Совместное чтение корана в месяц рамадан. Глава десятая. Чтение Корана в Рамадан. Покаяние предусматривает соблюдение трех условий

Рамадан неразрывно связан с Кораном, потому что именнно в этом месяце была ниспослана эта великая Книга. Всевышний сказал:

Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран (2:185).

Пост - одно из лучших средств для устранения человеческих привязанностей, мешающих видеть свет Всевышнего, который пронизывает Коран. Соответственно связь между постом и Книгой Аллаха также очень прочна. Поскольку Коран ниспослан в Рамадан, то и пост должен быть предписан в этот месяц, потому что постящийся лучше всего может восппринимать верное руководство Аллаха, ниспосланное Им в Коране.

Аяты дают нам понять, что одно из величайших предназначений поста - очищение мышления для пониманния Корана. После упоминания об обязательности поста: «Вам предписан пост» (2:183) говорится о ниспослании Книги Аллаха в Рамадан: «В месяц Рамадан был ниспосллан Коран» (2:185) . То есть Коран - это причина поста в этот месяц. И Рамадан, и пост - все это ради Корана, и поэтому нет ничего удивительного в том, что Рамадан называют месяцем Корана.

Наши праведные предшественники хорошо понимали это. Они знали, что главное предназначение Рамадана - уделять внимание Корану, беречь и соблюдать его заповеди, а пост нужен для того, чтобы очистить сознание человека для восприятия Корана. Аз-Зухри (да помилует его Аллах) спросили о том, что нужно делать в Рамадан, и он сказал: «Читать Коран и кормить людей».

При чтении Корана, как в Рамадан, так и в другое время, мы должны помнить о том, что наша цель - размышлять над Словами Всевышнего и углубляться в их смысл. Поэтому Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал, что первое из десяти дел, помогающих снискать любовь Всевышнего, - это «чтение Корана, сопровождаемое размышлением и попыткой понять заключённый в нём смысл и значение каждого конкретного аята, подобно тому, как человек размышляет над книгой, которую он заучивает наизусть и разбирает, стараясь до конца понять то, что имел в виду автор».

А аль-Хасан ибн ‘Али сказал: «Поистине, те, кто жил до вас, рассматривали Коран как послания от своего Господа, старались осмыслить их ночью и изучали их днем».

Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) сказал: «Читающий Великий Коран должен понимать, какую милость оказал Всевышний Аллах Своим творениям, донося смысл Своих Слов до их понимания, и знать: то, что он сейчас читает, - не слова человека. И при этом он должен осознавать величие Того, от Кого исходят эти Слова, и размышлять о заключённом в них смысле».

И это великое облегчение и милость Аллаха, что Он позволил таким слабым созданиям, как мы, вести тайную беседу с Ним, исследовать и изучать Его Книгу и размышлять над заключёнными в ней значениями.

Ибн ас-Салях сказал: «Чтение Корана - это почёт, оказанный Всевышним человечеству. Передается, что ангелам не было оказано такого почёта, и что они стремятся услышать его от людей».

Однако Всевышний Аллах не только разрешил нам по милости Своей и Своему великодушию вести с Ним тайную беседу и смотреть на Его Слова. Он еще и даровал нам самое высокое положение за то, что мы делаем это. Всевышний сказал:

Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он - Прощающий, Благодарный (35:29–30).

Всевышний избрал для себя людей Своего Писания, которые читают его и поступают в соответствии с ним, и сделал их достойными обладателями его.

Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Среди людей есть люди Аллаха». Люди спросили: «Кто же они, о Посланник Аллаха?». Он сказал: «Люди Корана. Они - люди Аллаха и Его приближенные».

Если вы будете внимательны к Корану в Рамадан, дорогие братья и сёстры, будете читать его и изучать - ваше отношение к Священной Книге начнет исправляться, и вы сможете стать людьми Корана и, соответственно, людьми Аллаха и Его приближенными, и не быть одними из тех, кто забросил Писание и тем самым навлёк на себя гнев Аллаха и жалобу Посланника (да благословит его Аллах и приветствует): «Господи! Мой народ оставил и заббросил этот Коран» (25:30) .

Определите для себя тот объем, который вы можете прочитыввать ежедневно в месяц поста, и постарайтесь читать столько же каждый день, когда Рамадан закончится, чтобы быть вам «людьми поминания», а не «людьми покидания». Делить Коран на небольшие части, читаемые постоянно - Сунна, однако она давно забыта даже проповедниками Ислама и соблюдаюющими мусульманами, не говоря уже о простых людях. Наши праведные предшественники ежедневно прочитывали определенную часть Корана. Часто это была часть, позволяющая им прочитывать Коран полностью за месяц, или столько, чтобы можно было прочитать его за неделю или, например, за три дня. А на то, что это Сунна, указывают достоверные хадисы, например, слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто проспал чтение того, что он обычно читает ночью или часть этого, а потом прочитал его между утренней и полуденной молитвой, ему запишется, как будто он прочитал его ночью».

И сподвижники (да будет доволен Аллах ими всеми) брали с Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пример в делении Корана на части. Как-то он принимал у себя несколько человек из племени Сакыф, и каждый вечер он приходил к ним после вечерней молитвы и беседовал с ними, а однажды он задержался, и когда он пришёл, они сказали ему: «Ты задержался». Он сказал: «Я начал читать часть Корана, которую читаю обычнно, и не хотел выходить до тех пор, пока не дочитаю её». Передатчик этого хадиса Аус ибн Хузейфа ас-Сакафи сказал: «Я спросил сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): как вы делите Коран? И они сказали: три, затем пять, затем семь, затем девять, затем одиннадцать, затем тринадцать, а затем часть, состоящая из коротких сур».

А ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) делила Коран так, чтобы прочитывать его полностью за семь дней. Она сказала: «Я читаю свою часть (или: седьмую часть), сидя на своей подстилке или постели». Однако в Рамадан отношение наших праведных предшесственников было иным. В этот месяц от чтения Корана из их домов доносился звук, подобный жужжанию пчёл. И хотя весь Рамадан является наиболее достойным и подходящим временем для чтения Корана и поминания Аллаха, больше всего для этого подходит ночь - ведь в это время чувства человека обостряются, и он лучше воспринимает читаемое. Возможно, именно поэтому в Рамадан Джибриль приходил к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) по ночам, чтобы повторять с ним Коран, как об этом упоминает Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими).

Ибн Раджаб прокомментировал этот хадис следующим образом: «Он указывает на то, что лучше читать Коран в Рамадан по ночам, поскольку ночью кончаются дела и заботы, человек сосредоточивается, и его язык и сердце лучше настроены на углубленное чтение Корана и размышление о заключённом в нем смысле. Ведь Всевышний сказал: “Воистину, молитвы после пробуждения среди ночи производят более сильное впечатление и яснее по изложению” (73:6) ».

Это что касается времени. А если говорить о месте, то лучше всего, конечно же, читать Коран в мечети, особеннно если вы совмещаете чтение с обучением.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда бы ни собирались люди в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится у Него».

«О Аллах! Сделай великий Коран весной наших сердец, светом нашей груди, удалением нашей тревоги и печали. Помоги нам вспомнить то, что мы забыли из него, и научи нас тому, чего мы не знаем из него… Амин!».

05.06.2017 Fatima_bint_Dzhabrail 💜 15 1583 1

Fatima_bint_Dzhabrail 💜 💜

Одним из самых желательных действий во время Рамадана является чтение Корана. Именно в этом месяце была ниспослана священная книга.

«Месяц Рамадан – это месяц, в котором был ниспослан Коран с ясными знамениями как руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего истину от лжи»

(Коран, 2:185).

Все праведные последователи ислама в Рамадан старались оставить все дела и погрузиться в мир чтения и понимания Корана.

Ибн Хаким сказал: «При наступлении Рамадана имам Малик, да будет доволен им Аллах, «убегал» от чтения хадисов и сидения с богословами к чтению Корана».

Многие стараются завершить чтение всего Корана хотя бы один раз. Но есть и такие, которые завершают 2, 5, 10, а то и более раз.

Нам всем стоит укрепить свою связь с Кораном в этом месяце, и уделять время на чтение Корана и размышление над его священным смыслом.

Дорогие друзья, до какой суры вы дошли? Сегодня уже шестой день Рамадана. Надеемся, вы уже завершили суры "Бакара", "Имран" и "Ан-Ниса" и уже готовы к чтению "Аль-Маиды".

«Зачем Всевышнему наказывать вас, если вы стали благодарны Ему и уверовали. [В ответ на вашу благодарность] Он воздает щедро и обо всем знает».

Комментарии Наомана Али Кхана:

Прежде чем приступить к объяснению 147 аята, надо понять два предыдущих.

Лицемеры... Они [навечно будут помещены] на низшую ступень Ада. Ты никогда не найдешь того, кто поможет им [оттуда выбраться].

Исключением явятся лишь те из них, которые [еще в мирской обители] раскаются, исправятся, будут крепко держаться за Бога и станут искренними в соблюдении религиозных постулатов. Они [пребудут в вечности] с верующими. Верующим же в последующем [после Судного Дня] Господь непременно воздаст необычайно огромным воздаянием.

Эти аяты указывают на то, что лицемерие – это не приговор. Это излечимый недуг. Лицемеры могут исправиться. Двери прощения Аллаха всегда открыты. Как только они раскаиваются и возвращаются на путь Аллаха, они становятся верующими.

В суре "Ан-Ниса" более чем 60 аятов посвящены именно теме лицемерия. Это очень сложная и серьезная тема. Пока ты читаешь эти аяты, ты невольно задаешься вопросом «А кто я? Не лицемер ли?».

И в то время, когда человек думает, что погряз в самых тяжелых грехах и думает, что нет дороги к Богу, и шайтан ему в этом подстрекает со словами «Аллах по любому тебя накажет. Ты войдешь в ад», человек начинается задаваться вопросом: «Для чего Аллах создал ад? Что Аллаху будет с того, что он накажет меня? Почему Он хочет бросить меня в ад?»

И когда человек начинает задаваться такими вопросами, Аллах говорит:

«Зачем Всевышнему наказывать вас? (зачем ему это? Думаете это его главная цель?), если бы вы ему были благодарны хоть малость, и уверовали бы в Него, Он воздал бы вам щедро».

Аллах очень ценит благодарность. Аллах оценил бы, если бы вы были бы благодарны за все то хорошее, что он вам дает.

Дочка великого ученого Хасана аль-Басри, однажды поранилась. Он как любящий отец побежал к ней, поднял ее, начала спрашивать о том «Как она себя чувствует?». И она ответила ему: "Альхамдулиллах. Слава Аллаху, который защитил меня и сохранил мне жизнь"

Рамадан – долгожданный гость, которого не хочется провожать

Его ждут и по нему тоскуют Благословенный месяц Рамадан! Как он величественен и прекрасен! Месяц, который бывает раз в году, месяц, наступление которого ждёт вся мусульманская умма! Миллионы мусульман радуются наступлению благословенного рамадана и тоскуют, когда он проходит. И ждут мусульмане его снова и снова…

Наконец-то дождались! Неужели Всевышний Аллах подарил нам по Своей милости ещё одну возможность поститься, совершать богоугодные дела?

Богослужение в этот месяц наполнено чем-то особенным, оно более смиренное, более почтительное к Создателю миров, более проникновенное и чувственное, более глубокое, с пониманием того, для чего всё это делается.

Пост соблюдали все пророки, и , и , и , и , и , и . Предписан он был и нашему (мир ему и благословение).

Рамадан – месяц священного Корана

В благословенном месяце рамадан Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) начали ниспосылаться первые откровения.

«Месяц Рамадан – это месяц, в котором был ниспослан Коран как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различения, чтобы отличить истинное от ложного » (смысл) (сура «аль-Бакара», аят 185).

Мусульмане любят и чтят Коран , она присутствует, пожалуй, в каждом доме и хранится в самом почётном и чистом месте, выше всех остальных предметов. Уважение к священной Книге есть уважение к слову Божьему, это уважение к самому Всевышнему Аллаху.

История Ислама свидетельствует о том, что когда пост в месяц рамадан стал обязательным, каждый день в этом месяце ангел приходил к Пророку (мир ему и благословение), и они прочитывали весь Коран. Дважды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прочёл священную Книгу в месяц рамадан в последний год своей жизни.

Интересно, что сегодня, спустя столько лет, мусульмане чтят эту традицию и следуют за нашим Посланником (мир ему и благословение) с особым усердием, стараются посвятить рамадан чтению Корана. Кто не умеет читать Коран по-арабски и как, положено соблюдая правила таджвида, ему лучше слушать его, пусть даже не в живом исполнении, но и через различные технические приборы.

Коран - это речь Всевышнего Аллаха, и к нему надо относиться с должным уважением. Нельзя его читать, не зная правил таджвида и совершая ошибки.

Ещё месяц рамадан отличает от других месяцев то, что в нём совершаются таравих-намазы, от восьми до двадцати ракаатов после ночной молитвы. Во многих мечетях мира имамы во время этих намазов прочитывают весь Коран.

У мусульман сегодня есть и такая возможность: находиться весь рамадан в святыне – мечети аль-Харам в Мекке, совершать таравихи возле Каабы и наслаждаться прекрасным голосом имама, который нараспев прочитывает аят за аятом и так полностью всю Книгу. Это великое счастье для мусульманина, когда весь благословенный месяц можно провести на святой земле, на которой и без того все благие деяния увеличиваются во много раз.

Рамадан – месяц милосердия

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Пророк (мир ему и благословение) был самым щедрым среди людей, и щедрость его возрастала ещё более в месяц рамадан, когда Джабраил(мир ему) навещал его. По обыкновению ангел Джабраил(мир ему) встречался с ним каждую ночь рамадана вплоть до окончания этого месяца. В это время Пророк (мир ему и благословение) читал священный Коран, когда же Джабраил (мир ему) навещал его, он становился щедрее вольного ветра, который приносит с собой дождь и благополучие » (имам аль-Бухари).

Любое благое деяние, совершённое в дни благословенного месяца рамадан, возвеличивается Всевышним Аллахом многократно, по некоторым преданиям до семисот раз и более. Мусульмане стараются совершить как можно больше благого, и самое меньшее из этого – садака (милостыня). Садака может быть роздано кому угодно, и самое ценное – своей семье. Угостить чем-то соседа, сироту, неимущего – это всё благо. В этот месяц разворачиваются огромные шатры, мусульмане готовят кушать, приглашают на любого, и каждый может принять в этом участие, ощутить себя частичкой многомиллионной уммы мусульман, почувствовать, что мусульмане – братья друг другу, ощутить себя частичкой одной большой семьи, в которой рады любому, в которой принимается любой, кто признаёт Единственность Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).

Дома мусульман полны гостей в этот месяц, особенно ближе к разговению, каждый старается успеть записать на свой личный счёт ещё одно благое дело. Дни мусульман буквально расписаны: сегодня я иду в гости, завтра сам принимаю. Удивительная сплочённость наблюдается в рамадане.

Состоятельные мусульмане стараются раздавать милостыню в этот месяц, ведь что может быть лучше, чем обрадовать других мусульман, да ещё и получить награду от Всевышнего?!

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Всякий, кто приближается к Аллаху тем, что совершает добрые дела в этот месяц, обретёт ту же награду, что и воздавая должное в любое другое время; кто же совершает обязательные дела в этот месяц, получит вознаграждение, равное награде за исполнение семидесяти обязанностей в любое другое время года. Это месяц терпения, наградой за которое является Рай. Это месяц благотворительности, когда помощь верующему возрастает ещё более. Тому, кто накормит постящегося, когда тот вечером прерывает свой пост, простятся грехи его, будет даровано ему спасение от адского огня, и будет ему награда, равная той, что полагается соблюдающему пост, и ничто её не уменьшит » (хафиз Ибн Хузайма).

Ещё одним видом богослужения, милосердия, милостыни , выплачиваемый в конце месяца рамадан. Собранные средства либо продукты распределяются среди самых нуждающихся мусульман. Эта небольшая помощь имеет огромное социальное значение, особенно в преддверии праздника, дабы не ощущалось никакой разницы между мусульманами и каждый мог встретить его с праздничным настроением.

Месяц рамадан укрепляет братские узы, единение уммы.

Рамадан – месяц духовного очищения

Кто знает, сколько на нас грехов, сколько за день мы набираем и очерняем тем самым своё сердце? Никто, кроме Аллаха, не знает. Средством излечения от этого является покаяние, сожаление, желание никогда более не возвращаться к содеянному. Рамадан может в этом помочь. Он распахивает врата своей милости и прощения.

Это месяц духовного очищения. Подобно тому, как дождь очищает землю от пыли, и рамадан смывает с нас грехи. Не стоит в этом сомневаться, это обещал Сам Всевышний Аллах, ведь Он Прощающий, Милостивейший.

При раскаянии увеличивается чувство богобоязненности, а это главное качество мусульманина. За него надо бороться, и рамадан может здорово в этом помочь.

Нам не надо прикладывать особых усилий, просто распахните свою душу – и божественная милость сама потечёт к вам. Наше дело маленькое – просто слушаться велений Создателя, тогда Он проявит к нам Свою милость.

В месяц рамадан желательно побольше каяться в своих грехах, проступках, ослушаниях, также желательно побольше делать дуа и для себя, и для всех мусульман. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «В месяц рамадан принимается мольба каждого мусульманина » (имам Ахмад).

Рамадан неразрывно связан с Кораном, потому что именно в этом месяце была ниспослана эта великая Книга. Всевышний сказал: «Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран» (2:185).

Эта связь имеет непосредственное отношение к тому, что пост был предписан именно в этот месяц. Пост - одно из лучших средств для устранения человеческих привязанностей, мешающих видеть свет Всевышнего, который пронизывает Коран. Соответственно связь между постом и Книгой Аллаха также очень прочна. Поскольку Коран ниспослан в Рамадан, то и пост должен быть предписан в этот месяц, потому что постящийся лучше всего может воспринимать верное руководство Аллаха, ниспосланное Им в Коране. Аяты дают нам понять, что одно из величайших предназначений поста - очищение мышления для понимания Корана.

После упоминания об обязательности поста: «Вам предписан пост» (2:183) говорится о ниспослании Книги Аллаха в Рамадан: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран» (2:185). То есть Коран - это причина поста в этот месяц. И Рамадан, и пост - все это ради Корана, и поэтому нет ничего удивительного в том, что Рамадан называют месяцем Корана.

Наши праведные предшественники хорошо понимали это. Они знали, что главное предназначение Рамадана - уделять внимание Корану, беречь и соблюдать его заповеди, а пост нужен для того, чтобы очистить сознание человека для восприятия Корана.

Аз-Зухри (да помилует его Аллах) спросили о том, что нужно делать в Рамадан, и он сказал: «Читать Коран и кормить людей». А ‘Абду-р-Раззак передает от имама ас-Саури, что с наступлением Рамадана он оставлял все необязательные виды поклонения и все свое время уделял чтению Корана. А Ибн ‘Абду-ль-Хакам передает, что имам Малик в этот месяц отдалялся от собраний, в которых приобретались и передавались знания, и читал Коран. Вазаиф Рамадан. С. 42.

При чтении Корана, как в Рамадан, так и в другое время, мы должны помнить о том, что наша цель - размышлять над Словами Всевышнего и углубляться в их смысл.

Поэтому Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал, что первое из десяти дел, помогающих снискать любовь Всевышнего, - это «чтение Корана, сопровождаемое размышлением и попыткой понять заключенный в нем смысл и значение каждого конкретного аята, подобно тому, как человек размышляет над книгой, которую он заучивает наизусть и разбирает, стараясь до конца понять то, что имел в виду автор».

Ибн аль-Кайим. Мадаридж ас-саликин байна маназиль иййака на‘буду ва иййака наста‘ин. Т. 3. С. 7. Смотрите также книгу автора «Шарх аль-асбаб аль-муджиба ли-махаббатиЛлях».



А аль-Хасан ибн ‘Али сказал: «Поистине, те, кто жил до вас, рассматривали Коран как послания от своего Господа, старались осмыслить их ночью и изучали их днем». Ан-Навави. Ат-тибйан фи адаб хамалят аль-Кур’ан. С. 28.

Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) сказал: «Читающий Великий Коран должен понимать, какую милость оказал Всевышний Аллах Своим творениям, донося смысл Своих Слов до их понимания, и знать: то, что он сейчас читает, - не слова человека. И при этом он должен осознавать величие Того, от Кого исходят эти Слова, и размышлять о заключенном в них смысле». Аль-Макдиси. Мухтасар минхадж аль-касыдин. С. 46.

И это великое облегчение и милость Аллаха, что Он позволил таким слабым созданиям, как мы, вести тайную беседу с Ним, исследовать и изучать Его Книгу и размышлять над заключенными в ней значениями.

Ибн ас-Салях сказал: «Чтение Корана - это почет, оказанный Всевышним человечеству. Передается, что ангелам не было оказано такого почета, и что они стремятся услышать его от людей». Ас-Суйуты. Аль-иткан фи ‘улюм аль-Кур’ан. Т. 1. С. 291.

Однако Всевышний Аллах не только разрешил нам по милости Своей и Своему великодушию вести с Ним тайную беседу и смотреть на Его Слова. Он еще и даровал нам самое высокое положение за то, что мы делаем это. Всевышний сказал: «Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он - Прощающий, Благодарный» (35:29–30).

Всевышний избрал для себя людей Своего Писания, которые читают его и поступают в соответствии с ним, и сделал их достойными обладателями его. Посланник, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Среди людей есть люди Аллаха» . Люди спросили: «Кто же они, о Посланник Аллаха?». Он сказал: «Люди Корана. Они - люди Аллаха и Его приближенные» . Ибн Маджа. Хадис № 215. Ахмад. Хадис № 11883. Аль-Хаким. Т. 1. С. 556. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих Ибн Маджа. Хадис №178).



Если вы будете внимательны к Корану в Рамадан, дорогие братья, будете читать его и изучать - ваше отношение к Священной Книге начнет исправляться, и вы сможете стать людьми Корана и, соответственно, людьми Аллаха и Его приближенными, и не быть одними из тех, кто забросил Писание и тем самым навлек на себя гнев Аллаха и жалобу Посланника, мир ему и благословение от Аллаха. «Посланник сказал: “Господи! Мой народ оставил и забросил этот Коран”» (25:30).

Определите для себя тот объем, который вы можете прочитывать ежедневно в месяц поста, и постарайтесь читать столько же каждый день, когда Рамадан закончится, чтобы быть вам «людьми поминания», а не «людьми покидания».

Делить Коран на небольшие части, читаемые постоянно - Сунна, однако она давно забыта даже проповедниками Ислама и соблюдающими мусульманами, не говоря уже о простых людях. Наши праведные предшественники ежедневно прочитывали определенную часть Корана. Часто это была часть, позволяющая им прочитывать Коран полностью за месяц, или столько, чтобы можно было прочитать его за неделю или, например, за три дня.

А на то, что это Сунна, указывают достоверные хадисы, например, слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха: «Кто проспал чтение того, что он обычно читает ночью или часть этого, а потом прочитал его между утренней и полуденной молитвой, ему запишется, как будто он прочитал его ночью» . Муслим. Хадис № 747.

И сподвижники (да будет доволен Аллах ими всеми) брали с Посланника Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, пример в делении Корана на части. Как-то он принимал у себя несколько человек из племени Сакыф, и каждый вечер он приходил к ним после вечерней молитвы и беседовал с ними, а однажды он задержался, и когда он пришел, они сказали ему: «Ты задержался». Он сказал: «Я начал читать часть Корана, которую читаю обыч нно, и не хотел выходить до тех пор, пока не дочитаю ее » . Передатчик этого хадиса Аус ибн Хузейфа ас-Сакафи сказал: «Я спросил сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха: как вы делите Коран? И они сказали: три, затем пять, затем семь, затем девять, затем одиннадцать, затем тринадцать, а затем часть, состоящая из коротких сур». Ибн Маджа. Хадис № 1345. Аль-Хафиз аль-‘Иракы назвал его хоррошим при анализе хадисов «Аль-ихйа» (Т. 1. С. 276).

[Ибн Кясир привел его в своем «Тафсире» в качестве доказательства того, что деление Корана на части практиковалось еще при жизни Пророка, мир ему и благословение от Аллаха, Его также использовал в качестве доказательства шейх Ислама Ибн Таймиййа, рассказывая о делении Корана на суры и части. Комментатор «‘Аун аль- ма‘буд» сказал об этом хадисе: «Хизб - это часть Корана, чтение которой возлагает на себя человек, а три это суры “Корова”, “Семейство Имрана” и “Женщины”. Эти три суры занимают одну ступень из семи существующих. Пять - это суры с “Трапезы” до “Покаяния”. Семь - с “Йунуса” до “Пчелы”. Девять - с “Выстроившихся в ряд” до “Покоев”. А часть, состоящая из коротких сур - это часть с суры “Каф” и до конца Корана. Это указывает на то, что во времена сподвижников было известно деление Корана, существующее сегодня». ‘Аун аль-ма‘буд фи шарх сунан Аби Дауд. Т. 2. С. 87].

А ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) делила Коран так, чтобы прочитывать его полностью за семь дней. Она сказала:«Я читаю свою часть (или: седьмую часть), сидя на своей подстилке или постели». Абу ‘Убейда. Фадаиль аль-Кур’ан. С. 291.

Однако в Рамадан отношение наших праведных предшественников было иным. В этот месяц от чтения Корана из их домов доносился звук, подобный жужжанию пчел. И хотя весь Рамадан является наиболее достойным и подходящим временем для чтения Корана и поминания Аллаха, больше всего для этого подходит ночь - ведь в это время чувства человека обостряются, и он лучше воспринимает читаемое. Возможно, именно поэтому в Рамадан Джибриль приходил к Пророку, мир ему и благословение от Аллаха, по ночам, чтобы повторять с ним Коран, как об этом упоминает Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими).

Ибн Раджаб прокомментировал этот хадис следующим образом: «Он указывает на то, что лучше читать Коран в Рамадан по ночам, поскольку ночью кончаются дела и заботы, человек сосредоточивается, и его язык и сердце лучше настроены на углубленное чтение Корана и размышление о заключенном в нем смысле. Ведь Всевышний сказал: “Воистину, молитвы после пробуждения среди ночи производят более сильное впечатление и яснее по изложению” (73:6)». Вазаиф Рамадан. С. 42.

Это что касается времени. А если говорить о месте, то лучше всего, конечно же, читать Коран в мечети, особенно если вы совмещаете чтение с обучением. Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Когда бы ни собирались люди в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится у Него». Муслим. Хадис № 948.

«О Аллах! Сделай великий Коран весной наших сердец, светом нашей груди, удалением нашей тревоги и печали. Помоги нам вспомнить то, что мы забыли из него, и научи нас тому, чего мы не знаем из него… Амин!».

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Покаяние

Всевышний Аллах сказал: «А те, которые не каются, те – несправедливые» (Худжурат 49: 11).

Милостивый и Милосердный Аллах принимает покаяние от раскаивающегося всегда и в любое время, однако горе тому, кто не заслужит прощение своего Господа в этот великий месяц, из-за своих пороков и грехов и отказа от покаяния. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал: «Пришел ко мне ангел Джибриль и сказал: “О Мухаммад! Тот, кого застал месяц Рамадан, и не было даровано ему прощение, войдет в Огонь и удалит его Аллах от Себя. Скажи: “Амин!” и я сказал: “Амин!”» Ахмад, Ибн Хиббан, ат-Табарани в “аль-Кабире”. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 3/216.

Врата покаяния открыты перед тем, кто хочет покаяться до тех пор, пока его не настигнет смерть. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах Всемогущий и Великий принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начнет издавать предсмертный хрип» ат-Тирмизи 3537, Ибн Маджах 4253. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Как же много людей хотело застать этот месяц, но оказалось иначе – и в своих могилах они превратились в заложников, которые не могут ни увеличить праведные дела, ни покаяться в своих многочисленных грехах. Так пусть никто не оставляет без внимания возможность покаяться, сколь бы большими не были его грехи, ведь Аллах Всепрощающий сказал: «О рабы Мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью: ведь Он – Прощающий, Милостивый!» (аз-Зумар 39: 53).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершил греха» Ибн Маджах 4250. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3008.

Поэтому человек не должен отчаиваться в милости Аллаха и говорить, что у него много грехов и пороков и нет возможности и средства избавиться от них, и по этой причине продолжать совершать ослушания и грехи, гневя Милостивого Господа.

Однако необходимо знать, что Господь Прощающий и Милосердный, но Свое прощение и милость Он дарует тогда, когда выполнено определенное условие, а именно, если человек обратился к Аллаху Всевышнему с полным и искренним покаянием.

Покаяние предусматривает соблюдение трех условий:

  1. Прекращение совершения греха,
  2. Раскаяние за грех,
  3. Решимость никогда не совершать подобное.

Если хоть одно из вышеупомянутых условий не будет выполнено, то покаяние принято не будет. В том же случае, когда совершенный грех, так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно будет удовлетворять уже четырем условиям, а именно – трем вышеупомянутым и еще одному, суть которого состоит в том, чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него, попросив у него прощения или же вернув пострадавшему незаконно присвоенное, если дело касается незаконного присвоения материальных ценностей и т. п. См. “аль-Азкар” 321, “Рияду-ссалихин” 28.

Многочисленное чтение Корана

Всевышний Аллах сказал: «Месяц Рамадан – это месяц, в который был ниспослан Коран, как руководство для людей и разъяснение прямого пути» (аль-Бакъара 2: 185).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Ангел Джибриль встречался с пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) каждую ночь Рамадана и изучал вместе с ним Коран” аль-Бухари 6, Муслим 2308.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “В этом хадисе указание на желательность собираться для изучения Корана в Рамадан. Также в хадисе указание на увеличение чтения Корана в месяц Рамадан” См. “Лятаифуль-ма’ариф” 189.

Если мусульманин постится в светлое время дня, а ночью читает Коран, то в Судный день у него появятся два заступника: это – пост и Коран. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост и Коран заступаются за раба Аллаха в Судный день. Пост говорит: “Господь мой! Я лишил его пищи и питья в светлую часть, так позволь же мне заступиться за него!” А Коран говорит: “Господь мой! Я лишил его сна ночью, так позволь же мне заступиться за него!” — и их заступничества удовлетворяется» Ахмад 2/174. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аль-Мунзири, шейх Ахмад Шакир и аль-Альбани. См. “Сахих ат-таргъиб” 973.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники, а затем их последователи стремились проводить дни и ночи Рамадана за чтением Священного Корана, проникая в его смыслы. При наступлении месяца Рамадан, они учащали чтение Корана и их примеру следовали великие имамы нашей общины. Так, например, имам Малик оставлял все свои науки в Рамадан и принимался за чтение Корана. Также поступал и Суфьян ас-Саури. Некоторые ученые из числа наших праведных предшественников, во время ночных молитв прочитывали Коран за каждые три дня, другие – за семь, третьи – за каждые десять дней. Также сообщается, что “Къатада прочитывал весь Коран за каждые семь дней, а когда наступал Рамадан, он прочитывал Коран за каждые три дня” См. “ас-Сияр” 5/276.

Однако не следует прочитывать Коран быстрее, чем за три дня, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам не прочитывал Коран меньше чем за три дня, и говорил: «Не понимает Коран тот, кто прочитывает его быстрее, чем за три дня!» Абу Дауд 1394, ат-Тирмизи 2949, Ибн Маджах 1347. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Тем мусульманам, которые не умеют читать Коран, мы желаем обрести силу воли и освоить буквы арабского алфавита с тем, чтобы читать Коран как в благословенный месяц Рамадан, так и в иное время, зарабатывая за это великую награду! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждому, прочитавшему хотя бы одну букву из Книги Аллаха, запишется за это одно благое дело, а за каждое такое благое дело воздастся в десятикратном размере. Я не говорю, что “Алиф, лям, мим” – это одна буква, нет “алиф” – это буква, и “лям” – буква, и “мим” – буква» ат-Тирмизи 2910, Имам Ибн Къудама и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.

Са’д ибн Абу Уаккъас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Если человек завершит чтение всего Корана в начале ночи, то ангелы будут молиться за него до самого утра, а если он завершит чтение Корана в конце ночи, то ангелы будут молиться за него до самого вечера” Ахмад, ад-Дарими. Сообщение хорошее. См. “аль-Азкар” 136.

Сабит аль-Бунани рассказывал: “Когда Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) завершал чтение всего Корана, он собирал своих детей и членов семьи и обращался к Аллаху с мольбой” ад-Дарими 2/469, Са’ид ибн Мансур 1/140. Имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность иснада.

Ибн Утайба рассказывал: “Однажды Муджахид и Абда ибн Абу Любаба послали за мной, и когда я пришел, они сказали: “Поистине мы послали за тобой по той причине, что хотели завершить чтение Корана, ибо мольба после завершения Корана принимается” Ибн Абу Дауд. Имам ан-Науауи назвал иснад достоверным. См. “аль-Азкар” 119.

Что же касается определенных молитв, которые произносят после чтения Корана, узаконенные людьми, то это не имеет под собой никакой основы, и поэтому имам аш-Шатыби назвал это: “Добавленным нововведением” См. “ад-Да’ифа” 13/315.

Поэтому после завершения чтения Корана можно обращаться к Аллаху с любыми мольбами, поскольку никаких определенных мольб для этого не существует!

Проявлять больше щедрости

Месяц Рамадан приходит как пора щедрости и милосердия, в которую правоверные соревнуются между собой в проявлении этих качеств. Ибн ‘Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был наищедрейшим человеком, а щедрее всего он был в Рамадан. И он был более щедр на добро, чем вольный ветер» аль-Бухари 6, Муслим 2308.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал свою общину проявлять заботу о постящихся, и он говорил: «Разговивший постящегося получит такую же награду, как и он сам, но при этом награда (постящегося) не уменьшится ни на йоту» Ахмад 5/192, ат-Тирмизи 807. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия в “аль-Ихтиярат” говорил, что в хадисе речь идет о таком количестве еды, которую будет достаточно для того, чтобы ею насытиться.

Имам Ибн Шихаб аз-Зухри, когда наступал месяц Рамадан, говорил: “Это месяц чтения Корана и кормления людей” Ибн ‘Абдуль-Барр в «ат-Тамхид» 6/110.

Многие из наших праведных предшественников, среди которых были и Ибн ‘Умар, Малик ибн Динар, имам Ахмад, жертвовали своей едой в пользу бедных, для того, чтобы их разговить. А что касается Ибн ‘Умара, то сообщается, что он разговлялся только вместе с сиротой или нищим. См. “Саб’уна масаля фи-ссыям” 19.

Давайте же и мы будем стремиться накормить постящегося, для того, что бы обрадовать его разговением, а себя – такой же наградой, какая предназначена ему. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Лучшие из вас те, кто кормит едой!» Ибн Маджах, Абу Яля, ат-Табарани. Хафиз Ибн Хаджар, аль-Бусайри и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 44.

Если угощение людей является одним из лучших проявлений Ислама, то что же можно сказать о таком деянии в великий месяц Рамадан!

Аллах создал Рай для богобоязненных и тех, кто отличается стремлением прощать, расходовать, делать добро и обещал им Свое прощение, сказав: «Спешите обрести прощение Господа вашего и Рай, объемлющий небеса и землю, уготованный для богобоязненных, которые расходуют и в радости, и в горе, сдерживают гнев, прощают людей. Поистине, Аллах любит благочестивых!» (Али Имран 3: 133-134).

Проявлять больше усердия в поклонении

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Во время Рамадана посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проявлял больше усердия, чем в любое иное время, а в течение последних десяти дней Рамадана он проявлял еще больше усердия, чем в остальные дни этого месяца” Муслим 1175.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не приказывал им этого категорически, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» аль-Бухари 37, Муслим 759.

‘Амр ибн Мурра аль-Джухани рассказывал: “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха и что ты – посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет среди правдивых и шахидов в Раю» аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахиху-ттаргъиб” 1/419.

Что же еще нужно для богобоязненных мусульман, стремящихся к довольству Аллаха и желающих награды шахида?!

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!