Где жила медуза горгона. История персонажа. Медуза Горгона в современной литературе

Полидект замыслил насильно взять себе в жены прекрасную Данаю, но Даная ненавидела сурового царя Полидекта. Персей заступился за свою мать. Разгневался Полидект и с этого времени он думал только об одном - как погубить ему Персея. В конце концов жестокий Полидект решил послать Персея за головой горгоны Медузы. Он призвал Персея и сказал ему:

Если ты действительно сын громовержца Зевса, то не откажешься совершить великий подвиг. Сердце твое не дрогнет ни перед какой опасностью. Докажи же мне, что Зевс - твой отец, и принеси мне голову горгоны Медузы. О, верю я, Зевс поможет своему сыну!

Гордо взглянул Персей на Полидекта и спокойно ответил:

Хорошо, я добуду тебе голову Медузы.

Отправился Персей в далекий путь. Ему нужна было достигнуть западного края земли, той страны, где царили богиня Ночь и бог смерти Танат. В этой стране жили и ужасные горгоны. Все тело их покрывала блестящая и крепкая, как сталь, чешуя. Ни один меч не мог разрубить эту чешую, только изогнутый меч Гермеса. Громадные медные руки с острыми стальными когтями были у горгон. На головах у них вместо волос двигались, шипя, ядовитые змеи. Лица горгон, с их острыми, как кинжалы, клыками, с губами, красными, как кровь, и с горящими яростью глазами были исполнены такой злобы, были так ужасны, что в камень обращался всякий от одного взгляда на горгон. На крыльях с золотыми сверкающими перьями горгоны быстро носились по воздуху. Горе человеку, которого они встречали! Горгоны разрывали его на части своими медными руками и пили его горячую кровь.

Тяжелый, нечеловеческий подвиг предстояло совершить Персею. Но боги Олимпа не могли дать погибнуть ему, сыну Зевса. На помощь ему явился быстрый, как мысль, посланник богов Гермес и любимая дочь Зевса, воительница Афина. Афина дала Персею медный щит, такой блестящий, что в нем, как в зеркале, отражалось все; Гермес же дал Персею свой острый меч, который рубил, как мягкий воск, самую твердую сталь. Вестник богов указал юному герою как найти горгон.

Долог был путь Персея. Много стран прошел он, много видел народов. Наконец достиг он мрачной страны, где жили старые грайи. Один только глаз и один зуб имели они на всех трех. По очереди пользовались они ими. Пока глаз был у одной из грай, две другие были слепы, и зрячая грайя вела слепых, беспомощных сестер. Когда же, вынув глаз, грайя передавала его следующей по очереди, все три сестры были слепы. Эти-то грайи охраняли путь к горгонам, только они одни знали его. Тихо подкрался к ним во тьме Персей, и по совету Гермеса, вырвал у одной из грай чудесный глаз как раз в тот миг, когда она передавала его своей сестре. Вскрикнули грайи от ужаса. Теперь они все трое были слепы. Что делать им слепым и беспомощным? Стали они молить Персея, заклиная его всеми богами, отдать им глаз. Они готовы были сделать все для героя, лишь бы он вернул им их сокровище. Тогда Персей потребовал у них за возвращение глаза указать ему путь к горгонам. Долго колебались грайи, но пришлось им, чтобы вернуть себе зрение, указать этот путь. Так узнал Персей, как попасть ему на остров горгон, и быстро отправился дальше.

Во время дальнейшего пути пришел Персей к нимфам. От них получил он три подарка: шлем властителя подземного царства Аида, который делал невидимым всякого, кто его надевал, сандалии с крыльями, с помощью которых можно было быстро носиться по воздуху, и волшебную сумку: эта сумка то расширялась, то сжималась, смотря по величине того, что в ней лежало. Надел Персей крылатые сандалии, шлем Аида, перекинул через плечо чудесную сумку и быстро понесся по воздуху к острову горгон.

Высоко в небе несся Персей. Под ним расстилалась земля с зелеными долинами, по которым серебряными лентами вились реки. Города виднелись внизу, в них ярко сверкали белым мрамором храмы богов. Вдали высились горы, покрытые зеленью лесов, и, как алмазы, горели в лучах солнца их вершины, покрытые снегом. Вихрем несется Персей все дальше и дальше. Он летит так высоко, как не взлетают и орлы на своих могучих крыльях. Вот блеснуло вдали, как расплавленное золото, море. Теперь над морем летит Персей, и шум морских волн едва уловимым шорохом доносится до него. Вот уже не видно земли. Во все стороны, куда только хватает взора Персея, раскинулась под ним равнина вод. Наконец в голубой дали моря черной полоской показался остров. Все ближе он. Это остров горгон. Что-то нестерпимым блеском сверкает в лучах солнца на этом острове. Ниже спустился Персей. Как орел, парит он над островом и видит: на скале спят три ужасные горгоны. Они раскинули во сне свои медные руки, огнем горят на солнце их стальная чешуя и золотые крылья. Змеи на их головах чуть шевелятся во сне, Скорей отвернулся Персей от горгон. Боится увидеть он их грозные лица - ведь один взгляд, и в камень обратится он. Взял Персей щит Афины-Паллады - как в зеркале отразились в нем горгоны. Которая же из них Медуза? Как две капли воды похожи друг на друга горгоны. Из трех горгон лишь Медуза смертна, только ее можно убить. Задумался Персей. Тут помог Персею быстрый Гермес. Он указал Персею Медузу и тихо шепнул ему на ухо:

Скорей, Персей! Смелее спускайся вниз. Вон, крайняя к морю Медуза. Отруби ей голову. Помни, не смотри на нее! Один взгляд, и ты погиб. Спеши, пока не проснулись горгоны!

Как падает с неба орел на намеченную жертву, так ринулся Персей к спящей Медузе. Он глядит в ясный щит, чтобы верней нанести удар. Змеи на голове Медузы почуяли врага. С грозным шипением поднялись они. Пошевельнулась во сне Медуза. Она уже приоткрыла глаза. В этот миг, как молния, сверкнул острый меч. Одним ударом отрубил Персей голову Медузе. Ее темная кровь потоком хлынула на скалу, а с потоками крови из тела Медузы взвился к небу крылатый конь Пегас и великан Хрисаор. Быстро схватил Персей голову Медузы и спрятал ее в чудесную сумку. Извиваясь в судорогах смерти, тело Медузы упало со скалы в море. От шума его падения проснулись сестры Медузы, Стейно и Эвриала. Взмахнув могучими крыльями, они взвились над островом и горящими яростью глазами смотрят кругом. Горгоны с шумом носятся по воздуху, но бесследно исчез убийца сестры их Медузы. Ни одной живой души не видно ни на острове, ни далеко в море. А Персей быстро несся, невидимый в шлеме Аида, над шумящим морем. Вот уже несется он над песками Ливии. Сквозь сумку просочилась кровь из головы Медузы и падала тяжелыми каплями на песок. Из этих капель крови породили пески ядовитых змей. Все кругом кишело ими, все живое обращалось в бегство от них; змеи обратили Ливию в пустыню.

УДК 159.964.2 © Ларин Н.А., 2013 ГОРГОНА МЕДУЗА -ЖЕРТВА И УБИЙЦА. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация. В статье представлен психоаналитический разбор мифа о Медузе Горгоне, раскрыты психодинамические отношения главных персонажей мифа и обоснована психодинамическая модель поведения.

Ключевые слова: миф, психодинамические отношения, ли-тамэн, психодинамическая модель, индивидуальная история, родовые ценности.

© Larin N.A., 2013 GORGON MEDUSA -VICTIM AND THE MURDERER. PSYCHODYNAMIC MODEL

Abstract. The article presents a psychoanalytic analysis of the myth of Medusa the Gorgon, are disclosed psychodynamic relationship of the main characters of myth and proved psihodina-nomic model of behavior.

Key words: myth, psychody-namic relations litamen, psycho-dynamic model, individual history, ancestral values.

«Душа или покоряется природным склонностям, или борется с ними, или побеждает их. От этого - злодей, толпа и люди высокой добродетели».

М. Ю. Лермонтов

Мало кому известно о том, что миф о Медузе Горгоне является одним из самых древних греческих мифов, дошедших до нас. Его пересказывали еще задолго до Гомера. А маски «Горгонейон», отображение которых находят на одеждах и латах древних греков, только подтверждают факт глубокой древности этого мифа. По этой причине существует множество расхождений при изложении этого мифа разными авторами. Нами был взят классический миф о похождениях Персея и пересказан с позиции Медузы Горгоны.

Вначале обратимся к этимологии слов. Медуза, или Ме5оша (греч.) - это женское имя, в переводе означающее «защитница, стражник, повелительница», а Горгона - это вид чудовищ, к которому относилась Медуза.

Миф о Медузе Горгоне. Горгоны были рождены от союза Форка и Кето, а Медуза была младшей среди них и единственной смертной из сестер. Но это легко компенсировалось ее молодостью и красотой. Она была настолько прекрасна, что хотела состязаться в красоте с Афиной, хотя и была служительницей ее храма. Глаза Медузы были настолько обворожительны, что стоило ей только взглянуть на человека, как его душа и сердце были навеки пленены. А её волосы были настолько шелковистыми и чарующими, что при виде их люди не могли отвести глаз. И эта красота смогла пленить даже великого Посейдона, бога морей и океанов. Он, обратившись в птицу, взял силой Медузу, когда она была в храме Афины. Увидев прелюбодеяние Медузы в своем храме, Афина в ярости прокляла Медузу, изменив ее облик. Волосы ее обратила в головы змей, а взгляд ее стал убивать любого, кто посмотрел бы на нее.

Скрыв целомудренный лик. Чтоб грех не остался без кары, В гидр ужасных она волоса обратила Горгоны. Ныне, чтоб ужасом тем устрашать врагов оробевших, Ею же созданных змей на груди своей носит богиня.

(Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Книга 2. 800-804) В агонии и ужасе от проклятия Медуза скрылась из города, сбежав к сестрам своим, другим Горгонам. И возненавидела Медуза Горгона всех людей, и стала убивать своим взглядом любого, кто проходил мимо ее пещеры, будь то человек или животное, обращая их в камень.

Каждый росток молодой с еще не скудеющим соком, Яд чудовища впив, мгновенно становится камнем; (Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Книга 4. 743-744) И на дорогах - людей и животных подобья, тех самых,

Что обратились в кремень, едва увидали Медузу.

(Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Книга 4. 780-781) Так и жила Медуза Горгона в боли и страданиях от своего проклятия и ненависти ко всему, пока Пересею не было поручено царем Полидектом убить Медузу. Справиться с Медузой помогли Персею боги - Афина и Гермес. По их совету он отправился к Граям, сестрам Медуз. Прибыв к дочерям Форка, Энио, Пефредо и Дино, Персей украл их единственный глаз, тихонько подставив руку, когда они передавали его друг другу. У Грай не было выбора, кроме как в обмен на свой глаз указать путь к Горгонам и отдать Персею крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку Аида. От Гермеса Персей получил в подарок острый кривой нож, а от Афины - отполированный медный щит. Вооружившись, Персей пошел на бой с Медузой. Глядя на ее отражение в щите, чтобы не окаменеть, Персей приблизился к Медузе и, поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, смог отрубить ей голову.

Персей схватил окровавленную голову Медузы и положил ее в волшебный мешок. Но услышав предсмертные крики Медузы, другие Горгоны уже знали, что с их сестрой произошло что-то неладное. Персей спрятался от них с помощью шапки-невидимки Аида и сбежал из логова Горгон.

Из потоков крови, пролившихся из тела обезглавленной Медузы, вышли два дитя Посейдона - крылатый конь Пегас и великан Хрисаор, отец трехтело-го Гериона.

Скрытый, смело пройдя с их страшным лесом трескучим, К дому Горгон подступил; как видел везде на равнине И на дорогах - людей и животных подобья, тех самых, Что обратились в кремень, едва увидали Медузу; Как он, однако, в щите, что на левой руке, отраженным Медью впервые узрел ужасающий образ Медузы; Тяжким как пользуясь сном, и ее и гадюк охватившим,

Голову с шеи сорвал; и еще - как Пегас быстрокрылый С братом его родились из пролитой матерью крови.

(Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Книга 4. 776-790)

Афина собрала кровь, вытекшую из тела Медузы. Та, что текла из левой части, - несла смерть, по преданию, капля этой крови, попавшая на земли Ливии, породила множество ядовитых змей, убивавших все живое. А та кровь, что текла из правой части, несла жизнь и использовалась Асклепием для спасения людей.

Голова же Медузы даже после смерти не потеряла своей силы, она все так же могла превратить любого в камень, и Персей еще не раз воспользовался этим волшебным свойством головы. Он обратил в камень Кето, мать Горгон и Грай, опустошавших земли Эфиопии, обратил в камень царя Полидекта и его слуг, преследовавших Данаю, мать Персея, и даже Атланта, могучего титана, державшего на своих плечах небосвод. И после всех этих событий голова Медузы Горгоны была помещена на эгиду Афины в назидание и устрашение врагам.

Анализ мифа. В данной работе мы будем рассматривать миф о Медузе с трех сторон, как это было сделано Дж. Холлисом в книге «Мифологемы»: как психодинамическую структуру, как индивидуальный сценарий и как семейный сценарий.

Рассматривая миф в качестве психодинамической модели, мы будем говорить и постараемся объяснить на примере модели поведения то, как человек себя ведёт ситуативно. Рассматривая миф как индивидуальную историю, рассмотрим, как образ, находясь в тени, незаметно управляет нашим поведением и судьбой, направляя нас, а порой и руководя нами. С точки же зрения семейного сценария, мы поговорим о том, как образ жизни Медузы может проявляться в семье. При этом под семьей будем иметь в виду не только группу людей, связанных между собой родственными узами, но и более крупные социальные

группы, объединенные единым целым, такие, например, как нацию, население страны, народ.

Непосредственно анализ разделим на три части в соответствии с пониманием того, как можно трактовать и анализировать миф, описанный выше. Также мы дополним трактовку мифа описанием через его символизм поведения толпы, или социума. В каждой из трактовок мифа условно выделим три части, последовательно раскрывающие то, что провоцирует «активацию» архетипа, особенности ее протекания и то, как «победить» этот «образ» в душе.

Психодинамическая модель. В мифе говорится, что изначально Медуза была обычной, хотя и невероятно красивой девушкой. С точки зрения психодинамической модели, нам это не столь интересно. Для нас имеет значение само «превращение», а точнее, момент, когда будет нажат курок спускового механизма, когда сработает триггер, запускающий всю модель поведения. Для этого мы должны обратить внимание на момент, предшествующий самому превращению. Что произошло с Медузой? Согласно мифу, на нее напал и изнасиловал Посейдон - персонаж божественного происхождения. Чтобы раскрыть суть этого образа, зададим вопрос: «Кто такой Посейдон? Какой он?» Во-первых, это мужчина, причем мужчина сильный как физически, так и духовно, имеющий большую власть и могущество. Переводя этот образ в сценарные матрицы, необходимо сказать, что гораздо важнее, чем пол, социальный статус этого человека, его положение. Он занимает статус выше, чем человек, сценарная матрица которого рассматривается, - литамэн (от лат. Litamen - жертва).

Что же сделал Посейдон? Совершил насилие. Он по сути использовал свою силу и власть, чтобы овладеть Медузой. С точки зрения психодинамической модели, насилие может быть не обязательно физическим. В данном случае, скорее, идет речь о некой демонстрации своего статуса, силы, власти и использовании их в агрессивной форме по отношению к литамэну. При этом ли-тамэн не может сопротивляться, точнее, он не может дать полноценный отпор

агрессору. Для примера можно привести следующий сценарий: начальник (агрессор) отчитывает или кричит на подчиненного (литамэн). Подчинённый пытается что-то возразить, но начальник давит своим авторитетом или/и властью и не допускает оправданий или даже использует их против подчиненного. Подчиненный чувствует злобу и гнев на начальника, ругаясь на него про себя или рассказывая о несправедливости своим близким или коллегам, но это не уменьшает первичный гнев, так как он не может ничего высказать начальнику в том виде, в котором хочет. Момент, когда начальник кричит на своего подчиненного, и является триггером для активизации психодинамической модели. Момент накопления гнева является, с нашей точки зрения, «превращением».

Рассмотрим теперь период после превращения, или перевоплощения, когда Медуза становится монстром и начинает уничтожать все живое вокруг себя. С точки зрения психодинамической модели, после превращения литамэн начинает сам проявлять агрессию. Но из-за отсутствия возможности непосредственно отомстить обидчику гнев распространяется на любого, кто оказывается рядом, подобно тому, как люди лишь от одного только взгляда Горгоны становились статуями Автор сам не раз наблюдал следующую сцену: человеку звонят по телефону, он молча выслушивает все и вешает трубку, а когда к нему кто-либо обращается - знакомые, дети, близкие или даже незнакомые люди - человек фактически срывается на крик, ругаясь или отвечая так, что создаётся впечатление, что он готов «убить». При этом со стороны создавалось впечатление, что у литамэна поднимались волосы дыбом, напоминая змей на голове Медузы Горгоны.

Нужно заметить, что существует разница между целенаправленным высвобождением эмоций и высвобождением эмоций на людях, попавших в поле внимания литамэна. Первый случай мы не рассматриваем, так как эта модель, как правило, носит сознательный или условно (частично) сознательный характер. Для нас интереснее именно второй случай, когда эмоции направляются

«вслед» за вниманием. А что нужно, чтобы обратить на себя внимание литамэ-на? Достаточно обратиться к нему, толкнуть его или даже дотронуться. Момент выхода эмоции - это символическое снятие с себя «проклятия». Возможно, существует «передача проклятия», но, как правило, эта передача не является задачей или целью литамэна. Но «снятие» или «передача» образа Медузы не является лишь временной мерой. И здесь мы вынуждены обратиться к личности носителя психодинамической модели. Если мы говорим о том, что данная модель является довольно частым способом поведения, практически на уровне характера, то мы можем говорить о противоречиях, диссонансе архетипов Самости и Персоны. Именно этот диссонанс является «батарейкой» для психодинамической модели. Очевидно, единственный способ «отрезать голову Медузе», это разрешить конфликт двух архетипов или найти способы перенаправления энергии. Но мы должны заметить, что последний вариант может спровоцировать вытеснение конфликта и впоследствии активировать другие защитные механизмы.

Индивидуальная история. С точки зрения индивидуальной истории, жизнь Медузы рассматривается как некий путь, который преодолевает человек, двигаясь от одной точки к другой. Мы будем называть эти точки значимыми жизненными событиями (далее - ЗЖС), которые носят личный характер, другими словами, важность этих событий имеет сугубо субъективный характер, а переживание носит относительно объективную форму. Формы переживание могут быть различны. В данном контексте важна не только отправная точка, но и то, что ей предшествовало. Для этого обратимся к мифу. О Медузе говорится, что она была красивой девушкой, для нас это показатель не только красоты, а определенной успешности литамэна как в личной жизни, так, возможно, и в делах несколько иного рода. Желание состязаться в красоте - это также определенная характеристика литамэна как человека самолюбивого, с завышенной самооценкой, а возможно даже, нарцистичного типа личности. Отправной точ-

кой будет момент по ходу изложения мифа, когда Посейдон заинтересовался Медузой и возжелал ее. Для нас это момент пересечения с каким-то человеком или группой людей. И мы должны сказать, что в этот момент история становится не только историей литамэна, но и других людей. Одни из них потом встанут на сторону «Агрессора» или уже встали, но не продемонстрировали этого, а другие займут позицию «Судьи», который изначально настроен против литамэна, но взаимодействие с ним носит близкий характер. В мифе в роли «Судьи» выступила Афина, в храме которой служила Медуза, что говорит об определенной близости между «Судьей» и литамэном, причем эта близость может носить не только духовный характре. Для литамэна важны определенные взаимодействия с соответствующими людьми. При этом необходимо оговориться, что хотя литамэн их воспринимает как равных, в реальности существует разница между литамэном и будущим «Агрессором». Точкой начала перевоплощения служит момент, когда «Агрессор» проявит некое целенаправленное действие против литамэна, это может быть насилие, подобное тому, как Посейдон взял силой Медузу в мифе. Окончанием превращения станет оценка действий литамэна «Судом». Как уже говорилось ранее, «Суд» изначально настроен против литамэна, при этом негативное отношение может не носить открытый характер или, более того, иметь бессознательный характер. Афина прокляла Медузу, обвинив ее саму во всех бедах и отняв у нее самое ценное, чем она обладала, - внешность. «Судья» выносит оценку действиям литамэна не в его пользу, тем самым провоцирует усиление и определенное закрепление негативных чувств, оставленных после деятельности «Агрессора». И дальнейшая дорога литамэна идет через гнев, боль и злобу. В жизни агрессором может являться тот, кто отнимет самое дорогое или крайне важное для литамэна. Так, может иметь место посягательство на честь человека или неполучение им желаемого результата (например, назначения на должность). И после этого превращения литамэн начинает воспринимать всех как «врагов», замыкается и пы-

тается избежать лишних встреч. Медуза в мифе при этом нашла убежище у своих сестер. Однако мы должны заметить, что сестры ее тоже были чудовищами. Проклятие было помещено в среду, где оно в лучшем случае остается без изменений, а в худшем - усиливается и закрепляется, «варится в собственном соку».

Выше было описано одно из возможных ЗЖС, а именно - уход в себя и возвращение к родным. Но это ЗЖС не является обязательным. Медуза после проклятия начала убивать любого, на кого она смотрела, и в мифах не говорится о других ее деяниях в этот период жизни. Рассмотрим подробнее, почему все становятся потенциальными врагами литамэна. Здесь есть две модели. Из-за невозможности отомстить непосредственно «Агрессору», согласно психодинамической модели, литамэн ищет ему замену. И во время замены может произойти обобщение, основанное на каком-то признаке. Особенно если в поведении объекта подмены наблюдаются те же черты, которые свойственны «Агрессору» и на основании которых будет происходить обобщение. Схожий процесс может иметь место при неоднократном повторении «агрессии» по отношению к литамэну со стороны разных людей.

Другой вариант развития обобщения происходит за счет такого защитного механизма, как интеллектуализация. Литамэн ищет и находит субъективно-рациональную закономерность в произошедшем. Такая закономерность может быть ложно-рациональной из-за особенностей психического состояния литамэ-на после «агрессии» или из-за неверного толкования какого-либо жизненного эпизода. Однако допускаем и то, что литамэн может найти некую объективную причину произошедшего и не будет переоценивать эту причину. В этом случае мы предполагаем, что литамэн не будет воспринимать себя как жертву и не станет литамэном как таковым. Но важно, чтобы осознание этого происходило на всех уровнях. В случае, если эмоциональное напряжение «перейдет» в обобщаемый фактор, будет происходить символическая подмена. Мы допуска-

ем, что вследствие интеллектуализации эмоциональное напряжение будет снято, и этот процесс будет происходить неосознанно из-за «включения» такого защитного механизма, как вытеснение. При этом могут быть вытеснены как эмоции, так и сам факт «агрессии».

Возможен и третий вариант, при котором над «Агрессором» свершается месть, и в этот момент происходит обобщение аналогично первой модели, однако данный вариант нельзя назвать каноническим, он имеет несколько другие черты, нежели те, которые проявляла Медуза.

Следующее ЗЖС - месть. После нахождения «жертвы» по обобщенному признаку будет совершаться месть. Как правило, месть - это повторение «агрессивного» действия или некоего его эквивалента. Но, как указано выше, «агрессивное» действие субъективно, соответственно, оценка значимости также субъективна. В мифе говорится, что Медуза из-за потери лица в буквальном и переносном смысле стала забирать жизни у людей. Как мы видим, ценности находятся в разных категориях, однако в системе ценностей Медузы они равнозначны. Как и Медуза, литамэн может стремиться к более значимой «агрессии». После непосредственного проведения мести литамэн ощущает некое облегчение, но груз прошлого заставляет его повторять этот эпизод жизни снова и снова. В данном случае месть можно рассматривать как сверхценную идею, которая затуманивает разум, и именно из-за этого человек не способен выйти из своего состояния, так сказать, снять фиксацию. Поэтому в той или иной мере месть будет повторяться длительное время, пока не спадет эмоциональное напряжение или не будет достигнута цель, поставленная в процессе обобщения. Как правило, в последнем случае целью является непосредственно сам «Агрессор», но тогда может сработать третья модель обобщения, даже если одна из первых двух уже сработала. Однако литамэн способен справиться с местью или символически ее завершить и продолжить свою историю, уже преодолев в себе позывы к мести.

Родовые ценности. Для начала анализа родовых ценностей вспомним, кем были родители Медузы. Это Форка и Кето. Отец - царь, правитель, носитель символов власти и могущества, богатства и дозволенности. Мать - монстр, чудовище, всесильное и неуязвимое, свирепое и безжалостное. Оба этих образа как отражение семьи, как отражение Анимы и Анимуса не способствуют развитию здорового Я. Если говорить, что чудовище - это безумие, агрессия, все то, на что мир смотрит с ужасом и отвращением, то тогда это можно трактовать как нечто уже заложенное в крови, о чем свидетельствует уродство сестер Горгоны. Но она, как изложено в мифе, имела человеческую внешность. Это - проявление отцовской стороны, так как согласно мифу именно он был человеком. Но именно эта человеческая природа Медузы спровоцировала Посейдона, образ могущества и вседозволенности, на насилие по отношению к ней и проклятие ее Афиной, образ которой здесь можно трактовать как дающей оценку происходящему. Это может быть и образ важного родственника, и даже одного из родителей, занимающего оценочную позицию. Но посмотрим теперь на происходящее несколько под другим углом: что же в таком случае заставляет Медузу вернуться к сестрам и стать монстром, безжалостным и полным агрессии? Из-за чего это происходит: из-за насилия Посейдона? или из-за проклятия Афины? или вследствие истинной природы Медузы? На наш взгляд, в отличии от предыдущих ситуаций, где именно триада «насилие - не принятие - боль» являлись триггерами, здесь важнее всего именно «наследие», то, что было взято в детстве или даже на дородовом уровне. Хотя та же именно триада является триггером, но основа данного образа уже заложена на уровне культуры и семьи человека.

Как уже упоминалось выше, именно образ «монстра» передается на семейном уровне. И тогда черты личности, не принимаемые социумом, являются вторичными, следствием внутреннего «монстра». В глубине на первый план выходит конфликт «безжалостной матери» и «властного отца». Оба этих образа мешают развитию и нормальному существованию литамэна. «Властный отец»,

который не смог уберечь от «насилия», с его «человеческим лицом» меняется на «безжалостную мать», чтобы можно было уже не просто жить, а бороться и уничтожать всех: врагов и друзей, виновных и не виновных.

Но иррациональность, даже губительность такой позиции демонстрируется в смерти Медузы. Те ценности и черты, которые она заменила, вытеснив другие, привели к убийству Медузы, которое может проявиться в уничтожении и разделении Я. Подобная диссоциация является прямым следствием именно конфликта, описанного выше. Способ не допустить вытеснение и диссоциацию Я - это интеграция частей и признание могущества «отца», но не его всемогущества, и силы «матери», но не ее «нормальности». Возможно, как результат этого, а возможно, как отдельный способ победы внутренних демонов - это именно определенная форма диссоциация, но не частей Я, а отделение своего Я от родительского, что как раз и может символизировать отсечение головы.

В заключении проанализируем последний интересующий нас эпизод в мифе, который, по нашему мнению, универсален для всех трех анализов. Это убийство Медузы. Начнем с окончания мифа, где говорится о детях Медузы. Ими были двое существ, одним из которых является Пегас, считающийся символом свободы. В нашем случае - свободы от доминирования архетипа Медузы. Чтобы убить Медузу, Персей использовал щит как зеркало. На практике необходимо именно показать литамэну его поведение, как будто в зеркале. Как правило, этого уже достаточно, чтобы заставить задуматься литамэна. Однако чем глубже этот архетип от поверхности сознания, тем менее эффективен будет этот прием поначалу, и тем сложнее будет пробраться в обитель Медузы. Персей для этого обратился к сестрам Медузы. Так и при работе с литамэном можно обращаться к его опыту, например в качестве члена семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Russian Imago 2002: Исследования по психоанализу культуры. М.: Аграф, 2004. 592 с.

2. Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности. М.: Класс, 2005. 320 с.

3. Бедненко Г.Б. Греческие богини: Архетипы женственности. М.: Класс, 2005. 320 с.

4. Холл Д.А. Юнгианская интерпретация сновидений: руководство. М.: Класс, 2007. С. 10-25.

5. Франц М.-Л. фон. Феномены Тени и зла в волшебных сказках / пер. с англ. В. Мершавки. М.: Класс, 2010. 360 с.

6. Сеннетт Р. Коррозия характера / пер. с англ. В.И.Супруна. Новоси-бирск-М.: ФСПИ «Тренды», 2004. 296 с.

7. Холлис Д. Мифологемы: Воплощения невидимого мира / пер. с англ. В. Мершавки. М.: Независимая фирма «Класс», 2010. 184 с.

8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 256 с.

Древней Греции. Историю об этом чудовище знают многие, так как современный кинематограф довольно часто использует ее образ для создания антигероев. А голова Медузы, покрытая змеями, и вовсе стала символом антипатии и уродства. Вот только Горгона не всегда была такой злой и страшной, ведь родилась она настоящей красавицей.

Рождение горгон

Согласно первоначальной версии, все горгоны (а их было три сестры) родились от запретного союза хтонических божеств моря Форкия и Кето. При этом все дочери унаследовали от родителей мистические силы, что ставило их на один уровень с полубогами. Например, обладала удивительной способностью превращать любые объекты в камень.

При этом миф гласит, что две старшие сестры были бессмертными и лишь младшая могла умереть от рук обычного человека. И нетрудно догадаться, что самой юной как раз и была Медуза. Куда более любопытно то, что Медуза - это имя девушки, которое ей дали при рождении. Лишь спустя много веков, после появления мифа об этом существе, ученые назовут прозрачного обитателя морских глубин в честь ужасающего монстра.

Почему голова Медузы Горгоны покрыта змеями?

Медуза была самой красивой из сестер. Из-за этого многие боги и полубоги засматривались на нее. Однако сердце красавицы было неприступным, и она отвергала всех своих ухажеров. Но однажды, Медузу заметил повелитель морей и океанов Посейдон. Неодолимая страсть загорелась в нем, и он решил насильно овладеть телом девушки.

Узнав об этом, Медуза Горгона укрылась в надеясь, что грозная воительница спасет ее. Увы, надежды красавицы не сбылись. Богиня не услышала молитв, и Посейдон, ворвавшись в храм, овладел ею прямо на священном алтаре. Напуганная девушка молила и молила Афину о спасении, и наконец-то та услышала ее призыв. Но вместо помощи, Медуза узрела гнев ревностной боги, которая пришла в ярость оттого, что ее алтарь был осквернен.

Афина решила, что виной всему красота девушки, которая приманивает мужчин. И в тот же час голова Медузы покрылась бесчисленным количеством уродливых змей. Таким образом, богиня не только не спасла горгону, но и навсегда искалечила ее жизнь.

Смерть Медузы Горгоны

В греческой мифологии есть много историй о Персее, земном сыне бога Зевса. Одна из них гласит о том, как этот юноша захотел жениться на дочери царя Полидекта - Данае. Однако правитель ненавидел Персея, а потому решил убить его. Он сказал, что только голова Медузы Горгоны докажет, что юноша достоин руки его дочери.

Несмотря на то что Персей был сыном бога, он явно уступал в силе чудовищу, которое могло превратить любого в камень. Поэтому помочь герою вызвались Гермес и Афина. Первый подарил Персею шлем, способный наделить своего владельца даром невидимости, а вторая - шит со встроенным во внутрь зеркалом.

Более того, когда персей пробрался в логово горгон, Афина подсказала ему, кто из них является Медузой. После этого между героем и чудовищем завязался бой. Главная проблема заключалась в том, что Персей не мог смотреть на горгону, а потому в сражении он использовал подаренный щит, с зеркалом. Такая хитрость ошеломила бестию, и в момент ее слабости, юноша отрубил ей голову. А шлем Гермеса позволил герою убежать из логова монстров незамеченным. И в итоге, Персей с головой Медузы в мешке, смог прийти к царю Полидитку целым и невредимым.

Последствия смерти Медузы

Если верить мифам, то после гибели Медузы из ее тела появился крылатый конь Пегас и юноша с золотым мечом Хрисаор. Древние греки верили в то, что это были дети Посейдона и юной горгоны. К тому же проходя сквозь пески Ливии, Персей не заметил того, что голова Медузы постоянно кровоточила. И там, где падали капли, впоследствии появлялись змеи, ставшие настоящей карой для жителей этой пустыни.

Также предания гласят, что даже после смерти голова этого чудовища могла превращать любых существ в камень. Благодаря этому Персей смог победить матерь всех горгон Кето, а также превратить в камень титана Атланта, державшего на своих плечах небо. Примечательно то, что в конце своего пути герой так и не женился на Данае. Его супругой стала дочь царя Кефея - Андромеда.

Значимость в культуре

Цикл историй о сыне Зевса стал одним из самых популярных в Древней Греции. Поэтому не удивительно, что статуя Персея с головой Медузы Горгоны стала излюбленным украшением для многих домов того времени. Даже сегодня во многих музеях Греции есть прекрасно сохранившиеся скульптуры, изображающие данную сцену из мифа.

К тому же образ Медузы Горгоны неоднократно использовался в литературе и кинематографе. Правда, в большинстве случаев ее изображали как злого персонажа, забывая о том, что Медуза стала чудовищем не по своей вине, а лишь потому, что ей не повезло родиться красивой.

Медуза Горгона и Персей - одни из самых знаменитых персонажей древнегреческих мифов. Герою, убившему жуткое чудовище и спасшему от гибели красавицу Андромеду, приписывают основание города Микен и династии Персеидов. Медуза же символизирует отвратительное ужасное существо, воплощение страха и смерти, но одновременно - несчастную красавицу, по воле злого рока ставшую безвинной жертвой божественного проклятия. и Медузе Горгоне оставил заметный след в литературе, музыке и искусстве не только античного мира, но также средневековья и современности.

Происхождение Медузы Горгоны

Согласно легенде, Медуза была самой младшей из трёх сестёр, рождённых божествами водной стихии Форкием и Кето, в свою очередь бывших детьми Понта и Геи (богини земли). Старшие Горгоны - Сфено и Эвриала - унаследовали от родителей бессмертие, Медуза же была единственной из них, кому бесценный дар не достался.

Изначально эти персонажи мифологии древней Эллады были представлены в облике морских дев, гордых и прекрасных. Красавица Медуза, обладательница стройной фигуры и роскошных волос, казалось, рождена была для того, чтобы пленять мужские сердца. Однако, по одной из версий легенды, она стала жрицей Афины Паллады, богини войны, и дала вечный

Проклятие Афины

Обет, данный Медузой, не остановил Посейдона - всемогущего бога морей. Он явился красавице прямо в храме Афины и, ослеплённый желанием, взял её силой. Узнав об этом, богиня пришла в ярость. Однако виновной в случившемся, а также в осквернении святыни она посчитала не Посейдона, а несчастную Медузу. Безудержный гнев Афины пал заодно и на обеих старших сестёр девушки.

В результате проклятия богини красавицы-сёстры обратились в чудовищных крылатых тварей. Их кожа покрылась отвратительными морщинами, на теле появилась чешуя, выросли страшные когти и клыки, а волосы обратились в клубки Более того - с этого времени любой несчастный, имевший неосторожность встретиться с глазами с какой-нибудь из Горгон, немедленно обращался в каменное изваяние…

Осознав, что больше им нет места среди богов и людей, сёстры-Горгоны отправились в изгнание на западную оконечность обитаемой земли, где и поселились на отдалённом острове в мировой реке Океан. Впрочем, в скором времени они оправдали страшную молву, которая пошла о них по всему миру, загубив немало несчастных душ. Именно младшая из сестёр стала самой жестокой и кровожадной.

Многие герои пытались расправиться со страшным чудовищем - ведь тому, должна была достаться не только слава, но и бесценный трофей: её голова. Сила взгляда Медузы продолжила бы обращать существ в камень даже после её смерти. Однако не преуспел никто - до тех пор, пока совершать подвиг не отправился юный Персей, по иронии судьбы вовсе не ради трофея или славы.

Кто такой Персей

Легенда о Персее гласит, что у правителя Аргоса по имени Акрисий была единственная дочь Даная. Поверив предсказанию, что сыну Данаи суждено будет стать причиной его гибели, перепуганный Акрисий запер дочь в башне, собираясь уморить её голодом и жаждой. Однако красавицу заметил сам Зевс, глава олимпийских богов. Он проник в темницу к Данае в виде золотого дождя и сделал её своей женой. От этого брака на свет появился мальчик, получивший имя Персей.

Мифология гласит, что однажды Акрисий, услышав смех ребёнка, поднялся к дочери в башню и был подавлен и поражён, однако убить маленького полубога собственной рукой всё-таки не решился. Вместо этого он принял чудовищное решение: приказал посадить Данаю с младенцем в деревянный ящик и бросить в волны моря.

Однако Персею с матерью не суждено было умереть. Спустя какое-то время ящик вытащил на берег рыбак по имени Диктис - брат царя острова Серифа, Полидекта. При дворе Полидекта и вырос маленький Персей, прославившийся впоследствии как тот, кто убил Медузу Горгону.

Подготовка героя к походу

Однако жизнь Персея и его матери на Серифе тоже оказалась непростой. После смерти своей супруги Полидект задумал взять в жёны красавицу-Данаю. Однако та всячески противилась этому, а Персей был для матери надёжной защитой. Задумав извести юношу, коварный Полидект дал молодому герою задание: принести ему голову чудовища, известного всей Элладе как Медуза Горгона.

И Персей отправился в путь. Однако бессмертные жители Олимпа не могли допустить гибели сына самого Зевса. Быстрокрылый вестник богов-Гермес и воительница Афина приняли его сторону. Гермес вручил юноше свой меч, с лёгкостью рубивший любую сталь. Паллада же отдала Персею медный щит, блестящий, словно зеркало, и благословила в дорогу.

Долгими были странствия героя по дальним землям. Наконец достиг он мрачной страны, в которой жили охранявшие путь к Горгонам старые грайи, имевшие на всех троих один зуб и один глаз. С помощью хитрости Персею удалось выкрасть у грай их "сокровища", оставив их беззубыми и слепыми. В обмен на возвращение похищенных вещей грайям пришлось рассказать герою, как отыскать Горгон.

Дорога в нужную сторону пролегала через край, где обитали нимфы. Узнав, кто такой Персей и куда он следует, нимфы, желая помочь, подарили ему три волшебные вещи. Это была сумка, способная вместить всё, что угодно, крылатые сандалии, позволявшие летать по воздуху, и шлем владыки Подземного царства, Аида, дарующий невидимость тому, кто его наденет. Поблагодарив за помощь и дары, Персей полетел прямиком на остров, который занимали Горгоны.

Гибель чудовища

Судьба и боги благоволили герою. Персей оказался в логове чудовищ в то время, когда они крепко спали и не могли заметить его. Медный щит, подаренный Афиной, оказался очень кстати: глядя в отражение на нём, словно в зеркало, юноша сумел хорошо рассмотреть трёх сестёр, а главное - догадаться, которая из них Медуза Горгона.

И Персей ринулся в атаку. Хватило единственного верного удара мечом - и отсечённая оказалась у героя в руках. На землю хлынула алая кровь чудовища, из которой возникли ослепительно белый конь Пегас и золотой лук Хрисаор, без промедления взмывшие в небеса.

Взвыли от ужаса две проснувшиеся Горгоны. Кинулись они ввысь, чтобы найти и растерзать того, кто убил их младшую сестру. Но тщетно летали они над островом в поисках Персея - благодаря крылатым сандалиям юноша был уже далеко, унося в сумке страшную голову Медузы.

Спасение Андромеды

На своём долгом пути назад Персей оказался в Эфиопии, на территории царства Кефея. Там, на берегу океана, он увидел его дочь, прекрасную царевну Андромеду, прикованную цепями к скале. Девушка поведала герою, что её оставили здесь, чтобы принести в жертву морскому чудищу, ниспосланному Посейдоном из морских глубин. Эта исполинская рыба опустошала царство Кефея по приказу бога морей из-за того, что мать Андромеды, Кассиопея, прогневала морских нимф, заявив, что её красота гораздо совершеннее. Оракул поведал сражённому горем царю Кефею, что искупить вину его супруги можно, лишь принеся в жертву чудовищу их единственную дочь.

Сражённый горестной историей, а также красотой Андромеды, Персей не оставил несчастную девушку в беде. Дождавшись появления чудовища, он убил его в тяжёлом бою, а после отвёл спасённую царевну во дворец к её родителям и заявил о том, что хочет взять её в жёны.

Возвращение Персея

Отпраздновав свадьбу, Персей и Андромеда вернулись на остров Сериф, где застали Данаю прячущейся в храме Зевса от настырных домогательств Полидекта. В гневе Персей поспешил в царский дворец, где Полидект пировал со своими друзьями. Тот совсем не ожидал увидеть юношу живым, и принялся потешаться над ним: "Хвастун! Выходит, не исполнил ты моего приказа? Ну и где же твоя Медуза Горгона?"

И Персей, не простив оскорбления, в порыве ярости выхватил из сумки голову Медузы и показал царю. В тот же миг царь и его друзья обратились в камни.

Персей, однако, не остался на Серифе. Передав власть на острове Диктису, брату прежнего царя, он с матерью и Андромедой вернулся в родной Аргос. Услышав о возвращении героя, дед его, царь Акрисий, бежал в Ларису, на север страны. Персей же вступил на трон и правил долго и счастливо.

Пожалуй, самыми популярными монстрами у древних были Змей и Дракон. Монстрами были не они сами, как таковые, а наделённые их чертами, божественные персонажи, называемые их именами. Чего только стоит бестиарий Древней Греции: Тифон, Ехидна, Лернейская Гидра, Пифон, Медуз(с)а Горгона. Причём, согласно грекам (да, и не только им), если змея, — значит гад. В самом прямом ругательном смысле этого слова. Вот Зевс - хороший. Афина - просто прелесть. Посейдон - само очарование. Ну, и так далее. А ведь, если разобраться, забыть ту книжку, которую все читали в детстве про мифы Древней Греции, то что же мы узнаем и поймём?

Вот, возьмём, к примеру, Горгону , прозванную Медусой . Это именно прозвище, означает оно «повелительница» (согласно другим источникам - «хранительница»). Изъясняясь языком современных биографий, родилась она в семье морских божеств. Отца звали Форкием, мать - Кето, а вот бабушкой была сама Гея-земля, дедушкой - Понт-море, то есть по происхождению была Медуса настоящей титанидой. И родилась она вовсе не ужасным чудищем, а прелестной кудрявой девчушкой. Выросши, превратилась в невероятную красавицу, что и сделало её столь желанной для многих мужчин божественного происхождения, и столь ненавистной для женщин с теми же корнями.

Честь морской девы вздумал украсть сам бог всех морей, Посейдон. И место для сего отвратительного действа выбрал совсем уж какое-то неподходящее (может быть, так сложились обстоятельства) - храм Афины Паллады. Надо сказать, что такое благозвучное прозвище, Паллада, эта богиня получила в результате некоторых обычных для олимпийских небожителей жестоких пристрастий: она содрала кожу с ещё живого гиганта, поверженного ею в битве. Звали гиганта - Паллас (Паллант). Наверное, это был первый живодёрский подвиг Афины, поэтому и прозвище именно за него ей и присвоили. О времена, о нравы… Даже Аполлон делал это (про сдирание кожи).

Но: Посейдон получил желаемое. А вот Афина была просто в бешенстве. И гнев её пал на кого? Уж не на дядюшку Посейдона, конечно. На униженную Медусу, которая и была превращена в змееподобное чудовище с теми же змеями вместо чудных кудряшек. Мало того, теперь все, на кого падал её взгляд, обращались в камень. Заодно и обе её ни в чём не повинные сестры превратились в монстров, что просто дико несправедливо.

Самая красивая из титанид морально раздавлена и обречена на вечное одиночество. Вы думаете, Афина успокоилась после этого. О, нет. Она находит Персея, своего сводного брата, через других богов и полубогов снабжает его магическими артефактами, и посылает за головой Медусы.

Персей, будучи юношей бледным со взором горящим, оттого и подверженный самому настоящему юношескому максимализму, летит и убивает злобного монстра, Медусу, путём отсекновения ея главы. Довольный и гордый, улетает со своей добычей. Тут на месте битвы появляется Афина Паллада, по своему обыкновению сдирает кожу с тела Горгоны, обтягивает ею свой щит, который отныне будет зваться «горгонион». Всё, месть (!) свершилась. Занавес. Аплодисменты.

Давайте разберёмся. Эллины, познакомившие мир с «Мифами Древней Греции», не вдруг появились там, где, как мы знаем, родилась древнегреческая цивилизация. Племена, ставшие впоследствии эллинами, продвигались на юг с севера в течении некоторого исторического периода. Титанида Кето родилась и сочеталась браком с морским божеством Форкием в Гиперборейских пределах. Как говорил об этом эллин Гесиод, «близ конечных пределов ночи». И три дочери Кето родились именно там. Одной из них и была Медуса. Изначально все три сестры почитались и боготворились как прекрасные Лебединые девы. Ведь Лебедь - символ Гипербореи, страны, существовавшей так давно, что лично я предлагаю убеждённым ортодоксальным историкам даже не задумываться над этим. Дабы не повредиться рассудком.

Имя Медусы Горгоны состоит из четырёх древнейших слов, принадлежащих к праязыку: «мед», «ус», «гор» и «гон». Объединим, к примеру, два из них, «мед» и «гор». Что получится? Правильно - Медной Горы Хозяйка. Загадочная повелительница Урала, накрепко связанная в народном представлении с мудрыми щелпами, часто принимающими змеиный или полузмеиный облик. Можно пойти дальше, принять во внимание горную сущность Хозяйки, и объединить её образ с девой-Горынишной (Горгонией) из русских сказов. Она же - Горынинка, она же - Латымирка, она же - Баба Яга. Богатырка (читай - титанида), стерегущая границу между Явью и Навью. Одно из своих имён получила от названия Латырь-горы (так называли побережье Балтийского моря). В тёмное время суток считалась супругой Чернобога (Кащея, Змея-Горыныча). Знала язык всех животных, и имела в своём распоряжении воздушное транспортное средство передвижения, в народе именуемое ступой. Задумайтесь - зачем людям выдумывать такую странную вещь - большую летающую бадью?

В средневековом сознании русских народов память о Медузе Горгоне трансформировалась в образ рыбы Мелузы. На самом деле ничего рыбьего в этом образе нет. Это дева, явно царских кровей, поскольку на её голове - корона. А вместо ног - змеи. Мелуза всегда изображалась, окружённая рыбами. Просто потому, что нужно было как-то обозначить её связь с морем. Русская Мелуза - это, без всяких сомнений, прекрасная и змееногая фея Мелузина , прародительница многих королевских дворов Европы.

"Рыба Мелусина в Окияне живёт..."


Мелузина

Помните одно их толкований прозвища Медуса? Хранительница. Так вот, уничтожив ненавистную ей Горгону, Афина поместила изображение её головы в центр своего щита-горгониона (говорят, это было не изображение, а голова как таковая). Ту же самую картинку захотели для своих эгид (плащей) Зевс с Аполлоном. И вовсе не для того, чтобы похваляться своими победами. Лик Медусы со змеями вместо волос явно обладал защитными функциями оберега. Оберега такой силы, что даже боги не упустили случая им воспользоваться. Поэтому самым первым значением выражения «под эгидой» было: «под защитой Медусы Горгоны». Знали об этом и русичи. Они делали амулеты-змеевики, помещая в их центре тот же самый образ. Учёные затрудняются с определением возраста самых древних таких амулетов. Какая прелесть, правда?! Они «затрудняются»!

И это ещё не всё. Из крови убитой титаниды явились на свет могучий воин Хрисоар и великолепный крылатый конь, Пегас. Разве могло что-то на самом деле ужасное породить такое чудо? Кровь просачивалась и из того мешка, в который Персей положил голову Медусы. Попадая в море, она превращалась в красные кораллы, горгонарии (кои использовались для защиты от «дурного глаза», лечили отравление и ещё ряд заболеваний). Капая на землю, кровь становилась змеями. Одна из них обвила жезл Асклепия, врачевателя. Кстати, снова об Афине, которая ушла с места убийства не только с новеньким щитом. Она ещё и собрала как можно больше крови Горгоны в два разных сосуда. И оба подарила тому же Асклепию, чтобы тот смог оживлять людей кровью из левой половины тела титаниды, и умертвлять - кровью из правой.

Удовлетворённая местью Афина присвоила себе новое прозвище - Горгопа (это означает «богиня с ужасным взглядом»). Герой Персей назвал дочку Горгофона («убийца Горгоны», милое имечко для маленькой девочки). Для мальчиков тоже придумали новое имя - Горгий. Так что, русский миф о Георгии, убивающем Змия - это тоже отражение тех давних событий.

Кем на самом деле были боги-олимпийцы? Почему они так ненавидели своих предшественников, титанов? Безудержная жестокость, чревоугодие и похоть небожителей Древней Греции стала началом падения нравов повсеместно. По крайней мере, мне так кажется.

Конечно, всё не так однозначно. Но с этой неоднозначностью стоит разобраться. Хотя бы для того, чтобы понимать: человеческое сознание несколько раз за историю Земли менялось и ломалось в угоду кому-то. Кому-то, кто называл себя богом, обладал неимоверными способностями и возможностями, что позволяло, в зависимости от настроения, то помогать людям, то насылать на них страшные беды. Кому-то, кто мог объявить чёрное белым, и белое - чёрным, совершенно не заботясь о сохранении истины для человечества.

Хранительница Медуса Горгона, лебединая дева Гипербореи была убита Афиной только потому, что мешала Палладе одним своим присутствием на белом свете. Это была самая настоящая идеологическая война, смена власти. Тогда пришло время новых богов, а старые боги не просто уничтожались. Само их значение, их характер и сущность извращались и переворачивались с ног на голову. Для того, чтобы скрыть правду, и завоевать прочное место в людском сознании.

Елена Бочарникова