Библейские казни. Казни египетские. Язвы и нарывы

Обещая, что в противном случае Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены 10 бедствий, причём каждый раз после нового отказа фараона отпустить евреев следовало очередное бедствие:

  1. Наказание кровью .
  2. Казнь жабами .
  3. Нашествие кровососущих насекомых (мошки , пухоеды , вши , клопы).
  4. Наказание пёсьими мухами.
  5. Мор скота.
  6. Язвы и нарывы .
  7. Гром , молнии и огненный град.
  8. Нашествие саранчи .
  9. Необычная темнота (тьма египетская).
  10. Смерть первенцев.

Наказание кровью

Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить её высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог ожесточил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон (Исх. ).

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

Гром, молнии и огненный град

Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:

Нашествие саранчи

Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унёс он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых .
И началась девятая казнь:

Необычная темнота

Темнота, павшая на Египет, была необычной, она была густая и плотная, так что её можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться наощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придёт, то будет казнён. И сказал тогда Моисей, что не придёт он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья-первенцы.

Казнь первенцев

И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход .

Историчность сюжета

Критика

В истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Хотя в истории Древнего Египта было много трагических событий (например, нашествие гиксосов и восстания, приводившие страну в полный хаос), ни одно из этих событий не может быть прямо сопоставлено с описанием «казней египетских». [ ]

Более того, неизвестно, при каком фараоне и даже в эпоху какой династии произошёл исход евреев из Египта. Если казни египетские имели место, то по всей вероятности это событие было локальным и настолько малозначительным, что не вызвало интереса у египетского общества и не было отражено ни в каких письменных памятниках, кроме Библии. [ ]

В описании есть также неувязки: так, если пятая казнь уничтожила весь египетский скот, то неизвестно, первородье от какого скота было уничтожено в ходе десятой (Исх. ), а также какими животными было запряжено 600 колесниц, которые входили в состав армии фараона, которая начала преследовать евреев ().

Ответ на критику

Впрочем, отсутствие письменных свидетельств о десяти казнях египетских часто объясняют тем, что, как сказано в папирусе Ипувера , все писцы Египта были убиты, а их записи развеялись по ветру. Некоторые исследователи полагают, что события казней египетских были столь свежи в памяти египтян, что те не считали нужным записывать их историю и предавать огласке унижение египетского народа и выход евреев из-под подчинения фараону. [ ]

Следует учесть и то, что Египет постоянно балансировал на грани гражданской войны с гиксосами. Как описано в Библии, после смерти фараона новый фараон заставил евреев строить новую столицу Раамсес в паре километров от столицы Аварис , издревле управляемой гиксосами. Убивший надсмотрщика Моисей, видимо, работал на этой стройке (ибо, вернувшись, он начал Исход евреев именно из Раамсеса). Учитывая, что евреев-мужчин ушло 600 тысяч - втрое больше населения Авариса того времени - можно предполагать, что это и были «азиаты», за которыми погнал войско фараон и которые описаны в папирусе Ипувера (упоминающем также «покрасневшее море», «отравленную воду» и «мор»).

Скот мог быть разведён от еврейского, который не был подвергнут мору, а также мог быть куплен в других странах.

Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера , находя в нём множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод о том, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамсеса II и его сына Мернептаха .

Научные исследования

Ведутся попытки научно обосновать 10 Казней египетских . Группа европейских учёных с директором Департамента здравоохранения Нью-Йорка (англ.) русск. эпидемиологом Джоном Марром (нем.) русск. научно обосновали и связали в логичную последовательность «10 Казней египетских», в частности:

  • Покраснение воды - это известное явление «красные приливы » - цветение водорослей Physteria, испускающих токсины и поглощающих кислород, что вызывает смерть рыбы и массовое бегство жаб . (По версии амфибиолога д-ра Ричарда Васасюка, использованное в Библии слово может означать любой вид бесхвостых земноводных , по его версии это были жабы рода «bufo»; каждая жаба мечет миллион икринок, которые перестала пожирать умершая рыба, что вызвало взрыв популяции).
  • Умирающие жабы и гниющая рыба вызывает прилёт мух - переносчиков инфекции, мушка была точно опознана по признакам как culicoides (англ.) русск. (разновидность мокрецов). (В древности не было классификации мух, поэтому учёные привлекли к исследованию директора Музея энтомологии Миссисипи Ричарда Брауна , Эндрю Шпильмана , и директора отдела по исследованию болезней животных Министерства сельского хозяйства США Роджера Бриза .)
  • Инфекционная мошка вызывает последующие казни - падёж скота и язвы, опознанные как признаки инфекции сап , передающейся мухами на расстояние 1,5 км.
  • Гром, молнии и огненный град - намекает на вулканическую теорию . Библия прямо описывает столб дыма и огня вдалеке, до которого Моисей вёл евреев 11 дней, падающие с неба обломки, трясущаяся под ногами гора. (Исх. , Исх. , Исх. , Исх. , Втор. )
  • 3 дня без Солнца - это песчаная буря , продолжавшаяся не обычные 1-2 дня, а 3 дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветра не сдерживались листвой) или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму .
  • Гибель первенцев объясняется токсинами грибка Stachybotrys atra (англ.) русск. , расплодившегося в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи. Заражение могло быть в результате соединения ряда культурных факторов. По египетской традиции первым в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; так же питается и скот - к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное. Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних, заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы. К тому же они были пастухами, а не земледельцами, и значительную долю их рациона составляло не зерно как у египтян, а мясо и молоко.

Обосновывается вулканическая теория Исхода, что Казни - это явления, сопутствующие взрыву вулканов (в частности, покраснение воды).

Казни в культуре и искусстве

Музыка

  • История Исхода легла в основу первой части оратории Георга Генделя «Израиль в Египте» (англ. Israel in Egypt ‎; 1739).
  • Текст песни «Creeping Death » (1984) группы «Metallica » написан от имени ангела смерти, описывающего 10 казней египетских.
  • Второй альбом «Exodus» российской группы «Shokran» полностью посвящён 10 казням, все 10 треков альбома названы согласно наименованиям казней, а лирика описывает событие каждой казни [

Представляем вам полный список 10 казней египетских, которые упоминаются в , в книге Исход. Недавно мы опубликовали статью , в которой описывается история исхода народа израильского. Из книги Исход мы узнаем о причинах, по которым Бог позволил Фараону быть жестокосердным:

«И сказал Господь Моисею: «Фараон тебя не послушал, чтобы Я мог показать в Египте Свою великую силу». Вот почему Моисей и Аарон совершили перед фараоном все эти великие чудеса, и вот почему Господь сделал фараона таким упрямым, и он отказался отпустить израильский народ из своей страны «. Исход 11:9-10

В этом отрывке из Библии мы ясно видим, почему Бог позволил Фараону быть таким упрямым. Этой небольшой статьей мы хотим обратить ваше внимание на то, как именно Бог это делал, показывая Свою силу и бессилие так называемых «богов» Египта. Смотрите сами…

10 казней Египетских — список

  1. Первая казнь. Кровь. Фараон ожесточается. Моисей и Аарон исполнили повеление Господа. Аарон поднял дорожный посох, ударил им по воде, сделав это на глазах у фараона и его приближённых, и вся вода в реке превратилась в кровь. Рыба в ней погибла, а река стала смердеть, и египтяне не могли пить из неё воду. Повсюду в Египте была кровь. (Исход 7:20,21)
  2. Вторая казнь. Жабы. Фараон умоляет об облегчении, но ожесточается. И вот Аарон простёр руку над водами Египта, и из воды стали выходить жабы, и заполнили они всю землю Египта. (Исход 8:6)
  3. Третья казнь. Мошки или вши. Фараон ожесточается. Так они и сделали. Аарон простёр руку с посохом и ударил по пыли земной, и по всему Египту пыль превратилась во вшей, и все животные и все люди покрылись ими. (Исход 8:17)
  4. Четвертая казнь. Песьи мухи. Фараон ставит условия, но ожесточается. Так сделал Господь. Великое множество мух слетелось в Египет; они были в доме у фараона и в домах всех его приближённых. Мухи были по всему Египту, страна погибала от них. (Исход 8:24)
  5. Пятая казнь. Моровая язва. Фараон ожесточается. На следующее утро весь скот Египта вымер, но ни одно животное, принадлежащее народу Израиля, не погибло. Фараон послал узнать, погибло ли что-нибудь из израильского скота, но ни одно животное Израиля не погибло. Фараон продолжал упорствовать, и не отпускал народ. (Исход 9:6,7)
  6. Шестая казнь. Нарывы. Фараон ожесточается. Моисей и Аарон набрали из печи золу, пошли и предстали перед фараоном. Они подбросили золу в воздух, и люди и животные стали покрываться нарывами. Волшебники не смогли в этом воспрепятствовать Моисею, потому что даже у них самих были нарывы. И повсюду в Египте случилось то же самое. (Исход 9:10,11)
  7. Седьмая казнь. Град. Фараон умоляет об облегчении, обещает свободу, но ожесточается. Господь сказал Моисею: «Подними руки к небу, и град начнёт падать по всему Египту, град упадёт на людей, на скот и на все растения в полях Египта». И вот Моисей поднял к небу свой дорожный посох, и Господь послал гром и молнию, и град стал падать на землю по всему Египту. Град падал, а сквозь него сверкала молния. Это был самый сильный град в Египте со времён его основания. Град уничтожил всё в полях Египта — людей, скот и растения и поломал все деревья в полях. Только в земле Гесем, там, где жил народ Израиля, не было града. (Исход 9:22-26)
  8. Восьмая казнь. Саранча. Фараон ставит условия, умоляет об облегчении, но ожесточается. «Подними руку над землёй Египетской, — сказал Господь Моисею, — и пусть на неё нападёт саранча. Она распространится по всей земле Египта и поест растения, уцелевшие от града». Моисей поднял над землёй Египта свой дорожный посох, и Господь послал сильный восточный ветер. Ветер дул весь день и всю ночь, а к утру принёс саранчу. Саранча слетелась в Египет и опустилась на землю. Никогда ещё в Египте не бывало столько саранчи и никогда больше не будет. Она покрыла землю, и вся земля потемнела. Она поела все растения на земле и все уцелевшие от града плоды на деревьях: нигде в Египте не осталось ни одного листа ни на деревьях, ни на растениях. (Исход 10:12-15)
  9. Девятая казнь. Тьма. Фараон ставит условия, но ожесточается. И сказал тогда Господь Моисею: «Воздень руку к небу и на Египет опустится осязаемая тьма!» Моисей воздел руку к небу, и Египет покрыло облако тьмы, которая стояла над Египтом три дня. Люди не видели друг друга, и никто не вставал с места три дня; там же, где жил израильский народ, было светло. (Исход 10:21-23)
  10. Десятая казнь. Смерть первенцев. Фараон и египтяне умоляют израильтян покинуть Египет. Вот что Господь повелел Моисею и Аарону, и народ Израиля исполнил наказ Господа. В полночь Господь убил всех первенцев в Египте, от сына первенца фараона, владыки Египта, до сына первенца узника, находившегося в темнице. Погиб и весь перворождённый скот. В ту ночь в каждом египетском доме кто-то умер, и громко рыдали фараон, и его правители, и весь народ Египта. В ту же ночь фараон призвал Моисея и Аарона и сказал: «Поднимитесь и уходите из среды моего народа, как говорили. Идите совершите служение Господу! (Исход 12:28-31)

Мошки: Использованный еврейский термин означает крошечных жалящих существ, едва различимых невооружённым глазом. Египетские священники, которые в соответствии со своими религиозными убеждениями хранили себя в чистоте через частое омовение и бритьё волосяного покрова тела, были доведены до отчаяния и признаны нечистыми для служения.

Пёсьи мухи: Насекомое, высасывающее кровь и откладывающее свои яйца на других живых существах, личинки которого питаются плотью этих существ. Оно рассматривалось как проявление божества Уатхит. «Погибала земля от песьих мух» (ст. 24) – едва ли это была положительная оценка для какого-нибудь «насекомого-божества». Каким бы ни было насекомое, сила казни была значительной и причинила много страданий.

Моровая язва весьма тяжкая: В перечислении различных видов домашнего скота была многозначительно подчёркнута тяжёлая природа язвы, которая впервые затронула личное имущество. Египетская литература и живопись приводят достаточно оснований, чтобы понять, насколько ценен был для них домашний скот. К какой бы разновидности ни относилась эта болезнь – сибирской язве, ящуру или любой другой болезни скота – она явно была заразной и со смертельным исходом. Духовный смысл этой египетской казни был очевиден: Египет высоко ценил быка, считая его священным животным. Особое внимание и поклонение отдавалось Апису – священному белому быку бога Птах. Гелиополис поклонялся быку Мневис. Также предметом поклонения в нескольких городах была богиня Хатор, изображённая в виде коровы или коровы-женщины.

Тьма: Такое описание девятой казни египетской, пришедшей без предупреждения, указывает на весьма необычную природу трёхдневной темноты, которая воспрепятствовала людям покинуть свои дома. То, что Израиль имел свет в жилищах и мог заниматься повседневными делами, подчёркивает сверхъестественную природу казни. С богословской точки зрения такая густая тьма напрямую бросала вызов верности Богу солнца Ра, который должен обеспечивать тепло и солнечный свет каждый день, а также препятствовала ежедневному ритуалу поклонения.

Так называемый исход евреев из Египта описан во «Второй книге Моисеевой». Там сказано, что однажды группа еврейских кочевников — около 70 человек — бедствуя по случаю затяжной засухи, обратилась к египетскому фараону с просьбой разрешить их скоту пастись в дельте Нила на лугах земли Гесем.

Гостеприимный фараон пустил их на свои земли, причем из вежливости даже не стал оговаривать срок пребывания «гостей». Дескать, живите сколько хотите. Пришлые кочевники воспользовались этим приглашением, так сказать, на полную катушку. Они оставались на земле египетской на протяжении 430 лет.

Но все когда-нибудь кончается. Кончилось и терпение фараонское. Очередной правитель Египта, опасаясь как бы «гости» не ударили ему в спину в случае нападения внешних врагов, стал их притеснять.

Евреи поняли, что им пора уходить. Однако фараон и этому воспротивился — ему вовсе не улыбалось, чтобы люди, хорошо знакомые с порядками египетского государства, выйдя из него, потом объединились с противниками фараона и вернулись вновь уже завоевателями.

Тяжба потребовала немало времени и сил, пока, наконец, фараон, устрашенный десятью казнями египетскими, не согласился отпустить евреев и их вождя Моисея на все четыре стороны.

Но потом «ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского, и он погнался за сынами Израилевыми»...

А поскольку, как сказано в той же Библии, в данном случае Всевышнему было важно доказать свое превосходство над всеми, он тут же переметнулся на другую сторону и решил, что «Я... покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают египтяне, что Я — Господь».

В итоге были продемонстрированы чудеса ирригации. Сначала море расступилось и пропустило народ израилев, а потом сомкнулсь вновь и «покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова... и не осталось ни одного из них».

Казалось бы, чудо из чудес, однако нынешние исследователи полагают, что при некоторых метеоусловиях сильный ветер мог отогнать воду на некоторое время от побережья. Но стоило ветру стихнуть, как море снова вернулось в исконные границы.

А потому уж не вызывает удивления факт, что историкам удалось вычислить почти точную дату, когда произошел исход. Случилось это в 538 г. до н.э., когда персидский царь Кир разрешил евреям, угнанным в 587 г. до н.э. в вавилонский плен ассирийским царем Навуходоносором, вернуться к себе на родину — в Палестину.

Но если это так, наверное, должна найти рациональное объяснение и загадка десяти смертных грехов... Эпидемиологи из университета штата Коннектикут (США) убеждены, что им удалось объяснить все 10 казней египетских без всякой мистики.

В библейской книге «Исход» события изложены точно и последовательно, считают ученые. Надо только их правильно интерпретировать. Моисей и Аарон просят отпустить их народ. Но фараон и слышать об этом не хочет.

Тогда Аарон поднимает жезл и ударяет им по воде речной. И вода в реке превращается в кровь. «И рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь на всей земле Египетской».

Такова была первая казнь. Но на фараона она не произвела впечатления, и он не внемлет просьбам израильтян. И тогда Бог насылает на египтян вторую казнь — вся река воскишела жабами, которые стали входить и в дома, и в постели, и в печи, и в квашню.

Обе казни связаны друг с другом, полагают исследователи, вторая вытекает из первой. И обе легко объясняются естественными причинами. Кровавая вода в реке — это всем известные микроводоросли, действительно опасные для всего живого. Они высасывают из воды кислород и выделяют яд, который убивает все живое.

Рыбам деться было некуда, они погибли и засмердели. Земноводные, в том числе лягушки и жабы, вылезли из реки и распространились по окрестностям в поисках другой воды, поскольку без нее им тоже была погибель. Вот и лезли куда попало, в том числе и в квашню.

Увидев все это, перепуганный фараон повелел Аарону удалить жаб. Тогда он, дескать, отпустит народ израильский. Аарон простер свой жезл, жабы вымерли. Но фараон не выполнил обещания.

Тогда господь наслал на людей и скотов мириады мошек. «Этого и следовало ожидать, — говорят исследователи. — Мошки размножились среди разлагающихся жабьих останков...»

Причем в Библии есть одна деталь, по которой можно точно определить, что это были за мошки. Когда Аарон ударил жезлом в твердь земную, пыль превратилась в мошек.

«Нет никакого сомнения, — полагает профессор М. Мар, — что речь тут идет о мошках вида куликоидов. Это необычайно злые маленькие комарики, откладывающие яйца в пыли. А их личинки питаются минеральными останками разлагающихся организмов.

Такого же происхождения были и другие насекомые, которые в Библии называются песьими мухами. То была четвертая казнь, а за нею, поскольку фараон все упирался, последовала пятая — моровая язва погубила весь скот.

Доктор Мар перерыл все справочники в поисках болезни, которая бы разносилась комариками вида куликоидов. И нашел их даже две — африканскую лошадиную болезнь и «синий язык» — тяжелое вирусное заболевание, поражающее кровеносную систему у овец и крупного рогатого скота.

От этих болезней и погиб египетский скот. Израильский же уцелел, но не потому, что так захотел Господь, а просто он пасся в другом месте, и инфекция не передалась ему. Земля Гессем находилась в 150 км от земель фараона, и комарики на своих крошечных крыльях просто не смогли одолеть такое расстояние.

Поскольку фараон продолжал упрямиться, на его государство напала шестая казнь, представлявшая собой воспаление с нарывами, поразившее оставшийся скот, а потом перекинувшаяся и на людей.

«То был всем известный сап, — полагают исследователи. — Эту инфекционную болезнь можно заполучить и от мух, переносчиков микробов, и от грязной воды или пищи. Впервые сап описан Аристотелем в 330 году до н.э. Был он известен в те времена и ранее на Ближнем Востоке и в Африке».

Седьмая казнь с предыдущими не связана. Но в ней тоже нет ничего сверхъестественного. Град, побивший посевы, время от времени выпадает на землю и поныне. Причем в Библии приведена интересная подробность — град побил только ранние посевы, успевшие выгнать колосья. Поздние же посевы, только-только проклевывавшиеся из земли, град практически не затронул. Итак, законы природы и тут не нарушены.

Следующая, восьмая казнь — нашествие саранчи, истребившей посевы, уцелевшие после града. В ней тоже нет ничего такого уж необычного - саранча и поныне налетает на южные земли, принося немалые убытки земледельцам.

Девятая казнь — густая тьма, длившаяся три дня по всей земле египетской. Ученые предположили, что тьму египетскую мог вызвать грандиозный взрыв вулкана где-то поблизости, скажем, на острове Санторин в Эгейском море.

Взрыв действительно произошел 3500 лет тому назад и засыпал мелким пеплом все восточное Средиземноморье. Однако Мар предполагает иное объяснение — песчаная буря. Именно такая тьма упоминается в относящемся к тем временам древнем папирусе.

Осталось,таким образом, объяснить лишь десятую казнь — гибель всех первенцев от сына фараона до сына раба — и всего первородного скота. Исследователи берутся и за эту задачу. Они вспоминают внезапную смерть восьмерых детей в Кливленде несколько лет назад. Дети погибли потому, что в сыром подвале их дома завелся черный ядовитый грибок.

Аналогичное происшествие могло произойти в Египте. Наголодавшиеся затри дня люди пробрались к амбарам, а грибок, расплодившийся за это время во тьме, их там уже поджидал. Поразил он в первую очередь наиболее слабых — младенцев, причем, конечно, не только первородных. Это уж людская молва, легенда выделила такую особенность.

Однако может ли столько бед обрушиться на одно государство в течение относительно короткого промежутка времени?

Оказывается, и тому есть исторические подтверждения. Старинное русское слово «поветрие» прямо указывает на связь между стихийными бедствиями и эпидемиями. Именно ветры и переносят микробов и прочих возбудителей болезней.

Скажем, в пятом веке до н.э. в Африке свирепствовали моры, сопровождавшиеся землетрясениями и наводнениями, а также засухами. «Все силы мира объединились тогда против человека», — писал по этому поводу Фогдит. Особенно тяжел был 427 год, когда на островах в Эгейском море ожили вулканы, вызвавшие на море цунами и залившие водой все побережье. А в Афинах от колебаний почвы рухнули многие дома.

В общем, при желании все десять казней египетских и другие подобные происшествия можно объяснить и без помощи Господа. Однако это вовсе не значит, что и он тут ни при чем. Ведь все эти бедствия могли быть, согласно той же Библии, насланы и им.

Библейские предания вовсе не стоит оценивать лишь с религиозной и литературной точек зрения. Внезапные научные открытия подтверждают события, которые наши предки считали лишь поэтическими мифами. Та же история произошла с описанием 10 египетских казней. Как это часто встречается, мифическим событиям ученые неожиданно дали вполне научные толкования. Так какие же реальные события могут объяснить 10 египетских казней?

Описание

Описание десяти египетских казней содержится в каноническом библейском тексте - в книге Исход. Эта глава Библии описывает пребывание древних евреев в плену у египтян. Согласно древним хроникам, предводитель евреев Моисей призвал фараона отпустить древний народ, освободить евреев их векового плена. Фараон отказался это сделать, и на государство обрушились неисчислимые бедствия. В историю они вошли, как 10 казней египетских.

Список

Все несчастья египетского народа могут быть собраны в единый список эпидемий и странных стихийных бедствий:

Что же может объяснить 10 казней египетских? Научное объяснение этих феноменов должно базироваться на всех известных в настоящее время научных фактах. Попробуем разобраться с древними текстами, принимая во внимание современные наблюдения и научные открытия.

Кровь и лягушки

Первая из 10 египетских казней - наказание кровью. По библейскому преданию все окрасились в кровавый цвет. Как доказали ученые, это природное явление может встречаться и в наши дни. Например, в 2003 году в Китае река Янзцы на несколько километров окрасилась в красный цвет. Причины этого могут быть разными - от вулканической деятельности, поднимающей в гору много пыли и окрашивающей ею воду, до влияния близко пролетающих комет

Нашествие различных земноводных могло спровоцировать приближение кометы или метеорита. Как выяснили ученые, все амфибии очень чувствительны к изменению магнитного полюса земли - в организме лягушек имеется своеобразный компас, помогающий этим животным ориентироваться в пространстве. Резкое смещение магнитного полюса, спровоцированное кометой, дезориентировало животных, вынудило их внезапно изменить привычный образ жизни.

Нашествие насекомых

Третья, четвертая и восьмая из 10 египетских казней косвенно подтверждают изменение периода вращения Земли. Аномально длительные световые дни привели к всплеску распространения кровососущих насекомых. Возможная радиация изменила популяции известных насекомых, и эти твари стали больше и опаснее. Еще одной причиной появления в Египте подобного нашествия может быть исчезновение предыдущей напасти - лягушек. При отсутствии естественных врагов песьи мухи, комары, мошки, саранча и другие насекомые могут размножаться бесконечно.

Смерть домашних животных. Эпидемия язв и нарывов

Может значительно снизить сопротивляемость живых организмов различным инфекциям. Если учитывать уровень медицины в те времена, то неудивительно, что высокая температура спровоцировала развитие инфекционных болезней - и люди, и животные в одинаковой степени зависят от изменения климатических условий. Резкое потепление и вызвало развитие кожных патологий и мор у скота.

Природные катаклизмы. Абсолютная темнота

Как мы уже выяснили, объяснение 10 казней египетских лежит в изучении движения Земли и в изменении климата. Гром, молнии и град могут объясняться изменениями климата, а огонь по земле может стелиться вследствие плит. Повальная тьма может объясняться вулканической деятельностью. Как известно, при извержениях вулканов и крупных землетрясениях в воздух поднимается огромное количество пыли и пепла. Этих мельчайших частичек может быть настолько много, что завеса из них может препятствовать прохождению солнечных лучей. Скорее всего, именно такая картина наблюдалась в Египте.

Смерти египетских первенцев

Реальные события (10 казней египетских) объясняются при помощи научных гипотез. А вот как объяснить смерть египетских первенцев? Почему таинственный мор не затронул детей евреев и других невольников? Причин может быть несколько. Наиболее правдоподобной гипотезой являются все те же инфекции. Не нужно забывать, что крысы и мыши во все времена являлись распространителями болезней. Но богатые первенцы были особенно уязвимы. Как правило, именно первые сыновья становились главными наследниками, и в их опочивальнях всегда были сладости, вкусная еда и питье. Такое положение вещей нравилось не только первенцам, но и крысам и мышам, которые поедали оставленную еду. Они проникали в дома богатых египетских наследников, оставляя после себя шлейф болезней и детских смертей.

А вот к евреям крысы забегали нечасто - древний народ Израиля находился в Египте на положении рабов, поэтому с едой у них было не очень. Пища в домах не задерживалась, а съедалась сразу. Поэтому бедняки были частично защищены от инфекций. А вот для богатых египтян шансы выжить значительно сокращались.

Возможно, такое объяснение 10 казней египетских будет ошибочным. Но оно имеет право на существование наравне с другими гипотезами. Что из этого правда, а что - нет докажут ученые, такие как геологи, историки, эпидемиологи, медики.

КАЗНИ ЕГИПЕТСКИЕ

Все вы, наверное, слышали выражения «казни египетские», «тьма египетская»… слышали о таких бедствиях, как нашествие саранчи, превращение воды в кровь … на эти темы нарисовано много картинок, снято много фантастических фильмов. Библия, где об этом написано, самая распространенная в мире книга, она переведена на самое большое кол-во языков. Есть такая пословица «дыма без огня не бывает», может быть, Библия не сказка, а летопись и донесла до нас рассказ о каких-то реальных событиях? К сожалению, оригинальные рукописи Библии до нас не дошли. Но все согласятся, что, чем древнее издание Библии, тем текст должен быть ближе к оригиналу. Оказывается в древних Библиях написано не то, что в самых современных изданиях. Бывает даже, что о Библии любят говорить то, что там вовсе не написано. Например, в Библии не написано, что «манна небесная» не падала с неба, хотя есть иносказательное позднее употребление этих слов … евреи не ходили 40 лет кругами по пустыне, просто три разных названия пустынь: Тсин, Син и Синай в новых Библиях объединили в обно название Синайская, поэтому стало так получаться, что они ходили кругами, 2.5 колена евреев из Египта вышли, но в Палестину не вошли, остались жить в пустынях… Оказывается в старом понимании пустыня это не песок, а просто пока не заселенное место. Евреи забрали весь скот из Египта, но далеко угнать его не смогли и стали оседать в богатых травами пустынях еще до перехода Чер(м)ного моря … И т.д. …

Кратко о предыстории казней. Братья Иосифа из ревности (отец любил его больше них, покупал ему дорогие одежды не заставлял работать) продали его и он попал в Египет. Там, после разных злоключений, он попал к фараону и предсказал ему вещий сон, о «7 тучных коровах и 7 тощих коровах» О чем этот сон? Фараон назначает его премьер-министром и Иосиф собирает зерно для фараона 7 урожайных лет. Кстати, в голодные годы египтян же Иосиф землю скупал за зерно в годы голода, значит, египтяне были полусвободными людьми.

Когда наступает голод он переселяет свою многочисленную семью-общину в Египет, где у отца Иакова (Израиля) уже правнуки появились. Фараон сразу заставляет их пасти свои стада, за 3-4 поколения они размножаются, так сильно, что египтяне начинают боятся переворота и угнетают их. Число евреев изшедших из Египта учуднено в 1000 раз. Есть две переписи, через год после Исхода и 42 года. В обеих, учет поголовный, но последние цифры 00, что говорит об учуднении в 00 раз. Их число учуднили еще в 10 раз о чем, говорит дописка подряд одинаковых цифр в разряде сотен. В древней еврейской библии писано, что вышло их 600 алеф, что значит 600 семей, а не 600 тысяч. У евреев всего 2 повитухи, небольшой размер единственного переносного хама и жертвенника на котором они готовили еду, «напились из 1 колодца» Простой расчет показывает, что из 130-200 человек за 3-4 поколения могло народиться 3-4 тысячи, а не 3-4 миллиона, сколько получается всего народу из 600 000 тыс. мужчин от 20 лет и старше, что вышли из Египта. Мать Моисей родилась вскоре после переселения в Египет. … 3-4 поколения в Египте превратили в 400-430 лет!

Фараон приказывает уничтожать еврейских младенцев мальчиков. Почему только мальчиков? Оказывается евреи сами уничтожали своих девочек, поэтому чтобы они не смешивались с египтянами, нужно было выправить соотношение рождений М:Ж, которое в природе почти одинаково 106:100.

Младенца Моисея не только удалось спасти, но и хитростью пристроить приемным сыном дочери фараона. Когда Моисей вырос, он убил египтянина, защищая брата – еврея и бежал из Египта. Когда у евреев наступили тяжкие времена, он вернулся, чтобы увести их в Палестину. Возможно, «казни египетские» и вызвали возвращение Моисея в Египет, чтобы спасти своих братьев – евреев, вывести их из «темницы египетской».

Сначала я приведу все "10 египетских казней", в предполагаемом порядке наступления , а потом в той последовательности как они приведены в Библии:

дымная завеса от солнца;

ударный холод;

удушье;

язвы;

отравленная земля;

ливни и грады;

миграция;

поземка;

гибель растительности;

гражданская война - "Великое переселение народов".

1 (9) ДЫМ - (Флавий.ИД) "... египтяне были внезапно окутаны плотной непроницаемой мглою, так что они перестали видеть что-либо, а также, будучи стеснены, вследствие густоты воздуха, в своем дыхании, должны были беспомощно умирать или постоянно бояться задохнуться …»

- (Wycliffe ) "... , so thicke that tho moun be gropid (такая плотная, что луну скроет)." – переход на счетную субботу , т.е. «тьма» продолжалась дольше.

(Острог) "...тма осяжима... 10:22... … дымъ повсеи земли егыпетъстеи, три дни. 10:23 иневиде никтоже брата своего." ; (Прага) "... ощупати ихъ могли....." ;

В (ЦС) конкретное слово дымъ уже заменено, на более общее слово, отходящее от сути - тьма , правда, все еще осязаемая, исх 10:21 "...осязаемая тма. …, мрак, буря по всей земли египетстей три дни: 10:23 и не виде никтоже брата своего три дни..." ; - буря из-за похолодания.

В Коране, описывающем те же события, одна из книг так и называется "Дым": (Коран.Крачковский).Дым. 44:9.(10). "Подожди же дня, когда небо изведет явный дым. 44:10. (11). Он покроет людей; это - мучительное наказание!" Явный, значит настоящий дым, а не как дым.

В современных библиях описание отдышки учуднено и приобрело "духовное" значение: (СП) "... они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ.", и еще больше учуднено (ВБПЦ) "... они не стали слушать его, ибо труд их был так изнурителен, что у них "не хватало терпения" слушать Моисея."

Интересна трактовка перевода слова "Египет" во введении к (Прага) "... стемници Египетское...", "Египетже Порусскый сказуется темности , ...". Т.е. вывел не из страны с названием «Египет», а из зараженных этим «дымом» - пеплом территорий.

2 (5) язвы (6) воспаления с нарывами – Эти две казни описаны дна за другой, потому что по сути это одно и то же. Имея щелочную или кислотную природу, пепел разъедает плоть и вызывает язвы: (Коран.Крачковский) 7:170. (171). "И вот вытянули Мы гору над ними, точно она туча, и думали они, что она падет на них. ... " "Книге Мормона": (Мормона) 3 кн. Нефия 8:5

(Коран.Крачковский).Дым. 44:9.(10). "Подожди же дня, когда небо изведет явный дым. 44:10. (11). Он покроет людей; это - мучительное наказание!"

5 (7) град с огнем - (СП) исх 9:24 "... и был град и огонь между градом...". Внезапно появившаяся над землей пылевая завеса, резко охладила воздушные массы, и пар сконденсировался в град. Перемешиваясь, фронты воздушных потоков, заряжались атмосферным электричеством, которое разряжалось молниями. Вот откуда «в» граде «огонь». (Флавий.ИД) «…пошел такой крупный град, какого раньше никогда не было в Египте и какого не бывает в других местностях даже зимою; он был гораздо крупнее того, какой замечается в северных странах даже самой холодной зимой…» Почему град был особо крупный? Потому, что при температуре выше нуля воздух может накопить много влаги, и при резком длительном охлаждении, сформировать такой большой град. Дело было тогда, когда (СП) исх 9:31 "Лен и ячмень были побиты, потому что ячмень выколосился, а лен осеменился; 9:32 а пшеница и полба не побиты, потому что они были поздние." В нынешнем Египте это февраль, и урожай связан не со времен года, а с разливом Нила, поэтому Исход – Пасху мы отмечаем с началом весны, после Великого поста, но затем в нынешнем Египте наступает засушливое и жаркое лето, а в библейском Египте через после Исхода 3 месяца наступает настоящая холодная зима. Евреи разбивают лагерь и становятся на зимовку. Т.е. в библейском изложении это время года конец лета! В любом случае, Великий 7 недельный пост разумнее соблюдать, после сбора овощей и фруктов, когда много витаминов, а не в феврале, когда их и при полном питании может не хватать.

6 (2) нашествие жаб - (СП) исх 8:2 "... , Я поражаю всю область твою жабами; 8:3 и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои, ... 8:14 и собрали их в груды, и воссмердела земля." Жабы в реках не живут.

Этимологически слово "frog " близко к понятию "холод" лат. frigus - холод , зимняя стужа, зима;

(FreLSG) "... frapper (1. ударять 2. штамповать; чеканить) par des grenouilles (лягушка, гранулы?)" Во французском языке "grenouilles" - лягушка, созвучно "grenure" - зернистость, "гранулы" - "granules" .

Образовываясь, лед на реке крошится, (Vasmer) "шуг - мелкий плавучий лед или комки снега, сало на реке осенью", и образует "гранулы", которые затем смерзаются в льдины.


Зачем лягушкам лезть в амбар? (FreMartin) 8:3 ... , et dans tes maies. (1. лари [ед.ч. ларь ] - продолговатое углубление, ящик в амбаре или в кладовой для хранения припасов 2. квашня). А вот холод, проникающий в амбар, заморозит овощи и фрукты, и после оттаивания они уже долго не сохранятся, исх8:14 "и собрали их в груды, и воссмердела земля". Собрали, что? Нетрудно догадаться, то что пропало в амбарах, в ямах для хранения в земле и в кучах для хранения, на земле. Казнь о гибели «первородного земли» тоже перекликается с этим описанием.

7 (8) нашествие саранчи - (СП) исх 10:4 "...Я наведу саранчу на всю твою область: 10:5 она покроет лице земли так, что нельзя будет видеть земли, и поест у вас все оставшееся на земле, уцелевшее от града; объест также все дерева, растущие у вас в поле,",

(ЦС) "... аз наведу в сей час заутра пруги многи на вся пределы твоя, ..." Упругое, прыгать … - нечто летящее, возможно в древней записи было – пурга, метель, летящая поземка, которая замела возвышенности и низины! Заглянув в древнюю Вульгату, обнаруживаем несколько иной смысл:

(Vulgate) 10:13 ... et mane facto ventus urens levavit lucustas (... ventus urens levavit locus stas - ... жгучий ветер (пурга, поземка) сгладил возвышенности ...)

levavit - ослаблять, смягчать, полировать, например «левая» рука – более слабая; лат. locus - отдельные места; sta - возвышаться, стоять; lucusta , locusta - саранча.

8 (10) поражение первенцев - (СП) 12:39 "В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота".

(AB) исх 11:5 "And every firstborn in the land of Egypt shall die, ..." , "и каждое перворожденное землей Египта погибнет " - растительность, погибшая от заморозков;

(Vulgate) 12:39 "factum est autem in noctis medio percussit Dominus omne primogenitum in terra (в полночь пронзил Господь всё первородное в земле ) Aegypti a primogenito Pharaonis qui sedebat in solio eius (первородное пахаря что сидит в земле (в месте своем одном)) usque ad primogenitum captivae quae erat in carcere (вплоть до первородного собранного (в повозках), что лежит в хранилищах ) et omne primogenitum iumentorum (и все первородное возвышающееся над землей )."

Перед бегством "евреи" не только грабили население: (Острог) исх 12:36 "...ипленишаегыптяны .", но могли убивать первенцев, дезорганизуя население. Евреи взяли с собой весь скот, (СП) исх 10:26 "... , не останется ни копыта;..."

9 (1) превращение воды в кровь - (Острог) исх 7:20 " .. предфараономъ. ипредъвсеми людми его, испроверже всю воду речную въкровь, ирыбы яже быша вреце измроша. Ивъсмердеся река, инесможаху егыптяне пити воды от реки. ибяше кровь, повсеи земли егыпетстей. Сътворишаже иволхвы егыпетстии волхвованиемъ своимъ такожде."

(ЖПМ) "И поразил он язвой великой Фараона и египтян. Превратил воды их в кровь ... И погибло от воинов Киканоса (носящего кику (головной убор типа короны, кичиться) - корононосца?) в один день сто тридцать мужей , а на другой день бились они на берегу реки. И тридцать всадников вошло в воду, желая перебраться на другую сторону, и не смогли. И утонули во рвах. И велел царь рубить деревья и делать плоты, чтобы переплыть на них. И сделали так, и прошли на плотах в эти рвы, и завертел их омут, и потонуло в тот день двести мужчин на десяти плотах. ... И в третий день подошли (воины) с той стороны, где (обитали) змеи, и не смогли ничего сделать. И поели змеи сто семь человек." Здесь «змеи» это огнестрельное оружие, которое раньше изготовляли в виде змеев. В Библии есть гораздо более явное описание огнестрельного оружия. Так же пушки описаны в древней индийской Махабхарате, которая считается не менее древней, чем Библия.

10 (4) нашествие мух - (СП) исх8:22 "... и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух ".

Видимо, "пёсьи мухи" - это блохи, по-аглийски: flies - что можно образно перевести, как летучки, скакалки, бегалки, убегалки и т.д.

(Geneva) исх 8:22 "But ye land of Goshe, where my people are, wil I cause to be wonderfull in that day, so that no swarmes of flies (толпы убегающих ) shalbe there, that thou maiest know that I am the Lord in the middes of the earth (я Бог в середине Земли )." Англ.: "flies", переведено как "мухи", но "flees" уже - "спасающиеся бегством"; "swarm" - рой, толпа. Кстати, интересно, что «Го с подъ» можно перевести с древнерусского, как идущий из под … земли - вулкан.

(Vulgate) 8:21 "quod si non dimiseris eum ecce ego inmittam in te et in servos tuos et in populum tuum et in domos tuas omne genus muscarum et implebuntur domus Aegyptiorum muscis diversi generis (назойливые разного происхождения ) et in universa terra in qua fuerint (и во всей земле в которой это происходило

Загадочная земля Гошен так и не идентифицирована библиофилами. Может быть, как раз потому, что это был просто левая - гошная, страна - сторона, великой реки. (Г)Ошуя - левый, евр. Ешаир, ст.рус. Ошуя, фр. goshe - gauche.

Вдоль которой скапливались, ища брода, животные и люди, (Флавий.ИД) «…страну наводнило множество различных раньше никем не виданных животных, от которых гибла масса народа и которые не давали земледельцам возможности обрабатывать поля, остававшиеся, таким образом, невозделанными.»

Кратко все "казни египетские" в том же порядке:

Наступила "тьма египетская" - "вулканическая зима" (9);

Дым вызывал смертельное удушье, пепел цементировал легкие (5);

Заражал почву (3);

Попадая на кожу, вызывал язвы (6);

От резкого похолодания выпал град и побил посевы (7);

Стали замерзать реки, холод проникал всюду (2);

Началась миграция животных к теплу и еде (4);

Поземка замела низины, сравняв их с возвышенностями (8);

От мороза погибла вся оставшаяся растительность (10);

Началась смута. Между партией фараона и партией Моисея на реке произошло сражение - вода превратилась в кровь (1).

(DRC) Nations rose up (Нации восстали), and were angry (и были в гневе) С неверными расправлялись, не только уничтожая всё живое, но и имущество, нёсшее память о нём: (СП) вт13:15 "порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча; 16 всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его..."

Проклятье небывалого доселе геноцида заставило потомков проклятых пойти, в конце концов, на невероятную по масштабам, затратам времени и средств фальсификацию всемирной истории.

Бедствия выгнали народы из замерзающих континентальных частей материка к теплу южных поморей, принудили к завоевательному переселению.

Подобная этой, но менее мастштабная катастрофа - " Год без лета " случилась в 1816 году после извержения вулкана Тамборо на острове Сумбава, из Малых Зондских островов Малайского архипелага. При извержении погибло 92 000 человек, от голода и болезний 80 000 человек. Мельчайшая пыль поднялась в стратосферу и стала кружить вокруг Земли, отражая часть солнечного тепла в космос. В июне в Новой Англии пошли снегопады, везде усилились морозы. Сравнимый эффект мог бы вызвать взрыв всего ядерного оружия планеты.

(А.Г.Герцен.КрДр) ... "... глубокий снег 15 сентября 1427 года, погубивший все посевы...", это о Крыме, через который, как я полагаю, прошел один из потоков Исхода.

(Карамзин.ИГР) кн.2, т.5, гл.2, столбцы 125-126, "В 1419 году выпал глубокий снег 15 сентября, когда еще хлеб не был убран; сделался общий голод продолжался около трех лет по всей России; люди питались …, даже трупами человеческими; умирали тысячами … от зимнего необыкновенного холода в 1422 году... "

1257 г., вулкан Самалас , остров Ломбок в Индонезии. От извержения образовалсь озеро Сегара Анак в ширину 6.5 километра и глубиной 800 метров. Высота извержения лавы - 43 километра, объем выброшенной породы и пепла в пересчете на плотную породу составил не менее 40 кубических километров. Самое крупное за последние 10 000 лет.

Данные ледникового покрова арктической Канады и Исландии показывают, что существенное понижение среднегодовых температур за последние 8000 лет началось в 1275-1300 гг., а в 1430-1455 гг. произошло последнее резкое падение, что совпало с вулканической активностью Земли, характеризующейся значительными выбросами соединений серы.

"10 казней египетских ", в порядке описания:

БЕДСТВИЕ ПЕРВОЕ . Якобы вода в Египте превратилась в кровь.
"Всякое вместилище вод их... превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и каменных сосудах... И вся вода в реке превратилась в кровь" (Исход 7:19-20).

БЕДСТВИЕ ВТОРОЕ . В библейском Египте развелось огромное количество ЖАБ. "Я поражаю всю область твою жабами; и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой... и в доме рабов твоих и народа твоего, И ПЕЧИ ТВОИ, и в КВАШНИ ТВОИ... " (Исход 8:2-3, 8:5).

БЕДСТВИЕ ТРЕТЬЕ . Библия говорит: "И явились МОШКИ на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась МОШКАМИ по всей земле Египетской" (Исход 8:17).

БЕДСТВИЕ ПЯТОЕ . Библия говорит: "Вот рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет МОРОВАЯ ЯЗВА ВЕСЬМА ТЯЖКАЯ" (Исход 9:3).

БЕДСТВИЕ ШЕСТОЕ . Библия говорит: "И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи и пусть бросит его Моисей к небу... и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами по всей земле Египетской" (Исход 9:8-9).

БЕДСТВИЕ СЕДЬМОЕ . Библия говорит: "Я пошлю... ГРАД ВЕСЬМА СИЛЬНЫЙ, которому подобного не было в Египте... И Господь произвел ГРОМ И ГРАД, И ОГОНЬ РАЗЛИВАЛСЯ по земле... И БЫЛ ГРАД И ОГОНЬ МЕЖДУ ГРАДОМ... И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле... и все деревья в поле поломал [град]... Лен и ячмень были побиты, потому что ячмень

ВЫКОЛОСИЛСЯ, а лен ОСЕМЕНИЛСЯ; а пшеница и полба не побиты, потому что они были ПОЗДНИЕ... И прекратились гром и град, и дождь перестал литься на землю" (Исход 9:18, 9:23-25, 9:31-33).

БЕДСТВИЕ ВОСЬМОЕ . Библия говорит: "Я наведу САРАНЧУ на [всю] твою область... Восточный ветер нанес САРАНЧУ. И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской... Западный весьма сильный ветер... понес саранчу и бросил ее в ЧЕРМНОЕ МОРЕ" (Исход 10:4, 10:13-14, 10:19).

БЕДСТВИЕ ДЕВЯТОЕ . Библия говорит: "И будет ТЬМА НА ЗЕМЛЕ ЕГИПЕТСКОЙ, ОСЯЗАЕМАЯ ТЬМА... И была ГУСТАЯ ТЬМА по всей земле Египетской ТРИ ДНЯ; НЕ ВИДЕЛИ ДРУГ ДРУГА и никто не вставал с места своего три дня" (Исход 10:21-23).

БЕДСТВИЕ ДЕСЯТОЕ . Библия говорит: "И умрет всякий ПЕРВЕНЕЦ в земле Египетской от ПЕРВЕНЦА фараона... до ПЕРВЕНЦА рабыни... и будет вопль великий по всей земле Египетской" (Исход 11:5-6).

Такая последовательность описания казней в Библии – искусственная, куски текста переставлены поздними редакторами. Попробуем порассуждать, как они. Казни начинаются с самой «безобидной» - превратили воду в кровь, жрецы повторили «чудо»… Далее как бы из этой испорченной воды идет нашествие жаб. Далее, нашествие мошек, и похожая казнь «нашествие песьих» мух. Древние знали, что насекомые несут болезни. Следуют казни «моровая язва», «воспаления с нарывами»… После «града и огня», «саранча» доедает то, что осталось от града. Потому нужно было куда-то приткнуть 3-дневную тьму египетскую и завершает представление «гибель первенцев» людей, от простого народа до гибели первенца самого фараона. Конечно это самая страшная казнь для фараона лично, после которой он отпускает евреев.