек, будучи уже в возрасте, и долгие годы систематически ходя в храм (речь ведь шла не о «пасхальноверующих»), может не уметь исповедоваться? Что там, вообще, уметь? Подойди и скажи, чем согрешил со времени последней исповеди, ну или вспомни то, что раньше не сообразил сказать или, может, не осознавал, а то даже просто забыл – что сложного? Бывает, конечно, стыдно, так ведь Бог все видит, и носить в себе это еще более стыдно!

Все-таки, как отличается видение мирянина от священнического, когда речь о вопросах специфически церковных… Я-то судил по себе. Мне в голову не приходило, что большинство прихожанок того периода (мужчин, даже пожилых, в храмах почти не было) Евангелия, тем более, полной Библии, в руках не держали, не говоря уже о том, чтобы читать, да и как-то не страдали по этому поводу. Это я, спасибо моему сокурснику по институту Паше, нынче о. Павлу Попову, был избалован и Новым Заветом, который «приплыл» мне через него, после некоторых поисков, и святыми Отцами, творения которых он ксерокопировал (кто жил в ту пору, понимает, с чем было связано использование множительной техники, когда даже пишущие машинки все состояли на учете). А они имен этих Отцов, в большинстве и слыхом-то не слыхивали.

Не то чтобы я совсем не понимал, как это бабушки не умеют исповедоваться (все-таки я догадывался, что их интеллектуальные способности не располагают к особо углубленному самоанализу), но все же думал, что мой собеседник несколько сгущает краски, как бы желая сказать, что, при их возрасте да опыте, они могли бы…

Спустя четыре года, став настоятелем самого удаленного прихода в южной Эстонии (от храма было около 5 км до границы с Россией и 15 км до Псково-Печерского монастыря), я получил сомнительное удовольствие убедиться в справедливости сказанного моим собратом и сослужителем. Оказалось, что его надлежало понимать буквально. Причем, как я потом узнал от благочинного, у меня ситуация была еще более-менее (сказывалась близость монастыря), особенно среди прихожан с российской стороны.

Надо сказать, что приход мой был по-своему межъепархиальный и межгосударственный, потому что, когда Печерский край передали Псковской области, граница прошла как раз по территории прихода в честь вмц. Параскевы Пятницы таким образом, что две его трети оказались в РСФСР и, соответственно, в Псковской епархии. Пока Союз не распался, это никак не ощущалось, а к тому времени, когда я был туда назначен (в 1992 г.), колючая проволока хотя уже мало-помалу натягивалась, но далеко еще не повсюду, поэтому местные жители как ходили раньше из соседних деревень в церковь лесными тропами, так и продолжали ходить.

Так вот, оказавшись на этом приходе, я прочувствовал до глубины всю порочность практики общей исповеди, которая, в основном, распространилась и укоренилась в советское время, потому что в СССР, после нескольких волн гонений, действующих храмов оставалось очень мало, из-за чего прихожан, при всем их оскудении в целом, на каждый отдельно взятый храм приходилось все-таки больше, чем до октябрьского переворота. Священники физически не могли подробно исповедовать такое количество.

К тому же очень удобно было ссылаться на пример св. прав. Иоанна Кронштадтского. При этом популяризаторов общей исповеди почему-то не смущала такая деталь, как отсутствие у них дара прозорливости, которым обладал св. Иоанн (стоит отметить, что св. прав. Алексий Мечев считал общую исповедь «недоразумением», отвечая тем, кто оправдывал ее ссылкой на авторитет св. Иоанна Кронштадтского: «То был отец великой духовной силы, и мы с ним себя сравнивать не можем»).

Разумеется, дело было не только в том, что на одну точку на карте Православия в СССР приходилось слишком много страждущих и жаждущих. Не всюду же и не на каждой службе так было. Да и распространяться общая исповедь начала еще до советской власти. Просто хлопотное это дело – исповедовать подробно, да и к тому же распространенность – очень удобный предлог для принятия чего-либо за правило. Кто там будет углубляться и разбираться, где Священное Предание, а где – распространенная, да, многолетняя, да, но все равно порочная практика ?

На том приходе общая исповедь укоренилась задолго до моего непосредственного предшественника. Этой практики – не по лени, а в силу распространенности и общепринятости – придерживался и многие годы служивший до него настоятель, о котором никак нельзя было бы сказать, что он манкирует своими обязанностями. Правда, к чести того давным-давно служившего батюшки, оставившего о себе добрую память, надо отметить, что он предварял общую исповедь очень проникновенной, располагавшей к покаянию, проповедью. Но, так или иначе, исповедоваться прихожане разучились там давно. Даже многие пожилые люди индивидуальной исповеди знать не знали, ведать не ведали, искренне не понимая, чего я от них хочу, зачем (и вообще о чем) спрашиваю.

Впрочем, надо сказать, что мне еще повезло: мои-то хоть, подходя под разрешительную молитву, исповедовали себя грешными (в пределах «грешна, батюшка»), а прихожане моего благочинного в с. Вярска (всего-то 15 км вглубь территории) стояли насмерть, как если бы им перед исповедью не молитвы покаянные прочитали с напоминанием «аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши», а «зачитали права», предупредив, что все сказанное ими на исповеди будет использовано против них на Страшном суде.

Я, конечно, старался не перегибать палку, но с «партизанщиной» развернул последовательную борьбу. Не скажу, что мне было в удовольствие чувствовать себя этаким гестаповцем, клещами достающим признание, но приходилось с каждой душой индивидуально работать (особенно, если мы встречались впервые), последовательно задавая вопросы хотя бы по Десятословию. Меня поначалу потрясало, что неисповеданными у них были даже аборты, тогда как практика общей исповеди предусматривает, что особо тяжкие грехи надлежит исповедовать индивидуально. Вот, тем и опасна общая исповедь, что говори-не говори о необходимости тяжкие грехи исповедовать отдельно…

Общая, так общая. И всё в одну кучу. А кто там и о чем мечтает, пока священник зачитывает перечень грехов из Требника?..

Вы думаете, все прям-таки вслушиваются в каждое слово, пристально рассматривая себя в его свете? И даже слыша его, всегда понимают значение?

Наивно рассчитывать на это, если человек не привык надолго концентрировать внимание и не умеет думать ни на конкретные, ни на отвлеченные темы, да еще и возраст почтенный, не говоря уже о непонятности некоторых терминов, помноженной на «лень и нелюбопытность», как бы кающихся грешников.

В общем, слава Богу, повытряхивал я тогда из бабушек много чего. Надеюсь, что вскоре, проходя мытарства, они помянули меня добрым словом.

Я был не одинок в своем неприятии общей исповеди, в осознании необходимости учить людей исповедоваться внимательно и просто, без лукавых обобщений, но и без ложной скрупулезности. К сожалению, реакция на злоупотребления общей исповедью не оказалась свободной от крайностей. Уже начали появляться брошюрки сомнительного происхождения с перечнями грехов, удивлявшими не только размахом, но и болезненностью воображения составителей.

А вскоре в словоупотребление вошел термин «младостарчество», именующий явление, которое характеризуется не столько нежным возрастом «старчествующих», сколько самой спецификой претензии на возрождение прерванной традиции, этакое новое поколение старцев (по аналогии с политическими и философскими движениями, чьи составные названия тоже начинались с «младо-» и означали новую ступень, новый виток развития прежнего явления: младогегельянцы, младотурки и пр.).

Разумеется, явление это не было новым по своей сущности. Ходячие претензии на духоносность встречались и раньше. Новизна явления заключалась в его масштабности.

Слишком уж многие пастыри тогда стали о себе воображать много.

Оно и неудивительно. В советское время религия (православное христианство в особенности) была загнана в гетто. Со стороны священника проявлять интерес к духовному окормлению паствы, или вообще к чему бы то ни было, выходящему за рамки храмового богослужения и требоисполнения, означало вызов «недремлющему оку». Даже проповедь местами запрещалась. Пастыри, пафосно обличающие невежд в уставе, метая громы и молнии в людей не так одетых или неправильно названных при рождении (каким-нибудь неправославным именем), умеющие нагнать страху и «смирить», а потому собирающие вокруг себя «хранительниц благочестия», садо-мазохистски фанатеющих от батюшкиной харизмы и клацающих вставными челюстями на всех «социально чуждых» – такие имитаторы исповедничества, вписывающиеся в стандартный образ «мракобеса», не вызывали у советской власти беспокойства. Тем более, что именно такие типажи нередко оказывались «благонадежными».

Впрочем, подобные «столпы благочестия» встречались не особо часто, что, опять же, еще больше к ним привлекало жаждущих «ревностного пастырского окормления». Предпочтение отдавалось властями культивированию требоисполнительского типажа, который односторонне удовлетворял религиозные потребности граждан, добросовестно отрабатывая свой хлеб, без претензии на целостное пастырское служение.

Священников, искренне заинтересованных и способных привлечь в церковную ограду думающих и социально-активных людей, встретить было очень сложно. Власть об этом предусмотрительно заботилась, по возможности, ставя людям с высшим образованием заслоны для поступления в духовные школы, а семинарские программы даже в начале 90-х, когда уже давно очевидно было, что Бог послал «на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Ам. 8 ; 11), все еще продолжали оставаться «заточенными» под производство требоисполнителей.

Голод есть, а тех, кто мог бы его утолить, грамотно формируя рацион питания в конкретных общих для всех исторических, политических и экономических условиях, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого алчущего и жаждущего, почти не было. И добро бы еще те, кто не был к этой ситуации готов, продолжали скромно заниматься тем, что умели, не претендуя на большее. Однако многие в то время вообразили о себе, что дары Духа Святого, полученные при рукоположении, сами по себе дают какие-то особые права и власть, без того, чтобы долго и усердно с помощью Божией трудиться над собой, а мудрость им положена по статусу, без необходимости в получении систематического богословского образования и трудолюбивого самообразования до конца дней своих.

Этому способствовало, в основном, три фактора: 1) бессистемное появление на прилавках (не только церковных) большого количества православной, около- и псевдоправославной литературы весьма разнообразного качества: от неочерносотенных брошюрок до ротапринтных переизданий святых Отцов; 2) приток в храмы большого количества неофитов, заинтересованных в духовном окормлении по схемам, которые им рисовало воображение в процессе жадного поглощения святоотеческой литературы (в лучшем случае) и страстное желание предаться аскетическим подвигам, от них же первый есть полное послушание; 3) стремительное умножение православного духовенства (это было обусловлено необходимостью застолбить возвращаемые нам «охраняемые государством» развалины храмов, чтобы восстанавливать их, строить новые церкви, обустраивая приходскую жизнь) за счет рукоположения людей, зачастую не имевших ни образования, ни призвания, которые хорошо, если задним числом старались добрать элементарные знания и получить духовное образование.

Таковы объективные причины распространения в православно-церковной среде младостарчества и всевозможного кликушества, сгущающегося местами в некие подобия сект со своими «гуру», «святыми» и мифологией (другой проблемы – язычества в православных ризах – мы здесь не касаемся). В общем, все по Марксу: 1) спрос на духовное окормление и подвижническую жизнь определил предложение (только из-за почти полного отсутствия духоносных старцев и прерванности традиции, потребительский спрос был удовлетворен за счет предложения народу суррогатов «идентичных натуральным»), а предложение имитации благочестия и духоносности стало формировать соответствующий спрос; 2) спрос на «православизацию всей страны» породил предложение массы пособий и руководств в виде популярных брошюрок, регламентирующих все аспекты жизни, вплоть до питания и супружеского долга (добро бы еще грамотно объясняли, так ведь и тут не обошлось без идиотизма), среди которых одно из почетных мест заняли издания в помощь исповедующимся.

Качество этих «исповедей для „чайников“», как правило, было весьма низким, этакой попыткой переложить соответствующую часть чина исповеди из Требника на общедоступный язык.

Правда, некоторые брошюрки, надо отдать им должное, восхищали своей глупостью и невежеством, сочетающимися с буйной фантазией и болезненной мелочностью.

Слава Богу, в помощь исповедующимся были изданы и очень хорошие пособия. Это, в первую очередь, «Опыт построения исповеди» Псково-Печерского старца архим. Иоанна (Крестьянкина), «Об исповеди» митр. Антония Сурожского, «Как приготовиться к исповеди и причастию» прот. Михаила Шполянского, его же «Будем жить с Богом. Беседы с детьми перед исповедью». Но это не перечни грехов, а именно беседы, помогающие думать и обличать (выявлять, делать видимым) в себе грехи, чтобы каяться в них пред Богом и с Его же помощью исцеляться.

Что же касается использования при подготовке к исповеди перечней грехов, тут не так все просто. С одной стороны, даже к перечню, содержащемуся в Требнике, относиться надо с осторожностью. Диакон Владимир Сысоев в своих воспоминаниях о св. Алексии Мечеве пишет: «Батюшка всегда был противником книжного формализма в исповеди. Он часто говорил мне: „Знаешь ли, в монастырях очень принято исповедывать по требнику. А я всегда стоял против этой практики. В требнике есть многие вопросы, многие грехи, о которых исповедник, может быть, и не догадывался. Подойдет к исповеди какая-нибудь чистая неиспорченная девушка, а ее спрашивают о таких пороках, о которых она и представления не имеет. И вместо очищения выйдет грех и соблазн. Всегда нужно не человека приспосабливать к требнику, а требник к человеку. Сообразно с тем, кто подходит к твоему аналою, - мужчина ли, женщина ли, подросток ли, ребенок ли, - и нужно вести исповедь. При этом не следует вдаваться в подобные вопросы, особенно об интимных грехах. Эти расспросы могут только потревожить душу исповедника, а никак не успокоить. Лучше всего дать человеку самому рассказать все, что он имеет на душе, а потом уже задавать вопросы, по мере надобности“».

С другой… ну вот, что делать человеку, если он хочет подготовиться к исповеди, а сформулировать то, что понимает внутренне, как-то не получается? Вертится-вертится уже на языке, а никак… Или просто трудно бывает вспомнить. Чувствуешь, что забыл что-то, причем такое – на поверхности, а не вспомнить никак. Тут перечень грехов может оказаться очень неплохим подспорьем. Особенно в начале пути, когда еще толком ничего не знаешь, да и формулировать не умеешь, или, наоборот, в старости, когда в силу возрастных причин мысли путаются, и забываются самые простые и привычные слова.

Однако тут есть одно важное «но»: если руководствоваться советом св. Алексия, «не человека приспосабливать к требнику, а требник к человеку», и даже священнику зачитывать кающемуся все подряд из Требника не стоит, логично задаться вопросом: уместно ли тогда этот перечень давать в руки любому мирянину? Нет, разумеется, никакой эзотерики, никаких секретов от народа, только зачем? К чему давать повод к соблазну? В наше время вряд ли кого можно удивить каким-либо грехом из стандартного перечня в Требнике, но само скопище пороков, архаичная терминология, зачастую требующая пояснений, законнический подход – все это вполне может вызвать (в душе новоначального, например) естественную реакцию отторжения.

Совсем другое дело, когда мы готовимся к исповеди по заповедям Десятословия и Блаженств, потому что в процессе приготовления важно не просто перебирать больший или меньший перечень грехов, выбирая приглянувшееся, но ясно отдавать себе отчет, против чего грешим. И тут, например, труд о. Иоанна (Крестьянкина) окажется прекрасным подспорьем, поскольку в рамках каждой заповеди рассматриваются соответствующие грехи. Их перечень при такой подготовке окажется не меньшим, чем в Требнике, а подход принципиально иной, потому и понимание каждого исповедуемого греха несравнимо глубже.

Впрочем, что нам Требник! Его перечень грехов ни в какое сравнение не идет с апокрифами, издававшимися одно время в изобилии под грифом благословения того или иного монастыря или епархии. Взять хотя бы, к примеру, один такой шедевр (почему-то составленный исключительно от женского лица) объемом в 473 пункта (!), среди которых есть и такие: «444. Мочилась на людях и даже шутила по этому поводу», или вот: «81. Пила и ела наговоренное, “заряжённую” Чумаком воду» (явно составлялось в конце 80-х, начале 90-х).

А вот чудесное в плане логической последовательности: «148. Дразнила глухонемых, слабоумных, малолетних, злила животных, платила злом на зло». Или вот мистично-самокритичное: «165. Сама была орудием дьявола». Только откуда такая уверенность, что «была», а не есть? И нет ли в этом признании скрытой гордыни?..

Из серии «только для взрослых» (брошюрки-то могут и детям попасть в руки, объясняй потом, что есть что): «203. Грешила и грешу блудом: была с мужем не для зачатия детей, а из похоти. В отсутствие мужа оскверняла себя онанизмом». Или, например: «473. Имела содомский грех (совокупление с животными, с нечестивым, вступала в кровосмесительную связь)». О главном-то, собственно, содомском и забыла… Вообще, чего там все на жителей Содома бочку катят? Теперь и зоофилию им приписали до кучи! Это уж помпейский грех тогда, если судить по некоторым артефактам. Впрочем, самое интересное другое: о каком «нечестии» речь, из-за которого человек становится чем-то средним между животным и родственником (связь с «нечестивым» помещена между зоофилией и инцестом)?

И все это вперемешку с «422. Молилась в шапке, с непокрытой головой», «216. Имела пристрастие к одежде: заботу как бы не запачкать, не запылить, не замочить», и т.п.

Если в начале прошлого века св. Алексий Мечев смущался в отношении исповеди по Требнику, опасаясь, как бы кто не услышал чего неведомого и не заинтересовался себе на погибель, то сегодня, при общедоступности любой информации, опасность исходит от подобных перечней, но не потому, что в них содержится какой-то грех, о котором нынешнее подрастающее поколение не в курсе, а потому, что эти сборники отвращают от Православия той несусветной глупостью, которой они пронизаны и пропитаны, глупостью, дискредитирующей то немногое верное и ценное, что в них содержится.

Что важно понять, для того, чтобы не забивать себе голову всякой чушью и не зацикливаться на этих памятниках религиозной психопатологии?

Не вдаваясь в такие тонкости, как разница между исповедью сакраментальной и несакраментальной, отметим только, что исповедовать перед причащением необходимо (вне зависимости, кто на исповеди – свой духовник или чужой священник) те грехи, за которые по канонам положено временное отлучение, а также упомянутое в 1 Кор. 6 ; 9–10. Причащаться, имея на совести такой грех, нельзя.

Исповедь перед каждым причастием положена только в РПЦ. Это было введено в период борьбы со старообрядческим расколом. В других Поместных Церквях обычное причащение происходит без исповеди, если ничего тяжкого человек не натворил. Если же натворил, а духовник вне досягаемости, он может обратиться к любому священнику, имеющему право исповеди, хотя в порядке вещей, что каждый исповедуется время от времени только своему духовнику. Там, правда, другая проблема: некоторые откладывают исповедь годами. Поэтому очень даже хорошо, что у нас есть традиция обязательной исповеди перед причащением. Но это уже другая тема.

Итак, исповедоваться надо по сути содеянного, сказанного или переживаемого, помня, что исповедуемся мы Богу, священник же только свидетель покаяния и орудие Божие для совершения Таинства. Поэтому, в зависимости от того, кто находится у аналоя с Крестом и Евангелием (свой духовник или другой священник, чьего духовного руководства мы не жаждем), мы либо называем грех своим именем, а, если не подобрать слова, описываем его в общих чертах (по сути, ясно, без растекания мыслью по древу), и сообщаем необходимые подробности, если духовнику их необходимо знать, чтобы иметь представление о содеянном и о состоянии нашей души, дабы дать полезный совет; либо, если мы исповедуемся священнику, духовного окормления которого не взыскуем, то ограничиваемся покаянным открытием греха, и, называя его, принципиально не вдаемся в не меняющие сути сказанного подробности (если же исповедующий проявит к ним интерес, мы ему ответим, что подробно обсуждаем свои грехи только с духовником).

И снова о подготовке к исповеди.

Читая Новый Завет, мы неизбежно будем вспоминать свои грехи. Чтобы не забыть, лучше куда-то записывать. Если кому дополнительно необходим перечень грехов для подготовки, лучше всего опираться на вышеупомянутый труд старца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди».

Насчет шпаргалок. Отношение к ним разное. Некоторые батюшки реагируют на них нервно, считая, что они отвлекают кающегося от живого покаянного процесса, поэтому не разрешают ими пользоваться. Другие, наоборот, так торжественно в конце исповеди их разрывают, словно это и есть тайносовершительная формула, а то, что за этим следует (покрытие епитрахилью и чтение разрешительной молитвы) – дополнительное обрядовое оформление. На самом же деле, шпаргалка – она всюду шпаргалка: компактное размещение обобщенной информации на бумажном или ином пригодном для этого носителе, с целью компенсации неустойчивости памяти .

Всем нам известно, как иной раз мы забываем свои грехи на исповеди. Вот только что знали, а теперь вдруг забыли напрочь. Бывает. Особенно, когда в затылок дышат, и понимаешь, что надо, по возможности, не задерживать батюшку и стоящих за тобой братьев и сестер во Христе, которым необходимо успеть исповедоваться до того, как начнется причащение. А иной раз и время есть, и внутренне все спокойно, но вдруг самое важное, ради чего, собственно, и пришел: р-р-раз! – и куда-то подевалось.

Так что тут все очень индивидуально. Важно только, чтобы, в самом деле, подготовка шпаргалок не съедала бы всего покаянного настроения. Иначе, составляя их, мы, возможно, и поскорбим о грехах, а непосредственно на исповеди всего лишь формально их перечислим. Как пишет свящ. Александр Ельчанинов: «Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут ясны грехи». Это не значит, что записывать не надо. Надо, если это помогает не забыть. Но следует понимать, что не это главное.

Лучше уж человек подойдет ко мне с чем-то вроде древнего свитка, но прочитает содержимое осмысленно и собранно, чем будет тужиться, усиливаясь вспомнить, что там застряло у него между извилинами, и тратить наше время, испытывая меня на смирение, кротость и милосердие.

Когда человек начинает делать первые шаги к Господу, то сталкивается с различными проблемами. Как правильно одеваться в храм? Можно ли приходить в церковь накрашенной, прикладываться к иконам, будучи в нечистоте («критические дни» у женщин) ? Как вести себя в храме? А вопросы, касающиеся тех или иных таинств, постоянно ставят в тупик неофитов.

Давайте поговорим о таинстве исповеди, обсудим, какие грехи на исповеди перечислять, как подготовиться и правильно рассказать о самом сокровенном.

Что такое грех?

Прежде чем начать разговор об исповедании грехов, необходимо выяснить значение данного слова. Грех — это преступление заповедей Божьих, нарушение установленного закона. Когда мирской человек преступает через закон, его наказывают. В духовном плане все гораздо сложнее. От людей часто можно услышать, что Бог наказывает грешников. Бог милосерден, Он послал Своего Сына на землю ради того, чтобы спасти «заблудших овец». Едва ли Господь является этаким грозным и жестоким карателем, Бог любит и грешников, и праведников. При совершении греха человек добровольно отдает себя в руки нечистым духам. Грешник отступает от Бога, забывает Спасителя и впадает во власть противника Творца.

Десять заповедей

«Какие грехи перечислять на исповеди?» — таким вопросом задаются те, кто начинает свой путь к Господу. Спаситель дал людям десять заповедей, и нарушая их, человек грешит.

Для тех, кто не знает о заповедях, публикуем все десять для ознакомления:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Перечни грехов

Какие грехи на исповеди перечислять? Давайте начнем с того, что воспользуемся небольшой подсказкой. Существуют многочисленные брошюры, рассказывающие о грехах человеческих. Очень хорошая книга-подсказка составлена отцом Иоанном (Крестьянкиным). Продается в любой церковной лавке, стоит достаточно дешево (до 100 рублей), суть греха разъяснена в ней очень емко.

Мы же вооружимся книжечкой, изданной в 2004 году по благословению митрополита Сергия Тернопольского. Книга называется «Перечень наиболее распространенных грехов с объяснением их духовного смысла». Перечисление станет наиболее понятным для неофита, многие начинала путь Богу с этой книжечки-подсказки.

Митрополит Сергий подразделяет грехи на несколько групп:

    Против Бога и церкви.

    Против ближнего.

    Против самого себя.

    Смертные грехи.

    Особые смертные грехи.

    Грехи, вопиющие к Небу об отмщении.

Теперь о каждой группе поговорим более подробно.

Грехи против Бога и церкви

Что входит в данную подгруппу? Какие грехи перечислять на исповеди, относящиеся к ней? Наберитесь терпения, обо всем расскажем по порядку.

Грехи против Бога — это преступление трех первых заповедей. Сюда относятся маловерие, сомнение в истинности Священного Писания и Предания, малая ревность в познании христианского учения, увлечение ересью и суевериями, недоверие к Богу, ропот и неблагодарность по отношению к Творцу. Отсутствие духовной жизни — еще один грех против Спасителя. Человек совсем не молится, не посещает храм и не приступает к Таинствам исповеди и причастия или подходит к Чаше без должного приготовления и благоговения.

Отсутствие страха Господня, непослушание Его воле, игнорирование памяти смертной и трезвление в молитве — эти грехи относятся к данной подгруппе.

Грехи против ближнего

Какие грехи перечислять на исповеди? Список грехов существует ли? Каждый человек должен говорить о том, что тревожит, от чего хочется избавиться как можно скорее. Список у каждого свой, мы можем только подсказать основные грехи, чем и занимаемся сейчас.

На первом месте в списке грехов против ближнего — осуждение. Люди любят перемывать кости окружающим, что тут сказать. По этому поводу есть замечательная притча. Жил на свете старец высокой духовной жизни. Проживал в монастыре, однажды кто-то из братии пожаловался старцу на недостойное поведение другого брата. Мудрый батюшка покачал головой и только сказал: «Да, нехорошо брат поступил».

Прошло время, тот согрешивший брат умер. Ангелы забрали его душу и принесли старцу, дабы тот решил, куда ее отправлять. Когда-то старец произнес всего четыре слова, а насколько тяжелым оказался грех осуждения.

Тщеславие и самолюбие — грехи, при которых человек кичится своей образованностью, хорошей жизнью, достатком. Превозношение своей персоны над другими, почитание себя как самого лучшего и самого-самого относится к самолюбию.

Любоначалие — стремление к лидерству над окружающими. Совсем не обязательно усаживаться в кресло начальника для этого, умение совать нос в чужие дела и давать лишние советы относится к любоначалию.

Человекоугодие — противоположность вышеуказанному греху. Стремясь понравиться кому-то, завоевать расположение данного объекта, человек начинает заискивать, льстить, унижать себя, возвышая его. Из-за греха человекоугодия происходят довольно страшные вещи.

Зависть, злорадство — с этими грехами понятно без пояснения. Сюда же относят мстительность, злопамятность, неумение прощать обиды.

Неоказание помощи гонимому, ближнему. Грех, в который мы впадаем по причине собственного малодушия и трусости. Люди забывают слова о необходимости «носить тяготы друг друга», то есть жертвовать собой ради того, чтобы помочь ближнему.

Грехи против самого себя

Как выглядит список грехов? Какие грехи перечислять на исповеди? Выше отмечено, что список у каждого человека свой. Однако существуют книги-подсказки, которые помогут вспомнить давно позабытые грехи. Если же человек впервые приступает к исповеди, то брошюрки помогут подготовиться к таинству, направят неофита на путь истинный.

Какие грехи на исповеди нужно перечислять? Когда речь идет о самом себе, грехи выглядят следующим образом:

    Уныние и отчаяние, свидетельствующие о недоверии Богу. Особенно допущение мыслей о самоубийстве противны Спасителю. В этом необходимо каяться.

    Телесные излишества. Залежаться утром в кровати? Съесть лишнее лакомство? Покурить или напиться? Все перечисленное относится к телесным излишествам, с которыми необходимо бороться.

    Недобросовестность, расточительство, праздность, привязанность к вещам — данные грехи едва ли нуждаются в объяснениях.

Смертные грехи

Отпадение человека от Бога, в результате которого погибает душа. Отсюда и название — смертные грехи. Под ними подразумеваются семь страстей, пленяющих человека. Самостоятельно, без помощи Божьей, побороть данные страсти невозможно.

Мы рассказали о том, какие грехи на исповеди нужно перечислить. Семь смертных грехов относятся к обязательным, в которых надлежит каяться. Каяться и не совершать впредь, а не рассказать о них священнику, а затем, выйдя из храма, приняться за старое. Человек должен пересмотреть свою жизнь, исправляться и бороться со всеми грехами, особенно — с этими.

К числу семи смертных грехов относятся гордость, уныние, чревоугодие, блуд, зависть, гнев и праздность.

Особые грехи

Под особыми грехами подразумевается хула на Духа Святого. Все прощается Богом, кроме этого греха. Разумеется, когда хулитель раскаивается и исправляет свою жизнь, есть шанс получить прощение.

Отчаяние или чрезмерное упование на волю Божью. Казалось бы, чем плохо второе деяние? Дело в том, что человек продолжает вести особо тяжкую и грешную жизнь, совершенно не желая раскаиваться в этом, однако уповает на милосердие Господне. Мол, Бог помилует, Он же добрый.

Упорное неверие в Бога. Когда индивида пытаются убедить в существовании Господа, Спаситель являет различные чудеса «Фоме неверующему», но тот продолжает упорно игнорировать явления и убеждения, тогда — простите. Господь сделал все, чтобы убедить неверующего, за остальное человек несет ответственность самостоятельно. В случае чего не стоит потом винить Бога.

Грехи, вопиющие к Небу об отмщении

Какие грехи перечисляют во время исповеди? Все имеющиеся, а перечисленные в этом разделе, требуют особого покаяния:

    Убийство — один из самых страшных грехов. Сюда же относятся аборты, ниже поговорим об этом.

    Содомский грех. Модное ныне веяние однополой любви называется содомским грехом. А знаете, откуда пошло название? От истребленного города Содома. Господь сжег его за грехи, в том числе и за грех однополой любви.

    Обида, нанесенная сироте, вдове, убогому и беззащитному человеку.

    Удержание заработанного у сотрудника.

    Отнятие у бедняка последнего куска хлеба или последнего гроша.

    Огорчения и обиды, нанесенные родителям, побои.

Существуют ли женские грехи?

Как выглядит список грехов для исповеди для женщин? И существует ли таковой в принципе? К «женским» грехам относятся аборты, хотя при участии супруга в этом деле грех ложится на обоих. Под участием супруга подразумевается настаивание с его стороны на совершении аборта.

Какой перечень грехов на исповеди для женщин может быть? Про аборты сказано выше. Еще к этому списку относят вхождение в храм, будучи «нечистой», лобзание (целование) икон в таком состоянии, прикосновение к святыне (поставить свечку). Исповедь и причастие в нечистом виде также под запретом.

Нечистая женщина — находящаяся в состоянии месячного очищения. По поводу того, можно ли прикладываться к иконам в таком состоянии и приступать к таинствам, ходят споры. Молодые священники разрешают, пожилые сильно ругаются. Кого слушать?

Согласно постановлению Архиерейского совещания от 2015 года, женщине запрещено приступать к таинству причастия, будучи в состоянии нечистоты, без особого повода. Особая ситуация — угроза смерти без покаяния и причащения.

Вот о каких грехах женщинам на исповеди необходимо рассказывать, если они имели место. Ах да, еще один момент! Макияж, маникюр и окрашивание волос считаются греховными деяниями, в которых необходимо каяться.

Как исповедоваться?

Как правильно называть свои грехи на исповеди — вопрос, часто возникающий у неофитов. Человек стесняется перечислять собственные грехи или не знает, как это делается.

Ложный стыд — от лукавого. Тот мечтает завладеть человеческой душой, поэтому навевает мысли о том, что рассказать о некоторых грехах — постыдно. Отбросьте ложные сомнения! Утаивание греха недопустимо.

Как быть тем, у кого чувство стыда превалирует над всеми остальными? Существуют два варианта исповеди. Согласно первому, человек перечисляет свои грехи в устной форме, по второму — пишет на бумаге. Особо стеснительные исповедники записывают исповедь, а потом отдают священнику или зачитывают самостоятельно, стоя перед аналоем.

Для желающих исповедоваться в устной форме — подсказка: бумажка поможет не забыть тот или иной грех. Самые смелые подходят к исповеди без всяких записей, ориентируясь на собственную память. Оказавшись возле аналоя, начинают теряться. Не от забывчивости, а от страха перед священником. Бояться или стесняться не надо, смело рассказывайте о своих проступках — тяжких и не очень. Как называть грехи на исповеди? Все просто: произносим «согрешил/согрешила», а дальше следует перечисление грехов. Словом, делом, помышлением, осуждением, завистью и так далее. Какие грехи на исповеди нужно перечислить — рассказано выше.

Такой же принцип работает во время записи грехов на бумаге. Люди иногда пишут самые настоящие сочинения в стиле: «Я пошла к соседке чайку попить. А соседка обругала мою дочь, а я ответила. Не надо было бы, но она сама виновата». Это не исповедь, а самооправдание. Человек, идущий на покаяние, должен твердо осознавать свои проступки и говорить о них, а не рассказывать батюшке о зловредной соседке.

Первая исповедь

Когда человек только начинает свое знакомство с Богом и церковью, он не знает, как исповедоваться. Первая исповедь имеет второе название — генеральная. Новоначальный вспоминает и исповедует все свои грехи, начиная с семилетнего возраста. До семи лет дети считаются безгрешными, таинство покаяния им не требуется.

«Иду на исповедь впервые, какие грехи перечислять?» — вопрос, часто задаваемый новичком, идущим к Богу. В помощь кающемуся — книги-подсказки, речь о которых выше. Существуют брошюры, касающиеся и детской исповеди. Подобные подсказки будут полезными человеку, готовящемуся к генеральной исповеди. Припомнить грехи, совершенные в семилетнем возрасте, достаточно сложно.

Значит, договорились? Покупаете брошюрки, пишете исповедь на бумаге (дабы ничего не забыть), приходите к священнику и выкладываете все как на духу. Что такое исповедь, как правильно называть свои грехи батюшке, вы теперь знаете.

Кстати, о времени исповеди. В приходах очень большой поток людей, а времени у священника катастрофически мало. Редко где встречаются батюшки, готовые выслушивать новоначального более часа. Первая исповедь — очень длинная, поэтому при наличии соответственной возможности отправляйтесь в ближайший монастырь. Монахи уделяют гораздо больше времени исповедникам, чем может себе позволить обычный батюшка.

А что делать при отсутствии подобной возможности? Выберите церковь, в которой хотите исповедоваться, и заранее сходите к батюшке, объяснив свою ситуацию. Возможен вариант, при котором священник назначит отдельный день для первой исповеди или укажет часы, когда лучше подойти к нему.

Еще немного об исповеди

Что необходимо знать каждому новичку, собирающемуся приступить к таинству исповеди? Существует несколько моментов, которые стоит обговорить отдельно.

Во-первых, время. В некоторых храмах исповедь начинается до службы (в воскресение), речь идет о церкви, где служит один батюшка. Необходимо учитывать этот момент, собираясь исповедаться. Как узнать о расписании того или иного храма? Позвонить или прийти лично и уточнить интересующий вопрос.

Второй момент — вечерняя исповедь. Поверьте, самый лучший вариант для того, чтобы больше рассказать священнику и, как следствие, покаяться, — вечер субботы. Как правило, ближе к окончанию Богослужения или после него священники выходят на исповедь. Вечером больше времени и возможности уделить необходимое внимание каждому кающемуся, нежели в воскресение, когда добрая часть исповедников собралась причащаться.

Священники бывают разными. Кто-то добрый, поддерживает и успокаивает во время исповеди, а иные строгие и действуют так, чтобы отрезвить человека. Услышав то, чего совсем не хочется, подождите разочаровываться и уходить из церкви навсегда. Лучше задумайтесь над словами священника, покопайтесь в себе. Порой самые обидные слова и поучения оказываются наиболее правильным толчком к исправлению собственной жизни.

И последнее: приступая к таинству покаяния, говорите тихо. Порой исповедники так искренне и громко каются в грехах, что слышит не только очередь, стоящая позади, но и большая часть храма. Поэтому, когда батюшка просит говорить потише, обижаться не стоит.

Заключение

Вот мы и познакомились с перечнями грехов, поговорили о том, как вести себя на исповеди, и коснулись женского покаяния. Исповедь — это таинство, необходимо подготовиться к нему должным образом. И конечно же, приступать к исповеди и причастию нужно как можно чаще. Причастие один раз в неделю — самый лучший вариант для православного христианина, посещающего храм регулярно.

Не секрет, что никто из нас не может, к сожалению, назвать себя полностью безгрешным человеком. Все мы время от времени сталкиваемся с разными пороками, которые оказывают на нас определённое влияние. Мне стало очень интересно узнать, какие же существуют основные пороки человека и как можно избавиться от их негативного воздействия. Поэтому я предлагаю вам в этой статье вместе ознакомиться со списком грехов для исповеди.

Исповедь выступает настоящим душевным испытанием. Первоначально она провоцирует стремление раскаяться, исповедаться словесно в своих дурных поступках.

Ведь когда люди перестают придерживаться заповедей Божьих – происходит неминуемое разрушение их духовного и физического тел. А благодаря раскаянию они обретают возможность очистить себя.

Исповедь способствует примирению личности и Бога. Наблюдается исцеление души и человек получает дополнительную порцию сил, чтобы победить свои грехи. В процессе данного таинства человек откровенно рассказывает про свои плохие деяния и добивается прощения.

Однако, если прихожанин накануне будет сильно волноваться, то может и позабыть про то, в чём он хочет раскаяться. И здесь на помощь приходит перечень грехов для исповеди в православии. Он составляется заранее и представляет собой своеобразную подсказку, напоминание. Список грехов на исповеди может зачитываться полностью либо использоваться в качестве плана.

При этом самым важным условием станет максимальная искренность и правдивость индивида.

Но чтобы таинство исповеди было эффективным, важно наличие полного контакта чувств с словами, ведь просто механическое зачитывание своих прегрешений ещё не означает настоящее исцеление от них. Чувства без слов выступают такими же неэффективными, как и слова, лишённые чувств.

Чем же является перечень грехов для исповеди? Это обширный список, включающий в себя все непотребные слова либо деяния. Он основан на семи смертных прегрешениях и десяти заповедях.

В человеческой жизни сейчас чересчур много разнообразия, поэтому она редко бывает праведной. А значит, исповедь выступает возможностью искренне покаяться в своих прегрешениях и стремиться не допускать их в будущем.

Правильный процесс подготовки к исповеди

Подготавливаться к ритуалу следует заблаговременно. Вы можете записать перечень своих дурных деяний на бумажном листочке и взять с собой. Также не лишним будет заняться чтением особой литературы, касающейся таинства исповеди и причащения. При этом не пытайтесь оправдывать свои грехи, просто осознавайте, что они нечестивы.

Идеальный вариант – это давать анализ каждому своему дню, устанавливая, какие плохие, а какие хорошие действия вы совершили. Благодаря такой полезной привычке вы начнёте более внимательно воспринимать свои мысли, слова и действия.

Ещё перед тем, как отправляться на исповедь, помиритесь со всеми обиженными вами людьми, а также искренне простите всех своих обидчиков.

Существует разница между личностным раскаянием (когда индивид мысленно кается в совершённых деяниях) и таинством исповеди (когда личность рассказывает про свои неблаговидные проступки и стремится очистить себя от них). Поведать о своих неблаговидных действиях постороннему человеку – это уже значит приложить моральные усилия, чтобы, во-первых, осознать глубину своего проступка, а во-вторых, справиться с внутренним стыдом.

Если же вы сталкиваетесь с некоторыми затруднениями, составляя перечень грехопадений, тогда помочь вам сможет издание «Полная исповедь». Его предлагает сейчас каждая церковная лавка, в нём раскрываются детально все виды грехов для исповеди и особенности ритуала. Также книга дополнена примерами и материалами, помогающими подготовить себя к обряду.

По каким правилам проводится исповедь

Вы страдаете от камня на душе, желаете высказаться кому-то и обрести прощение? Исповедь очень облегчает моральное состояние. Она выступает открытым, максимально искренним признанием и покаянием в своих прегрешениях.

Исповедь допускается до трёх раз за неделю. Желание устранить свои грехи помогает справиться со скованностью и неловкостью. Чем реже человек ходит исповедаться, тем труднее ему воскрешать в памяти все совершённые собой плохие деяния. Самое важное правило – это чтобы священник понял истинный смысл греха, чтобы назначить адекватное наказание.

В особо тяжёлых ситуациях накладывается епитимья. Епитимья является наказанием, отлучения от священных таинств и милости Божьей. Сколько она будет длиться по времени – решается священником.

Как правило, под наказанием понимается соблюдение нравственно-исправительных работ – к примеру, постов, произнесения молитв, канонов и акафиста. В ряде случаев перечень наказаний может варьироваться.

Если же человек серьёзно заболел либо умирает – тогда святой отец для исповеди приглашается непосредственно на дом.

Обзор таинства исповеди

Придя в храм, займите очередь, чтобы исповедоваться. В процессе ритуала на аналое находится крест с Евангелием – символы постоянного присутствия Христа. До обряда священнослужитель может поинтересоваться, как часто вы молитесь, придерживаетесь ли основных церковных правил и задать аналогичные вопросы.

После этого начинается процесс самого таинства. Если человек повторил прегрешения, которые были прощены ему на прошлой исповеди, обязательно нужно оговорить этот момент, в подобном случае провинность будет иметь более тяжёлый характер.

На исповеди не стремитесь утаить какую-то информацию или говорить с помощью намёков. Изъясняйтесь понятными словами, чтобы было ясно, в чём конкретно вы раскаиваетесь.

В конце батюшка разрывает перечень грехов для исповеди – это означает, что она завершена и вам отпустили ваши прегрешения. Также в завершение на голову накладывается епитрахиль – символ милости Бога. Затем нужно поцеловать крест с Евангелием, что станет проявлением желания придерживаться основных заповедей.

Правильная подготовка к исповеди

Обряд исповеди предназначен с той целью, чтобы человек смог осмыслить свои грехи и исправить их. Если вы далеки от церковной жизни, то для вас может быть тяжело осознать, какие из действий отнести к разряду нечестивых. С этой целью и придуманы десять заповедей, чётко прописывающие, что делать нельзя категорически.

В случае, когда человек первый раз отправляется на исповедь, ему может быть проблематично разобрать самостоятельно семь основных грехов и заповеди. Тогда лучше предварительно посетить батюшку, побеседовав с ним лично и поделившись с ним своими затруднениями. Благодаря этому вы значительно облегчите себе процесс подготовки к таинству исповеди.

Мы разобрались с правилами подготовки к церковному таинству, а теперь изучим список греховных действий.

Грехи, совершённые против Господа

  • недоверие Богу, сомнение в его силе, отсутствие благодарности;
  • отказ от ношения нательного крестика и защиты своей веры;
  • произнесение клятв именем Господа всуе;
  • сектантство, магия, практика ложных учений;
  • тяга к азартным играм;
  • желание покончить жизнь самоубийством, сквернословие;
  • нежелание посещать церковь или ежедневно читать молитвы;
  • отказ от соблюдения поста, изучения православной литературы;
  • плохое отношение к святым отцам;
  • мысли про мирские вещи при богослужении;
  • потеря своего драгоценного времени на праздность, отсутствие активных действий;
  • состояние отчаянья, когда в жизни происходят трудности. Больше надежды на себя либо постороннюю помощь, без веры в божественную милость;
  • скрывание своих прегрешений в процессе исповеди.

Прегрешения, совершаемые против своих близких

  • состояния агрессивности, гнева, высокомерия, гордости и тщеславия;
  • утаивание правды, отказ от помощи ближним, высмеивание других людей;
  • жадность или расточительность;
  • воспитание малышей без веры;
  • нежелание возвращать долги, оплачивать чужой труд, помогать тем, кто просит и нуждается в этом;
  • отказ от помощи своим родителям, проявление неуважения относительно них;
  • кражи, клевета, зависть;
  • конфликты;
  • словесные убийства (осуждение, доведение до самоубийства или патологии);
  • аборты или их пропаганда.

Прегрешения, совершаемые против себя

  • сквернословие;
  • чрезмерная любовь к себе, праздность, разведение сплетен;
  • стремление наживаться, обогащаться;
  • чрезмерная демонстрация своих хороших действий;
  • состояния зависти, лжи, алкоголизма, обжорства, наркомания;
  • состояния блуда, прелюбодеяния, кровосмешение и рукоблудия.

Полный список грехов для исповеди для женщин

Выступает достаточно деликатным перечнем и большая часть женщин отказываются продолжать исповедь, когда изучают его.

Нужно заметить, что многие опасения и предубеждения представительниц прекрасного пола являются совершенно необоснованными. Священнослужителям запрещено делиться тайной исповеди с кем-либо ещё.

Также для своего большего психологического комфорта будет лучше, если вы найдёте себе одного постоянного духовника.

Ещё нужно помнить, что церковь никогда не задействует интимную сферу жизни между супругами. Поэтому вопросы про контрацепцию вы также можете задать священнослужителю. Есть много средств, не имеющих абортирующего действия, способных лишь предотвращать зарождение жизни. Как бы там ни было, все спорные моменты обязательно должны обсуждаться со своим любимым человеком, медиком или духовным отцом.

  • редкие молитвы, отказ от посещения храма;
  • мысли про мирские вещи при молитвах;
  • сексуальные внебрачные связи;
  • совершение абортов и их пропаганда;
  • наличие плохих мыслей и желаний;
  • просмотр и чтение порнографии;
  • злословие, клевета, лень, обида;
  • обнажение своего тела с целью привлечь внимание;
  • боязнь состариться, морщин;
  • мысли про самоубийство;
  • злоупотребление сладостями, алкоголем, наркотиками;
  • отказ помогать тем, кто в этом нуждается;
  • гадание, ворожба;
  • суеверие.

Перечень мужских прегрешений

Многие люди не могут прийти к однозначному выводу, важен ли список грехов для исповеди. Одни говорят про то, что подобный список причинит вред таинству и превратит его в формальное зачитывание провинностей.

Самое важное в процессе исповеди – осознание своих прегрешений, искреннее раскаяние и отказ от них в будущем. А значит, перечень грехов может превращаться лишь в краткую памятку или вы можете обойтись без него, если не чувствуете в этом особой надобности.

Баланс духовной жизни заключается в осознании сути раскаяния, в котором исповедь выступает лишь началом осознания своей греховности. Исповедь является длительным процессом, который составляют некоторые этапы работы над собой.

  • святотатство, беседы в церкви;
  • отсутствие веры, сомнения в том, что есть жизнь после смерти;
  • кощунственное поведение, высмеивание убогих;
  • проявления жесткости, лени, гордыни, тщеславия и алчности;
  • отказ служить в армии;
  • отказ выполнять нежелательную работу, свои обязанности;
  • оскорбления других людей, проявления ненависти;
  • ложь, обсуждение слабостей других людей;
  • склонение к греху (блуду, пьянству, наркомании, азартным играм);
  • отказ помогать родителям и окружающим людям;
  • кражи чужой собственности;
  • хвастовство, споры, унижение ближних;
  • проявление наглости, хамства, презрения, фамильярности, малодушия.

Исповедь для детей

Церковь разрешает исповедь для детей, начиная с их семилетнего возраста. Родителям заблаговременно придётся подготовить своего малыша к исповеди: растолковать ему суть таинства, объяснить, с какой целью к нему прибегают и помочь чаду вспомнить все его вероятные грехи.

Важно, чтобы малыш осознал, что он должен на исповеди говорить только правду. Лучше, если ребёнок сам составит перечень своих плохих проступков. Ему следует понять, какие из его действий были неправильными и не повторять их в будущем.

Детям более старшего возраста уже следует самостоятельно принимать решение, хотят ли они исповедоваться. Не старайтесь ограничить свободу воли подростков. Иногда личные примеры родителей намного более важные, чем любые беседы.

Чтобы помочь своему малышу составить список грехов для исповеди, необходимо сначала задать ему ряд вопросов:

  1. Молится ли малыш (в утренние и вечерние часы, перед приёмом пищи). Какие молитвы ему известны.
  2. Посещает ли храм?
  3. Врал ли он когда-то своим родителям?
  4. Не было ли такого, чтобы он ставил свои успехи и победы выше успехов других (начинал зазнаваться)?
  5. Вступает ли в драки с другими малышами, не обижает ли их?
  6. Не врёт ли он против других малышей с целью спасти себя?
  7. Воровал ли когда-то, проявлял ли зависть?
  8. Осмеивал ли физические изъяны окружающих?
  9. Прибегал ли он к курению, спиртным напиткам, наркотикам, сквернословию?
  10. Ленится ли помочь своим родителям?
  11. Играет ли иногда в больного, чтобы не выполнять свои обязанности?

Важность искренности на исповеди

Священнослужитель в процессе исповеди берёт на себя также роль психолога, он способен распознать степень искренности человека в его раскаянии. Ведь могут быть и такие виды исповедей, которые оскорбляют таинство и Бога.

Если, к примеру, индивид в механической форме просто вспоминает свои грехи, исповедуется сразу нескольким духовникам, стремится утаить правду – с помощью подобных действий нельзя достичь покаяния.

При этом большого значения уделяют поведению, тону речи, с которыми человек исповедуется. Это (плюс наличие мук совести) помогает батюшке увериться в искренности кающегося.

Также в некоторых случаях для человека имеет значение личность священнослужителя. Но это не должно стать поводом для осуждения либо комментирования действий священнослужителей. Если вам по каким-то причинам неприятен ваш духовный отец вы всегда можете поменять его, обратившись в другой храм.

Некоторые грехи и дурные действия доставляют человеку столько моральных страданий, что он даже не осмеливается озвучить их вслух. В таких случаях допускается вариант составления списка грехов и отпускания их священнослужителем даже без чтения и просмотра.