Происхождение людей в египетской. Откуда пришли древние египтяне. Посмертное путешествие фараона

Но отнюдь не все греки вели свою родословную от камней. Некоторые племена считали себя автохтонами, то есть возникшими из земли. Фиванцы, например, думали, что они произошли из зубов убитого финикийцем Кадмом дракона, которые он посеял в землю.

Легенды Древнего Египта

Египет, как и Греция, в начале нашей эры вошел в состав Римской империи. Верования этого народа о происхождении мира более разрозненны и противоречивы, нежели у древних греков. Также, в отличие от греческих, египетские легенды были во многом реконструированы на основе более поздних текстов. Считается, что египетская мифология начала формироваться в VI–IV тысячелетии до нашей эры, и в каждой области складывался не только свой пантеон богов, но и свои легенды. Но так называемый Великий пантеон богов или Эннеаду почитали везде, хотя и в различных формах.

Верховным божеством изначально в Египте считался Пта (Птах), творец земного мира, бог правды и порядка, но позднее возникло несколько религиозных центров: в Мемфисе – храм Пта, в Фивах – Амона и в Гелиополе – бога Ра. В третьем тысячелетии до нашей эры возобладала гелиопольская система – Эннеада. Основными божествами в ней считались Ра и Гор (олицетворение живого фараона). Также почитался бог подземного царства Анубис; бог мудрости, письменности, луны и изобретатель иероглифов Тот; а также Хапи – бог реки Нил. Всего же богов насчитывалось более семи сотен, причем многие дублировали функции друг друга.

По мнению историков, первая египетская версия происхождения мира возникла незадолго до объединения Египта, около 3000 года до н. э.

В древнеегипетских мифах внимание сотворению человека практически не уделяется. Хотя мифы и дают четко понять, что боги сотворили мир именно для людей, требуя от них взамен лишь поклонения, возведения храмов и регулярных жертвоприношений.

Египтяне считали, что солнце родилось от союза земли и неба, то есть от богов Геба (бога земли) и Нут (богини неба). Бог солнца Ра рождается каждое утро, выходя из чрева Нут, и каждый вечер снова там скрывается. Как уже было сказано, в разных областях Египта были разные воззрения на происхождение мира, и каждый из культовых центров – Гелиополь, Гермополис и Мемфис – объявлял создателем мира своего бога, называя его отцом всех других богов.

Но были и общие воззрения.

Считалось, например, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. И лишь свет, воплощением которого являлось солнце, помог этот хаос преодолеть. Из водной глади появился поначалу небольшой остров, который по отступлении воды делался все больше и больше. Тут можно провести параллель с ежегодным разливом Нила, который, как мы уже знаем, также почитался как бог. То есть каждый год египтяне видели прообраз создания земли.

В Гелиополе создателем мира считали бога солнца Ра, отождествленного с другими богами-творцами: Атумом (в переводе значит «Совершенный») и Хепри (что можно перевести как «Тот, кто приводит к появлению, началу»). Практически Святая Троица. И понять внутренние взаимоотношения этих трех богов так же сложно, как и вникнуть, как относятся друг к другу христианские Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Атум изображался в облике человека, а Хепри – в виде скарабея.

Это дает повод говорить о том, что Хепри – бог более древний и корни его появления восходят к тем временам, когда богам придавали облик животных. Египтяне верили, что этот жук способен размножаться сам по себе и поэтому вполне символизирует бога, создающего все из ничего. А также шар, который толкает скарабей, казался египтянам подобным катящемуся с божественной помощью по небу солнцу. Между тем у Хепри не было собственного культа. Он почитался, но был тождествен Атуму и Ра.

В «Текстах пирамид», древнейшем в истории человечества письменном источнике, записан миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри. Так что можно предполагать, что к этому времени он был уже широко известен и, скажем так, канонизирован.

Итак, версия рождения мира излагалась так: Ра – Атум – Хепри создал (ну или создали) себя сам, возникнув из хаоса, который назывался Нун, или Первоокеан. У этого океана не было ни физических измерений, ни временных. Но, появившись над водой (помните, в Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою»), новорожденный бог не смог найти место, где мог бы удержаться, и потому создал холм, или, вернее, остров Бен-бен. Уже на твердой почве он приступил к созданию других богов. Первую пару: Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – ему пришлось родить самому, а уже потом, от их союза, появился весь египетский пантеон: Геб (Земля), Нут (Небо), которые, в свою очередь, породили двух богов и двух богинь – Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так и возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.

Создателем же людей стал бог Хнум, гончар, представлявшийся в облике барана. Он вылепил первых людей из глины.

В Мемфисе, в то время крупном политическом и религиозном центре Египта, в миф о сотворении мира включили многих богов, подчинив их Пта, который выступал как творец всего. Интересно, что здесь сотворение мира было процессом не физическим, а исключительно мыслью и словом. Как тут снова не вспомнить Библию: «В начале было слово…»

Золотое Яйцо индуизма

Индусы расходятся в версиях о происхождении мира. Но самая известная легенда такова.

Некогда Вселенная была окутана мраком без проблесков света. Всюду простиралась вода, а земля была лишь дном океана. Внезапно посередине океана возникло Золотое Яйцо, в котором таился Зародыш. Много веков он накапливал силы и в итоге, разбив скорлупу, из одной ее половины сделал небо, а из другой землю. А сам стал первобогом, Брахмой. Воздухом он заполнил простор от неба до земли, а затем приступил к сотворению всего сущего. Силой своего духа он породил сыновей, сделав их владыками богов, демонов и всех прочих существ. А из своего чела Брахма произвел бога Рудра.

Золотое Яйцо

Из пальцев ног Брахма сотворил бога света и богиню ночи, которые сочетались нерушимым браком, и потому свет и тьма всегда вместе и всегда сменяют друг друга.

Также Брахма создал Солнце, Луну и миллиарды звезд. От потомков Брахмы стали возникать и другие боги, и всего их стало тридцать три тысячи, тридцать три сотни и еще тридцать три.

Но появились и враги богов – асуры и демоны.

Вместе с солнцем возник и владыка солнечного диска – бог Вишну, который мог принимать различные формы, начиная от рыбы и черепахи и заканчивая человеческим обликом. В образе вепря Вишну погрузился в пучину и поднял на своих клыках всю землю из глубин. Вскоре земля была заселена животными и птицами.

По индусским верованиям Вселенная делится на 14 областей, и Земля – седьмая сверху.

Также индусы считают, что Вселенная существует в циклическом времени и любое событие уже когда-то происходило и повторится в будущем. Это касается и череды перевоплощений отдельного человека, и всей истории общества, богов и физических явлений.

Единицей измерения индуистского космического цикла является юга, или мировой век. Известны четыре юги, и каждая из них короче предыдущей. Богословы объясняют это тем, что вместе с сокращением в мире божественного порядка убывает и время.

Крита юга, или эра совершенства, длится 1 728 000 лет. Трета юга составляет три четверти предыдущей и длится 1 296 000 лет. Двапара юга составляет всего 864 000 лет. Мы же с вами живем в Кали юге, последней эре, которая составляет 432 000 лет. Она началась в пятницу, 18 февраля 3102 до н. э. При завершении Кали юги произойдут распад социальных классов, прекращение богопочитания и все прочие нестроения, которые любая религия обещает перед концом света. Закончится Кали юга наводнениями, пожарами и войной. Но после этого мир начнет развиваться заново, и начнется новый цикл из четырех юг, именуемый Махаюга, или Великая юга, который продлится следующие 4320000 лет.

О происхождении древних египтян мало что известно.

Одни ученые - египтологи - считают, что они выходцы из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы: настойчивость, стремление к оригинальности и инициативность. Другие полагают, что исконные жители Египта - родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным . Так или иначе, но к IV тыс. до н.э. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования.

Египет стал первым государством на Земле, первой великой державой, претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость, непостижимость и божественное происхождение.

В своем развитии культура Древнего Египта прошла три периода:

1. Древнее царство

2. Среднее царство

3. Новое царство

Они охватили период с III тыс. по I тыс. до н.э. В течение этого периода, несмотря на некоторое развитие стилей, наблюдается удивительное постоянство, свидетельствующее о глубоко религиозном и приверженном традициям обществе.

Стремление к бессмертию

Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Египтологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте.

Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта - и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо вновь воссоединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено - средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению мумификации - искусству изготовления мумий.

Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальницы - пирамиде.

Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались

Сах - тело человека

Шунт - его тень

Рен - его имя

Ах - его привидение

Ба - проявление сущности.

Ведущую роль играла Ка - душа человека, являющаяся его бессмертным двойником. Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение.

Древнейшие фараоны были захоронены в мостобах - это были прямоугольные сооружения, похожие на длинную скамью. Позже для фараонов и знати стали строиться четырехсторонние сооружения, похожие на длинную скамью. Позже для фараонов и знати стали строиться четырехсторонние сооружения с треугольными боковыми сторонами - пирамиды, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались - это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ.

Считается, что пирамиды сооружали не рабы, а крестьяне в периоды наводнений и засухи, свободные от полевых работ. Работа на постройке пирамид и храмов считалась религиозным обязательством крестьян. Пирамиды и храмы - постройки для богов - строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощали казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны народа.

Археологи насчитали около ста пирамид, но они не все дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности.

Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосера , воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и возвышающаяся, как лестница, к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп . Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ.

Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам - пирамида Хеопса в Гизе, около Каира. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147 м (сейчас 137 м), площадь - около 55000 м2. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2-3 т. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды пошло 2 млн 300 тыс. таких камней. Удивительно строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса была облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами, внутри имелось несколько длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Их назначение - запутать грабителя, если ему удалось бы проникнуть внутрь сооружения.

Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи чудес света (в представлении античного общества семь чудес света - это наиболее прославленные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, статуи Зевса в Олимпе, Гелиоса в Родосе, маяк в Александрии). Позднее, во II тыс.до н.э., пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня - это было чуть менее разорительно, сами пирамиды становятся меньше.

Во II тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня - это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды становятся меньше.

К началу I тыс. до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили так же часто, как и пирамиды. Усыпальницы фараонов грабились во все периоды древнеегипетской истории, хотя древние египтяне боялись и боготворили своих царей. Усыпальницами позднего времени являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I , построенный в виде скальной гробницы, и возведенный в XV в. до н.э. в долине Дейр-эль-Бахри на трех скальных террасах, заупокойный храм царицы Хатшепсут (для украшения его было использовано более 200 скульптур).

В традиционных исторических книгах об облике египтян пишут вот что: «Первые доисторические люди, населявшие эти края, принадлежали к средиземноморской расе. Они были стройные, даже худощавые, с чуть удлиненными головами и темными вьющимися волосами. Позднее они смешались с кочевыми племенами, пришедшими из Палестины. Так возник этнический тип египтянина: среднего роста, с крупной головой, крепкими костями и особенно сильными запястьями и лодыжками.

Представители этого исходного типа еще и сегодня встречаются среди крестьян в отдаленных областях Египта. ”Физический тип египтянина сложился в результате многотысячелетнего смешения различных племён, вытесненных в долину Нила. Египтяне были высокого роста, имели плотную фигуру, широкие прямые плечи, широкое лицо, толстоватый прямой нос, низкий лоб. У них была смуглая кожа, иссиня-чёрные прямые волосы и густые ресницы, чёрные миндалевидные глаза.Что же является для нас основными свидетельствами того, как выглядели древние египтяне?

1. Изображения на стенах храмов и гробниц.

«Мы хорошо знаем, как выглядели египтяне династического периода. Множество раскрашенных плоских рельефов представляют их нам людьми среднего роста, широкоплечими, стройными, с черными прямыми волосами (часто это парик); в соответствии с традицией изображения египтян-мужчин всегда окрашены в кирпичный цвет, женщин – в желтоватый. ”

По этой цитате есть одно замечание. Очевидно, что портреты египтян, которые мы находим в гробницах и на стенах храмов, в большинстве своем идеализированные. Художники и скульпторы следовали лишь определенному канону изображения, разработанному еще на заре египетской цивилизации и державшемуся тысячелетиями: отсюда и принятое изображение женщин со светлой кожей, а мужчин с более темной, но это не значит, что так было и на самом деле. Далее, по поводу прямых волос: обычно египтян изображали в париках либо с бритой головой, поэтому судить о том, какие были у них настоящие волосы, по фрескам и скульптурам сложно.
Лица и фигуры тоже были стандартизованы, хотя художники и скульпторы иногда и отступали от канонов, изображая, например, полные животы и удлиненные головы, или более приближенные к реальности лица.
Но всё же фрески могут дать нам определенный образ этнического типа египтянина. Он проявляется в сравнении с изображениями соседей Египта, которые тоже нередко попадаются нам на стенах храмов и гробниц.
Многочисленны и изображения представителей племен и народов, с которыми жителям долины Нила чаще всего приходилось сталкиваться. Мы видим западных соседей египтян – светлокожих голубоглазых ливийцев; восточных их соседей, выходцев из Передней Азии, – высоких, с желтоватой смуглой кожей, выпуклым носом и обильной растительностью на лице, с неизменными характерными бородками; южане, обитатели Нильской Эфиопии, или Нубии, выглядят темно-фиолетовыми. Встречаются на рельефах черные курчавоголовые представители негроидных племен Южного Судана.

Наглядно иллюстрирует это следующий рисунок:По этому рисунку очень хорошо виден цвет кожи египтян – бронзово-золотистый и классический черный цвет волос. То есть можно предположить, что они не были ни белыми, ни чернокожими, как их соседи, а представляли собой по цвету кожи что-то среднее. На большинстве фресок египтяне изображены именно с таким “кирпичным” цветом кожи. Даже если это канон, я не думаю, что он возник на пустом месте.

2. Свидетельства историков

А как египтян видели представители других народов? Мы можем узнать это из трудов греческого историка Геродота. Упоминание об их внешности есть в его “Истории”.

Геродот сравнивает египтян, эфиопов и колхийцев. Он высказывает предположение, что эти народы родственны, исходя из того, что они похожи друг на друга. Геродот пишет, что и те и другие – темнокожие (μελαγχροες) и курчавые (ουλοτριχες).

Вот этот отрывок, в котором упоминаются египтяне:

Ведь колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам еще прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать [об этом родстве] как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут свое происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие, с курчавыми волосами . Впрочем, это еще ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более за то основательны следующие доводы.

Мы видим, что изображения египтян и воспоминания Геродота в общих чертах совпадают. Именно такими представляют их себе большинство людей.

3. Скульптуры

В связи с верой, в то, что сохранение образа умершего делает его бессмертным, египтяне делали помимо канонических идеализированных скульптурных изображений и полностью или частично реалистичные портреты современников. Как правило, это портреты августейших особ. Они дают нам более конкретную картину внешнего облика египтян.

Гипсовая маска пожилого мужчины, возможно Эйе (Египетский музей, Берлин)

Гипсовая маска. Эхнатон. (Египетский музей, Берлин)

Царица Хатшепсут (очень интересная деталь – ее везде изображали с таким носом)

Статуя писца.

Как кажется, это наиболее реалистичные скульптуры. Лица очень интересные, даже трудно сказать, к какой расе они относятся.

4. Реконструкции по мумиям

Также увидеть облик древних египтян нам помогает и компьютерная реконструкция по черепу мумий. Конечно, она не на сто процентов передает черты лица, но всё же довольно достоверна. Вот что удалось нарыть в просторах Интернета: как правило, это реконструкции лиц знаменитых правителей Египта.

Тутанхамон:

(в профиль видно, что у него слегка удлинённый череп. Так его изображали и на фресках, и в скульптуре. Такие же удлинёные черепа были у его отца Эхнатона и его дочерей, что натолкнуло многих любителей мистификации на мысль о том, что все семейство Эхнатона – ИНОПЛАНЕТЯНЕ….)))))

вот еще одна знаменитая личность -жена Эхнатона Нефертити (впрочем, о том, принадлежала ли мумия, по которой восстановили ее портрет, Нефертити или кому-то другому, ученые спорят)

Клеопатра (правда, она не совсем египтянка, но все же одна из известных правителей Египта)

Полученное путем компьютерной томографии изображение черепа (слева) и воссозданный облик ремесленника Харвы (справа)

5. Потомки древних египтян

Ну, и наконец, представление о древних египтянах нам могут дать их потомки. Большинство считает, что прямые потомки египтян – это копты. Коптами называется христианское население Египта. “Копт”, собственно и переводится как “египтянин”.

Копты отличаются о других жителей египта внешне – они очень следят за чистотой своей крови и берут в жены только копток или европеек. А посему сохранили древнеегипетский прямой профиль. Составляют около 7% населения Египта и живут бок о бок с мусульманским большинством, и называют Бога Аллахом. Да и церкви в Египте стоят чуть ли не впритык к мечетям.”

Отличить коптов от арабов на улице – практически невозможно. По крайней мере, на первый взгляд. Однако, отличия есть. Прежде всего, их можно отличить по татуировке на правой руке. В целом же, копты – более симпатичные. Да не упрекнут в шовинизме, но это так. Арабы – более грубые и “пухлые”. У коптов же – более благородные и утончённые черты лица. Среди коптских девушек много очень красивых. Ну, вылитая Нефертити! Как на картинке:

И все же не думаем, что лишь коптов можно считать прямыми потомками фараонов. Один коптский священник сказал про современное население Египта: “Все мы – копты, только одни – христиане, а другие – мусульмане”. Мы думаем, что нынешнее население Египта – пришлое и состоит из арабов. По всей видимости, мы думаем так из-за того, что нынешние египтяне практически не говорят на исконном коптском языке, который был преемником собственно египетского языка. Но считать, что коренное население Египта было настолько вытеснено арабами, что большинство его попросту исчезло, было бы неверным.

Гюстав Ле Бон в книге “Цивилизация арабов пишет об арабах Египта:

“Современные египетские арабы представляют собой продукт скрещивания местного населения с арабами, завоевавшими Египет в 640г. под предводительством Амру. Будучи арабами по языку и религии, современные египтяне не являются таковыми по крови. В силу антропологических законов, упомянутых выше, элемент-завоеватель вскоре был растворен в более многочисленном элементе, представленным завоеванным населением.

Промежуточные элементы вскоре исчезли, таким образом, современный оседлый житель Египта, по существу, является сыном египтян времен пирамид. Это видно и по его фигуре, и по его широким плечам, толстым губам, выступающим скулам, и по схожести его с персонажами, изображенными на старинных монументах.”

Арабская Республика Египет со столицей в Каире расположена в восточной части Африканского континента и на Синайском полуострове. На Севере омывается водами Средиземного моря, северо-западная граница Египта - с Израилем, южная – с Суданом, западая – с Ливией, а восточная представляет собой побережье Красного моря. Моря соединяет искусственный Суэцкий канал.

Большая часть территории современного Египта находится в тропической зоне, но северная захватывает субтропический регион.

На сегодняшний день одним из основных источников дохода для республики является туризм. С Египтом у большинства людей ассоциируются памятники древности и средневековья, многочисленные пляжи Красного и Средиземного морей. Популярности среди туристов Египет смог добиться благодаря удачному сочетанию тропического климата и увлекательной многовековой истории, включающей периоды династий фараонов, эллинизма, Рима, Византии, арабского и турецкого государств, а также новейшую историю.

Египет Династического периода. Цивилизация фараонов

Говоря об истории возникновения Египта, люди, мало знакомые с ней, чаще всего имеют в виду период «до нашей эры», когда страной правили фараоны, воздвигались знаменитый пирамиды и Сфинкс, величественные дворцы и храмы.

Династический период действительно поражает воображение. Первые цивилизации Древнего Египта возникли на рубеже IV – III т.л. до н.э. Во многом египетская цивилизация - новатор: именно здесь достиг наивысшего расцвета деспотизм правителей, началось масштабное использование поливного земледелия, появился один из самых многочисленных и сложных пантеонов богов, развивалась письменность и монументальное строительство, впервые использована система деления власти на центральную, региональную и местную.

Как уже упоминалось ранее, в рассматриваемый период Египтом правили фараоны. Античный историк Манефон предложил разделить их на 30 династий. Он же выделил следующие периоды: Древнее (I – X династии), Среднее (XI – XX династии) и Новое (XXI – XXX династии) царства. Такой периодизацией ученые пользуются до сих пор, хотя с появлением новых данных она несколько усложнилась.


Периоды

Рассмотрим основные периоды истории Древнего Египта:

  1. I додинастический (нач. IV т. л. до н. э.). Начинается разложение родоплеменного строя. Происходит формирование 40 номов, включающих города с прилегающими к ним территориями и мелкими поселениями. Основной чертой периода является борьба за гегемонию (главенство над другими городами). В результате борьбы появляются две противоборствующие силы: область Верхнего Египта (южный Нил) и Нижнего Египта (северный Нил с дельтой).
  2. Раннее царство (XXXIII – XXIX вв. до н. э.) – появление 0, правление I – II династий. Зарождается деление общества на сословия, в некоторых местах начинает появляться ирригационная (поливная) система земледелия. Происходит объединение Египта. Первым правителем обеих территорий становится Нармер.
  3. Древнее Царство (XXVIII – XXIII вв. до н. э.) - время III – VI династий. Полная централизация, вся полнота власти сосредоточилась в руках фараонов (впоследствии никто, кроме правителей Египта, не будет обладать такой силой). Благодаря их неограниченной власти, появляется возможность возводить величественные строения. Например, пирамида Хуфу (Хеопса), представителя IV династии, является самой крупной за всю историю государства Египет. Кстати говоря, назначение погребальных сооружений до сих пор остается дискуссионным вопросом египтологии.
  4. Экономические и политические взлеты Древнего Египта периодически сменялись падениями, так называемыми Переходными периодами. Первый из них продолжался с XXIII по конец XXI в. Причина упадка состояла в распаде страны на отдельные номы. Такая ситуация была возможна благодаря тому, что управляющие номами сосредоточили в своих руках огромную власть и стремились к большей независимости.

Объединение Египта в период Среднего Царства

Непосредственно в данный период, продолжавшийся с середины XXI по XVIII вв. до н. э. (XI – XIII), могущество фараонов уже не было столь всеобъемлющим. Тогда же закончился процесс сооружения ирригационной системы. Египет превратился в первую «мировую державу», подчинив себе юго-восточный Средиземноморский берег, Нубию и половину Синайского полуострова.

За подъемом последовал II Переходный период. С конца XVIII до середины XVI в. до н. э. - династии фараонов создавались гиксосскими правителями (XV и XVI), а затем появилась фиктивная династия полководца, пытавшегося одолеть захватчиков (XVII). К очередному династическому кризису привело ослабление царской власти и многочисленные восстания.


Полное освобождение Египта

Полностью Египет освободился от гиксосов позже:

  1. На Новое царство (с XVI по XI вв. до н. э.) приходится очередной подъем, но уже к XVI в. могущество египетских царей сильно ослабевает, зато возрастает их внешнеполитическое влияние: создана Империя, включающая все восточное Средиземноморье и северо-восток Африки.
  2. III и последний Переходный период длился с XI по VIII вв. до н. э. Он начался с падения Египетской Империи под натиском Ливии. Ливийцы образовали собственные правящие дома (XXII и XXVI). Восстановление утраченной мощи стало возможным только при XXVI – Саисской – династии (VII-VI вв. до н. э.)
  3. Существование самостоятельного государства завершилось ослаблением правителей из династий с XXVII по XXX и покорением Египта Персией (конец VI – IV вв. до н.э).

Государство продолжало существовать, но уже не автономно. Египет развивался, постепенно трансформируясь в страну, которую представляет собой на сегодняшний день.

Период Эллинизма

Период эллинизма в истории государства Египет начался с освобождения страны от владычества Персии Александром Великим в 332 г до н.э. В том же году полководец приказал заложить новую столицу – Александрию.

Провозглашение Александра фараоном прервало правление Ахеменидов. Через девять лет великий завоеватель скончался, не оставив наследника. Между его полководцами (диадохами) началась борьба за управление территориями, на которые стремительно распадалась великая империя. Египтом завладел Птолемей I, и его потомки властвовали здесь до самого окончания периода Эллинизма.


Царствование династии Птолемеев

В царствование династии Птолемеев в управлении гармонично сочетались как старые, так и новые греческие черты. Правитель Египта оставался абсолютным монархом, не сократился штат чиновников, продолжал существовать огромный объем канцелярской государственной переписки. Наличие традиционных черт не мешало введению новшеств: официальным языком стал греческий, появились должности, характерные для двора Александра: «родственники», «равные по счету родственникам», «первые друзья» и т.д. На верхушке административной пирамиды находился диойкет. Он управлял хозяйственными и финансовыми делами, распоряжался казной, занимался учетом налогов. Человек, занимающий этот пост, имел все шансы обрести огромное могущество, как, например, Аполлоний, диойкет Птолемея II.

Начала функционировать иная административная система. Существование трех полисов – Александрии, Навкратиса и Птолемаида – не играло большой роли. Основная часть территории входила в хору, делившуюся на номы, во многом сохранявшие автономию.

В таком виде Египет существовал до 30 г. Последняя правительница из рода Птолемеев – Клеопатра VII – безуспешно пыталась не допустить полного господства Рима. Истории известна драма любви между последней египетской царицей и Марком Антонием. В 31 г. Юлий Цезарь Октавиан победил несчастного влюбленного в морском бою при Акции, а в 30 г. Клеопатра, поучив ложную весть о кончине Марка Антония, совершила самоубийство.


Египет под властью Византии

Египет был подчинен Римской Империи и до ее раздела в 395 году входил в состав Восточной Римской Провинции. После перехода государства в руки Византии в нем началось активное развитие христианства. Вера распространялась из центра в Александрии очень быстро, и к II в. н.э. в стране в большом количестве присутствовали монастыри и киновии. Несмотря на популярность христианства, оставалось небольшое число приверженцев языческих культов.

В период подчинения Византии увеличилось число крупных земельных поместий. Участки росли за счет присвоения богатыми земель разорившихся крестьян.

Сложилась система отношений между земледельцами и владельцами земли – колонат. Арендатор – колон – расплачивался с арендодателем собственным трудом или долей урожая.

Обладание Египтом было экономически выгодно Византии: провинция выплачивала почти половину от общей суммы имперских налогов, производила огромный объем продукции: 240 тыс. тонн пшеницы ежегодно.

К VII в н.э. нарастало недовольство правительством Византии, достигли апогея религиозные разногласия. Впоследствии провинция настолько ослабла, что небольшого отряда арабских захватчиков хватило для покорения большинства ее территорий.


Египет в составе Арабского Халифата

639 г. ознаменовался вступлением арабских войск, во главе которых стоял Амра ибн ал-Аса. Началась борьба за обладание страной. Византия всеми силами пыталась вернуть утраченные территории, но успеха не добилась. Как видно из истории Египта, в течение короткого периода Египет несколько раз переходил под власть разных фамилий завоевателей. Среди них дома Омеййадов (до 868 г.), Тулунидов (до 935 г.) и Ишхидов (до 969 г.)

С 969 года Египтом правят фатимиды, и страна перестает быть зависимой от Багдада даже номинально.

Пребывание под властью Халифата крайне важно для истории развития Египта, так как именно арабское влияние позволило египтянам принять ислам – религию, которую большинство из них исповедуют и сегодня.

Период подчинения Османской Империи

22 января 1517 года османские войска разгромили мамлюков в пригороде Каира. Египет перешел к Турции до 1914 года. Менялись наместники, но значительные изменения в жизни провинции отсутствовали.

Одно из знаменательных событий того времени – поход Наполеона в Египет, затеянный полководцем с целью оспорить здесь британское господство. Поход длился с 1798 по 1801.

Новейшая история Египта

После освобождения от господства Турции в 1914 году Египет оказался под протекторатом Великобритании. Только в 1922-м Англия признала его самостоятельность и провозгласила королевством.

Республикой Египет стал намного позже, в 1971 году, с принятием новой конституции. Установленный в то время строй сохраняется в стране и по сей день.

В истории Египта огромное количество событий приходится именно на новейший период: и затяжной передел власти, конец которому вряд ли будет положен в ближайшем будущем, и войны с Израилем. Внимание мировой общественности к этим событиям обусловлено в основном тем, что на раздираемой противоречиями территории находится Суэцкий канал – одна из важнейших мировых транспортных артерий.


Заключение

Путь, проделанный Египтом от множества разрозненных государств до современной республики, весьма интересен и сложен. Недаром в исторической науке существует целое направление, занимающееся изучением этой загадочной страны – египтология. Разумеется, большинство отдыхающих не вникает в ее тонкости, но каждому, кто собирается посетить Египет, нужно иметь в виду, что его история не заканчивается на пирамидах, а сегодняшние египтяне вследствие многовекового пути, который прошла их страна, не имеют ничего общего с теми, кто строил оросительные системы и поклонялся языческим богам много тысячелетий назад.

Легенды Древнего Египта

Египет, как и Греция, в начале нашей эры вошел в состав Римской империи. Верования этого народа о происхождении мира более разрозненны и противоречивы, нежели у древних греков. Также, в отличие от греческих, египетские легенды были во многом реконструированы на основе более поздних текстов. Считается, что египетская мифология начала формироваться в VI–IV тысячелетии до нашей эры, и в каждой области складывался не только свой пантеон богов, но и свои легенды. Но так называемый Великий пантеон богов или Эннеаду почитали везде, хотя и в различных формах.

Верховным божеством изначально в Египте считался Пта (Птах), творец земного мира, бог правды и порядка, но позднее возникло несколько религиозных центров: в Мемфисе – храм Пта, в Фивах – Амона и в Гелиополе – бога Ра. В третьем тысячелетии до нашей эры возобладала гелиопольская система – Эннеада. Основными божествами в ней считались Ра и Гор (олицетворение живого фараона). Также почитался бог подземного царства Анубис; бог мудрости, письменности, луны и изобретатель иероглифов Тот; а также Хапи – бог реки Нил. Всего же богов насчитывалось более семи сотен, причем многие дублировали функции друг друга.

По мнению историков, первая египетская версия происхождения мира возникла незадолго до объединения Египта, около 3000 года до н. э.

В древнеегипетских мифах внимание сотворению человека практически не уделяется. Хотя мифы и дают четко понять, что боги сотворили мир именно для людей, требуя от них взамен лишь поклонения, возведения храмов и регулярных жертвоприношений.

Египтяне считали, что солнце родилось от союза земли и неба, то есть от богов Геба (бога земли) и Нут (богини неба). Бог солнца Ра рождается каждое утро, выходя из чрева Нут, и каждый вечер снова там скрывается. Как уже было сказано, в разных областях Египта были разные воззрения на происхождение мира, и каждый из культовых центров – Гелиополь, Гермополис и Мемфис – объявлял создателем мира своего бога, называя его отцом всех других богов.

Но были и общие воззрения.

Считалось, например, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. И лишь свет, воплощением которого являлось солнце, помог этот хаос преодолеть. Из водной глади появился поначалу небольшой остров, который по отступлении воды делался все больше и больше. Тут можно провести параллель с ежегодным разливом Нила, который, как мы уже знаем, также почитался как бог. То есть каждый год египтяне видели прообраз создания земли.

В Гелиополе создателем мира считали бога солнца Ра, отождествленного с другими богами-творцами: Атумом (в переводе значит «Совершенный») и Хепри (что можно перевести как «Тот, кто приводит к появлению, началу»). Практически Святая Троица. И понять внутренние взаимоотношения этих трех богов так же сложно, как и вникнуть, как относятся друг к другу христианские Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Атум изображался в облике человека, а Хепри – в виде скарабея.

Это дает повод говорить о том, что Хепри – бог более древний и корни его появления восходят к тем временам, когда богам придавали облик животных. Египтяне верили, что этот жук способен размножаться сам по себе и поэтому вполне символизирует бога, создающего все из ничего. А также шар, который толкает скарабей, казался египтянам подобным катящемуся с божественной помощью по небу солнцу. Между тем у Хепри не было собственного культа. Он почитался, но был тождествен Атуму и Ра.

В «Текстах пирамид», древнейшем в истории человечества письменном источнике, записан миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри. Так что можно предполагать, что к этому времени он был уже широко известен и, скажем так, канонизирован.

Итак, версия рождения мира излагалась так: Ра – Атум – Хепри создал (ну или создали) себя сам, возникнув из хаоса, который назывался Нун, или Первоокеан. У этого океана не было ни физических измерений, ни временных. Но, появившись над водой (помните, в Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою»), новорожденный бог не смог найти место, где мог бы удержаться, и потому создал холм, или, вернее, остров Бен-бен. Уже на твердой почве он приступил к созданию других богов. Первую пару: Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – ему пришлось родить самому, а уже потом, от их союза, появился весь египетский пантеон: Геб (Земля), Нут (Небо), которые, в свою очередь, породили двух богов и двух богинь – Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так и возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.

Создателем же людей стал бог Хнум, гончар, представлявшийся в облике барана. Он вылепил первых людей из глины.

В Мемфисе, в то время крупном политическом и религиозном центре Египта, в миф о сотворении мира включили многих богов, подчинив их Пта, который выступал как творец всего. Интересно, что здесь сотворение мира было процессом не физическим, а исключительно мыслью и словом. Как тут снова не вспомнить Библию: «В начале было слово…»

Из книги Путь Феникса [Тайны забытой цивилизации] автора Элфорд Алан

Хронология Древнего Египта *********************************************************************************************Реннединастический период - ок. 3100–2700 гг. до н. э.Период Древнего Царства - ок. 2700–2200 гг. до н. э.Первый Промежуточный период - ок. 2200–2000 гг. до н. э.Период Среднего Царства - ок. 2000–1650 гг. до

Из книги Словарь египетской мифологии автора Швец Наталья Николаевна

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Древний Египет автора Холмс Энтони

Цивилизация Древнего Египта «Египет – это дар Нила», – писал древнегреческий историк Геродот в 400 г. до н. э. Нил был не просто надежным источником воды. Ежегодный разлив в результате таяния снегов на эфиопских нагорьях приносил с собой животворный ил и питательные

Из книги Древний Египет автора Холмс Энтони

Наследие Древнего Египта Открытие Говардом Картером и лордом Карнарвоном гробницы Тутанхамона в 1922 г. вызвало огромный всплеск интереса ко всему, что было связано с Египтом. Архитектура, мебель, модная одежда – все испытало на себе влияние этой древней цивилизации.

Из книги Мистические ритмы истории России автора Романов Борис Семёнович

МИР ДРЕВНЕГО ЕГИПТА За несколько веков до Рождества Христова существовали семь чудес света, слава которых затмевала все остальные диковины древнего мира. Шесть из этих чудес - сады Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей - гробница

автора

автора Калифулов Николай Михайлович

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович