Буддийская пустота. О Пустоте. Достопочтимый Тралег Къябгон Ринпоче. Четыре философские школы Буддизма


В буддизме Махаяны концепция пустоты занимает почти такое же важное место, как христианская концепция Бога. Для буддиста наиболее важно достижение Просветления, однако для того, чтобы это получилось, необходимо понять пустоту как духовную реальность. Этого буддисты пытаются достичь посредством практики медитации и других духовных занятий. Однако, пустота не является чем-то похожим на оккультную реальность, которая скрывается за миром явлений, а также не полностью трансцендентна в смысле отъединения реальности пустоты от мира – такого, каким мы его воспринимаем.

Способ понимания пустоты – это наблюдение за тем, что есть в мире явлений. Мы можем делать это, отслеживая, как работает мир. Когда мы наблюдаем мир, первое, что мы обнаруживаем – это то, что ничто не остаётся неизменным: всё мимолётно и эфемерно, ничто не является постоянным и бессмертным. Из этого мы можем постепенно прийти к принятию концепции пустоты, ведь если ничто не обладает вечной сущностью, оно должно быть пусто от любых своих присущих характеристик.

Прийти к пониманию пустоты – значит осознать природу всего, что существует – как материально, так и психически. Когда мы наблюдаем мир, мы видим перемены. Когда мы направляем наше внимание к себе и своим умам, мы опять обнаруживаем, что ум находится в динамическом состоянии. За счёт понимания пустоты мы начинаем видеть, что всё существующее взаимосвязано. Ничто не может существовать или действовать само по себе, всё, что существует, зависит от чего-то ещё.

Эта концепция очень важна, так как с буддийской точки зрения, именно из-за недостатка такого понимания возникают все невзгоды и несчастья. Из-за цепляния за наш внутренний опыт или за события, которые имели место во внешнем мире как за что-то обладающее сущностью, постоянное, неменяющееся – из-за этого мы испытываем чувства неудовлетворённости, разочарования, злости и прочие конфликтные эмоции. Следовательно, концепция пустоты – это не просто философская концепция, но идея, предназначенная для смягчения нашего обычного опыта несчастий.

Не следует понимать реальность ни как нечто полностью трансцендентное (запредельное), ни как нечто полностью имманентное (постоянное, внутренне присущее предметам). Так как пустота присутствует во всеохватывающей реальности, мы не можем сказать, что она содержится во вселенной: Всё, что существует, обязательно пребывает в пустоте. Нагарджуна говорит, что для осознания этого необходимо понять тождество сансары и нирваны. Сансара состоит из каждодневного опыта эфемерного мира, нирвана же приравнивается к осознанию Пустоты. В некотором смысле, между сансарой и нирваной нет разницы; сущность сансары – нирвана, так как сущность всего, что существует – пустота. Следовательно, когда мы видим явления "как есть", мы можем избежать двух крайностей: думать, что они субстанциальны или в них есть нечто подобное постоянной сущности либо думать, что ничто не существует вовсе, что всё – иллюзия безо всякой реальности. За счёт ухода от этих двух крайностей можно достичь Освобождения или Просветления.

Если мы попытаемся подумать с христианской точки зрения, то, полагаю, это будет иметь сходство с тем, что некоторые христиане зовут негативной теологией – идея в том, что у Бога нет никаких положительных качеств. Вы не можете сказать, что "Бог есть любовь" или "Бог вечен" или что "Бог – это некая субстанция", так как приписать любое их этих антропоморфных качеств Богу – значит превратить Бога в нечто другое. В Боге не должно быть видно никаких знакомых атрибутов, которые мы обычно ассоциируем с концепцией божества.

Концепция пустоты не должна оставаться на уровне абстракции, в состоянии задержки, в котором нет связи с нашим повседневным опытом. С буддийской точки зрения, пустота присутствует в нашей собственной субъективности, равно как и в объективном мире, это постоянное присутствие. И мы не знаем об этом присутствии лишь в силу нашего невежества.

С буддийской точки зрения, мы не должны говорить, что пустота как таковая является любовью. Импульс к проявлению подлинной любви и сострадания возникает из понимания пустоты, так как до тех пор, пока правильное понимание пустоты отсутствует, ум этого человека находится под управлением иллюзий. Если у кого-то есть понимание пустоты, автоматически развивается способность любить и сострадать. Существует явная взаимосвязь между пустотой и любовью, однако нельзя утверждать, что пустота есть любовь, подобно тому, как говорят "Бог есть любовь", ведь у пустоты нет никаких человеческих характеристик. Однако, так как материальные объекты и центры сознаний индивидуумов обладают одинаковой природой – природой пустоты, существует явная взаимосвязь между пустотой и любовью с состраданием в человеческих существах.

Если у вас есть определённое чувство присутствия другого существа или другого сознания в [вашей] медитации, это следует понимать как часть вас. Мы могли бы скорее сказать, что это – проблеск вашей природы Будды, или чего-то в этом роде, чем автоматически думать "Я – в присутствии какого-то более великого существа, отдельного от меня". Может оказаться, что человек постепенно взошел к той части себя, с которой он не был знаком. Если кто-то воспринимает Бога как часть себя, это будет больше похоже на буддийский подход. Если Бог воспринимается как нечто полностью другое, если существует некое неравное отношение [Бога и себя] – это будет отличаться от буддийского взгляда.

1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕНИЕ О ПУСТОТЕ

Когда Будда достиг просветления, в течение нескольких недель после этого он не давал никаких учений. Все это время он пребывал в медитации на пустоту. Затем к Будде пришли мирские боги – Индра и Брахма – и попросили его дать учение ради блага всех живых существ, вращающихся в сансаре. Будда сказал им: «Я реализовал драгоценнейшее из всех учений, но если я сейчас открою его людям, оно не принесет им пользы. Поэтому пока я буду хранить молчание». В данном случае Будда имел в виду учение о пустоте.

Если люди неправильно поймут учение о пустоте, оно принесет им больше вреда, чем пользы. Мой учитель говорил: «Постичь пустоту – это все равно что снять бриллиант с головы змеи. Если ты допустишь ошибку – схватишь змею не за шею, а ниже – змея тебя ужалит, и ты можешь умереть. Но если тебе удастся ухватить ее за шею, бриллиант будет твоим». Поэтому вы не должны искать пустоту вслепую. Действуйте постепенно, не спеша, и тогда у вас все получится.

Сколько бы мы ни медитировали на отречение, бодхичитту и ясный свет ума, без понимания пустоты мы никогда не освободимся от сансары. Поэтому лама Цонкапа сказал: «Постарайтесь понять взаимозависимое происхождение». В данном случае взаимозависимое происхождение – это один из аспектов пустоты. В буддизме пустота и взаимозависимое происхождение представляют собой единое целое, которое рассматривается с разных точек зрения. Возьмем мельчайшую частицу. С одной стороны, ее можно рассматривать как атом, с другой – как энергию. Как видите, используются два названия, которые характеризуют один и тот же объект с разных сторон. Если вы поймете этот закон – закон сохранения массы и энергии – то можно сказать, что вы поняли науку. Это несложно. То же самое и с пустотой. С одной стороны пустота – это пустота, а с другой – взаимозависимое происхождение. Противоречия между этими понятиями нет. Осознав это, вы познаете теорию взаимозависимого происхождения.

А теперь я объясню, почему нам необходимо постичь пустоту. Каждый из нас хочет быть счастливым и не желает страдать. Мы знаем, что страдание имеет свои причины – как грубые, так и тонкие. Грубые причины всем нам хорошо известны – это болезни и прочие несчастья. Они являются следствием негативной кармы и омрачений. Когда у вас в жизни случается беда, например, вы попадаете в аварию, вам кажется, что это случилось из?за явной причины – из?за столкновения с другой машиной. Однако основная причина всего того, что с нами происходит – это карма. Если у вас есть карма попасть в аварию, найдется и причина для аварии. Почему вы оказались в определенном месте в определенное время? Вас занес туда кармический ветер. Например, сколько бы вы ни поливали водой незасеянное поле, деревья на нем не вырастут. Но если в земле есть семена, то, когда вы польете поле водой, они прорастут. Так и карма проявляется при возникновении соответствующих условий. Всю негативную карму создает ваш омраченный ум, полный конфликтующих эмоций. В настоящее время именно это и является причиной как ваших страданий, так и страданий других людей. Это самая настоящая болезнь, которой вы страдаете с безначальных времен и по сей день. Если вы не вылечитесь от нее, то снова и снова будете создавать большое количество негативной кармы и вследствие этого постоянно испытывать страдания. Вашим страданиям не будет конца. Это и называется сансарой. Сансара – это вступление в круговорот перерождений под влиянием омрачений.

Откуда же берутся эти омрачения? Их порождают привязанность и гнев. А откуда берутся привязанность и гнев? Их коренная причина – неведение, то есть непонимание того, чем в действительности является наше «я» и окружающие нас предметы. Причина нашего самообмана состоит в том, что мы принимаем видимость явлений за их истинное существование и не пытаемся взглянуть на них повнимательнее. Мы верим, что вещи именно таковы, какими они нам кажутся. Но вещи существуют не так, как мы их воспринимаем, хотя это не означает, что вообще ничего не существует.

Вначале у вас возникает ложная концепция о своем «я» – например, это происходит, когда вы стоите на сцене перед переполненным зрительным залом. Затем эта концепция «я» начинает вас защищать – лжет и приписывает вам черты характера, которыми вы не обладаете. В общем, вы ведете себя неестественно. Если кто?то вам скажет: «Какой ты великий!», вы привязываетесь к этой мысли.

Вы начинаете выделять этого человека среди остальных, считать его своим другом. А другой человек, возможно, называет вас дураком и вызывает у вас гнев, но вы стараетесь скрыть свои чувства, поскольку боитесь, что люди вас осудят. Однако, глядя на него, вы все равно думаете: «Он мой враг». Так в вашем сознании возникает деление людей на друзей и врагов.

Еще один пример. Предположим, в вашем сознании присутствует некий конкретный, определенный образ России. В этом случае ваше «я» отождествляет себя с Россией. Если кто?то скажет: «Русские – дураки», вы впадете в бешенство. Но, в действительности, вы и понятия не имеете о том, что такое Россия. Где именно находится Россия? Отождествляя себя с россиянином, москвичом или буддистом, вы словно следуете за морской волной. Если кто?то хорошо отзывается о буддистах, вы взмываете вверх на гребне этой волны. Но если кто?то скажет: «Буддисты плохие, они пьют слишком много водки, занимаются какой?то странной Тантрой», то вы вместе с волной обрушитесь вниз.

Итак, из?за своего неведения мы создаем очень много негативной кармы. Негативная карма создается спонтанно, потому что негативна сама структура механизма нашего ума. Он подобен ветряной мельнице, которая при порывах ветра вращается в определенную сторону. Каков лучший способ остановить ее? Руками удержать ее лопасти невозможно. Один или два дня вы можете сдерживать ее вращение, но потом ваши силы иссякнут. Поэтому искусственное, насильственное торможение – не действенный метод.

В каждой религии говорится о том, что нужно быть хорошим человеком – добрым и не приносящим вреда. Нет религии, которая проповедовала бы гнев или негативные черты характера. Каждая религия указывает нам верный путь. Тем не менее, в каждой духовной традиции существуют свои методы развития в чело веке положительных качеств. Почему негативное поведение так привычно для нашего ума? Ответ на этот вопрос дается в очень немногих религиях. Я говорю не о древних истоках духовных традиций, а о сегодняшнем дне. Сегодня мало кто знает, как изменить механизм работы нашего ума.

Как я уже говорил, с точки зрения буддизма именно из?за неведения в уме спонтанно проявляются отрицательные качества: гнев, зависть и тому подобное. Это основной двигатель работы сознания. С помощью двух вспомогательных двигателей – привязанности и гнева, он заставляет колесо ветряной мельницы вращаться в определенную сторону. Это и есть сансара. А что такое освобождение? Это обратный механизм, при котором все позитивные состояния ума возникают спонтанно, а негативные состояния отсутствуют.

Итак, колесо должно вращаться в обратную сторону. Что мы должны для этого сделать? Нам нужно заменить неведение на мудрость, непосредственно постигающую пустоту. Затем мы меняем вспомогательные механизмы – привязанность на отречение, а гнев – на ум, который заботится о других. И тогда колесо само по себе начнет вращаться в противоположную сторону. Это и называется освобождением. Достичь его мы можем только благодаря нашему собственному уму. Ум действительно на это способен. И это не просто отвлеченная теория. На протяжении тысячелетий множество великих мастеров исследовали ее, анализировали и практиковали, и достигли высоких результатов.

С моей точки зрения, это самое драгоценное знание, которое есть на Земле. Что касается технологии, то вполне возможно, что в других цивилизациях она находится на гораздо более высоком уровне, чем у нас. Но если мы поделимся с жителями других миров этой мудростью, то, я уверен, они высоко ее оценят и начнут относиться к нашему миру с уважением. Многие буддийские мастера перед смертью молятся о том, чтобы переродиться именно в этом мире, который в буддизме называется Дзамбулинг, а не где?либо еще, потому что только здесь есть эта великая мудрость.

Вопрос : Когда во мне возникает какое?либо негативное состояние ума, достаточно ли просто его распознать? Или же я должен почувствовать сожаление об этом? Или мне нужно расценивать это как проявление активности моего гуру, который таким образом пытается помочь мне очиститься от негативной кармы?

Ответ : Когда вы созерцаете свой ум во время медитации, то какие бы концепции у вас ни возникали – негативные или позитивные – не следуйте за ними. Просто пребывайте в созерцании своего ума и следите за тем, что придет вслед за этой концепцией. Если вы увлечетесь концепцией, у вас появится много всяких мыслей. Оставайтесь в созерцании, наблюдая за умом с помощью бдительности – мельчайшей части ума. Вначале вам будет казаться, что концепций у вас очень много. Это хороший знак, который говорит о том, что вы наконец?то начали осознавать, сколько в вашем уме концепций. Если вы идете по улице в рассеянности, то не замечаете, какое количество машин движется по дороге. Но если вы остановитесь и сосредоточите свое внимание на потоке транспорта, то решите, что сегодня на дороге более оживленное движение, чем обычно. В действительности машин на дороге столько же, сколько и всегда, но когда вы впервые обратите на них внимание, вам покажется, что их больше. Точно так же во время созерцания своего ума вы вдруг осознаете, сколько в нем концепций. Это довольно примитивная медитация, которая не имеет никакого отношения к Махамудре или Дзогчену. Иногда люди, выполняющие подобную медитацию, воображают, что занимаются Дзогченом или Махамудрой, и что этого для них достаточно. Это самообман.

Но медитация на уме – это специальная техника, и ее не следует применять в повседневной жизни. В повседневной жизни, если в вас возникнет негативная мысль, пресеките ее. В качестве противоядия от гнева займитесь медитацией на любовь и сострадание, размышляя о том, что те обидные слова, которые сказал вам тот или иной человек, были произнесены под влиянием неведения. При возникновении привязанности думайте о непостоянстве и смерти, о том, что когда?нибудь нам всем придется покинуть этот мир, что привязываться, в сущности, не к чему, то есть осознайте природу объекта своей привязанности. Тогда у вас будет меньше желаний. Желания делают из вас нищего. Будьте осторожны с привязанностью. Она отнимает у вас время и препятствует вашему освобождению от сансары. Привязанность обманывает вас. Она дает вам кратковременное счастье, но в конце концов приносит еще больше страданий.

Поэтому пытайтесь изменить негативные состояния своего ума, опираясь на учение Ламрим, и благодаря этому ваш ум постепенно изменится.

Из книги Тантра - высшее понимание автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Неведомое путешествие за пределы последнего табу автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Трикасамарасья Каула. Стратегия и тактика тропы Узора Великой Бездны автора Бхайравананда

Часть II. Учение Имя и образ Бхайрава… Одно из бесчисленных имен Бога, называемого также Рудра и Шива. Имя «Бхайрава» вызывает суеверный ужас в сердцах невежественных людей, и неудивительно - в рамках народного индуизма Бхайрава считается самой разрушительной и

Из книги Учение дзэн «Бездомного» Кодо автора Утияма Косё

Учение и Его плод Согласно Учению, существует Реальность, находящаяся за пределами мыслей и описаний, но в то же время являющаяся Природой, Сутью и Основой для всей вселенной, для бесчисленных миров и измерений. Эту изначальную и бесконечную Реальность называют Богом,

Из книги Подготовительные практики нёндро автора Тинлей Геше Джампа

Постановка целей в пустоте Саваки-роси:Люди могут шагать в любом направлении – на восток, на запад, на юг или на север, – по любому пути, который им нравится.Всё, что мы делаем, распространяется в десяти направлениях. Вечность в данном моменте – важна только такая

Из книги Ум и Пустота автора Тинлей Геше Джампа

Наставление в контексте учения о пустоте Я очень рад видеть вас здесь сегодня. Несмотря на то, что сейчас все очень заняты предновогодней суетой, вы всё же нашли время для того, чтобы прийти на учение. Как вы знаете, пятнадцатого января я уезжаю в Индию, а по возвращении

Из книги Ясные Слова автора Озорнин Прохор

УЧЕНИЕ БУДДЫ По мере того, как человек познавал окружающий мир, менялись и его представления о Первопричине этого мира, о его устройстве, о его назначении. Вначале человек воспринимал только фрагменты окружающего мира, и в каждом из них он видел своего бога. Но по мере

Из книги Наставления по медитации Срединного пути автора Ринпоче Кхенчен Трангу

УЧЕНИЕ ХРИСТА В сущности, мы уже изложили все основные положения учения Христа по мере хронологического описания Его жизни. Но имеет смысл подвести итог и кратко еще раз высветить основные моменты учения, которое изменило наш мир. Потребность в этом очевидна, поскольку

Из книги Будда однажды сказал автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Учение о запредельном. Сутра сердца автора Раджниш Бхагван Шри

Учение о стратегии Солнце вставало над озером Сиху, окутанным утренним, светлым, как улыбка, туманом. С севера, запада и юга его окружили величествен­ные холмы, а на восточном берегу расположились роскошные дома знати, предпочитавшей селиться в центральной части этого

Из книги автора

Введение. Как учение Срединного пути пришло в Тибет Цель нашей практики Дхармы – обрести постижение подлинной природы реальности. Для того чтобы в полной мере постичь истинную природу феноменов, необходимо медитировать. Существует множество различных способов

Из книги автора

Глава 17 Размышление о пустоте 6 сентября 1976 г. Зал Будды Гаутамы, г. Пуна, ИндияБудда сказал:Те, у кого есть страсти, никогда не смогут осознать путь, ибо это похоже на вспенивание руками чистой воды. Люди могут приходить сюда, желая найти отражение собственных лиц, которых,

Из книги автора

Учение о запредельности

1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕНИЕ О ПУСТОТЕ

Когда Будда достиг просветления, в течение нескольких недель после этого он не давал никаких учений. Все это время он пребывал в медитации на пустоту. Затем к Будде пришли мирские боги – Индра и Брахма – и попросили его дать учение ради блага всех живых существ, вращающихся в сансаре. Будда сказал им: "Я реализовал драгоценнейшее из всех учений, но если я сейчас открою его людям, оно не принесет им пользы. Поэтому пока я буду хранить молчание". В данном случае Будда имел в виду учение о пустоте.

Если люди неправильно поймут учение о пустоте, оно принесет им больше вреда, чем пользы. Мой учитель говорил: "Постичь пустоту – это все равно что снять бриллиант с головы змеи. Если ты допустишь ошибку – схватишь змею не за шею, а ниже – змея тебя ужалит, и ты можешь умереть. Но если тебе удастся ухватить ее за шею, бриллиант будет твоим". Поэтому вы не должны искать пустоту вслепую. Действуйте постепенно, не спеша, и тогда у вас все получится.

Сколько бы мы ни медитировали на отречение, бодхичитту и ясный свет ума, без понимания пустоты мы никогда не освободимся от сансары. Поэтому лама Цонкапа сказал: "Постарайтесь понять взаимозависимое происхождение". В данном случае взаимозависимое происхождение – это один из аспектов пустоты. В буддизме пустота и взаимозависимое происхождение представляют собой единое целое, которое рассматривается с разных точек зрения. Возьмем мельчайшую частицу. С одной стороны, ее можно рассматривать как атом, с другой – как энергию. Как видите, используются два названия, которые характеризуют один и тот же объект с разных сторон. Если вы поймете этот закон – закон сохранения массы и энергии – то можно сказать, что вы поняли науку. Это несложно. То же самое и с пустотой. С одной стороны пустота – это пустота, а с другой – взаимозависимое происхождение. Противоречия между этими понятиями нет. Осознав это, вы познаете теорию взаимозависимого происхождения.

А теперь я объясню, почему нам необходимо постичь пустоту. Каждый из нас хочет быть счастливым и не желает страдать. Мы знаем, что страдание имеет свои причины – как грубые, так и тонкие. Грубые причины всем нам хорошо известны – это болезни и прочие несчастья. Они являются следствием негативной кармы и омрачений. Когда у вас в жизни случается беда, например, вы попадаете в аварию, вам кажется, что это случилось из-за явной причины – из-за столкновения с другой машиной. Однако основная причина всего того, что с нами происходит – это карма. Если у вас есть карма попасть в аварию, найдется и причина для аварии. Почему вы оказались в определенном месте в определенное время? Вас занес туда кармический ветер. Например, сколько бы вы ни поливали водой незасеянное поле, деревья на нем не вырастут. Но если в земле есть семена, то, когда вы польете поле водой, они прорастут. Так и карма проявляется при возникновении соответствующих условий. Всю негативную карму создает ваш омраченный ум, полный конфликтующих эмоций. В настоящее время именно это и является причиной как ваших страданий, так и страданий других людей. Это самая настоящая болезнь, которой вы страдаете с безначальных времен и по сей день. Если вы не вылечитесь от нее, то снова и снова будете создавать большое количество негативной кармы и вследствие этого постоянно испытывать страдания. Вашим страданиям не будет конца. Это и называется сансарой. Сансара – это вступление в круговорот перерождений под влиянием омрачений.

Откуда же берутся эти омрачения? Их порождают привязанность и гнев. А откуда берутся привязанность и гнев? Их коренная причина – неведение, то есть непонимание того, чем в действительности является наше "я" и окружающие нас предметы. Причина нашего самообмана состоит в том, что мы принимаем видимость явлений за их истинное существование и не пытаемся взглянуть на них повнимательнее. Мы верим, что вещи именно таковы, какими они нам кажутся. Но вещи существуют не так, как мы их воспринимаем, хотя это не означает, что вообще ничего не существует.

Вначале у вас возникает ложная концепция о своем "я" – например, это происходит, когда вы стоите на сцене перед переполненным зрительным залом. Затем эта концепция "я" начинает вас защищать – лжет и приписывает вам черты характера, которыми вы не обладаете. В общем, вы ведете себя неестественно. Если кто-то вам скажет: "Какой ты великий!", вы привязываетесь к этой мысли.

Вы начинаете выделять этого человека среди остальных, считать его своим другом. А другой человек, возможно, называет вас дураком и вызывает у вас гнев, но вы стараетесь скрыть свои чувства, поскольку боитесь, что люди вас осудят. Однако, глядя на него, вы все равно думаете: "Он мой враг". Так в вашем сознании возникает деление людей на друзей и врагов.

Еще один пример. Предположим, в вашем сознании присутствует некий конкретный, определенный образ России. В этом случае ваше "я" отождествляет себя с Россией. Если кто-то скажет: "Русские – дураки", вы впадете в бешенство. Но, в действительности, вы и понятия не имеете о том, что такое Россия. Где именно находится Россия? Отождествляя себя с россиянином, москвичом или буддистом, вы словно следуете за морской волной. Если кто-то хорошо отзывается о буддистах, вы взмываете вверх на гребне этой волны. Но если кто-то скажет: "Буддисты плохие, они пьют слишком много водки, занимаются какой-то странной Тантрой", то вы вместе с волной обрушитесь вниз.

Итак, из-за своего неведения мы создаем очень много негативной кармы. Негативная карма создается спонтанно, потому что негативна сама структура механизма нашего ума. Он подобен ветряной мельнице, которая при порывах ветра вращается в определенную сторону. Каков лучший способ остановить ее? Руками удержать ее лопасти невозможно. Один или два дня вы можете сдерживать ее вращение, но потом ваши силы иссякнут. Поэтому искусственное, насильственное торможение – не действенный метод.

В каждой религии говорится о том, что нужно быть хорошим человеком – добрым и не приносящим вреда. Нет религии, которая проповедовала бы гнев или негативные черты характера. Каждая религия указывает нам верный путь. Тем не менее, в каждой духовной традиции существуют свои методы развития в чело веке положительных качеств. Почему негативное поведение так привычно для нашего ума? Ответ на этот вопрос дается в очень немногих религиях. Я говорю не о древних истоках духовных традиций, а о сегодняшнем дне. Сегодня мало кто знает, как изменить механизм работы нашего ума.

Как я уже говорил, с точки зрения буддизма именно из-за неведения в уме спонтанно проявляются отрицательные качества: гнев, зависть и тому подобное. Это основной двигатель работы сознания. С помощью двух вспомогательных двигателей – привязанности и гнева, он заставляет колесо ветряной мельницы вращаться в определенную сторону. Это и есть сансара. А что такое освобождение? Это обратный механизм, при котором все позитивные состояния ума возникают спонтанно, а негативные состояния отсутствуют.

Итак, колесо должно вращаться в обратную сторону. Что мы должны для этого сделать? Нам нужно заменить неведение на мудрость, непосредственно постигающую пустоту. Затем мы меняем вспомогательные механизмы – привязанность на отречение, а гнев – на ум, который заботится о других. И тогда колесо само по себе начнет вращаться в противоположную сторону. Это и называется освобождением. Достичь его мы можем только благодаря нашему собственному уму. Ум действительно на это способен. И это не просто отвлеченная теория. На протяжении тысячелетий множество великих мастеров исследовали ее, анализировали и практиковали, и достигли высоких результатов.

С моей точки зрения, это самое драгоценное знание, которое есть на Земле. Что касается технологии, то вполне возможно, что в других цивилизациях она находится на гораздо более высоком уровне, чем у нас. Но если мы поделимся с жителями других миров этой мудростью, то, я уверен, они высоко ее оценят и начнут относиться к нашему миру с уважением. Многие буддийские мастера перед смертью молятся о том, чтобы переродиться именно в этом мире, который в буддизме называется Дзамбулинг, а не где-либо еще, потому что только здесь есть эта великая мудрость.

Вопрос : Когда во мне возникает какое-либо негативное состояние ума, достаточно ли просто его распознать? Или же я должен почувствовать сожаление об этом? Или мне нужно расценивать это как проявление активности моего гуру, который таким образом пытается помочь мне очиститься от негативной кармы?

Ответ : Когда вы созерцаете свой ум во время медитации, то какие бы концепции у вас ни возникали – негативные или позитивные – не следуйте за ними. Просто пребывайте в созерцании своего ума и следите за тем, что придет вслед за этой концепцией. Если вы увлечетесь концепцией, у вас появится много всяких мыслей. Оставайтесь в созерцании, наблюдая за умом с помощью бдительности – мельчайшей части ума. Вначале вам будет казаться, что концепций у вас очень много. Это хороший знак, который говорит о том, что вы наконец-то начали осознавать, сколько в вашем уме концепций. Если вы идете по улице в рассеянности, то не замечаете, какое количество машин движется по дороге. Но если вы остановитесь и сосредоточите свое внимание на потоке транспорта, то решите, что сегодня на дороге более оживленное движение, чем обычно. В действительности машин на дороге столько же, сколько и всегда, но когда вы впервые обратите на них внимание, вам покажется, что их больше. Точно так же во время созерцания своего ума вы вдруг осознаете, сколько в нем концепций. Это довольно примитивная медитация, которая не имеет никакого отношения к Махамудре или Дзогчену. Иногда люди, выполняющие подобную медитацию, воображают, что занимаются Дзогченом или Махамудрой, и что этого для них достаточно. Это самообман.

Но медитация на уме – это специальная техника, и ее не следует применять в повседневной жизни. В повседневной жизни, если в вас возникнет негативная мысль, пресеките ее. В качестве противоядия от гнева займитесь медитацией на любовь и сострадание, размышляя о том, что те обидные слова, которые сказал вам тот или иной человек, были произнесены под влиянием неведения. При возникновении привязанности думайте о непостоянстве и смерти, о том, что когда-нибудь нам всем придется покинуть этот мир, что привязываться, в сущности, не к чему, то есть осознайте природу объекта своей привязанности. Тогда у вас будет меньше желаний. Желания делают из вас нищего. Будьте осторожны с привязанностью. Она отнимает у вас время и препятствует вашему освобождению от сансары. Привязанность обманывает вас. Она дает вам кратковременное счастье, но в конце концов приносит еще больше страданий.

Поэтому пытайтесь изменить негативные состояния своего ума, опираясь на учение Ламрим, и благодаря этому ваш ум постепенно изменится.

2. ЧЕТЫРЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ БУДДИЗМА

Учение о пустоте Будда дал на четырех различных уровнях. Поэтому в буддизме существуют четыре философские школы – Вайбхашика, Саутрантика, Читтаматра и Мадхьямика. На самом примитивном, или простейшем уровне учение о пустоте дается в низшей из этих четырех школ – в школе Вайбхашика. Затем идет школа Саутрантика, третья – школа Читтаматра, а четвертая – школа Мадхьямика. Мадхьямика считается высшей школой буддийской философии. Сама Мадхьямика делится на две подшколы – Мадхьямика Сватантрика и Мадхьямика Прасангика. Мадхьямика Прасангика излагает конечное воззрение Будды о пустоте. Постулаты Мадхьямики Сватантрики также хороши, но в некоторых тонких положениях они несовершенны, не дотягивают до конечного воззрения. Если я сразу же начну излагать вам взгляды Прасангики, вам покажется, что у вас создалось о них правильное представление, но на самом деле вы их не поймете. Например, если я расскажу вам о Тибете, где вы никогда не были, то у вас в уме появится некий образ его столицы Лхасы, который, однако, не будет иметь ничего общего с действительностью. Мысленные образы создать проще простого, но правильного понимания добиться очень трудно. Концепции бывают двух видов – истинные и ложные. В настоящий момент большинство ваших концепций ложны. Поэтому если у вас в голове сложится некое представление о том, что я объясняю, не думайте, что вы уже все поняли. Проверяйте свое понимание.

Известно, что Будда совершил три поворота Колеса Дхармы. В них содержатся все учения Будды. При первом повороте Колеса Дхармы Будда уделил наибольшее внимание взглядам Вайбхашики и

Саутрантики, которые рассматривают учение о пустоте на самом грубом, или примитивном, уровне. Дело в том, что если бы Будда с самого начала изложил людям взгляды Прасангики, выражающие Учение во всей его полноте, ученики бы его не поняли. Люди могли бы подумать, что Будда сошел с ума. Поэтому вначале Будда дал учение на уровне низших школ, постулаты которых во многом напоминают научные исследования.

Вначале Будда сказал, что все существует истинно, однако ни одно явление не обладает независимым субстанциональным существованием. Субстанциональное существование есть, но независимого субстанционального существования нет. Например, вода существует субстанционально, но нет воды, которая не зависела бы от кислорода и водорода. Это грубый уровень толкования пустоты. Поняв его, вы устраните одно из своих заблуждений. У вас начнет приоткрываться глаз мудрости.

Второй поворот Колеса Дхармы был в значительной степени основан на философии школы Мадхьямика. Вращая Колесо Дхармы во второй раз, Будда дал очень глубокое учение о пустоте. Он сказал: "Все пусто от самобытия, все пусто от истинного существования. Все существует только номинально".

Услышав от Будды учение Мадхьямики, многие его ученики пришли в замешательство. Во время первого поворота Колеса Дхармы Будда сказал, что все существует истинно, но во время второго поворота объявил, что все феномены пусты от истинного существования, то есть нечто прямо противоположное. Ученики попросили его разъяснить, что это значит. Поэтому при третьем повороте Колеса Дхармы Будда дал промежуточное воззрение о пустоте, объясняя, что он имел в виду под первыми двумя учениями. Это воззрение должно было послужить ступенькой, ведущей к пониманию Мадхьямики. Итак, в основе философии школ Вайбхашика и Саутрантика лежит первый поворот Колеса Дхармы, в основе школы Мадхьямика- второй поворот Колеса Дхармы, в основе школы Читтаматра – третий поворот Колеса Дхармы. Это знать необходимо. Если вы хотите узнать, чиста вода или нет, вы не должны судить об этом по ее внешнему виду. Вам нужно в первую очередь понять, чист ли сам источник. Даже если на первый взгляд вода кажется вам чистой, на самом деле в ней может быть полно химикатов. Поэтому не думайте, что все, что вы слышите, – неоспоримая истина. Не все то золото, что блестит. Относитесь ко всему критически – это очень важно.

Прежде чем приступить к изучению воззрений высших философских школ буддизма, рассмотрим вкратце позиции двух низших школ – Вайбхашики и Саутрантики – с точки зрения основы, пути и результата . То, что в воззрениях всех четырех школ идет речь об основе, пути и результате, означает, что в рамках каждой из них дается полное учение о том, как достичь состояния будды.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Учение о пустоте.
Рубрика (тематическая категория) Философия

Шу́ньята (санскр.
Размещено на реф.рф
शून्यता, śūnyatā?; пали˸ sunnata; тиб.˸ strong pa nyid, strong pa - пустой, находящийся за пределами чувственного восприятия, непостижимый, nyid - добавление значения возможности того, что всё может возникнуть) - понятие философии буддизма, полагающее отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) в виду их обусловленности и взаимозависимости.

Шуньята - наиболее трудное понятие буддизма, не поддающееся простому описанию и определению. Постижение ʼʼпустотыʼʼ - важная цель буддийских медитаций, по-разному рекомендуемых разными школами. Неточное понимание термина ʼʼпустотыʼʼ в небуддийских переводах и комментариях привело к тому, что буддизм получил репутацию философии нигилизма, солипсизма, отказа от доводов рассудка и от словесного понимания, отказа от позитивных тезисов, представления о всеобщей иллюзорности и т. п.; за подобные взгляды буддизм постоянно подвергался критике небуддийских школ. В тоже самое время буддийские школы, развивая понятие о пустоте, категорически отрицают все перечисленные пункты, акцентируя внимание на ʼʼтаковостиʼʼ, ʼʼвзаимозависимом происхожденииʼʼ, причинности и обусловленности.

Основные дискуссии о природе пустоты развивалиись поначалу в контексте спора между буддийскими и небуддийскими школами о причинности и природе себя (Атман или ʼʼвысшее яʼʼ отрицается буддийскими школами). Прочную основу учению о пустоте положил Нагарджуна, прояснив сущность Татхагаты (так приходящего), достижения пустоты ума и развития природы Будды. Представление о шуньяте развивали далее Арьядэва, Асанга, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти, Буддапалита, Бхававивека, Чандракирти и другие философы. Далее Шуньята стала одним из важнейших понятий тибетского и дальневосточного буддизма, в частности чань.

Важным источником учения о пустоте является Сутра Сердца Праджняпарамиты, почитаемая во всех школах Буддизма Махаяны, и являющаяся её основной.

Определение пустоты дается в развернутом понимании, как учение передаваемое Бодхисаттвой Авалокитешварой монаху Шарипутре.

Первоначальное утверждение является общей квинтеэссенцией учения Будды˸

ʼʼАвалокитешвара Бодхисаттва, практикуя глубоко праджняпарамиту воспринимает, что пять скандх пусты, и спасен от всех страданий и несчастийʼʼ.

Далее идет развернутое указание на то, что именно воспринимает Авалокитешвара, наставляя Шарипутру, и каким образом это восприятие порождает спасение от страданий и несчастий, обретение Аннутара Самьяк Самбодхи.

Учение о пустоте. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Учение о пустоте." 2015, 2017-2018.

Когда мы говорим о пустоте, или пустотности, как я обычно перевожу санскритский термин шуньята , важно прояснять контекст. Конечно, эта тема появляется в контексте буддийского учения, а у буддийского учения есть определённая мотивация, или цель, – помочь людям избавиться от страданий и проблем, а на более продвинутом уровне – научить их помогать другим справляться с их собственными трудностями и проблемами.

Что касается проблем, это не просто поиск работы или социальные проблемы. Мы говорим о более глубоком уровне, который связан с эмоциональным состоянием. Речь о проблемах, которые возникают из-за беспокоящих эмоций, таких как гнев, жадность, враждебность, высокомерие, гордыня, ревность, наивность и так далее, а также из-за компульсивности (неуправляемости), которая возникает из-за этих эмоций и заставляет нас действовать. Мы компульсивно кричим на других, потому что злимся, или компульсивно делаем покупки, просто потому, что нам хочется, или компульсивно объедаемся шоколадом. Так мы создаём себе множество проблем, потому что эти действия приводят к несчастью. Даже счастье, которое мы чувствуем, если в плохом настроении наедимся шоколадом, не длится долго, не удовлетворяет нас полностью, а потом несчастливое чувство возвращается. Мы можем точно сказать, что наше настроение не останется стабильным.

Буддийское учение предлагает методы, помогающие преодолеть эти проблемы. Справившись с ними, например преодолев эгоизм, мы можем развить больше любви, сострадания, заботы о других. Этих методов очень много, и они затрагивают многие аспекты, связанные с психологией и поведением.

Кроме того, если посмотреть чуть глубже, мы обнаружим, что за беспокоящими эмоциями и состояниями ума стоит заблуждение – о том, как существуем мы сами, как существуют другие и как существует всё остальное, вся реальность. Заблуждаясь, мы чувствуем неуверенность, а из-за неуверенности возникают различные беспокоящие эмоции.

Мотивация творчества Arrow down Arrow up

Мы можем спросить, почему всё это актуально для творчества. Я думаю, здесь есть тесная связь, и речь идёт об эгоизме. В чём наша мотивация, когда мы становимся артистами, создаём произведение искусства или показываем его другим? Это связано с вопросом о том, как влияет на человека то, что он показывает свою работу другим? В конце концов, произведение искусства или литературы – это объект, и можно говорить о намерении автора, когда он над ним работал.

Конечно, один из первых принципов творческого процесса или даже производства – думать об аудитории. Мы создаём что-то для конкретной публики, в конкретном пространстве, например для конкретной выставки? Или мы просто выражаем себя и нас не заботит, кто увидит результат? Думаю, творчество может идти по двум путям: мы делаем это или для других, или для себя.

Видео: Мингьюр Ринпоче - «Буддизм и искусство»

Пустота (пустотность) – это отсутствие Arrow down Arrow up

Когда мы говорим о пустотности, речь идёт об отсутствии. Слово шунья (пустота) – санскритское слово, обозначающее ноль, отсутствие, а шуньята (пустотность) – абстрактное существительное, образованное от него. Что-то отсутствует, и речь идёт об отсутствии того, что мы фантазируем. У нас есть множество фантазий о том, как существуем мы, как существует аудитория, которая увидит нашу работу, и эти фантазии влияют на творческий процесс.

Например, если мы воображаем себя очень важными и утончёнными, а аудитория кажется нам осуждающей, то, работая над произведением искусства, мы будем сильно озабочены собой, особенно если у нас низкая самооценка. Мы будем сильно беспокоиться, понравится ли это людям, подобно тому как мы беспокоимся, сколько лайков мы получим на фейсбуке, – и сильно расстроимся, если на выставку придёт немного людей. Мы будем стоять у двери, считать людей и наблюдать за их реакцией.

Даже если мы не делаем ничего для выставки и наша цель – самовыражение, у нас будет схожее беспокойство: «Это действительно я? Это то, что я чувствую на самом деле?» Часто здесь возникает перфекционизм, который основан на мысли: «Я должен быть хорошим, я должен быть совершенным», а это опять же раздувание собственного «я».

Понимание пустотности помогает разрушить проекции Arrow down Arrow up

Когда мы говорим о пустотности, речь идёт об отсутствии чего-то. Отсутствует настоящее «я», или «вы», или «публика», которая соответствует нашей фантазии. Это очень глубокая тема, потому что мы можем создавать проекции разных уровней, в том числе очень тонкие. Они могут быть очень грубые, например: «Если им не понравится, значит, никто меня не любит, и это доказывает, что я плохой и бесполезный», но они могут быть намного более тонкими.

Конечно, аудитория и окружение влияют на нас, если мы делаем выставку или архив своих работ, потому что обратная сторона пустотности – факта, что вещи не существуют невозможным образом, – это то, как вещи существуют. То, как они существуют, известно как зависимое возникновение. Всё существует и происходит в зависимости от множества различных факторов. Поэтому направление, в котором движется моё творчество, зависит от моего отношения к себе, от доступных материалов, от наличия у меня времени, от давления со стороны обстоятельств, например от необходимости зарабатывать деньги, от того, где моя работа будет показана и будет ли она показана вообще, кто её купит, нужно ли мне её продавать – все эти факторы повлияют на творческий процесс. Конечно, на моё настроение и творческие способности повлияет происходящее в моей личной жизни. На то, что мы делаем, может повлиять даже погода.

Каждый из этих факторов влияет в определённой степени: есть некоторое процентное соотношение, и оно будет разным в разных ситуациях, и то, что у нас получается, зависит от всего этого. С помощью буддийских методов анализа и медитации на пустотность мы можем исследовать, какие из факторов основаны на реальности, а какие – на заблуждении относительно реальности. Основанные на заблуждении будут приносить нам проблемы, связанные, например, с нашим эмоциональным состоянием, беспокойством и так далее. От этого мы хотим избавиться.

Пустотность очень полезна. Точнее, помогает не сама пустотность, а осознавание пустотности – осознавание того, что мои проекции – преувеличение. Мы можем преувеличивать позитивные стороны чего-либо, например считая себя великими артистами. Возможно, мы успешны и хороши – ну и нормально, ничего особенного. Много людей успешны в том, что они делают, но раздувая это и думая: «О, я такой чудесный и популярный» – мы почувствуем неуверенность. Потому что всё это изначально было основано на фантазии, на проекции, которую создала неуверенность: «Я такой популярный. Но действительно ли это так? Признают ли меня люди? Смогут ли все увидеть мою популярность? Вот он я!» Нам нужно всё подписать, чтобы все знали, что это моя работа, что это я. Мы проецируем самих себя на свою работу, как будто выставляем напоказ себя и другие люди судят нас. Но это очень несчастливое и неспокойное состояние ума. Поэтому нужно проанализировать, что такое «я».

Есть замечательное высказывание, основанное на истории из буддизма: «Если не каждому нравился Будда, почему я ожидаю, что буду всем нравиться?» Очень интересно. Если не всем нравился Иисус, почему я должен нравиться всем? Почему всем должно нравиться то, что я делаю? Невозможно найти ни одной причины, почему всем должно нравиться моё искусство. Если у нас есть фантазия: «Все это полюбят, – или: – Я должен всем угодить», это невозможно. То, что мы создаём, не существует таким невозможным способом. Примите это, и вы не будете расстраиваться, когда другие будут критиковать вашу работу. Конечно, найдётся кто-то, кто будет критиковать. Ничего особенного.

Нет ничего особенного во мне и в моей работе Arrow down Arrow up

«Ничего особенного» – ключевая фраза, которая поможет не только в искусстве, но и в жизни. «Нет ничего особенного в том, что я делаю. Ничего особенного во мне. Ничего особенного, если кому-то это нравится или не нравится. Такова реальность. Так устроены вещи. Есть куча других артистов и других работ, и я просто делаю своё дело, надеясь, что люди получат пользу». Это основная буддийская мотивация – принести пользу другим, сделать их хотя бы немного счастливее, сделать их жизнь светлее, пусть даже не навсегда. Они устанут от нашей картины, если будут видеть её каждый день. Это естественно, ничего особенного.

Как существует личность и почему наши фантазии не соответствуют действительности Arrow down Arrow up

В медитации на пустотность «я» (это относится и к пустотности других, но пустотность «я» особенно важна) мы сосредоточиваемся на том, как я существую. Буддизм не говорит, что «я», или личности, не существует. Личность существует. Я существую. Я рисую эту картину, а не кто-то другой. Я создаю это пространство, а не кто-то другой. Конечно, мы это делаем, но вопрос в том, что такое «я». Как это «я» существует?

Если мы думаем, что «я» – маленький человечек в нашей голове, который разговаривает, которому принадлежит голос в нашей голове, напротив которого стоит экран, и туда поступает вся информация извне, он слышит звуки через динамики, а затем нажимает на кнопки, чтобы тело совершало движения, – очевидно, это совершенно искажённое видение. В нашем мозге нет такого существа, как будто пришедшего из фильма ужасов с элементами научной фантастики, которое бы контролировало происходящее. Тем не менее, создаётся такое впечатление, и это обманчиво. Кажется, что там внутри кто-то разговаривает, и мы беспокоимся, понравится ли этот персонаж другим людям, будут ли они его критиковать или хвалить. Нам также кажется, что это маленькое «я» внутри всегда должно всё контролировать и быть совершенным. Мы волнуемся, будет ли наша работа совершенной и так далее. Но «я», которое кажется нам существующим таким образом (и также мы это чувствуем), не соответствует ничему реальному. В нашей голове никого нет. Означает ли это, что меня не существует? Конечно, я существую. Я рисую, делаю, творю.

Слово и концепция «я» к чему-то относятся, а именно к личности, но они не относятся к маленькому существу, сидящему в нашей голове за панелью управления. Это очень глубокое прозрение, которое легко забыть. Во-первых, нелегко это понять и осознать всё, что из этого следует, а затем – сохранять памятование, то есть не забывать это, когда мы волнуемся, чувствуем неуверенность, расстраиваемся, когда никто не покупает наши работы, когда они никому не нравятся или когда их начинают критиковать. Это очень важно. Объект их критики – не маленькое «я» за панелью управления в нашей голове. Но понимание этого требует долгих размышлений и наблюдения.

Как существует это «я»? Обычно мы подходим к этому вопросу, отрицая то, как оно не существует – познаём его существование через то, чем оно не является. Это основной индийский подход к познанию вещей. Если мы рассмотрим более глубокий уровень, более тонкий, чем прочное маленькое «я» в моей голове, которое остаётся одним и тем же (когда я просыпаюсь утром, это то же самое «я», которое заснуло вчера вечером), – если мы рассмотрим более глубокий и тонкий уровень, у нас есть концепция, что «я» может быть познано само по себе, независимо от того, на чём оно основано. Что это означает?

Классический пример этой ложной идеи: «Я хочу, чтобы другие любили именно меня – не мои деньги, не мою внешность и не то, что я знаменитый артист. Я хочу, чтобы они любили меня самого». Как будто существует «я», которое можно познать отдельно от моего творчества, моего тела, моей внешности, моих достижений – чего бы то ни было. Это очень глубокий момент.

Я разговариваю по телефону. Я разговариваю с человеком? В некотором смысле, да, конечно. Но это только человек? Нет, человек обозначен на основе голоса, который я слышу.

«Я хочу, чтобы на меня обратили внимание». Хорошо, но на что они могут обратить внимание? На «я», отдельное от моей внешности, моих слов и того, что я делаю? Нет никакого «я», которое можно было бы познать отдельно от основы для обозначения «я».

Актуальность понимания пустотности для творческого процесса Arrow down Arrow up

Почему это важно? Дело не только в том, что мы хотим нравиться другим людям – хотим, чтобы им нравилось наше «я». Нам кажется, что, если им нравится наше искусство, то им нравимся «мы». Для нас важно именно то, чтобы им понравилось наше «я». Часто это стоит за всем, чем мы занимаемся, не только за искусством. В искусстве есть идея: «Я хочу выразить себя». Но что я выражаю? Действительно ли есть «я», которое можно познать отдельно от моего искусства, моего тела и всего остального и которое можно выразить. «Я хочу найти себя» – что вы пытаетесь найти? Как будто есть «я», отдельное от всего, что я сделал в своей жизни, которое можно найти. Такого «я» нет. Да, я личность, но это основано на всей моей истории, на всём, что я делаю. Мы не отрицаем индивидуальность, просто ложная концепция «я» создаёт проблемы, неуверенность, беспокойство.

Если мы хотим заниматься творчеством, очень важно, чтобы за этим не стояла неуверенность, желание, чтобы нас любили за нашу работу, желание считаться важными, желание выразить своё истинное «я» и так далее. Вы просто творите, просто делаете это, независимо от того, насколько осознанна ваша мотивация. Это может быть: «Я хочу приносить людям пользу. Я хочу создать что-нибудь, что людям понравится, что принесёт им комфорт, что они смогут повесить у себя дома». У вас всё равно будет какая-то мотивация, независимо от того, осознаёте вы её или нет. В буддизме подчёркивается важность мотивации. А затем вы просто делаете это. Не беспокойтесь по поводу того, понравится ли ваша работа людям и выразит ли она ваше истинное «я». Если вы беспокоитесь, будет ли она сохранена, это просто означает, что вы заботитесь о том, чтобы люди её увидели. Ну и что такого?

Если вам придётся продавать свои работы, чтобы поддерживать себя финансово, это другое дело. Вам понадобится изучить рынок, что можно продать и так далее, но затем может появиться другая проблема: «Я иду на сделку с совестью и ставлю под угрозу свои творческие способности». Но что это за «я», которое идёт на сделку с совестью? Как оно существует? Это маленькое существо в вашей голове? Нет. Если вам нужно зарабатывать на жизнь, значит, вам нужно зарабатывать на жизнь. Ну и что? Ничего особенного. Нет никакой сделки, вы просто делаете то, что необходимо делать, точка. Реальность. Практичность. Если вы хотите делать какие-то другие вещи, которые, возможно, не удастся продать, – делайте.

Не преувеличивайте значимость того, что вы делаете. Просто делайте. И в лучшем случае вы будете наслаждаться работой. Обычно именно поэтому мы что-то делаем: «Я получаю удовольствие, когда творю». Например, мне очень приятно вам что-то рассказывать. Работая над своим сайтом, я получаю огромное удовольствие. Я это обожаю, это очень интересно. Когда вы занимаетесь искусством, это тоже должно быть интересно. Нет ничего неправильного в том, чтобы наслаждаться тем, что вы делаете. Это поможет вам и станет одним из множества факторов в том, что буддизм называет зависимым возникновением. Вы получаете удовольствие от того, что вы делаете, и это отражается на качестве вашей работы. Если вы просто думаете: «Это моя работа, я должен её делать, чтобы прокормить семью», часто результат вашей работы тоже безрадостен.

Видео: Мингьюр Ринпоче - «Природа будды и творчество»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Чтобы изменить язык субтитров, кликните на иконке «Настройки», выберите «Субтитры» и нужный язык.

Сострадание как мотивация для творчества Arrow down Arrow up

Сострадание – более обширная мотивация, которую можно включить в свою работу. В буддизме сострадание определяется как пожелание, чтобы другие были свободны от страдания и несчастья, а также их причин. Как это связано с пустотностью? Мы можем раздуть своё эго, думая: «Я спаситель мира, я принесу всем счастье. Своим произведением искусства я решу проблемы всех людей». Да ну бросьте! Вы преувеличиваете. Мы не спасители мира. Мы не Всемогущий Бог, который своим творением меняет реальность. Этого не произойдёт. Очень важно, чтобы сострадание было реалистичным. Чего вы добьётесь своей работой? Вы сможете навсегда устранить гнев всех существ во вселенной? Очевидно, нет, поэтому не воображайте, что сможете. Будьте реалистичны: «Я внесу свой вклад».

В буддизме есть замечательное высказывание: ведро воды не наполняется ни первой, ни последней каплей; его наполняют все капли вместе, одна за другой. Своим творчеством мы можем добавить одну каплю, пытаясь принести другим немного счастья и рассеять немного страдания, понимая, что это не продлится вечно. Возможно, кто-то уйдёт с нашей выставки и несколько часов будет в хорошем настроении. Но потом эти люди проживут ещё долго, и всё происходящее в их жизни будет зависеть не от одной причины, а от множества – опять же, это зависимое возникновение. То, что мы делаем, станет одной из причин, влияющих на жизнь других людей. Это может сыграть свою роль. Это капля в ведре. Большая или маленькая, но это просто капля. Всё будет намного проще и у нас будет намного меньше проблем в творчестве, если мы не будем преувеличивать свою значимость.

Вот мои мысли о связи шуньяты (пустотности) и творчества. Не думайте, что пустотность – это ничто, что буддизм – это нигилизм, который учит, что ничего не существует: «Меня нет, тебя нет, поэтому зачем беспокоиться?» Пустотность совершенно не об этом. Пустотность – это также не пустое пространство, позволяющее людям делать что-то своё. Не упрощайте пустотность. Пустотность означает, что наши проекции невозможных способов существования не соответствуют действительности. В буддийской медитации мы лопаем воздушные шарики наших фантазий. Просто лопайте их – бабах!

Я часто привожу один пример: мы представляем, будто где-то живёт наш совершенный партнёр, который дополнит нас во всех отношениях – принц или принцесса на белой лошади. Очевидно, ничего подобного не существует, никто не существует таким образом, но мы проецируем этот образ на своего нынешнего или потенциального партнёра и ожидаем, что он каким-то образом сможет соответствовать нашим ожиданиям, а когда этого не происходит, злимся и расстраиваемся. Отношения заканчиваются, но мы не сдаёмся: мы по-прежнему ищем принца или принцессу на белом коне. Это не соответствует реальности. Никто не существует таким образом. Здесь то же самое: «Я не существую как великий спаситель. Я не существую как никчёмное ничто, которое никто не любит».

Мы пытаемся понять пустотность. Это отсутствие невозможных способов существования: «Такого не может быть». Избавьтесь от всего этого – и творческий процесс, а также вся ваша жизнь, пойдёт намного легче.