Джон Гилл. Явление Христа Спасителя. Явления Христа святым: критерии истины Явления Господа нашего Иисуса Христа по Его воскресении

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В предыдущей главе, посвященной Пасхальный событиям, святитель Димитрий Ростовский описал .

Воскресший Спаситель являлся не только в малом кругу Своих учеников, однажды Он явился, когда их было 500 человек!

Об этом явлении святитель Димитрий пишет следующее:

В торое явление Господа в Галилее было многочисленному сонму верующих во главе с апостолами, тогда как до этого времени Воскресшего видели лишь жены-мироносицы, да ближайшие ученики Его. Местом настоящего торжественного явления была избранная Самим Господом гоpa (Мф 28,16); здесь к указанному Им же времени собралось более пятисот братий (1 Кор 15,6), и нет сомнения, что большинство их состояло из Галилеян, ходивших за Господом во время Его проповеди на их родине, слушавших Его учение, бывших свидетелями Его чудес и, - нет ничего невероятного, - на себе испытавших благость милосердого Целителя.

Когда Господь явился, то одни из собравшихся на горе Ему «поклонились, а иные усомнились» (Мф 28,17); конечно, среди последних не было апостолов, уже утвердившихся в вере предшествующими явлениями Господа: сомнение могло возникнуть лишь в тех последователях Христовых, которые впервые удостоились увидать Воскресшего. Но это сомнение было временно и уступило место твердой вере, так что впоследствии святой апостол Павел, перечисляя свидетелей явлений Воскресшего Господа, упоминает и «более пятисот братий», из коих многие были еще живы.

Приблизившись к апостолам, Христос Спаситель сказал им:

Дана Мне всякая власть на небе и на земле. И так идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28,18-20).

В этих немногих, исполненных поистине Божественного величия, словах воскресшим Спасителем дается апостолам полномочие на всемирную проповедь, полагается таинственное основание Церкви заповедью о крещении (св. Афанасий Александрийский) и верующие в Господа Иисуса всех веков укрепляются радостным обетованием пребывания с ними Победителя ада и смерти. Получив по своем воскресении такую же власть и по человечеству, какая всегда принадлежит Ему по Божеству, Господь, принесши искупительную жертву за грехи «всего мира» (Ин 2,2), и проповедь евангельскую не ограничивает тесными пределами иудейской национальности: Он повелевает апостолам идти с нею ко всем народам, запечатлевая верующих святым крещением, открывающим двери Царства Божия (Ин 3,5), и научая их соблюдать Его заповеди во свидетельство любви (Ин 14,21) и живой веры в Воскресшего Господа (Иак 2,14). Но проповедь о Христе, являвшая «для иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор 1,23) должна была ожидать себе со стороны тех и других вражды, что и самим проповедникам грозило опасностями всякого рода до мученической смерти включительно. Своим обетованием - «Я с вами во все дни до скончания века» Господь и вселяет мужество в души проповедников Евангелия, которым предстояла тяжелая борьба с миром. Но так как апостолы «имели жизнь не до кончины века», то и обетование Господа «относится не к ним одним, а и ко всем вообще ученикам Его, т.е. ко всем верующим в Него и хранящим Его заповеди» (блажен. Феофилакт).

«При Господнем содействии» (Мк 16,20) апостолы, оставившие сети рыбарей, уловили в сети учения Евангельского весь мир, и в этом дано для верующих всех времен непреложное свидетельство действенности великого обетования Господа о пребывании Его в Церкви вечно. Только в этом случае становится объяснимо, что «неученые и простые рыбари заградили уста философам и как бы обтекли всю вселенную, посевая в ней слово благочестия, исторгая терпения, истребляя древние обычаи и повсюду насаждая законы Христовы. Ни малочисленность и простота их, ни строгость повелений, ни привязанность всего рода человеческого к древним обычаям, не могли служить для них препятствием, но все это устранила предшествовавшая им благодать Божия, так что они все делали легко, самыми препятствиями возбуждаясь к большей ревности» (св. Иоанн Златоуст).

Святой апостол Павел, как бы пополняя евангельскую историю о явлениях Господа Иисуса, упоминает еще о явлении Воскресшего Спасителя апостолу Иакову, по мнению святого Иоанна Златоуста, брату Господню, которого, по древнему преданию Церкви, Он Сам рукоположил и поставил первым епископом в Иерусалиме.

Конечно, Христос воскрес до того, как жены-мироносицы пришли ко гробу, а камень был отвален ангелом уже после , как это видно из сообщения святого евангелиста Матфея, который говорит, что женщины, придя ранним утром, увидели, как ангел молнией слетел на гроб, затем отвалил камень и сел на него .

Действительно, Спаситель вселился во чреве Пречистой Девы и родился, не нарушив ключей девства; после снятия с Креста Христос был положен в новом гробе, в котором еще никто никогда не был положен (Ин. 19: 41), - символ рождения от Девы. И как Он вошел в утробу Пресвятой Матери Своей, так же вышел и из гроба, не ломая закрывающего его камня.

Ангел отвалил камень, чтобы жены-мироносицы увидели, что гроб пуст, и чтобы Петр и Иоанн, которые придут ко гробу после возвещения женами-мироносицами Воскресения, смогли увидеть пустой гроб и нетронутые пелены .

Действительно, Петр отрекся от Господа трижды: в первый раз просто отрицая, что знает Его, во второй раз отрекся с клятвою, а в третий – с проклятием. И когда запел петух, он вспомнил упрек Господа и заплакал, раскаиваясь.

Мы видим, что, выйдя на берег, ученики нашли огонь и рыбу на нем, хотя они, торопясь встретить Учителя, не принесли с собой рыбы, пойманной ими. Возможно, эта рыба должна была напомнить ученикам об их сомнении, когда Христос явился им в ночь Воскресения, а они не поверили, что это Он, пока Он не поел рыбы . А огонь должен был напомнить Петру об его отречении у костра во дворе первосвященника.

Вторая часть встречи со Христом на море Галилейском очень напряженна и в мистическом смысле, и потому, что случившееся здесь различно толкуют православные и католики, утверждая первенство Петра и как следствие – папы. Католики вырывают этот фрагмент из контекста ситуации с отречением Петра и игнорируют упреки Спасителя в поспешности, с какой тот дает большие обещания и не исполняет их, и даже то, что Он называет его сатаной .

Но последуем далее за текстом святого Иоанна. Как только Христос открылся апостолам в , воцарилась полная тишина, все ели молча, и каждый ждал, что будет дальше. Мне лично кажется, что как Петр, так и остальные ученики догадывались, что должно произойти. Какая-то тяжесть чувствовалась в таинственной атмосфере встречи.

Положение Петра среди апостолов после его отречения было довольно сомнительным, и они знали, что Господь должен разъяснить его тем или иным образом. Петр долгое время был верховным апостолом. Возраст давал ему преимущество над остальными, и они оказывали должную честь его возрасту и положению перед Христом. Тем не менее, прежде Спаситель никогда не брал с Собой только Петра, но также Иакова и Иоанна.

На Тайной Вечере было очевидно, что Господь отдает предпочтение Иоанну, – не только по тому, что он возлежал у груди Учителя: Иоанн был юн, и Учитель покровительствовал ему, – но в особенности по тому, что, когда Господь сказал, будто один из них предаст Его, Петр попросил Иоанна спросить, кто предатель, что Спаситель шепотом и открыл Иоанну, а он, несомненно, передал это затем Петру .

Но Христос сказал тогда нечто гораздо более важное о спасении Петра от греха отречения – об этом мы читаем у святого евангелиста Луки (22: 31–32):

Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

Эти твердые слова еще звучали в их сердцах так же, как и пророчество: не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня . Думаю, что из-за этих слов Христовых ученики нимало не сомневались, принимать ли опять Петра в свои ряды. Это мое мнение, оно не встречается, как правило, в православных толкованиях на отречение Петра.

Когда Господь Иисус Христос и ученики закончили трапезу (Ин. 21: 15 и след.), Спаситель спросил Петра внезапно – а Он знал думы всех, и этот вопрос был продолжением тех мыслей, на которые Христос должен был дать разъяснение. Вопрос Христа был непосредственно связан с утверждением Петра, сделанным на Тайной Вечере. Христос спросил его теперь:

Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?

И порывистая натура Петра опять дала о себе знать в той поспешности, с какой он ответил, на миг забыв о своем отречении:


И все же мне кажется, что была какая-то осторожность в ответе Петра, который уже не превозносился над остальными апостолами; это заставляет думать, что память об отречении еще была жива в нем.

Иисус доверил ему пасти агнцев Его без единого пояснения или намека на его первенство среди апостолов . Напротив, словно на суде, где первое свидетельство должно быть подкреплено, чтобы быть принятым (в подобных ситуациях необходимы были три свидетельства), Он спрашивает его во второй раз, уже не сравнивая его с другими апостолами:

Петр подтверждает это, ничего более не добавляя – произнеся всё те же слова:

– Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Спаситель спрашивает в третий раз, словно в последний раз проверяя его первое утверждение:

– Симон Ионин! любишь ли ты Меня?

Петр подтверждает, произнося те же слова:

– Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Христос вверяет ему пасти овец Его.

Несмотря на убежденность Петра и апостолов в том, что Христос восстанавливает Петра на ступени апостольства, этот третий вопрос глубоко опечалил Петра, поскольку Учитель в третий раз обратился к нему со словами: «Любишь ли ты Меня?», – и он ответил с великой грустью в голосе:

– Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Тем самым Петр косвенно подтверждает, что все эти вопросы, произнесенные трижды, связаны с тремя его отречениями, и ими изглаждается совершённый им грех, и он снова восстанавливается в числе апостолов. Для всякого человека со здравой верой очевидно, что Петру теперь не предоставляются особые полномочия, потому что в таком случае зачем бы он стал печалиться, когда был в третий раз спрошен?

Когда Христос обратился к апостолам после Воскресения и сказал: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16: 15), Учитель не обратился к Петру ни с чем особенным, так что его положение оставалось несколько неясным в сравнении с остальными. Отрекшегося от Него Христос намеревался восстановить путем торжественного воссоединения, наподобие принятия еретика в Православие в наше время.

Когда католики утверждают, что ему теперь дается особая власть, они заведомо обманываются: Петру теперь дана власть, которую остальные апостолы имели изначально, которой они не теряли, как Петр, и которая была подтверждена в день Воскресения. Теперь Петр был восстановлен в апостольстве, и ему возвращено было право проповедовать всей твари:

– Паси агнцев Моих, паси овец Моих!

Если за весь этот таинственный период после Воскресения Господа и было что-нибудь особенное для кого-нибудь из апостолов, то выделенными оказались двое: Фома, ради которого Христос специально приходил, чтобы уверить его в Своем Воскресении, и Иоанн, о котором Он сказал Петру при Своем явлении, обсуждаемом нами:

– Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною (Ин. 21: 22).

Таким образом, Иисус снова укоряет Петра за дерзость.

С Петром связано еще кое-что важное. Когда Мария Магдалина объявляет апостолам, что она говорила с Господом у гроба и Он жив, они засомневались, и только Петр и Иоанн побежали ко гробу, чтобы увидеть, что там случилось. Иоанн, будучи помоложе, бежал быстрее, он посмотрел в гроб, увидел пустую плащаницу, но не вошел из почтения к возрасту Петра. Через короткое время и Петр добежал до гроба, и они друг за другом вошли внутрь.

Там они увидели плащаницу, лежащую на земле, а плат, которым было закрыто лицо Иисусово, не был вместе с плащаницей, а был свит и лежал в другом месте. Тогда , добавляет евангелист Иоанн, они увидели и уверовали (ср.: Ин. 20: 8).

Если бы плащаница была раскрыта и лежала на земле распрямленной, как обычно кладут кусок ткани, думаю, это не произвело бы такого ошеломляющего впечатления на обоих апостолов. Без сомнения, имелось что-то странное в том, как лежала плащаница на земле, если святой Иоанн написал, что они увидели плащаницу и уверовали, ибо они еще не знали из Писания, что Христу надлежало воскреснуть из мертвых (Ин. 20: 9).

Приняв во внимание… иудейскую традицию, связанную с погребением, вспомним, что после смерти Спасителя на Кресте иудеи старались избавиться от тел распятых, потому что на другой день была Пасха, а иудаизм не дозволял, чтобы мертвые оставались непогребенными на Пасху. Иосиф Аримафейский, тайный ученик Иисусов, пошел к Пилату и просил у него тело Иисусово. Тот удивился, что Учитель уже умер, вызвал сотника и спросил у него, а тот подтвердил смерть. Вероятно, это был тот самый сотник, который воскликнул, увидев сверхъестественные явления, сопровождавшие смерть Спасителя:

– Воистину Он был Сын Божий (Мф. 27: 54).

Мы знаем из повествования святого Иоанна, что Пилат все же послал солдат проверить это, и они, увидев, что двое разбойников не умерли, перебили им голени – это вызывало шок и мгновенную смерть; а Иисусу не перебили голеней, но только пронзили Ему сердце копьем.

Иосиф Аримафейский снял тело Иисуса с Креста; подошел и Никодим, ночью приходивший к Иисусу, чтобы расспрашивать Его (см.: Ин. 3), он принес смесь смирны и алоэ; плащаницу смочили в этом составе, затем, обвив тело Господа этой тканью, пропитанной благовониями, они положили Спасителя во гробе, в котором еще никто не был положен (Ин. 19: 42).

Эти благовония, подобно сиккативу, имели свойство делать ткань более жесткой . То, что увидели Петр и Иоанн, – это была неразвернутая плащаница, сохранившая форму тела Иисусова, что означало: Господь вышел из плащаницы, не нарушив той формы, которую она приняла по Его телу.

Подтверждая все сверхъестественные явления – от до Его Воскресения, мы видим цепь символов, ведущих к высшей конечной цели – Божеству Иисуса. Он родился от Девы безмужно, и Она никого больше не носила во чреве Своем – так и при погребении Христос был положен в новом гробе, в котором никто никогда не был погребен. Спаситель вышел из плащаницы, не разорвав и не развернув ее, а потом и из могилы вышел через камень, не разбив его, – как и из чрева Матери Своей Он вышел, не причиняя болей рождения и не повреждая ключей девства.

Всё это связано с богословской мыслью о том, что всюду всё, к чему прикасается Бог, оживает, выходит из своего естественного порядка и входит в иной порядок – Божественный, высший, непостижимый для нас.

Радость праздника Воскресения иная, чем та, которую мы испытываем при Рождении Христа, когда мы стараемся сделать сердце наше духовной пещерой, в которой родится Младенец Иисус. Там, на Рождество, мы все вместе стоим перед чудом, в котором Бог невместимый, безначальный, сотворивший этот удивительный мир, небо и землю, ограничивает Себя до масштабов малюсенького и хрупкого Младенца, лежащего в яслях и согреваемого только дыханием животных и любовью Своей Матери и праведного Иосифа.

На Рождество мы еще как будто не приняли в себя Христа; Он еще дивный Младенец, сошедший с небес, и у нас некое чувство пребывания вне Бога Сына. На Пасху же, благодаря искупительному посту и тому факту, что мы видели Бога среди нас, имеющего наш вид и рост, страдающего, как мы, истекающего кровью, зовущего Своего Отца с небес, молящегося за мучавших Его – среди которых, может быть, были и мы, – радость наша становится внутренней. Христос соединил нас страданием и прощением.

Люди более спокойны на Пасху, более интериоризированы . Воскресение приносит радость более тихую, нам не нужно бежать, как мы делаем это на Рождество, чтобы достигнуть пещеры Рождества. Богочеловек – в нас, в нашем страдании, нашем покаянии, нашем очищении постом и в нашем новом обращении к Богу. Частые и более продолжительные богослужения, сердечная боль о грехах, совершенных нами, всенощные бдения и пассии постепенно возводят и приближают нас к Богу. И дух наш становится ревностей к покаянию и усердней к молитве.

Мне очень хотелось бы, чтобы все находящиеся в этом храме достигли Воскресения светлыми, как ангелы, и очищенными от грехов. Мне очень хотелось бы, чтобы вы забыли обо всём зле, мне хотелось бы, чтобы ум ваш был устремлен к одному только Богу, из уст ваших исходили, как говорит святой апостол Павел, псалмы, славословия и песни духовные . Я имею в виду не то, чтобы вы отныне стали декламировать псалмы, а чтобы вы увидели, по словам псалмопевца, как ваше сердце ликует от радости о Воскресении Спасителя .

И тогда этот храм действительно станет жилищем Христовым. И я был бы очень рад, если бы вы все стали выше меня, все были бы святыми в этом храме.

(Иоан. 20:11-18; Марка 16:9-11; Матф. 28:9-10)

После того, как Апостолы Петр и Иоанн ушли от гроба, там осталась одна Мария Магдалина, может быть, пришедшая вместе с ними или сейчас же вслед за ними. Душа ее была в смятении, и она плакала, считая тело Господа похищенным. Плача, она наклонилась к отверстию гроба и увидела там двух Ангелов, сидящих на том одре, на котором в гробных пещерах полагали тела мертвых. Скорбь о Господе была столь велика, что заглушала все прочие чувства, а потому Магдалина, видимо, даже не была особенно потрясена этим явлением Ангелов, и на их вопрос, конечно, с желанием ее утешить: "жено что плачешися?" - она запросто, как бы говоря с земными существами, трогательно выражает свою скорбь все в тех же словах, как раньше Апостолам Петру и Иоанну: "взяша Господа моего, и не вем, где положиша Его". Сказав это она, может быть случайно, в растерянности чувств, а может быть, движимая инстинктивным внутренним чувством, обратилась назад и увидела Иисуса, но не узнала Его. Не узнала, вероятно, потому, что Он явился "инем образом", как позже эммаусским путникам, в "смиренном и обыкновенном" виде (Св. Иоанн Злат.), почему она и приняла Его за садовника. А может быть, не узнала и потому, что глаза ее были заплаканы, она была подавлена скорбью и отнюдь не ожидала видеть Господа живым. Не узнала она Его вначале даже по голосу, когда Он спросил ее: "жено, что плачеши? кого ищеши?" Принимая Его за садовника, что вполне естественно, ибо кому же и быть так рано в саду, как не садовнику? - она говорит Ему: "Господи", в смысле "господин", "аще ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его, и аз возму Его", - не думая даже при этом, будет ли она, слабая женщина, в состоянии поднять Его. Тогда Господь открылся ей, произнеся ее имя очевидно особой, хорошо и давно знакомой ей интонацией голоса: "Марие". "Обращшися" - это показывает, что она после слов своих воображаемому садовнику, снова обратила взоры свои к гробу, - "глагола Ему: Раввуни, еже глаголется: Учителю", и при этом, видимо, в неописуемой радости упала к ногам Господа, желая прильнуть к ним, осязать их, может быть, для того, чтобы убедиться в том, что видит настоящего живого Иисуса, а не призрак. Господь запретил ей это, сказав: "не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему: иди же ко братии Моей, и рцы им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему". "Верь не осязанию своему, а слову Моему", - как бы так сказал Господь. Смысл этого запрещения еще тот, что Господь хотел этим как бы сказать Марии: "оставь Меня, ибо тебе нельзя быть со Мной неотлучно, не удерживай Меня и себя, а иди и проповедуй Мое воскресение, Мне же надлежит теперь уже не оставаться больше с вами, а вознестись к Отцу Небесному". Хорошее разъяснение смысла этого запрещения прикасаться к Господу мы находим в утренней стихире 8-го гласа: "Еще земная мудрствует жена: темже и отсылается не прикасатися Христу".



"Прииде же Мария Магдалина поведающе учеником, яко виде Господа, и сия рече ей" - сличая эти слова с повествованием св. Матфея, мы должны предположить, что на пути Мария Магдалина встретилась с "другой Марией", и им обоим вместе снова явился Господь (второе явление), "глаголя: радуйтеся". Они же простерлись перед Ним ниц, припав к ногам Его, и Он вновь повторил им Свое повеление идти к ученикам, назвав их "братией Моею", и возвестить им о Своем воскресении, повторив то же, что перед этим сказал Ангел: "да идут в Галилею". Трогательно это наименование "братией", которое дает воскресший Господь, уже прославленный Мессия, готовый идти ко Отцу, Своим ученикам - Он не стыдится называть их так, как подчеркнул это потом в своем послан, к Евреям 2:11-12 св. ап. Павел.

Св. Марк говорит, что на жен-мироносиц напал такой трепет и ужас, конечно, благоговейный, что они "никомуже ничтоже реша". Это надо понимать в том смысле, что они, по дороге, когда бежали, никому ничего не сказали о виденном и слышанном. О том же, что, пришедши домой, они рассказали обо всем апостолам, повествует далее сам же Евангелист Марк (Марк. 16:8и 16:10) и другие Евангелисты (Лук. 24:9).

По евангельским сказаниям, первое явление Господа по воскресении было как будто бы Марии Магдалине (Марк. 16:9-10). Но Св. Церковь издревле хранит предание о том, что прежде Марии Магдалины воскресший Господь явился Своей Пречистой Матери, что вполне естественно и понятно. В Иерусалиме, в храме Воскресения до сих пор указывают место явления воскресшего Спасителя Своей Пречистой Матери недалеко от кувуклия. Предание, освященное веками, не может не быть основанным на действительном факте. А если в Евангелиях ничего об этом не говорится, то это потому, что в Евангелиях вообще многого не записано, как свидетельствует об этом св. Иоанн (21:25; 20:30-31). Надо полагать, что Самой Пречистой Матери Божией было неугодно, по Ее смирению, чтобы разглашали заветные тайны Ее жизни, - вот почему о Ней вообще говорится в Евангелиях чрезвычайно мало, кроме самых необходимых фактов, связанных непосредственно с жизнью Самого Господа Иисуса Христа. Пресвятую Богородицу Евангелисты, видимо, вообще не хотели упоминать, как свидетельницу истинности события Воскресения Христова потому, что свидетельство матери не могло бы быть принято с доверием сомневающимися (смотри синаксарий в неделю Пасхи). Евангелисты говорят, что рассказы жен-мироносиц о виденном и слышанном ими у гроба и о явлении им Самого воскресшего Господа, показались им пустыми, они им не поверили (Лук. 24: И). Если даже апостолы не поверили женам-мироносицам, то могли ли бы поверить посторонние люди свидетельству Матери?

ЯВЛЕНИЕ ВОСКРЕСШЕГО ГОСПОДА УЧЕНИКАМ НА ПУТИ В ЭММАУС

(Луки 24:13-35 и Марка 16:12)

Об этом подробно рассказывает один Евангелист Лука, по преданию, бывший одним из этих двух учеников. Другим был Клеопа, вероятно, муж сестры Богоматери. Оба они были из числа 70-ти учеников Христовых. Кратко упоминает об этом явлении Господа и св. Марк (16:12). Даже сама необыкновенная живость описания этого события и полнота изображения его со всеми внутренними переживаниями показывает, что одним из двух участников его был несомненно сам Лука, по обычаю священных писателей, не называющий себя по имени. Ученики направлялись в селение Эммаус, находившееся в расстоянии 60-ти стадий, т.е. 10-12 верст, от Иерусалима к западу по дороге в Иоппию. При медленной ходьбе, с которой они шли туда, на покрытие этого пути могло потребоваться около 3-х часов, а при поспешном возвращении назад они могли затратить на это часа полтора-два. Это было в "тойже день", т.е. в день самого воскресения Христова. Они шли медленно, рассуждая между собой о всех печальных событиях, связанных с последними днями земной жизни Господа, которые тяжестью легли на их души, а также, как это видно из дальнейшего (ст. 22-23), и о событиях этого дня, который, видимо, не смогли утвердить в них веру в истину воскресения Христова, ибо они шли печальными ("еста дряхла" - ст. 17). На пути Сам Господь присоединился к ним в виде спутника, направляющегося той же дорогой. "Очи же ею держас-теся, да Его не познаета". Св. Марк объясняет, что Господь явился им "инем образом", т.е. в ином виде, а поэтому они Его не узнали. Сделал Господь это намеренно, ибо Ему неугодно было, чтобы они сразу узнали Его. Сделал Он это для того, чтобы преподать им необходимое в их душевном состоянии наставление. Он хотел, "чтобы они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство; чтобы после долгого промежутка явиться им более приятным; чтобы научить их из Моисея и пророков, и тогда уже быть узнанным; чтобы они лучше поверили, что Тело Его уже не таково, что бы могло быть усматриваемо всеми вообще, но что хотя воскресло то же самое, которое и пострадало, однако же видимо бывает только для тех, кому Он благоволит", так рассуждает об этом бл. Феофилакт.

Всеведущий - Он хочет от них самих узнать, что составляет предмет их печали: "что суть словеса сия, о нихже стязаетася к себе идуща, и еста дряхла?" Этим вопросом Господь вызывает Своих учеников на то, чтобы они излили перед Ним свои чувства. Клеопа принимает тогда Господа за иудея, пришедшего в Иерусалим на праздник из какой-нибудь другой страны, ибо не может допустить мысли, чтобы житель Палестины не знал обо всем происшедшем в Иерусалиме в эти дни. Тогда ученики исповедали Господу всю свою горесть. Характерно, однако, что они называют своего Учителя только "пророком", высказывая при этом, что их надежды на Него, как на Мессию, не сбылись: "мы же надеяхомся, яко Сей есть хотя избавити Израиля". Впрочем, они сами еще не знают, что думать обо всем происшедшем, ибо жены некоторые, бывшие сегодня рано у гроба, рассказывали удивительные вещи: они не нашли Тела Его, но видели явление ангелов, которые говорят, что Он жив. Очевидно Лука и Клеопа ушли из Иерусалима, еще не слыхав о том, что Господь явился Марии Магдалине и прочим мироносицам. "И идоша нецыи от нас ко гробу" - здесь очевидно идет речь об апостолах Петре и Иоанне, о чем повествуется в Евангелии последнего (20:1-10) - "Самого же не видеша" - это и ставит их в затруднение, почему они и не знают, что обо всем этом думать.

Тогда Господь, не открываясь еще им, начинает Свою учительную речь, давая им понять, что причина их неопределенного духовного состояния в них самих - в их несмысленности и в косности их сердец. "Не сия ли подобаше пострадати Христу, и внити в славу Свою?" - Он прямо называет Учителя их Христом и объясняет, что все произошло в полном согласии с ветхозаветными пророчествами о Христе, что именно через страдания Мессии и надлежало "войти в славу свою" - славу Своего духовного, а не земного царства.

С большим вниманием и внутренним горением сердец слушали ученики своего таинственного спутника и так внутренне расположились к Нему сердцем, что стали уговаривать Его остаться с ними на ночлег в Эммаусе, ссылаясь на то, что день уже склоняется к вечеру, а по ночам ходить в одиночестве в Палестине было небезопасно. Господь остался и, когда пришло время вечерней трапезы, Он, как старейший, "приим хлеб благослови, и преломив даяше има". Видимо, это характерное для их Учителя действие и послужило толчком к тому, что у них отверзлись очи, и "познаста Его: и Той невидим бысть има". Как видно из евангельских повествований, прославленное Тело Господа было уже особенным, не таким, как прежнее обыкновенное смертное человеческое тело: для него не существовало никаких преград, и оно могло вдруг являться и вдруг становиться невидимым.

Почему только теперь Господь дал узнать Себя? Цель явления Его была - объяснить ученикам, как сбылись на Нем все ветхозаветные пророческие писания. Порывистая радость, которая несомненно овладела бы ими, если бы они сразу узнали Его, могла бы только помешать спокойному размышлению об истине Его воскресения и убеждению в действительности его. А так Господь постепенно довел их до глубокого убеждения в этой истине, заставив, по их собственному признанию, гореть сердца их, и напоследок открылся им, воспламенив их таким образом горячей верой, уже недоступной никаким сомнениям и искушениям.

ЯВЛЕНИЕ ВОСКРЕСШЕГО ГОСПОДА ДЕСЯТИ УЧЕНИКАМ В ДЕНЬ ВОСКРЕСЕНИЯ

(Марка 16:14; Луки 24:36--45 и Иоанна 20:19-23)

Кратко упоминает об этом явлении св. Марк, подробно рассказывают о нем св. Лука и св. Иоанн, взаимно дополняя друг друга. По словам св. Луки, Господь явился десяти ученикам, собранным вместе (отсутствовал Фома, по св. Иоанну), как раз в то время, когда пришедшие из Эммауса Лука и Клеопа еще продолжали свой рассказ, как бы для того, чтобы рассеять в своих учениках всякие сомнения и излечить их от остатков неверия. По словам св. Иоанна, это было "сущу позде, в день той во едину от суббот", т.е. поздно вечером в первый день недели. Тут св. Иоанн отступает от обычного еврейского счисления, по которому вечер есть начало другого дня. Двери дома были заперты из опасения иудеев - "страха ради иудейска"; до учеников, видимо, дошла молва, что тело Христово было украдено ими, и поэтому они вполне естественно могли опасаться каких-нибудь насильственных мер со стороны враждебно настроенных к ним иудеев.

И вот - "дверем затворенным", "прииде Иисус и ста посреде, и глагола им: мир вам". Здесь проявилось особенно свойство прославленного Тела Господа, по которому вещественные предметы не составляли для Него препятствия к прохождению сквозь них. Чудесность такого прохождения Господа сквозь закрытые двери вызвала смущение учеников, о котором говорит св. Лука: "убоявшеся же и пристрашни бывше, мняху дух видети" - они подумали, что это только дух Господа, отрешенный от тела и пришедший к ним из шеола, т.е. что явившийся к ним не живой, а мертвец. Для уверения, что это именно Он, Господь показывает им руки и ноги Свои, раны гвоздиные на коих свидетельствуют, что это то же самое тело, которое распято было на кресте, предлагает даже осязать Себя, дабы убедиться, что это Он Сам, а не дух или призрак Его. С целью искоренить в учениках последние остатки неверия, Господь вкушает перед ними, вероятно, оставшуюся от их вечери часть печеной рыбы и сотового меда. "Возрадовашася ученицы, видевше Господа" - сомнения их рассеялись, и их охватила та радость, о которой предсказывал им Господь на Тайной вечери: "Паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас" (Иоан. 16:22). По словам св. Марка, Господь упрекал их за неверие и жестокосердие, что они не поверили тем, которые видели Его воскресшим, т.е. женам-мироносицам, Луке и Клеопе (Марк. 16:14).

"Сия суть словеса, яже глаголах к вам" - все происшедшее это исполнение того, о чем Я еще прежде неоднократно предрекал вам, говоря о предстоящих Мне страданиях и воскресении.

Обо всем этом было предсказано в ветхозаветных писаниях - "законе Моисеове", "пророцех" и "псалмах", а потому всему этому и надлежало исполниться. Здесь Господь указывает на то трехчастное деление ветхозаветных священных книг, которое существовало у иудеев. Они разделяли свои свящ. книги на три отдела:

1) закон, под которым понималось Пятикнижие Моисеево;

2) пророки, под которыми разумелись почти все остальные исторические и пророческие книги, и

3) псалмы, или агиографы, к которым причислялись книги учительные и малые из исторических.

Таким образом, по указанию Самого Господа, весь Ветхий Завет, в целом его составе, исполнен пророчеств о Нем. Раньше апостолы не понимали правильно этих пророчеств: теперь через особенное благодатное озарение Господь "отверзе им ум разумети Писания". Св. Иоанн добавляет к этому, что Господь затем вторично сказал им: "Мир вам" и вслед затем через видимый знак - дуновение - преподал им, прежде дня Пятидесятницы, предварительную благодать Святаго Духа, сказав: "приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся". Полное излияние всех даров Святаго Духа на апостолов совершилось в день Пятидесятницы; но очевидно еще до этого дня апостолам были необходимы такие дары Св. Духа, которые укрепили бы их в несомненной и твердой вере в истину воскресения Христова, помогли бы им правильно разуметь писания, а в особенности для того, чтобы породить в 11 апостолах веру в их Божественное посланничество - веру в то, что они не только бывшие спутники и слушатели Господа Иисуса Христа, но "Апостолы" - посланники Его, поставленные Им на великое служение делу Евангельского благовестия во всем мире: "якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы". Это - начаток Духа, который необходим был для укрепления апостольского общества. Вместе с тем этим дуновением всем апостолам дана была власть отпускать грехи, ранее только обещанные Петру за его исповедание (Матф. 16:19) и другим апостолам (Матф. 18:18).

ЯВЛЕНИЕ ВОСКРЕСШЕГО ГОСПОДА ОДИННАДЦАТИ УЧЕНИКАМ В ОСЬМЫИ ДЕНЬ ПО ВОСКРЕСЕНИИ И РАССЕЯНИЕ НЕВЕРИЯ ФОМЫ

(Иоанна 20:24-31)

Евангелист Иоанн отмечает, что при первом явлении Господа всем Своим ученикам, собранным вместе, отсутствовал апостол Фома, называемый Близнец, или Дидим (по-гречески). Как видно из Евангелия, характер этого апостола отличался косностью, переходящей в упорство, которое свойственно людям простого, но твердо сложившегося воззрения. Еще когда Господь шел в Иудею для воскрешения Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: "пойдем и мы умрем с Ним" (Иоан. 11:16). Когда Господь в Своей прощальной беседе сказал ученикам: "куда Я иду, вы знаете, и путь знаете", то Фома и тут стал противоречить: "не вемы, камо идеши: и како можем путь ведети?" (Иоан. 14:5). Крестная смерть Учителя произвела поэтому на Фому особенно тяжкое, удручающее впечатление: он как бы закоснел в убеждении, что утрата Его невозвратна. Упадок духа его был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже незачем быть вместе, так как все кончено, все распалось и теперь каждый из учеников должен по прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. И вот, встретив других учеников, он вдруг слышит от них: "видехом Господа". В полном соответствии с своим характером, он резко и решительно отказывается верить их словам. Считая воскресение Своего Учителя невозможным, он заявляет, что поверил бы этому только тогда, если бы не только видел своими глазами, но и осязал своими руками язвы гвоз-диные на руках и ногах Господа и прободенное копием ребро Его. "Вложу руку мою в ребра Его" - из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

Спустя восемь дней после первого явления Господа десяти апостолам, Господь снова является "дверем затворенным", по-видимому, в том же доме. На этот раз и Фома был с ними. Может быть, под влиянием обращения с другими учениками, упорное неверие начало оставлять его, и душа его мало-помалу становилась вновь способной к вере. Господь и явился для того, чтобы воспламенить в нем эту веру. Став, как и в первый раз, совершенно неожиданно среди Своих учеников и преподав им мир, Господь обратился к Фоме: "принеси перст твой семо, и виждь руце Мои..." На сомнения Фомы Господь отвечает его же собственными словами, которыми он обуславливал свою веру в Его воскресение. Понятно, что уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Господь к тому же прибавил: "И не буди неверен, но верен", т.е.: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги - полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не сказано, осязал ли действительно Фома язвы Господа - можно думать, что осязал - но так или иначе, вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: "Господь мой и Бог мой!" Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидание Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: "блажени не видевшие, и веровавше". И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще непрестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это - лучший путь веры.

Этим повествованием св. Иоанн заканчивает свое Евангелие. Следующая 21-я глава написана им позже, спустя некоторое время, как думают, по поводу слуха о том, что ему определено жить до второго пришествия Христова. Теперь же св. Иоанн заключает свое повествование свидетельством о том, что "многа же и ина знамения сотвори Иисус пред ученики Своими, яже не суть писана в книгах сих" - хотя св. Иоанн и поставил себе целью дополнить повествование первых трех Евангелистов, но и он записал далеко не все. Он, однако, считает, как видно, что и написанного вполне достаточно, "да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во Имя Его" - и того немногого, что записано, довольно для утверждения веры в Божество Христово и для спасения через эту веру.

ЯВЛЕНИЕ ВОСКРЕСШЕГО ГОСПОДА УЧЕНИКАМ ПРИ МОРЕ ТИВЕРИАДСКОМ

(Иоанна 21:1-24)

Еще до Своих страданий Господь предупреждал Своих учеников, что по воскресении Своем Он явится им в Галилее. Это же сказали и ангелы, находившиеся у гроба Господня, женам-мироносицам (Матф. 26: 32 и 28: 7). Пробыв полностью все восемь дней праздника Пасхи во Иерусалиме, апостолы отправились в Галилею, где вполне естественно занялись опять своим прежним ремеслом - ловлей рыбы на Генниса-ретском озере, что давало им пропитание.

Здесь "паки явися Иисус учеником Своим... на мори Тивериадстем". Это было, по счету св. Иоанна, третье явление Господа Своим ученикам, собранным вместе. На этот раз их было семеро: Симон Петр, Фома, Нафанаил, сыны Зеведеевы, т.е. Иаков и Иоанн, и еще двое, которые не поименованы. По смирению, св. Иоанн ставит себя с братом, при этом перечислении, на последнем месте, не указывая и имени их, в то время как всюду в других Евангелиях они ставятся обычно после Андрея и Петра.

Целую ночь трудились апостолы, ловя рыбу, но ничего не поймали. Это несомненно должно было напомнить им ту ночь, которая, по сказанию св. Луки (5:5 и д.), три года тому назад предшествовала их избранию на апостольское служение. И в этот раз опять повторилось нечто подобное. "Утру же бывшу, ста Иисус при брезе: не познаша же ученицы, яко Иисус есть". "Ста при брезе" - выражение внезапного явления. Ученики Его не узнали, быть может, потому, что и в этот раз Он явился, как и Луке с Клеопой, "инем образом", или же просто потому, что еще не рассеялся вполне мрак ночи или утренний туман. "Дети, еда что снедно имате?" - обратился к ним Господь, разумея под "снедным", как видно из дальнейшего, рыбу. В ответ на их отрицание Господь предложил им закинуть сеть "одесную страну корабля", и вновь повторилось уже пережитое ими три года тому назад чудо: они не были в состоянии вытащить сеть из-за множества попавшейся рыбы. Это чудо, как и первое, несомненно должно было прообразовать собой их будущую плодоносную апостольскую деятельность, в которой они, трудясь сами, должны были вместе с тем во всем руководиться указаниями Господа. "Ученик, егоже любляше Иисус", т.е. Иоанн, как он не раз называет себя, пораженный этой чудесной ловитвой, сразу почувствовал своим сердцем, Кто этот таинственный незнакомец, стоявший на берегу, и сообщил свою догадку Петру: "Господь есть". Не дерзая предстать перед Господом обнаруженным, Петр опоясался "епендитом", т.е. верхней одеждой, чтобы надеть ее на себя при выходе из воды, и бросился в море, дабы выйти на берег к Господу.

Из этого мы видим особенности характеров этих двух Апостолов: Иоанн - возвышеннее, Петр - пламеннее, Иоанн более способен к созерцанию, Петр - решительнее в действии. "Иоанн проницательнее", - говорит бл. Феофилакт, - "Петр пламеннее; Иоанн первый узнал Господа, а Петр первый поспешил к Нему". Другие ученики тем временем приплыли на лодке, "влекуще мрежу рыб": рыбы было так много, что они не решались втащить сеть в лодку, чтобы она не опрокинулась под тяжестью пойманной рыбы, а потому тащили сеть к берегу, где удобнее было вытащить ее без всякого риска.

"Егда убо излезоша на землю, видеша огнь лежащ, и рыбу на нем лежащу, и хлеб" - Господь опять чудесно приготовил им, голодным, пищу, но желая, чтобы они вместе с тем вкусили и от плодов рук своих, сказал: "принесите от рыб, яже ясте ныне". Симон Петр возвратился к лодке и, вероятно с помощью других учеников, вытащил на берег сеть, в которой оказалось сто пятьдесят три рыбы. Видимо, чудесным было и то, что при таком количестве сеть не прорвалась. Во всяком случае, надо полагать, что эта чудесная ловитва произвела сильнейшее впечатление на Иоанна, если он даже запомнил на всю жизнь количество пойманной рыбы. Должно быть, из особого благоговения, пораженные всем происшедшим, апостолы стояли в некотором почтительном отдалении от Господа, почему Он и пригласил их подойти ближе и начать трапезу словами: "Приидите, обедуйте". Должно быть и Сам Иисус находился в некотором отдалении, потому что дальше сказано: "прииде же Иисус". Как хозяин, Он стал угощать апостолов, давая им вкушать приготовленный хлеб и рыбу. "Ни один же смеяше от ученик истязати Его, ты кто еси, ведяще, яко Господь есть" - нечто необычное видели ученики в явившемся Господе: Он не был очевидно вполне похож на такого, каким они всегда привыкли Его видеть, так как тело Его по воскресении было особенным, прославленным, исполненным особого величия и Божественности, но они знали, что это несомненно Он.

ЯВЛЕНИЕ ВОСКРЕСШЕГО ГОСПОДА УЧЕНИКАМ НА ГОРЕ В ГАЛИЛЕЕ

(Матфея 28:16-20; Марка 16:15-18 и Луки 24:46-49)

"Единииженадесяте ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус. И видевше Его, поклонишася Ему, ови же усумнешася" - так как ангелы сказали женам-мироносицам, что Господь предваряет их в Галилее, то надо полагать, не одни апостолы устремились в Галилею, чтобы видеть там Господа, согласно Его обещанию. Многие считают, что это явление Господа на горе было именно тем, о котором говорит св. ап. Павел в 1 Коринф. 15:6, что Господь явился тогда "боле пяти сот братиям единою". Что это за гора, неизвестно, но очень вероятно, что это была гора преображения Фавор, на которой ученики сподобились видеть преображение того славного состояния Господа, в котором Он им явился теперь. Некоторые из* собравшихся "усумнились", что именно и показывает, что это не могло быть массовой галлюцинацией, как пытаются уверять неверующие.

"И приступль Иисус", т.е. приближась, дабы рассеять всякие сомнения в том, что это действительно Он, "рече им, глаголя: "дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли" - как Единородный Сын Божий, Он от начала мира имел всякую власть на небе и на земле; теперь же, как Победитель ада и смерти, Он приобрел такую же власть над всем и по человечеству, как Искупитель мира. Явившись в мир, как человек, Сын Божий ограничил Себя в употреблении Своей Божественной власти, ибо не восхотел совершить дело спасения людей одним Своим всемогуществом. Через воскресение Он воспри-ял всю полноту Своей Божественной власти уже, как Богочеловек, и от Него теперь зависело завершить все дело спасения людей ниспосланием Духа Святаго, учреждением Церкви Своей и посольством Апостолов на проповедь во весь мир.

"Шедше научите вся языки", - как говорит св. Матфей, или: "шедше в мир весь, проповеди-те евангелие всей твари", как передает св. Марк; "тако писано есть и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима. Вы же есте свидетелие сим" - так передает это полномочие, данное Господом Своим Апостолам, св. Лука. Теперь Господь уже не ограничивает их проповедь одними иудеями, как прежде (Матф. 10:5-б; 15:24), но посылает их учить все народы, ибо весь мир искуплен страданиями Христовыми и должен быть призван в Царство Христово. "Крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" - Богочеловек дает Своим ученикам право и налагает обязанность крестить все народы во имя Святой Троицы. Это значит, что крещающие действуют не сами от себя, но по власти, даруемой им от Самого Триипостасного Бога, а крещаемые принимают на себя через это обязанность веровать во Святую Троицу и посвящать свою жизнь призвавшему их, искупившему и возродившему Триипостасному Божеству. Крещение есть знамение омытия грехов человека невидимым действием Святаго Духа и знак его вступления в Церковь Христову для новой, возрожденной в Боге жизни. Крещение должно сопровождаться научением крещаемых всему тому, что заповедано Христом Спасителем: "учаще их блюсти вся, елика заповедах вам".

Св. Марк добавляет к этому еще, какие чудесные знамения явятся последствием веры для тех, которые уверуют: "Именем Моим бесы ижденут: языки возглаголют новы, змия возмут, аще и что смертное испиют, не вредит их: на недужныя руки возложат, и здрави будут" - от человеческого греха весь мир пришел в расстройство, и зло стало в нем господствовать: уверовавшие во Христа-Искупителя получат власть и силу побеждать это зло и восстанавливать утраченную миром гармонию. Эти чудеса, как свидетельствует вся дальнейшая история Церкви, действительно творили апостолы и все истинные христиане.

"И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века" - возлагая на апостолов тяжкий труд распространения евангельского благовестия по всему миру, Господь ободряет их, обещая им Свое таинственное незримое сопребывание с ними до скончания века. Но так как апостолы не дожили "до скончания века", то обетование это надо относить и ко всем апостольским преемникам. Это не значит, что после скончания века Господь не будет с учениками Своими. "Нет, тогда-то особенно и будет" (бл. Феофилакт), но значит лишь то, что до скончания века несомненно Он Сам будет находиться незримо среди истинно верующих, во главе основанной Им Церкви и руководить ею ко спасению людей.

На третий день после Крестной смерти Господь Иисус Христос силой Своего Божества воскрес из мёртвых. И на протяжении сорока дней, вплоть до Своего славного Вознесения на небо, Он являлся Своим ученикам.

Рано утром, в первый день недели, женщины, стоявшие у Креста Господня на Голгофе, пришли ко гробу Спасителя, чтобы помазать миром Его пречистое тело. Одной из них была Мария Магдалина. Она первая пришла ко гробу Господню. Но он оказался пуст. Там, где лежал Христос, были только Его погребальные пелены. С этой вестью Магдалина поспешила к апостолам Петру и Иоанну и вслед за ними вернулась обратно.

Она стояла перед входом в пещеру и плакала. Душа её была в смятении. Женщина думала, что кто-то унёс тело её возлюбленного Учителя и Господа. Оглянувшись назад, Магдалина увидела Христа, но не узнала Его, а подумала, что это садовник. Со слезами она обратилась к Нему: "господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его".

Тогда Иисус сказал ей: "Мария!" В этот момент открылись духовные очи Магдалины - она узнала Спасителя. "Учитель!" - воскликнула она и в неописуемой радости бросилась к ногам Христа. Но Господь запретил ей прикасаться к Нему, а повелел идти и рассказать о виденном всем ученикам. После этого Иисус явился отдельно Петру и уверил его в Своём Воскресении.

В тот же день двое учеников Христовых, Лука и Клеопа, шли из Иерусалима в Эммаус - селение, находящееся недалеко от города. Дорогой они разговаривали о событиях последних дней - страданиях и Крестной смерти Спасителя.

И вот Сам Господь Иисус Христос приблизился к ним. Но они, как и Магдалина, не узнали Спасителя, а подумали, что это один из паломников, пришедших в святой город на праздник.

Лука и Клеопа поделились с незнакомым Спутником своей печалью, недоумениями и, как им казалось, несбывшимися надеждами, которые они возлагали на своего Учителя.

"Однако, - сказали они, - некоторые из наших женщин говорят, что Он жив, и они видели Его". Тогда Иисус стал изъяснять им все ветхозаветные пророчества Священного Писания о Своих Крестных страданиях и славном Воскресении. Ученики дивились. Всё становилось для них ясным.

Они упросили своего Спутника не уходить, а остаться в Эммаусе и разделить с ними вечернюю трапезу. Когда же Он возлежал с ними за столом, то взял хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда "открылись" глаза их, и они узнали Господа Иисуса Христа, но Он стал невидим для них.

Лука и Клеопа тотчас встали и пошли назад, в Иерусалим, чтобы возвестить ученикам Христовым о Воскресении Спасителя.

Поздним вечером того же дня десять ближайших учеников Господа собрались вместе. Не было только Фомы. Двери дома, где они находились, были заперты из-за страха перед иудеями. И вдруг Сам Иисус Христос стал посреди них и сказал: "Мир вам!" Они испугались, думая, что это призрак. Ученики ещё не знали, что преображённое тело Господа приобрело новые, чудесные свойства. Никакие стены и закрытые двери больше не могли быть преградой для него.

Чтобы укрепить учеников в вере, Спаситель показал им Свои руки и ноги, пробитые гвоздями. Но апостолы всё ещё сомневались. Тогда, чтобы окончательно искоренить их неверие, Господь вкушает перед ними оставшуюся от их вечерней трапезы часть печёной рыбы и мёд. Сомнения учеников рассеялись. Их охватила необычайная радость. Только Фома не был при этом явлении Господа. Для него Крестная смерть Спасителя стала тяжёлым испытанием. Апостолу Фоме было мало свидетельств остальных учеников о явлении им Живого Воскресшего Христа. Он сам хотел видеть и осязать раны от гвоздей на руках и ногах Спасителя. "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю", - говорил он.

Через неделю апостолы опять собрались вместе. И Фома был с ними. Двери дома были заперты. Христос вновь стал посреди Своих учеников и сказал: "Мир вам!" Затем Он обратился к Фоме: "подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим". Фома воскликнул: "Господь мой и Бог мой!" Тогда Господь произнёс слова, относящиеся не только к Фоме, но и ко всем христианам: "ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин. 20:27).

После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: "Радуйтесь!". Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали "Евангелием" - благой вестью о воскресении Христа.

ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ - РАДОСТЬ НАРОДА ЕГО

И радость была в Израиле
1 Пар.12.40

В этой главе мы видим описание того, как великое множество народа Израиля содействовало Давиду, сначала в изгнании, когда он был вынужден бежать от Саула, и преследовали его с места на место. В разных местах, куда он был вынужден удалиться в изгнании, многие приходили к нему, как в пещере в Одолламе. Здесь упоминаются имена и количество тех людей, которые собрались вместе, чтобы помочь ему, и несколько мест, упомянутых в начале этой главы. В последней ее части упоминаются племена, которые пришли к нему в Хеврон, чтобы сделать его царем над всем Израилем, (1 Пар 12.23). "Все эти воины, в строю, от полного сердца пришли в Хеврон воцарить Давида над всем Израилем. Да и все прочие Израильтяне были единодушны, чтобы воцарить Давида" (1 Пар.12.38). Это было после того как он царствовал над Иудой семь с половиной лет. Но тогда был праздник для этого великого множества и пробыли там у Давида три дня, и ели и пили то, что Давид приготовил для них. Те, в Хевроне, что из колена Иудина, при содействии других, принесли хлеб, мясо, муку, смоквы, изюм, вина и масла, с крупного и мелкого скота множество, для жителей Хеврона, и колена Иудина, и этого было недостаточно для трапезы великого множества. Затем следуют слова, которые я читал: "и была радость в Израиле", ибо гражданская война между домом Саула и Давида окончилась. Человек, который был любимцем народа, который был мудрым князем и успешным полководцем, любивший свою страну до глубины души, от которого народ так много ожидал, будучи помазан Богом, стал царем над всеми коленами, и это была радость для Израиля.
Но как ни велика была эта радость, есть многочисленные причины для радости гораздо большей в духовном Израиле, о великом Сыне Давида, Царе Мессии и Спасителе Своего народа, Которого Бог помазал как Царя на Своей святой горе Сион, и Его царское служение упоминается в различных пророчествах Ветхого Завета. Ибо написано: "Ликуй от радости, дочь Сиона! Торжествуй, дочь Иерусалима! Вот Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий" (Зах 9.9). Также пророчество дает понять, что должно быть сказано по этому радостному поводу: "Сей Бог наш, мы ждали Его, и Он спасет нас. Это от Господа, мы ждали Его, мы будем рады, и возвеселимся во спасении Его (Ис. 25.9 KJV).
Именно в этих словах есть духовный смысл, который я постараюсь истолковать здесь и показать:
I. Причину радости в Израиле о Царе-Мессии, Сыне Давидовом, Господе нашем Иисусе Христе.
II. Где те, среди кого эта радость есть и будет.
III. Природу этой радости, по которой можно судить, является ли она чистой и подлинной в тех, кто исповедует иметь ее.
I. Я рассмотрю причины этой радости в Израиле о Царе-Мессии, Сыне Давидовом, Господе нашем Иисусе Христе, и они касаются любого проявления Его как Царя и Спасителя Израиля, сначала во плоти, в Его приходе к Своему народу для возрождения его, а затем в последний день, в Его Царстве духовном и личном. В каждом из этих периодов была, есть и будет великая радость, более обильная, чем тогда, когда Давид стал царем над всем Израилем.
1. Его пришествие во плоти есть предмет радости, ибо Он тогда явился как Царь Израилев и Спаситель его. Он пришел как Царь, и не временный, а духовный. Евреи ожидали Его как временного царя, и очень вероятно, что мудрецы Востока не имели никакого другого понятия о Нем, когда, водимые звездой, пришли и спросили, где Он, только что родившийся Царь Иудейский. Но хотя Он был и есть Царь, как Он признался и Пилату, Он не был временным монархом. Его царство, как Он сказал прямо, не от мира сего. Его царство не пришло с внешним великолепием и величием. Он явился не как временный царь, с величием и славой, но в образе раба. Он пришел, не чтобы Ему служили, хотя многие ждали от Него такого рода напыщенности, но чтобы послужить, быть слугой, и отдать душу Свою для искупления многих. Короче говоря, Он не стал Царем в Израиле иначе как Искупителем и Спасителем Своего народа. Ибо Он пришел не судить мир, править и управлять им, таким образом, как цари и князья могут делать, но, чтобы спасти мир, так что то, что Он сделал, как Спаситель, как Царь Израиля и его Избавитель, стало радостью для Его людей. Радость в Израиле - явившийся Царь Израиля.
Если же Его делом было совершить избавление, принести вечную праведность и искупить грехи Своего народа, все это заложит прочную основу для радости в духовном Израиле, или среди народа Божия, который имеет понятие об этих вещах. Его великим делом было обретение спасения для Своего народа, и это то, чему Церковь радуется со дня пришествия Его: ликуй от радости, дочь Сиона! Вот Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий". Вот источник и основа духовной радости в Израиле: спасение душ человеческих. Потому апостол петр увещевает стоять до конца в своей вере ко спасению душ наших, душ, которые более ценны и превосходны, нежели весь мир, и насколько душа превосходнее тела, настолко ее спасение важнее и превосходнее спасения тела, и это величайший повод для радости. Если телесное спасение дает радость, то гораздо более спасение души, совершенное Христом. Это вечное спасение. Бог как Бог природы и провидения, наш Бог и Царь наш, совершивший спасение посреди земли, является Автором всякого избавления на ней, и хвала Ему за это, и радость тех, кто нашел в Нем свое достояние. Но спасение, которого Христос, как наш Царь и Бог наш, является Автором, для всего духовного Израиля, есть спасение духовное и вечное: "Израиль спасется в Господа спасением вечным", и потому это справедливый повод для великой радости.
Это спасение от греха, и от гнева, от вечной смерти, и от каждого духовного врага. Это спасение от греха. Христос назван по имени Иисус, ибо "Он спасает людей от их грехов", от греха природы, или изначального греха, и от всех его последствий, от фактического беззакония, грехов сердца, уст, жизни и бездействия, от грехов больших и малых; Христос спасает от них всех. Было предсказано, что Он "должен избавить Израиля от всех беззаконий его".
Спасение по сути есть спасение от гнева, которого заслуживает грех, и который "с неба приходит на сынов противления", и каждый грешник может ожидать этого. Христос спасает Свой народ от грядущего гнева. Будучи оправданы Кровию Его и праведностью, Его люди спасаются от гнева; иначе говоря, они будут спасены от ада, смерти и всякого врага, и это есть большой повод для радости в Израиле.
Это дело спасения есть то, к чему Божественный Отец призвал Его, и дал Ему в руки; "Я совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить": Он имеет в виду дело спасения. Бог послал Его в нужный момент, чтобы быть Спасителем людей. Он пришел в этот мир, чтобы "взыскать и спасти тех, которые были потеряны", потеряны в Адаме и его падении. Он стал виновником спасения вечного. Он приобрел вечное искупление для Своего народа, Сам, без помощи любого существа, ангела или человека. Его собственная рука совершила это спасение. Оно закончено.
Ныне это великая радость в Израиле, что Христос пришел как Царь и Спаситель, и это спасение грешников и для грешников. Оно для грешников, и действительно, никто иной в нем не нуждается, но только разумные грешники, которые видят в нем нужду: не здоровым нужен врач, говорит Спаситель, но больным. Христос пришел призвать не праведников, не самодовольных людей, считающих, что их собственной праведности достаточно, чтобы оправдать их, "но грешников к покаянию"; это спасение для худших из грешников. Если бы оно было только за некоторых грешников, не за тех, кто запятнан любыми преступлениями, или для тех, кто жил достойной жизнью и совершил лишь некоторые прегрешения, которые являются общими для всего человечества, то таких людей, как Савл, гонитель и богохульник, оно никак не касалось бы; но это было основой его веры, надежды и радости, что "верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый". Апостол говорит коринфянам, приводя список самых мерзких грешников, когда-либо живших: "и такими были некоторые из вас, но омылись, освятились и оправдались". Если бы спасение грешников во Христе было ограничено, то оно никак не коснулось бы столь грешных и гнусных людей.
Это спасение совершено свободно, и это является еще одной причиной радости в Израиле. Спасение по благодати Божией, а не по делам. Если бы оно было только для людей определенного рода, сделавших такие и такие дела праведности был бы отличный повод для уныния в умах многих душ, но "не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости Он спас нас", "не от дел, чтобы никто не хвалился". Спасение и благословения его полностью свободны. Ибо, хотя наш Господь увещевает людей прийти и купить Его золото, огнем очищенное, и белые одежды, что выражает Его благодать и благословения, они должны быть куплены без денег и без платы.
Спасение, которое Христос сотворил как Царь, на радость в Израиле, является великим спасением, и оно несказанно прекрасно. Самой вечности не хватило бы, чтобы возвестить его величие; так как же нам "вознерадеть о столь великом спасении", совершенном столь великим Богом? Спасение дано великим грешникам, дано дорогой ценой, через драгоценную кровь Иисуса, ибо мы искуплены "не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа, как Агнца непорочного и чистого". Это выражение величайшей любви. Отец отдал Сына, и Сын отдал Себя, и трудно сказать, что является наибольшим. Спасение совершенно; оно охватывает всего человека, душу и тело. Спасение - от всякого греха, и от каждого духовного врага. Оно бесконечно; оно обеспечивает благодать здесь и славу в будущем, и все, кто разделяют его, станут совершенными во Христе Иисусе.
Это спасение, в котором выражена вся слава Божия, а также учтены интересы Его народа. Слава всех Божественных совершенств закреплена в этом спасении; "милость и истина здесь встречаются вместе, правда и мир целуют друг друга", ангелы видели это и славили Господа на воплощение Христа, воспевая: Слава Богу в вышних, и на земле мир, и добрая воля к людям" (KJV).
Как это великое спасение было явлено в Царе Израиля, когда Он появился в нашем мире, какова ь была радость для Израиля и в чем причина ее? Главным делом Царя Израиля было принести вечную праведность для Своего народа. Когда Он был предвозвещен как Царь Израиля, Который должен явиться в полноту времен, о Нем было сказано по Его характеру: Господь оправдание наше! Было сказано, что Господь "дал Давиду Отрасль праведную, и Царь будет царствовать и процветать". "Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно, и имя Сего Царя, Отрасли праведной, будет: Господь праведность наша (Иер.23.5-6). Он является Автором праведности, и Его делом было принести правду вечную; Он пришел в этот мир, чтобы исполнить всякую правду, чтобы не нарушить закон, но исполнить его. Он есть исполнение, цель и "конец закона к праведности всякого, кто верит", и это радость для нас. Поэтому Церковь говорит: "буду радоваться о Господе, моя душа будет радоваться в Боге моем, ибо Он одел меня в ризы спасения, Он покрыл меня одеждой праведности" (Ис. 61.10). Ликование о Ветви сей выражено и иначе: "Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него. Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево" (Ис.45.24-25); вот чем хвалятся они, их радость и веселье, что у них есть праведность во Христе, и оправданы они. Это праведность действительно называется в Писании праведностью Божией, ибо она произведена Богом, а не человеком. Поэтому апостол, говоря о Евангелии, настаивает: "правда Божия от веры в веру"; и снова: "правда Божия во всех и на всех верующих". Это праведность, которую Бог Отец утверждает, и Он доволен ею, ибо она соответствует Его закону и справедливости, и потому Он вменяет ее Своему народу свободно, без дел. Эта праведность является полностью приемлемой для закона Божия, и отвечает всем его требованиям: ибо, хотя его заповедь безмерно обширна, эта праведность является в равной степени таковой. Она возвеличивает и прославляет закон, прославляет более, чем самым совершенным послушанием ангелов или людей. Это праведность, в которой правосудие Божие не находит изъяна, ибо она совершенна. Те, которые оправданы ею, непорочны пред престолом Божиим и Судией всей земли, ибо через эту праведность они "оправданы от всех вещей, от которых они не могли оправдаться законом Моисеевым"; они оправданы от всех грехов. Тем, кого Бог облек в одежды свокй праведностью, Он простил все беззакония их. Они без пятна и порока, и, следовательно, они будут приняты с Богом через Его праведность. Они достойны того величия, что возложено на них. И радость их в том, что эта праведность дана им свободно. Те, кого Бог оправдывает ею, сами по себе нечестивы. Он вменяет праведность независимо от дел их; без учета каких-либо из них. Это дар, который они получают от Него по обилию благодати Его; и этот дар получен ими верой, которая так же есть милость от Бога нашего спасения. Благодать веры, в которой душа получает эту милость от Господа, тоже дар Божий. В силу того, что вмененная праведность усваивается душе через веру, она пользуется самым прочным миром и утешением. "Получая оправдание верою, мы имеем мир с Богом". Эта правда дает мир, покой и безопасность навеки. Это не следствие собственной праведности человека или его дел, ибо они не приносят удовлетворения, когда он размышляет о примеси греха в них и о несовершенстве их, но праведность Христа закладывает прочную основу для мира. Поэтому Царство Божие, как сказано, "не пища и питие, но праведность и мир": сначала праведность, затем мир. Только вмененная праведность Христа дает прочный мир. Эта праведность дает право на жизнь вечную, и только праведность Христа может дать ее. Поэтому оправдание, данное Им, названо оправданием к жизни. Все это и многое другое, что можно сказать об этом деле праведности, совершенном Христом, заложили прочный фундамент для радости в Израиле.
Мы скажем также, прежде чем завершить с этим, что дело Христа, как нашего Царя и Спасителя, было совершено для очищения греха, чтобы покрыто было преступление, чтобы совершить примирение за беззакония, и чтобы принесена была правда вечная, Он пришел в наш мир в нашей природе, для умилостивления за грехи народа. Бог предвозвестил Его и послал Его в полноту времени, чтобы быть искупительной жертвой за грех. Умилостивление сделано Им и верующие по вере получают его. Это вызывает радость в Израиле, потому что "мы хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили искупление": и получив его в наших сердцах, мы чувствуем дивную радость, и есть большие основания для этого, так как Христос сделал то, что не могла сделать кровь миллионов убитых животных, а именно взять грехи наши, и очистить их. Это Он совершил Своей Жертвой: Он "одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых; эта жертва есть благоухание приятное Богу, и поэтому она есть повод радости в Израиле. Вот дело Христа, явившегося во плоти, к великой радости в Израиле.
2. Духовное пришествие Христа в сердцах людей по возрождении их является еще одним событием, которое вызывает радость в Израиле. В возрождении Он открывает двери вечные их сердец, и входит, как Царь славы, в души, где Он царит, через праведность к жизни вечной Его. Это радость великая. Когда Христос раскрывается как Искупитель и Спаситель, когда Он проявляется в сердце народа Его, как надежда славы, это радость для бедного разумного грешника, который считал себя прежде на краю гибели, не имея никакой надежды на спасение, так как для него не было " ничего, кроме страшного ожидания суда и ярости огня", готового справедливо истребить его, остающегося в своих грехах. Теперь, чтобы Христос открылся ему, как Спаситель, и он имеет надежду милости и совершенной праведности через Него, какую радость это должно создать в душе Его! Как первые последователи Господа нашего, найдя Его, возопили в радости: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки! Натаниэль так говорит о Нем в восторге: "Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!". Так было с Закхеем, когда Господь призвал его по имени, и велел ему спуститься, и тот сошел и принял Его с радостью. Так было с тысячами, которые закричали: "мужи братия, что будем делать?" Что с нами будет? Есть ли надежда? И если они надеялись на прощение через кровь Христа, они "с радостью приняли слово", как и всякий разумный грешник, в сердце которого приходит Христос; и это радость великая его.
Такую радость испытали и святые в проявлениях Божественной милости после отступления. Когда Христос удаляется от своего народа, когда Его люди не пользуются общением с Ним как раньше, но искренне ищут Его и Его установлений и, наконец, находят Его, то они принимают слова Церкви в Песни Песней: "я держала его и не отпустила его, доколе не привела его в дом матери моей и во внутренние комнаты родительницы моей", так радуется грешник, нашедший Возлюбленного. Так было с учениками Господа нашего, когда Он отошел от них, и они ждали Его: "тогда ученики обрадовались, увидев Господа"; и каждый истинный верующий после времени тьмы и падения, если Христос снова посетит его Своим разумным присутствием, для него это все. И Он ни на небе, ни на земле не оставляет Свой народ, но всегда приносит что-то ему, и радость Его людей в словх Его: "не оставлю вас сиротами, приду к вам". Всякий раз, когда Он приходит, Он всегда приносит что-то, что радует их.
3. В последний день, когда Христос будет более явным, и, подобно Давиду, будет Царем над всем домом Израиля, и над всем миром, то будет радость и веселье. В духовном царствовании Христа так оно и будет, ибо двадцать четыре старца, то есть служители Церкви и Евангелия, возблагодарили Сидящего на престоле, ибо Он принял великое Царство Свое и царствует. Тогда будет радость у Израиля, когда царства этого мира должны будут стать Царством Господа нашего и Христа Его, когда Он уничтожит антихриста, духом уст Своих, и явлением пришествия Своего, и все святые будут призваны радоваться и веселиться, потому что Бог явил Свою справедливость в отмщении антихристу и антихристианским государствам. Прочтем Откр.19.1-6 и увидим, какая радость будет в Израиле тогда. Будет радость в Израиле, когда евреи обратятся, когда древняя Невеста Господа, Церковь, будет готова облечься в виссон чистый и светлый, а затем будет брак Агнца; когда язычники, во всех частях земли, будут обращены и призваны к той же радости. Великая радость будет в Израиле, в Его духовном царствовании, когда будет такое возрастание света в мире, что вся земля будет просвещена славой Божьего присутствия и "наполнится познанием Господа, как воды наполняют море"; и когда все святые дивным образом увидят, каков будет мир и согласие в народе Божием; Ефрем не будет больше досаждать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема; братская любовь процветет в Церкви Филадельфийской, и святость распространится среди всех, что носят имя Христа, и когда Царство Христово разрастется от моря до моря и от реки до концов земли, когда он будет Царем над всею землею, и когда там будет Господь един, и имя Его едино.
Была ли большая радость в Израиле, потому что Давид стал царем над всем коленам Израиля? Но гораздо большая радость будет, когда Христос будет Царем над всею землею, и гораздо больше, когда Он явится, лично, не для очищения греха, но ко спасению, и когда придут новое небо и новая земля, и Христос будет править среди своего народа, когда не будет больше горя и боли, и Бог сотрет всякую слезу с очей их. Там будет великая радость в Израиле, когда Христос будет царствовать пред старейшинами его в Иерусалиме великолепно и они также с Ним восстанут в славе и пребудут среди наивысшего счастья. Тогда те, кто сделаны царями и священниками Богу, пребудут в Его присутствии, где полнота радости, и "в деснице Твоей вовек". Теперь мы должны спросить,
II. Где и среди кого пребывает эта радость? В Израиле; мы должны понимать это духовно, а не только как природный народ Израиля, но также и язычников, которые также составляют духовный Израиль Божий. Радость его есть явление Христа в человеческой природе, как Царя Израиля, и Его воплощение не только ради евреев или Его людей среди них, но и язычников. Таким образом, ангелы, принесшие весть, могли сказать, что это Благая весть о великой радости для всех людей и народов (Лк.2.10-11).
Смерть Христа была не только ради евреев или Его людей среди них, но "чтобы собрать детей Божьих, которые были рассеяны"; Христос стал умилостивлением не только за грехи евреев, но, как говорит Иоанн, за грехи всего мира, то есть для всех избранных Богом, без различий. Таким образом, есть радость в Израиле, и не среди евреев только, но и среди язычников, которые вместе составляют весь Израиль Божий. Это особенно так в случае с каждым подлинным израильтянином, когда Христос явится в нем, упование славы, ибо Он входит в характер истинно верующих, так как мы, говорит апостол, есть те, кто поклоняется Богу в Духе и радуется во Христе Иисусе, и не полагается на плоть.
Среди них царствует Христос, как Царь. Он помазан как Царь на святой горе Сион; здесь Он признан Царем. Церковь говорит: Господь наш судья, Господь наш Законодатель, Господь наш Царь, Он спасет нас. Она радуется Ему как своему Царю, и ей дано дивное повеление: пусть дети Сиона радуются в Царе своем (Пс.149.2 KJV). Здесь проповедуется Евангелие, Благая весть о мире и спасении через Иисуса Христа, и это повод радости в Израиле. Здесь введены установления для тех, кто верит, и для них они предмет радости и веселья. Это можно сказать и о крещении, и о таинстве Вечери, которое есть "трапеза из тучных яств и лучших вин" (Ис.25.6). Царь Давид накрыл великий пир для всех колен, и это была радость в Израиле. Но у нас есть более, великий пир, тот, что приготовил Господь для Своего народа в Сионе, и это причина много большей радости. Это трапеза из тучных яств, которой питается Его народ, в ознаменование того, что Царь Израилев, Спаситель, совершил для него.
И будет радость в Израиле в последний день, при царствовании Христа духовном и личном. Ибо будет радость великая, когда будет лишь одно стадо и один Пастырь, и когда Сын Давида, бывшего лишь прообразом Его, Царь Мессия будет царствовать над всеми избранными. Тогда они будут призваны радоваться, как написано: "Радуйтесь, язычники, с народом Его".
III. Сейчас я скажу нечто об этой радости в Израиле; но здесь я буду очень краток. Это радость не плотская и не о плотских вещах; она имеет духовную природу, и происходит от Духа Божия. Она называется радость Господа своего, от сопровождающей ее веры во Христа. Там, где есть вера, там есть, более или менее, радость этой веры, и радость превосходная. Отсюда апостол молится, чтобы римляне были исполнены радости и мира, как верующие в Него, в Его искупительную жертву и оправдывающую праведность. Радость приходит через веру, и это только для верующих во Христа, которые имеют какой-либо реальный опыт этой духовной радости. Это радость, о которой ничего не знает мир, он чужд ей; ему чужды Бог, Христос и спасение, и он ничего не знает о радости их. Это радость, которую невозможно описать, так она полна славы, если ее опыт вообще можно хоть как-то выразить, а иногда она настолько велика, что вовсе не может быть высказана. Так же как есть печаль святых, которая не может быть изречена, несмотря на все их вздохи и стоны, есть и радость, которую они не могут должным образом выразить. Она невыразима и полна славы, и как верующие мы хвалимся надеждою славы Божией.
Эта радость непрестанна и совершенна. Радуйтесь, таково увещевание апостола: "Радуйтесь всегда в Господе, и снова говорю: радуйтесь". Всегда есть причина для радости в духовном Израиле, каковы бы ни были дела и положение людей Божиих, как говорит пророк: "Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего". Пусть обстоятельства жизни верующих таковы, каковы они есть; у них есть всегда повод для радости. Правда, в самом деле, эта радость может быть прервана, и часто прерывается отчасти через повреждения природы, отчасти через искушения сатаны, а отчасти через сокрытие Бога: "Ты сокрыл лице Твое, и я смутился"; но она может снова ожить и возрасти, и в соответствии с этим обетованием "кроткие будут радоваться о Господе, и бедные будут торжествовать о Святом Израиля" (Ис.29.16). Она возрастает отчасти с помощью Слова и таинств, но главным образом за счет свежих проявлений интереса к Христу и излияния Его любви в наше сердце.
Эта радость будет, наконец, полной и окончательной. В небесном состоянии истинные израильтяне войдут в радость Господа своего, и будут введены в Его присутствие, где есть полнота радости, и пребудут в деснице Его вовек.
Рассмотрим теперь, что есть опыт, который мы имели этой духовной радости. В чем наша радость? Какого она рода? Как она связана с верой во Христа и вытекает из доверия к Его делу, к тому, что Он замыслил и сделал для нас и нашего спасения, когда принес праведность и заступил за наши грехи Своей Кровью? Основана ли наша радость на знании этого или нет? Если мы причастны такого рода радости, пусть нашим величайшим интересом будет держаться радости нашей надежды, которую мы твердо сохраним до конца. Отрадно, в глазах Бога, что мы должны быть радостными, и выражать нашу радость пред Ним. И это должно быть нашей большой заботой, чтобы наша радость возрастала, и если это так, то давайте использовать все средства, которые Бог назначил для возрастания ее.

Перевод (С)Inquisitor Eisenhorn