Презентация на тему мусульманский восток. Художественная культура мусульманского Востока. Творцу молитесь; он могучий, Он правит ветром, в знойный день На небо насылает тучи; Дает земле древесну. Большая мечеть Омейядов в Дамаске

План-конспект урока по мировой художественной культуре.

Учитель: Габдрахманова Лилия Анасовна

Образовательное учреждение : МОБУ СОШ с.Чуюнчи, Давлекановский район, республика Башкортостан

Предмет : мировая художественная культура.

Тема урока:
Художественная культура мусульманского Востока:

логика абстрактной красоты.
Тип урока : изучение нового материала

Цели: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов Востока.

Задачи:
мотивация учащихся к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению искусства и культуры Арабского Востока;
развитие абстрактного и образного мышления;
воспитание толерантности.

Формы организации работы детей:

    Учащиеся выполняют опережающие задания к уроку:

    Подготовить сообщения об архитектуре Востока.

    Выписать в тетрадь определения терминов Мечеть, минарет, арабеска.

    Подготовить сообщения об архитектуре, используя ресурсы Единой цифровой коллекции ( )

    На уроке:

    учащиеся составляют опорный конспект по теме урока;

    участвуют в анализе произведений архитектуры.

Формы организации работы учителя:

    Лекция учителя

    Сопровождение лекции электронной презентацией

    Привлечение учащихся к обсуждению архитектуры Востока

-Используемое оборудование:

    мультимедийный проектор

    компьютер

    экран

    электронная презентация по теме «Искусство мусульманского Востока»

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

материалы Федерального центра инфомационно-образовательных ресурсов ( )

Литература:

    Энциклопедия по МХК, Москва, 2005 год

    Ойстрах О.Г., Демидова Т.Л. Методическое пособие по курсу: «Мировая художественная культура», Москва, 2001

    Рапацкая Л.А. Искусство Востока – М., Просвещение: «Владос», 1999

Форма занятия: урок-лекция с элементами диалога

Структура урока:

I.Организация класса

    Изучение нового материала:

    Сообщение темы урока

    Постановка проблемных задач и целей урока

    Лекция учителя и прослушивание сообщений учащихся (опережающие сообщения учащихся)

II.Закрепление изученного материала.

III.Итог урока

Вводная часть:

Эпиграф:

Творцу молитесь; он могущий
он правит ветром, в знойный день
на небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень
Он милосерд; Он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечен и мы ко свету.
И да падет с очей туман.

А.С. Пушкин.

Основная часть:

1.Организационный момент. (Слайд 1 и 2)
2.Учитель: Ребята, сегодня мы с вами ознакомимся с художественной культурой мусульманского Востока.

Мусульманский Восток- огромный регион, объединивший разные народы на основе самой молодой из мировых религий- ислама. На землях современных государств- Сирии и Египта, Ирана и Ирака, Турции и Афганистана, Испании и Израиля, Азербайджана и стран Средней Азии сохранились многочисленные памятники Средневековья, свидетельствующие о единой самобытной художественной традиции. Она родилась под влиянием мировосприятия сквозь призму учения об Аллахе - всемогущем и вечном. (Слайд 3)

Ислам- монотеистическая (авраамическая) мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как мир. Другое значение этого слова - «предание себя Богу» («покорность Богу») . В шариатской терминологии ислам - это полное, абсолютное единобожие, подчинение Богу, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Людей, которые покорились Богу, в исламе называют мусульманами.

С точки зрения Корана, ислам - единственная верная религия человечества, её последователями были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях Пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Божественного Откровения. (Слайд 4, 5).

Мухаммед - род ился 20 (22) апреля 571 года (по некоторым источникам 570), 12 числа месяца рабиуль-авваль, в понедельник, незадолго до восхода солнца, Мекка - ум. 8 июня 632 года, Медина - арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная (после единого Бога) фигура этой религии; по учению ислама Мухаммеду Бог ниспослал его священное писание - Коран. Также политический деятель, основатель и глава мусульманской общины (уммы), которая в процессе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове. (Слайд 6,7).

Ученик 1 . Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Ислам держится на «пяти столпах» - основных правилах, которые должен соблюдать каждый мусульманин. (Слайд 7, 8)
1) Шахада - вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха;
2) Намаз – ежедневная 5-кратная (с рассвета и до заката) молитва. Женщины и дети читают его дома. Мальчики с 12 лет в мечети.
3) Зякет - Благотворительность в пользу бедных– 1/40 часть годового дохода.
4) Пост в месяце Рамадан (с рассвета до заката)
5) Хадж - 6 дневное паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.(Слайд8)

Коран (араб. кур"ан, букв. - чтение), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине.
Переводить с арабского языка нельзя – теряется святость. «Настоящий» Коран печатается в одном из городов Саудовской Аравии, в специально освященной типографии. В Коране 114 разделов – сур, которые делятся на аяты. Длина сур к концу книги в основном уменьшается. Большая часть Корана написана нерифмованной прозой.
Коран был дополнен Сунной, написанной в VII-VIII вв. Это 6 томов комментариев к Корану. Сунна послужила основой для шариата – свода исламских законов
Сегодня сохранились 4 самых древних Корана (VII-VIII век): в Мекке, Медине, Каире, Самарканде.

Учитель: Искусство мусульманского Востока, подобно творчеству многих народов в эпоху Средневековья, было основано на канонических установках. Эти правила сложились достаточно быстро. Ведущим началом религиозного художественного мышления в исламской культуре стало сочетание декоративности и ритма.(слайд 9). Красоту произведения искусства видели в гармонии строгой, логичной геометрической формы с изощренными абстрактными декоративными украшениями. Впервые наиболее ярко и зримо исламский художественный канон воплотился в архитектуре. Его прообразом был дом Мухаммеда в Мекке. Здесь же на месте древнейшего языческого святилища Каабы, где хранился волшебный Черный камень(вероятно упавший метеорит), возникла самая ранняя мусульманская святыня.

Ученик 2 . Мечеть- « место поклонения» - мусульманское богослужебное архитектурное сооружение. (слайд 10).

Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.

Аль-Масджид аль-Харам - главная Мечеть, во внутреннем дворе которой находится Кааба Расположена в Мекке в Саудовской Аравии.(слайд 11).

Строительство первой мечети около Каабы относят к 638 году. Существующая мечеть известна с 1570 года. За Время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, так что от первоначальной постройки мало что осталось. Сначала Запретная мечеть имела шесть минаретов, но когда у Голубой мечети в Стамбуле было построено тоже шесть минаретов, имам Мекки назвал это святотатством: ни одна мечеть мира не должна была равняться с Каабой. И тогда султан Ахмед приказал построить в Запретной Мечети седьмой минарет.(слайд 12).

Последняя реконструкция мечети происходила в конце 1980-х годов, когда к ней с юго-западной стороны пристроили огромный корпус с двумя минаретами. Именно в этом корпусе находится теперь главный вход в мечеть - ворота короля Фахда. В настоящее время мечеть Харам - это огромное сооружение площадью 309 тысяч кв. метров. Мечеть имеет 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Кроме 4 ворот существует ещё 44 входа в мечеть. В здании действует 7 эскалаторов. Воздух в помещениях освежается кондиционерами. Предусмотрены специальные помещения для молитв и совершения омовений, причём эти помещения делятся на мужские и женские. Аль-Масджид аль-Харам вмещает одновременно до 700 тысяч человек, правда при этом верующие размещаются даже на крыше здания. (слайд 13).

Ученик 3 . Мечеть Куббат ас-Сахра- Купол Скалы , иногда переводят как Купол над Скалой - монумент (не ) на в , рядом с .

Куббат ас-Сахра, помимо ее религиозного значения, является одним из древнейших и красивейших памятников раннего исламского зодчества, имея правильные пропорциональные очертания и внутренний богато украшенный узорчатый орнамент. (слайд 14).

По повелению (65-86 г / 684-705 гг. н. э.) в Иерусалиме на месте разрушенного римлянами в 687-691 годах два инженера, из и из Иерусалима, назначенные , воздвигли мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы»). Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк совершил . Именно благодаря этому выступу Куббат ас-Сахра получила своё название. (слайд 15).

Очень часто в литературе как архитектурный памятник истории ислама ошибочно отождествляется с (Аль-Акса). Хотя Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Мечеть халифа - два совершенно разных исламских храма, однако они составляют единый архитектурный комплекс .

Сейчас это здание используется в качестве «женской» мечети. Хотя по изначальному замыслу - это не дом молитвы, а архитектурный памятник, оберегающий камень, с которого вознёсся пророк , на котором стоял во времена и с которого, по традиции, началось (см. ).

Доступ в Купол Скалы запрещён мусульманами для всех «неверных».

15 февраля 2008 г. землетрясение силой в 5,3 балла по шкале Рихтера оставило свой след в . Рядом с Куполом Скалы возник заметный провал в земле глубиной 1 м, шириной 1,5 м и длиной около 2 м.

Ученик 4. Больша́я мече́ть Дама́ска , также известная как Мечеть , одна из крупнейших и старейших в мире. Расположена в одном из самых священных мест в старом городе , представляет собой большую архитектурную ценность. (слайд 16).

Мечеть содержит Сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову ( ), почитаемого как христианами, так и мусульманами. Голова возможно была найдена во время раскопок при строительстве мечети. В мечети также находится могила , расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети.

Святыня Иоанна Крестителя (или Яхья) внутри мечети. Место, где сейчас стоит мечеть, в эру было занято Храмом . Арамейское присутствие было засвидетельствовано открытием , изображающей и раскопанной в северо-восточном углу мечети. Позже, в римскую эпоху, на этом месте располагался Храм , затем, в византийское время, , посвящённая Иоанну Крестителю. (слайд 17).

Первоначально арабское завоевание Дамаска в не затронуло церковь, как сооружение, почитаемое как мусульманскими, так и христианскими прихожанами. Это сохранило церковь и богослужения, хотя мусульмане построили пристройку из кирпича напротив южной стены храма. При халифе , однако, церковь была куплена у христиан перед тем, как была разрушена. Между и на этом месте была построена существующая мечеть. В соответствии с легендой, Аль-Валид самолично начал разрушение церкви, введя золотой шип. С этого момента Дамаск становится важнейшим пунктом на и позже стал столицей Государства Омейядов.

Мечеть отделена от шумного города мощными стенами. Огромный внутренний двор выложен черно-белыми полированными плитами, слева от входа стоит внушительная деревянная повозка на здоровенных колесах. Одни говорят, что это таранное устройство, оставленное после штурма , другие считают повозку боевой колесницей времен . Пол молельного зала устлан множеством - их здесь более пяти тысяч.

Внутренний план Мечети Омейядов

В молельном зале стоит гробница с Главой , отсеченной по приказу царя . Усыпальница сделана из белого , украшена нишами из рельефных стекол зеленого цвета. Сквозь специальный проем можно бросить внутрь поминальную записку, , передать в дар пророку Яхье (так называют Иоанна Предтечу) деньги. Один из трех минаретов мечети Омеяйдов (тот, что расположен с юго-восточной стороны), носит имя Иса бен Мариам, то есть « , ». Согласно пророчеству, именно по нему накануне с небес на землю сойдет . Руки Спасителя, облаченного в белые одежды, будут лежать на крыльях двух ангелов, а волосы будут казаться влажными, даже если их не коснулась вода. Вот почему на землю под минаретом, куда должна ступить нога Искупителя, имам мечети каждый день стелет новый ковер.

Мощи Иоанна Крестителя (Яхья)

История с мощами так и не выяснена до конца. Как говорит архимандрит Александр Елисов (представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой и всего Востока), речь может идти только о части головы Крестителя. Существует еще три фрагмента головы святого - одна хранится на , другая - во французском , третья - в , в .

В мечети. Прихожане ведут себя раскованно - не только молятся, но и читают, сидят, лежат, некоторые даже спят. Ежедневно, кроме пятницы, в мечеть свободно пускают представителей любой веры, и никакой недоброжелательности по отношению к гостям здесь не ощущается.

Ученик 5. Великая мечеть Хассана II - была построена при власти короля . Она находится в на берегу океана. Великая мечеть является второй по величине мечетью пocлe главного мусульманского храма , находящегося в . Примечательно, что архитектор мечети - француз , не был мусульманином. (слайд 18).

Высота мечети 200 метров. Это самое высокое религиозное сооружение в мире. Минарет на 30 метров выше знаменитой и на 40 метров - . (слайд 19).

Одновременно в мечети могут молиться 20 тысяч верующих и еще 80 тысяч - на площади возле нее. Общая стоимость этого сооружения составила около 800 миллионов долларов. Причем это - пожертвования верующих. Мечеть Хассана II - одно из немногих религиозных сооружений в , куда пускают немусульман. Внутри зал для молитв украшен 78 колоннами из розового , полы устланы плитами из золотистого и зеленого , зимой пол подогревается, а центральная часть крыши может раздвигаться. Заплатив 100 (около 10 американских долларов), любой желающий может попасть внутрь и сделать фотографии.

Ученик 6. Альга́мбра - архитектурный ансамбль преимущественно периода ( ), состоящий из , и в южной , расположенный на холмистой террасе в восточной части города Подайте ему, госпожа, подайте,
Ибо нет доли более жестокой,
Чем быть слепым в Гранаде.

Этот дворец построен завоевателями. Представители мавританской культуры, они пожелали на покоренных землях солнечной создать кусочек рая земного. Так среди тенистых садов возникла Альгамбра - административный центр и ».

Ученик 7. Минаре́т (араб. منارة‎‎ , манара , «маяк») - в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних - внутри башни. (слайд 23).

Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).

Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще), средние - два; в больших султанских мечетях в Стамбуле было от четырех до шести минаретов. Самое большое количество минаретов, девять, у мечети Аль-Харам в Мекке.

Учитель. Арабеска (Арабески) - вид орнамента: причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, иногда включающий стилизованную надпись (под арабскую вязь или рукописную). Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»). Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике. (слайд 24).

В искусствоведении многих стран Европы термин арабеска имеет и более узкое значение: орнамент лишь из стилизованных растительных мотивов (в противоположность т. н. мореске - орнаменту из геометрических мотивов). (слайд 25).

Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о "вечно продолжающейся ткани Вселенной".
Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это "боязнью пустоты").
(Слайд 26) Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике.
Арабески получили большое распространение в Европе в эпоху Возрождения. Позже европейское искусство еще не раз обращалось к этому причудливому и затейливому, очень сложному и изысканно-утонченному виду живописи. Прекрасные образцы арабесок создали художники-модернисты (конец XIX-начало XX в.в.), особенно Обри Бердслей.

Завершающая часть:

Арабское искусство в целом было ярким, самобытным явлением в истории мировой художественной культуры эпохи средневековья. Его влияние распространялось на весь мусульманский мир и выходило далеко за его пределы.

Домашнее задание
Первого уровня: тема 5, прочитать, ответить на вопросы.

Второго уровня:

подготовить реферат об искусстве Востока.

«Культура ислама» - Придворный поэт Ибн - Зумрук. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Какие течения выделились в исламе? Соборная мечеть в Кордове. Арабский халифат. Первый руководитель – Мухаммед. Архитектура ислама. Мусульманский Восток. Практические обрядовые заповеди ислама. Альгамбра.

«Мусульманская культура» - Фатализм. 5. Конфуцианская цивилизация Китая. Основные направления: Получайте точное расписание намазов Вашего города себе на телефон! 5. Индия: традиции и новации. http://www.e-samarkand.narod.ru/. Обсерватория Улугбека. Сикхи на празднике вкушают амриту. Парсы – огнепоклонники в Бомбее. Ислам.

«Терроризм и ислам» - Ислам – религия терроризма? Запрещается: Воистину, Аллах любит беспристрастных [Сура 9, стих 9]; Воистину, Аллах – Всесильный, Могущественный [Сура 22, стих 39,40]. - «подвиг», «усилие», «стремление». во время войны определены строгие правила поведения против нападающих. Борьба против собственных страстей и недостатков,

«Человек в исламе» - Торговый караван. Шариат – правила поведения Кади – знатоки Корана. Племена бедуинов: Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье. Бедуины – кочевые арабы. Арабский мир. Мухаммед – основатель ислама. Образовалось огромное арабское государство – Арабский Халифат, столица Дамаск. Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяц рамадан произошло важное событие.

«Художественная культура ислама» - Как напоит тебя сосуд, тобой разбитый в черепки? Дни свои влачить без друга - наигоршая из бед. Слово, идущее от сердца, проникает в сердце. Художественная культура ислама. Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф Низами Гянджеви. Омар Хайям. Жалости душа достойна, у которой друга нет. Влюбленный слеп. Архитектура ислама.

«Арабо-мусульманская культура» - Мусульманское право. Фальсафа (философия). 14. Географическое положение помогало развитию торговли. Минарет Бухаре (Узбекистан) Высота 48 метров Возведен в 1127 г. Первым муаззином, призывавшем к молитве, стал бывший раб, эфиоп Билал. Здесь особо почитался АЛЛАХ. 4.4. «Год посольств». 7. Сунна. У крылатого скакуна был человеческий лик, блистающий в темноте.

Музыка и архитектура мусульманского Востока. Музыка по исламской традиции рассматривалась как одна из форм научного познания. Арабские теоретики музыки внесли большой вклад в становление музыковедения. Среди них выдающийся ученый Аль-Фараби, создатель «Большого трактата о музыке», в котором разработаны проблемы акустики, инструментоведения, эстетики и философии музыкального искусства.

  • Музыка по исламской традиции рассматривалась как одна из форм научного познания. Арабские теоретики музыки внесли большой вклад в становление музыковедения. Среди них выдающийся ученый Аль-Фараби, создатель «Большого трактата о музыке», в котором разработаны проблемы акустики, инструментоведения, эстетики и философии музыкального искусства.
Музыкальные инструменты арабов были очень разнообразны. Это и всевозможные ударные (барабаны, бубны, литавры), и уд, предшественник европейской лютни, и смычковый ребаб. Музыкальные инструменты арабов были очень разнообразны. Это и всевозможные ударные (барабаны, бубны, литавры), и уд, предшественник европейской лютни, и смычковый ребаб. Профессиональная арабская музыка, как вокальная, так и инструментальная, создавалась на основе канонических правил макама (макома, мугама), определяющего ладовые и ритмические особенности композиции. Культура макамата, родившаяся в исламском мире в глубокой древности, породила разнообразные национальные ответвления. Музыку, созданную в традициях макама, нередко называют «симфонией исламских народов».
  • Профессиональная арабская музыка, как вокальная, так и инструментальная, создавалась на основе канонических правил макама (макома, мугама), определяющего ладовые и ритмические особенности композиции. Культура макамата, родившаяся в исламском мире в глубокой древности, породила разнообразные национальные ответвления. Музыку, созданную в традициях макама, нередко называют «симфонией исламских народов».
Самобытные страницы в историю средневековой мусульманской культуры вписали народы Туниса, Алжира, Марокко, Южной Испании. Искусство, созданное мастерами этих стран, получило название мавританского. С античности маврами (от греч. «темный») считали северо-африканские народы, родственные арабам. Следствием экспансии этих народов в Южную Испанию явилось образование халифата с центром в Кордове (X в.). Исламская Кордовская держава стала одним из самых сильных и процветающих средневековых государств Европы с развитой культурой и образованным население. Город Кордова отличался красотой и цивилизованностью. Богатством и разнообразием архитектурного облика отличались дома знати. Дворец халифа утопал в зелени садов и диковинных цветов; о красоте внутренних покоев дома властителя слагали легенды.
  • Самобытные страницы в историю средневековой мусульманской культуры вписали народы Туниса, Алжира, Марокко, Южной Испании. Искусство, созданное мастерами этих стран, получило название мавританского. С античности маврами (от греч. «темный») считали северо-африканские народы, родственные арабам. Следствием экспансии этих народов в Южную Испанию явилось образование халифата с центром в Кордове (X в.). Исламская Кордовская держава стала одним из самых сильных и процветающих средневековых государств Европы с развитой культурой и образованным население. Город Кордова отличался красотой и цивилизованностью. Богатством и разнообразием архитектурного облика отличались дома знати. Дворец халифа утопал в зелени садов и диковинных цветов; о красоте внутренних покоев дома властителя слагали легенды.
В 785 г. в Кордове была заложена соборная мечеть поразительной красоты. Ее строительство продолжалось до X в. По форме мечеть соответствует колонному классическому стилю. Она была окружена стеной из крупных золотисто-медовых блоков. Основное пространство мечети было отдано уникальному молитвенному залу: около 850 колонн, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад, заполнили его пространство изнутри. Колонны, привезенные из Африки, Франции, самой Испании, выполнены из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира. Центральный купол мечети украшен огромным «цветком» - восьмиугольной звездой, образованной на пересечении двух квадратов. Колонада освещалась сотнями висящих серебряных лампад, создавая настроение отрешенности от повседневной суеты и умиротворенности.
  • В 785 г. в Кордове была заложена соборная мечеть поразительной красоты. Ее строительство продолжалось до X в. По форме мечеть соответствует колонному классическому стилю. Она была окружена стеной из крупных золотисто-медовых блоков. Основное пространство мечети было отдано уникальному молитвенному залу: около 850 колонн, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад, заполнили его пространство изнутри. Колонны, привезенные из Африки, Франции, самой Испании, выполнены из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира. Центральный купол мечети украшен огромным «цветком» - восьмиугольной звездой, образованной на пересечении двух квадратов. Колонада освещалась сотнями висящих серебряных лампад, создавая настроение отрешенности от повседневной суеты и умиротворенности.
Последним оплотом исламской культуры на испанской земле стал Гранадский эмират. «Я – сад, который украсила красота, ты познаешь мое существо, если вглядишься в мою красоту» - эти строки придворного поэта Ибн Зумрука сохранились на изразцовой панели зала Двух сестер из дворца, входящего в знаменитый архитектурный ансамбль Альграмбры. Поражающая изысканностью внешнего облика и художественным совершенством внутренних интерьеров резиденция эмира напоминает декорации к волшебным восточным сказкам. Ее основные постройки сгруппированы вокруг открытых дворов – Миртового и Львиного. Над строениями господствует могучая старинная башня Комарес, где находился трон халифа.
  • Последним оплотом исламской культуры на испанской земле стал Гранадский эмират. «Я – сад, который украсила красота, ты познаешь мое существо, если вглядишься в мою красоту» - эти строки придворного поэта Ибн Зумрука сохранились на изразцовой панели зала Двух сестер из дворца, входящего в знаменитый архитектурный ансамбль Альграмбры. Поражающая изысканностью внешнего облика и художественным совершенством внутренних интерьеров резиденция эмира напоминает декорации к волшебным восточным сказкам. Ее основные постройки сгруппированы вокруг открытых дворов – Миртового и Львиного. Над строениями господствует могучая старинная башня Комарес, где находился трон халифа.

В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо- мусульманской культуре, которая была создана арабскими племенами (от слова "араб", то есть смелый наездник). Мекка, в которой располагалось святилище кааба


По-арабски «ислам» означает «покорность», а название «мусульмане» происходит от слова «муслим» (предавший себя Аллаху). Основателем ислама стал арабский купец Мухаммед. Мухаммед Средством объединения многочисленных арабских племён в единое государство стала новая мусульманская религия ислам. Ислам ИСЛАМ


Основу вероучений ислама составляют его так называемые «пять столпов»: вера в единого бога Аллаха и его пророка Мухаммеда; ежедневная пятикратная молитва намаз; ежегодный пост в месяц рамазан ураза; обязательная милостыня, налог в пользу бедных закят; паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни хадж. Кора́н (араб. أَلْقُرآن ) - - священная книга мусульман. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание»


Суфи́зм (араб. تصوف)) мистико- аскетическое течение в исламе, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Общепринятой является точка зрения, высказанная ещё средневековыми мусульманскими авторами, согласно которой слово суфизм происходит от арабского «суф» (араб. صوف шерсть) Внутри ислама возникли такие течения как: суннизм – выбор правителя из рода Мухаммеда; шиизм – божественная природа власти; суфизм – мусульманский мистицизм.








АРАБСКАЯ АРХИТЕКТУРА Типология зданий КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ (Мечеть, минарет, медресе) СВЕТСКИЕ СООРУЖЕНИЯ (караван-сараи (придорожные гостиницы) и крытые рынки, дворцы правителей и знати, укреплённые цитадели, городские стены с башнями и воротами, величественные мосты и т.д.)













ПАНЕГИРИК – основной жанр арабской поэзии VII-VIII вв. ПАНЕГИРИК – основной жанр арабской поэзии VII-VIII вв. КЫТА – стихотворение из строк с единым содержанием; КЫТА – стихотворение из строк с единым содержанием; РУБАИ – стихотворный афоризм из четырёх строк; РУБАИ – стихотворный афоризм из четырёх строк; ГАЗЕЛИ – лирические любовные песни ГАЗЕЛИ – лирические любовные песни Классические жанры поэзии Рубаи Омара Хайяма

«Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты».

Найти картину Н.К. Рерих «Магомет на горе Хира».

Эпиграф: стихи А.С. Пушкина 5ч. «Подражание Корану».

Творцу молитесь; он могучий:
Он правит ветром; в знойный день
На небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень.
Он милосерд: он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечем и мы ко свету,
И да падет с очей туман.

Экспозиция: Показать видеоряд восточной архитектуры (мечети) под муз.

1.Вопрос: что эти сооружения объединяет? (Восточный стиль. Архитектура ислама. Мечети)

Задание: Записать сходные черты (характерные архитектурные элементы).

Заслушать ответы.

Проверяем свои ответы в тетрадях с правильным эталоном

ОТВЕТ: Общность замысла : единение с вечностью, равновесие с природой, чувство покоя;

    Пустое пространство в интерьере– символ присутствия духовного начала, т.е. божественные пустоты»;

    Сочетание декоративности и ритма.

    Строгие геометрические формы;

    Огромные размеры здания

    Очень широкие купола.

    Абстрактные декоративные украшения: инкрустация, цветные изразцы, росписи, резьба;

    Открытый двор квадратный;

    Пояс из арочных галерей

    Наличие минаретов

    Ориентированность одной из сторон на Мекку.

Завязка:

Вопрос: Что это за религия Ислам? Кого называем мусульманином?

Ответ: справка о возникновении ислама.

Демонстрируется видео: картина Н.К. Рериха «Магомет на горе Хира», зачитываются стихи Пушкина, взятые в эпиграф о Коране.

При всей схожести храмы имеют свои особенности.

Народы, повлиявшие на развитие исламской средневековой художественной культуры.

1.«Золотой век культуры» правления Аббасидов – расцвет Багдада (основан в 762 г.).

Какие учреждения строили халифы заботясь о развитии образования? (медресе, библиотеки). В середине 9 в. открыт «Дом мудрости» - в нём учёные переводили на араб. Яз. Сочинения классической мировой лит-ры.

1) Музыка как одна из форм научного познания (исламская философ. Традиция)

Учёный теоретик Аль-Фараби - «Большой трактат о музыке» (разработаны проблемы акустики, инструментоведения. Эстетики и философии музык. Ис-ва).

2) исполнительское маст-во: импровизация вокальная и инструментальная.

Задание: озвучить высказывание о требовании к вокальной технике певца (стр. 85; учебник МХК Л.А. Рапацкая)

3) Инструменты – барабаны, бубны, литавры, уд – древнее европейской лютни, смычковый ребаб.

4) Культура макамата характерна для исламского мира с глубокой древности (макама – канонические правила ладовых и ритмических композиций, характерных для арабской музыки) и породила национальные ответвления. Такую музыку называют «симфонией исламских народов»

10 в. – образование халифата с центром в Кордове.

Народы иранской группы (в 7- 8 вв. сложился единый литературный язык – фарси). Общность традиций в искусстве Ирана, Азербайджана, Афганистана, Средней Азии – возвышенная, цветистая подобно орнаментам иранская (персидская) классическая поэзия.

Рудаки (Абу Абдаллах Джафар жил в конце 9-10 вв.) – родоначальник поэзии, певец-импровизатор из Бухары.

(Прочесть строки из стихов. Может быть есть песни совр. Певцов на его стихи, рассказать о его судьбе, показать портрет поэта, воссозданный скульптором –историком М.М. Герасимовым).

Фирдоуси Абуль-касим (жил в кон. 10-11 вв.), его поэма «Шахнаме» (3 части: мифологическая, богатырская о подвигах Рустама, историческая о 28 царях правителях династии Сасанидов. (Мечтал построить плотину за вырученное у эмира вознаграждение. Горькая судьба).

Омар Хайям (11-12 вв.) – учёный, астроном, математик, создатель точного календаря. Самобытный поэт-вольнодумец. Форма стихов – рубаи (мораль в афористичном, лаконичном, ясном изложении).

Саади (13 в. покинул родной Шираз из-за орд Чингизхана), его сборник притчей в стихах и прозе «Гулистан» (Цветущий сад»)

Хафиз Шамседдин (14 в. , земляк Саади из Шираза), прославился газелями – небольшими стихотворениями о любви.

Низами Гянджеви (Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф жил на рубеже 12-13 вв.) – поэма «Лейли и Меджнун» (восточные Ромео и Джульетта) вершина классической персидской поэзии о любви. (уч. стр.90).

Самарканд – в конце 14 в. столица державы Тимура в средней Азии куда вошёл Иран. Период расцвета ХК исламской традиции в 14-15 вв.

Самаркандские грандиозные памятники зодчества – шедевры средневекового ис-ва: 1) соборная мечеть (развалины)- восьмигранные минареты поддерживают огромную арку, увенчанную сияющим бирюзой куполом.

2) комплекс усыпальниц знати Шах-и-Зинда.

3) мавзолей Гур-Эмир, нач. 15 в. (усыпальница Тимура)- описание на стр.91.

4) Медресе Улугбека (Самарканд, Узбекистан, 15 в.)

Декоративно-прикладное ис-во:

Техника орнамента (узорчатая вязь – арабески: сочетание растительных узоров с геометрическими фигурами и буквенными мотивами).

Каллиграфическая вязь изречений из Корана как украшение.

Иранские ковры (по тематике – садовые, охотничьи, звериные, вазовые).

Книжная миниатюра созвучна восточной поэзии: возвышенна, философски насыщена, цветиста. В ней не действуют религиозные запреты, т.к. это светское искусство. Сочетается мастерство каллиграфии и профессиональной живописи.

Мечеть аль-Кадимия, Багдад

В 762 г. халиф аль-Мансур из династии Аббасидов начал строительство новой столицы на западном берегу реки. Три концентрические стены окружили новый город; в центральной части располагались мечеть и дворец халифа, за ними шли военные гарнизоны, а во внешней находились жилые кварталы. В стене с каждой стороны света были проделаны ворота, через которые осуществлялась связь с городом. Расцвет Багдада пришелся на период правления халифа Харуна ар-Рашида (786-809) и весь IX в., когда город стал религиозным, экономическим, интеллектуальным и культурным центром государства.

Современный Багдад, расположенный на обоих берегах Тигра, - город бесчисленных мечетей. Мечеть аль-Кадимия в северо-западной части города является одним из главных шиитских храмов; ежедневно в нем для молитвы собираются тысячи паломников.

Строительство мечети завершилось в 1515 г. В ней находятся могилы Мусы ибн Джафара аль-Казима и его внука Мухаммеда аль-Джавада ат-Таки, седьмого и девятого имамов. Аль-Кадимия считается третьей по святости шиитской мечетью после мечетей в Кербеле и Эн-Наджафе.

Сейчас политическая ситуация в Багдаде достаточно острая; дальнейшее развитие событий в Ираке непредсказуемо. Тем не менее мечеть аль-Кадимия остается важным центром мусульманской веры.

Мечеть Ибн-Тулуна в Каире

В 876–879 годах султан Ахмед ибн Тулун – первый правитель Египта, независимый от багдадских халифов – построил в Каире, на холме Яшкур, мечеть, получившую по имени правителя название мечети Ибн-Тулуна. Сегодня она является одной из самых древних мечетей Каира. Расположенная между цитаделью и Старым городом, эта мечеть относится к типу «гамаиа», то есть предназначена для общественных молений. В Средние века три главных каирских мечети – Ибн-Тулуна, Ал-Азхар и Ал-Хакима – вмещали в себя во время традиционных пятничных молитв все мужское население города.

Предание рассказывает, что проект мечети Ибн-Тулуна был составлен архитектором-христианином, который специально для этой цели был освобожден из темницы. Имя этого создателя мечети история не сохранила.

Мечеть Ибн-Тулуна

Мечеть Ибн-Тулуна дошла до наших дней почти в неприкосновенном виде, хотя пронесшиеся над ней века все же оставили на ней свои отпечатки. Уже с дальних узких улочек, ведущих к мечети, можно видеть ее высокий минарет, построенный в конце XIII века. Он примыкает к зданию мечети с западной стороны и непохож ни на один из других каирских минаретов. Мечеть окружает могучая стена с зубцами. Единственное, что напоминает зрителю о том, что перед ним не крепость, а мечеть, является опоясывающий стену фриз из стрельчатых окон и арок.

Просторный внутренний двор мечети Ибн-Тулуна, размерами 92–92 м, с трех сторон окружают аркады с высокими стрельчатыми арками, опирающимися на квадратные колонны. Арки покрыты строгим геометрическим орнаментом. Таких арок насчитывается здесь несколько десятков, и ни один орнамент не повторяет другой. В центре двора устроен фонтан для омовения, над которым в 1296 году был сооружен купол. Он опирается на восьмигранный барабан, стоящий на квадратном цоколе.

Мечеть Ибн-Тулуна построена из обожженного кирпича и обмазана известью. Такой способ строительства не характерен для египетских построек, он был принесен из Багдада. Внешний облик мечети строг и лаконичен. Лишенная какой-либо вычурности, она словно создана для созерцания и размышления. Ничто не отвлекает здесь человека от раздумий и молитвы. Вероятно, безымянный архитектор, строивший мечеть, добивался именно этой атмосферы покоя, чтобы человек, приходящий в мечеть, на какое-то время оставлял за порогом страсти, бушевавшие вокруг.

Стены мечети и все архитектурные детали – арки, капители колонн, промежутки между окнами, карнизы – покрывает стилизованный растительный узор – крупный, рельефный. Традиции мусульманского искусства, как известно, ограничивают возможность изображения живых существ. В результате резко возросла роль орнамента. Он украшает ковры, ткани, изделия из керамики, дерева и металла, средневековые рукописи, но особенно велико его значение в мусульманской архитектуре – орнамент придает исламским постройкам удивительное изящество и красоту.

Михраб мечети, один из самых древних элементов здания, сооруженный еще при Ибн-Тулуне, в последующие годы неоднократно переделывался. Его украшают четыре колонны с прекрасными резными капителями. Они, по-видимому, были взяты из какой-то базилики византийской времен императора Юстиниана.

Долгое время мечеть Ибн-Тулуна служила перевалочным пунктом для паломников, направлявшихся из стран Западной Африки к святым местам ислама – в Мекку, Иерусалим и Багдад. Здесь они отдыхали и совершали молитвы перед дальнейшей дорогой. Рядом с построенной им мечетью султан Ибн-Тулун устроил площадь, где он играл в поло, или в шары. На эту площадь выводят несколько ворот: Врата Благородных, Врата Гарема. Через центральную арку имел право проходить только сам Ибн-Тулун. Через соседнюю арку во время парадов и торжественных церемоний проходило войско Ибн-Тулуна, численностью около 30 тысяч человек.

Среди более чем пятисот каирских мечетей мечеть Ибн-Тулуна выделяется как своей древностью, так и высокими художественными достоинствами. Строгая, сдержанная красота мечети делает ее одним из самых выдающихся произведений средневековой арабской архитектуры.