Афанасий праздник. Афанасий ломонос. Приметы на Афанасьев день

Народный праздник Афанасий Ломонос отмечается 31 января 2020 года (дата по старому стилю - 18 января). Верующие православной церкви в этот день чтут память святителя Афанасия Великого и Кирилла - архиепископов из Александрии.

История

Афанасия в Божий храм привела мать. Она отдала его святому Александру (патриарху Александрийскому) для служения Господу Богу. В 319 году он стал диаконом церкви в Александрии. Неся службу, Афанасий видел, что новопришедшие не чтут Слово Божие, ругают Иисуса и Матерь Божию. Одним из таких был Ария. Выступая в 325 году на Никейском соборе, он высказался против него. В 326 году, после смерти святого Александра, Афанасий был назначен епископом Александрийской кафедры. Он стал выступать по церквям с обличительными речами против ариан.

В те времена правил Константин Великий. Он был добрым простым императором, и еретики смогли занять все должности. Они начали клеветать на Афанасия, и Константин, видя сложившуюся ситуацию, предложил епископу скрыться. Афанасий отправился в изгнание, но еретики не успокоились. Они хотели его смерти и стали заново плести интриги. Тогда Афанасий предстал перед судом. Он был обвинен в развратной жизни и убийстве, но все домысли еретиков были разбиты речами и действиями епископа. Тогда Константин оправдал его и вернул на кафедру.

После смерти императора на трон взошел его второй сын Констанций. Он начал гонения на христиан, и Афанасий отправился в Рим. Там он прожил 3 года. Когда троном завладел Валент, Афанасий вернулся на кафедру и в возрасте 76 лет умер.

Кирилл родился в семье знатных христиан. Он овладел науками, но всегда стремился познать истину и Священное Писание. Достигнув юношеского возраста, поступил в скит святого Макария, где и прожил 6 лет. Вскоре он был посвящен в диаконы и причислен к клиру (служители церкви).

Когда умер патриарх Александрийской церкви Феофил, Кирилл был назначен на его место. Он боролся с высказываниями неверных и опровергал их мнения, направляя послания императору Феодосию, папе Целестину I и в монастыри. В 431 году Кирилл председательствовал на III Вселенском соборе. Умер он в 444 году.

Традиции и обряды

В этот праздник проводят обряды для защиты от нечистых сил.

Запрещается делать хирургические операции, подавать судебные иски, крестить мальчиков, переезжать, ссориться. Лучше всего этот день провести дома.

Приметы

Если на Афанасия Ломоноса метель закружила, то зима продлится долго.

Оттепель в этот день предвещает плохое лето и небогатый урожай картошки.

Если на Афанасия вороны высоко кружатся, стоит морозная погода и чистый закат, то мороз не быстро отступит.

Если солнце решило показаться только в полдень - жди раннюю весну.

Если на Афанасия вьюга кружит, то весна не спешит приходить.

Солнце и месяц находятся в кругу - жди похолодания.

Cегодня 31 января (18 января по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

* Святителей Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. * Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского. Святителя Максима Нового, деспота Сербского (1516).
Преподобных Маркиана Кирского (ок. 388), Сильвана Палестинского (IV), Илариона, Емилиана, Димитрия. Мучеников Кириака, Ксении, Феодосии. Святителя Ефрема, епископа Миласского (V). Преподобного Афанасия Сяндемского, Вологодского (1550). Праведного Афанасия Наволоцкого (XVI-XVII). Священномученика Михаила (Каргополова) пресвитера, Красноярского (1919). Священномучеников Владимира (Зубковича) протоиерея, Белорусского (1938), Николая (Красовского) и Сергия пресвитеров (1938).

День святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, родился около 297 г. в Александрии в добродетельной христианской семье. С детства он так полюбил церковное богослужение, что, подражая увиденному, устраивал со своими сверстниками игру: «назначал» их священниками и диаконами, а сам, подобно епископу, со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем в случае их согласия совершал над ними на берегу моря обряд крещения. Святитель Александр (312-326), епископ Александрийский, обратил внимание на эту игру. Убедившись, что святой Афанасий совершал таинство крещения в соответствии с церковным уставом, он признал его действительным и довершил миропомазанием.

Когда святому Афанасию исполнился 21 год, святитель Александр рукоположил его в сан диакона Александрийской Церкви. В этом сане святой Афанасий сопровождал его в 325 году на Никейский Собор, где выступил с опровержением ереси Ария (Арий (256-336) - александрийский пресвитер и богослов, считавший, что Сын Божий не равен Богу Отцу и не вечен, так как сотворен Отцом). После смерти святителя Александра диакон Афанасий был избран его преемником - первосвятителем Александрийской Церкви. 8 июля 326 года он был рукоположен во епископа Александрийского.

Возглавив Александрийскую Церковь, святитель Афанасий продолжал ревностную борьбу против еретиков, последователей Ария, которые, пользуясь поддержкой при дворе, добились осуждения святителя. В 336 году он был отправлен в изгнание в Трир. После смерти императора Константина святитель Афанасий возвратился из ссылки. Он продолжал обличать ариан, но приемник императора Константина император Констанций (337-361) благоволил арианам. По его приказу архиепископом Александрийским был поставлен арианин Григорий.

Святитель Афанасий Александрийский отправился в Рим к папе Юлию I (337-352), старанием которого был оправдан на Сардикийском Соборе в 343 году. Сардикийский Собор признал истинным Никейский Символ веры, а учение святителя Афанасия согласным догматам Церкви. После этого святитель Афанасий возвратился в Александрию, но по наущению ариан несколько раз изгонялся из города.
Несмотря на многолетние (в общей сложности более 20 лет) гонения и преследования еретиков, святитель Афанасий продолжал неотступно отстаивать чистоту Православия и неустанно обличать ариан, против которых написал много посланий и богословских трактатов.

При императоре Юлиане Отступнике (361-363) святитель Афанасий оказался в изгнании в Фивадийской пустыне. После бесславной смерти императора первосвятитель управлял Александрийской Церковью еще 7 лет вплоть до своей блаженной кончины 2 мая 373 года.
Он оставил огромное духовное наследие: многочисленные комментарии к Священному Писанию, аскетические наставления, слова и беседы, письма, апологетические и догматические сочинения, в которых отстаивал чистоту православного вероучения. Особое значение в полемике с арианами имели «История ариан для монахов», «Четыре слова против ариан», «Книга о Троице и о Духе Святом». Святителю Афанасию принадлежит также жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 января).
Совместное празднование святителям Афанасию и Кириллу Александрийским установлено за их многолетние великие труды и подвиги, понесенные в защиту догматов Вселенской церкви против ересей.
Даты в тексте даны по старому стилю.

День преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

Преподобные Кирилл и Мария жили в древнем Ростовском княжестве. В четырех верстах от Ростова Великого, по преданию, находилось их имение. Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских князей. Кирилл и Мария строго следовали церковным правилам и обычаям, прилежали молитве и любили храм Божий. Особенно заботились они о делах милосердия.

У благочестивой четы уже был сын Стефан, когда Бог даровал им другого сына, Варфоломея, в будущем - преподобного Сергия Радонежского. Еще до рождения Варфоломея Господь явил знамение Своего благоволения будущему подвижнику: однажды во время Божественной литургии ребенок во чреве Матери трижды громко воскликнул. Праведные супруги дали обет: если родится младенец мужского пола, посвятить его на служение Церкви и Богу

После Варфоломея у Кирилла и Марии родился третий сын - Петр. Своих детей супруги воспитывали в Законе Божием, благочестии и чистоте. Когда пришло время, боярин Кирилл отдал сыновей учиться грамоте. Стефан и Петр учились легко, а Варфоломею грамота не давалась. Мальчик горько плакал и усердно молился, чтобы Господь вразумил его. И чудесным образом, через явление таинственного инока, Варфоломею дан был великий дар Божий - познание книжного учения.
Под старость, обеднев, боярин Кирилл вынужден был поселиться в городке Радонеже, в земле Московской. Стефан и Петр женились, а Варфоломей желал принять иноческий постриг. Праведные Кирилл и Мария были усердными почитателями монашества, но просили Варфоломея подождать с исполнением своего намерения до их смерти, чтобы упокоить их старость. Благодатный сын повиновался святым родителям.

В конце жизни преподобные Кирилл и Мария пожелали сами принять монашество. Они направились в Покровский Хотьков монастырь, находившийся в трех верстах от Радонежа и в то время объединявший две обители: для старцев и для стариц. Здесь преподобные Кирилл и Мария провели остаток дней своих в приготовлении к вечной жизни. Они приняли сначала монашеский постриг, а затем и схиму. Отягощенные болезнями и старостью, схимники недолго подвизались в новом звании. Около 1337 года они с миром отошли ко Господу.

Существует предание, что преподобный Сергий заповедал, прежде чем идти к нему в обитель, помолиться сначала о упокоении его родителей над их гробом. Почитание преподобных Кирилла и Марии восходит к XVI веку. У мощей их в Покровском соборе монастыря непрестанно читалась Псалтирь и служились панихиды. Сила заступничества преподобных проявилась во многих чудотворениях, происходивших по молитве к ним от их мощей.
В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил преподобных Кирилла и Марию к лику святых.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
28.12.2019 -
29.12.2019 -
30.12.2019 -

31 января 2018 года отмечается народный праздник Афанасий Ломонос. Церковь в этот день вспоминает святителя Афанасия Великого и Кирилла - архиепископов из Александрии.

По преданию, Афанасия привела в церковь мать, отдав его святому Александру, патриарху Александрийскому, для служения Богу. В 319 году он стал диаконом церкви в Александрии. Неся службу, Афанасий видел, что новопришедшие не чтут Слово Божие, ругают Иисуса и Матерь Божию. Одним из таких был Ария. Выступая в 325 году на Никейском соборе, он высказался против него. В 326 году, после смерти инткббэч святого Александра, Афанасий был назначен епископом Александрийской кафедры.

В те времена правил Константин Великий. Он был добрым простым императором, и еретики смогли занять все должности. Они начали клеветать на Афанасия, и Константин, видя сложившуюся ситуацию, предложил епископу скрыться. Афанасий отправился в изгнание, но еретики не успокоились. Они хотели его смерти и стали заново плести интриги. Тогда Афанасий предстал перед судом. Он был обвинен в развратной жизни и убийстве, но все домысли еретиков были разбиты речами и действиями епископа. Тогда Константин оправдал его и вернул на кафедру.

После того, как умер император, на трон взошел его второй сын Констанций и начал гонения на христиан. Тогда Афанасий отправился в Рим, где прожил 3 года. Когда троном завладел Валент, Афанасий вернулся на кафедру и в возрасте 76 лет умер.

Кирилл появился на свет в семье знатных христиан. Он овладел науками, но всегда стремился познать истину и Священное Писание. Достигнув юношеского возраста, поступил в скит святого Макария, где и прожил 6 лет. Вскоре он был посвящен в диаконы и причислен к клиру (служители церкви).

После смерти патриарха Александрийской церкви Феофил, Кирилл был назначен на его место. Он боролся с высказываниями неверных и опровергал их мнения, направляя послания императору Феодосию, папе Целестину I и в монастыри. В 431 году Кирилл председательствовал на III Вселенском соборе. Умер он в 444 году.

По приметам, если в этот день закружила метель, то зима будет долгой.

Оттепель обещает плохое лето и небогатый урожай картошки.

Если на Афанасия вороны высоко кружатся, стоит морозная погода и чистый закат, то мороз не быстро отступит.

31 января 2018 года отмечается Международный день ювелира. Идея создания этого праздника появилась в 2002 году на фестивале "Золотое кольцо России", который проходил в Костроме. В 2008 году на фестивале молодых талантов среди золотарей в Ташкенте - столице Узбекистана было принято решение учредить праздник.

Александр, Афанасий, Владимир, Дмитрий, Евгений, Емельян, Ефрем, Илларион, Кирилл, Ксения, Максим, Мария, Михаил, Николай, Сергей.

  • 1714 - создан Государев Кабинет - кунсткамера.
  • 1729 - в Стамбуле была издана первая печатная книга с арабским шрифтом.
  • 1892 - прошли первые соревнования на лыжном трамплине Холменколлен в Осло.
  • 1893 - зарегистрирован товарный знак Кока-Кола.
  • 1921 - день основания МТУСИ.
  • 1921 - принята первая Конституция СССР.
  • Франц Шуберт 1791 - австрийский композитор.
  • Алексей Бахрушин 1865 - русский купец, меценат.
  • Патриарх Тихон 1865 - патриарх Московский.
  • Теодор Вильям Ричардс 1868 - американский химик.
  • Альва Мюрдаль 1902 - шведский дипломат.
  • Владислав Стрельчик 1921 - советский и российский актер театра и кино.
  • Тенгиз Абуладзе 1924 - грузинский и советский кинорежиссер.
  • Надя Рушева 1952 - советский художник-график.
- 1878

Афана́сий Ломоно́с (Афанасьев день) - день народного календаря славян, выпадающий на 18 (31) января. На Афанасия на Руси ведьм прогоняли, белорусы называли день "гусиным праздником", а у болгар этот день считался серединой зимы и "чумным днём".

Другие названия дня

Ломонос, "Изгнание ведьм", "Чумин дан" ("Чумной день") (серб.), "Гусінае свята" (белорус.), "Панас" (белорус.), "Атанасовден" (болг.), Офонасьев день (сев.), Афанасий-пучеглаз*, Афанасий-береги-нос, Афанасий зимний, Афанасий-мороз, Афанасий Афонский, Афанасий, Кирилл.

Афана́сий (от др.-греч. Афанасиос / Ἀθανάσιος, в лат. транскр. Athanasios /, образованного от слова "thanatos", что значит "смерть", с прибавлением отрицательной приставки "a", означающей "без-"/"бес-") - мужское имя, означающее "бессмертный".

* В южных районах говорили: "На Петра (29/16 января) вериги, трутся крыги". Крыги - это льдины, а поговорка означала начало ледохода. А на Афанасия "Водой лед пучит (вздымает)".

Обряды на Руси

На Руси св. Афанасия величали Ломоносом, из-за обычных около его праздника сильных морозов (по имени святого нередко называемых афанасьевскими). Крестьяне говорили про этот день: "Пришел Афанасий-ломонос - береги щеки и нос", или: "Афанасий и Кирило забирают за рыло" (имея в виду, что в это время лютых морозов многие отмораживают себе лица и особенно носы).

У восточных славян Афанасий зимний не считался особо большим праздником, хотя с ним и связывались кое-какие значительные обряды и ритуалы. Например, у русских святые Афанасий и Кирилл считались защитниками домашних животных (и в особенности рабочего скота, лошадей); поэтому в день их памяти кое-где прибегали к специальным обрядам, оберегающим скот от болезней и порчи.

Кроме того, в древности на св. Афанасия знахари совершали символические обряды изгнания ведьм и нечистой силы. Среди русских крестьян считалось, например, что во время афанасьевских морозов ведьмы летают на свои шабаши и там "теряют память от излишнего веселья", так что именно в это время защищали дома и скот от их пагубного влияния. Для этого приглашали знахаря, причем об его приходе должны были знать только хозяин и хозяйка. В полночь знахарь начинал заговаривать трубы, забивать клинья под "князек", рассыпать по "загнетке" собранную заранее из семи печей золу; после этого он отправлялся к деревенской околице, сыпал там золу и выкликал заговоры. Крестьяне верили, что ведьма, желая нанести кому-либо вред, влетает в трубу; но если труба заговорена, то весь дом и двор защищены от ее колдовства. Кроме того, считалось, что если западная сельская изгородь также будет заговорена знахарем, то ведьма, летящая на шабаш, или бросится "за тридевять земель" от села, или разобьет себе голову, если только ступит босой ногой на рассыпанную золу.

В некоторых регионах Белоруссии этот день считался гусиным праздником. С этого дня начинают кормить гусей зерном.... и растут хорошо и морозы переносят и тушки товарные и на племя хороши.

День Афанасия считался серединой зимы в отношении накопленного для домашней скотины корма. Когда оставалось более половины - крестьянину можно спокойно ждать первого весеннего выпаса. Если же оставалось меньше - надо было кормить более бережно, поскольку, согласно народным наблюдением, хорошо откормленное с осени и в первую половину зимы животное, хоть и голодает под весну, все же весны не боится. Афанасия называли защитником скота от морозов.

Южно-славянские обряды

У южных славян день св. Афанасия считался гораздо более значимым праздником. Например, во многих южнославянских областях существовала легенда о том, что св. Афанасий распоряжается снегами и льдами, а также зимними снеговыми тучами, поэтому он будто бы распоряжается сменой сезонов.

День св. Афанасия зимнего считался "переломом зимы" (ср. болг., макед. "сред зима", "средзимо", макед. "стреде зима коложега") и поворотом зимы на лето, тогда как день Афанасия летнего (Афанасий Афонский - 5.VII ст.ст.) воспринимался как переломный момент лета и поворот к зиме. По народному убеждению, в день Афанасия зимнего солнце начинает сильнее греть, день увеличивается "на прыжок оленя", а зима "делится пополам", "уменьшается", "поворачивает к весне" и т.д. (ср. приговор: "Святой Афанас, поворачивай к нам!" и т.п.). Повсеместно у болгар и македонцев было распространено поверье о том, что 31/18 января Афанасий снимает зимний кожух, надевает шелковую рубаху и уходит в горы, откуда кричит: "Уходи, зима, пусть приходит лето!"

Как к сезонной границе, ко дню св. Афанасия приурочивалось множество различных обрядов и обычаев. Например, в Родопах женщины в этот день сообща варили кашу из разных злаков, и часть этой каши зарывали в землю для стимулирования плодородия, а часть раздавали соседям. В Пиринской области хозяин на св. Афанасия производил символическую запашку поля и закапывал в землю серебряную монету, извлеченную из ритуального хлеба на Рождество. В тех же районах на Афанасия совершались ритуальные девичьи обходы, во время которых девицы собирали различные продукты (муку, яйца, масло, фасоль) и потом замешивали из них лепешки, "чтобы не остаться в старых девах". Во многих местах Болгарии также выпекали обрадовые пресные лепешки, которые смазывали медом и украшали веточкой базилика, а затем разносили их по соседним домам или раздавали на улице первым встречным для обеспечения хорошего урожая и здоровья всей семьи.

В Македонии Афанасий зимний считался довольно большим зимним праздником, завершающим нечистый и опасный период, начинающийся с Рождественского сочельника (у восточных славян - время святок). Это время считалось порой особого разгула нечистых духов, в частности, караконджулов; а с наступлением для св. Афанасия всякая нечистая сила, по народному убеждению, покидает землю, их изгоняет "свети Атанас". По этой причине Афанасия зимнего праздновали широко и разгульно; во многих селах в этот день справляли "славу", собирали у церкви общую трапезу, приносили в жертву баранов. В юго-восточной Болгарии на Афанасия зимнего также устраивали сельский праздник, сопровождавшийся совместной трапезой; при этом такие "братчины" иногда устраивали в тех местах, которые были связаны со святым Афанасием, с его именем или легендами о нем. В честь праздника повсеместно соблюдали традиционные запреты на работу, и особенно на женские работы - тканье, шитье и прочие занятия с острыми орудиями; считалось, что в случае нарушения запрета скот могут загрызть волки.

Обычаи, связанные со днем Афанасия зимнего, в некоторых местах приурочивались также и к предыдущим или последующим дням. Например, в южной Фракии в канун дня Афанасия зимнего все домочадцы собирались вместе за столом и хозяйка дома окуривала хлеб с приговором: "Как мы здесь собрались вместе, так чтобы и через год он [хлеб] нас застал". В некоторых областях южной Сербии принято было всю неделю перед днем Афанасия зимнего соблюдать пост; а в Черногории строго постились три дня между днем св. Саввы (27.I/14.I ст.ст.) и Афанасием зимним, называя их Атанасова неделя. В некоторых районах Македонии женщины с Рождества до дня Афанасия зимнего соблюдали запрет на вязание и прядение, опасаясь козней нечистых духов и нападения волков на скот.

Чумной день

У болгар св. Афанасий и св. Антоний (день памяти которого празднуется накануне) считались покровителями ремесел, в частности, кузнечного дела. Согласно легенде, братья Афанасий и Антоний были кузнецами, и один из них изобрел клещи; существовала также история о том, что кузнецы Афанасий и Антоний изловили Чуму и сковали ее цепями. Собственно, и праздник св. Афанасия (или дни св. Антония и Афанасия вместе) во многих районах Болгарии и вост. Сербии считался "чумным днем" и праздновался для защиты от чумы и некоторых других моровых болезней. В северной Болгарии верили, что в день св. Афанасия зимнего "Чума рождается"; а сербы полагали, что в первый из "чумных дней" - день св. Антония - Чума не покидает своего убежища и "славит" святого, а на следующий день - на св. Афанасия зимнего - выходит на свет и бродит по миру, разыскивая "виноватых", т.е. нарушающих запрет на работу в праздник. Если она встретит человека, который работает вопреки запрету, то немедленно поразит его гибельной болезнью, от которой он уже не оправится (по этой причине на св. Афанасия особенно строго воздерживались от всякой работы). Для умилостивления Чумы в день св. Афанасия или накануне обязательно резали курицу (как правило - черную); во Фракии даже готовили специальное обрядовое кушанье из черного цыпленка, полагая, что от него "бегут болезни". В Болгарии для защиты от чумы на св. Афанасия раздавали специально приготовленные хлебцы; а в Сербии накануне дня св. Афанасия специально для Чумы месили ритуальный хлеб, выносили теплую воду, свежие яйца, а также глину, черепки и др., пели для Чумы песни, чтобы она весело справляла "славу", и т.д.

В Болгарии режут в жертву чуме чёрную курицу, раздают специально приготовленные хлебцы. Во Фракии готовят обрядовое кушанье из чёрного цыплёнка, т. к. считают, что от него "бегут болезни". В юго-западной Болгарии Афанасия празднуют ради защиты от всякой болезни. Строго соблюдают запреты на тканьё, прядение, вязание. Женщинам рекомендуется тщательно расчесывать волосы, чтобы "вычесать" болезнь.

Поговорки и приметы

Афанасий нос и ухо дерёт.
Афанасий Ломонос - береги нос.
На Афанасия пуще всего нос береги - не увидишь, как отломится.
В Офонасьев день - самый крень, самы морозы живут. (север.).
В Афанасьевский мороз и старик в припрыжку идет
Мороз за нос ленивых хватает, а перед проворным шапку снимает.
Афанасий и Кирилло забирают за рыло.
Афанасьевские морозы шуток шутить не любят.
Ну и мороз - птицу на лету бьёт!
В шутку говорили: "Не диво, что Афанасий Ломонос морозит нос, а ты подожди Тимофея Полузимника (22 января/4 февраля), Тимофеевских морозцев".
Знать по свету, что время идёт к лету. В берлогах прибавление семейства.

Круг вокруг солнца или месяца – к морозам. Сережки у луны - к пурге и морозу. Самовар гудит сильно - к морозу. В полдень солнце – весна ранняя. Если на Афанасия вьюга и метель - весна затянется. Чистый закат в морозную погоду - морозы будут и дальше.