Русская православная церковь. Расследование РБК: на что живет церковь Как было организовано управление русской православной церковью

У каждой конфессии в мире есть предводитель, например, глава Православной Церкви – это Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Но помимо него церковь имеет и другую структуру руководства.

Кто глава Русской Православной Церкви

Патриарх Кирилл – это руководитель РПЦ.

Глава РПЦ Патриарх Кирилл

Он руководит церковной жизнью страны, а также Патриарх — начальник Троице-Сергиевой лавры и еще нескольких обителей.

Какова иерархия РПЦ среди священнослужителей

На самом деле церковь имеет довольно сложную структуру и иерархию. Каждый священнослужитель выполняет свою роль и занимает предписанное ему место в этой системе.

Схема православной церкви имеет три уровня, которые были созданы еще в самом начале зарождения христианской религии. Все служители делятся на такие категории:

  1. Диаконы.
  2. Священники.
  3. Епископы.

Помимо этого, они поделены на «черное» и «белое» духовенство. К «черному» относятся монахи, а к «белому» мирские священнослужители.

Структура РПЦ — схема и описание

В ввиду некоторой сложности церковной структуры, ее стоит рассмотреть более детально, для глубокого понимания алгоритмов работы священников.

Звания епископов

К ним относятся:

  1. Патриарх: пожизненное главное звание предводителя РПЦ, на данный момент на Руси это Кирилл.
  2. Викарий: правая рука епископа, его заместитель, но он не имеет своей епархии и не может управлять епархией архиерея.
  3. Митрополит: наместник, руководящий митрополиями, в том числе и за пределами Российской Федерации.
  4. Архиепископ: звание старшего епископа, считается почетным титулом.
  5. Епископ: третья ступень священства в православной иерархии, часто имеет звание архиерея, управляет епархией и назначается Священным синодом.

Звания иереев

Иереи делятся на «черных» и «белых».

Рассмотрим «черное» духовенство:

  1. Иеромонах: монах-священнослужитель, к нему принято обращаться словами: «Ваше Преподобие».
  2. Игумен: руководитель (настоятель) монастыря. До 2011 в России это звание являлось почетным и не обязательно соответствовало посту начальника какой-либо обители.
  3. Архимандрит: наивысшее звание для священнослужителя, принявшего монашеский постриг. Часто является настоятелем крупных монашеских обителей.

К «белым» чинам относят:

  1. Протопресвитер: высший чин РПЦ в его «белой» части. Дается как награда за особую выслугу в некоторых случаях и только по просьбе Священного синода.
  2. Протоиерей: старший священник, также может использоваться формулировка: старший иерей. Чаще всего протоиерей осуществляет руководство каким-либо храмом. Получить такую должность можно не ранее пяти лет верной службы по получении наперстного креста и не раньше десяти лет после хиротонии.
  3. Иерей: младший чин священнослужителей. Священник может быть женат. К такому человеку принято обращаться так: «Батюшка» или «Отец, …», где после отца идет имя священника.

Звания диаконов

Далее следует ступень диаконов, они тоже делятся на «черное» и «белое» духовенство.

Список «Черного» духовенства:

  1. Архидиакон: старший чин среди диаконов в монашеской обители. Его дают за особые заслуги и выслугу.
  2. Иеродиакон: священник-монах любого монастыря. Стать иеродиаконом можно после таинства хиротонии и пострига в монахи.

«Белое»:

  1. Протодиакон: основной епархиальный диакон, к нему, как и к архидиакону, принято обращаться со словами: «Ваше высокоблаговестие».
  2. Диакон: священник, который стоит на самой начальной ступени иерархии РПЦ. Это помощники для остальных, более высоких рангов священнослужителей.

Заключение

РПЦ имеет одновременно сложную, но логичную организацию. Следует понимать основное правило: её устройство таково, что из «белого» духовенства невозможно попасть в «черное» без монашеского пострига, а также невозможно не будучи монахом занять многие высокие посты в иерархии православной церкви.

Русская Православная Церковь (РПЦ, Московский патриархат) – крупнейшая религиозная организация России, самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире.

Источник: http://maxpark.com/community/5134/content/3403601

Святейший Патриарх Московский и всея Руси – (с февраля 2009 года).

Фото: http://lenta.ru/news/2012/04/06/shevchenko/

История Русской Православной Церкви

Историки связывают появление РПЦ с момента Крещения Руси в 988 году, когда Митрополит Михаил был поставлен Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом на созданную в Киеве митрополию Константинопольского патриархата, создание которой признал и поддержал киевский князь Владимир Святославич.

После упадка Киевской земли, после нашествия татаро-монгол в 1299 году митрополия переместилась в Москву.

С 1488 года РПЦ получила статус автокефалии, когда Русскую митрополию возглавил епископ Иона без согласования с Константинополем.

В середине XVII века, при патриархе Никоне, проводилось исправление богослужебных книг и иные меры по унификации московской богослужебной практики с греческой. Некоторые прежде принятые в Московской церкви обряды, начиная с двоеперстия, были объявлены еретическими; те, кто будет использовать их, были преданы анафеме на соборе 1656 года и на Большом Московском соборе. В результате произошёл раскол в Русской церкви, те кто продолжал использовать старые обряды стали официально именоваться «еретиками», позже - «раскольниками», а позднее получили название «старообрядцы».

В 1686 году было осуществлено согласованное с Константинополем переподчинение автономной Киевской митрополии Москве.

В 1700 году царь Пётр I запретил избрание нового патриарха (после смерти предыдущего), а через 20 лет учредил Святейший Правительствующий Синод, который, являясь одним из государственных органов, исполнял функции общецерковного управления с 1721 по январь 1918 года, - с императором (до 2 марта 1917 года) в качестве «крайнего Судии сей Коллегии».

Патриаршество в Православной российской церкви было восстановлено после только свержения самодержавия решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (10 ноября) 1917; первым патриархом в Советский период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский.

После Октябрьской революции 1917 года РПЦ была отчуждена от государства и предана преследованию и разложению. Прекратилось финансирование духовенства и церковного образования из казны. Далее Церковь пережила ряд инспирированных властями расколов и период гонений.

После смерти Патриарха в 1925 году власти сами назначили священника, который был вскоре изгнан и замучен.

По некоторым сведениям, в первые пять лет после большевистской революции было казнено 28 епископов и 1200 священников.

Основной мишенью антирелигиозной партийно-государственной кампании 1920-х и 1930-х годов была Патриаршая церковь, имевшая наибольшее число последователей. Почти весь её епископат, значительная часть священников и активных мирян были расстреляны или сосланы в концлагеря, богословские школы и иные формы религиозного обучения, кроме частного, были запрещены.

В тяжёлые для страны годы произошло заметное изменение политики советского государства в отношении Патриаршей церкви, Московская Патриархия была признана как единственная законная православная Церковь в СССР, исключая Грузию.

В 1943 году Собор епископов избрал митрополита Сергия (Страгородского) на Патриарший престол.

Во время правления Хрущева, к Церкви было вновь жесткое отношение, которое сохранилось и в 1980-х годах. Тогда Патриархат контролировали спецслужбы, в то же самое время Церковь шла на компромиссы с советским правительством.

К концу 80-х годов количество церквей в СССР было не более 7000, а монастырей не более 15.

В начале 1990-х годов в рамках политики гласности и перестройки М. Горбачева, началось изменение отношения государства к Церкви. Количество церквей стало расти, увеличивалось количество Епархий и приходов. Этот процесс идет и в 21 веке.

В 2008 году по официальной статистике Московский патриархат объединяет 156 епархий, в которых служит 196 архиереев (из них 148 епархиальных и 48 викарных). Количество приходов Московского патриархата достигло 29 141, общее число священнослужителей - 30 544; имеется 769 монастырей (372 мужских и 392 женских). На декабрь 2009 было уже 159 епархий, 30 142 прихода, духовенства – 32 266 человек.

Также развивается и сама структура Московского Патриархата.

Структура управления РПЦ

Согласно Уставу Русской православной церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями - каждый в своей компетенции.

Поместный собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви, и избирает Патриарха. Созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или, в исключительных случаях, Патриархом и Священным Синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Последний собор был созван в январе 2009 года.

Архиерейский собор - поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы. Является высшим органом иерархического управления Русской православной церкви. В его состав входят все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года.

Священный синод , согласно действующему уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». Состоит из председателя - Патриарха, девяти постоянных и пяти временных членов - епархиальных архиереев. Заседания Священного синода проходят не реже четырёх раз в году.

Патриарх - предстоятель Церкви, имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской православной церкви. Имя Патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви.

Высший церковный совет - новый постоянный исполнительный орган, действующий с марта 2011 года при Патриархе Московском и всея Руси и Священном синоде Русской православной церкви. Возглавляется Патриархом и состоит из руководителей синодальных учреждений Русской православной церкви.

Исполнительными органами Патриарха и Священного Синода являются Синодальные учреждения. К числу Синодальных учреждений относятся Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Отдел по делам молодежи. В Московскую Патриархию на правах Синодального учреждения входит Управление делами. В ведении каждого из Синодальных учреждений находится круг общецерковных дел, входящий в сферу его компетенции.

Учебные заведения Русской Православной Церкви

  • Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия
  • Московская духовная академия
  • Санкт-Петербургская духовная академия
  • Киевская духовная академия
  • Свято-Сергиевская православная богословская академия
  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
  • Российский православный университет
  • Российский православный институт святого Иоанна Богослова
  • Рязанская духовная семинария
  • Свято-Сергиевский православный богословский институт
  • Поволжский православный институт
  • Санкт-Петербургский православный институт религиоведения и церковных искусств
  • Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского

Виктор Еремеев, Большой город,

Как устроена РПЦ

Патриарх

Глава Русской православной церкви носит титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» (но с точки зрения христианского богословия глава церкви - Христос, а патриарх - предстоятель). Его имя поминается во время главного православного богослужения, литургии, во всех храмах РПЦ. Патриарх де-юре подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам: он «первый среди равных» епископов и управляет только Московской епархией. Де-факто же церковная власть очень сильно централизована.

Русскую церковь не всегда возглавлял патриарх: его не было с крещения Руси в 988 году до 1589 года (управлялась митрополитами Киевскими и Московскими), с 1721 до 1917 года (управлялась «Ведомством православного исповедания» - Синодом во главе с обер-прокурором) и с 1925 до 1943 года.

Синод

Священный синод занимается кадровыми вопросами - в том числе избранием новых епископов и перемещением их из епархии в епархию, а также утверждением состава так называемых патриарших комиссий, занимающихся канонизацией святых, делами монашества и проч. Именно от имени Синода осуществляется главная церковная реформа патриарха Кирилла - разукрупнение епархий: епархии делятся на более мелкие - считается, что так ими легче управлять, а епископы становятся ближе к народу и к духовенству.

Синод cозывается несколько раз в год и состоит из полутора десятков митрополитов и епископов. Двое из них - управляющий делами Московской патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион - считаются самыми влиятельными людьми в патриархии. Глава Синода - патриарх.

Поместный собор

Коллегиальный высший орган управления церковью. В нем представлены все слои церковного народа - делегаты от епископата, белого духовенства, монахов обоих полов и мирян. Поместным собор называется, чтобы отличить его от Вселенского, на котором должны собираться делегаты от всех шестнадцати православных церквей мира для решения общеправославных вопросов (однако Вселенский собор не проводился с XIV века). Считалось (и было закреплено в уставе церкви), что именно поместным соборам принадлежит высшая власть в РПЦ, фактически же за прошедшее столетие собор созывался только для выборов нового патриарха. Эта практика была окончательно узаконена в новой редакции устава РПЦ, принятой в феврале 2013 года.

Разница не просто формальная: идея Поместного собора - в том, что в церковь входят люди разных званий; хотя они и не равны друг другу, но церковью становятся только вместе. Эту идею принято называть соборностью, подчеркивая, что такова природа именно православной церкви, в отличие от католической с ее жесткой иерархией. Сегодня эта идея в РПЦ все менее популярна.

Архиерейский собор

Съезд всех епископов Русской церкви, который проходит не реже чем раз в четыре года. Именно Архиерейский собор решает все главные церковные вопросы. За три года патриаршества Кирилла число архиереев увеличилось примерно на треть - сегодня их около 300. Работа собора начинается с доклада патриарха - это всегда самая полная (в том числе и статистическая) информация о состоянии дел в церкви. На заседаниях, кроме архиереев и узкого круга сотрудников патриархии, не присутствует никто.

Межсоборное присутствие

Новый совещательный орган, создание которого стало одним из символов реформ патриарха Кирилла. По задумке - крайне демократический: в него входят эксперты-специалисты из разных областей церковной жизни - епископы, священники и миряне. Есть даже несколько женщин. Состоит из президиума и 13 тематических комиссий. В Межсоборном присутствии готовят проекты документов, которые потом обсуждаются в открытом доступе (в том числе в специальном сообществе в «Живом журнале»).

За четыре года работы самые громкие дискуссии разгорелись вокруг документов о церковнославянском и русском языке богослужения и положения о монашестве, которое посягало на устройство жизни монашеских общин.

Высший церковный совет

​Новый, довольно загадочный орган церковного управления, создан в 2011 году в ходе реформ патриарха Кирилла. Это своего рода церковный кабинет министров: в него входят все руководители синодальных отделов, комитетов и комиссий, возглавляет ВЦС патриарх. Единственный орган высшего церковного управления (кроме Поместного собора), в работе которого принимают участие миряне. На заседания ВЦС не допускается никто, кроме членов совета, его решения никогда не публикуются и строго засекречены, узнать о ВЦС хоть что-нибудь можно только из официальных новостей на сайте патриархии. Единственное публичное решение ВЦС - заявление после оглашения приговора Pussy Riot, в котором церковь дистанцировалась от решения суда.

УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

     Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.
     Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.
     В 1988 году Русская Православная Церковь торжественно отметила 1000-летие Крещения Руси. В этот юбилейный год в ней насчитывалось 67 епархий, 21 монастырь, 6893 прихода, 2 Духовные академии и 3 Духовные семинарии.
     Под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, пятнадцатого Патриарха в истории Русской Православной Церкви , избранного в 1990 году, совершается всестороннее возрождение церковной жизни. В настоящее время в Русской Православной Церкви насчитывается 132 (136 с учетом Японской Автономной Православной Церкви) епархии в различных государствах, более 26600 приходов, (из них в Россиии 12665). Пастырское служение осуществляют 175 архиереев, в том числе 132 епархиальных и 32 викарных; 11 архиереев находятся на покое. Действует 688 монастырей, (Россия: 207 мужских и 226 женских, Украина: 85 мужских и 80 женских, другие страны СНГ: 35 мужских и 50 женских, зарубежные страны: 2 мужских и 3 женских). Система образования Русской Православной Церкви в настоящее время включает 5 Духовных академий, 2 православных университета, 1 Богословский институт, 34 духовные семинарии, 36 духовных училищ и в 2-х епархиях - пастырские курсы. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы. Также действуют церковно-приходские воскресные школы при большинстве приходов.
    
     Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
     Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян. Поместный Собор истолковывает учение Православной Церкви, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами, решает внутренние вопросы церковной жизни, канонизирует святых, избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания.
     Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. В компетенцию Архиерейского Собора, помимо прочего, входит подготовка к созыву Поместного Собора и наблюдение за претворением в жизнь его решений; принятие и изменение Устава Русской Православной Церкви; решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизация святых и утверждение богослужебных чинопоследований; компетентное истолкование церковных законоположений; выражение пастырской озабоченности проблемами современности; определение характера отношений с государственными органами; поддержание отношений с Поместными Православными Церквами; создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых Церквей, экзархатов, епархий, Синодальных учреждений; утверждение новых общецерковных наград и тому подобное.
     Священный Синод , возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
     Святейший Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви. Он имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем. Патриарх избирается Поместным Собором из архиереев Русской Православной Церкви не моложе 40 лет, пользующихся доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, обладающих высшим богословским образованием и достаточным опытом епархиального управления, отличающихся приверженностью к каноническому правопорядку, имеющих "доброе свидетельство от внешних" (1 Тим. 3, 7). Сан Патриарха является пожизненным.
    
     Исполнительными органами Патриарха и Священного Синода являются Синодальные учреждения . К числу Синодальных учреждений относятся Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Отдел по делам молодежи. В Московскую Патриархию на правах Синодального учреждения входит Управление делами. В ведении каждого из Синодальных учреждений находится круг общецерковных дел, входящий в сферу его компетенции.
     Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата представляет Русскую Православную Церковь в ее сношениях с внешним миром. Отдел осуществляет связи Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными церквами и христианскими объединениями, нехристианскими религиями, правительственными, парламентскими, общественными организациями и учреждениями, межправительственными, религиозными и общественными международными организациями, светскими средствами массовой информации, культурными, экономическими, финансовыми и туристическими организациями. ОВЦС МП осуществляет в пределах канонических полномочий иерархическое, административное и финансово-хозяйственное управление епархиями, миссиями, монастырями, приходами, представительствами и подворьями Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье, а также содействует работе подворий Поместных Православных Церквей на канонической территории Московского Патриархата. В рамках ОВЦС МП действуют: Служба православного паломничества, осуществляющая поездки архиереев, пастырей и чад Русской Церкви к святыням дальнего зарубежья; Служба коммуникации, которая поддерживает общецерковные взаимосвязи со светскими средствами массовой информации, наблюдает за публикациями о Русской Православной Церкви, поддерживает официальный сайт Московского Патриархата в интернете; Сектор публикаций, который издает Информационный бюллетень ОВЦС и церковно-научный журнал "Церковь и время". С 1989 года Отдел внешних церковных связей возглавляет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
     Издательский совет Московского Патриархата - коллегиальный орган, состоящий из представителей Синодальных учреждений, духовных учебных заведений, церковных издательств и иных учреждений Русской Православной Церкви. Издательский совет на общецерковном уровне координирует издательскую деятельность, представляет издательские планы на утверждение Священного Синода, проводит оценку публикуемых рукописей. Издательство Московской Патриархии издает "Журнал Московской Патриархии" и газету "Церковный вестник" - официальные печатные органы Московского Патриархата; выпускает сборник "Богословские труды", официальный церковный календарь, ведет летопись Патриаршего служения, осуществляет публикацию официальных церковных документов. Кроме того, в ведении Издательства Московской Патриархии находится издание Священного Писания, богослужебных и иных книг. Издательский совет Московского Патриархата и Издательство Московской Патриархии возглавляет протоиерей Владимир Силовьев.
     Учебный комитет руководит сетью духовных учебных заведений, которые готовят будущих священно- и церковнослужителей. В рамках Учебного комитета проходит согласование образовательных программ для духовных учебных заведений, выработка единого образовательного стандарта для Духовных школ. Председателем учебного комитета является архиепископ Верейский Евгений.
     Отдел религиозного образования и катехизации координирует работу по распространению религиозного образования среди мирян, в том числе в светских учебных заведениях. Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенной формой катехизации. Руководит Отделом архимандрит Иоанн (Экономцев).
     Отдел благотворительности и социального служения осуществляет ряд социально значимых церковных программ и координирует социальную работу на общецерковном уровне. Успешно функционирует ряд медицинских программ. В их числе особого внимания заслуживает работа Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя святителя Алексия, митрополита Московского (5-й Градской больницы). В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу это медицинское учреждение является одной из немногих московских клиник, где обследование и лечение осуществляется бесплатно. Кроме того, Отдел неоднократно осуществлял поставки гуманитарной помощи в районы стихийных бедствий, конфликтов. Председатель Отдела - митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.
     Миссионерский отдел координирует миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви. Сегодня эта деятельность включает в себя главным образом внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в лоно Церкви людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры. Еще одним важнейшим направлением миссионерской деятельности является противостояние деструктивным культам. Председатель Миссионерского отдела - архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
     Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями осуществляет пастырскую работу с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных учреждений. Кроме того, в сфере компетенции Отдела находится пастырское окормление заключенных. Председателем Отдела является протоиерей Димитрий Смирнов.
     Отдел по делам молодежи на общецерковном уровне осуществляет координацию пастырской работы с молодежью, организует взаимодействие церковных, общественных и государственных организаций в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Возглавляет Отдел архиепископ Костромской и Галичский Александр.
    
     Русская Православная Церковь разделяется на Епархии - местные церкви , возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества и миссии.
     Приходом называется община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви , находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея.
     Высшим органом управления прихода является Приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем Приходского собрания. Исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания является Приходской совет; он подотчетен настоятелю и Приходскому собранию.
     Братства и сестричества могут быть созданы прихожанами с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. Они приступают к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.
     Монастырь - это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев. Ставропигиальные монастыри находятся под каноническим управлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх благословит такое управление.
    
     Епархии Русской Православной Церкви могут быть объединены в Экзархаты . В основу такого объединения полагается национально-региональный принцип. Решения о создании или роспуске Экзархатов, а также об их наименовании и территориальных границах принимаются Архиерейским Собором. В настоящее время в Русской Православной Церкви имеется Белорусский Экзархат, находящийся на территории Республики Беларусь. Возглавляет Белорусский Экзархат митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
     В состав Московского Патриархата входят автономные и самоуправляемые Церкви . Их создание и определение их границ входит в компетенцию Поместного или Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Самоуправляемые Церкви осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. В настоящее время самоуправляемыми являются: Латвийская Православная Церковь (Предстоятель - митрополит Рижский и всея Латвии Александр), Православная Церковь Молдовы (Предстоятель - митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир), Эстонская Православная Церковь (Предстоятель - митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий). Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. Ее Предстоятелем является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
    Японская Автономная Православная Церковь и Китайская Автономная Православная Церковь независимы и свободны в делах своего внутреннего управления и связаны с Полнотой Вселенского Православия через Русскую Православную Церковь.
    Предстоятелем Японской Автономной Православной Церкви является Высокопреосвященный Даниил, Архиепископ Токийский, Митрополит всея Японии. Избрание Предстоятеля совершается Поместным Собором Японской Автономной Православной Церкви, состоящим из всех ее епископов и представителей клира и мирян, избранных на этот Собор. Кандидатура Предстоятеля утверждается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви поминает Святейшего Патриарха за богослужениями.
    Китайская Автономная Православная Церковь в настоящее время состоит из нескольких общин православных верующих, не имеющих постоянного пастырского окормления. До проведения Собора Китайской Автономной Православной Церкви архипастырское попечение о ее приходах осуществляется Предстоятелем Русской Православной Церкви в соответствии с действующими канонами.

— самая крупная из православных автокефальных церквей. После принятия на Руси христианства церковь на протяжении длительного времени находилась в зависимости от Константинопольского патриарха и лишь в середине XV в. обрела фактическую самостоятельность.

См.далее: Крещение Киевской Руси

История православной церкви

В период XIII-XVI вв. в положении православной церкви происходят существенные изменения, связанные с историческими событиями. По мере того как центр перемещался с юго-запада на северо-восток, где возникали новые сильные княжества — Костромское, Московское, Рязанское и другие, верхушка русской церкви также все больше ориентировалась в этом направлении. В 1299 г. киевский митрополит Максим перенес свою резиденцию во Владимир, хотя митрополия продолжала называться киевской еще более полутора столетий после этого. После смерти Максима в 1305 г. началась борьба за митрополичью кафедру между ставленниками разных князей. В результате тонкой политической игры московский князь Иван Калита добивается перенесения кафедры в Москву.

К этому времени Москва приобретала все большее значение потенциального . Установление в 1326 г. митрополичьей кафедры в Москве придало Московскому княжеству значение духовного центра Руси и подкрепило притязания его князей на главенство над всей Русью. Уже через два года после перенесения кафедры митрополита Иван Калита присвоил себе титул великого князя. По мере укрепления и происходила централизация православной церкви, поэтому верхушка церковной иерархии была заинтересована в укреплении страны и всячески этому способствовала, вто время как местные епископы, особенно новгородские, находились в оппозиции.

Внешнеполитические события также влияли на положение церкви. В первой половине XV в. положение Византийской империи, которой угрожала потеря независимости, было весьма тяжелым. Патриархия пошла на компромисс с Римской церковью и в 1439 г. заключила Флорентийскую унию, на основании которой православная церковь принимала догматы католического вероучения (о фи- лиокве, чистилище, главенстве папы), но сохраняла православные обряды, греческий язык при богослужениях, брак священников и причащение всех верующих Телом и Кровью Христовыми. Папство стремилось подчинить православные церкви своему влиянию, а греческое духовенство надеялось получить помощь от Западной Европы в борьбе против турок. Однако просчитались и те и другие. Византия была завоевана турками в 1453 г., а многие православные церкви не приняли унию.

От России в заключении унии участвовал митрополит Исидор. Когда он в 1441 г. вернулся в Москву и сообщил об унии, то был заточен в монастырь. На его место в 1448 г. собором русского духовенства был назначен новый митрополит Иона , который уже не утверждался Константинопольским патриархом. Зависимость русской церкви от Константинопольской патриархии закончилась. После окончательного падения Византии Москва становится центром православия. Возникает концепция «Третьего Рима». В развернутом виде ее сформулировал псковский игумен Филофей в своих посланиях Ивану III. Первый Рим, писал он, погиб из-за ересей, которым он позволил укорениться в раннехристианской церкви, Второй Рим — Византия — пал потому, что заключил унию с безбожными латинами, теперь эстафета перешла к Московскому государству, которое является Третьим Римом и последним, ибо четвертому не бывать.

Официально новый канонический статус православной церкви был признан Константинополем значительно позже. В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича был собран поместный собор с участием восточных патриархов, на котором избрали патриархом митрополита Иова. В 1590 г. Константинопольский патриарх Иеремия созвал в Константинополе собор, который признал патриаршество автокефальной Русской православной церкви и утвердил за патриархом Московским и всея Руси пятое место в иерархии предстоятелей автокефальных православных церквей.

Самостоятельность и свобода от Константинополя означала одновременно все возрастающую зависимость Русской православной церкви от светской власти. Московские государи вмешивались во внутренние дела церкви, ущемляя ее права.

В XVI в. вопрос о соотношении церкви и власти становится одним из центральных в полемике нестяжателей и иосифлян. Сторонники игумена и настоятеля Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого полагали, что церковь должна уступить государственной власти, закрывая глаза на необходимое зло власти во имя порядка. Сотрудничая со светским государством, церковь может направлять и использовать его силу в борьбе с еретиками. Участвуя в общественной жизни, занимаясь просветительской, попечительной, цивилизаторской, благотворительной деятельностью, церковь должна иметь на все это средства, для чего ей необходима земельная собственность.

Нестяжатели — последователи Нила Сорского и заволжских старцев — считали, что поскольку задачи церкви чисто духовные, постольку собственность ей не нужна. Нестяжатели также считали, что еретиков следует перевоспитывать словом и прощать, а не подвергать преследованиям и казням. Победили иосифляне, укрепив политические позиции церкви, но одновременно сделав ее послушным орудием великокняжеской власти. Многие исследователи именно в этом усматривают трагедию православия на Руси.

См.также:

Православная церковь в Российском Империи

Реформы коснулись и положения православной церкви. В этой области он осуществил две задачи: ликвидировал экономическое могущество церкви и полностью подчинил ее государству по организационно-административной линии.

В 1701 г. специальным царским указом был восстановлен ликвидированный в 1677 г. Монастырский приказ по управлению всем церковным и монастырским имуществом. Это было сделано для того, чтобы принять от церковных властей по точной и подробной описи все их поместья, промыслы, села, здания и наличные капиталы, с тем чтобы в дальнейшем управлять всем имуществом, не допуская вмешательства духовенства.

Государство встало на страже соблюдения верующими своих обязанностей. Так, в 1718 г. был издан указ, устанавливающий строгие наказания за отсутствие на исповеди, непосещение церкви в праздничные и воскресные дни. Каждое из таких нарушений каралось денежным штрафом. Отказавшись от преследования старообрядцев, Петр I обложил их двойным подушным налогом.

Помощником Петра I по церковным делам был бывший ректор Киево-Могипянской академии, которого он назначил епископом псковским, - Феофан Прокопович. Феофану было поручено написание Духового регламента - указа, провозгласившего упразднение патриаршества. В 1721 г. указ был подписан и разослан для руководства и исполнения. В 1722 г. было опубликовано Прибавление к Духовному регламенту, окончательно закрепившее подчинение церкви государственному аппарату. Во главе церкви был поставлен Святейший правительственный Синод из нескольких высших церковных иерархов, находившихся в подчинении светского чиновника, который именовался обер-прокурором. Обер-прокуро- ра назначал сам император. Нередко эту должность занимали военные.

Император контролировал деятельность Синода, Синод присягал ему на верность. Через Синод государь контролировал церковь, которая должна была выполнять ряд государственных функций: руководство начальным образованием; запись актов гражданского состояния; наблюдение за политической благонадежностью подданных. Духовенство обязано было, нарушая тайну исповеди, доносить о замеченных им действиях, угрожающих государству.

Указ 1724 г. был направлен против монашества. В указе провозглашалась бесполезность и ненужность монашеского сословия. Однако Петр I не решился ликвидировать монашество, он ограничился предписанием превратить некоторые монастыри в богадельни для престарелых и отставных солдат.

Со смертью Петра некоторые церковные деятели решили, что можно будет возродить патриаршество. При Петре II наметилась тенденция к возврату старых церковных порядков, но вскоре царь умер. Взошедшая на престол Анна Иоанновна опиралась в своей политике относительно православной церкви на ставленника Петра I Феофана Прокоповича, и старые порядки были возвращены. В 1734 г. был издан закон, действовавший до 1760 г., об уменьшении числа монашествующих. Принимать в монахи разрешалось только отставных солдат и вдовых священников. Проводя перепись священников, правительственные чиновники выявляли постриженных вопреки указу, расстригали и отдавали в солдаты.

Екатерина продолжила политику секуляризации в отношении церкви. Манифестом от 26 февраля 1764 г. большая часть церковных земель была отдана в ведение государственного органа — Коллегии экономики Синодального правления. Для монастырей были введены «Духовные штаты», поставившие монахов под полный контроль государства.

Начиная с конца XVIII столетия правительственная политика в отношении церкви меняется. Церкви возвращается часть льгот, имущества; монастыри освобождаются от некоторых повинностей, их число растет. Манифестом Павла I от 5 апреля 1797 г. император был объявлен Главой Русской православной церкви. С 1842 г. правительство стало выдавать казенное жалованье священникам как лицам, находящимся на государственной службе. В течение XIX в. правительство предприняло ряд мер, ставящих православие в особое положение в государстве. При поддержке светских властей развивается православное миссионерство, укрепляется школьное духовное и богословское образование. Русские миссии, помимо христианского вероучения, несли грамотность и новые формы быта народам Сибири и Дальнего Востока. Православные миссионеры действовали в Америке, Китае, Японии, Корее. Развивались традиции старчества. Движение старчества связано с деятельностью

Паисия Величковского (1722-1794), Серафима Саровского (1759- 1839), Феофана Затворника (1815-1894), Амвросия Оптинского (1812- 1891) и других оптинских старцев.

После падения самодержавия церковь предпринимает ряд мер по укреплению своей системы управления. С этой целью 15 августа 1917 г. собрался Поместный собор, который продолжался более года. Собор принял ряд важный решений, направленных на то, чтобы ввести церковную жизнь в каноническое русло, но в связи с мероприятиями новой власти, направленными против церкви, большинство решений собора реализовано не было. Собор восстановил патриаршество и выбрал патриархом московского митрополита Тихона (Бедавина).

21 января 1918 г. на заседании Совнаркома был принят декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах ». По новому декрету религия объявлялась частным делом граждан. Дискриминация по религиозному признаку запрещалась. Церковь отделялась от государства, а школа от церкви. Религиозные организации лишались прав юридического лица, им запрещалось владеть собственностью. Все церковное имущество объявлялось общенародным достоянием, из числа которого необходимые для богослужения предметы и церковные здания могли передаваться в пользование религиозных общин.

Летом патриарх Тихон обратился к мировой религиозной общественности с просьбой о помощи голодающим. В ответ Американская благотворительная организация объявила о немедленных поставках в Россию продовольствия. Тихон разрешил церковным приходам отдать на помощь голодающим церковные ценности, непосредственно в богослужении не используемые, но при этом предупредил о недопустимости изъятия из храмов утвари, использование которой для мирских целей запрещено православными канонами. Однако это не остановило власти. При осуществлении декрета имели место столкновения между войсками и верующими.

Патриарх Тихон с мая 1921 г. находился сначала под домашним арестом, затем был помещен в тюрьму. В июне 1923 г. он обратился с заявлением в Верховный Суд о своей лояльности советской власти, после чего был освобожден из-под стражи и снова смог встать во главе церкви.

Еще в марте 1917 г. группа священников образовала в Петрограде оппозиционный союз во главе с протоиереем А. Введенским. После Октябрьской революции они высказывались за поддержку церковью советской власти, настаивали на обновлении церкви, за что их назвали «обновленцы ». Лидеры обновленчества создали собственную организацию, получившую название «Живая церковь и попытались захватить управление православной церковью. Однако вскоре внутри движения начались разногласия, приведшие к дискредитации самой идеи реформ.

В конце 1920-х гг. начинается новая волна антирелигиозных гонений. В апреле 1929 г. было принято постановление «О религиозных объединениях», которое предписывало ограничить деятельность религиозных общин совершением богослужений; общинам было запрещено пользоваться услугами государственных организаций при ремонте храмов. Началось массовое закрытие церквей. В некоторых областях РСФСР не осталось ни одного храма. Были закрыты все сохранившиеся на территории СССР монастыри.

По договору о ненападении между СССР и Германией в сферу советского влияния отошли Западная Украина, Западная Белоруссия, Молдова и страны Балтии. Благодаря этому количество приходов Русской православной церкви значительно выросло.

С началом войны руководство Московской патриархии заняло патриотическую позицию. Уже 22 июня 1941 г. митрополит Сергий выступил с посланием, призвав к изгнанию врагов. Осенью 1941 г. патриархия эвакуировалась в Ульяновск, где находилась до августа 1943 г. Митрополит Ленинградский Алексий весь период ленинградской блокады находился в осажденном городе, регулярно совершая богослужения. Во время войны на нужды обороны в храмах было собрано добровольных пожертвований на сумму более 300 млн руб. Православное духовенство предпринимало меры по спасению еврейского населения от гитлеровского геноцида. Все это привело к изменению государственной политики в отношении церкви.

В ночь с 4 на 5 сентября 1943 г. в Кремле состоялась встреча Сталина с церковными иерархами. В результате встречи было дано разрешение на открытие храмов и монастырей, воссоздание духовных школ, создание свечных заводов и мастерских церковной утвари. Были выпущены из тюрем некоторые архиереи и священники. Было получено разрешение на избрание патриарха. 8 сентября 1943 г. на Архиерейском соборе патриархом был избран московский митрополит Сергии (Страгородский ). В мае 1944 г. патриарх Сергий скончался, и на Поместном соборе в начале 1945 г. патриархом избран митрополит Ленинградский Алексий I (Симанский). Был сформирован коллегиальный орган церковного управления — Священный Синод. При Синоде были созданы органы церковного управления: учебный комитет, издательский отдел, хозяйственное управление, отдел внешних церковных сношений. После войны возобновляется издание «Журнала Московской патриархии возвращаются в церкви святые мощи, иконы, открываются монастыри.

Однако благоприятное для церкви время продолжалось недолго. В конце 1958 г. Н.С. Хрущев поставил задачу «преодоления религии как пережитка в сознании людей». В результате значительно уменьшилось количество монастырей, сокращались монастырские угодья. Был повышен налог на доходы епархиальных предприятий и свечных заводов, при этом поднимать цены на свечи было запрещено. Такая мера разорила многие приходы. Государство не выделяло денег на ремонт культовых сооружений. Началось массовое закрытие православных церквей, прекращали свою деятельность семинарии.

В 1960-е гг. весьма интенсивной становится международная деятельность церкви. Русская православная церковь вступает во Всемирный совет церквей, в 1961-1965 гг. принимает участие в трех Всеправославных совещаниях поместных церквей и участвует в качестве наблюдателя в работе II Ватиканского собора Римско-католической церкви. Это помогало и во внутренней деятельности церкви.

В 1971 г. вместо скончавшегося в 1970 г. патриарха Алексия был избран патриарх Пимен (Извеков). С конца 1970-х гг. общая политическая ситуация в обществе и церковная политика государства изменились.

Русская православная церковь в современным условиях

В середине 1980-х гг. начался процесс изменений в отношениях церкви и государства. Упраздняются ограничения на деятельность религиозных организаций, намечается устойчивый рост числа духовенства, его омоложение, повышение образовательного уровня. Среди прихожан появляется большее количество и представителей интеллигенции. В 1987 г. началась передача церкви отдельных храмов и монастырей.

В 1988 г. на государственном уровне состоялось празднование 1000-летия . Церковь получила право свободной благотворительной, миссионерской, духовно-просветительской, благотворительной и издательской деятельности. Для выполнения религиозных функций духовные лица были допущены в средства массовой информации и в места заключения. В октябре 1990 г. был принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях в соответствии с которым религиозные организации получили права юридических лиц. В 1991 г. церкви были переданы кремлевские соборы. В невероятно короткие сроки были восстановлены собор иконы Казанской Божией Матери на Красной площади и Храм Христа Спасителя.

После смерти в 1990 г. патриарха Пимена Поместный собор избрал новым патриархом митрополита Ленинградского и Ладожского Алексия (Алексей Михайлович Редигер).

В настоящее время Русская православная церковь — это самая крупная и влиятельная религиозная организация России и самая многочисленная из православных церквей мира. Высшей властью в церкви является Поместный собор. Ему принадлежит верховенство в области православного вероучения, церковного управления и церковного суда. Членами Собора являются все архиереи по должности, а также делегаты от епархий, избираемые епархиальными собраниями, от монастырей и духовных школ. Поместный собор избирает Патриарха Московского и Всея Руси , осуществляющего исполнительную власть церкви. Патриарх созывает Поместный и Архиерейский соборы, председательствует на них. Он также является епархиальным архиереем Московской епархии и архимандритом ставропигиальных монастырей. В качестве постоянного органа при патриархе действует Священный Синод, состоящий из пяти постоянных членов, а также пяти временных, вызываемых из епархий сроком на год. При Московской патриархии действуют ведомственные органы церковного управления.

На начало 2001 г. в Русской православной церкви насчитывалось 128 епархий, более 19 тыс. приходов, около 480 монастырей. Сетью учебных заведений руководит учебный комитет. Действуют пять духовных академий, 26 духовных семинарий, 29 духовных училищ. Открыты два православных университета и Богословский институт, одно женское духовное училище, 28 иконописных школ. Под юрисдикцией Московской патриархии находятся около 150 приходов в дальнем зарубежье.

Вместе с тем в новых условиях церковь столкнулась с целым рядом проблем . Отрицательно сказывается на финансовом положении церкви экономический кризис, не позволяющий вести восстановительные и реставрационные работы более интенсивно. В новых независимых государствах церковь сталкивается с попытками раскола, поддерживаемыми некоторыми политиками этих государств. Ослабляется ее позиция в Украине и Молдове. Миграционный поток из стран ближнего зарубежья ослабил там позиции Русской православной церкви. На канонической территории церкви пытаются организовать приходы другие православные церкви. Велико влияние нетрадиционных религиозных течений на молодежь. Эти процессы требуют как изменения законодательной базы, так и совершенствования форм деятельности православной церкви. Неофиты из безрелигиозной среды также требуют особого внимания, так как отсутствие религиозной культуры делает их нетерпимыми к представителям других вероисповеданий, они некритически относятся к насущным проблемам церковной жизни. Резко обострившаяся борьба в сфере религиозных идей заставила руководство поставить вопрос об активизации миссионерской деятельности на канонической территории Русской православной церкви.