Что такое "Атеизм"? Деисты - приверженцы религиозно-философского течения деизм (еврейский аспект) Деисты - известные исторические личности и ученые

ДЕИЗМ [дэ], -а; м. [от лат. deus - бог] Религиозно-философское воззрение (17 - 18 вв.), допускающее существование бога в качестве первопричины мира, но отрицающее его вмешательство в развитие природы, в закономерное течение событий. ◁ Деистический (см.). Толковый словарь Кузнецова

  • деизм - Де/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  • ДЕИЗМ - (от лат. deus - бог) - религ.-филос. течение, сочетающее материалистич. тенденции с уступками религии и идеализму; возникло в 17-18 вв. в Англии и др. странах Зап. Европы. Предшественником англ. деистов был Жан Боден. Родоначальником... Советская историческая энциклопедия
  • деизм - деизм м. Религиозно-философское учение (XVII - XVIII вв.), признающее существование Бога как творца мира, но отрицающее его участие в жизни природы, общества и человека. Толковый словарь Ефремовой
  • деизм - сущ., кол-во синонимов: 1 учение 42 Словарь синонимов русского языка
  • деизм - ДЕ’ИЗМ, деизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. deus - бог) (филос.). Религиозно-философское учение, признающее бога, как разумное существо, создавшее реальный мир, но отрицающее вмешательство личного бога в естественный ход вещей. Толковый словарь Ушакова
  • ДЕИЗМ - ДЕИЗМ (лат. deus - бог) - философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Согласно Д., Бог, выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отношению к миру... Новейший философский словарь
  • деизм - ДЕИЗМ а, м. déisme m. <, англ. deism. филос. Мнение признавающих только единаго Бога, или отвержение всех церковных учреждений. Жд. 123. Деизм.. Словарь галлицизмов русского языка
  • Деизм - (от лат. deus - бог) религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Т. о. Большая советская энциклопедия
  • деизм - -а, м. Религиозно-философское воззрение (17-18 вв.), допускающее существование бога в качестве первопричины мира, но отрицающее его вмешательство в развитие природы, в закономерное течение событий. [От лат. deus - бог] Малый академический словарь
  • Деизм - (лат. dеus – бог) – учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Словарь по культурологии
  • Деизм - Доктрина, признающая бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную природу, давший ей законы и движения, но отрицающая дальнейшее вмешательство бога в деятельность природы и человека. Деизм не допускает других путей к познвнию бога, кроме разума Краткий религиозный словарь
  • Деизм - Термин весьма неопределенный. Обыкновенно противополагается теизму и обозначает, по определению Канта, убеждение в существовании первопричины, имманентной миру и определяющей собой мировой порядок (moralische Weltordnung Фихте-старшего). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • деизм - орф. деизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • деизм - Деизм, деизмы, деизма, деизмов, деизму, деизмам, деизм, деизмы, деизмом, деизмами, деизме, деизмах Грамматический словарь Зализняка
  • деизм - Деизма, мн. нет, м. [от латин. deus – бог] (филос.). Религиозно-философское учение, признающее бога, как разумное существо, создавшее реальный мир, но отрицающее вмешательство личного бога в естественный ход вещей. Большой словарь иностранных слов
  • - Учение, признающее единого Бога Создателя, отвергая откровение и вообще богословское, догматическое учение Деист - последователь этого учения См. индифферентный. Фразеологический словарь Михельсона
  • Идея общечеловеческой рациональной религии

    Критика всех исторических религий

    Развивая идею общечеловеческой рациональной религии, деисты подвергали острой критике все исторические религии, в том числе иудаизм . При этом, однако, деисты рассматривали христианство как религию, в наибольшей степени отвечающую требованиям разума и основывающуюся на универсальных моральных принципах.

    Критика иудаизма

    Иудаизм деисты считали узко национальной религией, лишенной четких этических норм и придающей чрезмерное значение обрядности. Особенно резко деисты выступали против идеи избранного народа и признания уникального характера еврейской религии; в этих моментах деисты усматривали проявление религиозной нетерпимости иудаизма.

    Критика Библии

    Большое влияние на деистов, в частности, на их критику иудаизма, оказал «Богословско-политический трактат» Б. Спинозы , где Библия подвергалась критике во имя универсальных принципов разума и морали. Многие деисты (например, М. Тиндаль, К. Мидлтон, Т. Морган), стремясь путем критического сравнения Библии и Нового завета доказать превосходство последнего, перешли к резким нападкам на еврейский народ. Хотя эти нападки были направлены против библейских евреев и преследовали цель дискредитации официальной религии, деистская критика Библии способствовала перенесению отрицательной оценки библейских евреев на современных.

    Деистам чужд антисемитизм

    Взгляды деистов оказали влияние на французских просветителей 18 в., в первую очередь, на Вольтера и П. А. Гольбаха. Однако деизм не ведет с необходимостью к антисемитским выводам, о чем свидетельствуют выступления некоторых деистов в защиту евреев от нападок их врагов и в пользу предоставления евреям гражданского равноправия. В частности, Дж. Толанд (1670–1722) называл Закон Моисея идеальной гражданской конституцией, благодаря которой евреи сумели сохраниться в изгнании как народ.

    Защите евреев и обоснованию требования о предоставлении им гражданских прав Толанд посвятил специальное сочинение (1714). В другом своем произведении он высказал мысль, что возвращение евреев на древнюю родину превратит их «в самую многочисленную, богатую и могущественную нацию».

    Часть деистов признавала за древними евреями определенные добродетели, а усматриваемые в современных евреях отрицательные черты объясняла как результат гонений и преследований. Таких воззрений придерживался Г. Э. Лессинг в Германии и О. Мирабо (1749–1791) во Франции, активно способствовавший эмансипации евреев.

    Влияние деистов на мыслителей и писателей 19–20 в.

    Деисты оказали значительное влияние на многих мыслителей и писателей 19–20 вв. (в особенности на младогегельянцев), проповедовавших презрение к еврейскому народу и его вероучению.

    Ключевое понятие западного рационализма (конец XVII - XVIII вв.), который признает существование Бога, но крайне скептически относится в религиозным обрядам, потустороннему миру и божественному вмешательству в мирские дела. Деистами были все величайшие мыслители XVIII в.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ДЕИЗМ

    от лат. deus – бог) – религ.-филос. направление, отвергающее идею личного бога и его повседневного вмешательства в жизнь природы и общества. Д. рассматривал бога лишь как первопричину, как творца мира – безличное начало, сообщившее миру его законы, к-рые со времени творения действуют самостоятельно. У ранних бурж. идеологов Д. был компромиссной формой борьбы с офиц. религ. идеологией феодализма, "буржуазной разновидностью" христианства (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 85). Возникновение деистич. мировоззрения было связано, по выражению Плеханова, со стремлением буржуазии "к ограничению королевской власти". Многие прогрессивные философы 16–17 вв. обнаруживают склонность "к такой системе представлений, в которой власть бога со всех сторон ограничивается з а к о н а м и природы. Деизм есть небесный парламентаризм" (Плеханов Г. В., О религии и церкви, 1957, с. 290). Выдвигая разум (или чувства) в качестве критерия истинности знания, философы-деисты требовали разумной веры, отрицали "положительную" религию с ее мистич. учением об откровении, выступали против многих догматов и обрядов, отстаивали свободу совести и мысли и стремились к созданию "естественной религии", "религии Разума". Доказательство существования бога как первопричины мира Д. усматривал в гармоничности и целесообразности "удивительной машины" природы (т.н. "физико-теологическое" доказательство бытия бога). Т.о., выступая против чудес и идеи повседневного вмешательства бога в жизнь Вселенной, Д. допускал первоначальное чудо. Родоначальником Д. считается Чербери ("Трактат об истине..." – Herbert ?. of Cherbury, De Veritate..., 1624). Д. не являлся по филос. воззрениям его представителей единым течением: под его флагом выступали материалисты, идеалисты, мыслители с эклектич. мировоззрением. К Д. примыкали нек-рые философы-идеалисты – Лейбниц, Юм, Кант ("Религия в пределах только разума", 1793, рус. пер. 1908). Сторонники Д. в его прогрессивном варианте склонялись в трактовке важнейших явлений природы либо к метафизич. материализму, считая материю инертной массой, приводимой в движение "первотолчком", либо к дуализму; многие из них основывали свои представления о мире на новых открытиях естествознания, отстаивали независимость от религии науки, разума и основанной на нем морали. Объяснения явлений обществ. жизни они искали в законах природы, частью к-рой считали и человека (см. Общественный договор). Для материалистов, по выражению Маркса, Д. "есть не более как удобный и легкий способ отделаться от религии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144), поскольку он давал возможность, прикрываясь признанием бога, рассматривать закономерности природы и общества вне божеств. предопределенности, как самостоятельные и к тому же постигаемые естеств. познават. средствами человека. К числу деистов-материалистов относились в Англии – Толанд ("Письма к Серене", 1704, рус. пер. 1927; "Пантеистикон", 1720, рус. пер. 1927), Коллинз ("Исследование о человеческой свободе" – "A philosophical inquiry concerning human liberty", 1717), Пристли и др., в Германии – Эдельман, в России – Ломоносов и Радищев (о наличии деистич. непоследовательности, в материализме к-рого идет полемика, см. "Вопр. философии", 1958, No 5). Деистами были такие прогрессивные мыслители, как Ньютон ("Письмо к Бентли от 11 февр. 1693 года"), Локк ("Четыре письма о веротерпимости" – "А letter concerning toleration", etc., 1685–1704, изд. 1689–1706; "Опыт о человеческом разуме", 1690, рус. пер. 1898, с. 312; 625–30; 702–09), Вольтер ("Кандид", 1759, рус. пер. см. вего кн.: Избр. произв., 1947, с. 45–58, 124–26; "Разговоры между А, В и С", 1768, рус. пер. см. там же, с. 457–99), Джефферсон, Франклин ("Первоначала" – "First principles", в его кн.: Works, v. 2, 1840, р. 1–3). Деистами были также "вольнодумцы" Шефтсбери ("Письмо об энтузиазме" – "A Letter concerning Enthusiasm", 1708), Тиндаль ("Христианство без тайн" – "Christianity not as old as Creation", 1730), Болингброк, Руссо ("Исповедание веры савойского викария", 1762, см. вкн.: "Эмиль, или о воспитании", СПБ, 1912, с. 265–79; 298–309), Лессинг. Широкое распространение получил Д. в среде рус. прогрессивных мыслителей конца 18 – нач. 19 вв. (И. П. Пнин, И. Д. Ертов, А. С. Лубкин, нек-рые декабристы). Однако уже к концу 18 в. во Франции Д. был подвергнут критике со стороны франц. метафизич. материалистов и атеистов – Гольбаха ("Система природы", М., 1940, с. 321–43), Дидро ("Племянник Рамо" и др. работы, см. Собр. соч., т. 1, М.–Л., 1935, с. 91–122; 142–77; 292–98; 367–82). В России 20-х гг. 19 в. Д. критиковали Н. Крюков, А. П. Барятинский (Избр. соц.-политич. и филос. произв. декабристов, т. 2, 1951, с. 400–01; 437–40). К сер. 19 в. Д. превратился в реакц. систему, используемую сторонниками теологич. взгляда на мир для ограждения религии от критики атеистов и материалистов. В совр. бурж. идеалистич. философии, возрождающей идеи ср.-век. схоластики, Д. не играет самостоят. роли, но его придерживаются мн. естествоиспытатели, к-рые в упорядоченности мира видят доказательство бытия безличного создателя (см. Е. Long, Religious beliefs of American scientists, Phil., 1952; Ю. А. Левада, Современный фидеизм и наука, "Вопросы философии", 1957, No 3, с. 77; автор приводит материал, характеризующий деистич. тенденции в мировоззрении нек-рых совр. естествоиспытателей). Лит.: Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Термин «деизм» был впервые применен кальвинистами в XVII в. Деизм (от лат. deus - Бог) распространился в XVIII в. в эпоху Просвещения, поначалу в Англии, Франции и Америке. К концу XVIII в. его влияние на широкую публику заметно снижается. Появление деизма было вызвано ростом доверия к человеческому разуму (на фоне научно-технического прогресса) и усилением тенденции рационализма в западной теологии. В отличие от христианской ортодоксии, деизм отвергал любое религиозное утверждение, если его нельзя обосновать рациональным способом. Сегодня такая вера деистов в мощь человеческого разума - в способность методами логики выявить универсальную религию природы - многим представляется весьма наивной.

    Согласно родоначальнику деизма лорду Герберту из Чербери (1583-1648), Бог, сотворив мир, более нс принимает в нем участия, не вмешивается в механизм физических законов; главная цель мироздания - быть местом обитания человека. Английский химик, физик и теолог Р. Бойль (1627-1791) придумал аналогию «космического механизма» с вечно идущими часами, не требующими ремонта. Более века спустя эту аналогию актуализировал его соотечественник У. Пейли (1743-1805). Просветители XVIII в. воображали себе мир как машину, сотворенную Богом и действующую по законам механики, человека - как «духовный автомат» (Лейбниц), а Бога - как совершенного механика.

    Р. Докинз, американский этолог-атеист, с иронией пишет: «Деистский бог - присный и во веки веков физик, альфа и омега математики, апофеоз творческого гения; Верховный Инженер,

    установивший и отладивший с филигранной точностью законы и константы Вселенной, устроивший то, что мы называем ныне “Горячим Большим Взрывом”, а затем удалившийся на покой и больше никогда о себе не заявлявший» .

    Самыми заметными деистами в Англии были Дж. Толанд (1670-1722), Э. Коллинз (1676-1729), Т. Вулстон (1660-1724) и М. Тиндал (1657-1730). Во время своего пребывания в Лондоне в 1726-1729 гг. Вольтер (1694-1778) ознакомился с идеями английских деистов и по возвращении домой, во Францию, начал активно пропагандировать их. Став самым крупным французским деистом, Вольтер яростно критиковал теизм католиков и атеизм материалистов, отстаивал веру в Бога, абсолютные моральные ценности и личное бессмертие. Мировоззрение другого французского писателя и философа - Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) - эволюционировало от кальвинизма к деизму. Руссо соглашался с деизмом Вольтера, но особо подчеркивал роль совести в установлении личной связи с Богом. Позаимствовали деизм из Европы американские просветители Б. Франклин (1706-1790), Т. Джефферсон (1743-1826), Дж. Вашингтон (1789-1797), а самым известным американским деистом стал журналист и эссеист Т. Пейн (1737-1809). В книге «Век разума» (1794) Пейн предпринял попытку опровергнуть Божественность Иисуса Христа, а также доказать, будто Моисей не был автором Пятикнижия, а Евангелия не были написаны апостолами.

    С позиций рационализма деисты воюют против истолкования Библии в духе мистицизма и иррационализма. Признавая Бога первопричиной космоса, большинство из них отрицают, что Создатель проявляет интерес к своему творению, к ходу мировой истории и судьбам людей. Не надеясь на чудеса, деизм опирается на человеческую волю к улучшению жизни, рационализирует и тех- нологизирует моральные ценности. Деисты утверждают, что человеческий разум сам способен проектировать правильную мораль и решать все проблемы религиозной жизни. (Правда, как можно логически доказать, что Бог никак не контролирует мир и человеческие поступки?)

    Английский философ С. Кларк (1675-1729), известный прежде всего как защитник учения Ньютона о гравитации и абсолютном пространстве, различил в 1704-1705 гг. в своих лекциях о Р. Бойле четыре типа деизма. По Кларку, существуют деисты, которые:

    • 1) признают Бога высшим существом, творящим мир и человека, обладающим всемогуществом, всезнанием, безусловной добротой, провиденциально контролирующим ход истории, определяющим после Страшного суда над людьми характер их посмертной будущей жизни; но вместе с тем они отрицают идею Откровения, доверяя исключительно суждениям естественного разума;
    • 2) совпадают с деистами первого типа, но не признают человеческого бессмертия и идею Страшного суда;
    • 3) совпадают с деистами второго типа; но не верят в Божественный контроль над природными процессами, не считают Бога добрым или злым, а потому считают Бога безразличным к благополучию человека;
    • 4) не только отрицают наличие у высшего существа моральных атрибутов и не верят в предопределение, но также отвергают идею Божественного контроля над миром и даже идею установления Богом законов природы.

    «До тех пор, пока в европейской культуре в основе представлений о природе лежала ортодоксальная тринитарная концепция, - пишет Л. М. Косарева, - ничто не могло разрушить антропоцен- тричность средневекового образа вселенной. И лишь после того, как из фундамента христианского мироздания было удалено представление о Сыне-богочеловеке как ипостаси, единосущной Отцу, Троица Афанасия была заменена единым Богом антитринитариев- деистов, “распались концы” старой вселенной. Ее заменил бесконечный однородный изотропный универсум, предельно чуждый антропоцентризму и антропоморфизму. Самый серьезный, решительный удар старой вселенной был нанесен антитринитарием

    Ньютоном: будучи связан еще с теологией, его образ мира уже не является христианским» .

    Напомним, что, в отличие от деизма, ограничивающего Творение одноразовым актом, теизм учит, что Бог продолжает созидать мир по Своему плану и провидит конечные цели и Последний суд. Божественная Провиденция предполагает план спасения человека и установление Царства Божия, земного либо небесного. Понимание теистами взаимосвязи сущности и явления назовем «моделью чуда». Чудо зримо в своем проявлении, но рационально не может быть выведено из известных человеку законов сотворенной природы. Согласно «модели чуда» истинное творчество заключается в неустанном созидании подлинно нового не путем опредмечивания своего собственного содержания (т. е. не путем эманации) и не путем комбинирования старых реалий (т. е. не путем изобретательства), а из «ничего» и исключительно благодаря силе духа.

    Деисты не верят в чудеса, священные писания и посланников свыше. Нет ангелов или демонов. Нет лидеров и нет церквей. Итак, деизм — это что такое? Как он возник? Каково его влияние на современные религии? Подробнее в материале.

    Деизм эпохи Просвещения: исторические сведения

    Идея мысли восходит к XVII веку, когда некоторые представители английской церкви выразили недоверие к ряду принципов христианской веры, которые, казалось, противоречили здравому смыслу и законам природы. Деизм возник и достиг пика развития в эпоху Просвещения.

    В то время в Европе наблюдалась атмосфера религиозной свободы, что способствовало распространению научных знаний. Именно тогда был заложен основной принцип этого верования: классический деизм в философии — это вера в то, что Бог создал Вселенную и с тех пор не вмешивался в ее развитие.

    Развитие верования

    Деизм пользовался популярностью среди лидеров американской революции. Так, поклонником деизма был Бенджамин Франклин. Он писал: «Мне было около 15, когда в мои руки попали книги против деизма. Случилось так, что они повлияли на меня в противоположном от предполагаемого смысле. Аргументы деистов казались мне намного сильнее, чем опровержения (аргументы анти-деистов)».

    Философский деизм повлиял на континентальную Европу во время Французской революции. В то время собор Нотр-Дам был переименован в «Храм Разума».

    Со временем были созданы другие школы мышления, сформировавшиеся под эгидой деизма, включая христианский деизм, веру в деистические принципы в сочетании с нравственными учениями Иисуса из Назарета и пандеизм - веру в то, что Бог стал всей Вселенной и больше не существует как отдельное существо.

    Влияние этого течения уменьшилось в XIX и XX веке. Вероятно, это было связано с развитием науки и гуманистической мысли, которая ставила под сомнение веру в бога.

    В последнее время увеличивается влияние деизма. Одной из причин является растущий интерес к науке и свободный доступ к сети Интернет.

    Влияние деизма

    Со второй половины XVIII века деизм использовал науку для оправдания своей позиции. Например, Исаак Ньютон смог объяснить, как Вселенная и все вокруг нас работает, без опоры на веру. Многим явлениям, которым ранее человек приписывал божественное происхождение, было дано простое механическое объяснение. Развитие науки способствовало снижению религиозной веры среди интеллектуальной элиты. Будучи философом и математиком, Декарт сводил бога к «математической абстракции». Разум оттолкнул веру в мифологию и суеверия, и деизм как следствие быстро перерос в атеизм. Наука, казалось, участвовала в вековой битве с религией.

    Работы деистов

    Классическим текстом для деизма является, вероятно, работа Томаса Пейна «Век разума», где он утверждает: «Я верю в одного Бога, и не больше; и я надеюсь на счастье за ​пределами этой жизни. Я верю в равенство человека; и я верю, что религиозные обязанности состоят в том, чтобы добиваться справедливости, быть милосердными и пытаться сделать наших соотечественников счастливыми».

    «Я не верю в вероучение, исповедуемое еврейской церковью, римской церковью, греческой церковью, турецкой церковью, протестантской церковью и какой-либо другой церковью, о существовании которой я знаю. Мой собственный разум — это моя собственная церковь».

    Верят ли деисты в бога

    Деизм — это, как было указано выше, вера, которая определяет бога через природу и разум, а не через откровения. Деисты, которые верят в бога, или, по крайней мере, божественный промысел, могут следовать некоторым принципам и практикам христианства, иудаизма или любой другой религии.

    Итак, почему некоторые деисты верят в бога вообще? Отчасти потому, что их воспитывали в христианской среде, а отчасти потому, что они думали о боге как о естественном творце и владыке, который смог упорядочить Вселенную.

    Религиозные взгляды некоторых деистов специфичны. Многие из них считают, что большой взрыв был инициирован богом, а все произошедшее с тех пор является следствием того, что в этот же момент были созданы и научные законы, по которым работает современный мир. Иногда деисты верят, что бог не только положил начало всем событиям, делающим жизнь на Земле неизбежной, но и по-прежнему несет ответственность за них. Они имеют право верить и не верить в загробную жизнь. Деистические убеждения, как правило, отличаются от обычной религии тем, что бог - создатель либо не достоин поклонения, либо поклонение совершенно не нужно. В этом свободомыслии деизм по сравнению с другими религиями больше походит на атеизм.

    Основополагающие принципы

    Деизм — это вера в высшее существо, которое остается непознаваемым и неприкосновенным. Бога рассматривают как первопричину и основополагающий принцип рациональности во Вселенной. Деисты верят в бога природы — создателя, который завещал Вселенной действовать по естественным законам. Подобно «часовому богу», инициирующему космический процесс, Вселенная движется вперед, не нуждаясь в наблюдении. Вот несколько примеров рассуждений деистов:

    • Некоторые деисты верят в Иисуса Христа, а другие — нет. Большинство уделяет внимание нравственным учениям Иисуса.
    • Библия не воспринимается как непогрешимое Слово Божье. Деисты опровергают доказательства воплощения Иисуса Христа на земле. Они отрицают писания от Апостолов и любые другие «вдохновленные духом» писания.
    • Таким образом, в деизме отсутствуют предметы веры или священные книги. Они не верят в сатану, ад или символы зла.
    • Деизм в философии — это вера в то, что человек имеет право решать, какой путь разумный. Деисты называют себя «вольнодумцами».
    • Они отвергают откровения и видения. В жизни просвещенного деиста нет места для бессмыслицы, чудес и пророчеств.

    Основной принцип деизма Просвещения: все, что требуется индивидууму — это собственный здравый смысл и способность созерцать их человеческое состояние. Деизм полагает, что точные и неизменные законы определяют Вселенную как самостоятельную и самоочевидную. Эти законы раскрываются через «свет разума и природы». Опора на силу рассуждений обменивает веру на человеческую логику.

    Деизм, пантеизм, атеизм, христианство: различия

    Бог деистов совершенно отличается от того бога, какого рассматривают традиционные авраамические религии: бог не имеет личности и не общается с людьми. Деисты склонны воспринимать его как абстрактный логический принцип, а не антропоморфное существо с потребностями и горячим желанием контролировать человечество.

    В отличие от религий Авраама, атеизм имеет общую почву с деизмом. Это проявляется хотя бы в том, что и деисты и атеисты считают, что Библия и другие религиозные произведения являются скорее работами политического характера, чем святым словом бога. Оба верования утверждают, что почти для каждого явления вокруг нас есть натуралистическое объяснение. Фактически единственное реальное различие между атеизмом и деизмом — это объяснение истоков времени и пространства. Деисты утверждают, что бог создал Вселенную и ее правила, но не сделал и не будет делать ничего другого. Атеизм же отрицает существование какого-либо бога и, следовательно, его вовлечение в создание Вселенной. Таким образом, атеизм можно рассматривать как деизм нового времени.

    Пантеизм по своей духовной сущности тоже близок к деизму. Его история развития внушительна. В пантеизме бога не представляют отдельно от мира, самого по себе, так как он имманентен, то есть присущ чему-либо. Наиболее точно в этом плане выразился Спиноза: «Бог - это природа». Пантеизм наиболее характерен для индийских философских систем.

    Деистические убеждения

    Аналогией, часто используемой для объяснения философского деизма, является часовой мастер: часовщик создает часы и разрабатывает механизм, но в итоге устройство работает самостоятельно.

    Вместо того чтобы верить Библии, деисты обычно рассматривают Ветхий Завет в лучшем случае как исторический роман с добавленными сверхъестественными атрибутами, а Новый Завет - как настоящий способ промывания мозгов. Они рассматривают Иисуса и Павла как философов, не имеющих ничего от Всемогущего.

    В отличие от представителей известных религий, многие деисты не поклоняются богу, поскольку не видят никаких доказательств того, что он хочет того, чтобы ему поклонялись. Тем не менее деисты, которые все еще желают пользоваться атрибутами церковных служб, могут посещать унитарные универсалистские общины, где недостаток веры в Библию обычно не подвергается стигматизации.