Оракулы в древней греции. Дельфийский оракул: как люди доверяли свои судьбы предсказателям. Подготовка к общению с богами

Дельфийский оракул находился при храме Аполлона в Дельфах, и был одним из главных оракулов в эллинском мире.

Изначально оракул принадлежал Гее, и охранялся драконом Пифоном (по другой версии драконихой), поэтому место называлось Пифо, что в переводе с греческого означало подвергать гниению.

Первой пророчицей Геи была горная нимфа Дафна, что в переводе с греческого означало лавр.

Второй пророчицей была Феба. От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул, который передала сестре Фебе.

Феба передала его своему внуку Аполлону, который, обучившись искусству прорицания у Пана, прибыл в Дельфы.

Аполлон убил охранявшего вход в подземелье дракона Пифона, который преследовал его мать Лето, и овладел оракулом.

После поражения дракона Аполлон сжег его тело и собрал пепел в саркофаг в виде кубка. Затем Аполлон установил траурные игры в честь Пифона.

Заняв место Пифона, Аполлон не хотел или не мог сам заниматься вещеванием, так как для этого нужно было постоянно находиться в подземелье и бдительно следить за состоянием Земли. Поэтому он отправился искать жрецов для своего храма.

В море он увидел корабль идущий из Кносса, что на Крите. Обернувшись дельфином, он силой своих чар привёл корабль в Крису, где открылся морякам и поведал об их предназначении.

В Крисе моряки воздвигли жертвенник Аполлону, и он был назван Дельфийским, в честь образа дельфина, в котором Аполлон им явился.

Но не стоит так буквально воспринимать, что Аполлон сделал своими жрецами первых встречных моряков.

Если проанализировать исторические сведенья, то подобные ритуалы – пророчество получаемые от главной жрицы, проводились именно на Крите.

В таком случае, Аполлон перенес в Дельфы магический ритуал с острова Крит.

Жрецы Аполлона начали получать пророчества не от богини Земли Геи, и даже не от самого Зевса, а от его сына Аполлона.

Но Аполлон не вершил судьбы людей подобно Зевсу, поэтому не мог видеть будущее и не мог вещать будущее.

Аполлон как настоящий маг, чародей - «метатель солнечных лучей» вызывал в земле испарения, с помощью которых Пифия, земная женщина, заменившая Пифона, испытывала необходимый для прорицания транс.

Пифия выбиралась независимо от социальной принадлежности. До принятия сана она могла быть замужем и иметь детей. От неё требовалось преданность Аполлону и некоторые способности.
Весь ритуал пророцания проводился как театральное представление по определенному сценарию.

"Перед пророчеством Пифия, омывшись в Кастальском источнике, надев золототканую одежду, распустив волосы, надевала на голову венок из лавровых ветвей. Затем она спускалась в центральную часть храма - адитон, где пила из источника, жевала лавр, садилась на высокий треножник и, вдыхая испарения, принималась пророчествовать. Впадая в наркотический экстаз, Пифия произносила неясные отдельные фразы и бормотания, которые записывали и истолковали жрецы храма".

В древности прорицания давались один раз в год в день рождения Аполлона - 7 Бисия (середина февраля - середина марта), когда он возвращался от гипербореев.

С VI в. до н. э. прорицания стали даваться ежемесячно по седьмым числам, кроме трёх зимних месяцев, когда Аполлон гостил у гипербореев.

Ещё позже стали даваться ежедневно, кроме особых нечистых дней.

Пифия отказывалась давать прорицания человеку, осквернённому преступлением.

Храм находился на южном скалистом склоне Парнаса на высоте 700 м над уровнем моря.

Склоны окрестных гор изобиловали источниками, наиболее известным из которых является Кастальский, окружённый лаврами посвящённые Аполлону.

Этот храм и его оракул являлись классическим образцом магического искусства, на котором развилось пифагорейство.

Поэтому на фронтоне храма был написан девиз пифагорейцев: «познай самого себя», «ничего сверх меры» и также загадочное изображение буквы «Ε».

О значение этой надписи существует трактат неопифагорейца Плутарха (I-II в.в. н. э.) «О надписи „Е" в Дельфах».

В этом трактате приводятся следующие версии о смысле символа.

1. «Е» означает число «5», поскольку (пифагорейские) мудрецы хотели этим сказать, что их всего пять (Фалес, Солон, Питтак и Хилон), а тираны Клеобул и Периандр Коринфский не заслуживают имени мудрецов;

2. «Е» означает вопросительную частицу др. греч. "εἰ" и указывает, что к Аполлону обращаются с вопросами;

3. буква «Е» означает второе лицо от глагола др.- греч. "εἰμι" - "εἷ", то есть «ты еси», ибо при входе в храм бог встречает входящих словами «Познай себя», а отвечать ему следует «ты еси», утверждая в нём тем самым истинное и чистое бытие;

4. «Е» означает греческий союз др.- греч. "εἰ" («если») и указывает на присущую Аполлону диалектику;

5. «Е» может соответствовать пифагорейской пятёрке. Для посетителей были доступны: жертвенник Посейдону, статуи двух Мойр, Зевса - Мойрагета, Аполлона и железный трон поэта Пиндара.

Во внутренней части храма (адитон), недоступной для посетителей, находились - золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, священный источник и беломраморный Омфал с двумя золотыми орлами, а под ним саркофаг с пеплом Пифона.

Посреди амфитеатра была площадка с расселиной в скале, из которой поднимались испарения ядовитого источника. Здесь же стоял золотой треножник, на котором во время прорицания восседала пифия.

Археологические раскопки, проводимые с конца XIX века, показали, что Касталийское ущелье было заселено с середины II тысячелетия до н. э. А религиозные традиции и обряды Дельф уходит корнями в Микенскую культура, которая существовала на поберезье Средиземного моря и в частности на осторове Крит.

Мифы о Пифоне свидетельствуют о доаполлоновском культе, о догреческих истоках оракула. Ещё Гомер в Илиаде пишет о «храме Феба пророка в Пифосе, утёсами грозном».

Павсаний (Описание Эллады) рассказывает о четырёх последовательно построенных дельфийских храмах: из лаврового дерева, из воска и перьев, из меди и камня.

Каменный храм, построенный в середине VII века до н.э. Агамедом Трофонием сгорел в 548 г. до н. э. и был заменён новым, построенным дельфийскими амфиктионами, который был разрушен землетрясением в 373 г. до н. э.

Нынешние руины являются остатками сооружения 369-339 г.г. до н.э.

В связи с тем, что Аполлон считался покровителем колониальных экспедиций и основанных на новых землях городов, то перед началом новой экспедиции было принято обращаться к оракулу.

Благодаря этому храм Аполлона стал своеобразным центром греческой колониальной политики, которую в изрядной степени контролировали жрецы оракула.

В подданство Дельфийского оракула принимались вновь создаваемые храмы в разных концах Средиземного моря.

Дельфийский храм заключил политический союз со Спартой, которая стала светским мечом храма.

У Дельфийского храма были налажены отношения с этрусской династией Тарквиниев в Риме через посредство куманского храма. После падения этой династии (510 г. до н.э.) дельфийские жрецы, способствуя перенесению оракулов Куманской Сивиллы (сивиллиных книг) в Рим, смогли провести постепенную эллинизацию римской религии.

Расцвет Дельфийского оракула относится к VII-V векам до н. э., когда он выступал посредником в межполисных конфликтах.

Еще со времен римского владычества в Дельфийском храме хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья.

Было принято по всем важным вопросам государственной и личной жизни обращаться к оракулу.

В Дельфы спешили посольства с богатыми дарами от многих царей Древнего мира. Например, царь Мидас преподнес в подарок храму золотой трон. Лидийский царь Крез также был поклонником дельфийского Аполлона.

Ослабление влияния храма началось со времени греко-персидских войн, когда Дельфы изменили Спарте и приняли сторону персов, надеясь стать религиозным центром Персидской империи.

Храм неоднократно был разграблен, горел во время нашествия галлов в 279 г. до н.э., а при императоре Феодосии (391 г. н. э.) его окончательно закрыли.

Происхождение

Как и другие оракулы, пифия давала предсказания в строго определённые дни - только в седьмой день месяца, притом на зиму святилище закрывалось. Чтобы гарантировать благосклонность пифии, вопрошающие должны были приносить в Дельфах обильные жертвы . Люди попроще поэтому обращались не к пифии, а к бродячим прорицателям. Дельфский оракул был закрыт в 393 году по приказу императора-христианина Феодосия Великого как оплот язычества.

Сивиллы и мантика

Уникальность оракулов состояла в том, что они воспринимались как врата, через которые можно было напрямую общаться с божеством, задавать ему вопросы. В эпоху эллинизма конкуренцию оракулам стали составлять сивиллы - прорицательницы, разбросанные по окраинам греческого мира. В отличие от оракулов, они не отвечали на обращённые к ним запросы, а в экстазе пророчили предстоящие людям бедствия. Изречения сивилл заносились в особые книги , к которым в Древнем Риме обращались только с особого разрешения сената .

В отличие от оракулов, сивиллы могли представлять собой общее наследие всех индоевропейских народов - подобные предсказатели известны у кельтов , они описаны в «Рамаяне » и «Махабхарате », у славян ту же функцию выполняли вещие волхвы , у германцев - Вельва и Веледа .

От оракулов и сивилл следует отличать жрецов, которые занимались мантикой , - толкованием знаков, ниспосылаемых богами . В Древнем Риме к их числу относились авгуры , толковавшие поведение птиц, и гаруспики , гадавшие по внутренностям жертвенных животных.

Смотри также

Примечания

Литература

  • Е. В. Приходько. Оракулы в греческой литературе // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: 1994. С. 191-197.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Оракул" в других словарях:

    - (лат. oraculum, от orare говорить, испрашивать). 1) прорицатель; загадочное изречение, неопровержимо высказанное. 2) изречения богов. 3) человек, изрекающий что либо, подобно оракулу, словам которого дают особенную веру. Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

    Храм бога, в котором жрецы предсказывали будущее и давали ответы на затруднительные вопросы обращающихся к оракулу людей. Иногда “оракул” сам ответ жрецов. Наибольшей известностью в Греции пользовался Пифийский оракул Аполлона в городе Дельфы.… … Энциклопедия мифологии

    См … Словарь синонимов

    ОРАКУЛ, оракула, муж. (лат. oraculum). 1. В античном мире храм, куда обращались за предсказаниями жрецов от имени божества (ист.). Дельфийский оракул. 2. Само прорицающее божество (ист.). «Как вдруг о чудо, о позор! заговорил оракул вздор, стал… … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. oraculum, oro – говорю, прошу) – у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, якобы исходившее от божества и передававшееся жрецами вопрошавшим верующим, а также место, где оглашалось предсказание. Перен. – оракул – человек, все … Энциклопедия культурологии

    оракул - а, м. oracle m. <лат. oraculum изречение, пророчество, прорицание. БАС 1. 1. У древних греков, римлян и народов древнего Востока прорицание, якобы исходящее от божества и объявленное жрецом. БАС 1. Несмысл приемлет слова сии за оракул. 1783. В … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Оракул - (oracle), место, обычно в святилище, где древн. греки, римляне и нек рые народы Востока обращались к своим божествам за советом или предсказанием. К самым знаменитым О. античного мира относятся: Дельфы, Дидимы на побережье М. Азии, Додона в Эпире … Всемирная история

    - (латинское oraculum, от oro говорю, прошу), у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, передаваемое через жрецов вопрошавшим, а также определённое место, где оглашалось предсказание. В Греции наибольшей известностью пользовались… … Современная энциклопедия

    - (лат. oraculum от oro говорю, прошу), у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, передававшееся жрецами от имени божества вопрошавшим верующим, а также место, где оглашалось предсказание. В переносном смысле человек, все суждения… … Большой Энциклопедический словарь

    ОРАКУЛ, а, муж. 1. В античном мире и у народов Древнего Востока: жрец прорицатель воли божества, дававший в непререкаемой форме ответы на любые вопросы. 2. перен. О том, чьи суждения признаются непререкаемой истиной (ирон.). | прил. оракульский,… … Толковый словарь Ожегова

    Муж., лат. прорицатель, предвещатель, вещий; | прорицалище, место, заведенье, где предсказывают. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Книги

  • Оракул , Фад Роман Алексеевич , Впервые! Оракул от Романа Фада с Мандалой и фирменным королевским амулетом, усиливающим действие всех предсказаний! Оракул от Романа Фада - это уникальная книга-гадание, которая поможет вам… Категория:

История Древней Греции полна парадоксов и противоречий. Такого невероятного конгломерата взаимоисключающих компонентов не было, пожалуй, ни у одной цивилизации. Греция состояла из десятков государств, которые постоянно друг с другом воевали, мирились, образовывали недолговечные союзы и снова воевали. Однако, как только возникала внешняя угроза, греческие полисы легко забывали старые обиды, объединялись и давали отпор врагу. При этом одни из государств были демократиями, другие тираниями. Монархии соседствовали с республиками, аристократы и демос то яростно враждовали, то мирно сосуществовали.

Суровый аскетизм Спарты соседствовал с гедонизмом Коринфа, что не мешало им быть союзниками, в то время как просвещенные эстеты из Афин и Лесбоса пребывали в постоянной вражде. Ионийский, аттический и дорический диалекты отличались между собой почти так же, как русский язык от белорусского и украинского, однако, все это не мешало грекам осознавать себя единым народом. Объединяли Элладу в неразрывное целое общая культура и общая религия. О культуре разговор особый, а вот о религии мы и поговорим.

Боги и оракулы.

Грань между священным и обыденным в античные времена была тонкой и зыбкой. Боги населяли не только Олимп, но и леса, реки, ручьи, горы, небо и моря. Само собой, они навещали храмы, а так же специальные места (рощи, пещеры и т.д.), где проводились жертвоприношения, гадания и мистерии. Греческий пантеон был необъятен. Кроме олимпийских богов в нем состояли титаны, бесчисленные нимфы, сатиры и разнообразные божества природных стихий.

Время от времени они появлялись среди людей и вмешивались в их дела самым непосредственным образом. Некоторые люди в свою очередь, вмешивались в дела богов и даже сами становились богами после смерти. Многие аристократы могли похвастаться божественным предком, а любой простолюдин мог получить мистическое откровение во время священных церемоний. Отношения греков со своими богами были весьма фамильярными. С ними советовались по любому более-менее важному случаю. Свадьбы, путешествия, сделки, лечение, войны, дипломатические союзы и строительство курятника не начинались без предварительной консультации с высшими силами. Благо, узнать божественное мнение было несложно. Святилища-оракулы были практически в любом, даже самом заштатном городке, однако, и в этом деле наблюдалось невероятное разнообразие.

В Олимпии жрецы Зевса гадали по внутренностям животных и по пламени жертвенного огня. В Кларосе прорицатель пил воду священного источника и говорил стихами от имени Аполлона. В Патрах жрецы Деметры давали оракулы больным, используя для этого зеркало, опускаемое на веревке в колодец. В Фарах на площади стояла статуя Гермеса и перед ней жертвенник. Тот, кто хотел услышать пророчество бросал монетку в специальную урну, воскурял благовония и задавал статуе свой вопрос, потом затыкал уши и уходил. Дойдя до края площади, человек открывал уши и первые слова, которые он слышал, считались ответом бога. В Эгире жрица пила бычью кровь, после чего на нее находило озарение, и она пророчествовала от имени Геи.
Оракулы имели не только боги, но и обожествленные герои – Геракл, Асклепий, Трофоний, Амфирай и Амфилох. Ну и, само собой, помимо официальных жрецов практически в каждом городе были толкователи снов и гадатели, занимавшие свою скромную нишу на рынке божественных откровений.

Естественно, не все оракулы были в равной мере почитаемы. Одни имели лишь местное значение, другие славились по всей Греции, а у порога некоторых вместе с простолюдинами толпились с драгоценными дарами цари, аристократы и посланники зарубежных правителей.

Самым древним оракулом на территории Греции был оракул Зевса и Дионы в Додоне, городке, распложенном в области Эпир (Северная Греция), в 20 км к югу от современной Янины. Судя по всему, этот оракул существовал еще до появления греков на Балканах, то есть как минимум за 2500 лет до н.э. Геродот сообщает, что святилище возникло после того, как на священный дуб села голубка и заговорила человеческим голосом. Самому «отцу истории» эта легенда казалась не особо правдоподобной, но более достоверных данных о возникновении оракула в Додоне не сохранилось.

Судя по всему, изначально в Додоне находилась священная дубовая роща, посвященная богине пеласгов Дионе. Потом пришли греки со своими богами. Зевс и Диона каким-то образом нашли общий язык, и священная роща стала общей для обоих богов – жрецы пророчествовали от имени Громовержца, а жрицы от имени Дионы, которую местные жители упорно считали его супругой. Мнение Геры по этому поводу их не интересовало.

Историки и литераторы сообщают о нескольких способах получения оракула в Додоне. Жрецы вслушивались в шелест листьев священного дуба, в воркование голубей и в журчание ручья, протекавшего через рощу. Так же использовался метод вытягивания жребия. Ответ бога жрец записывал на деревянной дощечке или оловянной пластине и вручал вопрошающему. Немало таких пластин было найдено при раскопках на месте святилища.

Слава Додонского оракула была вполне заслуженной. Здесь Одиссею было предсказано, что он умрет руки собственного сына, из-за чего герой изгнал Телемака из Итаки. Судьба сыграла с Одиссеем злую шутку. В полном соответствии с предсказанием он был убит, но другим своим сыном Телегоном, рожденным от Цирцеи (Кирки), о существовании которого и не подозревал.

Перед тем как отправиться в рабство, в Додоне побывал Геракл и получил совершенно недвусмысленное предсказание «Либо ты погибнешь, либо будешь счастлив». Как известно, Геракл не погиб. Он стал рабом лидийской царицы Омфалы и весьма недурно провел у нее три года, обогатив род царицы и ее прекрасных служанок своим полубожественным генофондом.

Из древесины додонского дуба была изготовлена статуя Афины, украшавшая нос легендарного «Арго». Благодаря этому сам корабль стал плывущим оракулом и не раз предупреждал аргонавтов о грозящих опасностях.

Если обратиться к более близким к нам временам, то нельзя не упомянуть о предсказании, которое получили в Додоне спартанцы накануне битвы с фиванцами и их союзниками при Левктрах. Непобедимой доселе Спарте было предсказан полный разгром, что и произошло. Примечательно, что фиванский царь Эпаминонд в свою очередь получил предсказание о победе над спартанцами от оракула Трофония, о котором речь впереди.

Расцвет Додоны пришелся на времена правления знаменитого царя Пирра, который построил здесь сохранившийся поныне театр, а так же устраивал ежегодные спортивные соревнования и музыкальные представления. Благодаря богатым пожертвованиям Додона превратилась в лакомый кусочек для хищных соседей. В 219 году до н.э. святилище было захвачено и разграблено этолийской армией. К началу христианской эры на месте священной рощи оставался один единственный дуб, который был срублен после того, как последний император единой Римской империи Феодосий I в 381 г. запретил все языческие обряды.

Отдавая должное Додоне, следует признать, что самым знаменитым и почитаемым оракулом Греции все же был храм Аполлона в Дельфах. О возникновении Дельфийского оракула сохранилось два предания. Согласно первому пастухи, выпасавшие коз на южном склоне горы Парнас, заметили, что животные, подойдя к одному из источников, начали очень странно двигаться. Когда несколько пастухов подошли ближе, чтобы выяснить, в чем дело, они сами начали биться в конвульсиях и выкрикивать непонятные слова. После этого всем сразу стало понятно, что источник священный, а звуки, издаваемые пастухами не что иное, как божественное откровение.

Второе предание гласит, что Кастальский источник, дарующий пророческий дар принадлежал богине Гее, которая поставила на его охрану могучего змея Пифона. Впоследствии этот источник достался Аполлону, который умертвил змея, после чего отправился к морю, превратился в дельфина, повстречал критский корабль, заставил критян высадиться на берег, отвел их к источнику и приказал морякам установить жертвенник и стать жрецами. В сознании древних греков обе версии мирно уживались и никоим образом не противоречили друг другу.

Согласно современным геологическим изысканиям, скальные породы под Дельфами содержат слои битуминизированного известняка, которые при нагревании выделяют газы, выносимые на поверхность подземными водами. В числе этих газов есть и этилен, имеющий сладковатый запах, о котором упоминали античные авторы, называвшие испарения «сладкой пневмой». При больших концентрациях этилен приводит к обмороку, а при малых может вызывать глубокий транс. А от транса, до общения с богами, как известно, рукой подать. Поэтому историю об особых свойствах Кастальского источника, над которым был возведен храм Аполлона, можно считать вполне достоверной.

Изначально возле источника находился лишь жертвенник. Первый каменный храм в этом месте был сооружен в VII веке до н.э. зодчими Трофонием и Агомедом. Через пару столетий этот храм сгорел и на его месте был выстроен новый, который, в свою очередь был разрушен землетрясением в 373 году до н.э. После этого был выстроен еще один храм, от которого остались живописные руины, и поныне радующие взор туристов.

В закрытой для посторонних части храма прямо над источником испарений находилось специальное помещение. Там на золотом треножнике восседала жрица, которую в память об убитом змее именовали пифией. Надышавшись паров, пифия впадала в транс и начинала пророчествовать. Поскольку ее речь была сумбурной и малопонятной, имелся специальный жрец, который излагал пророчество в приятной на слух стихотворной форме. Некоторые античные авторы упоминают о том, что кроме жрецов к толкованию пророчеств привлекали философов и поэтов.

Как известно, при передаче информации следует избегать лишних промежуточных звеньев, поскольку каждое из них вносит свои помехи. В Дельфийском храме было целых два таких звена – сама пифия и жрец-толкователь, поэтому окончательный вариант оракула мог существенно отличаться от оригинала, однако, это мало кого смущало. Поначалу пророчества давались раз в год, в феврале, в день рождения Аполлона. Но спрос на божественное откровение был столь велик, что храму пришлось перейти на ежемесячную работу, а затем и на ежедневную.

Дельфы считались священным местом не только из-за оракула. Здесь по всеобщему убеждению находился центр мира, отмеченный омфалом, камнем, водруженным Аполлоном над могилой поверженного Пифона. По некоторым сведениям это был тот самый камень, который проглотил Кронос вместо младенца Зевса. Как бы то ни было, омфал считался не только срединой Земли, но и точкой, в которой соединялись обычный и загробный миры.

Не удивительно, что город привлекал толпы паломников, а паломники приезжали не с пустыми руками, поскольку приходить в столь священное место без ценного подарка храму было как-то неприлично. Дельфы быстро богатели и набирали политический вес. Кроме обычных людей сюда наведывались правители греческих полисов и посланцы иноземных держав.

К примеру, когда царь Родоса Дамагет решил жениться, он обратился к оракулу и получил совет «Возьми в жены дочь лучшего из греков». Царь так и поступил, женившись на дочери героя Мессенской войны Аристомена, который с тех пор вошел в историю, как «лучший из греков». Легендарный царь Спарты Ликург получил в Дельфах оракул «Спарта будет сильна, пока соблюдаются введенные тобой законы». А через несколько столетий Дельфийский оракул провозгласил «Спарту погубит любовь к деньгам». Так оно и произошло.

Слава и влияние оракула росли, однако храм начал сталкиваться с серьезной проблемой – испарения Кастальского источника стали нерегулярными. Жрецы, привыкшие к богатым подношениям, не смогли отказаться от искушения чем-то заменить «сладкую пневму». В дни, когда источник «не работал» пифий заставляли вдыхать дым тлеющих лавровых листьев. Эффект от этого паллиатива был значительно слабее, но, тем не менее, опытный жрец-толкователь умело превращал неразборчивую ругань задыхающейся от дыма несчастной женщины в глубокомысленное послание Аполлона.

Со временем в оракулах Дельфийского храма становилось все меньше и меньше конкретики. Пророчества большей частью давались туманные и двусмысленные, над чем вволю насмехались авторы во времена поздней античности. Достаточно вспомнить знаменитый оракул «Начав войну, сокрушишь великое царство», выданный посланцам лидийского царя Креза, который интересовался перспективами своего похода против Персии. В этой войне великое царство, в самом деле, оказалось разрушенным. Только это была не Персия, как надеялся Крез, а его собственное. Филиппу Македонскому повезло больше. Оракул «Завоюешь Грецию серебряными копьями» отец Александра Великого принял как руководство к действию и добился большинства своих побед не столько оружием, сколько дипломатией и подкупом.

Дельфы благополучно пережили и римское завоевание. Правда, святилище было разграблено Суллой, но остальные римские правители были к нему благосклонны. Храм Аполлона был закрыт, как и оракул Додоны, в 381 году н.э., когда христианская церковь окончательно взяла верх над богами античности.

Пещера Трофония.

В некоторых оракулах Древней Греции можно было получить ответы на свои вопросы и напрямую от тех или иных богов, без посредничества жрецов. Дело это считалось рискованным и опасным для душевного здоровья, однако в желающих недостатка не было. Пожалуй, самым известным святилищем такого рода был оракул Трофония, находившийся в Беотии в пещере на горе неподалеку от города Лебадия (ныне Ливадия).

Трофоний и его брат Агамед, сыновья аргонавта Эргина, были легендарными зодчими первого Дельфийского храма. По преданию, когда строительство храма было завершено, братья умерли во сне, что считалось высшим проявлением милости богов. Через некоторое время Беотию поразила жестокая засуха. Чтобы узнать, чем вызвана эта напасть и как от нее избавиться, была отправлена делегация в Дельфы. Ответ пифии гласил: «Принесите жертву оракулу Трофония». Но проблема была в том, что никто не знал, где этот самый оракул Трофония находится.

Рассказывают, что некий путник, проходивший мимо горы возле Лебадии, увидел пчелиный рой. Он последовал за ним, и увидел, что рой залетел в небольшую пещеру. Зайдя вовнутрь, путник увидел человека, который сказал «Я Трофоний, а здесь мой оракул». Об этой новости было сообщено жрецам. Они установили возле пещеры жертвенник и провели все полагающиеся обряды. После этого засуха в Беотии прекратилась, а в Греции появилось новое святилище.

Об оракуле Трофония подробно рассказал знаменитый писатель и путешественник Павсаний, посетивший эти места во II веке н.э. По его словам, получить оракул Трофония было делом очень непростым. Нужно было пройти многодневное очищение и приносить жертвы богам. Если жрецы, гадающие по внутренностям жертвенных животных, убеждались, что знаки благоприятны, проситель пил из ручья, называемого Источником Забвения, чтобы забыть обо всем ненужном, а затем из другого ручья – Источника Памяти, чтобы запомнить все, что с ним произойдет. Потом нужно было взять две медовые лепешки, которые предназначались для подношения духу Трофония, и поздно вечером войти в пещеру.

В пещере был лаз, в который можно было протиснуться. Там находилось небольшое помещение, в котором проситель проводил всю ночь. При этом он слышал голос, который сообщал ему не только ответ на его вопрос, но и рассказывал о самых разнообразных вещах. Утром приходили жрецы и находили просителя у входа в пещеру. Обычно человек после общения с духом Трофония пребывал в глубоком обмороке и долго не мог прийти в себя. Жрецы подробно расспрашивали его обо всем, что с ним происходило, и записывали рассказ на дощечках, которые хранились в специальном храме. Некоторые могли вспомнить только, что когда они спускались в лаз, кто-то схватил их за ноги, отобрал лепешки и мягко ударил по голове. Таким жрецы объясняли, что они сами все вспомнят, когда придет время. Рассказывают, что некоторые посетители были так потрясены, что навсегда теряли способность улыбаться.

Известно, что оракул Трофония посещал непримиримый противник Спарты, вождь мессенского восстания, «лучший из греков» Аристомен. После общения с духом Трофония, который предстал перед ним в виде огромной змеи, он оставил в дар храму свой щит. Через триста лет накануне битвы при Левктрах фиванский царь Эпаминонд так же побывал в пещере Трофония. Ему была предсказана победа в том случае, если он возьмет щит Аристомена. Эпаминонд с разрешения жрецов забрал из храма щит героя и перед сражением установил его на возвышении так, чтобы он хорошо был виден противнику. Спартанцы были деморализованы самим фактом присутствия на поле боя этого легендарного артефакта, принадлежавшего их самому заклятому врагу. Они были наголову разгромлены, потеряв в битве царя и более 400 гоплитов.

О том, когда прекратил действовать оракул Трофония достоверно не известно. Скорее всего, его постигла та же судьба, что и оракулы Дельф, Додоны, и множества других по всей Элладе. Старые боги ушли, наступили новые времена. Но кто знает, может через столетия в Додоне вырастет новая дубовая роща, в Дельфах вновь забьет священный источник, а в пещере Трофония вновь можно будет видеть вещие сны? Ведь возродились же Олимпийские игры, запрещенные императором Феодосием. Впрочем, не будем загадывать – ведь пока оракулы молчат, будущее от нас скрыто.

В современном дискурсе человека, суждения которого считаются откровением и зачастую называют оракулом. Термин этот древний и берет начало еще в античных верованиях. В анимизме считалось, что боги сообщают свою волю посредством шелестения листвы священных деревьев, полетом птиц, тем, как вознесется дым от пожертвований. Позже верования несколько изменились. Чтобы понять волю богов, требовался специальный толкователь, своеобразный переводчик. Им и был оракул. Убеждение, что мир духов лежит в параллельной реальности, и только некоторые люди способны понять и интерпретировать то, что говорит бог, бытует у многих народов. Но что значат Пифия и Сибилла? Они ведь тоже могли предсказывать будущее, на вопросы людей передавать ответы богов.

Этимология термина

Ответ на вопрос о том, что такое оракул, следует искать не в латинском переводе, а в греческом. Ошибочно было бы утверждать, что этот термин означает жреца и простого служителя культа. Несмотря на то, что «oro» с латыни переводится как «молиться», оракул - исконно греческое явление. А потому следует исходить из слова «oραo», что значит «зрю, ведаю». В этом смысле оракулы были близки не к жрецам или священникам, а к славянским волхвам, германским вельвам или кельтским друидам. В античной традиции этим словом называли и само толкование воли богов, и священное место, где его получали. Конечно, оракул был и жрецом, только особым. Он не просто чтил какое-то божество, но и понимал его язык, мог с ним разговаривать. Иногда духи прорицали будущее через медиумов - пифий. Эти женщины впадали в транс под воздействием химических испарений и начинали бормотать нечто бессвязное. Оракул истолковывал слова пифии и давал вопрошающему человеку вожделенный ответ.

Происхождение культа

Исследователи полагают, что практика прорицания будущего пришла в Грецию из Малой Азии. В Ассирии и Древнем Египте (в городе Буто) также существовали места, где особые жрецы «говорили устами богов». В Греции же смешался с почитанием богини земли Геи, и самый первый оракул провозглашал ее волю в Эпире, в Додоне. По свидетельствам известного древнегреческого историка Геродота, не только его земляки, но и их отдаленные соседи знали, что такое оракул. Он пишет, что решил объявить своеобразный «кастинг» на самого лучшего прорицателя. Он послал гонцов в греческие Дельфы, в Абы, в Додону, в Амфиараю, Трефонию и в Милет. В этой «битве экстрасенсов» победу одержала… пифия из Дельф. Она угадала, что Крез собирается варить в одном котле ягненка и черепаху.

Пифия Аполлона и что это такое?

В большинстве храмов жрецы узнавали о благорасположенности или плохом настроении богов через толкование знаков, посылаемых ими. Такая практика называется мантикой. Особенно она была распространена в Древнем Риме. Авгуры следили за полетом и поведением птиц, а гаруспики гадали по внутренностям животных, которых приносили в жертву. В греческом городе Дельфы практиковался принципиально иной культ. Считалось, что в этом месте Аполлон пронзил копьем змея Пифона. От удара дротика в земле образовалась расселина, из которой поднимались пары. Позже над ней был построен храм, в котором на треножнике восседала пифия. Она вдыхала пары и, впав от этого в транс, прорицала волю Аполлона. Никто не входил в помещение, кроме особого жреца. Здесь становится понятным, что такое оракул. Ответы, которые он давал приносящим пожертвования верующим, были туманны и иногда содержали диаметрально противоположные сентенции. Археологи нашли множество глиняных табличек с вопросами паломников. Перечень тем, который их интересовал, был довольно узок: изменяет ли жена/муж и стоит ли заключать ту или иную финансовую сделку.

Пифия

Эта женщина не обязательно должна быть девственницей, просто на время служения Аполлону она обязывалась сохранять целомудрие. Поначалу такая жрица прорицала лишь один раз в год - на седьмой день февраля. Но позже, когда от верующих не стало отбоя, дело поставили на конвейер. Одновременно при храме в Дельфах служили несколько женщин, работающих посменно. Они занимали положенное место на треножнике в седьмой день каждого месяца. Наибольшей славы Дельфы достигли в V веке до н.э. В текстах того времени явственно указывается, что такое оракул: Аполлона у источника Мудрости Касталия. Кстати, пифия предсказала и закат этого места. В 393 году император Феодосий, как христианин, приказал закрыть этот оплот язычества.

Сибиллы

Люди попроще, не имеющие денег на паломничество в Дельфы или другие места прорицаний, обращались к гадалкам - сибиллам. Первой женщиной, носившей это имя, была троянка, дочь Несео и Дардана. Она владела даром предвещать будущее. Вслед за ней и других прорицательниц стали звать сибиллами. Особенно они были чувствительны к надвигающейся беде. Так, сибиллы предсказали извержение Везувия, похоронившего Помпеи, разрушение Трои и предрекли место битвы, в исходе которой Греция утратит свою независимость. Теперь мы знаем, что такое оракул, кто такая пифия, а кто - сибилла, и видим разницу в этих трех видах волхвования. Пифия прорицала нечто невнятное, оракул волен был трактовать услышанное, как ему заблагорассудится, и передавал ответ вопрошающим. Сибилла же свидетельствовала большей частью о надвигающейся катастрофе, хотя не все хотели ее слушать. За что и поплатились: «Настанет день, и погибнет великая Троя!»

Дельфийский храм Аполлона Пифийского стоял в величественной местности, на круглой скале, на высоте 2.000 футов над долиной Плиста. Конусообразный камень, на который изливалась в этом храме кровь жертвенных животных, считался центром земли (подробнее – см. в статье Дельфийский храм Аполлона). Под храмом была пещера оракула, где из узкой расселины выходил темный газ, производивший наркотическое действие. Над этою расселиной был искусственный грот первобытной постройки, сложенный из пяти огромных камней, и время основания самого храма относится к незапамятной древности. Легенда говорила, что строителями храма были два художника из города Орхомена. У Гомера уже говорится о сокровищах, находящихся за «каменным порогом» бога Аполлона на скалах пифийских полей (Илиада , IX,405). При Дельфийском храме, имевшем оракул, посещаемый множеством народа, возникло в давней древности жреческое государство, подобное тем, какие существовали при храмах на Востоке, и сложившееся, быть может, под влиянием понятий, приобретенных дорийскими переселенцами на Крите и в Малой Азии и переданных ими дорийцам, оставшимся в Греции.

Значение этой жреческой общины в истории Греции огромно. Дельфийским храмом управляла коллегия пяти «святых» или верховных жрецов , которые избирались из самых древних и знатных дельфийских фамилий; сан их был пожизненный. Под их заведованием находились два жреца, совершавшие богослужение, и несколько «пророков», находившихся при пифии, устами которой давал свои ответы оракул, и записывавших её слова. Пифия избиралась из благородных дельфийских фамилий. Прежде, в этот сан выбирали девушку, впоследствии пожилую женщину; по вступлении в сан, она должна была вести святую, чистую жизнь, потому что её устами давал откровения Аполлон. Сначала был лишь один день в году, назначенный для того, чтобы вопрошать оракула. Позже когда число спрашивающих увеличилось, возросло и число дней, в которые оракул давал ответы.

Пифия дельфийского оракула готовилась к прорицанию постом, омовениями, обрядами очищения, жевала лавровые листья, облачалась в длинную одежду и с распущенными волосами садилась на золотой, устланный лавровыми ветвями треножник, поставленный над щелью, из которой шел газ. Действие газа скоро вызывало в ней бред; она в этом состоянии произносила отрывочные слова, а стоящие около неё пророки записывали их, и составляли на основании их ответы, изложенные стихами. Смысл стихов был темный, поддававшийся разным толкованиям. Составив ответ, пророки отдавали его вопрошавшему, который дожидался в комнате над гротом. Итак, ответы пифии не были продуктами пророческой экзальтации; пифия утрачивала самосознание; её личный разум угасал; тем чище передавали её уста голос божества; – так понимали греки пророчествование пифии. Состояние, в какое приводил ее газ, было тяжелое, болезненное. И собственно говоря, ответы, получаемые спрашивающими у оракула, принадлежали не пифии, а её помощникам.

Дельфийская пифия. Художник Джон Кольер, 1891

Пещера пифии была соединена темною, наполненной благоуханием галереею с тем отделом храма, который был самым священным, и в котором находились камень, обозначавшей середину земли, и жертвенник с неугасимым огнем. Вопрошающий оракула приносил на этом жертвеннике какое-нибудь животное, обыкновенно козу; к вопрошению оракула и, жертвоприношению он приготовлялся омовениями и обрядами очищения. После, когда храм стал богат, в священнейшем отделе его стояла золотая статуя Аполлона. Дельфийский храм, посещаемый множеством поклонников, сделался центром обширного рынка; обильные приношения, накопляясь в храме, образовали огромную массу богатств. Храму принадлежали земли, возделываемые подвластными ему поселянами или рабами, и дававшие большой доход. В начале VI века до Р. Х. после Первой Священной войны в собственность храму были отданы все земли города Криссы. Это был целый округ, доходивший до моря, на берегу которого, при устье Плиста, была пристань, местечко Кирра.

Дельфийский оракул, у которого греки спрашивали совета во всех важных делах, был теократическим учреждением, имевшим большое влияние на ход развития государственной и народной жизни эллинов. Он укрощал дикость буйных нравов силою гуманности, содействовал отмене приношения людей в жертву, обуздывал самоуправство, смягчал междоусобицы, кровомщение, другие грубые обычаи, помогал развитию земледелия и всех мирных занятий, требовал, чтобы виновные в убийстве искупали свой грех покаянием; он пробуждал и укреплял чувство национального единства, поставив догматом веры общность происхождения всех греков от Девкалиона и Эллина . Он охранял выработавшиеся у греков религиозные понятия и богослужебные обряды от нововведений и искажений, придавал верованиям и богослужению общий национальный характер. Праздники, совершавшиеся при храме дельфийского оракула, давали основу для правильного счета времени. Оракул содействовал расширению греческой культуры на страны варваров, посылая колонии , указывая пути для торгового мореплавания, поддерживал связи колоний с родиною и её религиозными учреждениями; он возвышал и освящал государственную жизнь, влагая религиозный элемент во все общественные дела. Жреческая корпорация, органом которой служил оракул, обладала многосторонними знаниями, богатым запасом житейского опыта; к ней шли сведения со всех краев обширного греческого мира; поэтому она была в состоянии давать разумные советы, которые были принимаемы с уважением, как откровение Аполлона. Греческий народ и в счастье и в несчастье сохранял полное доверие к ответам дельфийского оракула, исполнял его советы с наибольшим послушанием. Уважение к дельфийскому оракулу стало уменьшаться у греков лишь в поздние времена, когда жреческая корпорация храма стала за золото служить орудием интриг.

Эллинам не было причин раскаиваться в своем доверии к советам дельфийского оракула. Святые мужи на светлой высоте Парнаса стояли в стороне от распрей между племенами и государствами, зоркость их взгляда на политические дела не была омрачена личным участием в борьбе и вообще они имели точные сведения о положении государств; потому они могли судить правильнее и беспристрастнее, чем большинство политических деятелей, ослепляемых страстями, запутанных в раздоры, неспособных смотреть на дела с точки зрения национальных интересов. Дельфийская жреческая коллегия обладала тою рассудительностью, которая передается от поколения поколению в духовных корпорациях. Дельфийские жрецы были проницательны, практичны, хорошо знали людей, умели понимать трудные житейские вопросы. Но они с большим тактом воздерживались от решительных суждений, уклонялись от резкого вмешательства во внутренние дела государств, не вступались за слабых, не запрещали войн. Советы и повеления, которое давал их оракул, были религиозными наставлениями о том, как отвратить от государства гнев богов, или внушениями о надобности установить тот или другой закон.

Но успешнее всего действовал дельфийский оракул, когда давал советы основывать колонии; влияние дельфийских жрецов на ход колонизации было самое благотворное. Дельфийский оракул внушал грекам основывать колонии в Сицилии, в Южной Италии , в Галлии , в Ливии . Первым делом колонистов обыкновенно было – построить на берегу жертвенник Аполлона; все колонии считались принадлежащими Аполлону и постоянно посылали приношения в дельфийский храм. Служение Аполлону в главном его святилище было общее всем греческим племенам и государствам, потому слова пифии повсюду принимались с верою; быстрое развитие колоний свидетельствовало о практичности повелений оракула, который не столько пророчествовали о будущем, сколько давал советы о том, как следует поступить в данных обстоятельствах. Действуя с замечательною верностью своим принципам, дельфийская жреческая корпорация умела в продолжение многих веков поддерживать авторитет своего оракула. Неизменность характера его деятельности среди изменчивости всего кругом него внушала доверие к нему, казалась свидетельствующею о божественности его. В греческих государствах было много волнений и смут, затемнявших чувство справедливости, пробуждавших мучительные сомнения; тем радостнее принимали греки божественные советы дельфийского оракула, разрешавшие их недоумения. Когда люди не знают, как им поступить, то всякое решение – отрада для них.

Легендою о происхождении всех греков от Девкалиона и Эллина дельфийская жреческая корпорация много содействовала развитию общего национального чувства в греках всех племен. Легенда говорила, что союз амфиктионов установлен сыном Девкалиона, Амфиктионом; имя «греки», которым называли эллинов западные племена, легенда производила от имени сына Пандоры , дочери Девкалиона. Таким образом, дельфийские жрецы выработали понятие о национальном единстве всех греческих племен, идею общего отечества, общности происхождения, и камень в дельфийском храме, обозначавшей середину земли, обозначал также, что этот храм – центр национальной жизни эллинов.