Философия анаксагора все во всем. Движущая сила возникновения мира. Учение Анаксагора. Жизнь и учение

С середины V в. до н.э. центром философской мысли Древней Греции становятся Афины. Период расцвета классической Греции начинается с 479 г. до н.э., с победы греков при Саламине, и продолжается до 431 г. до н.э. - до начала печально известной для Эллады, и особенно для Афин, Пелопонесской войны между Спартой и Афинами (431-404 до н.э.).

Часть II. История философии

Этот пятидесятилетний период отмечен высочайшим внутренним расцветом Древней Греции, а вершиной его стало правление стратега афинской демократии Перикла. При нем рабовладельческая демократия достигла своего расцвета. Укрепляя политическое и экономическое могущество Афинского государства, Перикл прикладывал максимум усилий для превращения Афин в «центр просвещения Эллады». В своем доме он собирал выдающихся философов, ученых, художников, архитекторов, скульпторов. Среди них софист Протагор (481-411 до н.э.); историк Геродот (ок. 485-425 до н.э.); трагики Софокл (ок. 496-406 до н.э.), Еврипид (ок. 480- 406 до н.э.); скульптор Фидий (490-432 до н.э.) и др. В эту интеллектуальную среду входил и философ Анаксагор. Именно с него и начинается философия в Афинах.

Анаксагор

Анаксагор (ок. 500-428 до н.э.), уроженец ионийского города Кла- зомен, был первым известным афинским философом. Ученик Анаксимена. Был приглашен в Афины Периклом. Накануне Пелопонесской войны его судили и приговорили к смерти по обвинению в богохульстве (утверждал что Солнце представляет собой раскаленную массу). Красноречие Перикла спасло Анаксагора, но философу пришлось покинуть Афины и вернуться в Ио-

нию. В Малой Азии несколько лет спустя он умер в Лампса- ке. Среди его учеников Перикл, Фукидид, трагик Еврипид, Метродор из Лампсака, Архелай и др. Идеи и мысли Анаксагора оказали влияние на формирование взглядов Демокрита и Сократа. Анаксагор - автор прозаического сочинения «О природе ». До нашего времени дошли лишь отдельные фрагменты этого труда.

В своем натурфилософском учении Анаксагор продолжает традиции ионийских философов, развивая идеи, сформулированные мыслителями Элейской школы. Он так же, как и Эмпедокл, согласен с идеей элеатов о невозможности существования небытия, ибо «ничто не возникает из небытия» 1 . Идея о том, что субстанция не уничтожается и не создается и что не может быть возникновения из ничего, приводит Анаксагора к мысли о невозможности существо-

Антология мировой философии. Т. 1. С. 308.

вания не только небытия, но и возникновения и гибели как реальных событий.

Никакая вещь не возникает и не гибнет, ибо все есть следствие процессов соединения и разделения.

[Слова] возникновение и гибель неправильно употребляют эллины. Ибо [на самом деле] ни одна вещь не возникает и не уничтожается, но [каждая] составляется из смешения существующих вещей или выделяется из них. Таким образом, правильно было бы говорить вместо «возникать» - «смешиваться» и вместо «погибать» - «разделяться» 1 .

«Все - во всем». Согласно Анаксагору, начала вещей составляют не телесные стихии (земля, вода, воздух, огонь), а мельчайшие бесчисленные, качественно определенные частицы, которые сам он называл «семенами всех вещей», Аристотель же - «гомеомериями» («подобночастными»). Различные сочетания этих частиц обусловливают многообразие всех вещей, ибо «во всех соединениях [заключается] много различных [веществ,] и [находятся] семена всех вещей, имеющие разнообразные формы, цвета, вкусы и запахи» . Качества не возникают, вечны и неизменны.

Вопрос о превращении одних вещей в качественно иные вещи - центральный вопрос натурфилософских воззрений Анаксагора. К решению этого вопроса он подходит следующим образом. Приняв положение элеатов о том, что «ничто не возникает из небытия», Анаксагор обосновывает свой основной принцип: «Все - во всем » или «Во всем есть часть всего» ъ.

Это означает, что в любой точке пространства содержатся го- меомерии всех видов, ибо «все заключается во всем по той причине, что и в большом, и в малом [находится] бесконечность и нельзя получить ни наименьшего, ни наибольшего. <...> Любая из частиц есть смесь» . В каждой вещи содержатся семена всех вещей, а ее качественная определенность определяется свойствами тех гомео- мерий, которые в не преобладают. Поэтому любое качественное изменение вещи предполагает смену доминирующих в ней качественных составляющих - гомеомерий. Так Анаксагор решает вопрос превращения одних вещей в качественно иные вещи.

Принцип «все - во всем» действует и вглубь. Анаксагор выдвигает тезис о неисчерпаемости гомеомерий.

В отличие от Эмпедокла, сводившего все многообразие окружающих вещей к четырем неразложимым телесным стихиям (элементам), Анаксагор исходит из бесконечности делимости вещей и составляющих их частиц. Вещи, по его мнению, делимы до бесконечности, и мельчайшие частицы в этом отношении подобны целой вещи. В каждой вещи есть частица каждой другой, ибо каждая го- меомерия, подобно целому, заключает в себе все существующее, и (сущее) не просто бесконечно, но бесконечно бесконечно.

Решение вопроса о неисчерпаемости гомеомерий наиболее удивительное и важное место в учении Анаксагора. Утверждая положение о том, что не только Вселенная как «целокупная смесь» бесконечна по величине, но и «каждая гомеомерия, подобно Вселенной, содержит в себе все вещи, и даже не просто бесконечные [по числу], но и бесконечное число раз бесконечные» 1 , Анаксагор высказывает гениальную догадку о строении Вселенной как бесконечного ряда вложенных друг в друга миров. По его мнению, каждая частица, как бы она мала ни была, содержит все свойства Вселенной. Внутри каждой гомеомерии «есть населенные города, и возделанные поля, как и у нас, и солнце у них есть, и луна, и все прочее, как у нас...» .

Идея о вложенных мирах была подхвачена в XVII в. Г. Лейбницем, в XVIII в. - французскими материалистами и другими выдающимися мыслителями. В XX в. эта идея получила математическое обоснование в исчислениях А.А. Фридмана и уравнениях А. Эйнштейна. Решения Фридмана (1888-1925) описывают многосвязную Вселенную, состоящую из множества трехмерных миров, живущих в своем собственном ритме времени. По отношению ко всем остальным каждый из этих миров является «абсолютным ничто», точкой, лишенной размеров, массы и всех других мыслимых физических свойств. С одной стороны, бесконечность, с другой - нуль! Жители каждого такого мира не будут даже и подозревать и его замкнутости, ровно, как и о том, что кроме этого, кажущегося им бесконечным мира есть еще множество других похожих миров.

Как не вспомнить знаменитое изречение о том, что «в многообразных формах греческой философии имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрения» .

Натурфилософия Анаксагора представляет существенный шаг вперед по сравнению с представлениями ионийских мыслителей. Телесная субстанция в виде воды, воздуха, огня уступает место дифференцированной материальной субстанции.

«Начало Вселенной - ум и материя». Первоначальное состояние мира, согласно взглядам Анаксагора, представлялось следующим образом. «Все вещи были вместе, бесконечные и по множеству, и по малости», т.е. в начальной стадии гомеомерии представляли целостную массу, где было так все едино, что ничто не выделялось. Первичное вещество само по себе - это инертная масса. Поэтому необходима действующая причина, которая привела бы в движение это инертное первичное вещество. И Анаксагор находит такую действующую причину в «Нусе», т.е. в уме - творце Вселенной. Для Анаксагора «начало Вселенной - ум и материя; ум - [начало] производящее, материя - [начало] страдательное» 1 .

В начальном состоянии мира, как уже указывалось выше, все вещи были смешаны и только Нус (Мировой ум) был не смешан ни с одной вещью, ибо он един, бесконечен, самодержавен и существует сам по себе. Мировой ум выполняет две задачи: он движет миром, и он познает мир. «Он - тончайшая и чистейшая из всех вещей, он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу» .

Реализуя свою «величайшую силу», Мировой ум приводит первоначальное и инертное вещество в круговое движение.

Тяжелые тела, как земля, [при возникновении мира] заняли нижнее место, легкие, как-то огонь, - верхнее, а вода и воздух - среднее. Так на плоской Земле возникло море, после того как Солнце выпарило влагу. Звезды первоначально двигались куполообразно, так что постоянно видимый полюс находился в зените, но впоследствии [их орбиты] наклонились. Млечный путь - отражение света звезд, не освещаемых Солнцем, кометы - скопление планет, испускающих языки пламени, мелькающие [= «падающие»] звезды - как бы искры, выбрасываемые из эфира... [Солнце - раскаленная глыба, по величине больше Пелопоннеса]... Ветры возникают от того, что воздух разжижается [и течет] под воздействием Солнца. Гром столкновение облаков, молнии - сильное трение облаков, землетрясение - опускание воздуха в недра Земли. Животные рождаются из влажного, горячего и землистого [начал], а затем друг от друга...

В отличие от Анаксимена и Эмпедокла, учивших о происхождении живого из неживого, Анаксагор считал, что семена живых существ попадают на землю вместе с влагой. Тем самым можно считать Анаксагора основоположником панспермии , гипотезы о появлении жизни на Земле в результате переноса с других планет неких «зародышей жизни».

Растениям и животным наравне с человеком присущ разум, которым наделены не только высшие, но и низшие организмы. По свидетельству некоторых доксографов (авторов сочинений, содержащих высказывания различных древнегреческих философов), Анаксагор отождествлял душу и разум. Душа, согласно его взглядам, «воздушна».

История философии. Античная и средневековая философия Татаркевич Владислав

Анаксагор

Анаксагор

Современник Эмпедокла. Философские теории обоих мыслителей основывались на одних и тех же принципах.

Жизнь. Анаксагор родился около 500 г., умер, повидимому, в 428–427 гг. до н. э., был первым философом, который осел в Афинах. Он не был афинянином, по рождению происходил из Клазомен в Ионии. Уже взрослым он переехал в Афины, где в ту пору начинался золотой век философии, и, собственно, с этого момента и на много веков вперед Афины становятся столицей философии.

Анаксагор создал теорию, созвучную той, которую почти одновременно провозгласил Эмпедокл. Однако Анаксагор, в отличие от Эмпедокла, представлял собой совершенно иной тип человека: он был более трезвым и простым, без поэтического и политического флера, не пытался играть роль пророка. Анаксагор хотел быть только исследователем. Он по собственной воле жил достаточно убого, поскольку не ценил других благ, кроме разума.

В Афинах он дружил с наиболее известными деятелями Греции: с Периклом, Еврипидом, выдающимся трагиком, прославлявшим свободу духа и равенство, с Фидием - великим скульптором. Анаксагор оказал глубокое влияние на Перикла и опосредованно - на судьбу Греции. Их дружба и совместная деятельность с Периклом продолжалась в течение тридцати лет и завершилась трагически. В преддверии пелопоннесских войн враги Перикла, желая ему досадить, нанесли удар по его друзьям. Анаксагор, которого в этот период не было в Афинах, заочно был осужден и приговорен к смерти за свои астрономически-религиозные взгляды. Это было не единственное осуждение философа в Греции, которое имело политическую подкладку. Умер Анаксагор в Лампсаке.

Предшественники. Философия Анаксагора имела тех же предшественников, что и философия Эмпедокла: с одной стороны - ионийских натурфилософов, и особенно Гераклита, с другой - элеатов. Из элеатов на него оказал влияние не только Парменид, но и Зенон, под воздействием которого он принял бесконечную делимость материи.

Взгляды. 1. Теория материи. Тезис Парменвда - «то, что есть, не может перестать быть» - был для Анаксагора истиной, так же как и для Эмпедокла. И способ согласования этой позиции с фактом изменчивости вещей был тем же: элементы мира неизменны, но, соединяясь и разъединяясь друг с другом, они создают различные системы. «На возникновение и гибель не надо обращать внимания, поскольку ничто не возникает и ничто не пропадает, но существует лишь смешивание и разделение вещей, которые есть. Лучше было бы называть возникновение перемешиванием, а уничтожение - разделением».

В то же время, в понимании неизменных элементов Анаксагор отходит от Эмпедокла. Он считает, что ни одно качество не может возникнуть из комбинации иных качеств. «Как же, - говорил он, - может возникнуть волос из того, что не является волосом, а мясо - из того, что не является мясом?» Он провозглашал неизменность не только определенных начал, но и любых качеств. По Эмпедоклу, реальность имела четыре неизменных элемента, а согласно Анаксагору, она имела их столько, сколько существует отдельных качеств. Эти неисчислимые элементы Анаксагор называл «зародышами» или «вещами», которые Аристотель назовет позднее «гомеомериями» (т. е. телами, состоящими из однородных частей).

Теория природы Анаксагора была насквозь качественной. Все то, что существует, состоит из разнообразных «зародышей». Если, съедая хлеб, мы поддерживаем свой организм, то это означает, что мы поддерживаем свои мускулы, кровь, мясо, кости, следовательно, в хлебе должны быть мускулы, кровь, кости и мясо; хлеб делают из злаковых растений, следовательно, все эти элементы должны быть в растении, растения потребляются стихиями, землей, водой, солнцем, ветром, значит, все эти элементы должны содержаться в стихиях. Следовательно, стихии, которые Эмпедокл считал простыми, так же сложны, как и все другие вещи. Все в таком случае сложно: «в каждой вещи есть часть любой другой», «во всем есть часть всего», «все вещи одинаковы». Сложны также и наименьшие части материи: в наименьшем «находятся разнообразные тела и зародыши любых вещей вместе с любого рода формами, цветами и запахами». И не существует границы делимости. «Среди того, что мало, нет наименьшего, но только всегда малое». Этот взгляд Анаксагора, инфинитный, касающийся бесконечности в природе, был подготовлен учением Зенона о бесконечной делимости; но Анаксагор признавал также бесконечность и в сфере качества и поэтому создал достаточно простой образ материи, который был прообразом системы Лейбница, появившейся на две тысячи лет позже, где каждая часть мира отражает весь мир.

Если же в каждой вещи всегда содержатся все элементы мира, то как мы можем отличить одну вещь от другой и по какому закону называем их различными именами (названиями)? Еще в античности Анаксагора обвиняли в том, что в соответствии с его теорией камень, ударившийся о камень, должен сочиться кровью, а сломанное растение- выделять молоко. Но Анаксагор понимал это следующим образом: в каждой вещи есть все элементы, но не везде в одинаковой пропорции. Мы же постигаем только те элементы, которые в вещи преобладают; в соответствии с ними мы эту вещь и называем; другие элементы также заключены в вещах, но их нельзя заметить, так же как мы не слышим тихого голоса среди криков толпы и не видим капли вина в бочке воды. За бесконечной разнородностью и делимостью элементов наши чувства уследить не могут, поскольку есть граница восприятия, за пределы которой они не проникают. В соответствии со своей картиной мира Анаксагор пришел к теории того явления, которое в психологии новейшего времени было названо «порогом сознания».

Наши чувства в любом случае достаточно слабы, но, несмотря на это, они верны; чувственно воспринимаемые качества, как сейчас говорят, носят объективный характер; мир таков, каким мы его воспринимаем. Философия Анаксагора, хотя и выросла из суждений элеатов, однако сохранила уважение к чувственному знанию.

2 Теория духа. Анаксагор, подобно Эмпедоклу, отделил силу от материи. Здесь сказалось влияние Парменида: материя по своей природе неподвижна, а движение она может получить только извне. Откуда она его получила? Анаксагор представил это себе следующим образом: какой-то импульс вызвал вихрь в материи. Этот вихрь, расширяясь механически, вовлек в движение всю материю. Но откуда исходит первый импульс? На это Анаксагор дал также свой ответ: это сделал дух (нус). Анаксагор отбросил мысль о том, что начало событий могло бы быть делом случая или непонятой необходимости; против этого свидетельствовали гармония, существующая в природе, и разумное строение природы. Разумный импульс могла дать не механическая, а лишь духовная сила. Этот взгляд заставил Анаксагора допустить, что движение мира есть дело Духа.

На разумность природы, на ее подобие тому, что нам известно собственно о духе, греки обращали внимание издавна, и об этом говорил еще Гераклит. Но Анаксагор в связи со своим новым подходом высказал мысль о том, что дух находится вне и над природой, и он должен быть вне ее, чтобы привести в движение природу. Эта концепция чегото, стоящего вне природы и в ней проявляющегося, была оригинальной у Анаксагора и была известна его современникам. Никто до него не создал понятия бытия, существующего вне природного мира; даже боги у греков были жителями Земли и частью природы.

Анаксагор всесторонне не разрабатывал концепцию духа, но характеризовал его постоянно, поскольку это было необходимо для объяснения движения и гармонии в природе. В каждом отдельном случае его понимание духа значительно отличалось от более поздних представлений. Он понимал дух материально, как материю, но только такую, которая наиболее тонка и не смешана с другими видами материи. Это соответствовало понятию души, которое было широко распространено среди греков в то время. Следовательно, в действительности он его понимал не как нечто особое; дух не должен быть чемто особенным для греков, поскольку - как до Анаксагора, так и после него - они верили, что существуют души животных, души небесных тел и даже душа мира. Анаксагор, который своим понятием духа привел в движение мир, связал духовные характеристики с особенностями безличных сил. Действие духа он ограничил приведением в движение мира, а когда мир пришел в движение, дух перестал действовать. И у Анаксагора нет, в связи с теорией духа, и речи ни о внеприродном действии, ни даже о целенаправленном формировании мира.

3. Теория восприятия. В целом, в философии Анаксагора, в противовес философии Эмпедокла, много внимания уделялось практическим вопросам. Высказывались интересные взгляды о частных вопросах естествознания, но были и ложные наблюдения и обобщения. В определенной связи с его общей теорией был и взгляд на природу восприятия. Вслед за Эмпедоклом, который был основоположником этой теории, все греческие философы занимались проблемой восприятия. Принцип, принятый Анаксагором, был, в конечном счете, противоположен тому, который принимал Эмпедокл: мы воспринимаем не то, что похоже на нас, но то, что нам противоположно. Анаксагор опирался на обобщение определенных наблюдений, ибо то, «что является таким же холодным и одинаково теплым, как мы, не греет нас и не охлаждает, когда до него дотрагиваешься». Дальнейшее обобщение этих наблюдений привело к разработке принципа относительности восприятия.

Кроме того, Анаксагор оперировал понятием «порога сознания», как это было выяснено выше. Это было следствием его системы. Он знал, что порог различен для различных видов животных и людей и различных органов; заметил зависимость восприятия от строения чувственных органов, которые он всетаки понимал наивно (животные, имеющие большие и чистые глаза, видят лучше и на большем расстоянии, чем те, которые имеют маленькие глаза, поскольку они видят меньшие предметы и на более близком расстоянии). Зная факт чувственной окрашенности восприятия, Анаксагор думал, что любые восприятия являются реакциями на противодействие, связанное с болью, которую мы ощущаем в любом случае, когда есть большая интенсивность восприятия: «блестящие цвета и сверхмерный звук вызывают боль, настолько сильную, что мы не можем ее выдержать достаточно длительное время».

Значение Анаксагора. Он ввел в философию, во-первых, теорию духа, который находится вне мира и приводит его в движение; во-вторых, теорию природы, которая была понята в своем качественном и инфинитном многообразии. Требует внимания и его теория восприятия.

В выразительном противостоянии Эмпедоклу Анаксагор занижал, как бы мы сегодня сказали, позицию метафизика, а не физика: его теория духа была смелым метафизическим предположением, не способным, однако, объяснять частные явления. То же можно сказать и о его теории материи, которая была смелой метафизической попыткой объяснения природы вещей, но не давала оснований для их научного исследования, а его вера в истинность чувств обессмертила попытки греков найти единство среди разнородных и изменчивых явлений.

Влияние Анаксагора и оппозиция против него. У Анаксагора были ученики, среди которых выделялся Архелай, у которого училось следующее поколение афинских философов - многие софисты и, как говорят, Сократ. Из теорий Анаксагора наибольшее влияние оказала теория духа, поскольку ее с различными модификациями восприняли Платон и Аристотель, и благодаря им она получила впоследствии широкое распространение. Платон и Аристотель были восхищены тем, что Анаксагор для объяснения мира привлекал духовные силы, но обвиняли его в том, что он не смог воплотить свои идеи, поскольку не пришел к финалистическому объяснению мира, а остановился на механистическом его понимании. Существенно, что Анаксагор не создал ни теологического образа реальности, ни монотеистической теологии, однако своим пониманием внеземного духа подготовил трактовки более поздних телеологов и теологов. Его теория материи, в конечном счете, не встретила сочувственного отклика. Демокрит ей противопоставил противоположную количественную и финитистскую теорию. Собственно инфинитизм Анаксагора не получил в Греции большого признания. Аналогичные концепции появились лишь в философии Нового времени.

Из книги История западной философии автора Рассел Бертран

Глава VIII. АНАКСАГОР Философ Анаксагор, хотя его и нельзя поставить рядом с Пифагором, Гераклитом или Парменидом, тем не менее являлся значительной исторической фигурой. Он был ионийцем и явился продолжателем научной рационалистической традиции Ионии. Он был первым, кто

Из книги Курс истории древней философии автора Трубецкой Николай Сергеевич

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

ЭМПЕДОКЛ И АНАКСАГОР Философские школы и течения, о которых мы до сих пор говорили, образуют, собственно, «первый этап» развития греческой античной философии, завершающийся творчеством двух выдающихся мыслителей - Анаксагора и Эмпедокла. Их творчество (вместе с

Из книги История философии автора Скирбекк Гуннар

Примирители: Эмпедокл и Анаксагор Какие проблемы унаследовали философы, жившие после Гераклита и Парменида? Третье поколение греческих философов получило в наследство от них два противоположных утверждения: «все находится в состоянии непрерывного изменения» и

Из книги Античная философия автора Асмус Валентин Фердинандович

4. Анаксагор Приступая к рассмотрению философской и научной деятельности Анаксагора, мы впервые оказываемся на почве Греции в собственном смысле слова. До сих пор мы последовательно рассматривали философские и научные учения, возникшие либо на крайнем востоке

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН (ок. 500–428 до н. э.) Древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школ. Был обвинен в безбожии и изгнан (431). Автор учения о неразрушимых элементах - «семенах» вещей (гомеомерий). Движущий принцип мирового порядка

Из книги История философии. Античная и средневековая философия автора Татаркевич Владислав

Анаксагор Современник Эмпедокла. Философские теории обоих мыслителей основывались на одних и тех же принципах.Жизнь. Анаксагор родился около 500 г., умер, повидимому, в 428–427 гг. до н. э., был первым философом, который осел в Афинах. Он не был афинянином, по рождению

Из книги Античная и средневековая философия автора Татаркевич Владислав

Анаксагор Современник Эмпедокла. Философские теории обоих мыслителей основывались на одних и тех же принципах.Жизнь. Анаксагор родился около 500 г., умер, по-видимому, в 428-427 гг. до н. э., был первым философом, который осел в Афинах. Он не был афинянином, по рождению происходил

Из книги Философы Древней Греции автора Брамбо Роберт

Из книги Лекции по истории философии. Книга первая автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

F. Анаксагор Только с выступлением Анаксагора начинает, хотя еще и слабо, брезжить свет, так как первоначалом им признается рассудок. Об Анаксагоре Аристотель говорит (Metaph., I, 3): «Тот же, который сказал, что разум (????) есть причина вселенной и всякого порядка как в живых

Из книги О пользе и вреде истории для жизни (сборник) автора Ницше Фридрих Вильгельм

Из книги Сокровища античной мудрости автора Маринина А. В.

Анаксагор 500–428 гг. до н. э.Древнегреческий философ, первый профессиональный преподаватель философии. Он первым отверг божественную природу небесных светил и дал физическое обоснование солнечных затмений. Ничего нельзя вполне узнать, ничему нельзя вполне научиться, ни

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

2. Анаксагор, Диоген Аполлонийский и атомисты В наиболее обстоятельной форме раннеклассическое представление об уме содержится у Анаксагора (о нем – ИАЭ I 316 – 319).а) Этот ум формирован у Анаксагора как принцип порядка и красоты во всем мире, так что без него была бы только

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

24. Древнегреческий ученый Анаксагор Историки науки считают Анаксагора (ок. 500–428 до н. э.) первым ученым-профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V века до н. э. это был новый, дотоле небывалый тип творческой личности. Анаксагор так излагал свои

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

8. Анаксагор Историки науки считают Анаксагора (ок. 500–428 до н. э.) первым ученым-профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V в. до н. э. это был новый, дотоле небывалый тип творческой личности. Анаксагор, как и все досократики, испытывал сильное

Из книги Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения автора Сухов А. Д.

Древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской

философской школы Был обвинен в безбожии и изгнан (431). Автор учения о

неразрушимых элементах -- "семенах" вещей (гомеомерий). Движущий принцип

мирового порядка - ум (нус), организующий элементы.

Анаксагор родился около 500 года до н э в Клазоменах - небольшом, но в то время

процветавшем приморском городке малоазииской Ионии Отец Анаксагора, Гегесибул

(или Евбул), был зажиточным человеком, оставившим после своей смерти

значительное

состояние. Однако у Анаксагора уже в раннем возрасте пробудился страстный

интерес к научным изысканиям и абсолютное равнодушие к любой практической

деятельности. Поэтому он вскоре уступил полученное им в наследство имущество

(включавшее значительную земельную недвижимость) ближайшим родственникам, а сам

покинул Клазомены и отправился странствовать

Неизвестно, совершил ли он, подобно Демокриту, путешествия в страны Ближнего

Востока (эпоха греко-персидских войн, на которую пришлась молодость Анаксагора,

возможно, не очень этому благоприятствовала), но в какое-то время Анаксагор

оказался в Афинах и там обосновался.

Переезд Анаксагора в Афины связан с глубокими историко-культурными последствиями

он символизировал перенесение ионийской учености на аттическую почву. Афины,

бывшие до этого родиной государственных деятелей, законодателей, полководцев,

обрели, наконец, первого крупного философа Ученик Анаксагора, Архелай, был уже

коренным афинянином, таким образом, Анаксагора можно считать основоположником

афинской философской школы, давшей впоследствии миру многих блестящих

мыслителей, и в первую очередь, конечно, Платона и Аристотеля

Несмотря на то что, будучи метеком, то есть иноземцем, не обладавший правами

афинских граждан, Анаксагор не мог принимать участия в политической и

общественной жизни Афин, он вскоре занял заметное положение в духовной элите

города, чему несомненно способствовала его дружба с вождем демократической

партии Периклом, в дальнейшем ставшимся фактическим правителем афинской

республики. Многие позднейшие источники называют Перикла учеником Анаксагора

Прямое ученичество здесь вряд ли могло иметь место, но можно считать

несомненным, что Перикл уважал Анаксагора и прислушивался к его мнениям и

советам Вторая жена Перикла, знаменитая Ас-пасия, женщина умная и образованная,

сформировала кружок выдающихся представителей тогдашней афинской интеллигенции,

включавший трагика Еврипида, скульптора Фидия и др. К этому кружку принадлежал и

Анаксагор , оказавший, в частности, большое влияние на Еврипида, о чем

свидетельствует ряд фрагментов из произведений знаменитого трагика, содержащих

несомненные отзвуки воззрений Анаксагора

К концу 30-х годов V века до н э, когда положение Перикла в качестве главы

государства стало менее прочным, его политические противники возбудили судебные

преследования лиц, которые были к нему близки, в том числе Фидия, Аспасии и

Анаксагора Обвинительные формулировки в каждом случае были различны, но

политическая подоплека этих дел была ясна все они были направлены на подрыв

населения Анаксагор обвиняется в безбожии и в распространении учений о небесных

светилах, противоречивших традиционным религиозным представлениям Философу

грозит смертный приговор, при содействии Перикла он тайно покидает Афины.

Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке - богатом торговом городе на берегу

Геллеспонта Умер он в 428 году до н э. окруженный почетом и уважением

лампсакских граждан В течение длительного времени после смерти философа

лампсакцы устраивали в его память ежегодные детские празднества.

Такова внешняя канва жизни Анаксагора. Труднее сказать что-либо о его научной

биографии, в частности об эволюции его философских воззрений. Интерес к науке,

как уже было сказано, пробудился у него еще в ранней молодости Живя в

Клазоменах, расположенных недалеко от Милета, Анаксагор мог без труда разыскать

и прочесть сочинения знаменитых милетцев - Анаксимандра и Анаксимена, оказавшие,

судя по всему, громадное влияние на формирование его собственного мировоззрения.

Не случайно позднейшие доксографы называют Анаксагора учеником Анаксимена.

Непосредственно слушать Анаксимена Анаксагор, конечно, не мог, даже будучи

мальчиком: последний великий представитель милетской школы умер, по-видимому,

еще до рождения Анаксагора, но его идеи оказали влияние на молодого клазомен-ца.

Прежде всего это касается учения о происхождении и структуре космоса,

рассматриваемого как нечто целое. Об Анаксагоре рассказывают, что в молодости он

любил наблюдать за небесными явлениями с вершины мыса Миман-та, находившегося по

соседству с Клазоменами. Можно предполагать, что это не были точные

астрономические наблюдения за восходом и заходом светил, движениями планет и т.

д. Астрономом в строгом смысле слова Анаксагор никогда не был, и его

астрономические познания даже в поздний период его деятельности оставались

весьма примитивными. В этом отношении Анаксагор уступал современным ему

пифагорейцам, не говоря уже о вавилонских астрономах, владевших совершенной

методикой астрономических наблюдений. Отношение Анаксагора к ночному небесному

своду имело, скорее, эстетический характер. Согласно преданию, когда Анаксагора

спросили, ради чего лучше родиться, чем не родиться, он ответил: "Чтобы

созерцать небо и устройство всего космоса". Космос поражал Анаксагора

совершенной разумной организацией, которая, как ему представлялось, не могла

быть результатом действия слепых, беспорядочных сил.

Анаксагор, как и предшествующие ему древнегреческие философы , ставил вопрос о

том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников эту основу мира

он видел в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые он называл

гомеомериями. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим.

Отдельные вещи состоят из отдельных семян Характер вещи, ее свойства зависят от

преобладания того или иного типа семян Так, в кости имеются различные семена, но

преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего

кусочков мяса Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не

наблюдаемы. Возникают все вещества из "подобочастных" частиц-семян, что

выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего - все". Семена, из

которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы.

Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их

соединяться и разъединяться, является ум (нус). В истории философии были попытки

(например, Платон) интерпретировать нус Анаксагора как духовное начало, однако

на самом деле ум понимается Анаксагором и как духовная, и как материальная

механическая сила. Она определяет порядок в мире. Нус Анаксагора выступает как

причина или основа мировой упорядоченности.

В области познания Анаксагор считал, что главная роль принадлежит чув-

ствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам

не достает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Более того,

он придавал особое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из

которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их

существовании посредством ума, они постигаются только умом.

С космологическими воззрениями Анаксагора связано одно событие, дата которого

известна более или менее точно. Это падение большого метеорита в 467-466 годах

до н. э. вблизи устья реки Эгоспотамы (на северном побережье Эгейского моря).

метеорита, причем они усматривали в этом предсказании проявление величайшей

мудрости философа. Разумеется, ни о каком предсказании в строгом смысле слова не

могло быть и речи. Ближе всего к истине был, по-видимому, Плутарх, который писал

об этом так: "Говорят также, будто Анаксагор предсказал, что если находящиеся на

небе тела подвергнутся какому-либо колебанию или сотрясению, то одно из них

может сорваться и упасть..."

Из слов Плутарха следует, что Анаксагор не предсказал падение данного

конкретного метеорита, а обосновал возможность таких явлений. Падение метеорита

в 467-466 годах до н. э. казалось блестящим подтверждением его концепции

небесных тел как раскаленных каменных глыб, удерживаемых в высоте силой

круговращательного движения. Эта концепция была развита им еще до указанной даты

Отсюда и видимость предсказания. Представляется вероятным, что Анаксагор

совершил поездку к месту падения метеорита и сам осмотрел его. Мы не знаем, жил

ли он уже в это время постоянно в Афинах или это был период его странствий по

городам Греции. Свидетельства, указывающие, что он прожил в Афинах около

тридцати лет, говорят скорее в пользу второй возможности. А если это так, то в

Афины он прибыл как человек, уже прославившийся своей мудростью и ученостью.

Физическая теория Анаксагора, ставшая предметом особого внимания Аристотеля, с

одной стороны, а с другой - современных исследователей античной философии была

разработана, по-видимому, в более поздний период жизни философа. Как и

аналогичные концепции других современных Анаксагору мыслителей - Левкиппа и

Эмпедокла, она испытала мощное воздействие идей Парменида. Мы не знаем,

встречался ли когда-либо сам Анаксагор с Парменидом (это могло произойти во

время известного посещения Парменидом и Зеноном Афин в середине V века до н. э.,

о котором сообщается в нескольких платоновских диалогах), или же он был знаком

со взглядами элейского мудреца лишь по его поэме, приобретшей к тому времени

широкую известность. Во всяком случае в дошедших до нас фрагментах сочинения

Анаксагора мы явно ощущаем отзвуки парменидовских (а может быть, также и

зеноновских) формулировок Более спорным является вопрос, был ли знаком Анаксагор

с учением об элементах Эмпедокла и с атомистикой Левкиппа. Категорически

отрицать ни ту ни другую возможность мы не имеем права, поскольку свое

сочинение, в котором были изложены итоги его научно-философских изысканий,

Анаксагор написал, по-видимому, уже на склоне лет. Ведь нельзя считать случайным

указание Ари-

стотеля, что Анаксагор был "по возрасту раньше Эмпедокла, а по делам своим позже

него" Вполне возможно, что именно появление и быстрое распространение этого

сочинения послужило формальным предлогом к обвинению Анаксагора в безбожии

Этот труд Анаксагора был также и единственным, в этом отношении Анаксагор не

отличался от большинства философов-досократиков Сообщения о том, что у

Анаксагора были еще и другие сочинения, совершенно недостоверны Римский ученый

что Анаксагор, так же как и Демокрит, писал что-то по вопросу театральной

перспективы, однако это были, по-видимому, не научные сочинения, а лишь краткие

инструкции для художников-декораторов Плутарх сообщает, что, находясь в тюрьме,

Анаксагор занимался проблемой квадратуры круга Это была модная тогда проблема,

над решением которой трудились софисты Гиппий и Антифонт, математик Гиппократ

Хиосский и др Но что касается Анаксагора, то нет никаких свидетельств о том, что

эти его занятия привели к каким-либо результатам

Сочинение Анаксагора было написано простои и ясной прозой, послужившей образцом

для трактатов Демокрита и других позднейших ученых И в этом отношении Анаксагор

следовал своему милетскому предшественнику Сочинение Анаксагора состояло, по-

видимому, из нескольких книг в первой из них была изложена космогоническая

концепция и формулировались общие принципы его теории материи, а последующие

кнши были посвящены конкретным вопросам космологии, метеорологии, физической

географии, биологии (в частности, эмбриологии), психологии (в частности,

проблеме ощущений) и т д Мы не знаем, содержались ли в книгах Анаксагора какие-

либо суждения исторического или социологического характера, позднейшие источники

хранят по этому поводу полное молчание Но и без этого сочинение Анаксагора

охватывало всю совокупность тогдашних знаний "о природе"

До нас дошло около двадцати фрагментов этого сочинения, большая часть которых

цитируется неоплатоником Симпликием (VI век до н э) в его комментариях к

"Физике" Аристотеля Почти все эти фрагменты относятся к первой книге,

интересовавшей Аристотеля в наибольшей степени

О популярности сочинения Анаксагора в Афинах в конце V века до н э

свидетельствует Платон, ссылающийся на это сочинение в "Апологии Сократа",

"Федоне" и "Кратиле", причем из слов Сократа в "Апологии" следует, что незнание

этого сочинения считалось в то время признаком невежества Любопытно, что там же

имеется место, рассматриваемое многими исследователями как указание на цену,

которую платили тогда в Афинах за копию (вернее, за один свиток) сочинения

Анаксагора Хорошо помнили афиняне и самого Анаксагора, о котором ходили

многочисленные рассказы, впоследствии образовавшие устойчивую, прошедшую через

многие века легенду Из этой легенды - при всей недостоверности ее отдельных

деталей - вырисовывается цельный и, по-видимому, исторически верный образ

философа

Прежде всего легенда представляет Анаксагора как человека, целиком посвятившего

себя науке, то есть как ученого-профессионала В Греции сере-

дины V века до н э это был новый тип человека Все предшественники Анаксагора, о

жизни которых у нас имеются какие-либо сведения, - Фалес, Пифагор, Ксенофан,

Гераклит, Парменид - были государственными деятелями, поэтами, религиозными

вождями, но профессиональных ученых среди них не было

Весьма необычным, с точки зрения греков того времени, было у Анаксаго ра

отсутствие узкого патриотизма, приверженности к родному полису Покинув Клазомены

Город, где он родился и вырос и где у него остались родственники, Анаксагор,

насколько известно, никогда не хотел туда вернуться Как сообщает Диоген

Лаэртский, на вопрос "Неужели родина тебя нисколько не интересует9" - Анаксагор

ответил, указав на небо "Помилуй бог1 Родина даже очень интересует меня" А

согласно другому рассказу, когда Анаксагор умирал в Лампсаке и друзья спросили

его, не желает ли он быть перевезенным на родину, в Клазомены, он сказал "Совсем

этого не нужно ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен"

Вторая черта Анаксагора как человека - равнодушие к материальным благам

Отказавшись от полученного им по наследству имущества, Анаксагор полагал, что

тем самым он обрел внутреннюю свободу, столь необходимую для философа,

посвятившего себя поискам истины По свидетельству Аристотеля, Анаксагор не

считал счастливыми ни богача, ни властелина, говоря, что он не удивился бы, если

бы по-настоящему счастливый человек показался толпе глупцом У нас нет сведений о

частной жизни Анаксагора, но можно с основанием предполагать, что его быт

отличался скромностью и простотой В этом отношении Анаксагор полностью

соответствовал аристотелевскому идеалу философа, ведущего умеренный,

"созерцатеаьный" образ жизни Кроме того, он был неизменно серьезен (по словам

одного источника, его никогда не видели ни смеющимся, ни улыбающимся) и, по-

видимому, не отличался особой общительностью - свойство, объясняющее, почему,

живя в одном городе с Сократом, он никогда с ним не беседовал

Еще одна черта Анаксагора, отмечавшаяся древними авторами, - твердость духа в

любых, даже самых тяжелых для него обстоятельствах Во многих источниках

сообщается о словах Анаксагора, якобы сказанных им при получении известия о

смерти сына "Я знал, что родил его смертным" Некоторые авторы говорят о смерти

сразу обоих сыновей философа и о том, что он сам хоронил их

Другой рассказ, характеризующий ту же черту Анаксагора, связан с судебным

преследованием, которому он подвергся в Афинах Узнав о вынесении ему смертного

приговора, Анаксагор будто бы спокойно сказал "Природа давно присудила [к

смерти] и меня, и их [судей]"

Как же случилось, что такой достойный и уважаемый человек был осужден в Афинах -

в городе, который к тому времени уже стал признанным центром греческой культуры9

Обвинение заключалось в том, что взгляды Анаксагора действительно резко

расходились с господствовавшими в то время религиоз ными представлениями

Утверждения Анаксагора, что звезды - это раскаленные камни, оторванные от Земли

силой космического круговращения, что Солнце - огромная воспламенившаяся глыба,

а Луна - тело, во многом подобное Земле и, может быть, обитаемое, не могли не

вызывать возмущения

у ревнителей старых традиций и обычаев. Убеждение в божественной сущности

небесных светил было одной из неотъемлемых черт греческой, да и вообще любой

политеистической религии.

Анаксагор не отрекся публично от своих взглядов и вынужден был бежать из Афин.

Анаксагор (500 - 428 до н. Н.э.) родился в Клазоменах. Когда ему исполнилось 20 лет, он перебрался в Афины, где прожил более 30 лет своей жизни, посвятив их философии. Обвиненный в 428 г. до н. е. судом как безбожник, перебрался в г. Лампсаку, где и закончил свою жизнь. Из трудов Анаксагора до нас дошли лишь фрагменты первой части книги "О природе".

В учении о бытии Анаксагор исходил из позиции стихийного материализма, но оно в значительной степени отличалось от его предшественников, представителей милетской и элейской школ, Гераклита. Если ответ на вопрос о сущности бытия, первооснову мира они искали в подведении многообразия мира под определенный вид материи, то Анаксагор видел ее в признании основой всех вещей бесконечной массы материальных частиц, которые отличаются между собой. Эти частицы он называл "семенами вещей" (подобные частицы - гомеомерии).

Сама материя рассматривалась Анаксагором как вечная, нестворювана и неуничтожима, и, опять же, в отличие от Эмпедокла, качественно дифференцирована. По признанию последнего, Анаксагору удалось приблизиться к решению двух важных проблем, которые были непреодолимым препятствием для его предшественников, в частности элейцы. Это проблемы соотношения единого и множества (качественной многообразия) сущего и признание определенных изменений (возникновение и упадок) при неизменности и вечности бытия. Первую проблему он решал качественной определенностью семена вещей, вторую - введением положения о том, что семена вещей содержится в разных вещах, а потому они могут переходить в другие, соединяться или разъединяться, что и предстает перед нами либо как возникновение, или как уничтожение, упадок.

Организацию космоса, образования конкретных вещей Анаксагор рассматривал как закономерный процесс, который чем-то напоминает развитие живого организма. Уже с самого начала в семенах вещей "в общей совокупности заложены все вещи". Находясь в одном зародыше, они развиваются одна из другой, сначала незаметны из-за малой величины "подибнородних частиц", затем разрастаются и постепенно разъединяются. Относительно возникновения живых существ: по мнению Анаксагора, они порождаются во влажной земле благодаря сочетанию семена вещей, которое упало, с каплями дождя, прохождению общих стадий развития, приведенных выше.

Человека Анаксагор считал наиболее разумным живым существом, поскольку она имеет больше органов чувств и руки. Однако при объяснении процесса развития Анаксагор наткнулся на ряд трудностей. Ведь согласно его точке зрения именно семена вещей является инертным, неподвижным, и, чтобы привести их в движение, должна быть причина. Как такую причину семена вещей, как и причины всех вещей вообще, Анаксагор вводит духотворчий принцип упорядочения материального мира, который он называет нус - ум. Разум чище и тоньше всех вещей, ни с чем не смешивается, существует сам по себе и для себя, обладает полным знанием всего, благодаря чему и возникает той причиной, которая обеспечивает порядок, закономерность существования вещей и мира.

Анаксагор был принципиальным сторонником утверждения возможности познания человеком окружающего мира. Основой познания он считал чувственное познание, но не абсолютизировал его. Осознавая, что из-за своей слабости органы чувств не всегда могут быть надежными свидетелями на пути достижения истины, Анаксагор указывал на необходимость корректировки чувственного знания, где только с помощью разума, связанного с чувствами, можно получить "мудрость о окружающий мир", поскольку и "видение неявного есть явное".

Учение Анаксагора было значительным шагом по сравнению с материализмом ионийских философов и метафизическим материализмом элейцы, а его концепция гомеомерий подготовила почву для атомизма, основателем которого был Левкипп, а наиболее выдающимся представителем досократовской философской мысли - Демокрит, последний досократиков, который обобщил все предыдущие знания о природе и нашел наиболее удачное монистическая решения проблем, поставленных поступательным развитием философской мысли.

Анаксагор. Принцип Анаксагора. Гомеомерия

античная философия диалектика мироздание

Первым крупным афинским философом стал Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.). Он тоже был родом из Малой Азии, там усвоил взгляды Анаксимена из Милета; затем переселился в Афины. Анаксагор, как и большинство древнегреческих мыслителей, занимался не только философией. Он уделял большое внимание математике, астрономии, физике.

Перу Анаксагора принадлежит сочинение с традиционным для того времени названием «О природе», от которого до нас дошло около 20 отрывков. Он тоже искал первоначало, но, в отличие от милетцев, Гераклита и других, это была не одна какая-то стихия или вещество.

Мир казался ему слишком разнообразным, чтобы выводить все из воды, воздуха, апейрона или огня. «Каким образом из не-волоса может возникнуть волос и из не-плоти - плоть?» Там же, с. 40. - спрашивал Анаксагор. Для него ответ был ясен: это невозможно. Значит, делал вывод Анаксагор, «первоначалами являются мельчайшие частицы волоса, плоти, дерева и всех других вещей. Эти первоначала он назвал «семенами всех вещей», а Аристотель позднее - «гомеомериями» (буквальный перевод - «подобочастные»)» Там же, с. 40..

Каждая гомеомерия - это мельчайшая частица какого-либо вещества: крови, молока, золота, древесины, огня, железа и т.д. Гомеомерии вечны, их невозможно уничтожить. Причем каждая вещь содержит в себе семена всех вещей, Анаксагор выдвигает принцип: «Все во всем». Но каких-то гомеомерий всегда больше, они преобладают в данном предмете, поэтому предмет и становится тем, что он есть. Золото является золотом, потому что в нем преобладают гомеомерии золота, семена всех других вещей присутствуют в золотом кольце в исчезающее малом количестве. Так как гомеомерии вечны, то ничего не возникает заново и не исчезает бесследно: гомеомерии лишь соединяются или распадаются, образуя новые сочетания, новые предметы.

Движущая сила возникновения мира. Учение Анаксагора

Первоначальное состояние мира, по Анаксагору, - неподвижная смесь всех гомеомерий. «Все вещи были вперемешку... И пока все было вперемежку, ничто не было ясно различимо» Спиркин, А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2002. - С. 40., - писал Анаксагор. Для того, чтобы возник мир, необходимо было «подтолкнуть» эту смесь, привнести в нее движение.

Такой движущей силой стал Ум (по-гречески - «Нус»). Нус - творец космоса, он движет миром, благодаря ему из хаотичного состояния и возник организованный мир различных вещей. Причем Нус - единственная абсолютно чистая, простая сила, не смешанная ни с чем другим: «Ум - бесконечен, самодержавен и не смешан ни с одной вещью, но только он один существует сам по себе. Ибо... если бы Он был смешан с чем-нибудь другим, то Он участвовал бы во всех вещах... Эта примесь мешала бы ему, так что Он не мог бы править ни одной вещью столь хорошо, как теперь... Он - тончайшая и чистейшая из всех вещей; Он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу» Волкогонова, О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. - М.: ИД «ФОРУМ»6 ИНФРА-М, 2006. - С. 49-50..

Силой Нуса начинается мировое круговращение, во время которого гомеомерии разделяются и соединяются, что приводит к возникновению различных предметов, вещей. Причем холодное, тяжелое, плотное и влажное собирается в центре и из него образуется земля, а горячее, сухое, светлое и легкое устремляется вверх и образуется небо. Вокруг устроенного таким образом мира находится вращающийся эфир. Вращение эфира отрывает от земли камни. Эти камни от трения при вращении возгораются, - так появляются звезды, Луна и даже Солнце. Они не падают на землю вследствие вращения эфира или, как мы сказали бы сегодня, центробежных сил.

Учение Анаксагора очень оригинально. Все его предшественники считали, что число первоначал конечно. Анаксагор впервые предположил, что число начал составляет бесконечное множество материальных элементов, которые приводятся в движение духовной силой - Умом, или Нусом. Но особый интерес у Анаксагора вызывала проблема превращения вещей, переход одного качества в другое. Почему белый и чистый снег при таянии дает мутную воду? Потому что качества жидкого и мутного уже содержались в снеге, хотя качества твердого и белого в нем преобладали. Во всем есть часть всего, - вот основной принцип философии Анаксагора.

Если взгляды Анаксагора еще нельзя назвать ни материалистическими, ни идеалистическими, - с одной стороны, гомеомерии материальны, с другой - Ум-Нус является вечным духовным началом космоса, - то натурфилософию Демокрита(ок. 460 - ок. 370 до н.э.) мы уже с полным правом можем назвать материалистической.