Праздник благовещение пресвятой богородицы божественная литургия онлайн. Устав соединения служб Благовещения Пресвятой Богородицы и Великой субботы: Историческая справка. Материалы прошлых лет

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Событие праздника.

Когда настало время Сыну Божию соделаться человеком, в целом мире не было святее и достойнее Девы Марии»бесплотного воплоти Бога и послужити таинству спасения нашего». Живя в обители храма Иерусалимского до совершеннолетия и непрестанно упражняясь в Богомыслии, молитве и чтении книг Божественных, св. Дева, по сказанию отцов Церкви, знала о приближавшемся времени пришествия обетованного Мессии не только из пророчеств, но и по непосредственному откровению от Бога, благоволившего предвозвестить ее о воплощении от нее Сына Божия еще во время пребывания ее во храме Иерусалимском.

Незадолго до Благовещения, по преданию около 4 месяцев, св. Дева обручена была праведному Иосифу, чтобы он был защитником и свидетелем ее целомудрия и чтобы ее священное девство не казалось осуждением брака. По обручении она жила в доме Иосифа в галилейском городе Назарете. Предание говорит:«И был Иосиф святый мнимый ее муж (Лк. 3, 23), целомудренный хранитель девства ея, и служитель девическому житию, великия святыни исполненному. В доме своего обрученника пречистая Дева не изменила прежнего своего жития, которое вела во Святая святых. Она ни в чем ином упражнялась, как только в молитве, в чтении Божественных книг и в обычном приличном рукоделии. Для нее дом Иосифов был как храм молитвенный, из коего она никуда не выходила и ни с кем не беседовала, разве с дочерьми Иосифа».

В галилейский город Назарет, в дом Иосифа, ко св. Деве Марии, в 6 месяц по зачатии Иоанна Крестителя, послан был Архангел Гавриил возвестить ей тайну воплощения от нее Бога Слова. Радуйся благодатная: Господь с тобою: благословенна ты в женах, - приветствовал ее небесный вестник словами, которые Церковь ныне ежедневно повторяет в молитве:«Богородице Дево, радуйся!»

Пред явлением Архангела св. Дева пребывала в молчании, упражняясь в чтении Писания и в Богомыслии. Она же, видевши Архангела, смутися о словеси его, и помышляше, каково будет целование (приветствие) сие. Не бойся Мариам, обрела бо ecu благодать у Бога, сказал ей Архангел. И се зачнеши во чреве и родиши сына и нарсчеши имя ему Иисус. Сей будет велий, и Сын вышняго наречется: и даст ему Господь Бог престол Давида отца его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию его не будет конца. Како будет сие, идеже мужа не знаю, спросила Дева? Дух Святый найдет на тя, сказал Архангел, и сила Вышняго осенит тя: тем же и рождаемое свято, наречется Сын Божий. И се Елисавет южика твоя, и та зачат сына в старости своей: и се месяц шестый есть ей нарицаемый неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол. Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему, отвечала Архангелу смиренная и совершенно преданная в волю Божию Дева (Лк. 1, 26–38). Так»Архангеловым гласом отгнано погибельное слово диавола - искусителя праматери Евы!».

После Благовещения Мария пошла к родственнице своей, праведной Елисавете, и истица тайны Благовещения открылась при свидании их. Когда, пришед в дом Захариин, благодатная Дева приветствовала Елисавету, благодать Св. Духа исполнила ее, и ее младенца. Во чреве Елисаветы взыгрался младенец радостью и исповедал воплотившегося Господа, а мать, исполнясь Духа Святого, в чувстве святейшего восторга назвала Марию благословенною в женах, матерью Господа, блаженною: благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего. И откуда мне сие, да прииде мати Господа моего ко мне: блаженна веровавшая! Мария ответствовала Елисавете пророчественными словами смиренного благодарения Богу: величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем: яко призре на смирение рабы своея: се бо отныне ублажать мя ecu роди (Лк. 1, 39–55).

Наименование и древность праздника.

В воспоминание Архангельского Благовещения Пресвятой Деве Прав. Церковь ежегодно совершает праздник, который, согласно со словами благовестника Пресвятой Деве Марии: радуйся благодатная, и сообразно с тою радостью, какою сопровождалось благовестие о воплощении Сына Божия (Лк. 1, 28. 41. 44. 47), назван Благовещением Богородицы.«Куда обрадованная Благовещением Мария ни приходила, там все исполнялось радости», - говорит св. Златоуст.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы начался с первых времен христианской Церкви. О древности его свидетельствуют в своих поучениях, произнесенных в этот праздник, св. Отцы: 3 века св. Григорий неокесарийский, 4–ro века св. Афанасий александрийский, св. Иоанн Златоуст, блаженные Иероним и Августин и другие. Иероним пишет, что в Назарете, на том самом месте, где Архангел благовествовал Деве Марии о зачатии от нее Спасителя, сооружен был храм в память Благовещения Богородицы. Августин говорит:«Предками предано Церкви, что воплощение совершилось 25 марта». И без сомнения, по этому преданию день Благовещения был праздником от времен Апостольских, согласно с Евангелием, которое изображает событие Благовещения высоким праздником в доме Иосифа и Захарии.

Св. Отцы Церкви в своих писаниях объясняют и то, почему Сын Божий благоволил воплотиться в 25 день марта (как называют его римляне). Христос воплотился в утробе Девы в 25 день марта потому, отвечает св. Афанасий, что в этот день первоначально Бог создал человека. Св. Анастасий, архиепископ антиохийский, писатель 6–го века, основываясь на предании, говорит»что сотворение человека было в 25 день марта; а поэтому и Гавриил в этот день послан был благовестить Деве нетленное от нее воплощение Спасителя и предвозвестить ей имеющее совершиться чрез нее спасение человеков. Ибо прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое создан». В 5 веке Анатолий константинопольский, в 7 Андрей иерусалимский, в 8 св. Дамаскин, в 9 Феофан и другие написали многие хвалебные песни на день Благовещения Богородицы, которыми ныне Церковь прославляет событие Благовещения.

Важность праздника.

День Благовещения есть древний, великий, дванадесятый праздник вселенской Церкви. Событие Благовещения изображается в Евангелии высочайшим, всемирным, всерадостным, вечным, божественным. По словам Церкви, оно есть главизна нашего спасения, явление таинства от века предопределенного, исполнение благословения, данного Богом Аврааму, Исааку, Иакову, Давиду. В настоящий день благословенная в женах зачала Семя благословения для всех племен земных (Быт. 23, 18). В настоящий день Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин. 1, 14); Бог соединился с человеками и все преобразования и пророчества ветхозаветные об этом благодатном и обетованном событии в лице Пресвятой Девы Марии исполнились. В настоящий день она действительно сделалась раем, как поет Церковь:«Тайн еси, Богородице, рай». Она зачала и произрастила благословенный плод - Христа Бога нашего, плотию и кровию Коего питаются верующие для жизни вечной. Лествицею, виденною Иаковым, коею снишел с небес Сын Божий для спасения мира (Быт. 28, 11–17). Чермным морем, в коем, как славословит Церковь,«неискусобрачныя невесты образ написася иногда: тамо Моисей, разделитель воды, здеже Гавриил, служитель чудесе, тогда глубину шествова немокренно Израиль, ныне же Христа роди бессеменно Дева. Море, по прошествии Израилеве, пребысть непроходно: непорочная, по рождестве Еммануилеве, пребысть нетленна». Купиною, в коей Господь»Моисею Девы чудо на Синайской горе прообразил», как произносит Церковь. Купина, горевшая огнем, но не сгоравшая, прообразовала приснодевственную Марию; и как купина освятилась снисшествием Господа (Исх. 3, 5) так сама Богоматерь, чрез воплощение от нее Сына Божия, сделалась честнейшею Херувимов. Столпом огненным и облачным. Древле в этом столпе сам Бог руководил израильтян в пустыне (Исх. 13, 21), так Пресвятая Дева Мария носила в себе Бога, руководящего всех в землю вечного наследия. Скинею свидения, селением Бога и ее существенными принадлежностями, как то: кивотом завета, златою стамною, носящею манну плоти и крови Сына Божия, которыми питаются и оживотворяются верующие; чудодейственным жезлом, из коего произник благоухающий цвет - Христос Господь; одушевленным престолом Вседержителя, пред которым с благоговением предстоят Херувимы; златым свещником, - от коего воссиял истинный свет всему миру (Евр. 9, 1–9); Руном, на которое низошла роса небесная, когда вся земля была суха от беззаконий (Суд. 6, 37–40); вратами храма, виденного Иезекиилем. Сия врата заключений будут, и неотверзутся, и никтоже пройдет ими; яко Господь Бог Израилев пройдет ими и будут заключенна (44, 2) и проч.

Сообразно со словами Евангелия прославляют событие Благовещения св. отцы в своих писаниях и Церковь в своих песнопениях и постановлениях на праздник Благовещения. Св. Афанасий Великий называет этот праздник господским.

Продолжение и богослужение праздника.

Праздник Благовещения бывает и продолжается различно: начинаясь с четверга 3–й недели Великого поста восходит до среды Светлой седмицы. Если случится прежде Лазаревой субботы: продолжается три дня; если в эту субботу, то - два дня с одним предпразднеством; если же в седмицу страстную или светлую: то один день.

богослужение в праздник Благовещения Церковь начинает всенощным бдением, на великом повечерии которого прославляет, как и во дни Рождества Христова и Богоявления, воплощение Божества в человечестве пением пророческих слов: С нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог. Евангелие на всенощном благовествует о событии Благовещения и есть то же, которое произносится на всенощном в праздники Рождества и Введения Богородицы. Пред Литургиею в день Благовещения установлено исходить»со кресты с литиею вне монастыря»в знак особенного умилостивления Бога и торжества. Праздник Благовещения большею частью бывает в Великий пост, во дни коего совершается по Уставу Прав. Церкви иногда Литургия св. Иоанна Златоуста, иногда св. Василия Великого, а иногда Литургия Преждеосвященных даров. Шестой Вселенский Собор, бывший в 691 году, 52–м правилом определил не совершать в праздник Благовещения, в какой бы день Великого поста ни случился он, Литургии Преждеосвященных даров и тем показал величие праздника. Апостол на Литургии возвещает нам о истинном соединении Божества и человечества в лице воплотившегося Сына Божия. Понеже дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися тех же, да смертию упразднит имущего державу смерти, сиречь диавола (Евр. 2, 11–18). Евангелие благовествует о событии воплощения (Лк. 1, 24–38).

По великому торжеству Благовещения празднование ему не отлагается даже на Пасху, и самый пост ослабляется, если это торжество случится в св. Четыредесятницу. На другой день праздника Благовещения Церковь с благодарными песнями собирается для богослужения в честь Архангела Гавриила, - благовестника Марии о воплощении от нее Сына Божия.

Поучительность праздника.

Праздник Благовещения, служа ко славе воплощения Бога Слова, между прочим прославляет нераздельное и неслиянное соединение двух естеств во Иисусе Христе.«Мы проповедуем, - говорит св. Афанасий Великий, - не только воплощение, но с воплощением и вочеловечение Сына Божия, дабы не показаться, что мы, подобно нечестивым лжеучителям, принимаем воплощение Его за бездушное и неразумное. Говоря о воплощении и вочеловечении, мы приемлем и плоть и означаем душу разумную». Церковь в день Благовещения поет при богослужении:«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает»и проч.

Примером Пресвятой Девы праздник Благовещения, свидетельствуя о соединении Божества с человечеством, научает нас высокому смирению и непоколебимой вере при непостижимых тайнах Слова Божия, умудряющего нас во спасение. В словах благовестника Пресвятой Деве изображается чудное сочетание человеческого и божественного, земного и небесного, временного и вечного, - сочетание непостижимое для ума человеческого. Архангел говорил Деве: се зачнеши во чреве, и родиши сына и наречеши имя ему Иисус. Здесь слова Архангела указывают на человеческое рождение. Но Сей будет ее велий и Сын Вышняго наречется, - здесь слова благовестника обращены к Божеству Воплощающегося. И даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, - здесь опять слова о видимом наследии престола Давидова. И воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию его не будет конца, - здесь напротив слова о царстве духовном и вечном. Какое непостижимое соединение Божества и человечества! В объяснение сей недомыслимой тайны благовестник присовокупил только, что воплощение совершится наитием и осенением Духа Святого, - всемогущею благодатию Божиею, и Пресвятая Дева со смирением и верою приняла небесные глаголы. В простоте смирения и веры своей соделалась высочайшим орудием воплощения для Невместимого, невестою неневестною. Высоко смирение! Божественна вера! Блаженна веровавшая.

Св. Дмитрий, митрополит ростовский, размышляет:«Послан бысть Ангел во град галилейский, ему же имя Назарет. Галилея была страна языческая, хотя отчасти населена и израильтянами: однако более язычниками; поэтому и в Писании говорится о ней: Галилея язык (Мф. 4, 15). И это страна у израильтян была в презрении, как населенная грешными людьми, иноязычными и неверными. Иудеи с упреком говорили о Галилее: испытай и вижд, яко пророк от Галилеи не приходит (Ин. 7, 52). Также и Назарет, город галилейский, был у них в уничижении; они говорили о нем: от Назарета может ли что добро быти (Ин. 1, 46). Но посмотрите Божие изволение: где Господь восхотел иметь пречистую Себе Матерь: не в стране иудейской, ни во святом великом городе Иерусалиме, но в грешной Галилее и в малом Назарете, да покажет, что Он грешных ради пришел на землю: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мк. 2, 17), и от неверных верную себе собрать Церковь; и что Он на смиренных и уничиженных призирает милостиво, а не на гордых и славных. И в малом городе Назарете избирает Себе в сем мире последнейшее место, и смиряется даже до рабия зрака (Флп. 2, 7). Малый город был Назарет, но сколь великой благодати сподобился, какой не удостоились все прочие израильские, великие, до небес возносящиеся, грады! В Назарете малом обитала высшая всех святых Ангелов Дева; туда Гавриил посылается, там Дух Святый ее осеняет, там Бог Слово воплощается: ибо где смирение, там и слава Божия воссияет. Гордые враждебны Христу, смиренные же приятны Ему».

Из книги Проповеди 2 автора Смирнов протоиерей Димитрий

Всенощное бдение под Благовещение Пресвятой Богородицы Двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает в этом году с Великим Четвертком, когда мы вспоминаем Тайную вечерю, которую совершил Христос со Своими учениками. Благовещение есть "спасения

Из книги Жития Святых - месяц март автора Ростовский Димитрий

Из книги Беседы автора Сербский Николай Велимирович

Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила Лк., 3 зач., 1:24-38. Солнце отражается в чистых водах, а небо - в чистом сердце.Много обителей у Бога Духа Святаго в этой пространной вселенной, но чистое сердце человеческое есть обитель Его величайшей радости.

Из книги Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви автора

Благовещение Пресвятой Богородицы. Событие праздника.Когда настало время Сыну Божию соделаться человеком, в целом мире не было святее и достойнее Девы Марии»бесплотного воплоти Бога и послужити таинству спасения нашего». Живя в обители храма Иерусалимского до

Из книги Принесем Тебе любовь нашу. Беседы во дни Великого Поста автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Слово в Великую Пятницу и Благовещение Пресвятой Богородицы Альфа и Омега В Откровении о последних судьбах мира, которое получил ап. Иоанн Богослов в своей ссылке на острове Патмосе, ему явился Господь наш Иисус Христос в Божественной славе и силе и сказал: Я есмъ Альфа

Из книги Служебник автора Адаменко Василий Иванович

Слова на Благовещение Пресвятой Богородицы I. Не тщетна вера наша «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует». Ныне исполнилось великое таинство веры нашей христианской, исполнилось то, о

Из книги Православные праздники автора Исаева Елена Львовна

Из книги Мысли об иконе автора (Круг) Григорий

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ 25 марта/7 апреля Древние христиане называли праздник Благовещения Зачатием Христа и Началом искупления до тех пор, пока в VII в. ему не было присвоено то название, которое существует в настоящее время. Упоминания об этом празднике

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Благовещение Пресвятой Богородицы Какую Ти принесу похвалу достойную, что же возыменую Тя! Недоумеваю и ужасаюся.Благовещении совершилось Таинство, превышающее всякие границы человеческого сознания, - вочеловечение Божие. Второе Лицо Святой Троицы, Бог неописанным

Из книги Евангелие в памятниках иконографии автора Покровский Николай Васильевич

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы Когда наступила полнота времени и приближалось время избавления рода человеческого чрез Божественное вочеловечение, долженствовало, чтобы нашлась такая чистая, непорочная и святая дева, которая бы достойна была воплотить

Из книги Самые главные молитвы и праздники автора Автор неизвестен

Глава 1 БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Памятники искусства катакомбного не представляют ни одного вполне ясного изображения благовещения Пресвятой Богородицы. Предполагаемое изображение благовещения во фресках катакомб Домитиллы оказалось, по тщательном

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреляОдиннадцать лет жила Пресвятая Дева Мария при Иерусалимском храме, куда привели Ее родители трехлетней девочкой. Она удивляла всех необыкновенной скромностью, добротой, прилежанием к труду и молитве.Сам Бог чудесным образом

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

25 марта Благовещение Пресвятой Богородицы Тропарь, гл. 4Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем-же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся благодатная, Господь с Тобою.Кондак, гл. 8

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Благовещение Пресвятой Богородицы Благовещение Пресвятой Богородицы – это христианский праздник, посвященный воспоминанию возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от нее Бога Слова. Празднуется 25 марта (7 апреля по новому стилю). В Православной

Из книги Православный храм и богослужение [Нравственные нормы православия] автора Михалицын Павел Евгеньевич

Благовещение Пресвятой Богородицы Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Православною Церковью 7-го апреля. Первые упоминания о праздновании Благовещения относятся к III веку.Обстоятельства Благовещения описаны в Евангелии от Луки (Лк. 1.26–38).Когда наступило

Из книги автора

Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (Лк. 1, 26–38).У древних христиан этот праздник назывался по-разному: Зачатие Христа, Благовещение

Евангелие от Луки, зачало 3А

В те дни зачала Елисавета, жена Захарии, и пять месяцев скрывала себя от всех, говоря: "Так мне сотворил Господь в эти дни, когда Ему угодно было снять с меня поношение между людьми". В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, именуемый Назарет, к Деве, обрученной мужу по имени Иосиф, из дома Давидова; и имя Девы – Мариам. И войдя к Ней, Ангел сказал: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами!" Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы могло значить такое приветствие? И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мариам, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, Ты зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь имя Ему: Иисус. Он будет велик, и Сыном Всевышнего наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца". Сказала же Мариам Ангелу: "Как будет это, если Я мужа не знаю?" И ответил Ей Ангел: "Дух Святой найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; потому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. И вот Елисавета, родственница Твоя, и та зачала сына в старости своей, и этот месяц уже шестой для нее, которую называли неплодной; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово". Сказала же Мариам: "Вот – раба Господня; да будет Мне по слову твоему". И отошел от Нее Ангел. Лк 1:24–38

Обычно в праздник Благовещения накануне вечером служится Всенощное бдение, а утром – Литургия Иоанна Златоуста.

В 2019 году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с Неделей четвертой Великого поста.Служба совершается по 5-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «А́ще ли случи́тся Благове́щение в Неде́лю 4-ю, или 5-ю посто́в».

Примечание. По причине совпадения в текущем году Недели 4-й Великого поста с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, служба прп. Иоа́нна Ле́ствичника (из Триоди) переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 24 марта).

Праздник Благовещения совершается в воспоминание явления Пресвятой Деве Марии Архангела Гавриила и возвещения им тайны воплощения от Неё Иисуса Христа, Спасителя міра.

По достижении совершеннолетия, согласно обычаю, имевшему силу закона, Мария – хотя и неохотно – оставила храм Иерусалимский и вручена была престарелому плотнику Иосифу Обручнику, или хранителю девства Её. Иосиф происходил из одного с Ней колена и взял Её к себе, чтобы под видом супружества быть Её защитником. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, большую часть времени проводила в уединении и безмолвии, занималась богомыслием и молитвою, чтением Священного Писания и рукоделием.

Спустя четыре месяца по обручении, во время Её молитвенных размышлений, предстал пред Ней Архангел Гавриил и произнёс: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между жёнами». Явление Архангела не устрашило Марии, но его приветствие смутило своей необычностью. Желая успокоить Марию и уверить в истине своего приветствия, Архангел Гавриил сообщил Ей, что Своим глубоким смиренномудрием Она обрела величайшую благодать у Бога – быть Материю Сына Божия.

Для большего удостоверения Пречистой Девы Архангел возвестил Ей тайну воплощения Сына Божия теми же словами, в каких предсказал об этом событии Исаия: «И вот зачнёшь, во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Мария не усомнилась в словах Божественного посланника, но выказала недоумение, как может родиться сын у той, которая обрекла себя на девство. В разъяснение Её смиренного недоумения Архангел открыл Ей истину, которую он принёс от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Песнопения праздника:

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Перевод: В сей день спасения нашего начало / и предвечного таинства явление: / Сын Божий Сыном Девы становится / и Гавриил о благодати благовествует. / Потому и мы с ним Богородице возгласим: / “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!”

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся Невеста, в брак не вступившая!

На стиховне стихиры самогласны, глас 4:

В шестый месяц послан бысть Архангел / к Деве Чистей / и, радоватися Ей прирек, / благовести из Нея Избавителю проити. / Темже, приемши целование, / зачат Тя, Превечнаго Бога, / несказанно благоволившаго вочеловечитися / во душ наших.

Стих: Благовестите день от дне / спасение Бога нашего.

Языка, егоже не ведяше, / услыша Богородица: / глаголаше бо к Ней Архангел Благовещения глаголы, / отонудуже верно, приимше целование, / зачат Тя Превечнаго Бога. / Темже и мы, радующеся, вопием Ти: / из Нея воплотивыйся непреложно Боже, / мир мирови даруй / и душам нашим велию милость.

Стих: Воспойте Господеви песнь нову, / воспойте Господеви, вся земля.

Се воззвание ныне явися нам: / паче слова Бог человеком соединяется, / Архангеловым гласом прелесть отгоняется. / Дева бо приемлет радость, / земная быша Небо, / мир разрешися первыя клятвы. / Да радуется тварь и гласы да воспоет: / Творче и Избавителю наш, / Господи, слава Тебе.

Слава, и ныне, глас тойже. Андрея Иеросолимиты:

Днесь радость благовещения, / девственное торжество, / нижняя с Вышними совокупляются. / обновляется, / и Ева первыя печали свобождается, / и сень нашего существа, / обожением приемшаго смешение, / Церковь Божия бысть. / О, ! Образ истощания неведомь, / богатство благости несказанно: / Ангел служит чудеси, / Девича утроба Сына приемлет, / Дух Святый низпосылается, / Отец свыше благоволит, / и изменение общим творится советом, / в немже и имже спасшеся, / вкупе с Гавриилом к Деве возопиим: / радуйся, Обрадованная, / из Неяже спасение – Христос Бог наш, / еже по нам прием естество, / к Себе возведе. / Того моли спастися душам нашим.

Перевод:

Стих: Благовествуйте день за днём / спасение Бога нашего.

Стих: Воспойте Господу песнь новую, / воспойте Господу, вся земля!

Слава, и ныне, глас тот же, Андрея Иерусалимского:

В сей день радости благовестие, девства торжество, / дольнее с горним соединяется. / Адам обновляется, / Ева от прежней скорби освобождается, / и скиния нашего естества / через обожение воспринятого состава / храмом Божиим соделалась. / О таинство! / Образ умаления неведом, / образ зачатия неизречен: / Ангел служит чуду, / чрево Девы Сына принимает, / Дух Святой ниспосылается, / Отец свыше благоволит / и примирение по общей воле совершается. / Получив его и им спасенные, / вместе с Гавриилом к Деве воззовем: / “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / из Тебя спасение – Христос Бог наш: / приняв природу нашу, Он к Себе её возвел. / Моли Его о спасении душ наших!”

Величание:

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Перевод:

Словами Архангела взываем Тебе, Чистая: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Стихира по 50-м псалме глас 2. Самогласна:

Благовествует Гавриил Благодатней днесь: радуйся, Неневестная Мати, и Неискусобрачная. Не удивляйся странному моему зраку, ни ужасайся, архангел бо eсмь. Змий прельсти Eву иногда: ныне же благовествую Тебе радость, и пребудеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая.

Перевод: В сей день Гавриил благовествует Благодатной: / “Радуйся, Отроковица безбрачная и мужа не познавшая! / Не поражайся необычному моему облику, / и не страшись, ибо я – Архангел. / Змей некогда Еву обольстил, / ныне же я благовествую Тебе радость, / и Ты пребудешь непорочной, / и родишь Господа, Пречистая!”.

Стихиры на хвалитех глас 1. Подобен: Небесных чинов:

С небесных кругов слетев Гавриил в Назарет, прииде к Деве Марии, вопия Eй: радуйся, зачнеши Сына, Адама древнейшаго Творца веков и Избавителя вопиющих Тебе: радуйся, Чистая.

Соприсносущное Слово пребезначальнаго Oтца, не разлучився горних, ныне предста дольним, ради крайняго благоутробия, милость прием, eже на ны поползновения и Адамову нищету восприем, вообразися в чуждее.

Гавриил Деве благовестие с небесе принес, вопияше: радуйся, зачнеши во чреве Твоем Тобою вместимаго, невместимаго же всеми: и рождающая явишися, от Oтца прежде денницы Возсиявшаго.

Пресущественное Слово, плотию вселився в Тя, Отчим советом, Богородице Дево, назда род иже по нам, падший от древния клятвы. Тем еже радуйся Тебе вси, Мати Христова, со ангелом вопием верно.

Слава, и ныне, глас 2, самогласен:

[Феофаново:] Еже от века таинство открывается днесь, и Сын Божий, Сын Человечь бывает: да хуждшее восприем, подаст ми лучшее, солгася древле Адам, и бог возжелев быти не бысть: Человек бывает Бог, да бога Адама соделает. Да веселится тварь, да ликовствует естество, яко архангел Деве со страхом предстоит, и еже радуйся приносит, печали сопротивное: за милосердие милости вочеловечивыйся, Боже наш, слава Тебе.

Перевод:

С небесных сводов слетев в Назарет, / Гавриил предстал Деве Марии, / взывая Ей: “Радуйся! / Ты зачнешь Сына, Который древнее Адама, / Творца всего и Искупителя взывающих Тебе: / Радуйся, Чистая!”

Совечное Слово Пребезначального Отца, / не разлучившись от Горних, / ныне предстало дольним, по крайнему милосердию, / исполнившись сострадания о нашем преткновении, / и, Адамову нищету приняв, / облеклось в чуждый Себе образ.
Гавриил, принеся Деве благовестие с небес, взывал: / “Радуйся! Ты зачнешь во чреве Твоем / Тобою Вмещаемого и не вмещаемого миром, / и явишься носящей в Себе / от Отца прежде утренней звезды Воссиявшего!”

Сверх-существенное Слово, / плотию вселившись в Тебя / по замыслу Отца, Богородица Дева, / воссоздало род наш, / падший от древнего проклятия. / Потому – “Радуйся!” – Тебе, Матерь Христова, / со Ангелом мы все взываем с верою.*

Слава, и ныне, глас 2, Феофана Начертанного, епископа Никейского

От века сокрытая тайна сегодня открывается / и Сын Божий Сыном человеческим становится, / чтобы худшее приняв, преподать мне лучшее. / Был обманут в древности Адам / и, возжелав стать Богом, не стал; / человеком становится Бог, / чтобы богом Адама соделать. / Да радуется творение, да ликует природа, / ибо Архангел Деве со страхом предстоит / и приветствие “Радуйся!” приносит Ей взамен печали. / По сострадательной милости Своей вочеловечившийся, / Боже наш, слава Тебе!

Стихира на стиховне утрени глас 8:

Да веселятся Небеса, и радуется земля, / ибо Отцу Соприсносущный, Собезначальный и Сопрестольный, / щедротство прием и человеколюбную милость, / Себе постави во истощание / благоволением и советом Отчим / и во утробу вселися Девичу, предочищенную Духом. / О, чудесе! Бог в человецех, / Невместимый в ложеснах, Безлетный в лето, / и еже преславнее, яко и зачатие безсеменно, / и истощание несказанно, и таинство елико. / Бог бо истощавается, и воплощается, и зиждется, / Ангелу к Чистей зачатие глаголавшу: / радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою, / имеяй велию милость.

Перевод:

Да веселятся небеса и радуется земля, / ибо Сын, Вечный и Безначальный, как и Отец, / и сидящий с Ним на одном престоле, / сострадания исполнившись и человеколюбивого милосердия, / умалению Себя подверг / по благоволению и замыслу Отца / и вселился в девственное чрево, предочищенное Духом. / О, чудо! Бог среди людей, / Невместимый во утробе материнской, / Вечный во времени; / и всего преславнее, что и зачатие – без семени, / и умаление – невыразимо, и таинство – столь велико! / Ибо Сам Бог умаляется, и воплощается, и созидается, / когда Ангел Чистой о зачатии возгласил: / “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / имеющий великую милость!”

Стихиры праздника на Господи воззвах самогласны, глас 4:

В шестый месяц послан бысть архангел к Деве Чистей, и радоватися Eй прирек, благовести из Нея Избавителю проити. Темже приимши целование, зачат Тя Превечнаго Бога, несказанно благоволившаго вочеловечитися, во спасение душ наших.

Языка, eгоже не ведяше, услыша Богородица, глаголаше бо к ней архангел благовещения глаголы: отoнудуже верно приимши целование, зачат Тя превечнаго Бога. Темже и мы радующеся вопием Ти: из Нея воплотивыйся непреложно, Боже, мир мирови даруй, и душам нашим велию милость.

Се воззвание ныне явися нам: паче слова Бог человеком соединяется, архангеловым гласом прелестъ отгоняется: Дева бо приемлет радость, земная быша небо, мир разрешися первыя клятвы. Да радуется тварь, и гласы да воспоет: Творче и Избавителю наш, Господи слава Тебе.

Перевод:

В шестой месяц послан был Архангел к Деве Чистой / и “Радуйся!” Ей возгласив, / возвестил благую весть, / что от Неё Искупитель произойдет. / Потому Она, приняв с верою то приветствие, / зачала Тебя, Предвечного Бога, / неизреченно благоволившего вочеловечиться / для спасения душ наших.

Язык, Ей неизвестный, / услышала Богородица: / ведь Архангел возглашал Ей слова благовестия. / Потому Она, приняв с верою его приветствие, / зачала Тебя, Предвечного Бога. / Оттого и мы, радуясь, воззовем Тебе: / “Боже, неизменно воплотившийся от Нее, / мир миру даруй / и душам нашим великую милость!”

Вот, призвание ко спасению ныне явилось нам: / Бог с людьми соединяется превыше разума, / гласом Архангела заблуждение отгоняется. / ибо Дева принимает радость; / земное небом соделалось, / мир освобожден от древнего проклятия. / Да радуется творение и всеми голосами да воспевает: / “Творец и Искупитель наш, / Господи, слава Тебе!”

и Архангела стихиры, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы:

Гавриил великий, / ум Боговиднейший, светозарный и спасительный, / Свет Трисолнечный зрит / и поет с Вышними чины / Божественное и страшное пение, / молит даровати душам нашим / мир и велию милость.

Великое таинство, / первее Ангелом неведомое / и прежде век соблюдаемое, / единому уверися тебе, Гаврииле, / и сие единей поведал еси Чистей, в Назарет пришед. / С Неюже моли / даровати душам нашим / мир и велию милость.

К 11-му стиху припев: Творяй Ангелы Своя духи / и слуги Своя пламень огненный.

Света сый исполнь присно, / и творя хотение, / и скончавая повеления Вседержителя, / начальниче Ангелов, / Гаврииле всеизрядне, / любовию тя чтущия спасай, / присно прося / даровати душам нашим / мир и велию милость.

Перевод:

Гавриил величайший ум, / Боговиднейший, светозарный и небесный, / Свет трисолнечный видящий / и созерцающий Его с Горними полками, / Божественное и повергающее в трепет таинство / благовествовал, к Деве прибыв, / и ходатайствует о душах наших.

Великое таинство, / прежде Ангелам неведомое / и от начала веков сокровенное, / одному тебе, Гавриил, было вверено, / и ты поведал его единственно Чистой, прибыв в Назарет. / Моли же вместе с Нею / да будет дарован душам нашим / мир и великая милость.

К 11 стихире припев: Ты творишь Ангелов Своих духами, / и служителей Своих – огнем пылающим.

Света исполненный всегда, / и творя волю и исполняя повеления Вседержителя, / начальник Ангелов, / Гавриил превосходнейший, / с любовью тебя почитающих спасай, / всегда прося / даровать душам нашим / мир и великую милость.

Стихира праздника , глас 6, самогласен [Иоанна монаха]:

Послан бысть с Небесе Гавриил Архангел / благовестити Деве зачатие / и, пришед в Назарет, / помышляше в себе, чудеси удивляяся: / о, како, в Вышних непостижим Сый от Девы раждается! / Имеяй престол Небо и подножие землю / во утробу вмещается Девичу! / На Негоже шестокрилатии и многоочитии зрети не могут, / словом единем от Сея воплотитися благоизволи. / Божие есть слово настоящее. / Что убо стою и не глаголю Деве: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; / радуйся, Чистая Дево; / радуйся, Невесто Неневестная; / радуйся, Мати Живота, / благословен Плод чрева Твоего!

Перевод:

Послан был с неба Гавриил Архангел / предвозвестить Деве зачатие / и, придя в Назарет, / размышлял в себе о чуде, изумляясь тому, / как Всевышний, будучи непостижимым, от Девы рождается? / Имеющий престолом небо и подножием землю / в чрево жены вмещается? / Тот, на Кого шестикрылые и многоокие воззреть не могут, / по одному слову благоволил воплотиться от Неё. / Слово Божие – Тот, Кто здесь является! / Что же я стою и не возглашаю Отроковице: / “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; / радуйся, Чистая Дева; / радуйся, Невеста, брака не познавшая; / радуйся, Матерь Жизни, / благословен Плод чрева Твоего!”

Задостойник праздника – припев:

Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу,

и ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных. Устне же верных, Богородице, немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Перевод:

Благовествуй, земля, радость великую, / хвалите, небеса, Божию славу.

Ирмос, глас 4: Пусть одушевленного Божия Ковчега / отнюдь не касается рука непосвященных, / но уста верных не умолкая, / воспевая возглас Ангела, / в радости Богородице да взывают: / “Истинно выше всех Ты, Дева чистая!”.

Учимся петь: тропарь и кондак Благовещения

Дорогие прихожане, поздравляем с праздником!

7 апреля Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.

Днесь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

Перевод: В сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует. Потому и мы с ним Богородице возгласим: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Кондак Благовещению Пресвятой Богородицы, глас 8
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

Смысл праздника Благовещение Пресвятой Богородицы, Митрополит Сурожский Антоний:

“Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь”.

Материалы прошлых лет

  • Город Благовещения, 07.04.2018, Татьяна Соболева
    …Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк. 1, 26-28).
  • Благовещение, как обрести непоколебимую радость? 10.04.2017, Прот. Ярослав Иванов
    Праздничная проповедь протоиерея Ярослава Иванова
    «Днесь спасения нашего главизна». Из этих слов, которыми начинается тропарь праздника Благовещения, становится ясно: именно это событие, а не Рождество Христово, как навскидку отвечают некоторые, кладет начало нашему пути к спасению. За девять месяцев до рождения Христа 7 апреля празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы. События праздника таковы: в келью к Богородице, еще совсем юной девушке, является Архангел Гавриил, который сообщает Марии, что Ей предстоит стать Матерью Бога.
  • Благовещение, 06.04.2016, Ирина Высоковская
    Благовещение - один из самых радостных праздников года. Самое слово «благая весть» говорит нам об особой радости, как и все Евангелие, - что с греческого языка значит тоже «благая весть»; и даже звон в храм называется «благовестом»: значит, люди им созываются на радостное богослужение. И к этому - у нас был хороший обычай: в этот день выпускать из клеток на волю птичек. Служится в этот день не сокращенная литургия Преждеосвященных Даров и не долгая литургия святителя    Василия Великого, а обычная - святителя Иоанна Златоуста. Пост разрешается - в том смысле, что дозволяется есть рыбу; другой раз в Великом посту это разрешается лишь на Вход Господа в Иерусалим. На трапезе вообще «бывает утешение братии велие: ядим рыбы, пием вино, в кий либо день случится» в посту.
    Впрочем, на страстной неделе, в первые четыре дня, разрешение дается «на елей и вино точию»; а в великую пятницу - только на вино; и «ядим сухоядение»: обыкновенно в этот день монахи не едят и даже не пьют ничего…   
    Конечно, никогда не поется «Покаяния отверзи ми…»: время - не покаянное, а только - радостное… Благовещение…   
    Звон - «во вся тяжкая».   
    Так радуется Церковь!

Видео. Благовещение. Студия Неофит