Страшный грех рукоблудия в православии. Порочная страсть рукоблудия: чем она опасна и как с ней бороться

Рукоблудие – не проблема. Или проблема?

О проблеме греха онанизма или рукоблудия, а в медицинских терминах – мастурбации – в церковной среде почти не говорят. А когда говорят – бросаются из крайность: от самоуничижения к позиции “разрядка естественна, что тут такого?”. Мы решили посмотреть на эту проблему глазами молодой церковной девушки.

Фрагмент иконы «Лествица»

Об этой проблеме чаще говорят как о проблеме мальчиков-подростков и молодых мужчин, как будто с ней сталкивается только сильный пол. Между тем, она не в меньшей степени касается и молодых девушек и женщин, так как христианское учение о браке и целомудрие предполагает полное воздержание до брака для обоих полов. Трудности же, связанные с соблюдением седьмой заповеди во всей ее полноте, свойственны мужчинам и женщинам в равной степени.

Сразу оговорюсь, что могу говорить только о своем опыте, и схожем опыте моих ровесниц – о том, как эта проблема проявляется в жизни православных христианок, которые пришли в Церковь либо взрослыми, либо в подростковом возрасте, и не имели опыта воспитания в христианской семье с младенчества.

Неофитская юность

Итак, представим себе неофитку, которой примерно 18 лет, плюс-минус пара лет. Выпускницу школы или студентку первого-второго курса. Предположим, у нее еще не было опыта сексуальных отношений с мужчиной. Тем или иным путем она приходит в Церковь, начинает постигать азы церковной жизни, и узнает, что до брака их и не должно быть. Это воспринимается совершенно нормально, естественно и даже с энтузиазмом. Подростковые эксперименты с порнографией в том или ином ее виде, та же мастурбация, поцелуи и объятия с мальчиками (а то и с девочками), изучение границ собственной свеженародившейся сексуальности остаются в прошлом и отбрасываются как нечто несомненно греховное. Девушка с энтузиазмом начинает постигать открывшийся новый мир духовной жизни и околоцерковной субкультуры. Посты по уставу, юбка в пол, паломничества, акафисты, чтение богословской и аскетической литературы, подчас довольно сложной по содержанию, напряженный поиск ответов на вопросы духовной жизни, поиск своего прихода и духовника – все это занимает немало сил и времени. Грехи против седьмой заповеди чаще всего ограничиваются тем, что книжки по подготовке к исповеди квалифицируют как “блудные помыслы”, да и подавляются они небольшим волевым усилием. И вот, несколько лет такая девушка-неофитка живет легко, не зная ни о каких проблемах и скорбях, связанных с телесностью и полом, кроме, разве что “обыкновенного женского”.

При этом, если речь идет не об асексуалках и не о девушках монашеского склада, настроенных на совсем иной путь, почти каждая такая девушка-неофитка мечтает о замужестве по любви, да и подружки с прихода одна за другой создают семьи. Брак и семейные отношения, конечно же, видятся в весьма романтическом розовом свете. Голова наполнена штампами и лозунгами из православных книжек про семью типа “Один раз и на всю жизнь” – брак прежде всего для спасения, страстная влюбленность в жениха/невесту нежелательна, целомудрие и воздержанность в христианском браке обязательны. В любом случае, насколько бы романтичной девушка ни была, сексуальная сторона в мечтах о Настоящем Православном Браке занимает в лучшем случае третье, а то и четвертое место.

Кризис: новый взгляд на сексуальность

Таким образом, проходит года два-три, а может быть, и больше. Потом накал неофитства спадает, призывающая благодать Божия постепенно отходит, и уже не совсем неофитка постепенно начинает видеть себя, свою духовную жизнь и внутреннее состояние более реалистично. Многие через несколько лет после начала церковной жизни проходят через кризис и переосмысление всего, что казалось важным ранее. Примерно в это же время происходит выпуск из института, образ жизни начинает упорядочиваться, и вот тут собственный организм подкладывает подлянку.

Тут я опять должна оговориться, что могу говорить только о личном опыте, который у женщин с меньшим сексуальным темпераментом может быть совершенно другим и даже противоположный моему. Дело в том, что лет до двадцати пяти – и тоже плюс-минус год – не думать о сексе довольно легко. Во-первых, высшее образование, особенно, если оно сопряжено с работой, отнимает довольно много сил и времени, как и активная церковная жизнь. А затем организм определенным образом перестраивается – мне сложно описать это в медицинских терминах, но суть сводится к тому, что тщательно отбрасываемое многие годы в сторону либидо возвращается и предъявляет свои права на тебя. Ты, конечно, думаешь, что за годы в Церкви накопила какой-никакой аскетический опыт противостояния подобным соблазнам, но и тут ждет разочарование – вся аскеза прошлых лет оказывается пшиком. “И сие не от нас, Божий дар”. Нет ни сил, ни мотивации поститься до истощения плоти, читать Псалтирь целыми кафизмами, паломничества и приходские мероприятия уже не доставляют такой радости. Зато в определенного рода мыслях, эмоциях, ощущениях, кроется удовольствие, по силе несопоставимое с тем, что ты чувствовала лет в 14-15, на пороге сексуальной зрелости. Ну а от мыслей недалеко до изображений и видео, а там и до действий, в прямом смысле, рукой подать. Вот и получается, “словом, делом, помышлением”. Во-вторых, ты начинаешь понимать, что сексуальные отношения для брака чрезвычайно важны, и как глупо выглядела твоя неофитская гордынька, когда ты про себя фыркала, читая анонимные интернет-признания православных христианок, мол, помолитесь, сестры, живу одна, тяжело без отношений и секса.

Хорошо, если в этот момент в твоей жизни появится мужчина, с которым ты сможешь построить отношения и создать семью и реализовать все то, что зреет в голове и требуется телу. А если нет? Тогда ты – грешница, потому что христианки не смотрят порно, не возбуждаются от постельных сцен в книгах и фильмах, и не занимаются самоудовлетворением. Ну а если уж это случилось – тогда каются в этом на исповеди и стараются не повторять.

Позорное падение

После каждого “падения” ты испытываешь жгучий стыд, уныние, чувство отпадения от Бога, чувство вины, чувствуешь, что предала “первую любовь свою” ради постыдного животного наслаждения. Мысли преследуют такие: да тебе и на иконы-то взглянуть нельзя! И молиться стыдно! И в храме стоять рядом с чистыми и целомудренными! И никакой любви и мужа у тебя не будет, потому что мужей дают только правильным и живущим беспорочно девицам!

Понятно, что это мысли от лукавого, который сначала искушает тебя сладостью греха, а потом старается ввергнуть в уныние. На исповедь с этим идти страшно – во-первых, стыдно, невыносимо стыдно признавать, что у тебя есть тело, а у тела – инстинкты, желания, потребности и гормоны, во-вторых – пусть священник только свидетель, который многажды слышал подобное, он был и остается мужчиной. Иногда даже избегаешь исповеди у духовника/исповедника, потому что не хочется предстать в неприглядном виде перед человеком, которого уважаешь и любишь. Не очень христианские мысли, но очень человеческие, куда деваться. Хорошо, если на исповеди батюшка попадется добрый, понимающий и тактичный – не будет выспрашивать подробности, поддержит и найдет нужные слова, а то и просто промолчит. А если нет? Не каждая найдет в себе силы одернуть священника, который грубит, унижает или садистски выспрашивает мельчайшие детали. Конечно, с годами церковной жизни нарастает кое-какая “шкурка” и вероятность травмы становится меньше, но до конца не исчезает никогда.

Почему же рукоблудие грех?

В какой-то момент я задумалась о том, а почему собственно, мастурбация считается грехом у православных, католиков, и когда-то считалась у традиционных протестантов. Строго говоря, седьмая заповедь запрещает только секс вне брака и измену супругу, слово “малакия” в известном отрывке у ап. Павла можно трактовать и как пассивный гомосексуализм. Да, про епитимьи за самоудовлетворение много говорится в так называемых исповедных грамотах – списках грехов, распространенных на Руси в Средние века и в более позднюю эпоху, не говоря уже о современной литературе на тему. Но это не является ни богословским, ни строго каноническим обоснованием того, что в самоудовлетворении нужно каяться.

Тогда поговорим о том, как я лично это вижу. Тело – со всеми его особенностями – дар Божий. Нет греха в том, чтобы хотеть есть, пить, спать, заниматься сексом, получать наслаждение от себя и любимого человека (в законном браке, конечно). Проблема в том, что наша природа повреждена первородным грехом и он искажает любые наши желания. То, что человеку, живущему без секса, периодически требуется разрядка – совершенно нормально. Искажение начинает проявляться в том, что все это сопровождает – мысли, фантазии, тайные желания, те же порнокартинки и видео. Страсть блуда проявляется прежде всего здесь и может основательно отравить существование. Именно в этом я вижу грех как предательство радости жизни с Богом и в послушании Ему, лишение самого себя покоя и “довольства совести”.

Что делать, если хочешь от этого избавиться?

Прежде всего, надо быть честной с самой собой. Да, свою природу нельзя победить, загнать в темный чулан и запереть там, а либидо нельзя завязать в узелок, если только женщина не готова бросить все, уйти в пустыню и жить там полвека под открытым небом, а это подвиг, мало кому доступный.

Второе – необходимо понять, почему ты не можешь бросить рукоблудие, несмотря на уныние, чувство отпадения от Бога, необходимость исповедовать это. Лично от меня это понимание потребовало определенного мужества, и я выделила несколько причин.

  1. Это доставляет удовольствие, а всякое удовольствие хочется повторить, со временем его начинает хотеться все больше.
  2. В жизни не хватает ярких эмоций и впечатлений, мозгу не хватает эндрофинов.
  3. Страх, что это единственные сексуальные переживания, которые будут доступны мне в жизни, если я так не встречу своего мужчину и проживу жизнь старой девой.
  4. Страх перед мужчинами и отношениями с ними, который замыкает мою сексуальность на себя, вместо того чтобы обратить ее на подходящего человека.

Разумеется, причины у всех будут разные, я привела только несколько примеров из собственного опыта. После этого честного разговора с самой собой можно перейти к разговору о том, как бороться с блудной страстью в себе, не отрицая своей телесности, не унижая своей природы и не впадая в бездну уныния.

  1. Род сей изгоняется молитвою и постом. Конечно, речь идет не о постнических подвигах из патериков, но соблюдение уставных постов и регулярная искренняя молитва – в том числе и о том, чтобы удерживаться от того, что считаешь неправильным – могут дать гораздо больше, чем кажется спустя N лет церковной жизни, когда ты вроде бы уже “все знаешь”.
  2. “Следи за собой, будь осторожен”. Это тоже аскетический метод, в котором как раз могут помочь прочитанные в неофитской юности книги по христианской аскетике. Коль скоро мы уже не совсем младенцы во Христе, у нас есть и разум и совесть, и умение следить за своими мыслями и чувствами, замечать, где граница, за которой ты не сможешь себя контролировать, и стараться не подходить к ней близко, но не одними запретами, а положительными действиям, чем-то, что приносит радость и занимает ум и душу.
  3. Движение. В одной из публикаций на тему конфликта религиозности и сексуальности говорилось, что в юном возрасте занятия спортом не уменьшают либидо, а только увеличивают. Что ж, наверное, это справедливо для шестнадцатилетних мальчиков. Но, говоря о молодых девушках за двадцать, любая регулярная нагрузка – даже обычная утренняя зарядка – помогает сбросить напряжение, дает телу новые ощущения. Сюда же любой вид активности на свежем воздухе, от прогулок до прыжков с парашютом, кому что по вкусу и кошельку.
  4. Творчество. Вопрос, можно ли сублимировать сексуальную энергию в тексты, остается спорным, но любой творческий процесс, вне зависимости от того, чем заниматься и каков будет результат, требует душевных сил и времени, а в случае успеха – еще и положительные эмоции. Это помогает думать о разном, не зацикливаясь только на своей сексуальной жизни или ее отсутствии и бороться с бедностью эмоциональной жизни.
  5. Танцы. Лучше всего – парные. Как правило, одинокая молодая женщина, живущая в воздержании, испытывает сильный тактильный голод. Тесный физический контакт с родными и близкими ушел вместе с детством, встречи с друзьями не настолько часты, и вот тут кроется опасность – при недостатке сексуальных переживаний любое, даже абсолютно нейтральное прикосновение может запустить цепочку совершенно лишних и смущающих реакций, а если до бесконечности в себе все подавлять и не давать выхода, то можно сойти с ума, как героиня фильма “Пианистка”. В современной православной литературе немало сказано о греховности танцев – не всех вообще, к счастью, а определенных видов, предполагающих тесный физический контакт между партнерами. Так это или нет, заниматься ли, к примеру, танго или кизомбой – это каждый решает для себя сам. Но то, что парные танцы это выход энергии, положительные эмоции и возможность получить те самые тактильные ощущения в безопасной контролируемой ситуации – это факт.
  6. Если помимо всего прочего присутствует страсть, а то и зависимость от порнографии (и такое встречается), то каждый раз, нажимая значок PLAY, хорошо бы напоминать себе, что это тяжелый, вредный для здоровья и унизительный труд, что эти мужчины и женщины изображают страсть и занимаются сексом за деньги перед камерой, продают свои тела, попирают свое человеческое достоинство, а значит, и зритель делает с ними и с самим собой то же самое.
  7. Чувства. Один самых лучших способов бороться со страстью блуда – это влюбиться. Да-да, именно так. Во-первых, само по себе чувство – колоссальный положительный ресурс, глоток свежего воздуха, дающий ощущение, что ты живешь, а не существуешь. Во-вторых, проживание собственных эмоций опять-таки занимает мысли и время, не давая сконцентрироваться только на одном, хотя и очень важном, аспекте жизни. В-третьих, если это чувство окажется взаимным, то это замечательная возможность обратить свою сексуальность на любимого, а не изливать ее в пустоту и не превращать в яд, отравляющий твою жизнь. Но даже если влюбленность не будет взаимной – все равно, первые два пункта отлично работают.

И последнее, о чем мне хотелось бы сказать, а точнее напомнить устами великого христианского апологета ХХ века К. С. Льюиса в его притче “Расторжение брака” : “Похоть жалка и худосочна перед силой и радостью желания, которое встанет из ее праха”.

Тот факт, что проблему самоудовлетворения повсюду умалчивают, поднимают лишь частично, имеет определённые причины. Отважившиеся сегодня назвать самоудовлетворение грехом вызовет против себя целую бурю негодования или же подвергнется всеобщему осмеянию. К сожалению, утверждающие, что самоудовлетворение есть нечто нормальное и речь здесь идет о "несерьезной ступени юношеского полового созревания".

Следующая причина странного умалчивания этой темы заключается в известной беспомощности разрешить ее, так как будто бы около 90% всех молодых мужчин страдают этим.

Самоудовлетворением называют половое сладострастное переживани c преднамеренным раздражением собственных половых органов. Специалисты в большинстве случаев определяют его как "мастурбацию" или обычно употребляют термин "онанизм", ложным образом образованный от имени Онана (Быт.38:8-10), (Онан согрешил не самоудовлетворением, а отказом произвести наследников своему брату).

С пробуждением полового инстинкта большинство юношей начинает заниматься самоудовлетворением потому, что их совращают старшие друзья. Здесь особенно трагически сказывается, к сожалению, недостаток или полное отсутствие родительского разъяснения этого вопроса. Почти все юноши, с которыми мне приходилось беседовать об этой проблеме, на момент совращения не получили от родителей никаких разъяснений относительно самоудовлетворения. Большинство из этих молодых людей полагало, что это просто своего рода физически необходимый "вентиль". Им ничего не было известно о существовании естественной разрядки, происходящей через поллюции.

Другие же не были приучены к личной гигиене. До самоудовлетворения их довели различные воспалительные процессы, вызывавшие мучительный зуд и раздражение.

Я вспоминаю об одном молодом человеке, которого годами мучили угрызения совести из-за того, что он думал, что поллюции и есть самоудовлетворение. И как облегченно он вздохнул, когда я объяснил ему, что его предполагаемый грех в действительности есть доказательство нормальных здоровых реакций его организма.

Все эти примеры показывают, что во многих случаях соответствующее возрасту родительское разъяснение может предотвратить возникновение многих проблем и конфликтных ситуаций в жизни молодых христиан.

В Библии мы не найдем прямых высказываний относительно самоудовлетворения. На ее основании этот грех можно определить по крайней мере как "нечистоту" (Кол.3:5). Когда мы говорим о самоудовлетворении, то речь идет о злоупотреблении сексуальностью для собственного удовлетворения. Поэтому-то после такого самоудовлетворения не появляется никакого чувства удовлетворенности, а, наоборот, появляется ощущение глубокой разбитости и опустошенности, а во многих случаях начинаются муки совести.

"Онанизм - это порок, потому что он преступает закон обоюдного подчинения в половой жизни. Он является также грехом против общности. Онанизм - это половое воздействие без возможности любить. Следовательно, оно усиливает в человеке склонность жить для себя самого, вместо того чтобы рассматривать жизнь как дар, который следует употреблять для других людей". (О. Пайпер).

Очень много может объяснить тот факт, что даже те молодые мужчины, которые воспитаны не по христианским нормам, после акта самоудовлетворения тоже испытывают чувство вины.

Мне вспоминается один молодой человек, выросший в неверующей среде и обратившийся где-то в 19-летнем возрасте. После одного евангелизационного часа он пытался пожаловаться на неустойчивость своей духовной жизни. Когда я, желая выяснить причины такого состояния, спросил его о самоудовлетворении, он сказал испуганно": "А разве это грех?"

После моего утвердительного ответа он задумался и заметил: "Странно, все, включая пастора и руководителя молодежи, всегда говорили мне, что это не грех, а я все же при этом постоянно чувствовал, что это не так".

Последствия

Если верить специалистам, то вредные последствия самоудовлетворения можно наблюдать не столько в физической сфере жизни человека, сколько психической. У меня создалось впечатление, что самоудовлетворение приносит вред особенно людям чувствительной натуры, действуя на них подобно колдовским чарам. Такие люди стремятся от него освободиться, но чем больше они борются против своего инстинкта, тем сильнее становится их связанность.

Поражения в этой борьбе, малодушие, одиночество и отчаяние подготавливают следующий акт самоудовлетворения, и таким образом человек как бы попадает в ужасный заколдованный круг, из которого нет выхода. Длительное занятие собственными проблемами неизбежно приводит человека в состояние связанности, неспособности справляться с теми нуждами и задачами, которые возникают вокруг него.

Многие из-за этого полностью лишаются силы и едва ли могут хоть как-то трудиться для Господа. Они оставляют путь следования Христу, так как вследствие многих поражений и самоосуждения становятся неспособными служить Богу и людям.

Мне не забыть, как несколько лет тому назад я получил от одного нашего сотрудника письмо, озаглавленное известным изречением: "Принадлежи Ему полностью или оставь Его полностью" . Затем следовало ошеломляющее признание: "Я решил полностью оставить всё, ибо после многих поражений я убедился, что следовать Христу могут лишь люди с особенно сильным характером".

Часто молодые христиане, выросшие в христианском, защищённом от влияния мира родительском доме, и, тем самым, предохранённые от некоторых "тяжёлых" грехов; из-за своей связанности грехом самоудовлетворения и осознания своей полной испорченности, взывали о помощи словами апостола Павла: "…потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти!" (Рим.13:14)

С позволения автора мне хотелось бы привести здесь отрывок из одного письма, который служит поразительным свидетельством того, какие трудности и стрессовые ситуации приходится переживать многим молодым христианам:

"Сначала разрешите мне представиться в нескольких словах. Я – студент; меня воспитывали верующие родители. До сих пор я не заводил себе подруги, опасаясь войти с ней в более тесные отношения, т. е. поддаться плотским чувствам. Но так как подавить свой половой инстинкт я не в силах, то выбрал меньшее зло – самоудовлетворение. Иногда мне удается продержаться 2-3 недели, но затем это зло овладевает мной, и я чувствую себя полнейшим ничтожеством. Иногда мне не удается продержаться и недели.

Но, несмотря на все это, я всегда вновь возобновляю свое общение с Господом. Я молю о прощении вины и начинаю всё заново. Так продолжается уже много лет. С виду этого обо мне никто бы не сказал. Я даже ни разу не отважился рассказать обо всём этом родителям. С другими знакомыми людьми я тоже не говорю об этом, им ведь не понять той ситуации, в которую я попал.

Простите мою безрассудную дерзость, с которой я отважился написать Вам. Но я уже сыт по горло всем этим и мне очень хочется излить перед кем-то душу. Во время учебы я получал от Бога через Его Слово помощь столь часто, что мне просто уже не по себе постоянно обращаться к Нему с "таким".

Я воспринимаю эти воздействия как некую тяжелую болезнь, которая постоянно встаёт преградой между Богом и мной. Часто это состояние ввергает меня в периоды глубокой депрессии или вызывает симптомы комплекса неполноценности. Естественно, что из-за этого я не могу так говорить людям о Боге, как бы мне того хотелось. Что же мне делать, чтобы я не казался сам себе такой дрянью?

Я буду Вам очень благодарен за совет и утешение".

Совершенно иначе, нежели этот искренний, отчаянно борющийся христианин, справляются с этой проблемой натуры поверхностные. Они полагают, что с женитьбой самоудовлетворение исчезнет само собой. Факты, однако, свидетельствуют об обратном. Некоторые мужья и после свадьбы продолжают оставаться связанными этим грехом и сталкиваются с еще большими проблемами. Ко всему прочему теперь прибавляется то, что каждый, состоящий в браке, несет ответственность за супругу и, таким образом, в случае самоудовлетворения он становится виновным не только лично перед Богом, но и перед ней. Самоудовлетворение в браке – это извращение цели, для которой Бог сотворил сексуальные отношения.

У человека, не научившегося в свои юношеские годы жизни воздерживаться и совладать со своими инстинктами, отсутствует важнейшая предпосылка ответственного отношения к сексуальным связям и в браке. Ведь и в брачной жизни бывают периоды, требующие воздержания. И если мужчина не научился этому в юности, то существует очень большая опасность, что в таких ситуациях он совершит прелюбодеяние и нарушит супружескую верность.

Ничто не оплачивается в зрелые годы столь щедрыми благословениями, как чистая в сексуальном отношении юность.

Первая помощь

Дорогой друг!

Сердечное спасибо за твое очень взволновавшее меня письмо. Я благодарю тебя также и за ту откровенность, с какой ты описал свои нужды и проблемы.

Мне хочется попытаться как-то помочь тебе, хотя я понимаю, что проблему самоудовлетворения не решить на нескольких листах бумаги. Самым лучшим было бы, если бы ты смог лично побеседовать с каким-то духовным, опытным братом, способным оказать тебе духовную помощь.

Но уже и сам тот факт, что ты доверил мне свои проблемы, является частью твоего освобождения. Дьяволу очень хотелось бы и дальше делить эту тайну только с тобой, и ему, наверняка, неприятно, что ты своим признанием пролил свет на это дело.

Теперь несколько советов относительно твоей ситуации, которые, конечно, не являются панацеей, но надеюсь, смогут стать для тебя маленькой первой помощью.

Сексуальные отношения – дар Божий

Меня немного тревожит то, что ты рассматриваешь свой половой инстинкт как некоего врага, которого ты должен побороть. Я опасаюсь, что именно в этом и состоит затруднение, при преодолении которого возникают проблемы у многих молодых мужчин из верующих семей. Сексуальные отношения не являются чем-то сомнительным, каким-то неизбежным злом. Это – дар, заложенный твоим Творцом в твой организм. Тем самым Бог доверил тебе нечто такое, с чем ты должен обходиться с большой ответственностью.

"Бог создал половой инстинкт нам на радость, для того чтобы связать мужчину и женщину на всю жизнь взаимной любовью и верностью. Так Он сотворил, чтобы образовались счастливые семьи и появились на свет милые дети" (Джон Р. Райс).

Только тогда, когда мы начинаем злоупотреблять сексуальностью, половой инстинкт может ввергать нас в грех и приводить к большим бедствиям.

Ты не должен быть рабом похоти

Бог, давший тебе половой инстинкт, ожидая воздержания до брака, не требует от тебя этим самым чего-то невозможного. Он дал тебе также и способность овладеть твоей сексуальностью, даже если это и не так просто в наше время, когда мир прямо наводнен различными раздражителями.

Итак, речь идет не о том, чтобы вести борьбу с собственным половым инстинктом, а о том, чтобы с помощью Божией научиться совладать с ним.

В твоей борьбе нет ничего необычного

Сексуальные проблемы возникают у каждого здорового молодого мужчины. Только не думай, что ты болен, ненормален или что-либо в этом роде лишь потому, что твой половой инстинкт заявляет о себе столь заметным образом.

Самоудовлетворение – грех

Даже сильно выраженный половой инстинкт не дает тебе права злоупотреблять сексуальностью для своего собственного удовлетворения. Ты ведь на собственном опыте познал, что с этим не связано никакое удовлетворение, а только возникновение препятствий в твоих отношениях с Богом.

Самоудовлетворение омрачает не только эти отношения, оно также негативно сказывается на твоей практической жизни, утверждая ее на эгоистических началах.

Психологи говорят неправду, утверждая, что онанизм является "веселым и увлекательным времяпровождением" и что "молодые люди, начавшие онанировать раньше, сохраняют потенцию дольше, чем начавшие заниматься этим позже".

Правильно обоснованное воздержание еще никогда не приносило вреда ни телу, ни душе, а совсем наоборот! Высокие достижения в спорте, искусстве, интеллектуальной сфере деятельности и тем более в следовании Иисусу без воздержания немыслимы.

"Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного" (1Кор.9:25).

Известный естествоиспытатель Э. И. Уайлдер Смит пишет по этому поводу:

"Народ, не знающий воздержания, немедленно требующий всякого наслаждения, включая сексуальное, стремительно движется к погибели. Народ, неспособный отказаться от наслаждений (и не только от половых), не будет иметь в запасе накоплений сублимированной энергии для высоких достижений".

Не сосредотачивайся на борьбе с самоудовлетворением!

Нужда и борьба с самоудовлетворением могут привести тебя к тому. Что ты постоянно будешь занят только самим собой и своими проблемами.

Концентрация внимания и сил на этой проблеме сделает ее еще громаднее. Дьявол всегда старается сначала придать делу безобидный вид; а когда человек согрешит, то доводит вину до столь внушительных размеров, что человек легко приходит в отчаяние.

Взирай на Иисуса!

Лучшее лекарство от всех болезней, случающихся в нашей духовной жизни, – это равнение на Иисуса Христа. "Если Он стал центром нашей жизни, наши проблемы больше не будут представлять для нас столь большой важности, чтобы мы занимались только их разрешением. В созерцании Его славы мы получаем силу для преодоления.

"…свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса…" (Евр.12:1-2).

"Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18).

Человек, сосредоточившийся на самом себе, становится или слишком высокомерным, или впадает в депрессию. Да сохранит нас Бог от одного и другого! Усердно молитесь, чтобы Бог открыл вам славу Господа Иисуса.

Исповедуй грехи

Никогда не бойся приходить к Господу вновь и вновь со своей провинностью. Я знаю, ты иногда думаешь, что если будешь приходить к Нему вновь и вновь с одним и тем же грехом, то этим ты оскорбишь Бога. Бог, повелевший нам прощать братьям нашим до семижды семидесяти раз, не откажет нам в прощении, если мы придем к Нему с искренним исповеданием нашего греха и в сотый раз.

"Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1Иоан.1:9).

Лишь своим сомнением в прощении Божием мы наносим Ему оскорбление!

Делай небольшие шаги

Не давай больших обещаний. Не говори: "Господи, с сегодняшнего дня я больше ни разу не согрешу этим грехом!" Лучше попытайся с Божьей помощью остаться верным Ему хотя бы на протяжении одного дня. Мы полностью зависим от Бога и только в этой зависимости обретаем победы.

Избегай всякой нечистоты

Иов положил завет с глазами своими. (Иов.31:1) Если ты считаешь, что без вреда для себя можешь просматривать определенные журналы и прочую порнографическую литературу, то можешь быть вполне уверенным в своем повторном падении. Эти фотографии впитаются в твою память и отложатся в подсознании. Дьявол знает, как вызвать соответствующие образы из твоих воспоминаний и занять ими твою фантазию.

Поэтому последовательно избегай таких мест и ситуаций, где тебе приходится сталкиваться с массированными атаками искушений.

Дорожи временем

Не позволяй себе скучать и не предоставляй себе возможностей для пустых фантазий. Вовремя вставай по утрам и питай свой дух Словом Божиим. Оно будет очищать и предохранять тебя от грязи.

"Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по Слову Твоему" (Пс.118:9)

Используй свое свободное время для того, чтобы наряду с изучением Библии читать хорошие биографические и другие полезные книги. Хорошая литература позитивно отразится на твоей жизни, оставит хорошие следы.

Попробуй также начать трудиться для Господа. Целенаправленно молись о людях из твоего окружения, чтобы они нашли Господа, ищи возможности сообщить им евангельскую весть. Только сам Господь, твой личный опыт общения с Ним даруют тебе истинную полноту жизни и радость.

Чередуй умственную и физическую нагрузку

Я не думаю, что самобичевание или усиленное занятие спортом могут помочь преодолеть самоудовлетворение. Я знаю некоторых молодых людей, которые, несмотря на холодный душ и регулярные пробежки по лесу, продолжали оставаться перед лицом тех же проблем.

Однако для нашего здоровья и душеного равновесия такой противовес в виде спортивных занятий или физического труда имеет большое значение.

У Сперджена есть мудрое высказывание: "Глоток морского воздуха или основательная прогулка на ветру хотя и не способны наполнить душу благодатью, но все же питают тело кислородом, что стоит на втором месте по своей полезности".

Общее плохое состояние здоровья может негативно сказываться и на душе, приводя человека в состояние пассивного, мечтательного отношения к жизни, что существенно затрудняет преодоление греха.

Ищи общения с христианами

Общение с братьями и сестрами по вере – основная предпосылка духовного роста. Ищи общения с христианами, любящими Господа, серьезно относящимися к Слову Божью. Несомненно, Бог укажет тебе среди братьев того, кому ты сможешь доверить свои проблемы, и кто будет готов регулярно молиться вместе о твоем освобождении.

Радуйся любви Божией

Но, прежде всего я желаю тебе греться в лучах любви Божьей. Все время обновляй свое осознание той цены, какую Бог уплатил за твое спасение. Делай это для того, чтобы при внутреннем созерцании Его любви возрастала твоя собственная любовь. Тогда ты не будешь выглядеть в собственных глазах "куском грязи". Ты будешь смотреть на себя как на объектах Божией любви.

"Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими!" (1Иоан.3:1)

Благословенный проповедник духовного пробуждения Джорж Уайтфилд (1714–1770) еще при жизни произнес свою собственную надгробную проповедь. Вверяя своих друзей под защиту охраняющей любви Божией, он сказал в этой прощальной речи:

"Во время наших путешествий по лесам Америки мы должны были по ночам жечь костер. Он удерживал диких зверей от нападения на нас. Часто, просыпаясь ночью, я говорил своим спутникам (и да сохранит меня Бог от того, чтобы я проехал с кем-нибудь хоть четверть часа, не сказав ему что-либо об Иисусе): "Этот костер подобен Любви Божьей, которая удерживает дьявола и наши собственные похоти от нанесения вреда нашим душам".

Здравствуйте, Елена!

Только наш Создатель - Бог знает, что хорошо и что плохо. В его Слове, Библии слово «грех», буквально означает «непопадание в цель». Бог сам определяет цель, которой должны достичь его разумные создания. Непопадание в эту цель - это грех, неправедность или беззаконие. В Библии говорится:«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Иоанна 3:4).

Все качества, нормы и пути Бога, а также его воля святы, и всё, что им противоречит, - это грех. Библия призывает нас:«Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; Ибо написано:»будьте святы, потому что Я свят"" (1 Петра 1:15,16).

В библейские времена эта привычка была распространена среди грекоязычного населения, и для её описания использовалось несколько греческих слов. Однако ни одно их них не употребляется в Библии. И, хотя мастурбация напрямую не осуждается в Библии, это, бесспорно, нечистая привычка:«Они, дошедши до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Эфесянам 4:19). Также мастурбация неизбежно порождает взгляды, которые растлевают мышление. Развивает в человеке склонность рассматривать представителей противоположного пола лишь как объекты вожделения - средства для получения сексуального удовлетворения. Таким образом, неправильные взгляды, порождаемые мастурбацией, оскверняют «дух» человека, то есть его мышление. Эта привычка опасна ещё и тем, что сохраняется даже после вступления в брак!

Однако Бог хотел, чтобы сексуальные желания удовлетворялись половым путём, являясь выражением любви между мужчиной и его женой (Притчи 5:15-19). Поэтому, с полным основанием Божье Слово призывает:«Возлюбленные, очистим себя от всякой скверны плоти и духа» (2 Коринфянам 7:1).

Я обратила внимание, что вас беспокоит эта привычка. И очень хорошо, что вы желаете избавиться от неё. Чтобы преодолеть её вам необходимо приложить немало усилий. Хорошим помощником в этой борьбе будет для вас искренняя, исходящая от сердца молитва. Если молиться в тот момент, когда желание нарастает, то обязательно почувствуете облегчение. Помните, что Бог очень милосерден. «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» (Псалом 85:5).

Библия говорит, что «Бог больше сердца нашего и знает всё» (1 Иоанна 3:20). Он видит больше, чем только наши грехи. Бог понимает нас как никто другой и поэтому может с сочувствием выслушать наши молитвы и мольбы о прощении.

Апостол Павел знал, что иногда наши желания могут стать жестоким господином над нами. Он писал:" Усмиряю и порабощаю тело моё (плотские желания)" (1 Коринфянам 9:27). Он не делал себе никаких послаблений! Каждый, кто поступает так же, может покончить с привычкой мастурбировать.

Принципы Божьего Слова ясно показывают, что, если решительно противостоять этой нечистой привычке, это пойдёт только на пользу. Я желаю вам мудрости и самообладания в этой нелёгкой борьбе. Если возникнут вопросы, пишите в чат, буду рада помочь вам найти ответы на них.

С уважением к Вам, Любовь Алексеевна.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ " Здравствуйте, Елена!Только наш Создатель - Бог знает, что хорошо и чт..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Телесные отношения между мужчиной и женщиной вне брака осуждаются, это также касается измены супругу. Рукоблудие в свою очередь не приносит вреда окружающим людям и не ведет к разрушению семьи. Так что греховного православие видит в рукоблудии?

Рукоблудие (малакия) рассматривается, как вид любодеяния, что характеризуется получением приятных ощущений. Православие видит в этом занятии блудный грех.

Малакия порождена страстью любодеяния. Дерзкие нечистые помыслы разрушающе действуют на человеческую душу. Блудный грех противоестествен, ведь смешения с противоположным полом не происходит. Церковь одобряет лишь блудные деяния, совершенные между законным мужем и женой с целью создания потомства.

Церковь считает, что при частом удовлетворении своих желаний человек становиться зависимым от похоти, точнее больным ею. Страсть постепенно овладевает им, и ты уже не в силах ее контролировать. Все человеческое уходит на второй план, его жизнь подчинена поискам наслаждения. Душа и тело претерпевают разрушительное влияние. Малакия приравнивается к глубочайшему извращению, поскольку отсутствует другой пол.

Вот что говорит Священное Писание о рукоблудие:

“Люди грешные не могут быть наследниками Царства Божия. Развратники, идолослужители, прелюбодеи, малакии … муженаложники обманывают себя.”

Церковь призывает избегать всякого распутства, ведь деяние совершатся против своего тела. Человек платит очень высокую цену за наслаждение. Бог строго осуждает блудников и прелюбодеев, ведь из их сердец исходят помыслы грешные. Занимаясь мастурбацией, мы оскверняем тело и душу. Даже вожделенное желание о рукоблудии чернит человека и уже считается грехом. Тело наше - есть храм Божий, в котором живет Дух господень. Подобные действия оскверняют его, разрушается и сам человек. Мастурбация причисляется к смертным грехам, которые лишают каждого вечной жизни.

Женское рукоблудие

Точно излагается мнение церкви о женском рукоблудии в высказывании Аввы Серапиона:

“… безбрачные вдовы пусть остаются, как и я. А если невмоготу им удержать свои помыслы греховные, то пусть заключают брак законный.”

Женщины-рукоблудницы осуждаются церковью в одинаковой степени. Им положено покаяться и подвергнуть себя тем же наказаниям, что и мужчинам.

Наказание

Слова из Нравственного Богословия:

“Природа не щадит и жестоко наказывает блудника. Онанист теряет память и зрение, его лицо выглядит больным, а руки его дрожат. Рукоблудник превращается в бродячего мертвеца”.

“Скверные и прелюбодеи будут в огненном озере гореть с серой. Здесь их ждет вторая смерть.”

Церковь не подвергает онанистов многолетней епитимии. Для искупления вины грешнику необходимо совершать определенные подвиги. Например, человек должен в течение 40 дней кланяться по 100 раз ежедневно, а также употреблять только скудную и сухую пищу.

Как избавиться от пагубной привычки

  1. В первую очередь следует набраться сил и поверить в себя. Искреннее и большое желание будет оказывать помощь в борьбе с грехом.
  2. Рекомендуется осознать и принять наличие проблемы.
  3. Ежедневно следует молиться. Помощи нужно просить у Божьей Матери, которая выступает символом целомудрия. К ней обращаются также в минуты слабости. Делайте это от всего сердца.
  4. Бес будет бороться за вас, а потому окружите себя церковными предметами (крест, иконы). В моменты искушения кланяйтесь святым иконам, и бес отступит.
  5. Следуйте размеренному образу жизни, где вам подчинена каждая деталь. Ограничения касаются СМИ, откуда сыпется соблазнительная пропаганда. Запрещается смотреть фильмы порнографической (эротической) направленности.
  6. Не злоупотребляйте алкоголем, ведь ему под силу брать контроль над вашими действиями.
  7. Избегайте любых искушений, например, долгое принятие пенной ванны.
  8. Старайтесь сильно утомляться на протяжении дня, чтобы к вечеру незамедлительно отходить ко сну.
  9. Отправляясь на свидание, планируйте встречу в людном месте. Заботьтесь о целомудренности атмосферы.
  10. Старайтесь часто признаваться самому себе в своих помыслах. Частое исповедание открывает помыслы и помогает лучше противостоять искушению.
  11. Исповедь в церкви должна проходить не менее 1 раза в неделю вне зависимости от наличия греховных помыслов и деяний в этот период. Духовный отец направит Божью помощь к вам. Избавиться от привычки будет проще.

Рукоблудие – это большой грех, а значит, ему не место в жизни православного человека. Избавление от онанизма происходит только при вашем желании. Церковь готова оказать вам посильную помощь в излечении от сладострастия.

Несомненно, 21 век является временем вседозволенности, но истинные христиане борются с пагубным влиянием окружающего мира и соблюдают заветы из Библии, несмотря на косые взгляды.

Интимные отношения вне брака греховны, еще страшнее супружеская измена. Рукоблудие - процесс, о котором известно лишь одному человеку, это не наносит вреда другим и не разрушает супружеские отношения. Тогда почему христианство считает рукоблудие грехом любодействия, необходимо разобраться.

Почему рукоблудие является грехом

Рукоблудие идентично по определению с понятием малакии. Значение слова пришло из Библии. В православии считается тяжелым грехом, одной из разновидностей блуда. Малакия вызвана блудным разжением , стремлением к получению удовольствия. Этот грех является противоестественным, так как происходит без контакта с противоположным полом. Православие одобряет только половой контакт между законными супругами.

Церковь считает, что человек занимающийся мастурбацией, является рабом своей похоти, зависимым от блудных желаний. Страсть одолевает его и он неспособен ее контролировать. Тогда все разумное больше не является приоритетом для рукоблудного сына. Православие называет малакию извращением, потому что отношений с другим полом не происходит. Сама библия утверждает, что блудники, совершившие прелюбодеяние , а также малакии не наследуют Царства Божьего.

Мастурбируя, человек производит осквернение своей души, разума и тела. И даже мысли о подобном уже являются грехом. Грех, на название которого повлиял библейский персонаж Онан, является одним из самых страшных плотских грехов, отбирающих право на вечную жизнь.

Малакия у женщин и детей

О женщинах-рукоблудках в библии не упоминается, но это не значит, что Отец Небесный не считает женскую мастурбацию грехом. Нет никакой разницы, кто совершил этот поступок. Рукоблудие у женщин в православии осуждаются не меньше , чем у мужчин, потому что перед Богом все равны. Это значит, что рукоблудница также должна покаяться и стремиться к чистоте помыслов и действий.

С детьми все обстоит несколько иначе. Мастурбация у мальчиков и девочек по большей части происходит из-за незнания, невысказанных вопросов, а также зуда в области гениталий, слишком тесной одежды, физического наказания и пр.

Чтобы оградить ребенка от пагубного пристрастия, нужно:

Церковное наказание

Сейчас церковь не устраивает епитимью за блуд. Но существуют определенные методы. Чтобы очиститься от греха, человек должен совершить определенные аскезы. Например, в течение 40 дней совершать по 100 поклонов, а также поститься, чтобы искупить свою вину .

Нельзя опускать руки, справиться с соблазном возможно. Чтобы искоренить в себе греховные помыслы было легче, можно обратиться к советам:

Самоудовлетворение - это смертный грех, которого не должно быть в жизни верующего человека. Только желание избавится от греховности, идущее от чистого сердца, сможет стать основой обретения духовной чистоты. А церковь никогда не оставит кающегося человека и окажет всю возможную помощь.