Путешествие паука. О "прядении" миров Богиней-паучихой Русская богиня паучиха

Когда и как был создан первый? Понятия не имеем…

Да и никто сейчас это точно не знает. Историю его изобретения мы знаем только из мифов,легенд и преданий. Этот амулет настолько древний, что его историй его происхождения мы можем насчитать, наверное, с десяток. Откуда Ловец Снов вообще взялся? Многие полагают, что Ловец Снов пришел к нам от погибшей цивилизации североамериканских индейцев. Однако это утверждение если и не совсем ошибочно, то, как минимум, неполно. Ловец Снов, или Ловушка для духов сновидений, пришел к нам из магических практик не только коренного населения Нового Света, но и от аборигенов Севера и Восточной Сибири.
Итак, начнем:

История Ловца Снов #1
Легенда народа Лакота

Первая легенда (самая известная) принадлежит племени Лакота. Злые духи напали на племя, люди стали недобрыми. И все больше темных мыслей оставалось у них в головах. И тогда старейшине племени было дано видение – к нему, стоящему на горе, в виде паука явился шаман и учитель мудрости Иктоми. Иктоми взял ивовый обруч старейшины, на котором были украшения из конского волоса и птичьих перьев, и сплел паутину, оставив в центре отверстие. Ивовый круг символизировал жизнь - от младенчества до старости, ведь в старости ты снова становишься похожим на младенца. Иктоми сказал, что идеальный круг паутины поможет всему племени Лакота - он будет ловить добрые мысли и сны в свою сеть, а злые будут улетучиваться через отверстие.
На утро старейшина собрал племя и рассказал о своем видении. И тогда в каждом доме появился ловец, удерживающий хорошие мысли.

История Ловца Снов #2
Оджибвейская легенда

Женщина-Паук, Асабикаши, заботилась о своих детях, людях земли. Она была Богиней Вселенной, плетущей паутину реальности, создавая ее из Центра. Однажды она потянет за нить и смотает весь мир обратно к центру, к самому источнику.
Но время шло и индейцы стали расселяться по всей америке, Асабикаши стало очень тяжело за ними приглядывать. И тогда мудрая богиня научила женщин плести волшебные паутинки для маленьких детей, из ивовых прутьев и сухожилий или ниток из растений. Круглая форма Ловца Снов символизировала ежедневное путешествие солнца по небу, количество мест, где паутинка соединяется с обручем равно восьми, означая восемь ног Бабушки-Паучихи [По некоторым источникам их должно быть семь – для семи пророчеств]. Плохие сны, липкие и вязкие, застревали в паутинке, а хорошие, легкие и воздушные, легко проходили через дырочку в центре, по перьям стекая в головы детей и принося только хорошие сны.

История Ловца Снов #3
Спасение паука

Третья история Ловца Снов во многом повторяет вторую, только здесь учителем является не Асабикаши, а обычный паук, которого женщина спасла от своего сына. Именно отсюда пошло поверье, что пауков убивать нельзя. И тогда спасенный паук подарил женщине амулет, чтоб тот защищал ее от плохих снов и дурных мыслей, которые чужие люди приносят к ней в дом.

История Ловца Снов #4
Потерянное солнце.

Жителей северной америки становилось больше, их мысли и желания стали темнеть. День за днем Солнце с неба наблюдало за их превращением, с каждым днем разочаровываясь все больше. И вот, настал тот день, когда Солнце просто не смогло подняться в небе, не захотело даже выглядывать из-за горизонта, чтоб не видеть всех деяний горячо любимого народа. Тогда шаман одного из племен поднялся на гору и обратился к сильнейшей богине — паучихе. Он молил ее помочь племенам, забрать злые мысли и вернуть на небо Солнце. Паучиха была мудрой богиней, поэтому согласилась (А вот я бы на её месте месяц подержала индейцев в темноте, чтоб неповадно было).
Она построила из паутины специальный домик-сеть прямо перед самым рассветом. И перед самым рассветом она смогла поймать в паутину частичку солнечного света. Богиня велела сделать всем индейским племенам из ивовых прутьев Ловцы снов с паутиной в центре, которые каждое утро захватывали все больше солнечных лучей о однажды поймали так много, что смогли вытянуть Солнце на небо.
Народ на стал уничтожать Ловцы Снов. Их оставили, чтоб они вытаскивали из людей плохие помыслы и напоминали о том, что будет, если люди вновь станут темными.

Макошь - славянская богиня вселенской судьбы

Она нити прядет,
в клубок сматывает,
не простые нити - волшебные.
Из тех нитей сплетается
наша жизнь -
от завязки - рожденья
и до конца,
до последней развязки-смерти.

Так поэтически была описана в «Книге Коляды» (I в.) древнейшая богиня славян Макошь.
Она — единственная богиня древнерусского пантеона, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом со статуями Перуна и прочих божеств по данным «Повести временных лет».

Кто же такая эта Великая Богиня?

Имя ее традиционно считают образованным из двух слов - Ма - суть «мать» и кош - судьба.
Это Богиня всей Судьбы человеческой, Великая Мать, богиня плодородия.
Жена Великого Бога Велеса - одного из величайших Русских Богов, приводящего сотворенный Родом и Сварогом мир в движение.

Мокошь (Макошь) - одна из самых неоднозначных богинь славянского пантеона, покровительствующая судьбе.
Богиню сравнивают с греческими богинями судьбы Мойрами и германскими Норнами.
Кто-то считает Мокошь древнейшей Богиней-матерью, а кто-то связывает ее образ с православной святой Параскевой.

Стихии, связанные с Мокошью, это земля и вода. Обе они являют собой в культе Макоши рождающие и вместе с тем поглощающие начала, своеобразно соединившиеся в древних представлениях о Сырой Земле, то есть земле и воде как слившимися в единстве стихиями.

Не случайно в народе даже есть устойчивое обращение к этому «тандему»: Мать Сыра Земля. Как мать она рождает, но по окончании земного пути - поглощает в себя.
И правит всем этим могучая и великая Мокошь.

Макошь - Небесная Мать, Небесный Закон, Правь. Третий лик Бога. Первый лик - Отец, Второй - Сын, третий - Мать. Ибо Мать - это и есть Дух Бога, приводящий в движение Мир. Именно Мать дает жизнь Сыну. И это значит - Мир изменяется, после Отца является Сын, потом Сын Сам становится Отцом и вновь рождает Сына.

Богиня Мокошь, как прядущая Нити человеческих Судеб - на Небе, где связывает покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми, предрешает его окончательную судьбу.

Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений. Она требует, чтобы человек следовал предначертанному пути.
Она дает и свободу выбора между добром и злом, где добро - суть следование пути Прави, а зло - отклонение от него.
Тех, кто уходит в сторону, губит себя и свою душу - Макошь карает нещадно.
Они вновь воплощаются на земле, но уже не людьми.

Макошь - старшая из богинь - прях судьбы. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет покутные нити судеб, связующие человека с плодами его трудов - добрыми или злыми. Покута - это, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое делающего, творение и творца, намерение и результат.

Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений, жизнь и смерть ей подвластны в равной мере. Это богиня магии и волшебства, хозяйка перекрестков мироздания между мирами.

В ведении Макоши также находится покровительство женскому плодородию и материнству, урожайности, достатку в доме, и всяческим женским работам - особенно прядению, рукоделию, ведь она - защитница и покровительница хозяек и жен.

Если Макошь не взглянет добрым взглядом на хозяйство, то не надо ждать в этом доме ни обильного урожая, ни хорошего прибытка, ни достатка в семье.

Макошь, как Хозяйку Живой Природы, чествовали каждое полнолуние.

Макошь - женщина, и потому изменчива - может принести и радость и горе. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи - Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его.

Но если человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на все рукой - мол. Кривая вывезет, то его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи - Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Неделя, Несреча - туда, где уже причитают над могилами Карна с Желею.

Строго следит Макошь за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за старинные обычаи. У восточных славян деревянные скульптуры Макоши ставились на колодцах, ей приносились жертвы (в колодец бросали ткани, кудель, нитки, овечью шерсть).

Вестники Макоши, - пчёлы, пауки, муравьи, - труженики из числа насекомых.
Потому, если видишь паука в доме своём - не пугайся и помни - убить паука - потерять удачу.
Если паук заполз в дом, его аккуратно ловят, выносят на улицу и отпускают.

Шмель или пчела, залетевшие в окно - также вестники приближающегося события, связанного с Макошью. Поймать первого увиденного весеннего шмеля всегда считалось - к большой удаче на весь год до следующей весны.

Пойманного шмеля следует завернуть в платок или тряпицу, чтобы он в ней некоторое время погудел, затем его отпускают на свободу.
Пахнущая после этого тонким запахом пыльцы и мёда тряпица, - оберег, который хранят в доме, - для удачи. Этот обычай дожил до наших дней. Его до сих пор исполняют в деревнях.

В христианстве образ Макоши слился с Параскевой Пятницей, ибо день Макоши - и есть Пятница («Параскева» по-гречески — «пятница»). Некоторые женщины, почитавшие Макошь, «чтили пятницу больше, чем воскресенье». Церковь негативно относилась к смешению христианских и народных (языческих) обрядов, поэтому в Стоглаве все поверья, касающиеся пятницы, назывались «богомерзкими».

Многочисленные изображения Макоши сохранились в русских вышивках. Макошь часто изображали между двух лосих - Рожаниц. Так же её изображали в виде женской фигурки с поднятыми руками, в которых Велесов Рог (Рог Изобилия) и Птица. Рядом могут изображаться: Богини-Потворницы Доля (справа, с поднятой правой рукой) и Недоля (слева, с поднятой левой рукой), Сноп Колосьев (воплощение урожая), небесная корова Земун (мать Велеса, кормилица божская), волшебная прялка и т.д.


"... Однажды, как раз под Новый год, в лютый мороз, подошла к мельнице убогая старушка. Мельница стояла в роще у ручья, и никто не видел, откуда она пришла. А была это не простая старуха, а волшебница по имени Мокош. Она могла обернуться и птицей, и змеей, и красной девицей и еще она умела творить добро и зло. Горе тому, кто ее обидит! Жила Мокош среди топей на краю болота, куда осенью спускалось Солнце.
Там, у Мокоши, Солнышко и проводило все долгие зимнее ночи. Волшебница заботилась об ослабевшем зимнем Солнце, лечила его целебными травами да заговорами, и к весне оно опять становилось сильным и могучим…" (Хорватская сказка "Солнце-Сват и Нева-невестушка").

Правит Русью - Макошь, Великая Мать Мира, главная Богиня этой земли.
Она не ниже и не выше Сварога. Великая Мать. И - Мать всех Богов...
Любящая, всепрощающая и... беспощадная в своей справедливости.

Еще считают временем Макоши первое полнолуние мая, или последнее - апреля (но это реже).

А придет беда кликни: "Матушка"... Все боги - как одна семья.
Все равны пред Макошью, все - ее дети.

Иного солнца на нашей земле… и имен у Солнца - много… не один, несколько богов - ипостаси Солнца... Сложно? Ничего, привыкайте... Кружево трав, песни рек, ярость жизни... Это легко... Но - не примитивно...

Хотя на протяжении веков значение Макоши "принижалось", это одна из главных великих Богинь Славянского пантеона.

Ее атрибутами являются прежде всего веретено с кудельками, олицетворяющими нити судеб всего сущего, и иногда два рога с судьбами, помеченные свастикой.

Постепенно перейдя в разряд "мелких", домашних, женских Божеств, Макошь, тем не менее, остается Великой Богиней Жребия, подобно древнегерманским и скандинавским Норнам (Урд, Верданди, Скульд - три аспекта времени, т.е. прошлое, настоящее, будущее, соответственно старая, зрелая и молодая), ткущим судьбы у трех корней Ясеня - Иггдрассиля, и прочищающим источник Урд.

У Макоши так же есть две помошницы - Доля и Недоля, соответственно, ткущие добрые судьбы и злые и переплетающие одно с другим под присмотром старшей Макоши.

Поэтому Макоши поклонялись особо, ибо в руках Макоши - жизнь человеческая и нить ее, которую она вольна отрезать

Макошь - Богиня, обладающая и изливающая на людей свою особую Силу - силу творить свою судьбу.

Она с тобой, к примеру, когда ты делаешь свое дело и делаешь его так хорошо, как понимаешь и как можешь. И если это нравится Макоши, она “затачивает“ под тебя обстоятельства твоей жизни, даруя особый успех в делах, и, оборачиваясь к тебе ликом Доли, - особое чувство счастья и удачи.

Ну и, естесственно, наоборот, - отнимая удачу, успех, способности и возможности, если ты в чем-то действовал против ее воли.

Как истинная Мать - научая, поощряя и наказуя - заботится о своем ребенке.

Если она является тебе в том или ином лике и образе, если это происходит часто, и ты не понимаешь, зачем и почему, то лучше это спросить у нее самой в момент появления.

Символы Мокоши

Мокошин металл — серебро, камень — горный хрусталь и так называемый «лунный камень».
Зверь Мокоши — кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили накапища.
Кумиры Мокоши могли быть изготовлены из «женских пород дерева», в первую очередь— из осины.
Кумир Мокоши зачастую мог быть также рогат или иметь в руках рог изобилия.
Слуги Мокоши —пауки, потому считается хорошей приметой, если в лицо прилетит паутина.
Также с Мокошью связывают оберег-верёвочку, повязываемую на правое запястье.

Паук — Тварь Рода

Паук – мизгирь, павук, тенетник.

Сложный, противоречивый, обросший мхом домыслов, образ. Многие представления о пауках неверны, другие нашептаны страхом ко всему, что шевелится и банальному незнанию. Во-первых, паук – не насекомое, у него восемь, а не шесть ног. Как писал Н.А. Заболоцкий: “спит животное-паук”. Во-вторых, почти все пауки ядовиты, но смертельно опасных среди них не так много. В средней полосе стоит опасаться, пожалуй, только крестовика. Но первым паук не нападает, а дурной нрав черных вдов связан исключительно с плохим зрением. Кровь он тоже не пьет, а впрыскивает желудочный сок под хитиновый покров жертвы и оставляет довариваться на пару дней. Получаются такие вот своеобразные консервы с надежной природной упаковкой.

Потом, где видели пауков, стаями атакующих человеческие жилища? Гадящих на обои, поганящих пищу, кусающих до крови и откладывающих яйца в продукты. Трудно даже представить такое. А вот мухи, слепни и комары (основная пища пауков) вытворяют все это с непростительной частотой.

Казалось бы, что стоит отвести паукам пару темных углов в доме, не давить их при всяком удобном и неудобном случае. Не рвать паутинки в лесу, не верить американским, дешевым по смыслу и бюджету боевикам с гигантскими спайдерами. Нет, страх сильнее любых разумных доводов. Страх цивилизованного человека перед законами природы, перед лучшими ее созданиями.

К слову, предки наши относились к паукам куда с большим почтением. В отточенной красоте и симметрии паутины видели они солнечные лучи, разбегающиеся от единого центра. Как будто уже тогда предвидели, что Вселенную нашу астрономы представят в виде ячеистой структуры, сходной со строением паутины. И что геометрический центр паутины точно совпадает с ее центром тяжести. Всего этого они знать не могли, но уже тогда чувствовали, восхищаясь на рассвете радужными переливами солнечных лучей в тонких ниточках паутины.

Многие народы мира считают паука одним из творцов этого мира, соткавшего из своего тела каркас Вселенной. Причем, как правило, это не паук, а паучиха. Например, Мать Солнца или Бабка-Паучиха. Видимо поэтому и называют вторую половину сентября, время паучьего гона, когда по воздуху носятся паутинки — бабьим летом, в память о Прабабке Мира, Рожанице. Восьмое сентября, за неделю до начала “лета старых женщин”, посвящено Роду, преемнику верований о двух Рожаницах. Возможно, что паук — одно из его воплощений.

Многогранный ведический символ плодородия, солнечного света, единства бега времени и незыблемости пространства – свастика, напоминает паука, а узор на теле крестовика – символ плодородия. Как и имя паука, свастика давно покрылась грязью, отмыть которую почти невозможно. За отторжением символа приходит забвение, и лишь фольклор будет хранить его очень долго. Паук в нем — признак счастья, гармонии, солнечная мать всего живого.

Роль паука — творец, борец с вампирами

Время паука — начало осени. Цвета — черный, серый, белый

Пословицы и приметы:

— Убить паука — загубить свое счастье, к пожару или разорению
— Паутинка прилепилась в бабье лето — повезет
— Паук спустился на паутинке — к письму или известию

Вот, например, из мифа о японской богине солнца Аматэрасу: "Раз сидела богиня солнца, как всегда, озабоченная работой, во дворе своего небесного жилища, и пряла ..."

В индийской мифологии Женщине - пауку соответствует богиня Тара , Гуань-ши-Инь, поддерживающающих равновесие биосферы. Ибо ткать означает не только предопределять судьбу (в антропологическом плане), но и связывать воедино различные реальности (на космологическом уровне).

На древних священных рисунках хопи изображение Матери-паучихи сопровождает лабиринт . Словно от безмятежного лица Матери - паучихи расходится лабиринт её мыслей, который показывает напряжение мысли, поскольку сеть исходит из её головы, а не из чрева. Она напоминает божество Керру, Мыслительницу, которая непосредственно связана с Женщиной-Пауком.

Многие культуры связывают пауков с Богиней, возможно по той причине, что в большинстве мест ткачество считается священным женским занятием. Точно так же, как паук плетёт сеть с её лаконичным рисунком, Богиня создаёт замысловатые переплетения и прекрасные картины физического мира. Пауки и ткачество также стали прообразами скандинавских Норн и греческих Мойр - в обоих случаях это три сестры, которые прядут нить жизни человека и перерезают её в нужный момент. Поскольку пауки вытягивают нить непосредственно из собственного тела, они выступают как образ Богини, создающей миры из самой себя.

С одной стороны, лабиринт символизирует творение, которое начинается Богиней в центре и затем постепенно продвигается к выходу. С другой стороны здесь можно увидеть душу, входящую в лабиринт в поисках сакральных истин. Это движение, похожее на кольца свернувшейся змеи, также напоминающей об эволюции, идущей по спирали. Мы продвигаемся вперёд, чтобы быть отброшенными назад и снова начать медленное продвижение к истине.

Очень интересен в данном смысле один из геоглифов пустыни Наска:

Тут одновременно и паук, и лабиринт.

Сложный, противоречивый, обросший мхом домыслов, образ. Многие представления о пауках неверны, другие нашептаны страхом ко всему, что шевелится и банальному незнанию. Во-первых, паук – не насекомое, у него восемь, а не шесть ног. Как писал Н.А. Заболоцкий: “спит животное-паук”. Во-вторых, почти все пауки ядовиты, но смертельно опасных среди них не так много. В средней полосе стоит опасаться, пожалуй, только крестовика. Но первым паук не нападает, а дурной нрав черных вдов связан исключительно с плохим зрением. Кровь он тоже не пьет, а впрыскивает желудочный сок под хитиновый покров жертвы и оставляет довариваться на пару дней. Получаются такие вот своеобразные консервы с надежной природной упаковкой.
Потом, где видели пауков, стаями атакующих человеческие жилища? Гадящих на обои, поганящих пищу, кусающих до крови и откладывающих яйца в продукты. Трудно даже представить такое. А вот мухи, слепни и комары (основная пища пауков) вытворяют все это с непростительной частотой.
Казалось бы, что стоит отвести паукам пару темных углов в доме, не давить их при всяком удобном и неудобном случае. Не рвать паутинки в лесу, не верить американским, дешевым по смыслу и бюджету боевикам с гигантскими спайдерами. Нет, страх сильнее любых разумных доводов. Страх цивилизованного человека перед законами природы, перед лучшими ее созданиями.
К слову, предки наши относились к паукам с куда большим почтением. В отточенной красоте и симметрии паутины видели они солнечные лучи, разбегающиеся от единого центра. Как будто уже тогда предвидели, что Вселенную нашу астрономы представят в виде ячеистой структуры, сходной со строением паутины. И что геометрический центр паутины точно совпадает с ее центром тяжести. Всего этого они знать не могли, но уже тогда чувствовали, восхищаясь на рассвете радужными переливами солнечных лучей в тонких ниточках паутины.
Многие народы мира считают паука одним из творцов этого мира, соткавшего из своего тела каркас Вселенной. Причем, как правило, это не паук, а паучиха. Например, Мать Солнца или Бабка-Паучиха. Видимо поэтому и называют вторую половину сентября, время паучьего гона, когда по воздуху носятся паутинки — бабьим летом, в память о Прабабке Мира, Рожанице. Восьмое сентября, за неделю до начала “лета старых женщин”, посвящено Роду, преемнику верований о двух Рожаницах. Возможно, что паук — одно из его воплощений.
Многогранный ведический символ плодородия, солнечного света, единства бега времени и незыблемости пространства – свастика, напоминает паука, а узор на теле крестовика – символ плодородия. Как и имя паука, свастика давно покрылась грязью, отмыть которую почти невозможно. За отторжением символа приходит забвение, и лишь фольклор будет хранить его очень долго. Паук в нем — признак счастья, гармонии, солнечная мать всего живого.
Роль паука — творец, борец с вампирами
Время паука — начало осени. Цвета — черный, серый, белый
Пословицы и приметы:
- Убить паука — загубить свое счастье, к пожару или разорению
- Паутинка прилепилась в бабье лето – повезет
- Паук спустился на паутинке — к письму или известию