Почему мы считаем, что Дух Святой исходит от Отца, а не от Сына? От Кого исходит Святой Дух, к дискуссии о filioque

Древнеправославное учение о личных свойствах Отца, Сына и Святого Духа искажено в латинской церкви созданием учения о вневременном, превечном нисхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque). Выражение, что Дух Святой исходит от Отца и Сына ведет свое начало от блаж. Августина , который в ходу своих богословских рассуждений нашел возможным выразиться так в одних местах своих сочинений, хотя в других местах исповедует, что Дух Святой исходит от Отца. Появившись, таким образом, на Западе, оно стало там получать распространение около седьмого века; утвердилось же оно там, как обязательное, в девятом веке.

Еще в начале 9-го века папа Лев 3-й – хотя он сам лично и склонялся на сторону этого учения, – запретил изменять текст Никео-цареградского Символа веры в пользу этого учения, и для этого приказал начертать Символ веры в его древнем православном чтении (т. е. без Filioque) на двух металлических досках: на одной – по-гречески, а на другой – по-латински, – и выставил в базилике св. Петра с надписью: « » Это было сделано папой после Аахенского собора (бывшего в девятом веке, под председательством императора Карла Великого) в ответ на просьбу этого собора, чтобы папа объявил Filioque общецерковным учением.

Тем не менее новосозданный догмат продолжал на Западе распространяться, – и когда в половине девятого века к болгарам явились латинские миссионеры, в их символе веры стояло Filioque.

По мере обострения отношений между папством и православным Востоком, латинский догмат все более и более укреплялся на Западе и, наконец, признан был там общеобязательным догматом. От Римской церкви это учение было унаследовано и протестантством.

Латинский догмат Filioque представляет собою существенное и важное уклонение от православной истины. Он подвергнут был детальному разбору и обличению особенно со стороны патриархов Фотия и Михаила Керуллария , а также еп. Марка Ефесского , участника Флорентийского собора . Адам Зерникав (в 18-м веке), перешедший из римо-католичества в Православие, в своем сочинении «Об исхождении Святого Духа » приводит около тысячи свидетельств из творений свв. Отцов Церкви в пользу православного учения о Святом Духе.

В новое время римская Церковь, из целей «миссионерских» затушевывает разницу (вернее – ее существенность) между православным учением о Святом Духе и римским; с этой целью папы оставили для «восточного обряда» древнеправославный текст Символа веры, без слов «и от Сына.» Такой прием нельзя понимать как полуотказ Рима от своего догмата; в лучшем случае, это лишь прикрытый взгляд Рима, что православный Восток – отсталый в смысле догматического развития, и к этой отсталости нужно относиться снисходительно, и что догмат, выраженный на Западе в развитом виде (explicite , соответственно римской теории «развития догматов»), скрыт в православном догмате в необнаруженном еще состоянии (implicite). Но в латинских догматиках, предназначенных для внутреннего пользования, встречаем определенное трактование православного догмата об исхождении Духа Святого как «ереси.»

В латинской догматике доктора богословия А. Санды, официально утвержденной, читаем: «Противниками (данного Римского учения) являются греки схизматики, которые учат, что Дух Святой исходит от одного Отца. Уже в 808 г. Греческие монахи протестовали против внесения латинянами слова Filioque в Символ… Кто был родоначальником этой ереси, неизвестно» (Sinopsis Theologie Dogmaticae specialist. Autore D-re A. Sanda. Volum. I, стр. 100, Изд. Гердера, 1916).

Между тем латинский догмат не согласуется ни со Священным Писанием, ни со Священным общецерковным Преданием, не согласуется даже с древнейшим преданием поместной Римской церкви.

Римские богословы приводят в его защиту ряд мест из Священного Писания, где Дух Святой именуется «Христовым,» где говорится, что Он подается Сыном Божиим: отсюда выводят заключение, что Он исходит и от Сына.

(Главнейшие из этих мест, приводимых римскими богословами: слова Спасителя ученикам о Святом Духе Утешителе: «От Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан. 16:14); слова ап. Павла: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего (Гал. 4:6); того же Апостола «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9); Евангелие Иоанна: «Дунул и говорит им: примите Духа Святого» (Иоан. 20:22)).

Равным образом, римские богословы находят в творениях свв. Отцов Церкви места, где нередко говорится о ниспослании Духа Святого «чрез Сына,» а иногда даже об «нисхождении чрез Сына.»

Однако никакими рассуждениями никто не может закрыть совершенно определенных слов Спасителя: «Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца» – и рядом – других слов: «Дух истины, Который от Отца исходит.» Св. Отцы Церкви не могли ничего другого вкладывать в слова «чрез Сына,» как только то, что содержится в Священном Писании.

В данном случае римо-католические богословы смешивают два догмата: догмат личного бытия Ипостасей и непосредственно связанный с ним, однако особый, догмат единосущия. Что Дух Святой единосущен Отцу и Сыну, что поэтому Он есть Дух Отца и Сына, это непререкаемая христианская истина, ибо Бог есть Троица единосущная и нераздельная.

Ясно выражает эту мысль блаж. Феодорит: «О Духе Святом говорится, что не от Сына или чрез Сына Он имеет бытие, но что Он от Отца исходит, свойственен же Сыну, как именуемый единосущным с Ним» (Блаж. Феодорит: О Третьем Вселенском соборе).

И в православном богослужении часто слышим слова, обращенные к Господу Иисусу Христу: Духом Твоим Святым просвети нас, наставь, сохрани… Православно также само по себе выражение «Дух Отца и Сына.» Но эти выражения относятся к догмату единосущия, и его необходимо отличать от другого догмата, догмата рождения и нисхождения, в котором указывается, по выражению свв. Отцов, бытийная Причина Сына и Духа. Все восточные Отцы признают, что Отец есть – единственная Причина – Сына и Духа. Поэтому, когда некоторые Отцы Церкви употребляют выражение «чрез Сына,» то как раз именно этим выражением они охраняют догмат нисхождения от Отца и нерушимость догматической формулы «от Отца исходит.» Отцы говорят о Сыне – «чрез,» чтобы оградить выражение «от,» относящееся только к Отцу.

К этому следует еще прибавить, что встречающееся у некоторых св. Отцов выражение «чрез Сына» в большинстве случаев определенно относится к явлениям Святого Духа в мире, т. е. к промыслительным действиям Св. Троицы, а не к жизни Бога в Самом Себе. Когда Восточная Церковь впервые заметила искажение догмата о Святом Духе на Западе и стала укорять западных богословов в нововведениях, то св. Максим Исповедник (в VII в.), желая защитить западных, тем и оправдывал их, что они словами «от Сына» имеют в виду указать, что Дух Святой «чрез Сына подается твари, является, посылается,» но – не то, что Дух Святой имеет от Него бытие. Сам св. Максим Исповедник держался строго учения Восточной Церкви о нисхождении Духа Святого от Отца и написал об этом догмате специальный трактат.

О промыслительном ниспослании Духа Сыном Божиим говорится в словах: «Его же Я пошлю вам от Отца.» Так мы и молимся: Господи, иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый, того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящихся Тебе.

Смешивая тексты Священного Писания, говорящие об «нисхождении» и о «ниспослании,» римские богословы переносят понятие о промыслительных отношениях в самую глубину бытийных отношений Лиц Святой Троицы.

Вводя новый догмат, Римская церковь, кроме догматической стороны, нарушила постановление Третьего и последующих соборов (4-7 соборов), запрещающее вносить какие бы то ни было изменения в Никейский Символ веры после того, как второй вселенский собор дал ему окончательную форму. Таким образом, она совершила и резкое правонарушение каноническое.

Когда же римские богословы стараются внушить, что вся разница между римо-католичеством и православием в учении о Святом Духе та, что первое учит об нисхождении «и от Сына,» а второе – «чрез Сына,» то в таком утверждении кроется по меньшей мере недоразумение (хотя иногда и наши церковные писатели, вслед за католическими, позволяют себе повторять эту мысль): ибо выражение «чрез Сына» вообще не составляет догмата Православной Церкви, а является лишь объяснительным приемом некоторых свв. Отцов в учении о Святой Троице; сам же смысл учения Православной Церкви и церкви Римо-католической различен по существу.

о. Михаил Помазанский

[Теперь] мы переходим к рассмотрению того, что относится к личности Святого Духа, Который называется не только Святым Духом, но также и Даром Божиим. Касательно имени Святой Дух будет исследовано четыре [пункта]: 1) является ли имя Святой Дух собственным именем божественного Лица; 2) исходит ли божественное Лицо, Которое называется Святым Духом, от Отца и Сына; 3) исходит ли Он от Отца через Сына; 4) являются ли Отец и Сын единым началом Святого Духа.

Раздел 1. Является ли имя Святой Дух собственным именем Божественного лица?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что имя Святой Дух не является собственным именем божественного Лица. Ведь имя, общее трем лицам, не может быть собственным именем одного лица. Но имя Святой Дух является общим для трех Лиц. Так, Иларий указывает, что [выражение] «Дух Бога» иногда означает Отца, как в словах: «Дух Господа Бога на мне» (), иногда Сына, например, когда Сын говорит: «Духом Божиим изгоняю бесов» (), давая понять, что Он изгоняет бесов Своею природной силой, – а иногда Святого Духа: «излию от Духа Моего на всякую плоть» () . Следовательно, имя Святой Дух не является собственным именем божественного Лица.

Возражение 2. Далее, имена божественных Лиц, как говорит Боэций, суть относительные термины . Но имя Святой Дух не является относительным термином. Следовательно, это имя не является собственным именем божественного Лица.

Возражение 3. Далее, коль скоро Сын есть имя божественного Лица, Он не может называться Сыном того или этого. Но ведь говорят же о духе того или этого человека, как видно из слов: «И сказал Господь Моисею: ...возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них» (); и еще: «Опочил дух Илии на Елисее» (). Следовательно, похоже, что Святой Дух не является собственным именем божественного Лица.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух» (). А Августин говорит: «Когда мы спрашиваем: три чего? – мы отвечаем: три лица». Следовательно, Святой Дух есть имя божественного Лица.

Отвечаю: при том, что в Боге имеется два происхождения, одно из них – происхождение Любви – не имеет собственного наименования, о чем было говорено выше (27, 4). Потому и отношение, вытекающее из этого происхождения, также не имеет названия (28, 4), по каковой причине Лицо, происходящее таким образом, не имеет собственного имени. Но подобно тому, как некоторые имена приспособлены в силу привычки словоупотребления для обозначения упомянутых отношений – для чего мы употребляем слова «исхождение» и «изведение», которые, строго говоря, больше подходят для обозначения понятийных актов, – так и для обозначения божественного Лица, Которое происходит как , вследствие примеров в тексте Писания приспособлено имя Святой Дух. Уместность этого имени можно показать двумя путями.

Во-первых, исходя из того, что Лицо, называемое Святым Духом, имеет нечто общее с другими Лицами. Так, Августин говорит: «Поскольку Святой Дух является общим для обоих [Лиц], Он Сам называется в собственном смысле тем [именем, которое обозначает то], что обще Им обоим. Ибо Отец также есть Дух, и Сын есть Дух; Отец свят, и Сын свят» .

Во-вторых, исходя из собственного значения имени. Ибо слово «дух» в вещах телесных, по-видимому, обозначает стремление и движение. Так, мы называем духом дыхание и ветер. Теперь, это ведь свойство любви двигать и побуждать волю любящего в направлении любимого предмета. Далее, святость приписывается всему, что соподчинено Богу. Поэтому коль скоро божественное Лицо происходит как , которая направляет [сердца] к Богу, то это Лицо в собственном смысле точнее всего называть Святым Духом.

Ответ на возражение 1. Выражение «Святой Дух», если его брать как два слова, употребляется по отношению ко всей Троице, ибо словом «дух» обозначается нематериальность божественной субстанции. Ведь [даже] в телах дух невидим и почти не имеет в себе материи, почему мы и прилагаем этот термин ко всем нематериальным и невидимым субстанциям. Добавляя же слово «святой», мы обозначаем чистоту божественной благости. Однако, если Святой Дух берется как одно слово, то это выражение, которое в силу церковного обычая приспособлено для обозначения одного из трех Лиц, а именно того, которое происходит через любовь, как это было рассмотрено выше.

Ответ на возражение 2. Хотя имя Святой Дух не обозначает отношение, тем не менее оно употребляется как относительный термин, ввиду того что оно приспособлено для обозначения Лица, отличающегося от других только по отношению. Однако это имя можно понимать как включающее [в свое значение] отношение, если Святой Дух мы разумеем как изводимый [дыханием].

Ответ на возражение 3. Под именем Сына мы разумеем только отношение чего-то, что происходит от начала, тогда как под именем Отца мы разумеем отношение начала. Подобным же образом обстоит дело с именем Духа, коль скоро оно указывает на движущую силу. Но никакой твари не присуще быть началом относительно божественного Лица, а скорее, наоборот. Поэтому мы можем говорить «наш Отец», «наш Дух», но не «наш Сын».

Раздел 2. Исходит ли Святой Дух от сына?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Святой Дух не исходит от Сына. Ибо, как говорит Дионисий, «мы даже и не дерзаем не только сказать, но и помыслить что-либо о пресущественно-сокровенном Божестве вопреки тому, что было богообразно возвещено в Священном Писании » . Но в Священном Писании не сказано, что Святой Дух исходит от Сына, но только то, что Он исходит от Отца, как явствует из слов: «Дух истины, Который от Отца исходит» (). Следовательно, Святой Дух не исходит от Сына.

Возражение 2. Далее, в символе веры Константинопольского Собора читаем: «Веруем в Духа Святого, Господа и животворящего, от Отца исходящего, и почитаем и восславляем Отца и Сына» . Поэтому в нашем символе веры не должно быть добавления о том, что Святой Дух исходит также и от Сына; те же, которые внесли это добавление, заслуживают предания анафеме.

Возражение 4. Далее, ничто не исходит от того, в чем оно пребывает. Но Святой Дух пребывает в Сыне, ибо сказано в легенде о св. Андрее: «Мир тебе и всем, кто верует в единого Бога Отца и в Его единственного Сына Господа нашего Иисуса Христа, и в единого Святого Духа, исходящего от Отца и пребывающего в Сыне». Следовательно, Святой Дух не исходит от Сына.

Возражение 7. Кроме того, «действительное и возможное не различаются в вещах вечных» , и того меньше – в Боге. Но для Святого Духа возможно отличаться от Сына, даже если Он и не исходит от Него. Так, Ансельм говорит: «Сын и Святой Дух имеют свое бытие от Отца, но каждый – различным способом: один – через рождение, другой – через исхождение, и, таким образом, они различаются между собой». И далее он прибавляет: «Ибо даже если бы не было других оснований для различия между ними, одного только этого было бы достаточно» . Следовательно, Святой Дух отличается от Сына и без исхождения от Него.

Этому противоречат слова Афанасия: «Святой Дух – от Отца и Сына: не созданный, не сотворенный, не рожденный, но – исходящий».

Отвечаю: должно говорить, что Святой Дух [исходит и] от Сына. Ибо если бы Он не исходил от Него, Он не мог бы никоим образом отличаться от Него как божественное Лицо, что очевидно из сказанного выше (28, 3; 30, 2). Ведь нельзя говорить, что божественные Лица различаются как-либо между Собой в абсолютном смысле, так как из этого следовало бы, что три Лица не имеют единой сущности, ибо все, что говорится о Боге в абсолютном смысле, относится к единству сущности. Поэтому остается сказать, что божественные Лица различаются между собой лишь отношениями. Далее, отношения могут служить для различения только если они противоположны, как явствует из того, что Отцу присущи два отношения: первым он соотнесен с Сыном, а вторым – со Святым Духом. Но эти отношения не противоположны, и потому не создают двух лиц, но принадлежат одной божественной Личности – Отцу. Поэтому если бы Сын и Святой Дух обладали только двумя отношениями, которыми каждый из них был бы соотнесен с Отцом, то эти отношения не были бы противоположными, так как ни одно из них не было бы двумя отношениями, которыми Отец соотнесен с Ними. Отсюда, поскольку Отец – одно лицо, из этого следовало бы, что Сын и Святой Дух также – одно лицо, коль скоро они обладают двумя отношениями, противоположными двум отношениям Отца. Но это ведет к ереси, так как подрывает веру в Троицу. Поэтому Сын и Святой Дух должны быть соотнесены между собой противоположными отношениями.

Теперь, в Боге не может быть никаких противоположных отношений, кроме отношений происхождения, как было доказано выше (28,44). Противоположные отношения же следует понимать как отношения «начала» и того, что «от начала». Поэтому необходимо заключить, что либо Сын – от Святого Духа, чего никто не утверждает, либо Святой Дух – от Сына, что мы и исповедуем.

Далее, порядок происхождения каждого [Лица] согласуетсяс этим заключением. Ибо, как было сказано выше (27, 2,4; 28,4), Сын происходит через посредство ума как Слово, а Святой Дух через волю как . Но любовь должна происходить от слова. Ибо чтобы любить, нужно воспринять нечто внутренним представлением. Отсюда также становится очевидным, что Святой Дух исходит от Сына.

Мы получаем знание об этой же истине из устроения самой природы. Ибо мы нигде не видим, чтобы несколько вещей происходили от одной без определенного порядка, кроме как в тех вещах, которые различаются своей материей, как, например, когда один кузнец изготавливает множество ножей, отличающихся один от другого материально, но никак не упорядоченных по отношению друг к другу; тогда как в вещах, где существует не только материальное различие, мы всегда находим некоторый порядок в произведенном множестве. Также и в порядке созданных тварей видна красота божественной мудрости. Таким образом, коль скоро от Бога Отца происходят две божественных личности, Сын и Святой Дух, между ними должен быть определенный порядок. Но никакого другого порядка здесь быть не может, кроме порядка их природы, а именно того, что один есть от другого. Поэтому нельзя говорить, что Сын и Святой Дух происходят от Отца таким образом, что ни один из них не происходит от другого, если только мы не допускаем между ними материального различия, что невозможно.

Ответ на возражение 5. Слово в Боге понимается не по сходству со звучащим словом, которое не является источником происхождения духа – ведь тогда это имя было бы лишь метафоричеким, – но по сходству с мысленным словом.

Ответ на возражение 6. По той причине, что Святой Дух исходит от Отца со всем совершенством, вовсе не излишне говорить, что Он исходит и от Сына, а, скорее, необходимо. Ибо одна сила принадлежит Отцу и Сыну, и то, что от Отца, должно быть и от Сына, если только оно не противоположно свойству сыновства, так как Сын не [происходит] от Себя, хотя Он [происходит] от Отца.

Ответ на возражение 7. Святой Дух отличается от Сына, поскольку происхождение одного отличается от происхождения другого; но различие в происхождении заключается в том, что Сын [происходит] только от Отца, тогда как Святой Дух [исходит] от Отца и Сына, так как в противном случае между происхождениями не было бы различия, как объясняется выше и в вопросе 27.

Раздел 3. Исходит ли Святой Дух от Отца через Сына?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Святой Дух не исходит от Отцачерез Сына. Ибо то, что происходит от одного через другое, не происходит [от первого] непосредственно. Следовательно, если Святой Дух исходит от Отца через Сына, Он происходит не непосредственно, что неприемлемо.

Возражение 2. Далее, если Святой Дух исходит от Отца через Сына, Он не исходит от Сына, разве что благодаря Отцу Но то, что делает вещь таковой [какова она есть], еще в большей степени является таковым. Следовательно, Он исходит от Отца в большей степени, чем от Сына.

Возражение 3. Далее, Сын имеет Свое бытие через рождение. Поэтому, если Святой Дух есть от Отца через Сына, из этого следует, что Сын рождается первым, а затем исходит Святой Дух, и, таким образом, исхождение Святого Духа не является вечным, каковое заключение – ересь.

Возражение 4. Далее, когда кто-либо действует через другого, то верно и обратное утверждение. Так, если мы говорим, что король действует через судью, то можно сказать и обратное: что судья действует через короля. Но никоим образом невозможно утверждение, что Сын изводит Святого Духа через Отца. Следовательно, никоим образом нельзя также говорить, что Отец изводит Святого Духа через Сына.

Этому противоречит сказанное Иларием: «Поддержи меня, молю, в этом исповедании веры моей, дабы со мною всегда был Отец- Ты, дабы я почитал Сына Твоего вместе с Тобой и дабы я сподобился Твоего Духа Святого, Который рожден лишь через Тебя"] .

Отвечаю: когда говорится, что одно действует через другое, то предлог «через» указывает на некую причину или начало этого действия. Но поскольку действие – посредник между действующим и сделанным, иногда предлог «через» указывает на причину действия как исходящего от действующего; и в таковом случае это является причиной того, почему действующий производит действие, будь это формальная или целевая причина, действующая или начинающая действие. Например, когда мы говорим, что ремесленник работает из-за стремления к прибыли, то это целевая причина. Когда мы говорим, что он работает благодаря своему искусству, то это – причина формальная. Когда же мы говорим, что он работает по приказу другого, то это – побудительная причина. Иногда, однако, то, на что указывает предлог «через», является причиной действия в смысле совершения действия с вещью; например, когда мы говорим, что ремесленник работает с помощью молотка, это не значит, что молоток – причина действия ремесленника, но что он – причина изготовления вещи ремесленником, и что посредством него ремесленник совершает это действие. Вот почему некоторые говорят, что предлог «через» иногда обозначает прямую власть, как в случае, когда мы говорим, что король действует через судью, а иногда непрямую власть, как тогда, когда мы говорим, что судья действует через короля .

Поэтому, коль скоро Сын получает от Отца то, что Святой Дух исходит от Него, возможно говорить, что Отец изводит Святого Духа через Сына, или что Святой Дух исходит от Отца через Сына, что то же самое.

Ответ на возражение 1. В каждом действии следует видеть две вещи: некое «подлежащее», которое действует, и ту силу, посредством которой оно действует; так, например, огонь согревает посредством тепла. Поэтому, когда мы говорим о силе, которой Отец и Сын изводят Святого Духа, то здесь нет посредника, ибо это одна и та же сила. Но если мы говорим о самих Лицах, Которые изводят Святого Духа, коль скоро Святой Дух исходит вместе от Отца и от Сына, то от Отца Он исходит непосредственно, как от Него [Самого], и опосредованно, как от Сына, почему и говорится, что Он исходит от Сына через Отца. Подобным образом Авель и непосредственно происходит от Адама, поскольку тот был его отцом, и опосредованно, покольку его матерью была Ева , происшедшая от Адама; хотя, разумеется, этот пример материального происхождения неуместен для обозначения нематериального происхождения божественных Лиц.

Ответ на возражение 2. Если бы Сын получал от Отца количественно меньшую силу для изведения Святого Духа, то это означало бы, что Он – вторичная и вспомогательная причина, и Святой Дух исходил бы от Отца в большей степени, чем от Сына; тогда как сила изведения, принадлежащая Отцу и Сыну, одна и та же, и потому Святой Дух исходит от обоих в равной мере, хотя иногда и говорится, что Он исходит изначально от Отца, поскольку и Сын имеет эту силу от Отца.

Ответ на возражение 3. Поскольку порождение Сына со-вечно порождающему (и потому Отец не имеет существования до порождения Сына), то и исхождение Святого Духа совечно Его началу. Следовательно, Сын не был рожден до исхождения Святого Духа, но каждое из этих происхождений вечно.

Ответ на возражение 4. Когда о чем-то говорится, что оно действует через другое, обратное суждение не всегда верно. Ведь мы не говорим, что молоток работает с помощью плотника, тогда как можно сказать, что судья действует через короля, так как судья действует сам, в то время как молоток не действует сам, а только приводится в действие, то есть используется в качестве инструмента. Однако о судье говорится, что он действует через короля (хотя предлог «через» и обозначает посредника) постольку, поскольку чем более первично «подлежащее» в действии , тем более непосредственна его сила в отношении действия, ввиду того что первая причина соединяется со второй причиной в действии. Вот почему в наглядных науках о первых причинах говорят, что они непосредственны. Итак, коль скоро судья есть посредникв плане порядка действия субъектов, говорят, что король действует через судью; но в плане порядка [применения] власти говорят, что судья действует через короля, ибо власть короля придает действию судьи его действенность. Теперь, нет никакого соподчинения между силой Отца и силой Сына, но только порядок «подлежащих». Поэтому мы говорим, что Отец изводит [Святого Духа] через Сына, но не наоборот.

Раздел 4. Являются ли Отец и Сын единым началом Святого Духа?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Отец и Сын не являются единым началом Святого Духа. Ведь Святой Дух исходит от Отца и Сына не потому, что они едины по природе, так как тогда бы Святой Дух, коль скоро Он одной природы с Ними, исходил и от самого Себя, и не потому, что их объединяет одно [какое-либо] свойство, так как ясно, что одно свойство не может принадлежать двум субъектам. Значит, Святой Дух исходит от Отца и Сына, поскольку Они различаются между Собой. Следовательно, Отец и Сын не являются единым началом Святого Духа.

Возражение 2. Далее, суждение «Отец и Сын являются единым началом Святого Духа» не указывает на единство в смысле лиц, так как в этом случае Отец и Сын были бы единым лицом. Не указывает оно и на единство свойства, так как если бы Отец и Сын были единым началом Святого Духа на основании единства свойства, то подобным же образом Отец был бы двумя началами Сына и Святого Духа на основании двух Его свойств, чего мы не можем допустить. Следовательно, Отец и Сын не являются единым началом Святого Духа.

Возражение 3. Далее, Отец не может быть единым с Сыном в большей степени, чем со Святым Духом. Но Святой Дух и Отец не составляют единого начала по отношению к какому-либо божественному Лицу. Следовательно, не составляют таковое и Отец с Сыном.

Возражение 4. Далее, если Отец и Сын – единое начало Святого Духа, это единство есть либо Отец, либо нет. Но мы не можем принять ни одно из этих положений, поскольку если единство есть Отец, то и Сын есть Отец; если же единство не есть Отец, то Отец не есть Отец. Следовательно, мы не можем сказать, что Отец и Сын суть единое начало Святого Духа.

Возражение 5. Далее, если Отец и Сын – единое начало Святого Духа, то кажется необходимым и перевернутое суждение, а именно, что единым началом Святого Духа являются Отец и Сын. Но это, пожалуй, не верно, так как слово «начало» обозначает либо личность Отца, либо личность Сына; но и в том и в другом случае это не верно. Следовательно, суждение о том, что Отец и Сын являются единым началом Святого Духа, также не верно.

Возражение 6. Далее, единство по субстанции означает тождество. Поэтому, коль скоро Отец и Сын суть единое начало Святого Духа, из этого следует, что они суть одно и то же начало, что многие отрицают. Следовательно, мы не можем допустить того, что Отец и Сын являются единым началом Святого Духа.

Возражение 7. Кроме того, Отец, Сын и Святой Дух называются единым Творцом, ибо они суть единое начало творения. Но Отец и Сын суть не один, а два источника Духновения, как утверждают многие; и это согласно с тем, что говорит Иларий: «Должно почитать Святого Духа, исходящего от Отца и Сына как Его создателей (auctores)» . Следовательно, Отец и Сын не являются единым началом Святого Духа.

Этому противоречит следующее: Августин говорит, что Отец и Сын суть не два, но одно начало Святого Духа .

Отвечаю: Отец и Сын едины во всем, где между ними нет различия по отношению противоположности. Поэтому коль скоро между ними как началом Святого Духа нет относительной противоположности, из это следует, что Отец и Сын – единое начало Святого Духа.

Некоторые, однако, утверждают, что суждение «Отец и Сын суть единое начало Святого Духа» не верно, так как, поскольку слово «начало» в единственном числе обозначает не «лицо», а «свойство», его следует считать прилагательным; но прилагательное не может употребляться с другим прилагательным, почему и нельзя говорить в собственном смысле, что Отец и Сын – единое начало Святого Духа, если только «единое» не понимать как наречие, и тогда значение суждения будет следующим: они суть одно начало, то есть одним и тем же способом. Но в этом случае с таким же правом можно будет сказать, что Отец является двумя началами Сына и Святого Духа, то есть – двумя способами. Поэтому, хотя слово «начало» и обозначает свойство, оно является существительным, как и слова «отец» и «сын» по отношению к тварям. Отсюда число [в котором оно употребляется] зависит от формы, которую оно обозначает подобно другим существительным. Следовательно, коль скоро Отец и Сын суть единый в силу единства формы, обозначаемой словом «Бог», они также суть единое начало Святого Духа в силу единства свойства, обозначаемого словом «начало».

Ответ на возражение 1. Если мы возьмем силу изведения, то Святой Дух исходит от Отца и Сына, поскольку они едины в этой силе, которая в определенном смысле обозначает природу и свойство, как мы увидим ниже (ответ на возражение 7). Ничто не мешает тому, чтобы одно свойство имелось у двух «подлежащих» одной общей природы. Но если мы рассмотрим «подлежащие» [начала] изведения, то мы можем сказать, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына по отдельности, ибо Он исходит от Них как объединяющая Их обоих .

Ответ на возражение 2. Суждение «Отец и Сын суть единое начало Святого Духа» указывает на одно свойство, которое есть форм обозначаемая этим термином. Однако отсюда не следует, что Отец в силу нескольких свойств может считаться несколькими началами, ибо это предполагало бы в нем множественность субъектов.

Ответ на возражение 3. Мы говорим о сходстве или несходстве в Боге не на основании относительных свойств, а на основании сущности. Отсюда Отец подобен Сыну не в большей степени, чем самому Себе; и равно Сын подобен Святому Духу не в большей степени, чем Отцу.

Ответ на возражение 4. Два суждения «Отец и Сын суть единое начало Святого Духа» и «единое начало, которое не есть Отец» не являются взаимно противоречащими друг другу, и поэтому нет необходимости утверждать либо одно, либо другое. Ибо когда мы говорим, что Отец и Сын – единое начало, слово «начало» не связано с определенным подлежащим, но, скорее, неопределенно указывает на два лица вместе. Следовательно, здесь имеет место ошибка, основанная на словесном обороте, поскольку аргумент заключает от неопределенного к определенному.

Ответ на возражение 5. Суждение «Единое начало Святого Духа суть Отец и Сын» также верно, поскольку слово «начало» указывает не на одно только лицо, но на два без различения, как мы пояснили выше.

Ответ на возражение 6. Ничто не препятствует утверждению, что Отец и Сын суть одно и то же начало, поскольку слово «начало» означает сразу два лица, не вводя различия.

Ответ на возражение 7. Некоторые утверждают, что хотя Отец и Сын суть единое начало Святого Духа, имеются два изводящих [Святого Духа] источника в силу различения «подлежащих», а также два [акта] изведения, так как [количество] актов соответствует [количеству] субъектов. Однако это неприемлемо в отношении имени «Творец», ввиду того что Святой Дух исходит от Отца и Сына как обособленных Лиц, что было рассмотрено выше, в то время как тварь происходит от трех Лиц не как обособленных, но единых по сущности. Все же, по-видимому, лучше говорить, что коль скоро изведение – это акт, а источник изведения – субъект, Отец и Сын совершают два акта изведения в силу множественности «подлежащих», но не суть два источника изведения, так как изведение [Святого Духа] – это единое [действие]. Что же до слов Илария о «Святом Духе, исходящем от Отца и Сына как Его создателей», то здесь слово «создатели» указывает на два действия, а не на два источника действия.

  • преп.
  • cвт. Иннокентий
  • О Святом Духе свт.
  • прп. Феофан
  • прп. Максим Грек
  • игумен Петр (Мещеринов)
  • митр.
  • протопр.
  • митр.
  • свящ.
  • Юрий Максимов
  • Юрий Максимов
  • прп.
  • Свято́й Дух – Третье (в традиционном, условно принятом способе перечисления Божеских Лиц) (Ипостась) , истинный , единосущный и равнославный и .

    Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает , присущими только Богу. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой (природой) со Отцом и Сыном. Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

    От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.

    Святой Дух – выразитель Сына Божьего, рождаемого в вечности от Бога Отца. Священное Писание ясно показывает, что Дух есть Бог и что Дух неразрывно связан с Сыном: «Христос рождается – Дух предваряет; Христос крестится – Дух свидетельствует; Христос искушаем – Дух возводит Его (в пустыню); Христос совершает чудеса – Дух сопутствует Ему; Христос возносится – Дух преемствует».

    Учение о Святом Духе говорит нам об отличии Бога от всех сотворенных существ. Святой Дух пребывает вне пространства и времени, не принадлежит к чувственно постижимым формам бытия. Его Всесовершенное Бытие «неописуемо, беспредельно, не имеет образа и вида» (св. ). Он есть Существо «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. ). «Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне Дух. Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным» (св. .

    В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия общие всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как говорит о Ней св. .

    В Священном Писании Святой Дух именуется также просто Духом (), Духом истины (), Духом Божиим () и (), Духом Отца () и (), Духом Господа (), Духом Божиим и Христовым (), Духом Сына Божия, (), Духом Христовым () и (), Духом святыни (), Духом усыновления (), Духом откровения (), Духом обетования (), Духом благодати (), благим (), Владычним (), Духом «премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и благочестия» () и другими именами.

    Можно ли понимать сошествие Святого Духа на Христа в виде голубя или на апостолов в виде огненных языков, как пространственное перемещение третьего Лица Пресвятой Троицы с Небес на землю?

    Святой Дух, как и Другие Божественные Лица, вечен, неизмерим, вездесущ. Это значит, что Он никогда не зависит ни от условий пространства, ни от условий времени, прибывает везде, даже в адовых безднах, и охватывает всё.

    Следовательно, ни о каком временнóм перемещении из одной области мира в другую не может быть речи. Как до Крещения , так и во время, и после, (и опять же) как до Пятидесятницы, так и во время, и после Святой Дух находился и превыше Небес, и на , и на земле.

    Следовательно, сошествие Святого Духа на Христа во время Крещения и сошествие Духа на апостолов в день Пятидесятницы необходимо воспринимать в смысле Божественных действий.

    В первом из названных случаев Бог засвидетельствовал мессианское достоинство Иисуса, благословил Его служение как Спасителя и Искупителя. Во втором случае Божественное действие было связано с ниспосланием благословения на Его , наделением Её особыми благодатными дарами, особыми спасительными средствами.

    Почему Господь обнаружил Свои действия именно в таких внешних формах, знает Он Сам.

    В данной связи можно лишь заметить, что голубь - достаточно мирная птица. Кроме того, этот символ издревле соотносился и соотносится с надеждой и спасением. Вспомним, что после чудесного избавления от потопа именно голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес в клюве масличный лист (), удостоверив спасенных, что земля освободилась от губительных вод.

    Что касается огненных языков, эта символическая форма близка к тем библейским аллегориям, в рамках которых Бог представлялся под образом огня. Так, Моисей, при встрече с Творцом, созерцал объятый пламенем куст (); пророк Иезекииль зрел Бога в подобии мужа, вид которого напоминал пылающий металл (); пророк Даниил, видел огненную реку, протекающую перед ().

    Почему Святой Дух сошёл на апостолов лишь после Вознесения Христа?

    Сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы явилось необходимым следствием всей предшествующей деятельности Бога, направленное на освобождение человека от власти греха, тления, смерти и лукавых духов.

    Сошествие Святого Духа было не пространственным перемещением, а особым Божественном действием, проистекающим от Бога Отца через Его Слово и проявившимся во Святом Духе. Это действие предназначалось для всей Церкви на все времена, а не исключительно для апостолов (именно поэтому на иконах, отображающих данное событие, наряду с прочими апостолами пишется Павел, который, в то время, не входил в круг последователей Христа, но был гонителем Церкви).

    В результате этого действия Церкви были преподаны особые спасительные средства, благодатные дары с помощью которых верующие освобождаются от греха. Благодаря этим дарам человек получил возможность преобразиться из грешного в праведного, из порочного в достойного, способного жить в послушании Богу, в Царстве святых.

    В свою очередь эта возможность открылась человеку в связи с тем, что для осуществления личного спасения предварительно были созданы все необходимые условия. Прежде, чем люди смогли получить эти благодатные средства, надлежало преподать им учение Боге, о Царстве Небесном, очертить перед ними их высшую цель, совершить Искупление, победить ад, сокрушить сатану, попрать смерть, освятить и прославить человеческое естество, проложить путь к Горним обителям, явить людям совершенный пример святости и любви.

    Это-то и совершил наш Господь. После сего на созданную Им ), или о том, что Дух - Дух Христов (), не могут служить доказательством учения о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына.

    Дуновение Сына на апостолов означает не что иное как ниспослание им Святого Духа, совершенное в конкретном месте, в конкретной обстановке, в конкретный исторический момент, и не указывает на образ вечного, внепрстранственного бытия Святого Духа, на Его исхождение «и от Сына» (дело в том, что Святой Дух не всегда обозначает третье Лицо Пресвятой Троицы; иногда так обозначается благодать Святого Духа, которая есть, вместе с тем, и благодать Отца, и Сына).

    Когда же приидет Он, Дух истины… (). Он будет свидетельствовать о Мне (). Греческое слово «дух» (πνεῦμα) - среднего рода, а не мужского как в русском языке. В связи с этим, употребление рядом со словом среднего рода указательного местоимения мужского рода (ἐκεῖνος - Тот [в русском переводе «Он»]) свидетельствует о личностной природе Духа Святого.

    ...Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков...

    Что значит «Верую в Святого Духа»?

    Веровать в Святого Духа – значит поклоняться Ему так же, как Богу Отцу и Сыну. Это значит верить, что Святой Дух приходит в наше сердце, чтобы мы, как Божьи дети, познали нашего Отца, Сущего на небесах. Движимые Святым Духом, мы можем изменять облик земли.

    Перед Своей смертью Иисус обещал ученикам, что пошлёт им «другого Утешителя» (Ин 14, 16), когда Он Сам уже не сможет быть с ними. И когда потом на учеников первой Церкви излился Святой Дух, они поняли, чтO имел в виду Иисус. Они познали глубокую уверенность и радость в вере и получили определённые ХАРИЗМЫ; то есть они смогли
    пророчествовать, исцелять и творить чудеса. До сего дня есть в Церкви люди, которые обладают такими способностями и реализуют их

    ***
    ХАРИЗМА (от греч. charis – привлекательность, очарование, дар, благодать) – дар благодати Святого Духа, о котором говорится, например, в Первом послании к Коринфянам: исцеление, чудотворение,
    пророчество, способность говорить на языках и их толковать, мудрость, знание, вера и т.д. Сюда также относятся семь Даров Святого Духа; это особые Дары к руководству, управлению, делам милосердия и провозглашению веры.

    ***
    См. также ККЦ 683–686.

    По поводу исхождения Святого Духа: православные веруют, что Святой Дух исходит только от Отца, а не от Отца и Сына, как у католиков. Ведь Сын должен был вернуться к Отцу, чтобы ниспослать Святого Духа, а не призвал Его напрямую.

    Почему Иисус должен был возвратиться к Отцу, чтобы послать Святого Духа? Ответ прост: возвращаясь к Отцу, Иисус показывает, что ниспосылает Духа не один, а вместе с Отцом, с Которым Он одно: «Я и Отец – одно».

    Обратимся к Катехизису Католической Церкви, который объясняет суть проблемы Filioque, показывая, что позиции католиков и православных вполне примиримы. Читаем в Катехизисе: «Предвечное происхождение Духа открывается в Его земной миссии. Святой Дух ниспослан апостолам и Церкви столько же Отцом во имя Сына, сколько и Сыном Самим по возвращении к Отцу». Это утверждение сопровождается библейскими цитатами, в частности, из 14 главы Евангелия от Иоанна: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Отсюда очевидно, что Отец посылает Святого Духа только через Сына.

    В Катехизисе Католической Церкви уточняется: православные не утверждают, что Святой Дух исходит только от Отца, но что Он исходит от Отца через Сына. Приведенный священный текст совершенно ясно это доказывает. Иисус говорит, что Отец пошлет Духа во имя Его.

    Возвращаясь к этой же теме, Иисус говорит, что Он пошлет Святого Духа. Он пошлет Его от Отца: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15,26). И еще: «Он (Святой Дух) прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 14-15).

    Катехизис Католической Церкви продолжает: «Восточная традиция прежде всего отражает природу первопричины Отца по отношению к Духу. Исповедуя Духа как Того, Кто «от Отца исходит» (Ин 15, 26), она утверждает, что Дух исходит от Отца через Сына. Западная традиция выражает прежде всего единосущное общение между Отцом и Сыном, говоря, что Дух исходит от Отца и Сына (Filioque). Она говорит это «согласно с законом и разумом», ибо извечный порядок Божественных Лиц в их единосущном общении подразумевает, что Отец есть первопричина Духа как «безначальное начало», также, что как Отец Единородного Сына Он вместе с Ним составляет «единое начало, от которого исходит Святой Дух». Эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность той же исповедуемой тайны» (248).

    «Латинская традиция Символа веры исповедует, что Дух исходит «от Отца и Сына (Filioque)». Флорентийский собор (1438 г.) разъясняет: «Существо и бытие Святого Духа исходят одновременно от Отца и Сына, и Он вечно исходит от Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием... И поскольку все, что у Отца, Отец Сам дал Единородному Сыну, рождая Его, - все за исключением Своего Отцовства, - постольку Сын само это исхождение Святого Духа от Сына вечно получает от Отца, от Которого же вечно рожден»» (ККЦ 246).

    «Провозглашение Filioque отсутствовало в Символе веры, исповеданном в 381 г. в Константинополе. Но, следуя древней латинской и александрийской традиции, Папа св. Лев уже исповедовал его догматически в 447 г., еще прежде чем Рим узнал и получил в 451 г. на Халкидонском соборе Символ веры 381 года. Употребление этой формулировки в Символе веры мало-помалу было допущено в латинскую литургию (между VIII и IX вв.). Введение Filioque в Никео-Константинопольский Символ веры через латинскую литургию еще и сегодня составляет предмет спора с православными Церквами» (247). Тем не менее, как мы уже процитировали выше, «эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность одной и той же исповедуемой тайны».

    Какую роль играет Святой Дух в жизни Иисуса?

    Без Святого Духа нельзя понять Иисуса. Как нигде больше проявляется в Его жизни присутствие Духа Божьего, Которого мы называем Святым Духом.

    Именно Святой Дух вызвал к жизни Иисуса во чреве Девы Марии (Мф 1, 18), подтвердил, что Он есть возлюбленный Сын (Лк 4, 16–19), вёл Его (Мк 1, 12) и поддерживал Его жизненные силы до самого конца (Ин 19, 30). На кресте Иисус испустил дух. После Своего воскресения Он даёт Святого Духа Своим ученикам (Ин 20, 20). Так Дух Иисуса перешёл на Его Церковь: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20, 21).

    ***
    "Кто просит «Приди Святой Дух», должен быть готов к тому, чтобы просить «Приди и помешай мне там, где надо помешать».
    ВИЛЬГЕЛЬМ ШТЕЛИН (1883–1975), протестантский богослов

    ***
    "Он побуждает нас принимать другого, Он воспламеняет в нас огонь любви, Он превращает нас в миссионеров Божьей Любви"
    Бенедикт XVI о Святом Духе.

    ***
    См. также ККЦ 689–691, 702–731.

    Под какими именами и знаками является Святой Дух?

    На Иисуса Святой Дух нисходит в образе голубя. Первые христиане познали Святого Духа как исцеляющий елей, как живую воду, как сильный ветер и как огненные языки. Иисус Христос Сам говорит о Помощнике, Утешителе, Учителе и Духе Истины. В таинствах Церкви Святой Дух даруется через возложение рук и помазание елеем.

    Мир, который Бог заключил с людьми после Потопа, был возвещён Ною через явление голубя. Уже языческая античность знала голубя как символ любви. Поэтому ранние христиане сразу же поняли, почему Святой Дух – олицетворенная любовь Божья – снизошёл на Иисуса в образе голубя, когда Тот принимал крещение в Иордане. Сегодня голубь – признанный во всём мире символ мира и один из главнейших символов примирения человека с Богом (ср. Быт 8, 10–11)

    ***
    "В Иисусе Христе Бог стал человеком и позволил нам заглянуть в душу самого Бога. И мы видим там кое-что совершенно неожиданное: таинственный Бог – это не бесконечное одиночество; Он – событие любви, в которой существует Сын, говорящий с Отцом. И оба Они – единое целое в Духе, который является, так сказать, атмосферой дарения и проявления любви, делающей Их единым Богом".
    Бенедикт XVI, в канун Пятидесятницы, 2006 г

    ***
    См. также ККЦ 691–693.

    Как понять, что Святой Дух «вещал через пророков»?

    Бог ещё в Ветхом Завете исполнял мужчин и женщин Духом, так что они возвышали свои голоса в защиту Бога, говорили от Его имени и приуготовляли народ к пришествию Мессии.

    В Ветхом Завете Бог избирал мужчин и женщин, которые были готовы к тому, что Он будет утешать, направлять и предостерегать через них Свой народ. Именно Дух Господень говорил устами Исаии, Иеремии, Иезекииля и других пророков. Иоанн Креститель, последний среди этих пророков, не только предвидел пришествие Мессии: он ещё и встретил Его и возвестил о Нем как об Избавителе от власти греха.

    ***
    "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне" (Евр 1, 1–2).

    ***
    См. также ККЦ 683–688, 702–720.

    Как Святой Дух мог действовать в Марии, с Марией и через Марию?

    Мария была полностью открыта Богу и готова услышать Его слова (Лк 1, 38). Поэтому действием Святого Духа Она смогла стать «Матерью Господа» и – как Мать Христа – также Матерью христиан и даже Матерью всех людей.

    Мария помогла Святому Духу совершить чудо всех чудес: Боговоплощение. Она дала Своё согласие Богу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38). Укреплённая Святым Духом, Она прошла с Иисусом сквозь огонь и воду, до подножия креста. И там Иисус дал Её всем нам в Матери (Ин 19, 25–27).

    ***
    "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя" (Лк 1, 35)

    ***
    См. также ККЦ 721–726.

    Что произошло в день Пятидесятницы?

    На пятидесятый день по Своем воскресении Господь ниспослал с небес на Своих учеников Святого Духа. Началось время Церкви.

    В день Пятидесятницы Святой Дух сделал охваченных страхом апостолов мужественными свидетелями Христа. И в самое короткое время тысячи людей приняли крещение: это был час рождения Церкви. Происшедшее в день ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ чудо, когда апостолы заговорили на разных языках, показывает, что Церковь с самого начала была предназначена для всех; она Вселенская (именно таково значение слова католическая, пришедшего в латинский язык из греческого) и миссионерская. Она говорит со всеми людьми, преодолевает этнические и языковые преграды и может быть понята всеми. По сей день Святой Дух является жизненным эликсиром Церкви.

    ***
    ПЯТИДЕСЯТНИЦА – пятидесятый день после Пасхи. Изначально праздник, в который Израиль вспоминал заключение Завета с Богом. После события в Иерусалиме для христиан этот день стал праздником сошествия Святого Духа.

    ***
    "И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать, (…) ибо, каждый слышал их говорящих его наречием" (Деян 2, 4,6).

    ***
    См. также ККЦ 731–733.

    Почему в Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус после Воскресения сказал «Примите Духа Святого», а потом Святой Дух сошёл на апостолов в день Пятидесятницы? Когда же по-настоящему они приняли Святого Духа?

    Святой Фома Аквинский замечает, что Дух Святой сошел дважды не только на апостолов, но и на Иисуса Христа. В первый раз это произошло в день Крещения, а во второй – в день Преображения. Дух Святой почил на Нём в двух различных образах: сначала в виде голубя, а потом – в виде сияющего облака. Святой Фома в «Толковании на Евангелие от Иоанна» пишет, что это произошло потому, что «благодать Христова, которая даётся нам Святым Духом, должна была снизойти до нас как посредством Таинств (вот почему в Крещении он сошел в виде голубином, то есть в образе плодородного животного), так и через учение, и поэтому Он снизошел в форме сияющего облака. Вот почему в таких ситуациях упоминается о задании Учителя: «Его слушайте!».

    Точно так же, Он сошёл дважды на апостолов, под двумя разными видами, для осуществления двух разных служений: служения Таинств и служения проповеди.

    По словам святого Фомы Аквинского, «в первый раз Он сошел на них в виде дуновения, чтобы обозначить распространение благодати на Таинства, служителями которых они станут. Поэтому Он добавляет: «Кому простите грехи, тому простятся». В Мф 28,19 читаем: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Во второй же раз Он сошел в форме языков пламени, чтобы указать на распространение благодати в форме учения. Вот почему в Деяниях 2,4 рассказывается, как они, исполнившись Духа Святого, сразу же начали говорить».

    Святой Иоанн Златоуст толкует стих из Евангелия от Иоанна (20,22) следующим образом: «Святой Дух был тогда дарован ученикам, но не универсально, для всех служений, а с определенной целью, то есть отпускать грехи». Господь тем самым напомнил, что для отпущения грехов необходимо быть облеченным определенной Божественной властью.

    Остается всегда актуальным вопрос, который в сердце своем задавали книжники, учителя Израилевы. У них слова Иисуса к расслабленному – «прощаются тебе грехи твои» - вызывают следующую реакцию: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк 2,7). Совершённым чудом Иисус показывает всем, что Его слово столь же эффективно, сколь эффективно Слово Бога, сотворившего мир. Будучи Богом, Он прощает грехи. В день Своего воскресения Иисус сообщает апостолам Свою власть прощать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20,23).

    Что делает Святой Дух в Церкви?

    Святой Дух созидает Церковь и движет её вперёд. Он напоминает ей о её миссии. Он призывает людей к служению в ней и преподает им необходимые дары. Он ведёт нас ко всё более глубокому общению с триединым Богом.

    Даже когда на протяжении долгой истории часто казалось, что Церковь «оставлена всеми добрыми духами», то и тогда Святой Дух несмотря на все ошибки и человеческие недостатки не прекращал Свое действие. Уже одно её 2000-летнее существование, а также многочисленные святые всех эпох и культур являются зримым доказательством Его присутствия. Святой Дух – это Тот, Кто содержит Церковь как единое целое в истине и ведёт её ко всё более глубокому познанию Бога. Именно Святой Дух воздействует на нас через Таинства и делает живым Священное Писание. Людям, которые полностью открываются навстречу Ему, Он и сегодня преподает Свои Дары (харизмы).

    ***
    "Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (Ин 16, 12–13).

    ***

    ***
    См. также ККЦ 733–741, 747.

    Что делает Святой Дух в моей жизни?

    Святой Дух открывает меня для Бога. Он учит меня молиться и помогает мне служить другим людям.

    «Тихий гость нашей души» – так называет Святого Духа св. Августин. Кто хочет Его почувствовать, должен быть тих и безмолвен. Часто Этот Гость очень тихо говорит в нас и с нами – например, голосом нашей совести или через иные внутренние и внешние импульсы. Быть «храмом Святого Духа» означает: телом и душой служить Этому Гостю, Богу в нас. Наше тело, таким образом, в определённом смысле является жилищем Бога. И чем больше мы открываемся Святому Духу в нас, тем в большей степени Он становится Учителем нашей жизни, тем чаще даже сегодня Он дарит нам Свои харизмы для созидания Церкви. Так в нас произрастают вместо дел плоти плоды Святого Духа.

    ***
    "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное" (Гал 5, 19–21).

    ***
    "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал 5, 22–23)

    ***
    Здесь все в чудно-сжатой картине
    Представлено Духом Святым:
    И мир, существующий ныне,
    И Бог, управляющий им,
    И сущего в мире значенье,
    Причина, и цель, и конец,
    И вечного Сына рожденье,
    И крест, и терновый венец...

    ИВАН НИКИТИН (1824–1861), русский поэт, о Библии

    ***
    "Наше понимание ограничено; отсюда и смысл ниспослания Духа, Который вновь и вновь из поколения в поколение вводит Церковь в величие тайны Христа". Бенедикт XVI

    ***
    См. также ККЦ 738–741.