Философия канта: кратко. Философия Канта: основные идеи (кратко) Кант философ основные идеи кратко

Является основоположником немецкого классического идеализма. Данный философ являлся профессором Кенигсбергского университета.

Философия Канта может быть условно разделена на два периода:

  • докритический период;
  • критический период.

Во время докритического периода философия Канта была направлена на проблемы природы, а также естествознания. В период критический Кант стал изучать проблемы разума, механизмы поведения, механизмы познания, его границы. Также его интересовали вопросы логики, этики,

В этой же работе Кант классифицирует само знание, как некий результат абсолютно любой а также выделяет понятия, которые характеризуют знание. Речь идет о:

  • апостериорном знании;
  • знании априорном:
  • «вещи в себе».

В первом случае речь идет о приобретенном знании, во втором - об изначальном. «Вещь в себе» - это одно из ключевых понятий во всей философии Канта. Имеется в виду та внутренняя сущность, которую никогда не сможет постичь разум человека.

Особо примечательной является и моральная философия Канта. Философ задается следующими вопросами:

  • какой должна быть истинная мораль;
  • каким бы должно быть моральное поведение человека.

Проведя анализ, он делает следующие выводы:

  • чистая нравственность - общественное добродетельное сознание, которое воспринимается отдельным индивидом как собственное;
  • чистая нравственность и реальная жизнь находятся в постоянном противоречии;
  • мораль не должна зависеть от внешних обстоятельств.

Для немецкой классической философии - Кант подорвал аргументы в пользу рациональной теологии, естественной религии. Вольф наиболее постарался, чтобы продемонстрировать, что разум совместим с религиозной верой. Реймарус полагал, что истинна только вера. Кант показал, что рациональная религия - тоже чушь. Он освободил философскую мысль от зависимости от теологии. Для всей просветительской философии Нового времени имеет значение. Отбросил космологическое доказательство бытия Бога, которое деизм наиболее любил. Дискредитировал деизм. Создал предпосылки для материалистического отрицания всякой религии вообще.

Вывод: научное знание о предметах трансцендентальных идей невозможно. Вопрос был: возможна метафизика как наука?

Научное знание о предметности идей невозможно. Ни о душе, ни о мире как целом, ни о Боге. Идеи эти не имеют конститутивного применения. Нельзя конституировать, обосновать реальность существования тех или иных объектов.

Почему человеческая мысль так работает над тем, чтобы развивать эти идеи? Идеи имеют регулятивное применение. Цель - «вносить, насколько возможно, единство в частные правила».

Горан: методологическое значение этих идей, входит в регулятивное понимание. Чтобы познание не останавливалось нигде, чтобы не ставило себе абсолютных пределов, чтобы теоретическая мысль никогда не замирал

Общая характеристика философии Канта

Несколько оценочных суждений относительно философской позиции Канта в целом. Кант является родоначальником немецкой классической философии. Позиция Канта наиболее рельефно отражает всю специфику немецкой классической философии - половинчатость, непоследовательность, заключает в себе сочетание как рационалистической, так и антирационалистической ориентации. Это имеет место при обсуждении самых отвлеченных проблем. Рационалистическая и антирационалистическая ориентации обнаруживают социально-политическую направленность. Кант разительно отличается от французских философов 18 века. Социально-политическая ориентация замаскирована абстрактно-всеобщим способом постановки и рассмотрения проблем.

Французские философы открыто нападают на церковь и государство, доходя до неприкрытого атеизма. Кант тоже ставит перед судом разума все проблемы, показывая несостоятельность идей перед лицом чистого разума. Но дальше «я вынужден ограничить позиции разума, чтобы дать место вере». Только половина позиции Канта - рационалистическая позиция. Вторая половина - приверженность иррациональной вере. Он пытается привлечь практический разум - но не для рационального обоснования, а для объяснения (чтобы объяснить долженствование).

Сопоставим Канта с французами. В «Критике чистого разума» продемонстрировано, что ни душе, ни бессмертию, ни Богу нет места. Но французы шли до конца. Кант привержен религии. Ориентация на разум соотносится, так же как у французов, с революцией. У Канта - то же самое, приветствовал французскую революцию, рационализм тоже соотнесен с приверженностью революционным идеалам. Вторая ориентация - реакционная, охранительная. У Канта не столь ярко видно в силу различий между католической Францией и протестантской Германией. Протестантизм - религиозное освящение буржуазных ценностных ориентаций. Религиозная ориентация. Дальше принципа доброй воли не пошел. Содержательная сторона жизнедеятельности человека выносится за скобки.

Двойственность его позиции выражена концептуально, в дуализме на абстрактном уровне. Противоречивый характер дуализма составляет истинное величие Канта как философа. В силу двойственности своей позиции Кант смог заострить философские проблемы так, что после него их нельзя было не замечать. Не было бы и Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Дуализм Канта оказался заряженным ружьем, которое дало всю немецкую классическую философию. Острота постановки мировоззренческих и философских проблем.

Резко заострил проблему соотношения мышления и бытия. В Этом заслуга Канта сопоставима с тем, что говорилось в связи с Декартом. Более остро поставил проблему соотношения мышления и бытия, подчеркнув наличие априорных форм рассудочного мышления. В отличие от Декарта, обосновал наличие априорных форм, опираясь на глубокий анализ математического знания и теоретического естествознания. Более аналитичен. Подчеркнул качественную специфику теоретического знания - более резко, чем это делали рационалисты. В самом опыте он обнаружил наличие тех априорных форм, которые он охарактеризовал. Ссылка эмпириков на то, что все из опыта, не проходит.

Резко подчеркнул активно-творческую природу сознания. Особенно ярко - при подчеркивании априорности форм чувственного созерцания и категорий рассудка. Разум диктует законы природе, разум активен, создает весь мир и себя.

Разум принадлежит субъекту. Позиция Канта содержит в себе сильную субъективно-идеалистическую тенденцию. У Декарта она только обозначена. Кант ее тщательно разрабатывает, построил всю картину феноменального мира как субъективно-идеалистическую. И тенденция объективизма. В трансцендентальной эстетике подчеркивает объективность математического знания. Объективность - синоним сочетания свойств всеобщности и необходимости. Выражается в априорности, трансцендентальности главных форм чувственного созерцания и категорий рассудочного мышления. Трансцендентальность - это интерсубъективность, одинаковость для всех субъектов. Проявляется тенденция объективизма.

Признание мира вещей в себе. Противоречивость не могла остаться незамеченной, последователи пытались освободиться от нее, но сами впадали в противоречия. Фихте сначала боготворил Канта.

Философия свободы Канта

Противоречие этического долга и склонности человека. Категорический императив. Будучи безусловным предписанием, категорический императив исключает возможность для человека руководствоваться склонностями в своем этическом поведении. Человек нравственен только тогда, когда действует по велению долга, а не по склонности оказывает благодеяния другим людям. Долг - это принуждение соответственно нравственным законам. Если в силу склонностей, то нравственность терпит ущерб. Позиция вызвала оживленную дискуссию. Гейне сказал: люблю своих близких, в силу склонности оказываю им приятные услуги, но вот беда - я оказываюсь безнравственным человеком. Если действую исключительно из требований долга, то нравственный человек.

Признание безусловной ценности личности. Личность выступает как цель сама по себе. Категорический императив - формулировка: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству... точно так же, как к цели, ... а не как к средству.

Если мы делаем другого человека, себя средством для достижения другой цели, мы не следуем категорическому императиву. Тогда мы безнравственные существа. Нельзя относиться к человеку только как к средству. Человек может быть средством, но не только.

Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты мог бы пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. Требование должно быть применимо ко всем обстоятельствам, всем людям. Всеобщность и необходимость. V век до нашей эры - не делай другому того, что бы ты не пожелал, чтобы было сделано по отношению к тебе.

Признание свободы человека как необходимого условия возможности для человека следовать велениям долга. Если отрицать свободу человека, то нельзя и вменять ему ответственность за его действия. Если оценивать нравственность человека, то сама оценка предполагает признание свободы. Как возможна свобода в мире, подчиненном законам природы (третья антиномия, антитезис: в мире все происходит по законам природы, нет никакой свободной причины, человека включая)? Выход - жесткое разделение мира вещей в себе и мира феноменов. В мире феноменов свобода невозможна. Надо признать дуализм мира вещей в себе и мира явлений. Человек свободен как вещь в себе, как душа, понятие которой было отвергнуто Кантом посредством критики рациональной психологии. Понятие души - пустое, не соответствует никакому эмпирическому опыту и должно быть с точки зрения чистого разума отвергнуто. Но понятие души надо ввести, этого требует практический разум. Душа человека свободна, обладает свободной активностью, может начать ряд причин, начало ничем не обусловлено. Душа обладает разумом, только разум является законодателем, он дает нравственные законы, нравственный закон является императивом, императив как долженствование что-то делать - когда мы признаем свободу. В этом есть отличие разума от рассудка. Рассудок может только познавать - что было, что есть, что будет, а не что должно быть. Практический разум ставит этот вопрос и дает человеку предписания. В качестве ума постигающая способность практического разума не подчиняется условию временности. В нем можно найти то, что не можем найти в ряду эмпирических событий. Он свободен и ответственен за свои собственные деяния. Решить проблему свободы Кант смог только за счет пропасти между миром вещей в себе и миром явлений, которую он сам и вырыл.

Фихте биография

Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814)

Родился в семье ремесленника-ткача. В семье было семь детей, семья нищенствовала, но дала возможность Фихте учиться. Помещик той земли, где была расположена деревня, сразу заметил исключительную память мальчика - тот мог повторить проповедь священника, даже не понимая слов. Взял на содержание учебу Фихте. Венский, Лейпцигский университет, теология.

После смерти опекуна Фихте не нашел денег оплатить экзамены, но защитился. От должности пастора отказался, работал домашним учителем в Цюрихе.

1789 - революция во Франции. Возвращается в Лейпциг, отправляется к Канту. Они договорились, что Фихте напишет работу. За несколько недель пишет «Опыт критики всякого откровения». Кант организовал публикацию этой книги. В 1792 году опубликована анонимно. Вся читающая публика сочла, что это работа самого Канта. Кант раскрыл имя Фихте. Фихте в один день стал знаменитостью. Фихте кормится у Канта, живет у него. Всем обязан Канту. Через два года обнаруживает, что кантовская философия его не удовлетворяет, разрабатывает свой вариант критической философии - «наукоучение», учение о научном познании. По рекомендации Гете Фихте приглашают на должность профессора философии в Иенский университет.

1795 - Фихте был редактором «Философского журнала». Пропустил статью Форберга, отрицающую бытие Бога. Веймарские власти не могли пройти мимо столь вызывающего факта. В 1773 году прусский король идал именной указ о Канте (деизм). Веймарские власти хотели воздействовать на Фихте без скандала, взять у него устное обещание. Кант написал верноподданическое письмо. Фихте пишет две статьи, в которых объявляет, что на него политические гонения за позицию, близкую к якобинской. Следует официальный публичный выговор, Фихте подает в отставку, уходит из университета, не признавая за властями право осуждать философов за позиции, неугодные теологам. Фихте был обязан и Канту, и Гете, но пошел на этот скандал. Несколько лет живет в Берлине, публикует новые работы, под влиянием работ Шеллинга (который считал себя учеником Фихте) осознает глубокий промах в самом сердце его позиции и резко ее меняет, с субъективно-идеалистической на объективно-идеалистическую.

1802 - Фихте четко объявляет, что его позиция - объективно-идеалистическая.

1805 - читает лекции в университете.

1806 - преподает в Кенигсбергском университете.

Пруссия терпит поражение в войне с революционной Францией, университеты временно закрываются. Фихте возвращается в Берлин, наделал шуму работой «Речи к немецкой нации» (до сих пор не улеглось в философском сознании) - призыв к духовному возрождению, объединению, немцы должны спасти Европу от декаданса. Основа идей нацизма, использовалась гитлеровской Германией.

1809 - учреждается Берлинский университет, Фихте назначен деканом философского факультета.

1812 - становится ректором.

1812 -- уходит в отставку, когда Пруссия выделяет часть войск в наполеоновскую армию для похода на Россию (конфликт). После разгрома Наполеона выступает с патриотическими речами, вступает в ополчение. Жена, ухаживая за ранеными, заболевает тифом. Фихте заразился и умер.

В Иенском университете читал лекции - из каждой лекции делал разработку. Времени очень мало. Тезисность работ, которые все сделаны из лекций.

1794 - О понятии учения, или о так называемой философии.

1794 - Основы общего наукоучения.

1800 - Ясное как солнце изложение широкой публике своей философии - попытался популярно изложить.

Скорее деятель, чем мыслитель. В условиях послереволюционной Франции действовать ему не приходится. Невозможность действовать ведет его к философии.

Философия свободы Фихте

Считалось, что Французская революция была следствием произведений Руссо и Канта. Фихте ставит философию Канта очень высоко. Прежде всего, учение о свободе. Фихте полагал, что Кант вполне доказал реальность свободы. Человек в своей деятельности абсолютно свободен и не связан никакими эмпирическими условиями. Человек должен действовать в соответствии с принципом долга без оглядки на эмпирические условия (перекликается с протестантской этикой первых десятилетий протестантизма, безудержная активность). Фихте так оценивает эту сторону результатов Канта: Философия Канта открыла ему истину, не показав ему ее оснований. Фихте считал, что открыл основания, прочный фундамент, не проработанный у Канта. Канта с самого начала притягивали справа идеалисты и слева материалисты. Монисты имели хороший объект для критики. Готлиб Эрнст Шульце подверг философию Канта критике справа за недостаточную последовательность в идеологической позиции. Кант неправильно использовал понятие причинности, когда говорил, что вещи в себе аффицируют наши чувства (выступают причиной). Причина, по Канту, -- категория рассудочного мышления. Поэтому ее нельзя применять к вещам в себе. Нелогичность позиции Канта.

Фихте, учитывая эту проблему и обосновав принцип свободы, приходит к выводу, что надо отказаться от вещей в себе, несовместимых с человеческой свободой. Как только убрал вещи в себе, устранил дуализм, перешел на монистическую позицию, последовательно субъективно-идеалистическую. Фихте и Канта пытался убедить, что понятие вещи в себе не нужно для Канта. Фихте обзывает его недоумком, «три четверти головы» в письме к третьему лицу. Сам Фихте мыслит последовательно. Есть только Я - позиция субъективистская.

«Моя система - первая система свободы. Моя система освобождает от вещей самих по себе».

Фихте о мышлении

Делает мыслящее Я началом своей философии. «В критической философии устанавливаются некие абсолютные Я как нечто безусловное». Выше абсолютного Я ничего нет в принципе.

Критицизм имманентен - он все полагает в Я. Разум субъекта - высший судья во всех вопросах. Это Кант (вторая половина - вера). Поскольку именно разум подверг критике все отношения, он является принципом критической философии. Фихте: «Я является началом рассмотрения всего, то, выше чего быть не может». Суть критицизма сводит к субъективизму, демонстрируя атомизацию современного ему общества (которое идет к буржуазной революции). Демонстрирует глубину социального кризиса немецкого общества той эпохи.

Фихте назвал свою философию критической, следуя Канту. Противопоставляет свою философию и кантовскую догматическую философию. Догматическую философию адекватно можно назвать материалистической философией, которая внешние вещи считает первичными. Критическая философия - антиматериалистическая философия, идеализм. Суть проблемы, по которой расходятся: догматическая - от бытия к мышления, критическая - от мышления к бытию.

Фихте отвергает материализм: согласно Фихте, нет способа перейти от бытия к мышлению. Противоположное направление приемлемо: мышление - высшее понятие, переход легок и естественен.

Существенно отличается от Канта. Когда Кант анализирует человеческое мышление, он пытается проникнуть в природу математического знания, теоретического естествознания, философии и на основании этого анализа утверждает, что и чувственное созерцание, и рассудочное мышление, и разум не могут дать нам возможность познать вещи в себе. Фихте, вместо того, чтобы анализировать сферы познания, исходит из анализа обыденного сознания. Предлагает помыслить стенку. Сделайте объектом своего внимания сам акт восприятия стенки. Это рефлексия на обыденном уровне. Единство мышления и объекта - мышление делается объектом. Имеет место совпадение. «Вникни в самого себя... направь свой взор внутрь себя. Твое субъективное мышление сделай объектом своего рассмотрения и ты получишь синтез объекта и мышления». Переход от мышления к объекту, бытию не составляет затруднения - достаточно рефлексивно мыслить. Поэтому бытие вторично по отношению к мышлению, бытие порождается мышлением.

Интеллектуальная интуиция, или интеллектуальное созерцание - единственно прочная точка зрения для любых философий. Мышление - единственный творец бытия. В самом мышлении Фихте исходит из Я как субъекта мышления, особой активности, которая не определяется вещами, а определяет вещи.

Отличие от Канта: у Канта от субъекта исходят только априорные формы чувственного созерцания, рассудочного мышления, а содержание чувственного опыта определяется воздействием на нашу чувственность вещей в себе. У Фихте нет вещей в себе.

Вещей в себе нет, все бытие есть продукт творческой активности нашего мышления. Не приемлет кантовский дуализм и занимает позицию субъективно-идеалистического монизма. За ее счет преодолевает кантовский агностицизм как проявление онтологического дуализма.

Фихте о познании

Фихте признает полную познаваемость бытия, поскольку бытие - продукт деятельности мышления. Так же как у Канта, сама способность мышления покоится на функции рассудочного мышления подводить многообразие представлений под одно представление (трансцендентальное единство апперцепции). Самосознание является у Фихте очень важным моментом. «А есть А» Фихте выводит из положения «Я есть Я».Мыслящий субъект может мыслить тавтологиями, потому что Я осознает себя как нечто самотождественное. Глубинная причина самой возможности мышления. Однако можно осознать свое единство мыслящего Я в результате деятельности этого Я, Я является деятельным субъектом. Тот акт деятельности, который является изначальным - полагание самого себя, Я полагает Я. Только мышление делает себя объектом своего внимания. Я тоже должно быть рассмотрено как Я-объект, а не как чистый субъект.

Рефлексивный характер отношения мыслящего Я к самому себе. Поэтому Я необходимо полагает самого себя. Изначальное единство субъекта и объекта в акте полагания мыслящим Я самого себя - основное положение единства любого объекта. Фихте - последовательный монист. Субъективно-идеалистическая точка зрения. Все остальное выводится из Я.

Объект - Я, являющееся объектом внимания самого себя. Выйти из круга субъективно-идеалистического понимания невозможно, если стать на позицию Фихте.

В центре внимания Фихте - проблема субъект-объектного отношения (значимость начиная с Декарта). Каждый мыслитель Нового времени подходит к этой проблеме. Фихте в этом же ряду. Фихте вносит свой вклад в разработку этой проблемы. Более резко, чем Кант, подчеркивает активно-деятельностную природу субъекта. Когда Я полагает Я - это одно сторона деятельности Я. Другая сторона становится объектом внимания Фихте: одни из наших представлений яявляются зависимыми от свободы, другие - от необходимости. Проблема субъект-объектного отношения сначала акцентируется так: Я делается объектом. Но есть такие представления, которые сопровождаются у нас чувством необходимости. Они от нас не зависят, они навязывают с необходимостью свое содержание. Откуда ощущение необходимости? Поиск ответа на вопрос, каково основание системы представлений, сопровождающейся чувством необходимости. Мы же признали, что все от Я, Я исходное. Исходя из этого вопроса, он переформулирует задачу: надо показать основания любого опыта. Ведь представления имеются в опыте. Для Юма всякое опытное знание случайно. Для Фихте источник этих представлений - опыт. Основания самой возможности опыта Фихте усматривает в том, что Я полагает и не-Я, то есть все то, что входит в понятие внешней реальности. Также продукт Я - Я полагает не-Я.

Тут ясно - обнаруживает то, что не могли понять многие философы: что Я может развить все из самого себя, не выходя за свои пределы. Если мы признаем наличие необходимых представлений из опыта, мы не выходим за пределы своего Я. За пределы субъективно-идеалистического круга выхода нет.

Не-Я - предмет чувственного опыта, чувственный опыт противостоит мышлению. Фихте возвращается на позицию Лейбница - есть рациональное познание, есть чувственное познание. Есть мышление, есть чувственный опыт. Объект чувственного опыта - не-Я, объект мыслительной деятельности - Я как объект. Вслед за Кантом привлекает понятие долженствования в деятельность Я, содержание которой составляет полагание не-Я.

Я должно созерцать. Следовательно, должно полагать себя как созерцающее. Следовательно, должно полагать нечто созерцаемое. Это и есть не-Я. Детский лепет: Я должно созерцать. И из этого - существование мира. Надо объяснить, почему должно созерцать.

Полагание созерцаемого совершается «через силу воображения». Вводит понятие продуктивного воображения, его деятельность бессознательна.

У Фихте надо различать два Я - абсолютное Я (сам использует), соответствующее кантовскому трансцендентальному сознанию, всеобщее Я, одинаковое у всех Я. Фихте не использовал термин «трансцендентальное», использовал «абсолютное». Это Я действует за спиной эмпирического Я, Я с маленькой буквы. Абсолютное Я действует бессознательно за спиной нашего эмпирического Я, оно полагает не-Я, наше эмпирическое Я не подозревает, что Я создало реальность и мы в рамках этой реальности себя обнаруживаем. У Канта - трансцендентальное сознание и эмпирическое сознание. Трансцендентальное - всеобщее, априорное, включает в себя априорные формы, посредством которых мы мыслим. Наше эмпирическое Я начинает шаг за шагом познавать, что трансцендентальное, абсолютное Я создало. Это у Фихте. Полагает не-Я абсолютное Я. Если не учитывать различия между двумя субъективными агентами, ничего не поймем.

Бессознательная деятельность создает весь мир объектов, не-Я. Эмпирическое Я осмысливает. То, что является продуктом деятельности сознания, познаваемо. Мир по Фихте познаваем. У Канта есть непознаваемый мир вещей в себе. У Фихте за пределами этого мира ничего нет. Эмпирическое Я способно познать все, что создало абсолютное Я, и этот процесс познания может продолжаться бесконечно.

У мира нет самостоятельного от Я существования, мир - только объект для того, чтобы эмпирическое Я постоянно преодолевало себя. Эта идея трансцендентального абсолютного Я продолжает функционировать в философии 20 века (Гуссерль и его последователи).

Эмпирическое Я выступает как страдательная сторона. Еще Аристотель подчеркивал, что чувственное восприятие есть результат воздействия на наши органы чувств предметов внешнего мира. Фихте опять подчеркивает страдательную сторону эмпирического Я при восприятии чувственного опыта. Не-Я - активная сторона, действующая на нашу чувственность.

Я не может полагать в себе ничего страдательного, не полагая в не-Я деятельность. Я является источником того, что эмпирическое Я является страдательным, оно положило в не-Я активность, а в Я - страдательность. Освобождение Я от этой зависимости от не-Я - это акт самосознания, осуществляющего деятельность по сознаванию самого себя. Через этот акт индивид порождает свою свободу.

Самоопределение себя, эмпирического Я к свободе осуществляется не непосредственным актом, а посредством преодоления тех препятствий, которые есть в не-Я. Большое Я создало препятствия для маленького Я, чтобы оно их преодолевало. Маленькое Я прилагает героические усилия и продвигается к осознанию своей идентичности с абсолютным Я. Познавая не-Я, эмпирическое Я приближается к сознанию того, что не-Я - это оно само.

Самосознание - начало всего и бесконечно отодвигаемая цель. Она никогда не может быть достигнута. Сущность абсолютного Я - активность, оно будет создавать новые препятствия. В этой деятельности эмпирического Я, если Я определяется через не-Я, имеем дело с теоретическим субъектом. Если не-Я определяется Я, имеем дело с практическим субъектом.

Практический субъект - субъект действующий, его активность направлена на преобразование объектов. Если имеем дело с теоретическим субъектом, он действует. Суть его деятельности - получение знаний об объекте, и деятельность адекватна, если не-Я - объект - определяет знание (не-Я определяет Я).

Практически деятельное существо, Я. Активность его направлена на не-Я, преобразование Я, и это не-Я определяется Я. Эмпирическое Я как практический субъект ставит цели, бесконечно преодолевает препятствия. Идеал деятельности - совпадение абсолютного Я и эмпирического Я - никогда не достижим.

Абсолютное Я определяет все. Только одно решение проблемы соотношения бытия и мышления. Надо четко различать эмпирическое и абсолютное Я.

Эмпирическое Я существует на протяжении жизни человека. Шеллинг обнаружил эту проблему. Фихте изменил свою позицию в корне.

В познавательной деятельности эмпирического Я мир предстает в форме ощущений, затем созерцания, представления, рассудка, разума. Ступени почти те же, что брал Кант. На уровне рассудка и разума - категориальное мышление, посредством категорий.

Строит чисто монистическую последовательность категорий, линейную. Схема упорядочения категорий легла в основу категориального аппарата Шеллинга и Гегеля.

Фихте и Кант (субъективно-идеалистическая тенденция имеет место) радикальным образом отличаются от субъективного идеализма Беркли. Фихте и Кант понимают под тем сознанием, которое творит мир, вовсе не поверхностное эмпирическое сознание, которое понимал Беркли. Что находится в опыте, то в нашей душе есть - примитивное решение. У Канта и Фихте - бессознательная, активно-деятельностная сторона, которая задает все за спиной эмпирического сознания Беркли. Усложненный характер идеализма, различие между теоретическими конструктами и эмпирией (эмпирическое Я). Кант рассматривает проявления сознания, акцентирует внимание на априорных (интерсубъективных) формах.

В античной традиции Сократ обнаружил в человеческом знании транссубъективное содержание, одинаковое для всех людей; Кант, Фихте - трансцендентальные категории, абсолютное Я, соответственно. Поэтому есть возможность научного познания. Но это все деятельность абсолютного Я. После Сократа появляется Платон с его теорией идей, теорией воспоминания. Через подчеркивание трансцендентальности категорий рассудочной деятельности и форм сознания (Кант) и того, что абсолютное Я создает мир, создаются предпосылки к осознанию наличия объективного содержания сознания. Создаются предпосылки к онтологизации этой объективности. Надо отказаться от субъективного идеализма и признать, что абсолютное, которое является порождением трансцендентального, абсолютного сознания, существует независимо от человеческих существ. Создаются предпосылки к переходу к объективному идеализму, находящиеся в рамках субъективного идеализма.

  • 1. Общее понятие функций философии.
  • 2. Содержание функций философии.
  • Тема 5. Основной вопрос и основные направления философии
  • 1.Общее понятие основного вопроса философии, его стороны.
  • Тема 6. Даосизм – древнейшее философское учение Китая
  • 1. Общее понятие даосизма,
  • 2. Объяснение даосами образов-понятий «Дао» и «Дэ».
  • 3. Основные идеи даосизма.
  • Тема 7. Буддизм и его основные идеи
  • 1. Общее понятие буддизма.
  • Тема 8. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты
  • 1. Общее понятие и периодизация древнегреческой философии.
  • 2.Краткая характеристика этапов (периодов) древнегреческой философии.
  • 3.Особенности древнегреческой (античной) философии.
  • Тема 9. Философия софистов и Сократа
  • Тема 10. Философия Платона
  • Тема 11 . Философия Аристотеля
  • Тема 12. Философия Августина Блаженного
  • 1. Основные положения философии Августина Блаженного и его главные произведения.
  • Тема 13. Философия Фомы Аквинского (томизм)
  • Тема 14. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
  • 1. Декарт - основоположник рационализма, значение его философии.
  • 6.Учение о "врожденных идеях" и цели философии.
  • Тема 15. Философия Лейбница. Учение о монадах
  • 1. Лейбниц - завершитель философских традиций нового времени, предшественник немецкой классической философии.
  • Тема 16. Философия Иммануила Канта
  • 1. Общее понятие и периодизация философии и. Канта, его основные произведения.
  • 10.Историческое значение философии Канта.
  • Тема 17. Философия Гегеля
  • 3.Диалектика - основополагающее философское открытие Гегеля.
  • Тема 18.Философия Людвига Фейербаха - завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму
  • Тема 19.Философия марксизма
  • Тема 20. Бытие
  • 1. Общее понятие онтологии. Проблема бытия - первоначальный предмет философии.
  • 2. Содержание категории «бытие».
  • 4. Бытие и небытие.
  • Тема 21.Материя (материальное бытие)
  • Тема 22. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение
  • 1. Сложность проблемы сознания для философии.
  • 2. Основные подходы к проблеме сознания 1 в философии - физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный (классический) материализм.
  • 3. Три главные точки зрения на вопрос о происхождении сознания: божественное, присуще всей живой природе, присуще только человеку.
  • Тема 23. Познание (гносеология)
  • Тема 24. Русская философия.
  • Тема 25. Русская философия XIX в.
  • Тема 26.Русская философия XX в.
  • 1. Основные направления русской философии конца XIX - XX вв.
  • Тема 27. Психоанализ
  • Тема 28. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера).
  • Тема 16. Философия Иммануила Канта

    1. Общее понятие и периодизация философии и. Канта, его основные произведения.

      Естественно-научная философия Канта докритического периода.

      Гносеология (учение о познании) Канта. Открытие границ познавательной способности человеческого разума. Антиномии. Априорное и апостериорное знание, " "вещь в себе". I

      Стадии познавательного процесса.

      Структура сознания (разума).

    7. «Критика практического разума " Канта. Моральный закон (категорический императив).

      "Критика способности суждения». Всеобщая целесообразность.

      Социально-политические взгляды И. Канта.

    10.Историческое значение философии Канта.

    1 . Основоположником немецкого классического идеализма считается Им­мануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

    Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.); критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г,).

    В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.

    В более поздний, критический период интерес Канта сместился на воп­росы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: "Критика чистого разума"; "Критика практического разума"; "Критика способности суждения".

    2 . Важнейшими проблемами философских исследований Канта докрити-ческосо периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Нова­торство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая дан­ные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

    Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

      Солнечная система возникла из большого первоначального облака раз­реженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодей­ствию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.

      природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

      природа находится в постоянном изменении и развитии;

      движение и покой относительны;.

      все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции.

    В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:

      механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

      данной внешней причиной (первоначалом) является Бог.

    Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (осо­бенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволю­ции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Копер­ника (вращение Земли вокруг Солнца).

    3 .В основе философских исследований Канта критического периода (на­чало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агности­цизма - невозможности познания окружающей действительности.

    Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности -бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество нераз­гаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипоте­зу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность - объект, а субъект познавательной дея­тельности - человек, а точнее, его разум.

    Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограни­чены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со сво­им арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

    Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА

    Мир имеет начало во времени Мир не имеет начала во времени

    и ограничен в пространстве. и безграничен.

    Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ

    Существуют только простые элементы В мире нет ничего простого.

    и то, что состоит из простых.

    Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ

    Существует не только причинность Свободы не существует. Все в мире

    по законам природы, но и свобода. совершается в силу строгой

    причинности по законам природы.

    Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА

    Есть Бог - безусловно необходимое Бога нет. Нет никакого абсолютно

    существо, причина всего сущего. необходимого существа - причины

    всего сущего.

    С помощью разума можно логически доказать одновременно оба про­тивоположных положения антиномий - разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познаватель­ных способностей разума.

    Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: апостериорное знание; априорное знание; "вещь в себе".

    Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в резуль­тате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавят­ся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подвержен­ные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апос­териорное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может претендовать на всеобщность.

    Априорное знание - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например "Все тела протяженные", «Человеческая жизнь протекает во времени», "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь жи­вого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопыт­ное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

    Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истин­ном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако откры­тая А. Энштейном в середине XX в. теория относительности поставила ее под сомнение.

    "Вещь в себе" - одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

      Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

      внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аффицирование") на органы чувств человека;

      органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

      человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человечес­ком разуме возникает целостная картина окружающего мира;

      целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами об­раз внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

      реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, являет­ся "вещью в себе" - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

      человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира - "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.

    Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы: собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия - антиномии; внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

    5. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы

    образы от непознаваемых "вещей в себе" - окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя: формы чувственности; формы рассудка; формы разума.

    Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувственности про странство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

    Рассудок - следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории - предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий - количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

    Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

    Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.

    6 . Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях-(в переводе с греческого - высказываниях) -предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характери­зуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет две­надцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

    Данными классами являются: количество, качество, отношение, модальность.

    (То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.)

      количества - единство, множество, цельность;

      качества - реальность, отрицание, ограничение;

      отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (са­мостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

      модальность - возможность и невозможность, существование и несу­ществование, необходимость и случайность.

    Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов - противоположные характе­ристики свойства класса, третьи - их синтез. Например, крайними про­тивоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрица­ние (нереальность), их синтез - ограничение и т. д.

    Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих характери­стик всего сущего - рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

      Наряду с "чистым разумом" - сознанием, осуществляющим мыслитель­ную деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении - "Критика практического разума".

    Главные вопросы "Критики практического разума": Какой должна быть мораль? Что есть моральное (нравственное) поведение человека?

    Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам:

      чистая нравственность - признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;

      между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, по­буждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;

      мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

    И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, кото­рый имеет высший и безусловный характер, и назвал его категоричес­ким императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".

    В настоящее время моральный закон (категорический императив), сфор­мулированный Кантом, понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку (как и он – мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

    8 . В своей третьей книге критического периода - "Критика способности суждения" - Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, кото­рые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры); целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл - в орга­низации живой природы, организации неживой природы, строении орга­низмов, размножении, развитии); целесообразности духа (наличие Бога).

    9. Социально-политические взгляды И. Канта: философ считал, что человек наделен изначально злой природой; видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следова­нии моральному закону (категорическому императиву); был сторонником распространения демократии и правового порядка - во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами; осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление че­ловечества; считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

      Историческое значение философии Канта в том, что им было: дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникно­вения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов); выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, "вещи в себе"); выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления; сформулирован категорический императив - моральный закон;

    выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдель­ном обществе, так и в международных отношениях; осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

    Во второй половине XVIII - первой половине XIX веков в Германии было несколько живших в разное время выдаю­щихся мыслителей, создавших грандиозные философские учения. Их интеллектуальная деятельность вошла в историю под названием немецкой классической философии . И хотя она не представляла собой целостного направления, тем не менее ее характеризует определенное тематическое единство, общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и решении проблем. Центральной темой немецкой классической философии является человек . Выдающиеся ее представители – И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах – сделали важный вклад в постановку и разработку проблемы активности познающего субъекта , деятельности , разработку диалектического метода познания.

    Основные философские идеи и.Канта

    Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804) – один из величайших умов человечества. Он подчинил всю свою жизнь интеллектуальной деятельности, преодолев телесную немощь, влияние страстей и эмоций. Кант вел размеренный образ жизни: подъем, утренний кофе, чтение лекций, обед, прогулки – все осуществлялось в определенное время. Но “какой удивительный контраст между внешней жизнью этого человека и его могущественным мысленным взором, преобразующим мир!” (Г. Гейне). Не только в философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким проникновенным мыслителем.

    Философские взгляды Канта прошли определенную эволюцию и выделяют два основных периода его творчества:

    - докритический период - 50-60-е годы XVIII ст., когда его интересовали преимущественно проблемы мироздания и он выступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном, физик, географ, материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от по­ложения Луны, а также - научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из га­зовой туманности (знаменитая работа «Все­общая естественная история и теория Неба» - 1755 г.). Основная проблема этого периода: как на основе рассмотрения только физических сил и процессов объяснить современное состояние Космоса ;

    - критический период - 70-80-е гг. – когда происходит ради­кальная переориентация его интересов на проблемы человека, нравственности, познания. Главные работы этого периода: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разу­ма» (1788 г.), «Критика способности суждения» (1790 г.). Основные вопросы этого периода: «Что я могу знать ?», «Что я должен делать ?», «На что я могу надеяться ?», «Что такое человек

    Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. В средневековой философии и философии эпохи Возрождения на первом плане было учение о бытии - онтология . Философы Нового Времени перенесли акцент на общие проблемы гносеологии , но при анализе вопроса о взаимодействии субъекта и объекта предшественники Канта акцентировали внимание на анализе объекта познания. Он же делает предметом философии специфику познающего субъекта ; который и определяет способ познания.

    Кант разделяет философию на теоретическую и практическую . Предметом теоретической философии является исследование познавательной деятельности, законов человеческого разума и его границ. В «Критике чистого разума» философ сформулировал свой знаменитый вопрос: «Что я могу знать ?» – и попытался средствами разума обосновать условия и возможности человеческого познания.

    Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные, априорные (доопытные) формы подхода к действительности, из самой действительности не выводимые: пространство, время, формы рассудка. По Канту, знание, человеческий опыт структурируется на основе априорных форм чувственности и априорных форм рассудка.

    Теорию познания Канта можно представить следующим образом: суще­ствуют вещи сами по себе ; они, воздействуя на органы чувств человека, порождают многообразные хаотические ощущения, которые упорядочиваются априорными формами чувственности - пространством и временем; вещи сами по себе через каналы органов чувств, фор­м чувственности и рассудка становятся достоянием созна­ния субъекта, “являются ему”, и он может делать о них определенные умозаключения.

    Вещи, как они сущест­вуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями . Человек, по его мнению, может знать только явле­ния. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их каче­ства и свойства вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Вещи сами по себе для человека ста­новятся “вещами в себе ”, непознанными, нерас­крытыми. Такая позиция Канта дала основание говорить о его агностицизме (от греч. а – отрицание, gnosis – знание).

    Высшая способность субъекта – разум ; только ему может быть доступен умопостигаемый мир - то, что находится за пределами опыта: «Бог», «мир в целом», «душа», «свобода». Рассудок же, стремясь к абсолютному знанию, выходит за пределы опыта, впадает при этом в иллюзии, запутывается в противоречиях - антиномиях разума. Антиномии – это исключающие друг друга, но в то же время в равной степени обоснованные суждения. Кант приводит четыре таких антиномии:

    1. Тезис : Мир имеет начало (границу) во времени и в простран­стве. Антитезис : Мир во времени и в пространстве бесконечен .

    2. Тезис : Все в мире состоит из простого . Антитезис : Нет ничего простого, все сложно .

    3. Тезис : В мире существуют свободные причины. Антитезис : Нет никакой свободы, все совершается только по законам природы.

    4. Тезис : В ряду причин мира есть некая необходимая сущность . Антитезис : В этом ряду нет ничего необходимого, все в нем случайно .

    Кант отмечает, что реальный опыт никогда не даст нам окончательного ответа на эти вопросы. На каком же основании мы выбираем определенные идейные позиции? Согласно Канту, здесь мы опираемся лишь на веру . Отсюда знаменитый тезис Канта: “Мне пришлось ограничить (очертить границы) разума, чтобы освободить место вере ”. Учение Канта о пределах познания было направлено не против науки, а против слепой убежденности в ее безграничных возможностях, в том, что можно решить любую проблему научными методами. Эти взгляды Канта являются актуальными для нашего времени, когда культ научно-технического разума привел к обострению противоречий современной цивилизации, ставя под угрозу самое существования человечества.

    Второй фундаментальный вопрос философии, поставленный Кантом: “Что я должен делать?” Это вопрос нравственный . В вопросах нравственности человек не может опереться на науку, а значит - и на теоретический разум, который компетентен только в сфере опыта. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно-воспринимаемого (мира причинно-следственных зависимостей) и умопостигаемого - мира свободы.

    В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум. Законы практического разума - это нравственные законы. Мораль нельзя вывести из опыта, нельзя научно, т.е. на основе теоретического разума, обосновать моральные нормы, поскольку они не относятся к миру явлений. Нравствен­ность, по Канту, ниоткуда не выводима, ничем не обосновыва­ется. Так, совесть побуждает человека к определенным поступкам, хотя нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок. То же самое можно сказать и о долге.

    Кантом был сформулирован высший нравственный принцип - категорический императив (предписание), который гласит: “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства”. Это зна­чит: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и созда­ешь форму, характер взаимных отношений.

    Иная формулировка категорического императива гласит: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели , и никогда не относился бы к нему только как к средству». Подлинно нравственным является такое действие, в котором человек и человечество выступают как высшие цели.

    Кант с пафосом говорил: “Две вещи наполняют душу все новым и возрастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем дольше мы размышляем о них, - звездное небо надо мною и моральный закон во мне”.

    Трудно переоценить влияние идей Канта на современников и потомков. Его работы порождали и порождают споры и дискуссии, сформировались целые направления его последователей и противников. Но вот что символично. Кант умер и был похоронен в своем родном городе. Его соотечественники на этом месте создали мемориал. Во время войны город был целиком разрушен и единственным сооружением, уцелевшим в огненном смерче, оказалась могила Канта.

    Иммануил Кант – представитель классической немецкой философии, которая, в свою очередь, сделала заметный поворот в философских науках и создала фундаментальные основы и принципы для изучения. И. Кант представляется создателем немецкого классицизма. Родился он в 22 апреля 1724 года в Восточной Пруссии в городе Кёненсберг, ныне именуемый Калинградом. Первоначальное образование И. Канта сосредотачивалось на религиозной тематике. В 1710 году он поступил в кенигсберский университет, где изучал физику, философию, математикой, но также прослушивал курс богословия. В 1755 году получил докторскую степень, а его лекции пользовались необычайным успехом. Его работы стали важными к прочтению литературными слитками. Из основного: «Критика чистого разума» написанная в 1781 году, «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» в 1790 году. Соответственно разделились и взгляды философа на несколько периодов: докритический и критический. В первый период своей научно-философской деятельности он занимался в основном естественнонаучными вопросами, изучал биологию и астрономию. В это время И. Кант создавал основу для своих идей. Критический, основной период его деятельности, что сделал И. Канта известным профессором, начался с 70-х годов. В основном, И. Кант выходил из гносеологической проблемы – изучал, как человек может понимать окружающий его мир. В докритическом периоде обозначалось, что, выходя за пределы определенных учений, анатомический мозг человека начинает уходить в противоречия. Следующий же этап (период научной деятельности) критикует эти границы познания. И. Кант показывает нам до каких пределов способен дойти наш чистый разум, и как дальше двинуться ему не под силу, какие формы познания в дополнение использует человек для познания окружающей его действительности. Также философом проводились серьезные размышления и исследования в таких областях, как этика и эстетика. Известным его наработками в этой сфере служит «Категорический императив», который носит его имя – категорический императив Канта. Это система моральных норм, которая служит для регулирования действительности и поведения человека в ней.

    И. Кант выступает на засадах истинного идеалиста, рассуждая об априорности знания (то есть того, какое мы имеем еще до эмпирического опыта). Есть определенные знание, которые мы уже имеем – они-то и предшествуют опыту. В его систему познания также входит апостериорный опыт, который выводится из полученной информации. Знание состоит из содержания и формы. Форма имеется в нашем разуме в процессе познания (мы ее получаем эмпирическим способом), однако есть и доэмперическое знание, которые уже есть в нашем разуме, а процесс исследования неэмпирических условий апостериорного знания, по учению И. Канта, называется трансцедентальным. Мы познаем мир благодаря определенным категориям (единичность, множество, цельность; действительность, отрицание, ограничение; субстанция и принадлежность, причина и следствие, взаимодействие; возможность и невозможность, бытие и небытие, необходимость и случайность). Накладывая категории на внешний мир, мы получаем широкий опыт, глубину суждения, а значит качество знаний.

    Скачать данный материал:

    (1 оценили, оценка: 5,00 из 5)