Домовой хранитель. Домовой – добрый Дух, хранитель домашнего очага. Как выглядит домовой

 21.12.2010 19:37

Домовой – добрый Дух, хранитель домашнего очага. Один из предков, основателей данного Рода или Дома.
Учёные называют Домового энергетической Субстанцией дома или квартиры.
Домовой есть везде, где живут люди. Он смотрит за хозяйством и порядком в доме.
Изображали Домового в виде Старца, умудрённого Опытом. Статуэтки делали из дерева, глины и чаще всего с чашей в руках для Требы. Максимальный размер – аршин высотой. А минимальный – два вершка.

Называли домового по-разному: Дедушко, Хозяин или Хозяюшко, Соседушко (т.к. живёт по соседству с людьми), Шишок (что значит небольшого роста). Егор Кузьмич или просто Кузьмич – это если Домовой балует, любит поиграть, пошалить, «подкузьмить». Нафаник, от слова Навь. Домового, живущего в доме из поколения в поколение, называли по имени. Которое уже знали, т.к. общались с ним в течение нескольких веков.
Очень не любил Домовой, когда его называли Чёртом, т.е. тем, кто находится за чертой восприятия.
Христианские Попы (Прах Отцов Предавшие) очень не любят Домовых. Они ходят по домам и квартирам и гоняют Домовых святой водой, запугивая людей, объясняя им, что это Бесы.
Наши предки с Домовыми дружили, заботились друг о друге. Была взаимопомощь и взаимоподдержка.
Такие отношения с Домовым были нормальными ещё до середины 20-го века.

Хозяйский угол был углом Домового и Хозяев дома, там ставилась чаша, для угощения Домового.

Веник в доме ставили у порога и так, чтобы Домовому было удобно за него взяться (он ведь маленького роста), чтобы выметать нечисть из дома.
Домовой не поедает пищу, которую ему кладут в чашу, как человек. Он забирает из продуктов Энергию, которая ему необходима, т.к. при уходе за домом, он тратит энергию.
Самой высокоэнергетической пищей считались молоко, сливки, сметана. Масло. Этим и угощали Домового. Для блинчиков и оладушек ставили ещё одну чашу. Впрочем, угощать Домового можно всем, что едите сами.

Ароматы томлёной в ней еды привлекают его. На это место раньше вешали шторки, чтобы не беспокоить Домового.
В квартирах Домовой также любит жить на кухне, в платяном шкафу или под кроватью «любимчика».
Раньше покрывало на кровати делали до самого пола или вешали подзор, также, чтобы не беспокоить Домового.
Следили, чтобы Домовой не заигрывался. Так как он любит детей, то может выбрать одного и ночью путает ему волосы (пытается заплести косички).
Если домовой влюбится в девочку, то не даст ей выйти замуж. Что тогда делали? Шили или вязали домовому шапочку, свитерок, носочки. Делали мебель. И в ответ на заботу и опеку довольный Домовой делал свадьбу радостной. Как говорится: «Долг платежом красен».
Домовой любит сидеть на пороге, поэтому в дверях лучше не стоять.
Если Домового довести до «белого каления», то тогда он превращается, как сейчас говорят, в Барабашку или Полтергейст. Потому что в ответ на заботу поучил неуважение. Также повести себя Домовой может, когда в доме скандалы, драки, пьянки. Так как это всё противоестественно, а Домовой существо естественное и привык жить в естественных условиях. Нельзя угощать Домового спиртным!!!
«Жизнь Человека считают Летами, а Домового Веками».
Если ты что-то не видишь вокруг себя, то это вовсе не значит, что этого не существует.
Наше отношение к Домовому – это отношение к Окружающему Миру.
«Желайте другим того, чего желаете себе».
«Любите ближнего своего, если он того достоин».

Источник:
По материалам Уроков Асгардского духовного училища Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов Инглингов. Лектор Патер Дий.

В славянской низшей мифологии дух, живущий в доме. В древности у восточных славян домовой выступал как хранитель домашнего очага, семьи и был связан с культом предков. Легенды и поверья о домовом сохранились до наших дней в русских, белорусских и украинских деревнях. Западные и южные славяне также имеют представление об этом существе. Считается, что в каждом доме живет домовой - покровитель дома, незримый помощник семьи, поэтому его уважительно называют хозяином, дедушкой, соседушкой. Любит он селиться в укромных местах - под порогом или под печкой, на чердаке или в чулане, в печной трубе или в углу за сундуком.

Он помогает трудолюбивым хозяевам, неустанно заботится о них и хлопочет. Домовой замечает всякую мелочь, любит, чтобы все было в порядке и наготове; ему приятен приплод домашних животных и птицы; он не терпит излишних расходов и сердится из-за них, - словом, домовой склонен к порядку, бережлив и расчетлив. Если ему жилье по душе, то он служит этой семье верой и правдой. Зато ленивым и нерадивым он вредит и мешает, делает им разные пакости: то вещи разбросает, то одежду порвет или белье испачкает, а то и вовсе мешает спать по ночам, душит людей во сне и мучает. Впрочем, помириться с рассерженным домовым нетрудно: стоит только навести в доме порядок да поговорить с ним ласково - очень уж он большой охотник до ласкового слова.

Если хозяева своего «соседушку» любят, если живут с ним в ладу, то нипочем не захотят с ним расстаться. Раньше, переезжая в новый дом, люди совершали определенный ритуал с той целью, чтобы и домовой переселился вместе с ними и продолжал помогать на новом месте. Домового «переносили» в горшке с углями, в мешке, заманивали горшком каши и т. п. Например, поскребут под порогом, соберут мусор в совок - и посыплют его в новой избе, не забыв при этом со всем возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!» Редкий человек может похвастаться, что видал домового. Гораздо проще домового услышать: по ночам он стучит, шуршит, поскрипывает и совершает разные проказы. Домовой может предсказывать различные события, как приятные, так и неприятные, подавать соответствующие знаки: его плач и глухие сдержанные стоны словно предупреждают об опасности, а его нежный и ласковый голос, словно ветерок тихо листьями шелестит, сулит спокойствие и радость. Иной раз ночью гладит он спящих своей мягкой лапой, и тогда ясно, что это к добру.

Вот каков славянский домовой - несомненно добрый дух, заботливый хранитель домашнего очага, незримый помощник и веселый озорник.

Наши предки верили, что дом - это крепость, главный оборонительный рубеж прежде всего... от нечистой силы, нечисти и нежити. А ею, по представлению наших предков, просто кишела природа. Верили, что сосущие кровь вампиры могли расправиться с жертвой только вне пределов дома. Поэтому при постройке жилища всегда совершали очистительные обряды и прибегали к защитной магии.

Например, на карнизах, окнах, под крышей вырезали охранные знаки и старались прикрыть каждое отверстие в доме какой-нибудь меткой против злых духов. Внутри же дома семью и хозяина оберегал и поддерживал сам домовой. Кто же он такой?

История появления в доме духа-хранителя очень давняя. Может быть, ей 5 тысяч лет, может, более. Еще в каменном веке самым священным местом в доме считался очаг. В эпоху бронзового века в IV - III тысячелетиях до новой эры начал широко распространяться культ мужских покровителей домашнего очага. Возможно, тогда и зародился образ духа-хранителя семьи и жилища. На Кавказе его представляли в виде фаллического символа. У древних римлян каждый член семьи имел своего покровителя - лара. Лары выглядели как куклы. Их складывали в особый сундучок. Не его ли называли ларцом?

Наш славянский домовой был тесно связан с силой огня. В избе он обитал у печки, мог превратиться в мерцающий огонек или уголек.
Домовые были разные: кто в доме жил, тех называли домовиками, а кто на дворе - дворовыми духами. Домовой-домовик - главный хозяин усадьбы и избы. Он добрый дух, хотя и нежить. Его чтили, подкармливали, баловали подношениями и никогда не ругались именем домового. Называли ласково: хозяин, дедушка, но часто вообще звали иносказательно: Он, Доброжил, Доброхот, Сусед.

Домовой-домашний

Домового обычно видеть нельзя, можно только чувствовать его присутствие. То он от скуки горшками в ночи гремит, ногами шаркает, кряхтит, всхлипывает в темноте, то говорит мягким ласковым голосом или глухим отрывистым. Дает краткие ответы на вопросы хозяев. Домовой любит тепло, его еще называли - «жировик» проказник полизать вкусненького не прочь, поэтому прозвали его также «лизуном». Избави Бог подглядеть за домовым, если он этого не хочет: заболеет человек или лошадь его копытом ударит.

Ночью домовой иногда знак дает. Навалится на грудь спящего и давай давить. Утром проснется человек в беспокойстве. К добру или худу тот знак был?
Немногим привелось видеть хозяина. Утверждают, что он мохнат, оброс шерстью. А лапа у него теплая, мохнатая, ласковая. Коль погладит ею во сне человека, гадать не надо, - добрый знак. Некоторые уверяют, что домовой похож на маленького косматого старичка. Способен превращаться в разных животных, в черных котов, например. Вот послышалась в сенях какая-то возня, вроде коты сцепились, шипят, вопят, буянят. Знайте, это свой хозяин с чужим лизуном драку затеял.

Не ходи в мои владения, - Говорит супротивнику, нечего тут чужой нежити делать.
Домовой накрепко привязан к своей избе. Даже если обветшала она, брошена на завывание вьюг и холодных осенних дождей, домовой останется жить в холодной старой печи в полном одиночестве. Плачет, стонет на развалинах. Но и семье нельзя без домового-хранильника. Кто же будет ее по ночам от всякой нечисти оберегать? Поэтому издревле сохранился обычай: при смене жилища берут из старого дома горшочек с углями и переносят в новую избу. Ставят горшок в печь, приговаривают: «Дом-домовой, пойдем со мной, веди домовиху госпожу - как умею, награжу!»
У домового может быть семья. Его жену зовут «доманя» или просто «соседка». Семья домового не очень разборчива - согласна обосноваться не только у печи, но и в чулане, порогом. По разным поверьям, домовых-домовиков могла быть несколько. По одному на каждого члена семьи, причем с персональной ответственностью за подопечного.

Домовой - верный помощник в хозяйстве. Особенно он любит радивую, дружную семью. Тогда изо всех сил старается ей помочь. А нерадивым хозяевам он с удовольствием пособит еще более запустить дела, будет «портить скотину. Впрочем, изменить его отношение к дому нетрудно. Надо домовому жертву принести и за дело как следует взяться. Домовой и в торговом деле хозяину помочь может. Советы домового всегда ценили при покупке лошадей и коров. А не приживается новая купленная скотина при дворе, знать, не по душе она домовому.
Домовой часто старается предупредить семью о несчастье. Заплачет за печкой - к покойнику. Подергает женщину за волосы ночью - не грызись с мужем, хозяин не пили его, не спорь до хрипоты, а то распалится в гневе муж, еще побьет поленом. Загремит домовой посудой - будь внимателен с огнем, оплошаешь - быть пожар вспыхнет непотушенная головешка.

Бойся, неверная жена, домового! Покрутила подолом ночью домовой навалится страшной тяжестью на ноги, схватит за горло. А мужика похотливого он во тьме и отлупить может, синяков навешать. Бережет семейные основы. Ну а коль засмеялся домовой в ночи, песни мурлычет знать, радость скоро в доме будет, а то и свадебка.

Запечная проказница

А еще был в русском доме призрак - кикимора. Сведений о ней не очень конкретны. Считалось, что это одновременно полезное и вредное существо. Имя кикимора состоит и: двух частей. Первая часть слова - кика - может быть истолкована как головной славянский убор с рожками ил просто рогатость существа - очевидный признак нежити. Вторая часть слова - мора, означает, что эта нечисть в родстве со всякими Мороками, Марами, которые дуря человека или даже сулят ему смерть.
По поверьям, кикиморы водились в домах, в конюшне хлеву, в лесах и чащобах. Народная фантазия рисовал; кикимору в облике женщины небольшого роста в сарафане то с головным убором-шишигой, то простоволосой, рас трепанной, с маленькими рожками. Глаза у кикиморы навыкате, блестят. Кикимора живет в доме за печкой, обожает плесень, сырость, ее излюбленное место - угол избы куда сметают мусор. Она невидимка, дух.

Домашнюю кикимору считали подружкой домового лесную - лешего. Кикимора к людям двойственно относилась. Она симпатизировала трудолюбивым, работящим женщинам. Ночью могла перемыть им всю посуду, при сматривала за тестом, чтобы хорошо взошло, чтобы пироги получились пышными, вкусными. Убаюкивала детей, вот нерадивых девиц и баб кикимора просто терпеть не могла, вредила им исподволь. Могла ленивиц вообще из избы выжить.

Кикимора - большая проказница. Любила она баловаться обычно с пряжей, например, портила начатое женщиной на прялке рукоделье. Кикимора и сама любила прясть, но никто ее изделий не видывал. Нередко она бралась за уже начатое и оставленное женщиной рукоделие. Пряхи верили, коль кикимора над рубахой потрудилась, то ее и за неделю не кончишь. Сохранилась поговорка: «Спи, девушка, кикимора за тебя спрядет, а мать выткет». Это было грозное предупреждение хая ленивых прях. Если уж кикимора начала вредить хозяйке, - то тут есть одно верное средство. Надо идти в лес, найти горький корень папоротника, настоять его на воде. Потом перемыть этим настоем дочиста всю посуду. Кикимора очень любит папоротник и за такую усладу готова простить все. Проказам кикиморы приписывали куриные недуги, которые случались в неблагополучных хозяйствах. Если куры сами на себе перья выщипывают - ее вина. Случится вертун - куриная болезнь, от которой птицы на шестке вертятся, потом мертвыми вниз падают - тоже кикимора руку приложила. В таких случаях вешали в курятнике амулет - камень с дыркой, куриный бог называется. Вредила кикимора овцам и лошадям. То шерсть у овец выщиплет, то гривы скакунам перепутает, ночью их гоняет так, что под утро те едва дышат. Потешное существо кикимора, но грозное. Если кто ее увидит в доме, значит, беда на пороге, может близкий занемочь или помереть. Недаром этот дух сродни Маре - Морене - древней богини смерти. Самое верное средство от кикиморы - крест святой и молитва.

Духи двора и таинство бани

Домовой-дворовой всем похож на своего старшего «брата» из избы, только шерсть на нем растет гуще. Дворовик более злобен. Страсть как любит скотину мучить. Все - нелады с домашними животными, лошадями, коровами, овцами и курами объясняли проказами дворовика. Дружен он был только с козлами да собаками.

Чтобы охранить животных от его проказ, вешали в хлеву убитую сороку. Этих птиц дворовик не любит. В угоду дворовику старались не держать белых кошек, белых собак, белых лошадей. Новорожденных телят и ягнят уносили из хлева в дом, потому что дворовик мог их задушить, А так в доме молодняку спокойней. Ты только не спи, хозяин, заботься о скотине. Старались селяне дворовика задобрить. Он до подарков охочь. Любил лоскутки разноцветные, мишуру блестящую, хлеба краюху. Все эти подношения несли в хлев и читали заклятие: «Хозяин домовой, соседушко-доброхотушко, я тебя дарю-благодарю: скотину прими, напои, накорми». Вешали в хлеву «ведьмину метлу» - сосновую или еловую ветвь с густой хвоей.
У домового еще и другие помощники были - коловерши. Они походили на кошек. Коловерши - по ночам для своего хозяина из других домов таскали деньги и всякие припасы.

На дворе овин, где сушилась солома, его охранял особый дух - овинник. Часто его представляли в образе черного кота. Именно он был главным брандмайором в хозяйстве. Следил, чтобы пересушенная солома в хлеву не вспыхнула. Впрочем, пожар в овине часто приписывали проказам чужого овинника, который намеренно поджег хозяйскую постройку. Если видели, что вблизи овина дерутся два кота - считали, что это свой овинник лупит негодника. По легендам, овинники дрались даже головешками. Однако самым таинственным строением во дворе была баня.

Бани на Руси топились по-черному. За баней слыла дурная слава. Селяне, идя в баню, снимали нательные кресты. Духов, обитавших в бане, боялись, считали, что лучше с ними дружить и не раздражать христианской символикой. Главным духом бани был банник. Банник мокрого пара не выносил, сердито покидал свои владения, когда там парились. Но на остывших камнях или в банной печи он мог жить долго. Самая страшная его проказа - «тарный газ. По древним поверьям, в бане обитали души умерших предков - навьи. Навьи по-разному относились к селянину, могли помочь ему, а могли и уморить. Баннику обязательно приносили в жертву черную курицу.

Даже захожие одинокие странники опасались ночевать в банях. Банник мог удушить. После парной оставляли в ней веник, кусочек мыла и воды в кадушке. Ночью слышали, как в бане начиналась какая-то возня, плескание, гогот. Считали, что это банники вениками хлещутся, резвятся. С баней были связаны самые серьезные гадания. Кто обнаженную спину старался просунуть в баню, кто, задрав платье, - ягодицы. Банник давал знак, шлепая по телу холодной или теплой мохнатой лапой. Холодная рука была к несчастью, а теплая - к удаче.

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра поздного осенние набеги;
Да в пору благотворны снеги
Покроют влажный тук полей!
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад, и берег сонных вод,
И сей укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
Люби зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
Прохладу лип и кленов шумный кров -
Они знакомы вдохновенью.

Издавна на Руси — Домовой это добрый Дух, хранитель домашнего очага, доброе существо, основное предназначение которого — хранить домашний очаг. Смотреть за хозяйством, за порядком. Иногда его называют Хозяин, Дедушко, Соседушко, Лизун, Шишок (Шишок означает, что он небольшого роста), иногда Степан Кузьмич или просто Кузьмич, Нафаня (от славянского слова Нафь — Мир, который граничит с Явью), Егорыч, Доброхоз.

Домовой очень не любит, когда его называют Чертом. Раньше писали «Чортъ» — живущий «за чертой» человеческого восприятия, а что за чертой — это все плохое и негативное. Церковь не признает Домового, как и все дохристианское, считая его бесом.

Домовых всегда изображали в виде старцев, умудренных опытом. В основном это были скульптурные изображения — очень распространенное скульптурное изображение домового, сидящего на сундуке с хозяйским добром и бдительно охраняющего его. Поэтому уходя из дому всегда приговаривали:

Эй, Дедушко, ты не засни, по-своему распорядися с вором, ходи вокруг двора дозором и все, как следует, храни.

Скульптурки делались из глины, а чаще всего вырезались из дереваи иногда были настоящим произведением искусства.

Для того чтобы подружиться с Домовым принято было задабривать его — брали блюдце, ставили на обеденный стол, откладывали часть еды со своей тарелки и произносили вслух:

Домовой-Домовой, потрапезничай со мной.

Считалось, что если домовой захочет помочь, то обязательно будет сопутствовать успех и если что-то не ладилось приговаривали:

Домовой-Домовой, помоги в деяниях наша, будут тебе щи да каша

Домовой-Домовой, помоги в делах моих.

Еще задабривали Домового сливками, сметаной, но чаще всего молоком. Считалось, что домовой не пьет молоко, а он его лижет, как кошка, слизывает с поверхности капельки жира с молока, поэтому домового иногда называли Лизун. Впрочем иногда Лизуном его называли и по другой причине: он очень любит детей и когда с ними играет, он их не целует, а лижет, как котенок. Если ребенок плачет — подойдет, слижет его слезы и ребенок успокаивается.

Хранитель домашнего очага - Домовой.

Цель занятия : дать представление о хранителе очага у славян, об оберегах, ознакомить со значениями символов оберегов. Выполнить основные детали домового. Ознакомить учащихся с последовательность изготовления домового.

Задачи:

Образовательные:

Ознакомить с оберегами, со значениями символов оберегов;

Ознакомить с верованиями славян, связанных с жилищем.

Развивающие:

Развивать способность применять полученные знания в творческой деятельности;

Развивать эстетический вкус и творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской культуре.

Творческое отношение к труду;

Стремление доводить свою работу до конца.

Кто же такой домовой?

По древним славянским поверьям домовой – это наш далекий предок, которого приглашают в свое жилище для защиты от злых сущностей. Домовые - единственные представители нечистой силы, которые не боятся Святого образа. Поэтому они спокойно могут жить в домах верующих.
Многие не верят в существование домовых, хотя известно множество случаев, когда люди встречали их, некоторые даже с ними общались. Чаще всего домового видели в образе старца небольшого роста с длинными седыми волосами и бородой. Когда домовой хочет что-то сказать, он делает это шепотом.



Чем же занимается Домовой
?

Домовой наводит порядок в доме и в семейных отношениях.

Он следит за чистотой жилья.

Когда в доме все в порядке, чисто и аккуратно, домовой чувствует себя великолепно. Такого хозяина он любит и всячески ему помогает. В таком доме все будет работать, не будет биться посуда, и ломаться техника.

Домовой помогает найти пропавшие вещи. Для этого его нужно просто попросить об этом: «Хозяин-батюшка, помоги, подскажи, где лежит то-то и то-то… » Также он следит за маленькими детьми и предотвращает разные беды. Домовой никогда не допустит пожара, несчастного случая, кражи, при условии, конечно, что ему нравится хозяин

Домовой может разбудить хозяина утром, если у того важные дела. Может напомнить о забытых делах…

Домовые помогают по хозяйству, сохраняют имущество, часто пересчитывают его, любят домашний скот, особенно лошадей.

Еще домовой может предостеречь вас от какой-нибудь опасности. Чаще всего это проявляется в том, что когда вы спите, то можете почувствовать, как вас кто-то или что-то слегка душит, в этом случае просто спросите: «К добру или к злу?». И домовой вам ответит. Домовенок любит подбрасывать подарки, иногда это бывает в виде небольшой денежки.
Если вы заметили, что ваша кошка бегает по квартире, словно от кого-то убегает, это просто домовенок шалит, катаясь на спинке вашего любимца.

Чего не любит Домовой?

Домового раздражает табачный дым, домовой не любит скандалов в семейных отношениях, бесконечного беспорядка, шума. Нельзя свистеть в доме, так как домовой не переносит свиста, он может покинуть дом, причем иногда сразу же.

Отсутствие домового чувствуется:

Нарушается сон, нет покоя в душе, ломаются и портятся вещи, не приживаются животные, со временем наступает тоска и пропадает желание жить

Переезжая в новый дом или квартиру, не забудьте взять с собой своего домового.

Покидая старую квартиру, на пороге произнесите: «Хозяин мой, пойдем со мной» или ночью хозяин должен пригласить его, поставив ему угощение – ломоть хлеба с солью и чашку молока. Говорят: «Батюшка, хозяин мой, добрый мой домовой. Дам я тебе хоромы новые, палаты светлые. Идем со мной, без тебя счастья не будет». Полезай в мешок.

Материальным воплощением домового становится уголек или шило, которое следует положить в мешок. Без приглашения домовой с вами не пойдет. И останется одиноким и покинутым. А со своим домовым благополучие на новом месте вам обеспечено.

Порой он невзлюбит людей, проживающих в этом доме. В этом случае на кухне, в укромном уголке на закате солнца нужно оставить блюдце с молоком и хлебобулочным изделием и искренне попросить у домового прощения. .

Если вашу семью стали преследовать неприятности, жизненные неурядицы, в доме участились ссоры и скандалы, необходимо установить контакт с вашим домовым, проведя следующий ритуал:

На выбранное вами место для домового кладется хлеб с солью и ставится чашка с молоком со словами: «Соседушко-домоседушко, раб к тебе идет, низко голову несет; не томи его напрасно, а заведи с ним приятство, заведи с ним дружбу, да сослужи легкую службу. Вот тебе и место тепленькое и угощение маленькое». Через сутки уберите угощение.

Иногда в доме пропадают ложечки, ножи, наручные часы и т. п. Если вы не можете найти пропавшую вещь, то станьте в угол комнаты и обратитесь к домовому: «Домовой, домовой, поиграй и отдай».

Если маленький ребенок плохо спит по ночам и капризничает, перед тем, как уложить ребенка спать, поставьте для домового угощение и обратитесь к нему с просьбой: «Домовой, домовой! Успокой мое дитя! » На семейные праздники не забывайте домовому ставить рюмку вина (водку не предлагать) и что-нибудь вкусненькое. При этом говорите: «Хозяин-батюшка, сударь домовой, меня полюби да пожалуй, мое угощенье прими». С рюмкой домового все чокаются. Не забывайте здороваться и прощаться с домовым, называя его уважительно «Хозяин».

Как пригласить Домового, если его не было?

Если же Вы, купив дом в новостройке, переехали туда от родителей (или в других случаях, когда нет возможности забрать домового с собой, привлечь домового можно следующим способом:

На новолуние, когда станете ужинать, поставьте два блюдечка с угощением - в одно налейте немного молока и определите его под печкой или у духовки плиты со словами: «Откушай, отпей, дедушка, сколь хочешь, да и живи у меня». Во второе блюдце понемножку положите того, что у Вас есть на столе. Когда станете ставить нужно произнести: «Закуси-откушай, дедушка, сколь хочешь, да и живи у меня». Если говорить будете искренне, то домовой непременно явиться и изгонит всевозможную нечисть и останется.
у вас.

Домовой и его именины.
О защите дома полагалось помнить постоянно, но устанавливались и специальные дни, в которые нужно было призывать ее с особой силой. Так возникали праздники в честь духов-хранителей. У наших предков один из таких праздников приходился на день 10 февраля –
раньше праздничная дата называлась Кудесами, т.е. чудесами.

Чудеса как раз и были связаны с домовым, который 10 февраля считался именинником. В качестве такового он мог разгуляться – расшалиться и, чтобы не разошелся «через край», его полагалось унимать, пожурить: «Такой взрослый дедушка и проказничаешь. Ай-яй-яй! ». Обряд унимания заключался, прежде всего, в угощении. В разных местах имелись свои особенности подношения кушаний для домашнего духа.

Где-то ставили на печь или за нее кашу в горшке, да не просто так, а обкладывая угольками, чтоб не остыла до полуночи, когда «суседушка» придет ужинать; где-то – наливали молока в миску. Кое-где за ужином ставили прибор «для хозяина» и накладывали в предназначавшуюся для него посудину всех кушаний, что подавались к столу. А если баньку топили, то уходя из нее, оставляли ведро и веник – чтоб «батюшка» тоже мог попариться ради праздничка..

В купеческом сословии и в среде зажиточных крестьян было принято класть под печку серебряную монету во исполнение поверья: коли примет «дедушка» подношенье – быть достатку в доме целый год. Кто был победнее в надежде разбогатеть оставляли там же медную денежку.

В знак почитания домового 10 февраля полагалось разговаривать тихо да ласково, обходиться без споров и упреков: мол, увидит он, что в семье лад, обрадуется и будет помогать хозяевам (а ссоры да дрязги домашние «хозяин», по поверью, терпеть не может).

Полынным веником избу подметали, чтобы «дедушка» в именинный день мог отдохнуть, а не сражаться с той нечистью, что не дай Бог, забредет в дом. Одним словом, как у нас – праздничный день должен быть выходным.

А в вечернюю пору, выказывая почет да уважение, принято было вспоминать байки да сказки о житье-бытье «суседушки». Коли все положенное исполнено как надо, можно было обратиться к домовому с просьбами и пожеланиями:

– Хозяин-батюшка, побереги скотинку.
– Хозяинушка-батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води.
– Домовишко-дедушка, всех пой, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко.
– Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!
– Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги да наш дом береги!
– Дядюшка-домовой, хозяин-батюшка! Тебе хлеб-соль, а нам в дому счастье, здоровье, лад и любовь!

Что такое домовушка, или Как задобрить домового всерьёз и надолго?

Домовой незлопамятен и страшно любит подарки. Вкус у него непритязательный: молоко в блюдце на полу; горбушка хлеба, оставленная на столе после хозяйской трапезы; каша или мед в специальной посуде, оставленные на кухне, чтобы домовой ровно в полночь вышел и поужинал. И происходит чудо: пакостник становится смирен и услужлив, бережет добро ваше, помогает в быту, и в доме воцаряется мир и покой.

Все бы хорошо, но молоко прокисает и отравляет вам жизнь своим запахом.. Долго ломали голову наши далекие предки – чем задобрить домового? И придумали домовушку. Домовушка – это предмет для украшения быта и дома, предназначенный в подарок домовому.

Вешать домовушку лучше в кухне, поближе к плите, а если в доме есть камин, то над ним, поскольку домовые любят тепло открытого огня и обитают чаще всего неподалеку. Это мистическое украшение поможет вам завоевать доверие и любовь домового, приобрести в его лице заботливого друга и храброго защитника. А если домовой кого полюбит, то будет служить верно и преданно, оберегая уют и комфорт вашего дома, покой и достаток вашей семьи.

Для того, чтобы задобрить Домового вы сейчас будете делать домовушки.

Ее лучше сделать самим, чем покупать в сувенирной лавке или на рынке: это же ваш домовой, и лучший подарок ему – своими руками сделанный. Для изготовления подходят любые природные материалы: кожа, лыко, крупа, соленое тесто, сушеные ягоды, грибы, цветы, которые нужно прикрепить к предмету-основе – миниатюрному венику, лаптю, домашнему тапку.

Первое, что надо определить – это предмет, на который можно прикрепить мелкие украшения во всем их многообразии. Это может быть:

Веник, перевернутый вверх, как оберег от нечистой силы;
- декоративный лапоть или тапок как обозначение места, где живет домовой;
- венок или декоративная коса как символ бесконечности и непрерывности вашего рода;
- хлебная лопатка или расписная ложка как олицетворение достатка в доме и хлебосольности хозяев.

Если вы не нашли ничего подходящего, можно сшить мешочек из грубой ткани, к примеру, льна или мешковины, набить его ватой или крупой и перевязать красивой лентой.

Украшать полученную основу можно чем угодно, призовите на помощь фантазию и вили нитками, соберите свое шумное семейство вокруг стола и действуйте. Очень красиво в таких композициях смотрятся любые засушенные растения, особенно высохшие колосья злаковых. Для украшения подходит любая домашняя выпечка из соленого теста, маленькие рогалики или сушки – ваш домовой будет всегда сыт и добр к вам.

Семечки подсолнуха и кукуруза символизируют энергию солнца и здоровье, плоды рябины – женскую красоту, фасоль – физическую силу, рисовые зерна – мир в доме, хвойные шишки – символ достижения цели, лён – оберег от порчи и сглаза, чеснок отгоняет нечистую силу. Можно использовать ароматные растения: мяту, можжевельник, лаванду.

Проводится конкурс на лучшую поделку.


Домовой - это добрый Дух, хранитель домашнего очага. Т.е. Домовой - это доброе существо, который хранит домашний очаг. Смотрит за хозяйством, за порядком. У нас же есть еще одно существо - хранитель домашнего очага - это супруга, а Домовой ей помогает. В старые времена Домового воспринимали, как одного из Предков, основателя данного Рода или дома, который уже в следующем мире все свои дела сделал и решил помочь своим потомкам т.е. он возвращается и начинает помогать по дому, по хозяйству присмотреть.

Поэтому Домовых изображали в виде старцев, умудренных опытом. В основном это были скульптурные изображения. Вот например, скульптурное изображение домового, сидящего на сундуке с добром, охраняющего его, но добрый такой дед. Либо другие образы, даже дед с бабкой. Скульптурки делались из глины, из дерева вырезались. Очень часто у Домового в руках чаша, в которую требовалось. …Размером кумир Домового мог быть и в пядь, мог быть и в стопу, вплоть до аршина т.е. это максимальный размер, который я видел - аршинник, т.е. они были в аршин высотой.

Поэтому Домовых еще и называли по-разному: где-то просто Дедушко, а раз он хранитель домашнего очага, иногда его называли простоХозяин - Хозяюшко. Кто-то называл Соседушко, потому что он жил по соседству с людьми в данном жилище.

Перед Домовым ставилась чаша для треб, куда наливали сливки, сметана, молоко. Считалось, что домовой не пьет молоко, а он его лижет, как кошка, слизывает с поверхности капельки жира с молока, поэтому домового иногда называли Лизун. Но и так же еще и от того, что Домовой очень любит детей и когда с ними играет, он их не целует, а лижет, как котенок. Если ребенок плачет, Домовой подойдет и слезы его слижет, и ребенок перестает плакать.

Так же Домового называют Шишок. Шишок означает, что он небольшого роста. Моя бабушка называла Домового Егор Кузьмич. Или просто Кузьмич. Домовой любит поиграть. Есть такое выражении: ««Что старый, что малый»». Так и Домовой любит побаловаться, пошалить, поэтому про него говорят: «Подъегорил, подкузьмил». Так же Домового, помните из мультика? Называли Нафаня.
Это от славянского слова Нафь т.е. Мир, который граничит с Явью.

Вот эти формы и образы легли, как прототипы к сценарию мультфильма про домов¸нка Кузю. Кузя - это значит, что еще маленький, еше не Кузьмич, а пока еще Кузенька. А наставник у него более старый Домовой - Нафаня.

Так же его называли Егорыч, Доброхот. Домовой очень не любит, когда его называли ч¸ртом т.е. тем, что находится за чертой восприятия. Как правило, почему-то считалось, что вс¸, что за чертой - это вс¸ плохое и негативное. Поэтому Домовой не любил, когда его так называли.

Когда человек что-то не может найти в доме, он говорит: «Черт, черт, поиграли и отдай». А потом бегает по экстрасенсам: ««Успокойте, у меня в доме полтергейст»». А полтергейст - это как бы буйный шумный Дух.
Христианские попы очень не любят Домовых. У них даже мания - ходить крестить квартиры, очищать от Домовых. И они людей запугивают, говоря, что Домовые - это бесы. Люди пугаются, им предлагают креститься, защищаться от Домового т.е. предлагают отказаться от их помощи, поддержки и пр.