Почему церковь Спас на крови так называется? Спас на крови (Храм Воскресения Христова) Спас на крови почему такое название

Храм, построенный в память о гибели Александра II считается одной из главных достопримечательностей города на Неве. Но не все знают, что он хранит множество мистических загадок и тайн: о том, как храм превратился в морг и повлиял на распад СССР, где находится икона, способная предсказывать будущее, и почему кресты хранились под водой.


Храм Спаса на Крови в Петербурге является одной из красивейших, праздничных и ярких церквей в России. Долгие годы во времена Советской власти она была предана забвению. Теперь же, восстановленная, она привлекает своим величием и неповторимостью тысячи посетителей.
Храм был построен в память об императоре Александре II. В далеком 1881 году на том месте, где позже воздвигли храм, произошли трагические события.
1 марта царь Александр II направлялся на Марсово поле, где должен был пройти парад войск. В результате террористического акта, совершенного народовольцем И. И. Гриневицким, император был смертельно ранен.

По приказу Александра III на месте трагедии и была воздвигнута церковь Спаса-на-Крови, где должны были совершаться регулярные службы по убиенному. Так и закрепилось за храмом название Спас-на-Крови, официальное название Храм Воскресения Христова.

Главное место храма – неприкосновенный фрагмент Екатерининского канала.
В него входят тротуарные плиты, булыжная мостовая, часть решетки.

Место, где погиб император, решено было оставить нетронутым.
Для осуществления этого замысла изменили форму набережной, а фундамент храма переместил русло канала на 8,5 метров.

Под колокольней именно на том месте, где произошел трагический случай, находится «Распятие с предстоящими».

Уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. По бокам размещены иконы святых.

Для выбора наилучшего проекта для строительства храма был объявлен архитектурный конкурс. В нем принимали участие самые именитые архитекторы. Только с третьей попытки (столько раз объявлялся конкурс) Александр III выбрал проект, который показался ему наиболее подходящим. Автором его был Альфред Парланд и архимандрит Игнатий.

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге строили на пожертвования, которые собирали всем миром. Вклады вносили не только россияне, но граждане других славянских стран. Стены колокольни после строительства увенчались множеством гербов самых разных губерний, городов, уездов, которые жертвовали сбережения, все они были выполнены из мозаики.
На главном кресте колокольни была установлена золоченая корона в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло августейшее семейство.
Общая сумма строительства составила 4,6 миллиона рублей.

Заложили храм в 1883 году, когда проект строительства ещё не был утвержден окончательно. На данном этапе главной задачей было укрепить грунт, чтобы он не подвергался размыву, ведь рядом находился Екатерининский канал (в 1923 году переименован в канал Грибоедова), а также заложить прочный фундамент.

Сам собор Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге начали возводить в 1888 году.
Серый гранит использовали для облицовки цоколя, стены выкладывались из красно-коричневого кирпича, тяги, наличники для окон, карнизы были выполнены из эстляндского мрамора. Цоколь украсили двадцать гранитных досок, на которых перечислялись главные указы и заслуги Александра II. К 1894 году основные своды собора были возведены, к 1897 году достроили девять глав. Большая часть из них была покрыта разноцветной яркой эмалью.

Стены храма, купола, башни полностью покрывают удивительные декоративные узоры, гранит, мрамор, ювелирная эмаль, мозаика. По-особенному смотрятся белые арки, аркады, кокошники на фоне декоративного красного кирпича.

Общая площадь мозаики (изнутри и снаружи) составляет около шести тысяч квадратных метров. Мозаичные шедевры составляли по эскизам великих художников Васнецова, Парланда, Нестерова, Кошелева. Северная сторона фасада представляет мозаику «Воскресение», на южной расположилось панно «Христос во славе». С запада фасад украшен картиной «Спас нерукотворный», а с востока можно увидеть «Спас Благословляющий».

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге несколько стилизован под московский собор Василия Блаженного. Но само художественное и архитектурное решение весьма уникально и самобытно. По плану собор является четырехугольным зданием, венчающимся пятью большими главами и четырьмя главками немного меньшего размера. Южный, северный фасад украшают фронтоны-кокошники, восточную сторону - три закругленные аспиды с золотыми главками. С запада находится колокольня с красивейшим золоченым куполом.

Внутреннее оформление - убранство храма - очень ценно и намного превосходит внешнее. Мозаики Спаса уникальны, все они выполнены по эскизам именитых мастеров кисти: Харламова, Беляева, Кошелева, Рябушкина, Новоскольцева и других.

Открыт и освящен собор был в 1908 году. Это был не просто храм, он являлся единственным храмом-музеем, памятником Императору Александру II. В 1923 году Спас-на-Крови по праву получил статус кафедрального, но волей судьбы или из-за бурных исторических перемен в 1930 году храм закрыли. Здание передали Обществу политкаторжан. На протяжении многих лет при советской власти принималось решение разрушить храм. Возможно, этому воспрепятствовала война. Перед руководителями на тот момент ставилась другие важные задачи.
Во время страшной ленинградской блокады здание собора использовали как городской морг.
По окончании войны Малый оперный театр устроил здесь склад для декораций.
После смены власти в советском правительстве храм наконец-то признали историческим памятником.
В 1968 году он попадает под защиту Государственной инспекции, а в 1970 году храм Воскресения Христова объявлен филиалом «Исакиевского собора».
В эти годы собор начинает постепенно возрождаться. Реставрация проходила медленно, только в 1997 году в качестве музея Спас-на-Крови начал принимать посетителей.
В 2004 году, спустя более чем 70 лет, митрополит Владимир отслужил в храме божественную литургию.

А теперь семь тайн и легенд Храма Спаса на крови.

1. Подводные кресты Спаса-на-Крови.
В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас-на-Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошел любопытный случай: случайный прохожий, знавший легенду, подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно - ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.

2. Сказ о том, как храм на развал Советского союза повлиял.
Еще одна любопытная легенда, связанная со Спасом-на-Крови и материализации мысли, имела место быть уже в самом начале 90-х. Долгое время одна из главных достопримечательностей города на Неве десятилетиями стояла в строительных лесах, что породило немало анекдотов и даже нашло отражение в стихах и песнях. На волне среди горожан существовало ироничное поверье, мол, что как только со Спаса снимут леса, рухнет весь Советский союз. Кому-то может показаться небылицей, а кто-то спишет на стечение обстоятельств, но факт остается фактом: в 1991 году храм "освободили" от строительных лесов, а чуть позднее, в августе того же года, пришел конец Советской власти.

3. Крупнейшая коллекция мозаик в Европе.
Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и крупнейшая коллекция мозаик, над которой трудились известнейшие отечественные мастера - Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Мозаики - основной декор храма, ведь даже иконостас Спаса-на-Крови мозаичный. Также может показаться любопытным, что именно из-за того, что произведения искусства делали очень долго, открытие храма и его освящение оттянули на добрый десяток лет.

4. Блокадный морг и «Спас-на-картошке».
Ни для кого не секрет, что в военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме - где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас-на-Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, подтверждая его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей - некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом-на-картошке». По окончании войны Спасу-на-Крови опять-таки не вернули религиозной функции, напротив - его начали использовать как хранилище декораций Малого Оперного театра, который нынче известен как Михайловский.

5. Тайны нумерологии и Спас-на-Крови.
Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это - например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а еще одно число 63 - не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.

6. Загадочная икона.
Кроме знаменитого призрака набережной канала Грибоедова, бытует еще одна мистическая и таинственная легенда (не доказанная и не опровергнутая): якобы под крышей Спаса-на-Крови есть икона, на которой проступили роковые для российской истории годы - значится там 1917, 1941 и не только. Считается, что икона обладает силой и способна предрекать поворотные даты для истории России, ведь на полотне проглядываются и другие нечеткие силуэты чисел - возможно, они проступят по мере приближения новой трагедии.

7. Кровавая мостовая.
Ни для кого не секрет, что Спас-на-Крови построили на месте, где 1 марта 1881 произошло последнее покушение на императора Александра II. Естественно, сразу же после трагических событий Городская дума предложила возвести здесь небольшую часовню, однако новый император Александр III наказал часовней не ограничиваться и построить на этом месте великолепный храм.
Также государь распорядился оставить внутри будущего собора нетронутый участок мостовой, где пролилась кровь его отца.

Нерушимая церковь
Еще одно поверье, которое до сих пор не нашло опровержения - что этот собор невозможно разрушить. Одним из ярких примеров, подтверждающих легенду, является история о том, как в 1941 году власти приняли решение взорвать храм Спаса на Крови, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности». В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку.
Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.

В 60-х годах, осматривая купола храма, обнаружили единственную бомбу, которая всё же попала в храм.
Попала, но не взорвалась.
Пятисот килограммовая бомба лежала на руках Спасителя.

фото мои + использованы материалы из открытых источников

Предыдущая фотография Следующая фотография

Архитектура исторического центра Санкт-Петербурга - сплошной классицизм, ампир и модерн. И неожиданно посреди этого выверенного талантливейшими зодчими ансамбля взгляд упирается в разноцветные купола, кирпичное узорочье, кокошники и пилястры, живо напоминающие Собор Василия Блаженного на Красной площади. Кто и почему позволил разрушать строгий и величественный образ имперской столицы подобными вольностями? Причина была трагической - на этом месте народоволец-террорист Игнатий Гриневицкий смертельно ранил Александра II Освободителя. Спас на Крови - мемориальный храм, поставленный на месте цареубийства.

Немного истории

В конкурсе на лучший проект собора принимали участие известные архитекторы страны. Основными требованиями нового императора Александра III были русский стиль здания и отдельный придел на месте, где пролилась августейшая кровь. Только с третьей попытки выбрали проект Альфреда Парланда, профессора Академии художеств. Заложили храм в 1883 г., построили быстро, а вот отделывали целых 10 лет и освятили в 1907 г.

После революции, как водится, собор закрыли, какое-то время использовали в качестве овощехранилища, в блокаду - морга, а после войны - как склад театральных декораций. Несколько раз его собирались разрушить, но в 1970 г. начали реставрацию. С 1997 г. обновленный храм открыли для посетителей, в 2004 г. возобновились богослужения.

Поговаривали, что когда со Спаса на Крови снимут строительные леса, то рухнет Советская власть. Их демонтировали перед самым августом 1991 г...

Что посмотреть

Однопрестольный трехапсидный храм возведен в виде традиционного четверика. Вокруг высокого 8-гранного шатра теснятся 4 главки, каждая с особой кровлей из разноцветной черепицы, меди, и смальты. Вплотную стоит колокольня высотой 81 м. Фасады богато и разнообразно украшены поясками, изразцами, наличниками, кокошниками, отделаны гранитом и мрамором. Над входами размещены мозаичные панно по эскизам В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. А. Парланда, В. В. Беляева и Н. А. Бруни на евангельские сюжеты.

Поразителен интерьер собора, украшенный уральскими самоцветами и разноцветным мрамором. Главная святыня - укрытый толстым стеклом участок мощеной булыжниками мостовой, где принял смерть Александр II. Над ней, на серо-фиолетовых колоннах из алтайской яшмы сооружена сень с крестом из горного хрусталя, изнутри усыпанная звездами из топазов.

Все стены, своды и столбы сплошь покрыты мозаикой общей площадью около 6000 кв. м. Смальтовые образа «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» на мраморном иконостасе по эскизам В. М. Васнецова производят неизгладимое впечатление, хотя и нарушают общепринятые каноны. Восстановление этих шедевров заняло больше времени, чем потребовалось на строительство.

В ходе работ была обнаружена застрявшая в перекрытиях купола неразорвавшаяся немецкая бомба.

Спас на Крови - это одновременно действующий храм Санкт-Петербургской епархии РПЦ и часть музейного комплекса Исаакиевского собора.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2. Веб-сайт .

Как добраться: на метро до ст. «Невский проспект», затем пешком по наб. канала Грибоедова.

Время работы: с 10:30 до 18:00, выходной день - среда. Богослужения проводятся по воскресным и праздничным дням, начиная с 7:00; всенощная литургия по субботам с 18:00. Цена билета для взрослых - 250 RUB, учащихся, студентов, пенсионеров - 50 RUB. Цена билета на тематические и вечерние экскурсии - 400 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Необычайно оригинальный храм Спаса на крови фото в Питере которого указывают на то, что достопримечательность представляет собой яркий образец исконно «русского стиля», сигнализирует о зарождении на территории России приблизительно в 1830 годах во времена заката классицизма, а также начала популярности эклектики. Национальное возрождение России тогда подразумевалось, как укрепление православного древнего духа, превозносившего по-настоящему чистую христианскую веру, а также полное возвращение к патриархальному укладу. Церковная постройка грани девятнадцатого - двадцатого веков сегодня является популярной туристической достопримечательностью России.

Перед тем как ознакомиться с историей храма Спаса на крови , стоит немного узнать о его внешнем облике. Силуэт храма вырастает прямо над водной гладью известного канала Грибоедова. Его светящийся золотом, многогранной мозаикой, а также красочной эмалью свод стоит на четырех опорах, которые представляют собой столбы. Поверх него находится пять глав, среди которых выделена средняя шатровая, а также луковичные по бокам. Место по центру занято 8-мигранным шатром, который представляет собой ярко выраженный высотный доминант. Именно он визуально создает впечатление своеобразной нацеленности вверх. Купол шатра по габаритам значительно уступает куполам на боковых главах и того, что на колокольне, из-за чего создается впечатление, что шатер разрезает небесное пространство. Поэтому обычно несложно узнать, где находится храм Спаси на крови , поскольку изящное строение видно издалека.

История Спаса на крови

Праздничный вид строения еще ни о чем не говорит, ведь построено оно на месте одного из самых главных трагических происшествий российской истории, на месте, где был смертельно ранен Александр II во время теракта, совершенного народовольцем И.И. Гриневицким. когда он направлялся на парад войск на Марсово поле. Тогда Россию потрясло это трагическое происшествие. Великий храм на этом месте был воздвигнут по приказу Александра III, сына убитого Царя, народом он стал называться «Спас на крови». Внутри этой церкви должны были регулярно совершать службы по убиенному, она считается важным местом собрания паломников, где они молились о душе Александра II.

Благодаря традиции русского зодчества церковные сооружения строили, как память о важных исторических событиях. Представители «русского стиля» старались воссоздать национальный исконно русский стиль, который был укоренен древнерусским зодчеством, а также народным искусством, глубочайшими традициями самобытности народа. Внешний вид храма Спаса на крови в Питере буквально завораживает.

Знаменитые архитекторы Питера А.И. Томишко, И.С.Китнер, В.А. Шретер, и. С. Богомолов участвовали в первом конкурсе по созданию проекта. Проекты были поданы на рассмотрение в «византийском стиле», который не отвечал характеру требуемого «русского церковного творчества». Александр III не выбрал ни одного из них, выразив пожелание построения храма в русском вкусе и, чтобы его создание служило своеобразной метафорой приближения Петербурга к заветам, диктованным старомосковской Русью. Постройка должна была символизировать единство Царя и государства, народа и его непоколебимой веры, напоминая потомкам о династии Романовых, стать памятником самодержавию России.

По результатам второго конкурса высокое одобрение получила совместная работа архимандрита Игнатия (И. В. Малышева), настоятеля Троице- Сергиевой пустыни под Питером, и архитектора А.А. Парланда. Этот проект больше всего понравился новому императору, удовлетворив все его требования. После того, как Парланд внес корректировки, значительно изменив начальный облик церкви, проект был в 1887 году утвержден. Архимандрит Игнатий внес предложение освятить будущий храм- памятник во имя Воскресения Христова. если рассматривать фото храма Спаса на крови в Питере , можно понять, что тут четко прослеживается идея заключалась в глубоком осмыслении преодоления смерти, утверждая связь между смертью Александра II и жертвой Спасителя в искуплении. место ранения, повлекшего за собой смерть самодержца- освободителя, должно было восприниматься как «Голгофа для России». Собор Воскресения Христова торжественно заложили 6 октября 1883 года в присутствии императорской четы: Александра III и Марии Федоровны, и митрополита Исидора, который составил план церемониала. В честь этого внутрь основания будущего престола заложили закладную доску с выбитой специально для этого печатью. Император Александр III заложил лично первый камень. Обагренные кровью фрагмент решетки канала, часть булыжной мостовой и гранитные плиты предварительно сняли, упаковав внутрь ящиков, занесли для хранения в часовню на Конюшенной площади.

Имеются также интересные факты о храме Спаса на крови которые необходимо знать. Строительство храма началось раньше утверждения окончательного проекта. Его строительство заняло 24 года, а смета составила 4 606 756 рублей. Из них 3 100 000 рублей выделила казна, остальное пожертвовали императорская, государственные учреждения, частные лица.

Близость канала вносила свои коррективы в строительство, значительно усложняя его. Для этого впервые, вместо привычной всем забивки металлических свай, применили в строительной практике Питера под фундамент бетонное основание. Кирпичные стены возвели на сплошном мощнейшем фундаменте, приготовленном из путиловской цельной плиты. Кроме того, они были оформлены красно-коричневым кирпичом, привезенным из Германии, детали из белого мрамора получили особое внимание. Наружная облицовка отличалась своей высокой декоративностью, невероятной сложностью выполнения. Особую красоту придают затейливые поливные изразцы, многоцветная декоративная черепица, произведенная фабрикой Харламова. В 1894 году были сведены купола, в 1896 Петербургским Металлическим заводом были выполнены каркасы девяти глав собора из металлоконструкций. Главы были покрыты четырехцветной ювелирной эмалью, произведенной по специальной рецептуре фабрикой Постникова и не имеющую аналогов русской архитектуры. Площадь их покрытия составляет тысячу квадратных метров, что, по сути, считается беспрецедентным случаем для истории зодчества России.

Особенности оформления

Крест, высота которого составляет 4,5 метра, был водружен на центральную главу церкви Спаса на крови в Санкт-петербурге торжественно в 1897 году, после чего митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий сразу же совершил отдельный молебен, освятив его. После этого строительство продолжалось еще десять лет, которые заняли преимущественно отделочные работы, укладка мозаики. Также были учтены следующие моменты:

  1. Колокольня высотой 62,5 метра стоит на месте непосредственного смертельного ранения Александра II, поэтому ей отводится особая роль. Над ее луковичной частью был установлен высокий крест, увенчанный императорской короной.
  2. Под золотым навесом, со стороны запада колокольни, находится Распятие из мрамора с образом спасителя, выложенного мозаикой, отмечающего снаружи храма место трагедии, повлекшей за собой смерь царя.
  3. Ниже карниза поверхность колокольни покрыта рисунками гербов городов, а также губерний, где скорбящие сопереживали об убийстве Царя-Освободителя всю Россию.

Войдя во внутрь храма Спаса на крови в СПБ , посетитель сразу оказывается недалеко от места ранения Александра II, то есть с той частью набережной, которая выделена шатровой сенью из яшмы, представляющей собой шатер с восемью гранями, поддерживаемый четырьмя колоннами. Большая часть его убранства состоит из натуральной алтайской и уральской яшмы, роскошного балюстрада, изысканные вазоны и цветы из камня поверх шатра выполнены из родонита с Урала. За решеткой из золоченного металла, украшенной императорской короной, видно булыжную мостовую, плиты тротуара и решетку канала – место, где замертво упал Царь-Освободитель. Возле памятного места проводят панихид люди приходя туда, молились, продолжают молятся о упокоении его души. Основные события царствования, эпизоды его судьбы высечены на досках из гранита красного цвета внутри ниш ложной аркады, которая размещена понизу стен фасадного полотна.

Оба крыльца объединены под одним шатром. Они прикомпонованы к колокольне со стороны севера и юга, а также представляют собой парадные входы. Двуглавые орлы венчают покрытые разноцветной черепицей шатры, в тимпанах крылец - композиции из мозаики, выполненные по оригинальным эскизам В.М. Васнецова «Страсти Христовы»

Созданный архитектором А. Парландом уникальный храм Спаса на крови в СПБ , объединил все лучшие качества арсенала зодчества допетровской Руси. Как следствие, необыкновенная элегантность и множество декора. Спас на крови, исключительно благодаря театральному красочному декору, выглядит как настоящий цветок. который расцвел на болотистой почве Петербурга. Облик его выделяется неукротимым изобилием ярчайших деталей, изысканной палитрой всевозможных отделочных материалов, колоритом, переливами, откликами мозаик, эмалей, изразцов, разноцветной черепицы.

Нарядный, как пряничный домик, Спас на Крови или собор Воскресенья Христова на Крови, очень узнаваем и любим как жителями Петербурга, так и туристами.

История храма

Если в названии церкви есть это немного зловещее «на крови», то знайте, возведена она там, где было совершено убийство царя. И пролилась святая для русского человека царская кровь. Ведь в сознании народа царь всегда присутствовал как связующее звено между Богом и Отечеством.

Спас на Крови один из трех таких, построенных на месте пролитой царской крови, храмов. Самый ранний был построен еще в 17 веке на месте загадочной гибели царевича Дмитрия, последнего из наследников Ивана Грозного. Храм Во имя Всех святых в земле Российской просиявших в Екатеринбурге, там, где были расстреляны последний российский император Николай II и его семья, освящен уже в 2003 году.

Храм Спаса на Крови Санкт-Петербург знает, как храм-памятник, поставленный в том месте, где император Александр II был смертельно ранен народовольцами, поэтому нельзя рассказать о храме, не сделав при этом некий краткий экскурс в российское прошлое. Из курса истории известен тот факт, что Александра II, называемого освободителем и реформатором, убили народовольцы, члены партии «Народная воля», тоже стремившиеся к переустройству российских порядков того времени.

Цветные купола Спаса

Почему же они его убили?

Царские реформы носили характер позднего прозрения. Очень многое изменили они, но с опозданием: недовольство властью как бы укоренилось, стало неотъемлемой частью прогрессивной русской жизни. А в среде народовольцев вообще считалось, что средством борьбы за социальные преобразования может быть только убийство, террор.

Только, так называемый, террор индивидуальный: не массовые убийства с целью устрашения, подобно тому, как это делают современные экстремистские организации, а направленный против конкретных представителей власти. С сатрапами надо говорить на их языке, т.е. с позиций силы. Хорошо законспирированная организация фанатично шла к своей цели: устранения императора как символа авторитарной власти, именно посредством убийства.

Но кровавая акция народовольцев не нашла понимания и поддержки у народа: никакого восстания не произошло, наоборот, на место гибели Александра II люди понесли цветы, там появился временный памятник. Сразу же после трагедии Городская петербургская дума просила уже нового царя разрешить возвести на средства города часовню или памятник убитому царю. Александр III повелел построить такую церковь, которая напоминала бы «душе зрителя о мученической кончине покойного императора Александра II и вызывала верноподданические чувства преданности и глубокой скорби русского народа».

На создание храма ушло 26 лет. Храм во имя Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 уже при императоре Николае II, внуке убитого. В таком названии звучит идея торжества жизни, утверждается связь между мученической кончиной царя и искупительной жертвой Христа. Эту мысль отражают слова из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», которые присутствуют во внутреннем убранстве, как осмысление духовного подвига царя, который освободил крестьян и был казнен своим же народом.

Храм во имя Воскресения Христова

Красно-коричневый кирпич в наружной отделке как символ крови, пролитой Спасителем, наличники из белого мрамора, кокошники и цветочное украшение фасада показывают радость Воскресения Христова. У мраморного мозаичного распятия под золотым навесом проходили церковные службы. Здесь читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти царя-мученика. Однако не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника» не являлся приходским.

Мозаичное распятие

На специально построенном выступе, как бы выдвинутом в русло канала, стоит колокольня высотой 62,5 метра с крестом и с императорской короной на верху. Колокольня обозначает находящееся внутри храма скорбное место.

Следует знать. Чтобы вода не проникала под здание и чтобы укрепить грунт, впервые при строительстве зданий и сооружений Санкт-Петербурга было сделано бетонное основание под фундамент вместо традиционных свай.

Судьба у этого собора оказалась горькая, непростая. Его не приняли современники: «небывалое архитектурное уродство», «декоративное изуверство» говорил художественный критик Сергей Маковский и даже призывал уничтожить произведение архитектора Парланда. Того же мнения придерживались и его собратья по обществу «Мир искусства». Считалось, что это сооружение не вписывается в классицистические петербургские застройки, и его прозвали «бонбоньерка».

Следует знать. Храм невзлюбила и советская власть: собор неоднократно хотели снести.

Храм со стороны канала

В советское время храм Спаса на крови в Питере рассматривался, как памятник самодержавию в целом, поэтому и художественное значение его оценивали с осторожностью, и даже негативно. Представители власти считали, что городу лучше всего избавиться от собора с таким неоднозначным толкованием: в 30-х годах его хотели не уничтожить, нет — разобрать, мозаичные фрагменты внутреннего убранства передать в музеи, а редкие минералы вновь использовать для строительства.

Колокола были сброшены и в январе 1931 года все 14 колоколов отправлены в переплавку. В конце 30-х советская власть решила, что этот памятник архитектуры лишен всякой художественной и исторической ценности и было принято постановление о взрыве неугодного строения. Уже были сделаны в стенах специальные ниши для взрывчатки, как вдруг начавшаяся война стала спасением. Подрывникам пришлось заняться другой работой, и о разрушении церкви забыли. В городе бытовало поверье: разрушить этот храм невозможно.

Интересно! Во время немецких артобстрелов его не маскировали, не пытались спасти от снарядов, но он «выжил». Чудесная стойкость — характерная черта Спаса на Крови.

Действительно, даже фугас, массой около 150 кг не причинил ему особого вреда и пролежал целых 20 лет в стропилах центральной башни. Он был обнаружен только при реставрации. А в блокадную зиму храм в шутку стал называться «Спас на картошке», поскольку там было овощехранилище. За массивными стенами могли прятаться и живые, и мертвые. Сюда свозили тела ленинградцев, умерших от голода. Бомбы и снаряды каким-то волшебным образом облетали церковь, абсолютно лишенную всякой маскировки.

После войны памятное сооружение на канале Грибоедова опять мешает: его надо убрать с карты города, чтобы построить транспортную магистраль. В 1956 году власти заговорили об уничтожении здания для спрямления автомобильной дороги вдоль канала, но общественные протесты предотвратили снос. И только в 1968 году собор обретает статус памятника архитектуры. Обветшалый, находящийся в аварийном состоянии, он становится филиалом Государственного музея «Исаакиевский собор». Теперь началась новая история возрождения.

Храм в лесах

Сень над местом убийства

Строительные леса стояли возле Спаса на Крови так невозможно долго и так ленинградцы хотели, чтобы их наконец, убрали, и храм засиял прежней красотой, что они стали легендой и достопримечательностью города. За годы запустения и надругательства сильно было разрушено главное место храма — Сень — покров над местом, где лежал смертельно раненый царь. За золоченой решеткой видно булыжную мостовую, плиты тротуара и часть решетки канала. По преданию, до закрытия в 1930-м, здесь еще можно было увидеть следы царской крови. У Сени всегда молились о душе погибшего императора, сейчас эта традиция возобновлена. Здесь читают проповеди, служат панихиды, проводят службы, посвященные памяти царя-мученика.

Самым трудоёмким для реставраторов оказался процесс восстановления мозаики: она была с трещинами, царапинами, потеряла яркость красок, частично утратила смальтовое покрытие. Художники создавали сначала специальные живописные оригиналы для последующего мозаичного воспроизведения. Сами мозаики выполнены в разных стилях такими художниками, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин.

Следует знать. В соборе более двухсот изображений святых, наиболее почитаемых на Руси. В своде главного купола лик Господа Вседержителя, его взор устремлен прямо на нас, перед Ним раскрытое Евангелие со словами «Мир вам».

Господь Вседержитель

Мозаичная икона небесного покровителя царя — Святой Александр Невский выполнена по эскизам известного художника Михаила Нестерова. Святой изображён молящимся в домовой церкви. Часть уникальных икон сегодня утрачена, но изображение Александра Невского, благодаря реставраторам, можно видеть на прежнем месте.

Несколько мозаичных орнаментов выполнил сам Парланд. В технике русской мозаики были задуманы и выполненные на фасаде гербы русских городов и уездов, жители которых передавали на возведение храма свои личные сбережения.

Немного истории.

1 марта 1881на берегу Екатерининского канала, недалеко от Михайловского дворца, бомбой, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким, был смертельно ранен царь освободитель Александр II. На этом месте на средства собранные по всей России по проекту архитектора Альфреда Парланда был построен храм-памятник царю-мученику - собор Воскресения Христова или Спас на Крови. Храм строился долгих 24 года по указу сына погибшего монарха, начиная с 1883 года, и был освещен в 1907 году при его внуке.


Неорусский архитектурный стиль храма вобрал в себя композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля 17 века.
Вид со стороны Невского проспекта.

До 1917 года храм не был приходским и находился на государственном содержании. Вход в него осуществлялся по пропускам Здесь проходили отдельные службы памяти Александра II и ежедневные проповеди. В виду недостатка средств в 1919 году при храме для его поддержания был сформирован приход, затем в 1922 храм был передан Петроградской автокефалии, в 1923 году стал кафедральным собором староцерковной Петроградской епархии и с конца 1927 года до закрытия в 1930 году был центром иосифлянства в Ленинграде.

В 1938 году было принято решение о сносе храма, но война помешала этим планам. Во время блокады здесь был морг, в помещения храма свозили умерших ленинградцев. После войны в храме был устроен склад декораций Малого театра. В апреле 1971 года находившийся в аварийном состоянии храм был передан на баланс музея "Исаакиевский собор". В 70-е годы в нем начались подготовительные предреставрационные работы, а в 80-х годов - реставрация, первый этап которой закончился в 1997 году. Ровно через 90 лет после освещения храм открыли для посетителей.

Рядом с храмом находится часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, построенная по проекту архитектора А. Парланда. Она использовалась для хранения икон и прочих даров поднесенных в память о кончине Александра II.

Со стороны Михайловского сада храм окружает великолепная чугунная ограда отлитая на заводе Карла Винклера по проекту Альфреда Парланда.

Вид на восточные пределы храма со стороны Михайловского сада.

Уникален интерьер храма. Вся его внутренняя поверхность площадью около 7 тысяч квадратных метров, стены, столбы и своды, покрыта мозаикой. Мозаичный композиции создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригинальным эскизам 30 художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, Н.Н. Харламова, Н.А. Бруни и других.

Билет на посещение храма стоит 130 руб. В эту стоимость входит обязательная экскурсия. Экскурсионные группы формируют на входе. Для этого приходится некоторое время ждать пока соберется нужное количество людей. Но это в ноябре, думаю летом ждать придется в очереди на вход. Фотографирование разрешено в том числе с использованием вспышки. Хотя от применения вспышки в таком огромном помещении толку мало. После экскурсии по храму можно походить самостоятельно.

Над местом, где был смертельно ранен Александр II установлена так называемая сень изготовленная из яшмы различных цветов.

Под сенью сохранены часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой на которые упал смертельно раненый царь.

Главный предел храма с иконостасом. Над иконостасом мозаика по эскизу Харламова "Христос во славе" и еще выше "Преображение" Кошелева.

"Христос Пантократор" Н.Н. Харламова в главном плафоне храма. Под ним "Преображение" Н.А. Кошелева.

Северная стена. В верхней части сцены чудес Христовых "Исцеление сухорукого", "Хождение по водам", "Исцеление бесноватого отрока" выполненные по эскизам А.П. Рябушкина. Ниже "Исцеление слепых" А.А. Кисилева и "Призвание апостола Матфея" и "Беседа Христа с самарянкой" А.П. Рябушкина.

Нижняя часть поближе.

Северный киот. Изготовлен из розового родонита, коргонского порфира и различных яшм. В центре мозаика "Александр Невский" по по эскизу М.В. Нестерова.

Иконостас. В центре "Евхаристия" Н.Н. Харламова. Слева и справа от нее мозаики "Богоматерь" и "Спаситель" по эскизам В.М. Васнецова.

Южный киот выполнен из тех же камней, что и северный. В центре мозаика "Воскресение Христа" по эскизу М.В. Нестерова.

Южная стена. Сверху в центре "Крещение Христа" И.Ф. Порфирова. Слева и справа от нее мозаики по эскизам В.И. Отмара "Се агнец божий" и "Отрок Иисус в храме". На сводах и столбах парные мозаики апостолов, святых и мучеников.

Южная стена, нижняя часть. "Явление ангелов пастырям", "Рождество Христово" И.Ф. Порфирова и "Сретение" В.И. Отмара.

Плафон над южной стеной с мозаикой по эскизу В.В. Беляева "Нагорная проповедь".

Правая часть южной стены. В центре мозаика по эсикзу В.И. Отмара "Поклонение волхвов".

Плафон над западной стеной с мозаикой по эскизу В.В. Беляева "Въезд в Иерусалим".

Предел храма над северным киотом.

Пол под главным плафоном.

Своды алтарной части.

Левая часть западной стены.