Нэцкэ в японской культуре. Значение нецке. Японские фигурки нэцке - виды нецке - значение и смысл Нэцкэ с мешком за спиной

Японская нэцкэ - это небольшая резная фигурка, выполненная из кости или дерева. Слово "нэцкэ" пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй - "прикреплять". Нэцкэ имеет сквозное отверстие (химотоши) для шнура, концы шнура пропускаются через о тверстия в нэцкэ и завязываются. Сложенный пополам шнур продевают за пояс, так что на одном свисающем конце находится носимый предмет, а на другом - в качестве противовеса – нэцкэ.

Нэцкэ не следует путать с окимоно - миниатюрной японской скульптурой, похожей на нэцкэ и по оформлению и по сюжетам, а нередко и по размерам. В окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура. Слово "окимоно" является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров предназначенной только для оформления интерьера.

В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI - начале XVII в. Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Японии Тоётоми Хидэёси в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления нэцкэ подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца XVI века "Объездка лошадей" один из наездников изображён с инро, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции инро - нэцкэ. Существует описание охоты Токугавы Иэясу, в котором среди прочих деталей костюма Иэясу упоминается и нэцкэ в виде тыквы-горлянки. Это - самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

XVII век - предыстория нэцкэ, о которой мы знаем лишь по косвенным данным. Дошедшие до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины XVIII века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины XVIII века по середину XIX века мы можем считать "золотым веком" нэцкэ.

Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому. В истории японского костюма существовало несколько способов ношения вещей, например, мешочек для кремня и огнива крепили к эфесу меча. Этот способ оказался очень стойким. Еще одной формой, предшествовавшей нэцкэ, является обигурува - поясное кольцо, к которому крепились кошелек и ключи. Очевидно это было заимствовано у монголов. До и после появления нэцкэ различные предметы могли носить также в широком рукаве кимоно.

Постепенно все без исключения способы были вытеснены нэцкэ. Сюжеты нэцкэ в целом те же, что и в других видах японского искусства. История, литература и театр, религиозные образы, мифология и народные верования, благопожелательная символика, повседневная жизнь - все это получило отражение в маленьких резных фигурках. В нэцкэ запечатлены не только японские, но и китайские персонажи. Наиболее популярными были божества из народных верований так называемые "ситифукудзин" - "семь богов счастья". Бисямонтэн, Бэндзайтэн, Дайкоку, Хотэй, Фукурокудзю, Дзюродзин и Эбису. Персонажи народных верований различны по внешнему виду и свойствам, но сближает их одно: все они наделены способностью даровать людям счастье, покой, материальное благополучие, здоровье, долголетие, беззаботность, веселье.

Перебирая и поглаживая нэцкэ у пояса, их владелец не только демонстрировал свое внимание к предметам искусства, что всегда высоко ценилось в японском обществе, но и следуя пальцами за изысканно-гармоничными изгибами формы, успокаивался и сосредотачивался, обретал душевное равновесие, снимал стресс. И вообще нэцкэ скульптура, с которой общаются. Кроме того, собирание нэцкэ - один из наиболее престижных и интеллектуальных видов коллекционирования. Коллекция нэцкэ придаст элегантность комнате и сможет многое сказать о хозяине дома гостю, понимающему, что такое хороший вкус, престиж и респектабельность.

С художественной точки зрения нэцкэ - это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений - словом, жизни Японии и Китая XVII - XIX веков. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство.

Назначение нэцкэ выявляется уже в самом названии. Слово "нэцкэ " - "не-цуке " пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй - "прикреплять ". Нэцкэ - это брелок или противовес, с помощью которого на оби (поясе) носят кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочку для лекарств и парфюмерии). Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме. Брелоки-противовесы использовались на обширной территории: и в Японии, и в Венгрии, в Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности, нэцкэ появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом.

В XVII и XVIII вв. возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например для школ Хида или Нара были характерны фигурки, выполненные в стиле иттобори - с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей. Наиболее крупные школы резчиков складываются в Эдо, Осака и Киото. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Сиёду(?) Томихару, который жил и творил в середине XVIII в. на территории провинции Ивами острова Хонсю. Среди нэцукуси возникают такие громкие имена, как Сюдзан Ёсимура из Осака, Томотада и Масано из Киото. Однако за редким исключением нам мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей нэцкэ, стал сборник "Сокэн кисё". Он был издан в 1781 г. жителем Осака и торговцем мечами Инаба Цурю. В сборнике приведён список из пятидесяти трёх имён крупнейших нэцукэси того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.

Какие бывают Нэцкэ?

1. Нэцкэ Дайкоку и Эбису - счастье и удача, всегда идущие рука об руку. Два бога счастья: Дайкоку изображается в костюме-каригину, в шапке тори-эбоси, с молотком, крысой и мешком. Считается, что с каждым ударом колотушки увеличивается в мире счастье, здоровье и любовь. А мешок с небесным рисом, который он несет за плечами, символизирует богатство и достаток.

Эбису изображается с волшебной рыбой Тай - символом удачи и успеха. Изображенные вместе Дайкоку и Эбису символизируют равновесие между материальными благами и духовными достижениями, гармонию и спокойствие души.

2. Нэцкэ Дайкоку - один из семи богов счастья бог богатства и достатка. Иногда ему поклоняются как покровителю домашнего очага. В нэцкэ он изображается в костюме каригину, в шапке тори-эбоси, с колотушкой, крысой и мешком волшебного риса - символом богатства и достатка. Крысы - помощники Дайкоку и наши друзья. Они прогрызают в его мешке дырочки, и волшебный рис сыплется с неба на землю прямо нам в руки.

3. Нэцкэ Эбису - бог счастья и удачи. Изображается в высокой шапке, с удочкой, посохом и часто с рыбой Тай. Священная рыба Тай считается символом удачи и духовных достижений. По легенде очень трудно поймать карпа голыми руками в чистой небесной воде - так же трудно достичь душевного спокойствия, гармонии и просветления. Иногда Эбису выступает как покровитель рыбаков.

4. Нэцкэ Шоусин -один из семи богов счастья, приносящий здоровье, исцеление от тяжелых недугов и долголетие. Считается покровителем медицины. Изображается с огромным посохом из корня женьшеня и волшебным персиком бессмертия в руке. Часто к посоху привязана тыква-горлянка с чистой хрустальной водой - символом жизни и долголетия.

5. Нэцкэ Дзаошень - Дзао Ван - хранитель домашнего очага. Иногда изображается с круглой табличкой в руке, куда записываются заветные мечты и пожелания всех членов семьи. 24 декабря Дзаошень отправляется на небо на священную гору Кунь Лунь и отчитывается в небесной канцелярии перед правителем Поднебесной Юй-ди, как он помогает в домашних делах и охраняет домашний очаг, передает все пожелания, и они обязательно исполняются, а мечты сбываются. Часто у Дзаошеня присутствуют атрибуты, символизирующие здоровье: волшебный персик, дарующий долголетие, тыква-горлянка с чистой прозрачной водой, олицетворяющая долгую счастливую жизнь, чистоту семейных отношений и сулящая благополучие потомкам. Если рядом с Дзаошенем изображается мешок, то к пожеланиям здоровья и счастья добавляются пожелания богатства и достатка в доме. В особых случаях Дзаошень может даровать волшебную вазу с сокровищами, имеющими свойство никогда не кончаться. Дзаошеню подчиняются все прочие домашние божества - Чуангун и Чуанму, оберегающие постель, богиня Цзыгу, сохраняющая дом в чистоте и порядке, и младшие Меньшэни, стерегущие двери дома от беды и отгоняющие злых духов.

6. Нэцкэ Хотей - "холщовый мешок" - один из семи богов счастья: бог общения, веселья и благополучия. Считается, что он предопределяет людские судьбы и помогает в осуществ-лении заветных желаний. С этим связано поверье: если потереть фигурку Хотэя по животу триста раз, думая о чем-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. Изображение Хотэя связано с конкретным персонажем, жившем в Китае в конце X века - маленьким толстым монахом по имени Ци Ци, который ходил по деревням с большим хол¬щовым мешком и четками. Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в его мешке, то он отвечал: "Там у меня весь мир" . Однажды, будучи уже пожилым, сидя у какого-то храма, Хотэй сказал: "Эх, люди, люди, не узнали вы меня. А ведь я грядущий Будда-Майтрейя" . И, действительно, считается, что Хотэй является эманацией Будды-Майтрейи. На Востоке пришествие Будды-Майтрейи понималось как упорядочение Вселенной, как достижение мировой гармонии; в народном осмыслении означало наступление эры процветания, благополучия, довольства и беззаботной жизни для всех людей. Неслучайно поэтому Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности. В XVII веке он был канонизирован в Японии и стал одним из семи богов счастья.

7. Нэцкэ Дзюродзин - "долголетний старец" - один из семи богов счастья: бог долголетия и бессмертия. Как правило, в изображении Дзюродзина присутствуют атрибуты, указывающие на пожелание долгой, счастливой жизни: свиток с надписью: "Небеса даруют бессмертие", волшебный музыкальный инструмент, при звуках которого происходит омоложение человека и исполнение всех добрых желаний. Иногда на одежде Дзюродзина изображается тройная свастика - символ вечного движения, а рядом с ним черепаха - символ долголетия, мудрости и Вселенной.

8. Нэцкэ Фукурокудзю - один из семи богов счастья: бог ученой карьеры, мудрости и интуиции. Само изображение Фукурокудзю свидетельствует о большом уме и мудрости: его голова имеет необычайно вытянутые размеры, на лбу - глубокие поперечные морщины, в руках обычно он держит посох со свитком.

9. Нэцкэ Фукурокудзю - иногда изобража­ется в виде перевертыша - огромной небесной черепахи - символа мудрости и Вселенной.

10. Нэцкэ Амэ-но Удзумэ - фея Луны, богиня счастья, любви и радости. Она изображается толстощекой, улыбающейся женщиной с длинными, распущенными волосами. В народе ее прозвали Ота-факу - "большое счастье". Она считается родоначальницей ритуальных танцев и основоположницей театрального искусства в Японии. Поэтому Амэ-но Удзумэ часто изображается танцующей или держащей в руках актерскую маску.

11. Нэцкэ Сиванму - царица неба, одна из бессмертных (буквально - "матушка-владычица Запада"). Сиванму пользуется большой популярностью. Считается, что она дарует счастье в любви, здоровье и благополучие. В частности, ее образ был привлекателен тем, что она считалась хозяйкой сада в горах Куньлунь, где росли волшебные персиковые деревья, плоды которых даровали бессмертие и исцеляли от тяжелых недугов. Персиковые деревья расцветали раз в тысячу лет. Из волшебных персиков Сиванму готовила целебные снадобья, приносящие не только исцеление и бессмертие, но и необыкновенные способности, как, например, способность не тонуть в воде.

12. Нэцкэ Бэндзайтэн - богиня счастья, любви и искусства. Иногда она считается божеством воды и покровительницей музыки. Бэндзайтэн изображается с лютней "бива" в руках и иногда со свернувшейся змеей в высокой прическе. Она считается женским божеством счастья, к ней девушки обращаются с просьбами и мечтами о взаимной любви и счастливом замужестве.

13.Нэцкэ Гуаньинь - "слышащая все в мире". Женское божество, спасающее от всевозможных бедствий, помогающее всем, кто к ней обращается, особенно роженицам и беременным женщинам. Когда кому-то нужна помощь, у нее появляются тысяча рук, а на каждой ладони по глазу, чтобы видеть всех нуждающихся в ее поддержке. Часто ее изображают со священной книгой, кувшином, посохом или веревкой - ведь любой из этих предметов может выручить кого - то из беды. Покровительствует детям и оберегает их от болезней.

14. Нэцкэ Бисямонтэн - один из семи богов счастья - бог богатства, страж Севера, покровитель воинов. Он и изображается грозным воином в доспехах с трезубцем или мечом и пагодой в руках. Покровительствует воинам и людям, занимающимся боевыми искусствами, помогает им обрести необыкновенную силу духа и мужество, муд­рость и справедливость.

15. Нэцкэ Аматэрасу - Великая Священная Богиня, сияющая на небе, старшая дочь бога Идзанаги, богиня Солнца, родоначальница династии японских императоров. "Ама" - означает "небо", "Тэрасу"- "освещать", "сиять". Она изображается прекрасной женщиной с веером, в кимоно, украшенном птицами счастья - журавлями. Олицетворение всех самых замечательных женских качеств - воплощенная Мудрость, Красота, Чистота и Гармония. Ее изображение обязательно присутствовало во дворцах императора, неся благословляющий и защищающий смысл. Аматэрасу считается Повелительницей семи богов счастья.

16. Нэцкэ Кубера - бог счастья, богатства, праведности и благочестия, хранитель всех скрытых в недрах земли сокровищ и кладов; властелин горных духов - якшей, стерегущих эти сокровища. У него есть волшебная летающая колесница Пушпака, с которой он может обозревать хранимые им богатства. Живет он в волшебном городе Алаку, окруженном чудесным садом, где бродят слоны и антилопы, а реки и озера покрыты золотыми лотосами. Кубера необыкновенно добр и справедлив, он дарует людям счастье и успех, олицетворяет собой гармонию духовного и материального богатства.

17. Нэцкэ Дунфаншо - бог счастья и покровитель золотых и серебряных дел мастеров. По легенде Дунфаншо украл у Сиванму волшебный персик бессмертия, за что был сослан на землю, где начал творить необыкновенные чудеса; он превратил лоскуток ткани в огромного дракона, подарил императору У-ди звучащее дерево с десятью ветвями и чудесного скакуна из колесницы Сиванму. Диковинки, созданные Дунфаншо, были до того прекрасны и драгоценны, что его стали считать богом счастья и покровителем золотых и серебряных дел мастеров. Изображается он обычно с мешком золота и серебра. Приносит удачу в делах, торговле и ремеслах. Также Дунфаншо считается богом гармонии и равновесия. Золото и серебро в его мешочке - символ двух уравновешиваемых начал - Солнца и Луны, инь и янь, мужского и женского начала. Иногда считается, что он приносит гармонию в отношениях между мужчиной и женщиной.

18. Нэцкэ Футэн - дядюшка попутный ветер. Китайское божество, приносящее удачу в пути, оберегающее путешественников от всевозможных неприятностей. Фигурку в качестве охраняющего талисмана можно брать с собой в дорогу.

О, ветер со склона Фудзи!

Принес бы на веере в город тебя,

Как драгоценный подарок.

19. Нэцкэ Кандзан и Дзиттоку - буддийские монахи периода Тан, которые славились своим необычным поведением и экстравагантными поступками. Иногда эти персонажи считались парными двойниками, наподобие Хэ-Хэ Эр-Сянь - бессмертных двойников единения и согласия. Таким образом, изображение Кандзан и Дзиттоку носит название "священной семьи" и имеет аналогичное значение - гармонии, согласия и взаимопонимания между супругами. Также считалось, что Кандзан и Дзиттоку состоят в свите бога богатства Мохая и покровительствуют денежной прибыли, принося в семью достаток.

20. Нэцкэ Будда - В Китае великого основателя буддийской религии называют Shakyamuni ("Шакья" - тот, который есть милосерден, "муни"- тот, который обитает в уединении и тишине". "Принц Siddartha, известный под именем Шакьямуни Гаутама Будда, родился в 624г. до н.э. в Kapilavastu -"городе прекрасной добродетели" на границе Непала. Сын правителя, он отверг тщеславие и великолепие общества и посвятил себя великому делу распространения религии буддизма. В Lalita-Vistara записано, что "голова Будды соответствует традиционному образу святости (lakshanas): сросшиеся на переносице брови, шишка мудрости на макушке (ushnisha), покрытая, по традиции Бодхисаттв, остроконечной тиарой; три линии счастья на шее; мочка уха, раздвоенная и удлиненная, как у жителей южной Индии; отметина в середине лба (urna), символизирующая третий глаз мудрости. "Изображения Будды, в целом сохраняя черты святости, различаются в деталях в зависимости от страны, где его изображают, и национальных черт. Будда обычно изображается сидящим на лотосе, подняв три пальца правой руки для благословения; "с улитками на голове", т.е. со спирально завитыми волосами, в память о прекрасной индийской легенде об улитках, защищавших своими прохладными телами голову Будды от солнечного удара, в то время как он задумался о том, как облегчить человеческие страдания. Иногда Будду изображают с ткацким челноком в руках, символизирующим возрождение после смерти, подобно тому, как ныряет челнок в руках ткача. Иногда его представляют в виде Богини Плодородия, держащей кувшин с землей в левой руке и рисовые ростки в правой. Будду можно увидеть и с книгой - символом знания, и с копьем - символом храбрости, в руках. На алтарях золотой Будда изображается сидящим между двумя своими учениками: справа-Ananda, автор священных религиозных писаний, а слева-Kas"yapa, хранитель священных мистических традиций. Иногда вместо учеников можно встретить два других изображения Будды: Будду Прошлого и Будду Грядущего.

Шакьямуни Будда не был единственным Буддой, то есть просветленным; существовали и другие, пришедшие, возможно, из легенд и верований народов, соприкасавшихся с индийской религией (Амитабха, Майтрейя Будда и т.д.) Буддой может стать любое мыслящее существо, освободившееся от чувств, восприятия и личности, познавшее высшую сущность всех явлений. Наиболее часто изображается Будда Амитабха - владыка Чистой земли - буддийского рая, где в цветах лотоса перерождаются благочестивые люди. "Амитабха" означает "бесконечный свет". Изображение Будды является необыкновенно сильным духовным символом, оберегающим и помогающим людям, идущим по пути духовного развития.

21. Нэцкэ Дарума - Бодайдарума - японское сокращенное произношение имени Бодхидхармы - основателя буддийской школы Дзэн. В 510-е годы он отправился в Китай, где основал в горах Суншань, ставший впоследствии знаменитым монастырь Шаолин. В этом монастыре, по преданию, в течении девяти лет он предавался медитации, сидя перед абсолютно чистой стеной и созерцая ее. Говорят, однажды он уснул, а проснувшись, вырвал ресницы, и там, куда он их бросил, вырос чайный куст, отгоняющий сон. В состоянии молчаливого сосредоточения Дарума пережил Сатори (просветление). После мгновенного Сатори ему открылось, что можно прямо передавать Истину, вне учений, вне законов - "ткнуть ум в Истину". Дарума говорит: "Есть один лишь Путь: забыв себя, искать Высшее в себе." От него и пошел обычай сидячей медитации в дзэн - дзадзэн. В Японии Бодхидхарма очень популярен. Повсюду можно встретить его образ - в нзцкэ, в жи­вописи, в поэзии.

Спросят - скажешь.

Не спросят - не скажешь.

Что в душе твоей сокрыто,

Благородный Бодхидхарма?

Дарума является символом мудрости, ясности, сострадания всем живым существам.

22. Нэцкэ Дapума (см.21) иногда изобража­ется сидящим на китайском льве Карасиси Фо, защитнике, спутнике и помощнике всех людей, стремящихся к Просветлению.

23. Нэцкэ Лао-Цзы - философ, мудрец, основатель учения о "Дао". К сожалению, о нем известно немного. Даже его истинное имя неизвестно, так как Лao Цзы - это лишь прозвище, означающее буквально - "мудрый старец". Согласно легенде, на склоне лет Лао Цзы решил покинуть Поднебесную и отправился на Запад. Когда он проходил пограничную заставу, ее начальник упросил Лао Цзы оставить о себе на память книгу, в которой бы отразились мысли "мудрого старца" о Пути мира и Пути человека в нем. Так появилась знаменитая рукопись из 5000 иероглифов, которая сохранилась до наших дней - книга "Пути и Благодати" - "Дао Дэ Цзин". Идеи даосизма оказали значительное влия­ние на культуру Китая и Японии, на воинские искусства, они лежат в основе китайской традиционной медицины, живописи и науки.

24. Нэцкэ Конфуций - Кун Фуцзы - величайший мудрец Китая, которого почитают на протяжении многих веков; особенно отмечены его заслуги как Учителя, редактора национальной лирики, известной как Оды; к тому же он издал Канон Истории и описал историю родной страны, названную им Анналы Весны и Осени. Он учил, что природа человека чиста от рождения и что она начинает портиться только от нечистоты его окружения. Его ежедневные проповеди были о милостивом сердце и об обязанностях по отношению к своим ближним; добродетелями, которые он ценил превыше всего, были закон и истина. Конфуций выработал новую мораль, которая основывалась на взаимном уважении и крепких семейных узах. Он говорил, что мудрый правитель должен подавать пример справедливого обращения с подданными, прибегая к силе как к последнему средству. В свою очередь подданные должны уважать правителя и повиноваться ему. Конфуций был убежден, что отношения в семье должны строиться так же. Суть своего учения он выразил в сентенции: "Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Вслед за Конфуцием китайцы представляли себе народ как большую семью, членами которой были и живые, и умершие, и еще нерожденные. Правильные отношения в семье, т.е. почитание младшими старших, являлись залогом процветания государства. Как отец руководит сыном, так император управляет своими подданными.

Деды, отцы, внуки!

Три поколения, а в саду -

Хурма, мандарины. . .

25. Нэцкэ Госиса - человек, записывающий судьбу. Хранитель времени, записывающий хорошие, счастливые мечты и сны, которые обязательно исполнятся и принесут счастье. Волшебные записи Госиса превращают желаемое в действительное.

Судьба неизвестна.

Мы осенью смотрим на месяц,

Но можем растаять,

Ведь жизнь - это только

Лишь бусы

Прозрачной росы.

Кто не утомился, продолжение списка фигурок можете посмотреть тут -

Всем известно, что Хотей символизирует богатство, счастья и изобилие. Фигурка с изображением божества считается одним из популярных сувениров в Восточных странах. Она доступна для приобретения и при грамотном использовании способна привлечь своему хозяину удачу и хороший доход.

История Хотея

По древнему сказанию, в конце ХХ столетия в Поднебесной жил маленький и тучный монах , которого звали Це-Цы. Он постоянно путешествовал, а при себе имел только деревянные чётки и матерчатый мешок (по-японски Хо Тэй). На Востоке человек с огромным животом особенно почитаем. Он считается щедрым и душевным. Куда приходил монах, сразу появлялись везенье и благосостояние. Люди часто интересовались тем, что же носит он в своём мешочке. Загадочный странник таинственно отвечал: «Весь Мир».

Есть и другое поверье, которое гласит, что это был Майтрея –необыкновенно красивый мужчина . Он пленял своей внешностью всех женщин. Устав отвергать разбитые сердца, он перевоплотился в не очень симпатичного мужчину и стал дарить людям всевозможные блага.

Фигурка Хотея — Бога богатства

Внешность у фигурки не самая привлекательная. Это лысый и толстый персонаж всегда с искренней и доброй улыбкой. Часто его путают с Буддой и даже именуют «Смеющимся Буддой» . Отличить их можно по наличию мешка.

Согласно одному из предположений, он скрывает там все горести и печали, которые находит по дороге . По другой трактовке именно из этого мешка он раздаёт свои дары .

Важно! Фигурка должна быть выполнена в золотом или белом цвете. Материал и размер значения не имеют.

Виды Хотея: правила выбора

Статуэтка может быть в разных вариациях, которые влияют на предназначение символа.

Есть следующие виды Хотея :

  • На драконочерепахе. Привлекает деньги, помогает заключить выгодные контракты и наладить деловые контакты.


  • В пирамидке с монетками и золотым песком. Помогает в профессиональном становлении и учит не размениваться на мелочи.
  • С жемчужиной. Притягивает деньги, даёт новые знания и духовный рост.
  • На трехлапой жабе с красными глазами и монеткой во рту . Это один из самых сильных талисманов и подходит тем, кто хочет быстро разбогатеть.


  • С чётками. Открывает путь к богатству, знаниям и самосовершенствованию.

  • С веером. Привлекает финансы и меняет жизнь в лучшую сторону.


  • С женьшеневым посохом, персиком или тыквой . Не только приносят денежное благополучие, но и продлевают жизнь.


  • С детьми . Помогает бездетным семьям завести детей, даёт деньги на их воспитание.


  • С чашей, монетками, золотыми слитками . Научит не только получать денежные средства, но рационально их использовать.


  • С коромыслом, на котором висит монетка счастья или корзина со слитков . Наделяет хозяина счастьем и материальными дарами.


Внимание! В классическом виде Хотей изображён с мешком за спиной. Такой талисман привнесёт процветание во все сферы жизни.

Расположение по фэн-шуй

Присутствие фигурки, излучающей положительную энергию Ци, будет полезно любому помещению. Расположение будет зависеть от цели:

  • Если человека интересует почёт и уважение , фигурку ставят у входной двери. При этом Хотей должен смотреть на дверь.
  • Для получения признания статуэтку размещают в южной части помещения.
  • Оптимальное место для выигрыша в азартных играх и удаче в финансовых вопросах – юго-восток.
  • Разместив Хотея в восточной части, можно получить гармоничные отношения со второй половинкой и детьми .
  • Присутствие талисмана на рабочем кабинете убережёт от сплетен, интриг и злых взглядов.
  • Хотей с монетками должен стоять в зоне, отвечающей за изобилие.

Важно! Амулет лучше разместить в видимой части пространства. Лучше купить сразу несколько штук и устроить их по разным уголкам.

Как обращаться с фигуркой для исполнения желания?

Хотей требует правильного отношения к себе. Талисман должен находится в чистом месте и радовать окружающих.

Как просить Хотея? Ели поглаживать пузатый живот Хотея 300 раз и думать о своём желании, смеющийся человечек обязательно её воплотит в жизнь . Движения делайте медленно и по направлению хода стрелки часов. Живот нужно потереть перед каждым выходом из дома, чтобы удача не покидала целый день.

Покупать фигурку тоже нужно обдуманно. Лучше заранее приготовить для неё место. Задобрить Хотея достаточно просто: жизнерадостное существо подпитывается доброжелательной энергией и радостью, царящей в доме . Он покровительствует оптимистам.

Справка! Прикасаясь к божественному созданию, не нужно думать о плохом, особенно не следует трогать живот и заветный мешочек.

Такие статуэтки уже давно пользуются большой популярностью на Востоке. Традиция постепенно приходит и в Россию. Чтобы символ оказался полезным, нужно знать, как правильно его выбрать, где поставить, и как обращаться. Тогда он одарит хозяев квартиры всевозможными благами.

Нэцкэ - это маленькие фигурки, вырезанные из дерева или кости, руками японских или китайских мастеров. Как правило, это фигурки животных, рыб, птиц, людей, божеств или необычных существ. Нэцкэ в первую очередь поражают своим продуманным до мелочей исполнением - все мельчайшие детали выполнены на высочайшим уровне, сделаны с любовью. В фигурках нэцкэ отражена культура, нравы и обычаи Японии и Китая XVII-XIX веков.

Слово "нэцкэ" (не-цуке) - это два иероглифа, первый из которых означает "корень", а второй - "прикреплять". Таким образом, нэцкэ - это своего рода брелок. Также нэцкэ служило противовесом, с помощью которого на поясе (оби) носили кисет с табаком или связку ключей. Нужно это было потому, что в традиционной одежде японцев отсутствовали карманы.

Моё знакомство с нэцкэ (не с настоящими конечно) началось несколько лет тому назад, когда эти фигурки стали появляться в магазинах нашего города. С тех пор я стал их периодически покупать. Сделаны они конечно не из настоящей кости или дерева, а из гипса, но исполнение всё же на должном уровне. Стоят они недорого, а выглядят очень здорово. Кроме того, нэцкэ являются неплохим подарком, так как каждая из фигурок имеет свой сокровенный смысл.

В этой и последующих статьях я расскажу о различных нэцкэ, которые есть у меня в коллекции, а также про те, которых у меня пока нет. Для этого я воспользуюсь каталогом, в котором есть подробное описание фигурок нэцкэ.

Значение нэцкэ Китайский дракон

Китайский дракон ("лун") - воплощение миролюбивой силы, доброты и мудрости. Является символом живоносных вод. В древности китайцы считали, что драконы живут во всех реках, озёрах и морях, а также любят парить в дождевых облаках. Они могли становиться маленькими, как шелковичный червь, а могли стать такими огромными, что накрывали своею тенью весь мир.

Дракон, у которого лапы с пятью когтями, которыми он держит жемчужину мудрости, непорочности и красоты, является символом императора, а также его божественным покровителем. На императорской печати всегда изображается дракон, парящий в облаках, который охраняет жемчужину.

Значение нэцкэ Хотей

Хотей ("холщовый мешок") - добродушный толстячок, бог счастья и благополучия. Он помогает в осуществлении заветных желаний, а также предопределяет судьбы людей. Именно поэтому существует следующее поверье: подумайте о чём-нибудь хорошем и при этом потрите по животу Хотэя 300 раз, и тогда ваше желание исполнится.

Прототипом Хотея был маленький толстый монах Ци Ци. Жил он в конце X века в Китае. Ци Ци путешествовал по деревням с чётками и с большим холщовым мешком. Там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние.

Считается также, что Хотэй был эманацией Будды-Майтрейи. В восточных странах пришествие Будды-Майтрейи в народном сознании означало наступление эры благополучия, процветания и безоблачной жизни для всех людей.


Тэнгу ("небесная собака") - защитник ночных путников, дух дорог. Кроме того, он является лесным духом, который живёт на горе Курамаяма в Японии. Считается, что не очень любят общаться с людьми, однако, для некоторых делают исключение. Небесная собака - это сказочное существо, способное перевоплощаться.

Существуют два способа изображения Тэнгу: птицеподобный "Карасу-Тэнгу" с мощным клювом (в том случае, когда он изображается вылупляющимся из яйца, он называется "Тэнгу-Нотамаго") и "Карасу-Тэнгу" - человекообразный вариант с длинным носом.

Согласно легенде, он обучает войнов фехтованию и воинским искусствам. Знаменитый герой Есицунэ воспитывался в храме на горе Курамаяма. А обучал его боевым искусствам царь Тэнгу - Содзебо.

С течением времени люди действительно стали верить, что самые разнообразные статуэтки нэцкэ приносят их обладателям и здоровье, и богатство, и счастье, и успех. Вот с этих пор фигурки нэцкэ японцы стали использовать не только как украшение, но и как талисманы.

Сами японцы старались носить эти фигурки с собой, а так как в не было карманов, то нэцке просто крепили на шнурках к одежде.

Значение нецке

Помогает не упустить удачу. Две фигурки Дайкоку и привлекут в дом счастье и удачу.

Является Богом здоровья и долголетия.

Хотэй – Бог общения и счастья. Хотэй является одним из самых почитаемых в Японии за свою “способность” исполнять желания. Люди полагают и, видимо, не без основания, что если фигурку погладить раз триста по животу, то сбудется самое заветное желание, главное – держать это желание мысленно в голове во время процесса поглаживания…

Прообразом Хотэя послужил китайский монах Цицы, предпочитавший монастырскому уединению многолюдные базары и скитавшийся по Китаю, зарабатывая на жизнь предсказанием погоды. Из имущества у него были лишь посох и мешок для подаяний, называемый хотэй, от которого монах и получил свое прозвище. Закреплению данного прозвища также способствовал второй «мешок» - огромный живот, который не могла закрыть никакая ряса и в котором по представлениям китайцев была сосредоточена жизненная энергия ци. Аналогичным животом отличался и будда Майтрея, воплощением которого считался Цицы, полюбившийся людям за веселый характер и легкий нрав и ставший героем множества легенд и историй. По легенде там где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в его мешке, он отвечал: «Там у меня весь мир». В XVII веке Хотэй, как воплощение счастья и беззаботности, был принят в Японии. Он стал одним из .

Хотэя часто изображают держащим различные предметы: золотые слитки или монеты, посох, жемчужину, персик, веер, отгоняющий горе, мешок с богатством, ведущим в поводу дарственного коня.

Футэн является Богом ветра. Нэцкэ с его изображением обязательно берут с собой в дорогу, так как он приносит путнику удачу в путешествии.

Дзюродзин – это старец долголетия и науки. Он приносит своим обладателям в дом счастливую и долгую жизнь.

Бэндзайтен

Бэндзайтен считается женским божеством и дарит благополучие и счастье.

Бисямонтен – бог-воин, один из семи японских богов счастья (подробнее о них читайте ). Бисямонтен сражается на стороне сил добра. Его девиз – «Верность, долг, честь».

Фукурокудзю – Бог мудрости и долголетия. Изображают с очень большой головой. С его помощью человек приобретает мудрость и живет очень долго. Так же является одним из семи богов счастья

Теперь расскажем о значениях фигурок нэцкэ, изображающих различных животных, рыб и птиц.

Например, жаба с монетой в пасти – символ богатства. Эту фигурку китайцы помещают на почетном месте не только дома, но и на работе. Они полагают, что она весьма благоприятствует заключению довольно выгодных сделок.

Две собачки защищают жилище от бед и неудач. А если их ещё поставить в «зону богатства», то они будут способствовать хорошим взаимоотношениям в семье.

Фигурка Быка привлекает в дом благополучие и изобилие.

Золотая рыбка – символ финансовых успехов.

Китайская монетка, помещенная в зону богатства, привлечет в ваш дом деньги.

Фигурка, изображающая Модель кораблика приносит удачу во всех делах.

Дракон , как ни странно, охраняет дом от всякой нечисти.

Ровно Девять карпов привлекут для их обладателя богатство в дом и удачу в делах.

Два карпа даруют семье любовь, взаимопонимание и богатство.

Фигурка орла – символ удачи в работе, способствующий карьерному росту.

Вазочка с пионами наполнит ваш дом позитивной энергией, привязанностью и любовью.

Фигурка с Тремя обезьянами будет охранять вас от злых духов.

Пирамидка притягивает в ваш дом благополучие, радость и успех. Если ее хранить на письменном столе ребенка, то она поможет ему преуспевать в учебе.

Значение материалов для изготовления нэцкэ

Помимо самих изображений большую роль играет материал, из которого изготовлены нэцкэ. Он тоже обладает определенными символическими свойствами. В основном, нэцкэ делают из различных пород деревьев и слоновой кости. Но вот эти три материала являются самыми популярными для изготовления фигурок нэцкэ.

Цугэ (самшит) – это вечнозеленое дерево является символом долголетия и здоровья.

Кость оленя дарует красоту, возвращает молодость и здоровье, сулит долголетие.

Сакура и жужуба обладают положительной энергией и являются благожелательной символикой.

Подлинные нэцкэ, выполненные из высококачественного материала, оказывают сугубо положительное воздействие на психику человека, действуют как успокоительной средство.

Подводя черту под всем вышесказанным, необходимо отметить, что будет недостаточно приобрести за баснословные деньги истинную фигурку того или иного значения и поставить там, где вам нравится. Так она не в полной мере принесет ту пользу ее обладателю, которую бы должна. Нужно точно знать, в какой сектор своего жилища ее необходимо определить. Обратитесь с этим вопросом к учению Фэн-шуй.

Нэ́цкэ (яп. 根付 netsuke, нэцукэ ) — маленькая символическая резная фигурка. Сделана она в основном из слоновой кости или дерева. В древности японцы использовали нецке для прикрепления ключей, кошелька к поясу кимоно, но также нэцкэ служили еще и в качестве украшения одежды.

В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI — начале XVII в.

Нэцкэ саси, изображающее Иисуса Христа, слоновая кость, XVII век

Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ (帯鉗), которая была лишена карманов.

Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно (下げ物). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ).

Нэцкэ удерживает инро на оби

Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси (紐解) — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды

Нэцкэ, прикреплённое к инро, гравюра Кацусики Хокусая

нэцкэ справа

Некоторые люди приравнивают нецке к окимоно, но этого делать не нужно. Нецке и окимоно очень похожи, но по предназначению и символики они совершенно разные фигуры.

Окимоно - это статуэтки служащие для оформления и украшения интерьера. Эти фигурки могут быть выполнены из любого материала и не несут в себе никакого воздействия на судьбу человека в отличие от нецке.

С давних времен нецке различались по типологии и формам. Это же отличие нецке сохранилось и до наших дней.

Фигурки и виды нецке

Катабори (形彫) - это самый известны и знакомый для многих вид нецке. Небольшие резные фигуры, изображающие животных и людей, многофигурные группы. Этот вид пользовался популярностью в XVIII - XIX веках.

катабори

Анабори (穴彫) - подгруппа катабори. Эти нецке изготавливались из раковины, внутри которой создавались сюжетные линии.

анабори

Саси (差) - эта форма нецке является одной из древнейших форм. Эти нецке, сделанные в форме бруска с ушком для шнурка. Они могли быть выполнены из разный материалов, но в основном изготавливались из дерева. Способ применения этого вида нецке отличался от других.

Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т. п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса.

Обычно саси считают одной из форм нэцкэ, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом.

Ещё одна близкая аналогия саси — приспособление оби - хасами , изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет.

Первые нэцкэ-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцкэ-саси трудноотличимы от оби-хасами . Позже, в период развитого искусства нэцкэ, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.

саси

Маска (мэн ) - уменьшенная копия маски Ноо. Самая большая группа нецке. Своими свойствами маска очень похожа на вид катабори.

маска

Мандзю (饅頭) - эти нецке были сделаны из слоновой кости и имели форму круга. Иной раз мандзю делались из двух полукругов. Иногда делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю . Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.

мандзю

Итараку - эти нецке изготавливались из тростника или проволоки. Плелись они в виде коробок тыкв и других форм.

Рюса (柳左) — Вариант формы мандзю . Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы.

Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа.

Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854—1860), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцкэ были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, с катабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.

рюса

Кагамибута (鏡蓋) — тоже сходна с мандзю , но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких нэцкэ обычно принадлежит мастеру по металлу.

кагамибута

Конечно же, каждый образ имел свое предназначение.

Так, например, стойкость, мужество и силу духа обеспечивала фигурка мудреца Дарума ,

Дайкоку с мешком волшебного риса сулил богатство,

а удачу даровал Эбису с волшебным карпом в руках (считалось, что насколько сложно поймать голыми руками карпа, настолько сложно и обрести душевное спокойствие и равновесие).

Счастье и удачу, которые всегда ходят вместе даровала двойная фигурка - Дайкоку и Эбису .

Ищущие здоровья и долголетия носили фигурку бога счастья Шоусина , который держал женьшень и волшебный персик.

Те, кто имел заветное желание, обращались к богу счастья, веселья и общения Хотэй , именно он всегда изображался то сидящим, то стоящим, но обязательно улыбающимся. Для исполнения задуманного необходимо было погладить статуэтку по животу триста раз, думая при этом о желанном.

Путешествующие брали фигурку Футэна , который сулил попутный ветер и удачу в пути. Он изображался в виде человека, несущего за спиной мешок и с безмятежной улыбкой на лице.

Самурай давал. силу духа, смелость и мужество

Царица неба Сиванму веером отгоняла ветры невзгод.

Творческим людям помогала фигурка человека, слушающего раковину. Огромное разнообразие фигурок, а соответственно и предназначений, позволяло выбрать необходимую к конкретной ситуации и использовать ее для решения трудностей.

Но известны эти вещицы во всем мире не только как счастливые амулеты. Дело в том, что крошечных, но очень выразительных нэцке создавали многие настоящие художники, и тогда эти статуэтки становились шедеврами мирового искусства.

Японские нэцке : миниатюрные фигурки

нэцкэ с секретом

Эбису с рыбой и корзинкой.
Начало 20 в., резьба по кости

Шоусин с посохом и персиком.
Конец 19-начало 20 в., резьба по кости,прокрашивание

Хотей с веером и мешком.
Конец 19 в.,резьба по кости,прокрашивание

Дзюродзин со свитком.

Резьба по кости,чернение.

Окимоно Бисямонтэн с пагодой.
Резьба по кости,19 в.

Дзюродзин, один из семи богов удачи

ПРОДАВЕЦ КУКОЛ ДАРУМА, мастера ЯСУЮКИ

Слоновая кость, резьба. Вторая половина XIX в. Нэцке знаменитого мастера
Ясуюки изображает карикатурную сцену, типичную для Эдо того времени. Крестьянин приехал торговать в
Эдо перед новым годом куклами Дарума своего изготовления.

НЭЦКЕ В ФОРМЕ МАНДЗЮ мастера КОЮСАЙ
Слоновая кость. Диаметр ок. 4 см. XIX в.

НЭЦКЭ "ГЕЙША И ДЕМОН"
Слоновая кость. Высота ок. 4.2 см. Нач. 19в.
Прекрасный экземпляр работы Масацугэ, школы Эдо. Редкий сюжет

АКТЕР ТЕАТРА НО В РОЛИ ДЕМОНА.
Слоновая кость. Золотой лак, красный лак, чернение, инкрустация золотом и
перламутром. Высота ок. 3.8 см.Начало 19 в. Мастер Сугоку (Хидэтама)
Редкая нэцкэ

Кану (Гуань Юй) с алебардой.19 в.,резьба по кости

АКТЕР В РОЛИ ЛИСЫ-ОБОРОТНЯ.
Вишня (?), слоновая кость. Высота ок. 4 см.
Первая половина 19 век. Подпись: Хогёку.

Нэцкэ "Мальчик с книгой" (рисующий мальчик)

нецке Краб

МАТЬ И РЕБЕНОК. БЫТОВАЯ СЦЕНКА.
Слоновая кость, тонировка,
гравировка. Высота ок. 4.2 см Вторая половина 19 в. Мастре Сёсай.

СЛЕПОЙ, ВЫНИМАЮЩИЙ КАМЕНЬ ИЗ ГЭТА
Слоновая кость. Высота ок. 5.8 см. Первая половина XIX в. Подпись: Когёку.

МАТЬ С РЕБЕНКОМ
Слоновая кость. Высота ок. 4 см. Вторая половина 19 в.

ТЕНАГА-ДЛИННОРУКИЙ И ОСЬМИНОГ
Рог оленя. Длина 12 см. Конец 18 - начало 19 века. Подпись: Бэйсай.

ФУКУРОКУДЗЮ , бог здоровья, мудрости и долголетия, ПРИНИМАЮЩИЙ ГОРЯЧУЮ ВАННУ

Самшит, слоновая кость. Высота ок. 5.3 см. 1840-1860 гг. Подпись: Тоё.

По моему посту сделали видео на ютубе! Делюсь) Спасибо , который сделал классный клип!!