Периодизация античной философия. Античная философия периодизация и особенности античной философии Классический период античной философии включает в себя

С 6-7 в до н.э. до 6 в н.э.

1. период: Досократический (Натурфилософский) 6-4 в до н.э.

Основной проблемой досократического периода была проблема первоначала (архи): есть одно вещество, из которого происходит все многообразие окружающего мира.

Мелецкая школа : в качестве первоначала признавала:
А) Фалес - Вода
Б) Анаксимен - Воздух
В) Анаксимандр - беспредельное (оперон) - это тончайшая невидимая глазу материя, находящаяся повсюду в окружающем мире.

Пифагор первоначалом считал число (внутренняя, неуничтожимая сущность всякого предмета)

Гераклит первоначалом считал огонь, т.к. он символизирует бесконечное изменение окружающего мира, в основе которого находится взаимодействие двух противоположных сил Любовь и Вражда.

Эллейская школа переводит проблему первоначала на сугуботеоритический уровень. Парменид впервые формирует понятие "бытие". Бытие - все то, что можно представить в мышлении.

Характеристики бытия:
- оно вечно
- неподвижно
- форма бытия - шар

Зенон создает систему доказательств парменидовского бытия. Он создал систему доказательств, которые назвал апории (Дихотомия - деление на 2, Стрела, Стадий, Ахелес и черепаха) (узнать самостоятельно)

Демокрит в качестве первоначала считал атом - это мельчайшая невидимая глазу частица, из которой происходит весь мир.

Окружающий мир представляет собой совокупность атомов и пустоты, в которой они находятся. Атомы взаимодействуют друг с другом по законам, поэтому случайность в окружающем мире невозможно. Отрицание случайного и признания. Отрицание происходящего своей причины называется детерминизм.

2 период: Классический 4-3 до н.э.

В этот период проблема первоначала уступает место проблеме человека, создаются образцовые философские системы.

В классический период центральной проблемой становится роль человека в познании окружающего мира.

Школа софистов во главе с Протагором утверждает исключительную роль человека в познание и отрицает существование объективной истины:

"Человек есть мера всех вещей - существенных в том, что они существуют, и несущественных в том, что они не существуют"

Сократ . В отличие от софистов признавал существование объективной истины. Он создал метод ведения спора, который получил название сократический метод.

Структура метода:
- ирония (введение своего собеседника в неведенье относительно собственного не знания предмета разговора)
- индукция (наведение собеседника на истинное знание предмета)
- маявтика (помощь собеседнику в процессе нахождении истины)

"Я знаю то, что ничего не знаю, другие же не знают даже этого"

София в переводе с греческого "мудрость", софисты - учителя мудрости.

Ученик Сократа Платон начинает составление письменной системы философии. Основные произведения: "Государство", "Законы диалоги"

Основные идеи Платона:
- создание метафизики - учения о нечувственных, постигаемых разумом объектов (идеи)
- разделение бытия на 2 части: мир вещей (окружающий мир, природа), мир идей (мир вечных, неизменных объектов, определение существование вещей)

Сфера мира идей - это не часть физического мира, а умозрительная, умопостигаемая сфера.

1. Космология об отношении идей к вещам.
2. Идея души
3. О познании и диалектике
4. о категориях
5. воззрение на общество и государство
6. учение о происхождении мира (космогония)

Окружающий мир создается демиургом (творец, ремесленник) из материи, которой Демиург придает форму материи созерцая идеи как образцы того, что он хочет сделать.

Учение о государстве. Платон создает свою модель идеального государства:
Правители (философы)
Стражи
Ремесленники, крестьяне.
Критерии отношения человека к тому или иному классу является преобладание в нем одной из 3-х частей души: разумная философов, мужская страж, вожделеющая - крестьяне.

Аристотель
Основные произведения:
- метафизика
- поэтика
- политика

Основные идеи Аристотеля:
1. Учение о 4-х причинах возникновения всякого предмета (формальная, материальная, действительная, целевая причины)
2. Создание формальной логики - учение о формах и законах мышления.
3. Основные законы мышления: закон тождества, закон непротиворечий, закон исключенного 3-го.

Основные формы мышления:
1. Понятие - логическая форма мышления, которая обозначает класс предметов на основании их существенных свойств или характеристик (стол, стул, здание, человек)
2. Суждение - логическая форма мышления, в которых на основе связи между понятиями человека утверждается или отрицается. Структура суждения:
- субъект (S) - то, о чем говорится в суждении (объект высказывания)
- предикат (Р) - то, что говорится о субъекте.
- связка (и/или/некоторые/все) - способ связи субъекта и предиката.
3. Умозаключение - форма мышления, в которых на основании 2-х известных суждений получается новое суждение. Структура умозаключения:
- исходное суждение называется посылки (от 2-х и более)
- новое суждение называется вывод.

Учение об окружающем мире. В основе которого изменение окружающего мира должна находится неподвижная причина (перводвигатель) Перводвигателем является БОГ.

Эллинистический период античной философии (3-1 вв. до н.э.)

В данный период проблемы познания и бытия отступают на второй план. Основой является обретение человеком смысла своей жизни в меняющихся социально-политических условиях.

Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от желаний и страстей.

Иным образом зарождалась и развивалась философия в Древней Греции, которая стояла у истоков западноевропейской культуры. В рамках этой культуры получило развитие системное, рациональное мышление, т.к. становление полиса, зарождение демократии, дух состязательности и практицизма привело к необходимости развития диалога, спора, когда высоко ценилось умение убеждать.

В результате западная философия отличается следующими особенностями : она – светская, системно – рациональная, аналитически-дискурсивная, экстравертная – обращённая к познанию внешнего мира, ориентированная на науку, на прогресс, преобразование действительности.

При этом не стоит забывать о широких контактах Древней Греции со странами Востока, об освоении их духовных ценностей в культуре античности: многие древнегреческие философы (Фалес, Эмпедокл, Гераклит, Пифагор, Демокрит, Платон, Пиррон и др.) приобщались к тайному знанию в духовных центрах Востока.

Античной называют философию Древней Греции и Древнего Рима. Она зарождается с конца VII в. до н.э. и завершает своё существование примерно к V в. н.э. Как правило, в её историческом развитии выделяют три основных периода:

ранняя древнегреческая философия (VII-V в.в.до н.э.), или философия «досократиков», главным предметом внимания которых стал космос, бытие в целом, природа (лат. - «натура»); хронологически натурфилософов делят на «старших» (милетская, элейская, пифагорейская школы, Гераклит) и «младших», в том числе, атомистов;

классическая философия Древней Греции (V-IV в.в.до н.э.) – философия софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, которая тяготеет к проблемам человека и общества;

поздняя греко-римская, или эллинистическая, философия (конец IV в. до н.э. – V в. н.э.) – представители эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, неоплатонизма, которых в первую очередь интересует человек, его духовный мир.

3.2. Развитие философских учений периода античности:

а). Ранняя древнегреческая философия .

У истоков античной философии стояла милетская школа , представители которой впервые задались вопросом: что (а не кто, как в мифологии) лежит в основе всех вещей, составляет их единое первоначало? («что есть всё?»).

Виднейший представитель этой школы, Фалес , таким первоначалом считал воду, его соотечественник, Анаксимандр – апейрон = безграничное, бескачественное материальное начало, из которого происходят противоположности; из их сочетания образуются стихии (земля, вода, воздух, огонь), лежащие в основе всех вещей. Его ученик Анаксимен таким первоначалом полагал воздух, который при своём сгущении или разрежении образует другие стихии и все состояния вещей.


Вообще для ранних греческих философов, переходивших к рациональному мышлению и, в то же время, признававших богов, одушевлённость природы, характерен поиск первоначала не вне природы, а в ней самой. Но это первоначало представлено ещё в образно-наглядной форме. Кроме того, уже в те времена появляется разделение на представителей философского монизма и философского плюрализма (Эмпедокл, атомисты).

Стихийно-материалистическая направленность, которая обнаруживается у милетцев, была характерна и для Гераклита из Эфеса (540-480 до н.э.), который стоял у истоков античной диалектики. У него она стала предметом самостоятельного размышления. Гераклит открыл основу всего сущего в огне, который определяет космическую целостность всего мира. Вещи, согласно ему, образуются различными сочетаниями огня, каждое из которых имеет свою собственную меру.

Но то, что для чувства выступает как огненная стихия, то для постигающего суть ума есть логос – всеобщий закон мироздания = «огнелогос». Главный же закон – тождество и борьба противоположностей. На основе этого закона происходит развитие мира и устанавливается его гармония («panta rei..»), т.е. мир таков, каким его определяет логос.

В конце VI в. до н.э. возникает школа элеатов , с которой связано рождение идеи бытия как собственно философского понятия. В центре внимания виднейшего представителя этой школы, Парменида – вопрос об отношении бытия и небытия, бытия и мышления. Он впервые прибег к доказательству философского тезиса: «Небытия не существует, ибо его невозможно ни познать, ни словом выразить».

Как следствие, бытие несотворимо, вечно, неделимо и неподвижно. Это, согласно Пармениду, мы можем постичь только при помощи разума, чувственно же воспринимаемый мир – только иллюзия, мнение субъекта.

Ученик Парменида, Зенон Элейский , посвятил своё творчество доказательству исходного тезиса своего учителя в ходе диалога, спора (начала субъективной диалектики). Его полемические рассуждения получили название «апории » (безвыходное положение, тупик). Наибольшую известность получили апории, направленные против движения («Стрела», «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия», «Стадион»). По Зенону выходило, что движения нет, но не в чувственном, а в мыслимом мире.

Ранние идеалистические представления были связаны с Пифагором (580-500 до н.э.) и его школой. Пифагорейцы связали философию с математикой, положив в основу космоса число. Согласно Пифагору, космос есть упорядоченное числами и числовыми отношениями мироздание, следовательно, и познать его можно через число. Главное число – 10 = «священная декада» (10 небесных сфер, 10 начал бытия, каждая из которых включает противоположности).

Иное объяснение наблюдаемым свойствам вещей даёт учение атомистического материализма . Считается, что впервые идеи атомизма высказал Левкипп , а развил их в последовательную систему его ученик Демокрит (460-370 до н.э.). Её суть: всё сущее состоит из атомов (бытия) и пустоты (небытия). Атомы – неделимые, непроницаемые, вечные, бескачественные материальные частицы, которые различаются величиной, формой, порядком, положением. В отличие от вещей они не воспринимаются чувствами, а постигаются разумом.

Логика такова: поскольку атомы неделимы, а тем самым неразрушимы, то и бытие в целом несотворимо и неуничтожимо. Двигаясь в пустоте, атомы вступают во взаимодействие, образуя все виды вещей. Даже душа человека также состоит из особых атомов, которые рассеиваются в пустоте с наступлением его смерти. Как известно, атомистическое учение сыграло огромную роль для последующего развития философии и науки, хотя ранний атомизм не был лишён слабостей и противоречий.

б). Классическая философия Древней Греции.

Со второй половины V в. до н.э. появляются софисты – платные учителя красноречия и всевозможных знаний (риторика – главное знание, грамматика, искусства, политика, основы судопроизводства). Условно их разделяют на софистов «старших» (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и др.) и «младших» (Алкидам, Критий, Фразимах и др.)

Главную свою задачу они видели в том, чтобы учить искусству побеждать оппонента в спорах, помочь защитить любую точку зрения, которая могла бы понадобиться человеку в делах. Главная черта их учений – гносеологический и зтический релятивизм, доходящий до субьективизма: согласно Протагору (480-410 до н.э.), «Человек есть мера всех вещей..», а потому считай истиной или благом то, что выгодно тебе – субъекту. Истина изменчива и относительна, т.к. она у каждого своя.

Как правило, софисты учили искусству спора (эристике) ради самого спора, невзирая на истину и прибегая к логическим передержкам – софизмам («Рогатый», «Лекарство» и т.д.). Вместе с тем к положительным сторонам творчества софистов относят:

▪ учитывая запросы своего времени, они впервые обратились к человеку, к миру человеческих отношений и культуры;

▪ как реформаторы в философии, они критически отнеслись к прежним традициям, к государству и праву;

▪ они распространяли большое количество знаний среди граждан греческих полисов (начала просветительства);

▪ они стимулировали интерес к логической убедительности мысли.

В спор с софистами вступил Сократ (469-399 до н.э.), который реализовал поворот к человеку как к существу общественному, разумному, нравственному. Он утверждал: каждый может иметь своё мнение, но истина (представления о нравственных добродетелях) для всех должна быть одна.

На достижение такой истины и был направлен метод диалектики – способ добывания знаний вопросов и ответов, спора, диалога, в котором и рождается истина. Искусство рождения истины Сократ назвал майевтикой (повивальным искусством). Она должна помочь родиться знанию в душе человека. Критическая сторона метода Сократа – ирония, которая призвана пробудить у человека сомнение в общепринятых истинах. Цель его диалектики – через выявление противоречий в рассуждениях собеседника придти к определению, понятию при помощи логического приёма, который назовут индукцией.

Найти понятие, определение нравственных качеств (справедливость, мужество, умеренность и др.) – это и означает по Сократу, познать самого себя. Знание же это нужно, чтобы быть добродетельным, ибо источник дурных дел и поступков, по мнению (спорному) Сократа – в незнании, в неумении различать добро и зло. Его любимый девиз, обращённый к человеку – «Познай самого себя».

Ученик Сократа, Платон (427-347 до н.э.) в своих диалогах разработал систему объективного идеализма.

В основе его онтологии учение об идеях , постижение которых («созерцание истины») – главная цель истинной философии. Согласно Платону, существует два мира: 1) истинный, духовный мир – мир вечных и совершенных идей и 2) изменчивый, преходящий, неподлинный мир – мир вещей. Мир идей – некое духовное множество, иерархия идей, эйдосов, которую венчает высшая идея – идея блага, которую Платон иногда соотносит с богом.

Всякая вещь есть воплощение соответствующих идей (они являются для вещей причинами, образами, понятиями и целями) в материи – вещественном начале бытия, первичном материале, из которого состоят все вещи. Т.е. у всего сущего два источника: идеи и материя. При этом мир идей познаётся разумом, а вещественный мир доступен чувственному познанию как несовершенному.

Применительно к человеку , учение Платона о материи и идеях принимает форму противоречивой взаимосвязи тела и души. Душа человека, будучи сотворена богами, бессмертна и состоит из 3 частей: 1) высшей – разум, 2) средней – воля и благородные желания и 3) низшей, смыкающейся с телом – влечения и чувственность. Платон верил в возможность переселения душ (метемпсихоз), когда происходит смена их телесной оболочки.

Развивая теорию познания , Платон трактует знание как припоминание (анамнезис): душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала, когда ещё не соединилась с телом, свободно путешествуя в царстве идей. Чтобы пробудить в душе забытое знание, нужен особый метод – метод диалектики как искусство философской беседы, логического рассуждения, диалога (в том числе, внутреннего).

Развивая учение о государстве (= обществе), Платон с осуждением относился к существующим его формам (делая некоторые исключения для аристократии и монархии): тимократии (власть честолюбцев), олигархии (власть богатых), демократии (народовластие) и тирании (жестокое, деспотическое правление).

Этим формам извращённого государства Платон противопоставил свой образец совершенного, справедливого, служащему общему благу, государства. В нём должны существовать 3 главных сословия, соответствующих трём частям души человека: 1) правители – философы; 2) воины – стражи; 3) земледельцы, ремесленники и торговцы. Некоторые мыслители считают Платона предшественником коммунистической и даже тоталитарной идеи в той мере, в какой он видел источник главного зла и несправедливости в частной собственности (у двух высших сословий её, по Платону, не должно быть), т.к. она разрушает целостность государства и восстанавливает людей друг против друга.

Ученик Платона, Аристотель (384-322 до н.э.) подверг его теорию критике. Обобщив, систематизировав и творчески переосмыслив предшествующие мыслительный материал, Аристотель создал крупнейшую философскую систему античности. Философию он определял как науку о сущем и его первопричинах.

Онтология Аристотеля трактует сущее как единство двух начал: 1) пассивного, аморфного – материи (первая материя для него – 4 классические стихии, а также божественный эфир) и 2) активного, организующего – формы . Последняя проявляется как:

▪ данная определённость вещи, которая выражается в системе категорий- общих идей, которые выступают как умопостигаемые первоначала бытия; идеи не существуют самостоятельно (критика платоновского мира идей), в действительности существуют только вещи, обладающие сущностью;

▪ источник активности – движения;

▪ целеведущее начало, поскольку каждое бытие содержит в себе внутреннюю цель (стремление к своему благу, оформленности), в направлении которой и совершается его развитие. Высшей формой, в которой они сходятся является, по Аристотелю, бог = абсолютный ум – чистая форма, неподвижный перводвигатель, мыслящий сам себя.

Таким образом, у сущего – четыре первопричины: 1) материальная, 2) формальная; 3) движущая; 4) целевая. Материальная и движущая выражают понятие возможности, а формальная и целевая предстают как понятие действительности.

Учение о человеке и государстве Аристотель развил в своей этике и политике, которые у него тесно связаны. Согласно ему, нравственность есть приобретённое качество человеческой души, которая включает три уровня, каждый из которых выполняет свои функции: 1) растительная (питание, рост, размножение); 2) чувствующая (ощущения и желания); 3) разумная (рассуждения и мышление). Т.е. душа человека есть, по Аристотелю, форма живого тела, причина и цель всех его функций.

Душа человека формируется в процессе воспитания и обучения только в полисе = государстве с его законами. Отсюда – определение Аристотеля: «Человек есть политическое животное». В отличие от Платона, Аристотель исследовал реальные государства и в целом различал 6 их основных форм. Из них три правильные: монархия, аристократия, полития и три неправильные: тирания, олигархия, демократия, которые могут переходить друг в друга. За критерии их различения он берёт: 1) направленность государства на благо общее, либо личное и 2) количество правителей.

Философская система Аристотеля оказала значительное влияние на последующее становление философской мысли Европы. Он считается основателем целого ряда наук: логики, психологии, этики, эстетики и т.д.

Формирование поздней греко-римской (эллинистической) философии связано с завоевательной политикой Александра Македонского и последующим кризисом античного мира. Отсюда – замкнутость в частной жизни, обращение к внутреннему миру личности. Эта духовная ситуация способствовала появлению таких философских учений, как: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. Их отличает этическая направленность. Но эта этика, в отличие от этики Сократа, Платона, Аристотеля, носила индивидуалистический характер.

Основателем первого учения является древнегреческий философ Эпикур (342-271), последователь атомистической философии Демокрита. Вместе с тем Эпикур творчески переработал её в следующих отношениях: атомы имеют вес, они движутся и падают в пустоте, источник движения находится в них самих; число атомов и миров во Вселенной бесконечно и, главное, атомы могут случайно отклоняться от своей траектории и, сочетаясь в разных комбинациях, образуют сложные вещи.

Согласно этическому учению Эпикура, индивид первичен и подобен атому, обладающему свободой воли. Цель жизни человека – блаженство, удовольствие (гедон: отсюда – гедонизм). Оно состоит в удовлетворении естественных и необходимых потребностей и в достижении душевного покоя, а тем самым – счастья (эвдемонии: отсюда – эвдемонизм). Достичь его человек сможет, если научится правильно относиться к удовольствиям, усмирять чувственные влечения, подчиняя их идеалу меры и предпочитая духовные удовольствия.

Главным препятствием для достижения счастья является, по Эпикуру, страх, особенно – страх перед смертью. Но этот страх лишён смысла: и тело, и душа человека состоят из атомов, которые рассеиваются в пустоте с наступлением его смерти. Эпикур утверждал: «Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, т.к. когда мы существуем, смерть ещё не присутствует, а когда смерть присутствует, мы не существуем».

Эпикуреизму во многом оппонировали представители стоицизма , почитавшие Гераклита, а также Сократа. Основатель стоицизма – Зенон из Китиона (333-262 до н.э.) проводил свои философские занятия в одном из греческих портиков – стойе. Виднейшими представителями стоицизма являлись также Клеанф, Хрисипп (греческий стоицизм ), Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий (римский стоицизм) .

Рассматривая философию как нравственное руководство в жизни, они утверждали: человек должен жить в согласии с природой = логосом, т.е. мировым разумом, который наполняет весь мир и определяет необходимый ход событий, не зависящий от нашей воли. А потому человек должен воспитать в себе такие добродетели (благоразумие, умеренность, справедливость, мужество), в которых выражается способность подчиняться неизбежности, судьбе (фатуму): истинный мудрец подчиняется неизбежности, не желает того, что не находится в его власти, достигая бесстрастия и невозмутимости духа перед ударами судьбы.

Виднейшие представители скептицизма (Пиррон , 360-270 до н.э.; Секст Эмпирик , 200-250 и др.) утверждали: мир текуч, изменчив, не имеет однозначных смыслов и определённостей, что не позволяет считать истинными те или иные суждения. Истины не существует, всякое познание не имеет конца.

Опора на чувства или разум ненадёжна, т.к. чувства лживы, а разум противоречив. Поэтому не следует стремиться познать мир, а должно сохранять мудрое молчание, воздержание от суждений, душевное равновесие, ориентируясь при необходимости на традиции, обычаи, здравый смысл, естественные потребности.

В поздней античности возрождаются и идеи Платона в форме неоплатонизма , виднейший представитель которого, Плотин (204-270) считал: самой глубокой основой всего сущего Единое (= Благо =Бог), которое через эманацию (излияние) выделяет из себя мировой ум – Нус. Нус производит из себя мировую душу, которая дробится на отдельные души. Дальше возникает материя, как низшая ступень эманации, как абсолютное отрицание божественной первосущности.

Человек, согласно Плотину, может избежать зла в той мере, в какой ему удастся подняться к Единому, слиться с ним благодаря мистическому экстазу. Истинное воссоединение с Единым достигается при подавлении всего телесного и чувственного, в результате сильных и длительных духовных устремлений.

Идеи позднеантичного периода, особенно стоицизм и неоплатонизм способствовали формированию христианской теологии, которая господствовала в жизни западноевропейского средневековья

4. Наименование темы: «Средневековая философия. Проблема соотношения разума и веры », лекция, отведён 1 час.

4.1.Европейская философия средних веков: особенности, периодизация.

4.2. Основная проблематика западноевропейской средневековой философии.

4.1. Европейская философия средних веков: особенности, периодизация.

Средневековье – большой и неоднородный период, охватывающий V-XV в.в. Это время характеризовалось нарастанием влияния, а затем господством христианской идеологии, которая проникала во все сферы жизни общества, культуры, человека. Она оказала огромное воздействие и на философию, которая становится служанкой богословия: она подчиняет возможности своего рационального аппарата для обоснования догматов христианства.

Онтология этой философии как «инобытия теологии» (Гегель) носила теоцентрический характер: реальностью, определяющей всё сущее, признаётся Бог как сверхъестественное существо, пребывающее вне мира и таинственным образом поддерживающее бытие мира. Всё, что в нём и в истории происходит – результат божественного предопределения, провидения (отсюда – провиденциализм ).

Ключевая для онтологии западноевропейской христианской философии идея – креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего.

В основе теории познания этой философии лежала идея откровения – сверхъчувственного постижения божественной реальности в акте мистического озарения. Утверждается: откровение, вера выступают самым надёжным источником приобщения к истинам Священного Писания, через которые Бог открывается человеку.

В рамках данной философии разрабатывалась христианская концепция человека , согласно которой человек есть высшая и конечная цель творения: он создан по образу и подобию Бога . Однако природа человека двойственна: в нём есть божественное (духовное) и природное (животное) начало. Согласно Оригену (185-254), человек имеет дух, душу и тело.

Дух – от Бога, душа же, обладая божественными качествами – разумом и свободной волей – делает выбор в пользу добра или зла. Если душа человека следует духу, она идёт в сторону добра, благодати, если – телу, обращается ко злу. Для преодоления греховных наклонностей человеку постоянно необходима божественная помощь, действие божественной благодати, а также собственное духовное усилие (посты, молитвы и т.д.), т.к. каждый отвечает за себя перед Богом.

Вся жизнь человека должна быть направлена на спасение души. Согласно христианскому догмату о воздаянии, грешник получает вечные мучения, а праведник – вечную блаженную жизнь в Боге, который даёт человеку нравственные принципы жизни.

В целом западноевропейская средневековая философия сформировалась как синтез двух традиций: Христианского Откровения и античной философии. Эта философия начала формироваться ещё во II в. и в своём развитии прошла два основных этапа со своими подразделениями:

патристика (II – VIII в.в.) – философия и теология отцов церкви – духовно-религиозных вождей христианства, которые находились под влиянием идей платонизма и неоплатоников; виднейшие представители греко-византийской патристики – Ориген, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин и др., латинской патристики – Тертуллиан, Климент Александрийский, Боэций, но ключевая фигура этого периода – Августин Блаженный;

схоластика (IX – XV в.в.), для которой первым авторитетом становится Аристотель, а ее высшую точку образует философия Фомы Аквинского; другие её виднейшие представители – Эриугена, А.Кентерберийский, И.Росцелин, П.Абеляр, У.Оккам и др.; на этапе поздней схоластики проявляется влияние арабской философии (Авиценна, Аверроэс).

В целом схоластику отличает первенство теологии, соединение религиозной догматики с рационалистической методикой доказательств, повышенный интерес к формальной логике.

Большинство исследователей выделяют в античной философии четыре этапа:

  1. Доклассический (натурфилософский, досократовский) этап: VII – 1-я пол. V вв. до н.э.
  2. Классический этап: середина V – конец IV вв. до н.э.
  3. Эллинистический этап: конец IV – конец I вв. до н.э.
  4. Римский этап (философия эпохи Империи): конец I века до н.э. – VI век н.э.
  1. Философия, зародившаяся из мифологического знания, исследует мир в ходе критического преодоления мифа и полемики с ним.
  2. В центре внимания всех философов находится Космос (миропорядок) и «фюсис» – природа (внутренняя суть всех вещей).
  3. Поиск ответа на вопрос о происхождении мира. Главное направление философской мысли: поиск первоначала – единой основы всего мира; и дискуссии о том, что считать первоначалом.
  4. Отсутствие четкого различия между материальным и идеальным. Человек и общество не выделяются в качестве самостоятельных тем для размышления, а рассматриваются в рамках всеобщих законов Космоса.
  5. Активное участие большинства философов-«досократиков» в общественной и политической жизни родного полиса.
  6. Единство философского и научного знания: в рамках философии зарождаются: математика (геометрия), физика, география, астрономия, биология и метеорология.

Философы доклассического этапа : Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор (Самосский), Ксенофан (Колофонский), Парменид, Зенон Элейский, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит.

: милетская школа(физики), элейская школа (элеаты), пифагорейцы, атомисты.

Классический этап античной философии

  1. Более глубокий подход к вопросу о сущности природы и Космоса. Допускается участие богов в сотворении мира.
  2. Философская мысль переходит от объективного объяснения природы к субъективной стороне познавательного процесса – человеку и его сознанию.
  3. Противопоставление относительного («человек есть мера всех вещей») и абсолютного знания.
  4. Появляется идеалистическая версия происхождения сущего (учение Платона о «чистых идеях»). Начало спора между материализмом и идеализмом.
  5. Философия совмещает два аспекта: научный (образование философских понятий – «первооснов бытия») и воспитательный – образование человека. Создаются первые философские системы и учебные заведения (платоновская Академия, Ликей Аристотеля).
  6. Некоторые мыслители ведут философско-просветительскую деятельность (софисты, Сократ).

Философы классического этапа : софисты (Протагор, Горгий, Гипий, Продик, Критий и др.), Сократ, Платон, Аристотель.

Эллинистический этап античной философии

  1. Из теоретической и логической философия превращается в практическую и этическую. По своим теоретическим достижениям философы-эллинисты значительно уступают «классикам», поэтому активно заимствует идеи предыдущих мыслителей и школ.
  2. Философия перестает быть «основой всех наук» и отделяется от них. Частные науки: такие, как математика, астрономия, оптика и пр. – начинают разрабатываться самостоятельно.
  3. Поиски нового мировоззрения приводят к возникновению многочисленных философских школ и острому соперничеству между ними. Для большинства школ характерен догматизм и непререкаемый авторитет учителя.
  4. Вопросы объективного миропорядка отходят на второй план, философы и философские школы обращаются прежде всего к проблемам частной жизни человека. Философские проблемы познания и бытия рассматриваются с целью определить нормы и стандарты «правильной жизни».
  5. Сильное влияние восточной культуры и философии (с менее высокими требованиями к рациональному обоснованию мировоззрения, но более искушенной в мудрости жизни).
  6. Философия теряет дух элитарности, становится популярной у разных слоев населения (а не только в узком кругу знатоков). Среди философов появляются люди простого происхождения и варвары.

Философы эллинистического этапа : Антисфен, Диоген Синопский, Эпикур, Зенон, Пиррон, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий, Секст Эмпирик.

Основные философские направления (школы) : эпикурейцы, киники, стоики, скептики, эмпирики.

Римский этап античной философии*

  1. Философы не создают принципиально новых концепций: они либо развивают идеи отдельных греческих мыслителей классического этапа, либо стремятся синтезировать и обобщить главные мысли предыдущих философских школ и направлений.
  2. Преобладание идеализма над материализмом.
  3. Возрастает недоверие к рациональному мышлению, явления окружающего мира все чаще объясняются волей богов (Бога).
  4. Продолжают развиваться представления о Космосе как о субъекте. Это своеобразное возвращение к мифу, но уже обогащенное предшествующими философскими идеями.
  5. Рост интереса к мистике, восточным религиозным культам и божествам; сильное влияние на философию идей христианства.
  6. Повышенный интерес к проблемам добра и зла, смерти и загробной жизни.

Философы римского этапа : Плутарх, Аттик, Плотин.

Основные философские направления (школы) : неопифагореизм, средний платонизм, неоплатонизм, эклектизм.

Список полезной литературы

  1. «История философии: Учебник для вузов» / Под редакцией В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Академический проект, 2008 г.
  2. «Философия: Учебник для вузов» / Под редакцией проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.
  3. «История философии: учебник» / Алексеев П.В. – Москва: Проспект, 2013 г.
  1. «Философия (конспект лекций)». Пособие для подготовки к экзаменам / Автор-составитель: Якушев А.В. – М.: Издательство ПРИОР», 2002 г.
  2. «Философия. Краткий курс» / Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. – СПб-Питер, 2004 г.
  3. «Философия: учебник для студентов высших учебных заведений» / Ю.М. Хрусталев – М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.

Периоды античной философии, их особенности, школы и представители обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Введение

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет- с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на все разнообразия воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно- она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияния и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.


Ранний период античной философии

Философия зародилась в Древней Греции в VII-V вв. до н. э. Как и в других странах, она возникала на основе мифологии и долго сохраняла с ней связь истории античной философии принято различать следующие периоды

Таблица 1 - Происхождение античной философии

Таблица 2 - Основные периоды развития античной философии

Древнегреческая философия, зародившись на основе мифологии, долго сохраняла с ней связь. В частности на протяжении всей истории античной философии в значительной степени сохранилась терминология, пришедшая из мифологии. Так, имена Богов использовались для обозначения различных природных и социальных сил: именовалась Эросом или Афродитой, мудрость- Афиной и т. д.

Естественно, что особенно тесная связь мифологии с философией имела место в ранний период развития философии. Из мифологии были унаследованы представление о четырех основных стихиях, из которых состоит все сущее. И большинство философов раннего периода считали одну или несколько стихий первоначалом бытия (например Вода у Фалеса).

Зарождение и первые стадии развития в древнегреческой философии имели место в Ионии – область в Малой Азии, где было много греческих колоний.

Вторым географическим центром развития философии слала так называемая Великая Греция, где так же находилось много греческих городов-полисов.

В настоящее время всех философов раннего периода называют досократиками, т.е. предшественникам Сократа – первого крупного философа следующего, классического периода.

Классификация школ

Ионийская философия

Милетская школа

Фалес Анаксимандр Анаксимен

Эфесская школа

Гераклит Эфесский

Итальянская философия

Школа Пифагора

Пифагор пифагорейцы

Элейская школа

Ксенофан Парменид Зенон

Афинская философия

Анаксагор


Милетская школа

Фалес (Ок. 625-547 гг. до н. э.)- древнегреческий мудрец. Первым в Греции предсказал полное солнечное затмение, ввел календарь из 365 дней, разделенных на 12 тридцатидневных месяцев, оставшиеся пять дней были помещены в конце года. Он был математиком.

Основные труды. «О началах», «О солнцестоянии», «О равнодействии», и др.

Философские воззрения. ПЕРВОНАЧАЛО. Ф. считал первоначалом бытия воду. Всевозникло из воды, из нее все началось и в нее все возвращается.

Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н. э.)- древнегреческий мудрец.

Основные труды. «О природе», «Карта Земли» и др.

Философские воззрения. Первоосновой мира Анаксимандр считал апейрон –вечное. Из него выделяются две пары противоположности: горячее и холодное, влажное и сухое; Это порождает четыре стихии: Воздух, Воду, Огонь, Землю.

Происхождение жизни и человека.Первые живые существа зародились в воде. Человек зародился и развился внутри огромных рыб, потом вышел на сушу.

Анаксимен (ок. 588-525 гг. до н. э.)- древнегреческий философ.

Философские воззрения. Началом бытия выбрал воздух . При разрежении воздуха образуется огонь, а затем – эфир; при сгущении – ветер, облака, вода, земля, камни.

Эфесская школа

Гераклит (ок. 544-480гг. до н. э.)- древнегреческий мудрец.

Философские воззрения. Первоначалом всего сущего Гераклит считал Огонь . Огонь является материалов всего вечного и живого, более того он разумен. Все в мире возникает из огня, и это «путь в низ» и «недостаток» огня:

По Плутарху (I-II вв.)

Учение о душе. Душа человека сочетание огня и влаги. Чем больше огня в душе тем она лучше. Человеческий разум это огонь.

Пифагореизм

Пифагореизм – это философское течение, основоположником которого был Пифагор. Это течение просуществовало до конца античного мира.

Пифагор (ок. 580 – 500 гг. до н. э.)- древнегреческий философ.

Философские воззрения. Первоначалом бытия он считает идеальные сущности – числа.

Космология. В центре мира находится земля, все небесные тела движутся в Эфире вокруг Земли. Каждая планета, двигаясь, производит монотонный звук определенной высоты, совместно эти звуки создают мелодию, которую могут слышать люди с особо тонким слухом, например, как Пифагор.


Пифагорейский союз

Пифагорейский союз, был научно-философской школой и политическим объединением. Это была закрытая организация, а учение его – тайным.

Периоды развития

Ранний VI- IV вв. до н. э. – Гиппас, Алкмеон

Средний IV – I вв. до н. э. – Филолай

Поздний I – III вв. до н. э. - Нумний

В него принимали только свободных людей, как женщин так и мужчин. Но только тех кто прошел многолетнюю проверку и подготовку (испытание длительным молчанием). Имущество у пифагорейцев было общим. Существовали многочисленные требования к образу жизни, ограничения в еде и т. д.

Судьба учения. Через неоплатонизм пифагореизм оказал определенное влияние на всю последующую европейскую философию, базирующуюся на платонизме. Кроме того, пифагорейская мистика чисел повлияла на каббалу, натурфилософию и различные мистические течения.

Элейская школа

Школа получила сое название от г. Элея, где в основном жили и работали ее крупнейшие представители: Ксенофан, Парменид, Зенон.

Элеаты первыми попытались рационально объяснить мир, используя философские понятия предельной общности, такие как «бытие», «небытие», «движение». И даже попытались доказать свои идеи.

Судьба учения. Учение элеатов оказало значительное влияние на Платона, Аристотеля и всю дальнейшую европейскую философию.

Ксенофан (ок. 565 – 473 гг. до н. э.)- древнегреческий философ.

Философские воззрения. Ксеносфона можно назвать стихийным материалистом. Первооснова всего сущего у него земля . Вода соучастница земли в порождении жизни, даже души состоят из земли и воды.

Учение о богах. Ксенофан первым высказал мысль, что не боги творят людей, а люди богов, по своему образу и подобию.

Истинный Бог не подобен смертным. Он является всевидящим, всеслышащим, всезнающим.

Парменид (ок. 504, время смерти неизвестно.) - древнегреческий философ.

Философские воззрения. БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ познать эту истину можно только с помощью разума. Он провозглашает тождество бытия и мышления .

Зенон Элейский (ок. 490 – 430 гг. до н. э.)- древнегреческий философ.

Философские воззрения. Защищал и отстаивал учение Парменида о Едином, отвергал реальность чувственного бытия и множественность вещей. Разработал апории (затруднения), доказывающие невозможность движения.

Эмпедокл (ок. 490 - 430 гг. до н. э.)- древнегреческий философ.

Философские воззрения. Эмпедокл стихийный материалист – плюралист. У него все четыре традиционные стихии начало мироздания. Все происходящие в мире объясняется действием двух сил – Любви и Вражды.*

Изменения в мире результат вечной борьбы Любви и вражды, в которой побеждает то одна то другая сила. Эти изменения происходят в четыре этапа.

Происхождение органического мира. Органический мир возникает на третьей стадии космогенеза и имеет четыре стадии: 1) возникают отдельные части животных; 2) случайно сочетаются отдельные части животных и возникают как жизнеспособные организмы, так и нежизнеспособные чудовища; 3) жизнеспособные организмы выживают; 4) животные и люди появляются путем размножения.

Гносеология. Главный принцип – подобное познается подобным. Так как человек тоже состоит из четырех стихий, то земля во внешнем мире познается благодаря земле в человеческом организме, вода – благодаря воде и т. п.

Главной средой восприятия является кровь, в которой все четыре элемента наиболее равномерно смешаны.

Эмпедокл – сторонник теории переселения душ.

Анаксагор (ок. 500 – 428 гг. до н. э.)- древнегреческий философ.

Философские воззрения. Первоначало бытия это ГЕОМЕТРИЯ. Любая вещь содержит в себе геометрии всех видов.

Геометрии сами по себе пассивны. В качестве движущей силы А. вводит понятие Нус (Мировой ум), который не только движет миром но и познает его.

Гносеология. Все познается противоположным себе: холодное – теплым, сладкое – горьким и т. д. Ощущения не дают истины, геометрии познаются только умом.

Судьба учения. Учение Анаксагора об Уме получило развитие в философии Платона, Аристотеля. Учение о геометриях остается не востребованным до XX в.

Термин «античный » (лат. – «древний») употребляется для обозначения истории, культуры, философии Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия возникла в Древней Греции в середине I тысячелетия до н.э. (VII – Vi вв. до н.э.).

В развитии античной философии можно выделить несколько этапов:

1)становление древнегреческой философии (натурфилософский, или досократовский этап) В центре внимания философии данного периода проблемы природы, космоса в целом;

2)классическая греческая философия (учения Сократа, Платона, Аристотеля) – Главное внимание здесь уделяется проблеме человека, его познавательных возможностей;

3)философия эпохи эллинизма – В центре внимания мыслителей этические и социально-политические проблемы.

Ранняя античная философия.

Первой философской школой в европейской цивилизации стала Милетская школа (VI в. до н.э., г. Милет). В центре их внимания вопрос о первооснове бытия, которую они видели в различных видах вещества.

Наиболее яркий представитель Милетской школы – Фалес. Он считал, что первоначалом бытия является вода : все сущее происходит из воды путем ее затвердевания или испарения и в воду возвращается. Согласно рассуждениям Фалеса, все живое происходит из семени, а семя влажное; кроме того, живое без воды погибает. Человек, по Фалесу, тоже состоит из воды. По мнению Фалеса, все в мире, даже неживые предметы, имеет душу. Душа – источник движения. Божественная сила приводит воду в движение, т.е. вселяет в мир душу. Бог в его представлении – «ум космоса», это то, что не имеет ни начала, ни конца.

Анаксимандр , последователь Фалеса. Он считал, что в основе мира лежит особая субстанция – единая, бесконечная, вечная, неизменная – апейрон . Апейрон является источником, из которого все возникает, и в него же все возвращается после гибели. Апейрон не поддается чувственному восприятию, поэтому, в отличие от Фалеса, который считал, что знание о мире должно сводиться только к чувственному познанию, Анаксимандр утверждал, что знание должно выходить за рамки непосредственного наблюдения, нуждается в рациональном объяснении мира. Все изменения в мире, по мнению Анаксимандра, происходят из борьбы теплого и холодного, примером чему является смена времен года (первые наивно-диалектические представления).

Анаксимен . Первоосновой бытия он считал воздух . Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, превращается сначала в воду, потом в землю, камни. Все многообразие стихий он объясняет степенью сгущения воздуха. Воздух, по мнению Анаксимена, является источником и тела, и души, и всего Космоса, и даже боги сотворены из воздуха (а не, наоборот, воздух – богами).

Основная заслуга философов Милетской школы заключается в попытке дать целостную картину мира. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия в его создании сверхъестественных сил.

Вслед за Милетской школой в Др.Греции возникает ряд других философских центров. Один из наиболее значительных – школа пифагора (VI в. до н.э.). Именно Пифагор впервые употребил термин «философия». Философские взгляды Пифагора во многом обусловлены математическими представлениями. Он уделял большое значение числу , говорил, что число является сутью любой вещи (число без мира может существовать, а мир без числа - нет. Т.е. в понимании мира он выделял только одну сторону – его измеряемость числовым выражением. По мнению Пифагора, объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, т.к. они вечны. Таким образом, Пифагора можно назвать первым представителем философского идеализма .

Гераклит (сер. VI – нач. V вв. до н.э.). Первоосновой мира он считал огонь . По мнению Гераклита, мир находится в постоянном изменении, а из всех природных веществ наиболее изменчив огонь. Видоизменяясь, он переходит в различные вещества, которые путем последовательных превращений вновь становятся огнем. Следовательно, все в мире взаимосвязано, природа едина, но в то же время состоит из противоположностей. Борьба противоположностей как причина всех изменений – главный закон мироздания. Таким образом, в учении Гераклита получили развитие диалектические взгляды . Широко известны его высказывания: «все течет, все изменяется»; «нельзя войти в одну и ту же реку дважды».

Элейская (г.Элеи) – VI – V вв. до н.э. Ее основные представители: Ксенофан , Парменид , Зенон . Элеаты считаются родоначальниками рационализма. Они впервые стали анализировать мир человеческого мышления. Процесс познания они представляли как переход от чувств к разуму, но рассматривали эти ступени познания обособленно друг от друга, считали, что чувства не могут дать истинного знания, истина открывается лишь разуму.

4.Атомистический материализм Демокрита.

В V в. до н.э. возникает новая форма материализма – атомистический материализм , наиболее ярким представителем которого является Демокрит .

Согласно представлениям Демокрита, первоосновой мира является атом – мельчайшая неделимая частица вещества. Каждый атом объят пустотой. Атомы парят в пустоте, как пылинки в луче света. Сталкиваясь друг с другом, они меняют направление движения. Многообразные соединения атомов образуют вещи, тела. Душа, по мнению Демокрита, тоже состоит из атомов. Т.е. он не разделяет материальное и идеальное как полностью противоположные сущности.

Демокрит впервые сделал попытку рационального объяснения причинности в мире. Он утверждал, что все в мире имеет свою причину, случайных событий не бывает. Причинность он связывал с движением атомов, с изменениями в их движении и выявление причин происходящего считал главной целью познания.

Значение учения Демокрита:

Во-первых, в качестве первоосновы мира он выдвигает не конкретное вещество, а элементарную частицу – атом, что является шагом вперед в создании материальной картины мира;

Во-вторых, указав на то, что атомы находятся в вечном движении, Демокрит впервые рассмотрел движение как способ существования материи.

5.Классический период античной философии. Сократ.

В это время появляются платные учителя риторики – искусства красноречия. Они преподавали не только знания в области политики и права, но и общие мировоззренческие вопросы. Их называли софистами , т.е. мудрецами. Самый знаменитый из них – Протагор («Человек есть мера всех вещей»). В центре внимания софистов был человек и его познавательные возможности. Т.обр., софисты направили философскую мысль с проблем космоса, окружающего мира на проблему человека.

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) Он считал, что лучшая форма философствования – это живая беседа в форме диалога (письменность он называл мертвым знанием, говорил, что не любит книги потому, что им нельзя задавать вопросы).

В центре внимания Сократа – человек и его познавательные возможности. Познание мира, считает философ, невозможно без познания самого себя. Познать себя для Сократа означает осмыслить себя как существо общественное и нравственное, как личность. Первичным для Сократа является дух, сознание человека, а вторичным – природа. Главной задачей философии он считает познание человеческой души, а по отношению к материальному миру выступает агностиком. Главным средством постижения истины Сократ считает диалог. Сущность диалога он видит в том, чтобы, последовательно задавая вопросы, раскрывать противоречия в ответах собеседника, тем самым заставляя задуматься о природе спора. Истину он понимал как объективное, независимое от мнения людей знание. К философии Сократа восходит понятие «диалектика » как искусство диалога, ведения беседы.

6.Философия Платона.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Основное значение философии Платона заключается в том, что он является создателем системы объективного идеализма , суть которого состоит в том, что мир идей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей.

Платон говорит о существовании двух миров :

1) мир вещей – изменчивый, преходящий – воспринимается органами чувств;

2) мир идей – вечный, бесконечный и неизменный – постигается только умом.

Идеи – идеальный прообраз вещей, их совершенный образец. Вещи – лишь несовершенные копии идей. Материальный мир создается Творцом (Демиургом) по идеальным образцам (идеям). Этим Демиургом является разум, творческий ум, а исходный материал для создания мира вещей – материя. (Демиург не творит ни материю, ни идеи, он только оформляет материю по идеальным образам). Мир идей, по Платону, это иерархически организованная система. На вершине =- самая общая идея – Благо , которая проявляется в прекрасном и истинном. Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, которые он «припоминает» в процессе своего развития. При этом чувственный опыт является лишь толчком к воспоминанию, а основным средством воспоминания является диалог, беседа.

Важное место в философии Платона занимает проблема человека. Человек, по Платону, - единство души и тела, которые в то же время противоположны. Основу человека составляет его душа, которая бессмертна и возвращается в мир много раз. Смертное тело – только тюрьма для души, оно источник страданий, причина всех зол; душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих страстей.

Платон делит души людей на три разновидности в зависимости от того, какое начало в них преобладает: душа разумная (разум), воинственная (воля), страждущая (вожделение). Обладатели разумной души – мудрецы, философы. Их функция – познание истины, написание законов и управление государством. Душа воинственная принадлежит воинам, стражникам. Их функция – охранять государство и обеспечивать соблюдение законов. Третий тип души – страждущая – стремится к материальным, чувственным благам. Этой душой обладают крестьяне, торговцы, ремесленники, функция которых – обеспечение материальных потребностей людей. Таким образом, Платон предложил структуру идеального государства , где три сословия в зависимости от типа души выполняют присущие только им функции.

7.Учение Аристотеля.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Он отказывается от представления об отдельном существовании мира идей. По его мнению, первичной реальностью, которая ничем не определена, является природный, материальный мир. Однако материя пассивна, бесформенна и представляет собой только возможность вещи, материал для нее. Возможность (материя ) превращается в действительность (конкретную вещь ) под воздействием внутренней активной причины, которую Аристотель называет формой . Форма идеальна, т.е. идея вещи находится в ней самой. (Аристотель приводит пример с медным шаром, который есть единство материи – меди – и формы – шаровидности. Медь – это только возможность вещи, без формы не может быть реально существующей вещи). Форма не существует сама по себе, она оформляет материю и тогда становится сущностью реальной вещи. Формообразующим началом Аристотель считает Ум – активный, деятельный перводвигатель, который содержит в себе план мира. «Формой форм», по аристотелю, является Бог – это абстрактное понятие, понимаемое как причина мира, образец совершенства и гармонии.

По Аристотелю, любой живой организм состоит из тела (материя) и души (форма). Душа – это принцип единства организма, энергия его движения. Аристотель выделяет три вида души:

1) вегетативная (растительная), ее основные функции – рождение, питание, рост;

2) чувственная – ощущения и движение;

3) разумная – мышление, познание, выбор.

8. Философия эпохи эллинизма, ее основные направления.

Стоицизм. Стоики считали, что весь мир одушевлен. Материя пассивна и сотворена Богом. Истинное бестелесно и существует только в виде понятий (время, бесконечность и др.).Стоики развивали представление о всеобщей предопределенности . Жизнь – это цепь необходимых причин, ничего нельзя изменить.Счастье человека – в свободе от страстей, в спокойствии духа. Главные добродетели – умеренность, благоразумие, мужество и справедливость.

Скептицизм – Скептики говорили об относительности человеческого познания, о его зависимости от различных условий (*состояния органов чувств, влияния традиций и т.д.). Т.к. познать истину невозможно, следует воздерживаться от любых суждений. Принцип «воздержания от суждений » – основное положение скептицизма. Это поможет достичь невозмутимости (апатии) и безмятежности (атараксии) – двух наивысших ценностей.

Эпикуреизм . Основатель этого направления – Эпикур (341 – 271 гг. до н.э.) – развивал атомистическое учение Демокрита. По мнению Эпикура, космос состоит из неделимых частиц – атомов, которые движутся в пустом пространстве. Их движение непрерывно. У Эпикура нет идеи Бога-творца. Он считает, что, кроме материи, из которой все состоит, ничего нет. Он признает существование богов, но утверждает, что они не вмешиваются в дела мира. Для того чтобы чувствовать себя уверенно, надо изучать законы природы, а не обращаться к богам. Душа – «состоящее из тонких частиц тело, рассеянное по всему организму.».Душа не может быть бестелесной и после смерти человека рассеивается. Функция души – обеспечить человека чувствами.

Широкую известность получило этическое учение Эпикура, в основе которого лежит понятие «удовольствие». Счастье человека – в получении удовольствия, однако не всякое удовольствие – благо. «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо», - считал Эпикур. Смысл удовольствия не телесное удовлетворение, а наслаждение духа. Наивысшая форма блаженства – состояние душевного покоя. Эпикур стал основоположником социальной психологии.

Неоплатонизм. Неоплатонизм получил распространение в период, когда античный способ философствования уступал место философии, основанной на христианской догматике. Это последняя попытка решить задачу создания целостного философского учения в рамках дохристианской философии. В основе этого направления – идеи Платона. Его наиболее известный представитель – Плотин. В основе учения неоплатонизма – 4 категории:-Единое (Бог), -Ум; -Мировая Душа, Космос. Единое – вершина иерархии идей, это творческая сила, потенциал всех вещей. Приобретая форму, Единое превращается в Ум. Ум становится Душой, которая вносит в материю движение. Душа создает Космос как единство материального и духовного. Главное отличие от философии Платона заключается в том, что мир идей Платона – это неподвижный, безличный образец мира, а в неоплатонизме появляется активное мыслящее начало – Ум.